Архитектура Гоа. Португальское наследие Индии.

("Архитектура городов мира. Прогулки с фотоаппаратом")


История Португальской Индии

Морской путь в Индию был открыт португальским мореплавателем Васку да Гамой в 1498 году. Португальские корабли после длительного плавания, обогнув Африку, вошли в гавань города Каликут (ныне Кожикоде), который в 1511 году стал колонией Португалии.

В 1510 году герцогом Афонсу д’Албукерки была основана португальская колония в Индии. Албукерки не замедлил укрепиться в Гоа, который планировалось превратить в оплот для проникновения вглубь континента. Вскоре началась христианизация населения - в Гоа до сих пор процент католиков выше, чем в среднем по Индии - около 27 % от населения.
Португальские колонисты принялись за строительство города на европейский манер - сейчас это Старый Гоа. Отныне это была столица Португальской Индии, сейчас - Панаджи. Город в нынешнем виде был построен португальцами в XVI веке.

С прибытием в XVII веке в Индию более мощных флотов Голландии и Англии Португалия утратила контроль над некогда обширной территорией в западной части страны и в начале XX века под её контролем оставалось лишь несколько районов Индии. Португалия признала суверенитет Индии над всеми районами лишь в 1974 году. (источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/Португальская_Индия )

Благодаря активной морской торговле португальская колония Гоа к 16 в. достигла успеха и процветания, о чем явно свидетельствует архитектура той эпохи. Португалия не жалела сил и денег для процветания своей колонии. Лучшие архитекторы и строители того времени занимались проектировкой важных объектов. Появилось такое понятие как градостроительство, где важное значение отводилось центральной площади с неизменно белоснежной христианской церковью, а также не последнюю роль играло расположение городского рынка.


Столица Гоа - Панжим - самый яркий образец архитектуры Гоа. Город известен своими старинными площадями и причудливыми зданиями, которые образуют коридоры для узких улиц. Самый древний жилой район города - Фоутайнахас, который начинается сразу за главной церковью, а узкие его улочки тесно переплетаются и создают причудливую картину из цветных крыш, висящих балконов и резных столбцов.



При строительстве применялись местные материалы. Из глины и латерита строили стены и колонны. Из красной черепицы изготавливали покатые крыши. Для отделки фасада роскошных вилл в Гоа импортировались мрамор и мозаичная плитка из Португалии и Испании, зеркала, гобелены и стекло из Италии. Фарфор доставляли из Макао, Китая и Юго-Восточной Азии. Казалось все лучшее, взятое от европейской и индийской культуры воплотилось в великолепии убранства португальских особняков.



Большинство домов имело балкон или поддерживаемый портик, где семьи проводили теплые летние вечера на каменных скамьях. Крытые широкие веранды тянулись по всему периметру дома. Классический фасад особняка украшался лепниной и пилястрами, балконами и декоративными решетками.





К концу 18-го века заметно резкое изменение в стиле зданий. Хотя суть осталась прежней, но дома стали красить в более спокойные цвета, увеличилось использование мозаичной плитки в отделке.



Дома строились просторными, с высокими потолками. Центральная лестница с широкими перилами вела к веранде, занимавшей почти все стороны дома. Лестничные перила были самыми сложными украшениями дома и указывали на статус владельца. Решетка перил выполнялась в стиле барокко с характерным витиеватым рисунком. Чугун импортировался напрямую из Британской Индии.





Внутренний двор с садом еще одна особенность португальских вилл. В домах местной аристократии имелись даже бальные залы и залы для банкетов. В новых домах появились функциональные помещения – библиотеки и кабинеты. Чтобы защитить дом от сквозняков под черепичной крышей устанавливались навесные потолки с лепниной и замысловатой резьбой, которые получили большое распространение в 1700 годах. Огромные витражные окна в стиле барокко и рококо, балконы и открытые веранды спасали от летней жары.

