Импрессионизм в поэзии А.Фета и живописи

Урок-вернисаж

Цели и задачи:

    ввести учащихся в сложный мир фетовской поэтики, показать особенности поэтического таланта А.Фета;

    выявить импрессионистские приемы, связанные с созданием поэтических образов;

    обучение анализу лирического произведения;

    развитие монологической и диалогической речи учащихся, их творческих способностей, внимания к слову, его выразительным возможностям;

    знакомство с импрессионизмом как художественным направлением, показ взаимодействия живописи и поэзии.

Оформление:

    выставка репродукций картин художников-импрессионистов (К.Моне, Ренуар, Грабарь, Коровин и др.), стихи А.Фета; презентация.

    грамзапись песни Р. Паулса «Вернисаж».

Задания к уроку:

    подготовить выразительное чтение стихотворений Фета о природе;

    проанализировать стихотворение «Шепот, робкое дыханье…», опираясь на вопросы: В чем особенность синтаксического построения стихотворения? Статично или динамично оно по своему характеру? На чем сосредоточено внимание автора: на предметах внешнего мира или на чувствах и переживаниях, с ними связанными? О чем это стихотворение? Определите его тему.

    Индивидуальные задания – подготовить сообщения и мультимедийные презентации

1. возникновение импрессионизма в живописи и его особенности;

2. К.Коровин как представитель русского импрессионизма;

Ход урока:

Он в мире грезы и мечты,

Любя игру лучей и тени,

Подметил беглые черты

Неуловимых ощущений,

Неуловимой красоты.

А.М.Жемчужников

Музыкальный эпиграф урока – песня «Вернисаж».

Наш вернисаж довольно необычен: на нем представлены не только произведения живописи, но и поэзии. А объединяет их особый взгляд на мир, субъективное восприятие действительности их авторами, основанное на мимолетных впечатлениях, мгновенных и случайных снимках памяти.

Обратимся к одному из экспонатов выставки. Это стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…», опубликованное в 1850 году и позднее доработанное автором.

Чтение стихотворения наизусть.

Стихотворение в течение полутора столетий было предметом изучения, споров, вызывало самые противоречивые суждения и по сути стало своеобразной визитной карточкой Фета.

Попробуем и мы проникнуть в секрет этой очень оригинальной поэтической миниатюры.

Обучающая беседа с элементами анализа стихотворения.

Стихотворение с самого начала поражает своей необычностью.

В чем особенность синтаксического построения стихотворения?

Все 12 строк – одно сложное предложение, состоящее из 13 частей. Все части – назывные предложения, среди них есть и нераспространенные.

Статично или динамично стихотворение по своему характеру?

Основываясь на особенностях синтаксического построения стихотворения, многие исследователи считали, что оно статично.

Но так ли это? В чем проявляется динамика?

Смена картин, состояний, движение времени. Обычно движение обозначается глагол ами. Фет нетрадиционен. В стихотворении движение сосредоточено в существительных: шепот, дыхание, трели, колыханье, свет, тени – все это обозначения действий, меняющихся явлений, которые прямо говорят о движении стихотворения («ряд волшебных изменений милого лица»). И, наконец, последняя строка «И заря, заря!» не может быть воспринята иначе, как в движении просто потому, что солнце, поднимающееся над горизонтом, остановиться не может.

На чем сосредоточено внимание автора: на предметах внешнего мира или на чувствах и переживаниях, с ними связанными?

Несмотря на обилие названных предметов и явлений, стихотворение предметным не назовешь. Это и есть самое неожиданное и удивительное. Предметы у Фета как бы не предметны. Они существуют не сами по себе, а как знаки чувств и состояний. Называя ту или иную вещь, поэт вызывает у читателя не прямое представление о самой вещи, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Главное смысловое поле стихотворения оказывается между словами, за словами.

О чем это стихотворение? Определите его тему.

За словами развивается и основная тема стихотворения – любовь. Само чувство даже не названо. Чувство тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное. Так о любви до Фета не писал никто.

Поэтическую манеру Фета, как она выявлена в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…», называют импрессионистской.

Обратимся к толковому словарю.

Импрессионизм (фр. впечатление) – направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений.

Импрессионизм как художественное направление возник и сформировался в живописи. Обратимся за помощью к нашим искусствоведам.

Сообщения учеников, представление презентаций:

1. Возникновение импрессионизма и его особенности;

2. К.Коровин как представитель русского импрессионизма.

Основные особенности восприятия и изображения окружающего мира, свойственные импрессионистам, названы. Более конкретно и полно они сформулированы на листках-информаторах.

Прослушав сообщения учеников, можем ли мы их чем-нибудь дополнить, обратившись к листкам-информаторам?

(Мазковая техника; разложение света на основные составляющие: красный, желтый, синий; слияние жанровой живописи с пейзажной.)

Применимы ли, на ваш взгляд, какие-то приемы живописного импрессионизма при создании лирического произведения и поэтических образов?

(По листку-информатору учащиеся называют некоторые из перечисленных особенностей импрессионизма, применение которых возможно в поэзии.)

Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных и случайных снимках памяти. Предметы не столько изображаются, сколько фиксируются. Перед нами проходят отдельные обрывки явлений (отсюда фрагментарность композиции), но эти же обрывки, взятые вместе, вместе воспринятые, образуют неожиданно цельную и психологически очень достоверную картину. Получается приблизительно так, как это описано у Л.Н.Толстого: «Смотришь, как человек будто бы без всякого разбора мажет красками, и никакого как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь – и в общем получается цельное впечатление».

Это сказано о произведении живописи, но это же можно отнести и к произведению поэтическому, созданному по законам импрессионизма. Конкретно это можно отнести и ко многим стихотворениям Фета.

Говоря об импрессионизме в поэзии Фета, в первую очередь имеют в виду его пейзажную лирику.

Выразительное чтение учениками стихотворений А.Фета («Ива», «В лунном сиянии», «Зреет рожь под жаркой нивой…», «Это утро, радость эта…», «Еще майская ночь»).

Пожалуй, одну из самых ярких импрессионистских картин, созданных Фетом, мы можем найти в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…».

Чтение стихотворения учителем с последующей обучающей беседой с элементами анализа стихотворения по вопросам листка-информатора.

В результате беседы должно быть выяснено следующее:

    В стихотворении нет последовательного полного описания окружающего мира. Он как бы дробится, распадается на мелкие фрагменты: озеро, лебедь, плывущий в тростник, прибрежный лес, вечер, река, наступающая ночь. Это мимолетные впечатления, выхваченные из окружающей действительности.

