• Что такое цель?
  • Достижение целей
  • Атрибуты SMART-цели
    • Конкретная
    • Измеримая
    • Достижимая
    • Релевантная
    • Определенная по времени
  • Примеры SMART-целей
    • Личные
    • Семейные
    • Финансовые
    • Творческие
    • Спортивные
    • Духовные
    • Авантюрные
    • Путешествия
    • Иные
    • Совет №2 - Сделать цель привлекательной
    • Совет №4 - Постоянно напоминайте себе о цели
    • Совет №6 - Помощь друзей
    • Совет №7 - Позитивное мышление
    • Совет №8 - Выберите пример для подражания

Часто ли вам доводилось слышать слово «целеустремленный» в отношении какого-либо человека? Думаю, приходилось, и не раз. Но задумывались ли вы о том, что значит это выражение? Целеустремленный человек – это тот, который умеет ставить перед собой цели и добиваться их. Замечательное качество, не правда ли? Пожалуй, только такие люди и могут достигать значительных успехов.

Хотите стать таким же человеком?

Тогда вам стоит прочесть эту статью. В ней мы объясним, что такое цель , как правильно ставить цели и, главное, как достичь поставленных целей .

Начнем с азов – разберемся, что же такое цель.

Что такое цель?

Слово «цель» пришло к нам из немецкого языка и имеет несколько трактовок. Вот наиболее емкая из них:

Цель – это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.

Из этого определения ясно, что целью не может быть то, чего мы достигли спонтанно, неожиданно для нас самих. Кардинальное отличие цели от мечты: мечта – это то, чего мы хотим, цель – то, чего пытаемся добиться. Соответственно, без шагов, направленных на достижение цели, она останется всего лишь мечтой. Как сказал Оноре Де Бальзак, «чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».

Известный французский писатель Дени Дидро в свою очередь говорил, что «если нет цели в жизни, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Из этих слов следует, что вся жизнь состоит из целей, к которым мы стремимся, и что надо ставить себе достойные цели, чтобы чувствовать себя полноценным человеком, думающим и постоянно развивающимся. И «покрасить забор», и «добиться карьерного роста», и «обрести счастье» - это все может быть целями, но покраска забора на фоне карьерного роста и обретения счастье – цель мелкая. Это следует понимать.

Теперь, когда мы понимаем значения слова «цель», давайте перейдем к вопросу достижения цели.

Достижение целей

Достижение цели – это процесс, который находится во временном промежутке между двумя событиями – моментом постановки цели и моментом получения конечного результата. Чтобы достичь любой цели, вы должны продумать свои шаги для ее достижения, учесть любые нюансы и предусмотреть все «подводные камни», которые могут помешать вам на этом пути.

Иными словами, вы должны четко представлять, как поставить цель и мотивировать себя на ее достижение . Следовательно, к планированию своих действий необходимо подойти разумно, с холодной головой. Только так вы сможете разработать наиболее адекватный алгоритм для достижения поставленной для себя цели в срок.

Смотрите видео - Почему 99% людей не достигают целей:

Как правильно ставить цели. Определение SMART-целей

Кажется, ничего особенно сложного в описанных действиях нет – ставь цель, добивайся ее… Но почему же тогда люди нередко оказываются в тупике?

Причин может быть много. Это и неверное планирование действий, и недостаточное усердие, и банальное стечение обстоятельств (так называемый «форс-мажор»)…

Но чаще всего проблема заключается в том, что человек неверно выбрал цель – то есть невольно априори «поставил крест» на всем мероприятии. И что он потом ни делает, на какие ухищрения ни идет, все напрасно, потому что цель попросту недостижима, и вся операция изначально была обречена на провал.

Как же избежать подобного конфуза? Как не потратить время понапрасну, стремясь к тому, что недостижимо? Для этого существует простая методика постановки целей – SMART , которая позволяет адекватно оценить поставленную задачу перед тем, как начать ее решать.

Что такое SMART? Как нетрудно догадаться, это – аббревиатура, включающая в себя все атрибуты грамотно поставленной цели. По числу букв в слове, этих атрибутов пять.

Конкретная (Specific), измеримая (Measurable), достижимая (Achievable), релевантная (Relevant) и определенная по времени (Timed). Такова расшифровка SMART.

Атрибуты SMART-цели

Конкретная

Цель должна быть четко определенной. Например, заниматься спортом – это неконкретная цель. А вот совершать 40-минутные пробежки 2 раза в день, утром и вечером – конкретная. Если вы не будете понимать, что именно хотите сделать, как вы этого добьетесь?

Измеримая

Цель должна быть измеримой, то есть иметь конечный результат, который можно измерить. Например, похудеть до 50 килограммов – это конкретная и измеримая величина, тогда как «похудеть» - цель неопределенная: неясно, сколько вы хотите сбросить и какой результат вас удовлетворит – то ли десять сброшенных килограммов, то ли один-единственный.

Понятно, что далеко не все цели можно измерить килограммами, метрами или иными величинами. В таком случае вам для простоты следует прибегнуть к шкалированию, взяв ноль за отправную точку, а десять – за идеал. То есть, если вы, допустим, хотите научиться играть на фортепиано, за единицу можно взять изучение нот, за пятерку – «собачий вальс», а за десятку – исполнение прелюдий Баха. Соответственно, Бах может не быть вашей конечной целью. Может, вам будет достаточно иногда развлекать гостей «собачим вальсом»? Тогда ваша цель расположена на середине шкалы, пятое деление.

Многие ошибочно полагают, что можно действовать, опираясь на свои ощущения – мол, я пойму, когда достигну цели. Но на самом деле, говоря так, вы сразу делаете себе послабление, даете шанс схитрить и остановиться раньше, если устанете или утратите мотивацию. Идти к цели, руководствуясь только ощущениями – удел слабых. Так вы ничего не достигните.

Достижимая

Не стоит в тридцать лет мечтать о золотой медали олимпийских игр в том или ином виде спорта, особенно если до этого вы никогда им не занимались. К сожалению, ваш организм уже физически не выйдет на те нагрузки, которым подвергают себя профессиональные спортсмены.

Для того, чтобы достичь определенной цели, помимо желания, у вас либо уже должны быть ресурсы (физические, экономические, иные), либо вы должны иметь возможность эти ресурсы за определенное время обрести. Подумайте, на что вы способны в настоящий момент времени? Что еще надо сделать? Справитесь ли вы с этим?

Релевантная

Цель, которую вы ставите, не должна противоречить другим вашим задачам. Например, у вас уже есть цель вставать в шесть утра, чтобы успевать на маршрутку, едущую до офиса, где вы работаете. Если же вы решили «изучать языки программирования с двух до четырех часов утра», вставать вам будет крайне затруднительно, и вы будете опаздывать на работу.

Такого противоречия возникать не должно, поэтому следует грамотно планировать свое время и отказаться от целей, которые невозможно встроить в свой график, потому что в таком случае и новых результатов не добиться, и старым можно только навредить.

Определенная по времени

Четко определяйте сроки достижения поставленной цели. Этот пункт – едва ли не самый важный. Если сроки будут неопределенными, то вы не будете достаточно стараться. Согласитесь, огромная разница – задаться целью «сбросить 10 килограммов за 3 месяца» или просто «сбросить 10 килограммов». Во втором случае процесс может растянуться и на год, и на два, и на пять лет – спешить ведь вам некуда.

Именно поэтому сроки ставить надо. Это дисциплинирует и вынуждает в момент цейтнота открывать в себе дополнительные ресурсы.

Смотрите видео в тему - Как добиться цели:

Примеры SMART-целей

Направление задачи Пример SMART -цели Комментарий автора
Изучение языка C# За 3 месяца научиться делать программу с пятью подпрограммами, занимаясь программированием ежедневно с 20:00 до 21:00 с помощью видеоуроков Есть конкретная измеримая цель – научиться делать программу, оперирующую пятью подпрограммами. Есть сроки – 3 месяца. Цель релевантная, так как вы отводите под нее вечернее время, свободное от работы. Цель видится достижимой – так как вы учитесь по примерам в видеоуроках.
Увеличение зарплаты Добиться увеличения заработной платы на 20% за следующие полгода за счет выполнения дополнительных функций вне должностных обязанностей Есть конкретная измеримая цель – добиться повышения зарплаты на 20% от текущей. Есть сроки – полгода. Цель релевантная? Если выполнение дополнительных обязанностей не влияет на выполнение основных – да. Достижимость цели зависит от добросовестности сотрудника и отношения руководства компании к инициативе сотрудника.
Похудение Похудеть на 7 килограммов за 4 месяца за счет пробежек и диеты Этот пример уже рассматривался в тексте, описывающем систему SMART. Есть конкретная измеримая цель – похудеть на 7 килограммов. Есть сроки – 4 месяца. Если диеты и пробежки не мешают вам выполнять иные задачи, цель релевантная. Цель достижима, если верно определены нагрузки.
Летний отпуск в Египте Провести неделю летнего отпуска с 10.07.17 по 17.07.17 в пятизвездочном отеле Египта Есть конкретная измеримая цель – провести неделю летнего отпуска в пятизвездочном отеле Египта. Есть конкретные сроки – с 10.07.17 по 17.07.17. Если отпуск в данных числах не срывает никаких сроков на работе, цель релевантна. Если есть финансы, и руководство подписывает отпуск, цель достижима.
Получить права Получить права категории В не позднее июня текущего года, пройдя обучение в местной автошколе Есть конкретная измеримая цель – получить права категории В. Есть сроки – сделать это не позднее июня текущего года. Если посещение автошколы не мешает вам выполнять другие задачи, цель релевантна. Если у вас есть деньги, время и желание для обучения – цель достижима.

