Не так давно российская образовательная практика пополнилась новшеством в виде Всероссийских срезов знаний (или проверочных работ). ВПР — контрольные мероприятия, организованные для аттестации знаний школьников по нескольким предметам, исходя из требований Федеральных образовательных стандартов. Проведение проверки знаний возможно как централизованным образом (на региональном уровне), так и в пределах отдельно взятой школы.

Главное правило – это стандартизированный подход при составлении заданий и определении критериев оценивания. Конечно, написать ВПР не так страшно, как пройти итоговую экзаменационную аттестацию. Тем не менее, и ученики, и учителя испытывают в период проверочных работ серьезный стресс. Итоги ВПР не идут в стол – они используются специалистами образовательных ведомств для модернизации программ по школьным дисциплинам, обновления методики преподавания, а также оценки деятельности отдельных школ и педагогов.

ВПР — испытание для старшеклассников, и так загруженных подготовкой к ЕГЭ

Как и любая контрольная работа, ВПР предполагает определенную подготовку, в том числе и психологическую. Так что давайте выясним, в чем суть данного мероприятия, а также обсудим основные организационные моменты и особенности проверочных работ, проводимых в 2019 году.

Зачем нужен срез в виде ВПР?

Как уже было сказано, практика проведения ВПР для российских школяров введена совсем недавно – первая сессия этой аттестационной проверки была проведена в 2016 году. Тогда в эксперименте приняли участие не все российские школы. Буквально через год ВПР охватили 40000 школ, в которых обучается 3 миллиона учащихся – а это примерно 95% всех средних образовательных учреждений страны. В 2019 году показатель охвата доведут до отметки в 100%.

Важно, что ВПР относится к обязательным аттестационным мероприятиям общероссийского характера. Итоги данной проверки покажут уровень знаний определенного ученика, класса, параллели или школы, а также продемонстрируют профессиональный уровень педагогов, осуществляющих обучение детей. Как и любое новшество, ВПР постоянно подвергается критике. Недовольные находятся во всех категориях причастных к данному мероприятию людей.

Мамы и папы одиннадцатиклассников негодуют по поводу того, что в последние годы число контрольных постоянно увеличивается. Текущий перечень насчитывает 6 предметов, и не исключено, что в 2019 году к ним добавится еще один. К тому же, ВПР пишут перед ЕГЭ, так что выпускникам нужно уделять время как экзаменационным дисциплинам, так и тем, которые будут вынесены на ВПР. Пока что Министерство образования и науки разрешает школам проводить ВПР не по всему перечню, но кто знает, что может поменяться в будущем.

Второй момент возмущает как учителей, так и родителей. Он касается отсутствия единого пособия для подготовки к проверке. В частности, не так давно во время ВПР по биологии разгорелся настоящий скандал, так как пятиклассники столкнулись с вопросами, которые обычно изучают в 6-м, а то и 7-м классе. Рособрнадзор сообщил, что каждая школа учится по своей программе и учебнику, выбранному из списка 12-ти аккредитованных Министерством образования изданий, так что в некоторых школах эти вопросы не вызвали сложностей.


Одна из главных проблем ВПР — то, что вопросы контрольной могут быть составлены не по тем учебникам, которыми пользовалась та или иная школа

Сам Рособнадзор также недоволен процедурой проведения ВПР. Ведомство заботит прозрачность контрольных мероприятий. Бывали случаи, когда итоги контрольной по математике в обычной школе из российской глубинки, ученики которой весьма средне сдают математический ЕГЭ, были на порядок выше, чем в профильной школе крупного мегаполиса. Всё потому, что учителя, опасаясь большого количества двоек, дали ученикам ответы на задачи. Вероятно, в 2019 году ведомство ужесточит процедуру, запретив учителям находиться в классе во время ВПР и направив в школы независимых наблюдателей.

Какие предметы выносятся на ВПР?

