Эффект Даннинга-Крюгера представляет собой особое когнитивное искажение. Суть его заключается в том, что люди с низким уровнем квалификации часто совершают промахи, и при этом оказываются неспособны признавать свои ошибки – именно в силу низкой квалификации. Они судят о своих способностях неоправданно высоко, в то время как то, кто квалифицирован высоко, склонны сомневаться в своих способностях и считать других более компетентными. Они склонны думать, что окружающие оценивают их способности также низко, как они сами.

Когнитивные искажения по Даннингу-Крюгеру

В 1999 году ученые Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер выдвинули гипотезу о существовании этого феномена. В основу их предположения легла популярная фраза Дарвина о том, что невежество рождает уверенность чаще, чем знание. Аналогичную мысль выражал ранее и Бертран Рассел, который говорил о том, что в наши дни глупые люди излучают , а те, кто многое понимает, всегда полны сомнениями.

Чтобы проверить верность гипотезы, ученые пошли проторенной дорогой и решили провести ряд экспериментов. Для исследования они выбрали группу студентов-психологов в Корнелльском университете. Целью было доказать, что именно некомпетентность в любой области, какой бы то ни было, способна привести к излишней самоуверенности. Это применимо относительно любой деятельность, будь то учеба, работа, игра в шахматы или понимание прочитанного текста.

Выводы относительно некомпетентных людей были следующими:

  • они всегда склонны переоценивать свои знания, навыки и умения;
  • они не могут оценить адекватно высокий уровень знаний других людей ввиду своей некомпетентности;
  • они не могут понять, что они – некомпетентны.

Интересно и то, что в результате обучения они могут осознать, что прежде были некомпетентны, но это справедливо даже в тех случаях, когда их реальный уровень не повысился.

Синдром Даннинга–Крюгера: критика

Итак, эффект Данинга–Крюгера звучит так: «Люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации».

Все достаточно просто и прозрачно, но, как всегда бывает в подобных ситуациях, утверждение столкнулось с критикой. Некоторые ученые заявили о том, что нет и не может быть специальных механизмов, которые обуславливают ошибки в . Все дело в том. Что абсолютно каждый человек на Земле склонен считать себя чуть лучше среднего. Сложно сказать, что это адекватная самооценка для недалекого человека, однако для умного это самое меньшее из того, что может оказаться в рамках правильного. Исходя из этого получается, что некомпетентные завышают, а компетентные занижают свой уровень только потому, что оценивают себя все по одной схеме.

Кроме этого, было предположено, что всем дались слишком уж простые задания, и умные не смогли оценить свою мощь, а не очень умные – проявить скромность.

После этого ученые активно стали перепроверять свои гипотезы. Они предложили студентам спрогнозировать свой результат и дали им сложное задание. Предугадать нужно было свой уровень относительно других и количество верных ответов. Удивительно, но начальная гипотеза подтвердилась в обоих случаях, но при этом отличники угадали количество баллов, а не свое место в списке.

Были проведены и другие эксперименты, которые также доказали, что гипотеза Даннинга–Крюгера верна и справедлива в самых разных ситуациях.

Патрик работает программистом в крупной компании по разработке программного обеспечения. В лучшем случае его можно назвать средним сотрудником: программа, над которой он работает, в полнейшем беспорядке, он не соблюдает сроков, а через пару месяцев не помнит код разработанной им же программой.

Но то, что Патрик не очень силен в написании программ, — не самая неприятная его черта. Что больше всего раздражает его руководителя, так это полная убеждённость Патрика в том, что он – великий программист. В прошлом месяце он получил не очень лестный письменный отзыв о своей работе от старшего менеджера и очень возмущался:

«Я же лучший программист в этом отделе! У вас очень странная система оценки, если вы оцениваете кого-то с моим талантом так низко. Эта шкала неверно отражает мои способности. Может, она, конечно, что-то и оценивает, но точно не навыки программирования!»

Если вы когда-то встречали человека, который абсолютно уверен, что его работа выполнена идеально, при том, что она фактически провалена, то, скорее всего, вы наблюдали эффект Даннинга — Крюгера в действии.

Название данного феномена было предложено психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером для описания когнитивного искажения, при котором люди, некомпетентные в чем-либо, неспособны осознать собственную некомпетентность. Кроме этого когнитивного искажения, им присуща полная убежденность в том, что на деле они весьма компетентны.

