Материалы для участия в заочном туре конкурса «Учитель -года 2016».

Целевая группа: учителя начальных классов, учителя-логопеды, родители.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения при овладении письменной речи. Ребята испытывают затруднения при изучении русского языка, хотя хорошо справляются с другими предметами. Что это: орфографические ошибки из-за незнания правил или необъяснимые "глупые" пропуски букв, замены одних букв на другие и тому подобное?

А может – правила учит-учит, а вовремя применить их не может?

Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка: «Он просто не старается». Но на самом деле 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же? Давайте разберемся!

Возможно, у вашего ребенка имеется такое нарушение письменной речи, как дисграфия.

Дисграфия -частичное расстройство письменной речи, проявляющееся в стойких и повторяющихся специфических ошибках. (Н. Садовникова) (слайд №2)

Большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
Также, дисграфия может быть обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма.
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы). (слайд №3)

Симптоматика дисграфии:

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь". Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или "крючок" в букве "Щ". Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Как определить, нужна ли ребенку помощь логопеда? А если специалиста, в силу различных обстоятельств, нет и учитель, родитель не могут получить квалифицированную консультацию. Как в этой ситуации помочь ребенку? Для начала необходимо, чтобы учитель начальных классов (родитель) знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Классификация дисграфических ошибок.

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. (слайд №4)
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии. (слайд №5)
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (слайд №6)
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
  • повторение букв и (или) слогов;
  • контоминация - в одном слове слоги разных слов;
  • слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

4. Аграмматическая дисграфия. (слайд №7)
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
5. Оптическая дисграфия. (слайд №8)
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то - месяцы. Суть уроков - тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Конечно же, ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: логопед есть далеко не в каждой школе и без помощи учителя и родителей, ребенку не справиться.

Запомните, что обычные педагогические приемы, большое количество диктантов и зазубривание правил не помогут, а могут только усугубить проблему.
Поэтому, предлагаю Вам некоторые игры, которые помогут справиться с дисграфией.

У вас у каждого на столе лежит листок бумаги и ручка. Давайте сейчас вместе попробуем поиграть.

Игры и упражнения для преодоления дисграфии

"Дешифровщики"

Каждую букву обозначаем какой-нибудь цифрой. Записываем слово цифрами, а ребенок должен расшифровать и записать слово.

"Словесный мяч"
Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д. Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.

"Магазин"
Подбираем картинки определенных предметов или животных, например, ЯБЛОКО, а затем "продаем" их, "рекламируя" по каждой букве:
я - яркое;
б - большое;

л – любимое;
о - огромное!;
к – круглое;

о – очень вкусное! (слайд №9)

С некоторыми из них мы с вами познакомились, остальные вы можете посмотреть в презентации и буклете и использовать для занятий со своими детьми. (слайд № 10-16)

Диктанты тоже надо писать! Только по-особому.

  1. Чрезвычайно медленно!
    На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.
  2. Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Затем диктуется первое предложение. Попросите ребенка назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (ни в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил: (слайд № 17-18)

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

6. Не ругайте ребенка и не огорчайтесь, когда у него что-то не получается.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Создавайте у ребенка установку на успех. Предупреждение: "Не делай ошибок!" - неэффективно. Правильная установка звучит так: "Я запомню эти слова! Я буду писать правильно!" (слайд №18)

И в помощь вам буклеты с предложенными играми и упражнениями.

Спасибо за внимание!

Прежде чем научиться хорошо читать и писать, все дети проходят через этап ошибок. У кого-то их бывает больше, у кого-то – меньше. Это нормальное и закономерное явление. Но как отличить естественные ошибки от признаков нарушения речевого развития? Дисграфические ошибки – что это такое, почему они появляются и как с ними бороться?

Выделяют несколько основных причин, вызывающих дефекты в речевом развитии:

  1. Внутриутробные: болезни матери, влияние патогенных факторов, кислородное голодание и другие осложнения во время беременности;
  2. Родовые травмы;
  3. Влияние негативных факторов в раннем детстве: менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, повреждения шейного отдела позвоночника;
  4. Социально-психологические: двуязычие в семье, сильный стресс;
  5. Педагогическая запущенность (под этим термином в первую очередь подразумевается возникновение у ребенка отклонений в развитии из-за безразличия со стороны родителей), неблагоприятная социальная и языковая среда.