Входные двери украшались пилястрами или колоннами, были простыми по конструкции, но гораздо более широкими и мощными, чем внутренние двери, при чем изготавливались из цельных досок местных пород деревьев. Готические арки над дверью еще одна особенность, которая служила чтобы подчеркнуть достоинство и статус того или иного владельца.


Роскошные дома вполне соответствовали статусу и образу жизни гоанской аристократии. Эти люди владели значительными поместьями и сельскохозяйственными угодьями, что давало весьма приличный доход. Средства поступали также из самой Португалии и из колоний в Африке и Америке .



После освобождения и обретения независимости в 1961 г. Гоа, индийское правительство запретило систему землевладения. Большая часть сельскохозяйственных угодий аристократов была конфискована. Прежде, за счет дохода от аренды земель местная знать позволяла себе вести роскошный образ жизни в своих владениях. Но после заката империи аристократия утратила основной источник дохода и шикарные виллы обветшали. Сейчас большая часть старинных особняков находится в ветхом состоянии.



В городах Панаджи и Маргао имеются локализованные кварталы старинной португальской застройки. В некоторых старинных домах местные жители держат небольшие частные гостиницы, в которых лично мне очень нравилось останавливаться и проникаться духом старины.



Каждый особняк, обязательно, имел колодец. Вообще строительство каждого дома начиналось именно с рытья колодца. В местном климате очень остро ощущаешь, что "вода - это жизнь"!


Вот некоторые архитектурные детали:






А вот этот особняк - по-моему, просто шедевр! (он утопает в зелени и тиши маленького поселка Кальва на побережье) :


А вот нетипичный и интересный пример современной "гоанской" частной архитектуры:


В этой статье я совсем не затронул тему религиозной архитектуры. Это потому, что данная тема очень обширна и заслуживает отдельной статьи. Возможно, в ближайшем будущем я займусь этим и расскажу о многочисленных католических и индуистских храмах Гоа.

Источники информации:

http://mlgi.ru/index_f.php?id=268

_________________________________________________________________________________________

Материалы из статей могут быть использованы только со ссылкой на сайт-источник.


Как известно, крошечное Гоа некогда было центром обширных португальских владений, простиравшихся от африканской Момбасы до китайского Макао. Как знать, не вытесни англичане и голландцы португальцев из земель, омываемых Индийским океаном, и сегодня большая часть жителей этих государств говорили по-португальски и исповедовали бы католицизм.

Трудно проехать по Гоа хотя бы 10 минут, чтобы не встретить наследие португальского прошлого - величественный белоснежный собор, старинную усадьбу или гостиницу, старый заброшенный дом, пишет an_babushkin . Да и многие гоанцы, говорящие на местном языке конкани, носят португальские имена и фамилии. Португалия владела Гоа 451 год, почьи пол тысячелетия.

Читая материалы о событиях 1961 года, когда Индия аннексировала португальский штат «Португальская Индия», состоявшего этому времени из 3 частей - самого Гоа, а также расположенных намного севернее анклавов Даман (площадь - 76 км кв.) и Диу (площадь 40 км. кв.), невольно проводишь параллели с более современными событиями в Карабахе, Косово, ДНР, ЛНР, Крыму.

Итак, в 1950 году обретшая тремя годами ранее независимость, Индия впервые на государственном уровне поставила вопрос о возвращении 5 территорий португальской Индии - самого Гоа, Дамана, Диу и крошечных анклавов Дадра и Нагар Хавели, два последних не имели выхода к морю и были отделены от Дамана 20 километровой индийской территорией, преодолеть которую можно было по реке. И теритоия португальских владений, и их население на фоне 500- миллионной Индии были крошечными: к 1960 году в Гоа жило всего лишь 547 тыс. человек, в Дамане - 69 тыс. чел., Диу - 21 тыс. человек.