100 жизненных целей других людей

Если вам трудно определиться с конкретной целью, вот вам список примерных целей, которых стараются достичь самые разные люди во всех уголках нашего необъятного мира.

Личные

  • Найти работу по душе;
  • Стать профессионалом своего дела;
  • Отказаться от вредных привычек;
  • Завести новых друзей;
  • Выучить английский и французский языки;
  • Отказаться от употребления мучного;
  • Добиться определенного количества подписчиков в Инстаграм;
  • Ложиться не позже двенадцати и вставать не позже семи;
  • Смотреть не менее трех научно-познавательных фильмов в неделю;
  • Научиться готовить;

Семейные

  • Жениться либо выйти замуж;
  • Сделать спутника жизни счастливым;
  • Родить не менее двух детей, мальчика и девочку;
  • Достойно воспитать детей;
  • Отдать детей в хорошую школу;
  • Дожить до свадьбы детей;
  • Отпраздновать серебряную свадьбу;
  • Дожить до свадьбы внуков;
  • Отпраздновать золотую свадьбу;
  • Поддерживать отношения со всеми членами семьи;

Финансовые

  • Никогда не брать деньги в долг или в кредит;
  • Заиметь хорошую подработку;
  • Добиться официальной стабильной зарплаты;
  • Откладывать с каждой зарплаты не менее определенной суммы;
  • Купить собственное жилье;
  • Дачу на берегу Черного моря;
  • Домик в горах;
  • Накопить на новый (не б/у) автомобиль;
  • Иметь возможность помогать детям до тех пор, пока они не встанут на ноги;
  • Заниматься благотворительностью;

Творческие

  • Научиться играть на саксофоне;
  • Написать автобиографию;
  • Продумать интерьер квартиры своей мечты и воплотить его в жизнь;
  • Научиться лепить из глины посуду;
  • Научиться рисовать маслом;
  • Завести блог;
  • Избавиться от страха перед публичными выступлениями;
  • Научиться танцевать сальсу;
  • Каждый день делать и публиковать не менее пяти фото природы;
  • Научиться вязать;

Спортивные

  • Избавиться от лишнего веса;
  • Жать штангу 150 кг хотя бы два раза за подход;
  • Научиться делать «солнышко» на турнике;
  • Заняться водными лыжами;
  • Научиться подводному плаванию;
  • Совершить прыжок с парашютом;
  • Выучить приемы рукопашного боя;
  • Научиться играть в баскетбол;
  • Выиграть соревнования по армрестлингу среди любителей;
  • Ходить по лестницам, избегая лифта;

Духовные

  • Научиться медитировать;
  • Прочитать всех лауреатов Нобелевской премии в области литературы;
  • Прочитать Библию;
  • Наладить отношения с родителями и братом;
  • Научиться самодисциплине;
  • Посещать службы в храме;
  • Обрести гармонию с самим собой;
  • Научиться быть благодарным;
  • Научиться достигать целей, которые себе ставишь;
  • Заняться благотворительностью;

Авантюрные

  • Полетать на дельтаплане;
  • Прокатиться на слоне в Индии;
  • Опуститься на морское дно на субмарине;
  • Поплавать на каноэ;
  • Поучаствовать в байк-пробеге по России;
  • Поплавать с черепахами;
  • Поиграть в «рулетку» в Лас-Вегасе;
  • Поучаствовать в фестивале реконструкции в Великобритании;
  • Попробовать блюда тайской кухни;
  • Попробовать себя в банджо-джампинге;

Путешествия

  • Съездить в Ниццу;
  • Побывать на стадионе футбольного клуба «Реал»;
  • Съездить в тур по Африке;
  • Посетить Антарктиду;
  • Провести лето в Новосибирске;
  • Слетать в Калифорнию;
  • Устроить автопробег по странам ближнего зарубежья;
  • Встретить новый год в Египте;
  • Побывать с экскурсией на Красной поляне в Сочи;
  • Совершить кругосветное путешествие на роскошном лайнере;

Иные

  • Купить родителям путевку в тур по странам Европы;
  • Добиться встречи с кумиром детства;
  • Перейти на ночной образ жизни;
  • Организовать какую-нибудь публичную демонстрацию;
  • Получить второе образование, например, юридическое;
  • Наладить отношения с другом детства, с которым не виделся несколько лет;
  • Посетить Иерусалим;
  • Регулярно читать блоги известных деятелей искусства;
  • На два месяца забыть об Интернете;
  • Заняться астрономией;
  • Найти интересную область и человека, способного помочь тебе ее освоить;
  • Избавиться от страха высоты;
  • Воочию посмотреть на солнечное затмение;
  • Посадить и вырастить плодовое дерево;
  • Покорить Эверест;
  • Научить младшего брата программированию;
  • Стать более аккуратным;
  • Починить старую газонокосилку;
  • Провести корпоратив;
  • Научиться искусству оригами;
  • Перестать волноваться по малейшему поводу.

Как мотивировать себя на достижение цели

Теперь, когда вы так много знаете о целях и способах их постановки, следует рассмотреть еще один немаловажный вопрос – вопрос мотивации. Мотивация очень важна, если вы поставили цель и хотите ее достичь. Недостаток мотивации может послужить причиной отказа от цели, несмотря на все былые стремления. Уверен, вам нередко доводилось слышать, что у человека «опустились руки» - это значит, что негативные обстоятельства оказались сильней, чем его мотивация.

Допускать подобного нельзя.

Но как грамотно мотивировать себя, чтобы «запала» хватило на весь путь от постановки цели до конечного результата?

Есть ряд советов, способных помочь вам в этом непростом деле.

Совет №1 - Иметь возможность гарантировано достичь поставленной цели при надлежащем усердии

Если вы ставите перед собой достигаемую цель, вы знаете, что можете ее достигнуть, и это знание придает вам уверенность в собственных силах и избавляет вас от лишних переживаний. Вы не гадаете, осилите эту задачу или нет. Вы знаете, что она выполнима, и спокойно, методично двигаетесь ей навстречу.

Пресловутая покраска забора – это, скорей, необходимость, чем удовольствие. А вот желание приобрести новую, красивую иномарку может заставить трудиться усердней и зарабатывать больше, чтобы поскорей воплотить свою мечту в жизнь.

Совет №3 - Четко понимать, что принесет вам достижение цели

Можно прямо на лист бумаги выписать все положительные моменты. Например, все та же новая иномарка. Что принесет ее покупка? Самоудовлетворение. Статус. Престиж. Безопасность. Комфортабельность. Отказ от общественного транспорта. Возможность отправиться в путешествие на машине. Да и детям больше не придется ходить в школу пешком… Очевидно же, что причин двигаться к цели хватает?

Например, повесьте дома распечатанный плакат с изображением машины или же включите ежедневное автонапоминание в своем телефоне.

Чем чаще вы вспоминаете о своей цели, тем проще поддерживать определенный уровень мотивации в ее достижении.

Совет №5 - Постоянно напоминайте себе, что будет, если цели вы НЕ достигните

В примере с покупкой машины и напоминать не надо – каждодневные путешествия на работу и с работы на общественном транспорте сами по себе являются подобным напоминанием. Или если у вас уже есть машина, но старая и постоянно ломающаяся – вид вашей «развалюхи» тоже может вас мотивировать.

Друзья прекрасно знают, как мотивировать вас для достижения цели – на то ведь они и друзья.

Кого-то по-хорошему злят колкости, кого-то, наоборот, надо постоянно подбадривать. Попросите друзей помочь. Настоящие – не откажут.

Даже если что-то не получается (например, на подработке заплатили меньше, чем вы рассчитывали, и покупка авто отодвинулась еще на какое-то время), постоянно напоминайте себе, что все это – мелкие неудачи, которые никогда не смогут заставить вас отказаться от своей цели.

Если ваш сосед, работающий на том же предприятии, что и вы, смог купить иномарку, значит, эта цель вполне достижима, верно? Можете пообщаться с ним, спросить совета, надо думать, хороший человек не откажет вам в подобной малости. Главное, не завидуйте ему, ведь не он виноват в том, что вы не добились поставленной цели.

Идите к своей цели, не сворачивая, и все у вас получится!

Мечта, заветное желание, жизненная цель – на первый взгляд, это похожие понятия. На самом деле эти слова обозначают совершенно разные вещи. Мечта может быть нереальной, а желание – невыполнимым. Чтобы то, о чем вы мечтаете, сбылось, надо от пожеланий перейти к целеполаганию. Однако цель тоже может остаться недостигнутой, если вы неверно ее сформулируете. Правильная постановка целей и их достижение. Эта логическая цепочка – путь к успеху.

Как правильно ставить цели

Целеполагание – процесс постановки цели. Этому понятию посвящено много научно-популярных книг. Как утверждают психологи, верно сформулированная задача – 50% гарантии ее достижения. Многие не знают, как ставить цели правильно. Поэтому неудивительно, что стали популярны тренинги, где профессиональные психологи учат основным принципам целеполагания. В отличие от желания и мечты, цель – понятие определенное, четкое, так как за ней стоит конкретный результат. Этот результат надо видеть. В достижение цели необходимо верить. Только тогда ее можно действительно добиться.

Формулировки: «Я хочу расширить свой бизнес», «Я хочу увеличить свои доходы» – примеры желаний. Чтобы перевести их в категорию целей, надо конкретно определить, что значит для вас расширить бизнес. Открыть новые филиалы? Расширить ассортимент услуг? Привлечь большее количество клиентов? Увеличить объем производства? Насколько увеличить или расширить: на 20% или в 2 раза? Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Результат, к которому вы стремитесь, должен быть измеряем.

