Обществоведение. Часть 2.

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Дени Дидро.

31. Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

32. Что препятствует полноценному общению людей?

Достижение своей цели любыми средствами

33. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это

несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

34. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

трудового

35. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологическая составляющая включает

половые и возрастные особенности

36. Если кто-либо лживо утверждает, что человек украл миллион рублей, - это что?

Клевета

37. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

развитием средств массовой коммуникации

38. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического? А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления. Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а, наоборот, теория - эмпирию.

верно только А

39. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

личность

40.Признаком традиционного общества является

«непрерывность», плавность исторического процесса

41. Какую науку следует назвать общественной?

Все выше перечисленные

43. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии? А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом. Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.

верно только А

44. Какие из перечисленных прав и свобод входят в понятие политических прав человека?

Право участвовать в управлении делами государства, право на объединение

45. При переходе от традиционного общества к индустриальному

возросла социальная мобильность





46. Термин "открепительный талон для голосования" используется для характеристики

избирательной системы

47. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров без законных оснований наказывается в соответствии с нормами права

уголовного

48. Способность личности к моральному самоконтролю называется

совесть

49. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

мужчины

50. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет

неоднозначность последствий научных открытий

51. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

половина состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина - по пропорциональной

52. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. это - проявление

социального неравенства

53. Основополагающей отраслью российской правовой системы является право

конституционное

54. Что не является элементом творчества?

Инстинкт

55. К числу основных подсистем общества как системы относится

экономика

56. Исключительным признаком правового государства является

разделение властей

57. Уровень жизни населения в значительной степени определяется

объемом произведенных товаров и услуг

58. Надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляет:

Органы прокуратуры

59. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

верны оба суждения

60. К массовым временным миграциям относится

туризм

Ананьев Б.Г. :


Индивидные свойства – феномены онтогенетической эволюции человека – возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков.

Классификация индивидных свойств по Анаьеву:


  1. Возрастно-половые свойства :
- возрастные стадии – последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (возраст и фаза жизни);

Половой диформизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически (разделение на 2 формы: мужскую и женскую)

2. Индивидуально- типические свойства :

Конституция индивида – телосложение и биохимические свойства;

Нейродинамические свойства мозга - генетически детерминированные особенности нервной системы – сила, подвижность и уравновешенность нервной системы, также динамичность, лабильность и активированность;

- функциональная ассиметрия полушарий мозга – специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних ПФ главенствует левое, а др. – правое полушарие (левое – речь, правое – слух, зрительно-пространственная ориентация).


Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности.
Не смотря на то, что индивидные свойства заложены природой, в процессе онтогенетического развития они меняют свою организацию, усложняются.

3. Наивысшая форма интеграции ИС – темперамент и задатки.


Темперамент – динамические характиристики психической деятельности.

Выделяют 3 сферы проявления Т: 1)общую активность – интенсивность и бъем взаимодействия чела с окруж. средой-физической и социальной. Чел м. б. Пассивным, активным, стремительным, инициативным, спокойным и тд.

2) особенности моторной сферы – частные выражения общей активности (темп, быстрота, ритм и общее кол-во движений и тд);

3) св-ва эмоциональности – впечатлительность, чувствительность, импульсивность.


Задатки – анатомо-физиологические особенности НС, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Типологические св-ва НС, определяющие скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особ-ти строения анализаторов и отдельных областей коры ГМ.


Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой.
Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
Асмолов А.Г. выделил общие особенности индивидных свойств, которые говорят о их неоднозначной роли в формировании личности - являясь предпосылками развития инвидуализируясь в процессе онтогенеза, остаются безличными.

Они определяют формально - динамический характер поведения , определяют диапазон выбора деятельности , не имеющей социально существенного приспособительного значения. Индивидные свойства включаются в структуру личности, невозможно рассматривать личность не рассматривая свойства индивида .


Tаким образом, Индивидные свойства отражают такие особенности индивида как возрастно-половые свойства и индивидуально - типические, которые развиваются в процессе онтогенетической эволюции . Высшей формой интеграции этих свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств: 


1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. 


2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности). 


3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут). 
 Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. 
 Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Отдельные индивидные свойства и их роль. 


Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость"). Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности. 
 Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

В леонтьевском понимании личности можно выделить следующие аспекты:


  1. Индивидные свойства человека (то, что к личности не относится). Это прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: «физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность», природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные.
Понятие «индивид», по А.Н. Леонтьеву, отражает:

  1. целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида; 2) особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей того же вида.

  1. Личность – это образование особого типа. Это – психологическое новообразование, порождаемое жизнью человека в обществе . Образующими личность и одновременно формами ее реального бытия являются общественные отношения, в которые субъект вступает в процессе деятельности.
Соподчинение различных деятельностей создает основание личности. Психологически иерархия деятельностей выражается в иерархии мотивов. Развитие, трансформации, смещения мотивов образуют «жизнь человека как личности».