Разумеется, идеи освобождения от портульского владычества в Гоа существовали: еще в в 1928 году гоанский инженер Триштан ди Браганса Кунья создал движение за независимость Гоа от Португалии. Присоединеня Гоа к Индии требовала и правящая партия Индии Индийский Национальный Конгресс, который возглавлял премьер-министр Джавахардал Неру. С 1940- х годов в гоа действовала Партия Азад Гомантак Дал (Партия освобождения Гоа), а в 1950- х годов появляется и Армия Освобождения Гоа. Вкусив губительный вкус гражданской войны после убийства Махатмы Ганди индийские политики перестали быть твердыми последователями ненасилия; они поддерживали ткр акты Аормии Освобождения Гоа, а те не ограничивались уничтожением линий электропередач и телефонных станций, а десятками убивали ганских полицейских.

Тем не менее, большинство населения Гоа, по-видимому, не были сторонниками присоелинения к Индии: так, во время событий декабря 1961 года, никакой существенной роли местные жители рне сыграли.

Зачем потребовалось правительству Д. Неру присоединить к огромной Республике Индия крошечную Индию Португальскую? Что это было: маленькая победоносная война для укрепления собственного влияния внутри страны? Шаг, необходимый для того, чтобы повысить свой авторитет в антиколониальном и антиимпериалистическом движении? Действие, направленное на сближение с СССР (не будем забывать, что во время операции «Виджаяна» - такое название получили действия по аннексии Индией Гоа в Индии находился советский «смотрящий» - Леони Ильич Брежнев)?

Я думаю, что главной причиной индийского вторжения стало совсем другое. Джузеппе Гарибальди и пьемонтский корль Виктор Эммануил создал еиную Италию из 10 различных государств, в которых жило около дюжины различных народов. Сложнее была задача Отто фон Бисмарка и прусского короля Вильгельма Первого: хотя в Германии жило примерно 20 различных народов и народностей, м предстояло собрать в единое государство около 80 независимых государств, некогда входивших в состав Священной Римской Империи.

Задача, которую решили в 1947-50 годах М.К. Ганди и Д. Неру, была совершенно иной по своей сложности: необходимо было создать единое государство на территории, где проживало около 500 народов, говоривших на различных 457 языках и 2000 диалектов, исповедовавших пять религий с десятками течений в каждой, где, кроме колонии под названием Британская индия существовало 601 туземное госудаорство, значительная часть которых не планировали входить ни в какую Индию и не планировали входить ни в какую Индию.

И хотя в 1961 году Индию еще сотрясли взрывы сикских и тамильских сепаратистов, не покрылся сетью фактически независимых от правительства территорий штат Нагаленд, однако северная часть штата Джамму и Кашмир уже была более, как 10 лет оккупирована Пакистаном, и тогдашним индийским лидерам Д. Неру и Кришне Менону было очень важно закрепить политический вектор, направленный на обеспечение единства Индии.
Дальнейшие события были поучительны и драматичны.

Португалия отказалась от переговоров о статусе Гоа, указав, что Гоа - никакая не колония, а часть метрополии, так как, во 1-х, перешла под юрисдикцию Португалии более 400 лет назад, когда Республики Индия не было и в проекте, а во 2-х, какая же Гоа колония, если власти поощряют браки местных жителей с португальцами? Тут бы правительству Португалии и предоставить гражданство страны всем жителям Португальской Индии. Но к такому шагу оно оказалось не готово. И это была его первая ошибка.

Между тем, в 1954 году «вежливые люди» с оружием в руках захватили Дадру и Нагар-Хавели, подняли над ними индийский флаг, убив одного полицейского и ранив другого. Международный суд встал на сторону Португалии, но никаких действий по возвращению этих 2 анклавов Португалия не предприняла. Только в 1961 году Индия признала данные территории своей частью и формально распространила на них свою юрисдикцию. До этого 7 лет Дадра и Нагар -Хавели как бы были независимыми.

