Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятие сталкивается с необходимостью производить расчеты как внутри самого предприятия, так и вне его. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др.
Все расчеты предприятия можно разделить на две группы:
1. Платежи по товарным операциям - это операции, связанные с движением товара: расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами.
2. Расчеты по нетоварным операциям - операции, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств - расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями.
Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей:
- платежными поручениями;
- плановыми платежами;
- платежными требованиямипоручениями;
- аккредитивами;
- расчетными чеками;
- зачетом взаимных требований;
- векселями;?
- встречным движением товара (товарообменные операции).
По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.
Наличная и безналичная формы расчетов, их регулирование Внутрифирменные расчеты и некоторые из внешних могут осуществляться наличными деньгами через кассу предприятия. Наличные расчеты с юридическими лицами ограничены суммами, устанавливаемыми Центральным банком РФ.
Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в таких расчетах является коммерческий банк. Предприятие открывает в коммерческих банках следующие счета:
1. Расчетные счета, предназначенные для осуществления текущих платежей по распоряжению предприятия и зачисления поступлений денежных средств в адрес предприятия.
Количество расчетных счетов, открываемых предприятию различными коммерческими банками, законодательно не ограничено. Однако если предприятие является недоимщиком по платежам в бюджет, то оно должно выбрать по своему усмотрению один счет (так называемый «счет недоимщика»), на который должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес этого предприятия во все другие банки.
Для открытия расчетного счета требуется разрешение налоговой инспекции, которое выдается по заявлению предприятия.
2. Текущие счета, открывающиеся для некоммерческих учреждений и организаций, не являющихся юридическими лицами (например, филиалов). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии с утвержденной сметой.
3. Специальные счета, применяемые для хранения средств строго целевого назначения.
4. Валютные счета, предназначенные для осуществления расчетов в иностранной валюте. Эти счета открываются в коммерческих банках, имеющих лицензию Центрального банка РФ на ведение валютных операций. Счета могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют, причем на каждый вид валюты - отдельный счет. Кроме того, предприятие может иметь счета в замкнутых (национальных) валютах в пределах установленных квот на экспорт товаров (работ, услуг) или в валюте клиринговых расчетов. В соответствии с валютным законодательством предприятию открывается одновременно с валютным счетом и транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета предприятие в обязательном порядке продает на внутреннем рынке 75% валютной выручки по курсу Центрального банка РФ. Остаток валютной выручки с транзитного счета зачисляется на валютный счет предприятия.
Статья 856 ГК РФ предусматривает ответственность банка за ненадлежащее совершение операций по счету клиента. Ответственность банка состоит в основном в выплате процентов и убытков в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Размер процентов определяется ставкой рефинансирования, действующей на день исполнения денежного обязательства в месте нахождения предприятияклиента. Если удержанные банком суммы выражены в иностранной валюте, то взыскание с него процентов производится по ставке валютного депозита банкадолжника. Проценты взимаются по день уплаты суммы кредитору.

Денежные расчеты производятся предприятием как внутри него, так и за его пределами. Внутренние расчеты связаны с выплатой з/пл и подотчетных сумм работникам, дивидендам акционерам. Внешние обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, покупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды. Все расчеты предприятия можно разделить на:

    Платежи по товарным операциям – операции, связанные с движением товара: расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами. Виды платежей: платежные поручения, плановые платежи, платежные требования – поручения, аккредитивы, расчетные чеки, векселя, встречное движение товара.

    Расчеты по нетоварным операциям – операции, не обусловленные движением товара и связанные лишь с движением денежных средств – расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями. Осуществляются только с помощью платежных поручений. В целом все расчеты предприятия составляют его денежный оборот, который по своей структуре разделяется на наличную и безналичную форму. Все предприятия хранят свои денежные средства в банках, где расчеты ведутся в безналичной форме.

54. Организация и основные формы безналичных расчетов.

Правила проведения безналичных расчетов:

    Средства с расчетного счета списываются на основании документально оформленного распоряжения владельца счета. Без распоряжения клиента лишь по решению суда и в других законодательно установленных случаях.

    При наличии на счете клиента денежных средств, достаточных для удовлетворения всех требований, предъявленных счету, средства списываются в соответствии с распоряжениями клиента и другими документами на списание в порядке календарной отчетности, если иное не предусмотрено законом.

    Наибольшая доля платежей безналичных осуществляется с помощью платежных поручений . Они используются в расчетах как по товарным, так и по нетоварным операциям(платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, взносы в уставные фонды при учреждении АО, приобретение ценных бумаг, погашение банковских ссуд с уплатой %). Платежное поручение - письменное распоряжение владельца счета банку о перечисление определенной денежной суммы с его счета на счет указанного плательщика в том же или другом учреждении банка в срок предусмотренный законом.

    Чековая форма еще не получила в Росси широкого распространения. Использование чеков в расчетах предполагает высокую степень доверия и обязательности контрагентов. Чек- письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки (с их помощью предприятие получает со своего расчетного счета наличные для выплаты з/пл, оплаты командировочных расходов, хозяйственных нужд,; чеком невозможно расплатиться за товары и услуги; срок действия этого документа не ограничен) и расчетные (применяются для оплаты товаров и услуг. Они представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств. Чек должен быть предъявлен в течение 10 дней.).

    Аккредитив представляет собой способ обеспечения полной гарантии со стороны покупателя в своевременной оплате счетов, требований или векселей поставщика за отгруженную продукцию. Эта форма направлена на защиту интересов продавца. Аккредитив- условное денежное обязательство банка, выдаваемое и по поручению клиента в пользу его поставщика, в силу которого банк, открывший аккредитив(банк-эмитент), будет производить платежи поставщику сам или предоставляет полномочия другому банку(исполняющий банк) производить такие платежи на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов. Аккредитив яв-ся самостоятельной сделкой м/ду банком и клиентом – плательщиком(производителем аккредитива). Виды аккредитива: денежные, выплаты с которых не обусловлены представлением коммерческих документов, и документарные, используемые при расчетах за товары и услуги. Также могут быть покрытые(депонированные) и непокрытые(гарантированные). При использовании покрытого банк-эмитент списывает средства в размере полного аккредитива с расчетного счета плательщика и перечисляет их в банк поставщика (исполняющий банк) для депонирования на отдельном балансовом счете. С него будут производится выплаты по аккредитиву. Депонирование может быть осуществлено и за счет кредита, полученного плательщиком в банке-эмитенте. Непокрытый аккредитив не предполагает предварительного депонирования средств. Выплаты осуществляются за счет средств плательщика с его расчетного счета, а при их нехватке банк-эмитент гарантирует произвести оплату за счет собственных средств, оформив ее как задолженность покупателя своему банку.

