Абсолютизм

АБСОЛЮТИЗМ

(absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое решение по своему усмотрению. Как правило, абсолютными называют монархии начального периода новой истории, в первую очередь режим французского короля Людовика XIV. В политическом значении термином фактически начали пользоваться лишь с конца XVIII в., когда многие режимы этого типа уже были на грани отмирания. В отличие от тираний абсолютистские режимы существовали на легитимной основе. Людовик XVI в ноябре 1788 г., в канун Французской революции (French Revolution), сказал своему кузену, герцогу Орлеанскому (отцу будущего короля Франции Луи Филиппа, 1830–48), что любое его решение выражает волю закона. Некоторые современные историки утверждают, что абсолютизм никогда не означал неограниченной власти, поскольку существовал в рамках традиций и норм обычного права, которые ограничивали действия монарха.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Абсолютизм

понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монар­хическим режимом. Абсолютизм означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица - монарха. Абсолютизм связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Для характеристики этой формы правления употребляется и понятие "абсолютной монархии". Абсолютизм до­пускает в отличие от деспотических, тоталитарных режимов наличие ла­тентных (скрытых) ограничений власти: экономических (существует извес­тный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной со­циальной структуры и особенно наследственной аристократии), политичес­ких (абсолютизм способен к политической динамике, т.е. к расширенному политиче­скому воспроизводству), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Концепцию абсолютизма монархического разрабатывали Р.Филмер, Ф.Бэкон; идею абсолютизма государст­венного - Т.Гоббс, Ж.Боден. Понятие абсолютизма следует отличать от понятий авторитаризма и автократии. Идеалом выступал " просвещенный абсолютизм".

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Абсолютизм

(от лат. absolutus - независимый, неограниченный)

абсолютная монархия. форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени государственная централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на 17-18 века. В России абсолютизм существовал в 18 - начале 20 веков. (см. Самодержавие). С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства - монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Социальной опорой абсолютизма является дворянство. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет. На первом этапе абсолютизм носил прогрессивный характер: боролся с сепаратизмом феодальной знати, подчинял церковь государству, ликвидировал остатки феодальной раздробленности, вводил единые законы. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Новые экономические ресурсы использовались абсолютизмом для укрепления военной мощи государства и ведения завоевательных войн.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Абсолютизм" в других словарях:

    В полит. смысле есть форма правления, при которойверховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был вевропейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIIIстолетий господствующею государственною формою,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от лат. absolvere развязывать, разрешать, освобождать). 1) в философии: стремление к непосредственному созерцанию и восприятию безусловного. 2) в политике: система неограниченной власти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Абсолютизм (значения). Абсолютизм (от лат. absolutus безусловный) период в истории Европы, когда существовала абсолютная монархия. Абсолютная монархия государственное устройство,… … Википедия

    - (неограниченная, абсолютная) монархия, самовластие, самодержавие, автократия, царизм Словарь русских синонимов. абсолютизм см. самодержавие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    абсолютизм - а, м. absolutisme m. 1797. Рей 1998. Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. Ож. 1986. Когда я замечал в людях, с которыми говорил, желание политической свободы без… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (абсолютная монархия) форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат,… … Большой Энциклопедический словарь

    АБСОЛЮТИЗМ, форма неограниченной монархии (абсолютная монархия), характерная для эпохи позднего феодализма. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и … Современная энциклопедия

    Форма государства в некоторых странах Западной Европы и Востока в 16 18 вв., в котором монарх обладает неограниченной верховной властью. В строго централизованном государстве создавался разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия,… … Исторический словарь

    АБСОЛЮТИЗМ, абсолютизма, мн. нет, муж. (от лат. absolutus самостоятельный) (полит.). Государственный строй с неограниченной единоличной верховной властью, самодержавие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АБСОЛЮТИЗМ, а, муж. Форма правления, при к рой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. | прил. абсолютистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России , Александров М.С.. Александров Михаил Степанович (1863-1933) - деятель русского революционного движения, марксистский историк и публицист. Исследование посвящено проблеме государства икритике буржуазных теорий…

Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит одному лицу, самодержавие, неограниченная монархия.

