«Но как тяжело далась ему первая тысяча шагов! Он пытался переключить своё внимание на подсчёт, чтобы ослабить боль, но, пройдя пятьсот шагов, начал путать, врать и уже не мог думать ни о чём другом, кроме жгучей, дёргающей боли. И всё же он прошёл эту тысячу шагов. Не имея уже сил присесть, он упал лицом на снег и стал жадно лизать наст. Прижимался к нему лбом, висками, в которых стучала кровь, и испытывал несказанное блаженство от леденящего прикосновения», — эти строки из книги писателя Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в СССР были знакомы практически всем. Повесть была включена в школьную программу, и мальчишки и девчонки с замиранием сердца следили за тем, как раненый лётчик, превозмогая нечеловеческую боль, пробирается к своим.

Лётчик Мересьев стал настоящей легендой, как и его прототип, фамилия которого отличалась всего на одну букву — Маресьев.

Было бы странным, если бы в постсоветские времена «разоблачители всего и вся» не обрушились бы и на Маресьева. Под сомнение была поставлена как достоверность «Повести о настоящем человеке», так и сам подвиг лётчика. Писали, что, дескать, Полевой и Маресьев не переносили друг друга, а сам герой много лет предавался беспробудному пьянству.

В общем, постсоветская участь Маресьева ничем не отличалась от участи других прославленных в советскую эпоху героев. С той лишь разницей, что Алексей Маресьев был жив и мог ответить «разоблачителям» лично.

Мог, но практически не делал этого. Он очень редко давал интервью. Когда один из телеканалов позвонил ему с предложением рассказать его «настоящую историю», Маресьев отрезал: «Мою настоящую историю уже рассказал Борис Полевой в „Повести о настоящем человеке“».

На вопрос о том, насколько достоверна история, рассказанная писателем в книге, Маресьев отвечал: «Процентов на 99».

Он не любил пересказывать свою военную историю, особенно историю тех дней, когда из последних сил выбирался из леса. Маресьев объяснял: вспоминать это слишком тяжело.

Некоторые любопытствующие спрашивали: почему же тогда, в лесу, страдая от голода, он не воспользовался мясом убитого медведя? Лётчик отвечал: «Да мне и в голову не приходило, что до своих придётся добираться столько дней».

В авиацию Маресьев попал, несмотря на ревматизм

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в Камышине. Алексея и его братьев воспитывала мать — отец, прошедший Первую мировую, умер от последствий многочисленных ранений, когда будущему лётчику было всего три года.

В детстве Алёша часто болел, перенёс тяжёлую форму малярии, последствием которой стал ревматизм. Его мучили страшные боли в суставах, и соседи Маресьевых между собой частенько шептались: Алёшка-то долго не протянет.

Но от отца, которого Алексей почти не помнил, ему достались в наследство упрямый характер и огромная сила воли.

Он окончил школу, получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. Как и многие сверстники, Алексей мечтал об авиации, дважды подавал документы в лётное училище, но получал отказ из-за перенесённых в детстве болезней. В 1934 году по комсомольской путёвке Маресьев отправился на строительство Комсомольска-на-Амуре. Там он начал заниматься в аэроклубе.

Мечта о профессии лётчика стала исполняться в 1937 году, когда Маресьева призвали в армию. Вначале он служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 перевели в Батайск. В 1940 году Маресьев окончил Батайское авиационное училище, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища он был оставлен там инструктором.

Памятник Маресьеву в родном городе Камышине. Фото: Commons.wikimedia.org / Cezarmay

18 дней между жизнью и смертью

После начала Великой Отечественной войны Маресьева направили на Юго-Западный фронт в 296-й истребительный авиационный полк. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

Первые месяцы войны для советской авиации были очень непростым временем. Гитлеровские асы превосходили наших лётчиков и в опыте, и в уровне техники, на которой летали. Но Маресьеву, несмотря ни на что, удалось записать на свой счёт 4 сбитых немецких самолёта.

В марте 1942 года Маресьева перебросили на Северо-Западный фронт, в район «Демянского котла». 4 апреля 1942 года, во время операции по прикрытию бомбардировщиков, атаковавших позиции окружённых немцев, самолёт Маресьева был сбит. При вынужденной посадке в глухом лесу, на территории, контролируемой немцами, лётчик получил тяжёлые травмы, но выжил.