    Расчеты по инкассо- банковская операция, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Расчеты по инкассо производятся на основании платежных требований , оплата которых может производиться по распоряжению плательщика или без его распоряжения, и инкассовых поручений , оплата которых производится без распоряжения плательщика. Полученные (инкассированные) средства от покупателя исполняющим банком немедленно передаются банку-эмитенту, который зачисляет их на счет клиента.

    Расчеты платежными требованиями-поручениями представляют собой упрощенную разновидность расчетов по инкассо.

    Вексель - ценная бумага, подтверждающая безусловное денежное обязательство должника уплатить в установленный срок указанную сумму денег владельцу векселя.

Классификация векселей:

    Финансовый вексель-вексель, плательщиками по которому выступают банки и МинФин. Фин.векселями оформляются ссудные сделки в денежной форме

    Товарный(коммерческий)- вексель, используемый для кредитования торговых операций, когда покупатель, не обладая в момент сделки достаточной суммой, предлагает продавцу вместо нее другое платежное средство-вексель, который может быть как его собственным, так и чужим, но имеющим передаточную надпись

    Фиктивный- выдача которого не связана с реальным движением ни товарных ни денежных ценностей

    Обеспечительский- выписываемый для обеспечения ссуды заемщика. Он не предназначен для дальнейшего оборота

    Простой- ценная бумага, содержащая простое, ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму в определенный срок и в определенном месте.

    Переводный(тратта)- ценная бумага, содержащая приказ векселедержателя по отношению к плательщику об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу

    Аваль-поручительство, которое дает по векселю третье лицо, как правило банк. Аваль представляет собой гарантийную запись на векселе.

