С физиологической точки зрения этап автоматизации зву­ка представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. По­ставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автома­тизировать звук - это значит ввести его в слоги, слова, пред­ложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизно-шения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует ак­тивного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильно­го артикуляционного уклада. Она осуществляется по прин­ципу от легкого к трудному, от простого к сложному.

Прежде всего включение звука в слоги. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом.

Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что об­легчает их автоматизацию.

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от­крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат пос­ледовательность иная: сначала автоматизация в обратных сло­гах, затем - в прямых открытых. Позже отрабатывается про­изношение звука в слогах со стечением согласных!

На ЭТОМ ""Этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала слогов без

стечений, затем - со стечением согласных. Например, при автоматизации звука с предлагается повторить слоги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, эс, вые, сол, воет, оск и др.

Предлагаются упражнения на произношение слогов с пе­реносом ударения: саса, саса.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опо­рой на слоги (са - сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук- в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем - в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосоче­таниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включе­нием звука, в дальнейшем автоматизация проводится на ре­чевом материале, насыщенном данным звуком.

Во вспомогательной школе этап автоматизации звуков очень длительный, что обусловлено психофизиологически-ми особенностями умственно отсталых детей.

На этом этапе проводится работа и над сложными фор­мами звукового анализа и синтеза, по формированию уме­ния выделять звук из слова, определять его место по отно­шению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуко­вую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматиза­ция звуков очень трудна для умственно отсталых детей, в том числе и потому, что они плохо представляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он не может своевременно подгото­вить артикуляторные органы к правильному произнесению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук нахо­дится в середине или конце слова.

В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автомати­зации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над инто­нацией при закреплении произношения звука в предложе­нии, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогаще­ние словаря, его систематизация, формирование грамма-

тического строя речи (см. раздел "Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи"). Эта работа тесно связана с уроками русского языка.

Особенностью этапа автоматизации во вспомогательной школе является тщательное планирование уроков, распре­деление тем. В системе уроков по автоматизации звуков предусматривается постепенное усложнение заданий и рече­вого материала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и сло­вах предусматривается следующая тематика занятий (1 класс):

    Автоматизация звука с в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

    Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.

    Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.

    Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кос и др.

    Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­ ных: ста, ска, ист, ост, уск и др.

    Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

    Автоматизация звука с в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

    Автоматизация звука с в односложных словах со сте­ чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

    Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

    Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

    Автоматизация звука с в двусложных словах со стечени­ ем согласных: сумка, свекла, стакан, стайка, каска и др.

    Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­ чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

    Автоматизация звука с в трехсложных словах со стече­ нием согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.

Этап дифференциации звуков речи

Этап дифференциации звуков речи является обязатель­ным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями

симптоматики нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей. Известно, что в массовой школе дифферен­циация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. А во вспомогательной школе этап дифференциации звуков проводится даже в том случае, ког­да звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслухо-вой дифференциации звуков речи, которое приводит к боль­шому количеству замен в письменной речи умственно отста­лых детей.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в сле­дующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формиро­вание фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетичес­ки близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, сви­стящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их со­став, которые чаще всего нарушаются у умственно отсталых детей. Определена следующая последовательность дифферен­циации звуков: б-п,д - т,г - к,з - с,ж-ш,с - ш,з - ж, ц - с, ч - т, ч - щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлага­ются задания на имитацию слогов, например при дифферен­циации с - з: са - за - са, за- са- са к т.д. Эффектив­ным методом, работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асеман-тичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сход­ными звуками (кольцо - кольсо, ластощка - ласточка и т.д.).

Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: 1) предвари­тельный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, 2) этап слуховой и произносительной дифференциации сме­шиваемых звуков.

На первом этапе последовательно уточняется произноси­тельный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану: а) уточнение арти­куляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактиль­ное восприятие, кинестетические ощущения, б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатыва­емого звука.

На втором этапе сравниваются конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане. Большое мес­то отводится развитию фонематического анализа и синтеза.

Конкретная методика работы представлена в разделах "Раз­витие фонематического восприятия", "Развитие фонемати­ческого анализа и синтеза".

Особенности коррекции нарушений произношения различных групп звуков

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки — это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно.

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях . Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

Памятка логопеду

Виды дислалии.

Постановка звуков.

Приемы коррекционной работы .

