Поурочные разработки по обществознанию, профильный уровень, 10 класс, Сорокина Е.Н., 2011.

Пособие представляет собой поурочные разработки по общество-знанию для 10 класса по учебнику Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой (профильный уровень). Издание содержит подробное поурочное изложение программы и ресурсные материалы: тесты, творческие задания, темы эссе, тексты для анализа, понятийный аппарат.
Для преподавателей, работающих в профильных классах гуманитарного направления, а также для учащихся, интересующихся социальными науками.

Уроки 1-3. Наука и философия.
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общественные науки», «социально-гуманитарное знание», «социология как наука», «политология как наука», «социальная психология как наука», «философия», «предмет науки», «философский плюрализм», «умозрительная деятельность»; показать особенности различных общественных наук, отличия общественных наук от естественных наук; ознакомить с классификацией социально-гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке собственной гражданской позиции.
Тип урока: вводный урок.

Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитайте внимательно название темы нашего урока. В самом названии присутствует сопоставление двух терминов: «наука» и «философия».
Науки, как и люди, живут семьями. Вот, например, есть история, а на самом деле это целая семья исторических дисциплин: гражданская история, военная история, археология, этнография. Или химия - органическая химия, неорганическая химия, физическая химия, медицинская химия.

СОДЕРЖАНИЕ
От автора.
Тематическое планирование.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
Уроки 1-3. Наука и философия.
Уроки 4-6. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях.
Уроки 7-9. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время.
Уроки 10-12. Из истории русской философской мысли.
Уроки 13-15. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор.
Урок 16. Обобщение по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
Тема II. Общество и человек.
Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества
Уроки 20-21. Сущность человека как проблема философии.
Уроки 22-24. Общество и общественные отношения.
Уроки 25-26. Общество как развивающаяся система.
Уроки 27-29. Типология обществ.
Уроки 30-32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.
Уроки 33-35. Исторический процесс.
Уроки 36-37. Проблема общественного прогресса.
Уроки 38-40. Свобода в деятельности человека.
Урок 41. Обобщение по теме «Общество и человек».

Уроки 42-43. Деятельность людей и ее многообразие.
Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности.
Уроки 47-49. Трудовая деятельность.
Уроки 50-52. Политическая деятельность.
Урок 53. Обобщение по теме «Деятельность как способ существования людей».
Тема IV. Сознание н познание.
Уроки 54-55. Проблема познаваемости мира.
Уроки 56-57. Истина и ее критерии.
Уроки 58-60. Многообразие путей познания мира.
Уроки 61-62. Научное познание.
Уроки 63-64. Социальное познание.
Уроки 65-66. Знание и сознание.
Уроки 67-69. Самопознание и развитие личности.
Урок 70. Обобщение по теме «Сознание и познание».

