И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

27-28 апреля 1978 года в Афганистане произошла Апрельская революция (Саурская революция). Поводом к восстанию стал арест лидеров Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Режим президента Мухаммеда Дауда был свержен, сам глава государства и его семья были убиты. Власть захватили прокоммунистические силы. Страна была объявлена Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Главой Афганистана и его правительства стал Нур Мухаммед Тараки, его заместителем — Бабрак Кармаль, а первым заместителем премьера и министром иностранных дел - Хафизулла Амин.

Новое правительство начало масштабные реформы, направленные на модернизацию страны. В Афганистане стали строить светское, социалистическое государство, которое ориентировалось на СССР. В частности, в государстве была уничтожена феодальная система землевладения (правительством была произведена экспроприация земли и недвижимого имущества у 35-40 тыс. крупных землевладельцев); было ликвидировано ростовщичество, державшее тысячи людей на положении рабов; было введено всеобщее избирательное право, женщины были уравнены в правах с мужчинами, учреждена светская система местного самоуправления, при поддержке со стороны государственных органов проходило создание светских общественных организаций (в том числе молодежных и женских); шла масштабная кампания по ликвидации безграмотности; проводилась политика секуляризации, ограничения влияния религии и мусульманского духовенства в общественно-политической жизни. В результате Афганистан из архаичного, полуфеодального государства стал быстро превращаться в развитую страну.

Понятно, что эти и другие реформы вызвали сопротивление бывших господствующих социальных групп - крупных землевладельцев (феодалов), ростовщиков и части духовенства. Не пришлись по вкусу эти процессы и ряду исламских государств, где также господствовали архаичные нормы. Кроме того, правительство совершило ряд ошибок. Так, не учли тот фактор, что религия за несколько столетий господства не только стала определять общественно-политическую жизнь страны, но и стала часть национальной культуры населения. Поэтому, резкое давление на ислам, оскорбило религиозные чувства людей, стало рассматриваться как предательство правительства и НДПА. В результате в стране началась Гражданская война (1978—1979).

Ещё одним фактором, который ослабил ДРА, стала борьба за власть в самой Народно-демократической партии Афганистана. В июле 1978 года Бабрак Кармаль был отстранён от занимаемой должности и отправлен послом в Чехословакию. Противостояние Нур Мухаммеда Тараки и его заместителя - Хафизуллы Амина, привело к тому, что Тараки потерпел поражение, вся полнота власти перешла к Амину. 2 октября 1979 года по приказу Амина Тараки был убит. Амин был амбициозен и жесток в достижении своих целей. В стране был развёрнут террор не только против исламистов, но и против членов НДПА, бывших сторонниками Тараки и Кармаля. Репрессии затронули и армию, которая была главной опорой Народно-демократической партии Афганистана, что привело к снижению её боеспособности, и так невысокой, массовому дезертирству.

Необходимо также учесть и тот фактор, что противники НДПА за пределами страны развернули против Республики бурную деятельность. Разносторонняя помощь мятежникам быстро расширялась. В западных и исламских государствах было создано огромное количество различных организаций, движений «общественности, обеспокоенной положением афганского народа». Они естественно стали оказывать «братскую помощь» страдающему под «игом» прокоммунистических сил афганскому народу. В принципе ничто не ново под луной, ныне аналогичные процесс мы наблюдаем в Сирийском конфликте, когда довольно быстро различными сетевыми структурами была создана «Сирийская освободительная армия», которая борется с «кровавым режимом» Башара Асада, путём террора и уничтожения инфраструктуры сирийского государства.

На территории Пакистана были созданы центры двух основных радикальных оппозиционных организаций: «Исламская партия Афганистана» (ИПА) во главе с Г. Хекматияром и «Исламское общество Афганистана (ИОА) под руководством Б. Раббани. В Пакистане также появились и другие оппозиционные движения: «Исламская партия Халеса» (ИП - Х), которая откололась от ИПА из-за разногласий Хекматияра и Халеса; «Национальный исламский фронт Афганистана» (НИФА) С. Гилани, который выступал за восстановление в Афганистане монархии; «Движение исламской революции» (ДИРА). Все эти партии были радикально настроены и готовились к вооружённой борьбе с республиканским режимом, создавая боевые отряды, организуя базы подготовки боевиков и систему снабжения. Основные усилия оппозиционных организаций были сосредоточены на работе с племенами, так как они уже имели готовые вооружённые отряды самообороны. Одновременно большую работу проводили в среде исламского духовенства, которое должно было настроить людей против правительства ДРА. На пакистанской территории в районах Пешавара, Кохата, Кветты, Парачинара, Мирамшаха, вблизи границы ДРА появляются центры контрреволюционных партий, их лагеря подготовки боевиков, склады с оружием, боеприпасами, амуницией, перевалочные базы. Пакистанские власти не оказывали противодействия этой деятельности, фактически став союзниками контрреволюционных сил.

Большое значение для роста сил контрреволюционных организаций стало появление в Пакистане и Иране лагерей афганских беженцев. Именно они стали главной опорной базой оппозиции, поставщиками «пушечного мяса». Лидеры оппозиции сосредоточили в своих руках распределение гуманитарной помощи, которая поступала из стран Запада, получив отличный инструмент контроля за беженцами. С конца 1978 года начинается засылка из Пакистана в Афганистан отрядов и групп. Масштабы вооружённого сопротивления правительству ДРА стали постоянно возрастать. В начале 1979 года ситуация в Афганистане резко обострилась. Вооружённая борьба против правительства развернулась в центральных провинциях - Хазараджате, где влияние Кабула было традиционно слабым. Против правительства выступили таджики Нуристана. Прибывшие из Пакистана группы начали набор в отряды оппозиции среди местного населения. Усилилась антиправительственная пропаганда в армии. Повстанцы стали совершать диверсии против инфраструктурных объектов, линий электропередач, телефонной связи, блокировали дороги. Против лояльных правительству граждан развернулся террор. В Афганистане стали создавать атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне.

