Большую орфографическую трудность вызывают гласные, которые называются соединительные. "О" и "е" в сложных словах часто не замечают, вследствие чего допускают ошибки. Примечательно, что других букв, соединяющих две основы, нет.

Определение

Если слово состоит из двух и более основ - оно будет именоваться сложным. Например, сельскохозяйственный (сельское хозяйство), мясо-молочный (мясо и молоко), научно-технический (наука и техника), летописец (писать летописи).

Сложные слова в русском языке появились на современном этапе развития в период обилия информации, ведь это позволяет в одном слове уместить несколько понятий.

Явления, когда в образовании сложного слова используется более двух корней, достаточно редки. Например, веломотоспорт.

Образование и варианты написания

Образовываться сложные слова могут различными способами. От этого будет зависеть их правописание. Разберем самые популярные:

  • Сложение полных основ: диван-книжка, кресло-качалка, левобережный, железобетонный, быстрорастворимый. Образовываться эти слова могут при помощи сочинительных и подчинительных связей. О различиях в правописании таких конструкций поговорим позже.
  • Сложение усеченных основ: спецкор, драмкружок, юннат. Усекаться могут как обе основы (юннат - юный натуралист), так и какая-либо одна: турфирма (туристическая фирма - урезана первая основа, а вторая неизменна).
  • Можно образовать сложное слово, используя соединительные гласные. В русском языке их всего две - "о", "е". Слова птицеферма, древнерусский, домосед, водопад, атомоход образованы именно таким способом.
  • К сложным словам относят и аббревиатуры, кстати, самый молодой способ образования слов. К примеру, РАН (Российская академия наук), ВУЗ (высшее учебное заведение), АЭС (атомная электростанция).
  • Пишут сложные слова в русском языке слитно либо через дефис: сенокос, железнодорожный, вечнозеленый, школа-интернат, динамо-машина, плащ-палатка. Употребление того или иного способа зависит от образования конкретного слова.

    Слова с соединительной "о"

    Разберем, когда употребляются соединительные "о", "е" в сложных словах. Примеры, когда необходимо писать "о" следующие:

    • железнодорожный;
    • фабрично-заводской;
    • лесостепь;
    • народно-освободительный;
    • железобетон.

    Во всех этих словах первая основа оканчивается на твердый согласный, поэтому и требуется употребление соединительной "о".

    Слова с соединительной "е"

    Теперь следует разобрать сложные слова с соединительной гласной е. Примеры такие:

    • древнерусский;
    • пешеход;
    • овощехранилище;
    • птицелов;
    • кожедел;
    • кашевар;
    • общежитие;
    • путешественник;
    • бурелом;
    • дождемер.

    Все эти слова объединяет тот факт, что первая основа оканчивается на мягкий согласный (дождемер, древнерусский), на шипящий (общежитие, пешеход, кашевар) или на "ц" (птицелов). Следовательно, в таких словах следует писать соединительную "е".

    Варианты основ

    Иногда соединительные "о" и "е" в сложных словах не используются: их заменяют части производных основ. Разберем подобные случаи.

  • Слово образовано из сочетания наречия с именем прилагательным: малоисследованный, вечнозеленый, сугубоотрицательный, зловеще-гордый. Здесь "о" и "е" - не соединительные гласные, а суффиксы.
  • Первая часть - глагол в повелительном наклонении: вертихвостка, перекати-поле.
  • Слово-оттенок цвета. Соответственно, для связи основ используется суффикс -а-/-я-: изжелта-красный, иссиня-черный.
  • Когда соединительная гласная не нужна

    В русском языке немало случаев, когда соединительные "о" и "е" в сложных словах совершенно не нужны. Это происходит в следующих случаях:

  • Если первая производящая основа - имя числительное в форме родительного падежа: двухспальный, пятидневка, двудонка. В данном случае имеют место суффиксы, омонимичные окончаниям формы родительного падежа.
  • В ряде случаев слово образовано без данных гласных просто с помощью сложения основ. К примеру, сравним слова "психотерапия" и "психастения". В первом случае слово имеет соединительную "о", а во втором буква "а" - начальная в слове "астения".
  • Иногда первая производящая основа - начальная форма имени существительного: семяножка (но: семенохранилище), пламяизвергающий (но: пламеносец).
  • Также первая производящая основа может иметь форму какого-либо падежа. Так, все слова с первой частью сума- и ума- будут писаться без соединительных гласных: умалишенный, сумасшедший.
  • Многие части - слова иноязычного происхождения: авиа-, авто-, мото, фото-, электро-, квази- и другие. Здесь вне зависимости от твердости/мягкости предшествующего согласного остается первоначальный гласный: квазиинтересный, электродвигатель, авиамоделирование, мотоклуб.
  • Следует отличать сложные слова от простых. Так, в слове "электрификация" всего один корень электри-. Все, стоящее за ним - это суффикс и окончание. Другое дело слова "электроноситель", "электромонтер", "электродвигатель". В них уже две основы, одна из которых - электро-.
  • Правописание сложных слов

    Соединительные "о" и "е" в сложных словах могут употребляться как при слитном их написании, так и при дефисном. Рассмотрим случаи употребления дефиса.

    Составить сложные слова можно с помощью сочинительной и подчинительной связи. Если они образованы первым случаем, то будут писаться через дефис. Другими словами, между частями легко можно поставить союз "и". Разберем примеры, для этого необходимо составить сложные слова: диван и кровать - диван-кровать; научный и технический - научно-технический; русский и английский - русско-английский; фабрика и завод - фабрично-заводской; мясо и молоко - мясо-молочный; военно-медицинский - военный и медицинский и другие.

    Сложные слова (существительные и прилагательные) со значением сторон света: западно-европейский, юго-восточный, северо-восток.

    Слова, передающие оттенки цветов: малиново-золотой, серо-буро-коричневый, светло-зеленый, пурпурно-синий.

    Если слово образовано от имени собственного: лев-толстовский стиль, вальтер-скоттовские идеи, нью-йоркская биржа. Исключение составляют географические названия, образованные из словосочетания существительное и прилагательное: Великие Луки - великолукский, Сергиев Посад - сегриевопосадский, Старая Русь - старорусский.

    Слова - научно-технические термины: динамо-машина, вакуум-сушилка, дизель-электрод, стоп-кран, фильтр-пресс.

    Слова - обозначения политических партий и течений: вице-мэр, либерально-демократический, социал-демократ, национал-социалистический.

    Слово, имеющее в первой части оценочное суждение: горе-жена, рубаха-парень, лапочка-дочка, паинька-сынок.

    Если первая производящая основа - обозначение какой-либо латинской буквы: альфа-самец, бета-каротин, гамма-излучение.

    Слитно необходимо писать сложные слова, образованные с помощью подчинительной связи: лесоперерабатывающий (перерабатывать лес), старомосковский (старая Москва), летописец (писать летопись), молочноперерабатывающий (перерабатывать молоко), лесозаготовки (заготовки леса).

    Рис. 2. Николай Добронравов ()

    Сложные слова называют людей по профессии.

    Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

    баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

    пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

    водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

    сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

    птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

    Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

    Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

    Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

    частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

    белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

    златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

    Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

    Вот так составили транскрипции сложных слов:

    На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

    Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

    Рис. 3. Горихвостка ()

    Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

    Рис. 4. Краснопёрка ()

    Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

    Рис. 5. Лисохвост ()

    Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

    Рис. 6. Водомерка ()

    Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

    Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

    Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

    Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

    На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

    1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
    3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
    5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
    6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
    1. Rus.1september.ru ().
    2. Gramma.ru ().
    3. 5klass.net ().
    4. School-collection.edu.ru ().
    5. Oldskola1.narod.ru ().
    • Реши орфографические задачи.

    Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

    • Найди сложные слова, покажи их строение.

    …Летают и пляшут стрекозы,

    Весёлый ведут хоровод.

    А. Толстой

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен мухомор.

    В. Жульжин

    • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

    Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.

    В начале иноязычных слов, если произносится ё , пишется йо , например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).

    IX. Правописание сложных слов

    § 41. Соединительные гласные о и е

    В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например:домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .

    В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

    § 42. Сложные слова без соединительной гласной

    Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).

    В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.:семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

    Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.

    Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.

    С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний словасумасшедший, умалишённый и т. п.