Лучше всего записать конкретно поставленную цель в ежедневник. Для ее формулировки используйте активные глаголы, типа «сделать», «заработать», «достигнуть». Не употребляйте слова «надо», «необходимо», «нужно», «следует», так как они несут смысловой оттенок принудительности, преодоления внутренних барьеров. Это ваша цель. Вы хотите ее достигнуть, никто не заставляет вас это делать.

Достигать слишком простые цели не интересно. Задача должна быть сложной, чтобы на пути к ней приходилось преодолевать трудности, только так можно развиваться. Но цель должна быть реальной. Поэтому перед ее формулировкой надо проанализировать настоящее положение вещей и оценить имеющиеся ресурсы и возможности. Открыть сразу 5 новых филиалов или увеличить доходы в 10 раз вряд ли получиться. Сначала добейтесь достижения более скромных целей. Со временем вы придете к тому, о чем даже не осмеливались мечтать в начале пути.

Правильная постановка цели обязательно содержит указание на время ее достижения. Например, цели расширить клиентскую базу или увеличить объем производства нужно конкретизировать процентными показателями (на 30%) и сроком (1 год).

Если вы научитесь правильно и конкретно формулировать цели для себя, то сумеете понятно и четко ставить их перед другими. Руководитель организации должен знать основные принципы целеполагания. Тогда от своих менеджеров он потребует правильно формулировать цели их работы. А это гарантия того, что они свои задачи действительно выполнят.

Как достичь целей

Методы достижения целей таковы:

  1. Цель ведет к получению результата. Если для вас он очень важен, то добиться его будет легче. Представьте все плюсы от достижения конечного результата. Заранее предвкушайте ощущения радости и успеха, которые вы испытаете в тот момент. Тогда никакие страхи и сомнения не помешают на пути к поставленной цели. Этот прием психологи называют методом визуализации. Он помогает актуализировать для достижения цели все внешние и внутренние ресурсы, притягивает нужные идеи, людей, средства. Например, подумайте о преимуществах, которые получите, увеличив доход на 50%. Вы сможете позволить себе более дорогую недвижимость, машину, отдых, подарки близким. Повысите свой социальный статус. Какое из этих преимуществ для вас самое желанное? Представьте, что вы его уже достигли. И пусть эта картинка вас мотивирует. Когда вы ставите цели перед своими сотрудниками, помогите им увидеть плюсы их общих достижений. Повышение зарплаты, премии, карьерный рост, получение дополнительных средств в бюджет компании на корпоративные мероприятия.
  2. Чтобы пройти длинный путь к достижению большой и важной цели, нужно разделить его на этапы. Для этого глобальная цель разбивается на цели поменьше. Они, в свою очередь, также могут быть раздроблены на более мелкие задачи. Если все это схематично изобразить на бумаге, то получится настоящая система целей и подцелей. Каждую из них старайтесь сформулировать четко с указанием сроков достижения, и тогда эту схему можно будет легко превратить в пошаговый план движения к главной глобальной цели. Такое планирование станет основой для составления понятной инструкции к действию для ваших подчиненных. Например, цель расширить ассортимент услуг можно разделить на подцели: изучить специфику новых услуг, закупить необходимое для их оказания оборудование, подобрать специалистов или обучить своих сотрудников, найти дополнительное место.
  3. В достижении личных целей могут помочь близкие люди. А когда речь идет о задачах, связанных с бизнесом, не обойтись без помощи сотрудников и партнеров. Разбив глобальную цель на конкретные подцели, продумайте, кто из подчиненных может справиться с каждой из них наиболее успешно. Но помните, первоначальную цель ставили для себя вы, она важна для вас, поэтому и ответственность за ее достижение тоже лежит, в первую очередь, на вас. Если вы не придете к своей цели, потому что кто-то из сотрудников не выполнил поставленную перед ним задачу, то вина за это будет лежать на вас. Значит, ресурсы этого работника вы переоценили. Возможно, ему для решения своей задачи требуется больше времени или необходимо повысить квалификацию. А может быть, для достижения данной подцели нужен совсем другой специалист.
  4. Постарайтесь заранее оценить препятствия, которые возникнут на пути достижения цели. Подумайте о том, как можно их преодолеть или устранить. Не все сразу, а постепенно, по одному. Конечно, предугадать все проблемы не получится. Но у вас будет план по устранению хотя бы части их.
  5. Ищите дополнительные ресурсы. Новая информация, новые знания и умения помогут преодолеть преграды, которые сначала могут показаться самыми большими. Возможно, вам придется нанять новых специалистов (маркетологов, аналитиков, контент-менеджеров, бизнес-тренеров) или вашим прежним сотрудникам нужно будет пройти обучающие курсы, тренинги, семинары.
  6. Составьте общий план действий на тот период времени, который вы отвели себе для достижения цели. В нем отразите, кто и в какие сроки будет решать промежуточные задачи, какие ресурсы и дополнительные вложения будут привлечены для преодоления препятствий. На основе общего плана составьте более подробные планы для каждого квартала, месяца и даже недели. Конечно, во время выполнения вам придется многое скорректировать в плане. Ведь на пути к цели у вас появятся новые знания, опыт, и обстоятельства могут поменяться. Скорее всего, во время осуществления плана вы увидите ошибки, допущенные при составлении. Так что по ходу движения нужно будет осуществлять работу над ошибками. Может быть, вам даже придется скорректировать поставленные цели, если вы поймете, что пока ваших ресурсов не хватает на достижение первоначальных. Но это не страшно. Все равно вы пройдете уже часть пути, приобретете новые знания и опыт, которые помогут скорректировать цели и двигаться дальше.
  7. Периодически анализируйте свои цели, методы их достижения и ресурсы. Это полезно для дальнейшего рационального планирования своего пути.
  8. Взвесьте цену, которую вам придется заплатить за достижение цели. Для обучения сотрудников и покупки оборудования понадобятся финансовые вложения. Чтобы контролировать работу нового филиала, нужно дополнительное время. Возможно, вам придется сократить часы личного отдыха или меньше времени проводить с семьей. Для прохождения тренинга надо потратить силы и энергию. А привлечение в дело партнера заставит отказаться от привычки решать все самостоятельно. Оцените свою готовность пожертвовать всем этим и выйти из своей зоны комфорта.

Цель всегда ведет к действиям, ведь если ничего не делать, то и цели не достигнешь. И наоборот, чтобы начать действовать, надо поставить себе цель. Лучше мотивации к действиям не бывает.

Достижение целей есть глобальный процесс, который имеет свои правила развития. К тому же, он требует от человека определенных качеств. Умение работать эффективно – одно из основных качеств успешных людей. Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы эта черта у вас была хорошо развита.

Поэтому ее развитие – следующая ступенька в овладении технологии эффективного достижения цели.

Для получения максимального результата вам надо преодолеть все ступеньки этой лестницы. Первые четыре ступеньки мы уже детально изучили. Последняя, кстати, оказалась столь сложной для понимания, что ее детальное описание заняло целых три статьи. Если помните, речь шла об умении .

Три условия
для повышения
эффективности

Если вас удовлетворяют такие результаты, и вы спокойно относитесь к тому, что своих целей вы добьетесь к концу своей жизни (а может, и не добьетесь), то информация в этой статье не для вас. Она предназначена для тех, кто, напротив, хочет сократить время своего движения и ускорить приход своей мечты.

Умение эффективно работать – этот такой же навык, как и все остальные. И как любой навык, свою эффективность можно развивать и повышать. Для этого есть . Но до того, как переходить к их изучению и применению, необходимо выполнить три обязательных условия.

Во-первых , надо иметь . Буквально каждую минуту вы должны понимать, куда вы идете и в какой точке находитесь сейчас.

А еще глупее, стараться подняться по ней как можно быстрее. Это непродуктивное расходование своей энергии, которую вы можете направить в другое русло. Поэтому не жалейте времени для того, чтобы конкретно и детально описать пункт своего назначения, ту точку, где вы хотите оказаться.

К тому же, если человек не представляет себе, что делать со своей жизнью, то обязательно найдется кто-то, кто сделает это за него. Ему дадут направление, да еще подтолкнут, чтобы придать ускорение. Тогда не стоит сетовать, что вас используют, и заставляют воплощать чьи-то чужие цели.

Второе обязательное условие – уметь организовывать себя. Я не случайно этот навык ставлю выше эффективности. Вот почему я так много о нем говорила (ссылка на статью дана выше).

Согласитесь, что, если человек не в состоянии управлять собой и своим временем, то повышать свою эффективность ему нет никакого смысла. Для начала выработайте в себе навыки самоорганизованности. Возможно, где-то понадобиться и сила воли.

Ведь вокруг столько интересного. Все это привлекает наше внимание и уводит нас с основного пути.

И снова мы наблюдаем ненужное расходование энергии.

И, наконец, третье . Надо четко различать основные понятия. Иначе ты занимаешься вовсе не тем, что тебе нужно. Плюс размытость в понимании рождает размытость в голове. Как результат, идет расфокусировка действий. А это тоже непродуктивный расход энергии.

Надо понимать, что запас энергии – это самый важный наш ресурс. Энергия для нас то же, что бензин для автомобиля. Тратили бы вы его попусту?

Многие путают эффективность, продуктивность и результативность. Это достаточно близкие понятия, но все же имеют свои нюансы. И ваш результат во многом будет зависеть от того, насколько хорошо вы понимаете их , чтобы выбрать нужные техники работы.

