Сочинения по литературе: Анализ первой главы поэмы В. В. Маяковского Облако в штанах. "Вы думаете, это бредит малярия?" В. Маяковский - один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма "Облако в штанах" была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как "тринадцатый апостол" (первое название поэмы, запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для Владимира Маяковского - это разрушение старого мира во имя создания нового, гибель во имя рождения. Поэма отражала распущенную силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и уже осознающих свой путь к борьбе. Поэма была прямым откликом на империалистическую войну, хотя отдельные метафоры и сравнения были навеяны злободневностью, например: "Тело твое я буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войной, ненужный, ничей, бережет свою единственную ногу".

В. Маяковский в поэме "Облако в штанах" стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности самих угнетенных и обездоленных. Поход против слабостей людей, искалеченных и оболваненных капитализмом, разоблачение иллюзий и заблуждений страдающего человека были органической частью мятежного пафоса "Облака". В поэме В.

Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от неуверенности в своих силах, от преувеличения сил врага: "Слышу: тихо, как больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот, - сначала прошелся едва - едва, потом забегал, взволнованный, четкий". Отвлеченное противопоставление страдания счастью, исступленное воспевание страдания и жертвы врывались диссонансом в активную, бунтарскую проповедь "Облака". И для этого были свои причины. Муки труда и рабства, невежества и одичания, нищеты и моральной деградации, в которые капитализм вверг широкие трудящиеся массы, не могли пройти для них бесследно. В.

Маяковский с необычайной силой утверждает - молодость нового мира, нового пути: "У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней! Мир против мощью голоса, иду - красивый, двадцатидвухлетний". Маяковский отвергает "старую жизнь": "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!

", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию". Эти четыре крика "Долой!" помогают осмыслить идейное значение поэмы. Но в реальном движении образов все четыре крика "Долой!" кричат об одном: всей своей поэмой Маяковский добирался до главного, существенного зла, раздражаясь общими бедствиями и всеми несчастиями героя поэмы.

Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей страны. Могучий голос поэта, выступающего от имени многих, масштаб обобщений, истинность и сила чувства рождают у Маяковского высокий стиль, торжественную интонацию. Поэма с ее прямым обращением к угнетенным и обездоленным, с ее утвержлениями великой миссии поэта - апостола, с ее принципиальным противопоставлением живой разговорной речи "красивости" и выхолощенности языка декадентской литературы объективно наследовала и по-своему развивала революционно - демократические традиции, отвергнутые поэтами декаданса. Поэма "Облако в штанах" - это замечательная поэма, написанная человеком, искренне верящим в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность счастья. Именно эта искренность и является, на взгляд литературоведов, причиной того, что даже сейчас, когда общество перестраивается, жизнь меняется, поэта В. Маяковского остается прекрасным образцом художественного слова, отражая осмысление старой жизни и переход к новой.

В первой главе поэмы «Облако в штанах» рассказывается о том, как к лирическому герою не пришла возлюбленная. Он мучается и страдает на фоне неуютного декабрьского пейзажа. Благодаря экстравагантной лексике и каскаду причудливых метафор поэту как нельзя более удачно удавалось передать силу человеческих страданий, их порывистую динамику. Ведь настоящее горе и отчаяние никогда не бывает утонченно красивым, как в сентиментальных романах восемнадцатого века. Это крик, вой, безудержный накал эмоций, лишь изредка прерываемый приступами молчаливого отчаяния.

При помощи емких художественных деталей В. Маяковский создает обобщенные портреты персонажей. Лирический герой – «жилистая громадина». Со стороны он выглядит мужественным и спокойным («бронзовый», «сердце – холодной железкою»). На самом же деле душа его мучительно просит любви и ласки.

Ночью хочется звон свой

Спрятать в мягкое,

В женское, –

В тоске признается он.

Только очень талантливый писатель может так поэтично и в то же время откровенно рассказать об интимном. В этих метафоричных строках воплощена вся нечеловеческая боль одиночества. Лирический герой, чувствует, что его предали, даже еще не зная об этом наверняка. Он уязвлен и беспомощен. Страдания от неразделенной любви усиливаются томительным ожиданием избранницы. Нетерпение лирического героя ярко и выразительно передает поступательный ряд числительных:

«Приду в четыре», – сказала Мария.

