Разработка урока по теме:

Реформы Н.С. Хрущева: достижения и проблемы.

Учитель: истории МБУ лицея № 60 г.о. Тольятти

Маркина Ирина Евгеньевна

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-дискуссия

Цель: На основе анализа фактов и исторических событий обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии СССР в 1953-1964 гг.

Задачи:

Образовательные: дать оценку реформам Хрущева, рассмотреть достижения и проблемы.

Воспитательные: воспитание толерантности, самостоятельности и интереса к истории;

Развивающие: развитие логического и критического мышления, навыков коммуникативного общения, поиска необходимой информации в нескольких источниках, формирование умения отделять существенно-важные аспекты от второстепенных, высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

План

    Подготовительный этап . Класс делится на две группы и получает опережающее задание. Капитаны групп распределяют обязанности:

    «аналитики» осуществляют подбор исторических фактов, фото и видеоматериалов.

    «дизайнеры» обеспечивают иллюстративный материал, делают презентации.

    «спикеры» подбирают контраргументы, готовят тезисы своих выступлений, вопросы противникам.

    Основной этап. Организация дискуссии на уроке:

- ведущий дает слово спикерам команд.

- таймкипер следит за регламентом.

Политологи составляют таблицу по ходу дебатов

«Плюсы и минусы политики Н.С. Хрущёва», фиксируя аргументы утверждающей и отрицающей стороны.

- «судьи» дают оценку участникам дебатов, в соответствии с критериями по пятибалльной системе. Оценку выступлений спикеров представляют в таблице:

Оценочный лист участников дебатов.

Участники дебатов

Аргументы

Логичность выводов

Качество презентаций

Ораторское искусство

Умение слушать оппонента

Итого в личном зачете

количество баллов команды

III . Завершающий этап. Анализ таблицы «Плюсы и минусы политики Н.С. Хрущёва».

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Время Хрущёва – один из наиболее значительных и непростых периодов нашей истории. Значительных – потому что перекликается с нынешним процессом демократизации. Непростых – потому что касается десятилетия, которое поначалу называлось «славным», а потом осуждено как время «волюнтаризма» и «субъективизма». Десятилетие Н.С.Хрущёва не было спокойным периодом. Оно знало кризисы, трудности, внутренние и внешние осложнения. На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итоги деятельности Н.С. Хрущева, определить его вклад в процесс развития нашей страны, выделить положительные и отрицательные итоги проведенных реформ.

Этапы дискуссии:

    Представление участников дебатов :

1-я команда доказывает, что реформы Н. Хрущёва имели положительные последствия. В составе команды 3 спикера утверждающей стороны (У1,У2,У3)

2-я команда доказывает, что реформы Н. Хрущёва имели отрицательные последствия. В составе команды 3 спикера отрицающей стороны (О1,О2,О3).

    Обсуждение проблем:

    ХХ съезд КПСС – это начало реформирования тоталитарной системы, борьба с культом личности или попытка сохранить существующий порядок в стране, перевесив всю вину за беззакония на Сталина?

Реформа управления экономикой: плюсы и минусы.

Противоречивость и ограниченность социально - экономических реформ.

Политика мирного сосуществования и Карибский кризис.

Противоречивый характер «оттепели» в духовной жизни.

3. Ход дискуссии.

Первые спикеры утверждающей и отрицающей стороны делают презентацию, приводят основные аргументы по проблеме.

Вторые спикеры опровергают аргументы противоположной стороны, приводят дополнительные доказательства своей позиции.

Третьи спикеры задают вопросы с целью принизить аргументы противоположной стороны, опровергают доказательства соперников, подводят итог, делают выводы.

Судьи дают оценку участникам дебатов.

4. На завершающем этапе учащиеся анализируют таблицу

«Плюсы и минусы политики Н.С. Хрущёва».

1.Десталинизация общества. Реорганизация МГБ. ХХ съезд партии: осуждение культа личности Сталина и его последствий. Реабилитация репрессированных. Пересмотр ленинградского дела. Ликвидация ГУЛАГа.

2.Некоторое увеличение экономической самостоятельности предприятий, уменьшение встречных перевозок, расширение полномочий местных властей. Возросла хозяйственная самостоятельность регионов, усилилась оперативная помощь предприятиям.

3.Освоение целинных земель. Увеличение объема сельхоз продукции. Списаны долги колхозам. Отмена налога на личное подсобное хозяйство. Рост финансирования аграрного сектора.

4.Достижения в развитии науки и техники: 1954г. Пущена 1-ая атомная станция в Обнинске. 1956г. открыт институт ядерных исследований, 1957г. – синхрофазатрон, запуск искусственного спутника Земли, 1959- первый ледокол, полёт в космос

Ю. Гагарина 1961г.

5.Городской жилищный фонд увеличился на 80%.Сокращен рабочий день. Отменена плата за обучение. Улучшилось материальное положение жителей села: пенсия колхозникам, денежная оплата труда. Колхозники получили паспорта.

6. Принцип мирного сосуществования: нормализация отношений с Югославией, сотрудничество в рамках СЭВ,

Женевская встреча, визит Н.С. Хрущева в США. 1963г. Подписание договора о запрещении испытания ядерного оружия в 3-ёх средах.

7.Оттепель в духовной жизни: реабилитация деятелей культуры, появление новых литературно – художественных журналов, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957г., Международный конкурс исполнителей им. П.И.Чайковского 1958г., выставки зарубежных собраний картин.

1.Критика сталинизма не сопровождалась последовательной демократизацией политического режима. Обращение к репрессивным мерам (1962 г. Новочеркасск).

2.Ослаблена единая техническая политика. Рост партийного аппарата. Подчинение совнархозов госкомитетам. Усилилось местничество. Нарушены общесоюзные связи.