Если вы еще не согласны с этим утверждением, то поговорите с каким-либо профессионалом в любой области. Он подтвердит вам истинность этих слов.

Правильные вопросы
для повышения
эффективности

Поскольку я уже описала много разных техник по повышению эффективности, что сейчас основное внимание уделю моменту фокусировки на своей цели. Сами техники, если они вас интересуют, вы найдете на этом сайте. Для этого достаточно ввести запрос в окно поиска.

Самое сложное в жизни – найти на все время. Многие люди жалеют, что это ресурс нельзя приобрести или занять у кого-то. Они не представляют себе, как можно все успевать.

Расслабьтесь. Могу вас успокоить: даже не старайтесь этого достичь. Один из самых известных законов тайм-менеджмента гласит, что никогда не будет достаточно времени, чтобы человек смог сделать все свои дела, но

Что же можно считать самым важным в своей жизни? Наши приоритеты в разные моменты времени могут сдвигаться. Например, для молодого человека это может стать желание хорошо закончить вуз, для будущей мамы – родить здорового ребенка. Кто-то хочет найти хорошую работу, кто-то – создать крепкую семью, кто-то – увеличить свой доход.

Самое важное всегда то, что связано с вашей целью на этот период, что приближает вас к ней. На этих задачах, прежде всего, и надо фокусировать свои действия.

Простую точную фокусировку легко проводить с помощью правильных вопросов. К тому же эти вопросы также позволят поддерживать нужный вектор при своем движении.

Ниже я привожу вам пять таких вопросов в пример. Вы можете взять их на вооружение или же на их основе придумать свои.

Правильные вопросы надо задавать себе несколько раз на день. Поскольку рутина и “ “ все время уводят человека с его основного пути. Как бы вы ни старались, всегда есть вероятность переключения вашего внимания на нечто-то второстепенное.

А теперь рассмотрим сами вопросы.

Вопрос 1.
Насколько значимо мое время?

Самой большой парадокс жизни человека связан с его отношением со временем. Как будто все понимают, что время – важный ресурс жизни. Но, наверное, потому, что он нам достается совершенно бесплатно, мы его не ценим.

Большинство людей ценят лишь то, за что они платят. Кстати, именно поэтому бесплатные курсы редко позволяют получать результаты. Есть интересный фильм на эту тему. Он так и называется . Если вы впервые слышите о нем (или еще его не видели), советую посмотреть. Гарантирую, что ваш взгляд на время претерпит сильные изменения.

Время, как ресурс, важнее денег. Ибо деньги можно восполнить (их можно заработать), а утраченное время уже никак не вернется.

Хотя мало кто понимает, что наплевательское отношение к своему времени приводит к тому, что человек не имеет весомых результатов в своей жизни. Есть прекрасное изречение на этот счет.

В бизнесе есть один интересный точный термин – “потребительская стоимость“. Этот термин отражает полезность производимых товаров и услуг, их способность удовлетворить ту или иную потребность человека.

Фишка в том, что хотя потребительская стоимость не соответствует себестоимости, именно она определяет цену товара.

Вы когда-нибудь оценивали свое время по этому принципу? Попробуйте сделать это.

Прежде, чем приступить к каким-либо действиям, спросите себя “Как я оцениваю сейчас потребительскую стоимость своего времени? “. Этот вопрос позволит вам понять, насколько для вас значимо то, на что вы собираетесь тратить свое время. Будут ли ваши действия результативными, приблизят ли они вас к вашей цели.

Поверьте, такого осознания будет достаточно для того, чтобы избавиться от многих “поглотителей времени“.

Вопрос 2.
Мои действия ведут к моей цели?

Этот вопрос следует себе задавать регулярно, независимо от того, чем вы занимаетесь.

Даже, если вы работаете по найму, у вас есть конкретная цель – исполнение своих должностных обязанностей. От ваших усилий зависит ваш успех на работе, ваш карьерный рост и повышение вашего дохода.

Здесь самое время вспомнить о . Согласно этому принципу, важны и нужны лишь 20% усилий. Именно они являются самыми результативными.

Данный вопрос позволяет вам сфокусировать себя на те действия, что входят в число наиболее результативных. Он подобен стрелке на железнодорожных путях. И также переводит ваши мысли в нужную сторону.

Важная роль при этом отводится планированию. Хорошо продуманный план позволит вам отыскать свои правильные действия. А данный вопрос позволит вам придерживаться этого плана и не отвлекаться на малозначимые дела.

Усилить фокусировку можно еще с помощью трех вопросов.

Вопрос 2а.
Что я могу сейчас сделать,
чтобы получить реальный результат?

В любой момент времени есть только один ответ на этот вопрос. По сути, это будет конкретная задача, тот маленький шаг, без которого не будет вашего продвижения к цели.

Вопрос 2б.
Как мне сделать это максимально хорошо?

Вообще-то любое дело надо стремиться делать наилучшим для вас способом. Это есть признак профессионализма. А успеха достигают только . Развивайте у себя благую привычку успешных людей – сразу делать дела хорошо. Тогда вам не придется их переделывать или доделывать. А это очень важно для увеличения эффективности и результативности ваших действий.

Вопрос 2в.
Какое действие само ценное для меня
в этот в этот момент времени?

Это дополнительный вопрос, который позволит вам перевести себя на нужный уровень мышления в том случае, если два предыдущих вопроса не сработали.

Тест по оценке
вашей продуктивности

Многим людям сложно оценить свое умение организовывать трудовой процесс. И это закономерно. Нужные навыки не даются нам от рождения. Их надо в себе вырабатывать. Но ведь для этого надо знать, каких навыков тебе не хватает. Тогда будет проще найти техники, что помогут развить нужные качества.

В этом вам поможет прекрасный тест «Умеете ли вы организовывать свой труд». Это брошюра из 8 страниц, в которой помимо теста даны ключи для его расшифровки, а также пояснение к полученным результатам.

Данный тест позволит лучше понять, что же вам мешает добиться успеха, что нужно изменить и что выработать в себе для этого. Он

  • покажет, насколько эффективно вы можете действовать для решения поставленных задач;
  • поможет определить, что же вам надо сделать для получения более высоких результатов.

Данный тест условно бесплатен. Я подготовила его как ответный подарок на денежную поддержку этого сайта. Меня постоянно спрашивают о том, как можно выразить благодарность за мою работу. Просто. Угостите меня чашечкой кофе. Я его очень люблю и получаю массу удовольствия. А я в ответ отблагодарю вас этим тестом.

Чтобы получить данный тест, внесите 100 руб. на Яндекс-кошелек или WebMoney. Жители Украины на WebMoney могут внести гривну (50 грн. ).

Номера кошельков:

WebMoney R213267026024 (рубли)
U136906760978 (гривна)

Яндекс-кошелек 410011224648992

При перечислении в Примечаниях укажите свою Фамилию и Имя .

После этого:

  1. Напишите мне в Форме обратной связи (разделе Контакты), категория!Финансовые вопросы».
  2. Укажите, куда вы перечислили деньги и откуда.
  3. Тест вам будет выслан на e-mail, который вы укажите в Форме обратной связи.

Подводим итоги

Выпишите два основных правильных вопроса на отдельную карточку и храните ее на своем рабочем столе. Если дополнительные вопросы вам оказались близкими, то тоже выпишите их на эту карточку.

Всегда задавайте себе два главных вопроса. Тогда гарантировано “потребительская стоимость“ вашего времени станет максимально высокой. Значит, вы сможете значительно быстрее достичь поставленных целей.

Причем, привычка постоянно задавать себе эти два ключевых вопроса позволит вам удвоить вашу эффективность.

И это справедливо для любой области жизни. Что бы ни было для вас ценным, посмотрите, насколько эффективны вы в этом направлении. Данная практика повысит вашу производительность и ускорит продвижение к любым целям.

Проявите активность в достижении целей. Только представьте себе, что это вам даст! Помимо того, что вы будете иметь то, что вы хотите, у вас еще появится дополнительное время и возможности на другие цели.

Большинство из нас знает, что наличие целей в жизни – это одно из непременных условий благополучия, процветания и счастья. Благодаря целям наша жизнь наполняется смыслом, с помощью целей мы обретаем внутреннюю силу, необходимую для преодоления проблем, препятствий и обычных жизненных неурядиц. Устанавливая цели, мы способствуем мобилизации внутренних резервов нашего организма и, вместе с тем, раскрытию своего потенциала. Кроме того, наличие собственных целей делает нас более целостными личностями, истинными хозяевами своей жизни, тогда как полное их отсутствие превращает нашу жизнь в серое бесцветное существование, где цели, а точнее задачи, для нас определяют окружающие нас люди и обстоятельства. Человек без цели и без большой мечты подобен лодке, спущенной в бурный поток реки, послушно слоняющейся вдоль берегов и закручивающейся в вихрях быстрого течения. Естественно, что и достижения такого человека ограничиваются маленькими победами в быту и на работе. Человек же с целью, словно парусник использует энергию ветра для маневрирования по всему руслу, прохождения перекатов и достижения нужных берегов. Таким людям с большей лёгкостью удаётся преодолевать препятствия и достигать значительных побед в своей жизни.