    Подвижность жизни природы находит отражение прежде всего в течении времени: в начале стихотворения это вечер («легли вечерние тени», «вечерний путь»), затем наступает ночь («уж начали звезды мелькать в небесах»). Движется лебедь; «блестя чешуей», быстро бежит река, «как змей золотой»; колышется пестрый флаг; сменяются чувства и ощущения лирического героя, т.е. создана динамичная картина.

    Состояние природы не всегда находится в гармонии с чувствами лирического героя, жизнью его сердца. Сначала – ощущение гармонии: наступает вечер, тишина, умиротворение, безмятежно и состояние героя («нас в лодке, как в люльке, несло»). Затем – диссонанс: с наступлением ночи приходит не сон, а взрыв чувств («не помню, как бросил весло», «не помню…, куда нас несло»).

    Интересна лексика цветообозначения в стихотворении: использовано только одно прилагательное – золотой, в других случаях употреблены существительные и даже глагол. Восприятие цветовой палитры рассчитано на наше ассоциативное воображение: озеро, небеса – голубой, синий цвет, тростник, лес – зеленый, лебедь – белый, река, «змей золотой», - золотой, желтый, краснея – красный.

    Самый интересный образ первой строфы – лес. Фет фиксирует его в неожиданном ракурсе: «опрокинулся лес». Мы видим не сам лес, а его отражение в озере, голубая гладь которого сравнивается с небесами.

    Стихотворение носит незаконченный характер. Незавершенность, открытость финала согласуется с эстетикой импрессионизма: предмет изображения – мгновение жизни, за которым последуют другие. Незавершенность, неясность характерны не только в передаче образов внешнего мира, но и в передаче чувств и ощущений.

А.Григорьев писал о стихах Фета: «Чувство в некоторых стихах Фета как будто не созревает до совершенной полноты и ясности – и явно сам поэт не хотел его довести до такого определенного, общедоступного состояния». Но именно в таком «колеблющемся» образе открылась, по мнению критика, какая-то «новая, неизведанная еще возможность раскрыть ту прихотливую логику человеческих ощущений, которая не может быть раскрыта никак иначе".

Сам Фет настойчиво подчеркивал еще одну особенность своего поэтического мира: в его стихах не надо искать «так называемого содержания», в них тон и музыка важнее, чем мысль. «Предметный» элемент лирического творчества (то, о чем пишет поэт) становится в этом случае лишь поводом для душевного переживания и приобретает характер случайный, «растрепанный», нелогичный.

Обратимся к еще одному экспонату нашей выставки:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы проползли.

Предлагаю ученикам «расшифровать» поэтический образ «серебряные змеи».

Темные тропинки в белых сугробах? Санный след? Или, может быть, следы поземки, вихрящейся между сугробами? Рассуждение по этому поводу мы можем найти у Н.Асеева, поэта 20 века: «Серебряные змеи» казались В.Брюсову садовыми дорожками в глубоком снегу. Мне же представлялись они извивающимися лентами сухой снеговой пыли, поднятой поземкой».

Для Фета это, в сущности, неважно. «Серебряные змеи» – это вовсе не предмет поэтического изображения, это лишь отправная точка для выражения чувств, свидетельство душевного состояния. Эти знаки душевного состояния могут меняться, как меняется, «течет» человек, как развиваются его чувства. Поэтому в стихотворениях Фета так часты прямые перечисления деталей, меняющихся и исчезающих образов, объединенных целостностью поэтического порыва (как в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»).

Смена деталей закрепляет и смену настроений. В этом плане интересно стихотворение «На кресле, отвалясь, гляжу на потолок…».

Детали по видимости случайны, захвачены как бы врасплох внезапно возникшим чувством, но эти детали не заменишь никакими другими. Они заключают в себе предел того поэтического вдохновения, которое Пушкин назвал «расположением души к живейшему принятью впечатлений».

На протяжении всего творчества Фет ощущал невозможность чисто словесными средствами передать всю глубину и богатство своего, да и вообще человеческого внутреннего мира, его неуловимо-музыкальные чувства, впечатления, переживания.

Читаю стихотворение Фета «Как беден наш язык…», выдерживаю паузу, чтобы ученики имели возможность вдуматься в его содержание.

Каким-то трудно объяснимым образом Фет умел эту «бедность» преодолевать, выходя в своих стихах за границы поэзии, становясь поэтом-художником, поэтом-музыкантом, вызывая у читателей восторг, недоумение, упреки, непонимание.

Своеобразная полемика возникла между Фетом и Полонским в связи со стихотворением «Кукушка». Полонскому показался неудачным один из эпитетов.

Внимательно прочитаем это стихотворение и попытаемся определить, уместность употребления какого из эпитетов, на ваш взгляд, могла вызвать сомнение у Полонского?

Ученики высказывают свои предположения, обосновывают их. Вполне вероятно, что будет назван и отыскиваемый эпитет «золотое ку-ку».

Из письма Фету : «Хоть убей меня, не постигаю, как может быть «ку-ку» золотым?» Фет отвечал Полонскому : «И римляне, и русские все дорогое, светлое охотно называют золотым, и я мог бы, обнимая тебя,… воскликнуть: «золотой мой», вовсе не желая этим сказать, что ты через огонь вызолочен или с помощью гальванопластики». Полонский Фету: «Милый мой – дорогой, золотой Афанасий Афанасьевич! Что эпитет золотой мой можно применять к людям, которых любишь, это я доказал тебе началом моего письма. Можно даже сказать золотая собака – т.е. удивительно, как ищет дичь и по ночам на воров лает, - но едва ли можно сказать «золотая песнь» или «золотое ку-ка-ре-ку!».

В этом любопытном диалоге Полонский слишком прямолинеен, не желает считаться с полисемантизмом слова и многоплановостью образа, ассоциативностью восприятия, с тем, что составляет своеобразие Фета, который словом стремится выразить чувство и внушить это чувство другим. Выразительность образа «как золотое, - ку-ку» благодаря экспрессивному эпитету переходит в его впечатляемость. Скорее всего, эстетически чуткий Полонский в данном случае проявил нечуткость.

В заключение урока проведем небольшой эксперимент. Попробуйте догадаться, кому принадлежит стихотворение, которое я сейчас прочитаю. Обратите внимание на лексику, поэтические образы и манеру их создания.

Ночи текли – звезды трепетно в бездну

лучи свои сеяли…

Капали слезы, - рыдала любовь, и алел

Жаркий рассвет, и те грезы, что в сердце

мы тайно лелеяли,

Трель соловья разносила – и бурей шумел

Моря сердитого вал – думы зрели, и –

реяли

Серые чайки…

Скорее всего, ученики назовут имя Фета.

Прошу обосновать это предположение.

