Осложнённое предложение

1) однородные члены;

4) обращения;

Общее понятие об обособлении

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОБОСОБЛЕНИИ

Обособление-один из спо­со­бов смыс­ло­во­го вы­де­ле­ния или уточ­не­ния части высказывания. Обособленные члены обладают определённой самостоятельностью и способны сами стать отдельным предложением или его центром. Если сравнивать это синтаксическое явление с жизнью людей, то легко представить, что подросший ребёнок в семье, подросток, и есть в некотором роде обособленный член семьи: у него есть своя территория в пределах квартиры (предложения), он закрывает за собой дверь (ставит запятые), он имеет своих друзей (зависимые слова), но пока он зависит от родителей. Но он вырастет и создаст свою отдельную семью-предложение.

Посмотрим, как обособленные члены могут легко трансформироваться в отдельные предложения:

Облака , подобные низ­ко­му дыму, быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря.

В пер­вом пред­ло­же­нии обособ­ле­но определение, вы­ра­жен­ное при­ла­га­тель­ным подобные с от­но­ся­щи­ми­ся к нему словами. Это опре­де­ле­ние может быть за­ме­не­но от­дель­ным пред­ло­же­ни­ем или при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем в со­ста­ве сложного: Об­ла­ка быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря. Они были по­доб­ны низ­ко­му дыму.

Облака, ко­то­рые были по­доб­ны низ­ко­му дыму, быст­ро не­с­лись со сто­ро­ны моря.

Обособленные члены пред­ло­же­ния де­лят­ся на две группы:

1) обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены, близ­кие по зна­че­нию к предложению;

2) уточ­ня­ю­щие члены предложения.

Приведём крат­кую обоб­ща­ю­щую таб­ли­цу обособ­лен­ных чле­нов с примерами тех типов обособлений, что проверяется на экзамене ОГЭ (2016 год)



ОБОСОБЛЕННЫЕ СО­ГЛА­СО­ВАН­НЫЕ ОПРЕ­ДЕ­ЛЕ­НИЯ

1. При­част­ный обо­рот после глав­но­го слова.

Дорога , идущая вдоль леса. СРАВНИМ: идущая вдоль леса до­ро­га (обособления нет)

2. Обо­рот с при­ла­га­тель­ным с за­ви­си­мы­ми словами.

Окно , мокрое от дождя. День , похожий на остальные.

3. Два оди­ноч­ных прилагательных, однородных, сто­я­щих после глав­но­го слова.

Наступило утро , морозное и туманное.

4. При­част­ный обо­рот до глав­но­го слова, если глав­ное слово ИМЯ соб­ствен­ное или обо­рот имеет зна­че­ние ПРИЧИНЫ.

Разозлённый, Ни­ки­тин гнев­но сверк­нул глазищами. (причина, по­че­му сверкнул?)

5. Определение, от­но­ся­ще­е­ся к лич­но­му местоимению:

Молодые, мы меч­та­ли о кос­ми­че­ских далях и не­ве­до­мых мирах . (личное местоимение)

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Имя существительное, сто­я­щее в том же па­де­же что и глав­ное слово, на­зы­ва­ет пред­мет речи ДРУ­ГИМ СЛОВОМ, уточняет, кто он или кем является.

Артём и Илья, одноклассники, сдали тест первыми.

ОБОСОБЛЕННОЕ ДОПОЛНЕНИЕ

1. Из числа до­пол­не­ний бы­ва­ют обособ­лен­ны­ми очень немногие, а имен­но до­пол­не­ния с предлогами

кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

Кроме него, при­шло ещё пять человек.

Все ребята, включая Илью и Артёма, от­вет­ствен­но от­но­сят­ся к вы­пол­не­нию заданий.

ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Де­е­при­част­ный обо­рот и оди­ноч­ное деепричастие

Расположившись на насыпи, мы стали на­блю­дать за при­бли­жа­ю­щим­ся поездом.

2. Все­гда яв­ля­ет­ся обособ­лен­ным обо­рот с пред­ло­гом не­смот­ря на

Несмотря на усталость, мы были полны ре­ши­мо­сти до­брать­ся до де­рев­ни засветло.

УТОЧНЯЮЩЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

1. Два обстоятельства, вто­рое из ко­то­рых уточ­ня­ет МЕСТО или ВРЕМЯ.

Там, далеко по­за­ди нас, остал­ся шум­ный город.

Сирень росла прямо под окнами, рядом с калиткой.



Тогда, в детстве, всё ка­за­лось более про­стым и понятным.

У забора, у самой калитки, в но­яб­ре рас­цве­ли маргаритки.

Обособленное обстоятельство

ОБОСОБЛЕННОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО - это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты.

Де­е­при­ча­стие - осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав? , от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии

Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке, Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы, сел, ожи­дая две­на­дца­ти .

вы­де­лен­ные слова - деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

Нельзя путать деепричастие с суффиксом ВШИ и причастие с суффиксом ВШ, например:

Мальчик , улыбнувшийся мне, побежал по дорожке-это причастие и причастный оборот; а мальчик, улыбнувшись мне, побежал по дорожке;

Вернувшиеся с работы родители ничего не заметили- причастие и причастный оборот; вернувшись с работы, родители ничего не заметили- деепричастие и деепричастный оборот;

Нельзя путать деепричастие с суффиксом А/Я и причастие с суффиксом УЩ/ЯЩ/АЩ/ЮЩ, например:

Улыбающийся и улыбаясь; готовящийся и готовясь; увлекающийся и увлекаясь.

