Пословица — это выражение, которое имеет логическое завершение. Оно побуждает к какому-либо действию. Обязательным компонентом также является мораль или поучение, заключенное в это высказывание. Пословицы бывают не только народными, но и часто имеют автора (А. Грибоедов, И. Крылов и т.д.).
Поговорка же является кратким народным выражением, которое точно описывает какую-либо закономерность или явление.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья».

Вот такими умными словами охарактеризованы эти удивительные фразы и выражения, которые мы часто используем в своей речи, иногда даже не замечая этого.

Пословицы и поговорки существуют практически на все случаи жизни, что очень обогащает культуру, речь и язык. А скороговорки давно взяты на вооружение логопедами и преподавателями, причем не только для детей, но и для взрослых: к примеру, скороговорки — обязательное упражнение для актеров.

Предлагаем вашему вниманию большую коллекцию пословиц, поговорок и скороговорок, а как уж ей распорядиться — дело ваше.

Пословицы и поговорки

Скороговорки

Бедность – не порок [а вдвое хуже].

Везет как субботнему утопленнику - [баню топить не надо].

Гол как сокол, [а остер как топор].

Девичий стыд – до порога, [переступила и забыла].

Каждый кулик хвалит своё болото(, а не хает чужое).

Не все коту масленица, [будет и пост].

От работы кони дохнут [а люди - крепнут].

Расти большой, [да] не будь лапшой [тянись верстой, да не будь простой].

Собаку съели, [хвостом подавились].

Шито-крыто [а узелок-то тут].

Язык мой - враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет]

У бога всего много.
У волка одна песенка.
У всякого скомороха свои погудки.
У каждого есть свой скелет в шкафу.
У каждого Филатки свои ухватки.
У кого что болит, тот о том и говорит.
У кого щи жидки, а у кого бриллианты мелки.
У матушки-сошки - золотые рожки.
У медали две стороны.
У него зимой снега не выпросишь.
У семи нянек дитя без глазу.
У страха глаза велики.
У хорошей артели все лошади в теле.
Уговор - на берегу.
Уговор дороже денег.
Уж и след простыл.
Улита едет - когда-то будет.
Улыбка - душа лица.
Улыбка - залог здоровья.
Ума - палата.
Ума нет - считай, калека.
Умен, как поп Семен: книги продал, карты купил, забился в овин да играет один.
Умная голова - дураку досталась.
Умного пошли - одно слово скажи, дурака пошли - десять слов скажи да и сам за ним поди.
Умные речи приятно слушать.
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает.
Умом понимает, а сердцем не принимает.
Услужливый дурак опаснее врага.
Устами младенца глаголет истина.
Утиного зоба не накормишь, господского кармана не наполнишь.
Утопающий хватается за соломинку.
Утро вечера мудренее.
Ухватил бога за бороду.
Уходишь - уходи.
Ученый водит, неученый следом ходит.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Я - последняя буква в алфавите.
Я не настолько богат, чтоб покупать дешевые вещи.
Я не солнышко - всех не обогрею.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли.
Язык до Киева доведет.
Язык мой - враг мой.
Яйца курицу не учат.

В недрах тундры выдры в гетрах
тырят в ведра ядра кедров.
Выдрав выдру в тундре кедром,
вытру гетрой ядра кедра,
стырю кедры выдры в тундре,
кедры в гетры, ядра – в ведра!

Бабкин боб расцвел в дождь,
будет бабке боб в борщ.

Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили,
да не выребрендировали.

Баран - буян залез в бурьян.

Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.

Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!

Бобр добр до бобрят.

Бобры храбры идут в боры,
бобры для бобрят добры.

Болтунья болтала, пока не переболтала.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг - бум! Блеск!

Брит Клим-брат,
брит Игнат-брат,
а брат Панкрат - бородат.

Бублик, баранку, батон и буханку
пекарь из теста испек спозаранку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

В статье рассказывается о значении использования малых фольклорных форм на логопедических занятиях по развитию речи у старших дошкольников.

На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей.

Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.

Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.

Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.

Использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу.

Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов.

Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.

Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года».

Тема: «Зима»

Цели:

  1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.
  2. Активизировать словарь по теме «Зима».
  3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме.
  4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках.
  5. Обогатить лексику родственными словами (мороз).
  6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.
  7. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование:

  • сюжетные картины «Зимой на катке», «Зима. Игры на свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым», «Зима. На горке».

Ход занятия:

1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.

(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке».) — Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.

(На картине изображена зима.)

Где находятся дети?(Дети находятся на катке.)

Что они делают?(Они катаются на коньках.)

