Сегодня всем известно, что творчество это навык, который вы можете приобрести и усовершенствовать с помощью разнообразных методов развития творчества, техник, упражнений, и т.д.

«Творчество» включает в себя не только способность создавать произведения искусства, но и способность находить новые решения для старых проблем и создать из ничего что-то, что может служить для улучшения качества вашей жизни.

В этой статье советы о том, как развить творчество и стать творческим человеком.

1. Практикуйтесь

Итак, если вы хотите быть более творческими, лучший совет, который можно дать это – практика .

Вы должны рассматривать творчество как и любой другой навык или способность, которая требует подготовки и времени, чтобы развиваться. Другими словами, для того, чтобы стать творческим, вы должны постоянно «сгибать свои творческие мышцы» . Возьмите карандаши и нарисуйте что-то, или сходите на импровизированный класс танца, или переделайте старую вещь во что-то новое. Чем больше вы будете исследовать свои творческие способности, тем с большей вероятностью, вы сможете использовать их, когда будете нуждаться в этом.

2. Создайте условия для творчества

Места, которые нас окружают, влияют на наше проявление творчества.

Позаботьтесь о среде, в которой вы работаете, чтобы она способствовала творчеству и рождению новых идей. Убедитесь, что живете и работаете в хорошо проветриваемом помещении с естественным светом, чистым пространством, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

Цвета, которые вас окружают тоже оказывают значительное влияние на нас. Серая, мрачная комната однозначно даст трещину в вашем творчестве. Так что выбирайте яркие, теплые и светлые цвета, это, несомненно, улучшит ваше настроение и увеличит вашу творческую энергию.

3. Подкармливайте ум новой информацией

Наполните свою жизнь новыми вещами, даже маленькими, такими как: посетить музей, выставку, посмотреть жанр фильма, который вы обычно не смотрите, изменить привычную дорогу, когда вы идете на работу, поменять расположение предметов, к которому вы привыкли (например, мусорное ведро возле рабочего стола, мыльницу, хлебницу…) и т.д.

4. Измените угол зрения

Подумайте, с точки зрения другого человека. Например: «если бы я был ребенком, как бы я это видел?» или «если бы я был творческим, как Уолт Дисней или Сальвадор Дали?» . Попробуйте идентифицировать себя с различными персонажами, это поможет посмотреть на задачу с другого угла обзора, что, возможно, откроет для вас новых пути и раскроет ваш творческий потенциал.

5. Созерцайте природу

Всякий раз, когда это возможно, погружайтесь в природу: читайте, пишите, рисуйте, медитируйте на природе…

Доказано, что быть в контакте с природой и видеть ее красоту, дает естественный прирост творческим способностям . Простые растения, красивый пейзаж, восход солнца, пикник на природе может регенерировать поистине блестящие идеи. Всмотритесь в красоту окружающего мира, отвлеките ум и расслабьте тело, откройте свое сознание для новых идей.

6. Слушайте классическую музыку

Классическая музыка может улучшить пространственное восприятие и способность выражения.

Гордон Шоу и Фрэнсис Рауше, двое исследователей в 1993 году доказали теорию, которую подтверждают много исследований, согласно которой при прослушивании Моцарта (в частности, Сонаты ре мажор для двух фортепиано KV448 ), наши нейроны начинают танцевать под звуки музыки и вуаля…- всплеск творчества и продуктивности. Это замечательный эффект был назван «Эффект Моцарта» .

7. Творчество = игра

Способность к творчеству очень сильно связана с возможностью попасть в определенное настроение. Состояние, которое может быть описано как состояние игры, которые мы имели, когда были детьми. В этом состоянии люди способны исследовать и открывать, и быть творческими. Оставайтесь открытыми и не бойтесь совершить ошибку. Начинайте что-то только для удовольствия, без всякой задней цели, как в детстве, и остальное приложится.

8. Расслабьте ум

Дайте вашему подсознанию возможность спокойно работать, «выключайте» ваши сознательные мысли, время от времени. Не зацикливайтесь только и всегда на работе или на решении проблем, которые вас окружают.

Научитесь расслабляться. С этой целью прекрасно справляются методы таких дисциплин, как йога, медитация, правильное дыхание. Помните, усталый ум, никогда не может генерировать новые идеи.

9. Смех

Смех это лучшее лекарство? Конечно! В настоящее время более ста (если не тысячи) исследований доказывают это.

Хорошее настроение не только позволяет лечить, предупредить появление болезни, сохранить здоровье вашего сердца, сжигать жиры и быть более активным по отношению к жизни, но, по данным исследований, смех способствует развитию творчества.

10. Страсть

Творчество не бросается в объятия каждого человека, она требует бесконечной страсти!