Цель это то, что позволяет нам «быть, а не казаться». Это не просто мечта, которой мы время от времени балуем себя лёжа на диване, это что-то более определённое, оформленное и постоянное. Цель это указатель на нашем жизненном пути, путевая звезда в бушующем океане жизни, наш внутренний источник энергии, заставляющий сердце биться сильней и, одновременно, продуманный до мелочей план движения. Недостаточно просто знать, какова цель вашей жизни и чего вы хотите достичь – все мы о чём-то мечтаем, но не всем удаётся воплотить свои мечты в жизнь. Почему? Достижение целей - большая работа. Она требует от нас совершения обдуманных шагов, переноса нашего желания из мира ярких картинок, построенных нашим воображением, в мир цифр, подчиняющийся правилам логики и силе интеллекта. Мы должны научиться разделять большие цели, своей величиной повергающие нас в уныние на ряд маленьких целей, достижение которых кажется нам более чем возможным. Нам также необходимо бороться со своей ленью, страхами и слабостями, а это означает, что нам нужно не только заставлять себя делать требующиеся шаги, но и работать над собой, совершенствовать себя и развивать свою личность, и многое – многое другое. В этом разделе сайта meto dorf .ru вы найдёте максимум полезной информации о том, что такое цели, как их ставить и как достигать.

Корпоративная культура компании должна включать в себя правильную организацию и эффективное достижение целей фирмы. Это нужно для определения направления развития и обеспечения реализации стратегического плана компании на ближайшее время.

Вы узнаете:

  • Какие существуют методы достижения целей организации.
  • Какая стратегия достижения поставленных целей является наиболее эффективной.
  • Как достигать поставленных целей с помощью высокой корпоративной культуры в компании.
  • Как визуализация может помочь в достижении поставленных компанией целей.
  • Как достигать поставленных целей с помощью практики кайдзен.

Цели необходимо четко определять для каждого уровня организации, каждого ее отдела и подразделения, а также для каждого конкретного сотрудника. Причем не только текущие, но и долгосрочные. Лишь тогда работники будут осознавать, что они делают и какой результат должны получить, и смогут давать более точную оценку своей деятельности с точки зрения приближения к цели.

Как понять, что цель достигнута?

Должен быть достигнут определенный результат. К этому нужно стремиться. Когда человек добивается цели, необходимо ставить новую задачу и конкретизировать, какой ожидается результат. Однако применение такого подхода целесообразно по отношению не к одному или нескольким работникам, а ко всему персоналу организации.

Цикл процесса стратегического планирования (инфографика)

Отталкиваться надо от цели компании, сформулированной в политике по качеству . На нее нужно ориентироваться, ставя задачи отделам. А уже на основании них осуществляется формирование целей каждого сектора, достижение которых возможно с помощью конкретных действий. Процесс аналогичен и для следующего этапа: задачи нижестоящего уровня формируются с учетом целей вышестоящего. Самая низкая ступень - отдельный работник, для которого таким образом определяются цели, задачи и мероприятия. Формулировка индивидуальных целей для каждого работника не обязательна, можно определять командные цели.

Определение целей требует учета ряда факторов:

  • цели должны быть оптимальными, не нужно завышать или занижать их;
  • должно быть возможным объективное измерение целей с получением конкретных числовых значений;
  • необходимо четко определять сроки достижения целей;
  • в достижении целей должна быть необходимость, они обязаны быть полезными.

К определению целей нужно привлекать и сотрудников. А вот выбор способов их достижения - прерогатива непосредственно работника. На плечи руководителей ложится создание необходимых условий для достижения цели (время, персонал, средства). В процессе работы может также потребоваться помощь руководства (совет). Кроме того, оно должно следить за своевременностью выполнения задач и, если понадобится, корректировать цели. Еще одной обязанностью менеджеров является сопоставление целей разных отделов и недопущение наличия между ними конкуренции и противоречий.

Задача руководителя - осуществлять контроль за выполнением заданий , рабочим процессом, в случае необходимости вмешиваясь в него. Если «целенаправленное управление» организовать правильно, то оно будет отлично мотивировать персонал, поскольку успех можно будет измерить, а результаты в достижениях станут очевидными. В организации наладится коммуникация - как относительно личных успехов, так и результатов всего подразделения. Станет реальной координация индивидуальных целей и задач с общими целями организации. А если работник видит, что он участвует в достижении общей цели, то он не зацикливается на своих интересах. Кроме того, он лучше понимает работу остальных.

Пример

В 2009 году руководство одной организации приняло меры по достижению плановых показателей оборота. Целью была реализация товаров на 7 млн долларов за 5 месяцев. Генеральный директор разработал план, согласно которому задачей 20 сотрудников на ближайшие 2 месяца стали звонки потенциальным клиентам и общение с теми, кто уже приобретал в компании товары.

Сотрудники должны были выяснить, собираются ли клиенты обновлять или расширять парк компьютеров и закупать программное обеспечение. Обзвон показал, что клиенты не против сотрудничества. Предполагаемая сумма сделок составила более 22 млн долларов.

Те, кто обзванивал потенциальных покупателей, обязательно фиксировали их потребности, если клиенты хотя бы немного были заинтересованы в продукции компании. Эти сведения поступали в отдел, взаимодействующий с заказчиками. Сотрудники подразделения телефонных продаж стремились во что бы то ни стало выполнить стоящие перед ними задачи, и у них это получилось. Однако, как выяснилось позже, сумма продаж составила всего 2,5 млн долларов.

Что стало причиной провала ? Анализ достижения целей организации показал: чтобы выполнить план, работники удаляли старые записи и создавали новые, при этом слишком оптимистично оценивая вероятность продаж. К примеру, позвонив клиенту в г. Екатеринбург, сотрудники выяснили, что он хочет приобрести продукции на 20 млн долларов в течение 3 месяцев, а через 2-3 года планирует закупку на 600 млн долларов.

А в системе указали, что сумма сделок с этим клиентом за 3 месяца составит 600 млн долларов. То есть произошла замена ключевой цели (продажи) на второстепенную (заполнение системы данными об ожидаемой сумме сделок в будущем).

Как достигать целей по «стратегии Иванушки-дурачка»

Изменчивая экономическая ситуация, новые технологии и конкуренты бросают вызов топ‐менеджерам и сотрудникам компаний. Прошлый опыт, решения, которые уже проверены на практике, не дают нужного эффекта. Поиск новых вариантов связывают с риском, поэтому возникает ощущение тупика.

Чтобы отказаться от вчерашних действий и решить задачу, используйте «стратегию Иванушки-дурачка». Как работает эта технология, узнайте из статьи электронного журнала «Коммерческий директор».

Рассказывает практик

Для достижения целей придерживайтесь формулы «цель - миссия - политика»

Эрик Блондо ,

генеральный директор российской сети гипермаркетов «Мосмарт», Москва

Основой стратегии организации являются корпоративные ресурсы. При ее построении рекомендую придерживаться формулы «цель - миссия - политика».

Цель организации необходимо конкретизировать. Ее должен знать каждый сотрудник. Наша цель - увеличить капитализацию компании. Цель основывается на миссии, а та - на четырех постулатах фирмы:

  1. Клиенты мультиформатной сети розничной торговли «Мосмарт» получают сервис высочайшего качества, отвечающий самым взыскательным требованиям.
  2. Задачей компании является удовлетворить все потребности покупателей.
  3. Наша организация применяет новаторские способы работы с потребителями и постоянно их совершенствует.
  4. У нас отличные условия для работников, позволяющие профессионально расти и развиваться.

Миссия - это своего рода фундамент. Приоритеты менеджмента основываются на политике компании. В его фокусе - люди, активы, финансы и продукция. Любой работник, прошедший обучение в компании, знаком с ее политикой. Менеджмент целиком определяется ею. Она раскрывает даже умение персонала организации достигать обозначенных целей, архитектуру компании и пр.

Методы достижения целей организации

Способ достижения цели (как ее достичь) рассматривается в общем смысле, а именно - какую деятельность ведет организация. С целью недопущения дезориентации и неправильного понимания в процессе выполнения задач руководителям следует разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей. Процесс реализации всех пунктов стратегии должен быть отлажен.

Формальное планирование имеет такие ключевые компоненты: тактика, политика, процедуры и правила.

Тактика. Для реализации планов на долгосрочную перспективу нужно создавать и краткосрочные, согласующиеся с ними. Краткосрочная стратегия - это тактика. Охарактеризуем тактические планы:

  • Разработка тактики осуществляется в развитии стратегии.
  • В разработке стратегии обычно принимает участие высшее руководство, а построение тактики - обязанность менеджеров среднего звена.
  • Тактика - это план действий на небольшой временной промежуток, в отличие от стратегии, которая является долгосрочной.
  • Полное обнаружение стратегических результатов бывает невозможно в течение нескольких лет, тогда как итоги реализации тактики можно обнаружить достаточно быстро. Их легко соотнести с конкретными действиями.

Политика. После того как разработана стратегия и тактика, руководителям необходимо определить дополнительные ориентиры, чтобы персонал не был дезориентирован и не толковал неправильно планы компании. То есть нужно выработать политику.

Политика - это общее руководство для действий и принятия решений. Ее задача - облегчение достижения целей.

Как правило, формирование политики осуществляется высшими руководителями. Разрабатывается она надолго. Она направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Она объясняет, какие методы следует использовать для достижения обозначенных целей. Политика помогает сохранить постоянство целей и избежать принятия близоруких решений.

Процедуры. Чтобы руководить действиями, нужна не только политика. Обязательна также разработка управленцами процедур. Использование наработанного опыта для принятия решений в будущем может быть очень полезно для организации. Напоминания о прошлом помогают предотвратить неверные действия. В случае частой повторяемости ситуации при выработке решения руководители, как правило, стараются использовать проверенный способ действий, считая это правильным.