Послушайте стихотворение «На катке»:

Блестят коньки, блестит каток
Пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок
Попробуй прокатиться.
Пускай тебя, щипнёт мороз –
Смотри, не испугайся.
Пусть заморозит он до слёз –
Ему не поддавайся!
Не отпускай, скользи вперёд,
Лети быстрее птицы.
Мороз упрямый отстаёт
От тех, кто не боится!
(В. Донникова)

Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)

От кого он отстаёт? (От тех, кто не боится.)

Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза? (Они катаются, двигаются, резвятся, играют в хоккей.)

(Словарная работа: резвятся)

2. Работа с пословицами и поговорками.

(На доске добавляются сюжетные картины: «Зима. Игры на свежемвоздухе»,« Зима. Помощь взрослым».)

Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не замёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков, играют в снежки, разгребают снег.)

Известна ли вам пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?

Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)

Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице «Мороз не велик, да стоять не велит»:

  • Без мороза вода не замёрзнет.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Снег холодный, а от мороза укрывает.
  • Зима лодыря морозит.

(Дети выбирают подходящие пословицы.)

3. Физминутка.

«Художник-невидимка»

Художник-невидимка (Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.)
По городу идёт.
Всем щёки нарумянит, (Останавливаются, встают лицом в круг, трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.)
Всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока я спал, (Идут на цыпочках друг за другом.)
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал (Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.)
Сверкающие листья.

4. Работа с текстом.

(На доске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке».)

Послушайте рассказ «Морозный день»:

Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погулять. Мама их предупредила: «Сегодня на улице мороз!» Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мороза и надел: кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу, рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль. На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз. Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме: «Какой чудесный морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.

Вопросы к тексту:

Кто испугался мороза?

Как Коля спасался от мороза?

Что делал на улице Саша?

Кому из братьев было холодно на морозе и почему?

Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?

Вспомните другие пословицы. (Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)

А как вы себя ведёте на улице в мороз?

5. Игры.

Игра «Исправь ошибку»

(Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.)

  • Мороз не велик, да стоять велит.
  • Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.
  • Зима лодыря согревает.

Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)

Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)

Как назовём очень сильный мороз? (морозище)

Мороз что делает? (морозит)

Если зимой на улице мороз, то день… (морозный).

Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)

Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)

Где замораживают продукты? (в морозильнике)

Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)

Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод. (мороженое)

Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица).

Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Екатерина Баркарева
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях

На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей. Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.

Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления , предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.

Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл , ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.

Использование в логопедической работе малых фольклорных форм как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка . Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово , формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу. Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов. Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы. Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года» .

Тема : Зима

Цели : 1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.

2. Активизировать словарь по теме «Зима» .

3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме .

4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в посло-

вицах и поговорках .

5. Обогатить лексику родственными словами (мороз) .

6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.

7. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование : сюжетные картины «Зимой на катке» , «Зима. Игры на

свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым» , «Зима. На горке» .

Ход занятия:

1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.

(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке» .)

Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.

(На картине изображена зима.)

Где находятся дети (Дети находятся на катке.)

Что они делают (Они катаются на коньках.)

- Послушайте стихотворение «На катке» :

Блестят коньки, блестит каток

Пушистый снег искрится.

Надень коньки свои, дружок

Попробуй прокатиться.

Пускай тебя, щипнёт мороз –

Смотри, не испугайся.

Пусть заморозит он до слёз –

Ему не поддавайся!

Не отпускай, скользи вперёд,

Лети быстрее птицы.

Мороз упрямый отстаёт

От тех, кто не боится!

В. Донникова

Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)

От кого он отстаёт (От тех, кто не боится.)

Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза (Они катаются,

двигаются, резвятся, играют в хоккей.)

(Словарная работа : резвятся)

2. Работа с пословицами и поговорками .

(На доске добавляются сюжетные картины : «Зима. Игры на свежемвоздухе» ,«Зима. Помощь взрослым» .)

Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не за-

мёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков,

играют в снежки, разгребают снег.)

Известна ли вам пословица ?

Как вы понимаете её смысл (Ответы детей.)

Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста

двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о

морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице

«Мороз не велик, да стоять не велит» :

Без мороза вода не замёрзнет.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Снег холодный, а от мороза укрывает.

Зима лодыря морозит.

(Дети выбирают подходящие пословицы .)

3. Физминутка.

Художник-невидимка

Художник-невидимка Маршируют по кругу друг за другом

По городу идёт. высоким подниманием колена.

Всем щёки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,

Всех за нос ущипнёт. трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.

А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.

Пришёл с волшебной кистью

И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг,

Сверкающие листья. «рисуют» листья воображаемой кистью.