Если у вас нет энтузиазма и страсти, вы не сможете иметь полноценный творческий опыт. С энтузиазмом и страстью даже к простым вещам, вы можете обнаружить удивительный мир, красивые, великолепные, глубокие эмоции и интенсивные творческие проявления. Старайтесь всегда поддерживать страсть и постоянное внимание к вашему делу.

11. Любознательность

Один из лучших источников вдохновения и идей — это общество вокруг нас.

Наши друзья и семья, коллеги и знакомые, незнакомые люди в кафе и библиотекари (помните таких?) Все люди, которые нас окружают, имеют определенные знания, которые могут быть именно тем, что нужно для вдохновения. Если вы хотите стать творческим человеком, не стесняйтесь задавать вопросы людям, с которыми вы сталкиваетесь каждый день. Спрашивайте у них мнения о ваших идеях и мечтах.

12. Здоровый образ жизни

Забота о своем питании, физической активности и самосовершенствовании являются основой . Это условие, при котором вы будете готовы к любым задачам без страха и неуверенности, а с творческим подходом к делу. Хорошее самочувствие стимулирует наш мозг, и делает нас более творческими и проницательными, в то время, как плохое самочувствие, болезни и убивают нашу творческую энергию.

Эти 12 советов о том, как стать творческим являются основными моментами для развития вашего творчества: это часть вашего путешествия в мир креативности, любопытства, профессионального и личностного роста. Приучите себя быть более творческим человеком, и вы начнете замечать как будет улучшаться ваша жизнь.

Бильжо Андрей Георгиевич

Карикатурист, художник, основатель ресторана-клуба «Петрович», член Союза художников России, Академик Академии графического дизайна, предприниматель, автор концепций сети ресторанов в Москве и других городах, врач-психиатр. После окончания школы он поступил во 2-й медицинский институт им. Н.И. Пирогова, который окончил в 1976 году по специальности "врач-психиатр". В 1976-1980 гг. Андрей Бильжо работал научным сотрудником НИИ гигиены водного транспорта. В течение нескольких лет был судовым врачом на разных кораблях, не раз ходил в плавание. Затем окончил ординатуру по психиатрии, защитил кандидатскую диссертацию по проблемам юношеской шизофрении на тему "Благоприятные исходы на уровне выздоровления при юношеской одноприступной шизофрении". Работал в разных психиатрических больницах, включая больницу Кащенко (ныне имени Н. А. Алексеева).

Ковальджи Кирилл Владимирович

Поэт, прозаик, критик, переводчик. Лауреат литературной премии Союза писателей Москвы “Венец” (2000). Награжден медалями СССР, Румынии и Молдавии. Заслуженный работник культуры РФ. Секретарь Союза писателей Москвы, член русского Пен-центра.

Бабыкин Андрей Леонидович

Вице-президент Российской академии художеств, президент международной ассоциации Союза дизайнеров, академик

Буланцев Сергей Федорович

Редактор-консультант газеты "Нить Ариадны", журналист, писатель.

Кудрявцев Иосиф Абакарович

Доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор. С 1968 г. работает в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, с 1978 г. - руководителя лаборатории психологии. Сфера научных интересов - изучение вопросов патогенеза, патопсихологической диагностики и экспертной оценки пограничных психических расстройств. Им был разработан и внедрен в экспертную и юридическую практику новый вид судебной экспертизы - комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, позволяющая надежно решать актуальные проблемы дифференцированной оценки уголовной ответственности и профилактики криминальных рецидивов у вменяемых лиц с психическими расстройствами. Основатель современной школы прикладной судебной патопсихологии. Под его руководством были защищены 15 кандидатских диссертаций. Принимал участие в разработке и редактировании ряда норм в проекте нового уголовного законодательства России. Постоянный член проблемной комиссии «Медицинская психология» РАМН. Член редколлегии «Российского психиатрического журнала» и «International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology», издающегося в США и Великобритании. Неоднократно представлял судебно-психологическую науку на международных съездах и симпозиумах. Является лауреатом премии им. В.П. Протопопова. Автор 7 монографий, многих методических пособий и более 150 статей, ряд которых переиздан в США.

Гулько Петр Ильич

Художественный руководитель Фонда Спивакова, лауреата Государственной премии.

Бойко Юрий Павлович

Профессор, доктор политических наук, доктор медицинских наук, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, научный руководитель <<Научно-исследовательский институт социально-экономического прогнозирования>>; эксперт Комитета по безопасности и Комитета по делам Федерации и региональной политики Государственной Думы Федерального собрания РФ; помощник депутата Государственной Думы Федерального собрания РФ на общественных началах; главный психотерапевт Департамента здравоохранения города Москвы; действительный член пяти общественных российских и международных академий. Заслуженный врач Российской Федерации