Уроки 71-73. Индивид, индивидуальность, личность.
Уроки 74-75. Возраст и становление личности.
Уроки 76-78. Направленность личности.
Уроки 79-81. Общение как обмен информацией.
Уроки 82-84. Общение как взаимодействие.
Уроки 85-87. Общение как понимание.
Уроки 88-89. Малые группы.
Уроки 90-92. Групповая сплоченность и конформное поведение
Уроки 93-94. Групповая дифференциация и лидерство.
Уроки 95-97. Семья как малая группа.
Уроки 98-99. Антисоциальные и криминальные молодежные группы.
Уроки 100-101. Конфликт в межличностных отношениях.
Урок 103. Игра-тренинг «Конфликты в межличностных отношениях».
Уроки 104-105. Обобщение по курсу «Обществознанис» за 10 класс.
РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Тема I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность.
Уроки 1-3. Наука и философия (§ 1).
Уроки 4-6. Человек и общество в ранних мифах и первых
философских учениях (§2).
Уроки 7-9. Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время (§3).",.
Уроки 10-12. Русская философская мысль XI-XV1II вв. (§4).
Уроки 13-15. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор (§ 5-6).
Тема II. Общество и человек.
Уроки 17-19. Происхождение человека и становление общества (§ 7). Уроки 20-21. Сущность человека как проблема философии (§ 8).
Уроки 22-24. Общество и общественные отношения (§9).
Уроки 27 29. Типология обществ (§11-12).
Уроки 30-32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории (§ 13).
Уроки 33-35. Исторический процесс (§ 14).
Уроки 36-37. Проблема общественного прогресса (§15).
Уроки 38-40. Свобода в деятельности человека (§16).
Тема III. Деятельность как способ существования людей
Уроки 42-43. Деятельность людей и ее многообразие (§ 17).
Уроки 44-46. Содержание и формы духовной деятельности (§ 18).
Уроки 47-49. Трудовая деятельность (§ 19).
Уроки 50-52. Политическая деятельность (§ 20).
Тема IV. Сознание и познание.
Уроки 54-69. Сознание и познание (§ 21-27).
Тема V. Личность. Межличностные отношения.
Уроки 71-78. Человек. Индивид. Личность. Направленность личности (§ 28-30).
Уроки 79-81. Общение как обмен информацией (§31).
Уроки 82-84. Общение как взаимодействие (§ 32).
Уроки 85-87. Общение как понимание (§33).
Уроки 88-94. Малые группы. Групповая сплоченность и конформное поведение. Групповая дифференциация и лидерство (§ 34-36).
Уроки 95-97. Семья как малая группа (§37).
Уроки 100-101. Конфликт в межличностных отношениях (§ 39) .
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Поурочные разработки по обществознанию, профильный уровень, 10 класс, Сорокина Е.Н., 2011 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Пособие содержит подробные поурочные разработки к учебнику Л.Н. Боголюбова и др. (М.: Просвещение), составленные в соответствии с требованиями ФГОС. К каждому уроку приведено все, что необходимо педагогу для проведения полноценных занятий: методические советы и рекомендации, разнообразные документы, вопросы и задания для устных и письменных ответов учащихся, темы для дискуссий и работы в группах, тесты, схемы, таблицы, презентации, интересная дополнительная информация.
Издание будет полезно как начинающим педагогам, так и преподавателям со стажем.

Уроки 3, 4. Загадка человека.
Цели: дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, наследственность, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Содержание
От автора
Тематическое планирование учебного материала
Уроки 1, 2. Введение в изучение курса
Глава I. Человек
Уроки 3, 4. Загадка человека
Уроки 5, 6. Отрочество - особая пора жизни
Урок 7. Учимся общаться
Глава II. Семья
Уроки 8, 9. Семья и семейные отношения
Уроки 10, 11. Семейное хозяйство
Уроки 12, 13. Свободное время
Урок 14. Семья
Глава III. Школа
Уроки 15, 16. Образование в жизни человека
Уроки 17, 18. Образование и самообразование
Уроки 19, 2 0. Одноклассники, сверстники, друзья
Урок 2 1. Школа
Глава IV. Труд
Уроки 22, 23. Труд - основа жизни
Уроки 24, 25. Труд и творчество
Уроки 26, 27. Учимся творчеству
Глава V. Родина
Уроки 28, 2 9. Наша Родина - Россия
Уроки 30, 31. Государственные символы России
Уроки 3 2, 3 3. Гражданин России
Урок 34. Мы - многонациональный народ
Урок 35. Итоговый
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Поурочные разработки по обществознанию, 5 класс, Сорокина Е.Н., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Поурочные разработки по обществознанию, 5 класс, Сорокина Е.Н., 2014
  • Поурочные разработки по обществознанию, 6 класс, Сорокина Е.Н., 2016
  • Промежуточное тестирование, Обществознание, 5 класс, Калачёва Е.Н., 2015
  • Рабочая тетрадь по обществознанию, 5 класс, Митькин А.С., 2013

Следующие учебники и книги.

Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по обществознанию в форме семинара по теме «Политические режимы» 11 класс. Раздел «Политическая жизнь общества».

Цель: систематизировать и обобщить знания, полученные на уроках истории и обществознания, используя мировую литературу, которая систематизировала, обобщила и показала эти процессы в образах.

  • Личностные - продолжить работу по формированию списка необходимой для чтения мировой литературы и развитию способности понимания сложного философского текста;
  • Метапредметные - формирование навыка работы с текстом; формирование теоретического мышление (работа над понятием «политические режимы»);
  • Предметные - итоговая работа по теме «Политические режимы».