Понятно, что в этих условиях, афганское руководство с марта - апреля 1979 года стало просить СССР помощь военной силой. Кабул пытался втянуть СССР в войну. Такие просьбы были переданы через советского посла в Афганистане А. М. Пузанова, представителя КГБ генерал-лейтенанта Б. С. Иванова и главного военного советника генерал-лейтенанта Л. Н. Горелова. Также такие просьбы передавались через посещавших Афганистан советских партийных и государственных деятелей. Так, 14 апреля 1979 года Амин передал через Горелова просьбу предоставить ДРА 15-20 советских вертолётов с боеприпасами и экипажами для использования их в пограничных и центральных районах против мятежников и террористов.

Ситуация же в Афганистане продолжала ухудшаться. Советские представители стали опасаться за жизнь наших граждан и имущество СССР в Афганистане, а также за объекты построенные при помощи Советского Союза. Благо прецеденты были. Так, в марте 1979 года в Кабуле был похищен американский посол А. Даббс. Похитители - члены маоистской группы «Национальный гнёт», потребовали выпустить из тюрьмы своих товарищей. Правительство на уступки не пошло и организовало штурм. В перестрелке посол получил смертельное ранение. США свели практически все отношения с Кабулом к нулю, отозвали своих сотрудников. 15-20 марта произошёл мятеж в Герате, в нём приняли участие солдаты гарнизона. Мятеж был подавлен правительственными войсками. Во время этого события погибли два гражданина СССР. 21 марта был раскрыт заговор в гарнизоне Джелалабада.

Посол Пузанов и представитель КГБ Иванов в связи возможным дальнейшим обострением обстановки предложили рассмотреть вопрос о размещении советских войск для охраны сооружений и важных объектов. В частности, предлагалось разместить войска на военном аэродроме Баграма и аэропорте Кабула. Это позволяло иметь возможности для наращивания сил в стране, или обеспечить эвакуацию советских граждан. Также предлагалось направить в Афганистан военных советников и создать в районе Кабула единый ученый центр для более эффективного обучения новой армии ДРА. Затем появилось предложение отправить отряд советских вертолётов в Шинданд, чтобы организовать обучение афганских вертолётных экипажей.

14 июня Амин через Горелова попросил направить в Афганистан советские экипажи для танков и БМП для охраны правительства и аэродромов в Баграме и Шинданде. 11 июля Тараки предложил разместить в Кабуле несколько советских спецгрупп численность до батальона каждая, чтобы они смогли отреагировать в случае обострения ситуации в афганской столице. 18-19 июля в беседах с посетившим Афганистан Б. Н. Пономарёвым, Тараки и Амин неоднократно ставили вопрос о вводе в Демократическую Республику в случае чрезвычайной ситуации двух советских дивизий по просьбе афганского правительства. Советское правительство отклонило это предложение, как и ранее озвученные. В Москве считали, что афганское правительство должно само решить внутренние проблемы.

20 июля во время подавления мятежа в провинция Пактия погибли два советских гражданина. 21 июля Амин предел советскому послу пожелание Тараки - предоставить ДРВ 8-10 советских вертолётов с экипажами. Надо сказать, что к середине 1979 года ситуация на афгано-пакистанской границе резко обострилась. Число афганских беженцев выросло до 100 тыс. человек. Часть их была использована для пополнения рядов бандформирований. Амин снова поднимает вопрос о размещении советских подразделений в Кабуле на случай чрезвычайной ситуации. 5 августа в Кабуле мятеж вспыхнул в пункте дислокации 26-го парашютно-десантного полка и батальона «коммандос». 11 августа в провинции Пактика в результате тяжёлого боя с превосходящими силами повстанцев были разгромлены части 12-й пехотной дивизии, часть солдат сдалась, часть дезертировали. В этот же день Амин информировал Москву о необходимости скорейшего направления советских войск в Кабул. Советские советники, чтобы как-то «умиротворить» афганское руководство предложили сделать небольшую уступку - направить в Кабул один спецбатальон и транспортные вертолёты с советскими экипажами, а также рассмотреть вопрос о направлении ещё двух спецбатальонов (один направить для охраны военного аэродрома в Баграме, другой в крепость Бала-Хисар на окраине Кабула).

20 августа Амин в разговоре с генералом армии И. Г. Павловским попросил СССР направить в Афганистан соединение десантников и заменить расчёты зенитных батарей, прикрывавших Кабул, на советские расчёты. Амин сообщил, что в районе Кабула приходится держать большое количество войск, которые можно было задействовать для борьбы с повстанцами, если бы Москва направила в афганскую столицу 1,5-2 тыс. десантников.