Именно с этого момента и начинается история, описанная в книге Бориса Полевого.

Маресьев рассказывал, что историю его злоключений в лесу писатель передал очень точно — была и схватка с медведем-шатуном, и страшное чувство голода, и отчаянное желание выжить…

Он выбирался к своим 18 суток по местам, которые и десятилетия спустя оставались глухими и отдалёнными. Когда поисковики, исследовавшие местность, пригласили Маресьева побывать там, он отказался — оживлять старые воспоминания ему совершенно не хотелось.

Наткнувшиеся на него первыми отец и сын, жители деревни Плав, обошли лётчика стороной — он уже почти не отзывался на окрики, и крестьяне решили, что перед ними немец.

Спасителями Алексея стали деревенские мальчишки Серёжа Малин и Саша Вихров . Они поняли, что измученный человек — свой, и позвали на помощь взрослых.

Комиссар помог отказаться от наркотиков, а танцевать приходилось с соседом по палате

Его привезли в деревню, но врача в ней не было. Лишь спустя неделю за Маресьевым прилетел самолёт, на котором его вывезли в госпиталь в Москву.

История могла на этом и закончиться — в столицу Маресьев попал в тяжелейшем состоянии, с гангреной и заражением крови. Раненых в госпитале было много, и лётчика, как практически безнадёжного, положили на каталке в коридоре. Здесь во время обхода на него и обратил внимание профессор Теребинский . Осмотрев Маресьева, он скомандовал: «Живо на операционный стол!»

Ампутация обеих ног спасла лётчику жизнь, но, казалось, поставила точку в карьере пилота.

Но Маресьев не смирился, решив, что снова будет летать. Был и человек, который ему помог в самые сложные дни — в книге он предстал в звании полкового комиссара. После операции Маресьеву кололи сильно действующие обезболивающие, и комиссар сказал: «Алексей, от такой поддержки надо отвыкать, погибнешь». Поддержка комиссара, по признанию Маресьева, помогла ему взять себя в руки и начать бороться. Как и описано в книге, комиссар умер в госпитале.

В сентябре 1942 года Маресьева выписали из госпиталя, отправив на реабилитацию в санаторий. К этому моменту он уже был уверен, что снова будет летать. Вот только подобную возможность ещё нужно было доказать врачам.

И история с танцами, так ярко описанная в книге, тоже имела место. Правда, началась она, по признанию Маресьева, с конфуза. Уговорив одну из медсестёр научить его танцевать, лётчик, никогда не делавший этого на протезах, наступил партнёрше на ногу. Поняв, что так недолго и искалечить девушку, Маресьев сменил тактику — партнёром его стал один из соседей по палате, а медсестра выступала в качестве аккомпаниатора. Потом, получив навыки, Маресьев, как и все лётчики в санатории, танцевал с медсёстрами.

Картина «Портрет Героя Советского Союза, лётчика-истребителя майора Алексея Маресьева» работы художника К. Максимова. 1949 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Игорь Бойко

Любовный роман придумал писатель, а летать не давало командование полка

Зажигательный танец и лихие прыжки со стула, продемонстрированные Маресьевым, заставили медкомиссию признать его годным к полётам. Врачи, правда, не знали, что ноги, натёртые ремнями от протезов, после этих упражнений кровили у Маресьева ещё очень долго.

А вот чего на самом деле не было у реального Маресьева, в отличие от его книжного двойника, так это девушки Оли, история любви к которой проведена Полевым через всю книгу. Со своей будущей женой Галиной Маресьев познакомился уже после войны, и они прожили вместе 55 лет. Что же до Оли, то, как считал сам Маресьев, Полевой описал историю любовного романа, который был в биографии самого писателя. Борис Полевой никогда не подтверждал и не опровергал эту версию.

В начале 1943 года Алексей Маресьев начал переподготовку в Ибресинской лётной школе в Чувашии. Пройдя её успешно, в июне 1943 года он добился отправки на фронт и был зачислен в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.

И вот здесь у Маресьева и Мересьева происходит ещё одно серьёзное расхождение в истории. Книжный Мересьев сразу вступил в бой наравне с другими, а его реальный прототип коротал время на аэродроме. Командование, несмотря на все характеристики из лётной школы, опасалось отправлять в бой лётчика без ног.

Поверил в Маресьева командир эскадрильи Александр Числов , лётчик-ас, в годы войны лично сбивший 21 вражеский самолёт и удостоенный звания Героя Советского Союза.