Все эти факторы негативно влияют на формирование речи в целом, провоцируя различные нарушения чтения, письменной и устной речи. Такие как: , алексия, афазия, алалия, аграфия и дисграфия, дискалькулия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи.

Нарушения письма

Для начала следует выяснить, какие недостатки письменной речи существуют.

Дисграфия - это избирательное нарушение письма при нормальном зрении, слухе и интеллекте, обусловленное недостаточной сформированностью психических функций и проявляющееся в стойких специфических ошибках на письме. При тяжелых дефектах письма говорят про аграфию. Что это такое?

Аграфия - это крайняя степень дисграфии, характеризующаяся полной неспособностью овладеть навыком письма. Обычно этот диагноз ставят детям с первым уровнем речевого развития (не говорящие, использующие для коммуникации лепетные и звукоподражательные слова, жесты, мимику) и вторым (в словаре ребёнка присутствуют достаточно часто употребляющиеся слова, хотя и в сильно искаженном виде). При таких серьёзных нарушениях речевого развития возникает также алексия, то есть неспособность овладеть процессом чтения.

Отдельно следует отметить, что эти диагнозы могут поставить не ранее середины 2 класса. До этого момента могут выявить только предпосылки к возникновению нарушений письма.

Дисграфические ошибки


К специфическим ошибкам письма относят:

  • Существенные затруднения при изучении некоторых букв;
  • Пропуск, перестановка букв, замена их на похожие по написанию, добавление новых;
  • Пропуск, перестановка, замена слогов;
  • Пропуск и замена слов;
  • Зеркальное письмо;
  • Несогласованность слов в предложении;
  • Слитное написание слов с предлогами, раздельное написание слова с приставкой;
  • Нарушение границ предложений (в тексте вообще отсутствуют точки, либо стоят неправильно);
  • Не соблюдение строк при письме.

У ребёнка может наблюдаться один тип ошибок или все виды сразу в зависимости от степени нарушения.

Отличительные особенности дисграфических ошибок

Главная особенность специфических ошибок – неправильное написание буквы в сильной позиции. «Клат» вместо «клад» может написать любой ребёнок, не знающий соответствующего правила, но «клаты» вместо «клады» напишет только дисграфик. То же самое касается гласных под ударением: «карава» — «корова», «дим» — «дым». Если прочитать текст, написанный дисграфиком, то ошибки будет слышно, однако сам школьник во время проверки своей работы чаще всего их не замечает.

Эти ошибки носят стойкий характер, то есть появляются постоянно изо дня в день. Помощь взрослых, повторение орфографических правил и многократное переписывание домашнего задания не улучшают результат.

Если вы замечаете у своего ребёнка или ученика эти симптомы, советуем незамедлительно показать его учителю-логопеду. Он проведет всестороннюю диагностику психических функций (внимание, мышление, память) и речи (чтение, письмо, сформированность операций языкового синтеза и анализа, состояние активного и пассивного словаря), сделает заключение с рекомендациями по исправлению недостатков развития.

Профилактика дисграфических ошибок

Чем выше уровень речевого развития у ребёнка, тем больше вероятность, что проблемы с чтением и письмом его не коснутся.

С самых первых недель жизни малыша читайте ему сказки, пойте песни, рассказывайте стихи, разговаривайте с ним. Почему сказки нужно читать, а не рассказывать? У каждого человека есть определенный набор устойчивых фраз, которые он использует в речи чаще всего. Рассказывая что-то, взрослый будет пользоваться именно ими. Если же родители читают сказку, то они говорят «чужими» словами, обогащая лексикон ребёнка. Также видя у родителей в руках книгу, малыш с самого раннего возраста будет проявлять интерес к чтению.

Постарайтесь как можно дольше не знакомить своё чадо с телевизором, компьютером, телефоном и т.д. Исследования показали, что дети, которые начали пользоваться гаджетами ранее 2 лет, испытывали больше трудностей при обучении грамоте. Связано это с тем, что малыши привыкли к постоянно мелькающим ярким образам на экране. Им тяжело сосредоточиваться и длительное время удерживать внимание на неподвижных печатных символах.

Развивайте мелкую моторику ребёнка и умение ориентироваться на листе бумаги. Для этой цели прекрасно подойдут различные инструменты для рисования: восковые мелки, пальчиковые краски, акварель.

