Недавно в маршрутке услышала разговор двух приятельниц

- У меня сын в 11 класс пошел в этом году! Я уже спать не могу – думаю, только о том, как мы ЕГЭ сдавать будем.

- Вот выдумали какое-то ЕГЭ. В наше время, такого не было!

- Дочка моих знакомых сдавала в прошлом году ЕГЭ – 6 экзаменов! Бедная девочка, но поступать как-то надо, же.

Когда слышишь такие разговоры, понимаешь, насколько люди умеют усложнять свою жизнь. Нет смысла заламывать руки и ругать систему образования и ЕГЭ, потому что в глазах человека знающего вы можете оказаться невеждой. Плюсы ЕГЭ несомненны.

Плюс первый – экзамены ваш ребенок будет сдавать единожды! Если до введения ЕГЭ вы подавали документы в несколько ВУЗов, то и вступительных экзаменов сдавали в несколько раз больше. Кроме того во время экзамена в аудитории находится школьный учитель, который обязан обеспечить тишину и порядок.

Плюс второй – если ваш ребенок мечтает учиться в другом городе, вам нет необходимости ехать туда на период сдачи вступительных экзаменов, т.к. документы можно переслать по почте.

Плюс третий – ЕГЭ – это открытый экзамен. За год до него ваш ребенок знает, какие темы, какие задания будут представлены на экзамене. Этого времени достаточно (при условии хорошего знания школьного курса) чтобы отлично подготовиться к экзамену.

Возвращаемся к теме статьи: если ваш ребенок в 11 классе, а вы еще не знаете в какие ВУЗы будете подавать документы, то значит, вы не знаете, какие предметы выбрать и нужен ли вам репетитор.

Это три самых важных вопроса, на которые вы должны ответить как можно быстрее. Потому что от выбранного ВУЗа и выбранной специальности варьируются не только предметы, но и проходной балл. Чем престижнее факультет университета или академии, тем больше абитуриентов с хорошими результатами желает поступить к ним, а значит и конкуренция выше.

Зная проходной балл прошлого года, вы сможете сориентироваться, нужен ли вам репетитор. Например, ваш ребенок мечтает поступить на экономический факультет в СГАУ. Допустим вы узнали, что 218 – это самый меньший балл, с которым был зачислен в 2012 г. на это направление на бюджетное место абитуриент. Значит его средний балл по трем предметам (русскому, математике и обществознанию) составил 73-72 балла. Думаем дальше – если вы точно знаете, что по математике способности у вашего ребенка средние, то 60 баллов (а это очень хороший балл по математике, для ребенка со средними способностями) это то, на что может рассчитывать ваше чадо. Значит, недостающие 12 баллов мы делим между русским языком и обществознанием и получаем 79-78 баллов. А так как 218 в нашем случае оказались самым маленьким результатом, то для подстраховки берем еще 10 баллов и снова раскидываем их между русским языком и обществознанием. В итоге 84-83 балла.

Может ли ученик получить такой высокий балл занимаясь предметом только в школе на уроках?

Моё мнение – может! Только …

    если ребенок, одаренный по данному предмету;

    если ребенок дисциплинирован и обучен планированию своего времени;

    если ребенок на 70-80% занимается самообразованием (т.е. читает книги, решает тесты, смотрит обучающие ролики, записывается на дистанционные курсы на сайтах интернета и т.д.)

    если ребенок предметом интересуется и занимается с 5-6-7 класса.

Может ли ЕГЭ являться оценкой результативности работы учителя?

Мое мнение - больше нет, чем да. Например: по данным статистики с официального информационного портала единого государственного экзамена по обществознанию 100 баллов получили только 86 учеников, что составило 0, 02 % от всех сдававших этот экзамен в 2012 г. А 81-90 баллов по этому же предмету в этом же году получили только 2,4 %!

Школьная система получения знаний не может (да и не должна) готовить учеников сдавать ЕГЭ на высокие баллы. Причины элементарны:

1. Учитель не может отступить от программы, и остановиться на наиболее сложной именно для вашего ребенка теме. Да и в годовом тематическом планировании уроков на подготовку к ЕГЭ отводится не так уж и много. Будьте готовы к тому, что три – четыре урока (а то и больше) из программы просто пропадут из-за праздников, дней здоровья, карантина и мало ли еще каких причин.

2. У учителя на каждом уроке должна быть реализована воспитательная задача. А если учитель одновременно и классный руководитель – то этих задач спускают сверху так много, что 3-4 классных часов в неделю не хватит, не то, что положенного одного. Риторический вопрос: когда нужную сверхсрочную информацию классный руководитель доводит до учеников?

3. Много говорится об индивидуальном подходе в современном образовании. А давайте представим себе насколько это возможно на 40 минутном уроке, где 25-30 учеников, подростки сложные и желающие сорвать урок или пофилософствовать, накопляемость оценок (не менее 7-11 за урок) и класс фактически разделенный на тех кому предмет нужен для поступления, а кому нет, а значит и подача нового материала и опрос пройденного очень индивидуален. Попробуйте в таких условиях поработать с каждым учеником.

