Ребенок, который не умеет хорошо читать, сталкивается с серьезными проблемами во время выполнения различных заданий по другим предметам. В начальной школе скорость чтения вслух проверяется периодически. Во втором классе технику чтения необходимо проверять как минимум два раза в год.

У второклассников проверяется:

  • насколько сформировано умение читать целыми словами и словосочетаниями;
  • осознается ли школьником смысл содержания текста;
  • умеет ли ребенок использовать паузы, соответствующие знакам препинания в тексте;
  • используются ли при прочтении интонации, передающие особенности героев.

Требования к чтению

В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру.

Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно.

Нормы техники чтения во втором классе

Техника чтения во 2 классе по ФГОС должна иметь следующие ориентировочные показатели:

  • В 1 полугодии — 40-50 слов в минуту
  • Во 2 полугодии — 50-60 слов в минуту.

Оценивание техники чтения во втором классе по ФГОС

Тексты для проверки техники чтения во втором классе должны подбираться в зависимости от рекомендаций методистов. Предложения в тексте должны состоять из знакомых ребенку слов. Не стоит брать тексты, в которых встречаются длинные прилагательные, редко употребляемые слова, диалоги или рисунки.

От скорости чтения во многом зависит процесс развития ребенка. Многие ученики обречены на неуспеваемость только потому, что не научились самому элементарному — читать. Поэтому переоценить значение чтения в жизни школьника трудно.

Тексты для проверки техники чтения во 2 классе

Проверка в I полугодии

Текст №1 Куница

Живет в густом лесу небольшой хищный зверек - куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды - куница и ими будет лакомиться.

(51 слово. В. Чаплина)

Текст №2 Лето

На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.

Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.

(59 слов. И. Соколов-Микитов)

Текст №3 Сила не право

Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

(57 слов. К. Ушинский)

Текст №4. Лев, медведь и лисица (проверка в октябре)

Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала.

(35 слов. Л. Толстой)

Текст №5. Барсуки (проверка в октябре)

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.

(47 слов. И. Аксенов)

Текст №6. Золотой подснежник (проверка в декабре)

После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

(51 слово. К. Пронин)

Текст №7

В давние времена жила девушка. Взяла она однажды горсть золы и бросила ее на небо. Зола рассыпалась там, и по небу пролегла звездная дорога.

С тех пор эта звездная дорога освещает ночью Землю мягким светом, чтобы люди возвращались домой не в полной темноте и находили свой дом.

Текст №8. Чудесная елка (проверка в декабре)

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Проверка во II полугодии

Текст №1 Может ли дерево взлететь?

Росло в лесу молодое дерево. В один прекрасный день дереву захотелось летать. Старые деревья смеялись над ним. Ведь дерево не летает. Корни крепко держат его в земле. Но гордое дерево все мечтало о полете.

И вот что случилось. Пришел лесоруб, срубил дерево. Столяр наделал из него планочки и дощечки. Ребята смастерили из них легкие авиамодели. И дерево взлетело.

(63 слова. Дж. Родари)

Текст №2 Первая гроза

Пришла черная туча. Хлынул дождик. Люди попрятались в дома. Сверкали молнии, гром гремел не переставая. Казалось, кто-то огромный передвигает что-то в небесах и на земле, что-то разрушает, что-то строит. Кончилась гроза. Люди вышли из домов и увидели радугу высотой от земли до неба, шириной во всю землю. Влетели в арку южные ветры и стало после первой грозы по-летнему тепло.

(64 слова. А. Митяев)

Текст №3 Утята и стрекоза

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке.

(68 слов. Е. Житков)

Текст №4. Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошел дождь. Курочка скорей на землю присела, все перышки растопырила и заквохтала. Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, у кого глаз выглядывает. Не страшен дождь цыплятам!

(52 слова. Е. Чарушин)

Тексты подобрали: Ткачева Ирина Алексеевна, Борщ Оксана Геннадьевна.


Полный текст материала Техника чтения во 2 классе. Тексты для проверки техники чтения во 2 классе (1 и 2 полугодие) смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Здравствуйте. На протяжении последнИХ полугод а, последнЕГО полугод а или последнего полугОД ИЯ?

