Введение .. 3

I. ХАОС

1. Причины хаоса. 4

2. Роль энтропии как меры хаоса. 5

II . ПОРЯДОК И ХАОС

1. От порядка к хаосу .. 7

2. ХАРАКТЕРИСТИКИ (АТРИБУТЫ) ПОРЯДКА И ХАОСА .. 11

III . СИНЕРГЕТИКА

1 . синергетика - наука о сложном. 15

2. Порядок и хаос: механизм перехода(феноменология самоорганизации) 17

3. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории .. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… …21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………24

Введение

Наш мир, всё, что доступно в нём наблюдению претерпевают непрерывные изменения – мы наблюдаем его непрекращающуюся эволюцию. Все подобные изменения происходят за счёт сил внутреннего взаимодействия, во всяком случае, никаких внешних по отношению к нему сил мы не наблюдаем. Согласно принципу Бора, существующим мы имеем право считать лишь то, что наблюдаемо или может быть сделано таковым. Следовательно, подобных сил не существует. Таким образом, всё, что происходит вокруг нас, мы можем считать процессом самоорганизации, то есть процессом, идущим за счёт внутренних стимулов, не требующих вмешательства внешних факторов, не принадлежащих системе. К числу таких процессов относится также и становление и действие Разума, ибо он родился в системе в результате её эволюции.

Природа – сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.

Итак, весь процесс эволюции системы – процесс самоорганизации. Мир всё время меняется. Мы не можем утверждать, что процесс самоорганизации направлен на достижение состояния равновесия (под которым понимается абсолютный хаос), у нас нет для этого опытных оснований, гораздо больше данных для утверждения обратного - мир непрерывно развивается, и в этом изменении просматривается определённая направленность, отличная от стремления к равновесию.

В процессе самоорганизации происходит непрерывное разрушение старых и возникновение новых структур, новых форм организации материи, обладающих новыми свойствами. Причём это качественно не те же самые образования, отличающиеся только геометрическими размерами, формой или другими физическими особенностями. Во Вселенной возникают уникальные образования, непрерывно возникают новые перестройки (бифурикации), в результате которых рождаются качественно новые структуры, не имевшие до сих пор аналогов. Они обладаю новыми неповторимыми свойствами. А как эти свойства связаны со свойствами исходных элементов, из которых составлены системы? Это очень глубокий вопрос, который имеет как философское, так и практическое значение.

ХАОС

Причины хаоса.

Идеи Брюссельской школы, существенно опирающиеся на работы Пригожина, образуют новую, всеобъемлющую теорию изменений.

В сильно упрощенном виде суть этой теории сводится к следующему. Некоторые части Вселенной действительно могут действовать как механизмы. Таковы замкнутые системы, но они в лучшем случае составляют лишь малую долю физической Вселенной. Большинство же систем, представляющих для нас интерес, открыты - они обмениваются энергией или веществом (можно было бы добавить: и информацией) с окружающей средой. К числу открытых систем, без сомнения, принадлежат биологические и социальные системы, а это означает, что любая попытка понять их в рамках механической модели заведомо обречена на провал.

Кроме того, открытый характер подавляющего большинства систем во Вселенной наводит на мысль о том, что реальность отнюдь не является ареной, на которой господствует порядок, стабильность и равновесие: главенствующую роль в окружающем нас мире играют неустойчивость и неравновесность.

Если воспользоваться терминологией Пригожина, то можно сказать, что все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуацией может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдержит и разрушится. В этот переломный момент (который авторы книги называют особой точкой или точкой бифуркаци) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, который авторы называют диссипативной структурой. (Физические или химические структуры такого рода получили название диссипативных потому, что для их поддержания требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят).

Один из ключевых моментов в острых дисскусиях, развернувшихся вокруг понятия диссипативной структуры, связан с тем, что Пригожин подчеркивает возможность спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.

Обобщая, мы можем утверждать, что в состояниях, далеких от равновесия, очень слабые возмущения, или флуктуации, могут усиливаться до гигантских волн, разрушающих сложившуюся структуру, а это проливает свет на всевозможные процессы качественного или резкого (не постепенного, не эволюционного) изменения. Факты, обнаруженные и понятые в результате изучения сильно неравновесных состояний и нелинейных процессов, в сочетании с достаточно сложными системами, наделенными обратными связями, привели к созданию совершенно нового подхода, позволяющего установить связь фундаментальных наук с «переферийными» науками о жизни и, возможно, даже понять некоторые социальные процессы.

Роль энтропии как меры хаоса.

Знаменитое второе начало (закон) термодинамики в формулировке немецкого физика Р. Клаузиуса звучит так: «Теплота не переходит самопроизвольно от холодного тела к более горячему».

Закон сохранения и превращения энергии (первое начало термодинамики), в принципе, не запрещает такого перехода, лишь бы количество энергии сохранялось в прежнем объеме. Но в реальности это никогда не происходит. Данную односторонность, однонаправленность перераспределения энергии в замкнутых системах и подчеркивает второе начало термодинамики.

Для отражения этого процесса в термодинамику было введено новое понятие - «энтропия». Под энтропией стали понижать меру беспорядка системы. Более точная формулировка второго начала термодинамики приняла такой вид: при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает.

Физический смысл возрастания энтропии сводится к тому, что состоящая из некоторого множества частиц изолированная (с постоянной энергией) система стремится перейти в состояние с наименьшей упорядоченностью движения частиц. Это и есть наиболее простое состояние системы, или термодинамическое равновесие, при котором движение частиц хаотично. Максимальная энтропия означает полное термодинамическое равновесие, что эквивалентно хаосу.

Однако, исходя из теории изменений Пригожина, энтропия - не просто безостановочное соскальзывание системы к состоянию, лишенному какой бы то ни было организации. При определенных условиях энтропия становится прародительницей порядка.