(Могут быть отмечены характерная для Фета лексика: ночь, трепетное сияние звезд, трель соловья, слезы; «дерзкие» образы: ночи текли, рыдала любовь, алел жаркий рассвет; отсутствие сюжета; импрессионистская манера изображения; фрагментарность.)

Все это, безусловно, присутствует в стихотворении. Но это не Фет. Может показаться странным и маловероятным, но его автор – Полонский. Это стихотворение он посвятил Фету в день его пятидесятилетия и написал его в художественной манере адресата, создав своеобразную стилизацию. Автору удалось в блистательной художественной форме выразить самую суть фетовской поэтики.

Поэзия Фета во многом предвосхитила художественные искания поэтов, вступивших в литературу на рубеже веков – 19 и 20 (В.Соловьева, В.Брюсова, А.Блока, А.Белого) – и в более позднее время (С.Есенина, Б.Пастернака, Н.Рубцова). Фет оказал воздействие на русскую поэзию своей первозданной свежестью картин, чувств, мыслей, своей стилевой системой, особым строем художественных средств и приемов, в том числе и импрессионистских.

Пророческими оказались слова Л.Н.Толстого, который в письме Фету от 27 января 1878 года заметил, что сияние от его стихов очень далекое.

Домашнее задание: на материале урока письменно сформулировать черты и приемы импрессионизма в лирике Фета. С этой точки зрения проанализировать одно из стихотворений о природе.

Листок-информатор

Художественные особенности импрессионизма:

    подвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений;

    неуравновешенность, фрагментарность композиции;

    неожиданная точка зрения на мир, нетрадиционные ракурсы, срезы фигур;

    создание впечатления сверкающего солнечного дня;

    богатство красок в изображении природы;

    растворение объемных форм в вибрации света и воздуха, что придает изображению

неуловимый, таинственный, размытый характер;

    большая эмоциональность, субъективность изображения.

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в воде потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

И в воздухе чутком усталая грудь

Дышала отрадно. Легли

Вечерние тени. – Вечерний мой путь

Краснел меж деревьев вдали.

А мы, - мы на лодке сидели вдвоем,

Я смело налег на весло,

Ты молча покорным владела рулем,

Нас в лодке как в люльке несло.

И детская челн направляла рука

Туда, где блестя чешуей,

Вдоль сонного берега быстро река

Бежала как змей золотой.

Уж начали звезды мелькать в небесах…

Не помню, как бросил весло,

Не помню, что пестрый нашептывал флаг,

Куда нас потоком несло!

    Носит ли описание внешнего мира последовательный, целостный характер или это мимолетные впечатления, выхваченные из окружающей действительности волей автора?

    Назовите образы, связанные с вещным, предметным миром.

    Покажите подвижность, изменчивость в жизни природы. Всегда ли образ природы находится в гармоничном единстве с жизнью человеческого сердца или можно заметить диссонанс?

    Назовите лексику цветообозначения в стихотворении. Заметили ли вы игру света и тени? Если да, то какой колорит это придает изображению природы?

    Имеют ли образы природы, переживаний завершенность в развитии? Имеет ли законченный характер все стихотворение? Как это связано с эстетикой импрессионизма?

ФИО Чикрина Вера Александровна

Место работы, должность МОУ СОШ № 12 с углубленным изучением английского языка города Чистополя Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Почтовый адрес 422981 Татарстан, г. Чистополь, ул. Энгельса, д. 123, кв. 4

Электронный адрес vera - chikrina @ yandex . ru

Используемые УМК к сожалению, школы города, в том числе и та, где я работаю, не имеют широкого выбора учебных пособий. Учитель чаще вынужден ориентироваться на те, что имеются в наличии в школьной библиотеке. Для 5-9 классов это комплект под редакцией В.Я. Коровиной, в 10 классе использую учебник Лебедева, в 11 классе Чалмаева. В старших классах учебники используются мной эпизодически, т.к. не содержат необходимого материала. Очень часто готовлю сама раздаточный материал, листки-информаторы, карточки с заданиями, рекомендую ученикам книги и пособия, по которым можно подготовиться к уроку, даю индивидуальные задания.

Краткая характеристика педагогического опыта

Я выросла в учительской семье, но, поступая в университет на филологический факультет, о работе в школе всерьез не думала… И вот уже больше двадцати лет живу по школьному расписанию. Школа – источник моих радостей и огорчений, маленьких побед, вдохновения и желания трудиться. Я ощущаю свою востребованность коллегами, своими учениками, их родителями… По большому счету я занимаюсь любимым делом: вокруг меня удивительный мир литературы и культуры, который мне до сих пор интересен, научить понимать и любить который я пытаюсь своих учеников.

Уверена, что многим, как и мне, не дает покоя мысль о том, как успешно добиться передачи «всех начал нравственных и умственных от одного поколения последующему за ним поколению» (А.С. Хомяков), т.е. как сделать школу (не одну, не две, не десяток, а вообще – нашу отечественную школу) такой, какой она должна быть. Как добиться, чтобы предмет, который я не только в силу пристрастия считаю едва ли не самым важным, - литературу преподавать на должном уровне.

Разнообразные УМК, многочисленные методические разработки и рекомендации, Интернет дают богатый материал для размышлений, собственных поисков и находок, но в целом не решают проблему перехода школьного гуманитарного образования на качественно новый уровень.

Опыт показывает, что успешнее оказывается педагог, который в своей практике не ограничивается «стандартами», вариативно использует учебные программы и УМК, активно внедряет авторские разработки.

Отличительной чертой своего педагогического опыта я считаю широкую интеграцию учебных дисциплин в преподавании русского языка и литературы.

В первую очередь это сближение в школьном изучении русского языка и литературы, что призвано помочь учащимся осознать связь между языком и литературой, воспринимать художественное произведение как результат творческого использования языка, как искусство слова, как норму и образец владения языком.

Большие возможности для работы в этом направлении дают уроки словесности , помогающие прояснить саму сущность языка и литературы, их органическую связь. В течение нескольких лет практикую проведение таких уроков, начиная с 8 класса, наиболее активно использую их возможности при изучении курса литературы в 10 классе. Вот темы некоторых из них: «Особенности речевой организации художественного текста», «Экспрессивные возможности и роль имен собственных в тексте художественного произведения» (на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»), «Роль пейзажа и средства его создания в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Поэтика сновидений в романе «Преступление и наказание»

Анализ эпизода «Сон об убийстве лошади» и др.

Подобные уроки помогают осознать красоту языка, его неисчерпаемые возможности в выражении любой мысли, любого чувства, обогащают филологические знания учащихся, позволяют познать законы употребления различных стилей речи, активно использовать богатства и возможности языка в собственных высказываниях. Исхожу из того, что наряду с практической грамотностью в современной жизни необходима и речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме (на это ориентирует и задание части С новой формы итоговой аттестации – ЕГЭ).

