Порой приходится устраивать разговор – деловой или личный – с целью убедить собеседника в своей правоте. Что делать, если человек, с которым предстоит разговаривать, - «крепкий орешек», который не склонен легко сдаваться? Итак, как влиять на собеседника? Во-первых, если предстоит деловая встреча, то следует одеться соответствующим образом. Психологические исследования доказали, что человек в классическом костюме и при галстуке заведомо вызывает больше уважения и доверия, чем в повседневной одежде.

Итак, галстук повязан, шнурки выглажены. Далее следует узнать, как смотреть на собеседника, чтобы он был поражен убедительностью всех доводов. На лице есть три зоны – так называемая интеллектуальная (лоб, глаза), дружеская (переносица, область щек) и интимная (губы, шея). Смотреть нужно на одну из зон в зависимости от того, какой эффект предполагается произвести. Если требуется взывать к холодной рассудительности собеседника, лучше смотреть ему не прямо в глаза, а в точку между бровей – тем самым смотрящий будет тратить меньше психической энергии, но создавать эффект пристального взора, бьющего прямо в цель.

Как правильно слушать собеседника, если нужно продемонстрировать ему всю свою внимательность и уважение? Главное – давать реактивные знаки. Особенно, если собеседник попался не слишком разговорчивый. Кивать головой, улыбаться или сочувственно ахать – это само собой. Более того – повторять его мысли в слегка измененной форме (это создает «эффект сочувствия»). Если собеседник рассказывает что-то увлекательное (на его взгляд), ни в коем случае нельзя перебивать или вставлять что-то свое (из разряда «я тоже знал одного человека, у которого тоже…» и т.д.). Нужно дать собеседнику полностью выговориться. Наводящие вопросы приветствуются. Все приведенные советы помогут в вопросе о том, ;как стать хорошим собеседником, а не только слушателем.

Как заинтересовать собеседника, если нужно создать интригу? Очень просто – не ответить на его вопрос. Сделать это следует максимально естественным образом, как будто вопроса вообще не было. При этом нужно продолжать оставаться максимально вежливым и корректным. Другой способ заинтересовать оппонента, более облегченный, – дать ответ, но неопределенный. Ни да, ни нет. Это подогреет интерес спрашивающего. Наконец, третий способ - при разговоре перевести взгляд с одной зоны лица на другую. К примеру, можно внести в серьезный деловой разговор нотки интимности, если пробежать взглядом по шее собеседника. Последний даже не поймет, в чем дело, но будет не на шутку смущен. Интрига? Еще какая! Таковы простые секреты искусства ведения разговора.

Правила, соблюдение которых позволяет склонить людей к Вашей точке зрения.

1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.

По-другому говоря, это означает - всегда избегать острых углов.
Как говорил старый мудрый Бен Франклин: "Если вы спорите, раздражаетесь и возражаете, вы можете иногда одержать победу, но победа эта будет бессмысленной, ибо вы никогда не добьётесь расположения вашего собеседника".
Поэтому будет лучше, если мы будем позволять нашим близким побеждать нас в мелких спорах, которые могут между нами возникнуть.

2. Проявляйте уважение к мнению Вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

Никогда не начинайте с заявления: "Я вам докажу то-то", потому что это тоже самое, что сказать: "Я умнее вас. Я заставлю вас изменить своё мнение своими словами". Поэтому, если хотите что-то доказать - делайте это незаметно. Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые. Такие фразы, как: "Я, возможно, ошибаюсь", "Со мной это часто случается", "Давайте проверим факты", - производят буквально магическое действие.
Имейте ввиду, что скромная манера выражать свои мнения приводит тому, что их скорее принимают и они вызывают намного меньше возражений.

3. Если Вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Говорите о себе все оскорбительные слова, которые, как вы знаете, у вашего собеседника на уме и на языке, причём произнесите их прежде, чем сделает это он, и вы выбьете у него из-под ног почву.
Приведу пример из совей жизни..В прошлом году у меня, по многим причинам, учиться не получалось так, как следовало. Оценки были от 4 до 6 и пару 7. Такого не было никогда раньше и я сама была крайне огорчена. Я знала, что как только папа увидит табель, мне не поздоровится, но ничего сделать я уже не могла. Когда же он смотрел табель и ещё ничего не сказал, я стала говорить, что это моя вина, что я согласна, что учусь сейчас отвратительно и постараюсь всё исправить..Мне было очень плохо в тот момент, поэтому слёз не могла сдержать. И потом я очень удивлялась, а почему же он мне ничего не сказал плохого? Почему наоборот пожалел? И только, когда я прочла это правила я поняла, что сделала. Я неосознанно сказала то, что, по идее, должен был сказать мне он. И я говорила искренне.
Знайте, любой глупец может пытаться защищать свои ошибки - большинство так и делает, - но признание собственных ошибок ставит человека выше общей массы и преисполняет его чувством благородства и торжества.
И ещё: "Дракой никогда многого не добьёшься, но с помощью уступок можно получить больше, чем ожидаешь".

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Если вы хотите привлечь человек на свою сторону, убедите его сначала в том, что вы искренний друг.
Помните. что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.
Вам будет необходим мягкий, дружеский и спокойный подход.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить Вам "да".
Чем больше "да" вы сможете получить от собеседника в начале беседы, тем вероятнее, что вам удастся склонить его к принятию вашего конечного предложения.

