Имидж человека складывается из различных составляющих. Причем, что очень важно, все они должны быть согласованы между собой.

Внешний имидж человека - это прическа, одежда, аксессуары и другие атрибуты (пирсинг, татуировки и др.), которые могут многое поведать о своем обладателе. Одежда может рассказать за человека пару слов, прежде чем он откроет рот.

Помимо того, необходимо уделять внимание личной гигиене и ухоженном внешнем виде. Окружающие обращают внимание на подстриженные чистые ногти, свежий запах изо рта, отсутствие перхоти на голове, гладко выбритое лицо у мужчин, аккуратный макияж у женщин и многое другое. На имидж человека в первую очередь влияет его внешний вид. Поэтому нужно постоянно заботиться о себе, не забывать, что ухоженность оценивается людьми прежде всего.

Мимический имидж человека - это мимика, улыбка, выражение лица. Ничто так не отражает чувства и порывы души человека, как его взгляд и выражение лица.

Стоит изучить перед зеркалом свое лицо, узнать, что происходит с бровями, губами и лбом в момент произнесения разнообразных по эмоциональности (смешных, доброжелательных, веселых, печальных, трагических, презрительных и др.) фраз. Следует проследить за тем, насколько изменяется мимика, правильно ли она передает эмоции, соответствующие .

Кинетический имидж человека – это осанка и походка, жесты и движения. Люди, которые ходят с напыщенным видом, шагают вприпрыжку с шаркающей походкой, сутулятся, производят негативное впечатление на окружающих. Также человек может произвести неблагоприятное впечатление, если он сидит на стуле, скукожившись, либо закинув ногу через подлокотник или в другой неподобающей позе.

Различные закрытые позы (например, сложенные руки на груди и жесты защиты) тоже часто отталкивают людей. Ходить и сидеть нужно прямо, но без напряжения. Если осанка и походка далека от идеала, полезно заняться специальными упражнениями или танцами, это должно помочь.

Вербальный имидж выражается в голосе, в характерной манере говорить, в стиле речи и словесных оборотах, которые употребляет в разговоре человек, в его словарном запасе (можно донести до собеседника одну и ту же мысль разными словами). Также такой имидж зависит от выбора интонации и правильно подобранных слов.

Чтобы человеку произвести благоприятное впечатление на окружающих, ему стоит использовать преимущественно слова, которые будут подчеркивать его добросовестность и надежность. Для большего эффекта можно с помощью паузы или интонации делать акцент на важнейших словах. К примеру, внезапное понижение или повышение тона хорошо выделяет целую фразу или отдельное слово. Речь должна быть убедительной, логичной и обоснованной, она должна способствовать правильному пониманию.

Ментальный имидж – это мировоззрение человека, его принципы, религиозные убеждения, этические установки, социальные стереотипы. Можно условно разделить людей на идеалистов и материалистов, разрушителей и создателей, пессимистов и оптимистов, скептиков и ожидающих чуда, верящих в силу отношений или силу денег и т.д.

Фоновый имидж человека – это сведения, которые можно получить о человеке из различных сторонних источников - к примеру, из СМИ, от деловых партнеров, клиентов, знакомых и т.д. Это людская «молва», которая бежит впереди человека. Получается так - вначале личность работает на имидж, а затем - наоборот.

Вещественный имидж человека - это все, что имеется у человека: личный автомобиль, кровать, посуда, внешний вид дома, обстановка в нем (картины на стенах, родовые ценности, книги, семейные альбомы). Все это тоже многое рассказывает о человеке. Поэтому, прежде чем приглашать в дом гостей, стоит подумать, может ли жилище улучшить, испортить или закрепить созданный имидж.

Что еще нужно знать о формировании имиджа

Как и первое впечатление о человеке, его имидж формируется в течение очень короткого промежутка времени. Чтобы его впоследствии изменить, нужно будет немало постараться. Поэтому лучше быть всегда готовым продемонстрировать свой образ.

Имидж, который сам создает сам человек, или помогает ему укрепить и развить успех в межличностных отношениях, или тормозит его в этом. Нужно приложить максимум усилий, чтобы он был не случайным и спонтанным, а тщательно продуманным и осознанным.

И, наконец, еще одна важная составляющая имиджа человека - стремиться действительно быть, а не просто казаться. Это значит, что нужно постараться овладеть всеми вышеперечисленными элементами своего имиджа, а не только их демонстрировать.

Уступки и провалы - ничто. Имидж и репутация - все.

Выбрали отрывки о репутации и имидже из книги Саймона Вайна «Успех - не случайность. Законы карьерного роста» , которая выходит в феврале в издательстве «Альпина Паблишер».

Саймон Вайн занимает пост управляющего директора «Альфа-Банка» и руководит подразделением «Рынки долговых инструментов и производных инструментов». Считается одним из ведущих специалистов в России по финансовому консалтингу, трейдингу и инвестиционным операциям.

Следует различать репутацию и имидж

Репутация является содержательной частью имиджа, и ее «зарабатывают». Имидж «создают». Часто люди с плохой репутацией имеют имидж успешных людей. В таких случаях имидж - обертка без конфеты. С другой стороны, у вас может быть отличная репутация и при этом отсутствовать имидж человека, которому «они» должны платить и кого продвигают, а потому вы не ощущаете справедливого, с вашей точки зрения, признания.

Разница между этими терминами поясняется наблюдением, что люди не покупают шоколадные трюфели в разорванных обертках. Исключение возможно лишь в том случае, если покупатель голоден, или конфета продается с большой скидкой.

