В есёлая прозрачная речка и унылое затхлое болото. Что общего у них? Потоки реки не знают отдыха и постоянно движутся — где быстрее, где медленнее, но стоит воде остановиться, и она со временем превратится в грязную, топкую массу.

Образ вязкого болота как нельзя удачен для толкования популярной английской пословицы «Безделье - мать всех пороков» . Иногда в русском языке можно встретить и такой вариант: «Праздность - мать всех пороков». Смысл английской мудрости в следующем: отсутствие постоянного дела, занятия приводит к морально-нравственной деградации личности. Пословица говорится в качестве назидательного предостережения, когда кто-либо выказывает лень и стремится к праздности.

Как ни избиты эти слова, но труд действительно облагораживает человека, тогда как постоянное безделье, праздность спускает его к состоянию и поступкам, противным добру.

Стоит отметить, что безделье - многодетная мать, так как человек довольно многие искажения нравственности относит к пороку. При этом, согласно церковному представлению о пороке, их можно разделить на основные, и вытекающие из основных. В светском понимании порок часто ассоциируется с грехом.

Как уже отмечалось выше, один порок порождает другой. На этом утверждении и построена ключевая мысль английской мудрости.

Лень - порок, который можно справедливо считать первенцем и любимым детищем безделья. Довольно скоро лень становится наперсницей своей матери, часто меняясь с ней местами. Эпизодические приступы лени возможны и у трудолюбивого человека. В таких случаях подобное состояние обусловлено объективными причинами: перегрузка, болезнь, усталость, эмоциональное выгорание, рутинное задание и т.п. Но внутренняя любовь к труду и привычка получать от него удовлетворение надёжно защищает от перехода ситуативной лени в хроническую стадию.

Обманчивое представление о безделье как о вечном празднике вскоре приводит к таким порокам как скука, равнодушие, чревоугодие, пьянство . Жизнь в постоянной праздности очень быстро опресняется, становится скучной. Нежелание, а часто и неумение получать удовольствие от работы, заставляет человека выбирать примитивные эрзац-удовольствия - еда, выпивка, наркотики, разврат . Этим праздный стремится заполнить внутреннюю пустоту.

Сознательное избегание трудовой деятельности не освобождает человека от жизни и подчинению обществу, где труд является гарантией процветания, развития. Успехи, достаток, увлекательный досуг - подобные достижения людей, не боящихся работать, начинают злить бездельников. Как следствие, появляются новые дети безделья - зависть, уныние, злословие, гнев. Люди становятся нетерпимы к чужим успехам, стремятся очернить других. Тунеядцам тяжело сохранить внутренний комфорт и гармонию с самим собой, так как почти всегда им приходится как-то оправдываться перед обществом, что в свою очередь приводит к вспышкам гнева, нетерпению, лжи.

Примечательно, но такой порок как гордыня , который обычно считают побочным явлением высоких достижений, часто становится детищем праздности. Именно среди бездельников особенно распространено пренебрежительное отношение не только к труду, но и к любому занятому человеку, особенно к тем, кто выполняет низкоквалифицированную работу.

Отсутствие духовного развития ведёт не только к огрублению и опошлению внутренней моральной ориентации, человек, потерявший нравственный стержень, легко идёт на преступления. Воровство, убийство , любое насилие - это уже те грани, где пороки становятся тяжёлыми грехами, дорога к которым, согласно английской мудрости, заботливо выстлана единоутробными братьями и сёстрами.

Господь дал нам таланты и доверил нам труд. Он не хочет, чтобы мы были праздными. Все, что у нас есть, мы получили от Него. У нас нет ничего своего, нам принадлежащего, кроме греха.

В сегодняшнем Евангелии сказано, что Христос поступает с нами как человек, который, отправляясь в дальнюю страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. Христос доверил ей все, что у Него есть, и одному Он дал пять талантов, другому два, иному один - каждому по силе его.