6. Пусть большую часть времени говорит Ваш собеседник.
Дайте возможность выговориться другому человеку, потому что он не обратит на вас внимания, пока не исчерпает весь запас переполняющих его идей. Тогда вы сможете произвести на него благоприятное впечатление.
Французский философ Ларошфуко сказал: "Если вы хотите иметь врагов, то превосходите ваших друзей; но если вы хотите иметь друзей, то пусть ваши друзья превосходят вас".

7. Пусть Ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
Запомните, что Рузвельт всячески стремился заручиться советом воего собеседника, проявляя уважение к его мнению.
Лучший способ увлечь человека какой-либо идеей - это подбросить ему данную мысль как бы мимоходом, но достаточно определённо, чтобы заинтересовать его и чтобы он сам стал думать над ней.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
Сделайте паузу, закройте глаза и попытайтесь оценить ситуацию с точки зрения другого человека. Задайте себе вопрос: "Почему он должен хотеть это сделать?".

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
Семьдесят пять процентов людей, с которыми вы встретитесь завтра, жаждут сочувствия. Дайте им его, и они вас полюбят.
Стремление «пожалеть самого себя» за несчастья, как подлинные, так и мнимые, представляет собой в известной мере универсальное явление.

10. Взывайте к более благородным мотивам.
Люди сами по себе добросердечны и стремятся выполнять взятые на себя обязательства.
Даже человек, склонный к мошенничеству, будет в большинстве случаев реагировать положительно, если почувствует, что вы считаете его честным, доброжелательным и справедливым.

11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.
Наша эпоха - эпоха броских эффектов. Просто констатировать истину уже недостаточно. Истину надо сделать живой, интересной, драматичной.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.
Предупреждаю, что так поступают только в тех случаях, когда ничто другое уже не действует.
Чарльз Шваб: «Лучший способ добиться, чтобы дело было сделано - это поощрать соперничество. Я имею в виду не низменное, корыстное соперничество, а стремление добиться превосходства.»
Именно это и любит каждый, кто хочет преуспеть: своеобразную игру. Возможность самореализации. Возможность показать, чего ты стоишь, добиться превосходства, выиграть. Вот почему так популярны всевозможные состязания: в ходьбе, в крике, в поедании пирогов. Появляется желание добиться превосходства. Желание почувствовать собственную значимость.
По материалам книги Дейла Карнеги.

Однажды Будда произнес удивительную фразу: «Ненависть не истребить ненавистью. Но только лишь любовью!».
Подобную аналогию можно провести с тем, что любое недоразумение устранить при помощи спора невозможно. Здесь для разрешения спорного вопроса в диалог должны вступать такие сопутствующие, как дипломатия, терпимость к своему собеседнику и искреннее желание понять его точку зрения. Если же вам в беседе усиленно навязывается спор, и ваш собеседник слышит в это время только себя, то лучшим выходом из сложившейся ситуации было бы - уйти от спорного неразрешимого вопроса и решения его методом спора и повышенного тона. Ведь даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, людей бывает архисложно переубедить в чем-либо. Так зачем же создавать себе излишние трудности?

При желании переубедить кого-то в чем-либо, старайтесь ничем не выказывать своих намерений в диалоге. Подбирайте слова и фразы тщательно, тонко и искусно. Другими словами вам нужно «поучать» своего собеседника таким образом, словно вы не учите его, а напоминаете ему то, о чем он забыл.

Лорд Честерфилд так говорил сыну, давая тому отеческие наставления: «Если можешь, будь мудрее других, но не говори им об этом». Еще ранее сам Иисус в своих проповедях говорил мирянам: «Миритесь с соперниками своими скорее». То есть, не спорьте с друзьями, близкими и знакомыми, не твердите им, что они не правы, не доводите разговоры до ссоры, лучше примените искусную дипломатию в беседе и при любом спорном вопросе стремитесь к заключению мирного соглашения.

Желая склонить к своей точке зрения собеседника, проявляйте уважение к его мнению. Даже если он в чем-либо не прав, склоняйте на свою сторону собеседника мягко и тактично. Ошибаясь сами, смело признавайте свои ошибки и не стесняйтесь извиняться за свое ошибочное мнение. Это ни в коей мере не унизит вашего достоинства, напротив, добавит к вам уважения со стороны собеседника. На этот счет есть хорошая русская пословица: «Дракой многого не добьешься, а уступив, получишь больше, чем ожидал».

Также не поддавайтесь огромному желанию прервать собеседника, если вам кажется, что он не прав. Он все равно вас не услышит, пока не выговорится и не «выльет» на вас все свои доводы и умозаключения, поэтому выслушайте собеседника терпеливо и с должным вниманием. Ответьте себе честно, ведь ваше личное мнение кажется вам единственно верным? Так почему мнение собеседника по поводу своих собственных мыслей должно быть иным? Поэтому открытое навязывание вашего мнения не приведет ваш совместный диалог к положительному завершению. Гораздо благоразумнее наводить мысли вашего собеседника на нужные и желательные вам. Пусть он считает, что идея, которую вы аккуратно и ненавязчиво преподнесли собеседнику в ходе переговоров, является его собственной.