Возможно, все признают, что работаете вы неплохо, но с оберткой что-то не так. Странный вы какой-то, с причудами. Или, случается, ржете невпопад. Или склочный - «энергетика негативная». То есть профессиональная репутация у вас хорошая, и вы, конечно, по сути своей трюфель, но обертка у вас повреждена.

Расход на продвижение продукта часто составляет 70% от его стоимости. Из них существенная часть идет на поддержание того самого имиджа. Иными словами, стоимость изобретения и создания продуктов составляет 30-40% от их полной стоимости. Почему это должно быть иначе для продукта под названием «рабочая сила»?

Если в целом согласиться с этой логикой, репутация профессионала - не главное в успехе.

Признайтесь, сколько времени вы тратите на рост профессиональной подготовки по сравнению с работой над имиджем? Во много раз больше, не так ли? Тогда другой вопрос: какой имидж у вас сейчас и каким, по вашему мнению, он должен быть? Первый вопрос люди задают себе редко, поскольку полагают, что окружающие думают о них так же, как они сами думают о себе, что, как правило, не соответствует действительности. Но даже если задают, ответ на него получить сложно. Самый простой способ - расспросить окружающих, но и он в значительной мере зависит от их доброжелательного к вам отношения.



В общем, понять, как вы выглядите в глазах других, - задача непростая. Но нужно-то это вам! Поэтому поищите способ.

Но даже если вам пока не удается уловить этот важный момент, работать над ним все равно необходимо. И одно из первых правил улучшения имиджа -

Первое правило: не показывать грусть и растерянность

В 2008 году мы имели возможность наблюдать по телевизору поведение высших руководителей компаний, у которых начались проблемы. Особенно выразительными казались Ллойд Бленкфайн, глава американского Goldman Sachs, и Тони Хэйвард, глава английской нефтяной компании BP. Оба находились под сильнейшим стрессом, однако голдмановец подавленным не выглядел.

Трудно сказать, какое влияние имел имидж на их карьеру в те времена, но для среднего человека в момент провала демонстрация уверенности и благожелательности являются решающими: никто не пожелает иметь или держать в руках порченный товар, а именно так воспринимается человек с испорченным настроением.

Второе правило: следует контролировать тон своего общения

Осмыслите критически текст ваших посланий по электронной почте и предположите, каким тоном их может прочитать получатель. Использование слов с двойным смыслом может спровоцировать конфликт или замешательство. Ваши сообщения представляют вас и помогают создавать имидж. Позаботьтесь о том, чтобы письмо звучало вежливо и демонстрировало те ваши качества, которые вы собираетесь донести до людей.

Третье правило: не забывайте рассказывать о своих достижениях

Не предполагайте, что их кто-то помнит или справедливо отнесет на ваш счет.

Например, не Колумб создал о себе легенду, а Америго Веспуччи: поставил свое имя под картами и фактически представился первооткрывателем, поскольку за неимением интернета современники решили, что он и есть первооткрыватель диковинных земель. Он умер богатым и знаменитым, а Колумб - нищим и гораздо менее известным своим современникам. Поэтому помните совет Голды Меир: «Не будьте таким скромным: вы не такой уж великий».

Четвертое правило: подайте свой имидж выгодно

Придумайте, как составить интересное сообщение, оттенив ваши достоинства.

Пятое правило: собственный взгляд, но не собственные факты

Когда вы спорите, необходимо помнить слова политика Дэниела Мойнихана: «Вы имеете право на собственный взгляд, но не на собственные факты». Люди замечают и ценят, что вы не искажаете истину для того, чтобы отстоять свою точку зрения. Ожидание, что в сложных ситуациях вы будете вести себя честно - важная черта, раскрывающая много возможностей.

Как контролировать внешние факторы

Выше мы говорили об осмысленной работе над своим имиджем. Но это лишь половина дела. Вторая половина - контроль за влиянием других на ваш имидж.

Острые ситуации на работе часто напоминают продвинутые версии игры в «испорченный телефон», которую вы наверняка со смехом когда-либо наблюдали.

«Испорченный телефон» вездесущ. Чтобы избегать этого эффекта перепроверяйте как ваши потенциальные критики (то есть все участвующие в проекте) понимают сказанное вами.

С учетом этого эффекта идеи ваши должны излагаться просто и читаться однозначно, иначе их исказят.

Если же кто-то начинает критиковать ваши соображения, которые он слышал в чужом изложении, попросите его повторить, что именно, по его мнению, вы сказали и в каком контексте.

Скорее всего, окажется, что мысль искажена.

Кроме контроля за попытками активного и пассивного искажения ваших слов, следует предпринимать усилия, чтобы не попадать в ситуации, оканчивающиеся плохо, даже если происходит это не по вашей вине. И делать это нужно постоянно.

Например, после разбора провальной ситуации, в которой не было вашей вины, следует всем рассказать, что вашей вины не обнаружено, а не полагаться на правильную подачу информации третьими лицами. Приходиться «вычищать» сознание окружающих от искаженных представлений о вас и ваших идеях. Но делать это нужно не спонтанно, не сразу же после обнаружения искажения, а в удобный момент спустя какое-то время.

Быть на 5% неправыми означает быть на 50% виноватыми.

Это правило противоречит любому представлению о справедливости, а потому воспринимается крайне болезненно. Вспомните одно из расследований организационного сбоя. Обычно эти «упражнения» официально называют «анализ того, как избежать подобных проблем в будущем», но часто они превращаются в охоту на ведьм. В отчетах редко отмечается, кто был прав. Зато изначально подозревают, что в какой-то степени виноваты были все!