ПОРЯДОК И ХАОС

От порядка к хаосу

В физической картине мира до 70-х годов XX века царствовали два закона классической термодинамики. Первый закон термодинамики (закон сохранения и превращения энергии) фиксировал всеобщее постоянство и превращаемость энергии. Закон констатировал, что в замкнутой системе тел нельзя ни увеличить, ни уменьшить общее количество энергии. Этот закон утверждал независимость такого изменения энергии от уровня организации животного, человека, общества и техники. Второй закон термодинамики выражает направленность перехода энергии, именно переход теплоты от более нагретых тел к менее нагретым. Иногда этот закон формулируют так: тепло не может перетечь самопроизвольно от холодного тела к горячему. Этому могут способствовать только затраты дополнительной работы.

В соответствии с классическими физическими представлениями в замкнутой системе происходит выравнивание температур, система стремится к своему термодинамическому равновесию, порядку, соответствующему максимуму энтропии. В физической картине мира принцип возрастания энтропии соответствует одностороннему течению явлений, т. е. в направлении хаоса, беспорядка и дезорганизации. Один из основателей классической термодинамики Р. Клаузис в своей попытке распространить законы термодинамики на Вселенную пришел к выводу: энтропия Вселенной всегда возрастает. Если принять этот постулат как реальный факт, то во Вселенной неизбежно наступит тепловая смерть. С тех пор, как физика открыла этот процесс рассеивания, деградации энергии, люди чувствовали «понижение теплоты вокруг себя». Многие ученые не соглашались с выводами Клаузиса. В. И. Вернадский утверждал, что «жизнь не укладывается в рамки энтропии». В природе наряду с энтропийными процессами происходят и антиэнтропийные процессы. Многие учение высказывали сомнение по поводу распространения второго закона термодинамики на всю Вселенную. Но в мире, как мы знаем, не только господствует тяга к тепловой или другой смерти. В мире постоянно идет процесс возникновения нового, эволюции и развития разного рода систем. Согласно эволюционной теории Дарвина, живая природа развивается в направлении усовершенствования и усложнения всё новых видов растений и животных. В обществе наблюдается процесс социального творчества, т. е. созидания нового. Спрашивается, как из всеобщей тенденции к энтропии, дезорганизации может появиться « порядок» в живой природе и социуме. Возникновение нового казалось невероятным чудом.

Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] Бетс Роберт

ТВОЙ ВЫБОР: ПОРЯДОК ИЛИ ХАОС

ТВОЙ ВЫБОР: ПОРЯДОК ИЛИ ХАОС

Привнеси в твою жизнь порядок, ведь порядок - это первый закон небес. Жизнь, вселенная, космос представляют собой систему в совершенном порядке. Все находится в абсолютной гармонии, иначе мы вместе с планетой Земля не летели бы через мировой космос со скоростью свыше ста тысяч километров в час, при этом ничего такого не замечая. И чудеса в твоем физическом теле не совершались бы непрерывно на протяжении десятилетий (даже с учетом того, что ты, наверное, уже привел свою плоть на грань катастрофы).

У многих людей в высшей степени сложное отношение к порядку и беспорядку. Они отчаянно желают порядка, однако постоянно производят намного больше беспорядка. Это имеет различные причины. С одной стороны, многие упускают, что беспорядок вовне - в своей жилой комнате, в отношениях или в денежных делах - возникает в душе, то есть в голове. Следовательно, это то место, где мы должны начинать создавать порядок. Я уже много сказал о беспорядке в наших мыслях, который мы можем эффективно преобразовать в порядок с помощью карандаша и бумаги, книг (например, здесь поможет «Работа» Байрон Кейти) или, может быть, семинара.

Наши чувства тоже находятся в большом беспорядке, так как у нас нет ясного к ним отношения, и мы от них страдаем. Об этом я уже почти все сказал в разделе «Четвертый шаг». Необходимо постоянно проверять мысли на достоверность. Только тогда я могу решать по-новому, что я хочу думать и во что хочу верить. Я могу научиться воспринимать позитивно чувства, от которых до сих пор страдал, и преобразовывать их. Так возникает порядок внутри, в моем астральном теле. Мое физическое тело также зовет к порядку. Этого мы достигаем, когда осознанно берем на себя ответственность за его состояние. Когда вырабатываем новое, ценностное, любящее отношение к телу, выражающееся в нежных и заботливых мыслях, чувствах и действиях. Наконец, когда мы преобразовываем беспорядок в теле астральном.

Одна из самых больших трудностей на пути к жизненному порядку возникает из-за нашего запутанного отношения к беспорядку. У многих людей стратегия установления порядка заключается в борьбе с беспорядком. Эта стратегия всегда обречена на неудачу. Почему? Порядок и беспорядок нельзя отделять друг от друга, ведь они составляют единое целое, так же, как хорошее и плохое, женское и мужское.

Представь себе: твоя кухня натерта до блеска и прибрана, все чашки стоят в шкафу, не видно остатков пищи - ни зернышка. Что за вид и наслаждение для старательной домашней хозяйки или для честолюбивого домохозяина! Теперь ты хочешь выпить чашку кофе; ты достаешь чашку, блюдце, маленькую ложку, кофейный порошок, молоко, сахар, фильтр и так далее из шкафа и начинаешь варить кофе. Что сейчас началось в твоей кухне? Наступил беспорядок. Состояния порядка более не существует. Одна ли стоит грязная чашка, пять или десять - это лишь количественные степени беспорядка. Что ты думаешь или воспринимаешь, глядя на свою неприбранную кухню? Что ты думаешь и чувствуешь, когда видишь хаос в комнате своего ребенка? Будучи женщиной, как ты воспринимаешь то, что твой муж снова и снова оставляет лежать свои носки там, где их снял? Тебя это (все еще) возмущает? Тогда это для тебя очень важно. Тогда это нужно тебе, чтобы найти свой путь к ясности, миру и порядку. И я говорю это без всякого цинизма. На примере кухни ты можешь быстро понять: лишь изредка все наши чашки стоят в шкафу. Редко можно наблюдать состояние полного порядка. У тебя есть проблемы с этим?

Я спрашиваю тебя: ты любишь беспорядок? Имеешь ли ты право быть неаккуратным? Ты беспорядочен? Если ты на один из этих вопросов отвечаешь «нет», тогда меня не удивляет, что тебе с трудом удается удерживать порядок в своей жизни и мириться с беспорядком своих ближних.