Расчеты - Это действия, направленные на возникновение/прекращение денежных обязательств Расчеты обслуживают весь экономический оборот Формы расчетов: наличный, безналичный Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140 ГК) без ограничения суммы или в безналичном порядке. Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Наличные расчеты: Расчет наличными денежными средствами: Между физ лицами – без ограничений Между организациями и ИП – есть ограничения: в пределах (регулирует ЦБ) 100 000 руб по 1договору (не важно в какой период, важно, что по 1 договору). Исключение: при выдачи зарплат, пособий, стипендий и прочее. Контроль над наличным денежными обращениями невозможен государством, тогда как над безналичным возможен. Осуществляется рублях, но может осуществляться и в иностранной валюте по курсу в случаях предусмотренным законом. Закон о контрольно-кассовой технике – регулирует порядок, когда предприниматели принимают от физ лиц денежные средства они должны использовать контрольно-кассовую технику, которая используется для ведения учета принимаемых ден. Средств 1. Наличные расчеты участников наличных расчетов Наличные расчеты участников наличных расчетов зависят от источника поступлений наличных денег в их кассу. Существует три источника поступлений наличных денег в кассу: продажа товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг, страховые премии; банковский счет; другие поступления. Наличные расчеты деньгами, поступившими в кассу участника наличных расчетов за счет продажи товаров, выполнения работ и (или) оказания услуг, получения страховых премий. Участники наличных расчетов не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте РФ за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий. Исключения составляют следующие цели расходования таких наличных денег: Допускаемая цель расходования наличных денег в валюте РФ: 1) выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера - Без ограничений по сумме; 2) выплаты страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами - 100 тыс. руб. в рамках одного договора; 3) выдача наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности - Без ограничений по сумме; 4) оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг - 100 тыс. руб. в рамках одного договора; 5) выдача наличных денег работникам под отчет - Без ограничений по сумме; 6) возврат за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги - 100 тыс. руб. в рамках одного договора; 7) выдача наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" - 100 тыс. руб. в рамках одного договора. Наличные расчеты производятся в размере, не превышающем предельный размер наличных расчетов, при исполнении гражданско-правовых обязательств, предусмотренных договором, заключенным между участниками наличных расчетов, и (или) вытекающих из него и исполняемых как в период действия договора, так и после окончания срока его действия. Наличные расчеты деньгами, поступившими в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета Безналичные расчеты: Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из вышеуказанных форм расчетов. Преимущества безналичного расчета: § контроль денежного оборота; § расширение кредитных возможностей банковской системы; § безналичный оборот ускоряет оборот денежных средств и оборот материальных ресурсов. Виды безналичных расчетов: 1. Платежные поручения При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Возможно перечисление денежных средств через банк лицом, не имеющим счет в данном банке, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или не вытекает из существа этих отношений. Порядок осуществления расчетов платежными поручениями регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Если счета компаний находятся в разных банках, которые осуществляют платежи друг другу – платежи происходят через ЦБ. Банк зачисляет в ЦБ, а ЦБ отправляет в другой банк – получатель. Корреспондентские счета (КС)– это счета банка в ЦБ У банка есть банковский идентификационный код – БИК Перед платежом - все проверяется: есть ли такой банк, счет, нет ли ареста на счете или на определенной сумме – это задача конкретного операциониста. Банк вправе привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента. Банк обязан незамедлительно информировать плательщика по его требованию об исполнении поручения. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, предусмотренным ГК 2. Аккредитив Аккредитив - это обязательство банка производить по поручению клиента и за его счет платежи физическим и юридическим лицам в пределах суммы и на условиях, указанных в поручении. Участники аккредитивных расчетов: § клиент, который дает поручение банку открыть аккредитив; § банк, открывающий аккредитив, - банк-эмитент; § банк, оплачивающий аккредитив, - исполняющий банк; § лицо, в пользу которого аккредитив открыт. § Самое главное: в аккредитиве определяются условия, при которых будет осуществлен платеж т.е.- это «условное платежное поручение» Сначала оплата, потом товар или наоборот. – аккредитив позволяет гарантировать и продавцу, и покупателю. Процедуры расчетов по аккредитиву включают: 1. Плательщик направляет в свой банк (банк-эмитент) аккредитив (заявку) на бланке установленной форме, № счета, открытый в исполнительном банке для оплаты отгруженных товаров. Кроме того, в аккредитиве указываются сумма аккредитива в рублях, срок действия, наименование товара и документов, подтверждающих отгрузку товара. 2. Банк-эмитент направляет в другой банк (исполнительный) для зачисления на счете «Аккредитив» указанной денежной суммы, списывая ее с расчетного счета плательщика. В результате в исполнительном банке открыт специальный счет «Аккредитив», на котором депонированы денежные средства для оплаты отгруженных товаров - депонируемый аккредитив. 3. Поставщик отгружает товары, оформляет предусмотренные аккредитивом документы, подтверждающие отгрузку товара и исполнительный банк, производит оплату. Таким образом, сроки расчета значительно сокращаются. Аккредитив дает гарантию поставщику, что отгруженный товар будет оплачен в установленный срок. Если на счет «аккредитив» денежные средства плательщика предварительно не депонируются, а оплата отгруженных товаров производится под гарантии банка, то это гарантированный аккредитив. Аккредитивы подразделяются на следующие: § безотзывной - это аккредитив, условия которого плательщик не может изменить в одностороннем порядке, т. е. без согласования с получателем платежа; § отзывной - аккредитив, в условия которого плательщик может внести изменения в одностороннем порядке, без согласования с получателем платежа; аккредитив является отзывной, если в его тексте прямо не установлено иное. 3. Чек Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются настоящим Кодексом, а в части, им не урегулированной, другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Чек должен содержать: 1) наименование "чек", включенное в текст документа; 2) поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; 3) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; 4) указание валюты платежа; 5) указание даты и места составления чека; 6) подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя. Указание о процентах считается ненаписанным. В случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность. Чекодержатель вправе потребовать от указанных лиц оплаты суммы чека, своих издержек на получение оплаты, а также процентов. Такое же право принадлежит обязанному по чеку лицу после того, как оно оплатило чек. Чек оплачивается за счет средств чекодателя. Банк получает чек – производит перечисления ден средств. Чек действует в течение 10 дней со дня выдачи Формы чеков в ГК, но это неисчерпывающий перечень Чек возможен только у предпринимателей, так как у физ лиц нет расчетных счетов 4. Инкассо Инкассо - это банковская услуга, подразумевающая передачу через банк финансовых и/или коммерческих документов покупателю с последующим получением от покупателя положенного в соответствии с переданными документами платежа При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк). Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность по основаниям и в размере, предусмотренным ГК Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк. Клиент обращается в банк с инкассовым поручением – списать деньги с плательщика и зачислить деньги на счет клиента (к примеру налоговый орган – клиент, плательщик – налогоплательщик). Банк не обязан уведомлять плательщика о списании. Но эта форма используется только в силу закона, только с определенного поручения. Для банка устанавливается ответственность за неисполнение таких поручений 18глава НК. 5. Иные формы · · Банковские пластиковые карт Такие карты делятся по функциональным характеристикам на кредитные и дебетовые. Кредитные карты связаны с открытием кредитной линии в банке и позволяют владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и получении кассовых ссуд в случае недостатка средств на его счете. Дебетовые карты предназначены для получения наличных денег в банковских автоматах или покупки товаров с расчетом через электронные терминалы, но они не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счете в банке. При их помощи держатели могут распоряжаться средствами в пределах расходного лимита. · банковский перевод, Банковский перевод - разновидность денежного перевода, одна из форм безналичного расчета, заключается в принятии за вознаграждение одной стороной (банком-эмитентом) по просьбе и за счет другой стороны (перевододателя) обязательства обеспечить выплату определенных денежных средств (суммы банковского перевода) через исполняющий банк в пользу определенного лица (переводополучателя). · расчеты между банками посредством авизо, Авизо, т.е. уведомительное письмо, извещение, отправляемое одним банком другому (своему корреспонденту) или банком своему клиенту о выполнении банковской операции или с просьбой о выполнении такой операции. Своим клиентам банки высылают авизо для представления сведений о совершенных по их счетам операциях в определенный период и об остатках средств на их счетах на конкретную дату. · расчеты посредством зачета взаимных требований Сущность этих зачетов в том, что засчитываются взаимные требования организаций, и лишь разница, образующаяся после их зачета, предъявляется к оплате с соответствующего счета плательщика в банке и зачисляется на счет получателя или при отсутствии денег на расчетном счете у плательщика проводится за счет банковского кредита. Предметом зачета могут быть только требования, связанные с обязательствами. Поэтому в качестве предмета зачета не могут быть права, вытекающие из вещных или исключительных правоотношений. · Расчет с помощью платежных терминалов - Фз «о расчетах с помощью платежных терминалов» · Электронные деньги Операторы, которые осуществляют - это небанковская кредитная организация. Близки к безналичной форме) 40.

Расчеты-- это исполнение денежных обязательств. Платеж -- один из способов погашения обязательства. В качестве законного платежного средства на всей территории России выступает рубль, обязательный к приему по нарицательной стоимости. Использование в качестве платежного средства иностранной валюты допускается только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке .

Различают два вида расчетов: наличными и безналичными деньгами. Наличный расчет -- операции с денежной наличностью, которые проводятся физическими и юридическими лицами. Безналичные расчеты -- это расчеты (платежи), осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.

Если дело касается расчетов между гражданами, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то в отношении них в Гражданском кодексе РФ отсутствуют какие-либо ограничения. Такие расчеты могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами без ограничения суммы. Расчеты между юридическими лицами или с участием граждан, которые связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Что касается расчетов наличными деньгами, то они могут иметь место только в тех случаях, если иное не установлено законом.

На основании Указания ЦБ РФ«О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» установлен предельный лимит расчета между юридическими лицами в 100 тыс. р..

При расчетах наличными деньгами не возникает каких-либо самостоятельных обязательств по расчетам. Передача денег обычно представляет собой действия должника по исполнению соответствующего денежного обязательства, являющегося частью гражданско-правового обязательства по передаче товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Поэтому имеющееся правовое регулирование расчетов наличными деньгами ограничивается отношениями с участием юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, вытекающими из необходимости регламентации ограничений на использование в целях осуществления расчетов наличных денег. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь контрольно-кассовую машину и вести кассовую книгу по установленной форме. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения, возможен расчет без применения ККМ, с использованием бланков строгой отчетности.