Верные варианты: последнего полугод а, последнего полугод ия. Обратите внимание, что полугод ием обычно называют период с января по июнь или с июля по декабрь.

Вопрос № 292902

Добрый день! Как будет правильно: "Приглашаем вас на последний в этом полугод ии семинар" или "Приглашаем вас на заключительный в этом полугод ии семинар". Пост предполагается выложить в соцсетях, поэтому мне кажется более подходящим первый вариант, но коллеги настаивают на втором. Прошу также разъяснить норму употребления слов "последний" и "заключительный", чтоб я могла в дальнейшем оперировать вашими объяснениями.

Ответ справочной службы русского языка

Верны оба варианта. В данном контексте эти прилагательные являются синонимами. Их значение и примеры употребления можно найти в толковом словаре .

Слово последний в данном случае используется в первом указанном в словаре значении (как в сочетании последний день месяца ).

Вопрос № 292134

Добрый день, в словарях не нашел слов "ежеполугод ный" и "ежеполугод но", но в интернете слово употребляется. Так есть такое слово или нет? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Такое слово можно придумать и можно понять. В этом смысле оно существует. Но это не слово литературного языка.

Вопрос № 290890

Нужна ли запятая после слов "этим" и "года" В связи с этим ввод данных в ГАС Управление за следующий отчетный период 2 полугод ие 2016 года станет доступен с 01.01.2017 года.

Ответ справочной службы русского языка

Оборот в связи с этим обособлять не нужно. Если второе полугод ие 2016 г. – это и есть отчетный период, то лучше так: В связи с этим ввод данных в ГАС Управление за следующий отчетный период (2-е полугод ие 2016 г.) станет доступен с 01.01.2017.

Вопрос № 289909

Здравствуйте. Объясните, пожалуйста, в каких случаях употребляется предлог "в результате", а в каких - существительное с предлогом "по результатам". Благодарю вас за помощь.

Ответ справочной службы русского языка

Предлог в результате имеет значение "вследствие чего-либо, из-за чего-либо". Основное значение существительного результат – "то, что получено в завершение какой-либо деятельности, работы; итог", поэтому сочетание по результатам означает "по итогам". Можно сказать: пострадал в результате неосторожности (т. е. из-за неосторожности), но нельзя сказать *пострадал по результатам неосторожности. Можно сказать: о последствиях этого решения можно будет судить по результатам первого полугод ия , но нельзя сказать: *о последствиях этого решения можно будет судить в результате первого полугод ия. Однако в некоторых случаях эти конструкции могут быть взаимозаменяемы.

Вопрос № 289789

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: один раз в полугод ие или раз в полугод ие?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 263049
за 1 полугод ие 2010 года равна 21 тг./тн, за тот же период 2009 года 33 тг./тн

Ответ справочной службы русского языка

Каков вопрос?

Вопрос № 262613
Числительное во фразе "I полугод ие" пишется арабскими / римскими цифрами или прописью?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты: первое полугод ие, 1-е полугод ие, I полугод ие.

Вопрос № 257354
Подскажите, пожалуйста, необходимы ли запятые в данном предложении -

Сумма объектов, подписанных группой, в первый квартал полугод ия

Ответ справочной службы русского языка

Вероятно, вторая запятая не нужна. Стилистически фраза не вполне корректна.

Вопрос № 249259
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, лексическое значение слова "рецессия". Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Рецессия (лат. Recessus

Вопрос № 246635
Что означает слово рецессия

Ответ справочной службы русского языка

Рецессия (лат. Recessus - отступление) - в экономике термин обoзначает спад производства, характеризующийся нулевым ростом валового национального продукта или его падением на протяжении более полугод а.

Вопрос № 245225
Здравствуйте!
Подскажите пожалуйста употребляется ли выражение первое полугод ие,1 полугод ие?Или правильно употреблять полугод ие и второе полугод ие?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание первое полугод ие корректно.

Вопрос № 240910
Добрый день, последнее время по радио и телевидению постоянно слышу "Тушине, Строгине" и пр. При чем началось это около полугод а назад, раньше было строго "ТушинО, СтрогинО". А недавно по радио слушала лекцию Василия Ирзабекова, который ответил на такой вопрос - что это грубая ошибка. С чем связан такой резкий переход и чем он оправдан?

