Конспект урока математики

в 1классе

УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока:

«Сложение.Вычитание. Скобки».

На уроке использованы следующие технологии:

*групповое обучение

*проблемное обучение

*игровые технологии

* здоровьесберегающие технологии

*информационно -коммуникативные технологии

Подготовила

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия№7» г.Подольска

Мизюрина Юлия Николаевна

г. Подольск

Тема урока: Сложение и вычитание. Скобки.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель урока: 1) Ознакомить с порядком выполнения арифметических действий в выражениях со скобками, содержащими сложение и вычитание.

2) Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно - образного мышления.

3) Воспитывать организованность, культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах. Прививать интерес к урокам математики.

Оборудование:

Рабочая тетрадь

Учебник В.Н.Рудницкой «Математика» 1 класс - М:Издательский центр « Вентана- Граф», 2013г

Компьютер учителя

Мультимедийная презентация к уроку

Ход урока.

1.Организация класса.

Вот опять звенит звонок

Приглашает на урок!

Подготовим наши ушки … -слушаем внимательно! Все настроим свои глазки….- будем наблюдательны!

2. Самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

Подумайте и скажите, что пригодится для успешной работы сегодня на уроке математики? (собранность, творчество, воображение, смекалка, знания)

3.Устный счёт.

*Математическая викторина.

Как называются числа при сложении, при вычитании?

Чтобы узнать сколько было или всего, нужно прибавить.

Чтобы узнать сколько осталось, нужно вычесть.

Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.

Чтобы узнать на несколько больше, нужно прибавить.

Чтобы узнать на несколько меньше, нужно вычесть

К нам в гости пришли герои вашего любимого мультфильма. А какого, попробуйте догадаться из этой загадки.

Весёлые и умные

Гости к нам пришли,

И заданья трудные

С собою принесли.

Похожие на шарики,

Зовут их все …

Смешарики.

Верно. Это всем известные герои мультфильма «Смешарики». Давайте вспомним, как их зовут?

Копатыч, Лосяша, Ежик, Нюша, Кар-Карыч, Пин.

Ребята, смешарики пригласили нас в страну Смешариков и

первый пригласил поиграть в дартс Пин. .

Если вы говорите правильный ответ, то стрела попадает в цель. Если нет, то летит мимо. Итак, игра начинается.

4. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы.

Найдите выражения, состоящих из двух действий.

Как мы находим значения выражения, в котором два действия?

(находим значения, решая примеры по порядку слева направо)

Игра «Кто быстрее и правильнее?»

9+2-7=4 10-5+3=8

9+3-8=4 10-5+4=9

Проверим.

Как выполняли вычисление? (По порядку. Слева направо.)

Почему это выражение вызывает затруднение?

Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

Чему мы сегодня будем учиться?(выполнять вычисления с выражениями со скобками).

Кто знает, что такое скобка?

Скобка - это знак препинания или математический знак в виде отвесной черты (Закруглённой, фигурной, квадратной или прямой наклонной)

Мы сегодня поговорим о закруглённых скобках. Ознакомимся с порядком выполнения арифметических действий в выражениях со скобками. Скобки играют важную роль при решении выражений.

Так как правильно найти значение выражения?

5.Физминутка.

6.Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику с. 124

    Обрати внимание

    Задание №1 Чем похожи и чем различаются записи?

    Задание №2 Выполни действия.

Вывод: при решении примеров со скобками сначала выполняется действия в скобках

Чем отличается решение примеров со скобками от примеров без скобок? - (при решении примеров со скобками действия выполняются сначала в скобках слева направо и справа налево, а при решении без скобок только по порядку слева направо).

7.Составление задач по рисункам (по выбору решение одной из задач)

8.Работа в рабочей тетради: с. 79 -задача №2 в два действия.. с.80 - задание№4 -Впиши в «окошки» нужные числа.

задание №5 -Какое действие выполняется последним?

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Что понравилось на уроке?

Вспомним тему урока.

Как правильно находить значение выражений со скобками?

Учитель: Дарсигова Любовь Муратовна

Класс:1

Предмет: математика

Учебник: В.Н.Рудницкой «Математика» 1 класс – М:Издательский центр « Вентана- Граф», 2013г

Тема: «Сложение. Вычитание. Скобки».