Числов взял Маресьева к себе в ведомые, и он не подвёл, доказав, что может участвовать в боях наравне с другими.

Семь побед лётчика Маресьева

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух советских лётчиков, сбив сразу два вражеских истребителя Fw-190.

Часть, в которой служил Маресьев, отличилась в боях на Курской дуге, и туда стали часто приезжать военные корреспонденты, одним из которых и оказался Борис Полевой. Ему удалось вызвать Маресьева на откровенный разговор. Лётчик, к тому времени сбивший уже несколько немецких самолётов, понял, что по-настоящему смог вернуться в строй, и в этом состоянии ему захотелось выговориться, рассказать обо всём, что с ним произошло. Полевой понял, что этот удивительный рассказ может стать основой для книги.

Так и получилось, книга вышла сразу после войны, в 1946 году.

Интересно, что после той встречи Полевой потерял своего героя из виду. Он искал его, но так ничего и не смог узнать о том, что произошло с ним дальше. Возможно, именно по этой причине в книге всё-таки фигурирует лётчик Мересьев, а не Маресьев.

Сам Маресьев, когда его спрашивали об этом, шутил: «Ну, может, боялся, что я сопьюсь и книжку запретят. А так можно сказать, что книжка не про меня». Но такого не случилось.

Алексей Маресьев, вернувшись в строй после ампутации обеих ног, сбил 7 самолётов противника и был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году он согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление вузов ВВС. Сам Маресьев честно признавался — нагрузки в полётах росли, и переносить их становилось всё труднее. Он не отказывался от боевых вылетов и не жаловался, но, когда ему предложили перейти на другую работу, принял это предложение.

Лётчики готовятся к боевому вылету. Крайний слева — Алексей Маресьев, 1944 год. Фото: РИА Новости

«Сколько на свете людей, на которых Полевой не нашёлся!»

В одном из своих последних интервью Маресьев довольно неожиданно ответил на вопрос, где он встретил День Победы: «На койке с крапивной лихорадкой». Оказалось, накануне лётчик позавтракал несвежей американской тушёнкой, в результате чего по всему телу пошла сыпь. Этот анекдотичный эпизод, который Маресьев не счёл нужным скрывать, хорошо показывает, что был он обычным живым человеком, а не забронзовевшим героем на постаменте.

К своей послевоенной славе он относился скептически, повышенного внимания не любил: «Воевали все! Сколько на свете таких людей, на которых Полевой не нашёлся!»

С Борисом Полевым Маресьев снова встретился так, как это и было описано в послесловии к книге — повесть была уже опубликована в журнальном варианте, её читали по радио, и лётчик однажды услышал из репродуктора свою собственную историю. Он сумел связаться с Полевым, который убедился, что его герой оказался вполне достоин обрушившейся на него известности.

В последний раз Маресьев поднимался в небо в начале 1950-х на самолёте По-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Лётчик всегда жалел, что ему не удалось попробовать свои силы на реактивных самолётах.

В 1952 году Алексей Маресьев окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, много лет работал в Советском комитете ветеранов войны, занимался общественной деятельностью. В 1967 году Маресьев участвовал в церемонии зажжения Вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.

1966 год. Фото: РИА Новости / Морсков

До 85-летия герой не дожил двух дней

Все, кто его знал, говорили, что в нём не было никакого пафоса. Сам Маресьев не любил, когда его называли «легендарным», подчёркивал, что никогда ни у кого ничего не просил и ни на какие почести не напрашивался.

Некоторые вещи, происходившие вокруг его имени, ставили Маресьева в тупик. Например, появление оперы «Повесть о настоящем человеке». Поющего себя на сцене Большого театра Герой Советского Союза явно не оценил. На вопрос, как ему понравилось, Маресьев ответил коротко: «Хорошо сымитирован звук мотора».

Цельность характера помогла ему достойно пережить 1990-е, когда вокруг имени Маресьева началась возня «правдоискателей». Хотя, возможно, именно эти потуги любителей сенсаций сократили ему жизнь.

18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был состояться торжественный вечер по случаю 85-летия Алексея Маресьева. Он как раз собирался на это мероприятие, когда его сразил инфаркт. Зрителям, уже собравшимся в зале, объявили о том, что Алексея Петровича Маресьева не стало.