Ситуация в Афганистане ещё более осложнилась после государственного переворота, когда всю полноту власти захватил Амин, а Тараки был арестован и убит. Советское руководство было недовольно этим событием, но чтобы сохранить ситуацию под контролем, признало Амина руководителем Афганистана. При Амине репрессии в Афганистане были усилены, он избрал насилие основным методом борьбы с противниками. Прикрываясь социалистическими лозунгами, Амин взял курс на утверждение в стране авторитарной диктатуры, превращая партию в придаток режима. Сначала Амин продолжал преследовать феодалов и ликвидировал всех противников в партии, сторонников Тараки. Затем репрессиям подверглись буквально все, кто выражал недовольство, мог быть потенциально опасен режиму личной власти. При этом террор приобрёл массовый характер, что привело к резкому росту бегства людей в Пакистан и Иран. Социальная база оппозиции ещё более возросла. Многие видные члены партии и участники революции 1978 года были вынуждены бежать из страны. При этом Амин пытался переложить часть ответственности на СССР, заявляя, что шаги афганского руководства предпринимаются якобы по указанию Москвы. Одновременно Амин продолжал просить направить в Афганистан советские войска. В октябре и ноябре Амин просил отправить в Кабул советский батальон для его личной охраны.

Необходимо также учесть влияние на руководство СССР таких факторов, как рост помощи афганской оппозиции со стороны США, Пакистана и ряда арабских государств. Появилась угроза выхода Афганистана из сферы влияния СССР и установления там враждебного режима. На южных границах Афганистана пакистанская армия периодически проводила военные демонстрации. При политической и военно-материальной поддержке Запада и ряда мусульманских стран к концу 1979 года повстанцы довели численность своих формирований до 40 тыс. штыков и развернуть боевые действия в 12 из 27 провинций страны. Под контролем оппозиции находилась почти вся сельская местность, около 70% территории Афганистана. В декабре 1979 гг. из-за чисток и репрессий среди командного состава армии, боеспособность и организация вооруженных сил были на минимальном уровне.

2 декабря Амин на встрече с новым советским главным военным советником генерал-полковником С. Магометовым попросил временно направить в Бадахшан советский усиленный полк. 3 декабря во время новой встречи с Магометовым глава Афганистана предложил прислать в ДРА подразделения советской милиции.

Руководство СССР принимает решение спасти «народную» власть

Перед советским руководством встала проблема - как быть дальше? С учётом стратегических интересов Москвы в регионе было принято решение не порывать с Кабулом и действовать сообразно ситуации в стране, хотя устранение Тараки было воспринято как контрреволюция. В то же время Москву обеспокоили данные о том, что с осени 1979 года Амин стал изучать возможности по переориентации Афганистана на США и Китай. Вызывал беспокойство и террор Амина в стране, который мог привести к полному уничтожению прогрессивных, патриотических и демократических сил в стране. Режим Амина мог критически ослабить прогрессивные силы Афганистана и привести к победе реакционных, консервативных сил, связанных с мусульманскими странами и США. Вызывали озабоченность и высказывания исламских радикалов, которые обещали, что в случае победы в Афганистане борьба «под зеленым знаменем джихада» будет перенесена на территорию советской Средней Азии. Представители НДПА - Кармаль, Ватанджар, Гулябзой, Сарвари, Кавьяни и другие, создали в стране подпольные структуры и начали готовить новый переворот.

Учитывала Москва и сложившуюся в конце 1970-х годов международную обстановку. Развитие процесса «разрядки» между СССР и США в это время затормозилось. Правительство Д. Картера в одностороннем порядке заморозило срок ратификации Договора ОСВ-2. НАТО стало рассматривать вопрос о ежегодном увеличении военных бюджетов до конца 20 столетия. США создали «силы быстрого реагирования». В декабре 1979 года совет НАТО одобрил программу производства и размещения в Европе ряда новых систем американского ядерного оружия. Вашингтон продолжал курс на сближение с Китаем, разыгрывая «китайскую карту» против Советского Союза. Было усилено американское военное присутствие в зоне Персидского залива.

В результате после долгих колебаний было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. С точки зрения Большой Игры - это было полностью оправданное решение. Москва не могла позволить, чтобы в Афганистане одержали вверх консервативные силы, которые ориентировались на геополитических противников Советского Союза. Однако надо было не просто направить войска для защиты народной республики, что и сменить режим Амина. В это время в Москве жил Бабрак Кармаль, который прибыл из Чехословакии. С учётом того, что он пользовался большой популярностью среди членов НДПА, решение было принято в его пользу.

По предложению Амина в декабре 1979 года для усиления охраны резиденции главы государства и аэродрома в Баграме из СССР было переброшено два батальона. Среди советских солдат прибыл и Кармаль, который до конца месяца находился среди советских солдат в Баграме. Постепенно руководство ССР пришло к выводу, что без советских войск создать условия для отстранения от власти Амина будет невозможно.

В начале декабря 1979 года советский министр обороны маршал Д. Ф. Устинов сообщил узкому кругу доверенных лиц о том, что в ближайшее время может быть принято решение о применении армии в Афганистане. Возражения начальника Генштаба Н. В. Огаркова в расчёт приняты не были. 12 декабря 1979 года по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС, в состав которой входили Андропов, Устинов, Громыко и Пономарев, Л. И. Брежнев принял решение об оказании Демократической Республике Афганистан военной помощи «путём ввода на его территорию контингента советских войск». Руководство Генштаба во главе с его начальником Н. В. Огарковым, его первым заместителем генералом армии С. Ф. Ахромеевым и начальником Главного оперативного управления генералом армии В. И. Варенниковым, а также Главнокомандующий Сухопутными войсками, заместитель Министра обороны СССР генерал армии И. Г. Павловский выступили против этого решения. Они считали, что появление советских войск в Афганистане приведёт к усилению повстанческого движения в стране, которое будет направлено в первую очередь против советских солдат. Их мнение не было принято в расчёт.

