Психологические особенности поведения индивида в толпе.

· Анонимность. Участник толпы оказывается в ней как бы безымянным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных связей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, семью и другие социальные общности.

· Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации, способность к наблюдению и критике.

· Бессознательность . В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

· Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности. Г. Лебон отмечает самый поразительный факт, наблюдающийся в толпе: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, их образ жизни, занятия, характеры, ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем чувствовал, думал и действовал каждый из них в отдельности.

· Состояние гипнотического транса. Индивид, пробыв некоторое время среди действующей толпы, впадает в такое состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Он уже не осознает своих поступков. У него, как у загипнотизированного, одни способности исчезают, другие же доходят до крайней степени напряжения.

· Ощущение неодолимой силы. Индивид в толпе приобретает сознание неодолимой силы, благодаря одной только численности.

· Заражаемость. В толпе всякое действие заразительно до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу толпы. Подобное поведение противоречит самой человеческой природе, и потому человек оказывается способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

· Аморфность. В толпе полностью стираются индивидуальные черты людей, исчезает их оригинальность и личностная неповторимость. Утрачивается психическая надстройка каждой личности и вскрывается и выходит на поверхность аморфная однородность. Поведение индивида в толпе обусловливается одинаковыми установками, побуждениями и взаимной стимуляцией. Не замечая оттенков, индивид в толпе воспринимает все впечатления в целом и не знает никаких переходов.

· Безответственность . В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

· Социальная деградация. Становясь частицей толпы, человек как бы опускается на несколько ступеней ниже в своем развитии. В изолированном положении - в обычной жизни он скорее всего был культурным человеком, в толпе же - это варвар, т.е. существо инстинктивное. В толпе у индивида обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости. Человек в толпе претерпевает и снижение интеллектуальной деятельности.

3.7.5. Мотивы поведения в толпе.

· Суеверие - упрочившееся ложное мнение, возникающее под влиянием страха, пережитого человеком.

· Иллюзия - разновидность ложного знания, закрепившегося в общественном мнении. Социальная иллюзия - своего рода эрзац-подобие реальности, создаваемое в воображении человека взамен подлинного знания, которое он почему-то не приемлет.

· Предрассудки - ложное знание, превратившееся в убеждение, точнее, в предубеждение. Предрассудки активны, агрессивны, напористы, отчаянно сопротивляются подлинному знанию. Это сопротивление до такой степени слепо, что толпа не приемлет никаких аргументов, противоречащих предрассудку. Психологическая природа предрассудков состоит в том, что память человека запечатлевает не просто мнение (знание), она сохраняет и сопровождающее это знание чувство, эмоцию, отношение. Вследствие этого память весьма избирательна. Факты и события, противоречащие определенному мнению, не всегда анализируются на уровне сознания. И, конечно, они отбрасываются под влиянием эмоций, которые обычно переполняют, захлестывают толпу. В случаях, когда распространенные стереотипы общественного мнения перенасыщаются эмоциями, возможно возникновение массового психоза, во время которого люди способны совершать самые безрассудные поступки, перестают отдавать себе отчет во всех последствиях своих действий.

Поведение - присущее индивидам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психичес­кой) активностью. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности.

Вообще полезно немного остановиться на исследовании соотноше­ния понятий «поведение» и «деятельность». Казалось бы, существует известное противопоставление социальной деятельности социальному поведению, однако в литературе сплошь и рядом эти понятия отождествляются: деятельность объясняется через поведение, а поведение - через деятельность. Чтобы разобраться в этом, полезно оттолкнуться от понятия «социальная активность».

Социальная активность двойственна по своей природе. С одной стороны, она объективируется в различных общественных процессах, таких, например, как профессиональная деятельность, и выступает как однородная социальная деятельность. С другой - социальная активность субъектна. Она всегда индивидна, персонифицирована. Общество реализует свою активность только ч ерез активность индивидов и социальных групп, состоящих из тех же самых индивидов.

Активность индивидов в рамках общественно-организационных форм взаимодействия людей выступает каких поведение. Поведение есть способ включения индивида в деятельность, он обусловлен конкретно-историческим развитием индивида.

Деятельность - это всегда то, что именно индивид делает. Поведение - это всегда то, кик, каким образом, каким способом это «что-то» индивид делает. Гёте говорил, что поведение - это зеркало, в котором каждый показывает самого себя

И социальная деятельность, и социальное поведение представляют собой две формы существования и развития социальной активности. Они исторически возникают одновременно и функционируют системно, целостно. Невозможно делать что-либо никак, даже бездействие имеет свою форму.