Выразительны в этом отношении и глаголы («стонет», «корчится», «горблюсь в окне»).

В. Маяковский не пишет: «Это было декабрьским вечером». Он повествует так:

Вот и вечер

В ночную жуть

Ушел от окон,

Декабрый.

И это мрачное описание еще более сгущает краски. Интересен звуковой состав подобранных слов: почти в каждом из них есть шипящие согласные. Они ассоциируются с шумом дождя и ветра и передают состояние непогоды. Таким образом, читатель догадывается о том, что делается за окном, еще задолго до того, как В. Маяковский прямо напишет об этом:

В стеклах дождинки серые

Свылись,

Гримасу громадили,

Как будто воют химеры

Собора Парижской Богоматери.

Собор Парижской Богоматери – величественное религиозное сооружение в самом сердце Парижа. В поэме много религиозных мотивов, обрамляющих исповедальный монолог «тринадцатого апостола». Но в данном случае упоминание о соборе не только усиливает богоборческое звучание поэмы, но и срабатывает как эстетически удачное изобразительно-выразительное средство. Сам собор имеет сложное и интересное архитектурное решение. На одном из ярусов его устрашающе возвышаются упомянутые В. Маяковским химеры, или гаргулии. Их жадно и хищно распахнутые волчьи пасти напоминают о каре небесной. И сам готический архитектурный стиль, в котором выполнен знаменитый Нотр-Дам, призывает к суровому аскетизму и терпению.

Вспомнить мрачную атмосферу Средневековья заставляют не менее жесткие строки:

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казненного.

Лирический герой, потеряв возлюбленную, ощущает себя на грани жизни и смерти. Он ищет сочувствия у дождя, но дождинки серые лишь воют в ответ, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери». Поэтическое сравнение лишь усиливает глубину страданий лирического героя, придает им вселенский масштаб. Метафоры («скоро криком издерется рот») и сравнения («как больной с кровати, спрыгнул нерв») подчеркивают физический характер этой невыносимой боли – боли разбитого сердца. Картину скачущих бешеных нервов экспрессивно дополняет интерьер комнаты («двери вдруг заляскали, будто у гостиницы не попадает зуб на зуб»).

Наконец возвращается возлюбленная, «резкая, как «нате!». Сообщая лирическому герою о своем предстоящем замужестве, вся она воплощает в себе вызов, отторжение. Тот остается внешне спокойным. Но безмерное горе его выражают метафоры («вы – Джиоконда, которую надо украсть») и сопоставления («Погибла Помпея, когда раздразнили Везувий»), в основе которых лежит обращение к известным культурно-историческим фактам. «Мона Лиза» («Джоконда») – картина итальянского художника Рафаэля, непревзойденный идеал загадочности и женственности.

Страшна и трагична сцена, изображенная на картине К. Брюллова «Последний день Помпеи», на которой могучий вулкан Везувий низвергает свои гибельные потоки лавы на несчастный город.

Контраст большого и маленького, использованный в начале главы, сменяется в этой сцене противопоставлением внешнего покоя и внутренней, душевной бури.

В финале главы лирический герой сообщает маме, что у него «пожар сердца». Далее эта метафора становится развернутой, и перед глазами проносится картина тушения этого пожара. Этот прием призван выразить налет легкой иронии, с которой лирический герой относится к своим страданиям. Действительно, стоит ли так переживать из-за возлюбленной, которая променяла чистое искреннее чувство на выгодное замужество.

Ход художественного времени играет в первой главе поэмы большую роль. Его течение удачно передают выразительные метафоры. Каждая из них глубоко продумана автором: вечер уходит, полночь мечется с ножом, а ночь «по комнате тинится и тинится, из тины не вытянуться отяжелевшему глазу». Эти фрагментарные описания передают смену душевного состояния лирического героя. Сначала он тревожится, потом негодует и страдает, а затем от усталости у него начинают слипаться глаза.