Указа Президиума Верховного Совета СССР или другого правительственного документа о вводе войск не было. Все приказы отдавались устно. Только в июне 1980 года пленум ЦК КПСС одобрил это решение. Первоначально предлагалось, что советские войска будут только помогать местным жителям защищаться от вторгнувшиеся извне банд, оказывать гуманитарную помощь. Войска должны были быть размещены гарнизонами в крупных населённых пунктах, не втягиваясь в серьёзные боевые конфликты. Таким образом, наличие советских войск должно было стабилизировать внутреннюю обстановку в стране и не допустить вмешательства внешних сил в дела Афганистана.

24 декабря 1979 года на совещании высшего руководства Министерства обороны СССР министр обороны Устинов заявил, что принято решение удовлетворить просьбу афганского руководства о вводе в эту страну советских войск «в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств…». В этот же день в войска направили директиву, где определялись конкретные задачи на ввод, и дислокацию на территории Афганистана.

· Селы · Земгалы · Курши · Венды · Герсикское княжество · Кукейносское княжество · Ливонский крестовый поход · Орден меченосцев · Ливонский орден · Рижское архиепископство · Курляндское епископство · Ганза · Терра Мариана · Ливонская война · Ливонское королевство · Задвинское герцогство · Курляндия и Семигалия · Колонии Курляндии

Отношения между ЛР и СССР, соответствующие договоры 1917-1939

  • Петерис Стучка . Красная армия и латышские красные стрелки.
  • 11.08.1920 Мирный договор между Россией и Латвией. Рига.

Исходя из провозглашенного Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой права всех народов на свободное самоопределение вплоть до полного отделения от государства, в состав которого они входят, и ввиду определенно выраженной воли латвийского народа к самостоятельному государственному существованию, Россия признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле в силу существовавшего государственно-правового порядка, а равно на основании международных договоров, которые в указанном здесь смысле теряют силу на будущие времена. Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России.

  • 27.08.1928 Пакт Бриана - Келлога - договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. (Латвия 24.07.1929 ??)
  • 05.02.1932 Договор о ненападении между СССР и Латвией. Рига.

Высокие Договаривающиеся Стороны взаимно обязываются воздерживаться от всякого акта нападения одна на другую, а также от всяких насильственных действий, направленных против целости и неприкосновенности территории или против политической независимости другой Договаривающейся Стороны, независимо от того, предпринято ли подобное нападение или подобные действия отдельно или совместно с другими державами, с объявлением или без объявления войны. Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон обязуется не принимать участия ни в каких военных или политических договорах, конвенциях или соглашениях, направленных против независимости, территориальной неприкосновенности или политической безопасности другой Стороны, а также экономическому или финансовому бойкоту одну из договаривающихся Сторон.

  • 03.07.1933 Конвенция об определении агрессии. Лондон.

Будет признано нападающим в международном конфликте, без ущерба для соглашений, действующих между сторонами, участвующими в конфликте, государство, которое первое совершит одно из следующих действий: 1. Объявление войны другому государству; 2. Вторжение своих вооруженных сил, хотя бы без объявления войны, на территорию другого государства; 3. Нападение своими сухопутными, морскими или воздушными силами, хотя бы без объявления войны, на территорию, на суда или на воздушные суда другого государства; 4. Морскую блокаду берегов или портов другого государства; 5. Поддержку, оказанную вооруженным бандам, которые, будучи образованными на его территории, вторгнутся на территорию другого государства, или отказ, несмотря на требование государства, подвергшегося вторжению, принять, на своей собственной территории, все зависящие от него меры для лишения названных банд всякой помощи или покровительства.

Никакое соображение политического, военного, экономического или иного порядка не может служить извинением или оправданием агрессии, предусмотренной в статье II (в качестве примера смотреть Приложение).

Ситуация в мире 1917-1939

  • 11.11.1918 Компьенское перемирие - соглашение о прекращении военных действий между Антантой и Германией.
  • 23.09.1939 Договор о дружбе и границе между СССР и Германией . Секретный дополнительный протокол о границе сфер интересов Германии и СССР. Москва.

При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обеих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату: 1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обеими сторонами. 2. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.

Ситуация в Латвии 1917-1939

  • 09.1917 В оккупированной немцами Риге латышские политические партии формируют коалицию – Демократический блок (Demokrātiskais bloks).
  • 02.12.1917 В Валке латвийские организации окончательно сформировывают Латвийский временный национальный совет (Latviešu pagaidu nacionālā padome).
  • 18.11.1918 Провозглашение независимости Латвии.
  • Петерис Стучка. Красная армия и латышские красные стрелки.
  • Андриевс Ниедра. Landeswehr.
  • 11.11.1919 Павл Бермонт-Авалов. Рига.
  • 11.08.1920 Мирный договор между Россией и Латвией
  • 26.01.1921 Антанта признаёт Латвию как независимое государство de jure .
  • 22.09.1921 Латвия вступает в Лигу Наций.
  • 15.02.1922 Принята Конституция Латвийской Республики
  • Аграрная реформа. Производство. ВЭФ .
  • 15.05.1934 Карлис Улманис. Переворот.
  • Ford-Vairogs, Кегумская ГЭС.