4. И самое главное (проверено на моем личном опыте) практически никогда учитель не говорит о мотивации, о планировании, о тайм-менеджменте, о целеполагании на уроке! У него на это просто нет времени! В итоге ученик воспринимает ЕГЭ как злобную акулу, которая пережевала и выплюнула целый год его веселой семнадцатилетней школьной жизни.

А нужен ли репетитор отличникам?

Отвечу вопросом на вопрос: может ли школьная оценка сказать об уровне знаний ученика? Нет, ни в коем случае. 5, 4 или 3 очень относительны:

    относительны требовательности учителя;

    относительны уровню знаний класса;

    относительны «хорошести» вашего чада, ведь для хорошего человека в нашей стране ничего не жалко;

    относительны особенностям характера и воспитания ребенка. Например, если ребенка дома очень сильно ругают за 4, то в арсенале его средств получения пятерки будет не только хорошо выученное домашнее задание, но и слезы, спекуляция своим бедственным положением, и желание заработать пять любой ценой, даже подежурить в классе.

Все эти минусы школьной системы может исправить репетитор, хороший репетитор! Но если ваше чадо не привык учиться, заниматься самостоятельно, страдает ленцой и очень любит халяву, то даже занятия с суперпрофессионалом за один год не сделают из него вундеркинда. И результат, при колоссальных затратах вас может очень огорчить. Чтобы такого не случилось, помогите своему ребенку:

    вместе определить ВУЗ и факультет исходя из желаний и способностей будущего абитуриента;

    понять, сколько баллов нужно получить на экзамене по тому или иному предмету;

    рассмотреть без пристрастия средства, которыми вы располагаете (не только денежные, но и физические и психологические особенности, здоровье и желание учиться и т.д.);

    четко сформулировать задачи, которые поставите перед будущим репетитором.

Если по тем или иным причинам ваш ребенок не справляется с подготовкой к ЕГЭ самостоятельно, или вам нужны очень высокие баллы то ищите репетитора. Четко объясните ему, какой результат вы ждете от его работы (возможно не только баллы, но и какие-то навыки, умения). Не жалейте потраченных времени и денег, потому что вы вкладываете их в будущее вашего любимого чада!

Нужен ли ребенку репетитор?

В жизни каждого родителя однажды может встать вопрос: «Нужны ли моему ребенку дополнительные занятия?». И многие склоняются к мнению, что даже при хорошей успеваемости частные уроки с репетитором для ученика не будут лишними.

В каких случаях необходимо заниматься с репетитором?

Частные занятия с квалифицированным педагогом – это масса дополнительных возможностей и умений для любого человека, это то, что делает его на уровень выше его сверстников и помогает с успехом бороться с конкуренцией за место под солнцем.

Существует ряд преимуществ занятий с преподавателем:

  • Индивидуальный подход. Каждый ученик усваивает учебный материал по-разному – для того, чтобы понять тему, кому-то достаточно ее прослушать, кому-то записать конспект, а кому-то еще и прочесть его раз десять. Именно поэтому важно, чтобы частный педагог умел найти верный способ преподавания для вашего ребенка.
  • Свободное выражение мыслей. Бывают дети, неспособные хорошо отвечать пройденный материал перед всем классом или стесняющиеся выражать свое собственное мнение. С дополнительными занятиями данная проблема исчезает. Так, к примеру, частный репетитор по литературе , помимо того, что полностью выслушает учащегося, также поможет ему правильно и красиво выражать свои мысли.
  • Дополнительный материал. Помимо школьной программы существует еще масса учебного материала, которая по каким-то причинам не изучается вовсе или рассматривается, но в последующих классах. Например, на своих занятиях репетитор по русскому язык у т ак умело преподнесет тему, что в дальнейшем ученик любого возраста сможет превзойти своих сверстников грамотностью и богатством словарного запаса.

Когда следует отказаться от дополнительных занятий с преподавателем?

  • Неподходящий метод подачи материала. Какой бы интересной ни была изучаемая тема, если репетитор не способен преподнести ее интересно и захватывающе, у ребенка может моментально пропасть всякое желание обучаться.
  • Нарушение личного пространства. Каждый учитель должен придерживаться педагогической дистанции и заниматься лишь тем, за что ему платят деньги. То есть, если репетитор большую часть занятия рассказывает ребенку про свои приключения в молодости или наоборот, расспрашивает ученика про его личные дела, и совсем немного затрагивает тему урока – немедленно меняйте педагога.

Важно понимать, что не стоит игнорировать желание самого ребенка относительно дополнительных занятий. Идеальным обстоятельством было бы, если учащийся сам пришел к мысли о важности посещения репетитора и осознанно подходил к этому вопросу.

Как найти хорошего репетитора?

Сегодня, в век современных технологий многие дети нацелены на получение хорошего образования, поскольку в будущем хотят занимать достойные высокооплачиваемые должности. Помимо основного образования многие дополнительно занимаются изучением иностранных языков и компьютерных программ. Безусловно, это большая нагрузка на ребёнка, однако хороший репетитор знает правильный подход для получения нужного результата обучения, особенно если нужно сделать упор на несколько предметов.