Ответ справочной службы русского языка

Склонение названий Тушино, Строгино и т. п. правильно. См. подробно в «Письмовнике» .

Вопрос № 239297
Здравствуйте, нужны ли запятые в этом предложении? Очень СРОЧНО. Все(,) подписавшиеся на журнал "Синема" на второе полугод ие(,) становятся участниками лотереи.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны.

Вопрос № 239288
Здравствуйте, нужны ли запятые в этом предложени? Очень СРОЧНО. Все(,) подписавшиеся на журнал "Синема" на второе полугод ие(,) становятся участниками лотереи.

Ответ справочной службы русского языка

Запятые не нужны.

Второе полугодие жизни
Во втором полугодии жизни младенец, уже умеющий действовать с предметами, становится в новую позицию по отношению к взрослому. Прежнее, ситуативно-личностное, чисто эмоциональное общение отодвигается на второй план. Это ярко проявляется в его поведении. Если взять 7-8-месячного ребенка на руки и попробовать просто улыбаться и ласково разговаривать с ним, он решительно отодвинет лицо взрослого и будет трогать все доступные и недоступные для манипулирования предметы - волосы, воротник, серьги и т. д.
Если предметов нет, он требует, чтобы с ним играли в другие игры с движениями, например в козу (Идет коза Рогатая...) или по ровненькой дорожке... В яму бух! . От этих игр дети 7-10 месяцев приходят в восторг. Но простого сюсюканья ребенку уже недостаточно. Таким образом, во втором полугодии жизни возникает новая форма общения со взрослым, которая получила название ситуативно-деловой.
Появление у детей потребности в сотрудничестве не следует автоматически из развития манипуляций с предметами, хотя они и являются необходимым условием формирования этой потребности. Одним из важных условий возникновения потребности в сотрудничестве является достаточное удовлетворение ранней, более примитивной потребности во внимании взрослого. Это достигается на этапе ситуативно- личностного общения. Дефицит такого общения приводит к тому, что и во втором полугодии ребенок будет стремиться только к ласке и вниманию взрослого и избегать предметного взаимодействия.
После шести месяцев дети хорошо различают положительные и отрицательные воздействия взрослых и по-разному реагируют на них: при порицании или осуждении со стороны взрослых у них начинают преобладать негативные проявления — малыши обижаются, отворачиваются, а иногда и плачут. Интересно, что сроки появления дифференцированного отношения к отрицательным и положительным воздействиям зависят от условий воспитания детей.
После 5-6 месяцев возникают качественные различия в отношении детей к знакомым и незнакомым взрослым.
Во втором полугодии отношение к близким и посторонним взрослым различаются качественно — при встрече с незнакомым взрослым появляется смущение, скованность, в то время как близкие взрослые воспринимаются спокойно и в зависимости от ситуации вызывают широкую гамму эмоций (восторг при встрече, огорчение при уходе, радость во время игр, гнев и обиду при запретах).
Предпосылки развития речи
Во втором полугодии начинает формироваться новое и самое главное средство человеческого общения — речь. Хотя до 12-15 месяцев ребенок — еще не говорящее существо и первый год жизни считается довербальным периодом развития, в этот период складываются очень важные условия и предпосылки овладения речью, которые во многом определяют дальнейший ход речевого развития. Подготовка к появлению речи идет двумя
путями:
1) развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи);
2) развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предшествуют собственной активной речи.
Первичное понимание слов проявляется в умении ребенка находить взглядом называемый и прежде неоднократно показываемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, если он находится на постоянном месте, и фиксирует его взглядом. В 7-8 месяцев младенец уже может найти названный предмет в любом месте. В этом же возрасте ребенок начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения на слово ладушки , например он хлопает в ладошки, а на слово до свидания — машет ручкой. К концу года младенец понимает название большинства своих игрушек и простых, знакомых действий (пить, есть, лежать, ходить и пр.).
Вокализации младенца первого полугодия мало напоминают человеческую речь, они скорее похожи на бульканье воды или пение птиц, их очень трудно воспроизвести. И вот, в середине первого года, когда это щебетание достигает своего апогея, в вокализациях ребенка появляются совсем четкие и ясные звуки, очень похожие на осмысленную человеческую речь: ба-ба-та , ма-ма-да-да и пр. Вокализации такого типа, воспроизводящие звуки речи, называют лепетом.
Лепет является наиболее прогрессивным видом предречевых вокализаций младенца, предшествующим появлению активной речи. Его появление свидетельствует о том, что голосовой аппарат ребенка готов к воспроизведению человеческих слов .
Из экспериментов стало ясно, что слышимая речь оказывает влияние на речевое развитие младенцев только тогда, когда она связывается ребенком, с близкими и знакомыми взрослыми.
Развитие манипулятивных действий младенца