    В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

    Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .

    Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.),суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).

    Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами

    Понаблюдаем, как образовано слово самолёт . Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными .

    Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

    Самовар сам варит, второй корень вар-.

    Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

    Самоделка - сам делает, дело, второй корень дел-.

    Самолюбие - чувство собственного достоинства - сам, любит, корень люб-.

    Сам - первая часть сложных слов.

    Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

    мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

    пар оход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

    камн епад (падают камни, корни камн-, пад-),

    звезд опад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

    В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р" и н" , корни соединяет буква Е.

    В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д, корни соединяет буква О.

    Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

    Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

    1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

    2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый - надо писать О, если на мягкий - Е.

    Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

    Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

    Многолетний - много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

    путеводитель - путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,

    древнерусский -древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

    водоплавающие - вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

    Образовываем сложные слова

    Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

    1) Поток воды, который падает с большой высоты.

    2) Человек, который пашет землю.

    3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

    4) Жук, который ест кору.

    5) Человек, идущий пешком.

    Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

    Как называются эти сказочные предметы?

    Сапоги — самоходы, скатерть — самобранка, гусли - самогуды.

    Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

    Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

    Находим сложные слова в стихотворных строках:

    Спозаранок скачут птицы

    По заснеженным ветвям -

    Желтогрудые синицы

    Прилетели в гости к нам.

    (Ю. Синицын)

    Пришла весна! Весна-красна

    С зелёной травкой у окна.

    Повесила серёжки

    Берёзе-белоножке.

    (Е. Трутнева)

    По оврагам, по обрывам,

    Через пальцы ивняка

    Льётся тихо и пугливо

    Желтолистая река.

    Школьный дом одноэтажный

    Улыбается окном.

    Грач по нивам бродит важно,

    Словно сельский агроном.

    (М. Исаковский)

    Листопад! Листопад!

    Лес осенний конопат.

    Налетели конопушки,

    Стали рыжими опушки.

    (Н. Егоров)

    Сложные слова:

    желтогрудые - с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

    белоножка - с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

    листопад - падают листья, корни лист-, пад-;

    желтолистая - с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

    одноэтажный - с одним этажом, корни одн-, этаж-.

    О каком человеке можно так сказать?

    Лежебока - любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж, пишем букву е;

    сладкоежка - в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

    пустослов - говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

    Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

    Трудолюбивый - любит труд, корни труд-, люб-;

    слабовольный - слабая воля, корни слаб-, вол-;

    милосердный - милое сердце, корни мил-, серд-;

    добродушный - добрая душа, корни добр-, душ-;

    благородный - благо роду, корни благ-, род-.

    Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

    Великая душа - великодушный (корни велик-, душ-),

    острый ум - остроумный (корни остр-, ум-),

    ясные глаза - ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

    тёмные волосы - темноволосый (корни темн-, волос-).

    Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

    Добролюбов - любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов - русский писатель.

    Добронравов - добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник.

    Боголюбов - любящий бога, корни бог-, люб-.

    Краснощёкова - красные щёки, корни красн-, щёк-.

    Сложные слова называют людей по профессии.

    Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

    баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

    пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

    водопроводчик — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

    сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

    птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

    Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

    Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

    Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

    частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

    белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

    златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

    Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

    Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

    Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

    Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

    Горихвостка - сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

    Краснопёрка - сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

    Лисохвост - корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

    Водомерка - корни вод-, мер-. Вода, измерить.

    «Медвежанская ООШ»

    Соединительные о,е в сложных словах

    6 класс

    Учитель 1 категории: Жаркова Ирина Александровна

    2016г.