пособие

Архиповой Е.Ф.
Внимание!

1. Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления.

2. При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный).

3. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным ребенку.

4. На протяжении всех занятий необходимо использовать приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

Последовательность этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Последовательность автоматизации поставленного звука:

1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

2. Автоматизация звука в словах (в начале, в середине и в конце слова).

3. Автоматизация звука в предложениях.

4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.

5. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах.

6. Автоматизация звука в разговорной речи.



Виды сигматизма. Их исправление.

Сигматизм - недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

Парасигматизм - замены свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка.

1 . Межзубный сигматизм - при произнесении свистящих или шипящих звуков (иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

С - Логопед предлагает сблизить зубы и в этом положении произнести звук С . Если звук не четкий, логопед зондом или концом шпателя нажимает на кончик языка, опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, изолированно произносится звук С , затем в сочетании с согласными А , О , У , Ы в прямых и обратных словах.

З - Логопед предлагает логопату произнести звук С и при этом подключить голос.

Профили артикуляции

Профили артикуляции [ З , З ’]

Рис. 2 Профиль артикуляции звуков С

C в норме

Рис. 3 Профиль артикуляции звуков З

З’ в норме

Профиль артикуляции [ Ц ]

Рис. 4 Профиль артикуляции звука Ц в норме Ц= Т + С

Ц - Медленно произносятся подряд звуки Т - С , затем с ускоренным темпом. Добиваемся слитного перехода от звука Т к звуку С (ТС ). Произнесение обратных слогов АЦ , ОЦ , УЦ поможет логопату понять, что первичен звук Т (взрыв), а затем идет С - Ц является составным звуком.

Дифференцируем простой звук С и составной Ц с помощью многократного сопоставления слогов АЦ - АС .

2. Губно-зубной сигматизм - свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся подобно звукам Ф (С ) и В (З ). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука С .

Логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Возможна помощь логопеда - он придерживает нижнюю губу, обнажая резцы.

Затем звук С произносится в сочетании с гласными с помощью логопеда, затем - без.

3. Призубный сигматизм (парасигматизм) – при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затор и мешая проходу воздуха через зубную щель. Поэтому вместо звуков С и З слышатся Т и Д (суп - туп, зима - дима).



Рис. 6 Призубный сигматизм


2 приёма коррекции

Легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его на нижние резцы. Даём спокойно выйти воздуху через зубную щель.

Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .

Логопед слегка нажимает шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигая его за нижние резцы.

После верного изолированного произнесения звука С без помощи логопеда, С включается в слоги, идет дифференциация С ,З и Ц .

4. Шипящий сигматизм - кончик языка оттянут от нижних резов в глубь ротовой полости, спинка языка резко выгнута по направлению к твердому нёбу. Вместо свиста слышится смягченное Ш или Ж (собака - шябака, замок - жямок).

Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .

Отучиваем логопата от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта - задерживаемся на стадии межзубного произношения С в слогах, словах, фразах.

После окончательного закрепления кончика языка в таком положении, переводим его за нижние резцы.

5. Боковой сигматизм (односторонний/двусторонний) - свистящие и шипящие произносятся:

а)кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка («хлюпающий» звук);

б)кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке Л .

Приучаем логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка - первоначальное упражнение.

Дутьё при межзубном положении переднего края языка.

Введение слоговых упражнений, слов, фраз со звуком С . Постепенное переведение языка за нижние резцы (по показу логопеда, с помощью механической помощи). Закрепление верного произношения в кинестетическом ощущении логопата, в его слуховом представлении.

6. Носовой сигматизм - свистящие и/или шипящие произносятся в неверном положении языка: корень поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос (слышится звук, похожий на X с гнусавым оттенком).

С - Предварительная работа над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости (Упр: «задувание свечи, спички», «подуть на бумажку») -проводятся при межгубном, затем при межзубном положении языка.

Достигнув временного шепелявого произношения С , логопату даются упражнения на этот звук в слогах, словах, фразах.

Переводим кончик языка за нижние резцы.

З - прием осязания вибрации гортани.

Проводить четкую (устную и письменную) дифференциацию звонкого З и глухого С .

7.Свистящий сигматизм – шипящие звуки произносятся как свистящие (шапка=сапка, жук=зук и т.п.). Язык находится в нижнем положении. Для исправления необходимы упражнения, направленные на выработку правильноговерхнего (у альвеол) в форме чашечки положения языка.