Процедура - это описание необходимых к осуществлению действий в конкретной ситуации.

Правила. Если план может быть успешно реализован лишь в случае точного выполнения задания, то руководство может решить, что свободы выбора быть не должно. Исключать ее полностью можно и тогда, когда есть вероятность такого поведения сотрудников, которое может стать причиной нежелательных последствий. Для ограничения действий персонала с целью гарантии выполнения конкретных задач определенными способами руководством могут быть разработаны правила.

Правило предписывает определенный порядок действий в специфической единичной ситуации.

Отличие правил от процедур заключается в том, что они регламентируют решение определенного и ограниченного вопроса, тогда как процедуры - это руководства к действию в ситуациях, в которых несколько последовательных операций связаны между собой.

  • Как руководить коллективом: разрабатываем план действий

Эффективная стратегия для достижения целей организации

Стратегия - это совокупность правил и приемов, позволяющих достичь основной долгосрочной цели развития организации.

Разрабатывая стратегию развития компании, нужно соблюдать следующие требования:

  • выбор стратегии может основываться на интуиции и опыте руководства, но насколько она будет осуществимой и качественной, зависит в основном от методологии ее разработки, анализа ситуации и тенденций ее изменения, учета главных факторов успешного развития;
  • если не положить в основу стратегии развития конкретную, понятную и реальную цель, то успеха не добиться; цель эта должна стать целью управления, отражением потенциала организации;
  • реализацией стратегии занимаются люди, поэтому, разрабатывая ее, помните о необходимости учета человеческого фактора. Какой бы идеальной стратегия ни была, воплотить ее можно лишь при условии, что персонал будет заинтересован в ее реализации;
  • стратегия - это не только набор и последовательность вероятных результатов деятельности, но и умение распределить ее этапы во времени. Разработка стратегии требует верного расчета сроков, а ее реализация - эффективного использования времени .

Стратегия организации представляет собой программу, позволяющую перспективно управлять. В связи с этим технологии управления, уровень подготовки персонала, социально-психологическая обстановка в компании должны соответствовать содержанию стратегии.

Компания может иметь не одну стратегию. Рассмотрим наиболее важную - экономическую. Она дает ответы на вопросы «Чего и сколько производить?», «Какие методы и средства применять для производства?», «Для кого и когда производить?»

Эти вопросы раскроются, если экономическая стратегия будет четко регламентировать:

  • как исследовать условия конкурентного преимущества;
  • как изучать рынки потенциальных товаров и услуг и выбирать такие сферы деятельности, которые позволят предприятию быть гибким в изменяющихся рыночных условиях, то есть переориентироваться на работу в экономической, правовой и социальной зонах, являющихся наиболее благоприятными;
  • как формировать ассортиментный портфель организации, чтобы он был актуальным и удовлетворял индивидуальные и производственные потребности потенциальных клиентов (как отечественных, так и иностранных), а также обеспечивал на этой основе регулярное получение компанией экономической прибыли, то есть такой, благодаря которой возможна реализация программы расширенного воспроизводства;
  • как распределять собственные средства организации и дополнительные (привлекаемые со стороны) между различными направлениями деятельности, чтобы продуктивность их использования (рентабельность) была наиболее высокой;
  • как взаимодействовать с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, чтобы суметь поддержать стратегический потенциал компании в экономическом плане на уровне, обеспечивающем обладание конкурентным преимуществом на протяжении всего жизненного цикла;
  • какой должна быть политика ценообразования, чтобы она могла обеспечить устойчивость организации в будущем как при осуществлении деятельности в традиционных сегментах рынка, так и при освоении новых;
  • как на раннем этапе обнаруживать предпосылки кризисных явлений как в экономике страны и ее отраслях, так и внутри организации; как предотвратить несостоятельность предприятия, его крах.

Устанавливая правила и приемы, позволяющие эффективно реализовать эти направления деятельности, экономическая стратегия компании с момента, когда начинает формироваться ее производственный профиль, и все последующее время, пока она будет функционировать, должна иметь целью поддержание конкурентного преимущества, предотвращение банкротства, обеспечение получения хорошей прибыли в постоянно изменяющихся условиях.

Анализ рассмотренных выше аспектов экономической стратегии позволяет понять, что выработать эффективные стратегические решения можно, только обработав большие объемы информации различного характера, которую предварительно нужно собрать. Это и есть основные направления деятельности организации при разработке стратегии:

  • ведение переговоров с различными группами стратегического влияния, потенциальными поставщиками сырья и материалов, покупателями, заказчиками и т. д.;
  • непосредственно выработка стратегических решений.

Составляющие экономической стратегии: товарная стратегия; стратегия ценообразования; взаимодействия с рынками ресурсов, денег, ценных бумаг, снижения трансакционных и производственных издержек; внешнеэкономическая и инвестиционная деятельность; стимулирование персонала; предотвращение банкротства.

Объединяет все эти составляющие экономической стратегии то, что они формируют мотивы, побуждающие принять то или иное стратегическое решение, и обеспечивают эффективность достижения целей организации.

5 золотых правил достижения организацией поставленных целей

Достижение долгосрочной цели организации можно сравнить с преодолением марафонской дистанции. Это проверка, насколько вы выносливы, дисциплинированы и умеете сосредотачиваться на главном. Достойно прийти к финишу вам поможет следование следующим правилам:

Правило 1. Цель должна быть одна

Долгосрочная цель у бизнеса должна быть одна. В противном случае неизбежен конфликт между целями, чреватый распылением усилий и внимания на несколько направлений.

Материал для скачивания:

Рассказывает практик

Не пытайтесь достигнуть сразу двух долгосрочных целей

Михаил Николаев ,

Когда-то мы ошиблись, начав параллельно заниматься решением двух долгосрочных задач: попасть в лидеры производителей вина в России и выйти на самоокупаемость. Через небольшой промежуток времени стало очевидно, что эти цели противоречат друг другу. Невозможно получать огромную прибыль, занимаясь производством вина премиум-качества. В основном зарабатывают состояния те, кто делает вино в больших количествах на основе импортных виноматериалов. Самостоятельное же выращивание винограда для своего производства (чем занимаемся мы) требует много средств, сил и времени. Поняв это и хорошо все продумав, мы провели диверсификацию бизнеса и начали выпускать напитки с высокой маржей - коньяк и шампанское. Хотя основной целью так и осталось производство российского вина высокого качества.

Правило 2. Цель должна быть максимально конкретной

Необходимо, чтобы степень реализации цели можно было измерить. Например, задача «расширить производство » является неопределенной, ее нужно конкретизировать: «увеличить выпуск продукции вдвое за 3 года за счет запуска нового цеха». Кроме того, имеет значение внешняя оценка - мнение независимых экспертов рынка и рейтинговых агентств. Поэтому возможна иная формулировка задачи «добиться выпуска продукции более высокого качества»: «получить высокую оценку экспертов».

Отзывы, пожелания и рекомендации клиентов, а также экспертные оценки помогают достигать поставленной цели, не сбиваясь с пути и не привязываясь к сиюминутной прибыли. Всегда хочется выпустить товар попроще, ведь это не окажет влияния на рынок сбыта. А обратная связь вызывает желание инвестировать в совершенствование продукта.

Правило 3. Нужно разбить путь к цели на контролируемые этапы

Разработайте поэтапный тактический план, в ходе реализации которого вам нужно:

  • снизить себестоимость производства, избавившись от активов, не являющихся источником стабильного дохода и не имеющих потенциала для реализации;
  • изменить ассортиментный портфель организации, что позволит позиционировать себя более конкретно. Целесообразно поделить вашу линейку продуктов на сегменты (премиум, эконом);
  • нарастить маржинальную составляющую бизнеса.

Реализовать этот план следует за 3 года. Первого года хватит, чтобы снизить себестоимость , второго - чтобы перезапустить линейку. За третий год нужно выйти на самоокупаемость.

Правило 4. Нельзя сдаваться, даже если обстоятельства сильнее

Даже при грамотном планировании и точном определении сроков выполнения задач есть вероятность возникновения объективных обстоятельств, требующих временной приостановки действий или корректировки плана. Тем не менее возвращение к первоначальному порядку является обязательным. Чем скорее оно произойдет, тем лучше. Нельзя сворачивать с выбранного пути и оставлять невыполненными прежние задачи, принимаясь за решение новых.

Правило 5. Планы нужно корректировать

На пути к цели вы, скорее всего, столкнетесь с непредвиденными трудностями. Будьте готовы изменять планы в соответствии с новыми обстоятельствами.

Рассказывает практик

Планы не всегда соответствуют реалиям

Михаил Николаев ,

управляющий директор и совладелец компании «Николаев и сыновья», с. Молдаванское (Крымский район, Краснодарский край)

В наших планах отсутствовало разведение брендов по цене, но, поработав год и проведя анализ данных, мы увидели, что продажи вина премиум-класса идут так же хорошо, как и реализация недорогих винных напитков. Когда мы увеличили цену на премиальное вино, выпускаемое небольшими партиями и имеющее высокую себестоимость, то столкнулись с непониманием покупателей: они считали, что отечественный напиток не может быть дорогим. Тем не менее маржа повысилась - как следствие, увеличилась окупаемость проекта. В случае с эконом-сегментом пришлось вырабатывать с дистрибьюторами компромиссное решение, которое позволило адаптировать отпускную цену под невысокую стоимость на полке.

Окупаемость этого бренда стала возможной за счет роста продаж . В результате премиум-линейка стала лицом компании, а реализация недорогих напитков позволила ускорить движение к самоокупаемости и выручить средства на развитие премиального бренда.