Большинство людей осуждают беспорядок как вовне, так и внутри себя. Они говорят: «Я могу и хочу не быть неаккуратным! Я хочу быть аккуратным!» Такой подход берет начало еще в нашем детстве, когда нас приучали к порядку, прилежанию и чистоте. И когда от этого зависело, будут ли нас хвалить и любить, и если да, то насколько. То было воспитание однобокости, разделяющего мышления. Мы научились отделять беспорядок от порядка, лень от прилежания и грусть от радости. Мы не желали и не желаем беспорядка, лени и грусти. Одновременно мы удивляемся, что обнаруживаем в нашей жизни порядок, прилежание и радость не столь часто, как нам того бы хотелось. По правде говоря, оба хотят быть любимыми: и беспорядок, и порядок. Кто может быть неаккуратным, тот и с беспорядком своих ближних имеет меньше проблем - или не имеет их вовсе. А то, что я старательно отвергаю в самом себе, то мне будет мешать и в других. Домохозяйка и мать, которая педантично стремится к порядку, не видя и отвергая беспорядок в себе (например, в чувствах и мыслях), переключается на своего мужа или на детей, а то и на тех и на других одновременно. Тогда они должны вместо нее проживать и демонстрировать беспорядок, с которым борется супруга и мать. Заключи свой мир со своим беспорядком и скажи: «Я имею право быть неаккуратным, потому что я это себе разрешаю». И внутренне скажи своей матери: «Мама, я сейчас выбираю свой собственный путь к порядку и беспорядку. Отныне я прекращаю оправдывать твои ожидания, так как теперь живу своей жизнью. И если ты меня таким больше не любишь, то это твоя проблема. Я люблю себя, даже с моим беспорядком». Если ты чувствуешь, что твоя программа порядка происходит от матери, то я настоятельно рекомендую тебе пару раз пройти мою медитацию под названием «Мать моего детства - встреча с ней ради ясности, мира и свободы». В ходе этой медитации ты сможешь вернуть назад всю энергию твоей матери, в том числе ее ожидания, желания, требования, принципы веры и жизненные девизы. Ты их тогда «нагрузил» на себя, потому что не был свободен в своем решении.

Еще раз: порядок и беспорядок являются одним целым, так же, как радость и печаль. Кто отвергает одно, тот не сможет достичь другого. Это две стороны одной монеты: если ты отвергаешь одну из двух сторон и выбрасываешь монету, тогда ты теряешь также и выигрышную сторону. Возможно, тебе поможет осознание того, что в действительности не существует беспорядка, а существуют лишь различные степени порядка. И, как было сказано, неужели у кого-то все чашки всегда стоят в шкафу?

Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

ТВОЙ ВЫБОР: ОСОЗНАННОСТЬ ИЛИ НЕОСОЗНАННОСТЬ Решайся в пользу осознанности. Что означает - осознанность в жизни? Я имею в виду, что я действительно проснулся и нахожусь здесь и сейчас, когда что-то делаю - независимо от того, что именно я делаю. Большинство людей находится

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

ТВОЙ ВЫБОР: САМОЦЕНТРИРОВАНИЕ ИЛИ «ТЫ-МАНИЯ» Большинство людей в своих мыслях почти постоянно находятся с кем-то другим. Они воспитаны в вере, что нужно постоянно заботиться о других людях. Таким образом, они мысленно застревают в делах других. Кто делает так, тот не может

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

ТВОЙ ВЫБОР: РАДОСТЬ ИЛИ ДЕПРЕССИЯ Сколько радости было до сих пор в твоей жизни? Сколько раз на протяжении своего обычного дня ты смеешься? Радуешься ли ты утром новому дню? Радуешься ли ты своей семье? Радуешься ли ты своей работе? Радуешься ли ты изобилию и красоте, что

Из книги Эволюционная психология. Секреты поведения Homo sapiens автора Палмер Джек

ТВОЙ ВЫБОР: ЗДОРОВЬЕ ИЛИ БОЛЕЗНЬ Чувствуешь ли ты, что обладаешь властью над своим телом? Веришь ли ты, что именно ты сам принимаешь решения о своих болезнях и здоровье? Ты можешь себе представить, что это именно ты решаешь, сам, когда тебе покинуть свое тело? Если ответы

Из книги Мама и малыш. От рождения до трех лет автора Панкова Ольга Юрьевна

ТВОЙ ВЫБОР: МИР ИЛИ ВОЙНА Многих людей возмущают войны. Они мечут громы и молнии в зачинщиков войны и яростным голосом требуют мира. Но они не видят «бревна в собственном глазу». Они волнуются из-за насилия среди детей и молодежи, но не видят очевиднейших связей. У них не

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: СВОБОДА ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ Какой отзвук производит в тебе слово «свобода»? Ощущаешь ли ты порыв или страстное стремление к жизни в свободе? Или ты уже воспринимаешь себя свободным? Свобода доставляет многим людям страх, потому что они совсем не могут (еще)

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: ЛЮБОВЬ ИЛИ СТРАХ Будь смелым и решайся на этот новый, радикально иной путь. Дай своему сердцу компетенцию руководителя, сделай свое сердце царем внутри себя. Спрашивай у своего сердца всегда, когда только в твоей жизни встает вопрос: «Что мне делать?» Оно уже

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: УДЕРЖИВАТЬ ИЛИ ОТПУСКАТЬ Тебе знаком образ жизни как течения. Уже многие спиритические учителя звали нас к тому, чтобы мы позволили течению жизни нести себя. Жизнь как река выражает непрерывное движение и постоянное изменение. Движущаяся жизнь не знает пауз.