Как бороться с нарушениями письма

Как лечить нарушения письменной речи, если они всё же возникли? В зависимости от причин появления дефектов и степени их выраженности, лечить дисграфию будет один специалист или понадобится комплексная работа нескольких. Если недостатки письма появились на фоне двуязычия в семье, то для исправления такого нарушения будет достаточно грамотного логопеда. Если дисграфию вызвала педагогическая запущенность или недостатки развития психических функций, то наравне с логопедом ребенка следует водить к коррекционному педагогу. Если у школьника имеются какие-либо дополнительные заболевания (миопия, снижение слуха, сколиоз), необходимо, чтобы его ещё раз обследовали лечащие врачи. При этом нарушении необходимо проконсультироваться с неврологом. Он может выявить дополнительные неврологические проблемы, которые следует устранить.

Логопед, коррекционный педагог, психолог, невролог — каждый из них будет заниматься лечением и коррекцией нарушений в своём поле деятельности. Именно такой комплексный подход обеспечит наилучшие результаты лечения.

Логопедическое исправление дисграфических ошибок

В первую очередь учитель-логопед должен исправить ошибки в звукопроизношении , то есть поставить школьнику правильное произношение всех звуков (при этом правильным должно быть не только «звучание», но и движения речевого аппарата в момент произнесения звука).

Развитие навыков звукового, звуко-буквенного анализа и синтеза. То есть умения отличать один звук от другого, правильно соотносить звуки с буквами, понимать какой звук (или буква) в слове стоит в начале, в середине, в конце. Примеры упражнений: логопед называет цепочкой слова, а школьник должен поднять сигнальную табличку, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука; выписать из текста все слова, содержащие заданный слог; вписать пропущенную букву, слог; составить пары слов, отличающихся одним оппозиционным звуком (рак-лак, роза-роса). Так же данная стадия сопровождается заданиями на составление схем слов, предложений.

Обогащение активного и пассивного словаря. Этот этап обязательно включает в себя упражнения: на образование новых слов различными способами: подбор однокоренных слов, изменение слов по временам (боролись – боремся – будем бороться), числам (зелёный – зелёные), родам (стояла – стоял – стояло); употребление обобщающих слов (назови одним словом: яблоко, груша – фрукты; найди и запиши лишнее слово: собака, корова, лиса).

Следующий этап работы содержит задания на развитие грамматических навыков , то есть на понимание значения предлогов, умение строить предложения, связный текст. Логопед может предложить школьнику решить следующие задачи: расширить предложение или, наоборот, сократить его; построить предложение по сюжетной картинке и записать его; раскрасить кота, который сидит ОКОЛО стула.

Развитие связной устной и письменной речи. Ребёнок должен составить текст по серии картинок; написать сочинение по предложенному плану.

Бороться с дисграфией тяжело. Это потребует многолетних регулярных занятий.

Преодоление аграфии


При этом диагнозе всегда есть сопутствующие – алексия и общее недоразвитие речи. Коррекцию данных нарушений логопед будет начинать с развития устной речи, постановки звуков, расширения словаря. Только после обширной подготовительной работы, которая занимает несколько лет, он перейдёт к формированию навыков письма и чтения. План занятий будет включать перечисленные выше этапы.

Какую школу выбрать: речевую или обычную?

Родителям, чьи дети имеют трудности с чтением и письмом, учителя или руководство школы могут порекомендовать посетить с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

ПМПК включает в свой состав более 10 различных специалистов, среди которых обязательно присутствуют психолог, педагог-дефектолог, логопед, окулист, ЛОР, невролог, детский психиатр, ортопед, хирург. Они внимательно обследуют ребёнка и составят заключение, которое будет включать в себя рекомендации по индивидуальному образовательному маршруту школьника.

Если ребёнку порекомендовали обучение в речевой школе, то лучше остановить свой выбор именно на такой школе. В специальном образовательном учреждении будет программа, учитывающая наличие нарушений письма и речи у учеников, и дозированная нагрузка. Штат сотрудников включает в себя всех необходимых специалистов, проводятся дополнительные коррекционные занятия. Школьник не будет испытывать стресс из-за плохих оценок, выговоров от учителей или насмешек одноклассников.

Альтернативой речевой школе может стать коррекционный речевой класс в общеобразовательной школе.

Дисграфические ошибки можно преодолеть, если вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Только логопед сможет поставить точный диагноз и составить индивидуальный план коррекционной работы, поэтому не затягивайте визит к специалисту.

Уважаемые родители первоклассников!

Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Начало учебного года сильно меняет весь образ жизни ребёнка. Теперь вместо беззаботных игр ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться новым правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учёбе.

К этим нормам нужно адаптироваться. Первые две недели обычно вызывают значительное напряжение у детей. И лишь к 5-6 неделе происходит постепенное приспособление. О симптоме дезадаптации (замедленный темп работы, неорганизованность, повышенная отвлекаемость, пассивность) мы можем говорить только после 2-3 месяцев учебы.

Нужно сказать, что включение в новую деятельность (учебную) требует от ребёнка качественно нового уровня организации всех высших психических функций (внимание, память, мышление). Поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этого нового уровня. Оно происходит постепенно. Увеличивается объём внимания, оно становится лучше распределённым, непроизвольная память на яркие эмоциональные впечатления постепенно переходит в произвольную. Наглядно-образное мышление с опорой на наглядный материал постепенно переходит в логическое.

Многое на этом пути зависит от родителей первоклассников. Необходимо серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка. Ребёнок должен чувствовать значимость своей деятельности – это способствует повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе. Вера в себя – залог успеха в учёбе! Не бойтесь хвалить ребёнка, радуйтесь даже самым маленьким его успехам! Помните, что ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

Для того чтобы адаптация прошла наиболее успешно, ребенок должен быть успешен и в учебной деятельности, чувствовать себя уверенным в своих знаниях. В этом вы можете помочь ребенку, закрепляя наиболее сложные темы в игровой форме.

Для первоклассников наиболее сложными темами, в начале учебного года, являются:

деление слов на слоги;

выделение определенного звука из слова;

дифференциация гласных первого и второго ряда;

дифференциация гласных и согласных звуков;

определение начала и конца предложения.

Так же многие родители могут отметить, что у детей очень напряжена рука при выполнении заданий по письму. Это связано с тем, что у детей не достаточно сформированы мышцы руки и графомоторные навыки.

В разделе «Логопедическая копилка» вы можете познакомиться и использовать интересные игры и упражнения, для отработки этих тем.

Ошибки логопедического характера, которые могут допускать дети при письме или чтении:

  • допускает при чтении и письме пропуски букв и слогов;
  • переставляет буквы и слоги;
  • недописывает или недочитывает буквы и слоги;
  • на письме добавляет лишние элементы букв, буквы, слоги;
  • искажает слова;
  • заменяет буквы или слоги последующими буквами или словами;
  • слитно пишет слова с предлогами или произвольно делит слова на отдельные части;
  • при чтении и письме не умеет определять границы предложения (на письме не пишет первое слово с заглавной буквы, не ставит точки; при чтении - не владеет интонационным обозначением конца предложения);
  • заменяет одну букву другой;
  • зеркально пишет несимметричные буквы;
  • делает ошибки в обозначении твердости и мягкости согласных;
  • допускает аграмматизмы (неправильное согласование слов) на письме и при чтении.
  • очень низкая скорость чтения (к середине первого класса ребенок продолжаеи читать слова по буквам, в концу первого класса продолжает читать по слогам даже простые слова);
  • не понимает смысл прочитанного текста, не может ответить на вопросы по тексту.

Коррекционную работу следует начинать как можно раньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые распространенные ошибки при обучении детей чтению

В статье описаны самые распространенные ошибки, допускаемые родителями при обучению детей чтению в домашних условиях. Взрослый, обучающий ребенка чтению, должен сосредоточить усилия на открытии перед...

Консультация с запланированными ошибками для педагогов ДОУ "Иллюстрирование коми сказок"

Консультация для педагогов (воспитателей, руководителей ИЗО) по организации работы со старшими дошкольниками по иллюстрированию коми сказок, в форме консультации с запланированными ошибками...

« Логопедические ошибки на письме » .

Логопед, работая на своих занятиях с учащимися, очень специфично подходит к оценке их деятельности. Оценка на таком занятии ставится, прежде всего, по психолого-педагогическим параметрам работы ребенка, т. е. за внимательность, активность, желание работать и за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Учитель начальных классов при проверке работы такого ученика должен с другой позиции рассматривать знания и умения ученика.

