До обсуждения типов собственно психологического консультирования необходимо заметить, что консультирование как таковое существует и в ряде других профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней - естественнонаучных и гуманитарных. К ним относится врачебное консультирование, юридическое, управленческое консультирование и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было сказано выше, имеется в виду оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:
- младенчество (от рождения до 1 года);
- преддошкольное детство (1-3 года);
- дошкольное детство (3-6 лет);
- младший школьный возраст (6-10 лет);
- подростковый возраст (10-15 лет);
- юность:
I период (старший школьный возраст 15-17 лет),
II второй период (17-21 год);
- зрелый возраст:
I период (21-35 лет),
II период (35-60 лет);
- пожилой возраст (60-75 лет);
- старческий возраст (75-90 лет);
- долгожители (90 лет и выше).

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретически может быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то прак-тически реальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблематикой, личностной зрелостью, необходимой для реше-ния психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, воспитание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте консультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, т.е. пространственная организация консультации.
С этой точки зрения можно выделить 2 вида консультирования:
1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".
2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на телефонное и письменное.
Синонимом первого вида консультирования является "очное консультирование", второго - "заочное".

Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует видимо понимать беседу психолога с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В данном случае, вероятно, могут быть выделены следующие виды психологического консультирования:
- школьное консультирование;
- профессиональное;
- семейное и супружеское;
- ориентированное на проблемы личности и другие.

позиция или доктрина, согласно которой доля добра в мире превосходит долю зла (Лейбниц). В более узком смысле, оптимизм -это вера в природную доброту человека (Руссо), в прогресс человеческого рода и цивилизации (энциклопедисты). Оптимизм - форма храбрости и характера, проявляющаяся в мысли, что в любой момент еще не все потеряно, что наш повседневный труд приносит пользу, что мир постоянно совершенствуется и что мы можем способствовать его прогрессу. В таком виде оптимизм - это фермент, необходимый во всех формах человеческой деятельности и даже первооснова любой морали: человек не действовал бы, если бы считал, что его действие обязательно окажется бесполезным, что другой человек зол и т.д. В сущности, оптимизм - это сознательное подхватывание первичного движения жизни, движения творческого и прогрессивного.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОПТИМИЗМ

лат. optimus - наилучший) - воззрение на общий ход исторических изменений, согласно к-рому всегда существует возможность приблизить действительность к идеалу добра; убеждение в достижении в конце концов его торжества над злом, а справедливости - над несправедливостью, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию. Противоположен пессимизму. О. как общественное настроение и как система фнлософско-этических взглядов тесно связан с идеей социально-исторического и нравственного прогресса. Будучи способом практической ориентации человека, О. позволяет людям ожидать от будущего исполнения их желаний и достижения планируемых результатов действий. Именно поэтому принцип О. считается плодотворной основой поведения индивида. Вера в лучшее будущее способствует развертыванию деятельных, творческих способностей личности, помогает формировать у нее положительные нравственные качества. В истории этики О. обосновывали по-разному. Идеалист Платон, напр., признает существование абсолютной справедливости и добра, но переносит их местопребывание в царство идей. В эмпирическом мире человек - может быть добродетелен при условии, если разум (через к-рый индивид причастен к f,;Hpy идей) подчинит себе все стороны его жизни. Более реалистичен О. Демокрита, Аристотеля, Эпикура и др. мыслителей античности, к-рые видели основу добродетельной и счастливой жизни в разумном управлении человеком своими чувственными побуждениями и деятельностью. Представители христианской морали и средневековой философии, хотя и полагали, что зло в конечном итоге преодолевается (Августин, Фома Лквинский и др.), ставили торжество добра в зависимость от воли бога, переносили его реализацию в потусторонний мир. Земная же жизнь, по их мнению, полна горя и страданий, а грех и вина - существенные изначальные свойства человеческой природы. Подобный О. является мнимым, т. к. покоится на признании неискоренимости зла в реальной жизни. Фактически он равнозначен пессимизму. В новое время сторонником абсолютного О. выступил Лейбниц. Он считал, что мир населен несовершенными существами (бесконечен и совершенен только бог), поэтому зло в об-ве неизбежно. Но поскольку всеблагой бог не мог создать мир плохим, добро превалирует в жизни над злом. Более того, зло - это фон для торжества добра, а наш мир -наилучший из всех возможных миров. Мысль о том, что зло - ступенька к добру. поддерживалась И. В. Гете, Фихте и др. мыслителями. О. Гегеля основан на его учении о прогрессе истории. Добро, по Гегелю, - это реализованная свобода, конечная цель мира. И хотя зло в жизни необходимо, на нем, с т. зр. Гегеля, не следует застревать, оно непременно «должно быть преодолено, как ничтожное». Из веры в социальный прогресс и революционное изменение об-ва, в победу правды и справедливости вытекает О. революционных демократов (Герцена, Чернышевского и др.). В одну из самых мрачных эпох России Чернышевский призывал работать для будущего, приближать его. С конца XIX в., когда· капитализм перерастает в империалистическую стадию, буржуазные социологи и философы морали, как правило, отвергают идею исторического и нравственного прогресса, пессимистически оценивают положение человека в мире, перспективы его совершенствования. Марксистская этика стоит на т. зр. О. Однако она отвергает идеалистические и метафизические его концепции, к-рые на практике оправдывают и увековечивают социальное и моральное зло. О. марксистского учения основан на том, что оно установило связь отрицательных сторон действительности, нередко порождающих пес-. симистическое отношение к жизни, с конкретными, исторически преходящими условиями существования об-ва (таковы, напр., антагонистические противоречия капитализма). Чтобы избавиться от этих условий и порождаемого ими зла, человек должен активно и сознательно бороться с ними. Предпосылкой такой сознательной борьбы является знание законов общественного развития. Открыв эти законы, а также социальные силы, реализующие их, исторический материализм впервые дал оптимистическому мировоззрению научное обоснование.