Латвийская Республика, в целях обеспечения безопасности СССР и укрепления своей собственной независимости, предоставляет Союзу право иметь в городах Лиепая (Либава) и Вентспилс (Виндава) базы военно-морского флота и несколько аэродромов для авиации, на правах аренды по сходной цене. Точные места для баз и аэродромов отводятся и их границы определяются по взаимному соглашению. В целях охраны Ирбенского пролива Советскому Союзу предоставляется право, на тех же условиях, соорудить базу береговой артиллерии на побережье между Вентспилс и Питрагс. В целях охраны морских баз, аэродромов и базы береговой артиллерии Советский Союз имеет право держать в участках, отведенных под базы и аэродромы, за свой счет строго ограниченное количество советских наземных и воздушных вооруженных сил, максимальная численность которых определяется особым соглашением.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ I Условлено, что в целях предупреждения и пресечения попыток втянуть Договаривающиеся Стороны в происходящую ныне в Европе войну СССР имеет право, на время этой войны, держать на отведенных под аэродромы и базы участках (ст.3 пакта) отдельными гарнизонами в общей сложности до двадцати пяти тысяч человек наземных и воздушных вооруженных сил. II Обусловленная в ст.1 Пакта помощь оказывается по изъявленному желанию другой стороны, причем с обоюдного согласия сторона, обязанная к оказанию помощи, может, в случае войны другой стороны с третьей державой, остаться нейтральной.

  • 14.10.1939 После обмена ратификационными грамотами вступают в силу Договор о взаимопомощи между СССР и Латвией от 5.10.1939.
  • 23.10.1939 Военные комиссии СССР и Латвии выработают соглашение по размещению советских войск в Латвии, пунктами базирования которых становились гг.Лиепая, Вентспилс, Приекуле и Питрагс. Ввод морских сил должен начаться 23 октября, а сухопутных войск в район Вентспилс -Питрагс - 29 октября, в район Лиепая - 30 октября.
  • 23.10.1939 В Лиепаю прибывают корабли советского КБФ - крейсер "Киров" в сопровождении эсминцев "Сметливый" и "Стремительный".
  • 29.10.1939 На ст.Зилупе прибывает первый эшелон советских войск. Согласно договоренности в Латвию прибывают части 2-го ОСК и 18-й авиабригады, в которых насчитывалось 21 559 человек.
  • 31.10.1939 В.Молотов на сессии Верховного Совета:

Особый характер указанных пактов взаимопомощи отнюдь не означает какого-либо вмешательства Советского Союза в дела Эстонии, Латвии и Литвы, как это пытаются изобразить некоторые органы заграничной печати. Напротив, все эти пакты взаимопомощи твердо оговаривают неприкосновенность суверенитета подписавших его государств и принцип невмешательства в дела другого государства. Эти пакты исходят из взаимного уважения государственной, социальной и экономической структуры другой стороны и должны укрепить основу мирного, добрососедского сотрудничества между нашими народами. Мы стоим за честное и пунктуальное проведение в жизнь заключенных пактов на условиях полной взаимности и заявляем, что болтовня о "советизации" Прибалтийских стран выгодна только нашим общим врагам и всяким антисоветским провокаторам.

Ввод советских войск в Латвию 1940, присоединение Латвии к СССР

  • 11.06.1940 Из приказа командующего войсками НКВД Ленинградского округа погранохраны ген-м.Ракутина:

По имеющимся данным, реакционные круги Эстонии и Латвии с целью срыва существующих договорных отношений готовят провокационные нападения на части и гарнизоны Красной Армии, дислоцированные в этих странах, и на пограничные части, охраняющие границу Советского Союза. В случае провокационных выступлений реакционных элементов части Красной Армии готовы к помощи своим частям в Эстонии и Латвии с целью обеспечения безопасности Советского Союза...

  • 15.06.1940 Погранотряд 14-й заставы под командованием начальника истребительной группы лейт.Комиссарова перешел советско-латвийскую границу, разгромил и сжег латвийский кордон Масленки, и, захватив 5 пограничников, 6 мужчин, 5 женщин и 1 ребенка, вернулся на советскую территорию. На участке этой же заставы начальник 2-й истребительной группы политрук Бейко также перешел границу в Латвию и произвел нападение на латвийский кордон Бланты, и, захватив 1 сержанта, четырех пограничников и пять детей, вернулся на советскую территорию. В перестрелке было убито 4 латвийских пограничника.
  • 16.06.1940 Советские войска завершили сосредоточение и развертывание на границах Латвии и Эстонии. Всего для проведения Прибалтийской кампании было выделено 3 армии, 7 стрелковых и 2 кавалерийских корпуса, 20 стрелковых, 2 мотострелковые, 4 кавалерийские дивизии, 9 танковых и 1 воздушно-десантная бригады. Кроме того, войска НКВД выделили для операции один оперативный полк и 105-й, 106-й, 107-й погранотряды, сосредоточенные в г.Гродно.
  • 16.06.1940 В.Молотов пригласил в 14.00 посла Латвии Ф.Коциньша, а в 14.30 посла Эстонии А.Рэя и вручил им советские ультиматумы, в которых негативно оценивалась деятельность Балтийской Антанты и содержалось требование сформировать просоветские правительства, допустить размещение дополнительных войск Красной Армии. Ввод войск (2 корпуса в Латвию и 2-3 корпуса в Эстонию) Молотов вновь представил как временную меру. Как он пояснил, новые правительства будут сформированы при участии советских представителей в Риге и Таллине. Коциньш уведомил об инциденте на советско-латвийской границе 15.06.1940 г. и Молотов пообещал разобраться. Эстонский посол А.Рэй обратил внимание собеседника на то, что осенью 1939г. Балтийская Антанта не вызвала возражений СССР, и пытался смягчить условия ультиматума, поскольку никаких провокаций не было, но Молотов не стал обсуждать эти вопросы. Срок ультиматумов истекал для Латвии в 23.00, а для Эстонии в 24.00 16 июня.
  • 16.06.1940 Получив советский ультиматум, президент К.Ульманис обратился к послу Германии Г.фон Котце с просьбой разрешить правительству и армии эвакуироваться в Восточную Пруссию, но получил отказ. В районе Риги с парашютом десантировался начальник парашютно-десантной службы ВВС Белорусского Особого военного округа капитан Старчак.
  • 16.06.1940 В 19:45 посол Латвии в СССР Ф.Коциньш сообщил В.Молотову о согласии своего правительства удовлетворить советские требования. В 22:40 проинформировав об отставке латвийского правительства. Молотов сообщил, что в Ригу направлен заместитель председателя СНК СССР А.Вышинский.
  • 17.06.1940 В 10:20 советские войска 3А (2 и 27тбр, 121 и 126сд) перешли латвийскую границу.