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: ОСОЗНАННО БЫТЬ С БОГОМ ИЛИ БЕЗ НЕГО Кто или что дает тебе жить? Кто дает тебе дышать, дает твоему телу вибрировать? Кто или что удерживает вселенную вместе и заботится о великолепном симфоническом оркестре в твоем теле, кто заставляет миллиарды клеток с

Из книги автора

ТВОЙ ВЫБОР: РАЙ ИЛИ АД Что ты хочешь выбрать здесь, в этой жизни - Небеса или Ад? Большинство людей выбрало Ад, в том числе те, кто живет в отдельном доме с двумя машинами перед фасадом. Ад - это жизнь без смысла. Она наполнена лишь суетливостью и работой, ее цель - свести

Из книги автора

Хаос и порядок Мужчина – это ум, поэтому он – форма, поэтому он – порядок, закон, правило. Женщина – это чувства и движение эмоций, поэтому она – хаос.Мужчина широк в плечах, поэтому в нём сильна воля и мысль с её рамками, которая стоит за волей. Женщина широка в бёдрах,

Из книги автора

Хаос и порядок Ум мужчины словно облечённый в строгую форму кристалл с ровными сияющими гранями, бесконечным количеством граней. Иногда вдоль этих граней пробегает тень чувств, пытаясь вырваться наружу. Когда такое случается, тут же из глубин ума появляется мысль,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Жертва или хозяйка судьбы: твой выбор! Многие женщины, помимо психологической, испытывают еще и материальную зависимость от мужа. В нашем обществе вариант семейных взаимоотношений типа «муж работает и содержит жену, она сидит дома и растит детей» расценивается как

Порядок или хаос?

Хаос не безпорядочен, но также следует закономерностям

Марта Блейкфилд

Возвеличивает ли хаос Бога? Не беспокойтесь, я не имею в виду шкаф с вашими личными вещами или типичное воскресное утро в вашем доме. Хаос, о котором я говорю, – это новая область научного исследования под названием "теория хаоса".

Научная мысль изменилась, когда Ньютон обнаружил, что одни и те же законы объясняют как падение яблока, так и вращение Луны вокруг Земли. С тех самых пор, как он открыл и сформулировал законы, которые управляют движением нашей Вселенной, учёные предположили, что Вселенная работает как часы, действие которых объясняется несколькими простыми законами. Учёные описали, казалось бы, сложные системы с помощью сравнительно простых уравнений. Они подумали, что могут посмотреть на мир, вычислить, как он работает, написать уравнение, описывающее мир, затем вставить любые числа, и вот – они уже могут предсказать любые результаты наперед. Некоторые учёные думали, что они бы со временем нашли простой математический способ описания всего, что происходит во Вселенной. Некоторые даже думали, что они смогли бы обнаружить такой себе ряд уравнений, которые описывают формирование и работу всей вселенной - "теория всего".

Но даже по мере того, как учёные вырабатывают уравнения для все большего количества систем Вселенной, их всё время сбивают с толку необъяснимые явления и системы, которые, как кажется, действуют вопреки законам, сформулированным для их объяснения. Пошатывание планет на орбитах, турбулентность в системах воздушных потоков на крыльях самолётов, изменяющийся размер популяции животных - время от времени каждая из этих и других систем не соответствует простым уравнениям, которые учёные разработали для них.

Эти необъяснимые явления вызвали любопытство в научном сообществе. Учёные находят хаос там, где они предполагают найти порядок. Но затем, посмотрев на это поближе, они обнаруживают необъяснимый порядок в том, что казалось есть хаос. С развитием более быстрых и мощных компьютеров, они смогли проверить уравнения, на которые полагались долгие годы. Они обнаружили, что при определённых обстоятельствах некоторые из этих уравнений давали "хаотичные" результаты. Затем они поняли, что системы, которые казались такими беспорядочными, фактически придерживались странных и запутанных принципов.

Когда Эдвард Лоренц, метеоролог, разработал компьютерную программу моделирования погоды, он получил странные результаты. Лоренц обнаружил, что маленькие различия в начальных погодных условиях вызывали резкие изменения в последствиях. Долгое время метеорологи подозревали, что так оно и есть. Фактически, они даже дали этой идее название-"эффект бабочки." Это название было основано на "полуфантастическом мнении, что взмахи крыльев бабочки в Азии могут повлиять на погоду в Нью-Йорке через несколько дней или недель."

Растения показывают похожие повторные структуры, например, в жилках листа или ветвящихся веточках дерева.

Когда Лоренц составил уравнения для описания этих различий и ввёл эти уравнения в компьютер, который вывел диаграмму результатов, он обнаружил что эти уравнения "хаотичности" свидетельствовали о необычном виде предсказуемости. Кривая диаграммы была изогнута в виде восьмёрки - многомерной формы типа бабочки. Но странно то, что хотя кривая всегда по существу опять и опять описывает одну и ту же форму, она никогда не описывает точно такую же форму и ни одна точка диаграммы никогда не пересекается с другой точкой. Со времени открытия Лоренца, учёные обнаружили много таких "странных аттракторов", как такие явления сейчас называют.

Говоря проще, уравнения описывают одну и ту же общую форму, но никогда в точности не повторяются. Другие хаотичные уравнения образуют сложные ветвящиеся структуры, которые повторно копируются, но в убывающем порядке - каждая разветвляющаяся структура представляет собой копию последней, но намного меньше, как мы и видим это в структуре многих растений (смотрите фото, справа).

Все хаотичные системы, по-видимому, имеют необычную чувствительность к начальным условиям. Это системы, в которых на первый взгляд непоследовательные изменения в конечном итоге ведут к существенным различиям в результатах. Учёные обнаружили свидетельство "хаоса" в астрономии, эпидемиологии, метеорологии, воздушной турбулентности, на фондовой бирже, и в человеческом теле. Именно исследуя человеческое тело, некоторые учёные начинают понимать насколько важен хаос. Ари Голдбергер из Гарвардской Медицинской Школы полагает, что он не только обнаружил, что ритм человеческого сердца является хаотичным, но и то, что хаос просто необходим сердцу. Когда он сравнил колебания сердечных ударов здорового человека с ударами человека страдающего сердечным заболеванием, то выяснилось что здоровое биение сердца было фактически более хаотичным.

Это открыло глаза некоторым учёным на возможность того, что хаотичное поведение может быть не свидетельством отклонения или ненормальности, a характерной особенностью, присущей дизайну некоторых систем.

