В жизни как взрослых, так и малышей не обходится без стрессов. Многие просто не замечают негативных влияний и редко задумываются о том, насколько такое явление вредит здоровью детей. Родители мало общаются с малышами, не оценивают тяжести того напряжения, которое испытывают дети в определенных ситуациях, и потом гадают - откуда у малыша взялись вредные привычки или постоянно негативные эмоции и агрессия. Все это может быть проявлением или последствием стрессов. Как же они влияют и как распознать первые проявления?

Многие родители считают, что стресс - это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс. Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана. Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

Причины подобных проблем у детей

Нередко причинами стрессов для детей разного возраста, начиная с раннего, становятся разнообразные психотравмирующие ситуации. Существенно влияют такие события, как развод родителей или частые ссоры, неблагополучие в семье, страх наказаний или переживания по поводу неудач, нагрузки в кружках или школе. Могут также влиять агрессия в мультфильмах или телепередачах, сцены насилия, увиденные в кино или в реальности, компьютерные игры не по возрасту, болезни или медицинские манипуляции, связанные с болью и страхом. Дети воспринимают любую ситуацию близко к сердцу, эмоционально, не всегда могут отличить вымысел от правды и шутки от истины. Поэтому важно обращать внимание на все ситуации и события в жизни детей, не считать их переживания и страхи капризами или способом манипуляции.

Достаточно яркими примерами стрессовой ситуации для ребенка могут быть резкие смены привычного поведения, постоянная агрессия или плаксивость, изменение повседневных ритуалов или привычек (поздно ложится спать, не хочет ужинать и т. д.). Может возникать регресс в поведении по возрасту - появляются дурные привычки к сосанию пальца, капризы при уходе матери, появление энуреза, имитация нездоровья, проблемы с речью. Также могут формироваться новые вредные привычки к шмыганью носом, обкусыванию ногтей, дерганью за волосы и т. д.

Дети могут становиться необычно молчаливыми или излишне болтливыми, у них формируются проблемы с засыпанием и сном по ночам и в дневное время, возникают сложности в учебном процессе, хотя ранее он давался им легко. Может отмечаться нарушение концентрации внимания, появляются страхи и ночные кошмары, о которых малыши не хотят разговаривать, страдает аппетит и появляется стремление к обману.

Родители и проблемы детей: как быть?

Важно, чтобы родители понимали механизм стресса и те процессы, которые при нем происходят в организме детей. Под действием любых сильных влияний и чрезмерного напряжения, мозгом отдается команда на выделение в кровь гормонов стресса. На короткое время они мобилизует тело на борьбу и сопротивление. Если родители вовремя не устраняют психотравмирующие факторы, длительное воздействие гормонов стресса приводит к разрушительным влияниям на системы и органы тела. Так, мышечное напряжение в виде сжатых кулаков, прикушенных губ, сутулости или приподнятых плеч приводит к формированию привычки к такой позе. Ребенок ее не замечает, но при подобном явлении быстрее утомляется. Длительное напряжение тела приводит к дефициту кислорода в тканях и нехватке питательных веществ для обменных процессов. Это приводит к расширению сосудов, повышению давления, отечности тканей. В тканях, обедненных кислородом и питанием, копятся промежуточные, недоокисленные продукты отмена, которые приводят к самоотравлению организма, анемизации, истощению.

Также должны помнить родители и о негативном влиянии стресса на иммунитет и вилочковую железу. Продолжительный стресс нарушает ее функции, что приводит к снижению образования лейкоцитов и лимфоцитов, защищающих организм от инфекций и опасных веществ. Дети в стрессе часто болеют, дольше не выздоравливают и имеют хронические очаги инфекции. Родители безуспешно ходят с ними по врачам, не видя истинных причин проблемы.

Важно понимать, острый и короткий, положительный стресс мобилизует организм, помогает в борьбе с инфекциями и усиливает обменные процессы. По такому принципу работает закаливание. Но если стресс стал постоянным, изо дня в день он влияет на детей, это приводит к истощению ресурсов тела.

Для детей и их незрелой нервной системы любые, казалось бы, незначительные и порой банальные, смешные причины могут стать причиной стресса. Нередко те события, которые вызывают негативные эмоции, переживания, страх или боль, существенно влияют на работу нервной системы и способствуют стрессу. Это не значит, что детей стоит отгораживать от всех эмоций - как положительных, так и отрицательных. Но в силах родителей сократить количество психотравмирующих ситуаций, потрясений и страха в жизни детей. Далеко не всегда захлестнувшие кроху эмоции он сумеет проконтролировать и удержать, если родители постоянно его одергивают, не давая выходу гневу, раздражительности или слезам - это также приводит к стрессу, от которого он просто не в силах избавиться. Поэтому нервная система детей должна получать разрядку, вполне нормально для маленького человека злиться, переживать или высказывать свое недовольство. Родители должны уважать его чувства и позволять иногда дать волю эмоциям. Но это не должно переходить определенных рамок дозволенного.