в ряде стран в измененном виде абсолютизм как пережиток феодализма сохранился вплоть до 20 века. С формально-юридической точки зрения абсолютизм характеризуется тем, что глава государства (король, царь, император) рассматривается как единственный источник законодательной и исполнительной власти, причем последняя осуществляется зависимыми только от него чиновниками; глава государства устанавливает налоги и бесконтрольно расходует собранные деньги. Абсолютная монархия — наиболее законченная форма политической централизации в феодальных государствах — создает мощный и разветвленный бюрократический аппарат и наиболее действенные (по сравнению с прежними формами государства) средства принуждения в виде постоянной армии, полиции, суда, фискальной системы. Абсолютная монархия, как и всякая другая форма феодального государства, есть орган подчинения и подавления трудящихся, прежде всего — крестьянства. Специфической особенностью абсолютизма является то, что при абсолютизме аппарат принуждения (т. е, государство в собственном смысле слова) приобретает кажущуюся независимость от господствующего класса дворянства, органом которого оно является. Условия, создающие такую возможность, появляются с развитием в недрах феодального общества элементов капиталистических производственных отношений и возникновением буржуазии, еще недостаточно сильной, чтобы претендовать на захват власти, но экономически уже достаточно мощной, чтобы противопоставлять свои интересы интересам господствующего класса феодалов. Именно в этот переходный период возникает абсолютная монархия. Несмотря на то, что абсолютизм и его исполнительные органы играли на противоречиях между дворянством и буржуазией, опираясь то на первое, то на вторую, он оставался формой диктатуры дворянства, которое в изменившихся исторических условиях разложения феодализма и резкого обострения классовой борьбы вынуждено было мириться в интересах сохранения собств. привилегий и своего положения господствующего класса с необходимостью независимости (в некоторых пределах) аппарата государственной власти.

Проблема абсолютизма привлекает большое внимание историков и государствоведов; однако буржуазные историки и юристы сосредоточивают обычно основное внимание на формально-юридических признаках абсолютизма (многие из них находят абсолютную монархию всюду, где имелась неограниченная монархическая власть — в Древнем Египте, Древнем Риме в период империи и т. д.). В соответствии с буржуазными воззрениями на государство распространены представления о надклассовом характере абсолютной монархии, утверждения о том, что абсолютная монархия является по существу государством буржуазным, а не феодальным (в соответствии с буржуазными концепциями феодализма как периода феодальной раздробленности). Научное теоретическое рассмотрение абсолютная монархия впервые получила в работах и высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина (см. литературу к статье). В советской исторической науке проблема абсолютизма долгое время была одной из дискуссионных. В 20-е годы известное распространение имела концепция М. H. Покровского, который считал абсолютную монархию формой господства торгового капитала. Современные советские историки единодушно определяют классовую сущность абсолютной монархии (это — последняя форма феодального государства), хотя в подходе к проблемам абсолютной монархии в работах советских историков имеются расхождения (см. работы С. Д. Сказкина и Б. Ф. Поршнева, указанные в литературе к статье). Абсолютная монархия до последнего времени изучалась почти исключительно на европейском материале. Однако эта форма государства возникла в определенных исторических условиях и далеко за пределами Европы, хотя развитие абсолютизма в странах Европы и в странах Востока имеет свои особенности, равно как и его развитие в той или иной стране. Особенности абсолютной монархии в странах Востока еще недостаточно изучены в исторической науке.

Странами, где абсолютизм принял наиболее законченные «классические» формы, были: в Европе — Франция, в Азии — Япония. Во Франции появление некоторых элементов абсолютизма относится уже ко времени Людовика XI (1461-1483), расцвет — ко времени Ришельё и особенно Людовика XIV (1643-1715). Абсолютная монархия пришла здесь, как и в других странах Европы, на смену сословной монархии; сословно-представительные учреждения (французские Генеральные штаты, испанские кортесы) в эпоху абсолютизма, как правило, перестают созываться.