Разные дарования у людей, различные послушания в Церкви. И все дары Христа неисчислимо драгоценны - они куплены Его Кровью. Но ни один талант не должен быть зарыт в землю. Усердием и трудом, говорит нам сегодня Господь, можно многого достигнуть в духовной жизни. И чем большие дары имеет человек, тем больше он должен трудиться. От тех, кто получил два таланта, Господь ожидает употребления двух. Если они сделают по силе того, что им дано, они будут приняты в Царство Небесное, хотя они не сделали столь много, как другие.

Неверным рабом оказался тот, у кого был всего один талант. Несомненно, немало есть людей, которые, имея два таланта или пять талантов, зарывают их в землю. У них большие дарования и большие возможности. И если тот, у кого был один талант, так наказывается, насколько большее наказание получат те, кто имел многое и не воспользовался этим! Однако давно было замечено, что те, у кого наименьшие дарования для служения Богу, делают наименьшее из того, что они должны сделать.

Некоторые оправдывают себя, говоря, что у них нет возможности делать то, что они хотели бы делать. При этом они не хотят делать то, что они, несомненно, могли бы делать. И потому они сидят и ничего не делают. Поистине, их положение печально, потому что имея всего один талант, о котором они должны были бы проявить самую большую заботу, они пренебрегают этим талантом.

Однако всякий дар предполагает ответственность. Когда приходит время итогов, ленивый раб оправдывает себя. Хотя он получил только один талант, он должен дать отчет за него. Ни от кого не требуется отвечать за большее, чем он получил. Но за то, что нам было дано, мы должны дать отчет.

«Вот тебе твое, - говорит этот раб, возвращая свой талант Господу. - Хотя я не увеличил его, как это сделали другие, все же я не уменьшил его». Как будто от него не требовалось потрудиться! Он признает, что закопал свой талант в землю, похоронил его. Он преподносит это так, как будто в этом нет никакой его вины, напротив, он заслуживает похвалы за свою осторожность, за то, что он избежал всякого риска. У этого человека психология низкого раба. «Я испугался, - говорит он, - и потому ничего не делал». Это не тот страх Божий, который является началом премудрости и который веселит сердце и вдохновляет на труды во славу Божию. Это унылый страх, который парализует ум и волю.

Ложные понятия о Боге приводят к нечестивому отношению к Нему. Кто думает, что невозможно угодить Богу и потому не имеет смысла служить Ему, ничего не будет делать в своей духовной жизни. Все, что он говорит о Боге, - ложь. «Я знал, - говорит он, - что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал», в то время как вся земля исполнена Его милости. Не то что Он жнет, где не сеял, - Он часто сеет там, где не жнет ничего. Ибо Он солнцем сияет и дождем дождит на неблагодарные и злые, которые в ответ на это говорят Ему как гадаринцы: «Отойди от нас». Так обычно злые люди возлагают вину за свои грехи и за свои несчастья на Бога, отвергая Его благодать.

Господь называет его рабом лукавым и ленивым. Ленивые рабы - лукавые рабы. Не только тот, кто делает зло, будет осужден, но и тот, кто не делает добра. Апостол Иаков говорит: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:17 ). Кто с небрежением относится к Божию делу, становится близким тем, кто исполняет работу вражию.

Стратегия и тактика диавола по отношению к роду человеческому - создать вначале пустоту, чтобы потом можно было заполнить ее чернотой. Из-за того что так много было только внешнего благочестия в Церкви с психологией раба, имеющего один талант, Бог попустил нашествие безбожной идеологии в нашем Отечестве со всеми ужасами его. А когда люди насытились коммунизмом, и снова образовалась пустота, произошло то, чему мы являемся свидетелями сегодня - на место атеизма приходит сатанизм с утверждением греха как нормы. Посмотрите, что делается с нашей молодежью! Праздность открывает дорогу нечестию. Когда дом пуст, нечистый дух с семью злейшими духами занимает его. Когда человек спит, приходит враг и сеет плевелы.