Стрессовое состояние – это естественная реакция организма, сопровождаемая нервным эмоциональным напряжением с первых дней жизни ребенка. МирСоветов поможет разобраться в причинах его появления, первых сигналах и том, как справиться при наступлении такой ситуации.

Симптомы, сопровождающие стресс:

  1. Раздражительность.
  2. Мышечное напряжение.
  3. Низкая активность ребенка.
  4. Боли в спине, животе или мигрень.
  5. Нарушение или чрезмерное .
  6. Изменение состояния функционирования мочевого пузыря и кишечника.
  7. Нарушения сна.
  8. Плаксивость.
  9. Отстраненность.
  10. Быстрая утомляемость.
  11. Плохая концентрация внимания и запоминания.
  12. Снижение или прибавка массы тела.

Определить наступление стрессового состояния у ребенка можно по резким переменам в его поведенческом факторе, поскольку он становится «неуправляемым» и «неузнаваемым». Верным признаком подавленности является частая и беспричинная смена одного нервного состояния к другому, а также различные расстройства психосоматического характера – резкая утомляемость, тошнота, общая слабость, рвота и т. д.

Симптоматика может разниться в зависимости от возраста ребенка и условий его социального окружения. Проявления стресса также будут зависеть от этих факторов. К примеру, грудные детки и малыши в возрасте до 6-7 лет будут иметь совершенно разные причины для эмоциональной подавленности, поэтому очень важно, чтобы родители умели тонко чувствовать настроение своего ребенка и прислушиваться к его требованиям, вопросам и разговорам.

Нередко детский стресс может быть продиктован тем, что он видит в таком же состоянии своих родителей и словно «заражается» от них. К тому же, такое состояние часто развивается от банальных страхов, которые взрослые привыкли игнорировать. В таком случае ребенок будет агрессивен, запуган, проявлять неконтролируемые вспышки гнева, слезливость и даже может появиться .

В раннем возрасте при стрессовом состоянии малыша наблюдаются признаки поведенческой регрессии, т.е. возвращения к ранним стадиям развития. Так, ребенок может снова попросить соску, сосать палец или станет мочиться в постель. Появление таких сигналов – верный признак эмоциональной подавленности.

Симптомы стресса у подростков практически не отличаются от признаков взрослых людей, за исключением максимизации переживаний и утрирования ситуации. Глубокое беспокойство, навязчивые идеи, неадекватные действия и рассеяность – тревожные сигналы, на которые родителям нужно обращать внимание в первую очередь.

Как можно добиться от ребенка контакта и откровенного признания в своем состоянии? Очень малый процент детей согласен рассказать о своих переживаниях, тем более, когда дело доходит до стресса. Часто малыши сами не понимают, что с ними происходит и не выражают своих переживаний словами.

Поэтому родителям необходимо прислушиваться к разговорам своего ребенка с игрушками, а еще лучше выяснить интересующие вопросы в игре. Попросите его нарисовать окружающий мир, свою семью и друзей. Слушайте, когда ребенок жалуется на появление «барабашек» в шкафу или «волосатой руки» под кроватью. Помните: даже самая незначительная мелочь без объяснения взрослыми ее сути становится огромным страхом в красочной и обширной фантазии ребенка.

Причины стресса у ребенка

  1. Дети от 0 до 2 лет: длительная разлука с мамой, болезнь, изменения в ежедневном распорядке, . Грудные детки переживают подавленность через повышенную раздражительность, неожиданное нарушение картин сна, отказ от еды.
  2. Малыши от 2 до 5 лет: разлука с родителями, а также смена обстановки, появление незнакомого окружения. В таком возрасте стресс может проявиться в изменении поведения, появлении избыточных страхов, поведенческой регрессии, заикании, нервных движениях, плохом настроении, и появлении слез, как реакции на все новое.
  3. Дети от 5 до 7 лет: смена окружения, поступление в , плохое восприятие в социальном коллективе сверстников, ссоры родителей. В этом возрасте стресс можно заметить по появлению необъяснимых болей и расстройств, повышенной озабоченности здоровьем, отказам от посещения детсада или прогулок. А также ребенок слишком старается быть хорошим, появляются страхи, низкая самооценка, нарушения сна и питания.