Итак, если ребенку требуется репетитор по химии можно поискать его среди преподавательского состава школы, но только не той, в которой учится ваш ребёнок. Если учитель не смог донести материал на уроке, скорее всего, ученик его снова не усвоит, даже если объяснить несколько раз, ведь подход будет один и тот же. Кроме того, существует вероятность, что преподаватель будет ставить ребёнку более высокую оценку, которую он не заслуживает, стараясь показать свой профессионализм. Однако это не пойдёт на пользу ученику.

У студентов, подрабатывающих репетиторством, есть свои плюсы. Разница в возрасте минимальна, и позволяет наладить доверительные взаимоотношения, выбрать эффективный метод обучения.

Что касается длительности занятий, не стоит сразу перегружать ребёнка. После одного-двух уроков репетитор сможет оценить способности ученика. Поинтересуйтесь примерным планом обучения. При его отсутствии – ищите другого педагога.

Присмотритесь, как складываются отношения между учеником и репетитором. Хорошее взаимопонимание – половина успеха. Но для большей эффективности дополнительных занятий детские психологи рекомендуют активным детям выбирать строгого преподавателя с чётким голосом. Застенчивому ребёнку лучше выбрать преподавателя с мягким тембром голоса.

Пожалуй, нет такой матери, которая не считала бы, что именно её ребёнок достоин самого лучшего. А как же? Свой — всегда самый-самый, и тогда кому же, как не ему, пользоваться всеми мыслимыми и немыслимыми благами, изобретёнными обществом? Вполне нормальный подход. И очень достойный, с моей точки зрения. Вопрос только в том, как определить, что именно будет являться лучшим для вашего ребёнка, и не промахнуться с выбором.

На первый взгляд может показаться, что никакой проблемы выбора не существует. "Бери" самое хорошее. И все. Возможно, это будет самое дорогое.

Во-первых, не всегда самое дорогое обозначает "самое хорошее и качественное".

Во-вторых, материальные возможности каждой семьи ограничены конкретным бюджетом, и вся проблема в том, что чаще всего этот бюджет именно ограничен. А потому всегда существуют рамки, за которые родители не могут позволить себе выйти, как бы им ни хотелось дать своему ребёнку только "самое-самое". Но ведь это же вовсе не значит, что ребёнок, семья которого не так сказочно богата, как хотелось бы, не заслуживает того же, чего заслуживает его ровесник из более состоятельной семьи. А ведь мучительный выбор лучшего для своего ребёнка начинается вместе с его рождением (а иногда и гораздо раньше) и продолжается всю нашу сознательную родительскую жизнь.

Пока ребёнок маленький, наш выбор ограничивается сравнительно небольшим количеством проблем. Шесть-семь лет пролетают моментально, и вот мы уже ищем школу, достойную принять нашего любимого и единственного. То, что мы не поведём ребёнка куда попало, понятно каждому.

Критерии выбора школы, соответственно, у каждого тоже свои. Более или менее приличное учебное заведение хотя бы в пятнадцати минутах ходьбы от собственного подъезда, за исключением редких случаев, можно найти всегда. Если, конечно, родительские амбиции не зашкаливают.

Иногда жалко смотреть на этих маленьких замученных человечков, засыпающих посреди белого дня в метро и троллейбусах.

С другой стороны, бывает так, что ребёнок и впрямь родился исключительно одарённым, способным к учёбе, а в микрорайоне только общеобразовательные школы. Тогда волей-неволей придётся выбирать что-то "углублённое", подходящее конкретному ребёнку и его уровню развития на данный момент. Но опять же, нельзя не принимать во внимание, что любое углублённое изучение чего-либо, как правило, начинается с пятого класса, то есть со средней параллели, а иногда и гораздо позже, с десятого или одиннадцатого, поэтому вполне приличное начальное образование ребёнок может получить в простой районной школе, и оно мало чем будет отличаться от начального образования, полученного в специализированной школе. Естественно, всё будет зависеть от учителя, к которому попадёт ваш ребёнок, в том числе, станет ли эта школа его "вторым домом" или превратиться в "школу мужества", которая навсегда отобьёт у него желание учиться вообще.

Бывает и так, что начальная ступень в школе достаточно сильная, чего определённо нельзя сказать о средней ступени и старшей. И мысль о том, что после четырёх лет обучения придётся опять подыскивать что-то новое, отпугивает родителей. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы, пойдя в школу, ребёнок благополучно проучился бы там все одиннадцать лет: привычная обстановка, уже знакомые стены и учителя, друзья опять же... Но поверьте, то, что вложат в вашего ребёнка в первые годы учёбы — самое главное и самое основное из всего того, что будет за одиннадцать лет, и если есть возможность отдать его в хорошие руки, нужно это делать обязательно. Что же до дальнейшего обучения, то ведь переход в другую школу — ещё не конец света.