Естественно, случается, что мнение собеседника действительно не является правильным. Вам со своей стороны все представляется более очевидным, и вы не понимаете, как собеседник этого не видит. Не осуждайте его не проницательность в данном случае. Каждый склонен думать и поступать в силу сложившихся личных обстоятельств и причин. Попытайтесь выяснить эти причины, тем самым подобрав заветный ключик к поступкам данного человека и возможно, к его личности и внутреннему миру. Поставьте себя на место вашего собеседника, «ибо поняв причину, мы не менее склонны отвергать следствие…»

Имея собственную цель и желая склонить человека к принятию такой же позиции, как и у вас , для начала вам понадобится изучить психологию личности и как можно детальнее.

Без сомнений, ознакомление с типами людей и их анализ значительно проще оценивания каждой индивидуальной личности, потому что у каждого типажа имеются свои потребности.

Известно множество критериев по которым классифицируются люди. Одно из самых распространенных – разделение по темпераменту. Но для предприятия попыток склонить человека к определенному мнению, ориентироваться на тип меланхолика или флегматика, не стоит. Для этой цели имеется более точная и узконаправленная классификация, разделяющая оппонентов на по типам:

  • Уверенный, решительный;
  • Сомневающийся, нерешительный;
  • Воинственный, агрессивный;
  • Инертный, равнодушный.

Эти разделения можно отнести к основным. Безусловно, существуют и другие типы собеседников, но необходимо брать в учет, что они являются лишь прототипами вышеперечисленных.

После определения типажа вашего собеседника, вам будет не трудно решить, как именно склонить человека к своей точке зрения , благодаря подбору оптимальной аргументации, ориентируясь на личностные особенности.

Для убеждения первого типажа – уверенного и непреклонного человека, рекомендовано использовать так называемый метод «на слабо ». Данный собеседник является самым непоколебимым, так как он точно знает свои желания и имеет четкую позицию. Если ваши желания и точка зрения с таким человеком совпадают, то это можно считать крупным везением. Он решительно настроен и такой подход позволит достичь высоких результатов. Стоит отметить, что уверенность – двоякое качество. Она может быть, как проявлением силы, так и проявлением серьезной слабости, только решительность дает человеку поистине серьезный импульс для совершения активных действий. Когда уверенность трансформируется в самоуверенность, она автоматически становится слабым звеном в личности человека и управлять таким человеком не составит труда.

Если речь идет о склонении к вашей точки зрения решительного типажа, то стоит отодвинуть на второй план его уверенность и лучше сразу сконцентрироваться на его самостоятельности и воспользоваться все тем же, вышеуказанным методом «на слабо ».

Манипуляция состоит в следующем. Покажите уверенному и решительному человеку, что сомневаетесь в его силах. В такой ситуации, в нем заговорит эго, его личное «Я » и он изо всех сил попытается опровергнуть ваши предположения и заслужить авторитет в ваших глазах, он перестанет адекватно оценивать ситуацию и потеряет над ней контроль.

Продемонстрируйте свои сомнения перед уверенным в себе человеком, в его возможностях и моментально на первый план выйдет его самоуверенность. Такой человек, будет сразу готов на все, лишь бы доказать вам свою состоятельность. Зная эту тонкость, вы с легкостью сможете подчинить своей точке зрения даже такой сильный типаж.

Если говорить о нерешительном человеке, то еще начиная беседовать с ним, вы сможете ощутить личностное превосходство над ним. Такие люди обычно легко идут на поводу, со всем соглашаются, одобряют все затеи лидеров, пребывают в восторге от вашего чувства юмора. Им нравится все: от идей, до того о чем идет беседа. Зачастую, в самый решающий момент, такой человек может отказаться от вашего предложения, не смотря на предыдущее одобрение и соглашения. Он может ссылаться на свою несостоятельность или другие невесомые причины.

Таким людям практически невозможно за короткий период времени доказать, что они что-то могут и повысить их уверенность в себе. Если вы активно начнете учить его жизни и вмешиваться в его личное пространство, настойчиво склоняя его к принятию определенного решения, он может моментально оборвать ваше общение или в лучшем случае – корректно сократить его к минимуму.

Особая сложность работы с данным типажом – трудность его распознавания. Его нерешительность может проявиться в самый неподходящий момент, когда вы ожидаете его положительного решения или согласия с вами. Нерешительный человек сначала попросит вас описать все детали и нюансы вопроса, по которому вы стремитесь склонить его к своей точке зрения, а после – скажет, что не готов принять решение. Аргументов больше не остается и убеждение такой личности зайдет в тупик. Поэтому, во время беседы с ним, слушая его одобрения, попробуйте сразу определить серьезность его слов. Таким образом, вы сразу поймете, с кем имеете дело. Начните задавать ему вопросы и вытяните его на доверительный разговор. После того, как он выдал себя, вы с легкостью сможете его склонить на собственную сторону. Определить такого собеседника можно по смягчающим фразам, за счет которых он избегает категоричных суждений. Вместо того, чтобы сказать «плохой », такой человек употребит «не слишком хороший », также ему свойственны вставки: «всего лишь », «как бы », «немного ». Его нужно мотивировать на нужный вам результат и тогда, мнение будет не навязано, а он самостоятельно к нему придет.