Навыки программирования Патрика нуждались в улучшении. Если бы он сумел понять это, то занялся бы собственным развитием. Он нормально воспринимал бы конструктивную критику, и с ним было бы намного проще общаться.

К сожалению, результаты онлайн-опроса «Как вы реагируете на конструктивную критику?» показывают, что лишь 39% сотрудников способны реагировать на нее нормально и предпринимать целенаправленные действия, чтобы исправить то, что нуждается в исправлении. Они не реагируют на критику агрессией или уходом в себя, а пытаются понять и исправить свои ошибки. А что же происходит с оставшимися 61%? Скорее всего, не все из них целиком и полностью соответствуют описанию эффекта Даннинга — Крюгера, но многие реагируют на справедливое замечание в свой адрес примерно так же, как Патрик.

Ирония эффекта Даннинга – Крюгера заключается в том, что «знания и навыки, необходимые для того, чтобы справляться с заданием, как правило, нужны и для того, чтобы понимать свои недостатки и ошибки». Если человек не имеет достаточно интеллекта, чтобы справиться с той или иной задачей, то этот недостаток не позволит ему понять собственные промахи.

Исследование 1999 года, описывающее эффект Даннинга – Крюгера называлось: «Не умею и не знаю, что не умею. Как непонимание собственной некомпетентности ведет к завышенной самооценке». В ходе исследования профессор Даннинг и его команда предлагали студентам колледжа задачи на грамматику, логику и упражнения для оценки чувства юмора. Они заметили, что участники, которые набирали наименьшее количество баллов, как правило, существенно переоценивали свои возможности. Например, после прохождения грамматического теста, студентов просили оценить свою способность использовать верные грамматические формы. Как вы могли догадаться, те, у кого было наименьшее количество баллов по итогам теста, оценивали свои возможности наиболее высоко. Участники, попавшие в те 10%, набравшие наиболее низкие баллы, оценивали свои возможности в среднем на 67%. Данного результата достигли лишь треть участников.

Проследить эффект Даннинга – Крюгера можно не только на примере студентов. По результатам другого исследования, 32-42% программистов оценили свои способности как наиболее высокие в их компании. По их мнению, только 5% сотрудников имели такие же высокие показатели, как они. По статистике 21% американцев считают, что перспектива стать миллионером в ближайшие 10 лет вполне реальна. Водители очень часто оценивают свои водительские навыки как весьма высокие. 68% преподавателей Университета Небраски причислили себя к 25% лучших учителей.

Профессор Даннинг, который сейчас преподает в Мичиганском Университете, говорит, что основной проблемой многих организаций является то, что сотрудники работают недостаточно эффективно просто потому, что они не знают, как это – работать лучше и как выглядит хороший результат. Сотрудники необязательно всегда уходят в защитную позицию, иногда им просто не хватает знаний. Даннинг сообщает, что узнав о своих неудовлетворительных результатах, большинство студентов согласились с тем, что им не хватает знаний и были готовы восполнить пробелы.

Эффект Даннинга – Крюгера распространяется и на сотрудников с высокими способностями. Менее 50% из 30 000 опрошенных сотрудников ответили, что они хорошо делают свою работу. Только 29% из них ответили, что их эффективность на удовлетворительном уровне. 36% сообщили о том, что они никогда или почти никогда не бывают довольны своей работой. Даннинг и Крюгер заключили, что чем компетентнее сотрудник, тем выше его недовольство своей работой. Данный феномен объясняется тем, что высокий интеллект, позволяющий эффективным сотрудникам делать работу качественно, способствует нахождению ошибок и пониманию собственных ограничений, что ведет к недовольству собой.

Оригинальная статья: Mark Murphy, — The Dunning-Kruger Effect Shows Why Some People Think They’re Great Even When Their Work Is Terrible, Forbes, January, 2017

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: бизнес, работа, психология, психология труда, коуч, коучинг, карьера, успех

Добрый день, мои дорогие читатели. Вы слышали о таком понятии, как синдром Даннинга-Крюгера? Оказывается, многие им страдают, но сами даже не догадываются об этом. Давайте попробуем разобраться, что это такое и что делать при его наличии.

Что это такое?