Поведение - это функция взаимодействия личности и ситуации среды в данный момент времени, причем личностные особенности рассматриваются как возможности, которые конкретное действие реа­лизуют в частной средовой ситуации. Своеобразие поведения индиви­да зависит от характера его взаимоотношений с социумом, от норм, ценностных ориентации, ролевых предписаний.

Традиционно поведение описывается как совокупность действий, обусловленных сложившимися навыками, привычками и конкретной ситуацией, и поступков, требующих борьбы мотивов, принятия решения.

К фактам поведения относятся :

Все внешние проявления физиологических процессов, связан­ных с состоянием, деятельностью и общением людей: мимика, интонация и пр.;

- отдельные движения и жесты;

- действия как более крупные акты поведения, имеющие опреде­ленный смысл;

Поступки: еще более крупные акты, как правило, имеющие со­циальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценки и пр.

Таким образом, анализ категории «поведение» предполагает гареждг всего анализ категории «личность» и «ситуация».

Поведение во многом зависит от уровня субъективного контро­ля - базовой личностной характеристики, по которой можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом своей деятельности, а в какой степени - пассивным объектом деятельности других людей и внешних обстоятельств. Многочисленные экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что существует связь между уровнем субъективного контроля и различными формами поведения, а также особенностями личности.

Кроме того, на поведение человека во многом влияет пример (экземшификаиия, или поведение, ориентированное на пример). Влиять могут личностные особенности носителя примера., оказывающие на воспринимающего мотивационное воздействие, или его поведенческие характеристики, содержащие в себе, помимо возможности мотивациэнного воздействия, определенное, «руководство к действию».

Все многообразие моделей поведения индивидов в социуме можно дифференцировать на две большие группы:

Адаптивное, социально желаемое, конструктивное, т.е. созидательное, адекватное поведение;

Декадаптивное, социально табуированное, деструктивное, т.е. разрушительное, неадекватное поведение.

В западной интерпретации наиболее общими стратегиями счита­ются формы тотапьного ориентирования человека - продуктивные и непродуктивные, проявляющиеся, например, в тенденциях «инстинкта жизни», по З.Фрейду, а также «обладания» и «бытия», по Э.Фромму.

Несколько боиее широко подошел к проблеме типов поведения Х.Томэ, который выделил общие «техники бытия» и ситуационно специфичные техники.

Общие «техники бытия» :

- действия, направленные на изменение ситуации;

- приспособление к институциональным аспектам ситуации, к социальным нормам и общественным установлениям, к правилам деловых отношений;

- приспособление к своеобразию и потребностям других людей;

- забота об установлении и поддержании социальных контактов;

- акцептация ситуации.

Ситуационно специфичные техники :

- использование шанса;

- поиск социальной поддержки;

- идентификация с другими;

- коррекция своих ожиданий;

- самоутверждение;

- агрессия;

- отсрочивание удовлетворения -своих потребностей.

Социум, как внешняя по отношению ч индивиду среда, выработал ряд критериев, обеспечивающих социально желаемое, адаптивное, адекватное поведение индивида. К этим критериям относятся :

- поведение, соответствующее закону. Законопослушание и уважение правовых норм - отличительные признаки цивилизованных человеческих взаимоотношений;

- нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению ее основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость;

Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Нередко человек выигрывает на фоне других, даже более ярких натур, так как удачно выступил в конкретной ситуации, т.е. выигрышно смотрелся, слушался, запом нился;

Цель, которую ставит перед собой личность. Чем более значима для человека собственная цель, тем большей подъемной силой она обладает;

Самокритичная оценка возможностей использования конкретной модели поведения;

Учет психологических характеристик - собственных и других индивидов по социуму.

В оптимальной модели поведения достигается разумное сочета­ние замысла и способов его исполнения. Чем органичнее эта взаи­мосвязь, тем привлекательнее человек. В наше время подобных при­меров очень мало, что еще раз подтверждает существование разрыва между избранной моделью поведения и личными возможностями ее реализации.

Стратегии поведения в индивидно значимых ситуациях - это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции. Стратегии зависят от степени значимости ситуации для данной личности, иначе говоря, они в первую очередь личностно специфичны.