    Русский язык 6 класс дата: 21.11.2016

    Урок № 53

    Тема урока «Соединительные о и е в сложных словах»

    Цель урока: Формирование грамотности, создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании соединительных О и Е в сложных словах
    Задачи: обучающие: анализировать случаи правописания соединительных о - е в сложных словах;
    развивающие: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
    воспитательные: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
    Планируемые результаты Предметные:
    - знать условие выбора букв о – е в сложных словах;
    - уметь находить изучаемую орфограмму; уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор; уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму
    Личностные:
    - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
    - определять общие для всех правила поведения;
    - определять правила работы в парах;
    - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
    Метапредметные: Регулятивные УУД:
    - определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
    - высказывать свое предположение на основе учебного материала;
    - отличать верно выполненное задание от неверного;
    - осуществлять самоконтроль;
    - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
    Коммуникативные УУД:
    -слушать и понимать речь других;
    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
    -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
    Познавательные УУД:
    - ориентироваться в учебнике, тетради;
    - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
    - проводить анализ учебного материала;
    - проводить классификацию, указывая на основание классификации;
    - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

    Базовый учебник : Баранов М.Т., Ладыженская Т. А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2016.

    Тип урока: урок открытия новых знаний
    Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая
    Необходимое техническое оборудование : компьютер, проектор, презентация
    Основные понятия темы: сложные слова, способ словообразования, морфема, корень, основа, твердый согласный, мягкий согласный

    Ход урока

      Организационный момент. Мотивация.

    Проверка готовности к уроку

    Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте?

    Всё ль в порядке?

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Проверили? Садитесь!

    С усердием трудитесь!

    Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка? (интересный, познавательный, плодотворный, развивающий)

    Сегодня у нас урок не простой, мы сегодня будем исследователями. Нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие. Чтобы ваши исследования прошли успешно, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь.

    Какими должны быть на уроке ученики? (активными, внимательными, помогать друг другу)

    Результаты своей работы будем заносить в лист контроля. Подпишите его.

    ____________________________(Ф.И.)

    - Ребята, сегодня мы продолжаем работать по разделу «Словообразование».

    Выявление восприятия. И начнем мы нашу работу исследователей с загадок. Я читаю загадки, вы отгадываете, ответы записываем у доски. (картинки вывешиваются на доску)

    Хоть заманчив он на вид,

    но однако ядовит.

    Знают люди с давних пор:

    Несъедобен (МУХОМОР)

    Смело в небе проплывает,
    Обгоняя птиц полёт.
    Человек им управляет.
    Что такое? (САМОЛЁТ)

    Есть у нас квартире робот,

    У него огромный хобот,

    Любит робот чистоту

    И гудит, как лайнер «ТУ».

    Он охотно пыль глотает.

    НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)

    Каждый день выходит утром
    В повседневный свой поход.
    Знать все правила обязан
    На дорогах … (ПЕШЕХОД)

    И на земле, и на снегу

    Я зверя выследить могу

    По следу лапок и копыт.

    На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)

    По волнам плывёт отважно,
    Не сбавляя ход.
    Лишь гудит машина важно,
    Что такое? (ПАРОХОД)

    2. Актуализация знаний.

    Но сначала вспомним изученное.

    Ребята какие слова мы с вами записали? (сложные

    Какие слова называются сложными?

    Сложными называются слова, состоящие из 2-х(реже 3-х) корней.

    Работа с сигнальными карточками.

    Я называю слова и утверждаю, что они сложные. Если я права – поднимите правую руку.

    Хлебница, хлеборезка. Пылесос, пылища, синеглазый, синеватый, музыкант, водовоз, варенье, сталевар, жизнелюб, огородник.

    3. Открытие новых знаний.

    1. Постановка проблемы.

    Какие слова вызвали затруднения? Почему? Какую гласную нужно вставить?

    Итак, можно ли ошибиться в выборе соединительной гласной?

    2. Определение темы.

    Сформулируйте тему урока.

    Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

    Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, «классная работа» и тему урока « Соединительные о-е в сложных словах»

    3. Постановка цели урока.

    Исходя из проблемы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель нашего исследования.

    Научиться правильно писать сложные слова, не ошибаться в выборе соединительной гласной.

    4. Поиск решения проблемы

    Продолжим наше исследование. Обратимся к словам на доске.

    Внимательно рассмотрите слова. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

    Если у обучающихся возникли трудности, можно обратить их внимание на согласную перед соединительной гласной.

    Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.

    В сложных словах после твердой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.

    Откройте учебники и сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 112. Верно ли мы сформулировали вывод исследования?

    Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.

    5. Переработка и преобразование полученной информации.

    Составление схемы (работа в парах)

    На следующем этапе исследования, работая в парах, попробуйте схематически (без слов) записать данное правило.