Основные пра­ви­ла обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения, за ис­клю­че­ни­ем случаев:

Если де­е­при­ча­стие включается в устой­чи­вый оборот: ра­бо­тать спустя ру­ка­ва (ср.: за­су­чив рукава), ра­бо­тать не по­кла­дая рук; бе­жать высунув язык; бе­жать сломя голову; слу­шать затаив дыхание; слу­шать развесив уши и др.: В труд­ные дни он ра­бо­тал с нами рук не покладая. Не­ко­то­рые из них (спустя, сломя) имеют ар­ха­ич­ную форму и в со­вре­мен­ном языке уже не яв­ля­ют­ся деепричастиями;

Если де­е­при­ча­стие непосредственно при­мы­ка­ет к гла­го­лу и имеет зна­че­ние образа действия: Не спеша бегут ло­ша­ди среди зе­ле­ных холмистых полей - бегут как?; Сергей долго лежал не шевелясь - лежал как? Такие де­е­при­ча­стия по функ­ции сближаются с наречием: Это упраж­не­ние делают сидянастуле; Он читал лежа; Рас­су­док мой изнемогает, и молча гиб­нуть я должна .

По особым правилам выделяются запятыми деепричастия и деепричастные обороты при наличии нескольких сказуемых или нескольких деепричастных оборотов.

Обособленные определения

Обособленные определения- это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения, ко­то­рые могут быть за­ме­не­ны на от­дель­ное предложение.

Определения, которые не выделяются запятыми, называются необособленными.

Сравним предложения:

1).Наступила ясная, морозная ночь. Два од­но­род­ных нераспространённых не­обособ­лен­ных определения.

2).Наступила ночь, ясная, морозная. Два од­но­род­ных нераспространённых обособ­лен­ных определения.

3).Ночь была морозная, ясная. Со­став­ное имен­ное ска­зу­е­мое с двумя имен­ны­ми частями.

Обратите вни­ма­ние на за­пя­тую перед пер­вым опре­де­ле­ни­ем во 2-м примере, это и есть обособление. В 3-ем пред­ло­же­нии слова ясная и морозная уже не определения, они стали сказуемым.

Су­ще­ству­ют определённые ПРАВИЛА ОБОСОБ­ЛЕ­НИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ .

Оособ­ле­ние по типу 1.

Причастный обо­рот обособляется, если стоит после глав­но­го слова. Схема: ГС+ПО.

Человек , |не пом­ня­щий прошлого|, ли­ша­ет себя будущего.

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС: |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет!.

Примечание : прак­ти­че­ски все ошиб­ки на по­ста­нов­ку за­пя­той свя­за­но с этим правилом, точнее, его нарушением. НЕТ ТА­КО­ГО правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми. Он вы­де­ля­ет­ся при со­блю­де­нии схемы ГС+ПО. Если же схема ПО+ГС, обо­рот вы­де­ля­ет­ся толь­ко при со­блю­де­нии усло­вий ТИП 4 и ТИП 5.

Оособ­ле­ние по типу 2.

Определительный обо­рот после глав­но­го слова Схема: ГС+ОО.

Были слыш­ны звуки , |похожие на стоны деревьев|.

Примечание к ТИПУ 1 дей­ству­ет и для этого правила.

Оособ­ле­ние по типу 3.

Несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой) после глав­но­го слова. Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Мартовская ночь , об­лач­ная и туманная, оку­та­ла землю.

Весенний дух , весёлый и беспутный, ходил повсюду.

Обособ­ле­ние по типу 4.

Перед опре­де­ля­е­мым словом, если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки. Если та­ко­го зна­че­ния нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным.(Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет).

|Измученная мно­го­днев­ной засухой|, земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему?Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Обособ­ле­ние по типу 5.

Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению. Схема: ПО+ГС.

|Увлечённый разговором|, он прислушался. Разгорячённый и взволнованный, он вбе­жал в комнату.

Рассмотрим кон­крет­ные при­ме­ры (взяты из ОБЗ ФИПИ), ис­поль­зуя следющий алгоритм:

а) найдём все слова, от­ве­ча­ю­щие на во­прос определения;

б) найдём глав­ные слова, к ко­то­рым относятся эти опре­де­ле­ния и решим од­но­род­ные есть/нет.

в) по­про­бу­ем поставить во­про­сы от при­ча­стия или при­ла­га­тель­но­го к дру­гим словам, чтобы убедиться, что за­ви­си­мых слов нет/ есть;

г) по­смот­рим на типы обособ­ле­ний 1-5 и све­рим с рас­став­лен­ны­ми запятыми, ука­жем тип обособления, если оно имеет место.

1.(1) Черноволосый, (2) взъерошенный, он был похож на (3) ма­лень­ко­го (4) исхудалоговолчонка, и его (5) ввалившиеся глаза по­сто­ян­но искали добычу.

Под циф­ра­ми 1 и 2 обособ­лен­ные нераспространённые од­но­род­ные определения, стоят перед лич­ным ме­сто­име­нием ОН, тип обособ­ле­ния 5; 3 и 4 - не­обособ­лен­ные нераспространённые неод­но­род­ные определения; под циф­рой 5 - оди­ноч­ное не­обособ­лен­ное определение.

2.Стадо телят и быч­ков втя­ну­лось на (1)старую, |(2)заваленную деревьями| просеку. Два од­но­род­ных определения, от­но­сят­ся к слову «просека». 1-е необособленное, одиночное. 2-е распространённое необособленное, вы­ра­жен­ное при­част­ным оборотом. Об­ра­ти­те внимание: если в за­да­нии требуется найти не­обособ­лен­ное распространённое определение, это будет чаще всего при­част­ный оборот, сто­я­щий ДО глав­но­го слова.