Разветвляющиеся структуры, все с чётко видимыми узорами самоподобия, можно обнаружить вокруг нас… и даже внутри нас. Посмотрите на фотографии (выше). Главные ветви дерева отходят в разные стороны, а затем разветвляются в свою очередь на меньшие ветки, которые переходят в веточки, ветвящиеся опять в маленькие побеги…все разные, но все же похожие. Также интересно наблюдать, как высушенная грязь трескается на (другие) структуры, которые, хотя и разные, показывают тот же самый принцип самоподобия на каждом кусочке. Также можно взять, например, образование ледяных кристаллов, систему ветвления притоков рек, которая видна из космоса, запутанное ветвление дыхательных путей в наших лёгких, и ветвящиеся структуры электрического разряда. Существует много других примеров, демонстрирующих тот же тип так называемых "фрактальных" структур.

Когда мы рассматриваем изысканно замысловатые структуры, обнаруженные в хаотичных системах, оказывается, что теория была названа неверно. "Хаос" обычно обозначает любой вид беспорядка или путаницы. В этом случае, то, что кажется хаосом, при более детальном исследовании является другим уровнем более сложного порядка нашей Вселенной, которую сотворил Бог. Учёные используют слово "хаос" для определения простых вещей, которые ведут себя сложным и непредсказуемым образом - вещи, которые удивляют нас и нарушают нашу способность предсказывать их поведение в будущем. По мере того как некоторые учёные больше узнают об этом, они предлагают разные названия для этого явления: "комплексификация" и "наука неожиданного."

"Традиционно эксперты видели причину этих неожиданностей во внешних факторах или неточности данных… Но теперь учёные изучая мир вокруг нас с помощью мощных компьютеров, начинают понимать, что неожиданность неизбежна. В таких системах как погода … неожиданность встроена внутри неё. Они всегда будут вести себя непредвиденным образом, независимо от того, насколько хорошо мы понимаем их. Это заложено в их природе – поступать так, как мы того не можем ожидать."

Но всё равно учёные надеются, что эти новые уравнения могли бы помочь найти метод предсказывания будущего поведения систем более точно, чем в настоящее время. И через много лет, когда мы будем думать, что осознали и проработали эти новые законы нашего сложного мира, мы без сомнения обнаружим другой ряд явлений, которые бросят вызов нашим представлениям о законах природы.

Мудрые учёные осознают, что всезнающий, всесильный Создатель сотворил Вселенную, полное понимание которой может занять время существования всего человечества или даже дольше. Таким образом, создание свидетельствует о Творце (Римлянам 1:20 ).

«Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследовать дело.» (Притчи 25:2 ).

Теория хаоса: никакой поддержки эволюции

Время от времени слышны заявления о том, что открытие упорядоченных структур в видимом хаосе – это яркая звезда надежды для эволюционистов. Они полагают, что в этом заключается перспектива для их попыток объяснить, как беспорядочные химикаты смогли образоваться в первый самовоспроизводящийся механизм, вопреки неослабевающей тенденции Вселенной к беспорядку.

Тем не менее, современные исследования указывают на то, что это – обманчивая надежда. Одним из классических примеров такого "порядка из хаоса" является возникновение шестиугольных узоров на поверхности некоторых масел при их подогревании. В тот момент, когда подогревание прекращается, этот узор вновь исчезает в море молекулярного беспорядка.

Эти узоры, как вихри урагана, являются не только мимолётно преходящими, но и простыми, повторяющимися структурами, которые требуют лишь незначительной информации для того,чтобы их описать. Мало того, информация, которую они содержат, уже находится в самом веществе и внутренне присуща физическим и химическим свойствам данного вещества, поэтому здесь не требуется какого-либо дополнительного "программирования."

С другой стороны, живые существа характеризуются действительно сложными, несущими информацию структурами, чьи свойства не свойственны физике и химии веществ, из которых они состоят; они требуют предварительно запрограммированной структуры клетки.

Любое предположение о том, что два явления на самом деле аналогичны, является отрицанием действительности.

Наверное, и вам доводилось слышать: «Беспорядок на столе — беспорядок в жизни». Но так ли это на самом деле? Психологи отмечают, что хаос и порядок — две части одного целого, которые должны быть в балансе. «В природе переход от хаоса к порядку и обратно происходит постоянно, это закон любого развития, — комментирует психолог Яна Лейкина . — Когда порядок становится слишком жестким, возникает хаос, и наоборот».

По мнению эксперта, люди, склонные создавать беспорядок, более креативны, спонтанны, у них много идей, которые они, правда, с трудом реализуют до конца. «А вот любители порядка обладают рациональным мышлением, для них главное — стабильность и контроль», — считает Яна Лейкина.

Клинический психолог Алиса Галац добавляет, что развитие творческого мышления в детстве немыслимо без хаоса.

«Ребенок познает мир и развивает свой творческий потенциал в большой степени через беспорядок: чтобы освоить краски малышу, например, часто нужно извозиться в них с головы до ног, а чтобы изучить куклу — разломать ее на части», — объясняет специалист.

В то же время избыточный педантизм, хотя он и одобряется обществом, может заметно усложнить человеку жизнь. «У тех, кто возводит порядок в культ, могут развиваться невротические навязчивости и повышенная тревожность, — отмечает Алиса Галац. — Кроме того, от особенностей их характера нередко страдают близкие».

Яна Лейкина рекомендует таким людям развивать в себе многозадачность и спонтанность. «Им нужно отвлекаться от домашних дел, меньше на них фиксироваться и искать новые способы выполнения привычных занятий, хотя бы даже ходить на работу разными маршрутами», — считает психолог.

Противоположная и более распространенная крайность — патологическое создание беспорядка везде и всюду. Такой тип людей захламляет все, к чему только прикасается, — рабочий стол, свою квартиру, салон автомобиля. «Нездоровую неряшливость несложно отличить от так называемого творческого беспорядка, — считает Алиса Галац. — В последнем случае человеку легко и комфортно находиться в созданном им хаосе. А вот в случае патологического беспорядка личность им тяготится, переживает, но не чувствует в себе силы что-то изменить».

