Мотив и цель преступления являются факультативными признаками субъективной стороны преступления. Они становятся обязательными и поэтому учитываются при квалификации преступлений только в случаях, указанных в законе, т.е. в конкретной статье Особенной части УК. Например, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) влечет за собой уголовную ответственность при наличии корыстной или иной личной заинтересованности, которые и являются возможными мотивами злоупотребления. Их отсутствие исключает уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями даже при наличии всех остальных признаков данного состава преступления. В остальных случаях мотив и цель общественно опасного деяния имеют значение при индивидуализации наказания и характеристике личности преступника.

Мотив преступления - это обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, вызывающие у лица решимость совершить преступление. Цель преступления - это представление лица, совершающего преступление, о желаемом результате, к достижению которого он стремится, совершая преступление.

Мотив и цель, являясь психологическими категориями, тесно связаны между собою. Всякая человеческая деятельность обусловлена определенными мотивами и целями. Преступное поведение, как и любая человеческая деятельность, имеет определенные мотивы и направляется на достижение определенной цели. Между мотивом и целью существует внутренняя связь.

Формирование мотива предполагает и постановку определенной цели. Мотив является той движущей силой, которая ведет субъекта к достижению цели. Вместе с тем мотив и цель - понятия не совпадающие, поскольку по-разному характеризуют психическое отношение виновного к совершаемому деянию. Если в отношении мотива можно задать вопрос, почему человек совершил общественно опасное действие (бездействие), то в отношении цели - к чему стремился виновный. Следовательно, цель определяет направленность действий.

Так, В., совершивший заказное убийство, действовал с корыстными мотивами. Его целью было получение материальной выгоды. Мотив преступления и определяемая этими мотивами цель являются однопорядковыми понятиями. Однако при этом возможна постановка и иных целей, не совпадающих с мотивами, но необходимых для осуществления конечной цели.

Мотивы и цели всегда конкретны и указываются, как правило, в статьях Особенной части УК либо в качестве основного признака состава, либо в качестве квалифицирующего и привилегированного признака. При указании мотива как обязательного признака состава законодатель обычно использует термин "побуждения" или "заинтересованность". Например, ст. 153 УК предусматривает ответственность за подмен ребенка, совершенный из корыстных или иных низменных побуждений. В ст. 292 УК (служебный подлог) говорится о корыстной или иной личной заинтересованности.

Указание на мотив совершения преступления мы встречаем в Особенной части лишь в квалифицированных составах преступления в качестве квалифицирующих деяние признаков. Так, причинение тяжкого вреда здоровью признается более опасным, если оно совершено по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды (п. "е" ч. 2 ст. 111 УК).

Чаще в статьях Особенной части УК содержатся указания на цель преступления. Например, о цели как об основном признаке преступления говорится в ст. 187 УК, предусматривающей ответственность за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами. Во многих статьях определенная цель выступает в качестве квалифицирующих деяние признаков. Так, торговля несовершеннолетними признается тяжким преступлением, если она осуществляется, например, в целях изъятия у несовершеннолетнего органов или тканей для трансплантации (п. "ж" ч. 2 ст. 152 УК). Указания на мотивы и цели преступления содержатся и в Общей части УК. В этих случаях они имеют определенное уголовно-правовое значение. Например, цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений указана в ч. 4 ст. 35 УК при определении признаков преступного сообщества (преступной организации). В статье же Особенной части предусмотрена ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) и (или) участия в нем (ней) (ст. 210 УК). При решении вопроса о наличии или отсутствии признаков преступного сообщества необходимо обращаться к ч. 4 ст. 35 УК.

Одним из признаков обоснованного риска как обстоятельства, исключающего преступность деяния, законодатель называет определенную цель - достижение общественно полезной цели (ст. 41 УК).

Являясь факультативными признаками субъективной стороны, мотивы и цели расцениваются законодателем как смягчающие или отягчающие наказание обстоятельства. Например, мотив сострадания (п. "д" ст. 61 УК), цель сокрытия или облегчения совершения преступления (п. "е" ст. 63).

Устанавливая возможность при исключительных обстоятельствах назначения виновному более мягкого наказания, чем предусмотрено за совершенное им преступление, законодатель в первую очередь говорит о необходимости учета цели и мотивов преступления (ст. 64 УК).

В ряде случаев законодатель хотя и не называет, однако подразумевает наличие определенных мотивов и цели. Такие, например, преступления, как кража, мошенничество, грабеж и другие виды хищения (ст. 158-162 УК) предполагают наличие корыстной цели, о чем прямо говорится в примечании к ст. 158 УК, определяющей общее понятие хищения.

В уголовно-правовой литературе делались попытки классифицировать мотивы и цели по их характеру, содержанию, по признаку устойчивости мотивов и целей и др. Однако эти виды классификации не играют сколько-нибудь значительной уголовно-правовой роли. В уголовно-правовой литературе предлагалась также классификация, "базирующаяся на моральной и правовой оценке мотивов и целей". В соответствии с ней все мотивы и цели разделяются на две группы:

1) низменные;

2) лишенные низменного содержания.