    Когда работа будет закончена, несколько пар могут продемонстрировать полученные схемы на доске.

    Пример схемы

    [ц]

    Сильный ученик. Составление алгоритма

    Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм.

    1. Определить, что это сложное слово, как образовано.

    2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.

    3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.

    Читает правило в стихотворной форме:

    Этих гласных только две:

    Буква О и буква Е.

    Коли тверд согласный звук,

    Буква О подходит тут.

    Если мягок этот звук,

    Букву Е пишите тут.

    6. Закрепление. Работа у доски

    Работа с учебником. Упражнение 215. Работают по цепочке, образовывают сложные слова. Проговаривают условия выбора изучаемой орфограммы, обозначают графически. Составляют сложные предложения.
    Рефлексия.
    - Сложно было выполнить задание?
    - О чем нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

    7. Физминутка.

    «Найди себе пару»

    Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит карточку, на котором написано слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной. Объяснить правописание.

    Книга любовь

    Пыль сосать

    Земля мерить

    Вода падать

    Лёд колоть

    Лес рубить

    Рыба ловить

    Составить предложения со сложными словами.

    8. Выполнение заданий дифференцированного характера.

    1 уровень

    Прочитайте текст. Подчеркните сложные слова. Вставьте пропущенные буквы

    Плывёт в море пар…ход. Вода в море синяя, а палуба белая. Очень красиво, когда в синем море плывёт белый тепл…ход.

    Но вот в северных морях появился лед…кол «Сибирь» - гордость русских мор…ходов. Палубы и все надстройки у лед…кола оранжевые.

    В снег…пад и в солнечную погоду белое судно трудно заметить среди льдов. А за лед…колом идёт караван судов. Вот для чего ему яркий цвет.

    2 уровень

    Замените словосочетания одним сложным словом

    Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди одной фамилии, любить свободу, резать овощи, описывать жизнь, качать воду.

    3 уровень

    Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Исключите слова по одному из цепочки по самостоятельно найденному признаку так, чтобы осталось одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте

    Мяс…рубка, птиц…фабрика, выпускник, пар…возы, земл…делие, сад…вод.

    9. Распределить слова в 2 столбца в зависимости от соединительной гласной.

    Мясорубка, путешествие, общепринятый, теплолюбивый, слабовольный, картофелечистка, птицефабрика, широкоплечий, грушевидный, паровозы, единодушие, земледелие.

    10. Итог. Самостоятельная работа по перфокарте в парах. Взаимопроверка.

    На карточке написаны слова. По вертикальной полосе написаны гласные О и Е, листок отгибается.

    Карточки

    вод..провод

    земл..трясение

    гром..отвод

    вод..мерка

    земл..делие

    дожд..мер

    жизн..описание

    груз..подъемник

    картофел..копалка

    каш..вар

    книг..печатание

    корабл..строение

    лед..ход

    машин..строение

    нефт..провод

    овц..водство

    пар..ходство

    растени..водство

    ча..питие

    басн..писец

    власт..любие

    кон..водство

    песн..пение

    чест..любие

    вод..пой

    язык..знание

    стал..вар

    гряз..лечение

    хлеб..резка

    газон..косилка

    птиц..лов

    пеш..ход

    овощ..хранилище

    черн..морец

    сад..водство

    птиц..фабрика

    газ..провод

    прав..писание

    олен..водство

    лед..кол

    11. Итоги урока

    Какова была тема исследования?

    Сделайте вывод: как выбрать написание соединительной гласной в сложном слове?

    Вы замечательно потрудились, каждый из вас поработал в полную силу.

    Оценка устных ответов учителем

    Приём незаконченного предложения

    Сегодня я узнал …
    Мне было трудно …
    Теперь я могу …
    Я приобрёл …
    Я научился …

    Я благодарю вас за работу на уроке. Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро, дарить благо друг другу и жить так, чтобы у вас всегда был смысл в жизни.

    Поставьте себе общую оценку за урок.

    Домашнее задание.

    1. Выучить правило на с.119 п. 41

    2. На выбор:

    а) упр. 217;

    б)составить диктант для соседа на изученное правило.

    Спасибо за внимание!