В 1956 году португальский диктатор профессор Антонио ди Оливейра Салазар высказался за проведение в Португальской Индии референдума. Я думаю, что референдум позволил бы Португальской Индии остаться португальской еще на многие годы, но министр обороны отговорил Салазара от этого шага. Еще одна возможность изменить судьбу Гоа осталась неиспользованной. Такова была вторая ошибка португальцев.
На что надеялось правительство Салазара? В первую очередь на международные механизмы и поддержку союзников. В конце 1960 года происходит уменьшение численности португальских войск в Гоа с 12 тысяч всего лишь до 3, 5 тыс. человек. В «Википедии» эта инициатива приписывается министру иностранных дел Коште Гомешу, но в это время полковник Кошта Гомеш не был никаким министром иностранных дел, а являлся инспектором Генерального штаба. Он действительно в 1960 году посетил Гоа и пришел к выводу о том, что военным путем удержать индийские владения Португалии невозможно.

24 ноября 1961 года происходит обстрел судна индийского судна «Сабармати» португальцами. Португальцы объяснили, что думали, что судно перевозит диверсантов. Скорее всего так оно и было, так как португальцы никак не хотели воевать с индийцами, но от их действий погиб пассажир судна и был тяжело ранен один из членов команды.

В начале декабря 1961 года Кришна Менон, который был одновременно и министром обороны Индии, и … представителем Индии в ООН, заявил о том, что Индия планирует освободить Гоа вооруженным путем.
Тем временем Португалия запоздало пытается перебросить в Индию войска, боеприпасы и оружия, но сделать ей это не удается. Г.А. Насер отказывается пропустить португальские судна через Суэцкий канал, зенитчики прибывают в Гоа через Пакистан … под видом футбольной команды, и даже американские союзники отказываются предоставить Португалии свою военную базу в Ливиии для дозаправки самолетов.

И тут Салазар делает свою третью ошибку: 14.12.61 он направляет военному губернатору и главнокомандующему генералу Васалу-и-Сильва телеграмму, в которой не просто просит его продержаться хотя бы 8 дней, но требует, чтобы он сражался до последнего солдата, и если надо, то отдал свою жизнь. Салазар также требует в случае индийского вторжения в Гоа взорвать все объекты, включая все памятники истории и культуры, кроме военных, перевести в Португалию мощи св. Франциска Ксаверия, но запрещает эвакуацию из Гоа гражданского населения. Такова была еще одна ошибка Салазара.

Но у Васалу-и-Силва была своя позиция на этот счет. На корабле «Индия», который шел из Тимора, он производит эвакуация 700 гражданских лиц, разместив на корабле в 2 раза больше людей, нежели корабль был рассчитан. Отказывается он и взрывать исторические здания. К жизням своих, да и вражеских солдат генерал относится очень бережно, что частично объясняет, почему при ожесточенных двухдневных боях столь невелико оказалось число погибших.

Силы Индии более, чем в 10 раз превосходили силы португальцев. Около берега Гоа находился на боевом дежурстве авианосец «Викрант», блокируя гипотетическую переброску Португалией дополнительных сил или вмешательство третьих стран. В операции участвовало 45 тысяч военнослужащих, авиация, танки и т.д.
Португальцы сопротивлялись всерьез, дав несколько десятков боев, но через 2 суток стало ясно, что удержать Гоа они не смогут. Командующий принял решение о сдаче. Несмотря на 2-дневное сопротивление погибло только 65 человек, 31 с португальской и 34 - с английской стороны: стороны стремились захватывать и оборонять территории, но не убивать друг друга.

После этого правительство Португалии приняло решение предоставлять португальское гражданство всем родившимся в Гоа и не пожелавшим остаться в Индии. Но, как мы понимем, это решение запоздало по крайней мере на ару лет.