Постарайтесь осознать эту ситуацию: вас обманули, но обманул не кто-то, а член вашей же упряжки, таким образом, вся упряжка рискует не прийти к финишу. Окружающие видят, что в целом виноват ваш партнер, но упряжка-то не пришла! Так вы становитесь сообщником провала. И точка!

Вы, конечно, немедленно укажете на него пальцем, начальник же на это скажет приблизительно следующее: «Научитесь находить компромисс», «Вам не повезло», «Вечно вы правы, а все неправы» или «Вы восстанавливаете людей против себя, поэтому рядом с вами они совершают глупости». То есть виноват партнер, но задача-то сорвана при вашем участии. Получается, что запачканы и вы тоже...



Вот почему, даже если у вас имеются мейлы, подтверждающие тот факт, что вы не виноваты, кто-нибудь отыщет в них слова, которые подвергнут сомнению ваше алиби. Да и без этого вас могут обвинить в неточностях. То есть всегда найдется способ списать на вас 5% вины, но из-за них вы окажетесь в списке виновных.

Поскольку подобные отчеты чаще всего не упоминают пропорцию вины, и знает только то, что вы тоже виноваты. Эта разновидность социальной жестокости, где отсутствие вины смешивается с действительной виной, и есть одна из главных причин, почему лучше найти посредственное решение конфликта, чем позже объяснять, что вы сделали все возможное, чтобы избежать провала, и позволить тем самым замарать свой имидж.

Не забывайте, как важна открытость

В воспоминаниях Шелленберга, главы внешней разведки фашистской Германии, имеется следующий эпизод. Советские эксперты, приглашенные на выставку новейшего вооружения Рейха, без особого интереса отнеслись к последним разработкам немецкого танкостроения. Из-за их вялой реакции наблюдавшие за ними нацистские разведчики сделали вывод о том, что у СССР есть более совершенные разработки. Они не ошиблись: в СССР на подходе было начало производства Т-34, лучшего танка Второй мировой войны.

В карьере многие стремятся выработать имидж «открытого человека», добиваясь продвижения, чьей-то любви или уважения.

Есть и такие, кто думает, что, продемонстрировав в определенный момент свою дружелюбность, они тем самым нивелируют какие-то проступки. Кто-то верит в общепризнанный совет, что для успешного продвижения необходимо постоянно быть «самим собой» - и на, и вне рабочего места. Поэтому в то время, как военные всеми силами скрывают свои секретные разработки, одновременно пытаясь по намекам разгадать планы противника, на карьерном поприще люди вовсю стремятся показать свое «истинное я».



Правильно ли ради того, чтобы казаться «своим» или «принципиальным», полностью раскрывать свою сущность? Начало главы подсказывает ответ. Однако это «нет» забывается, когда внезапно возникает желание получить признание или вызвать сожаление.

«Соблазнительные» ситуации часто складываются на тренингах или корпоративных играх, когда люди расслаблены. Поведение в таких ситуациях оказывает непропорциональное влияние на имидж, поскольку участники и сами приподнимают забрала, ожидая увидеть неприкрытую душу других. И возможно, из-за этого ожидания делают на основании наблюдений более важные выводы, чем реально позволяет ситуация.

Во всех обстоятельствах старайтесь поддерживать образ, в котором вы хотите, чтобы вас запомнили.

Например, по сценарию коуча вам выпала роль нарушителя какого-то предписания . Вы мигом вжились в образ и придумали десять способов, как уйти от ответственности за проступок. При этом вы хотели показать свою изобретательность или способность перевоплощаться, развлечь других и заслужить похвалу. В результате похвалу вы получили, и все открыли в вас актера... Однако теперь все убеждены в том, что вы способны на двуличность и сокрытие фактов!

Другой вариант: в порядке упражнения по самобичеванию начальник предложил вам высказать все, что вы думаете о нем.

И «Остапа понесло». Но пятиминутка открытости завершилась, а с начальником вам потом всю жизнь жить.

Иными словами, в тот момент, когда все ожидают, что другие будут вести себя открыто, наступает самое время входить в образ «идеального героя» и удивлять своей целостностью, преданностью корпоративным ценностям, и так далее, а не напиваться вдрызг, ухаживать за коллегами противоположного пола и рассказывать пошлые анекдоты, чтобы выставить себя в образе «рубахи-парня».

Чтобы улучшить имидж, избегайте конфликтов

Эпиграфом к этой главе может служить народный совет на эту тему «видишь пьяного - отойди, видишь драку - обойди».

Прямолинейность как средство достижение целей в наше время ценится только в мирном контексте.

Те, кто прибегают в «военным» действиям, рискуют прослыть неуживчивыми или недипломатичными людьми. Тогда даже по достижению цели конкретного проекта они удаляются от успеха.

Напомним, что наше восприятие собственных действий может резко отличаться от восприятия того же самого другими потому, в частности, что ваши взгляды могут «обидеть» идеи других.

В некоторых случаях люди достигают успеха, будучи принципиальными и, с их точки зрения, «рыцарями», но чаще они обнаруживают, что, несмотря на все их усилия по прокладке железнодорожных путей в новое будущее, достижения приписываются другим сотрудникам или команде в целом. А когда менеджмент, часто не посвященный во все детали, отмечает, что эти «рыцари» раздражают «сообщество», за важнейшие для организации достижения им платят меньше.