Абсолютная монархия в начальный период своего существования играла исторически прогрессивную роль. Она покончила с сепаратизмом феодальной знати, уничтожив остатки политической раздробленности, содействовала сплочению больших территорий, установив в них единообразное управление, способствовавшее экономическому единству страны и успешному развитию новых, капиталистических отношений. Абсолютная монархия субсидировала развитие мануфактур, ввела систему покровительственных пошлин, проводила политику меркантилизма, вела торговые войны. Поэтому в этот период она поддерживалась буржуазией, нуждавшейся, кроме того, и в аппарате насилия в эпоху так называемого первоначального накопления капитала. Однако абсолютная монархия действовала на пользу буржуазии лишь постольку, поскольку это было в интересах господствующего класса дворянства, получавшего от успешного экономического развития страны, которое на том этапе могло быть только капиталистическим, дополнительные доходы от развития торговли и промышленности как в форме налогов (централизованная феодальная рента), колоссально возросших при абсолютизме, так и непосредственно от оживления экономической жизни. Абсолютная монархия использовала экономическое развитие также для укрепления военной мощи феодального государства и осуществления военной экспансии. Эти черты абсолютизма, характерные (с различными модификациями) для большинства европейских стран, прошедших стадию абсолютизма, нашли наиболее яркое выражение во Франции. Особенностями английского абсолютизма (классический период — при Елизавете Тюдор, 1558-1603) были сохранение парламента, который использовался королевской властью в качестве орудия усиления своей власти, слабость бюрократического аппарата на местах, где крупную роль продолжало играть местное самоуправление, отсутствие постоянной армии. Основной особенностью абсолютизма в Испании (классический период — при Филиппе II, 1556-1598) было то, что он не оказывал поддержки промышленности и торговле страны (не проводил политики протекционизма, поощрения развития мануфактур и т. д.), не сыграв, таким образом, прогрессивной роли и выродившись фактически в деспотию. В раздробленной Германии абсолютизм сложился с запозданием (со 2-й половине 17-18 веках) и лишь в пределах отдельных территорий (княжеский абсолютизм). Отличительные черты имел и абсолютизм в России (см. ниже — раздел Абсолютизм в России). В некоторых странах (Польша) абсолютизм вообще не сложился. В 18 веке характерной формой абсолютизма в ряде стран Европы с относительно замедленным развитием капиталистических отношений (Австрия, Пруссия, Россия, Скандинавские страны) был так называемый просвещенный абсолютизм.

В странах Азии абсолютизм развился из иных, чем в странах Европы, государственных форм (не существовало сословной монархии). В связи с более замедленным развитием элементов капиталистических отношений в большинстве стран Азии существование абсолютизм здесь затянулось (в ряде стран он существовал вплоть до 20 века, в некоторых сохранился, хотя и в измененном виде, поныне). Большая устойчивость феодальных отношений в странах Азии приводила к тому, что централизация была проведена здесь менее полно, а зарождавшиеся местные капиталистич. элементы оказывали меньшее влияние на политику абсолютистского государства, чем во многих европейских странах; в то же время существенное влияние на политику феодально абсолютистских государств ряда стран Азии оказывало иностранное вмешательство, колониальная политика европейских капиталистических держав. Так, например, в Китае, где элементы абсолютизма возникли при династии Мин (особенно в 16 веке), маньчжурская династия Цин (1644-1911), законсервировавшая на некоторое время феодальный строй, опиралась не только на китайских феодалов, но и на иностранных империалистов. Консервирование феодального строя, опора не только на крупных турецких феодалов, но и на иностранный империализм были характерны и для правления султана Абдул-Хамида II (1876-1909) в Османской империи. Отдельные черты абсолютизма (поощрение мануфактур, введение покровительственных таможенных пошлин, государственных монополий) обнаруживаются в Египте в 1-й половине 19 века, особенно при Мухаммеде-Али (1805-1849), однако они не получили развития вследствие проникновения в Египет иностранного капитала. В Японии, где абсолютизм был выражен наиболее отчетливо (установился в начале 17 века в эпоху Токугава), характерным для него были: размещение владений феодалов так, чтобы между землями крупных феодалов были расположены владения феодалов, либо прямо принадлежащих к правившему дому Токугава, либо полностью от него зависимых; система заложничества — обязанность феодалов держать свои семьи в столице, а самим проживать попеременно год в своем княжестве, год — в столице; создание собственной экономической мощи путем сосредоточения в руках правившего дома почти четверти всего земельного фонда страны; изъятие всех крупных торгово-ремесленных городов и торговых путей из ведения феодалов и подчинение их центральному правительству; изоляция страны от внешнего мира.