Человек осваивает те модели поведения, которые приносят ему успех. Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы зависим неЧлшько от самих себя, сколько от многих внешних обстоя­тельств. Чем ниже жизненный уровень общества, тем больше его граждане озабочены бытовыми нуждами. В обществах с высоким жиз­ненным уровнем люди предрасположены к решению духовою важных проблем. Однако и в первом, и во втором случаях значение имеет духовная активность людей: духовно ослабленный человек больше других зависим от внешних условий.

Широко известна типология поведения индивидов применительно к ситуациям столкновения или пересечения их интересов. Ее автор американский социальный психолог К. Томас. Он выделил такие типы поведения.

Соперничество, борьба, конкуренция - противоборство конфликтующих интере сов с позиции силы. Цель: победа одной стороны и поражение - другой.

Приспособление, адаптация, односторонняя уступке - нежелание защищать свои интересы (ввиду их малозначительности для индивида) в ситуации объек тивно или субъективно значимых дляпротивоположной стороны.

Компромисс - защита и обеспечение собственных интересов более или менее адекватными двусторонними уступками.

Избегание - уход от участия в конфликте ввиду полного безразличия индивида к собственным интересам и к интересам партнера.

Сотрудничество - обеспечение взаимовыгодных интересов на ос­нове совместной деятельности и партнерства.

Эта типология отражает понимание стратегии поведения в сис­теме координат: субъект учитывает свои интересы - субъект учиты­вает интересы партнера. Другая типологияотражает понимание характера стратегии введения в системе координат: личная вовлеченность - гибкость :

Сохранение («не раскачивать лодку»);

- аглаживание («подчеркиватьположительное»);

- доминирование («отец знает лучше»);

- установление правил;

- сосуществование («вы пойдете одной дорогой, а я - другой»);

- торговля («ты - мне, я - тебе»);

- подчинение («плыть по течению»);

- поддерживающая свобода («я поддержи&аю Ваше право на ошиб­ку»);

Сотрудничество («одна голова хорошо, а две - лучше»).

Некоторые социальные психологи выделяют четыре стратегии поведения индивидов в социально-психологических ситуациях, в которых нет какого-то общего признака. Каждый из типов ситуаций оказывается для индивида дискомфортным, но по-разному. Условно можно дать такую классификацию.

Невыносимость негативных переживаний . Если для человека на каком-то этапе и в каких-то обстоятельствах чрезвычайно важна пе­режить чувство удовлетворения, и ему становятся в тягость негативные переживания, то любая трудность воспринимается им как трагедия. У него возникает душевная боль, ощущение катастрофы. Тогда включаются механизмы психологической защиты, суть которых - искажение реальности. Человек как бы не видит и не слы­шит, что происходит в действительности - смысл происходящего блокируется для сознания. Сознание прибегает к ряду уловок: подмене содержания, забыванию существенного, внушению, что - это ерунда, толкованию явленийи событий совсемв иной глоскости, приписыванию ведущей роли совсем другим людям и обстоятельствам и т.п. Рационализация (удобное объяснение), проекция (это не я - это он такой) и вытеснение из сознания, забывание неприятных обстоятельств - вот типичные варианты психологической защиты,включения механизмов искажения реальности. (Подробнее омеханизмах психологической защиты - в теме «Психологиясоциальной напряженности».)

Невозможность воздействия на внешние обстоятельства . Эта стратегия используется, когда человек, испытывая какую-то сильную потребность, не может ее удовлетворить, потому что в его арсенале нет (или он не находит) подходящих средств воздействия на внешние обстоятельства. Условия тут таковы: препятствие - внешнее, надо найти способ его преодолеть. Выйти из ситуации человек не может (таковы обстоятельства). Трагичная картина для подобного случая: сначала человек выбирает сгиль поведения, что может в принципе привести к успеху, причем поведение это достаточно хорошо организовано. Но результат не достигается, вторая попытка кончается также неудачей, начинаются вариации - опять безрезультатно. Человек многократно повторяет безнадежное поведение, или он модифицирует его так, чтобы действовать было легче, но па сути это поведение уже в принципе желательного результата дать не может. Сначала человек это осознает, а потом уже не осознает и продолжает бессмысленное (в плане его намерений) поведение, расходуя силы, время и усиливая внутреннюю напряженность. Параллельно происходит дезорганизация самого поведения: оно хуже упорядочено. Наконец человек как бы «залипает» на целы и способе: пусть я умру, но сделаю это только таким способом. Затем, если изменились обстоятельства, появились возможность выйти из ситуации, сменив цель и деятельность, он сделать этого уже не может.