Ленивый раб приговаривается Божиим судом к лишению своего таланта. «Возьмите от него талант, - говорит Господь, - и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Преподобный Серафим Саровский в своей знаменитой беседе с Николаем Александровичем Мотовиловым, во время которой лицо его просияло как солнце, уподобляет человеческую жизнь духовной купле. Талант - это вес серебра, это деньги, которые просто бумажки, на которых что-то нарисовано. Или даже если это настоящее серебро или золото - просто груда блестящего металла, которая ничего не значит. Это лежит мертвым грузом, пока не пущено в торгово-хозяйственный оборот. То же самое бывает с духовными дарованиями. Кто не имеет - то есть кто имеет все, как будто не имея, не употребляя это для предназначенных Богом целей, - даже то, что он имеет, будет отнято от него. Это может относиться ко всей жизни человека, когда он живет, как будто не живет, как будто жизнь ему не принадлежит. А те, кто усердно использует возможности, которые имеет, будут еще больше облагодатствованы Богом. Кто не возгревает полученный им дар, тот теряет его. Он угасает, как ничем не поддерживаемый огонь.

Никто не лишен таланта, хотя бы одного. Святые отцы говорят, что один талант - это жизнь. И даже не имея, как будто, никаких особенных талантов, мы можем отдать ее другим. «Почему же ты не отдал свой талант другим? - спрашивает Господь. - Тогда бы ты получил не меньше, чем тот, кто имеет больше всех талантов».

В конце концов, один Бог знает, кому сколько дано талантов. Представьте человека, который умнее всех на свете и гениальнее всех во всех областях, и жизнь его кипит самой яркой деятельностью. Но на самом деле он ничего другого не делает, кроме того как зарывает свой талант в землю, если посвящает его сугубо земным целям. И евангельская вдова, которая меньше всех положила в сокровищницу храма, свидетельствует Господь, больше всех положила, потому что принесла в двух последних лептах всю свою жизнь Господу. И многие последние станут первыми. Все определяется не нашим успехом, а нашей верностью, нашей искренностью, нашей отдачей себя. И что значат самые великие внешние дарования по сравнению с внутренними - смирением, кротостью, чистотой и, наконец, с благодатью, которая сразу меняет все!

«Господи! - говорит с радостной благодарностью Богу и упованием на Него человек. - Пять талантов Ты мне дал, вот другие пять талантов». Поистине, чем больше мы делаем для Бога, тем больший долг мы имеем по отношению к Нему за то, что Он нам дал, тем большей исполняемся благодарности к Нему.

Мы видим радость приходящих ко Господу и радость Господа. Это Пасха Господня и радость святых. Христовы мученики, преподобные и все святые показывают Господу свои раны и труды как свидетельство верности Ему. «Покажи мне веру от дел твоих», - говорит Господь, и с любовью воздает им.

Скоро, скоро наступит день Господень, и мы будем один за другим подходить к Нему, как это описано в видении монахини Любови о преподобномученице великой княгине Елизавете и отце Митрофане Сребрянском (Это видение описано в книге «Подвижники Марфо-Мариинской обители» на сс. 31-47, М., 2000 - Ред.). Те, на ком знаменуется свет лица Господня, будут вечно живыми от этих Его слов: «Добре, раб благий и верный. В малом был верен, над многим тя поставлю. Вниди в радость Господа твоего».

Дело, которое мы совершаем для Бога в мире, слишком мало по сравнению с радостью, уготованной для нас. Воистину, око не видело и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его. Эта радость - радость Господа, которую Он приобрел для нас ценой великих трудов и великих скорбей. Какие бы ни были наши таланты, эта радость, если мы любим Господа, будет принадлежать нам в полноте.