3.И она на­пра­ви­лась к своей (1)вер­ной подруге Зи­ноч­ке Крючковой, (2)всё ещё под­дер­жи­ва­ю­щей полку с про­во­лоч­ной мо­де­лью атомаОпределений два: под циф­рой 1 не­обособ­лен­ное нераспространённое опре­де­ле­ние, от­но­сит­ся к слову «подруга»; под циф­рой 2 распространённое, вы­ра­же­но при­част­ным оборотом, обособленное. ТИП 1

4. (1)Глубокая и (2)тихая вода ла­ки­ро­ван­но блестела, слов­но в реку вы­ли­ли масло, и в это (3)чёрное зер­ка­ло смот­ре­лись с об­ры­ва (4)задумчивые ели , (5)тонкие берёзки , (6)|тронутые желтизной|. Под циф­ра­ми 1, 2, 3, 4, 5 не­обособ­лен­ные нераспространённые определения; 1 и 2 од­но­род­ные; 6 распространённое, вы­ра­же­но при­част­ным оборотом, обособленное, тип 1.

Голуби узна­ли его, за­тре­пе­та­ли над головой, са­ди­лись ему на плечи, он брал их , воркующих, встревоженных, и пря­тал под куртку, за пазуху. Опре­де­ле­ний два, одиночные, однородные, со­еди­не­ны интонацией, обособ­лен­ные (перед пер­вым и после вто­ро­го стоит запятая) по типу 3.

Обособленное дополнение

Обычно дополнения тесно связаны с теми словами, к которым относятся, поэтому обособляются редко.

Как обособленные дополнения рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением,

сверх, исключая, наряду с, вместо и др.:

Я ничего не слышал, кроме шума листьев. (А. Пушкин)

Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей. (М. Горький).

В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. (Пауст.)

Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М. Г.)

Информация для учителей: в различных школьных учебниках обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо относят то к обособленным, то к уточняющим членам предложения. Размещение данного материала в группе "Обособленные члены" продиктовано тем, что в тестах ОГЭ данные дополнения считаются обособленными, при этом на данный момент времени заданий на поиск обособленного дополнения всего два, и в двух случаях это оборот со словом «кроме.»

Такие уточняющие дополнения могут стоять не только после уточняемого члена, но и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами, например:

За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. Уточняемый член все - подлежащее, а уточняющий «за исключением отдельных учеников» - дополнение.

Обособленное приложение

ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ-это выделенное запятыми или тире приложение.

Приложение входит в группу из 4 слов, имеющих отношение к ПРИЗНАКУ.

1. ПРИЗНАК

2. ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

3. ПРИЧАСТИЕ

4. ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено именем существительным.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д. Например, город (какой?) Москва, студент-первокурсник, одноклассники Сергея-Лёша и Максим

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).

В зависимости от различных условий, приложение может обособляться, то есть выделяться знаками препинания, или быть необособленным. В задании 9 требуется найти обособленные приложения. Запомним, что для обособления приложений могут быть использованы как тире, так и запятые.

Рассмотрим на примерах:

1. Дети, ма­лень­кие му­жи­ки-школь­ни­ки, рано на­чи­на­ли тру­до­вую жизнь, и дет­ство у них было укра­де­но. Приложение мужики-школьники с зависимым словом маленькие составляют распространённое приложение, с двух сторон выделено запятыми. Это приложение относится к слову дети , поясняет его значение, даёт авторскую оценку.

2. Ли­са­пе­та Вто­рая на­ца­ра­па­ла за­пи­соч­ку Вере, своей со­сед­ке по парте: «Жеку те­перь за­сме­ют!» Приложение соседке с зависимыми словами своей и по парте составляет распространённое приложение, даёт нам понять, кто такая Вера, характеризует её.

3. И тогда со­сед­ский маль­чиш­ка, школь­ник, пер­вым решил ска­зать ему прав­ду. Нераспространённое приложение школьник уточняет, кто такой мальчишка , какой он.

4. Это был свет­ля­чок - ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка, и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку. Информацию о светлячке (какой он?) передаёт распространённое приложение. Особенностью данного обособления является использование тире: оно ставится, если приложение заканчивает предложение, в данном случае приложение стоит в конце первого простого предложения в составе сложного.

Обращаем внимание на то, что тире часто используется между подлежащим и сказуемым. В чём разница? Обратимся к примерам. В первом предложении слово соседка является сказуемым, его именной частью. Другого сказуемого нет!

Вера- соседка по парте.

Во втором предложении сказуемое есть, поэтому эти же слова уже стали приложением.

Обратилась к Вере, соседке по парте, с вопросом.

Очень важно понимать, что приложение- это не новый предмет или явление, не однородный член по отношению к своему существительному, а его ПРИЗНАК. А чтобы наглядно продемонстрировать важность постановки запятых или тире при приложениях, приведём такой пример.

На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина, её подруга, приехала тётя и племянники, Денис и Стас, коллеги по работе.

А если вот так: На день рождения пришли отец с братом, сестра, Марина-её подруга, приехали тётя и племянники-Денис и Стас, коллеги по работе.

Так что, готовясь отправлять приглашение, учитывайте, называете ли вы РАЗНЫХ людей или всего лишь уточняете, кто они и какие.

Бессоюзные предложения

Бессоюзными называются сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией, без помощи союзов и союзных слов:

1. Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

2. Врач запретил купаться: вода слишком холодная.

1. [= -], [= -]. 2. [= -]: [= -].

Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между простыми предложениями.

Однако именно смыслом определяются знаки препинания в письменной речи, а в устной речи - интонация.

1. В сложных бессоюзных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого запятой:

Улетели птицы за море, миновало время жатв. Дождик кончился сразу, туча пошла дальше, показалось солнышко.