Первый раз о синдроме Даннинга - Крюгера заговорили в 1999 году. Социальные психологи из Америки Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер установили, что есть люди, которые склонны не совсем точно оценивать себя и свои возможности в определенной области. Иными словами, такие личности склонны к самообману.

Очень часто мы переоцениваем свои способности. В результате иллюзорное превосходство заставляет некомпетентных людей думать, что они превосходные и потрясающие. Установлено, что чем меньше человек такого типа имеет знаний и навыков в определенной сфере, тем больше он считает себя экспертом и образцом для подражания. Такие люди не имеют ни малейшего понятия и представления о масштабах своей глупости.

Суть парадокса

Главный парадокс заключается в том, что люди, много знающие, опытные и талантливые из-за своей скромности склонны принижать и недооценивать себя и свои возможности. Поэтому несоответствие возможностей работников и занимаемых ими должностей – это частое явление в современном обществе.

Если известный всем способен лишить мир таланта, то в нашем случае негативное воздействие эффекта Даннинга - Крюгера каждый из нас может ощутить на себе лично.

Только представьте себе, что нас будут лечить неквалифицированные врачи, учить – неквалифицированные учителя, судить – неквалифицированные судьи и т.п. Страшно подумать, во что может превратиться наш мир в таком случае за несколько десятков лет.

Проблема осознанности и самооценки

Даннинг и Крюгер абсолютно четко установили, что высокий уровень самомнения играет большую роль в жизнях многих людей. Именно благодаря этому возникают ложные представления по поводу собственной компетентности.

Каждый из нас подвержен такому чувству в той или иной сфере. Мы не можем себя адекватно оценить в некоторых делах просто потому, что у нас нет определенных знаний и навыков. Другими словами, мы плохо знаем правила, чтобы с успехом и смекалкой их нарушать.

До того времени, пока мы не овладеем базовым пониманием компетентности в конкретном деле, мы даже не поймем того, что потерпели неудачу. Мы просто ее не сможем распознать.

Связь с мозгом

Согласно мнению некоторых ученых, такой эффект можно рассматривать как защитную реакцию нашего мозга. Ведь осознание своей некомпетентности для людей со слабым чувством собственного достоинства становится эмоциональным ударом, после которого появляется депрессия и нежелание двигаться вперед. Ученые дали название такой реакции анозогнозия –отсутствие критичной оценки больным своего заболевания или текущего состояния.

Науке известен случай, когда больному, потерявшему конечность, невозможно было это объяснить. То есть, он по-прежнему жил с мыслью о том, что у него все конечности на своих местах. Медики не могли донести до него противоположную информацию. И тогда, когда врач начинал с ним говорить о здоровой руке, пациент вел себя адекватно и спокойно. Но как только речь заходила о правой руке, которую он потерял, пациент игнорировал все разговоры об этом. Он делал вид, что не слышит доктора и не понимает, о чем идет речь.

Такое поведение объясняется следующим образом. Мониторинг активности мозга больного указывает на то, что пациент делает это абсолютно бессознательно. Его частично поврежденный мозг просто блокирует информацию о том, что он имеет такого рода недостаток. Это происходит на подсознательном уровне.

Ученым удалось зафиксировать случаи, когда слепым людям невозможно было объяснить, что они не видят. Это крайний случай анозогнозии, он является подтверждением того, что мозг умышленно блокирует информацию о нашей некомпетентности или несовершенстве. И это своего рода защитная реакция от возможных эмоциональных ударов. Некоторым людям легче поверить в абсурдность общепринятых фактов и сведений, чем признать собственную оплошность, несовершенство. В какой-то степени это объяснимо, но никак не правильно.

В определенных критических ситуациях мозг каждого человека склонен блокировать неприятную для него информацию, которая может послужить ударом. Если какие-то слова указывают на ошибочность наших моделей действительности или ментальных суждений, их блокирует мозг. По факту в таких случаях мы просто игнорируем эту информацию.

Таким образом собственный мозг может держать нас в состоянии необъективности. Естественно, мы можем и должны с этим бороться. Главное для успеха такой борьбы – принять тот факт, что мы несовершенны, а поэтому можем простить себе ошибки и несоответствие каким-то собственным стандартам.

Экспериментальное подтверждение теории

Для того чтобы теория не осталась просто теорией, был проведен ряд исследований. Одно из них - эксперимент с участием студентов-слушателей курса психологии Корнеллского университета.