Одновременно ребята приобретают литературные умения, учатся понимать смысл произведения через его язык. Читая художественное произведение, ученик осваивает авторскую мысль через словесную ткань, идя от слова, от словесной организации произведения к образу, композиции, сюжету, идее. Так формируется важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы. Такой подход открывает красоту художественного слова, помогает полюбить чтение.

Опыт работы в этом направлении был обобщен городским отделом образования в 2004 г. в брошюре «Уроки словесности», получившей рецензии доцентов кафедры преподавания русского языка и литературы при ИПКРО РТ г. Казань Г.Х. Ахбаровой и Т.О. Скиргайло. Неоднократно уроки словесности представлялись на городских и зональных семинарах учителей русского языка и литературы. Сопоставительный анализ текстов на лексическом и смысловом уровне лег в основу разработки урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и А. Григорьева», опубликованной в сборнике «Особенности преподавания русского языка и литературы в современной школе»: Материалы научно-практической конференции. – Москва-Казань: РИЦ «Школа», 2004.

В психологии различают три ступени понимания текста: первая – прочитал текст и не все в нем понял; вторая – прочитал текст и понял только то, что в нем есть; третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет. Талантливый читатель всегда старается подняться на третью ступень понимания текста, т. е. читать не только текст, но и подтекст, «между строк». Такое прочтение оказывается возможным только в том случае, если произведение рассматривается в широком культурном и историческом контексте, поэтому оказывается весьма целесообразно и продуктивно привлечение истории, философии, краеведения, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки, театра, кино, информатики, т.е. использование метапредметных связей.

Наиболее удачными и интересными в своей практике я считаю разработку и проведение именно таких уроков, надолго запоминаются они и ученикам, потому что актуализируют их знания, полученные на уроках по другим дисциплинам, расширяют кругозор, приобщают к культуре в широком смысле этого слова, неотъемлемой частью которой являются и язык, и литература.

Конкретная тема урока может включаться в единую большую тему, связанную с изучением культуры не только отечественной, но и мировой, например: урок внеклассного чтения в 7 классе «Образ Ивана Грозного в литературе и в живописи», уроки литературы в 9 классе «Классицизм в мировой культуре», в 10 классе «Импрессионизм в живописи и в поэзии А. Фета», в 11 классе «Интеллигенция и революция» и др.

Возможность использования на уроке мультимедийных технологий многое дает учителю и ученикам. Самостоятельно созданные презентации, слайдфильмы, найденный в Интернете интересный материал – все это обогащает урок, разнообразит формы его проведения, способствует формированию практических навыков у учащихся. Подготовленные учениками презентации по различным темам становятся учебными пособиями, которые могут использоваться и на других уроках.

Сочинение


Импрессионизм ставит во главу угла воздействие творчества на человеческие чувства. В основе лежат чувства - впечатления. Русское слово «впечатление» (как и французское «импрессион») происходит от слов «печать», «отпечаток», здесь подразумевается некий внутренний отпечаток прошедших событий, образов. Закат и восход солнца, пение птиц, снег - это лишь констатация фактов. Кровавый закат, весенний рассвет, трели соловья, искристый снег - это уже воздействие на чувства читателей.

«Первый снег…» Кто-то, к примеру, представит свой прежний дом; снежинки разного размера, красивые, будто напечатанные, опускаются в лужу у подъезда и исчезают в ней. Кто-то вспомнит ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху, то, как они путаются в ветвях деревьев и мелькают у фонарей. В этом состоит разница восприятия. Потому каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него. Удивительно, как настоящий поэт может отгадать такое заветное, такое личное практически для каждого человека. Фета считали «жрецом чистого искусства», однако если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: «Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает», может быть понято не как поэтический «каприз», а как отклик поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление об окружающем мире, это впечатление через образы передается человеку, читающему его стихи. Ос-. новываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, заставляет его забыть житейские невзгоды.

Поэзия, красота, гармония всегда вместе, одно подразумевает другое. И их воплощением могут быть не античные статуи, а подвижные и прекрасные состояния переменчивой души. Недаром в давние времена родился миф о Пигмалионе и Галатее, воспевающий не холодную красоту статуи, а пламенную любовь скульптора к своему творению. Ведь красивый человек не обязательно красив внешне. Внутренняя красота, красота духовная значит гораздо больше. Вот стихотворение, которое знают практически все:

* А на заре ты ее не буди,
* На заре она сладко так спит:
* Утро дышит у ней на груди,
* Ярко пышет на ямках ланит.

В мягком свете утра А. А. Фет воспевает свежесть и прелесть молодой девушки, но делает это так, как может только он один. Недаром этого поэта иногда называли «шепотом русской поэзии». Эти строки и есть утренний шепот в тишине спящего дома. Тепло, радость, рассеянный свет восходящего солнца наполняют стихотворение. «Открой сомкнуты негой взоры, навстречу северной Авроры»… - это у Пушкина, У Фета нет Аврор, Аполлонов, Посейдонов. Лишь чувства и стихи, стихи и музыка:

родукт избавит от жира! Скинуть 8 кг за 3 дня, если перед сном...

* Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок,

* Пред скамьей ты чертила блестящий песок.
* Я мечтам золотым отдавался вполне
* Ничего ты на все не ответила мне.

«Жгучий луч», «золотые мечты», «блестящий песок… В простоте, в кажущейся банальности вдруг возникает нечто совершенно необычное… Музыка звучит и звенит в этом луче солнца и поднимается к синему небу. Зонтик у скамейки. Такой, какие были тогда: белая ручка, острый кончик, воздушные кружевные оборки. На что именно, на какие чувства читателя воздействует автор? Да разве это здесь важно. Настоящее искусство, если можно так выразиться, призвано возвышать человека, учить его мудрости, любви. Прочувствовав это стихотворение А. А. Фета, узнаешь новую, прекрасную жизнь. И, думается, дело здесь в том самом волшебном «отпечатке», который оставляют в душе, казалось бы, такие простые и незатейливые слова. Отпечаток - импрессион…

Импрессионизм в живописи любят не все. Часто считают, что каждый может писать такие же картины - здесь мазок, там мазок. Здесь очень важно понимать отличия произведения

Мастера от произведения посредственного. Оно заключается в искренности и глубине впечатления творца и в способности передать его читателю или зрителю. Чем больше тепла, любви вкладывает художник свое творение, чем лучше он знает мир человеческих эмоций - счастье,1 страдание, злобу, ревность, веселье, тем восторженней примет его зритель или читатель.

А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося в Европе в конце XIX века. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру. Влияние Фета осо~ бенно отразилось на творчестве поэтов и художников XX века, и более всего Блока.