Если части сложного бессоюзного предложения осложнены, между ними ставится точка с запятой:

Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

2.В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления обычно ставится тире:

Мир строит - война разрушает.= Мир строит, а война разрушает.

Такие предложения можно заменить сложносочинёнными с противительными союзами а, но и др.:

3.В сложных бессоюзных предложениях обычно ставится тире, если в первом предложении есть значение времени и условия:

Совесть потеряешь - другой не купишь. =Если (когда) совесть потеряешь, другой не купишь. Упадёт луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с союзами когда/если

4.Сложные предложения с отношениями причины и следствия делятся на две группы:

1) предложения с указанием причины во второй части (в таких предложениях ставится двоеточие

Я доверяю любящим: они великодушны.

2) предложения с указанием следствия во второй части (в таких предложениях ставится тире):

Распахнули окна - запах сосен вступил на веранду.

Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с придаточными причины или придаточными следствия.

5. В сложных бессоюзных предложениях с пояснением (вторая часть поясняет содержание первой) ставится двоеточие:

Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. =Предметы потеряли свою форму, а именно: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

Такие предложения можно заменить предложениями с союзамиа именно, то есть .

6. В сложных бессоюзных предложениях, если второе предложение дополняет содержание первого, ставится двоеточие

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. А я вот что заметил: возле иных домов тополя сохнут.

Такие предложения можно заменить сложноподчинёнными с союзом что :

А я заметил, что возле иных домов тополя сохнут.

В некоторых случаях в первое предложение можно вставить слова и увидел (и вижу) :

Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчёты штурмана. Я смотрю на часы и вижу, что мы точно выполняем расчёты штурмана.

Обобщим всю информацию в таблице:


СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Сложные синтаксические конструкции представляют собой объединения частей с разнотипной синтаксической связью. Такие конструкции очень широко распространены в речи, причем одинаково часто употребляются в произведениях разных функциональных стилей. Это комбинированные типы предложений, они разнообразны по возможным объединениям частей в них, однако при всем своем разнообразии поддаются довольно четкой и определенной классификации.

В зависимости от различных комбинаций типов связи между частями возможны следующие разновидности сложных синтаксических конструкций:

1) с сочинением и подчинением: Лопатина стало клонить ко сну, и он обрадовался, когда в дверях появился шофер и доложил, что машина готова

{ = }, и [- = ], (когда = - и =), (что - =)

2) с сочинением и бессоюзной связью: Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта.

{-}, да {- = }: { = }.

3) с подчинением и бессоюзной связью: В лесу на прогулке иногда в раздумье о своей работе меня охватывает философский восторг: кажется, будто решаешь мыслимую судьбу всего человечества.

{- = }:[ = ], (будто =).

4) с сочинением, подчинением и бессоюзной связью: Но река величаво несет свою воду, и какое ей дело до этих вьюнков: крутясь, плывут они вместе с водой, как недавно плыли льдины.

{- = }, и { = }: [ = -], (как = -).

В сложных предложениях обычно проводят деление на компоненты , причем один из них или оба могут быть сложными предложениями. Главное предложение и его придаточное всегда составляют один компонент. Подчинительная связь всегда внутренняя. Связь между компонентами может быть только двух типов - сочинительная или бессоюзная.

Таким образом, в предложении 1 ТРИ компонента; в предложении 2 ТРИ компонента; в предложении 3 ДВА компонента; в предложении 4 ТРИ компонента.

Обратите внимание на условные обозначения:

предложения, не имеющих придаточных частей, взяты в фигурные скобки { }

предложения, имеющие придаточные части, традиционно взяты в квадратные скобки

предложения придаточные традиционно оформлены круглыми скобками ()

Утвер­жда­ют (1) что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют (2) и (3) когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту (4) то сами убе­ди­лись (5) на­сколь­ко правы были оче­вид­цы.

[-], (что- = и =), и (когда- =), [то = ], (на сколько = -).

Рядом с тобой все­гда люди (1) и (2) даже если тебе очень оди­но­ко (3) ты не со­мне­вай­ся в том (4) что кто-то смо­жет вы­слу­шать и по­нять тебя.

[-], и, (если-), [- = в том], (что = и =).

Было впе­чат­ле­ние (1) что мы вол­шеб­ным об­ра­зом по­бы­ва­ли в чу­дес­ной стра­не (2) где алые лилии и крас­ная ря­би­на (3) где всё яснее и кра­си­вее (4) чем все­гда было во­круг.

[ = -], (что - =), (где - и -), (где- =), (чем =).

Осложнённое предложение

Простое предложение может быть осложнённым. Не сложным, а именно осложнённым, ведь для сложного нужно наличие второй грамматической основы.

Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. Осложнение предложения вызывают

1) однородные члены;

2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот);

3) вводные слова и предложения, вставные конструкции;

4) обращения;