Важнейшее достижение первого полугодия — овладение схватыванием предметов — кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка.
Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия — постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий — они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, сняв трубку телефона — услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.
С помощью взрослых возможности действия младенца существенно расширяются: родители (или воспитатели) могут показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Они показывают, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и пр. Подражая взрослым, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.
Развитие познавательной активности во втором полугодии
Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет учит руку подстраиваться под его свойства, а глаз учится у руки. К 10-11 месяцу это обучение приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной. Таким образом возникает координация руки и глаза, складывается зрительное восприятие формы и величины.
К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до определнного момента новый предмет — это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление
интереса к свойствам предмета выражается в том, что, прежде чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, исследует его: ощупывает его поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден.
В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не перестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные под платком или под крышкой предметы, и прятки с игрушками становятся любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы независимо от их положения в пространстве и правильно определяют величину предметов независимо от расстояния до них.
Становление образа себя
Наличие образа самого себя у ребенка наиболее ярко проявляется при восприятии ребенком своего зеркального отражения. Восприятие зеркального образа традиционно связывается в психологии с изучением самосознания.
Кризис первого года жизни
Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой, сам пытается управлять близкими взрослыми, сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Годовалый малыш неожиданно для родителей может превратиться из спокойного и покорного существа в капризного, неуправляемого деспота. Это и есть кризис первого года жизни — главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.
От 10 до 15 месяцев в поведении детей наблюдаются резкие изменения, которые имеют преходящий характер и могут быть сгруппированы в пять подгрупп:
1) трудновоспитуемость ребенка — упрямство, иастырность, непослушание, требования повышенного внимания и пр.;
2) резкое увеличение новоириобретений, как положительных, так и отрицательных — попытки самостоятельных действий во время кормления, одевания, отказы от выполнения необходимых режимных процедур, овладение большим числом новых умений как в игре, так и в действиях по самообслуживанию;
3) повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых — обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы;
4) необычное и противоречивое поведение в затруднительных ситуациях, связанных с выполнением каких-либо действий (например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее);
5) повышенная капризность ребенка.
Как можно видеть, круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них — сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, а главное — стремление все делать самому, даже при отсутствии соответствующих умений.
На этом этапе возникают собственные, независимые от взрослого желания ребенка. Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность.
Но это автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи и поддержке взрослого, даже ходить ему еще трудно самому. Взрослый по-прежнему необходим ему, но теперь уже по-другому: ребенку нужно не только хорошее отношение к нему вообще, а отношение к его конкретным действиям и к его успехам. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность и активность. Отсюда повышенная чувствительность годовалых детей к поощрениям и порицаниям, их обидчивость, требования внимания к своим действиям. Ориентация на оценку взрослого является тем качественным преобразованием, которое происходит в кризисный период одного года. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого (от его практической помощи и его оценки) составляет суть этого возрастного кризиса. Это противоречие разрешается на следующем этапе развития.

В 1 полугодии 2018 года в России было введено в эксплуатацию 29,3 млн кв. м. жилой недвижимости (+ 3,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года) .

Впервые в истории на достаточно длительном отрезке (за полгода) объем ввода жилья населением (в эту статью входит как дачное строительство, так и дома в "частном секторе" в пределах городов и в их пригородах) превысил объемы индустриального домостроения (15,3 млн кв. м. против 13,7 млн кв. м). Вывод о том, что частные дома станут в обозримом будущем наиболее популярным местом жительства россиян, пока представляются поспешным. У подобной статистической коллизии 2018 года две причины.