Художественное время и пространство в поэме взаимосвязаны. Мучительно медленное во времени для лирического героя ожидание отягощается замкнутым художественным пространством.

С появлением в печати «Облака в штанах» в русской поэзии произошло со-бытие отнюдь не рядовое. Поэма 22-летнего Маяковского покушалась на основы буржуазного миропорядка и предсказывала скорый приход революции. По словам самого поэта, она явилась результатом «выкрепшего сознания близкой револю-ции».
Свою поэму Маяковский начал еще в первой половине 1914 года, после по-сещения Одессы во время черноморского турне. В Одессе Маяковский влюбился в юную Марию Денисову, девушку необыкновенного обаяния и сильного харак-тера. Влюбился безответно, страдал от этого, и уже по дороге в следующий город в вагоне поезда читал друзьям первые строки поэмы…
Затем был большой перерыв, война отодвинула этот замысел. И когда на-ступило прозрение относительно войны, когда поэту открылись истоки мировой катастрофы, он понял, что готов к продолжению работы над поэмой, но уже в ином понимании жизни вообще. Любовная драма перерастала в драму жизни. Сам поэт так определил смысл произведения: «долой вашу любовь», «долой ваше ис-кусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех час-тей». Закончена поэма была к июлю 1915 года.
В самом начале поэмы, в ее предисловии, утверждается наступательная мощь молодости:
У меня в душе ни одного седого волоса,
И старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
Иду – красивый,
двадцатидвухлетний.
Молодость и любовь идут рядом. Тема любви является основной в первой главе поэмы. Любовная драма, служащая завязкой сюжета, необычна. В любов-ном треугольнике нет преуспевающего счастливого соперника, которого полюби-ла Мария. Она вообще не говорит при объяснении – любит или не любит, она только сообщает: «Знаете, я выходу замуж». Она – Джоконда, «которую надо ук-расть!». Ее украли, купили, прельстили богатством, деньгами, комфортом… Лю-бое из этих предположений может быть верным. В треугольнике третьим персо-нажем включен буржуазный жизнепорядок, где отношения между мужчиной и женщиной основаны на выгоде, корысти, купле-продаже, но не на любви. Здесь Маяковский типизирует явление, уходит от реального факта, так как Мария Дени-сова не выходила тогда замуж, это произошло позднее. И брак ее не был браком по расчету: другая судьба, другой характер. И вообще героиня поэмы – образ со-бирательный (хотя в самом начале работы над поэмой Маяковский писал именно о Денисовой). Имя Мария, как считает поэт, подходит к нему больше, чем какое-либо другое, оно кажется ему наиболее женственным.
Герой поэмы глубоко страдает. Страдание и отчаяние толкают его к бунту, и страдания его выплескиваются на такой мощной лирической волне, которая способна затопить человека, увлекая его в поток невиданных страстей. Именно тут рождаются парадоксальные метафоры:
Слышу: тихо,
как больной с кровати,
спрыгнул нерв.
Или:
Мама! Ваш сын прекрасно болен!
Мама! У него пожар сердца.
Или:
Глаза ослезненные бочками выкачу,
Дайте о ребра опереться.
И др.
Строй первой главы, как и всей поэмы, отличает агрессивная лексика, улич-ная грубость и нарочитый антиэстетизм. Богохульство выявляет анархические тенденции, бунтарскую стихию поэмы. Герой Маяковского представляет собой могучий образ отрицания, бунта.
Первая глава поэмы пронизана темой любви, но эта любовь неразделенная; и поэтому очень сильная:

Будет любовь или нет?
Какая –
большая или крошечная?
Опять влюбленный выйду в игры,
Огнем озаряя бровей загиб.
Любовь героя – настолько мощный импульс, что она внутренне его испепе-ляет. Но это чувство не автономно, оно приобретает характер социальной драмы. Моля о любви чистой, не испоганенной никакой корыстью, всю страсть отрица-ния поэт переносит на буржуазное мироустройство. В нем он видит зло, иска-жающее мораль, и не желает его больше принимать.

Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Если изучить краткий анализ “Облако в штанах” по плану, становится понятно, почему. Этот разбор можно использовать для проведения урока литературы в 11 классе.