Общее понятие об обособлении

  • 5. Согласование как вид подчинительной связи. Разновидности согласования: полное и неполное.
  • 6. Управление как вид подчинительной связи. Сильное и слабое управление, именное примыкание.
  • 7. Примыкание как вид подчинительной связи.
  • 8. Предложение как основная ед. Синтаксиса. Основные признаки предложения.
  • 9. Актуальное членение предложения.
  • 11. Типы предложений по замещённости позиций главных и второстепенных членов предложения. Парцелляция.
  • 13. Простое глагольное сказуемое, осложнение простого глагольного предложения.
  • 14. Составное глагольное сказуемое
  • 15. Составное именное сказуемое.
  • 16. Определённо-личные предложения.
  • 17. Неопределённо-личные предложения
  • 18. Обобщённо-личные предложения.
  • 19. Безличные и инфинитивные предложения.
  • 20. Номинативные предложения и их типы. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.
  • 21. Синтаксически нечленимые предложения и их разновидности.
  • 22. Дополнение, его типы и способы выражения.
  • 23. Определение, его типы и способы выражения. Приложение как особая разновидность определения.
  • 24. Обстоятельство, его типы и способы выражения. Понятие о детерминантах.
  • Однородные и неоднородные определения
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.
  • 27. Обособленные определения и приложения.
  • Обособленные приложения
  • 28. Обособленные обстоятельства.
  • 29. Обособленные обороты со значением включения, исключения и замещения. Обособление уточняющих пояснительных и присоединительных членов предложения.
  • Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения
  • 30. Предложения с обращением. Способы выражения обращений. Знаки препинания при обращении.
  • 31. Вводные слова и словосочетания, их лексико-семантические разряды и грамматическое выражение.
  • 32. Вставные конструкции.
  • 33. Сложное предложение как единица синтаксиса. Средства выражения синтаксических отношений в сложном предл. Типы сл. Предл.
  • 34. Типы сложносочиненных предложений по количеству предикативных частей (открытой и закрытой структуры). Средства связи ссп.
  • 35. Сложносочинённые предложения с соединительными и присоединительными отношениями.
  • 36. Сложносочинённые предложения с разделительными и противительными отношениями.
  • 37. Сложноподчинённые предложения нерасчленённой и расчленённой структуры.
  • 43. Сложноподчинённые предложения с условными и причинными отношениями.
  • 44. Сложноподчинённые предложения с уступительными отношениями.
  • 45. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели и следствия.
  • 46. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
  • 47. Бессоюзные сложные предложения. Смысловые отношения между частями бессоюзного сл. Предложения и средства их выражения.
  • 48. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • 52. Текст как высшая коммуникативная организация речи. Основные признаки текста: связность, цельность, законченность, членимость.
  • Порядок синтаксического разбора сложносочинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения
  • Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения
  • Синтаксический разбор простого предложения:
  • Синтаксический разбор словосочетания:
  • 26. Предложения с обособленными членами. Понятие об обособлении. Основные условия обособления второстепенных членов предложения.

    Обособление - это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. То есть обособленными являются члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно. Обособляться в прямом значении этого слова могут только второстепенные члены предложения, так как главные являются носителями основного сообщения, и они не могут быть выключены из состава предложения без нарушения его предикативной основы.

    Добавочный характер сообщения, передаваемого при помощи обособленных членов, оформляется через полупредикативные отношения, которые возникают в предложении в дополнение к предикативным, передаваемым главными членами. В предложении Мой отец, тракторист, работает сегодня в поле по смыслу и потому интонационно выделено слово тракторист , которое несет в себе дополнительный сообщительный смысл. Основное сообщение передано предикативной основой Мой отец работает сегодня в поле , но это основное сообщение осложняется другим: Мой отец - тракторист . Когда оба сообщения объединяются в одно в пределах простого предложения, естественно, что одно из них становится основным, ведущим (рождаются предикативные отношения), а второе - дополнительным, осложняющим основное (рождаются полупредикативные отношения).

    Обособленными могут быть любые члены предложения.

    Обособленные определения могут быть согласованными и несогласованными, распространенными и нераспространенными: Этот человек, тощий, с палочкой в руке , был мне неприятен.

    Наиболее часто встречаются обособленные определения, выраженные причастными оборотами, прилагательными с зависимыми словами и существительными в косвенных падежах.

    Обособленные обстоятельства чаще бывают выражены деепричастиями и деепричастными оборотами: Размахивая руками , он что-то быстро говорил .

    Обособляться могут также обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на : Несмотря на все старания , я никак не мог уснуть .

    Обособление других обстоятельств зависит от намерения автора: они обычно обособляются, если им придают особое значение или, наоборот, рассматривают как попутное замечание. Особенно часто обособляются обстоятельства с предлогами благодаря, вследствие, ввиду, за неимением, согласно, по случаю, в силу, вопреки:

    Вопреки прогнозу , погода стояла солнечная.

    Из числа дополнений бывают обособленными очень немногие, а именно дополнения с предлогами кроме, помимо, исключая, сверх, помимо, включая:

    Кроме него , пришло еще пять человек.

    Некоторые обособленные члены могут иметь уточняющий, поясняющий или присоединительный характер.

    Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

    На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

    Синтаксические условия:

    1. Порядок слов : 1) инверсия (обратный порядок слов). Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов. Если второстеп. член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость. Ср.: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

    2. Дистантное положение второстепенного чл. предл. по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предл. от главного слова): И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота .

    3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов: Ср.: Ведёрко, полное росы, я из лесу принёс и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил .

    4. , необычная для данного второстепенного члена предложения, когда второстепенный чл. поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения: Поглощённый своими мыслями, мальчик не замечал ничего вокруг (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

    Морфологические условия обособления:

    Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены. Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный, староста . В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный , стоящее перед определяемым существительным, обособляется, т.к. к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

    Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

    Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

    Семантические условия обособления:

    Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

    Например, личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (ср.: внимательный ученик, сердитый человек). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются: А он, мятежный, просит бури... (М. Лермонтов).

    Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и под.), то это тоже может способствовать обособлению определения: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька, щурится, чему-то улыбается .

    С существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и т.п.), определения образуют единое целое, т.к. сущ-ое без определения не может участвовать в формировании высказывания: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным; Случались дела смешные, трогательные и трагические - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

    МБОУ СОШ с.Хондергей

    Урок русского языка в 8 классе

    Учитель-предметник Артседи М.В

    Тема: Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

    Цель урока : дать понятие об обособлении членов предложения; показать, что обособление - один из способов смыслового выделения (или уточнения) части предложения; научить находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, интонационно правильно произносить их.