Во-первых, стандартный девелоперский цикл составляет 3 года, а на первое полугодие 2015 года пришелся пик последнего кризиса на рынке. Число новых корпусов, строительство и реализация которых началась тогда, заметно меньше, чем объемы строек, запущенных в 2013-2014 гг.

Во-вторых, в течение 2 квартала этого года многие застройщики занимались, прежде всего, получением разрешительной документации на новые проекты и новые корпуса, чтобы успеть запустить их до ужесточения законодательства. Для того, чтобы фактически выполненные строительные работы нашли свое отражение в статистике, нужно провести целый ряд действий уже не только на стройплощадке, а в органах исполнительной власти и этим часто занимаются ровно те же сотрудники, что и получением новых разрешений.

В сложившейся в мае-июне ситуации многие девелоперы предпочли "вложиться в свое будущее" и несколько отложить оформление бумаг по уже построенным корпусам. Эту гипотезу подтверждает тот факт, что в мае и июне этого года помесячная динамика ввода жилья была отрицательной (-18% и -13% соответственно). Обычно в эти месяцы данный показатель почти всегда растет не только в связи с рыночной конъюнктурой, но и из-за сезонных факторов.

По объему ввода в 1 полугодии 2018 года лидируют Московская область (3,9 млн кв. м), Ленинградская область (1,7 млн кв. м) и Краснодарский край (1,5 млн кв. м). По сравнению с 1 полугодием прошлого года тройка лидеров поменялась. Из нее выбыл Санкт-Петербург, где год назад в январе-июне ввели 1,63 млн кв. м, а в этом году лишь 0,96 млн кв. м (на 41% меньше). Доля 10 крупнейших регионов в объеме ввода стабильна. Год назад топ-10 субъектов Федерации ввели 13,6 млн кв. м. (на них пришлось 48% от общестранового ввода), в этом году 13,4 млн кв. (46%). В десятке лидеров произошло единственное изменение - на место Новосибирской области, занимавшей 10-е место в 1 полугодии 2017 года, вышла Тюменская область (где ввели на 65% больше жилья, чем год назад).

Максимальный прирост по объему ввода зафиксирован по Крыму и Севастополю (более, чем в 2 раза в годовом выражении (но статистика по этим регионам, по-прежнему, характеризуется нестабильной динамикой и отделить особенности статистики от реальных рыночных трендов часто затруднительно), а также в Республике Коми (там также зафиксирован более чем двукратный рост). Заметнее всего упал ввод в Брянской (-84% по отношению к 1 полугодию 2017), Кемеровской (-50%) и Амурской областях (-45%). Интересно, что четвертым в этом анти-рейтинге идет Санкт-Петербург (-41%).

Среди крупных рынков заметное падение также зафиксировано в Краснодарском крае (-31%), Башкирии (-14%) и Москве (-13%). Сильнее всего среди крупных регионов показатель объема жилищного строительства вырос в Тюменской (+65%), Московской (+33%) и Ленинградской областях (+16%). Рост объема ввода жилья в двух последних субъектах зафиксирован на фоне падения продаж в новостройках в этих регионах (так, в пригородах Москвы число ДДУ в январе-мае 2018 сократилось на 5%, а в окрестностях северной столицы на 20%).

В разрезе федеральных округов наиболее заметный рост зафиксирован в Уральском и Северо-Кавказском ФО (+17% и +16% соответственно). Сильнее всего сократился ввод в Южном ФО (на 7%). Достижение целевых ориентиров по вводу жилья на этот год (88 млн рублей) представляется вполне возможным. 4%-й рост ввода в 1 полугодии (несмотря на неблагоприятную конъюнктуру), обусловленный цикличностью рынка, позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы достижения общего роста по итогам года на 10% (по итогам 2017 года построили 80 млн кв. м жилья).