Характерные ошибки при дисграфии, дислексии:

1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонема тических процессов и слухового восприятия:

Пропуски букв и слогов - «трва», «кродил», «пинес» (принес);

Перестановки букв и слогов - «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал»

(переписал);

Недописывание букв и слогов - «красны» (красный), «лопат» (лопата);

Наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

Искажение слова - «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки);

Слитное написание слов и их произвольное деление - «нас тупила» (наступила), «виситнастне» (висит на стене). « у стала» (устала);

Неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений - «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

Замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан);


Нарушение смягчения согласных - «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь);

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико- грамматической стороны речи:

Аграмматизм - «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями. Пять желтеньки спиленачки.» (пять желтеньких цыплят);

Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок - «вкармане», «при летели», «в зела» (взяла), «подороге».

Уважаемые педагоги!

Внимательнее отнеситесь к ученику, который читает и пишет с ошибками, не усваивает программу начальной школы и возможно из непослушного двоечника, получится прилежный отличник.

1. Принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.

2. Будьте доброжелательны и внимательны к ребенку. Не отделяйте его от детского коллектива, посадив на заднюю парту.

3. Правильно оценивайте деятельность ученика и предъявляйте адекватные требования к нему. Это повышает у ребенка уверенность в себе.

4. В начале урока и на физкультминутках давайте упражнения на развитие фонематического слуха и воспитание правильных фонематических представлений.

5. С помощью игровых и дидактических упражнений подводите ученика к самостоятельному осознанию того, что речь можно делить на отдельные компоненты: слова, слоги и звуки.

6. Работая с первоклассником, откажитесь от слитного написания образцов заглавной и прописной букв, иначе это может привести к воспроизведению дважды первой буквы в слове, пример: Аавгуст, Рручей.

7. С первых недель обучения детей в первом классе откажитесь от «безотрывного» письма написания первых слов, это приводит к неумению ученика дифференцировать тонкие движения руки, в результате на письме имеет место неправильная передача количества однородных элементов (у-и, п-г, и-ш). Исправить это можно не сокращая или не убирая стадию поэлементного написания букв.

8. На хорошее развитие чтения вслух влияет правильное дыхание. Для этого на физкультминутках, во время урока, проводите дыхательную гимнастику, которая поможет ребенку правильно дышать во время чтения.

9. В структуру урока включайте упражнения на внимание, память, а главное мышление, это необходимо для понимания содержания текста и его смысла.

10. На уроках и в группе продленного дня больше упражнений давайте на развитие лексико-грамматических представлений. Это развивает способность самостоятельно усваивать детьми правила правописания.

11. На уроках по русскому языку развивайте у детей слуховое восприятие, это поможет ребенку избежать ошибок на грамматические правила, такие как безударные ш-с, в звучании согласных н и нн, с и сс.

12. Для предупреждения ошибок в структурном построении фразы или предложения, рекомендуется больше внимания уделять развитию лексико-грамматической стороны речи, т. е. умению правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием.

13. Уделяя внимание на занятиях интонационной и смысловой стороне речи, учитель помогает ребенку научиться правильно, обозначать на письме границу предложения, что позволяет ученику правильно ставить точки в конце предложения и в написании заглавной буквы в начале.

14. Во избежание трудностей в пересказе, написании изложения, сочинении, учителю необходимо работать на уроке над расширением словарного запаса, построением распространенных предложений, пониманием связей в тексте.

15. При чтении и письме обращайте внимание на полное понимание смысла предложения, это оградит ученика от навыка отрывистого чтения с паузами между словами.

16. Для усвоения детьми навыка правильного чтения и письма, опирайтесь в своей работе на помощь родителей и воспитателей групп продленного дня, закрепляя через них навыки, усвоенные на уроке.

17. Очень важно отмечать каждый, даже незначительный успех ребенка, это стимулирует его активность.

18. Мы должны помнить, что формирование аппарата письменной речи происходит на начальной стадии освоения чтения и письма, и лишь спустя 1 - 2 года от начала обучения, письмо и чтение могут рассматриваться как умственное действие, т. к. их техническая сторона автоматизируется и на первый план выступает смысловая сторона этих процессов.

19. Помните, ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнить письменные задания в соответствии с нормами, принятыми в школе.

Материал подготовил:

учитель-логопед ЦПМПК

У вашего ребёнка, наверное, дисграфия. Такое предположение всё чаще приходится слышать от учителей родителям школьников, неуспевающих по русскому языку. Рассмотрим поподробнее, что такое дисграфия и как с ней можно бороться.

Дисграфия

Это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся и достаточно стойких ошибках в процессе письма, обусловленных несформированностью выс ших психических функций, участвующих в процессе письма.