Всем известно, что в отличие от вредных, полезные привычки (правильное питание, занятия спортом) способствуют сохранению здоровья. А вот помогают ли черты характера человека сохранять или улучшать здоровье и даже продлевать жизнь? Оказывается да, действительно, есть такая черта характера или свойство личности, – это оптимизм. Но обо всем по порядку.

Что такое оптимизм

Optimus – «наилучший» по латыни. Оптимизм, это жизненная позиция, взгляд на себя и происходящие события с позитивной точки зрения. Это уверенность в лучшем будущем, в том, что мир прекрасен, все люди, в основном хорошие, из любой ситуации можно найти выход, что неудачи это случайность, а позитивные события закономерны и естественны.

Оптимист и социум

Оптимистично настроенный человек более любознателен, дружелюбен, толерантен и терпим, в отличие от пессимиста. Эти люди чаще негативно настроенных добиваются поставленной цели, продвижения по службе и карьере, быстрее приходят к материальному благополучию. Они почти не жалуются и не ноют, легче сходятся с людьми, с ними меньше хлопот. Оптимисты легче преодолевают многие сложившиеся стереотипы, а к препятствиям, встречающимся на жизненном пути, относятся довольно просто и легко, что дает возможность уберечься от стресса.

Дети, имеющие такую черту характера как оптимизм, лучше учатся, быстрее овладевают различными навыками, имеют более высокие показатели интеллектуального развития. Оптимист даже неприятности, проблемы, неудачу воспринимает как подарок судьбы, видя в этом возможность остановиться, переосмыслить, увидеть новые перспективы.

Оптимизм и здоровье

Существует большое количество научных исследований, подтверждающих прямую взаимосвязь оптимизма и здоровья. Проведенные длительные (пролонгированные) исследования с участием пожилых людей показали, что состояние сердечно-сосудистой системы у респондентов-оптимистов было в идеальном состоянии в 2 раза чаще, чем у пессимистов.

Оптимисты в 2 раза реже страдают от заболеваний сердца, у них в 3 раза реже развивается , – чем чаще человек испытывает позитивные эмоции тем устойчивее его давление. Риск смерти среди пациентов-сердечников у оптимистов ниже на 42% по сравнению с пессимистами. Даже небольшое улучшение уровня жизни и настроения снижает риск инсульта на 8%.

Люди, относящиеся к жизни позитивно, лучше переносят боль и стрессовые состояния, и как следствие, они менее подвержены онкологическим заболеваниям. После перенесенных операций оптимисты быстрее восстанавливаются, период выздоровления после болезни у них гораздо короче.

Подобное отношение к жизни не дает возникнуть состоянию выученной беспомощности, эти люди могут найти силы в себе или, при необходимости, помощь и поддержку в обществе, что делает их устойчивыми к . Положительный фон настроения поддерживает высокий иммунитет, оптимисты меньше болеют.

Люди, смотрящие на жизнь «сквозь розовые очки» выглядят моложе своих лет, старение организма происходит медленнее. Возможно, этому способствует то, что оптимисты больше следят за здоровьем и внешним видом.

У оптимистично настроенных исследуемых уровни общего холестерина и сахара в крови чаще соответствовали норме. Дети, имеющие позитивный настрой, гораздо реже страдают от избыточного веса и ожирения.

Оптимизм и здоровый образ жизни

Оптимисты более чем пессимисты стараются вести здоровый образ жизни. Правильно питаются, занимаются спортом – степень физической активности у позитивно настроенных людей оказалась выше, они более чем пессимисты следят за внешним видом. Своевременно обращаются к врачу и не игнорируют сигналы своего тела, стараются получить качественное медицинское обслуживание. Они реже курят, показатели веса чаще соответствовали норме у оптимистов.