С развитием буржуазии абсолютная монархия постепенно утрачивала прогрессивный характер, становилась учреждением, задерживавшим дальнейшее развитие капитализма и общества в целом. В развитых капиталистических странах, где произошли ранние буржуазные революции, абсолютизм был уничтожен в ходе этих революций (в Англии — в ходе буржуазной революции 17 века, во Франции — буржуазной революции конца 18 века). В странах более замедленного капиталистического развития буржуазия перед лицом усиливавшегося пролетариата шла на сделку с феодально-абсолютистской монархией (в революциях 1848-1849 годов в Германии и Австрии, в революции 1905-1907 годов в России и др.) — здесь происходила постепенная эволюция феодально-абсолютистской монархии в монархию буржуазно-помещичью; незавершенный характер носила и так называемая революция Мэйдзи (1867-1868) в Японии, покончившая с абсолютизмом Токугава, но не ликвидировавшая монархии и засилия феодальных элементов в государственном аппарате. В России абсолютная монархия была ликвидирована Февральской буржуазно-демократической революцией 1917 года; полу абсолютистская монархия в Германии просуществовала вплоть до буржуазно-демократической Ноябрьской революции 1918 года. В Китае, где борьба против феодально-абсолютистского режима Цинской династии тесно переплелась с борьбой за освобождение от иностранного гнета, абсолютная монархия была уничтожена в результате Синьхайской революции 1911 года. В Турции абсолютизм был ликвидирован в 1922 году, в результате национально-освободительной борьбы турецкого народа (так называемая Кемалистская революция).

Наиболее распространенной формой правления в эту эпоху оставалась монархия. Но расстановка сил между властью и обществом изменилась. На смену сословной монархии постепенно приходит абсолютизм. Появились централизованные государства , нуждающиеся в больших средствах, сильной армии, чиновничьем аппарате. Абсолютизм начал складываться еще в XV в., но расцвет его пришелся на XVII в.

Характерными признаками абсолютизма были: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; отсутствие сословно-представительных учреждений; выстраивание целостной иерархической системы органов центральной и местной власти, непосредственно подчиненной монарху; наличие мощного чиновничье-бюрократического аппарата; регулярная армия.

Образцом европейского абсолютизма являлась Франция. Важной вехой в становлении абсолютизма стало правление Франциска I, указы и распоряжения которого сопровождались фразой: «Ибо такова наша воля». При Генрихе IV Бурбоне процесс централизации власти усилился. При его сыне, короле Людовике XIII, два десятилетия пост первого министра занимал кардинал Ришелье, который был фактическим правителем Франции. Ему принадлежит особая роль в укреплении абсолютизма.

С 1302 г. во Франции избирались Генеральные штаты - сословно-представительное учреждение, состоящее из депутатов духовенства, дворянства и третьего сословия. По мере укрепления абсолютизма роль этого учреждения уменьшалась. В 1614 г. при Людовике XIII (1601 - 1643) Генеральные штаты были распущены, так как депутаты от третьего сословия высказались за распространение налогов на ранее не облагаемые земли дворянства и духовенства, отмену других привилегий высших сословий и ограничение административного произвола. 175 лет Генеральные штаты не собирались. Абсолютизм во Франции достиг апогея при «короле-солнце» Людовике XIV (1643-1715). Его власть была настолько велика, что предание приписывает ему изречение «Государство - это я».

В Англии королевская власть также значительно усилилась. Английский абсолютизм приобрел законченные формы при Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547) и достиг своего расцвета при его дочери Елизавете I, которая правила страной 45 лет с 1558 по 1603 г. Подобную политику продолжал и Яков I Стюарт (1603- 1625), вступивший на престол после смерти Елизаветы I. Но он, как и его сын Карл I, все свое царствование провел в борьбе с парламентом, не считаться с которым короли уже не могли. В Палате общин большинство состояло из представителей нового дворянства, купечества, буржуазии, которые стремились направить политику государства в своих интересах.

Самой деспотичной была абсолютная монархия Испании, сложившаяся после объединения Арагона и Кастилии и завершения Реконкисты (отвоевание у мавров своей территории). Ее опорой являлось мелкое и среднее дворянство - идальго. Роль сословнопредставительных органов - кортесов была незначительной. Окончательное утверждение абсолютизма произошло при испанском короле и императоре Священной римской империи Карле V Габсбурге, когда Испания стала сильнейшим государством в Европе. Однако к началу XVII в. Испания утратила свое лидерство в Европе.

По пути абсолютизма пошли также Дания и Швеция. Но здесь он так и не достиг устойчивых форм: периоды усиления королевской власти чередовались с усилением отдельных феодальных групп. В Италии и Германии также складывался своеобразный региональный абсолютизм.

В эпоху европейского абсолютизма на всей территории данного государства существовали единые законы, власть осуществлялась из одного центра. Это способствовало складыванию единого стиля жизни, общего языка, обычаев и нравов, привычек людей независимо от их социального и имущественного положения. Абсолютизм и присущая ему государственно-правовая система усиливали ощущение государственно-политической общности у людей различных социальных групп и сословий и способствовали формированию наций.