Колодкин Александр Анатольевич

Главный художник Московского Монетного двора с 1984 г. Окончил Московский полиграфический институт в 1961 г., МВХПУ в 1969 г., действительный член МАНПО, Итальянской академии AISES и Нью-Йоркской академии NJAS; 1969-1984 - дизайнер, главный специалист КБ Минцветмета, ведущий специалист СХКБ Минрадиопрома, занимался дизайном промоборудования и спецтехники; выполнил дизайн более 60 монет, отчеканенных на ММД, посвященных памятным событиям, выдающимся деятелям науки, культуры и искусства, городам, памятника архитектуры; член Международной ассоциации Союза дизайнеров; лауреат премии "Золотой Неркулес"; рыцарь Мальтийского ордена; автор 3 авторским свидетельств на изобретения, 10 авторских свидетельств на промобразцы и 15 свидетельств на товарные знаки; его работы находятся в музеях России, а также в Америке, Ватикане, Германии, Италии, Швеции, Японии и на Мальте.

Мирошниченко Сергей Валентинович

Сценарист, режиссер, продюсер. Заслуженный деятель искусств России; Лауреат премий Киноакадемии «Ника» (1988 - в номинации «лучший документальный фильм» за картину «...А прошлое кажется сном»; 1995 - «Убийство императора. Версии»);Лауреат Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1989, за фильм «...А прошлое кажется сном»); Лауреат премии Королевской Академии Великобритании (1998);Лауреат премии имени Джона Грирсона (1998, Великобритания); Лауреат премии Американской телевизионной академии «Эмми» (1999).

Герчаков Евгений Аркадьевич

Актер театра и кино, заслуженный артист России. Окончив в 1973 году Музыкальное училище имени Гнесиных Евгений Герчаков работал актером в Центральном театре Советской армии (1973-1982), в театре «Эрмитаж» (1982-1992). В 1996 году он организовал «Театр Евгения Герчакова», где поставил спектакль «Путешествие Вениамина Третьего в Святую землю». С 1997 года играл на сцене московского «Театра Луны», а также в театре «У Никитских ворот».

Берлинская Людмила Валентиновна – пианистка, актриса.

Окончила среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных по классу фортепиано Анны Кантор, Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов камерных ансамблей в Париже и Флоренции. Выступает и как солистка, и в камерных ансамблях с выдающимися музыкантами.

Основатель и организатор нескольких музыкальных фестивалей, художественный руководитель русско-французского фестиваля «La Clé des Portes» («Ключи от замка»). Заслуженная артистка РФ.



Бутурлина Анна Владимировна

Бутурлина Анна Владимировна – джазовая певица.

Родилась в Москве. Окончила музыкальную школу им. С. Прокофьева по классу фортепиано, дирижерско-хоровое отделение училища им. Гнесиных и эстрадно-джазовое отделение РАМ.

Певица выступает как сольно, так и совместно с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии п/у Сергея Скрипки, с биг-бэндами из разных городов России, сотрудничает с компанией «Дисней», участвует в творческих проектах композитора Геннадия Гладкова. Также записывает вокальные партии для кинофильмов.


Келле Валида Махмудовна

Келле Валида Махмудовна – педагог, музыковед.

Окончила ГМПИ (ныне – РАМ) им. Гнесиных, аспирантуру ГМПИ им. Гнесиных, стажировалась в Сорбонне и Парижской национальной консерватории.

Ныне доцент РАМ им. Гнесиных. Член Союза композиторов РФ, учредитель и директор Фонда сохранения творческого наследия Бориса Чайковского. Ведет большую просветительскую деятельность в Москве и других городах России: выступает на радио и телевидении, организовывает циклы концертов и юбилейные вечера. Имеет более 200 публикаций.

Котт Владимир Константинович

Котт Владимир Константинович – режиссер театра и кино.

В 1996 году Владимир Константинович окончил ГИТИС, а в 2003 году – Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Его дипломная работа – короткометражный фильм «Дверь» (2004) – завоевала награды нескольких российских и зарубежных кинофестивалей и была приобретена для показа в Европе.

Мечетина Екатерина Васильевна

Мечетина Екатерина Васильевна – пианистка, педагог, солистка Московской государственной филармонии, заслуженная артистка РФ.

Родилась в семье музыкантов. Начала играть на фортепиано в 4 года, а в 5 лет впервые выступила на сцене. Окончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, затем Московскую консерваторию. В 2004 году завершила обучение в аспирантуре.

Выступает с сольными концертами, а также в качестве солистки с «Виртуозами Москвы», Национальным филармоническим оркестром России, Российским национальным оркестром. За все время концертной деятельности выступила не менее чем в 40 странах мира. Лауреат премии Президента Российской Федерации.


Муратов Александр Александрович

Муратов Александр Александрович – кинорежиссер и сценарист, заслуженный деятель искусств РФ.

Окончив в 1978 году режиссерский факультет ВГИКа, Александр Александрович работал режиссером-постановщиком сначала на киностудии «Ленфильм», а затем – на «Мосфильме». Он является автором более 20 фильмов и телесериалов. С 1998 года Александр Александрович преподает на режиссерском отделении Высших курсов сценаристов и режиссеров.