Тип урока: урок «открытия» нового

Цель урока: формировать знания как находить значение выражения со скобками.

Задачи:

- образовательные: формировать: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов (скобки; действия, содержащиеся в скобках; порядок выполнения действий со скобками). познакомить с порядком выполнения арифметических действий в выражениях со скобками, содержащими сложение и вычитание, устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий,

-развивающие : развивать умение рассуждать, анализировать, формулировать учебную задачу

-воспитательные: воспитывать аккуратность, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения (решение проблемной ситуации), ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, рабочие тетради,

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности.

Доброе утро, ребята!

Улыбнёмся друг другу и начнём урок!

К какому уроку приготовились?

Чем мы обычно занимаемся на уроке математике?

Да, поверьте друзья, что без устного счета

Не сдвинется с места любая работа!

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Приготовьте веера. Игра «Молчанка»

1.Первое слагаемое 8, второе слагаемое 4, сумма?

2.Найдите разность чисел 13 и 5 ?

3.Уменьшаемое 11, вычитаемое 7, разность?

4.Покажите число, которое больше 8 на 7.

5.Коля в саду собрал 16 яблок, а Ваня 10 яблок. Сколько ещё яблок надо собрать Ване, чтобы количество яблок у мальчиков стало поровну?

6.Покажите число, которое при счёте предшествует числу девятнадцать?

7.От наименьшего двузначного числа отнимите большее однозначное число

8. Из бассейна вышли 8 мальчиков и 6 девочек. Сколько всего детей вышли из бассейна?

9.К одному десятку прибавить один десяток. Сколько это единиц?

Посмотрите внимательно на ответы игры: 12 ,7, 4, 15, 6, 18, 1, 14, 20

На какие группы можно разделить эти числа?

К нам в гости пришёл Незнайка и просит помочь решить выражения

Показывают на веерах ответы, сверяют правильность на экране.

На однозначные и двузначные.

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, представлять в виде схемы)

Постановка учебной задачи.

Незнайка не может решить примеры.

Посмотрите на примеры.

5 + 3 – 1 = (7 + 4) – 5 =

12 – 4 + 5 = 16 – (3 + 5) =

9 + 2 + 6 = (9 + 8) – 7 =

11 – 3 – 5 = (15 – 8) – 4=

Сколько действий в каждом примере? (два).

В каком столбике примеры вам знакомы и не вызывают затруднения при решении? (в первом)

Как вы их будете решать? (По порядку слева направо)

Решите эти примеры

Отвечают на вопросы

Решают примеры первого столбика

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

Какие числовые выражения вы раньше не встречали?

Что в записи примеров вы увидели новое для вас? (скобки)

Скобки - это математический знак.

Какие математические действия записаны в скобках? (сложение,вычитание)

Сформулируйте тему нашего урока? (тема записывается на доске)

Какую цель мы поставим перед собой? (цель фиксируется на доске)

Попробуйте сами решить вот эти примеры:

(11-6)+3= 11-(6+3)=

Как вы думаете, а ответы при решении будут одинаковые или разные?

Что нам нужно сделать, чтобы это узнать? (решить примеры).

Какие способы решения вы предлагаете?
(После каждого предположения задаются вопросы: « Кто согласен?», « Кто думает иначе?»)

Кто же прав?

Открывается запись:

(11 – 6) + 3 = 8
11 – (6 + 3) = 2

Чем похожи и чем различаются записи?

Как вы думаете, почему в примерах разные ответы?

Давайте сравним наш вывод с учебником.

Работа с учебником. (Чтение рубрики « Обрати внимание» на странице 124)

Правильный мы с вами сделали вывод? Молодцы.

Физкультминутка

Отвечают на вопросы

Сложение и вычитание. Скобки.

Научиться решать примеры, где в записи есть скобки.

Скобки стоят в разных местах, в скобках разные числа.

Выполнять действия по порядку, не обращая внимания на скобки; не выполнять то действие, которое записано в скобках; сосчитать сначала в скобках, а потом выполнить оставшееся действие.