«Время проходит быстро, как река течет, - говорит прославленный недавно сербский святитель Николай (Велимирович), - и скоро, я повторяю, скоро наступит конец всего». Никто не сможет вернуться назад из вечности, чтобы взять то, что он забыл здесь, на земле, и сделать то, что он не сделал. Поэтому будем спешить употреблять дары, полученные нами от Бога, для приобретения вечной жизни.

Каждый человек в своей жизни неоднократно сталкивался с мыслью или ситуацией, в которой имело место равнодушие, отсутствие желание заниматься делом. Именно так проявляется безделье. В зависимости от уровня образованности, воспитания и желания можно совершить серьезную ошибку, поддавшись под влияние этого понятия.

Однако большинство людей успешно справляются с пребыванием в подобном состоянии. Чтобы путь к порокам был закрыт, прежде всего, необходимо уметь осознавать ошибки, анализировать свои поступки, их мотивы, которые совершаются ежедневно.

С таким случаем можно столкнуться на любом жизненном этапе. Но погрязнуть в нем или выбраться и вести дальнейший достойный образ жизни должен решить сам человек. Против этой зависимости множество решений.

Если что-либо склоняет к лени, выход всегда есть. Увлеченный каким-либо занятием человек не сидит без дела. Вся его жизнь складывается из череды грустных и радостных событий. Но чтобы легче переносились неприятности, а все дни были наполнены яркими запоминающимися событиями, человек своими силами должен постоянно трудиться и физически, и мысленно. Это способствует просвещению, стремлению добиваться цели. В таком случае лучшие моральные качества будут лишь укрепляться, а порочные наклонности уйдут на задний план.

Трудолюбие, ответственность, правильная организация своих действий укрепляют людей, закаляя их дух, физическую подготовку, нравственную сторону. Обладая подобными качествами, человек забывает, что такое безделье и все отрицательные качества забываются, не мешая жить. Зависть, стремление добиться цели легким путем, озлобленность, ложь и гордыня - все это последствия безделья, появление которых человек сам провоцирует в себе из-за отсутствия активности.

Человек, который умеет находить способы борьбы с ленью, умеет получать удовольствие от работы и жизни. А это напрямую влияет на психическое и физическое его здоровье, так как такие люди настроены позитивно, во всем видят только положительные моменты. В их повседневной жизни нет уныния, есть только решаемые вопросы.

Таким образом, преодолевая безделье раз и навсегда, мы избавляемся от пороков, которые губительны. Человек должен заниматься самовоспитанием, так как изменить себя никто не может лучше, как он сам.

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристка Веры Павловны в романе Что делать Чернышевского сочинение

    Ключевым персонажем произведения является Розальская Вера Павловна, о жизни которой и ее развитии в плане духовности ведется повествование писателем.

  • В жизни каждого человека происходят встречи, которые меняют полностью мировоззрение и саму судьбу. Так произошло и у меня.

    Для нашей семьи суббота - это возможность провести вместе целый день. Семья у нас не очень большая, но дружная. Так как каждый из нас загружен своими повседневными делами и заботами

  • Сочинение по картине Герасимова Церковь Покрова на Нерли 8 класс

    Еще одно полотно Герасимова, которое передает всю простоту и в тоже время величие родной природы. Картина очень красива! Она настолько нежна и светла, что хочется на нее смотреть и смотреть.

  • Сочинение Варя в рассказе Разгром Фадеева (характеристика и образ)

    У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том

Безделье – озеро Таланта,
В котором Творчество угрём
Ползёт по дну, подарком Санты
Приносит радость, и дождём
Шедевров или безделушек
Оазис создаёт в песках
Банальных истин, залпом пушек
Встречает, чествуя в веках!

Безделье – озеро Кретина,
В котором Лень, принцесса грёз,
Дворцы из прожектёрской тины
Сдаёт в аренду, тихий плёс
От Сытости до Конформизма,
И отмель для тюленьих туш,
Бесстрастная скупая призма
Полураспада наших душ.