Инин Аркадий Яковлевич – выпускник сценарного факультета ВГИКа

Инин Аркадий Яковлевич – кинодраматург, писатель-сатирик, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор ВГИКа. Аркадий Яковлевич – выпускник сценарного факультета ВГИКа.

В его творческом багаже более 40 кинокомедий и более 200 теле- и радиопередач. Именно он создал популярные телепрограммы «Вокруг смеха» и «От всей души!». Также Аркадий Яковлевич является автором целого ряда книг, газетных статей и журнальных фельетонов.

Работы драматурга удостоены множества престижных наград. Аркадий Яковлевич регулярно принимает участие в жюри крупных кинофестивалей.

Румянцев Антон Александрович

Румянцев Антон Александрович – саксофонист, джазмен, руководитель Квартета Антона Румянцева.

Окончил РАМ им. Гнесиных по классу саксофона заслуженного артиста России А.В. Осейчука.

Один из наиболее ярких солистов-импровизаторов Москвы, блестяще владеющий традиционными и современными средствами игры. За плечами музыканта – сотрудничество с известными джазовыми исполнителями, призы многочисленных конкурсов и фестивалей, в числе которых Международный фестиваль Лайнола Хемптона (США) и Международный конкурс «Золотой саксофон» (Латвия).

Скорик Николай Лаврентьевич

Скорик Николай Лаврентьевич – режиссер Московского художественного театра им. А.П. Чехова, заслуженный артист РФ.

В 1976году окончил курс О. Ефремова в Школе-студии МХАТ и сразу начал работать в Художественном театре. С 1987 года как режиссер-постановщик поставил спектакли: «Дни Турбиных», «Эквус», «Додо», «Привидения», «Последний день лета», «Ундина» и многие другие.

Николай Скорик – заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства Московского государственного института культуры, художественный руководитель «Мастерской Н.Л. Скорика». Лауреат премии им. А.П. Чехова и премии г. Москвы.


Урсуляк Сергей Владимирович

Урсуляк Сергей Владимирович – режиссер, сценарист, продюсер, актер.

После окончания актерского отделения Театрального училища имени Б.В. Щукина Сергей Владимирович играл на сцене театра «Сатирикон». В 1993 году он окончил также Высшие курсы режиссеров и сценаристов. Среди его режиссерских работ – телепрограмма «Дог-шоу. Я и моя собака» и документальный цикл телевизионных передач «Новейшая история» (совместно с Евгением Киселевым) на НТВ. С 2002 по 2005 год Сергей Владимирович был автором и ведущим телепрограммы об актерах «Пестрая лента» (с 2003 года передача шла на Первом канале).


Чавчавадзе Елена Николаевна

Чавчавадзе Елена Николаевна – журналист, режиссер, сценарист, общественный деятель, вице-президент Российского Фонда Культуры.

Окончив факультет журналистики МГУ по специальности «Телевизионная журналистика», Елена Николаевна работала старшим редактором на Центральном телевидении, а затем – ведущим редактором Главной сценарно-редакционной коллегии в Госкино СССР. В 1998 году она возглавила Дирекцию президентских программ Российского Фонда Культуры.

Елена Анатольевна – автор и продюсер ряда телефильмов и сериалов: «Пути небесные Ивана Шмелева», «Русские без России», «Кто заплатил Ленину? Тайна века» и других. Она является учредителем фонда «Возвращение», деятельность которого направлена на возрождение исторических традиций и нравственных ценностей дореволюционной России.

«Большей частью жизненные обстоятельства и удачная среда, в которую попадает человек, удачные встречи, иногда просто знакомство удачное формируют человека.

Вот такая преамбула, если дать. Стоит ли?

Это первое, скажем. Часто бывает так: собирается мастерская - мастерская пятнадцать человек студентов, из которых выходят режиссёры или актеры. И хороший педагог всегда знает, опытный педагог, что, если в этой мастерской соберется два-три очень талантливых человека, ярких, талантливых, мастерская в порядке. По существу говоря, он может сам и не учить. Они сами будут друг друга учить, они сами будут учиться. Группа сильных ребят, которые формируют направление мастерской, её запал, так сказать, систему мышления. Тогда в мастерской весь уровень необыкновенно повышается.

Один же человек никогда мастерскую не сделает, как правило. Он получается маленьким чудом, исключительно одарённой личностью. А потом эта исключительно одарённая личность, она обычно притухает. Я знал такие мастерские, из которых ни одного режиссёра не вышло, просто ни одного. И наоборот, есть мастерские, из которых вышло поразительно много режиссёров, очень много, чуть ли не половина работают или больше.