Можно ли обучиться оптимизму

Такие качества как оптимизм и пессимизм не настолько жестко заданы, как кажется. Оптимизму можно научить, подобная работа занимает несколько недель. Методику разработал и на себе показал возможность обучения оптимизму доктор Майкл Мозли. При лечении от хронической бессонницы Майклу Мозли провели исследование мозга. Оказалось, что в состоянии покоя правое полушарие в 3 раза активнее левого, это свойственно тем людям, которые постоянно переживают по поводу ежедневных событий.

Для исправления ситуации были проведены тренировки мозга в виде игры. На экране монитора нужно было найти радостное лицо среди всех других, навести курсором и «щелкнуть мышкой». Проводились дополнительно медитации длительностью до 20 минут, для концентрации на своем внутреннем мире, снятия напряжения и расслабления. Повторное исследование мозга после тренировок выявило, что разница в активности полушарий стала менее выраженной, а М.Мозли стал более позитивно смотреть на происходящее.

Только сам человек может определить – его стакан наполовину полон или, таки, наполовину пуст! Оптимизм и следствие, и причина крепкого здоровья. Здоровые люди более оптимистично смотрят на жизнь, а оптимистичные – более здоровы. От самого человека зависит, сможет ли он прожить свою жизнь долго и счастливо, полноценно, быть здоровым. И в этом не последнюю роль играет оптимизм, положительный настрой, вера в себя и свои силы.

Предупреждение. Все хорошо в меру, оптимизм, доведенный до уровня беспечности, приведет к совершенно противоположным результатам. Берегите себя!

Оптимизм – философское учение, по которому существующий мир, несмотря на все свои недостатки, есть лучший; то есть наиболее совершенный из всех возможных, и все совершающееся в нем направлено к осуществлению блага.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Оптимизм – склонность во всем в жизни видеть хорошие стороны, верить в успех, в благополучный исход чего-либо.
Толковый словарь русского языка Ушакова

  • Оптимизм – это глубокое доверие к жизни и к людям.
  • Оптимизм – это умение в любой ситуации найти положительные моменты и акцентировать свое внимание именно на них.
  • Оптимизм – это сильная воля, уверенность в себе и доброжелательность по отношению к окружающим.
  • Оптимизм – это не попытка закрыть глаза на трудности, но искренняя вера в то, что все они преодолимы.
  • Оптимизм – это внутренняя улыбка, которая вызывает ответную улыбку судьбы.
  • Оптимизм – это умение человека взять верх над внешними обстоятельствами за счет внутренних резервов души.

Преимущества оптимизма

  • Оптимизм придаёт силы – для преодоления жизненных трудностей.
  • Оптимизм даёт надежду – на лучшее в любой ситуации.
  • Оптимизм даёт свободу – от уныния, зависти и равнодушия.
  • Оптимизм даёт возможности – в извлечении из любой ситуации бесценного жизненного опыта.
  • Оптимизм даёт радость – искреннюю радость жизни.

Проявления оптимизма в повседневной жизни

  • Философия. Оптимистичному взгляду на жизнь посвящено целое философское учение - метафизический оптимизм Лейбница.
  • Экстремальные ситуации. Человек, сохраняющий присутствие духа в экстремальной ситуации, и прилагающий усилия для выхода из нее – проявляет оптимизм.
  • Общение. Человек, изначально доброжелательно относящийся к людям, и ожидающий от них только позитива – проявляет оптимизм.
  • Религия. Вера в Бога придает человеческой жизни осмысленность и заряжает оптимизмом.
  • Семейные отношения. Родители, подающие детям пример доброжелательности по отношению к людям, непредвзятости по отношению к событиям и позитивных ожиданий – воспитывают детей оптимистами.

Как достичь оптимизма

  • Улыбайтесь! Улыбка и ожидание от жизни и окружающих людей только хорошего, поистине творят чудеса и помогают достичь намеченных целей. Улыбка – это большой шаг по пути достижения оптимизма.
  • Психологические тренинги. Основа оптимизма – это вера в себя; обрести веру в себя и вместе с ней - оптимизм, помогут профессиональные психологические тренинги.
  • Помощь нуждающимся. Человек, который при неудаче не замыкается в себе, а, напротив, старается помочь тем, кому еще сложнее – воспитывает в себе оптимизм и веру в собственные силы.
  • Общение. Общение с позитивными людьми, которые способны вселять в окружающих надежду и веру в себя – лучший способ воспитать в себе оптимизм.