Исследователи исходили из результатов опыта своих предшественников. Они утверждали, что у истоков некомпетентности стоит незнание основ определенной деятельности. Например игра в шахматы, управление транспортным средством, игра в бильярд и т.п.


Они сформулировали закон, согласно которому людям с низким уровнем квалификации в любой отрасли свойственны такие особенности:

  • переоценка собственных сил и возможностей;
  • неспособность осознать реальные масштабы своей некомпетентности;
  • неспособность адекватно оценить высокую степень компетентности в этой отрасли других людей;
  • склонность к осознанию уровня своей прежней некомпетентности после обучения, даже если он практически не повысился.

Результаты исследований были опубликованы в научном психологическом журнале в декабре 1999 года. Согласно этим цифрам, была построена кривая, которая подтверждает результаты проведенных исследований. Специалисты с более или менее высоким уровнем компетенции практически всегда склонны занижать свои возможности в любой области. Тогда как люди с наименьшим ее уровнем наоборот – практически всегда считают себя экспертами, непревзойденными профессионалами.

Исторические факты

Тщательно проанализировав вышеупомянутый принцип и вспомнив историю, мы можем определить людей, понимавших это еще в те далекие времена. Они наблюдали это явление, и смело заявляли об этом.

Это такие известные лица, как:

  • Конфуций: «Истинное знание заключается в том, чтобы знать границы своего невежества»;
  • Лао-Цзы: «Знающий – не говорит, говорящий – не знает»;
  • Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого».

Что делать?


Что же делать для проверки и оценки собственной компетентности?!

Во-первых, нужно спросить об этом у тех, кто действительно квалифицирован в данной области. Ведь именно специалисты могут адекватно оценить знания и возможности третьего лица. Не стесняйтесь просить оценить вас. Ведь тогда вы сможете определить для себя слабые стороны и при желании повысить свой уровень компетентности.

Во-вторых, следует продолжать все время учиться. Ведь чем больше знаний мы сможем накопить, тем меньше вероятность того, что уровень нашей компетенции будет под вопросом. Даже при нехватке времени можно найти способ углубить свои знания с помощью , онлайн и оффлайн курсов, семинаров и т.д.

При желании любой может избавиться от этого состояния. Главное – сильное желание и упорство в достижении задуманного. Ведь зачастую мы сами себя самосаботируем и даже не понимаем этого. Посмотрите вот эти бесплатные видео-уроки и вы станете еще ближе к достижению вашей мечты.

Заключение

В дополнение к этой статье, я о развитии сильных сторон своего характера.

Надеюсь, вы узнали что-то новое из этой статьи и очертили для себя вектор действий в нужном вам направлении. Удачи и до встречи в следующих статьях. Всего вам хорошего!

Материал подготовила Юлия Гинцевич.

В 1999 году психолог Дэвид Даннинг и его аспирант Джастин Крюгер опубликовали работу, в которой они детально описывают явление, получившее название эффект Даннинга-Крюгера. Существует несколько возможных причин эффекта. Во-первых, никто не хочет считать себя ниже среднего, таким людям свойственно завышать свою самооценку. Во-вторых, некоторым личностям легче признавать невежество в других, нежели в себе самом, и это создает иллюзию того, что они выше среднего, даже если они находятся в равнозначном положении.

Эффект Даннинга-Крюгера: определение

Эффектом Даннинга-Крюгера называется когнитивное искажение, в котором неквалифицированные личности страдают от иллюзорного превосходства. По-научному этот эффект описывает метакогнитивную неспособность лица осознавать свои собственные пределы. Обратное действие происходит, когда высококвалифицированный человек думает, что он недостаточно хорош.

Этот эффект был открыт двумя психологами из Корнельского университета в 1999 году благодаря одному странному и очень смешному недоразумению. Однажды один мужчина решил ограбить банк, используя лимонный сок, чтобы скрыть свое лицо. Он был твердо уверен в том, что маска из лимонного сока на его лице будет действовать, как невидимые чернила. Нетрудно себе представить, что его задумка не имела успеха, и мужчина был арестован.

Из произошедшего психологи сделали вывод, что люди, страдающие эффектом Даннинга-Крюгера, обладают следующими признаками:

  • не признают своей недостаточной квалификации;
  • не признают подлинного мастерства в других;
  • не признают конечность их неадекватности;
  • имеют неограниченную уверенность в себе.