Но, допустим, начальная школа откровенно слабая, зато средняя и старшая — выше всяких похвал. Надежда на то, протянув "как-нибудь" четыре года, ребёнок впоследствии войдёт в нужный ритм и "наверстает" упущенное, как правило, не оправдывается. Попав к человеку чёрствому, равнодушному, а порой и откровенно злому, да к тому же и не очень-то квалифицированному, ребёнок непременно получит стойкое отвращение к школе и учёбе вообще. Выбиваясь из сил, и мать, и ребёнок пытаются разгрести то, что было свалено в кучу безо всяких угрызений совести учителем, для которого ваш ребёнок — не родной и для которого не требуется "самое-самое", потому что с чьей-то точки зрения он его не заслужил.

Итак, со школой вы не ошиблись, и ваше чадо, обласканное и довольное, счастливо миновав все трудности "началки", перешло в среднюю школу. Вот тут-то всё только и начинается.

Привыкший к внимательному и нежному обращению и массе персонального внимания, ваш ребёнок попадает в атмосферу, к которой сразу привыкнуть ему не под силу. Сколько учителей, столько и требований.

Всё, к чему он привык, что составляло размеренную колею его предыдущей жизни, изменяется вдребезги. Каким бы ты ни был замечательным, все учителя всё равно тебя любить не будут. Это хорошо, если в пятом классе, за партами будет сидеть человек двадцать — двадцать пять, а если больше? И хорошо, если учитель в пятом не удосужится посмотреть оценки по своему предмету за предыдущие годы, а даст человечку шанс начать всё с чистого листа, если — нет... Тогда как быть?

У ребёнка появятся новые предметы, и не факт, что, растерявшись, он не "забуксует" по одному из них или по нескольким сразу. Причины отставания могут быть разными. Но самая главная причина, по которой любимый сынок или дочка могут не успевать в классе — неприятие манеры преподавания того или иного учителя либо его личности как таковой. Вот тогда-то и нужно насторожиться.

Не всё ладится, не всё выходит. В этот момент мы, родители, должны проявить терпение и поддержать ребёнка в его нелёгком труде. Проявить понимание необходимо, иначе, во избежание грозящих неприятностей, он вынужден будет лгать. А это, пожалуй, самое страшное, что может случиться между родными людьми.

Между прочим, ложь не всегда показатель желания ребёнка обезопасить себя, иногда к обману приводят совершенно неожиданные, казалось бы, побуждения: не огорчать маму-папу-бабушку, гордящихся успехами своего ребенка, или нежелание разбираться в неприятной проблеме. Конечно, в это трудно поверить. Первое, что приходит в голову любому взрослому человеку: врёт — значит, пытается обмануть, улизнуть от расплаты за содеянное. Но, если вдуматься, разве с каждым из нас хотя бы раз в жизни не происходило нечто подобное?

Очень часто на стыке начальной и средней школ у ребёнка возникают проблемы, кажущиеся ему неподъёмными. Разобраться самому в этот момент не под силу. И, к сожалению, порой бывает так, что просить помощи у близких, например, у матери, стыдно.

Боясь уронить свой авторитет в глазах тех, кто возвёл его на пьедестал, ребёнок огорчается даже временным неудачам до такой степени, что готов пойти на что угодно, лишь бы всё оставалось по-прежнему. Хотя бы внешне. Отсюда — недовольство собой, обман, мучительное чувство стыда.

Но не всегда неудачи ребёнка — это стечение непредвиденных обстоятельств. Иногда мы сами провоцируем эти неудачи. Может показаться странным, но довольно часто мы сами настраиваем своих детей на неудачи. Вопреки здравому смыслу, не чувствуя грани, мы позволяем себе резкие высказывания в отношении какого-либо учителя в присутствии ребёнка. Да, в ослеплении родительской любви нам кажется, что весь мир ополчился на бедного и маленького беззащитного человечка. Стараясь выгородить собственное чадо, часто даже не удосужившись разобраться в сути вопроса, мы отпускаем в адрес учителей гневные и не всегда справедливые фразы. Очень часто нам кажется, что с ребёнком поступили несправедливо, что к нему отнеслись предвзято, что его обидели и т.д. Но в этот момент было бы неплохо для начала подумать, всё проанализировать и только потом высказывать вслух резкие суждения, отсекающие возможность дальнейшего сближения и взаимопонимания учителя и своего же собственного ребёнка.

Да, учителя бывают неправы, и происходит это сплошь и рядом. Но для нас, любящих и заботливых, они неправы всегда, если дело идёт именно о нашем ребёнке.

Отработав двадцать лет в школе, я стала несколько иначе относиться к этому вопросу. Если бы вы только могли видеть, как меняются ваши дети, перешагнув порог родного дома. И изменяются не всегда в лучшую сторону. Чаще наоборот. И уж совсем забавно наблюдать, какими интеллигентными и сдержанными становятся в присутствии своих родителей дети, только что плевавшие сквозь зубы и произносившие настолько замысловатую комбинацию слов, что и филолог бы затруднился повторить её с первого раза.

Поэтому не стоит огульно верить всему тому, о чём ваш ребёнок рассказывает вам дома.