Часто бывает так, что человек, ставший прототипом популярного книжного героя, в жизни не дотягивает до образа, созданного писателем.

Алексей Маресьев всей своей жизнью доказал, что «Повесть о настоящем человеке» — не лакированный миф, а реальная история о мужестве и силе духа. Хочется верить, что книга эта будет учить стойкости и целеустремлённости ещё не одно поколение граждан нашей страны.

2:1050 2:1060

К 100-летию со дня рождения легендарного советского лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева

2:1270 2:1280


20 мая 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева — легендарного летчика, Героя Советского Союза, выдающегося патриота России. С легкой руки писателя Бориса Полевого, написавшего повесть о жизни и подвиге А.П. Маресьева, он вошел в народное сознание, как эталон "Настоящего человека" и под этим высоким званием оказался навеки вписанным в нашу историю.

3:2498

4:504 4:514

Хорошо помню, как сам в школьные годы, подобно многим моим сверстникам, зачитывался "Повестью о настоящем человеке", мысленно переживая вместе с героем все драматические этапы его эпопеи.
Бывают подвиги короткие, как вспышка, связанные с каким-то разовым волевым усилием, с некоей "высшей точкой" героизма. А вот особенность совершенного Алексеем Маресьевым, в том, что тут не определишь, где, собственно, "высшая точка" подвига. То, что он после гибели своего самолета 18 суток, двигаясь по валдайским лесам ползком, с раздробленными ногами, пробирался к своим, уже само по себе было подвигом. Но еще более поразительно то, что после ампутации двух ног Маресьев не сдался, не сломался, а совершил невероятное: преодолев массу медицинских и административных барьеров, сумел вернуться в летный строй.

4:1968

4:9


Восхищают и боевые свершения Маресьева. До случившейся трагедии он сумел сбить 4 вражеских самолета, а, совершая вылеты с ножными протезами, добавил к боевому счету еще 7 сбитых фашистских стервятников. Самые яркие эпизоды случились в июле 1943 года, в дни знаменитой Курской битвы, когда безногий летчик в первом же после возвращения в строй бою сбил "Юнкерс-87", а через несколько дней уничтожил 2 новейших немецких "Фоккевульфа-190". Официально именно за эти боевые победы А.П.Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Но в лучах этой Золотой звезды, конечно, отразилось все, что "Настоящим человеком" было пройдено до этого! 5:1678

6:504 6:514

Маресьев — тот самый случай, когда можно по праву говорить: вся жизнь — подвиг. Тем более, что и после войны он еще долгие годы приносил огромную пользу нашим ВВС, занимаясь обучением молодых летчиков. А с 1956 года, когда был образован Советский (ставший позднее Российским) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Алексей Маресьев возглавлял его.

6:1199

Он был на этом общественном (но по-своему тоже боевом) посту до последнего дня своей жизни.

6:1369 6:1379


Меня лично всегда поражала удивительная скромность Алексея Петровича. Запомнилась фраза, сказанная им в одном из интервью: "Я не из легенды, я из жизни" . И ещё рассуждения о том, как неправилен журналистский штамп про то, что бойцы на фронте, мол, сражались с врагом, "не жалея жизни". "Мы — не фанатики какие-то, чтоб жизни не жалеть , — пояснял он. — Тут — другое! Родина, её свобода, благополучие близких людей были превыше всего! И во имя этого фронтовики принимали муки испытаний, были готовы к самопожертвованию. Но еще больше нам хотелось выжить для того, чтобы продолжать сражаться и победить врага!". 7:3015

8:504 8:514

В то же время 100-летний юбилей Маресьева побуждает задуматься: а достаточно ли хорошо пропагандируется подвиг уникального героя в нашем обществе сегодня? Разве не печально, что из-за чехарды с образовательными стандартами "Повесть о настоящем человеке" не везде попадает в списки литературы, обязательной для изучения в школах? А взять учебники истории. Мне доводилось держать в руках такие, где о Маресьеве (как, впрочем, и о Н.Гастелло, В.Талалихине, А.Матросове и других канонических героях Великой Отечественной) дети не могли прочитать ни строчки. Да и вообще рассказ о великой битве с фашизмом укладывался в несколько абзацев. Очень важно, чтобы такое ущербное беспамятство было в конце концов изжито из нашей системы школьного образования!