«Красота спасет мир». Не имеет особого значения, какими художественными приемами она выражена, к какому стилю относится, какому направлению соответствует. Импрессионизм… Лирика… Можно утверждать, что в творчестве Фета эти понятия неразделимы.

Сообщение по литературе на тему

«Новаторство: черты импрессионизма в лирике»

Выполнили:

Гневшева Мария, Мамина Алена,

ученицы 8 «А» класса

Норильск, 2005 – 2006 учебный год
Содержание

Новаторство Фета: черты импрессионизма в лирике

1. Импрессионизм как понятие в теории литературы и живописи

2. Черты импрессионизма в лирике. Новаторство

Список литературы

Алфавитный указатель проанализированных стихотворений

Новаторство Фета: черты импрессионизма в лирике

1.

Импрессионизм – (от фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв. Сложилось во французской живописи 1860-х – начале 70-х гг. Оказало большое влияние на европейскую культуру. Своим названием обязано полотну К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», показанному на выставке 1874 г. .

Отличительным признаком импрессионизма стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни. Сюжеты для своих картин они брали из повседневной жизни, они изображали парижские кафе, улочки, скромные садики, берега Сены, окрестные деревни, сельские пейзажи, привычные и всем знакомые здания, обыкновенных людей в будни и праздники. Новое поколение художников хотело перенести на свои полотна природу в ее истинном проявлении, поэтому они вышли из студий на открытый воздух – пленэр – чтобы наблюдать изображаемые объекты в их привычной среде при естественном освещении. Главным для художников была система: предмет – воздух – солнце . Импрессионисты ставили перед собой задачу: воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных зайчиков на самых обычных предметах.

Который стал проникать в другие художественные направления и содействовать решению разных эстетических задач. Стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не продолжали друг друга; между тем в целом обнаруживалось их скрытое единство и связь.

Теоретические идеи. прекрасное. Согласно этим импрессионистическим представлениям, когда прекрасное соединяется с безобразным, побеждает всегда красота: в силу некоего божественного закона природа всегда стремится к высшему типу, к совершенству. Красота – в характерности и выразительности. Роден прокламировал свое кредо: “Красота в правде” . Природа всегда прекрасна, нужно лишь уметь понимать ее проявления.

Некоторые сведения об эстетике импрессионистов можно почерпнуть не у художников, а у их современников и единомышленников – писателей. Главный идеолог и глава натурализма Э. Золя был одним из немногих, кто поддержал импрессионистов в начале их пути. Суть Э. Золя видел в «точности передачи впечатления от природы». В импрессионистическом требовании передачи впечатления для Золя звучало натуралистическое требование точно следовать за природой. Золя считал, что художник должен на холсте запечатлеть свое отношение к природе и показать ее «такой, какой он ее видит», отразить жизнь в ее бесконечных изменениях. Любимый лозунг Золя: «Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент» – вполне может служить определением импрессионизма. То есть для Золя идеи импрессионизма – естественное продолжение его собственных убеждений.

Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме. Он определил новую поэтику так: «Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением».

Особенности метода. Ключевым понятием для импрессионизма стала суггестивность: присутствие в каждом образе бесконечного множества скрытых смыслов, которые обычно не могут быть переданы на языке логически обоснованных понятий. Эти смыслы должны угадываться интуитивно или осознаваться чисто эмоционально, каждый раз оказываясь субъективно окрашенными в восприятии зрителя, читателя или слушателя . Импрессионистический образ призван оставлять ощущение недовершенности, наиболее органичной формой для него оказывается эскиз или миниатюра. Искусство стремится передать мимолетное, эфемерное, спонтанно возникающее чувство красоты, которое таится в скромных пейзажах и в заурядных явлениях будничности. Оно вызывающе противостоит культуре, проникнутой «большими идеями», и доверяет только художественному озарению. Но вместе с тем и основывается на точно рассчитанном эффекте цветовых или звуковых сочетаний, являющихся результатом тщательного анализа, а не импровизации. В литературе веяния импрессионизма оказались наиболее созвучными поэзии, воспринявшей его идеи как способ освобождения от штампов исчерпавшей себя романтической лирики, которая свелась к чистой «декламации», и от требований «полезности», выдвинутых критиками позитивистского толка. Поэтический образ начинает пониматься как запись импульсивно возникающего впечатления, которым порождается цепочка ассоциаций: их невозможно ни предугадать, ни свести в систему.

По поводу роли интуиции в художественном творчестве Роден, выражая позицию импрессионистов в этом вопросе, говорит, что в искусстве все получается путем безропотного подчинения бессознательному . Эта тенденция господства бессознательного в акте художественного творчества достигнет высшего своего развития в XX веке в сюрреализме, проповедовавшем «отключение разума» как принцип художественного творчества.

Художественные итоги. В качестве особого стиля импрессионизм вошел в художественную литературу конца XIX века. Его поочередно открывали для себя многие писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании «заострить» и умножить изобразительность слова. Импрессионистический стиль давал тут известные преимущества. Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые, будучи схваченными наугад, были, возможно, не вполне понятны ему самому, но зато внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая «соринка», сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на неизмеримо более глубокий смысл, чем тот, что был заключен в ней самой; кроме того, своей случайной, «боковой» правдой она сообщала рассказу необычайную яркость и свежесть. Импрессионисты помогли человечеству увидеть изумительный мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами. Импрессионизм означал переворот в манере чувствовать и видеть; он преобразовал не только живопись, но также скульптуру, музыку, литературу.

Оставаясь стилем, импрессионизм не вносил особых перемен в структуру художественного образа. Его появление в творчестве того или иного писателя не означало ломки основных художественных принципов и не сопровождалось официальным переходом в «импрессионисты»; но его присутствие сказывалось в обогащении старых методов, в т. ч. и описательном.

Родоначальниками «» в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: «Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими».

2.

«Стиль поэзии называют импрессионистическим» . Наша задача – доказать это на конкретных примерах.

Картина К. Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» .

Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». (в рецензии на сборник 1850 г.) сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена, находя там и здесь одинаковую меланхолическую нежность и самоуглубленность. Сердце поэта, пишет Кудрявцев, «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. , с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Социальные проблемы остались в стороне. О. Ренуар говорил, что в мире и так много зла и не стоит его умножать с помощью полотен .

Фет, погружаясь в свой внутренний мир, спасался от несовершенного мира. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем .

предсказывал, что Фет займет значительное место в русской лирической поэзии. Сопоставляя его с Пушкиным, Лермонтовым и Тютчевым, Боткин пришел к выводу, что Фет не принадлежит к тем поэтам, которые открывают новые пути «в поэтических пространствах». Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. , с.156).