Постановка шипящих звуков.

· Логопед предлагает логопату произносить звук С , подводит шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы. С меняется на Ш , З - на Ж .

Профиль артикуляции [ Ш ]

Профиль артикуляции [ Ж ]

Рис. 10 Профиль артикуляции звука Ш

Рис. 11 Профиль артикуляции звука Ж

· Логопед приучает логопата удерживать язык в таком положении. Обеспечивает необходимое выдвижение губ - нажимает на углы его рта.

· Ш и Ж закрепляется в слогах, словах и фразах, контроль над положением губ и языка в зеркале.

· Выполнение устных и письменных упражнений на дифференциацию Ш и Ж , З и С .

· Постановка Ч - логопат произносить слог АТЬ , логопед подкладывает шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов + нажатие пальцами на уголки рта, выдвижение их вперед. АТЬ - АЧ .

· Закрепление звука в кинестетическом и слуховом представлении, самостоятельное произнесение звуков в обратных и прямых слогах, словах, фразах.

· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звука С , Ц , Ч .

· Постановка Ш - логопат произносит длительно смягченный Ш (ШЫНЬ) или слог АСЬ , логопед поднимает зондом или шпателя кончик языка к верхним альвеолам. ШЫНЬ-Ш .

Профиль артикуляции [ Щ ]

Профиль артикуляции [ Ч ]

Рис. 12 Профиль артикуляции звука Щ в норме

Рис. 13 Профиль артикуляции звука Ч в норме.Ч= Т ’+Ш ’

· Закрепление звука в прямых слогах в обратных, словах, фразах.

· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ , С , Ш .

Дифференциация звуков при сигматизме:

1) С-3

2) С-Ц

3) С-З-Ц

4) Ш-Ж

5) С-Ш

6) З-Ж

7) С-Ч

8) Ц-Ч

9) С-Щ



Ротацизм. Его исправление.

Ротацизм - недостатки произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в искажениях этих фонем

Параротацизм - произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в заменах их другими звуками.

Профиль артикуляции [ Р ]

Профиль артикуляции [ Р ’]

Рис. 14 Профиль артикуляции звука Р

Рис. 15 Профиль артикуляции звука Р’

1. Велярное Р - корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель; выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба; возникает шум, который примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфическое дефектное звучание.

2. Увулярное Р - вибрирует только язычок, при этом слышится отчётливый рокот.

3. Одноударное Р - передний край языка лишь 1 раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Длительный рокочущий звук не удается.

Боковое Р - вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.

4. Щёчное Р - резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку.

Параротацизм - замена звука Р звуками:

ü Р *

ü Л

ü Л *

ü Й ( i )

ü Г

ü Д

Параротацизмы

Рис. 20 . Р=Л

Рис. 21 . Р= j [ Й ]

Рис. 2 2 . Р=В

Рис. 2 3 . Р=Ы

Причины ротацизма:

1) короткая подъязычная связка

2) узкое и высокое нёбо

3) чрезмерно узкий или массивный, либо недостаточно пластичный язык



Исправление ротацизма.

Подготовительные упражнения

Упражнения, направленные на получение фрикативного Р (артикулируется как нормальный Р, но без вибрации), добившись правильного расположения языка.

Упражнения, направленные на выработку вибрации языка.

1. Предлагаем ребенку произнести протяжно фонему Ж (если он правильно произносит верхние Ш и Ж) при несколько открытом рте, без округления губ и переместить передний край языка немного вперед к дёснам верхних резцов. Закрепляем фрикативный Р в слогах, словах и фразах, не ожидаясь усвоения вибрации. Полученный звук должен произноситься с достаточным напором выдыхаемого воздуха (ясно слышен голос и шум воздуха) при минимальной щели между передним краем языка и дёснами.

2. Для выработки вибрации - быстрое повторение на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов (или с альвеолами).

Сначала - 2,Зкратного равномерного повторения звука Д (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд). Затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, ддД, ддД). Далее из много кратного повторения звука Д, как равномерного (ддддддддд...), так и с ритмическим выделением: например, каждого 3-его звука серий (ддД ддД ддД ддД...).

Работает только язык при неподвижном положении челюсти. Затем присоединяем к раду звуков Д гласный в конце: ддддА, дддЫ.