Война СССР в Афганистан е длилась 9 лет 1 месяц и 18 дней.

Дата: 979 г.-1989 г.

Место: Афганистан

Итог: Свержение Х.Амина, вывод советских войск

Противники: СССР, ДРА против — Афганские моджахеды, Иностранные моджахеды

При поддержке : Пакистан, Саудовская Аравия, ОАЭ, США, Великобритания, Иран

Силы сторон

СССР: 80-104 тыс. военнослужащих

ДРА: 50-130 тыс. военнослужащих По данным «НВО», не больше 300 тыс.

От 25 тыс. (1980) до более чем 140 тыс. (1988)

Афганская война 1979-1989 гг. - продолжительное политическое и вооружённое противостояние сторон: правящего просоветского режима Демократической республики Афганистан (ДРА) при военной поддержке Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА) - с одной стороны, и моджахедов («душманов»), с сочувствующей им частью афганского общества, при политической и финансовой поддержке зарубежных стран и ряда государств исламского мира - с другой.

Решение о вводе войск ВС СССР в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС, в соответствии с секретным постановлением ЦК КПСС № 176/125 «К положению в „А“», «с целью предупреждения агрессии извне и укрепления южных рубежей дружественным режимом в Афганистане». Решение принималось узким кругом членов Политбюро ЦК КПСС (Ю. В. Андропов, Д. Ф. Устинов, А. А. Громыко и Л. И. Брежнев).

Для достижения этих целей СССР ввёл в Афганистан группу войск, а отряд спецназовцев из числа формирующегося специального подразделения КГБ «Вымпел» убил действующего президента Х. Амина и всех, кто находился вместе с ним во дворце. По решению Москвы новым лидером Афганистана стал ставленник СССР, бывший чрезвычайный полномочный посол республики Афганистан в Праге Б. Кармаль, режим которого получал значительную и разностороннюю - военную, финансовую и гуманитарную - поддержку Советского Союза.

Хронология войны СССР в Афганистане

1979 год

25 декабря — колонны советской 40-й армии пересекают афганскую границу по понтонному мосту через реку Аму-Дарья. Х. Амин выразил благодарность советскому руководству и отдал распоряжение Генеральному штабу Вооружённых Сил ДРА об оказании содействия вводимым войскам.

1980 год

10-11 января — попытка антиправительственного мятежа артполков 20-й афганской дивизии в Кабуле. В ходе боя было убито около 100 мятежников; советские войска потеряли двоих убитыми и ещё двое были ранены.

23 февраля — трагедия в туннеле на перевале Саланг. При движении встречных колонн в середине тоннеля произошло столкновение, образовалась пробка. В итоге задохнулись 16 советских военнослужащих.

Март — первая крупная наступательная операция подразделений ОКСВ против моджахедов — Кунарское наступление.

20-24 апреля — массовые антиправительственные демонстрации в Кабуле разогнаны низкими полётами реактивных самолетов.

Апрель — Конгресс США санкционирует «прямую и открытую помощь» афганской оппозиции в размере 15 миллионов долларов. Первая войсковая операция в Панджшере.

19 июня — решение Политбюро ЦК КПСС о выводе из Афганистана некоторых танковых, ракетных и зенитно-ракетных частей.

1981 год

Сентябрь — бои в горном массиве Луркох в провинции Фарах; гибель генерал-майора Хахалова.

29 октября — ввод второго «мусульманского батальона» (177 ООСН) под командованием майора Керимбаева («Кара-майора»).

Декабрь — разгром базового пункта оппозиции в районе Дарзаб (провинция Дзаузджан).

1982 год

3 ноября — трагедия на перевале Саланг. В результате взрыва бензовоза погибло более 176 человек. (Уже в годы гражданской войны между Северным Альянсом и талибами Саланг стал естественной преградой и в 1997 году тоннель был взорван по приказу Ахмад Шах Масуда, чтобы не допустить продвижения талибов на север.В 2002 году после объединения страны тоннель был вновь открыт).

15 ноября — встреча Ю.Андропова и Зияуль-Хака в Москве. Генеральный секретарь имел с пакистанским лидером частную беседу, в ходе которой проинформировал его о «новой гибкой политике советской стороны и понимании необходимости быстрейшего разрешения кризиса». На встрече также обсуждался вопрос о целесообразности войны и пребывания советских войск в Афганистане и перспективность участия Советского Союза в войне. В обмен на вывод войск от Пакистана же требовалось отказаться от помощи мятежникам.

1983 год

2 января — в Мазари-Шарифе душманы похитили группу советских гражданских специалистов численностью в 16 человек. Освободить их удалось только через месяц, при этом шестеро из них погибло.