8:1880

8:9


Существует кинофильм снятый по повести Б.Полевого. Но скажите, давно ли кто-то видел его по ТВ? Да и снята эта кинолента аж в 1948 году. Поэтому она, быть может, в чем-то уже неспособна удовлетворить запросы современного (особенно молодого) зрителя. Так может, настала пора нашим кинематографистам снять новый фильм о Маресьеве, рассказав о подвиге летчика современным киноязыком? 9:1215

И еще об одном хочется сказать. Очень здорово, что в целом ряде городов есть улицы Маресьева, что есть школы, носящие имя героя. Хорошо, что есть общественные организации и фонды, ставящие целью увековечивание памяти прославленного летчика. Я бы особо отметил созданный на малой родине героя — в г. Камышине Региональный общественный фонд имени А. П. Маресьева. Организаторы его взяли за правило ежегодно вручать Памятный знак "За волю к жизни" тем, кто, превозмогая какие-то увечья и физические ограничения, продолжает жить полноценной жизнью и приносить пользу стране.

9:2262

9:9

10:514 10:524

Хорошее начинание! Но вот о чем подумалось: а почему бы его не развить, делая то же самое уже не только на региональном, но и на общегосударственном уровне?

10:809 10:819

11:1324 11:1334

В Волгоградской области установили памятник самолету времен Великой Отечественной войны — Як-1. Он расположился на центральной площади города Камышин, где родился и вырос герой Советского Союза Алексей Маресьев. Макет боевой машины, на которой летчик летал до апреля 1942 года. Самолет поставили на пересечении улиц Ленина и Некрасова. Истребитель Як-1 Маресьева был сбит пятого апреля 1942 года в районе «Демянского котла». Кстати, на Валдае до сих пор идут безуспешные поиски самолета прославленного летчика.

11:2281

11:9

Что значат для нас сегодня Маресьев и его подвиг? Это не миф, не красивая легенда. Это само воплощение нашего национального характера. Это великая традиция, присущая россиянам, — никогда не сдаваться. Это вера в нашу способность выстаивать в любых испытаниях, делая даже невозможное возможным.

11:553 11:563

Личная жизнь. Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж. Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей - Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

12:2738 12:9

13:514 13:524

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме - занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

13:904

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. Борисом Полевым, который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова: «Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

13:1546

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.

В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл Павел Кадочников, хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».


Имя: Алексей Маресьев (Aleksey Maresiev)

Возраст: 84 года

Место рождения: Камышин, Саратовская губерния

Место смерти: Москва

Деятельность: военный деятель, лётчик-герой

Семейное положение: был женат

Алексей Маресьев - биография

Весть о начале войны 25-летний лейтенант Маресьев встретил в должности инструктора авиаучилища. Она предполагала бронь: новых курсантов кто-то должен обучать. Но сидеть в тылу, когда Родина в опасности, было не в его характере. Если бы Алексей знал, что ему предстоит пережить в своей биографии...

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин. Мечта стать летчиков преследовала Алешу с самого детства. Но советский пилот должен был иметь железное здоровье, а подросток этим похвастаться не мог. Малярия и ревматизм почти «прописали» его в больнице и поставили крест на мечте.

Алексей Маресьев - мечта о небе

Когда в семье Маресьевых умер отец, самому младшему из троих сыновей - Алеше - едва исполнилось три года. Неудивительно, что мальчик его почти не помнил. Мать в одиночку поднимала детей на скромное жалование уборщицы.

В начале 1930-х из каждого радиопродуктора звучали слова о бесстрашных сталинских соколах, и Алексей заболел небом. По окончании школы пошел учиться на токаря, но, добиваясь направления в авиаучилище, дважды подавал заявление в военкомат. И оба раза доктора выносили вердикт - «не годен». В 18 лет райком комсомола отправил парня на стройку в Комсомольск-на-Амуре. Здесь о его болезнях никто не знал, и он стал посещать аэроклуб. Именно тут Алексей Маресьев впервые в своей биографии сел за штурвал самолета. Отсюда же его призвали в Красную армию.

Учитывая подготовку, Маресьева определили в Сахалинский авиапогранотряд. Уже через год смышленого парня отправили в Читинскую школу военных пилотов, которую вскоре перевели в Батайск и повысили до статуса училища. Получив погоны лейтенанта, Маресьев охотно принял предложение остаться при училище авиаинструктором. Хорошее жалованье, возможность летать и внимание девушек - что еще нужно молодому парню?