    Ход урока.

    1. Организация класса.
    2. Актуализация опорных знаний.

    Ребята, мы продолжаем путешествие по разделу «Синтаксис. Пунктуация простого предложения», а также «Простое осложненное предложение».

    Вспомним, чем может быть осложнено простое предложение?

    Однородными членами предложения, обращением, вводными словами и др.

    Верно. Поработаем с предложением, записанным на доске. Выполним синтаксический и пунктуационный разборы.

    1. Луна только что выбралась из-за бугра и освещала две маленькие , тонкие , низкие тучки .

    Комментарий учащихся: предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Между однородными сказуемыми выбралась и освещала запятая не ставится, так как они соединены неповторяющемся соединительным союзом И.

    Между определениями маленькие , тонкие , низкие ставятся разделительные запятые, так как это однородные определения, связь между ними бессоюзная.

    Какие члены предложения называются однородными?

    Однородными называются члены предложения, которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос и выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

    Когда определения считаются однородными? Определение является однородными, если характеризуют предмет с одной стороны. Знания, которые мы повторили, пригодятся при рассмотрении нового материала.

    II. Определение темы, цели урока.

    Попробуем определить тему урока, прослушав грамматическую сказку. Переведите её на язык науки.

    Из жизни Обособленных членов предложения

    Живут в государстве Синтаксис необычные единицы предложения – Обособленные. Они не похожи ни на Главные, ни на Второстепенные члены, хотя и находятся с последними в прямом родстве. Родство это обязывает их отвечать на те же вопросы, иметь то же имя, что и у Дополнений, Определений и Обстоятельств. Но в остальном… Эти Обособленные такие гордые, такие себялюбивые, такие самостоятельные! Окружат себя Запятыми, как забором, словно не хотят ни с кем знаться. Иногда заставляют на себя работать Зависимые слова, иногда Предлоги, иногда связывают между собой с помощью Союзов. А уж как интонация служит! Попробуй произнеси из без должного уважения, сразу пунктуационных ошибок нахватаешься. В Пунктуационном своде законов им посвящено не одно правило, не два, а не меньше пятнадцати! Уж очень они значимы, очень нужны всем. Посмотришь на них и сразу понимаешь: важные птицы.

    Итак, тему определили и записали. А какую цель мы поставим перед собой?

    Научиться распознавать обособленные члены, ставить правильно знаки препинания.

    III. Объяснение нового материала.

    Ребята, вспомните, что такое обособление?

    (Выделение по смыслу членов предложения. В речи интонационно, а на письме – знаками препинаниями).

    С какими обособлениями вы знакомы? (Обособляются причастные обороты, если стоят после определяемого слова, деепричастия и деепричастные обороты, сравнительные обороты).

    Обратимся к словарю.

    Обособить – определить особо, выделить, выгородить, исключить из общего.

    В. Даль

    Обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ.

    Краткий справочник по современному русскому языку.

    Ребята, термин «обособленные члены предложения» ввел в науку известный ученый-лингвист Плешковский.

    Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

    II. Работа с учебником.

    Чтение параграфа 47, разбор предложений.

    1. Наконец выплыл тусклый и красный месяц.
    2. Наконец выплыл месяц,/ тусклый и красный .

    Задание. В каком из предложений определения только характеризуют месяц? А в каком предложении определения имеют большую смысловую нагрузку? Во втором. С помощью каких языковых средств выражены эти определения?

    Запись предложений (работа с текстом).

    Задания. Спишите текст, разделяя запятыми однородные члены и выделяя запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Подчеркните эти обороты как члены предложения.

    Настоящий любитель природы замечает малейшие изм…нения происходящие в лесу весной летом осенью.

    Равн…душный к природе шагает по лесной дороге ни на что (не) обращая внимания. Любитель природы обязательно замет…т тонкий голубоватый туман висящий над дорогой и над полянами заметит капельки росы на траве и кустах многообразие красок утре(н, нн) ей и вечерней зорь и многое из того, чего (не) увидят равн…душные к природе. И запахи осе(н, нн) его леса почувствует человек, близкий к природе.

    (По А. Перегудову).

    Что такое обособление?

    С помощью каких языковых средств обособляются члены предложения?

    IV. Домашнее задание.

    V. Закрепление изученного.

    Задание. Из двух предложений постройте одно с обособленным членом.

    1. На вершине гор лежали густые облака. Они не позволят различать верхние их очертания.

    На вершине гор лежали густые облака, / не позволяющие различать верхние их очертания /.

    1. Свежий ветер подгонял лодку рыбака. Дующий ветер подгонял лодку. Свежий ветер,/ дувший с моря /, подгонял лодку.

    VI. Подведение итогов.

    Какие члены предложения называются обособленными?

    Как выделяются обособленные члены в речи и на письме?

    В каких случаях обособляются определения?