Но что делать, если, действительно, учёба в пятом классе началась с плохого настроения, с нежелания идти в школу и двоек.

Относительно морального состояния ребёнка я судить не берусь, поскольку не обладаю достаточной психологической подготовкой (я имею в виду чисто профессиональный аспект и не касаюсь своего личного опыта). Однако как учитель-предметник с приличным стажем совет дать могу. Как только вы стали замечать все тревожные симптомы, связанные с учёбой в школе, обратитесь к специалисту-психологу. Ничего страшного или постыдного в этом нет. Ведь если у вас болит рука или голова, вы же обращаетесь к врачу, верно? Так почему же не обратиться к нему же, если болит душа? Тем более, если болит душа вашего ребенка.

Что же касается неуспеваемости по отдельным предметам, тут вам тоже потребуется помощь. Но не стоит при первых же симптомах неуспешности вашего ребёнка бежать к репетитору. Это лишнее. Для начала разумнее поговорить с учителем, выслушать его мнение и попытаться разобраться вместе с ним, в чём кроется причина неудач малыша. Поднимать вопрос осенью, через месяц после того, как ребёнок перешёл в пятый класс, на мой взгляд, ошибка. За столь малый промежуток времени учитель просто не в состоянии как следует оценить уровень знаний каждого ученика. Самое время — начало третьей четверти.

Весь сентябрь, как правило, уходит на повторение, и то, что ребёнок не включается в активный диалог с учителем, ещё вовсе не означает, что он ничего не знает. Возможно, часть информации он забыл за лето. Но есть и другие факторы, такие, как, например, комплекс общения с абсолютно новым преподавателем и страх выглядеть в его глазах глупым или смешным.

Но если проблема всё-таки есть и налицо неуспеваемость ребенка, помочь ему в этот момент необходимо. Может быть, помощь требуется кратковременная, а возможно, процесс затянется. Но рано или поздно — в пятом, шестом или восьмом — перед каждым родителем встаёт вопрос выбора репетитора. И тут уже неважно, ищешь ты преподавателя, чтобы "подтянуть" ребёнка до хорошей оценки или хочешь дать ему дополнительный объём знаний, не предусматриваемый школьной программой: для своего ребёнка ты хочешь только самого лучшего.

Возможно, купив в магазине не совсем свежие яблоки или груши, можно горестно вздохнуть и, сетуя на собственную рассеянность и изворотливость продавца, отправить их в компот, а в следующий раз просто внимательнее смотреть на то, что покупаешь. Но в выборе репетитора на компромисс не согласится никто, потому что следующего раза у ребёнка просто не будет.

Менять учителей как перчатки, конечно, можно, но никакого смысла в этом нет хотя бы уже потому, что каждый последующий учитель будет начинать обучение опять с нуля. И это происходит вовсе не из-за того, что злые педагоги стремятся срезать с незадачливых родителей как можно больше денег (хотя встречаются и такие), а просто потому, что отвечать за качество знаний можно только в том случае, если имеешь представление, что было вложено в голову ребёнка и когда.

Как же всё-таки не ошибиться с выбором репетитора? Есть несколько рекомендаций, как мне представляется, общих для любого родителя, собирающегося приглашать для своего ребёнка домашнего учителя. Прежде всего, это психологическая совместимость учителя и ученика. Возможно, кому-то этот аспект покажется несущественным, но поверьте мне, только обожая учителя, маленький человек согласится ходить к нему дважды в неделю или принимать его у себя в гостях и при этом делать совершенно ненужные, с его точки зрения, упражнения. Если совместимость будет достаточно высокой, маленький человек заинтересуется предметом, что, в конечном счёте, даст желаемый результат. Если нет, то занятия будут абсолютно бесполезны. Хуже всего, если ребёнок занимается с репетитором "для мамы". Если для него самого занятия с чужой тётей не представляют никакого интереса, то все в одно ухо будет влетать, а из другого, как вы догадываетесь, вылетать. И никакой, даже самый знающий и добросовестный педагог ничего не сможет сделать!

Так как же понять, стоит ли вести ребёнка конкретно к этом репетитору или нет? Договоритесь о первом прослушивании и идите на первый урок вместе со своим ребёнком. Если занятие будет интересным, вы сразу услышите это и поймёте по манере поведения своего чада. Ибо никто не знает его лучше, чем вы. Если на протяжении часа ваш милый отпрыск будет зевать, крутить головой по сторонам и в конечном итоге уляжется щекой на стол, значит, это не ваш преподаватель, только и всего. Естественно, я говорю утрированно, но в конечном итоге, хотя восприятие взрослого и отличается от восприятия ребёнка, хорошее от плохого может отличить каждый. Спросите себя, хотели бы вы заниматься с таким учителем, и ответ, будете ли вы заключать с ним договор, придёт сам собой.

Естественно, что подбирать репетитора следует, руководствуясь рекомендациями знакомых. Если вы считаете, что, покопавшись час-другой в Интернете, вы непременно найдёте то, что искали, то вы, скорее всего, ошибаетесь.