Подростковые проблемы

Стресс у подростков заслуживает отдельного рассмотрения. Эта категория детей более всех подвержена эмоциональным нагрузкам и переживает их слишком ярко. Итак, причинами для появления стрессового состояния у тинэйджера могут выступать:

  1. Рождение в семье нового ребенка. Поскольку объектом внимания становится младший брат или сестра, ребенок чувствует себя ненужным или недолюбленным. Неокрепшая психика рисует страшные картины, а неконтролируемая ревность может приводить к неблагоприятным последствиям.
  2. Переезд или смена окружения. Этот фактор сбивает темп жизни подростка и ему приходится вновь переживать адаптацию, становление своей репутации в коллективе и пр.
  3. или ссоры родителей. Это откладывает свой след на психическом здоровье ребенка, ломая его понятия и устои.
  4. Негативная информация, изливающаяся потоком из интернет сети или телевидения.
  5. Смерть близкого питомца или родственника.

Как помочь своему ребенку преодолеть стресс?

Помощь взрослого человека и родителей в преодолении стресса у ребенка – первоочередная задача, которая может предотвратить многие негативные последствия и вернуть малыша к здоровой жизни. Здесь применяется 2 способа: устранить стресс и помочь выработать благоприятные стратегии борьбы с эмоциональной подавленностью.

Действия для устранения стресса:

  1. Разузнайте о переживаниях и чувствах своего ребенка.
  2. Создайте атмосферу откровенности и доверия, заверьте его, что любой опыт – положительный.
  3. Цените своего ребенка при любых поступках и ситуациях.
  4. Демонстрируйте открыто свою заботу, любовь и тепло. Как можно чаще обнимайте ребенка.
  5. Разграничивайте поступки на те, что можно совершать, и те, которые не стоит, однако не будьте чрезмерно строгими.
  6. Подчеркивайте, что важнее сотрудничать, а не соревноваться.
  7. Найдите занятия, которыми ребенок сможет помогать семье.
  8. Учитывайте его желания, а не только свои потребности и возможности.

Очень важно, чтобы родители помогли своему ребенку развить положительные навыки борьбы с таким состоянием, поскольку это ему пригодится в любом возрасте. Вы можете оказать помощь такими способами:

  1. Дети последуют примеру родителей, а не их советам. Поэтому подавайте своим малышам благоразумные примеры подражания – сохраняйте спокойствие в сложной ситуации, контролируйте агрессию и гнев.
  2. Развивайте рациональное мышление. Заверьте ребенка, что он должен беспокоиться о последствиях своих поступков, разграничьте понятия фантазий и реальности. Часто дети думают, что родители разводятся потому, что он не выиграл медаль на соревнованиях. Убедите его в правильных причинах поступка.
  3. Контролируйте малыша, но в меру. Разрешайте ему принимать решения в рамках семьи.
  4. Будьте открыты и откровенны с ним. Обсуждайте, как прошел день у вас на работе и у ребенка в школе, поощряйте его открытость.
  5. Занимайтесь физической активностью. Поощряйте интересы ребенка и по возможности осваивайте вместе с ним его хобби.
  6. Правильное питание укрепляет нервную систему.
  7. Осваивайте техники релаксации и чаще проводите досуг вместе.

Стресс у маленьких

Если ребенок резко изменил поведение, стал вдруг неузнаваем, капризен без видимых вам причин и это состояние затянулось, скорее все-го он находится в стрессе. Наиболее часто у де-тей до десяти лет появляются в этот момент страхи, агрессия или начинается так называе-мый регресс.

1. Регресс - это возвращение к формам пове-дения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлет-ний, плачет и цепляется за юбку уходящей ма-мы, а семилетняя девочка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

Что делать? Наиболее частая реакция родите-лей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Пережди-те регресс — он пройдет. Вспомните, может, не-давно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова на-чал сосать палец.

2. Страхи. Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно на-ходится в стрессе . И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, поте-ря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-восьмилетних де-тей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях.

Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время про-веряет, заперт ли замок, всюду включает свет. При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестни-це, и тишины. К дневным тревогам присоединя-ются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок практически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязатель-ными ритуалами: включи свет, задвинь занавес-ку, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т. д.

Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Ак-тивно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают. С их же по-мощью попытайтесь понять и истоки этого страха. Подслушайте незаметно разговоры ре-бенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за по-мощью к специалисту.