По показателю ввода жилья на одного жителя среди регионов РФ лидируют Ленинградская и Московская области. В них на душу населения за последние 12 месяцев (с июля 2017 по июнь 2018) было введено 1,60 и 1,33 кв. м. Также среди регионов-лидеров по относительным показателям строительной активности присутствуют Тюменская (1,16 кв. м), Калининградская (1,03 кв. м), Липецкая (0,86 кв. м), Белгородская (0,84 кв. м), Калужская (0,83 кв. м), Тамбовская (0,81 кв. м) области, а также Чечня (0,83 кв. м). Лишь в указанных выше 9 регионах сейчас строится больше 0,8 кв. м на 1 жителя (т.е., объемы строительства в них соответствуют упомянутому в "майских указах" ориентиру в 120 млн кв м годового ввода жилья). Достижение цели "строить 0,8 кв. м на 1 жителя в год" – не такая простая задача еще и по причине очень заметных межрегиональных диспропорций. В целом ряде регионов, среди которых субъекты Федерации, столицами которых являются города-миллионники, душевой показатель ввода ниже 0,5 кв. м на 1 жителя (к примеру, в Пермском крае душевой ввод составляет 0,47 кв. м., в Волгоградской области (0,29 кв. м), а меньше, чем Омской области (0,21 кв м) строят только в Мурманской и Магаданской областях.

Приложение

Табл. 1. Ключевые показатели по строительству жилья по регионам РФ в 2017-2018 гг.