В индийском плену оказалось более 4, 6 тыс. португальских военнослужащих и полицейских. Их плен продолжался 5 мес. Он мог бы кончиться скорее, если бы Салазар не требовал от Индии, чтобы пленных вывезли не самолетами незаинтересованных стран, а только самолетами Португалии. К тому же Португалия арестовала 1200 индийцев в Мозамбике для обмена на военнопленных. Но это, напротив, затруднило отношения меду 2 странами.
Действия Индии получили поддержку со стороны СССР, КНР, Шри Ланки, арабских стран, Ганы и ЮАР. Но остальные страны действия правительства Д. Неру осудили. Действия Индии, призывавшей к охране территориальной целостности стран и неприменению силы в международных отношениях, и применившей силу в своем споре с Португалией, нанесли ее репутации серьезный моральный урон. Президент США Джон Кеннеди выразился об этом так: это то же самое, как проповедника, постоянно говорящего людям о нравственности, застать выходящим из публичного дома.

Не остался в стороне и Ватикан, фактически ставший на сторону Индии: в 1963 году епископ Гоа был подчинен кардиналу Индии и выведен из подчинения кардинала Португалии. Какое уж тут подчинение кардиналу Португалии, если правительство, которое наставляет этот кардинал чуть было не взорвало крупнейший католический собор в Азии и другие святыни католического мира!

Я не видел соответствующих исследований, но не удивлюсь, узнав, что и агрессия Китая против Индии в 1962 году, последующие индо-пакистанские войны, сикхский, тамильский и иной терроризм 1960- 1990-х годов и иное насилие в Индии, находятся в морально -психологической связи с аннексией Гоа: правительство Д. Неру изменило правила игры, изменило границы допустимого, снизило планку того, чего делать нельзя.

Судьба почти всех основных фигурантов этой истории сложилась плохо. Неру и Салазар вскоре умерли. Кришна Менон ушел в отставку. Васалу-и-Силва по возвращению был осужден, уволен из армии, направлен в ссылку. Правда после революции 1974 года он был реабилитирован, восстановлен в звании, посетил Гоа с официальным визитом, где индийская сторона приняла его очень тепло, практически, как героя.

Напоминает мне эта история с Гоа ситуацию с Крымом. Правда, Неру здесь выступает одновременно и Путиным, и Екатериной Великой. Посмотрите сами.

Около 500 лет на побережье и России, и Индии находилось государственное образование, подчиненное заморской империи, в большинстве случаев враждебное своему государству-оппоненту. И с территории Крыма, и с территории Гоа производились многочисленные нападения на соседние государства. И Крым, и Гоа длительное время были центрами региональной работорговли. И христианское население Крыма, и христианское население Гоа без особого энтузиазма восприняло прекращение иноземного владычества. И в отношении Гоа, и в отношении Крыма правовые основания присоединения носили дискуссионный характер. И Индия после событий 1961 года, и Россия после событий 2014 года оказались в определенной международной изоляции. Есть, разумеется, и различия. Основных - два. При присоединении Крыма не велось боевых действий и никто не погиб. В Гоа не проводился референдум.

С моим пребыванием в Гоа совпала 55 годовщина присоединения этой территории. Каких-либо торжеств я не видел.

Какова мораль этой истории? Она очень проста. Если Вы правитель страны и не хотите, чтобы какая-то территория от Вас убежала, сделайте 2 вещи. Во 1-х, обеспечьте, чтобы жители территории риска не чувствовали себя в стране людьми второго сорта. И во 2-х, сделайте так, чтобы все, что вкладывается в эту территорию, не разворовали. Этого не достаточно, чтобы войти в историю. Но вполне достаточно для того, чтобы в нее не вляпаться.

Путешествие Васко да Гамы

В 1498 Васко да Гама прибыл к берегам Индии и высадился в деревне Каликут. Долгое и отнюдь не простое плавание наконец увенчалось успехом. Монополия арабов в торговле с Индией была под угрозой — теперь Португалия могла намного проще и дешевле привозить в Европу ткани, благовония и, самое главное, специи, которые в те времена ценились едва ли не на вес золота.