3. Агрессия. Заметив, что ваш прежде такой пок-ладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окру-жающих, имейте в виду: это признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ре-бенок всегда агрессивен — это черты характера. Такой уж он у вас драчун и задира. И другое де-ло, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные драки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об актив-ности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуа-цией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ре-бенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усили-вая его возбуждение. Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальней-шую жизнь — как способ разрядки.

Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть вы-бор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость. Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом пори-суем — и он просто переключится. Устройте кукольную драку на худой конец. Ребен-ку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуа-ции?» Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.

Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет насто-ящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные». Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более за-щищенными. Другое дело, что скатывание в двой-ки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

2. Семейные конфликты. Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослушанием или истериками , а другие — тихие и прилежные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вооб-ще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость.

На-конец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: девочке нравится делать пакости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол… Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.

Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращай-тесь к себе: «Что со мной (с нами) происходит?» И лучше не пренебрегать .

3. Подростковый возраст. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная нор-ма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.

Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музы-ку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в прин-ципе, тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в му-зыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы.

Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями. Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

Почему нельзя не реагировать? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз , головные боли , гастриты, язвенные колиты , астма , нейродермит , детский энурез , возможна задержка речевого развития и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса, считают детские психологи. Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя заме-чать всякие странности, не доводя до болезней.

Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необратимым аномалиям поведения . В частности, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в командировку. А у него, уже взрослого, началась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.

Что делать со стрессами?

В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу, развод, сложную болезнь? Семейная повседневная жизнь нарушена? Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые дети после сильного стресса могут вообще ничего не понимать, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание.

Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить стресс, будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени.

Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после стресса, у других - спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни.

Это тяжелое время как для них, так и для вас. Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось. Каждый ребенок может реагировать на стресс своим индивидуальным образом, даже если это дети из одной семьи.

Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь справиться с сильным стрессом ребенка.

При сильном эмоциональном стрессе некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
  • могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • ребенок после сильного стресса может стать более активными и беспокойными;
  • бояться, что неприятные события повторятся. Они могут спрашивать многократно: «Случится ли это вновь?»
  • беспокоиться, что может случиться с ним, как он будет жить дальше;
  • бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
  • При сильном стрессе ребенок ведет себя так, как будто он младше, чем на самом деле, может опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • дети после стресса могут иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
  • сильный стресс у ребенка может заставить его быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
  • ребёнок может легко огорчаться и плакать;
  • после сильного стресса ребенок может чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
  • когда у ребенка сильный стресс он может чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со стрессом?

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
  • Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит, Проявляет ли признаки страха, тревоги, беспокойства?
  • Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.

Очень полезным может быть повторение слов ребёнка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет и родителю, и ребёнку прояснить переживаемые чувства.

  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка при сильном стрессе ребенка.
  • Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Спойте колыбельную. Если нужно, оставьте ночник включенным.
  • Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т. п.
  • Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются ввиду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
  • Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Сильный стресс ребенка является причиной такой сверхчувствительности.
  • Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

Идеальным можно назвать родителя, который может защитить и поддержать ребёнка, но одновременно искреннее и постоянно укреплять его уверенность в собственных силах. Тогда после любого сильного стресса ребёнок может ощутить внешнее подкрепление своих внутренних ресурсов.

Каждый день взрослый человек сталкивается с огромным количеством разнообразных ситуаций, которые требуют от нас сосредоточенности, собранности, выдержки и сдержанности. И порой очень сложно не сорваться, не крикнуть, сдержаться и не погрязнуть в стрессе. Но, не всегда это получается. В большинстве случаев получается так, что обстоятельства оказываются выше нас и стресс полностью атакует человеческий организм и человеческую психику. Такие резкие эмоциональные перемены и сбои повергают человека в стрессовую ситуацию.

Негативному воздействию стресса подвержены не только взрослые люди, но также и дети всех возрастов. Причем, ребенок может начать переживать по причине таких факторов, как:

  • Смена места жительства;
  • Нервозная стрессовая обстановка дома (ссоры родителей или же близки);
  • Непонимание, оскорбления в детском саду или школе (низкая способность к адаптации в новом коллективе);
  • Смена окружения;
  • Потеря близких и т.д.

Во всех вышеперечисленных случаях организм ребенка начинает вести активную борьбу со стрессом, что приводит к потере внутренних ресурсов и огромных затрат энергии. Как следствие, после пережитого ребенок начинает болеть.