Как сотрудники могут помочь организации достичь поставленной цели

Например, вы поставили цель. Следующий этап - привлечение персонала к ее реализации и оценка его способности дойти до конца. Лучше всего провести презентацию цели, а затем - мозговой штурм . Не теряйте спокойствия, если вас будут критиковать. Выслушайте мнение каждого сотрудника. Умение достигать целей с помощью своих работников свидетельствует об отличных навыках управления.

В одной из организаций сократились продажи в 2003-2004 гг. Часть персонала попала под сокращение, другие работники оказались в состоянии неопределенности. Им нужно было освоить новый рынок. В штате осталось примерно 20 человек. Организовали совещание, сообщили о текущем положении компании, обозначили главную цель.

Каждый работник должен быть предложить свой способ достижения поставленных целей и задач и рассказать, как он решил бы проблему, в презентации.

Через неделю были готовы 20 проектов с описанием специфики определенного участка работы. На общем собрании были выявлены предложения, имеющие наибольшую ценность. На их основе разработали сводный план, после чего определили индивидуальные цели для каждого сотрудника. Большое значение играло то, что они практически сами поставили их себе и потому были готовы приступить к их реализации.

Новая стратегия оказала сильное влияние на продажи: за первые 3 месяца выручка предприятия значительно сократилась. Однако персонал понимал, что происходит, и продолжал упорно работать. Руководство, оценив, в каких обстоятельствах оказались сотрудники, выделили средства для их материального поощрения. К концу года в организации наблюдался рост продаж на 35 %.

Рассказывает практик

Ставьте цели на основе достигнутых результатов

Владимир Моженков ,

генеральный директор компании «Ауди Центр Таганка», Москва

При определении целей как для себя, так и для работников нужно брать за основу уже полученные результаты. Например, выручка от продаж в прошлом году составила определенную сумму. Значит, в этом году вы должны достичь чуть более высоких показателей, но ни в коем случае не меньших. Ставить цели нужно, беря в расчет имеющиеся ресурсы.

Если кредит организации равен 100 % собственного капитала, то это должно учитываться при планировании. В расчет могут браться лишь свои амбиции.

Цель должна быть измеримой количественно. Вы должны обслужить столько-то покупателей, продать столько-то единиц товара. Конкретизируйте цели. Например, задачей является реализация 2000 машин до конца года. Понадобится постоянное отслеживание продаж для понимания, приближаетесь ли вы к цели. Если сформулировать ее неопределенно, то реализация будет невозможна. После постановки основной цели следует разбить ее на более мелкие.

Если компания развивается поступательно, то это свидетельствует о грамотном управлении ею. Поясним на том же примере. Ваша цель - продажа 2000 авто за год. Всего же в столице продали 10 000 машин. То есть вы занимаете 20 % объема рынка. Следует учесть два нюанса.

Первый - вы должны реализовать 2000 автомобилей, даже если всего будет продано 2500.

Второй нюанс - обязательный анализ ситуации после достижения цели. Например, вы продали 2000 машин, однако общее количество реализованных в Москве автомобилей - 12 000. То есть конкуренты продали 10 000, что говорит о необходимости доработки вашей стратегии. Чтобы достижение стратегических целей организации было возможным, требуется постоянное повышение планки.

Кроме того, достижение обозначенных вами целей возможно, только если персонал организации будет мотивирован на это, а приоритеты фирмы совпадут с его. Добиться этого можно, развив корпоративную культуру, правильно разработав систему поощрений , создав доверительную атмосферу, обеспечив возможность личного общения сотрудников с руководством.

Очень важна правильная оценка руководителем потенциала работника и определение его приоритетов. Персонал должен видеть в своем начальнике образец для подражания.

Как визуализация способствует достижению целей организации

Перспективы визуализации как HR-инструмента для достижения целей организации разноплановые и масштабные.

Чтобы эффективно управлять работниками, нужно воздействовать на них, используя для этого целенаправленно и дозированно различные способы:

  • стимулировать их (основываясь на удовлетворении определенных нужд и потребностей);
  • информировать (предоставлять сведения, необходимые для самостоятельного планирования и организации рабочего процесса, а также развития);
  • убеждать (для чего воздействовать на личностные ценности сотрудника);
  • принуждать (применять меры административного характера с целью заставить выполнять свои обязанности).

Восприятие большей части этих методик является более легким, в случае если они подаются визуально.

Визуализация в общем смысле - совокупность приемов и методов, позволяющих преобразовать числовую информацию (статичных и динамичных процессов) в зрительный спектр, который удобно воспринимать.

Визуализация делает возможной наглядную и доступную демонстрацию почти любого процесса, начиная от личных результатов каждого работника и заканчивая общими достижениями и стратегическими планами на долгосрочную перспективу.

Высокая значимость средств визуализации обусловлена несколькими причинами:

  1. Инструменты визуализации позволяют доступно презентовать стратегию и в графическом виде описать бизнес-процессы компании для персонала.
  2. В формировании имиджа организации не последнюю роль играют визуальные объекты - ролики об истории развития, достижения, грандиозные планы, символ и логотип.
  3. Одним из лучших инструментов является инфографика, с помощью которой возможно простое и наглядное представление результатов деятельности за определенное время.
  4. Индивидуальные графики каждого работника с показателями их успешных проектов (сделок, продаж, профессиональных достижений) - хороший способ мотивации персонала.
  5. Использование в ходе профессионального обучения видеоматериалов, инфографики, прослушивание вебинаров - эффективный способ повысить уровень квалификации и приобрести новые знания и навыки.
  6. Чтобы создать оптимальный микроклимат в коллективе и вызвать у работников ощущение причастности к общему делу, многие компании-лидеры рынка формируют и транслируют корпоративные и коллективные ценности.
  7. Способом, позволяющим мотивировать сотрудников, является геймификация . Она предполагает вовлечение их в корпоративную игру или соревнование.

Это далеко не все возможности визуализации. С учетом того, что сейчас все пользуются мобильными устройствами и имеют постоянный доступ в интернет, программистами разработано немало инструментов, обеспечивающих беспрерывную связь с каждым из сотрудников организации.

Приведем примеры лишь некоторого ПО, оказывающего помощь в управлении коллективом, способного мотивировать и информировать сотрудников за счет обеспечения их постоянной взаимосвязи:

  1. Org Visualization by Nakisa - программа, визуализирующая организационную структуру. В ней можно просмотреть данные обо всех работниках, аналитические показатели (для HR-специалистов и руководителей). В программное обеспечение интегрирована соцсеть.
  2. Data Quality Console - эта программа позволяет находить ошибки и анализировать кадровые и организационные данные. Ее использование гарантирует своевременное выявление различных ошибок. Предусмотрено их графическое отображение.
  3. Succession Planning - это инструмент, позволяющий управлять талантами . С его помощью рекомендуется осуществлять подбор кадров по ключевым показателям, а также создавать пул преемников.

Кайдзен как эффективный метод достижения поставленных целей организации

Существует простой метод достичь сложной цели: движение к ней должно быть медленным, но верным. Название такого способа - «кайдзен».

  1. Задавайте маленькие вопросы. Нередко вопросы, задаваемые руководством подчиненным, слишком трудные: «Какие ваши ежедневные действия помогут компании занять лидирующие позиции на рынке?» Такие вопросы заставляют сотрудников нервничать. Лучше спросить по-другому: «Какие мероприятия вы можете предложить с целью совершенствования производственного процесса или продукции?» Например, стюардесса American Airlines заметила, что большинство пассажиров оставляет оливки в салатах несъеденными, о чем сообщила руководству. Узнав, что цены на поставляемые авиакомпании блюда зависят от количества ингредиентов в них (они более высоки для сложных многокомпонентных блюд), руководство решило заказывать салат без оливок. Это позволило сэкономить 400 тыс. долларов США.
  2. Совершайте маленькие шаги. Действия, которые не изменяют привычное течение рабочего процесса, не настораживают сотрудников. Медицинский центр терял клиентов: им приходилось слишком долго ожидать своей очереди, и они переходили к конкурентам. Нанять дополнительных сотрудников или ограничить продолжительность приема для решения проблемы было нельзя. Но руководство нашло выход: медицинская сестра лично извинялась перед каждым пациентом, который был вынужден долго ждать, а врач при прощании с ним искренне благодарил за выбор клиники. Принятые меры привели к сокращению оттока пациентов на 60 % за несколько месяцев.
  3. Решайте маленькие проблемы. Одним менеджером компании Toyota было изменено главное правило сборки: раньше, когда конвейер двигался, работник осуществлял лишь одну операцию, а контроль качества продукции на выходе был задачей инспектора. После изменений по всей линии были прикреплены шнуры, с помощью которых работник мог при обнаружении брака в любой момент остановить конвейер. Это позволило значительно повысить качество продукции. Своевременное выявление и устранение маленьких проблем должно быть в приоритете. Оно поможет не допустить перерастания их в системную ошибку.
  4. Раздавайте маленькие награды. Американская компания Southwest Airlines поощряет сотрудников за отличные результаты деятельности, вручая купоны на продукты (на 5 долларов). Такая практика показывает, что подобные поощрения имеют не меньшую эффективность, чем дорогие подарки и большие премии. Это просто объяснить: крупные вознаграждения вызывают повышенное чувство ответственности, творческий импульс может погаснуть. Получая же маленькие подарки, люди вдохновляются на еще более продуктивную работу.
  • Эффективное производство и кайдзен: применение и результаты

Рассказывает практик

Почему надо помогать конкурентам

Майкл Роуч ,

эксперт по применению тибетских техник, Нью-Йорк

Среди методик, которые я люблю применять, стоит выделить технику достижения цели «4 шага». Их тибетские названия: Ши, Самба, Шерпа и Тартук.