Значит, всё это вопрос подбора людей, совершенно какая-то неощутимая вещь, особенно в кинематографе, потому что ведь каждый режиссёр понемножку и актёр, и немножко художник, и музыкант, и писатель очень часто. Он может стать писателем. Он мог бы стать сценаристом. Становится режиссёром, и всё так. Вот так вышло, что он как раз для кинематографа, - в это время, при этих товарищах, при этой системе, в которой он жил; у него почва выгодная, и вот он выходит режиссёром.

Бывает соперничество. Я не буду много говорить, но, когда Шукшин и Тарковский , которые были прямой противоположностью один другому и не очень любили друг друга, работали рядом, это было очень полезно мастерской. Очень полезно мастерской . Это было очень ярко и противоположно. И вокруг них группировалось очень много одаренных людей. Не вокруг них, а благодаря, скажем, их присутствию.

Если где-то эту сумму вопросов поднять (сейчас я говорю неразборчиво, но важна мысль сама), тогда получается возможность учить человека без указки, без перста: вот так надо строить мизансцену, так надо монтировать, так надо строить кинематограф, в общем, так надо работать - как очень многие учат. Многие учат тому, что вот есть система, которой надо обучать таким-то образом. Сначала то-то, потом то-то, сначала монтаж, сначала работа с актёром и т. д. Значит, хорошо большей частью художники получаются тогда, так мне кажется, когда такого человека с указкой и перстом, такого учителя нет, а есть человек, который бы помогал думать. Или не мешал хотя бы думать. Который позаботился о том, чтобы была атмосфера, чтобы пророс сам росток творчества, он бы получился самостоятельно.

Это моё убеждение всегдашнее. И когда я вспоминаю, как я сам учился, я всё время сплошь вспоминаю людей, которые не мешали мне, которые никогда не мешали мне.

Первым из них был мой отец. Он был необычайно добрым человеком, более доброго человека я просто не видел, не встречал. Хотя одновременно был очень вспыльчив, принципиален и нетерпим. […]

Был знаменитый случай. Было какое-то маленькое торжество. Все пили и произносили какие-то невинные тосты. И отец тоже встал и сказал, поднявши свою рюмку, что, знаете, я хочу выпить за одного человека, которого я очень люблю за необычайную честность и прямоту. Встала тут же одна очень важная дама, которая была убеждена, что это она. Отец сказал: «Простите, это не про Вас, это про другого, присядьте». Это было большое мужество - сказать так в этот момент. Он всегда говорил прямо то, что он думает. Это был его принцип.

Таким образом, при всей своей доброте он был человек, если это было нужно, не такой уж добрый. Он мог и обидеть сильно.

Вот первый мой учитель.

А в это время рядом с ним были два примечательнейших человека, с которыми я познакомился уже как ученик. Это были Анна Семеновна Голубкина и Сергей Тимофеевич Конёнков . Голубкина начала эту учебу, Конёнков её продолжил. […]

У неё было очень много учеников, которые ей тщательно подражали. Она их вовсе не поощряла и не выделяла. И действительно, те, кто ей подражал, и работали хуже. Это ограничивало их возможности. Наоборот, она часто поощряла тех учеников, которые делали так, как ей вообще было чуждо. Она смотрела на какую-нибудь работу, сделанную в обобщенных формах, которые были, так сказать, ей чужды. Она говорила: «Ну что ж, хорошо, мне так сделать не удастся», - в том отношении, что на неё это не похоже.

В этом отношении ещё терпимее был Сергей Тимофеевич Конёнков . Он вообще почти что и не учил. И тем не менее каждый приход его был праздником.

Мастерская, в которой мы работали... В общем-то времена были тяжкие, зимой было холодно. Скажем, у «буржуечки» в какой-нибудь живописной мастерской, - там было тепло. А у нас громадный стеклянный купол, стены стеклянные. Мастерская скульптурная: мокрая глина. Зимой замерзала глина, просто замерзала глина, совершенно. И с утра староста разогревал «буржуйки» докрасна - для того чтобы можно было хоть глиной-то работать. И вот выходила натурщица, помню, у нас такая Сипович знаменитая была натурщица, выходила - одна половина разогрета до того, что она багровая, а другая - зелёно-фиолетовая, а мы её поворачиваем всеми сторонами, как шашлык жарят.

И вот в эту обстановку входил Конёнков. У нас громадный жестяной чайник на «буржуйке», ведерный, наверное. Морковный чай. Он садился где-нибудь в уголочке, когда приходил, наливали ему кружку этого кипятку морковного, сидел он, макая бороду в это дело. Поглядывал туда-сюда. Просидит, ну, час. Иной раз ни к кому не подойдет. Уж кто-нибудь попросит: «Сергей Тимофеевич, скажите что-нибудь».

Что сказать?