Вся денежная наличность, сверх установленных лимитов остатка наличных денежных средств в кассе, должна сдаваться организацией в обслуживающий ее банк в порядке и сроки, установленные приказом руководителя по организации. Лимиты наличных денег, которые организации вправе оставлять в своих кассах, определяются организациями с 01.01.12 г. самостоятельно. При определении лимита остатка денег в кассе организации должны исходить из необходимости обеспечения нормальной работы, особенностей деятельности и режима работы организации, учитывать установленные порядок и сроки сдачи выручки в обслуживающий банк. Организации вправе в пределах короткого срока хранить в своих кассах деньги в сумме сверх установленных лимитов лишь для целей оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий .

Прием наличных денег в кассу организации осуществляется по приходным кассовым ордерам, которые должны быть подписаны главным бухгалтером или иным уполномоченным лицом соответствующей организации. Лицу, которое вносит наличные деньги в кассу, выдается квитанция за подписями главного бухгалтера и кассира. Квитанция заверяется штампом кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача наличных денег из касс организаций производится по расходным кассовым ордерам или иным документам (например, платежным ведомостям, счетам). Расходные кассовые ордера или заменяющие их документы подписываются руководителем и главным бухгалтером организации. Оплата труда работников, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий не требуют составления расходного кассового ордера на каждого получателя. Указанные операции производятся кассиром по платежным ведомостям. Несоблюдение условий работы с денежной наличностью, а также нарушение порядка ведения кассовых операций влечет для организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

Рассмотрение вопросов, связанных с применением ответственности за нарушение порядка расчетов наличными деньгами и ведения кассовых операций с денежной наличностью, возложено на налоговые органы. Суммы взысканных штрафов зачисляются в федеральный бюджет. Иначе говоря, речь идет о публично-правовой (финансово-правовой) ответственности.

Под безналичными расчетами понимаются расчеты по гражданско-правовым сделкам и иным основаниям (например, по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды) с использованием для этого остатков денежных средств на банковских счетах.

Как правило, безналичные расчеты должны осуществляться через банк и иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета организаций и предпринимателей, принимающих участие в расчетах. Однако законом может быть предусмотрен другой порядок расчетов.

Использование иной конструкции осуществления расчетов может быть также обусловлено избранной контрагентами формой расчетов (например, расчет векселем).

Гражданский кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня форм безналичных расчетов, которые могут быть использованы участниками имущественного оборота, а ограничивается регулированием основных из них: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Стороны по договору вправе избрать любую из существующих форм расчетов. При этом их выбор ограничен формами расчетов, предусмотренных законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а также иными формами расчетов, которые имеют место в соответствии с применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота .

Открывая банковский счет (заключая с банком договор банковского счета), его владелец передает имеющиеся денежные средства, а также денежные средства, которые будут поступать на его счет, в полное распоряжение банка. По сути, денежные средства клиентов становятся составной частью имущества банка. Взамен владелец счета получает права требования к банку относительно совершения банком в интересах клиента и по его поручениям различных банковских операций, в том числе по перечислению денежных средств. Отношения, складывающиеся между владельцем счета и банком, по своей правовой природе являются обязательственно-правовыми. Даже в случаях, когда клиентом передаются банку наличные деньги, они сливаются с общей массой его имущества, поступают в собственность банка.

Договор банковского счета содержит условия об обязанностях банка осуществлять за счет внесенных клиентом (владельцем счета) средств по его поручениям определенные операции по проведению платежей, в том числе по перечислению денежных средств на иные счета клиента либо на счета третьих лиц как в данном банке, так и в других банках, обслуживающих указанных третьих лиц. При совершении таких операций банком по счету клиента остаток числящихся на нем денежных средств соответственно уменьшается (при списании средств) или увеличивается (при зачислении на счет поступивших средств). Пропорциональным образом уменьшается или увеличивается объем прав требования владельца счета к обслуживающему его банку.

Таким образом, при безналичных расчетах средством платежа служат не деньги, а права требования к банку. При осуществлении гражданско-правовых сделок кредитор по денежному обязательству взамен переданных должнику товаров, выполненных для него работ или оказанных услуг при безналичных расчетах получает от должника не деньги, а имущественные права требования к обслуживающему должника банку, которые трансформируются в права требования к банку, обслуживающему кредитора. В результате безналичных расчетов права требования должника к банку (остатки денежных средств на его счете) уменьшаются с одновременным увеличением объема прав требований кредитора к обслуживающему его банку. Иными словами, при безналичных расчетах активы кредитора увеличиваются не за счет денег, полученных от должника, а за счет такого вида активов, как имущественные права требования.

Имущественные права требования к обслуживающему банку формально не могут признаваться всеобщим (законным, т. е. обязательным) платежным средством. Однако в силу предписаний закона, предусматривающего, что расчеты между организациями, а также с участием граждан при осуществлении ими предпринимательской деятельности производятся с использованием перечислений по банковским счетам, безналичные расчеты признаются реальными платежами, погашающими денежные обязательства.

При расчетах платежными поручениями покупатель сам проявляет инициативу платежа. Покупатель дает распоряжение своему банку перечислить указанную сумму на счет получателя средств. Расчеты платежными поручениями производятся за полученный товар и принятые услуги, и по нетоварным операциям. Банк, по поручению плательщика, обязуется за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица, на его счет в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом или установленный с соответствии с ним. В отличие от ранее действующего порядка, предусматривается осуществление перевода на основании платежного поручения, как при межбанковских расчетах, так и в системе одного банка, не исключающего возможность переведения средств на счет самого плательщика. Сроки осуществления безналичных расчетов определяются Банком России . Общие сроки не должны быть более двух операционных дней в пределах субъектов Российской Федерации, 5 дней -- в пределах Российской Федерации. Более короткие сроки для перевода денежных средств на основании платежного поручения плательщика могут быть определены договором банковского счета либо, применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банк может принять к исполнению платежное поручение о перечислении денежных средств, если его содержание и форма соответствуют предъявляемым к ним требованиям, установленным законом или изданным в соответствии с ними банковскими правилами. Они должны содержать следующие реквизиты: наименование расчетного документа; номер платежного поручения, дата выписки; номер банка плательщика, наименование; наименование плательщика, счет в банке; наименование получателя, счет в банке; наименование банка получателя, его номер; назначение и сумма платежа, цифрой и прописью.