Тактические приемы того, кто достигает целей, оставаясь приятным для сотрудничества

Прием «Уступи пол-ломтя»

Самым простым алгоритмом ухода от конфликта ради поддержания имиджа является правило «уступи половину ломтя», то есть отступи от бескомпромиссной позиции. Это правило означает, что вы не должны полагать, что все произойдет по вашему сценарию, поскольку ваш партнер или соперник может со своей стороны ожидать того же.

Следуя этой логике, конфликтных ситуаций лучше избегать и искать компромисс, даже уступая часть того, что вам лично причитается - свои «пол-ломтя».

Как уже говорилось, в мире постоянного контроля качества коллективной работы, в тактическом плане, лучше проигнорировать непрофессиональность или недостаточный уровень ответственности партнера и уступить ему в чем-то, чем нарваться на совместную неудачу.

Прием «Поменяйтесь обувью»

Поставьте себя на место того, чьи функции могут поставить его в неудобное положение, или предложите партнеру представить себя на вашем месте.



Рекомендация поставить себя на место других имеет решающее значение в понимании того, что в чужой шкуре вы почувствуете себя. Эффект разных ощущений от одной ситуации чаще всего снижается с помощью, как уже говорилось, прямого общения. Простая беседа с другими на тему того, как они понимают общую задачу, наглядно показывает разницу в восприятии проблемы, а не отсутствие желания сотрудничать.

Прием «Не требуйте лояльности от окружающих»

Встречаются люди, которые не выказывают недружелюбие к вам лично, однако враждуют с вашими друзьями. В таких ситуациях нельзя поддаваться на эмоции друзей, а нужно поддержать свой имидж как зрелый человек, который умеет сохранять ровные отношения.

Чтобы построить имидж приходится делать много уступок. Но важно 
не воспринимать их как потери, а помнить, ради чего вы их делаете.

Так поступал Сталин, получив власть над более популярным Троцким потому, что Троцкий разделял окружающих на тех, кто был «за» и «против» него. Действуя по принципу «кто не со мной, тот против меня», он нажил себе гораздо больше противников, чем Сталин, который на ранних стадиях «воевал» только с прямыми соперниками. Одной из ключевых причин проигрыша Троцкого в политической борьбе была излишняя требовательность к лояльности окружающих.

Прием «Не сражайтесь на двух фронтах»

Если конфликты все-таки вспыхивают, не сражайтесь на двух фронтах. Когда задержки в работе или ошибки окружающих повторяются или накапливаются, ваш «внутренний предохранитель» может сдать, и накопившееся раздражение способно перерасти в конфликт с несколькими людьми одновременно. Если это произойдет, в лучшем случае не окажется никого, кто будет мирить вас с антагонистом; в худшем - ваши враги объединятся против вас.

В этом случае, даже если ваши доводы обоснованы, вы создадите имидж невротика. «Что-то с ним стряслось», - скажут люди, забыв упомянуть о сути проблемы. Вам некому будет объяснить произошедший эпизод, потому что все будут настроены против вас, и руководство вам объявит, что «все не могут быть неправыми одновременно, наверное, вы и являетесь причиной проблемы». Нужен ли вам такой имидж?

ЮЖНОСЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ КИЕВСКОГО СЛАВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Контрольная работа

по курсу: «Основы имиджелогии»

« Что такое имидж»

г. Николаев


Проблемой имиджа и технологий его реализации занимается научно-прикладная отрасль человековедения под названием имиджелогия. Главное предназначение имиджелогии – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых мы оказываемся.

Имиджелогия –это обращённый к каждому призыв быть обаятельным и уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью.

Приоритетное предназначение имиджелогии как науки о технологии личного обаяния –оснастить людей различного возраста имидж-знаниями и оказать помощь в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношений. Чем больше мы преуспеваем в создании положительного имиджа, тем богаче репертуар нашего поведения и эффективнее управление людскими впечатлениями, тем успешнее мы можем заниматься конструированием разнообразных сфер социального общения, возбуждать к себе симпатии, пользоваться уважением.

Понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающиеся предпринимательством. Известен такой факт, американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX века ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания.

В наше время имидж стал ходовым товаром у всех, кто занимается предпринимательством и особенно политической деятельностью. На его приобретение при проведении избирательных мероприятий в стране затрачиваются огромные денежные средства, исчисляемые десятками тысяч долларов. Повышенным спросом имидж пользуется в эстраде и театре. Благодаря имиджу одной из развитых сервисных индустрий стала политическая и торговая реклама. Возрастающий спрос на имидж породил новую профессию – имиджмейкер. Это специалист по конструированию имиджа личности, деловых и политических структур (например, политической партии или общественной организации).

Имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный «срез» его личностных характеристик. В этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его утверждении.

Несомненно, имидж - это не только смена одежды. Преследуя цель определенным образом выглядеть в глазах окружающих и воздействовать на них, мы корректируем наши жесты, позы, манеру говорить, подбираем аксессуары, которыми пользуемся (от зажигалки до автомашины), продумываем интерьер, в котором нас видят. Конечно, учитываем особенности тех, на кого он рассчитан: возраст, пол, социальный статус, интересы и потребности людей. Нужно знать и «законы жанра», то есть специфику той сферы, в которой будет «работать» наш образ: деловая жизнь, артистическая богема, студенческая аудитория и т.д. Но внутри каждой из этих сфер свои особенности. Также определяется метод воздействия – эпатирующий или доверительный, загадочно – отстраненный или доступный.