Сделайте вид, что вы и сами не очень-то и решительны. Покажите ему собственные сомнения и попросите рекомендаций. Узнайте его мнение и задавайте различные вопросы, интересуйтесь, как бы он поступил в той или иной ситуации. Но не стоит полагать, что нерешительный человек сразу откроется вам, но дать ему шанс разговориться необходимо. Каждый его совет дополняйте собственными аргументами, позволяйте ему самостоятельно находить варианты. Его азарт наберет обороты и он сам убедит себя в том, что вам так необходимо.

Убеждая агрессивного собеседника, учитывайте, что данный типаж может проявлять свои качества явно и неявно. Идентификация первых проходит достаточно легко, потому что они сами довольно ярко выражают недовольство всем происходящим. Многие боятся таких личностей, но склонить их довольно просто. Большую проблему представляют скрытые агрессоры, которые в общении могут быть настолько деликатными и мягкими, что их легко спутать с неуверенным типом. Для распознавания агрессивных людей, стоит обращать внимание на их руки. Они часто сжимают ладони в кулак или почесывают их. Если руки заложены за спину, это также показатель людей данного типа, так часто ведут себя скрытые агрессоры.

Заметив за собеседником подобную жестикуляцию, попробуйте пойти на провокацию, неожиданно дотронувшись до него или сократив между вами расстояние. В большинстве случаев, такой человек в миг выдаст себя, решив, что вы нападаете.

Рассмотрим один из самых сложных случаев, когда необходимо склонить к вашей точке зрения человека, агрессивно настроенного против вас. Учитывайте, что такие люди понимают только язык войны и такой же агрессии, к которой привыкли сами. Не стоит демонстрировать свои слабые места, напротив, действуйте напористо, перекрывая его энергию. Качественно отыграть эту роль не просто. К тому же, если в беседе участвуют и другие люди, этот подход и вовсе будет неуместным.

Визуализируйте неприступную крепость вокруг вас, представьте, что вас не за что зацепить и вы непробиваемы. Агрессор попробует напасть на вас, но ощутив вашу мощь, вскоре отступит. Еще один вариант, зарекомендовавший себя как успешный и действенный – метод «мишени ». Он заключается в концентрации на точке, находящейся над переносицей вашего собеседника. Совсем скоро вы заметите, что он начинает бояться и будет ждать вашего отвода глаз, но если вы этого не сделаете, оппонент примет свое поражение. Помните, что сила взгляда могуча.

Особый типаж собеседника – равнодушный. Такие люди менее эмоциональны, чем все вышеперечисленные и по ним невозможно понять, что они испытывают во время беседы. Это может стать плюсом, ведь вам не нужно будет тратить свою энергию на убеждения. Сначала стоит определить суть его равнодушия, имеется два ее типа. Первый – когда личность не заинтересована темой беседы. Как пример данного случая – беседа коллег о проблемах компании. Рядовому рабочему может быть не интересна эта тема и он отказывается принимать участие в ее обсуждении, хотя и является слушателем. С таким типажом можно работать двумя следующими методами. Один из них – возможность банального везения. Если собеседнику все равно, примет он ваше предложение или нет, то стоит отметить, что его успех возможен на 50% и принять участие в проекте имеет смысл. Чтобы он точно согласился, заинтересуйте его личной выгодой, которая непосредственно касается его. Бонусом он может считать ваш уход. Зачастую, люди такого типажа отвечают согласием, понимая, что в противном случае, ему придется долго отбиваться от вас.

Ко второму типу равнодушных следует отнести так называемых «слуг государев ». Он отстаивает интересы компании, а сам исход дела его мало волнует. Попробуйте рассказать ему, что его фирма выиграет от принятия определенного решения. Внося предложение таким личностям, действуйте так, словно доказываете им теорему. Вам необходимо обладать ораторским искусством, а цепочка убеждений должна быть безупречной. Имеет смысл не акцентироваться на недостатках, приуменьшая их и в более выгодном свете преподносить плюсы. Авторитет у данного типажа можно завоевать проявляя логику и последовательность в суждениях.

Теперь вы знаете, как, учитывая типажи личностей, склонять оппонентов к своему мнению. Применяя перечисленные советы, вы с легкостью улучшите эффективность собственных коммуникативных навыков.

Отличные приемы склонить человека к своей точке зрения манипулятивные уловки. Это манипулятивные приемы, предназначенные для получения какого-либо преимущества в конкретных обстоятельствах.

Здесь перечислены уловки, как говорится, на все случаи жизни. Их анализ позволит вам осознать, в каких областях жизни можно применить ту или иную уловку и адаптировать их для конкретных задач.

Уловки для использования в процессе организации переговоров или дискуссий

Программирование восприятия

Реакция на какое-то явление весьма подвластна шаблону ожидаемости. Если поместить что-либо (или кого-либо) в не свойственные ему условия, можно заранее предвидеть реакцию на это.