План Гоа

Захват Гоа

Португальский король, тем не менее, не планировал захватывать Гоа. Это вышло скорее случайно. В 1510 его прибрал к рукам португальский адмирал Афонсу ди Албукерки. В городе на тот момент стояла армия Адиль-Шаха, но самого правителя не было. Албукерки без труда занял город, но вскоре прибыл Шах с шестидесятитысячным войском.

Португальский король не планировал завоевывать Гоа


Собор Святой Екатерины в Гоа

Католики в Гоа

Собор Святой Екатерины является самым большим католическим храмом в Индии и одним из крупнейших в Азии. В 1776 в южную башню собора ударила молния, и та обвалилась. Фасад храма так и не починили — то ли из страха перед карой божьей, то ли из лени. В середине XIX в собор принесли Чудесный Крест с горы Боа-Вишта, на котором, по поверью, в XVII веке случилось явление Христа. Местные рассказывают легенду, будто крест с каждым годом становится все больше, а еще исполняет желания.

Четверть жителей Гоа исповедуют христианство

Одним из известнейших католических соборов в Гоа считается Храм Богоматери Непорочного Зачатия в Панаджи. К белоснежному храму ведут бесчисленные ступени. В стиле католического барокко построено еще одно наследие португальского владычества: церковь Девы Марии Снежной.


Храм Богоматери Непорочного Зачатия

Католицизм — вторая по численности религия в Гоа, уступающая только индуизму. Больше четверти жителей бывшей португальской колонии — христиане, и основная часть из них — католики. Местные празднуют Рождество вместе со всем католическим миром — украшают пальмы, устанавливают возле своих домов сцены с яслями. Говорят они, тем не мене, на местном языке, а все надписи в церквях выполнены либо на английском, либо на латыни. К тому же, даже у христиан сохранялась кастовая система.

Взлеты и падения

На протяжении XVI века Португалия мечтала использовать Гоа в качестве отправной точки для завоевания всей Индии, но этим планам не суждено было сбыться. В XVII веке португальскую торговую монополию подорвали голландцы и англичане. Последние даже прибрали к рукам Гоа во время Наполеоновских войн, но затем были вынуждены вернуть.

Гоа перешел к Индии лишь в 1961 году

В начале XX века в Гоа стали появляться комитеты местного сопротивления европейскому владычеству. Индия пыталась урегулировать конфликт мирно, но Португалия не желала отдавать лакомый кусочек: она заявляла, что Гоа вовсе не является колонией. Португальскому господству в Гоа пришел конец лишь в 1961 году. Индийское правительство организовало вооруженную акцию. На протяжении 36 часов оно обстреливало штат с воды и воздуха. Гоа, спустя 451 год правления Португалии, стал частью Индии.

Если Францию по вопросу о передаче колоний Индии удалось , то в отношениях с Португалией дело дошло до настоящей "холодной войны", переросшей в декабре 1961-го в "горячую".

Государство Португальская Индия (Estado Português da Índia) к 1947-му включало территорию Гоа, анклавы Даман и Диу на побережье, и анклавы Дадра и Нагар-Авели внутри материка восточнее Дамана. Население в 1950-м составляло 547 тысяч человек, 61 % - индуисты, 37 % - христиане. При этом в Гоа, в отличие от африканских колоний Португалии, не было сколь-либо заметного количества белых колонистов. В том же 1950-м в Португальской Индии переписали всего 517 европейцев и 536 евразиатов (потомков смешанных браков).

В 1822-м жители Гоа христианского вероисповедания, удовлетворяющие условиям имущественного ценза, получили избирательное право. Всего Португальская Индия избирала 2-х депутатов в португальский парламент.
Индуисты получили право избирать в 1910-м. В то же время в Гоа возникает движение за независимость и воссоединение с Индией.
Но эта "весна" закончилась с установлением в 1928-м режима Салазара, была введена строгая цензура, многие интеллектуалы из Гоа эмигрировали в Бомбей, где создали "Национальный конгресс Гоа", представитель которого входил во Всеиндийский комитет Индийского национального конгресса.
Колониальный статут 1930-го резко ограничил права "туземцев" Гоа.