    Обособление1 - сложное структурно-семантическое явление синтаксиса. Выясняя специфику обособления, нужно разграничивать условия (средства, способы) и причину обособления, которые нередко отождествляются.
    Среди общих условий обособления наиболее важны интонация, порядок слов, наличие пояснительных слов, характер поясняемого слова и др. Многие из них известны как актуализаторы (см. с. 22-25).
    Интонацию, сопровождающую обособление, А. М. Пешковский назвал «обособляющей». Для нее характерна соответствующая мелодика, паузы, ритм, логическое ударение и т. д.
    Признавая обособляющую интонацию важным условием обособления, нельзя не отметить, что не во всех случаях обособления имеет место такой важный ее компонент, как пауза: Вдруг вся степь всколыхнулась и, охваченная ослепительным голубым светом, расширилась (Горький) (после союза и, перед причастным оборотом паузы нет). И наоборот, пауза может быть при отсутствии обособления: Кружатся в воздухе \ оторванные ветром от кры- ши\ клочки зажженной соломы (Салтыков-Щедрин).
    Важным условием обособления является порядок слов, чаще обособляются члены предложения при постпозиции. Однако и это условие не является универсальным.
    На обособление влияет степень распространенности обособляемого оборота: Над родиной, полной покоя, Опускается сон золотой (Рубцов).
    На наличие или отсутствие обособления может влиять характер поясняемого слова. Так, почти всегда обособляются определения, относящиеся к местоимению, а также обстоятельства, поясняющие (уточняющие) местоименные наречия (там, туда, оттуда, здесь и под.): Ему ли, карлику, тягаться с исполином? (Пушкин) ; Первыми двери к планетам мы, русские люди, открыли (Бау- ков); Вот здесь, на самом этом месте, стояла сплошная стена лесов (Салтыков-Щедрин).
    Ни одно из названных условий не является универсальным, общим для всех случаев обособления. Нередко в одном случае сочетается несколько условий обособления, но не обязательно все.
    Кроме общих условий обособления, есть и частные, которые будут отмечены при описании отдельных разновидностей обособления.
    Очевидно, что рассмотренные условия - это по существу грамматические и лексико-грамматические способы, средства обособления, но не причина его. Причиной обособления является желание говорящего (пишущего) актуализировать (усиливать) смысловую значимость обособляемой части в общей семантике высказывания, а также пояснить, уточнить какую-то часть высказывания.
    Для иллюстрации этого положения рассмотрим следующий синонимический ряд:
    1. Люблю до дыр зачитанные книги (Матусовский).
    2. Люблю книги, зачитанные до дыр.
    3. Люблю книги, которые зачитаны до дыр.
    4. Книги зачитаны до дыр. Люблю такие книги.
    Сближает эти предложения общее информативное и лексическое значение. Различаются они грамматическим значением - разной степенью предикативности выражений зачитанные до дыр, зачитаны до дыр, что проявляется в их оформлении, связанном с постпозицией и препозицией, с изменением формы причастия, с преобразованием причастного оборота в предложение. Порядок членов синонимического ряда (от 1 до 4) отражает рост степени предикативности (минимальной - у первого, максимальной - у последнего). Для обособленного оборота (2) характерна полупре- дикативность. Синонимика таких конструкций свидетельствует о богатстве синтаксических способов выражения близких, но не тождественных по семантике предложений. Предложения с обособленными оборотами позволяют дать больше информации меньшим количеством языковых средств.
    Итак, признаки обособления: семантические - выделение или уточнение части высказывания; структурные - интонация (в устной речи), порядок слов, наличие поясняющих слов,
    характер поясняемого слова и др. Обособленные члены предложения не всегда имеют всю совокупность структурных признаков.
    По семантике предложения с обособленными членами делятся на две группы: предложения с полупредикативными обособленными членами; предложения с уточняющими обособленными членами. Эти группы имеют и специфические структурные свойства, обусловленные их семантикой.

    Еще по теме § 55. Понятие об обособлении:

    1. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функционально-стилистическая роль обособлений. Синонимия обособленных и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.
    2. § 32. Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов
    3. Предложения с обособленными членами. Понятие обособления, обособленных членов предложения. Функции обособленных членов предложения
    4. 37. Обособление. Условия обособления, способы выражения. Функц-стил роль обособлений. Синонимия обособл и необособленных членов предложения. Присоединение и парцелляция.

    Можно просто сказать, что это - выделение на письме участков текста. Но, как и везде, здесь существует множество нюансов. В частности, есть разные виды обособления.

    Обособление второстепенных членов предложения

    На письме выделяться может практически любая часть речи, включая второстепенные.
    В первую очередь выделение обстоятельств запятыми зависит от того, чем они выражены. Возможны следующие случаи.

    Обстоятельство выражено деепричастием

    Обстоятельство обособляется независимо от места, которое оно занимает по отношению к сказуемому, выраженному глаголом. То есть обособление оборотов, в том числе деепричастных, происходит совместно с обособлением обстоятельства.

    Например: Испугавшись грозы, он вернулся в дом.

    Если обстоятельство расположено в середине предложения, то его необходимо с двух сторон выделить запятыми. Это еще раз подтверждает, что ответ на вопрос, что такое обособление, просто. Это выделение куска фразы на письме.

    Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.

    Обстоятельство, которое выражается деепричастием или деепричастным оборотом, можно заменять придаточным предложением или сказуемым, так как оно приближено по значению к второстепенному сказуемому.

    Ср.: Осенью, покинув дом, он чувствовал тоску по родным краям.- Осенью он покинул дом и чувствовал тоску по родным краям.

    1. Частицы только, лишь включаются в обособляемую конструкцию и также выделяются:

    Зажегся свет, лишь на мгновение озарив все вокруг, и снова погас.

    То есть это пример обособления второстепенных членов предложения, к которым относятся частицы.

    2. Если деепричастная конструкция стоит после сочинительного / или союзного слова, то его нужно отделить от союза запятой.

    Ср.: Она распахнула окно и, высунувшись на воздух, стала наблюдать за восходящим солнцем. - Она распахнула окно и стала наблюдать за восходящим солнцем, высунувшись на воздух.

    3. Союз, не требует разделения при помощи запятой с деепричастием или деепричастным оборотом в том случае, если деепричастная конструкция неотделима от союза или союзного слова, т. е. ее нельзя убрать, не нарушив структуру предложения.