Имидж - собирательное понятие. Это облик, форма жизнепроявления человека, благодаря которой «на люди» выставляются сильнодействующие лично-деловые качества. Имидж также выступает как людское признание, оценочное отношение. Имидж формируется как сознательно, так и непроизвольно.

Создание имиджа

Сам человек Его окружение

сознательно непроизвольно сознательно непроизвольно

Технология создания имиджа:

1. Оптимизация модели поведения

2. Правильный выбор своей роли

3. Придание общению игрового характера

Существуют следующие виды имиджа:

1) личный;

2) профессиональный;

3) кинетический;

4) вербальный;

5) габитарный;

6) овеществленный;

7) средовой;

8) ментальный.

Имидж – это целостный образ, слагаемый из многих факторов. Над его созданием работают психологи, специалисты PR, рекламисты, протоколисты, социологи, хореографы, стилисты, визажисты, продюсеры. Когда говорят об имидже человека, то имеют в виду имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль), овеществленный имидж (предметы, которые он создал), вербальный имидж (от лат. verbalis - «словесный»; это его манера говорить и писать), кинетический имидж (его жесты, мимика и телодвижения), габитарный имидж (от лат. habitus - «внешний»; включает костюм, прическу, украшения, и др.) ментальный (ваши мировоззренческие и морально-этические позиции).

Возможные виды имиджа (согласно ролевой ориентации):

1. Имидж - родное «Я»

2. Имидж - идеальное, желаемое «Я»

3. Имидж - нужное, но чужое «Я»

Имидж


Ситуативный Постоянный

Не меняя своей сути, об- Для друзей, семьи,

щаясь с разными людьми, работы и т.д.

человек подстраивается

под ожидания партнера и

под свои цели (надевает

Стадии создания имиджа:

1. Имитационный образ - работа воображения, мыслительный анализ, воплощение идеального образа на бумаге, аудио- и видеопленке, отбор манер, анализ их совместимости со своей личностью.

2. Ролевой образ -практическое освоение, приобретение первичного опыта «нахождения» в образе. Построение манер, тренировка овладения ими, обобщение, оценка.

3. Жизненный образ - стереотип поведения в созданном образе, полная вживаемость. Обкатка манер, фиксация, корректировка.

Для успеха имиджа необходимо учитывать:

Его яркость, привлекательность;

Узнаваемость;

Его соответствие ожиданиям социальной среды (вкусы, надежды, традиции и т.п.)

В наше время - время культа интеллекта и духовной силы, -приоритетными характеристиками, составляющими стереотип имиджа, являются:

Культура;

Эрудиция;

Профессионализм.

Их умелое представление в исключительно своей манере в любой социальной среде надежно срабатывает на утверждение личного имиджа. Мастерство преподнесения себя можно при желании развить. Человек также способен изменить свой имидж, завоевать свое расположение и признание людей. Помимо осознания собственной значимости, для этого требуется яркая образность и выброс эмоциональной энергии. В общении преуспевает тот, кто доставляет людям удовольствие в виде эмоционального экстаза, удовлетворяет (а иногда сначала стимулирует) потребность людей в психологическом взаимодействии и сопереживании. Для успешного создания имиджа немаловажное значение имеет здоровая психика. Удача сопутствует тому, кто умеет управлять своей психикой, используя саморегуляцию, саморасслабление и самовнушение. Итог этого умения - устойчивый жизненный тонус, проявляющийся в виде доброжелательности и сдержанном реагировании на неприятности.

В переводе с английского имидж – это образ, изображение. В самом же деле – это непосредственно или преднамеренно создаваемое визуальное впечатление о личности или социальной структуре. Именно впечатление, а не оценка как рациональный факт деятельности сознания. Имидж чаще всего заканчивается такой предварительной операцией нашего познания, каковой признано представление. Имидж, как правило, «располагается» в низших этажах нашей психики – в подсознательной её сфере или в пластах обыденного сознания, в чём и состоит его необычайная доступность для восприятия людьми и цепкость присутствия в их сознании. Если об имидже говорить как о конкретной психологической продукции, то он выступает как социальная установка, как ценностный стереотип, как модный символ. Не исключена возможность его одновременного проявления во всех названных сферах психики человека.

В политической рекламе и шоу-бизнесе имидж часто выступает как образ, наделённый характеристиками, которые лежат за пределами душевной сущности личности. Не случайно имидж понимают как «легенду» или как идол времени. В шоу-бизнесе известны такие понятия, как плейбой, супермен, звезда. Всё это, однако, неприемлемо для управленческой деятельности, ибо этот вид деятельности – не театральные подмостки и не политическая арена. В ней другие правила общения с людьми и оказания на них целевого воздействия. Между тем это не освобождает менеджера, особенно высших административных уровней (командоров), от недооценки роли личного имиджа в деловой практике и необходимости кропотливой работы над ним.

Схема имидж-составляющих.

Визуальное восприятие человека Степеньфизической привлекательности; степень выразительности манер и их привлекательность; одежда и аксессуары (как отражение личной незаурядности, элегантности)
Интеллектуальное восприятие человека Впечатляющие личностные характеристики, проявляющиеся в разговорах и поступках
Статусное восприятие человека Оценка его стратификационного статуса (положения в обществе); Профессия; Должность;
Социальный фон, влияющий на восприятие конкретного человека Личностные характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги; Стратификационные характеристики окружения (к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы)
Влияние интерьера на восприятие человека Качество, стиль; Цветовое оформление; Звуковое оформление; Пространственные характеристики

Так, выбор цвета одежды и его соотношение с фоном, на котором выступает субъект, во многом определяет его имидж и успех.