Инкассовая форма расчетов регулируется правилами использования кассовых поручений. При инкассо банк-эмитент обязуется по поручению и за счет клиента осуществить действия по получению от плательщика платежа и/или акцепта платежа. Банк-эмитент, получив поручение клиента, в праве привлекать для его выполнения любой иной банк (банк-исполнитель). Законодательное регулирование по расчетам по инкассо необходимо для обеспечения нормального чекового и вексельного оборота.

В настоящее время в банковской практике применяют следующие формы расчетов по инкассо:

  • 1) платежные требования, оплаченные в порядке предварительного акцепта;
  • 2) платежные требования-поручения;
  • 3) требования о безакцептном списании;
  • 4) инкассовые поручения.

Наибольшее распространение получили расчеты по средствам требований-поручений. Платежи требованиями поручениями представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ и предоставленных услуг на основании отправленных в банк, обслуживающий плательщика, расчетных и отгрузочных документов. Отгрузив продукцию или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет и платежное поручение; счет сдаются в банк на инкассо. Как правило, счета поставщика и покупателя выписываются в четырех экземплярах, если в разных банках, или в трех, если в одном. Различают предварительный акцепт или простой акцепт.

Плательщику при предварительном акцепте дается трех дневной срок со дня поступления расчетного документа в банк для согласия или отказа от оплаты. При отказе посылается телеграмма банку получателю, поставщику и его банку. В случае если предприятие в течение трех дней не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцептованным, и суммы списываются с расчетного счета. Предварительный акцепт применяется при иногородних расчетах.

При последующем акцепте расчетные документы поставщика оплачивают незамедлительно при получении их банком плательщиком. Предприятие в течение трех дней имеет право отказаться от оплаты, и банк восстанавливает списанные суммы на расчетном счете плательщика. Без акцепта покупателя списываются суммы на оплату газа, воды, электроэнергии, связи и т. д. Полный отказ возможен из-за отсутствия заказа. Частичный отказ при не правильных ценах, арифметических ошибках. При поставке недоброкачественной продукции (товаров) деньги возвращаются после предъявления акта о качестве груза в течение 5 дней со дня его составления.

Расчеты по аккредитивам производятся по месту нахождения поставщика. Применяются, как правило, при разовых расчетах или с покупателями, чья платежеспособность сомнительна. Аккредитив открывается на определенный срок и только на одного поставщика. Согласно Положению о безналичных расчетах для аккредитива плательщик предоставляет обслуживающему банку заявление на бланке установленной формы, в которой указывается:

  • 1) номер договора, по которому открывают аккредитив; срок действия аккредитива; наименование исполняющего банка;
  • 2) место исполнения аккредитива, полное наименование документов, по которым производится выплата по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления;
  • 3) вид аккредитива;
  • 4) для отгрузки, каких товаров или оказания, каких услуг открывают аккредитив, сроки отгрузки;
  • 5) сумма аккредитива;
  • 6) способ реализации аккредитива.

Банк действует по поручению поставщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указаниями (банк-эмитент). Он обязуется провести платежи получателю средств или, оплатив, акцептовать или учесть переводные векселя; дать полномочия другому банку (исполняющему) произвести платежи получателю средств, акцептовать или учесть переводной вексель.

Аккредитивная форма отличается от расчетов платежными поручениями. При этой форме платежи производятся при условии выполнения получателем всех условий аккредитива, определенный его договором с плательщиком.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность исполнения аккредитива нескольких видов:

  • 1) покрытого (депонированного) и непокрытого (не депонированного) аккредитива;
  • 2) отзывного и безотзывного;
  • 3) подтвержденного.

Открытие открытого (депонированного) аккредитива означает, что банк-эмитент обязан перечислять суммы аккредитива (покрытие) за счет плательщика либо предоставленного ему кредита в распоряжение исполнительного банка на весь срок действия аккредитива. В случае открытия непокрытого (гарантированного) аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Непокрытый аккредитив может использоваться, в случае если банк-эмитент и исполняющий банк имеют корреспондентские отношения.

Отзывным признается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не сказано, что он безотзывной.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без предварительного согласия получателя средств. Безотзывной аккредитив подтверждается банком-эмитентом по просьбе банка исполнителя. Исполнение безотзывного аккредитива гарантируется не только банком-эмитентом, но и исполнительным банком. Аккредитивная форма расчетов регулируется Положением о безналичных расчетах.

В условиях рыночных отношений одной из распространенных форм безналичных расчетов должна стать вексельная форма расчетов. Вексель представляет собой письменное долговое денежное обязательство векселедателя (покупателя, заказчика, дебитора) уплатить векселедержателю (поставщику, продавцу, кредитору) определенную сумму, указанную в векселе, при наступлении срока платежа или по требованию.

Признаются ценные бумаги, содержащие ни чем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку может быть только банк и другая кредитная организация, имеющая лицензию на занятие банковской деятельностью, где чекодатель имеет средства, которыми он в праве распоряжаться путем выставления чеков.

Чек должен удовлетворять следующим требованиям:

  • 1) наименование «чек», поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;
  • 2) наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж;
  • 3) валюта платежа;
  • 4) дата и место составления чека;
  • 5) подпись лица, выписывающего чек;
  • 6) печать организации .

Оплата чека производится за счет средств чекодателя при условии предъявления его в срок, установленный законом. Передача чека производится по индоссаменту. Чек предъявляется к оплате путем предоставления его чекодержателем в банк на инкассо, обслуживающий чекодержателя. Оплата по чеку производится в порядке установленном для инкассового поручения. Зачисление средств по инкассированному чеку производится после получения платежа от плательщика. Если плательщик откажется оплатить чек, чекодержатель в праве по своему выбору предъявить иск к обязанным по чеку лицам.