Федеральный округ Регион Динамика объема ввода в 1 полугодии 2018 года по отношению к 1 полугодию 2017 Ввод жилья в 1 полугодии 2017, тыс. кв. м Ввод жилья в 1 полугодии 2018, тыс. кв. м Доля жилья, построенного населением, от общего объема ввода (по итогам 1 полугодия 2018), % Объем жилья на душу населения, введенного в эксплуатацию в 2 полугодии 2017 - 1 полугодии 2018, кв. м на 1 жителя
Центральный ФО Московская область 33% 2950 3929 52% 1,33
Северо-Западный ФО Ленинградская область 16% 1465 1703 32% 1,60
Южный ФО Краснодарский край -31% 2182 1501 46% 0,74
Приволжский ФО Республика Татарстан 12% 1093 1223 45% 0,65
Южный ФО Ростовская область 1% 1062 1077 61% 0,56
Северо-Западный ФО Санкт-Петербург -41% 1636 961 13% 0,54
Приволжский ФО Республика Башкортостан -14% 1016 870 73% 0,57
Уральский ФО Свердловская область 7% 712 764 62% 0,50
Центральный ФО Москва -13% 828 723 21% 0,27
Уральский ФО Тюменская область 65% 425 702 54% 1,16
Сибирский ФО Новосибирская область 1% 617 625 55% 0,63
Приволжский ФО Самарская область 3% 545 564 71% 0,55
Уральский ФО Челябинская область 4% 533 553 59% 0,41
Приволжский ФО Нижегородская область -2% 552 542 56% 0,40
Центральный ФО Белгородская область 1% 450 453 94% 0,84
Сибирский ФО Красноярский край 10% 408 449 44% 0,38
Северо-Кавказский ФО Ставропольский край 50% 281 420 48% 0,36
Северо-Западный ФО Калининградская область 34% 309 416 36% 1,03
Приволжский ФО Оренбургская область 26% 320 402 64% 0,49
Южный ФО Республика Крым и Севастополь 227% 122 399 48% 0,55
Приволжский ФО Саратовская область 2% 386 395 58% 0,49
Сибирский ФО Алтайский край 68% 236 395 38% 0,33
Приволжский ФО Пермский край 45% 267 387 58% 0,46
Центральный ФО Липецкая область -19% 473 385 78% 0,86
Северо-Кавказский ФО Республика Дагестан -18% 457 376 65% 0,61
Центральный ФО Рязанская область 4% 352 367 41% 0,65
Центральный ФО Воронежская область -10% 400 360 56% 0,71
Центральный ФО Ярославская область 15% 299 344 63% 0,63
Центральный ФО Калужская область -7% 357 332 39% 0,83
Приволжский ФО Удмуртская Республика -16% 369 311 45% 0,40
Сибирский ФО Иркутская область -2% 314 308 71% 0,40
Приволжский ФО Ульяновская область -8% 322 297 80% 0,76
Центральный ФО Тульская область 63% 181 296 60% 0,54
Южный ФО Волгоградская область 7% 248 266 61% 0,29
Центральный ФО Тамбовская область 1% 253 256 85% 0,81
Северо-Западный ФО Вологодская область 17% 214 251 61% 0,49
Приволжский ФО Кировская область 23% 205 251 57% 0,46
Сибирский ФО Томская область 35% 182 246 36% 0,51
Приволжский ФО Пензенская область -15% 286 242 62% 0,63
Центральный ФО Владимирская область 3% 230 238 73% 0,51
Дальневосточный ФО Приморский край 84% 129 237 44% 0,27
Дальневосточный ФО Республика Саха (Якутия) 16% 193 224 29% 0,69
Центральный ФО Курская область 6% 209 221 60% 0,53
Приволжский ФО Чувашская Республика - Чувашия 36% 158 215 21% 0,54
Северо-Кавказский ФО Чеченская Республика 167% 79 211 94% 0,83
Южный ФО Астраханская область 10% 187 205 78% 0,48
Сибирский ФО Кемеровская область -50% 386 193 69% 0,29
Центральный ФО Смоленская область -13% 219 191 68% 0,48
Сибирский ФО Омская область -16% 207 173 39% 0,21
Уральский ФО Ханты-Мансийский АО -10% 189 171 31% 0,48
Северо-Западный ФО Архангельская область и Ненецкий АО 28% 121 155 50% 0,38
Центральный ФО Ивановская область 37% 113 155 54% 0,33
Приволжский ФО Республика Мордовия 80% 79 143 47% 0,49
Приволжский ФО Республика Марий Эл -26% 191 141 38% 0,61
Северо-Западный ФО Республика Коми 225% 42 137 47% 0,32
Центральный ФО Тверская область -3% 134 130 42% 0,45
Северо-Кавказский ФО Республика Северная Осетия - Алания 41% 87 123 17% 0,32
Северо-Кавказский ФО Кабардино-Балкарская Республика 6% 113 120 74% 0,50
Дальневосточный ФО Хабаровский край 24% 96 119 51% 0,22
Северо-Западный ФО Новгородская область 151% 47 118 73% 0,49
Центральный ФО Орловская область 0% 113 113 37% 0,36
Сибирский ФО Республика Бурятия 42% 76 108 59% 0,30
Уральский ФО Курганская область 23% 85 104 76% 0,34
Северо-Западный ФО Псковская область 91% 52 99 75% 0,38
Дальневосточный ФО Сахалинская область -38% 158 98 64% 0,58
Южный ФО Республика Адыгея 168% 35 94 45% 0,67
Центральный ФО Костромская область -21% 114 90 73% 0,44
Сибирский ФО Республика Хакасия 80% 49 89 74% 0,51
Северо-Западный ФО Республика Карелия -7% 85 79 54% 0,31
Сибирский ФО Республика Алтай 46% 53 78 90% 0,71
Северо-Кавказский ФО Республика Ингушетия -26% 79 59 95% 0,48
Сибирский ФО Забайкальский край -26% 68 50 82% 0,22
Северо-Кавказский ФО Карачаево-Черкесская Республика -34% 70 47 100% 0,39
Южный ФО Республика Калмыкия 48% 28 41 71% 0,38
Уральский ФО Ямало-Ненецкий АО -12% 46 41 47% 0,43
Центральный ФО Брянская область -84% 213 35 67% 0,31
Сибирский ФО Республика Тыва -20% 32 26 97% 0,30
Дальневосточный ФО Амурская область -43% 43 25 51% 0,20
Дальневосточный ФО Камчатский край 22% 17 21 96% 0,22
Северо-Западный ФО Мурманская область -1% 17 17 100% 0,08
Дальневосточный ФО Еврейская АО -16% 15 12 100% 0,29
Дальневосточный ФО Магаданская область и Чукотский АО 12% 3 3 100% 0,06

__________________________________________________________________

Справка о компании

ЦИАН – лидер российского рынка онлайн-недвижимости. В состав группы входят сайты CIAN.RU, EMLS.RU .

По данным LiveInternet совокупная ежемесячная аудитория проектов составляет 10,5 млн. уникальных пользователей.