Отдельно надо отметить, что ещё с 19-го века началась активная миграция (по экономическим причинам) населения Португальской Индии в Индию Британскую, прежде всего в Бомбей, где они довольно скоро заслужили репутацию слуг и поваров. С начала 20-го столетия из-за миграции население Гоа неуклонно снижалось, к 1950-му от 180 до 200 тысяч выходцев из Гоа жили в Индии.

В 40-е годы движение за объединение резко активизируется. В мае 1946-го в Гоа приезжаект левый конгрессистский политик Рамманохар Локья, до сентября организует серии демонстраций и акций сатьяграхи в Гоа, которые были подавлены португальцами, лидеры движения высланы в метрополию.
Одновременно власти пошли и на некоторые послабления, в 1950-м в отношении Гоа был отменён Колониальный статут, в 1951-м Португальская Индия официально стала заморской провинцией Португалии, а все её жители соответственно – гражданами Португалии. На официальном уровне (вплоть до церквей) активно пропагандировался тезис об "общности судеб" Гоа и Португалии.

Причиной послаблений была позиция Индии.
В январе 1950-го, при провозглашении республики, Неру объявил, что Гоа является частью Индии и должен быть возвращён. 27 февраля правительство Индии официально обратилось к Португалии с предложением начать переговоры о возврате.
15 июля 1950-го Португалия ответила, что данный вопрос "не подлежит обсуждению". Поскольку Гоа и другие анклавы являются не колониями, а неотъемлимой частью самой Португалии.
В январе 1953-го Индия направила Португалии меморандум, где обязалась гарантировать "культурные и иные права, включая языковые, всех жителей данных территорий после передачи их Индийскому союзу". Португалия снова отказалась, после чего 11 июня 1953 г. Индия закрыла посольство в Лиссабоне.

Позиция Португалии заключалось в том, что современная Индия является наследницей (через период Раджа) империи Великих Моголов. Но вот Португальская Индия (в отличие от французских колоний) никогда не являлась её частью и возникла ещё тогда, когда основатель империи Бабур не добрался до Индии. Соответственно, претензии Индии ничем не обоснованы с исторической и юридической точек зрения, ибо Португальская Индия "совершенно иная страна", чем Индия. Отец-основатель идеологии лузотропикализма Жилберто Фрейре видел в Гоа образец лузотропикалистической цивилизации, основанной на католицизме и смешении рас.
Индийская сторона полагала свои претензии вполне обоснованными с географической и этнолингвистической точек зрения. Разумеется, при таких позициях сторон никакого диалога не получилось.

Летом 1954-го, одновременно с додавливанием , начались активные действия и против Индии Португальской.
22 июля 1954-го сотни вооружённых добровольцев "Объединённого фронта гоянцев", при поддержке подразделений , атаковали Дадру и Нагар-Авели, индийская армия перекрыла границу Дамана, не дав португальцам прийти на помощь 150 полицейским во главе с капитаном Фидалгу. Общее командование операцией осуществлял заместитель генерального инспектора ЦРП Нагарвала.
Потеряв 1-го человека убитыми, 11 августа португальцы капитулировали. Националисты объявили об освобождении территории, власть перешла в руки панчаята свободных Дадры и Нагар-Авели.

По призыву Джи.Пи.Нараяна и его Социалистической партии была предпринята попытка развёртывания сатьяграхи против собственно Гоа. 15 августа 1954-го три небольшие группы вошли в Гоа и попытались вывесить индийский флаг на форте Тиракол, но были арестованы. Около тысячи человек в Даман не пропустила уже индийская полиция.
После событий лета 1954-го в Гоа (где до этого размещалась только полиция) были переброшены три армейских батальона, в том числе "чёрные" из Мозамбика (до полутора тысяч человек).