Шаг 1. Определитесь с вашими желаниями. Мысль должна быть ясной. Например, вы руководитель компании или вашим желанием является увеличение прибыли на 30 %.

Шаг 2. Найдите того, у кого есть такое же желание, и помогите ему. То есть вам нужно найти владельца или руководителя предприятия, которому вы можете помочь вырасти. Это непросто, поскольку обычно мы видим в других конкурентов и не хотим тратить время и средства, оказывая им помощь (представьте, что компания Coca-Cola помогает PepsiCo). Но таково требование данной техники: вам нужно на безвозмездной основе оказать помощь коллеге, желающему увеличить свой доход. Объясните ему свою инициативу помочь бескорыстно желанием посадить ментальное семя. Занимайтесь чужими делами один час в неделю, например в пятницу вечером. Не знаю, как в России, но в США в пятницу после обеда не принято работать. Поэтому потраченный на помощь другим час не скажется отрицательно на ваших делах. Что вы можете сделать для других? Можно помочь с сайтом, маркетингом, разработкой нового продукта.

Шаг 3. Окажите помощь на деле. К примеру, уже ведя обучающую деятельность, я нашел мексиканскую организацию-конкурента, проводящую тренинги, целью которой был запуск собственного курса обучения. Я предложил ей разработать совместную программу. В итоге лекцию посетило несколько тысяч слушателей.

Шаг 4. Порадуйтесь тому, что помогли другому. В ходе выполнения предыдущих шагов вы посадите у себя в сознании семя. Однако оно может и не дать всходов, если его не поливать и не удобрять. Как это делать? Перед сном подумайте о том, чем вы помогли своим коллегам. Если мысли вызывают у вас радость, то будьте уверены, она подействует на семя подобно воде и удобрениям. Регулярный «полив» обеспечит быстрые всходы, а из них вырастет то, что вы хотите.

10 распространенных ошибок, мешающих достижению целей

Ошибка 1. Мотивации нет, а вы продолжаете работать над целью

Из-за того, что дело нельзя оставлять незаконченным.

Это действительно так. И ошибка не в том, что вы не бросаете начатое, а в том, что работаете без энтузиазма.

И дело не в том, что, работая неохотно, собрав всю силу воли в кулак, вы тратите очень много сил и времени, долго настраиваясь на каждое действие. А в том, что вы делаете все менее качественно и даже в случае достижения обозначенной цели вы (или ваш заказчик) не будете удовлетворены результатом.

Мотивация может исчезать, от этого никто не застрахован. Однако для получения отличных результатов ее наличие является обязательным вплоть до окончания выполнения задачи.

Ошибка 2. Цель сформулирована неправильно

Неточная формулировка целей или определение их как желаний ведут к тому, что они становятся недостижимыми физически. И работа с ними аналогична стрельбе в мишень, которую не видно.

Если цель сформулирована правильно, то она будет звучать как конкретный результат, который можно измерить, увидеть или ощутить. Существуют различные методики, предлагающие использовать при определении цели от 5 до 14 критериев, обеспечивающих эффективность формулировки.

Ошибка 3. Цель не соответствует вашим ценностям или вовсе не ваша

В пример можно привести желание честного человека с правильными ценностями быстро заработать, используя нечестные способы. И у него это совсем не получается.

Другой пример: у человека цель - написание диссертации, хотя ему это совсем не нужно, но настаивает отец. Или он хочет приобрести дорогой автомобиль, чтобы поднять свою ценность в глазах коллег.

Если цель не является вашей, то ее достижение будет либо невозможно, либо не доставит вам радости, чувства удовлетворения и ощущения, что вы старались не зря.

Поэтому обязательно анализируйте цель на предмет соответствия вашим ценностям. В случае если вы сомневаетесь, что она ваша, необходима ее трансформация.

Ошибка 4. План прописан в виде действий. Вы мыслите как «процессник»

Эту ошибку не так просто заметить людям с метапрограммой «процесс». По мнению «результатников», которые представляют мир в виде результатов, достижений и чек-листов, «процессники» отстают от жизни. Но это не так, просто им свойственна «потоковость». Для них нормальным является полное погружение в процесс и бесконечное совершенствование, поскольку конкретные критерии выхода отсутствуют.

Если план содержит перечень того, что должно быть сделано, то его автор - определенно «процессник». И эффективность такого типа планов самая низкая. Выполняются они чересчур долго и в большинстве случаев их вовсе не могут завершить.

Если вы увидели в себе «процессника», не опускайте руки. Не пытайтесь трансформироваться в «результатника», ведь и у вас есть свои преимущества. Просто при составлении планов используйте шаблоны, разработанные «результатниками». Тогда вы добьетесь эффективности.

Ошибка 5. Некоторые шаги плана зависят от обстоятельств и других людей

Если это так, не исключайте вероятности того, что вы будете все время отставать от плана не по своей вине.

В основном это воспринимается людьми как должное: «Разве может быть по-другому? Даже у магазинов есть график работы!» Но использование такого подхода влечет за собой зависимость от других. Конечно, полное исключение влияния не зависящих от вас факторов невозможно, однако план от них зависеть точно не должен.

Ошибка 6. В ваших целях нет системы, вы хватаетесь то за одно, то за другое

Представьте, что ваша задача - набрать ведро воды. Чтобы наполнить его, вы берете воду из озера кружкой. Ведро - ваша цель, а кружка - ежедневный объем. Согласно плану ведро полностью наполнится, например, за 20 дней.

А теперь представьте, что ведер 5 (или больше, сколько у вас целей) и воду из кружки вы выливаете постоянно в разные ведра. И за 20 дней полным не станет ни одно из них. Как и за 40, и за 60 дней.

Цель будет достигнута примерно за 80-100 дней. Вам это подходит? Вероятнее всего, в таком случае вам придется отказаться от некоторых целей. Либо вы возьметесь сразу за все, однако желаемых результатов не получите.

Однако фокусировка лишь на одной цели тоже нежелательна. Ее можно сравнить с принятием однообразной пищи в течение 20 дней - она скоро надоест. Разрабатывайте общий план и систему приоритетов.

Ошибка 7. Цель либо слишком масштабна, и непонятно, с чего начать, либо чересчур мала и не зажигает вас

Чтобы не быть немотивированными, люди часто ставят слишком масштабные цели и не знают, с чего начать их достижение. Либо наоборот, их страшат крупные цели и мотивация теряется. Может показаться, что выходом будет найти золотую середину, но это не есть правильное решение.

Нужно ставить такую цель, чтобы ее масштаб был достаточен для вашего вдохновения. Однако в то же время она должна быть достижимой и реалистичной. Не смотрите на цели плоско, используйте принцип матрешки .

Ошибка 8. Вы постоянно отвлекаетесь, не держите концентрацию на цели

На самом деле это не показатель того, насколько хорошо вы умеете концентрироваться. Ведь если человеку интересно то, чем он занимается, проблем с концентрацией не возникает. Трудность заключается в превращении процесса достижения цели в рутину.

Чтобы ее решить, нужно суметь превратить рутину в интересный процесс.

Ошибка 9. Вы быстро загораетесь новой целью, а потом ваш интерес так же стремительно затухает и вы бросаете цель

Успех вашим действиям обеспечен, если вы будете верны обозначенной цели. Здесь нет ничего сложного: если вы не готовы работать, пока не добьетесь желаемых результатов, значит, цель не является вашей и вам не нужна.

Работать с целями сложно. Основная трудность - определить СВОЮ цель. Если с этим вы справитесь, то остальное дастся легко. Это как найти свою любовь.

Однако за качеством цели следят далеко не все. В основном все стремятся быстрее «поставить галочку» и набрать их как можно больше. Как будто это самое главное…

Ошибка 10. Вы постоянно откладываете начало действий и приступаете к ним, когда сил и времени для качественной работы уже осталось мало

Эффективность мотивации дедлайном, безусловно, самая высокая, однако этот вариант «пещерный». Пора приобщаться к современным технологиям.

Информация об экспертах

Михаил Николаев окончил факультет гуманитарных наук Университета Пенсильвании, где изучал, в частности, французский и испанский языки, и получил степень Bachelor of Art. Дополнительно прослушал курсы бухгалтерского дела, финансов, маркетинга и рекламы при Wharton School, а также прошел ряд стажировок, в том числе в Deutsche Bank и в отделе маркетинга при FC Barcelona. В 2012 году развивал в Киеве стартап-проект ExpoPromoter, а по его завершении присоединился к команде TicketForEvent в качестве менеджера по продажам и маркетолога. В январе 2013 года стал главным маркетологом компании «Лефкадия», а в сентябре - Генеральным Директором ТД «Николаев и сыновья».

ООО «Николаев и сыновья». Сфера деятельности:винодельческое хозяйство. Численность персонала: 150. Площадь виноградников: 80 га. Количество возделываемых сортов винограда: 24. Объем производства: 180 тыс. бутылок вина разного сорта в год.

Майкл Роуч - один из создателей компании Andin International, купленной в 2009 году фондом Уоррена Баффета за 250 млн долл. США. Автор книги «Алмазный огранщик» (М.: «Открытый мир», 2005), в которой он рассказал об истории своей компании и систематизировал тибетские принципы, позволившие ей добиться успеха. В мире продано более 3 млн экземпляров этой книги. Последние десять лет проводит семинары, обучая бизнесменов тибетским техникам.