Целевая аудитория: для 11 класса

При работе с понятием «массовая культура» показать обучающимся изменения, происшедшие с человеком в ХХ веке, которые привели к снижению уровня культуры и её восприятия как результата утраты индивидуального в человеке.
Задачи:
Личностные - продолжить работу по формированию навыка понимания произведений искусства и определения ценности гениальных образцов искусства от «проходных», массовых;
Метапредметные - расширить предметные знания обучающихся о ментальных установках человека ХХ века как основы для понимания исторических событий этого времени и подготовить основу для изучения темы «Политические режимы» следующего раздела «Политика»;
Предметные - познакомиться с произведениями массовой культуры и научиться различать гениальные произведения и массовой культуры.

Целевая аудитория: для 10 класса

В разработке представлена презентация, технологическая карта с дидактической структурой урок, приложения. Работа соответствует требованиям ФГОС. Цель урока познакомить с такими понятиями как семейное хозяйство, экономика, семейный бюджет, ресурсы семьи др. на уроке учащиеся работают с текстом, схемами, таблицами, выполняют задания, знакомятся с новой для них информацией, дискутируют, высказывают свое мнение

Целевая аудитория: для 5 класса

Повторительно-обобщающий бинарный урок по темам истории и обществознания: «Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер», «Политические режимы» в форме семинара.

Цель: научить читать интеллектуальную литературу и применять полученные знания для анализа жизни, политики, окружающего мира и себя в этом мире; мыслить в культуре, культурными образцами для организации социального действия (противостоять тоталитаризму).

Целевая аудитория: для учителя

Презентация выполнена к уроку изучения и первичного закрепления новых знаний. Презентация используется на всех этапах урока, начиная с мотивационного этапа (звук падающих монет). Возможности презентации в программе Microsoft PowerPoint позволяют организовать целеполагание через сравнение задач и плана урока, в котором сознательно допущена ошибка. Несколько слайдов используются при фронтальной, самостоятельной, а также групповой и парной формах работы. Для закрепления материала применяются фрагменты экранизации романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» (реж.Л.Гайдай), прикрепленные гиперссылками. Первичная проверка усвоения организована с помощью теста, расположенного на слайде. Анимационный эффект позволяет организовать самостоятельную проверку выполнения по ключу.

Целевая аудитория: для 8 класса

Вводный урок в курс предмета «Обществознание» соответствует учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, в соответствии с требовании ФГОС.

Презентация к уроку позволяет учащимся иметь представление о ключевых темах курса в 6 классе, выделять их существенные признаки, научиться работать с учебником, в котором встречаются дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе.

Целевая аудитория: для 6 класса

Конспект и презентация по обществознанию по теме "Мой дом, моё жилище". Предназначена для урока в 7-м классе по учебнику Кравченко А.И.

Общественная территория - это место доступное всем жителям (улица, двор, библиотека, метро и др.). Домашняя территория - это место где живут семейными интересами и удовлетворением личных потребностей. Личное пространство - это невидимая область, окружающая человека и в которую никто не может вторгаться.

Преподавание таких предметов, как история и обществознания, является важным аспектом современного школьного образования. Именно по обществознанию содержит первоначальные знания о нормах общественного поведения. Оба предмета являются ядром гуманитарного российского образования.

Значение обществознания

Современный мир наполнен огромным количеством разнообразной информации, всевозможными историческими фактами, предлагаемыми разнообразными источниками. Не каждый взрослый человек может самостоятельно справиться с этим информационным потоком, тем более это сложно сделать ребенку. Именно план урока по обществознанию включает правдивое представление об исторических фактах, связанных с развитием общества.

Проблема открытости информации

В связи с тем что во Всемирной паутине в открытом доступе представлена непроверенная информация, у школьников возникает путаница в осознании одного и того же события либо процесса. Недостоверные факты, выложенные в Интернете, негативно отражаются на формировании подрастающего поколения. Подростки особенно легко поддаются негативному влиянию, поэтому так важно, чтобы урок по обществознанию по ФГОС был полноценным, а педагог особое внимание уделял формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма. В противном случае высок риск того, что школьники будут отвергать любовь к своей Отчизне. Перед преподавателем обществознания поставлена ответственная задача - преподнесение достоверной и реальной информации своим воспитанникам о становлении государственного строя, особенностях социальных отношений.