Пороков сумма постоянна,
Уйдёт один - придёт другой.
И в нас воюют беспрестанно,
Их побуждения с душой.

Лень - порождает нежеланье,
К всему, что тело напрягёт.
Тщеславье с жадностью в сознанье,
Убьют фантазии полёт.

А жадность, трусость, злость и зависть,
Взяв верх, нас превратят в скотов.
И давший им собою править,
Всегда на подлый шаг готов.

Дуален мир - где свет, есть тени,
И Абсолюта нет ни в чём.
И даже умница и гений,
В себе сражается со Злом.

И как бы взлетал...

Мат - заразная зараза,
плод низшего ума экстаза.
Он скверной дышит и стреляет,
достоинство он оскорбляет.
Как отвратителен мне мат,
все матерятся стар и млад.
Когда ругаются детишки,
то - воспитания излишки.
Им материться не пристало,
ведь книжек так, читают мало.
Об этом кстати, в книжках пишут,
что мат к оружию приближен.
Прекрасное он всё разрушит,
калечит мат людские души.
Что говорить - цветок загнётся,
когда начальник твой ругнётся.
На улицу хоть не ходи,
беруши в уши...

В жизни у всех есть какая-то тайна,
То, что себе нам никак не простить.
То, что свершилось быть может случайно,
А мы не можем об этом забыть.

В каждом из нас сторона есть плохая.
В каждом порок есть, хотя бы один.
Если его победим изгоняя,
Обзаведёмся пороком другим.

Сумма достоинств обратна порокам,
На все достоинства есть свой порок.
Не осуждайте кого-то жестоко:
Ведь без пороков быть может лишь Бог!

И прежде чем осуждать порицая,
Нужно всегда на себя посмотреть:
Часто в...

« Я детей не стрелял,
Я в ад стрелял»,
Убийцу нашёл закон,
И смотрят девочки из окон

Мира тонкого, и вязок смерти сон!
Мать, почему не крестит детку вслед,
И почему молитву не читает, лёд
Безверия на сердце и вечный сон!

Гроб, плач и траур, дитя родится
И медленно растёт! Гнездится
Где-то зло, чтоб сердце вырвать,
И чистоту души украсть, звать

Как их новых мученников, Софья
Алина, Александр, Михаил, Игорь!
А рядом рос и деградировал упырь,
И кем себя он...

Автора Лонг Джон

Глава 2. Мать всех ископаемых

Из книги Утки тоже делают «это» [Путешествие во времени к истокам сексуальности] автора Лонг Джон

Глава 2. Мать всех ископаемых Прошлой ночью я размышлял над тем, что заставляет человека делать открытия; и самая сложная научная проблема – именно этот вопрос. Чарльз Дарвин В конце 2004 года, после 15 лет государственной службы, я оставил свой пост куратора палеонтологии

У всех есть детство. Только не у всех одинаковое…

Из книги Одри Хепберн. Жизнь, рассказанная ею самой. Признания в любви автора Хепберн Одри

У всех есть детство. Только не у всех одинаковое… Какие праздники люди любят больше всего? Дети, конечно, Рождество и свой день рождения. Я тоже. Став мамой, полюбила дни рождения своих обожаемых мальчиков.Это был самый грустный день рождения в моей жизни.Мама с отцом

“Мать всех презентаций”

автора Айзексон Уолтер

“Мать всех презентаций” Хотя Энгельбарта больше интересовали греческие танцы, чем трип-фестивали, он участвовал в экспериментах с ЛСД и познакомился со Стюартом Брандом в лаборатории, где эти эксперименты проводились. Над своими проектами, включая “Каталог всей

«Мать всех презентаций»

Из книги Инноваторы. Как несколько гениев, хакеров и гиков совершили цифровую революцию автора Айзексон Уолтер