Еще во времена СССР был такой анекдотичный случай: в обществе "Знание" устроители выступлений напутали с направлением лекторов - известного ученого доставили туда, где ждали писателя-сатирика, а к любителям юмора привезли ученого. Эффект был потрясающий: мастер сатиры и юмора при всех своих стараниях так и не смог вызвать ни улыбок, ни смеха своих слушателей, зато маститый академик никак не мог понять, почему его научные изыскания настолько комичны для аудитории.

Еще до того, как познакомить кого-то с кем-то, сообщите одному из них (или обоим) об отношении к этому человеку окружающих, о его репутации, и Вы получите загодя запрограммированную реакцию на него и его слова.

Создание первичного настроя

На встрече вы сразу предоставляете слово тому, чье мнение вас устраивает: "Вася, ты считаешь, что эта тема будет очень интересна?"

Ознакомление с материалами лишь в последний момент

Применяется, когда необходим выигрыш во времени, когда нужно "не дать думать". Если человек не сможет (не успеет) ознакомиться со всей информацией (документами, условиями, правилами) и не успеет все хорошо осмыслить, победа в обсуждении их будет за Вами.

Блокирование "второго чтения"

Фразы типа: "Чтобы обсуждение шло быстрее, мы не будем скакать с места на место: оговорили какой-то пункт - идем дальше, и что бы ни получалось, снова к этому уже не возвращаемся".

Организация перепалки

Перепалка между легко возбудимыми, несдержанными, агрессивными участниками переговоров может быть выгодна третьей стороне. Нужно только выбрать момент, когда она всем надоест, завязнет на эмоциях, и привнести свое решение.

Если видно, что в переговорах начались эмоциональные всплески, то можно их усилить либо подначиванием, либо неконструктивным успокоением ("Ну вы уж прямо вообще..."), а дальше сказать: "Так, ладно, давайте решать, примем мы такое решение или нет, а то эта перепалка уже всем надоела, противна и ни к чему хорошему не приведет".

Перерыв в нужном месте

Когда обсуждение дойдет до желаемого нами варианта, временно приостановите его - объявите перерыв, перекур, а после этого продолжайте обсуждение с этой точки, как с уже принятого решения.

Избирательность в предоставлении времени

Кого-то одергивать в разговоре ("Ну что вы так долго об одном и том же?.." или "Так, этот вопрос давайте мы сейчас не будем обсуждать, а поговорим о…"), а кому-то дать полностью высказаться, да еще и стимулировать репликами по выгодной нам точке зрения.

Не давать говорить

Это одна из самых грубых уловок. Она направлена на срыв выступления, демонстрации чуждой точки зрения или навязывания дискуссии. Собеседник постоянно перебивает Вас, пытается вставлять свои фразы более громким голосом или просто активно демонстрирует нежелание слушать: затыкает себе уши, заводит разговор с другими, напевает, свистит и т. д. Выступать, разговаривать, приводить какие-то доводы при таких условиях, конечно, невозможно.

Коварное нарушение клятв

В истории несть числа образцов вероломства. Пообещать что-то лишь с целью вызвать доверие и затем коварно воспользоваться этой доверчивостью - тактика многих монархов, военачальников, политиков, чиновников.

Если кому-то что-то нужно от вас, трижды подумайте, прежде чем сказать "да" в ответ на все его обещания и посулы. Это может быть элементарной "заманихой". Подумайте, достаточно ли вы подстраховались от возможного невыполнения партнером своих обязательств, не обернется ли это для вас бедой.

С больной головы - на здоровую

Собеседник, дабы блокировать невыгодный для него разговор или спор, может нагло заявить: "С Вами невыносимо разговаривать, потому что Вы не даете ясных ответов на вопросы" или "…потому что Вы просто не даете сказать и слова". Причем это может происходить в условиях, когда слова не дали сказать именно Вам. Могут быть и более тонкие варианты: "Простите, я не могу с Вами больше вести беседу. Это слишком тонкие материи. Такие мысли - выше моего понимания. Они слишком учены для меня". Хитрец знает, что после такого пассажа продолжать неприятную для него беседу очень трудно.

Отдельно от контекста

Если из высказываний оппонента "выдернуть" отдельные фразы и преподнести их в таком урезанном виде как самостоятельную мысль, то можно добиться совершенно противоположного значения. Эта техника, к примеру, была очень распространена в период "холодной войны", а сейчас повсеместно применяется в предвыборных технологиях.

Принятие решения через "взгляд со стороны"

Спросите просто присутствующего при обсуждении человека (приглашенного со стороны, без права голоса) о его мнении по данному вопросу - и подайте его точку зрения за принятое решение, через которое нельзя переступить. В некоторых случаях возможно специальное приглашение специалиста с "мнением в последней инстанции". То, что он не имеет права голоса, сознательно игнорируется.

Нагнетание усталости второстепенными вопросами

Например, в строительной фирме решается вопрос о цене ремонта дома, а клиент с самого начала начинает обсуждать, насколько вообще "глупый" строительный рынок в данном городе, какие бракоделы строители и придирчивые клиенты. Оппонент вовлекается в этот никчемный спор, теряет энергию, а потом, когда всем это уже надоест, клиент задает вопрос: "Ну, ладно, давайте уточним, сколько все-таки это будет стоить?" Оппоненту хочется все быстрее решить - он утомлен, и вероятность принятия нужного клиенту решения возрастает. Защита: тщательно следите за логикой разговора и жестко пресекайте "отход от темы".