Трудности выбора наилучшего варианта . Человек в ситуации столкновения мотивов не в состоянии сделать выбор. Не работает ценностная система. Он колеблется, идет время, уходнт ситуация, упускаются шансы, могут нарушаться отношения с другими людьми, но он топчется на месте, не в состоянии решиться. Наиболее сложный случай возникает, когда вся система иеннос-тей, которой руководствовался человек, оказывается несостоятель­ной - она привела к жизненному краху. Тогда есть два весьма про­тиворечивых пути. Один - найти среди осколков разрушенной системы новое ядро смысла жизни: для чего, для кого дальше жить. И, основываясь на этом, начать жить по-новому. Другой путь связан с истинно человеческой свободой, когда основная ценность, ради которой жил человек, не может оцениваться рассудком. Человек признает эту ценность соответствующей более высокой реальности, чем та, которая доступна земному рассудку. Эта денность для человека больше, чем жизнь Человек идет на все, чтобы не изменить ей, и готов платить за это своей жизнью (иногда не только своей).

Противоречие теоретического и практического способов освоения действительности . Суть такова. Выделяют теоретическое и прак­тическое осознание. Теоретическое сознание строит конструкции на языке понятий и идеальных форм, которые могут быть совершенно оторванными от реальности. Оно не признает времени, ситуативное и мелочей. Оно очень свободно. В нем вечный человеческий дух. Но оно же планирует заказ на земное реальное практическое действие: решает вопрос об осуществимости, hd не осуществляет. Практическое осознание огрубляет, «пригоняет» к месту и ко вре­мени, к имеющимся ресурсам, переводит на практический язык планы теоретического осознания. Практическому осознанию противостоят: теоретическое осознание, с одной стороны, и реальность - с другой. Воля - это тот механизм, который обеспечивает их согласие и соответствие. Самое важное - это устойчивость всей системы. Дело в том, что иерархия мотивов, принятая до начала осуществления планов, в процессе их реализации может измениться. То, что каза­лось очень желаемым до действия, под влиянием трудностей может потерять свою привлекательиость. Начнут изменяться образы, ситуа­ции, и система мотивов разрушается.

Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он ввел термин «поведение», с помощью которого стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного взаимодействующего орга­низма со средой, в недрах которой он существует и с которой активно взаимодействует. В США в 1929 г. на IX Международном психоло­гическом конгрессе была устроена бурная овация после выступления И. П. Павлова с докладом. Поведение индивидов в организации определяется теми правила­ми и ограничениями, которые действуют в ней для достижения постав­ленных целей. Достаточно условно можно привести формулу поведения: П = f (I E) - где: П- поведение, функция природных свойств личности, обуслов­ленная внешним окружением в результате социализации; I- особен­ности индивида, его природные свойства и характеристики; Е - среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации. Поведение имеет свои особенности: причинность, целенаправлен­ность, мотивированность. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправленно - любое поведение опреде­ляется целью, для достижения которой индивид совершает опре­деленного вида действия. Поведение мотивировано - в любом пове­дении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Кроме того, характеристики поведения, которые можно наблюдать, измеримы - возможно измерить отдельные составляющие поведения, например, насколько быстро мы говорим, выполняем опре­деленного вида работу. С появлением Интернета возникло и такое новое понятие, как вир­туальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и теат­рального поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. ВП - проекция из виртуаль­ной реальности на реальность, что определяет его двойственную при­роду. Внутренний слой ВП - естественное поведение, которое скрыто, а внешний слой - театральное поведение, которое в качестве таково­го также скрыто, являясь иллюзией естественного поведения, необхо­димой для достижения цели скрытого естественного поведения. ВП существует благодаря возможности ошибки принять теат­ральное поведение за естественное. Есть внешняя цель, соединяющая поведение с реальностью, что отличает их от театрального поведения. ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. Контрагент может быть как отдельной личностью, так и различ­ного вида сообществом. Условиями существования ВП является представление контраген­та о существовании «подлинного» поведения. ВП может быть рассмотрено и как способ управления реальным по­ведением. Цель ВП - добиться от контрагента определенного естест­венного поведения, достижения реальной цели. ВП основывается на определенной информации о правилах естест­венного поведения контрагента и о его типичных реакциях на поведе­ние других людей. Особенности ВП: « иллюзия естественного поведения для достижения реальной цели; » ВП существует в зазоре между подлинным и неподлинным; » закон ВП - закон иллюзий; » ВП - способ управления реальным поведением; » природа ВП имеет двойственный характер.