Вторая особенность – содержание и цель искусства. Нами уже отмечалось то, что главной эстетической категорией импрессионизма являлось прекрасное . В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства. Полемика об эстетических принципах «чистого искусства» развернулась в период острой общественной борьбы конца 50-х – начала 60-х годов… Из статей сторонников «чистого искусства» наиболее известны: «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» , направленная против «Очерков гоголевского периода русской литературы» («Библиотека для чтения», 1856, т. 140), «Стихотворения А. Фета» («Современник», 1857, № 1), которую назвал «поэтическим катехизисом поэзии» (письмо Боткину от 01.01.01 года), а также статья самого «Стихотворения Ф. Тютчева». В ряду этих программных выступлений статья Фета выделяется тем, что Фет был приверженцем этой теории . утверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота. Понимая красоту, гармонию как изначальные, неотъемлемые свойства природы и всего мироздания, поэт отказывается видеть их в общественной жизни:

«… вопросы – о правах гражданства поэзии между прочими человеческими деятельностями, о ее нравственном значении, о современности в данную эпоху и т. п. считаю кошмарами, от которых давно и навсегда отделался» . Но не только общественные, идеологические «вопросы» неприемлемы в поэзии, с точки зрения Фета. Неприемлема вообще прямо заявленная идея. В поэзии возможна лишь «поэтическая мысль». В отличие от мысли философской, она предназначена «лежать твердым камнем в общем здании человеческого мышления и служить точкою опоры для последующих выводов; ее назначение озарять передний план архитектонической перспективы поэтического произведения, или тонко и едва заметно светить в ее бесконечной глубине» .

В путевых очерках «Из-за границы» () Фет говорит о потрясающих впечатлениях, которые пережил в Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Рафаэля и в Лувре перед статуей Венеры Милосской. Главная мысль Фета – о непостижимости этих вершинных явлений искусства для рационалистического понимания, о совсем иной природе поэтической мысли. «Когда я смотрел на эти небесные воздушные черты, пишет Фет о Мадонне, - мне ни на мгновение не приходила мысль о живописи или искусстве; с сердечным трепетом, с невозмутимым блаженством я веровал, что Бог сподобил меня быть соучастником видения Рафаэля. Я лицом к лицу видел тайну, которой не постигал, не постигаю и, к величайшему счастию, никогда не постигну». И далее – о Венере: «Что касается до мысли художника, - ее тут нет. Художник не существует, он весь перешел в богиню… Ни на чем глаз не отыщет тени преднамеренности; все, что вам невольно поет мрамор, говорит богиня, а не художник. Только такое искусство чисто и свято, все остальное – его профанация. И наконец – как обобщение: «Когда в минуту восторга перед художником возникает образ, отрадно улыбающийся, образ, нежно согревающий грудь, наполняющий душу сладостным трепетом, пусть он сосредоточит силы только на то, чтобы передать его во всей полноте и чистоте, рано или поздно ему откликнутся. Другой цели у искусства быть не может, по той же причине, по которой в одном организме не может быть двух жизней, в одной идее – двух идей» . «Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета: «Полон нежного волненья, / Сладостной мечты, / Буду ждать успокоенья / Чистой красоты» (1847); «В благословенный день, когда стремлюсь душою / В блаженный мир любви, добра и красоты…» (1857); «Целый мир от красоты, / От велика и до мала, / И напрасно ищешь ты / Отыскать ее начало. / Что такое день иль век / Перед тем, что бесконечно? / Хоть не вечен человек, / То, что вечно, - человечно» (Между 1874 и 1886 годами).

Выше мы уже упоминали о манере письма художников-импрессионистов. Мы можем указать полотна импрессионистов, наиболее полно отражающие данное направление живописи: О. Ренуар «Тропинка в высокой траве» (1874), О. Ренуар «Качели» (1876), Э Мане «Завтрак на траве» (1863), К. Моне «Дикие маки» (1873), К. Моне «Бульвар Капуцинок», А. Сислей «Дорога в лесу» (1879), К Писсарро «Бульвар Монмартр. Солнце после полудня» (1897) и др.

). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

Четвертая особенность – тождество человека и природы. В поэзии это выражено с помощью особого приема – психологического параллелизма. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Аналогия с душевным состоянием человека проведена настолько тонко, что трудно отделить мир природы от мира чувств. Зоркость души очень важна для художника. Сложные задачи психологического и философского характера диктовали поэту необходимость искать новые изобразительные средства. Найденные им крупицы образной новизны производили впечатление необычности и даже странности. Очень часто в работах филологов приводится цитата: «А мне все тут непонятно… я не понимаю связи между любовью и снегом», - жаловался на Фета один из критиков. А между тем уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка» (на инструмент перенесено впечатление от издаваемых им звуков), «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В таком духе начали писать уже в начале нашего века, в его 10-20-х годах» . В послании к поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

За тремя традиционными строками, говорящиими о том, что песню старого поэта овевает нечто молодое, Фет дает поражающую современным видение м мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

Сфера подсознательного восприятия мира требовала для своего выражения особого метода, который стал существенным элементом в становлении русской литературы. «Бессознательное» может изучаться как особая форма отражения внешнего мира…», - пишет современный исследователь, намечая различные пути изучения проблемы . Думается, что поэзия Фета на путях такого изучения может сыграть важную роль. Недаром еще в 1889 году председатель Психологического общества Н. Грот на юбилейном чествовании читал от имени членов общества поздравление, в котором говорилось: «…без сомнения, со временем, когда приемы психологического исследования расширятся, ваши произведения должны дать психологу обильный и интересный материал для освещения многих темных и сложных фактов в области чувствований и волнений человека» .

считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. .

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

Стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

Тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

Способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

Поиск новых способов поэтической выразительности.

Список литературы:

1. Афанасий Афанасиевич Фет. Биография. Лирика // Русская словесность. – М., 1996. - № 4. - С. 87-91.

2. «Трепет жизни». Импрессионизм в лирике А. Фета // Русская словесность. – М., 1998. - март –апрель. - №2. - С. 66 – 71.

3. Борев. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов / . - М.: Астрель, 2003, 575 с.

4. «Там человек сгорел…» // Озеров и волшебство. Книга статей. - М.: Советский писатель, 1976. - С. 153-202.

5. Палиевский // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. /Гл. ред. . – М.: Советская энциклопедия, 1972. Т. 3 – Стб 112-114.

6. Розенблюм и эстетика «чистого искусства» // Вопросы литературы. – М., 2003. - март-апрель. - С. 105-162.

7. Скатов Афанасия Фета. (Истоки, метод, эволюция) // Далекое и близкое. Литературно-критические очерки. – М.: Современник, 1981. - С. 1

8. Фет звезд: Стихотворения. – М.: дом «Летопись – М», 2000. – 444 с.

9. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / Сост. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 20с.

Тезисы:

Импрессионизм как понятие в теории литературы и живописи.

· Импрессионизм – (от фр. impression – «впечатление») – направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв. Сложилось во французской живописи 1860-х – начале 70-х гг. Оказало большое влияние на европейскую культуру. Своим названием обязано полотну К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце», показанному на выставке 1874 г. .

· Отличительным признаком импрессионизма стало отсутствие какой-либо заранее принятой формы. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимолетное впечатление от быстро текущей, постоянно меняющейся жизни.

· Главным для художников была с истема: предмет – воздух – солнце . Импрессионисты ставили перед собой задачу: воспроизвести не только предметы, но и окружающую их атмосферу, мерцание, феерию света, изменчивость цвета в бликах солнца, танец воздушной дымки, проникновение внутрь мерцания и трепета, чередование света и тени, причудливую игру солнечных зайчиков на самых обычных предметах .

· Очень скоро сложился так называемый «импрессионистический стиль», стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и ни в чем не продолжали друг друга; между тем в целом обнаруживалось их скрытое единство и связь.

· Теоретические идеи. Импрессионисты не проявляли особой заботы о формулировании своих эстетических принципов. И все же из рассуждений некоторых импрессионистов (скульптора Родена, например) можно узнать о существенных эстетических постулатах импрессионистов, и в частности о взглядах на коренную эстетическую категорию – прекрасное. Согласно этим импрессионистическим представлениям, когда прекрасное соединяется с безобразным, побеждает всегда красота. Красота – в характерности и выразительности. Роден прокламировал свое кредо: “Красота в правде” . Природа всегда прекрасна, нужно лишь уметь понимать ее проявления.

Некоторые сведения об эстетике импрессионистов можно почерпнуть не у художников, а у их современников и единомышленников – писателей. Главный идеолог и глава натурализма Э. Золя говорил: «Произведение искусства есть уголок природы, воспринятый сквозь темперамент». Его слова вполне могут служить определением импрессионизма.

Теоретические постулаты, определяющие импрессионистическое творчество в литературе, сформулировал Малларме. Он определил новую поэтику так: «Нужно рисовать не вещь, а производимый ею эффект. Стихотворение должно состоять не из слов, а из намерений. Слова стушевываются перед впечатлением».

· Особенности метода. Импрессионистический образ призван оставлять ощущение недовершенности, наиболее органичной формой для него оказывается эскиз или миниатюра. В литературе веяния импрессионизма оказались наиболее созвучными поэзии, воспринявшей его идеи как способ освобождения от штампов исчерпавшей себя романтической лирики, которая свелась к чистой «декламации», и от требований «полезности», выдвинутых критиками позитивистского толка. Поэтический образ начинает пониматься как запись импульсивно возникающего впечатления, которым порождается цепочка ассоциаций: их невозможно ни предугадать, ни свести в систему.

· Художественные итоги. В качестве особого стиля импрессионизм вошел в художественную литературу конца XIX века. Его поочередно открывали для себя многие писатели, далекие друг от друга по убеждениям и складу, но сходные в желании «заострить» и умножить изобразительность слова. Писатель получал возможность вести повествование через такие детали, которые, будучи схваченными наугад, были, возможно, не вполне понятны ему самому, но зато внутренне совпадали с его мыслью. Каждая такая «соринка», сочетаясь с другими, могла косвенно указывать на неизмеримо более глубокий смысл, чем тот, что был заключен в ней самой; кроме того, своей случайной, «боковой» правдой она сообщала рассказу необычайную яркость и свежесть. Импрессионисты помогли человечеству увидеть изумительный мир света, заставили зрителя смотреть на мир другими глазами. Импрессионизм означал переворот в манере чувствовать и видеть; он преобразовал не только живопись, но также скульптуру, музыку, литературу.

· Оставаясь стилем, импрессионизм не вносил особых перемен в структуру художественного образа. Его появление в творчестве того или иного писателя не означало ломки основных художественных принципов и не сопровождалось официальным переходом в «импрессионисты»; но его присутствие сказывалось в обогащении старых методов, в т. ч. и описательном.

Родоначальниками «психологического импрессионизма » в литературе принято считать братьев Ж. и Э. Гонкуров: «Мы были первыми поэтами нервов, чувствительнее и восприимчивее других, вибрирующие тоньше, быстрее, отзывчивее, и лучшими ценителями незаметных ощущений… Мы всегда умели обнаружить тончайшую и сокровенную сущность вещей, легкий аромат, источаемый ими».

Тезисы:

Черты импрессионизма в лирике. Новаторство.

· «Стиль поэзии называют импрессионистическим» . Наша задача – доказать это на конкретных примерах.

Картина К. Моне, давшая название целому направлению в искусстве, была написана в 1874 году, а известное стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» было написано в 1850. Можно сказать о том, что «поэт чутко уловил новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которую еще не знала поэзия» .

· Первая особенность , которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета – предмет изображения, стремление зафиксировать впечатление от мига, в котором отразилось движение жизни, ее текучая форма, переливы настроений, «трепет жизни». сравнивает стихотворения Фета с ноктюрнами Шопена. Сердце поэта «не утерпит и отзовется на всякий звук в природе, откликнется на всякий призыв ее, принесет ли его теплая ночь или свежее весеннее утро, зимний, снегом белеющий вечер или зноем дышащий воздух жаркого летнего дня» (Цит. по ст. , с. 151). Например, в одноименном стихотворении поэт изображает бабочку – «весь бархат…» «с его живым миганьем». Это «живое миганье» больше всего интересует поэта, поэтому он стремится его запечатлеть. Картины импрессионистов рассказывают о радости жизни, о красоте природы, о мимолетных состояниях души. Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально-политических проблем .

· Боткин пришел к выводу, что Фет – «поэт ощущений» и в уже знакомом «он дал … почувствовать… множество превосходных подробностей и частностей, остававшихся доселе скрытыми» (Цит. по ст. , с.156).

· Вторая особенность – содержание и цель искусства. В русском литературоведении теория «чистого искусства», или «искусство для искусства», объявила красоту единственным содержанием и конечной целью искусства.

у тверждал, что художнику дорога только одна сторона предметов – их красота.«Свобода» (независимость творческая, свобода вдохновения) – главное, определяющее понятие в поэзии «чистого искусства». Поклонение красоте – лейтмотив всего творчества Фета.

· Пейзажи в стихотворениях Фета воздушны, в них много света, они как бы просвечивают насквозь (пахнуло, дышит, дымка, туманный пар, прозрачный воздух, воздух плывет, изменчивый лик, месяц глядит между длинных ветвей ). Фетовский пленэр близок к импрессионистическому видению мира.