Предоставление неполного комплекта материалов

Когда у человека нет необходимых документов, которые "случайно" "забыли", "потеряли", "взяли для оформления", то он уже не может грамотно участвовать в дискуссии.

"Сменить пластинку"

Один из способов обойти "горячее" место в беседе или споре состоит в уходе от атаки путем перехода к обсуждению другого вопроса, не имеющего никакого отношения к только что обсуждавшемуся предмету. Внимание собеседников легко перенаправляется, к примеру, задаванием им вопросов по "отвлекающей" теме.

Заваливание массой информации

Когда дают очень много материалов или / и ставят очень много целей и физически невозможно во все вникать, решение приходится принимать "оптом" - по всем обсужденным и необсужденным вопросам. Данная уловка применима и в дискуссиях, и в организации "нужного" голосования, и в тактике менеджмента.

Уловки, использующие особенности психики (чувства самолюбия, стыда и др.)

Исполинские планы

Ненасытность и алчность характерна для людей, а если это сочетается с азартом, они готовы желать большего до бесконечности. Перспективы метаморфозы Васюков во вселенскую шахматную столицу, виртуозно нарисованные Остапом Бендером членам местного шахматного клуба, - один из примеров такого воодушевления грандиозностью. Человек в состоянии душевного подъема - легкая добыча для манипулятора.

Употребление "заумных" терминов

Эта уловка использует недостаток интеллекта (хотя ни один человек не может знать все) и стеснительность. Если человеку не знаком какой-то термин, он, чтобы не показать своей некомпетентности, может притвориться, что ему все понятно, но не решится развивать эту тему дальше; или же будет и дальше участвовать в разговоре, но незнание терминологии неизбежно "посадит его в лужу". И. Олейников в своей книге "Жизнь как песТня" рассказывает историю про своего однокурсника Г. Хазанова:

"Однажды Михаил Иосифович Зильберштейн, доктор искусствоведения, импозантный седовласый мужчина, преподававший нам сатирическую литературу, пытаясь уличить его в незнании предмета, коварно спросил:

Геночка, милый, вы случайно не помните, когда в России организовался первый сатирический журнал и как он назывался?

"Милый Геночка" строго глянул на пожилого доктора и отчеканил:

Фрондерствуете, Михаил Иосифович? И не стыдно Вам в ваши-то годы?

Михаил Иосифович побелел и осекся. В перерыве я завел Гену в туалет и осторожно спросил:

Хазан, что означает "фрондерствуете"?

Фрондерствуете, - важно ответил он, - производное от слова "фронда". Сиречь французская оппозиция времен революции.

Так и не поняв, какое отношение имеет "фронда" к Михаилу Иосифовичу, а Михаил Иосифович к ихней революции, я тем не менее был настолько очарован дивным звучанием глагола "фрондерствовать", а также эффективностью его воздействия, что дал себе слово при случае обязательно им воспользоваться. Срабатывало всегда. Стоило только молвить какому-нибудь зарвавшемуся скандальному собеседнику: "Фрондерствуете, бога душу мать?", как он мгновенно затихал, и беседа переходила в спокойное, нежное русло".

Все - через малость

Разве откажешь тому, кто просит совсем чуть-чуть? В такой момент как-то не думаешь о том, что малое - часть большого. Но если за это малое "потянуть", то целое вслед за этим запросто может "обрушиться". Суть этой уловки хорошо иллюстрируют поговорка: "Ему палец в рот не клади - всю руку откусит" и притча Р. Тагора:

У дерева Топор просил, как жалкий нищий:
"Дай хоть негодный сук, чтоб сделать топорище!"
И Дуб согласье дал… Был смирным до сих пор,
А тут заносчивым, свирепым стал Топор:
Недолго думая, ствол подрубил под корень,
И рухнул мощный Дуб, обманут, опозорен.

Ошеломление интенсивностью обсуждения

Дискутирование "нон-стопом", да еще в таком темпе, когда что-то "схватить", осмыслить, подумать невозможно. Собеседники, навязывающие такой стиль обсуждения, стараются ошарашить партнеров скоростью речи, сменой мыслей, а затем, не дав опомниться, победоносно делают желательный им вывод.

Хотите ли вы уговорить начальника профинансировать ваш проект или довести до сознания ребенка-дошкольника, что он должен сам справляться с туалетом, умение убеждать - это целое искусство, которое играет важную роль в достижении успеха в жизни.

Убедительные люди имеют одну сверхъестественную способность - склонять других к своей философии и образу мышления. Их секретным оружием является умение нравиться людям.

Вот 15 специфических приемов, которые крайне убедительные люди используют в своих интересах.

1. Они прекрасно знают тех, с кем имеют дело

Убедительные люди знают свою целевую группу как объект воздействия вдоль и поперек, и они используют эти знания, чтобы общаться со своей аудиторией на ее языке. Смягчите свой напор и не будьте излишне самоуверенными при взаимодействии с робким и стеснительным человеком, оставьте это для активного собеседника, обладающего большой энергией.