Ну вот, эта работа. Вздохнёт, подойдёт и скажет что-нибудь самое простое: «Коротка она у тебя» или что-нибудь в этом роде. А так, вообще говоря, очень не любил говорить о скульптуре вообще. Пока мы лепим сорок минут, академический час, он сидит, молчит, чай пьёт. Потом соберётся кружок, мы с ним разговариваем. Он иногда интереснейшие вещи рассказывал о скульптуре. Ни о чём не говорит, а говорит, как важно вылепить ухо или палец, - это самое трудное. Он говорит: «Ведь вам кажется, что уши лишние. Ну скажите честно: кому кажется, что уши лишние?» И я, помню, первый осмелился, первый сказал: «Мне. Гораздо лучше без ушей, лучше всего получается».

«Вы не умеете делать, по-вашему, и уши лишние, и глаза, не было бы их, совсем было бы хорошо, тюфяк был бы. Так легко лепить. И обобщенная форма. И пальцы, говорит, лишние. Пальцы-то вы делать не умеете, пальцы рук, пальцы ног. А Роден до старости лет делал пальцы. И делал даже только руки. И это было искусство - рука. Рука может быть злая, добрая такая...»

Таким образом, он больше разговаривал об искусстве. Рассказывал о Родене , о Майоле, говорил о Голубкиной. Я помню, как он сказал про Голубкину: «Ну, Анна Семёновна, вы знаете, масочку (то есть лицевую часть человека, лицо), масочку она, пожалуй, сделает, как никто. Ну, остальное, остальное я получше делаю, - сказал он. - Но масочку она сделает как никто».

Он был, по-видимому, очень хороший профессионал. Среди нас не было уж очень талантливых людей, вряд ли. Почему вышло так, не знаю. Так случилось. Но вообще разговоры Конёнкова о том, что такое искусство и отношение к нему, дали мне очень много.

10 ТВОРЧЕСКИХ СОВЕТА ОТ ОСТИНА КЛЕОНА

10 правил эффективного творчества Остина Клеона

Остин Клеон - это художник и поэт, автор сборника Newspaper Blackout Poems. В марте 2011 года в своем блоге он сформулировал правила эффективного творчества, которые мгновенно его прославили. T&P перевели этот манифест о жизни, работе, интернете, общении и творчестве.

1. Кради как художник

Каждому художнику приходится отвечать на вопрос, откуда он берет свои идеи. Честный художник ответит: «Я ворую их». Вот и все, что можно об этом сказать. Это понимает каждый художник.

Есть 3 слова, которые вселяют в меня надежду всякий раз, когда я их читаю.


Нет ничего оригинального. Об этом было сказано еще в Библии: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Экк 1:9). В любом новом проекте смешаны элементы старых идей или просто изменяется одна из них.


В художественных школах всегда показывают один трюк. Нарисуйте на листе бумаги две параллельные линии:


Сколько линий на рисунке? Видна первая линия, вторая, но есть ещё и темная линия между ними. Видите?

1 + 1 = 3.


Есть еще один хороший пример того, о чем я говорю - в генетике. Вы наследуете гены своих отца и матери, но при этом не являетесь только набором родительских черт. Вы - нечто большее, новая версия и родителей и всех своих многочисленных предков.


Вы не можете выбирать родителей, но можете выбирать учителей, друзей, музыку, книги и фильмы.


Об этом говорит Jay-Z в своей книге «Decoded»:

«Мы росли без отцов, поэтому находили их на улицах, в истории, и в какой-то степени это было подарком для нас. Нам приходилось выбирать себе предков, которые бы наполнили мир, который мы собирались построить для себя... Обычно наши отцы уходили, потому что были отвергнуты, но мы брали их старые записи и использовали их, чтобы создать что-то новое».

На самом деле, ты - это то, что ты впускаешь в свою жизнь. Ты - сумма того, что на тебя влияет. Как говорил Гете, «нас создает и формирует то, что мы любим».


Художник - это коллекционер. Не скупердяй, который собирает все без разбора, а именно коллекционер - который целенаправленно собирает только те вещи, которые действительно любит.

Есть одна экономическая теория - если сложить доход своих пяти ближайших друзей и найти среднее арифметическое, результат окажется очень близким с собственному доходу.

Думаю, то же самое относится и к идейному доходу. Мы настолько же круты, насколько круто наше окружение.


Моя мама любила повторять мне: «Мусор на входе - мусор на выходе». Это сводило меня с ума. Но теперь я понимаю, что она имела в виду. Ваша задача - собирать идеи. Лучший способ для этого - читать. Читать, читать, читать, читать, читать. Газеты, погоду, дорожные знаки, лица незнакомцев. Чем больше вы читаете, тем шире выбор того, что повлияет на вас.


Выберите писателя, который вам действительно нравится. Найдите все его произведения. Узнайте, что он сам читал. И прочитайте все это. Взбирайтесь по своему генеалогическому дереву писателей.

Крадите идеи и сохраняйте их на будущее. Носите всюду записную книжку. Пишите в книгах. Вырывайте страницы из журналов и создавайте из них коллажи в своем скрапбуке. Крадите, как художник.