2 февраля — бомбами объёмного взрыва уничтожен кишлак Вахшак на севере Афганистана в отместку за захват заложников в Мазари-Шарифе.

28 марта — встреча делегации ООН во главе с Пересом де Куэльяром и Д.Кордовесом с Ю.Андроповым. Он благодарит ООН за «понимание проблемы» и уверяет посредников в том, что готов предпринять «определённые шаги», но сомневается, что Пакистан и США поддержат предложение ООН, касающегося их невмешательства в конфликт.

Апрель — операция по разгрому отрядов оппозиции в ущелье Ниджраб, провинция Каписа. Советские подразделения потеряли 14 человек убитыми и 63 — ранеными.

19 мая — советский посол в Пакистане В.Смирнов официально подтвердил стремление СССР и Афганистана «назначить сроки вывода контингента советских войск».

Июль — наступление душманов на Хост. Попытка блокировать город не увенчалась успехом.

Август — напряжённая работа миссии Д.Кордовеса по подготовке соглашений по мирному урегулированию войны в Афганистане почти завершена: разработана 8-месячная программа вывода войск из страны, однако после болезни Андропова вопрос о конфликте был снят с повестки дня заседаний Политбюро. Теперь речь шла только о «диалоге с ООН».

Зима — боевые действия активизировались в районе Сароби и Джелалабадской долины (в сводках чаще всего упоминается провинция Лагман). Вооружённые отряды оппозиции впервые остаются на территории Афганистана на весь зимний период. Началось создание укрепрайонов и баз сопротивления непосредственно в стране.

1984 год

16 января — душманы сбили из ПЗРК «Стрела-2М» самолёт Су-25. Это первый случай успешного применения ПЗРК в Афганистане.

30 апреля — в ходе крупной операции в Панджшерском ущелье попал в засаду и понёс тяжелейшие потери 1-й батальон 682-го мотострелкового полка.

Октябрь — над Кабулом из ПЗРК «Стрела» душманы сбивают транспортный самолёт Ил-76.

1985 год

26 апреля — восстание советских и афганских военнопленных в тюрьме Бадабера в Пакистане.

Июнь — армейская операция в Панджшере.

Лето — новый курс Политбюро ЦК КПСС на политическое решение «афганской проблемы».

Осень — Функции 40-й армии сводятся к прикрытию южных границ СССР, для чего привлекаются новые мотострелковые подразделения. Началось создание опорных базовых районов в труднодоступных местах страны.

1986 год

Февраль — на XXVII съезде КПСС М.Горбачёв делает заявление о начале выработки плана поэтапного вывода войск.

Март — решение администрации Р. Рейгана о начале поставок в Афганистан для поддержки моджахеддинов ПЗРК «Стингер» класса «земля — воздух», что делает боевую авиацию 40-й армии уязвимой для поражения с земли.

4-20 апреля — операция по разгрому базы Джавара: крупное поражение душманов. Неудачные попытки отрядов Исмаил-хана прорвать «зону безопасности» вокруг Герата.

4 мая — на XVIII пленуме ЦК НДПА на пост генсека вместо Б.Кармаля избран М.Наджибулла, возглавлявший ранее афганскую контрразведку ХАД. Пленум провозгласил установку на решение проблем Афганистана политическими методами.

28 июля — М.Горбачёв демонстративно заявил о скором выводе из Афганистана шести полков 40-й армии (около 7 тыс. чел.). Позднее срок вывода будет перенесён. В Москве идут споры о том, выводить ли войска полностью.

Август — Масуд разбил базу правительственных войск в Фархаре, провинция Тахар.

Осень — разведгруппа майора Белова из 173-го отряда 16-й бригады спецназа захватывает первую партию переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер» в количестве трёх штук в районе Кандагара.

15—31 октября — из Шинданда выведены танковый, мотострелковый, зенитный полки, из Кундуза — мотострелковый и зенитный, из Кабула — зенитный.

13 ноября — Политбюро ЦК КПСС ставит задачу вывести все войска из Афганистана в течение двух лет.

Декабрь — чрезвычайный пленум ЦК НДПА провозглашает курс на политику национального примирения и выступает за скорейшее прекращение братоубийственной войны.

1987 год

2 января — в Кабул направлена оперативная группа Министерства обороны СССР во главе с первым заместителем начальника Генштаба ВС СССР генералом армии В. И. Варенниковым.

Февраль — операция «Удар» в провинции Кундуз.

Февраль-март — операция «Шквал» в провинции Кандагар.

Март — операция «Гроза» в провинции Газни. Операция «Круг» в провинциях Кабул и Логар.

Май — операция «Залп» в провинциях Логар, Пактия, Кабул. Операция «Юг-87» в провинции Кандагар.

Весна — советские войска начинают применять для прикрытия восточного и юго-восточного участков границы систему «Барьер».

1988 год

Советская группа спецназа готовится к операции в Афганистане

14 апреля — при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Гарантами договорённостей стали СССР и США. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9-месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

24 июня — отряды оппозиции захватили центр провинции Вардак — город Майданшахр.

1989 год

15 февраля — из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий Ограниченным контингентом генерал-лейтенант Б. В. Громов, который, как утверждается, последним перешёл пограничную реку Аму-Дарья (город Термез).

Война в Афганистане — результаты

Генерал-полковник Громов, последний командующий 40-ой армией (руководил выводом войск из Афганистана), в своей книге «Ограниченный контингент» высказал такое мнение относительно победы или поражения Советской Армии на войне в Афганистане:

Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили - в отличие от американцев во Вьетнаме - свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли.