Первым выполняется действие в скобках.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике)

Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей))

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником.

Страница 124, № 2.

(12 - 9) +6 9 + (4+5)

6 +(3*2) 8 - (10: 5)

Работают с учебником, проговаривая решение

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умения извлекать и анализировать информацию из иллюстраций, делать выводы)

Регулятивные (умение выполнять и оценивать учебные действия в соответствии с задачей)

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Работа в тетрадях на печатной основе по математике с.80 № 6.

(5+8) - 7 (11-5) +6

А теперь поменялись с соседом тетрадями и как учитель проверим, сверяясь с экраном.

У кого всё верно поставьте «+».

Работают в парах, проверяют по эталону.

Коммуникативные (умение работать в паре)

Включение в систему знаний и повторение.

Работа с учебником. Страница 124, №3

Проверь, все ли ответы верные.

(7+4)-5=6 (9+8) - 7 =10

16 - (3+5) = 8 (15 - 8) - 4 = 2

Работа в тетради на печатной основе. Страница 80 №5, №7, №8.

№5. Какое действие в выражениях выполняется последним? 16-(5+4) (11-8)+7 сложение сложение вычитание вычитание

Решают примеры, определяют и исправляют неправильные решения

Коммуникативные (умение слушать, понимать других, объяснять свою точку зрения)

Рефлексия деятельности.

Чему учились?

Что узнали нового?

Для чего это нужно знать?

Какие трудности возникли?

Какой секрет вы для себя открыли?

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)

И вычислении значений выражений действия выполняются в определенной очередности, иными словами, нужно соблюдать порядок выполнения действий .

В этой статье мы разберемся, какие действия следует выполнять сначала, а какие следом за ними. Начнем с самых простых случаев, когда выражение содержит лишь числа или переменные, соединенные знаками плюс, минус, умножить и разделить. Дальше разъясним, какого порядка выполнения действий следует придерживаться в выражениях со скобками. Наконец, рассмотрим, в какой последовательности выполняются действия в выражениях, содержащих степени, корни и другие функции.

Навигация по странице.

Сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание

В школе дается следующее правило, определяющее порядок выполнения действий в выражениях без скобок :

  • действия выполняются по порядку слева направо,
  • причем сначала выполняется умножение и деление, а затем – сложение и вычитание.

Озвученное правило воспринимается достаточно естественно. Выполнение действий по порядку слева направо объясняется тем, что у нас принято вести записи слева направо. А то, что умножение и деление выполняется перед сложением и вычитанием объясняется смыслом, который в себе несут эти действия.

Рассмотрим несколько примеров применения этого правила. Для примеров будем брать простейшие числовые выражения, чтобы не отвлекаться на вычисления, а сосредоточиться именно на порядке выполнения действий.

Пример.

Выполните действия 7−3+6 .

Решение.

Исходное выражение не содержит скобок, а также оно не содержит умножения и деления. Поэтому нам следует выполнить все действия по порядку слева направо, то есть, сначала мы от 7 отнимаем 3 , получаем 4 , после чего к полученной разности 4 прибавляем 6 , получаем 10 .

Кратко решение можно записать так: 7−3+6=4+6=10 .

Ответ:

7−3+6=10 .

Пример.

Укажите порядок выполнения действий в выражении 6:2·8:3 .

Решение.

Чтобы ответить на вопрос задачи, обратимся к правилу, указывающему порядок выполнения действий в выражениях без скобок. В исходном выражении содержатся лишь действия умножения и деления, а согласно правилу, их нужно выполнять по порядку слева направо.

Ответ:

Сначала 6 делим на 2 , это частное умножаем на 8 , наконец, полученный результат делим на 3.

Пример.

Вычислите значение выражения 17−5·6:3−2+4:2 .

Решение.

Сначала определим, в каком порядке следует выполнять действия в исходном выражении. Оно содержит и умножение с делением, и сложение с вычитанием. Сначала слева направо нужно выполнить умножение и деление. Так 5 умножаем на 6 , получаем 30 , это число делим на 3 , получаем 10 . Теперь 4 делим на 2 , получаем 2 . Подставляем в исходное выражение вместо 5·6:3 найденное значение 10 , а вместо 4:2 - значение 2 , имеем 17−5·6:3−2+4:2=17−10−2+2 .