Причины стрессов у ребенка

Маленькие дети не умеют защищать себя также, как мог бы это сделать взрослый. Не все родители знают и понимают, что самая первая стрессовая ситуация поджидает маленького человека в процессе его появления на свет. В этот период ребенок покидает привычную ему среду, в которой он чувствовал себя в полной безопасности и что он слышит – крики матери, стоны, громкие фразы врачей. Ему больно проходить через родовые пути, больно ощущать перерезание пуповины, затем – попадать в чужие руки врача-педиатра. Все это является первым стрессом в жизни ребенка.

После того, как ребенок появится на этот свет, он вынужден испытать еще один стресс, связанный с постоянным поиском еды и материнского тепла. Ведь до этого ребенку не приходилось беспокоиться о пище, тепле и заботе. Сейчас – ребенок в этом нуждается и если он не получает необходимой порции внимания, то начинает плакать, кричать и звать тех, кто эту заботу ему окажет.

Важно!

Для обеспечения полноценной здоровой мозговой деятельности новорожденного, его необходимо в обязательном порядке покормить. Почему? Потому что его энергетические запасы очень быстро иссякают и истощаются, следовательно – нарушается работы головного мозга. нарушение работы головного мозга является очень опасным фактором для жизнедеятельности ребенка.

Следующей наиболее распространенной причиной стресса у маленьких детей является длительное переохлаждение. Происходит это потому, что маленький ребенок в отличие от взрослого не может полноценно контролировать свою температуру тела. Если взрослому человеку холодно, то он начинает дрожать. Дрожь – это вполне естественное хаотическое сокращение мышц, направленное на повышенную выработку тепла. Маленькие дети, в отличие от взрослых, не могут дрожать.

Когда ребенок становится старше, он начинает нервничать, эмоционально напрягаться по причине изменений во взаимоотношениях с окружающими. Ребенка уже в 1-1,5 года могут отдать в детский сад, затем – школа, возможно – смена места жительства и т.д. Маленьким детям не так легко воспринимать все эти перемены – все чаще это слезы, нервозность, раздраженность, плач и как результат – стресс. Чтобы сгладить эту ситуацию, родители должны быть постоянно рядом с ребенком, поддерживать его, больше общаться, понимать и принимать все те изменения, которые происходят в его жизни. Огромной ошибкой будет отдать ребенка на воспитание няне или же бабушке.

Чтобы избежать стресса у ребенка в дошкольном возрасте, родители должны быть постоянно рядом – поддерживать, помогать и при необходимости – утешать.

Досуг ребенка как фактор стресса

Удивительно, но досуг ребенка является одним из наиболее важных факторов, который может привести к возникновению стресса или же его полному отсутствию. Почему? Потому что по статистике, на сегодняшний день основной досуг ребенка возраста от 3 месяцев и до 18 лет проводят свое время в интернете. И виной этому, в первую очередь, родители. Как правило, родители уже в младенческом возрасте ребенка включают ему (даже, если ребенок не понимает их содержания) и занимаются своими делами. Ребенок привыкает к тому, что вся его жизнь – это интернет. Соответственно, дальше, в более старшем возрасте, любое навязывание спорта, бальной школы, плавания и хорошей успеваемости в школе воспринимается неадекватно и в стрессовой форме.

Не стоит приучать ребенка к интернету! Ведь не все взрослые могут полноценно фильтровать всю ту информацию, которая имеется на просторах интернета, а это значит, что лучше лишний раз с ребенком выйти на улицу.

Сильнейшему эмоциональному стрессу подвержены дети из неблагополучных семей, приютов, дети алкоголиков и наркоманов. Нередко дома их ожидают – ссоры, скандалы, побои, отсутствие полноценной еды. Такие дети испытывают сильный стресс при общении со сверстниками, во время смены обстановки, места жительства, школы и т.д.

К возникновению стрессовой ситуации приводит и подростковый возраст, и сексуальное развитие в целом. Некоторые подростки, еще фактически находясь в детском возрасте, вступают в половую жизнь, что естественно провоцирует возникновение стресса, а в некоторых случаях – даже шока.

Симптомы стресса у детей

Симптомами стресса у детей являются:

  • Истощение организма;
  • Ощущение постоянной усталости;
  • Капризность, плач, ;
  • Дефицит полезных веществ в организме;
  • Бледность, болезненность кожи, повышенное шелушение, появление сыпи;
  • Выпадение волос, ломкость ногтей;
  • Бессонница;
  • Заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • Обострение уже имеющихся заболеваний.

Лечение стресса у детей начинается прежде всего с консультации психолога и активного общения родителей с детьми.