Психологические корни тотального беспорядка

Яна Лейкина отмечает, что неряшливость часто связана с дефектами воспитания. «Человека либо в детстве не приучили к порядку, либо в семье, напротив, был культ чистоты, — объясняет психолог. — В последнем случае ребенок с помощью беспорядка бунтует против родителей, самоутверждается в своей свободе действий».

Также специалист отмечает, что неряшливость может быть связана с низкой самооценкой, излишней эмоциональной ранимостью. В этом случае хлам в квартире как бы защищает человека от мира, который причиняет ему боль. «Такая личность не очень-то умеет выстраивать отношения, считаться с другими людьми», — добавляет эксперт.

Алиса Галац также отмечает, что неряшливость может быть и стремлением отстоять свое личное пространство. «В этом случае человек рос в семье, где у него не было своего угла или на него покушались родители, — объясняет специалист. — Теперь, разбрасывая по дому вещи, он как бы метит свою территорию, заявляет о своем присутствии».

Как беспорядок влияет на нашу жизнь?

Социологи уверены, что если мы день за днем проводим в запачканном, неряшливом помещении, то постепенно наше поведение тоже становится деструктивным. А вот поддержание чистоты, напротив, дисциплинирует людей и побуждает к созиданию. То же проповедует и фен-шуй. Согласно этому древнекитайскому учению, беспорядок в доме мешает движению нашей жизненной энергии, а значит, отбирает у нас силы и не дает развиваться.

Психологи утверждают, что, приучившись к порядку, человек может не только очистить окружающее пространство, но и решить психологические проблемы. «Наводя порядок, он устраняет хлам, за которым прятался от проблем, и это заставляет его решать их каким-то новым, более конструктивным способом», — отмечает Алиса Галац.

Легкие способы навести порядок в доме

Один из наиболее эффективных и простых способов этого описан в книге Мари Кондо «Магическая уборка». Автор заявляет, что убираться надо раз и навсегда. И прежде чем очистить пространство, представить себе тот образ жизни, который вы хотите вести после уборки дома.

Главное правило уборки таким методом — сначала выбросить все ненужное, а затем только решать, где хранить оставшиеся вещи. Чтобы определить, стоит ли выбрасывать какую-то вещь или нет, автор рекомендует ответить себе на вопрос: «Приносит ли она мне радость?». Если ответ отрицательный, вещь смело можно отправлять в помойку.

Очищать пространство Мари советует не по местам расположения вещей (спальня, кухня), а по категориям (одежда, косметика). По мнению автора, хранить вещи в специальных приспособлениях не стоит. Главный принцип здесь: максимально удобно расположить предметы — так, чтобы они были заметны даже при беглом взгляде. Скажем, чтобы открывая комод, вы могли без труда найти глазами нужный шарфик или перчатки.

Другой вариант подхода к уборке предлагает Реджина Лидс в книге «Полный порядок» . Здесь автор дает годовой план, который шаг за шагом научит вас организовывать не только окружающее пространство, но и свои дела и даже мысли. Например, она рекомендует проводить скоростные уборки каждого отдельно взятого пространства: рабочего стола, офисной мебели, кухни, ванной. Кроме того, она выделяет те полезные привычки, которые помогут впоследствии порядок поддерживать, например, каждый вечер очищать компьютер от ненужных файлов или следить за тем временем, которое вы проводите в интернете.

В конечном счете не так уж важно, любите вы порядок или нет. Главное — чтобы ваша система организации пространства была комфортной и не мешала вам жить. Не ударяйтесь в крайности, а ищите золотую середину, говорят психологи. «Правильное сочетание хаоса и порядка в нашей жизни, с одной стороны, создает устойчивость, а с другой, позволяет человеку развиваться и двигаться вперед», — комментирует Яна Лейкина.

Поскольку общество есть сверхсложная самоорганизующаяся диссипативная система, постольку в его истории действуют -- но действуют в специфической форме -- общие закономерности эволюции таких систем.

Во всякой диссипативной системе происходят два противоположно направленных процесса: один (энтропийный) ведет к разрушению ее структуры, беспорядку и хаосу, а другой (антиэнтропийный) -- к структуризации системы, росту ее упорядоченности. Таким образом, порядок возникает и существует во взаимосвязи с хаосом (как во внешней среде, так и внутри системы). Взаимосвязь хаоса и порядка -- необходимое условие существования диссипативных систем.

Самоорганизация есть результат синтеза хаоса и порядка. В самоорганизующейся системе они не исключают, а, наоборот, порождают и дополняют друг друга. Хаос возникает из порядка, а порядок -- из хаоса. При этом рождение порядка из хаоса и хаоса из порядка обусловливается не внешней средой, а внутренней природой диссипативной системы, действующими в ней механизмами.

Хаос, возникающий вследствие разрушения порядка, -- это «детерминированный хаос». Он обусловлен теми процессами, которые разрушают порядок. Оказывается, что хаос может быть разным -- в зависимости от того, как он образуется. Порядок, возникающий из хаоса, тоже несет на себе след своего происхождения. Хаос, как бы это ни казалось странным, конструктивен в самой своей разрушительности: он «выжигает» все лишние структурные образования -- нежизнеспособные, неустойчивые, не встраивающиеся в общую структуру системы. Хаос, таким образом, обладает способностью рождать порядок. Он -- не абсолютное зло, а важная сторона процессов самоорганизации.

«Порядок неотделим от хаоса. А хаос порой выступает как сверхсложная упорядоченность».

Порядок и хаос в диссипативной системе сопутствуют друг другу постоянно, но их соотношение в ходе эволюции диссипативной системы изменяется. На одних этапах преобладает порядок, на других -- хаос. Крайними случаями являются состояние максимальной стабильности, когда в системе воцаряется устойчивый порядок, а беспорядок сводится к минимуму, и состояние неустойчивости, нестабильности, в котором хаос быстро нарастает, а порядок уменьшается и может рухнуть под воздействием малейшей случайности. Возможны различные режимы переходов системы от одних состояний к другим.