Суть эффекта Даннинга-Крюгера

Даннинг указывает на то, что невежественный ум - это сосуд, наполненный недостоверным жизненным опытом, беспорядочными теориями, фактами, стратегиями, алгоритмами и догадками, которые, к сожалению, позволяют считать себя полезным и обладающим точными знаниями. Эффект Даннинга-Крюгера состоит в том, что невежество несет в себе невозможность точной оценки своего собственного невежества.

Когда человек пытается осмыслить этот мир, в котором он существует со своими знаниями и парадигмами, он формулирует идеи, а потом начинает систематически выискивать информацию, которая эти идеи подтверждает. Человеку свойственно интерпретировать свой неоднозначный опыт в соответствии со своими личными теориями.

В чем заключается эффект Даннинга-Крюгера: невежество чаще рождает уверенность, нежели знание, в итоге возникает ложное знание. И если сделать попытку переубедить таких людей, то можно натолкнуться на их недоверие или даже враждебное отношение.

Любопытное явление в психологии

Эффект Даннинга-Крюгера - это не просто любопытное психологическое явление, он затрагивает важный аспект в режиме человеческой мысли, крупный изъян человеческого мышления. Это относится абсолютно ко всем - все люди являются компетентными в определенных областях знания, и одновременно ничего не смыслят в других сферах жизнедеятельности. Если внимательно рассмотреть кривую Даннинга-Крюгера, то стоит признать, что многие представляют себя в верхней половине этой кривой, и проявлением разума будет считаться признание того, что все находятся в нижней половине.

Эта закономерность, однако, не является режимом по умолчанию, это не судьба и не приговор. Эффект Даннинга-Крюгера и метапознание, которое является частью скептической философии, а также наличие критического мышления являются признанием того, что личность обладает мощным и одновременно тонким восприятием. Нужно не только признать это, но и периодически прилагать сознательные усилия для борьбы с самим собой. Значительной частью пути являются систематические сомнения в себе. При этом нужно понимать, что это, по сути, бесконечный процесс.

Эффект Даннинга-Крюгера: когнитивное искажение и самооценка

В дополнение к различным аспектам критического мышления, адекватная самооценка является навыком, который нужно стремиться развивать специально. Обычно человек не оценивает компетентность другого человека выше, чем она есть на самом деле, в то время как грамотные люди оценивают свою компетентность на уровень ниже.

Эксперименты и исследования в этой области направлены на решение познавательных задач, в том числе логику, грамматику, юмор. Что интересно, с самооценкой IQ ниже среднего люди переоценивают свои знания и способности, а те, у кого уровень выше среднего, предпочитают себя недооценивать. Это и есть подлинное когнитивное искажение, называемое эффектом Даннинга-Крюгера.

Проблемы метапознания

Беда этого мира заключается в том, что глупые всегда уверенны, а умные полны сомнений (Бертран Рассел). Кто старается переоценить свою квалификацию, тому не хватает метапознания для осознания своих ошибок. Иными словами, они слишком некомпетентны, чтобы признать свою собственную некомпетентность. Улучшение их метакогнитивных навыков позволило бы правильно оценивать собственные способности познания.

Если рассматривать эффект Даннинга-Крюгера подробнее, то важным является связь недостаточной осведомленности и дефицита метакогнитивных навыков. В выводах, представленных Крюгером и Даннингом, часто интерпретируется предположение о том, что менее компетентные люди возомнили себя более компетентными. Одни считают себя божьим даром и при этом достаточно посредственны, другие являются более чем компетентными, и при этом зачастую демонстрируют чрезмерную скромность.

Критика: регрессия к среднему

Наиболее распространенная критика, которую испытал на себе эффект Даннинга-Крюгера, заключается в том, что он просто отражает регресс к статистическому среднему. Регрессия к среднему ссылается на то, что любой раз при выборе группы индивидов на основе некоторого критерия, а затем измерения их состояния в иное измерение, уровень производительности будет иметь тенденцию сдвига к среднему уровню.

В контексте эффекта Даннинга-Крюгера аргумент заключается в том, что некомпетентные люди демонстрируют движение к среднему, если их попросить оценить свои собственные результаты, то есть они относительно некритично воспринимают свою производительность. Когда задача сложная, большинство людей предполагают, что они справятся хуже по сравнению с другими людьми. И наоборот, когда задача сравнительно простая, большинство людей предполагают, что они все сделали бы лучше, чем другие.