1.1. Понятие об имидже.

Слово «имидж» происходит от английского понятия «представление», «образ». Под имиджем в общепринятом смысле понимается впечатление, производимое конкретным человеком либо компанией, организацией, на окружающих. Обычно слово «имидж» применяют именно к людям.

Происхождение понятия «имидж» очень точно характеризует его значение: имидж – это не то, чем человек является на самом деле, не совокупность его личностных характеристик, а образ, который создается в отношении этого человека у окружающих его людей, либо людей, создающих впечатление о нем с помощью средств массовой информации. Зачастую имидж человека очень сильно отличается от самой личности.

В последние десятилетия вопрос формирования имиджа приобрел очень большое значение. Влияние человека на большую часть окружения осуществляется именно посредством имиджа, поэтому правильный выбор имиджа является залогом успеха многих мероприятий. Особенно важна проблема создания имиджа для политиков, представителей шоу-бизнеса, людей творческих профессий. Но эти люди занимаются созданием имиджа традиционно. В последнее время общество осознало, что формирование имиджа важно и для представителей других профессий и социальных групп. Возросло значение имиджа в бизнесе. В мире существует множество агентств, специализирующихся на создании имиджа. В России этот бизнес только начинает формироваться.

В политике значение имиджа трудно переоценить. Например, в США все президентские кампании в этом веке, за исключением одной (когда победил Джимми Картер) выигрывал кандидат более высокорослый. А нежелание Майкла Дукакиса, кандидата от демократической партии в 1988 году, носить накладные плечи, чтобы выглядеть более крупным, пресса назвала одним из решающих факторов, определивших положение его партии. Женам политиков тоже приходится находить «правильный» имидж, например, Хиллари Клинтон превратилась из «мышки в очках» в «блондинку с пышным бюстом». Маргарет Тэтчер сменила прическу, зубы, манеру одеваться и даже голос.

По мере того как политики с целью выставить себя на всеобщее обозрение все чаще прибегают к услугам средств массовой информации, вместо того чтобы совершать турне для живого общения, все большую значимость будет приобретать способ подачи имиджа. Средства массовой информации имеют дело главным образом именно с имиджем, их представители знают, как представлять людей и события и как читатели, слушатели и зрители воспримут их.

Именно по этой причине многие организации сейчас направляют своих работников на курсы обучения умению держаться перед телекамерой и говорить с журналистами. Однако обучение общению с представителями СМИ теряет всякий смысл, если выступающий не берет в расчет такой важный момент как самопрезентация. Репутация организации или компании может упасть, или, напротив, возрасти, в зависимости от того, как ее служащие подают себя в средствах массовой информации.

Люди, так же как и средства массовой информации, подходят к оценке общества с точки зрения имиджа. С помощью имиджа человек показывает, какое место в обществе он отводит сам себе. Например, женщина-предприниматель может в различных ситуациях представить себя и как феминистку, и как предпринимателя, и как работающую мать и использовать эти ярлыки для того, чтобы лучше почувствовать, в какой ячейке общества она находится.

В любой конкретный отрезок времени общество имеет конкретную систему ценностей. Образ, который человек демонстрирует в обществе, показывает, насколько эти ценности созвучны его убеждениям. Например, в шестидесятых годах многие люди выбирали для себя образ бунтарей, протестующих против консерватизма пятидесятых. В восьмидесятых модным стал образ хваткого дельца, затем стало модным быть неформалом, исповедующим альтернативные воззрения.

1.2 Самоимидж. Факторы, влияющие на формирование имиджа.

Образ, представляемый человеком окружающему миру, нередко воспринимается другими людьми как отражение уровня его самооценки. Проявление интереса к самосовершенствованию, выражающееся в желании получить ясное представление о собственной психологии или стремлении подкорректировать свою самопрезентацию показывает, что человек достиг определенного уровня самоуважения, состоялся как личность и имеет потенциал для роста и совершенствования.

Умение подать себя включает в себя умение по достоинству оценивать свои положительные стороны и понимать, в чем заключаются слабые места. То, что конкретный человек может ощущать как недостаток, вовсе не обязательно является таковым для окружающих. Например, если встречаются два застенчивых человека, их робость помогает им проникнуться симпатией друг к другу. Человек может иметь лишний вес и стесняться своих размеров. Но полный человек, принимающий свои комплексы как должное, здоровый и бодрый, одевающийся со вкусом и осознающий, что любит общаться, может иметь вполне привлекательный имидж.

Самоимидж подвержен всевозможным видам влияния, и наиболее сильное влияние на него оказывают родители и воспитание. Ребенка в значительной степени формируют родители, обеспечивая ему определенный взгляд на самого себя. Если человека недостаточно поощряли в детстве родители и воспитатели, у него может развиться тенденция к излишней самокритичности. Такой человек будет устанавливать для себя и для окружающих слишком высокие стандарты поведения и огорчаться из-за невозможности их достижения.

Другим фактором, влияющим на формирование представления человека о самом себе, является жизненный опыт. Многие люди, всего лишь однажды испытав неприятное переживание при выступлении перед аудиторией, считают себя совершенно непригодными для публичных выступлений. Неодобрительные замечания окружающих только укрепляют их в этом мнении. Если изо дня в день человек познает на собственном опыте и по реакции окружающих, что его не ценят, то самооценка может быть для него слишком тяжелой. Противовесом этому может быть только достаточный запас самоуважения и осознания своих достижений.

При слишком низкой самооценке улучшение «внешнего» имиджа даст лишь ограниченный эффект. В этом случае проблему следует решать с помощью профессионального консультанта, психотерапевта или психоаналитика.