3. Для выработки вибрации (приём №2) - во время длительного произнесения фрикативного Р, под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо-влево вызывается механическое колебание языка, попеременно смыкания и размыкания его переднего края с альвеолами, (вместо зонда - палец ребенка).

4. После достижения вибрации, добиваемся автоматизации усвоенной артикуляции и избавляемся от излишне раскатистого произношения Р с помощью упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющимся темпе.

5. После твёрдого Р, добиваемся появления Р*, если сначала появляется Р* - работаем над Р.

Ламбдацизм.

Его исправление.

Ламбдацизм - недостатки произношения звуков Л и Л*.

Ламбдацизм

Рис. 2 4 . Межзубный

Рис. 2 5 . Носовой

Параламбдацизм - разновидность дефекта, которая выражается в замене звуков Л и Л* какими-либо другими.

Обычно неверно произносится лишь твердый Л.

Параламбдацизмы

Рис. 2 6 . Л=В

Рис. 2 7 . Л=У

Рис. 2 8 . Л= j [Й]

Рис. 2 9 . Л=Ы

Разновидности недостатков произношения Л:

1. Удлинение смежных гласных (аампа - лампа, паака - палка, стоо - стол)

2. Произнесение Л в виде краткого гласного звука типа Ы (ыампа - лампа, паыка - палка, стоы - стол)

3. Замена Л фонемой Й (йампа - лампа, пайка - палка, стой -стол)

4. Замена Л фонемой Н (нампа, панка, стон)

5. Произнесение Л в виде заднеязычного носового звука НГ (нгампа, нгапа - лапа).

6. Произнесение в качестве Л звука В или краткого У , при этом язык оттянут в глубь рта, как при гласном У.

Основная причина - укороченная подъязычная уздечка.

Исправление ламбдацизма.

1. смотрясь в зеркало, свободно высунуть язык и зажать его между зубами.

2. не меняя положение языка протянуть А или Ы.

3. логопед формулирует инструкцию, показывает - при таком же положении органов должен получиться звук Л.

4. произнесение звука в слогах с гласным А: в закрытом слоге АЛ, между гласными - АЛА, в закрытом слоге- АЛ.

5. вводим слоги с гласными Ы, О, У

6. Л* ставится от Л с помощью слогов с гласными И, Е.

7. сопоставление слогов с Л и Л* (ла - ля, ло - лё)

8. в случае параламбдацизма проводим упражнения на выработку дифференциации нового звука и того, которым о заменялся.

Дефект нёбных звуков (К-К*, Г-Г*, Х-Х*, Й).

Их исправление.

I. Каппацизм - недостатки произношении звуков К и К*.

Профиль артикуляции [ К ]

Рис. 30 Профиль артикуляции звука К в норме

Виды:

А) вместо К слышится характерный негромкий гортанный щелчок,

10 ошибок и 10 правил автоматизации звуков:

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка, произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный.

1 Ошибка. Звук начинают автоматизировать, когда ребенок его изолировано его произносит нечетко.

Правило 1: Звук можно начитать автоматизировать только тогда, когда ребенок может произносить его изолировано четко при много кратном повторении.

2 Ошибка. Звук автоматизируют без подготовительных упражнений.

Правило 2: Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо выполнить упражнения для правильного артикуляционного уклада или артикуляционную гимнастику. Эти упражнения укрепляют и разогревают речевые мышцы, формируют правильный артикуляционный уклад, делают движения мышц языка, щек и губ точными.

3 Ошибка. Автоматизируют несколько звуков, которые ребенок путает в речи.

Правило 3: Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи, а так же звуки, принадлежащие к одной группе. Так, как у таких детей нарушен фонематический (речевой) слух. Работу по автоматизации звука у ребенка с нарушенным фонематическим слухом необходимо разделить иначе ребенок постоянно будет пытаться произнести один звук вместо другого.

Нельзя у ребенка с нарушенным фонематическим слухом автоматизировать одновременно:

  • звуки из групп шипящих и свистящих (С, З, Ц, Ш, Щ, Ч);
  • губно-зубные звуки (В, Ф);
  • сонорные звуки (Р, Л);
  • заднеязычные звуки (К, Г, Х).

При нарушенном речевом слухе можно автоматизировать одновременно:

  • звуки из группы свистящих и звуки из группы заднеязычных;
  • звуки из группы шипящих и звуки из группы сонорных;
  • звуки Д, Т и сонорные звуки.