Поскольку чек является ценной бумагой, передача прав по нему осуществляется в порядке установленном для передачи прав по ценным бумагам. Права на чек передаются по индоссаменту. Именной чек не подлежит передаче другому лицу .

Расчеты почтовыми переводами производятся для перечисления алиментов, командировочных, заработной платы, а так же платежей за продукцию, работы и услуги предприятиям, где нет кредитных учреждений.

Учет расчетов, основанных на зачете взаимных требований. Расчетов по взаимным требованиям могут быть разовыми и постоянно действующими. Постоянно действующие зачеты бывают двух видов: децентрализованные зачеты взаимных требований по месту нахождения расчетных счетов организаций и расчеты по сальдо взаимных требований между хозяйственными организациями. При децентрализованных зачетах взаимных требований каждому участнику зачетов открывают отдельный лицевой счет по зачету. Для учета расчетов по зачетам открывают специальный счет «Расчеты в порядке зачетов взаимных требований». Процедура оформления зачетов взаимных требований требует:

  • 1) поручение устного или письменного согласия контрагента на проведение зачета взаимных требований;
  • 2) воздержание от сдачи своих платежных требований в учреждения банка;
  • 3) составить копии упомянутых платежных поручений или счетов фактур в 2-х экземплярах;
  • 4) составить акт о зачете взаимных требований по определенной форме; к ней приложить копии платежных требований или счетов фактур; оформить зачет взаимных требований проводками.

Более широкое распространение получили расчеты по сальдо взаимных требований между хозяйственными организациями. Порядок учета расчетов, основанных на учете зачетов взаимных требований, зависит от метода учета реализации.

Расчеты в порядке плановых платежей производятся при постоянно установленных отношениях между предприятиями за продукцию и услуги. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельным документам. Банк оплачивает платежное требование-поручение с пометкой без акцепта в порядке плановых сумм, а в конце месяца производится перерасчет по фактическому наличию и стоимости отпущенной продукции.

При расчетах могут происходить уступки требований. Эти уступки могу происходить на основании договора о факторинге или договора цессии. Суть факторинга заключается в покупке банком или другим финансовым агентом платежных требований у клиента на отгруженные товары передаче финансовому агенту права взыскивать с должника соответствующего долга. Использование факторинга эффективно для среднего и малого бизнеса, где предприятия имеют значительную дебиторскую задолженность, большие товарные запасы, позволяющие им резко ускорить оборачиваемость средств. Различают «безоборотный факторинг» -- где фактор не имеет права предъявлять клиенту требования об оплате денежного требования, если клиент не оплатит долговое требование; «оборотный факторинг» -- клиент несет ответственность за неисполнение должником уступленного требования и фактор в праве предъявления клиенту требование в случае неоплаты. Цессия может быть осуществлена путем оформления сторонами договора купли-продажи имущественных прав, или договором финансирования под уступку этих прав. У кредитора, уступающего требования, цессия отражается как реализация .

Вексель -- это письменное долговое обязательство, составленное в установленной форме и дающее его владельцу безусловное право требовать при наступлении срока или досрочно, выдавшего или акцептовавшего обязательство, уплаты оговоренной в нем суммы. Лицо, выписавшее вексель -- векселедатель; принявшее вексель -- векселедержатель, В вексельном обращении могут принимать участие юридические и дееспособные физические лица.

Вексель может обслуживать чисто финансовые операции и товарные сделки. Финансовый вексель отражает отношения займа денег векселедателем у векселедержателя под определенные проценты. В основе товарного векселя лежит сделка по купле-продаже товара. Товарный вексель выступает как форма коммерческого (товарного) кредита, предоставляемого друг другу предпринимателями, т. е. товарный вексель выступает как форма расчетов между поставщиками и покупателями за поставляемые товарно-материальные ценности (выполненные работы и оказанные услуги).

Векселя бывают простыми и переводными.

Простой вексель представляет собой письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедержателя уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или по его приказу другому лицу. По простому векселю векселедатель сам обязуется уплатить по выданному векселю. Векселедержателю принадлежит право на получение платежа по векселю.

Переводной вексель (тратта) представляет собой письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте векселедержателю или по его приказу другому лицу. Векселедержатель обязует оплатить вексель третье лицо, а сам становится гарантом платежа. Переводной вексель помимо реквизитов простого векселя должен в обязательном порядке содержать наименование того, кто должен платить (плательщика) по векселю.

Вексельное обращение имеет свои особенности:

  • 1) вексель -- ценная бумага, подтверждающая факт покупки товаров в кредит под определенные проценты;
  • 2) вексель -- ценная бумага на предъявителя. Право на получение вексельной суммы может быть реализовано только тем, кто обладает векселем. Это право подлежит передаче по индоссаменту;
  • 3) вексель -- платежное средство за поставленные товары и услуги, при этом оплата не связана с каким либо условием. Не имеет значение, какой вид товарной поставки лежит в основе вексельной сделки, на векселе не делается ни каких пометок, связывающих его оплату с выполнением договорных обязательств о поставках товара в полном объеме;
  • 4) вексель -- краткосрочное долговое обязательство: оплата должна следовать за поставкой товаров и услуг. Срок обращения векселя, как правило, составляет несколько недель или месяцев, но не более года. По Постановлению Правительства РФ «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» векселя, оформленные на бланках единого образца, могут применяться при заключении хозяйственных сделок на срок не более 180 дней;
  • 5) вексель должен быть составлен строго в обусловленной форме. Несоблюдение формы может привести к тому, что в случае неплатежа, суд может не принять протест;
  • 6) вексель -- безусловное долговое обязательство. Все процедуры по взысканию вексельной суммы при неплатеже определены, в том числе, по взысканию через суд. Вексель, не оплаченный в срок платежа, подлежит протесту. Под вексельным протестом понимается официальное удостоверенное требование платежа и его получение. Для совершения протеста векселедержатель предъявляет неоплаченный вексель на следующий день после наступления срока платежа в нотариальную контору по месту нахождения плательщика.

Нотариус в день принятия векселя к протесту предъявляет плательщику требование о платеже или акцепте векселя. Если после этого следует платеж, то вексель возвращается плательщику с надписью в установленной форме на самом векселе о получении платежа. Если на требование произвести платеж или акцепт получен отказ, то нотариус составляет акт о протесте и делает соответствующую отметку на самом векселе. Суды вправе выносить судебные решения по искам, основанным на опротестованных векселях.