Уровень самоуважения можно повысить, поработав над представлением имиджа в целом. Например, если человек научился преодолевать нервозность во время выступления на публике, окружающие заметят его уверенность и начнут реагировать соответственно. Аудитория будет с нетерпением ждать, что он скажет дальше. Если человек заботится о своей внешности, окружающие делают вывод о том, что он уважает и ценит себя как индивидуума, а поэтому способен ценить других.

В основе оценки людьми внешности, высказываний и поведения других людей лежат две основных потребности – отождествление и выражение индивидуальности. Люди нуждаются в сопричастности и отождествлении с себе подобными, и вместе с тем, они ощущают потребность в утверждении своей индивидуальности. Всем людям присущи обе эти потребности. Они оказывают определяющее влияние на стремление человека подать себя и его взаимодействие с окружающими.

Сопричастность и отождествление с другими людьми человек может выражать следующими способами:

Внешним видом. Одежда может сигнализировать, что человек стремится слиться с определенной группой людей, что он – член какого-либо клана.

Осанкой и языком телодвижений. Представителям одной и той же социальной группы присущи сходные манеры.

Манерой говорить. Человеку свойственно подражать в этом представителям привлекательных для него социальных групп.

Языком. Многие социальные группы имеют собственный слэнг, непонятный для представителей других групп.

Аксессуарами. На принадлежность к определенной социальной группе могут указывать мобильный телефон, определенного фасона галстук, часы и т.д.

Своим окружением. Новейший дизайн интерьера дома или офиса может указывать на то, что его владелец причисляет себя к избранной группе лидеров в области следования моде.

Индивидуальность можно выразить с помощью тех же средств, но применяя их несколько иначе:

Внешним видом. Одеждой вызывающего характера и необычной стрижкой человек обособляется от других, особенно если на работе он занимается каким-либо традиционным бизнесом.

Осанкой и языком телодвижений. В ситуации, когда человек находится в разладе с окружающими, языком тела (мимикой, жестами, позой) он может показать, что думает иначе, чем остальные представители группы.

Языком. Чтобы установить превосходство над окружающими, некоторые вводят в речь сложные языковые конструкции.

Аксессуарами. Бриллиантовые подвески, вручную расписанные шарфы, антикварные карманные часы и прочие безделушки отражают успехи и демонстрируют уровень общественного и финансового положения.

Своим окружением. Индивидуальность иногда выражают с помощью интересных произведений искусства, необычной мебели и т.д.

К двум основным потребностям примыкают и другие фундаментальные потребности. Сила стремления снискать одобрение и признание со стороны других людей, желание адаптироваться к их нуждам связана с потребностью в принадлежности и отождествлении. С желанием подчеркнуть индивидуальность связаны такие задачи, как выделение себя, акцентирование своих успехов и демонстрация наличия собственного аргументированного мнения.

Все поступки и действия человека, в том числе совершаемые при презентации имиджа, определяются балансированием двух основных потребностей.


Подчиненных, соответствующую сложившемуся типу корпоративной культуры. Заключение Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Имидж руководителя госучреждения, и акционерного общества, ООО (не государственных структур)" можно сделать ряд выводов. Имидж представляет собой сложный многофакторный феномен и при его...

Проиграл, поскольку носил короткие черные носки и во время важного интервью продемонстрировал кусочек незакрытой ноги между штаниной и носком". Корпоративный имидж. Прежде чем начать работу в формировании имиджа руководителя референту необходимло изучить все что касается корпоративного имиджа компании, постольку, поскольку имидж руководителя явлеяется неотъемлемой частью корпоративного имиджа, ...

Например, если у человека маленький рост, его можно показывать по телевидению, снимая снизу, или в отдалении от высоких людей. 2.2 Внутренний и внешний имидж руководителя Как уже упоминалось выше, имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний». «Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя...

Английское слово image сегодня настолько плотно сидит в нашем сознании, что трудно представить то время, когда в русском языке его использовали редко и только профессионалы. А было это не так уж и давно. Перевод с английского имеет в русском языке несколько значений: «образ», «отражение» и «изображение». Все эти три слова дают понять, что имидж - это образ, гораздо шире, чем данный от природы, появившийся как бы сам по себе. Это целая система факторов, зачастую искусственно выстроенных и направленных на нужное восприятие объекта, будь то человек, организация или какой-либо продукт.

Как понятие «имидж» появилось в нашей стране

Понятие ворвалось на нашу политическую арену в середине 90-х, когда на общество «обрушилась» демократия, и люди начали понимать, что такое борьба в политике. Именно тогда каждый политик, используя богатый опыт зарубежных коллег, начал создавать себе положительный политический имидж. Создавался образ человека, которому люди смогли бы доверить решение проблем страны, да и своих личных. Команды имиджмейкеров политиков 90-х были немногочисленны, и сначала для этих целей приглашались европейские или американские специалисты. Их стараниями понятие «имидж политика» очень быстро стало понятным избирателям и практически мгновенно спроецировалось на другие сферы.

От политики до товаров

Начиная с проекции на себя, это понятие стало примеряться на отдельно взятую личность. Люди стали задумываться о собственном имидже и постепенно конструировать свой образ. Кто-то самостоятельно, а кто-то с помощью профессионалов. Расширяясь и захватывая все новые и новые области применения, формированием имиджа заинтересовались компании, желающие создать не только образ успешного предприятия, но и удачно преподнести покупателю свой продукт.