«Мать всех презентаций» Хотя Энгельбарта больше интересовали греческие танцы, чем трип-фестивали, он участвовал в экспериментах с ЛСД и познакомился со Стюартом Брандом в лаборатории, где эти эксперименты проводились. Над своими проектами, включая «Каталог всей Земли»,

У всех есть детство Только не у всех одинаковое…

Из книги Признания в любви. «Образ чистой красоты» [антология] автора Хепберн Одри

У всех есть детство Только не у всех одинаковое… Какие праздники люди любят больше всего? Дети, конечно, Рождество и свой день рождения. Я тоже. Став мамой, полюбила дни рождения своих обожаемых мальчиков.Это был самый грустный день рождения в моей жизни.Мама с отцом

МАТЬ ВСЕХ ИНТЕРВЬЮ (Дон Менн, Матт Гронинг, 1992)

Из книги СБОРНИК ИНТЕРВЬЮ ФРЭНКА ЗАППЫ ДЛЯ ЮНЫХ ФАНАТИКОВ автора Заппа Фрэнк

МАТЬ ВСЕХ ИНТЕРВЬЮ (Дон Менн, Матт Гронинг, 1992) Когда в начале 1992 г. мы впервые связались с семьёй Запп, мы надеялись, что Фрэнк захочет дать нам скорректированное интервью, которое мы могли бы соединить со статьями, публиковавшимися на протяжении лет, чтобы издать

Часть 2 МАТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ - ОТЕЦ ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ

Из книги Тайник Русского Севера [с иллюстрациями] автора Демин Валерий Никитич

Часть 2 МАТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ - ОТЕЦ ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ Владычица земли, небес и моря! Ты мне слышна сквозь этот мрачный стон, И вот твой взор, с враждебной мглою споря, Вдруг озарил прозревший небосклон. Владимир

РЕПОРТАЖ: Мать всех процессоров

Из книги Журнал "Компьютерра" №768 автора Журнал «Компьютерра»

РЕПОРТАЖ: Мать всех процессоров Автор: Сергей ВильяновМы побывали в израильском городе Хайфа, где постарались узнать - кто и как уже более тридцати лет разрабатывает самые популярные процессоры в мире. Десять лет назад у моих знакомых, перебравшихся на ПМЖ в Израиль,

1. Первая ночь: Мать всех сражений

автора Лаури Ричард С.

1. Первая ночь: Мать всех сражений К ночи 16 января 1991 года уже крутились колёса машины подготовки к самой страшной воздушной атаке в мировой истории. Корабли, несущие крылатые ракеты «Томагавк», встали на заданные позиции для запуска. Самолёты с системой дальнего

12. Мать Всех Поражений

Из книги 1991. Хроника войны в Персидском заливе автора Лаури Ричард С.

12. Мать Всех Поражений G+2 ВТОРНИК 26.02.91В 1 ч. 35 мин. Радио Багдада сообщило, что иракские войска получили приказ отходить из Кувейта. Приказ почти опоздал. 101-я воздушно-штурмовая дивизия практически перерезала шоссе № 8, VII корпус и 2-я дивизия морской пехоты выдвигались,

Из книги Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихологов автора Лабас Юлий Александрович

Глава 7. «Мать всех битв» - «каинов генотип»

МАТЬ ВСЕХ ПОРОКОВ

Из книги Человек с рублём автора Ходорковский Михаил

МАТЬ ВСЕХ ПОРОКОВ Капиталистическое богатство объявили матерью всех пороков, поскольку оно-де приводит к нищете духа, бездуховности. Мы настолько привыкли навязывать миру свое представление обо всем, что нам и в голову не приходило, а мир – нуждается ли в советчиках

МАТЬ ВСЕХ ХОЛОКОСТОВ

Из книги Еврейский вопрос глазами американца автора Дюк Дэвид

31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех, Первое преимущество Лица Господа Иисуса Христа состоит в Его небесном (свыше) происхождении. Выражение "приходящий свыше" обозначает именно