2. Чтобы начать действовать, не нужно ждать

В прошлом году по интернету ходило видео с Рэйном Уилсоном, который играл Дуайта в телесериале «Офис». Рассуждая о творчестве, он сказал именно то, что позволяет стольким людям откладывать свои проекты: «Если вы не знаете, кто вы и для чего живете или во что верите, практически невозможно заниматься творчеством».

Если бы я ждал, когда пойму «кто я» и «для чего живу» до того, как стал «заниматься творчеством», я до сих пор сидел бы без дела, пытаясь найти себя, вместо того, чтобы просто начать что-то делать. По собственному опыту знаю - именно в процессе работы мы понимаем кто мы.


Вы уже готовы. Начинайте делать. Возможно, вы напуганы. Это естественно. Есть одна особенность, которая свойственна прежде всего образованным людям. Она называется «синдромом самозванца». Согласно медицинскому описанию, это «психологический феномен, при котором человек не способен адекватно принимать собственные успехи». Он чувствует себя обманщиком, который все делает наугад, а на самом деле даже не понимает, чем занимается.

И знаете что? Никто не понимает. Когда я начал вычеркивать слова из газетных колонок, я не имел ни малейшего понятия о том, что делаю. Я знал только, что это здорово. Это казалось не работой, а игрой. Спросите любого хорошего художника, и он скажет правду - он не знает, откуда берутся шедевры. Он просто делает свое дело. Каждый день.


Притворяйтесь, пока не начнет получаться. Мне нравится эта фраза. Ее можно понимать двояко: притворяйся, пока не достигнешь успеха, пока все не увидят тебя таким, каким ты хочешь. Или - притворяйся, пока действительно не научишься что-то делать. Мне очень нравится эта мысль.


Еще мне нравится книга Патти Смит Just Kids. - история о том, как два друга приехали в Нью-Йорк, чтобы научиться быть художниками. Знаете, как они это делали? Они вели себя как художники. Мой любимый, ключевой, сюжет книги - Патти Смит и ее друг Роберт Мэплторп, одевшись как бродяги, отправились в Вашингтон-Сквер, где всегда много народа. Одна старушка уставилась на них и сказала мужу: «Сфотографируй их. Думаю, они художники». «Нет, - он покачал головой, - они просто дети».

Весь мир - это сцена. Для творчества вам тоже нужна сцена, костюм и сценарий. Сцена - это ваше рабочее пространство. Это может быть студия, письменный стол или альбом для набросков. Костюм - это ваша рабочая одежда - специальные штаны, в которых вы рисуете, домашние тапочки, в которых пишете, или та забавная шляпа, что вдохновляет вас. А сценарий - это время. Час здесь, час там. Сценарий в пьесе - это только время, отведенное на разные эпизоды.

Притворяйтесь, пока не начнет получаться.


3. Напишите книгу, которую сами хотели бы прочитать

Расскажу короткую историю. «Парк Юрского периода» вышел в прокат, когда мне было 10 лет. Я бредил этим фильмом - как и всякий 10-летний ребенок. В тот момент, когда я выходил из кинотеатра своего провинциального городка, я уже ждал продолжения.

На следующий день я сел за свой старый компьютер с зеленым монитором и сам написал продолжение. В нем сын лесника, съеденный в первом фильме велоцирапторами, возвращается на остров вместе с внучкой создателя парка. Он хочет разрушить парк окончательно, она - сохранить его. С ними случаются разные приключения, и в результате они, конечно, влюбляются друг в друга.

Тогда я не знал, что написал то, что сейчас называется фан-фикшн - выдуманными историями с уже существующими персонажами. Я сохранил тогда свою историю на компьютере. А через несколько лет вышел «Парк Юрского периода-2». И его сюжет был высосан из пальца. Сиквел фильма никогда не может сравниться с продолжением, которое мы уже создали в своей голове.


Начинающий писатель всегда задается вопросом, о чем ему стоит писать. Обычно ему говорят: «Пиши о том, что хорошо знаешь». В результате часто получаются ужасные истории, в которых не происходит ничего интересного. Поэтому лучший совет - не писать о чем знаешь, а писать о чем хочешь. Напишите такую историю, которая нравится вам самим. Мы занимаемся творчеством, поскольку нам это по душе. Вся художественная литература - это, по сути, фан-фикшн. Лучший способ решить, чем заняться - это подумать о том, чего бы вам хотелось достичь, но ещё не сделано, и потом сделайте это. Создавайте картины, на которые вы сами хотели бы смотреть, музыку, которую хотели бы слушать, пишите книги, которые хотели бы прочитать.