Вот так, с высот политики до простых предметов, которые мы приобретаем в магазинах, распространилось понятие имиджа. Оно изменило наше восприятие окружающих нас людей и предметов, и, к сожалению, придало многим отношениям степень «оценки».

Слагаемые образа личности

Создание имиджа - работа сложная, многофакторная, требующая времени и усилий профессионалов. В этой работе, особенно когда это касается масштабных проектов, принимает участие целая армия специалистов: психологи и социологи, PR-менеджеры и рекламисты, стилисты и визажисты, протоколисты и продюсеры.

Имидж человека - это мнение о нем окружающих. А оно, как известно, не может складываться только от его внешнего вида. Для многих профессий имидж - это важная составляющая, влияющая даже на образ жизни. Особенно это касается творческих людей: актеров, моделей, ведущих шоу-программ, фотографов. Для получения целостного представления о человеке мозг будет решать непростую задачу по сложению многих факторов.

  • Имидж габитарный. В переводе с латинского habitus означает «внешность». Сюда будет включено все, что воспринимает наш глаз: одежда, прическа, украшения, даже макияж и маникюр.
  • Имидж окружающей человека среды. Интерьеры дома/квартиры, офисного кабинета, автомобиль.
  • Имидж вербальный. В переводе с латинского verbal означает «словесный». Фактор, характеризующий речь, как устную, так и письменную.
  • Имидж кинетический. Все, что связано с движениями: телодвижения, жесты и мимика.
  • Имидж овеществленный. Все, что человек создает руками: рукоделие, ремесло, строительство.
  • Имидж ментальный. Это позиции человека - мировоззренческие и морально-этические.

Имидж бизнесмена

Создавать и поддерживать свой имидж человеку в деловой среде бывает порой сложнее, чем людям публичным. Во-первых, время взаимодействия с партнерами по бизнесу, как правило, значительно продолжительнее, чем выход артиста на сцену или проведение фотосессии.

Бизнесмен должен пребывать в своем «образе» в течение продолжительного времени. Во-вторых, в бизнесе появление и проживание нестандартных ситуаций - это норма. В сравнении с хорошо спланированными ситуациями лицедейства, бизнесмен редко может позволить себе «выпасть из темы». Это очередной раз доказывает, что в профессиональных услугах имиджмейкера нуждаются не только медийные лица, но люди в бизнесе. Имидж - это заветный ключ в мир деловых контактов, стабильности и процветания.

Бизнес-леди

Не секрет, что женщине априори сложнее утверждаться в мире бизнеса и политики, чем мужчинам. Формирование имиджа женского лидера - особый раздел в имиджмейкерских программах. Из всех вышеперечисленных факторов, составляющих основу создаваемого образа, главная роль для имиджа женщины относится к внешним критериям.

Самый известный образ женщины-лидера был создан в Америке. Он называется power look, что означает «властный стиль». Во всех своих проявлениях он создан демонстрировать интеллектуальные и деловые качества женщины, предлагая ей классические ансамбли из пиджака и юбки/пиджака и брюк. Особо сильным по характеру женщинам в имидж внешности обязательно включают яркие тона в деловой костюм. Примером в этом может послужить Нэнси Рейган, любившая ярко-красные оттенки. А для Маргарет Тэтчер, например, стилисты определили темные тона костюмов, прическу «шлем» и крупный жемчуг на шее. Создание позитивного образа для женщины - это не обычная работа по созданию образа, а работа втройне.

Имидж компании

Приступая к формированию своей фирмы, каждый руководитель должен понимаеть, что такое имидж компании. Это мнение окружающих об организации, которое дает ей новые возможности для развития и процветания на рынке. В этом ключе рассматривается как формирование «собственного лица» компании, так и укрепление традиций корпоративной культуры внутри коллектива. Оба этих фактора будут для топ-менеджеров превосходными рычагами для развития своего бизнеса.

Имидж компании может формироваться как стихийно (складываться произвольно изо дня в день), так и искусственно (планируется, вырабатывается стратегия, иногда отличная от реальности).

Этапы работы над имиджем компании

Любая работа, направленная на какие-либо изменения, должна начинаться с анализа. Так происходит и при работе над корпоративным имиджем. Предварительно анализируются все недоработки маркетинга, выявляется социальный и внутренний облик компании. И только затем определяется стратегия и методы ее развития. Положительный имидж компании зависит от симбиоза множества факторов, которые необходимо учитывать не единожды, а постоянно.

  • Управленческая структура компании.
  • Особенности персонала.
  • Система мотивации персонала.
  • Структура социально-этических взаимоотношений внутри коллектива.
  • Портрет клиента компании и удовлетворение его потребностей.
  • Соответствие внутреннего имиджа компании внешнему образу.

Имиджевые ресурсы компании

Внешняя составляющая имиджа для компании так же важна, как и для отдельной личности. Как человек, любая компания должна иметь свою «одежду». Поэтому в формировании имиджа компании необходимо учитывать историю создания фирмы, внутреннюю корпоративную культуру, портрет учредителей, участие в благотворительных мероприятиях, и даже отзывы клиентов. Это все относится к социальным имиджевым ресурсам.

Для компании имидж - это и профессиональные ресурсы. Начинаются они с качества товаров/услуг фирмы, уровня квалификации персонала и заканчиваются логотипом компании.

Для создания положительного образа не существует мелочей. Здесь важна каждая деталь. Все зависит от масштабности ваших планов. За победу в имиджевой конкуренции награда может быть очень велика. Но серьезность этой работы доказана тем, что победителей не так уж и много.