ФГОС при преподавании обществознания

Урок по обществознанию по ФГОС имеет определенные отличительные особенности в сравнении с классической (традиционной) образовательной программой. Преподавателю такой учебной дисциплины, как обществознание, необходимо учитывать все нюансы современного урока в условиях перехода на новые федеральные образовательные стандарты второго поколения. Как и в других учебных предметах, план урока по обществознанию по ФГОС предполагает составление технологической карты.

Структура современного урока обществознания

Существуют определенные требования к технологической карте урока по обществознанию. Сначала педагогом определяется ключевая цель занятия, выдвигаются задачи, решить которые ему предстоит вместе с воспитанниками в ходе урока. Кроме того, определяются те универсальные учебные навыки (УУН), которыми должны овладеть ребята. В зависимости от возрастных особенностей школьников варьируются УУН.

Специфика предмета

Современный урок обществознания по ФГОС направлен на обеспечение следующих параметров:

  • Формирование у обучающихся гражданской российской идентичности.
  • Единство образовательного процесса для всех граждан РФ.
  • Сохранение и совершенствование культурного наследия многонационального народа России.
  • Реализация права школьников на изучение родного языка.
  • Овладение духовными ценностями РФ.

Итоговые уроки по обществознанию должны быть доступными для всех ребят. Педагог должен обеспечивать преемственность всех программ основного, среднего, полного образования, чтобы ребята получили полное представление об изучаемом явлении либо процессе.

Именно повторительно-обобщающий урок по обществознанию способствует духовно-нравственному развитию школьников, помогает им усваивать в полном объеме сложные термины и определения.

Требования ФГОС

Разработка урока по обществознанию должна соответствовать основным требованиям, выдвигаемым ФГОС второго поколения к данной учебной дисциплине. Ученики должны быть подготовлены к личностному самоопределению, индивидуальному развитию. Педагог формирует в своих воспитанниках мотивацию к познавательной деятельности, интерес к системе важных межличностных и социальных отношений. Все тесты по обществознанию содержат вопросы, касающиеся ценностно-смысловых установок, гражданской позиции, проверки социальных компетенций. Выпускники основной школы должны по ФГОС быть способны к активному участию в поликультурном социуме.

Метапредметные навыки

Тесты по обществознанию позволяют проверять метапредметные навыки и умения, оперирование ими в социальной, познавательной, учебной деятельности. Педагог обращает пристальное внимание на развитии коммуникативных и регулятивных учебных действий, без которых сложно вести речь о самостоятельности школьников.

Предметные навыки

Уроки обществознания (подготовка к ЕГЭ для учеников 11-го класса должна начинаться как можно раньше) предполагают сформированность новых знаний, умение оперировать ими при выполнении конкретного задания. Учитель проверяет владение терминологией, предлагая ребятам тестовые вопросы.

Формирование личности

Личностные навыки обязательно включаются в по обществознанию. Они направлены на воспитание патриотизма, российской гражданственности, уважения к настоящему, прошлому, будущему своего края, народа. Учитель обществознания обязан формировать у школьников ответственное отношение к учению, саморазвитию, созданию своей индивидуальной учебной траектории. Именно эта учебная дисциплина знакомит ребят с миром профессий, помогает им найти свою нишу для будущего обучения.

Специфика технологической карты

Она представляет собой современную инновационную форму планирования учебной работы педагога в полном соответствии с основными требованиями ФГОС нового поколения. Такой обобщенно-графический открытый урок по обществознанию, основой которого является проектирование, предполагает детальное описание всех действий и ученика, и учителя. Готовая форма карты позволяет педагогу отслеживать соответствие поставленных целей полученным конечным результатам, применять в работе универсальные и метапредметные учебные действия. Подготовка урока обществознания благодаря таким нововведениям отнимает у педагога гораздо меньше свободного времени. Если карта составлена грамотно, в ней максимально подробно отражен результат, предполагается координация действий всех субъектов педагогического процесса. Особое место отведено технологической схеме самооценки учащихся на отдельных этапах урока.