«Чужая работа всегда кажется легкой», «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю» (или, как говорил Сократ, «Я знаю, что ничего не знаю»). Эти и многие другие подобные фразы отражают такую особенность нашего восприятия, которая по-научному называется эффект Даннинга — Крюгера . Эта когнитивная ошибка была описана в 1999 году американскими социальными психологами Дэвидом Даннингом (David Dunning) и Джастином Крюгером (Justin Kruger). В чем же заключается этот парадокс, как он работает и почему о нем полезно помнить?

В чем эффект Даннинга — Крюгера?

Эффект Даннинга — Крюгера – это искаженное восприятие собственных способностей и знаний в той или иной области. Люди, которые на самом деле обладают низким уровнем знаний и/или способностей по теме, склонны их переоценивать. Те же, чьи знания, умения и навыки значительны, напротив, принижают их.

Конечно, сам по себе закон Даннинга — Крюгера был известен задолго до этих двух ученых. Подтверждением служит уже то, что отражающие данный парадокс фразы можно найти в очень древних трудах и учениях, включая не только Сократа, но и, например, Конфуция. Однако именно Даннинг и Крюгер провели несколько социологических исследований, представили выводы и описали эффект с научной точки зрения.

Чем объясняется этот парадокс?

С одной стороны, парадокс Даннинга — Крюгера можно объяснить тем, что если вы не знаете обсуждаемую тему, вы представляете ее в общих чертах и в общих же чертах оцениваете свои знания. Но чем больше вы погружаетесь в ту или иную область, тем больше деталей вам открывается и тем отчетливее вы понимаете, как мало знаете . Упрощенный пример: разведение костра. Казалось бы, дрова положил, спичку поднес – готово. Однако когда вы сами пытаетесь разжечь его, то узнаете, что газеты, тонкие и толстые ветки надо сложить в определенном порядке, и поджигать костер нужно не абы как, а чтобы веточки схватились. Да и подкладывать дрова тоже надо правильно.

Даннинг и Крюгер также отмечали, что люди, не сведущие в рассматриваемой теме, в силу низкого уровня знаний не могут осознавать свои ошибки (подробнее об этом мы говорим ).
Следовательно, они не могут давать профессиональные оценки своим суждениям, и это также мешает соотнести собственный уровень с уровнем профессионалов.

С другой стороны, если вы профессионал и с легкостью решаете различные задачки из вашей области, то можете просто не понять, почему у кого-то они вызывают затруднения – для вас это очень легко. Вот одна из причин, почему профессионал склонен преуменьшать свои знания и навыки – он не видит в них ничего особенного. Часто это становится побудительным мотивом к самосовершенствованию, дальнейшему обучению, расширению знаний и т.д., что в результате делает компетентного человека еще более компетентным . И это очень позитивное следствие парадокса Даннинга — Крюгера. Другие следствия мы рассмотрим ниже.

Несколько важных выводов из эффекта Даннинга — Крюгера

Помимо стремления компетентных людей к совершенствованию, самые главные практические выводы, которые можно сделать из исследований Даннинга и Крюгера, касаются людей некомпетентных. Так, лица с низким уровнем знаний по теме:

  • не способны оценить собственный уровень незнания/некомпетентности и обязательно завышают его;
  • не способны оценить уровень знания/незнания, компетентности/некомпетентности других;
  • не способны понять свои ошибки и оценить результат работы в целом.

Последний пункт стоит того, чтобы разобрать его подробнее.

Эффект Даннинга — Крюгера: оценка ошибок и результатов

Вроде все логично: чтобы понять, где закралась ошибка и насколько хорош результат, нужно обладать соответствующим уровнем знаний. На практике же такая логика не работает. Представим, что вы поклеили обои, совершенно не разбираясь в вопросе, а они отвалились через день. Почему? Вы вряд ли сможете понять, в чем проблема – в некачественном клее, в плохих обоях или же в том, что вы нарушили технологический процесс. Из-за того что люди с низким уровнем знаний/компетенций переоценивают их, они не сомневаются в том, что все сделали правильно . Как следствие, они часто сваливают все на некачественные материалы и инструменты (из перечисленных в нашем примере вариантов остаются некачественный клей и плохие обои). То есть перед нами наглядный пример народной мудрости «У плохого танцора всегда пол виноват».