Количество и перечень предметов для ВПР не одинаковы для разных классов. Текущие списки ВПР включают такие школьные дисциплины:

  • ВПР за 2 класс: второклашки пишут проверочные работы по предмету «русский язык»;
  • ВПР за 4 класс: эта параллель должна показать математические знания, а также написать ВПР по русскому языку и предмету «окружающий мир». Раньше школа могла выбрать один-два из перечисленных предметов, но в 2019 году все они могут стать обязательными для проведения ВПР;
  • ВПР за 5 класс: пятиклассникам нужно будет подготовиться к проверке знаний по математике и биологии, а также проявить себя на истории или русском языке. Школа может сама определять, какие предметы выносить на контроль – в списке обязательных находится только русский язык, но не исключено, что вторым обязательным предметом станет еще и история;
  • ВПР за 6 класс: для этой параллели руководство может выбрать ВПР из списка, включающего русский язык, математику, обществознание, биологию, историю или географию. В профильном ведомстве пока что идет обсуждение касательно «обязательности» дисциплин. Есть вероятность, что в 2019 году статус обязательного будет закреплен за русским языком, математикой или обществознанием, а может и за всеми тремя предметами;
  • ВПР за 10 класс: ранее эта параллель писала работы, проверяющие знания предметов «химия» и «биология». Новшеством может стать еще и ВПР по астрономии. Скорее всего, первые проверки по этому предмету пройдут именно в 2019 году. Школам, возможно, дадут право выбрать – писать контрольную в 10-м классе или 11-м;
  • ВПР за 11 класс: образовательное ведомство утвердило срезы по биологии и истории, а также проведение ВПР по химии, блоку иностранных языков, географии и физике. Напомним, что география может быть вынесена в качестве предмета для ВПР и раньше — в 10-м классе. Под исключение попадают школы, учебные программы которых составлены так, что преподавание географии заканчивается в предпоследнем классе. Также в 2019 году могут ввести астрономию.

Кратко о регламенте ВПР

Все школы России обязаны:

  • проводить контрольные работы, придерживаясь конкретного расписания. График составляется централизованно, чтобы каждый предмет писался в свой день;
  • организовать контрольное мероприятие, придерживаясь определенного временного регламента – четвероклассникам положено работать с измерительными материалами в течение 45 минут, ученикам 5-х классов выделяется час, а одиннадцатиклассникам – 1 час и 30 минут;
  • обеспечить контроль во время написания проверочных работ – школьники не должны иметь возможность подсматривать в учебники, тетрадки или шпаргалки.

Поддерживать дисциплину и пресекать попытки списывания с мобильника или шпаргалки — прямая обязанность школьного персонала во время ВПР

Перевод баллов за ВПР в оценки

Школьное руководство имеет право решить, как использовать итоги ВПР. По ним могут сделать общие выводы о состоянии образовательного процесса, или же выставить по итогам контрольных мероприятий отметки, которые станут итоговыми или четвертными результатами школьника. Школа имеет право разработать собственную шкалу перевода, которую будет применять для оценок учеников 11-х классов, а вот для замеров знаний 4-х и 5-х классов рекомендовано применять единый подход, разработанный в Рособрнадзоре.

Перевод оценок по математике

  • Для 4-го класса: от 0 до 5 баллов – «двойка», от 6 до 9 – «тройка», от 10 до 12 – «четверка», от 13 до 18 – «пятерка»;
  • Для 5-го класса: от 0 до 6 баллов – «двойка», от 7 до 10 – «тройка», от 11 до 14 – «четверка», от 15 до 20 – «пятерка».

Перевод оценок по русскому языку

  • Для 4-го класса: от 0 до 13 баллов – «двойка», от 14 до 23 – «тройка», от 24 до 32 – «четверка», от 33 до 38 – «пятерка»;
  • Для 5-го класса: от 0 до 17 баллов – «двойка», от 18 до 28 – «тройка», от 29 до 38 – «четверка», от 39 до 45 – «пятерка».

Перевод оценок по окружающему миру

  • Для 4-го класса: от 0 до 7 баллов – «двойка», от 8 до 17 – «тройка», от 18 до 25 – «четверка», от 26 до 31 – «пятерка».

Перевод оценок по биологии

  • Для 5-го класса: от 0 до 9 баллов – «двойка», от 10 до 13 – «тройка», от 14 до 18 баллов – «четверка», от 19 до 22 – «пятерка».

Перевод отметок по истории

  • Для 5-го класса: от 0 до 3 баллов – «двойка», от 4 до 7 – «тройка», от 8 до 11 – «четверка», от 12 до 15 – «пятерка».