Под экономическим содержанием расчетов понимается следующее, как уже было сказано, предприятия вступают в расчетно-денежные отношения с другими юридическими и физическими лицами за полученные ценности, выполненные работы и поставленные услуги, а также за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы и предоставленные и услуги. Такие расчетные отношения возникают с коммерческими партнерами.

Расчеты с коммерческими партнерами ведутся с последующей или предварительной оплатой договорных обязательств в соответствии с условиями заключенных договоров. Порядок учета расчетов с коммерческими партнерами зависит от выбранного метода учета реализации продукции. На это влияет метод определения момента реализации продукции. За момент реализации продукции может приниматься момент оплаты ранее отгруженной продукции, тогда задолженность учитывается по производственной себестоимости; либо за момент реализации принимается момент ее отгрузки, тогда задолженность учитывается по цене реализации.

Расчеты с коммерческими партнерами являются составной частью расчетов с дебиторами и кредиторами. Таким образом, мы можем рассматривать расчеты с покупателями и поставщиками в рамках расчетов с дебиторами и кредиторами. Дебиторская задолженность и производственные запасы нередко составляют значительную долю в структуре баланса предприятия. На уровень задолженности влияют многие факторы: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Таким образом, мы видим, что значение учета расчетов с покупателями (дебиторами) и поставщиками (кредиторами) состоит в оформлении бухгалтерскими документами хозяйственных связей и, связанных с ними, возникающих денежных расчетов с поставщиками и покупателями.

Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости и своевременного поступления денежных средств. Определим задачи учета расчетов с коммерческими партнерами:

  • 1) обеспечение своевременного и правильного движения денежных средств на предприятии;
  • 2) контроль за использованием денежных средств по назначению;
  • 3) проведение оперативного, повседневного контроля за сохранностью наличных денежных средств и ценных бумаг в кассе;
  • 4) обеспечение своевременного и правильного произведения расчетов с покупателями и заказчиками;
  • 5) контроль за соблюдением форм расчетов установленных в договорах с покупателями и поставщиками;
  • 6) своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности;
  • 7) контроль за авансовыми платежами.

Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей. Расчеты бывают двух видов: наличные и безналичные. В законодательном порядке денежные средства должны храниться в банке (определенная часть выручки от товарооборота остается в кассах, также как и часть средств на хозяйственные расходы. Сейчас эта сумма - в размере до 500 тыс. руб.).

Безналичные расчеты, которые занимают основное место в платежном обороте, осуществляются на основе следующих правил.

1. Деньги хранятся в банке, а банк осуществляет все расчеты по всем платежам по распоряжению владельца счета.

2. Все платежи списываются в определенном порядке очередности.

3. Формы расчетов определяются договором заранее.

4. Претензии к порядку расчетов подаются в обслуживающий банк. Подача жалобы не приостанавливает операцию по оплате.

Основные формы расчетов.

Наличные. Осуществляются с помощью наличных денег, а также кредитных и дебитных карточек. Использование дебитных и кредитных карточек в развитых странах позволяет ограничить хождение наличных денег.

Безналичные.

1. Платежные поручения. Это бланк о перечислении определенной суммы денег со своего счета на счет другого хозяйственного субъекта. Поручение выписывается хозяином счета, действует в течение 19 дней, но банк примет платежное поручение в том случае, если на счете есть деньги.

Платежные поручения бывают срочные, досрочные, отсроченные. Срочный платеж - авансовый платеж за отгруженную продукцию. Досрочный платеж - товар еще не отгружен, но уже оплачен. Отсроченный платеж - товар отгружен, а оплата будет произведена позже (используется в том случае, если партия товара очень крупная и обладает большой стоимостью; плательщик желает удостовериться в качестве продукции).

2. Платежное требование-поручение. Это расчетный документ, содержащий требования продавца к покупателю оплатить на основании отправленных документов стоимость поставленного товара, работ, услуг.

3. Инкассо. Это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает расчетные документы и производит расчеты от имени клиента. Банк сам проверяет количество, качество продукции и правильность документов и производит оплату. Эта операция хороша тем, что банк защищает интересы клиента.

4. Аккредитив. В тех случаях, когда предприятие не доверяет или мало знает своих партнеров, используется аккредитив. Это денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца. Обязательство - оплатить счета поставщика. Бывают следующие типы аккредитивов: денежные и документальные. Денежный аккредитив - именной документ, адресованный банком другому банку по выплате денег продавцу в определенный срок.

5. Расчет чеками. Чековые книжки используются достаточно широко в различных организациях. Клиент банка, имея деньги на расчетном счете, получает чековую книжку (а потом и чековую карточку с данными предприятия). Чеки выдаются на определенную сумму.

20. Особенности управления финансами коммерческих организаций

Финансы коммерческих организаций и предприятий, являются основным звеном в финансовойсистемы и охватывают процессы связанные с созданием, распределением и использованием ВВП в стоимостных выражениях. Они функционируют в области материального воспроизводства, где создается национальный доход и совокупный общественный продукт.

Финансы коммерческих организаций (предприятий) - это денежные или финансовые взаимоотношения, которые возникают в ходе осуществления предпринимательской деятельности, в процессе создания собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их использования и распределения.

Управление финансами коммерческой организации - это процесс создания финансового механизма организации ее финансовых отношений с другими субъектами. Он включает следующие основные элементы:

    финансовое планирование;

    оперативное управление;

    финансовый контроль.

1. Финансовое планирование. При разработке финансовых планов коммерческой организации происходят соизмерение намечаемых затрат на осуществляемую деятельность с имеющимися возможностями, определение направлений эффективного вложения капитала; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения финансовых ресурсов; оптимизация финансовых взаимоотношений с контрагентами, государством и т. д.; осуществляется контроль за финансовым состоянием предприятия. Необходимость финансового планирования коммерческой организации может быть вызвана не только внутренней потребностью эффективного управления финансовыми ресурсами, но и внешней - желанием кредиторов и инвесторов иметь информацию о доходности предстоящих вложений.

Для составления финансовых планов и прогнозов коммерческой организации применяются разнообразные методы:

    нормативный,

    экономико-математического моделирования,

    дисконтирования и др.