Определение очень похоже на понятие дислексии, только чтение здесь заменяется на письмо. Действительно, процессы чтения и письма имеют много общего, сильно взаимосвязаны, но письмо является более сложным процессом, поэтому дисграфия встречается чаще, чем дислексия.

Характеристика дисграфических ошибок

1. При дисграфии ошибки носят стойкий и повторяющийся характер, это позволяет отличить их от ошибок, которые нормальны при овладении письмом и быстро исчезают.

2. Ошибки носят повторяющийся типичный характер, появляются в аналогичных ситуациях, особенно проявляются при усложнении заданий.

3. Дисграфические ошибки могут быть только у детей школьного возраста. У дошкольников подобные ошибки закономерны из-за недостаточного развития высших психических функций.

Симптоматика дисграфии

Многие симптомы похожи на те, что выявляются при дислексии.

1. Замедленное овладение навыком письма.

2. Замедленный процесс письма.

3. Нарушения почерка у детей.

4. Обязательны специфические дисграфические ошибки.

Выделяются следующие группы ошибок.

1)Неусвоение букв

а) искажение зрительного образа буквы (зеркальное написание, недописывание какого-либо элемента, приписывание лишнего элемента, искажение какого-либо элемента буквы, искажения в пространственном расположении букв);

б) замены или смешения букв (смешения букв, которые отличаются пространственным расположением элементов (ш-т,в-д), буквы, которые отличаются дополнением элементов(и-ш), буквы, которые сходны по общему графическому образу (б-в)

Подобные ошибки могут проявляться в разной степени.

2) Искажение звуко-слоговой структуры слова.

Как и в процессе чтения, это самая распространённая группа ошибок. Она включает в себя пропуски согласных при стечениях, добавления гласных между стечениями, перестановки букв в стечениях согласных, персеверации (застревания на одном звуке), пропуски слогов, перестановки, добавления лишних слогов.

3) Нарушение структуры предложения.

Проявляются в слитном написании слов (часто слитно пишутся предлоги со словами), в ряде случаев часть слова пишут отдельно (отделяют приставки от корня), пишут слово по частям.

При таких ошибках предложение может выглядеть подобным образом (Корова жуёт сено. = Коро в а жу ётсено.) Но это наиболее грубый вариант.

4) Замены букв, обозначающих фонетически близкие звуки (С-Ш, Р-Л, П-Б и т.д.)

5) Аграмматизмы на письме

а) морфологические аграмматизмы (нарушение согласования, управления, неправильное словообразование на письме)

б) синтаксические аграмматизмы (неправильное воспроизведение структуры предложения, которое отражается в устной речи детей)

Дизорфография

Дисграфические ошибки следует отличать от орфографических. При дисграфии нарушается фонетический принцип правописания (как слышим, так и пишем).

Стойкое нарушение использования орфографических правил называется дизорфографией. В этом случае ребёнок знает правила правописания, а употреблять их не может из-за недоразвития многих речевых функций.

Во Франции все нарушения письма (дисграфия и дизорфография) называются дизорфографией. А в США все нарушения письменной речи называются дислексиями. У нас же в России всё достаточно чётко дифференцируется.

Коррекцией дизорфографии также занимается логопед. Если ребёнок знает все правила, но совершенно не может их применять, не ищите репетитора по русскому языку. Скорее всего, он вам не поможет. Вам нужен логопед!

Коррекция дисграфии

Коррекцией дисграфии занимается логопед. Перед тем, как приступить к занятиям, специалист изучит письменные работы ребёнка, чтобы определить характер и типичность ошибок. Логопед обследует речь ребёнка и высшие психические функции, которые принимают участие в процессе письма, обязательно послушает, как ребёнок читает, даже если у вас нет жалоб на чтение.

Только после этого специалист может составить план и приступить к коррекционным занятия. На школьных логопунктах дисграфия корректируется на групповых занятиях, что менее эффективно, чем при индивидуальной работе.

Поэтому при особенно сложных и стойких случаях дисграфии желательно заниматься с частным логопедом, который сможет осуществить индивидуальный подход.

В этой статье я рассказала о таком нарушении письменной речи, как дисграфия. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях. Я обязательно отвечу. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Коллега из города Малоярославца Калужской области Ведель Юлия Викторовна подготовила презентацию о видах дисграфии, которую я представляю Вашему вниманию.