Расписание ВПР на 2019 год


В отличие от выпускников, младшие школьники сдают ВПР в начале года

На сегодняшний день точно неизвестно, когда будут проходить контрольные срезы знаний в 2019 году. Обычно утвержденное расписание появляется ближе к началу очередного учебного года. Впрочем, по практике прошлых лет можно спрогнозировать примерное время проведения среза знаний.

Подрастающее поколение – это будущее страны, вырастить из сегодняшних школьников образованных, воспитанных, ответственных людей – задача родителей и образовательных учреждений. Минобрнауки постоянно совершенствует учебную программу, стараясь донести до учащихся информацию в доступной форме, проверка знаний – один из методов контроля над качеством образования. ВПР 5 класс 2017 будет проходить впервые, это пробный вариант, по результатам которого выявят возможные недочеты, отработают методы и внедрят их в задания для дальнейшего использования при тестировании уровня знаний школьников.

По каким предметам будут проходить ВПР 5 класс 2016-2017

Пробный вариант проверки знаний пятиклассников планируется провести по 4-м предметам, скорее всего, он будет проходить на добровольной основе, но родителям и школьникам не стоит отказываться от шанса проверки своих знаний и приобретения некоторого опыта. Оценка в табель выставляться не будет, то есть, в принципе ребята ничем не рискуют, зато они сами и их родители получат достоверную картину знаний, поймут, какие допущены пробелы и смогут их устранить, дабы избежать затруднений в следующих классах. ВПР 2017 5 класс запланированы на апрель, по графику они пройдут:

  • по русскому языку – 18 числа;
  • по математике – 20;
  • по истории – 25;
  • по биологии – 27.

10 ноября 2016 состоялись проверочные работы по типу ВПР по русскому языку для 5 классов, проходили они не во всех школах, а только в 25% от каждого региона, куда вошли не менее 10% сельских и столько же городских общеобразовательных организаций (ОО). Школьники писали диктант и выполняли задания, отметки за работы не выставлялись, результаты учитывались при составлении ВПР по русскому языку 5 класс 2017.

Нынешних пятиклассников в выпускных классах с 2020 года ожидает обязательный ГИА и ЕГЭ по английскому языку, уже сейчас нужно обратить повышенное внимание к изучению предмета. В октябре в школах прошли ВПР 5 класс английский язык 2016-2017, результаты также нигде не фиксировались, целью педагогов было выявить, насколько дети понимают на слух иностранную речь, их произношение, словарный запас. Были предложены критерии оценки и количество баллов по каждому вопросу, дана таблица перевода баллов в отметку.

ВПРы по всем предметам приравниваются к контрольным работам, проходят по единым КИМам (контрольно-измерительным материалам), оцениваются по определенным критериям, их основное предназначение – выявление знаний школьника по всем направлениям, информирование об этом родителей, своевременное устранение недочетов.

Подробнее о ВПР в 5 классе 2017

Начнем по-порядку, итак, русский язык – самый важный предмет для каждого человека, им приходится пользоваться всем – математикам, биологам, историкам и так далее. Грамотная речь – показатель образованности и эрудиции, именно по речи в первую очередь оценивается собеседник, поэтому так важно владеть родным языком в совершенстве, иметь достаточный словарный запас, исключить из речи сленговые и непечатные выражения. При подготовке к работе подспорьем может стать демоверсия ВПР русский язык 5 класс 2017, опубликованная на сайте Минобрнауки, родители, ознакомившись с представленным материалом, могут предложить ребенку выполнить задания, а потом сличить их с приведенными здесь же ответами. Вопросы касаются всех разделов русского языка и направлены на раскрытие уровня подготовки школьников, работа включает несколько заданий:

  • списывание текста с пропущенными буквами и знаками пунктуации. Здесь проверяется зрительное восприятие, навык чтения и знание правил правописания;
  • проверка знаний основных языковых единиц, умение опознавать и классифицировать их;
  • проверка знаний звонких и глухих согласных, их опознавание и классификация;
  • проверка структуры слова, смысловой и грамматический анализ, графические обозначения частей слова;
  • распознавание частей речи, построение логической цепи рассуждений;
  • распознавание членов предложений, их графическое обозначение.