Тема 8. Особенности поведения людей в процессе трудовой деятельности

Поведение человека формируется под влиянием его собственного характера и факторов внешней среды. Поскольку особенности характера способствуют прогнозированию организационного поведения, менеджеры, хорошо понимая индивидуальные особенности характера каждого из работников организации, могут улучшать результаты её работы. В связи с этим необходимо рассмотреть концептуальное понимание характера людей, влияние, оказываемое ими на организацию, а также используемый для оценки этого влияния инструментарий.

Термин «характер» является достаточно емким, поэтому ему сложно дать однозначное определение.

Оллпорт (Allport), приводя 50 определений этого термина, отмечает: «Характер, будучи до определенной степени стабильной особенностью индивида, является динамической психофизиологической системой, позволяющей индивиду особым образом адаптироваться к среде, в которой он находится», а Ходгетс (Hodgetts) определил его следующим образом: «Характер представляет собой ряд сравнительно стабильных особенностей и тенденций, определяющих сходства и различия между людьми». Однако в целом характер можно определить как темперамент, по которому в соответствии со своими особенностями определяется индивид, форму стабильных или изменяющихся взаимоотношений между этими темпераментами и форму взаимодействия между темпераментами, помогающую или мешающую в адаптации человека к другим людям и к среде.

Особенности характера в целом представляют собой источник стабильного, фиксированного поведения, которое делает возможным прогнозирование действий индивида в конкретной обстановке.

Характер является понятием, не выявляющим какой-либо определенный аспект психологических процессов индивида, а означающим интегрированное целое всех его аспектов. Следовательно, характер следует рассматривать с точки зрения индивида в целом. Далее, характер, будучи важным фактором, влияющим на поведение индивида, формируется во всех присущих ему особенностях в процессе обучения и взаимодействия с окружающей средой.

Можно привести следующие качества характера, относительно которых в целом существует согласие между учеными.

Во-первых , характер является целостным понятием, выражающим присущую индивиду личностность.

Во-вторых , на поверхности характер формирует определенные стереотипы, до некоторой степени стабильные для каждого индивида.

В-третьих , характер формируется в процессе повседневного взаимодействия индивида с социально-культурной средой на основе врожденных генетических и физиологических качеств.


В-четвертых , характер состоит из черт, в целом сходных для определенной социально-культурной среды, и черт, особенных для каждого отдельного индивида.

В-пятых , характер состоит из аспектов, в целом проявляющихся на поверхности поведения индивида и глубинных, центральных аспектов индивидуальной психики.

Как видно, характер является очень широким и трудным для понимания явлением, но, как показывают все эти определения, он представляет собой тип мышления, поведения и эмоциональный склад, остающийся устойчивым, несмотря на временные и ситуационные изменения, и составляющий отличие данного человека. Влияние, оказываемое характером человека на его поведение в организации, проявляется следующим образом.

Невротизм

Будучи показателем эмоционально пробужденного состояния, невротизм имеет значительную связь с организационным поведением. Он означает значительные по объему черты характера, включающие в себя эмоциональную нестабильность, переменчивость настроения, восприимчивость к исходящим от окружающей среды стрессам, чувство вины, беспокойство, усталость, беспокойство о здоровье, переживание напряженности и т.п. Его можно считать разновидностью нервного заболевания и качеством, обнаруживаемым у больных, но на самом деле он представляет собой устойчивую черту любого характера, и различие здесь есть только в степени.

Существует много споров о том, в чем заключается источник невротизма, но при создании общей теории влияния, оказываемого внешними стимулами на достижение успеха, степень невротизма каждого индивида должна учитываться в качестве главного фактора. Иначе говоря, не следует считать невротизм безусловно патологическим или нежелательным явлением, а необходимо лишь варьировать позицию менеджера или систему стимулов по отношению к людям с различной степенью невротизма, стараясь, чтобы люди с высокой степенью невротизма достигали высоких успехов и получали удовлетворение от своей работы.