В полученном выражении уже нет умножения и деления, поэтому остается по порядку слева направо выполнить оставшиеся действия: 17−10−2+2=7−2+2=5+2=7 .

Ответ:

17−5·6:3−2+4:2=7 .

На первых порах, чтобы не перепутать порядок выполнения действий при вычислении значения выражения, удобно над знаками действий расставить цифры, соответствующие порядку их выполнения. Для предыдущего примера это выглядело бы так: .

Этого же порядка выполнения действий – сначала умножение и деление, затем сложение и вычитание - следует придерживаться и при работе с буквенными выражениями.

Действия первой и второй ступени

В некоторых учебниках по математике встречается разделение арифметических действий на действия первой и второй ступени. Разберемся с этим.

Определение.

Действиями первой ступени называют сложение и вычитание, а умножение и деление называют действиями второй ступени .

В этих терминах правило из предыдущего пункта, определяющее порядок выполнения действий, запишется так: если выражение не содержит скобок, то по порядку слева направо сначала выполняются действия второй ступени (умножение и деление), затем – действия первой ступени (сложение и вычитание).

Порядок выполнения арифметических действий в выражениях со скобками

Выражения часто содержат скобки, указывающие порядок выполнения действий . В этом случае правило, задающее порядок выполнения действий в выражениях со скобками , формулируется так: сначала выполняются действия в скобках, при этом также по порядку слева направо выполняется умножение и деление, затем – сложение и вычитание.

Итак, выражения в скобках рассматриваются как составные части исходного выражения, и в них сохраняется уже известный нам порядок выполнения действий. Рассмотрим решения примеров для большей ясности.

Пример.

Выполните указанные действия 5+(7−2·3)·(6−4):2 .

Решение.

Выражение содержит скобки, поэтому сначала выполним действия в выражениях, заключенных в эти скобки. Начнем с выражения 7−2·3 . В нем нужно сначала выполнить умножение, и только потом вычитание, имеем 7−2·3=7−6=1 . Переходим ко второму выражению в скобках 6−4 . Здесь лишь одно действие – вычитание, выполняем его 6−4=2 .

Подставляем полученные значения в исходное выражение: 5+(7−2·3)·(6−4):2=5+1·2:2 . В полученном выражении сначала выполняем слева направо умножение и деление, затем – вычитание, получаем 5+1·2:2=5+2:2=5+1=6 . На этом все действия выполнены, мы придерживались такого порядка их выполнения: 5+(7−2·3)·(6−4):2 .

Запишем краткое решение: 5+(7−2·3)·(6−4):2=5+1·2:2=5+1=6 .

Ответ:

5+(7−2·3)·(6−4):2=6 .

Бывает, что выражение содержит скобки в скобках. Этого бояться не стоит, нужно лишь последовательно применять озвученное правило выполнения действий в выражениях со скобками. Покажем решение примера.

Пример.

Выполните действия в выражении 4+(3+1+4·(2+3)) .

Решение.

Это выражение со скобками, это означает, что выполнение действий нужно начинать с выражения в скобках, то есть, с 3+1+4·(2+3) . Это выражение также содержит скобки, поэтому нужно сначала выполнить действия в них. Сделаем это: 2+3=5 . Подставив найденное значение, получаем 3+1+4·5 . В этом выражении сначала выполняем умножение, затем – сложение, имеем 3+1+4·5=3+1+20=24 . Исходное значение, после подстановки этого значения, принимает вид 4+24 , и остается лишь закончить выполнение действий: 4+24=28 .

Ответ:

4+(3+1+4·(2+3))=28 .

Вообще, когда в выражении присутствуют скобки в скобках, то часто бывает удобно выполнение действий начинать с внутренних скобок и продвигаться к внешним.