Выявляется и умение самостоятельной проверки, проводимой после выполнения заданий. На сайте можно посмотреть не один образец ВПР русский язык 5 класс 2017, а несколько, проработать их вместе с детьми, в совокупности со школьными занятиями, ребята приобретут опыт и восстановят полученные знания, это станет залогом успеха на итоговой работе.

Математика также является профильным обязательным предметом, владение устным счетом необходимо каждому человеку, не лишними будут и другие математические навыки. ВПР по математике 5 класс 2016-2017 – это еще и один из этапов подготовки к сдаче ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11, здесь особенно важно не допустить пропуска какого-либо раздела, так как все темы взаимосвязаны и одна вытекает из другой. ВПР состоит из 5 вариантов, к выполнению предлагается 8 заданий, по 7-ми из которых нужно дать только ответы, записать их в отведенных клетках, 8-е задание требует написания подробного решения. При самостоятельной подготовке ребятам также поможет демоверсия ВПР 2017 год 5 класс по математике. Родителям, следует воспользоваться приведенными материалами по такому же принципу, как и с образцами по русскому языку. Примеры содержат полный правильный ответ на поставленный вопрос, стоит обратить внимание ребенка, что не нужно выполнять лишнее, подробное описание, а только требуемый результат, это значительно экономит время. Объясните школьнику, что лишняя проверка не помешает, для этого при выполнении работ разрешено пользоваться черновиками.

Начинается апробация ВПР по истории, в 2018-2019 учебном году она войдет в список обязательных для сдачи предметов, в настоящее время в задание не включены тесты, результаты работ не повлияют на годовую отметку. Ознакомиться с приблизительными вопросами можно открыв по истории 5 класс демоверсия, проверочная работа будет длиться 45 минут, состоять из 2 частей и иметь 8 заданий. 1-я часть включает вопросы по истории Древнего мира, а 2-я посвящена истории края, где живет и учится пятиклассник.

Всероссийская проверочная работа по биологии будет также длиться 45 минут и включать 8 заданий, вопросы и поля для ответов будут размещены на готовых бланках, предлагаются несколько вариантов ответов, нужно выбрать правильный и вписать его в отведенных строках. Образцы заданий и демоверсии ищите на сайте Минобрнадзора.

Для чего нужны ВПР в 5 классе, как к ним готовиться

Родителям нужно уяснить и объяснить своему ребенку, что проверочные работы не являются государственной итоговой аттестацией, а лишь выполняют роль годовой контрольной работы, отличия ее от привычной контрольной состоят в следующем:

  • работа составлена по едиными КИМам и является общей для всех регионов Российской Федерации;
  • пробные варианты проверяют учителя, читающие предмет в классе, в дальнейшем возможна проверка педагогами из параллельных классов;
  • оценка за работы будет выставляться в строгом соблюдении с предложенными критериями, проставленные по каждому вопросу баллы суммируются и переводятся по прилагаемой таблице в отметку;
  • оценка за ставится в журнал по аналогии с годовой контрольной и незначительно влияет на итоговый результат.

Важным результатом ВПРов является подлинная картина уровня подготовки школьника, что очень важно для родителей, то есть, вовремя обнаружив пробелы в знаниях, можно устранить их, дополнительно проработав тему. Но все же, желательно поработать с ребенком до начала проверочных работ, опираясь на демо-ВПР 5 класс 2017 год, это придаст ребенку уверенности в знаниях и поможет ему без особого волнения успешно справиться с заданиями..

В 2017 году в первый раз проводится всероссийские проверочные работы ВПР в 5 классах школ страны. Для ознакомления с примерными вариантами работ на официальном сайте , обеспечивающем информационное сопровождение ВПР, размещены демонстрационные варианты с ответами и описания.

Обратите внимание!!! 26 октября пройдут ВПР в 5 классах. Осенние варианты состоят из 5 заданий и отличаются от апрельских. Если вы готовитесь к осенним ВПР, то информация о них размещена здесь:

Официальный сайт Рособрнадзор - http://obrnadzor.gov.ru

Официальный сайт ВПР (СтатГрад) - www.eduvpr.ru - осуществляет информационное сопровождение ВПР по указанию Рособрнадзор.