Интровертность/экстравертность

Понятие экстравертности определяется как направленность на внешнюю среду, которая приводит человека к высокой степени осознания окружающего и побуждает его направлять свою энергию на внешние объекты и окружающие предметы. Интровертность - это противоположная тенденция, т.е. восприимчивость к собственным чувствам, воспоминаниям, сознанию и внутренней жизни.ка от других людей. Обычно считается, что в социальных аспектах экстравертные люди очень общительны и предприимчивы, а интровертные люди очень стеснительны и имеют регрессивные особенности.

В связи с особенностями характера различных людей все это не может утверждаться категорически как точный результат изучения, оказываемого данными факторами влияния на организационное поведение, однако считается, что при повторяющейся работе или при работе с почти полным отсутствием эмоциональных стимулов лучших результатов добьются интроверты и, напротив, при работе с чрезмерным эмоциональным напряжением -экстраверты.

Направленность на достижение результата

Направленность на достижение результата означает, что люди с высокой степенью мотивации достижения результата проявляют интерес к задачам, представляющим собой вызов их умению или способности разрешать проблемы. Они не интересуются играми, где успех зависит от судьбы, они стремятся к трудным, но реальным задачам, т.е. к задачам, где шансы на успех составляют примерно 50%, и избегают задач, в которых, как они считают, успех невозможен или обеспечен. Поэтому люди с высокой степенью мотивации достигают хороших результатов на работе со средней степенью трудности, при наличии обратной связи с быстрым достижением результата, а также когда им разрешено контролировать результаты своей работы.

Все это означает, что у людей с высокой мотивацией результата успехи будут лучше при их работе в торговле, в качестве профессионального спортсмена или менеджера, чем при простой конвейерной сборке или работе в качестве клерка. Разумеется, не всегда люди с высокой мотивацией результата достигают более высоких результатов, чем люди с низкой или средней мотивацией. Лишь в случаях, когда порученная ими работа является для них вызовом, предполагает обратную связь или возлагает на них ответственность, к чему они и стремятся, они достигают лучших результатов, чем люди с низкой мотивацией результата.

Разделение характеров на авторитарные и демократичные также является очень распространенным. Авторитарность означает веру в существование различий в положении или власти среди членов организации. Авторитарный и демократичный типы характера особенно много изучались в связи с проблемой лидерства, и тот факт, что для достижения высоких результатов требуется использование лидеров с характером, соответствующим целям, задачам, отношениям с подчиненными и прочим условиям работы, является общепризнанным.

Люди с крайне авторитарным характером не только жестки в интеллектуальном смысле, часто критикуют других, почтительны к вышестоящим и эгоистичны по отношению к нижестоящим, недоверчивы к людям, но они также сопротивляются переменам.

Делались выводы, что у обладателя характера с высокой степенью авторитарности будут низкие результаты на работе, где требуется чуткость и такт по отношению к чувствам людей, а также где требуется темперамент, способный адаптироваться к сложной или изменчивой ситуации.

Опасность риска

Обычно у различных индивидов степень отношения к риску также является различной, а любящие рисковать люди не только быстро принимают решения, но и проявляют тенденцию меньше пользоваться информацией и в сравнительно ограниченной степени выражать недовольство. Однако, поскольку при принятии решений действия любителей риска так же точны, как и действия людей, избегающих опасности риска, можно сказать, что первые обладают более высокой способностью обработки информации.

Поведение – это действия кого-либо или чего-либо. Термин «поведение» может относиться как к конкретному индивиду, так и к организации в целом. И в данном случае также речь может идти об «индивидуальном поведении организации». Понятие «поведение» включает в себя любую деятельность. И зависит поведение от целого ряда факторов.

В частности, оно зависит от особенностей индивида и от особенностей внешней среды, с которой индивид контактирует. Термин «индивидуальное поведение» подразумевает наличие определенных различий, которыми обладает каждый конкретный человек. В частности, такими различиями являются образовательный уровень, способности, умения, черты характера и многое другое.

Соответственно, при изучении индивидуального поведения возникает вопрос: возможно ли изменить его, воздействовав при этом на конкретного человека как обладателя определенных особенностей? Разумеется, определенная корректировка возможна. Но в то же время становится ясно, что такая задача может оказаться непосильной без внимания к индивидуальным психологическим характеристикам определенного индивида.