  1. Формирование личности происходит в онтогенезе. Ни животное, ни новорожденный ребенок не могут быть личностью. Первые «узлы» личности завязываются тогда, когда непосредственные побуждения ребенка начинают подчиняться социально заданным мотивам. Второе рождение личности происходит, когда процесс соподчинения мотивов из стихийного превращается в сознательный, когда в сознании субъекта начинают активно соотносится различные мотивы, осуществляться их подчинение и переподчинение. Это событие знаменует «подлинное рождение личности», которое меняет «ход всего последующего психического развития».

  1. О соотношении индивидных и личностных свойств. В процессе онтогенеза индивидные свойства, в т. ч. генотипически обусловленные, могут многообразно меняться, однако от этого личностными они не становяться. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами. Они не определяют складывающейся личности, а составляют предпосылки и условия формирования последней. Позже они могут выступить как предмет действий или отношений субъекта к его собственным природным или приобретенным не личностным особенностям.

«Психология личности» Гиппенрейтер, Пузырей, Архангельская

Каждый из нас играет свою роль в этой жизни, навязанную нам другими людьми, либо выбранную нами самими. Эта тема достаточно интересная, потому я ее уже затрагивал в своих ранних статьях. Помимо психологического анализа, тема ролей обращает еще и философский взгляд на себя. Поведение человека не является загадкой, но и не изучено до конца, что придает такой науке как психология, большие перспективы. Вы только вдумайтесь в суть вопроса о ролях человека, которые полностью формируют его поведение. Не надо только путать роль с маской, которую человек сознательно может на себя нацепить, дабы казаться тем, кем он хочет казаться. Роли в отличии от масок, человеком практически не осознаются, они им в основном управляют, если конечно он не возьмет их под контроль. Роль – это рефлекс, реакция, как инстинкт, только с определенным подтекстом. В отличии от инстинкта, роль – это полностью продукт человека, это продукт внешней информации, которая переходит во внутреннюю суть человека. Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим пример с несколькими ролями, которые управляют нашим поведением.

Допустим, вас обманули, и вы обижаетесь или злитесь, и вам кажется, что это вполне естественная реакция, которая должна быть в таком случае. Но это не так, это не естественная реакция, это ваша роль, и ей вы научились в процессе жизни. Кто-то научил вас испытывать обиду, злиться, переживать, ревновать, думать определенным образом и так далее. Все ваше поведение, это лишь смена ролей, согласно тем условиям, что вас окружают. А раз так, значит вы полностью предсказуемые и управляемые, чем разумеется можно пользоваться. И не надо думать, что это какой-то заговор группы лиц, которые пытаются подчинить вашу волю себе, это продукт социального происхождения, который возник в результате нашего взаимодействия. Ребенок берет пример с того что он видит, он культивирует то, чему его учат, ведет себя согласно окружению, полностью повторяя модель поведения других людей. Если бы он жил в лесу, подобно Маугли, тогда бы у него была роль соответствующая его окружению, он был бы диким и вел себя аналогично диким зверям. И большинство людей даже не понимают всей природы своего поведения, не говоря уже о способности им управлять.

В психике заключается великая сила, о чем еще говорил Карл Юнг, но взять эту силу под контроль чрезвычайно сложно. Например такая элементарная вещь как контроль собственных эмоций, требует от человека невероятных усилий. И роль требует того же, достаточно нацепить на человека униформу, и он уже олицетворяет себя с той личностью, которую ему навязали. Все роли навязываются, в социуме это вполне естественный процесс. Он отображает интересы социума и в какой-то степени интересы личности, только вот не всегда роль может быть уместной. Да и потом разве не интересно каждому из нас знать ту истину, которая имеет место в каждой конкретной ситуации?

Скажем отреагировали вы на ситуацию определенным образом, согласно реакции той роли, которую вы исполняли в это время. Но так ли должно было быть на самом деле, или быть может у этой ситуации, было иное решение? Этот вопрос тем более интересен, чем больше вы осознаете природу своего поведения. Самый простой способ к сознательности и определения себя как личности – это анализ каждого своего действия, каждого желания и поступка согласно ему. Вы должны пытаться понять, почему вы делаете то, что делаете, что толкает вас на это.

Если вы найдете исток этого толчка, вы поймете найдете и его природу, вы найдете ту роль, которая включается в вас в конкретной ситуации. Понять что она из себя представляет и что дает, уже вопрос технический, примеров аналогичного поведения вокруг вас предостаточно. Все роли идут из детства, и дополняются в течении всей жизни. Я считаю, что свобода человека определяется прежде всего свободой его разума, ничто так не угнетает человека, как роль угнетенного, которая давит на его психику. Одна большая роль которую мы все вынуждены играть – это роль жизни, ведь каждый из нас должен жить согласно задумке нашего создателя. И если роли являются неотъемлемой частью нашей жизни, лучше выбрать ту, что максимально приближена к совершенству.