Все люди разные, и осознание всех этих тонкостей и нюансов в значительной степени облегчит вам задачу донести до них вашу точку зрения.

2. Они устанавливают связь на личном уровне

Гораздо больше шансов на то, что люди благосклонно примут сказанное вами, если они имеют представление о том, что вы за человек. В одном исследовании, посвященном переговорным процессам, студентов Стэнфордского университета на занятии попросили достичь соглашения. Без посторонней помощи в виде всяких советов и указаний с заданием справились 55% участников. Однако когда студентов попросили представиться, рассказать о себе и своей мотивации перед тем, как прийти к соглашению, процент учеников, добившихся поставленного результата, достиг 90%.

Ключевым моментом здесь является избежание чрезмерного давления при обсуждении. Тот, кому вы все это говорите, просто человек, а не противник или мишень. Независимо от того, насколько убедительны ваши аргументы, если вам не удается установить контакт на личностном уровне, человек будет сомневаться во всем, что вы ему говорите.

3. Они не напористы

Убедительные люди утверждают правоту своих идей решительно и уверенно, при этом не агрессивно и без излишней напористости. Нахрапистые люди раздражают и отбивают всякое желание сотрудничать. Вызывающе агрессивный подход приводит к тому, что получатель информации дает задний ход и в скором времени пускается от вас наутек. Убедительные люди не просят многого, они отстаивают яростно свою позицию, потому что знают, что только искусностью и деликатностью в конечном итоге можно завоевать человека.

Если вы производите впечатление слишком агрессивного человека, приложите усилия к тому, чтобы быть уверенным, но казаться спокойным. Не будьте нетерпеливы и слишком настойчивы. Знайте, что, если ваша идея действительно хороша, люди сами это поймут, нужно только дать им время. Если вы этого не сделаете, они даже не станут в нее «въезжать».

4. Они не из робкого десятка

С другой стороны, представлять свои идеи, будто это вопросы, на которые требуются ответы, или будто вы нуждаетесь в одобрении их аудиторией, тоже неправильно. В этом случае они будут казаться несовершенными и неубедительными.

Если вы человек робкий и нерешительный, постарайтесь изложить свои идеи как ряд утверждений и интересных фактов и дайте возможность другой стороне над ними поразмышлять. Кроме того, вы должны выбросить из вашей устной презентации все допущения и оговорки. Когда вам нужно быть убедительным, не может быть и речи о фразах типа «я думаю, что…» или «вполне возможно, что…».

5. Они используют язык тела, часто прибегая к позитивным жестам и мимике

Подобрав подходящий и выгодный тип поведения, подключив к нему жесты, мимику, интонацию голоса (предварительно убедившись, что они положительные), вы сможете увлечь людей и подготовить их к восприятию ваших аргументов. Восторженные интонации, выпрямленные руки, постоянный визуальный контакт, наклон тела к собеседнику - всё это разновидности позитивного языка жестов и тела, который убедительные люди используют для того, чтобы завоевать доверие других.

Позитивный язык тела поможет привлечь аудиторию и убедить ее в том, что вы говорите дело. При речевом воздействии на человека то, как вы говорите, может быть важнее, чем то, что вы говорите.

6. Они понятны и конкретны

Убедительные люди умеют доносить свои идеи быстро и наглядно. Если у вас есть четкое понимание того, о чем вы говорите, вы сможете просто и занимательно объяснить это тем, кто этого не понимает. Оптимальная стратегия здесь - разобраться в предмете настолько хорошо, чтобы быть способным доходчиво растолковать его даже ребенку.

Если вам удастся донести эффективность вашей идеи до тех, кто не в теме, безусловно, вам не составит большого труда быть убедительным с теми, кто в этом разбирается.

7. Они настоящие

Для того чтобы убеждать людей, необходимо быть человеком искренним и настоящим. Никто не любит фальшивку и обман. Люди тяготеют к тем, кого они считают настоящими, потому что знают, что могут им доверять. Очень трудно верить человеку, если вы не знаете, кто он на самом деле и что он действительно чувствует.

Убедительные люди знают, кто они есть. Они достаточно уверенны в себе, чтобы чувствовать себя комфортно, будучи самими собой. Сконцентрировавшись на том, что движет вами и делает вас счастливым как личность, вы становитесь все более интересным и убедительным человеком. Не пытайтесь снискать расположение людей, строя из себя человека, которого они хотят в вас видеть.

8. Они признают вашу точку зрения

Очень мощной тактикой убеждения считается, когда человек соглашается с другой точкой зрения. Признайте, что ваши идеи и доводы несовершенны. Это демонстрирует то, что вы человек с широкими взглядами, всегда открыты к диалогу и готовы вносить коррективы, а не упрямо стоять на своем.

Вы хотите, чтобы ваша аудитория знала, что вы действуете в соответствии с их насущными интересами? Попробуйте использовать такие высказывания, как «я вижу, каковы ваши основные принципы» и «я думаю, в этом есть смысл». Это показывает, что вы активно слушаете, что они вам говорят, и не будете просто навязывать им свои идеи. Убедительные люди позволяют другим иметь свое мнение - и с ним считаются. Они делают это в знак уважения к позиции другого человека, и он, в свою очередь, также будет внимательно рассматривать их точку зрения.