Перед 40-й армией стояло несколько основных задач. В первую очередь мы должны были оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. В основном эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в Афганистане должно было предотвратить агрессию извне. Эти задачи личным составом 40-й армии были выполнены полностью.

Моджахедам до начала вывода ОКСВА в мае 1988 года ни разу не удалось провести ни одной крупной операции и не удалось занять ни одного крупного города.

Военные потери в Афганистане

СССР: 15 031 погибших, 53 753 раненых, 417 пропавших без вести

1979 - 86 человека

1980 - 1 484 человека

1981 - 1 298 человек

1982 - 1 948 человек

1983 - 1 448 человек

1984 - 2 343 человека

1985 - 1 868 человек

1986 - 1 333 человек

1987 - 1 215 человек

1988 - 759 человек

1989 - 53 человека

По званиям:
Генералов, офицеров: 2 129
Прапорщиков: 632
Сержантов и солдат: 11 549
Рабочих и служащих: 139

Из 11 294 чел. уволенных с военной службы по состоянию здоровья остались инвалидами 10 751, из них - 1-й группы - 672, 2-й группы - 4216, 3-й группы - 5863 человека

Афганских моджахедов: 56 000-90 000 (мирных жителей от 600 тыс. до 2 млн человек)

Потери в технике

По официальным данным, составили 147 танков, 1314 бронемашин (БТР, БМП, БМД, БРДМ), 510 инженерных машин, 11 369 грузовиков и бензовозов, 433 артсистемы, 118 самолётов, 333 вертолета. В то же время эти цифры никак не конкретизировались - в частности, не опубликована информация о количестве боевых и небоевых потерь авиации, о потерях самолётов и вертолётов по типам и т. д.

Экономические потери СССР

На поддержку кабульского правительства из бюджета СССР ежегодно расходовалось около 800 миллионов долларов США.

25 декабря 1979 года начался ввод ограниченного контингента советских войск в Демократическую республику Афганистан.

Эта необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается неизвестной войной несмотря на многочисленные изданные книги воспоминаний участников, очень подробно описанные события войны, ветеранские сайты и т. д. Если сравнить, сколько известно о трехлетней Отечественной войне 1812 года и четырехлетней Великой Отечественной войне, то можно сказать, что об Афганской войне мы не знаем почти ничего. Образ десятилетнего «похода за речку» в сознании людей, кинематографистов и журналистов нисколько не проясняется, и, спустя 33 года, повторяются все те же штампы о «бессмысленной кровавой войне», о «горах трупов» и «реках крови», о многочисленных, сошедших с ума от этих «рек крови», ветеранах, которые затем спились или стали бандитами.

Некоторые молодые люди, видя на аббревиатуру ОКСВА, думают, что это глупый татуировщик ошибся в слове «Москва». Мне было 16 лет, когда началась эта странная война, а через год — окончание школы и, либо поступление в институт, либо армия. И мне и моим товарищам очень не хотелось попасть в эту самую ОКСВу в Афган, откуда уже начали приходить первые цинковые гробы! Хотя некоторые безбашенные сами рвались туда…

И так, как все начиналось…

Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС. Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана о вводе советских войск.

В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) - с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран - членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.

25 декабря 1979 года в 15-00 начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка — Шинданд — Кандагар, Термез — Кундуз — Кабул, Хорог — Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. 27 декабря спецгруппы КГБ «Зенит», «Гром» и «мусульманский батальон» спецназа ГРУ штурмом взяли дворец Тадж-Бек. В ходе боя, президент Афганистана Амин был убит. В ночь на 28 декабря в Кабул вошла 108-я мотострелковая дивизия, взяв под контроль все важнейшие объекты столицы.

В состав советского контингента входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полков — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения - 1. А также, подразделения Воздушно-десантных войск МО СССР, части и подразделения ГРУ ГШ, Аппарата Главного Военного Советника. Кроме соединений и частей Советской Армии в Афганистане находились отдельные подразделения пограничных войск, КГБ и МВД СССР.

29 декабря «Правда» публикует «Обращение правительства Афганистана»: «Правительство ДРА, принимая во внимание расширяющееся вмешательство и провокации внешних врагов Афганистана с целью защиты завоеваний Апрельской революции, территориальной целостности, национальной независимости и поддержание мира и безопасности, основываясь на Договоре о дружбе, добрососедстве от 5 декабря 1978 года, обратилось к СССР с настоятельной просьбой об оказании срочной политической, моральной, экономической помощи, включая военную помощь, с которой правительство ДРА ранее неоднократно обращалось к правительству Советского Союза.Правительство Советского Союза удовлетворило просьбу афганской стороны».

Советские войска в Афганистане охраняли дороги, объекты советско-афганского экономического сотрудничества (газопромыслы, электростанции, завод азотных удобрений в г. Мазари-Шариф и др.). Обеспечивали функционирование аэродромов в крупных городах. Содействовали укреплению органов власти в 21 провинциальном центре. Проводили колонны с военными и народнохозяйственными грузами для своих нужд и в интересах ДРА.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из за рубежа. Состоялся вывод шести советских полков на Родину.

4-й этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9 месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года.

15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов.

Потери: По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тыс. 427 человек, КГБ - 576 человек, МВД - 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранено, контужено, травмировано – более 53 тыс. человек. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.

Использованы материалы сайтов: http://soldatru.ru и http://ria.ru и фото из открытых источников Интернета.