В понятие «индивидуальное поведение» включаются такие важнейшие характеристики, как уровень образования и способность к дальнейшему обучению.

Поведение каждого индивида в целом влияет на групповое поведение, которое, в свою очередь, приводит к определенным результатам. Успешными результатами будут являться повышение производительности и качества труда. Наоборот, нежелательными становятся снижение качества и производительности труда. Индивидуальное поведение человека – это очень сложное явление, состоящее из различных компонентов.

При изучении индивидуального поведения основное внимание уделяется трем основным характеристикам, т. е. восприятию, жизненной позиции личности, особенностям индивида.

Именно эти характеристики влияют на мотивацию индивида, на групповое поведение.

Управление может быть максимально эффективным только в том случае, если будут признаваться личностные особенности каждого конкретного индивида. Понятие «индивидуальные различия» тесно связано с индивидуальным поведением.

Именно индивидуальные различия в целом влияют на результативность работы. Если исходить из того, что каждый человек неповторим и уникален, то становится ясно, что поведение каждого человека также уникально. Но, тем не менее, можно сформулировать основные процессы, которые влияют на поведение людей. Ведущие исследователи, занимающиеся теорией поведения, выделяют несколько основных положений:

1. Поведение имеет определенные мотивы, которые действуют на него.

2. Поведение направлено на какую-либо цель.

3. Явные характеристики поведения поддаются измерению.

4. Неявные, скрытые характеристики поведения также влияют на конечную цель действия.

5. На поведение действуют определенные мотивации.

Оптимальным результатом поведения конкретного индивида является работа, выполненная на высоком уровне. В противном случае менеджеру необходимо задуматься над вопросами, напрямую касающимися индивидуального поведения сотрудника. К таким вопросам можно отнести несколько основных:

1. Имеет ли человек достаточно высокую подготовку для успешного выполнения работы?

2. Обладает ли сотрудник требуемыми ресурсами, которые ему нужны в процессе работы?

3. Является ли для сотрудника очевидной необходимость выполнения работы?

4. Реагируют ли окружающие на возникновение проблем в результате работы сотрудника?

Что конкретно может сделать менеджер для изменения ситуации в работе сотрудника?

Внимание к подобным вопросам обусловлено необходимостью обеспечить высокий уровень выполняемой работы. Когда менеджер сможет дать исчерпывающие ответы на вопросы, то решить проблему становится намного быстрее и проще.

Говоря об индивидуальном поведении, нельзя не рассмотреть подробно индивидуальные переменные, которые прямым образом влияют на индивидуальные различия в поведении людей. В частности, для высокой результативности в работе человеку недостаточно одной лишь мотивации. Основное значение в индивидуальном поведении, которое в данном случае рассматривается в связи с профессиональной деятельностью, приобретают способности и умения конкретного индивида.

Способность – это врожденное или приобретенное свойство, которое позволяет индивиду выполнять определенные действия. Умения и навыки – это уровень профессиональной подготовки, соответствующей какой-либо конкретной работе.

В каждом конкретном случае менеджеру важно проявить заинтересованность в высокой результативности работы того или иного сотрудника. Процесс внимательного изучения качества выполнения обязанностей определенными сотрудниками называется анализом работы. В понятие «анализ работы» включается исследование индивидуального поведения специалистов, а также уровня их образования, квалификации, которые непосредственно влияют на процесс труда. Анализ тесно связан с различиями в индивидуальном поведении штатных работников, потому что именно внимание к личностным особенностям разных людей помогает сделать наиболее точные выводы.

На индивидуальное поведение, а значит, и на результативность влияют самые разные личностные характеристики человека, в том числе и те, которые принято называть «демографическими». К таким характеристикам относятся пол, расу, национальность.

Кроме того, на индивидуальное поведение человека самым значительным образом влияют индивидуальные психологические переменные, под которыми подразумеваются восприятие, личностная позиция.

Восприятие – это процесс, влияющий на усвоение индивидом информации из окружающей среды. Разные люди могут воспринимать одинаковые явления по-разному, это связано с особенностями конкретного индивида.

Позиция того или иного служащего зависит от множества разных факторов. Например, от его убеждений, мировосприятия его семьи и круга знакомых, социального статуса, образа жизни. Прямым образом она зависит и от культурной ситуации, в которой воспитывался индивид. Изменение позиции влияет на индивидуальное поведение человека.