Варианты ВПР 5 класс 2017 год - образцы

Математика Образец проверочной работы по математике. 5 класс. 2017 г
Описание проверочной работы по математике. 5 класс. 2017 г.
Русский язык Образец проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.
Описание проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.
История Образец проверочной работы по истории. 5 класс. 2017 г.
Описание проверочной работы по истории. 5 класс. 2017 г.
Биология Образец проверочной работы по биологии. 5 класс. 2017 г.
Описание проверочной работы по биологии. 5 класс. 2017 г.

В соответствии с Планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 7 сентября 2010 г. № 1507-р, в Российской Федерации реализуется поэтапное введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации.

В рамках этого процесса начиная с сентября 2015 г. обучающиеся 5 классов во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление уровня подготовки школьников.

Всероссийские проверочные работы – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.

В 11 классах ВПР проводятся для обучающихся, не выбравших ЕГЭ по соответствующим предметам. Они дают возможность оценить уровень подготовки обучающихся по этим предметам в конце 11 (или 10) класса. С другой стороны, образцы и описания ВПР позволяют еще в начале обучения в старших классах задать единые ориентиры изучения выпускниками «непрофильных» для них предметов, выделяя наиболее значимые для дальнейшей жизни вопросы курсов истории, биологии и других, составляющих основу среднего общего образования.

Назначение ВПР в 5 классе по русскому языку, математике, истории, биологии – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Результаты ВПР для 5 класса могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания русского языка в основной школе, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Рекомендации по подготовке к проверочной работе: Специальная подготовка к проверочной работе не требуется. Контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Ваш ребенок поступил в школу и у всей семьи начались трудовые будни?

  • с мамой выводятся буквы и крючочки
  • папа, придя с работы, объясняет задачу по математике
  • дедушка разбирает новую тему по окружающему миру, а бабушка помогает второклашке освоиться в премудростях иностранного языка

Чтобы учеба в школе была успешной, наш Центр приглашает школьников на новый курс «Учеба на отлично!».

«Учеба на отлично!» детям это:

  1. Объяснение непонятных или пропущенных по болезни тем
  2. Контроль за выполнением домашних заданий по всем предметам
  3. Диагностика знаний и устранение возможных пробелов
  4. Дополнительные занятия по предмету, с которым не сложились отношения в школе
  5. Подготовка к выполнению контрольных и самостоятельных работ.
  6. ВПР по всем дисциплинам за все классы!

«Учеба на отлично!» родителям это:

  1. Сохранение доброжелательного эмоционального фона в семье. Ведь не секрет, что выполнение домашней работы с детьми часто приводит к конфликтам в доме. А нервозная обстановка отнюдь не улучшает отношение ребенка к учебе.
  2. Освобождение времени родителей. Опытный педагог сумеет объяснить школьнику «трудную» тему или непонятную задачу намного быстрее, чем мама или папа, не имеющие знаний методики и психологии обучения. После занятий в Центре у вас останется целый вечер на то, чтобы провести его вместе.
  3. Привитие детям навыков самостоятельности. Будем честны - часто родители, устав разбираться с «домашкой», многое делают за детей сами. А ведь залогом успешного обучения является способность ребенка работать самостоятельно. Мы не делаем уроки за школьников, а лишь помогаем им справляться с трудностями.
  4. Подбор опытных репетиторов для занятий по подготовке к Всероссийским Проверочным Работам и выпускным школьным испытаниям. В нашем Центре работают педагоги, имеющие стаж работы более 10-15 лет, хорошо знакомые с методическими подходами к современному образованию и требованиями к контролю знаний.

Воспользуйтесь помощью специалистов

Текущая ситуация в системе школьного образования приводит к тому, что темп обучения постоянно растет. Теперь будущий первоклашка должен еще до школы знать буквы и цифры. В детском саду детей учат читать, считать и зазубривать наизусть состав числа. Ребенок, который по какой-либо причине не обладает этими знаниями, сталкивается со сложностями уже с первых дней учебы.

Подключающиеся к учебе родители сетуют, что школа в основном контролирует процесс освоения ребенком знаний. Высокий темп обучения и изменившаяся школьная программа требуют от мам и пап полного погружения в учебу их детей. «Школа спрашивает - родители отвечают». Разумно ли это?