    Ср.: Он любил делать необычные подарки, а поздравив друга, расплывался в улыбке от удовлетворения (невозможно: Он любил делать необычные подарки, а поздравил друга…). Но! Учитель не огласил оценки за контрольную, а, собрав дневники, выставил их туда. - Учитель не огласил оценки за контрольную, а выставил их в дневники.

    Однородные деепричастия и деепричастные обороты, которые соединяются одиночными сочинительными или разделительными союзами и, или, либо, запятой разделять не нужно.

    Лингвист работал над переводом, читая текст и слушая его запись.

    Но в случае, если союз соединяет не два деепричастия, а другие конструкции, запятые ставятся:

    Я взял письмо и, распечатав его, начал читать.

    Когда эта часть речи не обособляется?

    1. Деепричастная конструкция представлена фразеологизмом:

    Он сидел сложа руки.

    Но если фразеологизм является в предложении вводным словом, он выделяется при помощи запятых.

    2. Перед деепричастной конструкцией стоит усилительная частица и:

    Можно достичь успеха и не обладая богатством.

    3. Деепричастие входит в и имеет зависимое союзное слово который (запятая обособляет главное предложение от придаточного):

    Перед государством стоят важнейшие вопросы, не разобравшись в которых оно не сможет выйти на новый уровень в экономике.

    4. Деепричастный оборот включает в себя подлежащее (запятая отделяет весь оборот от сказуемого):

    На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать совсем уж было собралась.

    5. Деепричастие - однородный член с необособленным обстоятельством и связано с ним при помощи союза и:

    Он бежал быстро и не осматриваясь по сторонам.

    Когда еще обособление оборотов не требуется?

    Не требуют и одиночные деепричастия, которые:

    1. Окончательно потеряв свое глагольное значение, перешли в категорию наречий:

    Мы шли не спеша. (Нельзя: Мы шли и не спешили).

    2. Потеряли связь с глаголом и перешли в категорию служебных слов: начиная с, исходя из, смотря по:

    Документы составлены исходя из результатов исследования. Однако в других контекстных ситуациях обороты могут иногда обособляться.

    1) оборот с начиная с обособляется, если имеет уточняющий характер и не связан со временем:

    Она говорит на многих языках, начиная с английского и немецкого.

    2) оборот с исходя из обособляется в том случае, если по смыслу он соотносится с тем, кто производит действие:

    Мы составили документы, исходя из результатов вашего исследования.

    3) оборот с смотря по обособляется в том случае, если имеет уточняющее или присоединительное значение:

    Пришлось действовать аккуратно, смотря по обстоятельствам.

    Обособление в случае если обстоятельство выражено существительным

    Всегда обособляется обстоятельство уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на / невзирая на (легко заменяется придаточными предложениями уступки с союзным словом хотя ).

    Ср.: Несмотря на плохую погоду, отдых удался на славу. - Хотя погода была плохая, отдых удался на славу.

    Частные случаи обособления

    В следующих случаях обстоятельства могут обособляться запятыми:

    1. Причины с предлогами благодаря, за неимением, вследствие, в силу и др. (легко заменяется придаточным предложением с союзным словом так как ).

    Ср.: Сын, согласно с мнением отца, поступил на юридический факультет. - Так как сын был согласен с мнением отца, он поступил на юридический факультет.

    2. Уступки с предлогами вопреки, при хотя ).

    Ср.: Вопреки советам отца, сын поступил на медицинский факультет. - Хотя отец дал советы, сын поступил на медицинский факультет.

    3. Условия с предложными конструкциями при наличии, при отсутствии, в случае и др. (легко заменяется придаточным с союзом если ).

    Ср.: Работодатели, в случае уменьшения прибыли, решили сократить штаб. - Если у работодателей уменьшится прибыль, они решили сократить штаб.

    4. Цели и предложным сочетанием во избежание (легко заменяется придаточным с союзом чтобы ).

    Ср.: Оплату, во избежание неудобств, произведите по карте. - Чтобы избежать неудобств, оплату произведите по карте.

    5. Сравнения с союзным словом подобно .

    Ср.: Таня закончила школу с отличными оценками, подобно старшей сестре.

    В целом обособление оборотов с вышеперечисленными предлогами и предложными конструкциями является вариативным.

    Что такое обособление при приобретении смысловой нагрузки?

    Обстоятельства, которые выражены существительными без предлогов или с другими предлогами, обособляются только в случае приобретения дополнительной смысловой нагрузки, пояснительного значения или совмещения нескольких обстоятельственных значений.

    Катя, после полученного ею негативного ответа, покинула гостиную.

    Здесь обстоятельство совмещает два значения (время и причина, т. е. когда ушёл? и в связи с чем ушёл?)

    Обратите особое внимание на то, что которые выражаются существительными, всегда следует выделять интонационно. Но присутствие паузы далеко не всегда говорит о присутствии запятой. Таким образом, всегда интонационно необходимо выделять обстоятельства, расположенные в начале предложения с обособлениями.

    Тем не менее, запятую после подобного обстоятельства ставить не требуется.

    Обстоятельство выражено наречием

    Если обстоятельства выражены наречиями (наличие зависимых слов не имеет значения), то они обособляются только тогда, когда автор желает обратить на них больше внимания, когда они обладают значением сопутствующего замечания и прочее:

    Через минуту, неизвестно каким образом, он добрался до деревни.

    В данном предложении при помощи обособления подчеркивается неожиданность и странность произведенного действия. Однако подобные обособления в русском языке всегда носят авторский, факультативный характер.

    Надеемся, что в статье нам удалось раскрыть ответ на вопрос о том, что такое обособление.