Стать человеком просвещенным, может далеко не каждый, я не собираюсь философствовать на тему ролей, как собственно и в отношении всей психологии человека. Быть может я сделаю это в своих книгах, но сейчас могу сказать только одно, что каждому из нас под силу выбрать себе роль. Например вы можете не злится, а искать решение, не обижаться, а анализировать, не плакаться, а действовать и так далее. Зачем вам слабые роли, лучше уж быть сильным в этой жизни. Самый простой и примитивный способ определится с ролью – это самовнушение, это гораздо проще чем искать просветление, а результат придет быстро.

Роль – это определенное состояние психики в конкретный момент, и это состояние должно быть наиболее эффективным и адекватным действительности. Проще говоря правильно себя вести, это выходить победителем из каждой ситуации, к чему можно придти если работать над этим. Это не теория и не философия, это практическая часть жизни, роль которую вы сами себе выбираете, будет вашей сознательной ролью, и тогда вы будете ею управлять сами, в отличии от тех ролей которые управляют вашим поведением, находясь глубоко в подсознании.

«Биология Расы» - Можно ли доказать единство происхождения человеческих рас? Леса умеренного климата. Учебный проект по биологии Участники проекта: учащиеся 11 класса. Руководитель: учитель биологии Ерокина Е.Н. Влияние факторов на формирование морфологических признаков. Имеют ли право на существование термины «высшая раса» и «низшая раса»?

«Развитие человека биология» - Массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед. Питекантропы пользовались огнем и жили первобытным стадом. Челюсти сильно выдавались вперед, подбородочного выступа не было. Питекантроп. Древнейшим людям был свойствен каннибализм. Пища кроманьонца была более приближенной к пище современного человека.

«Развитие человека» - Началось развитие культуры и общения. Современные люди. Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Древнейшие люди. Речь. Началось строительство крупных промышленных предприятий; учебных учреждений. Представителем первой стадии превращения обезьяны в человека. Гипотеза. Представителем второй стадии являются неандерталец.

«Эволюция человека биология» - Какие изменения черепа связаны с появлением у человека второй сигнальной системы – речи? г) Сравните орудия труда антропоидов и гоминид. Как изготовление и использование орудий труда повлияло на процесс антропогенеза? д) Сравните человекообразную обезьяну, австралопитека и древнейшего человека. Стадии эволюции человека».

«Положение человека в животном мире» - Эволюционные теории происхождения человека. Положение человека в системе животных. Дарвин Чарльз Роберт. Аристотель. Ламарк Жан Батист. Признаки предков, характерные для зародыша человека. Ограничение плодовитости. Теории панспермии. Определение признаков человека. Систематическое положение человека в органическом мире.

«Человек и эволюция» - Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк, Э.Ж.Сент-Илер. Гориллы. Гипотеза «Водяной обезьяны». Полуобезьяны Плиопитеки Гиббоны. М.В.Ломоносов, А.Каверзнев, К.Рулье. Николай Тульп – 16 век. Пятипалая конечность с подвижными пальцами. Анаксимандр из Милета (610-547г.г. до н.э.) Аристотель, Демокрит, Эмпедокл. Рамапитек. Ч.Дарвин – 1871год – «Происхождение человека».

Всего в теме 19 презентаций

Понятие "человек" характеризует его как индивид биологического вида, говоря о человеке, мы подразумеваем его физиологические свойства, в этом смысле он является просто представителем живого мира. "Личность" - понятие социальное, оно предполагает, что человек, обладающий личностными качествами, осознает себя, свое место в обществе и ответственность перед ним. Возможны случаи, когда человек в силу различных объективных и субъективных причин не обладает качествами личности, например, признан судом недееспособным вследствие психического заболевания. Человек - это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное - он часть социума и продукт общественного развития. Личность - это самое главное в челов

Веке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д. Понятие и структура личности В психологической науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о четырех аксиомах: 1) личность присуща каждому человеку; 2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет; 3) личность есть продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа; 4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада. В целом, структура личности может быть - в теоретическом плане - представлена следующей схемой, которая, конечно же, весьма условна: 1) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции); 2) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации); 3) индивидуально-неповоторимые черты (темперамент, сочетание ролей, самосознание) Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладевания им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов - темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности - способности; 3) направленность личности - характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения направленность обусловливает характер личности. Системный подход к психологии человека означает преодоление представления о личности как вместилище психологических процессов, состояний и свойств. Личность - это единое целостное образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях. Так, природные особенности индивида - тип его высшей нервной деятельности - закономерно определяет его темперамент. Темперамент проявляется во всех действиях личности. Тип высшей нервной деятельности и темперамент человека обусловливают в известной мере его способности. Способности человека обусловливают возможности его включения в определенные виды деятельности, поэтому они влияют на формирование направленности личности. Направленность, способность и темперамент человека преломляются в чертах характера.