По инициативе Португалии ситуация с Дадрой и Нагар-Авели разбиралась в Международном суде, который 12 апреля 1960-го подтвердил португальский суверенитет, но Индия это решение проигнорировала.
Португальцы в связи с этими событиями обратились за военной помощью к своему традиционному союзнику – Великобритании. Но министр иностранных дел Алек Дуглас-Хьюм разъяснил, что обязательства по НАТО не распространяются на колонии, и Португалия не может рассчитывать на что-то большее, чем посредничество.
К тому времени Гоа уже 5 лет жило в обстановке полной блокады - об этом

Португальцы покинули окончательно Гоа в 1987 году, но посмотрите на Гоа сейчас. Вывески названия отелей и домов начинаются со слова «Casa» (на португальском языке «дом»). Местный язык «конкани» — это смесь хинди, английского и португальского языков. Огромное количество португальских домов, которые до сих пор ценятся за оригинальный дизайн и внутреннее убранство.

Многие из этих домов хранят сокровища тех времен – китайский форфор, старинную мебель и монеты тех времен, фотографии и ценные документы.
На территрии современного Гоа после португальцев осталось огромное количество фортов. Форты использовались для охраны этих земель и поэтому строились вдоль берега моря и в устьях рек. Многие из них пришли в запущение, но некоторые были отреставрированы индийским правительством и сейчас привлекают туристов.
Огромную роль в культурной жизни населения играла религия, как, в принципе, и до сих пор. Поэтому почти у всех португальских домов во дворе дома и внутри есть алтарь, у которого каждый вечер совершались молитвы всей семьей. Каждую субботу или воскресенье они ходили в церковь на службу. Эта традиция поддерживается и сейчас. И, несмотря на то, что в наши дни большая часть населения штата уже не является католиками, они до сих пор составляют влиятельную общину. Здесь проживает самое большое число католиков по всей Индии и сюда едут христине всей Азии, чтобы попасть в Олд Гоа и увидеть мощи самого почитаемого католического святого – .
Раз в десять лет в Соборе Святой Екатерины выставляют его мощи на всеобщее обозрение.
Обратите внимание на одежду женщин в Гоа – мода с тех времен, когда здесь правили португальцы не изменилась — все те же повседневные ситцевые платья и празничные костюмы из юбки и жакета. Культурная и повседневная жизнь штата настолько впитала в себя португальский быт, что даже оставаясь независимым штатом уже на протяжении почти тридцати лет – Гоа все-таки пропитан европейским бытом. Каждый год сюда едут туристы из той части европы, что когда-то колонизировала его. Любопытен тот факт, что португальские власти до сих пор принимают жителей Гоа как своих жителей. То есть достаточно принести документы о том, что твои предки жили в Гоа при португальцах и ты с легкостью можешь получить европейское гражданство.

Экскурсия «Португальский Гоа» или еще говорят «Португальское наследие» это временной скачок в прошлое штата. Вы попадете в то время, когда здесь была колониальная эпоха — Португальская архитектура, португальская культура, португальская речь и еда.

Это уникальная программа, погружающая вас в жгучую смесь азиатской культуры и европейских нравов.

В программу входит:
1. Машина с кондиционером Toyota Innova.
2. Русскоговорящий гид (носитель языка).
3. Посещение одного из самых крутых и старинных фортов.
4. Экскурсия по Панаджи.
5. Расширенная экскурсия в Олд Гоа
6. Экскурсия по самому настоящему в Гоа португальскому особняку.

Стоимость экскурсии:

Экскурсия стоит по 40 долларов, если в машине 6 человек.

Экскурсия стоит по 50 долларов, если в машине 5 человек.

Экскурсия стоит по 60 долларов, если в машине 4 человека.

При заказе экскурсии с сайта — скидка 5%. Готовым группам скидка 7%.

Что взять с собой дополнительно:

  1. Фотоаапарат
  2. Головной убор
  3. Воду в машину
  4. Деньги на обед и сувениры.
  5. Удобная обувь.