Однажды вместе с сослуживцем Алексей решил пошить коверкотовый костюм. Когда лейтенанты пришли в ателье, то увидели плачущую женщину. «Война началась!» - обернувшись к посетителям, крикнула она. Маресьев сдвинул фуражку на затылок: «Ну что, Коля - придется повоевать нам».

Алексей Маресьев - на краю гибели

Первый боевой вылет в своей военной биографии Алексей совершил в августе 1941-го. Страха не было, а смерть товарищей лишь добавляла злости к врагу. Он быстро открыл счет победам, пока сам не стал мишенью немецкого аса. 4 апреля 1942 года, прикрывая партию бомбардировщиков, Маресьев напоролся на группу «мессершмиттов». Он видел, как две огненные очереди прошли мимо его крыльев, а третья попала в мотор. Самолет затарахтел и, накренившись, устремился вниз. Спасая машину, пилот хотел спланировать, но долететь до поля не удалось. Истребитель рухнул на еловые ветви, а пилота выбросило из кабины...

Очнулся Маресьев от того, что ему в лицо тыкалось что-то влажное. Открыв глаза, похолодел: его обнюхивал огромный медведь. Охотники говорят, что в таких случаях лучше притвориться мертвым: медведи мертвечину не едят. Но самообладание изменило Маресьеву, он дернулся - и зверь ударил его лапой, распоров комбинезон. Кое-как нащупав пистолет, Алексей выпустил в косолапого всю обойму. К счастью, ее хватило: медведь заревел и рухнул замертво.

Алексей попытался встать - и почувствовал дикую боль. Обе ноги сломаны! Подобрав палку, он кое-как заковылял по сугробам: помощи ждать все равно неоткуда.

Экипирован Маресьев был неплохо: меховой комбинезон, унты и шлем давали шанс продержаться в зимнем лесу. Но он не предполагал, насколько долгим окажется его путешествие. Уже на следующий день ноги опухли так, что идти стало невозможно. Пришлось ползти. Вместо воды он ел снег, а питался корой, шишками и мхом. Всего в заснеженном лесу летчик провел 18 суток. Ближе к концу скитаний появились проталины, и Алексей поймал ящерицу. Она ему оставила свой хвост, и бедняга попытался его есть, однако чувство отвращения оказалось сильнее голода... Ночевал Маресьев в оврагах, дно которых выстилал ельником, им же и укрывался.

Когда боли усилились, у него начались галлюцинации - он видел то невесту, то родной аэродром, то товарищей по службе. В таком состоянии его и нашел житель новгородской деревни Плав. На вопрос: «Ты - немец или нет?!» летчик не откликнулся, и сельчанин, решив, что немец, ушел. Спустя пару часов на пилота наткнулись мальчишки: Сережа Малинин и Саша Вихров. Услышав, что он что-то бормочет по-русски, Саша сбегал за отцом, и на подводе они привезли Маресьева в деревню.

Сломанные, обмороженные, почерневшие ноги Маресьева требовали срочной операции, а доктора в деревне не было. Колхозникам как-то удалось сообщить о раненом через фронт, и вскоре за ним прилетел самолет. Но в госпитале, едва взглянув на пациента с гангреной, дежурный медик отрезал: «Не жилец». Всю ночь умирающий летчик лежал на каталке возле морга. Спасло только то, что мимо проходил главврач. Он осмотрел ноги больного и скомандовал: «Срочно в операционную!»

Маресьев - звезда героя

Узнав, что у него больше нет ног, Маресьев впервые захотел умереть. «Ради чего жить? - думал он. -Летать я не смогу. Да и замуж за калеку не пойдет ни одна девушка». Из депрессии его вывел сосед по палате - комиссар Семен Воробьев. «Человек может что хочешь сделать - было бы желание», - сказал он и вручил книгу о летчике Первой мировой Валерьяне Карповиче, летавшем без ступни на биплане.

Прочтя ее, Маресьев воспрял духом: «А чем я хуже Карповича?!»

После госпиталя Алексея отправили в санаторий, где он не просто стал осваивать протезы, а решил научиться танцевать на них. Хотел убедить медкомиссию, что деревянными ногами человек может управлять как своими. Часами Маресьев репетировал вальс и «барыню», после чего на культях выступали кровавые мозоли. Но своего добился: медкомиссия дала добро на возвращение в строй.