Нормативный метод может быть использован при оценке будущих налоговых обязательств и размеров амортизационных отчислений. Оптимизация источников финансовых ресурсов, оценка влияния разных факторов на возможный их рост осуществляются с помощью метода экономико-математического моделирования. При принятии решений долгосрочного характера используется метод дисконтирования, предусматривающий оценку предстоящей доходности вложений и влияния на нее инфляционных факторов.

Рыночная экономика характеризуется неопределенностью, поэтому наиболее сложным при разработке финансовых планов и прогнозов коммерческой организации является оценка возможных рисков. При управлении рисками необходимо их выявить, классифицировать, оценить размер и влияние на принимаемые решения, определить возможные меры по снижению риска (страхование, хеджирование, создание резервов, диверсификация). В настоящее время существуют и широко используются стандартные методики оценки рисков различных сфер деятельности и разработки механизмов их минимизации.

Спецификой финансового планирования коммерческой организации является отсутствие каких-либо обязательных форм финансовых планов и прогнозов. Требования к составу показателей финансовых планов и прогнозов могут быть определены: органами управления коммерческими организациями (например, собранием акционеров акционерного общества); органом, регулирующим рынок ценных бумаг и определяющим состав информации, представляемой в эмиссионном проспекте; кредитной организацией. При этом у различных кредитных организаций формы технического обоснования кредитной заявки, в которых отражаются прогнозные финансовые показатели, могут отличаться.

В настоящее время процесс разработки финансовых планов и прогнозов коммерческой организации принято называть бюджетированием. При бюджетировании разрабатываются и увязываются между собой финансовые планы:

    денежных доходов и расходов организации (финансовые планы предприятий традиционно разрабатывались в форме баланса доходов и расходов);

    активов и пассивов (прогноз бухгалтерского баланса, как правило, увязанный по срокам обязательств и вложений);

    денежных потоков (в условиях централизованно плановой экономики такие финансовые планы назывались кассовым планом, где отражаются поступления наличной выручки и предстоящие расходы в наличной форме, и платежным календарем (оценка предстоящих поступлений и платежей в безналичной форме)).

Баланс денежных доходов и расходов как основной финансовый план коммерческой организации, как правило, содержит четыре раздела:

  • взаимоотношения с бюджетной системой;

    расчеты с кредитными организациями.

Прогнозы доходов и расходов, активов и пассивов, а также денежных потоков могут содержаться в бизнес-плане коммерческой организации. Бизнес-план отражает стратегию финансово-хозяйственной деятельности организации, на его основе кредиторы и инвесторы принимают решение о предоставлении ей средств. Финансовая часть бизнес-плана содержит следующие расчеты: прогноз финансовых результатов; расчет потребности в дополнительных инвестициях и формировании источников финансирования; модель дисконтированных денежных потоков; расчет порога рентабельности (точки безубыточности).

2. Оперативное управление. Большое значение для управления финансами коммерческой организации имеет анализ исполнения финансовых планов и прогнозов. При этом не всегда обязательным условием является соответствие плановых финансовых показателей фактическим. Наибольшее значение для эффективного управления имеет выявление причин отклонения от плановых (прогнозных) показателей. Данные о фактическом исполнении финансовых планов анализируются не только специальными подразделениями организации, но и органами управления коммерческой организации.

Для принятия оперативных управленческих решений по финансовым вопросам руководству организации важно не только иметь финансовые планы и прогнозы, но и получать обширную информацию о состоянии финансового рынка, финансовом состоянии контрагентов по сделкам, возможном изменении конъюнктуры рынка, налоговом реформировании. В крупных организациях для сбора такой информации создаются специальные аналитические центры. Коммерческая организация может также покупать такую информацию - в частности, аналитические обзоры по финансовым рынкам являются одной из услуг современных коммерческих банков. Услуги консультационного характера, влияющие на принятие финансовых решений, могут оказывать также аудиторские фирмы.

Коммерческие организации прибегают к услугам управляющих компаний и других участников рынка ценных бумаг при размещении финансовых ресурсов в ценные бумаги, размещении собственных ценных бумаг на рынке, осуществлении кассовых и срочных сделок на различных сегментах финансового рынка.

Кредитная организация, как правило, выступает головной компанией в финансово-промышленной группе, соответственно функции по управлению финансами всех организаций, входящих в данную группу, в большей степени сосредоточены у нее. Головная компания финансово-промышленной группы оптимизирует финансовые потоки между участниками, управляет рисками, определяет стратегию размещения финансовых ресурсов организаций, входящих в группу.

3. Финансовый контроль. Государственный финансовый контроль за коммерческими организациями негосударственных форм собственности ограничен вопросами исполнения налоговых обязательств, а также использованием бюджетных средств, если коммерческая организация такие средства получает в рамках государственной помощи. Большое значение для эффективного управления финансами коммерческой организации имеет внутрихозяйственный финансовый контроль, а также аудиторский контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться специальными подразделениями, созданными в коммерческих организациях, осуществляющими проверки и анализ документов. Внутрихозяйственный финансовый контроль происходит также в процессе визирования руководителем организации (руководителями подразделений) документов, оформляющих финансово-хозяйственные сделки. Коммерческие организации, входящие в холдинги, ассоциации проверяются головными («материнскими») компаниями, также имеющими в своем составе специальные контрольные службы.

Для получения достоверной информации о финансовом состоянии коммерческой организации, выявления имеющихся резервов ее руководство может инициировать аудиторскую проверку и обследование. Отдельные виды деятельности, организационно-правовые формы, высокие показатели активов и выручки от реализации продукции (работ, услуг), участие иностранного капитала требуют обязательного аудиторского заключения о достоверности финансовой отчетности коммерческой организации. Таким образом, аудиторские проверки коммерческой организации могут носить как инициативный, так и обязательный характер.

Особенностью внутрихозяйственного и аудиторского контроля коммерческой организации является его направленность на оценку эффективности принимаемых управленческих решений, а также выявление резервов роста финансовых ресурсов.

Таким образом, управление финансами коммерческой организации включает элементы управления, аналогичные другим звеньям финансовой системы, но при этом существует специфика финансового планирования, оперативного управления и организации финансового контроля.