Не стоит покупать кота в мешке, и уж тем более не стоит этого делать, когда это касается вашего ребёнка. Задавшись целью найти репетитора по тому или иному предмету, стоит обзвонить своих ближайших знакомых и расспросить их об их опыте общения с репетиторами.

И ни в коем случае не стоит спешить и хвататься за первое попавшееся предложение. Ведь не зря же раньше для обучения детей в состоятельных дворянских семьях стремились найти педагога с хорошими рекомендациями, преподававшего у близких или дальних знакомых. И пусть поиски репетитора растянутся не на одну неделю — важен результат этих поисков. Если ваши хорошие знакомые, мнению которых вы можете доверять, настоятельно рекомендуют вам того или иного специалиста, стоит обратить внимание на их слова.

Прежде чем договариваться об оплате урока, возьмите себе в труд заранее поинтересоваться стоимостью занятий с частным педагогом. Для этого, помимо устных вопросов знакомым, откройте любую страницу Интернета, предлагающую услуги репетитора, и поинтересуйтесь ценой вопроса. Цена будет отличаться. Но на конечную сумму будет влиять несколько составляющих, а именно: учительский стаж работы в школе или институте, время занятия (астрономический час или академический час, т.е. сорок пять минут), место занятия (дома у педагога или с выездом к ребёнку) и т. д.

Узнав ценовую "вилку", согласуясь со своим бюджетом, заранее рассчитайте, какой суммой вы располагаете и какой ценовой предел вы переступить не в состоянии. После этого набирайте номер телефона репетитора и начинайте разговор. Если он берётся за любую работу, не удосуживаясь расспросить вас о проблемах школьника, насторожитесь. Да, вопрос территориального расположения будущего ученика и размеры оплаты труда репетитора должны интересовать его не в последнюю очередь, но если это единственное, что его интересует, не считая, конечно, возраста ребёнка, то, вероятно, перед вами человек, стремящийся только к собственному материальному благополучию.

"Нанять" репетитора, даже самого хорошего, подходящего вашему мальчику или вашей девочке по всем статьям, и успокоиться — не лучшее решение. Даже если ребёнок доволен занятиями, даже если в его дневнике вместо пугающих ваше родительское сердце "двоек" и "троек", появились долгожданные "четвёрки", держите ситуацию под контролем, периодически обращая внимание на то, чем занимается ваше чадо. Тотальная проверка никому не нужна, мало того, в некоторых случаях она может обидеть и даже оскорбить преподавателя. Но я бы всё-таки советовала родителям время от времени заглядывать в тетради ребёнка и интересоваться его рассказами о том, как он сходил на урок и что нового вынес.

Во-первых, это даст вам возможность находиться в курсе событий (между прочим, оплачиваемых вами) и отслеживать саму необходимость дальнейших дополнительных занятий. Во-вторых, любому ребёнку, даже самому самостоятельному, необходимо ощущение того, что его делами интересуются, и что его жизнь небезразлична взрослому. И, наконец, в-третьих, будучи в курсе всего, вам намного легче будет подбирать для вашего ребёнка "самое-самое" лучшее, ведь он этого достоин.

Как выбрать репетитора, чтобы учил, а не деньги «сшибал».

© Thinkstock

На вопросы lady.tochka.net о том, стоит ли нанимать ребенку репетитора, в каких предметах не обойтись без репетитора, а где ребенок сможет подтянуться сам, как отличить хорошего репетитора от шарлатана и прочее, отвечает психолог Светлана Денисова («Центр здоровой семьи», г. Николаев).

Светлана, для эффективности обучения репетитор - это мода, необходимость для эффективности обучения или пустая трата денег?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если ребенок отстает по английскому, а в будущем без иностранного языка не обойтись, тогда - необходимость! Если репетитор по музыке, а у ребенка нет ни желания ходить в музыкальную школу, ни вокальных данных - это скорее мучение для ребенка. Зато для родителей - мода. Если ребенок не сделал задание по математике, потому что играл на компьютере, и получил двойку за неготовность к уроку, а родители бьют тревогу и нанимают лучших репетиторов, тогда - это пустая трата денег и времени. Услуги репетитора необходимы только в том случае, если ребенок действительно не успевает по предмету. И причина этого - не лень, как ученика, так и его родителей (имеет в виду - желание родителей помочь разобраться ребенку с уроками ).


- По каким признакам можно определить, что ребенку действительно необходим репетитор?

Для каждого они индивидуальны. Например, если ученик планирует в будущем стать студентом лингвистического университета, уроков английского (или другого иностранного языка) в обычной школе - мало, без репетитора точно не обойтись. Если речь идет об ученике младших классов, нагружать ребенка репетиторами и по английскому, и по математике, и по чтению и т.д. (поверьте, в моей практике были и такие случаи), строго запрещено. Чем больше репетиторов, тем меньше желания у ребенка делать что-то самостоятельно, то есть учиться - добывать знания.

Здесь родителям нужно поступить мудро: нанять репетитора по одному предмету (например, по английскому языку или по музыке, в зависимости от того, что больше всего необходимо ребенку), а по остальным предметам, где есть «пробелы» в знаниях, помочь чаду самостоятельно. Например, научить решать примеры по математике, задачу по физике, биологии, писать сочинение и прочее.