Образец урока по ФГОС

Предлагаем вашему вниманию урок обществознания в 6 классе по новым федеральным образовательным стандартам.

Тема урока по обществознанию: «Самые родные люди».

В качестве эпиграфа можно использовать слова А. П. Чехова: «Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».

Планируемый результат:

  1. Личностные навыки и умения. Ученики должны научиться определять значимые для них личностные ценности. У них должны быть сформированы такие качества, как культура общения, тактичность, навык сопереживания другим людям.
  2. Предметные умения. Педагог демонстрирует школьникам важность и возможность правильного поиска и выбора друзей. Он формирует у них представление о семейных ценностях и традициях, нравственных нормах, правилах поведения.
  3. Метапредметные умения. Урок направлен на формирование способности сознательно контролировать и организовывать общественную и учебную деятельность, выполнять в повседневной жизни.

Основные понятия, предназначенные для урока:

  • Семья.
  • Товарищ.
  • Родство.
  • Современники.
  • Брак.

ИКТ-средства для проведения учебного занятия: экран, проектор мультимедиа, презентация.

Оборудование: тетрадь, учебник.

Структура урока

1. Вступительное слово учителя. Педагог осуществляет вхождение в тему занятия, создает оптимальные условия для полноценного восприятия предлагаемого материала. Именно на данном этапе педагогом определяется степень готовности школьников к уроку. Далее идет вводная лекция, касающаяся следующих вопросов:

  • кого можно назвать товарищами, близкими людьми;
  • какое значение для человека имеет семья;
  • о чем будет идти речь на нашем уроке.

2. Предполагаемые ответы школьников.

Личностные УУД: формирование знаний морально-этических норм поведения.

Регулятивные УУД: концентрация внимания.

Педагог организует самостоятельную работу, связанную с усвоением материала, создает обратную связь. Происходит осмысление темы, ее важности, значимости для каждой семьи. Физическая пауза длится 2-3 минуты. Проводить ее может и сам педагог, и кто-то из школьников.

Тема «Самые родные люди» тесно связана с человеком. Если его поместить в центр, то кто должен быть вокруг? и товарищи?

Семья оказывает большое значение на человека. Какие обязанности есть у каждого ее члена?


Заключение

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют серьезные требования к уровню подготовки учеников. План урока по обществознанию должен быть полным, ведь именно эта учебная дисциплина способствует формированию целостного мировоззрения, помогает формировать уважительное и доброжелательное отношение к другим людям. ФГОС нового поколения в качестве основного требования к выпускников образовательных школ выдвигает именно формирование толерантного отношения к представителям других культур и национальностей, а также бережное отношение к традициям своего народа, своей страны. Только в этом случае можно вести речь о развитии в подрастающем поколении чувства патриотизма, сохранении культурных традиций семьи, страны.

План урока

Свобода и ответственность

Цель урока : организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик.
Задачи:
. раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»;
. развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
. способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Оборудование : учебник (Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 11 класс)
Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока : урок-практикум с элементами дискуссии
Этапы урока:
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
3. Ознакомление с новым материалом;
4. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
5. Подведение итогов урока;
6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению


1. Понятие «свобода»
2. Внешние и внутренние регуляторы поведения
3. Может ли человек быть абсолютно свободным?

Ход урока:
Ты называешь себя свободным.
Свободным от чего и свободным для чего?
Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.
1. Вступительное слово учителя:
Вы можете назвать себя свободными людьми? (ответы учащихся).
Учитель: Вы знаете, что в современном обществе вы обладаете определенным набором свобод, который и подкрепляет ваше ощущение раскованности.
Попробуем смоделировать следующую ситуацию. Я - чиновник, бюрократ, бумажный червь, вы - редакционный коллектив газеты с названием «Мы - не рабы!». Я недовольна названием вашей газеты. По моему мнению, название абсолютно не соответствует духу времени, а только дополнительно раздражает общественное состояние умов. Приведите, пожалуйста, три аргумента, которые бы убедили меня в возможности существования газеты с таким названием. (интересно посмотреть, появится ли Конституция в аргументах).
Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Права и свободы человека. Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один - он свободен и счастлив? Человек в обществе - он свободен или зависим? (постановка проблемных вопросов).
(работа с источником - стихотворение Л. Филатова):
Когда ворюга, шастая в толпе,
Свой выбор остановит на тебе, -
Ты можешь, протянув ему баул,
Вполне свободно крикнуть: караул!..