Например, пусть нам нужно выполнить действия в выражении (4+(4+(4−6:2))−1)−1 . Сначала выполняем действия во внутренних скобках, так как 4−6:2=4−3=1 , то после этого исходное выражение примет вид (4+(4+1)−1)−1 . Опять выполняем действие во внутренних скобках, так как 4+1=5 , то приходим к следующему выражению (4+5−1)−1 . Опять выполняем действия в скобках: 4+5−1=8 , при этом приходим к разности 8−1 , которая равна 7 .

Бобровская Е. В.

учитель начальных классов МБОУСОШ №13 им. А.Д. Знаменского

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цели урока:

Ход урока по математике в начальной школе: «Сложение и вычитание. Скобки»

Организационный момент (1-2 минуты)

Мотивирование к учебной деятельности

I. УСТНЫЙ СЧЁТ

10+2 10+4

5+10 3+10

1+10 10+6

II. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ

Расположите числа данной строки в порядке возрастания и расшифруйте очень родное и близкое слово.

Какое слово получилось?(Кубань)

Как по другому сказать? (Краснодарский край)

В каком районе мы живем? (Апшеронский)

Вы знаете ребята, что нашему району в этом году исполняется 150 лет

Кто знает как пишется число 150?

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

В нашем районе много лесов, лугов, и сегодня мы отправимся в путешествие по лесам и лугам.

И 1 наша остановка на лугу.

Дети какое время года пришло на Кубань? Весна.

На нашем лугу выросло много цветов, но цветы у нас не простые, а математические.

Посмотрите на них, что вы видите, что мы можем сказать, что вы знаем? (на них написаны числовые выражения)

А какие числовые выражения написаны? (с одним действием и с двумя действиями)

Раньше всех просыпаются те цветы, в которых значения выражений, состоящих из одного действия.

Какие цветы у нас остались? В каких значения выражений, состоящих из двух действий.

Как мы будем выполнять действия? По порядку, слева направо.

IV. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Какое числовое выражения нам раньше не встречалось, вызвало затруднения. Почему?

Что это за знак? (как находить значение выражений со скобками?)

Какие действия можно записывать в скобки? (Как считать, для чего нужны скобки?)

Что обозначает этот знак?

V. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Определение темы урока

Сложение и вычитание. Скобки (вешаем на доску слова).

Правильно ли мы думаем?

Давайте посмотрим в учебник на стр.108 ПРОЧИТАЕМ ПРАВИЛО.

VI. Изучение нового материала.

1.Работа с интерактивной доской.

Ребята, на Кубани ведь не только луга и поля есть, посмотрите, куда мы попали?

Кто в лесу живет?

Сколько ежей? 5 ежей

Сколько зайцев? 2 зайца

Сколько белочек? 2

Сколько всего зверей? Записать выражение на доске.
5+2+3=10

Как мы выполняли действия? Слева направо
ВЫВОД- при решении числовых выражений без скобок, действия выполняются только по порядку, слева на право.

А теперь я поставлю скобки. Скажите для чего?

(5+2)+3

Какое первое действие мы выполняем? В скобках

Почему? Слайд

Скобка показывает что это действие мы выполняем первым

5-(3+2)

Черный экран

Чем похожи и чем различаются? (Скобки стоят в разных местах, в скобках разные числа)

Как вы думаете, ответы будут зависеть от того какое действие мы будем выполнять первым?

Какой мы можем сделать вывод? Действия в скобках выполняется первым

В чем разница между выражениями со скобками и без скобок? По порядку; первое действие в скобках, действия могут быть справа налево и наоборот

VII. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Какое море уесть у нас на Кубани? Как называется?

VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа по учебнику:

Стр 108 № 2 работа у доски.

Работа в рабочей тетради: стр.80,№6,7, 8 - самостоятельно.

А теперь поменялись с соседом тетрадями и как учитель проверим сверяясь с доской.- У кого всё верно поставьте «+».

IX. Рефлексия урока.

Урок наш пора завершать.

Что удалось вам узнать?

X. Лестница самооценки

Мне понравилось как вы работали на уроке, а вам?

Теперь возьмите вашу бабочку и кто чувствовал себя на уроке уверенно, все понял – прикрепите бабочку на БОЛЬШОЙ цветок

Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Прикрепите бабочек на МАЛЕНЬКИЙ цветок.

Первыми у нас пойдут девочки, а потом мальчики.