Рассматривая общество как сверхсложную диссипативную систему, социальная синергетика ставит своей задачей исследовать специфику его самоорганизации и особенности взаимоотношения между социальным порядком и социальным хаосом.

Общество, в котором нет никакого порядка, существовать не может. Неорганизованное, неуправляемое общество, в котором царит хаос, обречено на гибель, если не выйдет из этого состояния. Жить в нем опасно, и люди чуть ли не инстинктивно страшатся такой жизни.

Т. Гоббс полагал, что люди, осознав невозможность жить в условиях полного хаоса, когда идет «война всех против всех» (omnia bella contra omnes), заключают «общественный договор», по которому соглашаются признать над собой власть государства при условии, что оно будет наводить в обществе правопорядок.

«Беспредел», отсутствие норм и правил, регулирующих поведение людей, страшен даже для закоренелых преступников; отвергая авторитет государства и установленный им общественный порядок, они считают нужным иметь свой «воровской закон» и своих «авторитетов».

Но не может существовать и такое общество, в котором был бы «абсолютный порядок», не допускающий никакого «самовольного» действия людей. Подобное общество стало бы механической системой, где индивиды и группы были бы лишены всякой свободы действий. Это означает, что их поведение стало бы полностью алгоритмизированным. В таком обществе не только свобода воли, но и разум, в сущности, оказывается излишним, не нужным и даже вредным с точки зрения охраны общественного порядка. Эта механическая система, собственно говоря, уже не была бы человеческим обществом. К тому же она была бы неспособной реагировать на изменения внешней среды и «сломалась» бы либо под их воздействием, либо из-за «выхода из строя» каких-то из ее «винтиков».

Реальные общества всегда находятся где-то между этими предельными состояниями «абсолютного порядка» и «абсолютного хаоса». «Исторический маятник» колеблется внутри разделяющего эти состояния интервала, никогда не достигая его крайних точек. Но, двигаясь в одном направлении, он «асимптотически приближает» общество к состояниям тотальной упорядоченности, а в другом -- к состояниям чудовищного беспорядка, беззакония и всеобщего хаоса. Эти колебания сопровождаются пульсацией процессов разнообразных типов: дифференциация -- интеграция, иерархизация -- деиерархизация, дивергенция (увеличение разнообразия) -- конвергенция (уменьшение его), ослабление -- усиление и т. д.

Из истории известно, что существовали (и существуют ныне) общества с жестким деспотическим режимом и суровым пресечением всякого инакомыслия и вольностей. Такие общества отличаются господством порядка над хаосом. Общества подобного типа называют «закрытыми» (А. Бергсон, К. Поппер), а также «традиционными», «тоталитарными», «коллективистическими» (К. Поппер), «мегама-шинами» (Л. Мэмфорд). Для них характерны строгое соблюдение сложившихся традиций, «избыточная нормативность» культуры, мелочная регламентация всех форм человеческой жизнедеятельности, неодобрительное отношение к всякого рода творческим новациям, враждебность ко всему чужому, стремление к самоизоляции от соседних обществ. Следствием всего этого является их застойный характер.

Бергсон определяет закрытое общество краткой формулой: «авторитет, иерархия, неподвижность». Согласно Попперу, в закрытых обществах доминирует магическое мировоззрение, табу, авторитет и традиция.

Подобные черты были типичными для первобытной общины, где жесткая дисциплина поддерживалась, главным образом, силой традиций и верований. Эти черты были присущи и древним государствам, образовавшимся в после первобытную эпоху, -- с тем различием, что неукоснительное соблюдение гражданами установленного государством общественного порядка обеспечивалось силой тоталитарной власти, способной насильственными мерами справляться с непокорными. Таковы были государства в Древнем Египте и Китае, Древние Вавилон и Ассирия, империи инков и ацтеков и др.

Социальный порядок, опирающийся на деспотический тоталитарный режим, на протяжении всей истории был идеалом для «власть имущих». И они в различных формах стремились установить его. В XX в. он воплотился в фашистских государствах и в государствах советско-социалистического типа. Сейчас он продолжает жить в таких странах, как Ирак, Иран, талибский Афганистан.

Вместе с тем история знает состояния общества, близкие к полному социальному хаосу. Это «эпохи бурь и потрясений», связанные с массовыми движениями, бунтами, восстаниями, революциями. Для подобных состояний характерны социальные беспорядки, распад политических структур, хозяйственная разруха, обнищание, голод, междоусобицы, насилие и массовое кровопролитие. Хаос достигает иногда такой степени, что общество разваливается и исчезает.

Описанные противоположные состояния общества -- состояние «закрытости», в котором господствует деспотическая власть, и состояние социального хаоса -- асимметричны по отношению ко времени. Первое содержит в себе тенденцию к стабильному существованию и способно сохраняться в течение долгого исторического времени. Это становится возможным благодаря образованию в обществе иерархии фрактальных структур, повторяющих на всех уровнях один и тот же «рисунок» власти. Фрактальность делает такое общество устойчивым (если же оно не фрактально, т. е. включает в себя не самоподобные структуры, то оно неустойчиво и существует исторически недолго -- как это было, например, с империей Александра Македонского). Второе же состояние не может существовать долго, ибо в нем происходит ломка иерархии социальных структур и разрушение фрактальности. Общество стремится выйти из этого состояния, восстановив вновь социальный порядок.

Но оба эти состояния взаимосвязаны и порождают друг друга. Застойный тоталитарный режим сдерживает назревающие социальные перемены до тех пор, пока в силах это сделать. «Выжечь» его застывшие и неспособные к совершенствованию социальные структуры может лишь огонь социальных катаклизмов. Новое вынуждено рождаться в этом огне -- иначе оно не может в условиях закрытого общества появиться на свет. Но хаос в обществе -- это тяжелое испытание для людей. Недаром в Китае одним из самых страшных считается старинное проклятие: «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!» Время перемен -- это промежуточное время, которое заканчивается утверждением нового порядка (даже если он, как это чаще всего и оказывается, далеко не таков, каким он виделся затеявшим смуту людям, и опять становится тоталитарным).