Когда на зов твой явится сержант
И тоже намекнет насчет деньжат, -
Ты можешь, протянув ему браслет,
С угрозой поглядеть ему вослед!..

Когда и же судья, закон поправ,
Наложит на тебя разбойный штраф, -
Ты можешь, протянув ему кольцо,
С презреньем помолчать ему в лицо!..

При эдаком обилии свобод
Ты можешь жить буквально без забот,
А коль тебе свобода надоест -
Ты вправе молча выразить протест!..

У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника - каникулы. Но нам с вами надо попробовать найти такие ассоциации, которые будут отражать общие признаки этого понятия.
Работа с ассоциациями (все вместе): - СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
Предложить готовый перечень ассоциаций и попросить проранжировать по степени важности: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, независимость, необходимость.

Работа по группам. Задание - в теч. 1 минуты - закончите предложение: Свобода - это…, используя те признаки, которые выделены на доске.
(русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии).
Ответы групп
Учитель: Спасибо, я принимаю ваши варианты ответа и позвольте предложить вам свой:
Свобода - это возможность правильного выбора.

Но всегда ли мы можем сделать свой выбор?
Работа в группах Прокомментировать. Рассказать о буридановом осле - философский парадокс, который приписывается французскому философу Жану Буридану, жившему в XIV веке: осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых охапок сена, должен умереть от голода, ибо не сможет избрать ту или иную охапку. (Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами).

Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями.

2. Обладая свободой выбора, человек может выбрать лучшее из того, что предлагает мир. Но человек не один. Он живет в обществе себе подобных. А значит его желания, желания одного могут войти в противоречие с желаниями другого человека. Тут-то человек и сталкивается с ограничением свободы. Давайте попробуем выделить эти ограничители = зависимости, которые существуют в жизни большинства из нас.
Кластер - зависимости (работа вместе со всеми): на слайде - ЗАВИСИМОСТЬ
(предположительные ответы учащихся: от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег).
Пожалуй, достаточно. А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? (ответы учащихся). Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.

Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям:
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.

Мальчик: Ты кто???

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.

Мальчик: Ты - демон страха?

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!

Демон: А что для тебя свобода мальчик?

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.

Демон: Да неужели? Как?

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так - садись в тюрьму или погибни.

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.

Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.
Ответы учащихся.

Поставить проблему: что значит жить СВОЮ ЖИЗНЬ? (моя хата с краю?).
Ответы учащихся.

3. Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!
Ввести понятия: абсолютная и относительная свобода (задание - привести конкретные примеры, иллюстрирующие эти понятия - работа в группах). Проанализировать ответы.

В качестве проверки усвоения изученного материала учащиеся выполняют задание: в чем смысл выражения древнегреческого философа Платона - «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его».
(Варианты выполнения этого задания: 1. ПОПС-формула (сильные учащиеся); 2. Записать образы-ассоциации, возникающие в процессе анализа данного выражения (менее подготовленные учащиеся).

(Примерные ответы учащихся: у человека рождается ощущение вседозволенности; далее происходит вырождение личности, деградация, духовный упадок; для государства - тоталитарный режим).
Делаем общий вывод: Свобода - одно из самых больших богатств человека, но и очень большая ответственность, т.к. свобода выбора и действий одного человека может означать произвол в отношении других людей.

Домашнее задание: мини-эссе по теме: «Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?» (Ф. Ницше). Задачи:

Знать и осознавать свободу человека. Определять свой выбор и нести ответственность. Знать гражданские права.

Уметь: Правильно выбирать свободу своего выбора и нести ответственность

План:

1. Свобода человека.

2. Мера свободы.

3. Ограничение свободы является.

4. Свобода и ответственность.

5. Гражданские (личные) права человека и гражданина

Итог урока.

1. Свобода человека — это его самореализация, осуществление и воплощение своего человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в реальной материальной природной и социальной среде.