4. Пользуйтесь руками

Мой любимый мультипликатор Линда Барри однажды сказала: «Ваши руки - это самый первый цифровой девайс». Когда я учился писательскому мастерству в колледже, мне приходилось, как и всем, сдавать свои сочинения, набранными через двойной интервал шрифтом Times New Roman. И у меня все выходило ужасно. Стоило мне только начать писать от руки, как работа пошла веселее, и ее качество заметно улучшилось.

Чем дальше я держусь от компьютера, тем лучше становятся мои идеи. Microsoft Word - это мой враг. Я все время пользуюсь им на работе, поэтому в остальное время стараюсь с ним не связываться.

Думаю, что чем больше писательство становится физическим процессом, тем лучше получаются произведения. Можно почувствовать чернила на бумаге. Можно разложить листы по всему столу и перебирать их. Можно положить текст везде, где на его будет удобно смотреть.

Меня часто спрашивают, почему я не создам приложения Newspaper Blackout для iPhone или iPad. Я отвечаю, что, есть некое волшебство в том, чтобы держать в руке печатный лист. В творческий процесс вовлекаются многие из чувств - даже запахи могут подарить совершенно особенный опыт.


Искусство, которое идет только от головы, ничем хорошим быть не может. Посмотрите на любого талантливого музыканта, и вы поймете, о чем я. Когда я составляю стихи, я не чувствую, что это работа. Это как игра. Мой совет: найдите способ вовлечь свое тело в работу. Рисуйте на стенах. Стойте во время работы. Раскладывайте вещи на столе. Пользуйтесь руками.


5. Сторонние проекты и хобби - важная вещь

Главная вещь, которую я понял в то недолгое время, что я был художником: именно сторонние проекты «выстреливают». Под ними я подразумеваю те вещи, которые сначала казались незначительными. Просто игрой. Однако как раз эти вещи действительно стоящие - именно в них заключается волшебство. Мои «зачеркнутые» стихи (The blackout poems) были таким сторонним проектом. Если бы я занимался только написанием коротких рассказов, если бы не давал себе свободно экспериментировать, я бы никогда не стал тем, кто я сейчас.


Не менее важно иметь хобби. Что-то исключительно для себя. Мое хобби - это музыка. Мое творчество адресовано всем, а музыка - только мне и друзьям. Мы собираемся каждое воскресенье и устраиваем шумиху на час-два. И это прекрасно. Итак, совет таков: выделите себе время на безделье. Найдите хобби. Это пойдет на пользу, и вы никогда не знаете, куда приведет вас ваше увлечение.


6. Секрет: делайте что-то хорошее и размещайте там, где люди увидят это

Я получаю много писем от молодых художников, которые спрашивают, как им найти своего зрителя. «Как сделать так, чтобы меня кто-то открыл»? Я очень хорошо их понимаю. После окончания колледжа у меня тоже был в некоторой растерянности. Учебный класс - это прекрасное, хотя и искусственно созданное для творчества место - профессору платят за то, что он занимается твоими идеями, а твои сокурсники платят за то, чтобы интересоваться ими.

Никогда в жизни у вас больше не будет таких внимательных зрителей. Однако вскоре вы узнаете, что миру в целом нет дела до ваших идей. Это звучит жестко, но это так. Как сказал Стивен Прессфилд, «это не значит, что люди необразованы или жестоки, они просто заняты». Если бы существовала какая-то секретная формула завоевывания аудитории, я бы рассказал вам ее. Но я знаю только одну не такую уж оригинальную формулу: «Сделайте хороший проект, и поместите туда, где люди смогут его увидеть».

Шаг 2: «Сделайте так, чтобы проект увидели» - был сложным только 10 лет назад. Теперь же все очень просто - «поместите проект в интернет».


Вы должны удивляться вещам, которым никто кроме вас не удивляется. Если кто-то находит удивительными яблоки, удивляйтесь апельсинам. Одна из тех вещей, которым я научился будучи художником, - чем более открыто ты делишься своими чувствами, тем больше людям нравится твое искусство. Художники - не фокусники. За раскрытие своих секретов не последует никакого наказания.


Верите или нет, но меня очень вдохновляют люди вроде Боба Росса и Марты Стюарт. Боб учит людей рисовать, а Марта рассказывает, как преобразить свой дом и всю жизнь. Они оба делятся своими секретами.

Людям нравится, когда ты раскрываешь секреты, и иногда, если у тебя это хорошо получается, они покупают то, что ты продаешь.

Когда ты открываешься и вовлекаешь людей в творческий процесс, ты сам учишься. Я очень многому научился у ребят, которые присылали свои сочинения на сайт Newspaper Blackout. Я много заимствую у них. Мы взаимно обогащаем друг друга.

Поэтому мой совет: осваивайте интернет-программы. Узнайте, как делать вебсайт, как работать в блогах, «Твиттере» и прочих подобных сервисах. Найдите в интернете людей, которые любят те же вещи, что и вы, и общайтесь с ними. Делитесь с ними идеями.