4 Ошибка. Звук автоматизируют в словах, скороговорках и предложениях, а так же используются сложные слова (например: трансформатор, эквилибрист).

Правило 4: В работе над автоматизацией звука необходимо придерживаться строгой последовательности, сначала звук автоматизируется в более легких артикуляционных позициях, затем - в более сложных.

Последовательность автоматизации звуков:

Автоматизация звука в слогах:

  • открытых слогах (ША, ШО, ШУ);
  • закрытых слогах (АШ, ОШ, УШ);
  • в интервокальной позиции (АША, ОШО, УШУ).

Автоматизация звука в словах:

  • в начале слова (шапка, шея);
  • в конце слова (камыш, финиш);
  • с средине слова (ошибка, машина);
  • в словах со стечением согласных (бабушка, матрешка).
  • Автоматизация звука в предложениях (Малыши шагают в школу).
  • Автоматизация звука в стихотворениях.
  • Автоматизация звука в скороговорках.
  • Автоматизация звука в самостоятельной речи.

5 Ошибка. Ребенка просят повторять слова, слоги и предложения без показа артикуляции.

Правило 5: Автоматизировать звук по подражанию. В работе над автоматизацией звука, а особенно в самом начале необходимо чтобы ребенок повторял следом за взрослым, и смотрел как ему показывают правильную артикуляцию. Для того чтобы ребенок научился сам контролировать свое произношение автоматизируйте звук перед зеркалом. А так же на начальных порах необходимо, утрированно выделять звук (например: Ш-Ш-Ш-Ша, Ш-Ш-Ш-Шапка).

6 Ошибка. Звук автоматизируется на одном и том же материале.

Правило 6: Как только ребенок научился справляться с одним видом заданий, необходимо сразу же переходить к другому более сложному . Особенно никогда не следует долго засиживаться на переходе от изолированного произношения к автоматизации звука. Работа над изолированным произношением не должна превышать 4 занятий.

7 Ошибка. Звук автоматизируется при неправильном речевом выдохе.

Правило 7: Перед тем как автоматизировать звук необходимо поставить правильный речевой выдох. При нарушенном речевом выдохе, никакие звуки вы ребенку не автоматизируете.

8 Ошибка. Звук автоматизируют без показа наглядного материала.

Правило 8: Для автоматизации звука использовать наглядность . Чтобы процесс автоматизации звука не был скучной, рутинной работой, показывайте ребенку картинки, используйте разные игровые ситуации, придумывайте сказки, используйте сюжетные картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком.

9 Ошибка. Звук автоматизируется от времени к времени, периодически.

Правило 9: Как и в любых занятиях для того, чтобы добиться положительного результата, необходима систематичность . Занимайтесь систематично по 15-20 мин ежедневно. Исправляйте произношение ребенка в повседневной жизни и напоминайте ему, что он должен следить за своей речью.

10 Ошибка. Звуки в речи автоматизируется, но не проводиться работа над их дифференциацией.

Правило 10: У многих детей нарушен фонематический слух, поэтому работая над автоматизацией звуков необходимо работать над их различением в речи (дифференциацией) .


В логопедической практике часто вызывает затруднение не только постановка звука, но и введение поставленного звука в речь (процесс автоматизации), особенно у детей, имеющих проявления дизартрии разной степени, ЗПР. Период автоматизации бывает трудным и долгим, т. к. на начальном этапе положение органов артикуляции ещё неустойчивое, и требуется время на поиск нужного артикуляционного уклада. Поэтому правильное изолированное произнесение звука бывает недостаточно для того, чтобы ребёнок мог употреблять поставленный звук в словах и фразах. Возникает необходимость продлить период автоматизации поставленного звука в слогах.

Предлагаемые приёмы логопедической работы по автоматизации звуков в слогах основаны на методе наглядного моделирования. Предлагаются задания на воспроизведение звука изолированно, в слогах, слоговых рядах с опорой на символы. Такие задания позволяют разнообразить занятия по автоматизации, повысить мотивацию к логопедическим занятиям и активность речи ребёнка во время занятий, способствуют развитию навыков самоконтроля за речью. Ребёнок может самостоятельно воспроизводить речевой материал после запоминания символов.