Поэтому она неизбежно наталкивается как на содействие, так и на сопротивление всяких обстоятельств, в том числе и общественных. Это сопротивление есть важный ограничитель свободы человеческой жизнедеятельности. Человек свободен до тех пределов и постольку, до каких и поскольку он может преодолевать это сопротивление.

Если не может, он не свободен. Отсюда, между прочим, следует, что объективный мир несет в себе определенные элементы человеческой несвободы, объективность как таковая в определенной мере противостоит свободе.

В этом отношении духовный мир человека обеспечивает совершенно иные условия. Человек может, как он хочет, оперировать с духовно-идеальными объектами, создавать из них любые сочетания, конструировать любые самые фантастические образы. Другим, не менее мощным барьером свободы человеческой жизнедеятельности является сопротивление мира общественных отношений. Каждый человек живет и действует в реальном мире социальных взаимосвязей, множества самых различных социальных контактов. Человек вносит изменения в общественный мир и тем самым объективирует себя, как бы раскрывает себя.

Естественно, это его изменение в обществе вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он в той или иной степени задевает.

И эти реакции, эти оценки для человека чрезвычайно важны. Они — эти реакции — выступают и как побудительные мотивы, катализаторы человеческой деятельности, и как своеобразные ограничители его свободы, побуждающие его воздерживаться от каких-то действий или реализовывать их в урезанном виде. Точно так же и мир общественных предписаний, юридических норм, традиций, влияние сложившихся авторитетов ограничивают возможности самореализации человека, заставляя его или отказываться от многих своих намерений, или приспосабливаться к требованиям общества.

В связи с этим следует заметить, что человеческие отношения, социальность в широком смысле слова, так же как и объективность мира, выступают в определенном смысле как ограничители человеческой свободы, препятствие на пути ее реализации. Это вытекает из самой реальности общества как формы связи людей, из объективности общественных отношений и связей вообще.

С этой точки зрения духовная жизнедеятельность человека развертывается в иных условиях. Здесь нужно обратить внимание еще на одну черту духовности, идеальности. Идеальность абсолютно субъективна, она существует только во внутреннем духовном мире личности, она видима, осязаема только внутренним зрением человека.

В этом смысле духовно-идеальная деятельность человека абсолютно суверенна и закрыта от внешнего мира, она не раскрывается полностью. Эта закрытость от внешнего мира, эта интимность духовной жизни человека, свойственная самому существу человеческого бытия отражает его самые фундаментальные основы.

«В это внутреннее убеждение человека невозможно вторгнуться, над ним нельзя совершить насилие, и моральная норма поэтому недоступна. Ценность человека определяется его внутренним повелением, и точка зрения морали есть, таким образом, для себя сущая свобода» (Гегель Г. Но если духовно-идеальный мир человека абсолютно закрыт и защищен от внешнего социального мира, то, стало быть, в этом мире человек не испытывает давления со стороны других людей, социальных связей и зависимостей, социальных норм, традиций, предписаний и привычек.

Человеку здесь нечего опасаться возможной реакции общества. Это означает, что в данном случае нет общественного барьера духовной жизнедеятельности, человеку нет нужды оглядываться на возможные запреты и предписания, он может думать, желать, отвергать так, как будто бы этих запретов вообще нет В этом отношении духовная жизнедеятельность человека на несколько порядков более свободна, чем его объективированная социально-предметная деятельность.

Говоря о мере свободы духовной жизнедеятельности человека, было бы ошибочно сводить все дело к чисто механическому сопоставлению духовной и материально-предметной деятельности человека, фиксировать, что в одной области эта мера выше, в другой — ниже.

Свобода — это не качество деятельности как таковой, будь то духовно-идеальная или предметная деятельность. Свобода — это глубинное, основополагающее качество человека вообще. Именно в своей духовности, в ее раскованности и свободе он выступает наиболее явно как человек.

2. Мера свободы — это мера человечности человека. Справедливо писал Гегель: «Человек как таковой свободен...

Свобода духа составляет самое основное свойство его природы»

1 «Свобода есть возможность действовать, не вводя в обсуждение своих поступков боязни общественного наказания телесного или страх голода, или даже боязни порицания, если только оно не исходит от друга"