В результате члены семьи школьника, не имеющие специального образования, часами разбираются с уроками в поисках оптимального способа преподавания, обучения собственного ребенка. Домашка отнимает много времени, а значит, утомляет детей, ухудшает их отношение к школьным делам и снижает успеваемость. Вот такой замкнутый круг.

Наш Центр предлагает школьникам и их родителям профессиональную помощь! Занятия с нашими специалистами не перегружают ребят, улучшают их учебный настрой и повышают успеваемость.

Почему детям трудно учиться в школе?

Иногда причиной школьных проблем могут выступать логопедические нарушения речи, синдром гиперактивности и рассеянности внимания и другие психо-физиологические факторы. Мы можем помочь и в таких ситуациях.

  1. В нашем Центре Речи работают логопеды-дефектологи, которые помогут детям, имеющим дислексию или дисграфию. Данные состояния не позволяют ребенку успешно овладевать чтением и письмом и требуют обязательной отдельной работы.
  2. Детский нейропсихолог при необходимости проведет диагностику развития ребенка, поможет определить уровень сформированности таких психических функций как внимание, мышление, память. Коррекционные занятия в необходимом направлении снимут с ребенка ярлык «ленивого» и «неспособного» и обеспечат его успешность.
  3. Психологи помогут решить проблемы со сложившимся у ребенка негативным отношением к учебе, снять психо-эмоциональное напряжение, разрешить конфликтные ситуации.

В нашем Центре все специалисты собрались под одной крышей, чтобы помочь детям и их родителям. Не нужно сбиваться с ног в поисках качественного репетитора, не стоит опускать руки, слыша негативные отзывы школьных учителей об успехах вашего ребенка. На вашей стороне:

  1. Высокая квалификация наших педагогов.
  2. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
  3. Возможность получить консультацию всех специалистов Центра.
  4. Опытные репетиторы по основным школьным дисциплинам.
  5. Качественная подготовка к ВПР и выпускным испытаниям ОГЭ (9 кл.) и ЕГЭ (11 кл.).

Давайте вместе поможем школьнику выйти в зону успешности!

Иногда даже просто вовремя сделанная домашняя работа может существенно изменить ситуацию в учебе. Уверенность в знании пройденной темы, долгожданная «пятерка», похвала учителя дают ребенку новые силы и меняют отношение к урокам.

5 класс ВПР. Проверочная работа.

Вариант 11.

1. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11-13 текста. Запишите ответ.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8-12.

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик весь дрожал. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

- (15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жалко тебя...

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

- (18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик...

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Не слова красят человека.

(По В. Сухомлинскому)

2. В предложениях 3-5 найдите слово со значением «покрыть сплошь, обволочь». Выпишите это слово.

3. В предложениях 12-15 найдите антоним к слову «хорошо» и выпишите его.

4. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(Из)д..рев..ев русск..го леса м..лее всех (1) мне наша берёза. Хорош.. и ч..сты берёзовые светлые рощи. Особенно хорош.. берёзовый лес в..сной. Как только сход..т (в)лесу сне(г/к)‚ н..бухают (на)берёзах см..листые и душ..стые поч..ки. Из каждой случ..йно надломленной ве(д/т)к.. капл..т сла(д/т)кий сок. Пе(в/ф)чие птиц.. соб..рают..ся в берёзовой рощ.. (4) . Звонко поёт дроз(д/т) куку..т кукуш..ка радос..но щ..беч..т синич..ки. К..вром ра..ст..лают..ся цв..тут под берёзами белые п..дснежники (2) .

Начина..т ра..пускат..ся молодая л..ства (3) . Выйд..ш.. на простор и (не)п..вер..ш.. своим гл..зам: з..лёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как прекрас..ны м..лодые берёзовые л..сточ..ки

5. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) - фонетический разбор;

(2) - морфемный разбор;

(3) - морфологический разбор;

(4) - синтаксический разбор предложения.

6. Поставьте знак ударения в следующих словах:

фарфор, повторит, создала, щавель

7. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

На стене висела картинка в раме из дерева.

8. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По свидетельству очевидцев из подъезда долго никто не выходил

2) Синоптики сообщают что завтра в Москве будет сильный снег

3) Собираемся на этом же месте через час громко объявил экскурсовод

4) Катя покажешь нам свой рисунок

9. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Старый домик стоял на самом краю деревни.