Золотая середина

Пессимизм | полное отсутствие оптимизма

Оптимизм

Мечтательность | отрыв от внешней реальности, витание в облаках

Крылатые выражения об оптимизме

Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможность. - Уинстон Черчилль - Если хочешь стать оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай. - Антон Чехов - Пессимизм – это настроение, оптимизм – воля. - Эмиль Огюст - Самый лучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого-нибудь. - Марк Твен - Улыбайтесь чаще. Жизнь - хороша! Мудрость жизни. О пользе самоиронии и оптимизма Книга о том, как научиться любить жизнь во всех ее неповторимых и уникальных проявлениях. Богато иллюстрирована и афористична. М. Зелигман / Как научиться оптимизму Книга учит «гибкому оптимизму» - методике, позволяющей преодолеть пессимизм и обрести вкус к жизни. Автор – психолог, известный специалист по мотивации.

(от лат. pptimus - наилучший) - один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему; противостоит пессимизму. В обыденном понимании - это склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, верить в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие. В филос. умозрении следует отличать гносеологический О., считающий мир целиком поддающимся познанию, и О. этический, основными чертами которого является указание на действенность добра и бессилие зла, убеждение в окончательном торжестве добра над злом, справедливости над несправедливостью, разума над хаосом. Для религиозно-метафизического О. характерна онтологизация добра, вера во вселюбящего, всеблагого Бога или в могущество мирового Разума (Логоса), чьи проявления вносят в мир созидающее и светлое начало. В деистических, секу-лярных, по преимуществу рационалистических, филос. системах О. опирается не на веру в Божественный Промысел, а на веру в способностьчеловека поступать согласно его природе или его разуму. При этом всякого рода «метафизические допущения» считаются ненужными и даже вредными, ибо сковывают свободную волю индивида. Для античности нельзя провести строгого разделения мировоззрений на оптимистические и пессимистические. Мир, где властвует судьба и все изменения происходят по ее воле, воспринимался греками целостно, без явного неприятия к.-л. его явлений и без явного преобладания унылых или радостных настроений. Христианская философия, напротив, строго отделила оптимистические и пессимистические мотивы, которые диалектически сочетаются в ней. Хотя она и наполнена трагическими переживаниями падения человека и мира в бездну греха, но постоянно подчеркивает свой радостный, оптимистический пафос. Это выражается в евангельских представлениях о божественном начале, живущем даже в самой заблудшей душе, о возможной победе человека над смертью, благодаря искупительной жертве Богочеловека, о преображении твари и о торжестве Царствия Божьего. Оптимистический пафос характерен для эпохи Возрождения, где появляются представления о непрерывном развитии и накоплении знания (Г. Галилеи), о неограниченных возможностях человека в постижении мира. Стремление мыслителей Ренессанса проникнуть в тайну творения привело в Новое время к идее возможного достижения человеческим разумом божественного всеведения. В системах Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.Б.Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля разум, не замутненный волевым началом, признается совершенным мерилом жизни. Радикальным метафизическим О. отличается философия Лейбница, согласно которой наш мир есть наилучший, ибо Бог при творении держал в уме бесконечноечисло возможных миров и, в силу своей абсолютно доброй воли, остановился на наилучшем варианте. В философии Просвещения, а также в позитивизме светский этический О. достигает своей вершины. Идеяпрогресса в знании распространяется на социальную сферу (А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А. Кондор-се), и отныне считается, что человечество движется от менее совершенных форм общества к более совершенным. На деятельном преобразовании реальности и прорыве к справедливому социуму настаивали социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье) и марксизм, видевший завершение мировой истории в построении коммунизма - формации, где люди смогут освободиться от вековой экономической зависимости и разовьют все творческие способности. Философия 20 в. в свете мировых войн и революционных потрясений была вынуждена внести коррективы в оптимическое мировоззрение. Экзистенциализм говорит об абсурдности жизни (А. Камю), о «страхе», «тревоге», «покинутости» (Ж.П. Сартр, П. Тиллих), о «заботе» (М. Хайдеггер), которые стали основными настроениями эпохи. Но человек не должен впадать в отчаяние, напротив, в условиях, когда пошатнулись метафизические ценности, он получает «абсолютную свободу» (Сартр) и должен утверждать идеалы милосердия и гуманизма. В современном мире оптимистическая вера в неограниченные возможности науки, техники, в прогресс общества и в благотворное влияние на человеческие качества политико-правовых ин-тов, хотя существенно подорвана мировыми войнами и революциями, остается одним из самых влиятельных умонастроений.

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(от лат. optimus - eучший) - умонастроение, придающее основное значение лучшим перспективам в любой человеческой ситуации и вере в победу добра над злом. Основные его проблемы: как быть, если злу в мире конца не видно, как относиться к духовно-нравственной несостоятельности...