Краткий анализ

История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблен в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа и были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.

Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.

Композиция – поэма делится начасти, каждая из которых имеет собственную тему, причем если в первой части лирический герой ждет встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего их четыре.

Жанр – поэма-тетраптих.

Стихотворный размер – свободный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.

Эпитеты – “окровавленный сердца лоскут “, “выжиревший лакей “, “засаленная кушетка “, “размягченный мозг” .

Метафоры – “и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “.

Гипербола – “вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “.

Сравнение – “мужчины, залежанные, как больница “, “женщины, истрепанные, как пословица “.

Оксюморон – “пульс покойника “.

История создания

Владимир Маяковский задумал свою поэму еще до знакомства с Марией Денисовой, первоначально она должна была называться “Тринадцатый апостол”. Но фактически история создания ее начинается во время поездки футуристов по России. Знакомство с красавицей, которая отказалась вступать с ним в близкие отношения, глубоко ранило Маяковского и в то же время дало ему большой творческий толчок: поэму, начатую в 1914 году, он закончил уже в июле 1915-го. В том же году произведение, уже под названием “Облако в штанах”, было опубликовано Осипом Бриком. Второе издание пришлось на 1916 года, и оба были сильно урезаны цензурой.

Тема

Поэма Маяковского интересна еще и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причем остальные можно проследить по главам.

Так, в первой главе лирический герой ждет свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но все же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.

Наконец, в четвертой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога – поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остается с окровавленным сердцем.

Композиция

Произведение состоит из четырех частей. Четырехчастная композиция поэмы позволяет поэту рассмотреть все грани его чувства и высказать свои взгляды на жизнь, которые можно выразить простым лозунгом “Долой!” – и любовь, и современное общество, и самого Бога. Это основной смысл и посыл всего произведения.

Жанр

Жанр этого произведения – поэма. Сам Маяковский говорил, что это “четыре крика из четырех частей” . Он считал “Облако в штанах катехизисом современного искусства – оно действительно новаторское по своей форме и бунтарское по содержанию.

Средства выразительности

Поэзия Маяковского с самого была максимально резкой – он использовал многочисленные средства выразительности, чтобы наиболее ярко донести свою мысль до читателя. “Облако в штанах”, относящееся к дореволюционному периоду его творчества, уже выглядит как манифест. В нем использованы:

  • эпитеты – “ окровавленный сердца лоскут “, “ выжиревший лакей “, “ засаленная кушетка “, “ размягченный мозг” ;
  • метафоры – “ и гостиная батистовая, чинная чиновница ангельской лиги “;
  • гиперболы – “ вывернуть не можете, чтобы одни сплошные губы “;
  • сравнения – “ мужчины, залежанные, как больница “, “ женщины, истрепанные, как пословица “;
  • оксюморон – “ пульс покойника “.

Ритмика стихотворения новаторская – использован модернистский подход, когда за ориентир берется маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нем используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и емко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.

Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные вопросы, в которых затрагиваются проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, земного и возвышенного, сиюминутного и вечного. Он успел оставить людям свой дар поэта, «истратил жизнь, чтобы сделать созданную им поэзию сокровищем народа… он мастером большой, всеобщей жизни и потратил свое сердце на ее устройство» (Р. Робинсон).

Среди всего созданного Маяковским за пять лет его дооктябрьского поэтического пути особое место принадлежит поэме «Облако в штанах», написанной в 1914-1915 годах. Широко известны слова поэта из предисловия ко второму изданию поэмы, где он следующим образом определил идейное содержание произведения: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» - четыре крика четырех частей. Здесь важно все – и то, что это «крики», и выделение Маяковским местоимений «вашу», «ваше», «ваш», подчеркивающих антибуржуазную направленность «криков», и, наконец, само слово «долой», свидетельствующее о том, что крик страдания перерастает в «Облаке в штанах» в крик протеста. Иначе говоря, поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, которое обрекает человека на страдания.