2) Сергей Иванович и Коля быстро встали из-за стола.

3) Расскажите мне ребята всё по порядку.

4) В доме и на улице было одинаково холодно.

10. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Я путешествовал по Кавказу и знакомился с его природой.

2) Солнце ещё не поднялось из-за гор и по долине плыли сизые клочья тумана.

3) Наелась собака досыта и с наслаждением улеглась на солнышке у моих ног.

4) Весело бежала Альма рядом с хозяином и далеко в лес не уходила.

11. Определите и запишите основную мысль текста.

12. Какие детали в тексте свидетельствуют о том, что десятилетний мальчик сильно замёрз? Запишите ответ.

Пояснение.

Основная мысль текста:

Помогать надо делом, а не словами. (ИЛИ: Не слова красят человека, а дела).

Пояснение.

Ответ может быть сформулирован так:

Мальчик дрожал от холода. Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

Пояснение.

Из деревьев русского леса милее всех мне наша берёза. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Особенно хорош берёзовый лес весной. Как только сходит в лесу снег, набухают на берёзах смолистые и душистые почки. Из каждой случайно надломленной ветки каплет сладкий сок. Певчие птицы собираются в берёзовой роще. Звонко поёт дрозд, кукует кукушка, радостно щебечут синички. Ковром расстилаются, цветут под берёзами белые подснежники.

Начинает распускаться молодая листва. Выйдешь на простор и не поверишь своим глазам: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Как прекрасны молодые берёзовые листочки!

Пояснение.

Фонетический разбор

всех (1)

в - [ф] - согласный, глухой, твёрдый

с -[с"] - согласный, глухой, мягкий

е - [э] - гласный, ударный

х -[х] - согласный, глухой, твёрдый

4 буквы, 4 звука, 1 слог

Морфемный разбор (по составу)

подснежники (2)

под- - приставка

Снеж- - корень

Ник- - суффикс

И - окончание

Морфологический разбор

листва (3)

1) листва - имя существительное, обозначает предмет: (что?) листва;

2) начальная форма - листва; нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение; в единственном числе, в именительном падеже;

3) в предложении является подлежащим.

Синтаксический разбор

Певчие птицы собираются в берёзовой роще (4) .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: птицы (подлежащее), собираются (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (птицы) певчие - определение; (собираются) в роще - обстоятельство; (в роще) берёзовой - определение.

Пояснение.

фарфОр, повторИт, создалА, щавЕль

Пояснение.

1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

Пояснение.

1) Расставим знаки препинания:

«Собираемся на этом же месте через час», - громко объявил экскурсовод.

Возможен и другой вариант:

«Собираемся на этом же месте через час!» - громко объявил экскурсовод

2) составление схемы предложения:

«П», - а. ИЛИ «П!» - а.

Пояснение.

Расставим знаки препинания:

1) Ста­рый домик стоял на самом краю де­рев­ни. - Запятые не нужны.

2) Сер­гей Ива­но­вич и Коля быст­ро вста­ли из-за стола. - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) Рас­ска­жи­те мне, ре­бя­та, всё по по­ряд­ку. - С двух сторон выделяется обращение «ребята».

4) В доме и на улице было оди­на­ко­во хо­лод­но. - Запятые не нужны.

Ответ: 3) Рас­ска­жи­те мне, ре­бя­та, всё по по­ряд­ку. - С двух сторон выделяется обращение «ребята».

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) Я пу­те­ше­ство­вал по Кав­ка­зу и зна­ко­мил­ся с его при­ро­дой. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Солн­це ещё не под­ня­лось из-за гор, и по до­ли­не плыли сизые кло­чья ту­ма­на. - Запятая между частями сложного предложения.

3) На­елась со­ба­ка до­сы­та и с на­сла­жде­ни­ем улег­лась на сол­ныш­ке у моих ног. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Ве­се­ло бе­жа­ла Альма рядом с хо­зя­и­ном и да­ле­ко в лес не ухо­ди­ла. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 2) Солн­це ещё не под­ня­лось из-за гор, и по до­ли­не плыли сизые кло­чья ту­ма­на. - Запятая между частями сложного предложения.