К низменным относятся такие мотивы и цели, с которыми законодатель связывает установление или усиление уголовной ответственности. Так, захват заложника влечет более суровое наказание по ч. 2 ст. 206 УК, если он осуществлен из корыстных побуждений (п. "з").

Корыстный мотив и корыстная цель относятся к числу низменных побуждений. Об этом прямо говорит законодатель в некоторых статьях Особенной части. Так, разглашение тайны усыновления (удочерения) влечет уголовную ответственность в случаях, когда такое разглашение совершается "из корыстных или иных низменных побуждений" (ст. 155 УК).

Иными низменными побуждениями являются мотив национальной, расовой, религиозной ненависти, цель воспрепятствования законной деятельности лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295 УК), цель искусственного создания доказательств совершения преступления (ст. 304 УК), хулиганские мотивы (ст. 213 УК) и др.

Второй вид мотивов и целей - такие, которые лишены низменного характера. Законодатель не связывает с этими мотивами и целями усиление уголовной ответственности. Это мотивы трусости, ложно понятые интересы дела и пр. Некоторые авторы предлагают такие мотивы назвать асоциальными в отличие от антисоциальных (низменных).

Однако и в том, и в другом случаях мотивы и цели, хотя и в разной степени, являются общественно опасными, так как обусловливают совершение преступления и свидетельствуют о стремлении лица причинить вред правоохраняемым интересам.

Как уже отмечалось, мотив и цель являются признаками любого умышленного преступления. В литературе высказывалось мнение, что в преступлениях с косвенным умыслом нельзя отыскать мотив, так как последствия этого преступления "не вытекают из мотива действия виновного, не определяются этими мотивами". Другие ученые полагают, что поведение лица, совершающего умышленное преступление, всегда мотивировано. И при косвенном умысле преступник не только ясно представляет себе каузальную взаимосвязь деяния и последствия, но и сознательно их принимает.

Вследствие этого, по их мнению, неосторожным преступлениям присущи определенные мотивы и цели.

Представляется, что обосновать теоретически наличие мотива и цели преступления, совершенного с косвенным умыслом, чрезвычайно трудно, так как последствия в этих случаях оказываются побочным результатом деяния, виновный не стремился к ним, относился к наступлению их безразлично. Следовательно, постановка цели в таких случаях отсутствовала, вместе с тем в соответствии с установившимся в теории и практике мнением указание законодателя в статье Особенной части на мотив и цель преступления означает, что это преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Вместе с тем нельзя вовсе исключить значение мотива и цели при совершении преступления с косвенным умыслом. Однако это значение, по нашему мнению, должно быть ограничено рамками Общей части УК.

Более сложным представляется вопрос о том, можно ли говорить о мотиве и цели неосторожных преступлений.

Некоторые ученые полагают, что при совершении неосторожных преступлений действия субъекта носят сознательный волевой характер, а следовательно, являются мотивированными и целенаправленными.

Однако более правильным представляется мнение ученых, полагающих, что применительно к неосторожным преступлениям можно говорить лишь о мотиве и цели поведения, но не преступления. В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что законодатель не включает мотив и цель в число ни обязательных, ни квалифицированных признаков неосторожных составов преступлений. К тому же цель, которая является представлением о желаемом результате, никак не вписывается в рамки неосторожной вины. Вместе с тем нельзя не признать, что поведение любого вменяемого человека является мотивированным и целенаправленным. Однако мотивы поведения в этих случаях не выступают в качестве мотивов совершения преступления, так как преступными являются по большей части не сами действия или бездействие, а наступившие в результате этого деяния общественно опасные последствия, к которым лицо не только не стремилось, но даже и не допускало возможности их наступления.

Так, И., посадив в машину знакомых девушек и желая показать им свое умение водить автомашину, значительно превысил скорость, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и врезался в грузовую машину "Газель" Одна из девушек в результате этого столкновения погибла. И. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 264 УК, - нарушения правил дорожного движения, повлекшие смерть человека. Можно ли в данном случае говорить о желаемом результате, к достижению которого стремился И.? А вот желание продемонстрировать свои навыки вождения - налицо, что и предопределило определенное поведение субъекта, выразившееся в нарушении правил движения.

Эмоции представляют собой чувства и переживания, которые испытывает человек. Поэтому эмоции являются обязательным компонентом любой человеческой деятельности; в том числе и преступной. Однако уголовно-правовое значение, как обязательный признак определенных составов преступления, имеет только чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, бурно протекающее и характеризующееся значительным изменением сознания, нарушением волевого сознания за действиями - аффект.

Аффект может быть физиологическим и патологическим. При физиологическом аффекте возникшее состояние сильного душевного волнения представляет собой интенсивную (резко напряженную) эмоцию, которая доминирует в сознании человека, снижает его контроль за своими поступками, характеризуется сужением сознания, определенным торможением интеллектуальной деятельности. Однако при этом не наступает глубокого помрачения сознания, сохраняется самообладание и поэтому физиологический аффект не исключает ответственности.

В действующем УК эмоциональное состояние лица учитывается законодателем в трех случаях: 1) убийство матерью новорожденного ребенка в психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106); 2) убийство, совершенное в состоянии аффекта, вызванного противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст. 107 УК) и 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, вызванного противоправными или аморальными действиями виновного (ст. 113 УК).