4. Работа с текстом.

(Надоске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке» .)

- Послушайте рассказ «Морозный день» :

Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погу-

лять. Мама их предупредила : «Сегодня на улице мороз!»

Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мо-

роза и надел : кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу,

рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль.

На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал

и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на

шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз.

Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме : «Какой чудесный

морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.

Вопросы :

Кто испугался мороза?

Как Коля спасался от мороза?

Что делал на улице Саша?

Кому из братьев было холодно на морозе и почему?

Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да

стоять не велит»?

Вспомните другие пословицы . (Мороз ленивого за нос хватает, а

перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)

А как вы себя ведёте на улице в мороз?

Игра «Исправь ошибку»

(Педагог произносит пословицы с искажением , а дети исправляют ошибки.)

Мороз не велик, да стоять велит.

Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.

Зима лодыря согревает.

Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)

Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)

Как назовём очень сильный мороз? (морозище)

Мороз что делает? (морозит)

Если зимой на улице мороз, то день… (морозный) .

Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)

Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)

Где замораживают продукты? (в морозильнике)

Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)

Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод.

(мороженое)

Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица) .

Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях .

Использование малых фольклорных жанров в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений

Никитина Е.А., учитель-логопед,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 12
г. Белгород, Россия
Ссылка: скачать
Сертификат: не выдан

Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, перевертыши, скороговорки, пословицы, поговорки, замысловатые загадки, считалки сочинил великий и бессмертный поэт - русский народ.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Устное народное творчество, в частности его малые жанры, издавна использовались педагогами как воспитательно-обучающее средство для детей дошкольного возраста.

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей с общим недоразвитием речи неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи коррекции речевых нарушений. Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации.

Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для автоматизации звуков, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи.

Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ОНР является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Колыбельные песни – часть материнского фольклора, в которых выражается нежность и любовь к ребенку. Они имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. Древнерусские слова «баять», «убаюкивать» означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни - это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей и привлекают своим внешним видом.

Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Котя, котенька, коток,
Котя - серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать,
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Ешь ты, котя, не кроши,
Котя, больше не проси.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Баю-бай, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше - на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!

ПОТЕШКИ

Потешки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

ПЕСТУШКИ

Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Свое название получили от слова «пестовать» - няньчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка забавляется ритмом, изменяя его.

Большие ноги шли по дороге:
топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:
топ-топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ-топ.

ПРИБАУТКИ

Прибаутки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Они напоминают сказки в стихах. В них очень часто используются различные фольклорные персонажи. Содержание прибауток яркое и динамическое.

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Помимо того, что прибаутки помогают ребенку познавать окружающий мир в веселой игровой форме, они развивают в нем позитивное восприятие. В прибаутках для детей используются слова, которые несут сильную эмоциональную окраску, настраивая ребенка на будущее здоровье, счастье и радость.

В прибаутках обязательно есть сюжет. Описываемая картинка очень яркая и изображает стремительное действие. Благодаря этому прибаутка быстро запоминается и вырабатывает у ребенка чувство ритма. Это лучший способ развития, как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

ПЕРЕВЕРТЫШИ

Перевертыши - их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения реальных предметов и свойств, их содержанием является заведомая чепуха, нелепость, ерунда. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться.

Нелепицы, чепуха, небывальщина - прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребенка в смехе, веселье, радости. Ребенку доставляет удовольствие сознавать, что он не глупец: он-то знает, как все бывает на самом деле, и никогда не допустит, чтобы ему заморочили голову и обманули на чепухе. Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естественное возникновение этого чувства в игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра устного народного творчества. Перевертыши открывают ребенку возможность через игру словами, звуками, звукосочетаниями уловить специфику звучания речи и характерные для нее выразительность, образность, юмор.

Как петух в печи пироги печет,
Кошка на окошке рубаху шьет,
Поросенок в ступе горох толчет,
Конь у крыльца в три копыта бьет,
Уточка в сапожках избу метет.

Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик - овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.

СКОРОГОВОРКИ

Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Особенность скороговорки в том, что в ней нет «чепухи», абсурдных словосочетаний. Скороговорка представляет картинку знакомых реалий повседневной жизни. Еще одна особенность скороговорки - ее сложная ритмика.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

На дворе - трава,
На траве - дрова,
Не руби дрова,
На траве двора.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.

Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.

В логопедической работе пословицу лучше использовать при развитии связной речи у детей. Она будет уместна после работы с рассказом, сказкой. А Васька слушает да ест.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Дело мастера боится.