Абсолютизм Абсолютизм - форма государства в некоторых странах Западной Европы и Востока в 16-18 вв., в котором монарх обладает неограниченной верховной властью. В строго централизованном государстве создавался разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия, полиция, налоговая служба, суды. Наиболее характерный пример абсолютизма - Франция в правление короля Людовика XIV, который считал себя наместником Бога на Земле.

Исторический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Абсолютизм" в других словарях:

    - (absolutism) Первоначально (1733) теологическая концепция, согласно которой спасение полностью зависит от воли Бога. В дальнейшем этот термин распространился на политический режим, при котором правитель обладает законным правом принимать любое… … Политология. Словарь.

    В полит. смысле есть форма правления, при которойверховная власть не ограничивается конституцией. Абсолютизм был вевропейских континентальных государствах в продолжение XVII и XVIIIстолетий господствующею государственною формою,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (от лат. absolvere развязывать, разрешать, освобождать). 1) в философии: стремление к непосредственному созерцанию и восприятию безусловного. 2) в политике: система неограниченной власти. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка … Словарь иностранных слов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Абсолютизм (значения). Абсолютизм (от лат. absolutus безусловный) период в истории Европы, когда существовала абсолютная монархия. Абсолютная монархия государственное устройство,… … Википедия

    - (неограниченная, абсолютная) монархия, самовластие, самодержавие, автократия, царизм Словарь русских синонимов. абсолютизм см. самодержавие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов

    абсолютизм - а, м. absolutisme m. 1797. Рей 1998. Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. Ож. 1986. Когда я замечал в людях, с которыми говорил, желание политической свободы без… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (абсолютная монархия) форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат,… … Большой Энциклопедический словарь

    АБСОЛЮТИЗМ, форма неограниченной монархии (абсолютная монархия), характерная для эпохи позднего феодализма. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и … Современная энциклопедия

    АБСОЛЮТИЗМ, абсолютизма, мн. нет, муж. (от лат. absolutus самостоятельный) (полит.). Государственный строй с неограниченной единоличной верховной властью, самодержавие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    АБСОЛЮТИЗМ, а, муж. Форма правления, при к рой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия. | прил. абсолютистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • , Александров М.С.. Александров Михаил Степанович (1863-1933) - деятель русского революционного движения, марксистский историк и публицист. Исследование посвящено проблеме государства икритике буржуазных теорий…
  • Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России , Александров М.С.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Александров Михаил Степанович (1863-1933) - деятель русского революционного движения, марксистский…

Большинство из нас понятие «просвещенный абсолютизм» связывают исключительно с именем Вольтера и его письмами Екатерине II, а ведь это явление затронуло не только государственную жизнь России и философскую мысль Франции. Идеи просвещения абсолютизма получили широкое распространение по всей Европе. Так что же такого привлекательного видели монархи в этой политике?

Сущность просвещенного абсолютизма кратко

Во второй половине восемнадцатого века обстановка в Европе была довольно тревожной, так как старый порядок уже исчерпал себя, требовались серьезные реформы. Такая обстановка повлияла на ускоренное формирование просвещенного абсолютизма.

Но откуда взялись эти идеи и каков смысл подобного просвещения? Родоначальником считается Томас Гоббс, также большое влияние на формирование просвещенного абсолютизма оказали идеи Жан-Жака Руссо, Вольтера и Монтескье. Они предлагали преобразование устаревших институтов государственной власти, реформирование образования, судопроизводства и т.д. Кратко основную идею просвещенного абсолютизма можно изложить следующим образом – государь, самодержец должен приобрести наряду с правами еще и обязанности перед своими подданными.

По существу, просвещенный абсолютизм должен был уничтожить остатки феодализма, сюда входили реформы по улучшению быта крестьян и устранению крепостного права. Также реформы должны были укрепить централизованную власть и сформировать полностью светское государство, не подчиняющееся голосу религиозных лидеров.

Установление идей просвещенного абсолютизма было характерно для монархий с довольно неспешным развитием капиталистических отношений. В число таких государств попали все страны Европы, кроме Франции, Англии, и Польши. В Польше не имелось королевского абсолютизма, который бы требовалось реформировать, там всем управляла шляхта. Англия уже имела все то, к чему стремился просвещенный абсолютизм, а Франция просто напросто не имела лидеров, которые могли бы стать инициаторами реформ. Людовик XV и его последователь на это способны не были, и в результате строй был разрушен революцией.

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Просвещенный абсолютизм в Российской Империи

Как мы знаем, у Руси своя дорога. Вот и тут она была совершенно особенной. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.