9. Они задают правильные вопросы

Самые большие ошибки люди совершают, когда дело доходит до умения слушать. Они оказываются не в состоянии услышать то, что им говорят, потому что они сосредоточены на том, что сами собираются сказать дальше, или на том, как сказанное другим человеком на них повлияет.

Слова доносятся громко и отчетливо, но смысл ускользает. Простой способ избежать этого - задавать много вопросов. Люди хотят знать, что вы слушаете, и такое простое средство, как уточняющий вопрос, показывает не только то, что вы их слушаете, но также демонстрирует то, что вам есть дело до того, что они говорят. Вы будете удивлены, сколько уважения и признательности вы получите, просто задавая вопросы.

10. Они визуализируют свои идеи

Исследования показывают: гораздо больше шансов убедить людей у тех, кто визуализирует свои идеи с помощью эскизов или набросков, которые позволяют реализовать и передать эти идеи. Убедительные люди используют наилучшим образом мощный визуальный ряд. Когда реальные изображения недоступны или не отвечают поставленной задаче, эти люди рассказывают яркие колоритные истории, которые способны вдохнуть жизнь в их идеи.

Хорошо преподнесенный рассказ рисует картины и создает красочные образы в сознании объектов воздействия, которые легко запомнить и изложить и трудно забыть.

11. Они производят хорошее первое впечатление

Исследования показывают, что большинство людей определяют свое отношение к вам в течение первых семи секунд общения с вами. Затем они используют оставшуюся часть разговора, чтобы подтвердить и обосновать свою первоначальную реакцию. Звучит, может, и ужасно, но зная эту особенность, вы можете ей воспользоваться в своих интересах и добиться огромных успехов в умении нравиться людям и их убеждать.

Первые впечатления тесно связаны с позитивным языком тела. Сильная поза, демонстрирующая уверенность, крепкое рукопожатие, улыбка, расправленные плечи и наклон в сторону собеседника помогут создать благоприятное первое впечатление.

12. Они знают, когда стоит отступить

Настойчивость - прямая угроза убеждению, так что будьте с ней поаккуратней. При попытке заставить людей сразу же с вами соглашаться они, как показывают исследования, скорее всего, останутся при своем первоначальном мнении. Ваше нетерпение заставляет их противостоять вашим аргументам и придерживаться своих собственных.

Если ваша позиция сильна, не бойтесь ненадолго отступить, вашему собеседнику нужно время, чтобы уложить это все в своей голове. Хорошие идеи часто трудно сразу же проанализировать, и немного времени может сыграть важную роль.

13. Они приветствуют людей по имени

Ваше имя - важнейший компонент вашей личности, и когда люди его используют, это производит огромное впечатление. Убедительные люди обращаются по именам к своим собеседникам каждый раз, когда их видят. Вы должны называть кого-то по имени не только когда здороваетесь с этим человеком. Исследования показывают, что люди чувствуют себя более значимыми, когда собеседник в разговоре обращается к ним по именам.

Если у вас хорошая память на лица, а имена людей совсем не задерживаются в вашей голове, разработайте свой способ запоминания имен и сделайте приемы восстановления их в вашей памяти ежедневной зарядкой для мозга. Когда вы встречаете человека, не бойтесь узнать его имя во второй раз, если вы его забыли сразу же после того, как услышали. Держите это имя «под рукой», если вы собираетесь вспомнить его в следующий раз, когда увидите этого человека.

14. Они умеют угождать

Убедительные люди никогда не будут выигрывать битву, если есть угроза проиграть войну. Они знают, когда и как отстаивать свои позиции, и все же они постоянно идут на жертвы, которые способствуют успеху их дел. Они всегда готовы идти на уступки и делать для других людей все, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Убедительные люди делают это потому, что знают, что в конечном итоге, расположив к себе людей, они склонят их на свою сторону. Они знают, что лучше быть успешным, чем «правым».

15. Они улыбаются

Люди самопроизвольно (и бессознательно) зеркально отражают язык тела человека, с которым они разговаривают. Если вы хотите, чтобы люди вам симпатизировали и верили в вас, улыбайтесь им во время беседы, и они бессознательно улыбнутся вам в ответ и будут пребывать в хорошем настроении. Убедительные люди улыбчивы по жизни, потому что они относятся с неподдельным энтузиазмом к своим идеям и заражают ими всех, с кем сталкиваются.

Подводим итоги

Убедительные люди имеют большой опыт в понимании других людей и умении реагировать на их ожидания. Все они полагаются на эмоциональный интеллект, чтобы привести людей к своему образу мышления. Учитывая тот факт, что 90% бизнес-лидеров обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, совсем не удивительно, что убедительные люди полагаются на эту способность, чтобы добиться успеха. Добавьте эти навыки в свой арсенал - и вы уже на пути вступления в эту эксклюзивную группу.

Автор - Трэвис Брэдбери (Travis Bradberry), американский психолог, управляющий партнер компании TalentSmart, специализирующейся на измерении эмоционального интеллекта, соавтор книги «Эмоциональный интеллект 2.0».

Еще интересные советы и идеи в новом сообществе -