ЗАГАДКИ

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи дошкольников с ОНР.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники с ОНР в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.

Систематическая работа по развитию у детей навыков речь-доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.

Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

По типу структурной логической задачи существует пять видов загадок.

1. Загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать ляжет в дупло.
(Сова)

2. Загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками. Такие загадки труднее для отгадывания.

В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет.
(Подсолнух)

3. Загадки с отрицательными сравнениями. Ребенок должен уметь выделить группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления.

Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко) (Т. е. жидкое и белое, но не вода и не снег.)

4. Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, т. е. содержащие и отрицание, и иносказания.

Не украшения, а серебряный, не пастух, а стадо овец пасет.
(Месяц и звезды)

5. Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая.
(Озеро)

Можно выделить несколько видов деятельности детей в играх с загадками.

1. Загадывание загадок.
2. Отгадывание загадок.
3. Доказательство правильности отгадок.
4. Сравнение загадок об одном и том же.
5. Сравнение загадок о разном.

СЧИТАЛКИ

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).

Считалки - это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости - как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки - четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Аты-баты - шли солдаты,
Аты-баты - на базар,
Аты-баты - что купили?
Аты-баты - самовар,
Аты-баты - сколько стоит?
Аты-баты - три рубля,
Аты-баты - кто выходит?
Аты-баты - это я!

Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. –400с.

2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. –159с.

3.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. –240с.

4.Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание.-1992.- №5-6.- С.5-8.

5.Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.- № 5. – С.32-37.

6.Даль В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике /Сост.: Ю.Г.Круглов. – М.: Высшая школа, 1986. – С.185-193.

7.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,1976. –127с.

8.Козак О. Н. Чем бы дитя не тешилось: Считалки, дразнилки, мирилки: Сборник. - Ростов н/Д-СПб.: Феникс; Союз, 2004. - 176 с.

9.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1987. – 238 с.

10.Народная педагогика и воспитание /Авт.-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. - Барнаул: БГПУ, 1996.–49с.

11.Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1984.-№4.- С.8-11.

12.Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. –223с.

13.Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.: Просвещение, 1972. –78с.

14.Устное народное поэтическое творчество: Учебник. – М.: Высшая школа, 1987. – С. 422.

15.Федорова Г.Н. На золотом крыльце сидели: Игры, занятия, частушки, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2003. –128 с.

16.Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.

Другие материалы по данной теме.

Использование русского фольклора в логопедической работе.

Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе.

Фольклор — как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми.

Фольклор – это народный язык, а народ — непревзойдённый учитель речи.

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.

Использование разных жанров фольклора: потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, попевок, сказок, народных подвижных игр, пальчиковых игр развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Виды малых фольклорных форм

Я перечислю и охарактеризую виды малых фольклорных форм.

Пословицы, поговорки, загадки, потешки, попевки, скороговорки, народные сказки, народные песни, фольклорные игры.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Используя пословицы и поговорки, логопед учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Например: Мороз не велик, да стоять не велит. Апрель с водою, май с травою.

Потешки, скороговорки, приговорки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи.

Например: Интонационная окраска речи в приговорке.

Девица-сестрица,
Сходи за водицей
- Я волка боюся,
Медведя страшуся.

Или скороговорка : до города дорога в гору, а с города с горы . (Дети проговаривают скороговорку в различном темпе).

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Песенная лирика.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Фольклорные песни представляют собой сложный комплекс. Это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

С помощью песенной лирики возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Народные песни позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствуют формированию образности речи, словесному творчеству детей. Например «Каравай» песня с элементами игры.

Колыбельные песни – спутник детства.

Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего возраста.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекают их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…», «Потягунючки, поростунюшки»!

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, также содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», коток», «котик», «котя».

Котенька, коток,
Котя серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать
Мово Лешеньку качать, прибаукивать!

К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Сказка — как фольклорный жанр.

Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина:

«Жили-были», а заканчиваются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех - трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье зверей”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Морозко ” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.

Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. С понимания сказок начинается понимание родной речи.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, формировать понимание образного слова. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение.

Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова в потоке речи, постепенно овладевая образной системой языка.

Фольклорные игры – школа для ребёнка. Воспитание активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в играх. Одни игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают сообразительности, вниманию. Связь с коллективом, подчинение установкам и порядкам – в педагогике эту функцию игры называют «социализацией», приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. В фольклорных играх этим особенно интересны считалки. С их помощью устанавливаются правила игры. Короткий стихотворный отчёт с четким скандированием слогов называет того, на ком окончился счёт. Считалки учат четко, правильно и быстро говорить, оставаясь просто игрой.