Другая часть той же проблемы – оценка результата . Она становится особенно актуальной в тех вопросах, где допустимы необъективные оценки.
Например, доступность фототехники (в том числе профессиональной) обусловила появление множества «профессиональных фотографов», не знающих понятий «выдержка» и «экспозиция». При этом в силу низкой компетентности они не видят композиционных просчетов или плохую работу со светом, считая свои снимки гениальными.

То же самое касается некачественного дизайна, текстов, образовательных программ и многих других вопросов, когда несведущие люди пытаются влезть в чуждую им область. Страдают из-за этого не только те, кто получает некачественный результат (и возможно также не способен оценить его), но и мастера данной области – их труд обесценивается как в финансовом, так и в профессиональном планах. И это не говоря об «авторитетных» обсуждениях диагнозов в очереди в поликлинике или иных проявлениях данного парадокса, которые могут затрагивать важные вопросы здоровья, благополучия и т.д.

Даннинг и Крюгер установили, что при погружении в тему оценка собственного уровня знаний меняется, даже если практических навыков при этом не прибавляется . Поясним на примере. Во многих фильмах можно увидеть, как главный герой сажает самолет в сложных условиях, просто слушая команды диспетчера. Допустим, мы спросим человека на улице, способен ли он посадить самолет без автопилота в сложных условиях только с помощью подсказок? Переоценивая свои способности и исходя из подобных фильмов, наш респондент может ответить: «Почему нет?» Затем мы знакомим человека с тем, как правильно сажать самолет, что для этого нужно знать и уметь, какие факторы нужно учитывать. В результате компетенций и навыков у человека не прибавляется, а вот уверенность в том, что посадка пройдет гладко, упадет на глазах.

Применение закона Даннинга — Крюгера на практике

Синдром Даннинга — Крюгера касается практически всех сторон нашей жизни, когда мы сталкиваемся с областями, в которых не сильны . Это могут быть как многочисленные рабочие вопросы, так и нерабочие – готовка, изучение языков и др. Помнить о данном эффекте стоит во всех случаях: когда кто-то оценивает вашу работу, когда вы сами погружаетесь в малознакомую область или когда пытаетесь оценить чужое «погружение».

В первую очередь важно всегда вооружаться здравым смыслом и помнить, что этот эффект распространяется и на вас тоже . Вы можете подтянуть уровень знаний в нужной теме,
но задавайте себе вопрос: достаточно ли их, чтобы давать верные оценки. Если нет, обратитесь к тому, у кого достаточно. Например, не объясняйте врачу, как именно ему вас лечить, если ваша подготовка ограничивается только несколькими статьями, прочитанными на ресурсах сомнительной авторитетности. Если вы не уверены в диагнозе или терапии, лучше попросите второе мнение у другого специалиста.

Важно также не поддаваться на чужие «провокации» . Под ними мы понимаем ситуации, когда кто-то яро заверяет вас в своем высоком профессионализме. Это особенно важно в ситуациях, когда вы ищите исполнителей или нанимаете кого-то на работу. Вы можете столкнуться с людьми, которые искренне, но совершенно безосновательно считают себя специалистами, не говоря уже об обманщиках или обладателей безмерного эго. Однако также перед вами может быть и профессионал, которого не стоит упускать. Если сами вы не в состоянии дать верную оценку, лучше обратиться к эксперту в соответствующей сфере.

Если вы ищете профессионалов в своей области, мы бы не советовали устраивать для них проверки с каверзными вопросами, если вы не в состоянии оценить ни вопрос, ни ответ. Известен такой не самый удачный HR-прием – заранее поискать вопрос на засыпку, на собеседовании задать его кандидату и свериться с заранее же написанной шпаргалкой. Но вам могут дать более полный или более краткий ответ (но тоже верный), рассказать о том же другими словами или, например, привести свежие данные (тогда как в вашей шпаргалке устаревшие). А может быть, ваш вопрос сформулирован некорректно? Если ваших знаний не хватает для верной оценки, не стоит ставить себя же в неловкое положение.

И в заключение забавная лекция TedEx от Дэвида Даннинга «Почему некомпетентные люди думают, что они потрясающие» (David Dunning «Why incompetent people think they’re amazing»). Видео представлено на английском языке с русскими субтитрами.