Сначала выбирается символ, обозначающий нужный для автоматизации звук, например, предмет или существо, издающий похожий звук: “тигр” – обозначает звук [р], “пароход” –звук [л], “змея” – звук [ш], “жук” –звук [ж] и др.

При произнесении поставленного звука изолированно символ рисуется столько раз, сколько требуется произнести данный звук (сколько раз получается у ребёнка воспроизвести этот звук правильно). Переходя к автоматизации поставленного звука в слогах, добавляем к имеющемуся символу согласного, который ребёнок уже запомнил, символы гласных звуков. Символы гласных звуков имеют сходство с их оральным образом и наглядно показывают, какой звук следует произносить после тренируемого: например, шар круглый – звук А, шар овальной формы – звук О, дудочка – звук У, кусок сыра – звук Ы. (Рисунок 1)

Через 1-2 занятия, в зависимости от возможностей ребёнка, предложить повторять слоговые ряды до 4 одинаковых слогов в каждом ряду по моделям. (Рисунок 2) Модели можно зарисовать в тетради ребёнка или заготовить карточку, которую можно использовать для работы с другими детьми.

Когда ребёнок хорошо запомнил модели слогов, можно переходить к другим заданиям. Предлагаемые упражнения:

1. Произнесение слоговых рядов, состоящих из трёх разных слогов (по моделям). (Рисунок 3)

Здесь уже можно обойтись и без называния слогов взрослым. Каждую модель слога можно выполнить на отдельной карточке и из этих карточек составлять разные слоговые ряды, комбинируя карточки со слогами. Слоговой ряд может составлять логопед, родитель дома или сам ребёнок. Возможность самому себе составлять задания повышает интерес ребёнка к упражнениям и его активность.

2. Произнесение слогов по парам, где первый слог один и тот же, а второй слог в паре меняется по очерёдности (очерёдность даётся в самом начале при воспроизведении слогов по моделям по одному слогу на Рисунке 1).

Первые варианты пар даются с опорой на модели, по которым получаются такие пары слогов: (на Рисунке 4 показаны модели)

Или так (Рисунок 5):

Сколько вариантов пар предложить на одном занятии, зависит от возможностей ребёнка. Ребёнку можно предложить самому выбрать, какой слог будет первым в парах. Эти пары также можно выкладывать из отдельных карточек с изображёнными моделями слогов. При этом карточек должно хватить на весь вариант. Первые варианты пар ребёнок воспроизводит по моделям, а когда поймёт закономерность, можно предложить называть пары слогов по представлению, сначала добавляя второй слог в третьем и четвёртом ряду третьего варианта (например, отрабатывая звук [л], это будут слоги лу-лу, лу-лы), а в четвёртом варианте можно предложить договорить второй слог в каждой паре: лы-…(ла), лы– …(ло), лы – ...(лу), лы – …(лы). Такие упражнения способствуют формированию навыков самоконтроля за правильным произношением.

К тому же модель слога позволяет ребёнку усвоить состав слога-слияния, ведь слияние трудно расчленить на составляющие его звуки, а данная модель наглядно это представляет. Заменяя символ согласного звука в моделях слогов при автоматизации следующего поставленного звука, ребёнок чувствует и наглядно представляет наличие гласного звука, что способствует профилактике пропуска гласных при письме. А сам символ гласного звука уточняет артикуляцию, способствует укреплению связи фонема-артикулема и тем самым дифференциации звуков и букв о-у, а-о, профилактике замен на письме соответствующих букв.

В зависимости от возможностей и желания ребёнка, при автоматизации следующих поставленных звуков, для разнообразия можно предложить поменять и символы гласных звуков, которые также будут напоминать оральный образ гласного звука: мяч, солнышко или ромашка – звук А, овал – звук О, маленький кружок (вишенка) – звук У, дыня или грибок с широкой шляпкой – звук Ы.

Сколько получается упражнений на автоматизацию звука в слогах! И не скучно, и можно закрепить произношение поставленного звука в слогах и тем самым подготовить к произнесению звука в словах.

  1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П.
  2. Обучаем читать и писать без ошибок. М., Аркти, 2007 г.
  3. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю.
  4. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.//Логопед для ДОУ. Сборник материалов. М., 2005 г.
  5. Новоторцева Н.В.
  6. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з], [з"], [ц] (Логопедическая тетрадь). Ярославль, Академия развития. 1996 г.