Четыре части поэмы, обусловившие ее четыре основные темы, органически связаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедия неразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест против искусства, строя, религии, буржуазного мира. В первой части поэмы Маяковский показал необычайные по силе выразительности страдания человека, вызванные чувством неразделенной любви. Тот факт, что произведение начинается с любовной ситуации, подтверждает принципиальную важность для поэта темы любви в целом, которая является здесь центральной.

Из вступления к поэме мы узнаем, что ее герой – человек без единого «седого волоса» в душе, лишенный сентиментальности («старческой нежности»), напористый и красивый, «двадцатилетний». Но почему же эта «жилистая громадина стонет, корчится», так, что не узнать в ней прежнего, уверенного в себе, волевого человека? «Что может хотеться этакой глыбе?» Оказывается, «многое хочется»:

Ведь для себя не важно
И то, что бронзовый,
И то, что сердце – холодною железкою…

Так начинает поэт свою исповедь, но мы знаем, что такое определение себя самого рассчитано на толпу, наедине же с собой, в моменты острого ощущения своего одиночества в жестоком мире

Ночью хочется звон свой
Спрятать в мягкое,
В женское.

Хочется человеческого тепла, понимания, ласки. Вот почему «громадный» герой «горбится в окне», надеется на любовь, но знает заранее: его любимая не «вровень» поэту, она из другого мира:

Откуда большая у тела такого:
Должно быть, маленький,
Смирный любеночек.
Она шарахается автомобильных гудков,
Любит звоночки коночек.

Герой готов довольствоваться даже «любеночком», хотя ему и нужна «большая» любовь. Но все против него: «вечер… хмурый, декабрьский», хохочущие и ржущие в его «дряхлую спину» канделябры, полночь-убийца, «дождинки серые». Лирический герой на грани безумия:

Слышу:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв…
Нервы…
Скачут бешеные,
И уже
У нервов подкашиваются ноги!

Но вот, наконец, появилось создание, тот самый «любеночек», которые ввел его в такое состояние. Его возлюбленная Мария вынесла приговор высокой тоске по счастью:

… сказала!
«Знаете –
я выхожу замуж»

Мария – родное дитя враждебного поэту мира. Именно этим миром она и «украдена» у героя. Он знал, что такие женщины «не умеют любить», но не мог ничего с собой поделать. Ложно-поэтической метафоре «любовь-пожар сердца» поэт возвращает ее материально-телесное значение: он горит «не в стихах, а буквально». На глазах у «трясущихся людей», забившихся в «квартирное тихо», так как он – «сплошное сердце». Эти люди слишком напичканы здравым смыслом: отсюда и образ «трезвых, как нарзан», пожарных, лезущих в ласках на сердце поэта. Герой хочет потушить «пожар сердца» сам, но не может:

Глаза наслезненные бочками выкачу.
Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскачу!
Рухнули.
Не выскочишь из сердца!

Именно в поэме «Облако в штанах» Маяковский узнал, что «выскочить из сердца», то есть стать таким существом, которое не стремится к счастью, нельзя. В последствии он напишет: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее…»

Вот почему столь велика тяга лирического героя к счастью разделенной любви, которую растоптал окружающий мир. Это он виноват, что мечте поэта не суждено сбыться. И если действительно нельзя «выскочить из сердца», то тогда необходимо, полагает поэт, перестроить мир для любви, чтобы обрести, наконец, счастье. Именно борьбе с «обезлюбленной землей» будут посвящены остальные части поэмы.

Созданию образа обезумевшего от боли и страданий лирического героя подчиняет Маяковский «громаду» изобразительно - выразительных средств. Повествование изобилует яркими метафорами: лицо дождя – «рябое», лязг дверей сравнивается со стучанием зубов, герой спокоен, «как пульс покойника», слово или шутка, «которые изрыгает горящим ртом он, выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома». Все вокруг него живое, олицетворенное: полночь, двенадцатый час, дождинки, нервы, слова…

Все это помогает поэту вдохнуть душу в сверхчеловеческие переживания, чтобы доказать всем, что «любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».

Владимир Владимирович Маяковский, несомненно, был очень яркой и талантливой личностью, чей вклад в русскую поэзию и стихосложение очень велик.