Способность передать яркость, красочность природы (пурпур, серебро, янтарь, сиянье, синева ) – это третья особенность стихов Фета и полотен импрессионистов.

· Четвертая особенность тождество человека и природы. Природа любит не вместо человека, а вместе с человеком. Уловление связи между «любовью и снегом» было новшеством, равным и для прозы и для поэзии. Л. Озеров писал об этом: «В эпоху Фета так не говорили: «тающая скрипка», «овдовевшая лазурь», «травы в рыдании», «ясный воздух сам робеет на мороз дохнуть», «в нем слишком много слез»… Это было дерзко и в известной степени вызывающе. В послании к поэт пишет:

Ты изумляешься, что я еще пою,

Как будто прежняя во храм вступает жрица,

И, чем-то молодым овеяв песнь мою,

То ласточка мелькнет, то длинная ресница.

Фет дает поражающую современным видением мира строку: «То ласточка мелькнет, то длинная ресница». Строку, в которой зрительные и душевные связи устанавливаются путем сведения воедино самых далеких ассоциаций. Мелькание ласточки и моргание ресниц помогают установлению более глубоких связей времени. Фет тем самым показал новые ассоциативные возможности русской поэзии и открыл ранее неведомые ей пути.

считал: «Назначение поэта – быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами. Под новизною я понимаю не новые предметы, а новое их освещение волшебным фонарем искусства» .

Подводя итоги, мы можем выделить следующие признаки импрессионизма в лирике Фета:

- стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; зафиксировать нюансы чувств;

- тождество состояния природы и внутреннего мира человека;

- способность передать красочную прелесть природы, богатство человеческой души;

- поиск новых способов поэтической выразительности.

Алфавитный указатель проанализированных стихотворений

1. Бабочка

2. «Барашков буря шлет своих…»

3. «Благовонная ночь, благодатная ночь…»

4. «Блеском вечерним овеяны горы…»

5. «В вечер такой золотистый и ясный…»

6. «В дымке-невидимке…»

7. Весенний дождь

8. «Вот и летние дни убавляются…»

9. «Вчера расстались мы с тобой…»

10. «Глубь небес опять ясна…»

11. Горячий ключ

12. «День проснется – и речи людские…»

13. «Дул север. Плакала трава…»

14. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

15. «Есть ночи зимней блеск и сила…»

16. «Жду я, тревогой объят…»

17. «Жизнь пронеслась без явного следа…»

18. «За горами, песками, морями…»

20. «Из дебрей туманы несмело…»

21. «Измучен жизнью, коварством надежды…»

22. «Как богат я в безумных стихах!..»

23. «Как нежишь ты, серебряная ночь…»

24. «Кляните нас: нам дорога свобода…»

26. Кукушка

27. Ласточки

29. «Летний вечер тих и ясен…»

30. «Людские так грубы слова…»

31. «Моего тот безумства желал, кто смежал…»

32. «Молятся звезды, мерцают и рдеют…»

33. Море и звезды

34. «Мы встретились вновь после долгой разлуки…»

35. «Над озером лебедь в тростник протянул…»

36. На рассвете

37. «Не отнеси к холодному бесстрастью…»

38. Ничтожество

39. «Ночь и я, мы оба дышим…»

40. «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…»

41. «Одним толчком согнать ладью живую…»

42. «О, как волнуюся я мыслию больною…»

43. «Опавший лист дрожит от нашего движенья…»

44. «Опять осенний блеск денницы…»

45. Осенняя роза

46. Осень («Как грустны сумрачные дни…»)

47. «Прости! Во мгле воспоминанья…»

48. Псевдопоэту

49. «Светил нам день, будя огонь в крови…»

50. «С гнезд замахали крикливые цапли…»

51. «Сегодня все звезды так пышно…»

53. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

54. Смерти («Я в жизни обмирал и чувство это знаю…»)

55. «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…»

57. Среди звезд

58. «Страницы милые опять персты открыли…»

59. «Теснее и ближе сюда!..»

60. «Только в мире и есть, что тенистый…»

61. «Томительно-призывно и напрасно…»

62. «Ты видишь, за спиной косцов…»

63. «Ты отстрадала, я еще страдаю…»

64. «Ты помнишь, что было тогда…»

65. «Тяжело в ночной тиши…»

66. Угасшим звездам

68. «Устало все кругом: устал и цвет небес…»

69. «Учись у них – у дуба, у березы…»

70. «Что за звук в полумраке вечернем? Бог весть…»

71. Шопену

72. «Я потрясен, когда кругом…»

73. «Я пришел к тебе с приветом…»

74. «Я тебе ничего не скажу…»

Импрессионизм – особое направление в искус­стве XIX века, сложившееся во французской жи­вописи в 70-е годы. Импрессионизм означает впе­чатление, то есть изображение не предмета как та­кового, а того впечатления, которое этот предмет производит, фиксация художником своих субъ­ективных наблюдений и впечатлений от действительности,

Изменчивых ощущений и переживаний. Особым признаком этого стиля было “стрем­ление передать предмет в отрывочных, мгновен­но фиксирующих каждое ощущение штрихах”.

Стремление Фета показать явление во всем мно­гообразии его переменчивых форм сближает поэта с импрессионизмом. Зорко вглядываясь во внешний мир и показы­вая его таким, каким он предстает в данный мо­мент, Фет вырабатывает совершенно новые для поэзии приемы, импрессионистиче­ского стиля.

Его интересует не столько предмет, сколько впечатление. произведенное предметом. Фет изображает внешний мир в том виде, который соответствует сиюминутному настроению поэта. При всей правдивости и конк­ретности описания природы прежде всего служат средством выражения лирического чувства.

Новаторство Фета было настолько смелым, что многие современники не понимали его стихов. При жизни Фета его поэзия не нашла должного отклика у его современников. Только двадцатое столетие по-настоящему открыло Фета, его удиви­тельную поэзию, которая дарит нам радость уз­навания мира, познания его гармонии и совершен­ства.

“Для всех прикасающихся к лирике Фета через столетие после ее создания важна. прежде всего. ее одухотворенность, душевная пристальность, нерастраченность молодых сил жизни, трепет весны и прозрачная мудрость осени, – писал Л. Озеров. – Читаешь Фета – и сдается: вся еще твоя жизнь впереди. Сколько доброго сулит идущий день. Сто­ит жить! Таков Фет.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания – темы, которые присущи практически...
  2. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы(цикл “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”, “Гадания”,...
  3. Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета – это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга,...

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление называется импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, «опрокинутые» в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении «Ива» столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и так же, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.