(С юмором) Уверена, что для родителя школьная программа 1-9 класса - это не «высшая математика».

- Плохие оценки в школе - сигнал, что нужен репетитор?

Не всегда. Расскажу один случай из практики. Учительница одной из школ, сетуя на небольшую зарплату, объявила ученикам, что хорошие оценки будут получать только те, кто будет ходить к ней на дополнительные занятия. Стоимость одного урока у «скромного репетитора» была настолько завышена, что не каждый родитель мог позволить себе платить такую цену. Нетрудно догадаться, что в отличниках у этой школьной бизнес-леди были только те, кто ходил к ней на платные уроки. Знания остальных она автоматически оценивала не выше 6 баллов (по 12 бальной системе). Но это не мешало «двоечникам» и «троечникам» поступить в лингвистические вузы.

Хочу сказать, что родителям следует запомнить: оценки - не главное, важны - знания. И если есть пробел в знаниях, тогда по этому предмету стоит нанять репетитора.

- На какое время стоит нанимать репетитора?

Все зависит от ситуации и предмета. Например, если это иностранный язык - лучше услугами репетитора пользоваться постоянно, из года в год. То есть ребенок ходит на дополнительный английский и в 6 классе, и в 7, и в 8 и т.д. Тогда будет эффективность, результат, полученные знания будут шлифоваться, не забудутся. Но если ребенок «отстал» или пропустил несколько тем по биологии, например, потому что находился на лечении или на отдыхе, есть смысл нанять репетитора так сказать точечно, на время, пока ребенок не «подтянется», не «догонит» своих одноклассников.

Как только ребенок «выровняется» в знаниях, начнет успевать самостоятельно, от услуг репетитора следует отказаться.

- Как отличить хорошего репетитора от «вымогателя»?

Обучение ребенка - дело очень ответственное. Поэтому родителям нужно серьезно подойти к выбору репетитора, учитывая не только профессиональные заслуги, но и личные качества будущего преподавателя. «Неадекватный» репетитор, который, кстати может быть профи в своем предмете, может не только отбить охоту к учебе, но и развить в ребенке массу комплексов.

Например, одна мама рассказывала, что репетитор по английскому сказал, что ее дочка не никогда не выучить язык, потому что у нее нет способностей. И никогда не будет. Так девочка по 9 класса ходила в «изгоях» и «тупицах». Пока в школе не появилась новая учительница, которая совершенно бесплатно взялась «поднатаскать» девочку по английскому. «Тупица» оказалась не только способной ученицей, но и настолько полюбила самый «каторжный предмет», что поступила в иняз, а сейчас живет и работает в США.

Среди признаков хорошего репетитора могу назвать следующие: любовь к детям, любовь к своему предмету, опыт работы, также это могут быть рекомендации, отзывы о его работе и прочее. И самое главное - контакт с ребенком, которого он будет учить. Ведь если вспомнить, в школе и в университете мы сами с радостью готовили те задания, которые давали любимые преподаватели (смеется).

- Причины недоверия к репетитору?

Считаю, что не стоит доверять репетиторам, которые обещают провести интенсивный курс обучения за очень короткие сроки; репетиторы, которые обещают «горы золотые» и что ребенок из «отстающих» сразу станет гением тоже, сами понимаете, не вызывают доверия. Также необходимо учитывать, что слишком дорогие расценки не являются гарантом того, что у ребенка действительно появятся знания. (С задором) Ведь цену «набить» может каждый, а соответствовать 50 у.е. в час - далеко не все репетиторы.

Для малышей :

Занятие по английскому (другому иностранному языку) - от 30 грн. за 45 мин.
- садик с иностранным языком - $100--200 в месяц.

Для школьников :

Занятие по английскому - от 35 грн. за 45 мин.
- занятие по украинскому - от 30 грн. за 60 мин.
- занятие по алгебре - от 30 грн. за 60 мин.

Для старшеклассников и студентов :

Занятии по английскому (другому иностранному языку) - от 80 грн. и выше за 60 мин.
- курсы при посольстве - от 200 евро за семестр.

Работа, готовка, уборка, стирка… Мы часто не успеваем заметить, когда ребенку нужна помощь в учебе.

Родители настолько заняты, что составляют мнение об одаренности своего школьника, исходя из оценок в его дневнике.

Но появление «двоек» совсем не означает, что ребенок стал глупее. На то есть много других причин: отвлекаемость во время подготовки , желание привлечь внимание родителей, банальная лень или потеря интереса к учебе.

Как понять, когда действительно требуется помощь репетитора, а когда это просто временные трудности или желание отпрыска быть, как все?

Мама Алина рассказывает : «Однажды мой сын сам принес свой дневник, чтобы показать неуспеваемость по большинству предметов. На мой вопрос, откуда всё это взялось у отличника в прошлом, он с серьезным видом сказал: «Мне нужен репетитор, я не понимаю». При детальном расспросе оказалось, что практически у всех детей в классе есть репетиторы, и наличие такового считается признаком достатка и «крутости». Хорошо, что ребенок всё мне рассказывает, и я смогла объяснить ему, что умным и трудолюбивым детям репетитор не нужен - он лишь уменьшит его стремление к знаниям и снизит планку успеваемости» .