Когда Маресьев прибыл в полк, командир представил его личному составу. Но тут же добавил, что у лейтенанта нет ног, и лично он не рискнет лететь с ним в паре. После этого ни один пилот в полку не изъявлял желания взять новичка в напарники. Маресьев снова стал терять надежду сесть за штурвал самолета...

20 мая 1916 года советский военный деятель, лётчик и Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами.

Алексей Петрович Маресьев
Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в городе Камышине (ныне Волгоградской области) в семье рабочего. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны.

Летчик Алексей Петрович Маресьев
После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.

Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев на Мамаевом Кургане 2 февраля 1958 года
На срочную военную службу призван в 1937 году, направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде.


Военный летчик Алексей Маресьев, заместитель председателя Совета ветеранов и инвалидов России. Москва. 1993 год
В 1939 году направлен на учёбу в Батайскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Герой Советского Союза Алексей Мересьев с курсантом перед учебным полетом, 1945 год
Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте.

С факелом - Герой Советского Союза Маресьев А.П. 1967 год
Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А. П. открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырех.

С 1943 года, летая уже с протезами, к четырем ранее одержанным победам над врагом Алексей Маресьев (слева) прибавил еще семь сбитых вражеских самолетов
4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А. П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.


И.И. Родионов, Н. Е. Аксененко, А.П. Маресьев в на встрече в ЦДКЖ.1998 год
В июне 1943 года А. П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

Герой Советского Союза Алексей Маресьев
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Знаменитый Алексей Маресьев - первый слева
Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 - до ранения и семь - с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев назначен инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Член ВКП (б)/КПСС в 1944-1991 годах.

Алексей Маресьев перед вылетом
Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру.

В июле 1946 года майор А. П. Маресьев уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б), в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.


Маресьев в городокском небе
В том же 1956 году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.


А. П. Маресьев выступает на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию Ленинского комсомола. Москва, Кремль, 1968 год


Алексей Маресьев передает свой летный опыт молодым летчикам-испытателям


Жил в Москве. Скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11), где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.


Могила Героя Советского Союза Алексея Маресьева на Новодевичьем кладбище Москвы
20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А. П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами.



По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Имя Героя присвоено школе № 13 в городе Орел.

Практически все в школьные годы читали одну из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». Но не каждый знает, что она написана по реально происходившим событиям и прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился обеих ног, но отказался увольняться в запас и продолжил боевые полеты. Причем в статусе инвалида сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.

Детство и юность

Алексей Маресьев родился в городке Камышине, расположенном в Саратовской области. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей – Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе.

После школы Маресьев стал токарем и начал трудовую деятельность при лесозаготовительном заводе. Но уже в те годы юноша мечтал о небе. Дважды он подавал документы в летное училище, но оба раза проваливался на медицинской комиссии, так как с детских лет страдал ревматизмом. В 1934 году Алексей попадает на знаменитую стройку в Комсомольск-на-Амуре. Именно там будущий летчик совершил свой первый полет, так как записался в местный аэроклуб.


Срочную службу проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.

Война и подвиг

С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.


4 апреля 1942 года Алексей Маресьев в бою под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, но был подбит немецким летчиком. Получив тяжелое ранение, советский офицер совершил вынужденную посадку, как оказалось, на вражеской территории. Почти три недели покалеченный летчик ползком пробирался к своим. Целых 18 суток он питался только ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле.


Обессиленного Маресьева обнаружили жители деревни близ городка Валдая. Причем его сначала приняли за немца, отчего и не сразу оказали помощь. Разобравшись, селяне отвезли мужчину в дом, но настоящего медицинского вмешательства совершать было некому. Только через 10 дней Алексей Петрович попал в госпиталь, к тому времени у него было заражение крови и страшнейшая гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик впоследствии, в госпитале его направили прямиком… в морг! Но на пути туда Маресьева перехватил профессор Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней.


Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Сам изобрел тренировки, позволившие летать с протезами. Зимой 1943 года Маресьев вновь проводит боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка. В июле летчик совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя и сохранив жизни двоих своих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.


Оканчивал войну Маресьев в должности инспектора, курируя вузы Военно-воздушных сил. Алексей Петрович успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 единиц вражеской техники. Причем семь из них – уже летая с протезами.

Личная жизнь

Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж.


Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей – Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме – занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

Смерть

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. , который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова:

«Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.


В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл , хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».