В историческом прошлом человечества было множество более или менее длительно существовавших обществ закрытого типа, которые время от времени взрывались краткими вспышками социальных катаклизмов и хаоса, после чего вновь устанавливался стабильный порядок, характерный для закрытого общества.

Однако наряду с этим в прошлом имели место также сравнительно редкие случаи возникновения более гармоничных социальных систем, в которых складывались гибкие формы социального порядка, связанные с демократией и допускающие относительную свободу мышления и поведения людей. Таковы, например, древнегреческие полисы типа Афин или средневековые города-республики. Эпоха Возрождения расшатывает устои, на которых зиждется закрытый тип общества. Социалисты-утописты бросают вызов государству, стоящему на страже социального неравенства и несправедливости. Век Просвещение (XVIII в.) вносит в общественное сознание идеалы «свободы, равенства, братства». В XIX в. в Западной Европе жесткие режимы деспотической власти все больше уступают место республиканско-демократическим формам государства. А в XX в. наиболее процветающими становятся страны, в которых формируется общество, построенное на демократических началах и гражданских свободах. Такое общество, в противоположность закрытому, называют обществом «открытым».

В открытом обществе иерархия властных структур ставится (в большей или меньшей мере) под контроль населения. Правовая система обеспечивает мирное соперничество различных политических сил в борьбе за власть. Выборность и сменяемость представителей власти делает властные структуры более подвижными и доступными обновлению. Это позволяет совершенствовать социальный порядок, избегая разрушительных социальных катаклизмов и не повергая общество в полнейший хаос. Иначе говоря, открытое общество синтезирует в себе порядок и хаос, дисциплину и свободу. И притом таким образом, что они как бы взаимно не допускают достижения крайних степеней того и другого. В обществе существует «постоянно действующий», но удерживаемый в определенных формах хаос (свобода), локальное усиление которого ведет к уничтожению отдельных нежизнеспособных социальных структур при сохранении общественного порядка в целом.

В современных открытых обществах существует множество разнообразных добровольных организаций граждан (сообществ, фондов, клубов и т. п.), которые создаются ими по собственной инициативе, а не по указке сверху. Свободная, никем не упорядоченная и несогласованная деятельность множества подобных организаций, казалось бы, должна вести к дезорганизации общества. Однако на самом деле она, наоборот, способствует сохранению общественного порядка: эти организации представляют собою разнородные и различные по своим масштабам фрактальные структуры, которые гармонизируют и стабилизируют общество.

Открытое общество характеризуется социальной мобильностью, возможностью перемещений по уровням социальной иерархии в зависимости от личных достижений и заслуг, отсутствием жесткой регламентации поведения людей «сверху», плюрализмом мнений, признанием за личностью права на свободное развитие. Все это стимулирует активность, личную инициативу и поиск оригинальных новаций, которые способны дать более успешное решение задач, интересующих отдельные социальные группы и общество в целом. Отсюда вытекает высокий темп его развития.

Открытое общество есть «общество, в котором индивиды вынуждены принимать решения». Расширение возможностей для свободы действий личности повышает хаотичность общества на микроуровне (на уровне индивидов) при сохранении устойчивости его упорядоченности на макроуровне (на уровне крупных социальных структур). Наконец, важной особенностью открытого общества является то, что оно, в противоположность закрытому, открыто для внешних контактов, для взаимодействия с соседними обществами. Если закрытое общество «интровертно», то открытое -- «экстравертно». Более того, оно не может развиваться без обмена ресурсами с окружающим миром, без вовлечения других обществ в орбиту своих интересов и в процесс решения своих задач.

Этим объясняется то, что возникновение и развитие обществ открытого типа сопровождается активной -- а нередко и агрессивной -- экономической, политической и культурной экспансией на другие страны. История Британской империи -- яркий образец такой экспансии. Опыт истории свидетельствует, что закрытые общества не выдерживают натиска открытых. Сопротивление их этому натиску продолжается, но, возможно, XX в. был последним веком, в котором возникли и продержались в течение нескольких десятилетий крупные мировые державы закрытого типа -- нацистская Германия и Советский Союз. Можно заметить, что после их падения цивилизация западного типа стала более разумно проводить в жизнь принципы открытого общества, а общественное мнение западных стран стало решительнее отстаивать необходимость мирного развития. Наряду с распространением экономического, политического и культурного влияния открытых обществ усилилось стремление к усвоению ими опыта, накопленного в других обществах.

Создание обществ открытого типа необходимо порождает тенденцию к глобализации исторического развития человечества. Во второй половине XX в. эта тенденция привела к всеобщему культурному обмену, образованию общемирового экономического рынка, возникновению единого политического поля взаимодействия всех государств Земли.

В свете сказанного очевидно, что развитие открытого общества -- это не просто факт внутренней истории отдельного народа, а поворотный пункт истории всего человечества.

«Переход от закрытого общества к открытому можно охарактеризовать как одну из глубочайших революций, через которые прошло человечество».

Конечно, закрытые и открытые общества не отделены друг от друга китайской стеной. История знает много промежуточных вариантов, несущих в себе черты обоих типов общества. Речь идет лишь о длительной исторической эпохе, в течение которой через разнообразные промежуточные формы идет превращение открытого общества в основной тип социальных систем.

С утверждением и распространением обществ открытого типа происходит уменьшение «амплитуды» колебаний «исторического маятника». Человечество проявляет стремление -- и находит средства его реализации -- не доводить эти колебания до крайних состояний закрытого общества и социального хаоса.

Однако «маятникообразный» ход исторических процессов продолжается, приводя к циклическому чередованию периодов относительно стабильного упорядоченного состояния и «времени перемен», возмущения, нестабильности. Эти «волны истории» в открытом обществе становятся менее бурными, но оно «покачивается» в них, переживая в какой-то отдельной сфере общественной жизни или обществе в целом смену периодов эволюции и периодов кризиса. В периоды эволюции устанавливается режим более или менее плавного, упорядоченного, «ламинарного» течения событий, а в периоды кризиса возникает «турбулентный», неустойчивый, более или менее хаотичный поток непредсказуемых перемен.