Нужен ли репетитор?

Научите ребенка воспринимать получаемую информацию, анализировать её, а если останутся непонятные моменты, он не должен бояться подойти к учителю, чтобы тот еще раз объяснил материал, или подсказал, где найти ответы на все интересующие вопросы.

Нанимая репетитора, родители тем самым воздействуют на подсознание ребенка, дают установку: он может не слушать учителя на уроке, потому что потом репетитор поможет заполнить пробелы в знаниях, или можно не делать домашнее задание , ведь все равно идти к репетитору.

В итоге получается, что в школе - одни требования к изучению материала и оформлению работы, у репетитора - другие, и ученик просто не понимает , как ему поступать. Так может появиться неуверенность в ответах или выполнении домашнего задания, а там и до нелюбви к предмету недалеко.

С другой стороны, хороший репетитор поможет ребенку расширить его знания в определенной области, направит его работы на различные конкурсы и подготовленные для олимпиады . Все похвальные листы и грамоты можете сложить в папочку или повесить в детской на стену, чтобы ученик почувствовал своё первое и весомое преимущество перед одноклассниками.

Светлана Манжалевская, психолог : «Если ребенок отстал по иностранному языку, тогда есть причина нанимать репетитора. Если же вы хотите нанять учителя по вокалу, а у сына или дочки ничего не получается и желания нет, тогда это мучение для ребенка, а не необходимость. Нужно следить, как он делает уроки: если двойка получена из-за того, что школьник не сделал домашнее задание, потому что играл на компьютере, то репетиторство будет пустой тратой денег и времени. Причиной для занятий с репетитором не должна быть лень, как ученика, так и его родителей. Дополнительные занятия необходимы только, если ребенок действительно не успевает по какому-то предмету».

Когда репетитор необходим

Если Ваш ребенок планирует стать филологом или Вы придумали для него высшее образование за границей, тогда репетитор по иностранному языку ему понадобится. Школьных знаний в таком случае будет недостаточно.

В младших классах ученику не нужны репетиторы по нескольким предметам - его организм и так подвержен усиленным нагрузкам. Чем больше у него будет репетиторов, тем меньше останется желания делать что-то самостоятельно, в этом случае - учиться.

Мама- Нонна считает так : «В первых классах ребенку вообще не нужны репетиторы. Ну что, мы сами не сможем помочь ему получить знания? Предметы у младшеклассников - это далеко не высшая математика. До пятого класса можно учиться, вообще не напрягаясь. Английский мы с мужем знаем хорошо, я еще и французским владею практически в совершенстве, поэтому о репетиторе мы начнем задумываться уже в средней школе, и то, если наш Сережка начнет отставать».

Как выбрать репетитора

Родителям нужно с особой тщательностью отнестись к выбору человека, который будет учить ребенка. Профессионал своего дела, не вызывающий доверия или не умеющий работать с детьми, может раз и навсегда отбить и развить массу комплексов у Вашего ученика.

Хороший репетитор должен любить детей, любить свой предмет, у него должен быть опыт работы. Желательно увидеть рекомендации от других родителей, отзывы о работе. Но важнее всего - контакт с вашим ребенком, ведь знания у любимого преподавателя всегда даются легче.

Не стоит доверять тем репетиторам , которые обещают провести интенсивный курс обучения в короткие сроки. Если Вам обещают, что за считанные дни ребенок из отстающего превратится в , прощайтесь с таким человеком. Помните, что слишком дорогие «тарифы» не обязательно означают хорошие знания.

Не нужно нанимать репетитора на две недели, чтобы «подтянуть» одну тему. Такая временная мера может подойти, если ребенок пропустил несколько уроков из-за долгого отсутствия. С иностранными языками так не пойдет: эффективность будет тогда, когда полученные знания будут постоянно шлифоваться.

И еще: успехи ребенка зависят от его желания учиться , и если этого желания нет, то все попытки будут напрасными. Поэтому помогите своему школьнику полюбить получать знания.

Анастасия Пономаренко, психолог : «Поощряйте все познавательные увлечения ребенка. Если ему нравится химия, купите энциклопедию по химии, музыка - отправьте в музыкальную школу. Отвечайте на все его вопросы, таким образом, формируя у школьника установку, что процесс познания нового - это интересно, и вы это поощряете. На плохие оценки бурно не реагируйте, обсуждайте, что у него не получилось, не сравнивайте с другими детьми, которые лучше учатся. Хвалите за получение хороших отметок, помогайте делать уроки, но именно помогайте, а не делайте за него».

Помните, что наши дети нуждаются в нашем внимании и помощи. Если у малыша что-то не получается, вполне вероятно, что Вы и сами сможете ему подсказать, как исправить ситуацию. Вы ведь точно сильны в программе младшей школы!

Успехов в учебе!