Подводя итог изложенному, можно отметить, что значение мотива, целей и эмоций определяется тем, что, во-первых, они могут выступать в качестве обязательных элементов конкретных составов преступлений. Во-вторых, мотив и цель могут быть включены законодателем в статьи Особенной части в качестве квалифицирующих преступление признаков (эмоции в качестве квалифицирующих деяние признаков не предусмотрены). И, наконец, в-третьих, мотив, цель и эмоции, являясь факультативными признаками субъективной стороны, могут быть учтены судом в качестве смягчающих обстоятельств при индивидуализации наказания.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Виды деятельности:

Труд – вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации (коммуникации)

2. По направленности: духовная , практическая , творческая , управленческая .

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность.

Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.

Потребности:

биологические , социальные , идеальные.

Потребности по А. Маслоу.

1.Физиологические, 2.Экзистенциальные , 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Интерес – осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.

Способности – индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности.

Способности имеют биологическую основу.

Талант - совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Гениальность - культурное явление человеческой природы.

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными . Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. (З. Фрейд ).

Бытие – что-либо сущее, существующее вообще (бытие изучает раздел философии онтология ).

Формы бытия : материальное бытие, духовное бытие, человеческое бытие, социальное бытие.

Духовный мир человека (микрокосм ) – сложная система внутреннего мира человека, элементами которого являются духовные потребности, мысли, чувства, мировоззрение, эмоции, ценности и т. д.

Познание.

Познание – процесс, направленный на получение знания.

Знание – объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное .

Формы чувственного познания:

Ощущение – отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление – чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение – форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение – форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истина знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхатель-ную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой инфор-мации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н.Леонтьев. Те действия, кот. раньше служили для достижения целей, подчиненных какому-то опред. мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на кот. данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива. Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате, как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение нов. мотивов – нов. видов Д.

В чем состоит психолог. механизм этого процесса?

Приведем пример . Ученика-первоклассника не удается усадить за уроки. Ребенку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание действует и ребенок выполняет заданную ему на дом работу. В дан. случае мы наблюдаем след.: ребенок хочет получить хор. отметку, хочет выполнить и свой долг. Для его сознания эти мотивы, бесспорно, существуют. Однако они для него психологически не действенны, а подлинно действенным является для него другой мотив: получить возможность пойти играть. Ребенок начал готовить уроки под влиянием мотива, кот. специально для него создали. Но вот проходит неделя-другая и ребенок сам садится за занятия, уже по собственной инициативе. Он делает теперь уроки потому, что хочет получить хор. отметку. При некот. условиях рез. действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Ребенок начинает с того, что добросовестно готовит уроки, имея в виду скорее пойти играть. В результате это приводит к гораздо большему: не только к тому, что он получает возможность пойти играть, но и к хорошей отметке. Происходит новое <опредмечивание> его потребностей, а это значит, что они поднимаются на ступеньку выше.

28. Общая характеристика ощущений. Виды ощущений человека и их характеристика. Классификация ощущений, их физиологические механизмы. Пороги ощущений. Чувствительность.

Ощущения – отражение в сознании чел. отдельных св-в внеш. предметов и внутр. состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Наше сознание существует только благодаря наличию О. В условиях «сенсорной депривации» у чел. меньше через сутки отмечается резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в псих. деятельности. Недаром это одно из самых сложных испытаний для полярников, космонавтов. В обычной жизни нас утомляет не столько недостаток ощущений, сколько их изобилие – сенсорная перегрузка.



Согласно концепции А. Н. Леонтьева, О является исторически первой формой псих.. Возникновение О связано с развитием раздражимости нерв. ткани.

Жизн. роль О состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС, как глав. органа управления деятельностью, сведения о состоянии внеш. и внутр. среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Физиолог. основ. О является деятельность анализатора, состоящего из 3-х отделов:

1. Физический процесс:

Раздражитель – орган ощущения рецептора = периферический отдел анализатора.

2. Физиологический процесс:

Возбуждение = проводниковый отдел анализатора.

3. Псих. процесс:

Центр коры головного мозга = центральный отдел анализатора.

Возникший в рецепторе нервный импульс по центростремительным афферентным (приносящий) нерв. путям попадает в соответствующие участки коры голов. мозга.

Рецепторы, афферентные нерв. пути и соответствующие участки коры головного мозга – таковы три составляющие части анализаторов. Совокупная Д всех анализаторов называется сенсорной сферой психики чел .

Анализатор – это анатомофизиолог. аппарат, предназначенный и специализированный для приема воздействия из внеш. или внутр. среды и переработки их в ощущения.

Функции ощущений :

Являются основ. более сложных познават. процессов;

Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания;

Обеспечение чувственной основы психолог. деятельности.

Св-ва ощущений:

В ощущениях отражаются не только специфические св-ва предметов и явлений, но и их:

Качества (кажд. вид ощущений имеет свои особенности – слуховые: высота, тембр, громкость, зрительные: насыщенность, яркость);

Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

Длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью;

Пространственная локализация – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.