3.Эрозия почвы. Рост долгов колхозов государству. Отсутствие кадров для эксплуатации сложной сельхозтехники. Деградация личного приусадебного хозяйства.

Перебои в снабжении населения продуктами.

4.Непрятие новых направлений в науке (генетика, кибернетика).

Снижение темпов экономического роста.

5.1962г. Повышение цен. Массовый отток сельской молодежи в города.1963г. хлебный кризис.

6.Ввод советских войск в Венгрию (1956г.)

Берлинский кризис (1961г.), Карибский кризис (1962г.)

7. Идеологический диктат, цензура, жесткая регламентация творческого процесса: травля Б.Пастернака, арест И.Бродского,

запрет выставки абстракционистов на Манежной площади.

Заключительное слово учителя:

В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации. Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Хорошо сказал о Хрущеве известный советский кинорежиссер М.Ромм: "Пройдет совсем немного времени,и забудется и Манеж,и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь -ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет... В нашей истории достаточно злодеев - ярких и сильных.

Хрущев-та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам…”

Домашнее задание: Выбрать один из тезисов и дать письменный ответ.

    Были ли выполнимы лозунги 60-х годов:

“Нынешнее поколение советских людей, будет жить при коммунизме”.

“Догоним и перегоним Америку”.

    “Оттепель”, Хрущёв, реформы. Слова синонимы?

    Что больше в реформах Хрущёва? Заботы о людях или укрепление личной власти?

  1. Рабочая программа по истории 5 класс составил учитель истории

    Рабочая программа

    Повторительно-обобщающий урок по теме 4 1 Практикум... . Либеральные реформы . Знать... достижения , сформировавшиеся в ходе «большого скачка». Объяснять свое отношение к проблеме ... Характеризовать экономическую деятельность Хрущева . Работа с текстом...

  2. Урок-игра «Счастливый случай» Учебная дисциплина

    Урок

    Образовательных достижений балл... тем , что простолюдины в постное время питались в основном соленой рыбой. Автор налоговой реформы ... граждан. По словам Н. Хрущева , «это... демографическими проблемами СССР... разработка открытого урока по учебной дисциплине...

  3. Темы выпуска: ▪ Издательско-образовательная деятельность в фокусе федеральных органов власти стр. 1 (1)

    Документ

    Итоге запустил реформу всей системы... наук - большое достижение премьер-министра, ... отстранения от власти Хрущева , Серов исключен из... – «Лучший сценарий урока по творчеству Шекспира» ... тему «Меняющиеся библиотеки». Ее участники смогут обсудить проблемы

Теперь поговорим о минусах. Их тоже хватало.
И все минусы связаны с половинчатостью
попыток модернизировать советскую систему. Разрыв с Китаем. Китаю резко не
понравилась десталинизация. Теплые отношения начали ухудшаться, и постепенно
сошли на нет. Мы стали врагами. Отдал
русские земли Иерусалима Израилю. За апельсины, которые впервые
попробовали наши граждане массово. Его можно было понять: земли были церковные,
а сам Хрущев был коммунистом. Создание культа Хрущева. Он появлятся на страницах газет, чаще Сталина. Разрушение
церквей. Снова стали массово уничтожаться церкви. Снова начинают сокращать
священников. О представителях других конфессий и говорит не приходиться. Реформы хозяйства. Вместо министерств вводятся
наркоматы. Большая бюрократизация системы управления. Сокращение армии. Многие военные попали под
сокращение и не нашли себя в гражданской жизни. Навязывание кукурузы, и вообще
целина. После целины были уничтожены многие пахотные земли. Именно целина
привела к трагедии Арала. Карибский кризис,
мир на грани ядерной катастрофы. Так
близко мир не подходил к ядерной черте еще никогда до того. И после. Слава Богу,
хватило ума не развязывать ядерную войну, а иначе мы бы здесь и не
разговаривали … Венгерские события 1956 года, когда начался кровавый мятеж, подавленный советскими танками. Советская армия не ненасла таких тяжких потерь со времен Великой отечественной. Огромные жертвы среди мирного населения. И 11 лет назад авторитет СССР был очень высок. А теперь он начал падать стремительно в социалистическом лагере. Строительство Берлинской стены, как символ холодной войны. Травля Пастернака, который получил Нобелевскую премию по литературе. Причем, сам роман "Доктор Живаго" вполне себе нормальный роман, с точки зрения идеологии не лучше и не хуже, тех же "Хождений по мукам". Но многим литературным деятелем не понравился успех романа за границей. Очереди за хлебом. Примета последних лет правления Хрущева. Сокращение
личных крестьянских хозяйств, как мелкобуржуазных. Расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске. Выступление на выставке
абстракционистов. Спор с Вознесенским. Выступление в ООН, где прозвучало знаменитое КУЗЬКИНА МАТЬ... В целом, эпоха получилась крайне противоречивой. Но яркой в истории нашей страны. И вот уже 50 лет, как эта эпоха стала достоянием истории.

Плюсы правления Хрущева.

Начало оттепели. Безусловно, начало оттепели
связано с началом правления Хрущева. Сам
термин взят из книжки. Оттепель – это не только смягчение политической системы.
Оттепель - это надежда на лучшее будущее.
Но это также надежда и на появление социализма с человеческим лицом.
Того самого социализма, который завещал нам Ленин, и который опорочил Сталин.
Появляются шестидесятники. Целое поколение советских либералов. Появление первого социалистического
государства в западном полушарии. Это не заслуга Хрущева. Куба стала социалистической очень уж
неожиданно. В сфере внешней политики явные улучшения отношений с западными
странами. Особенно, с Францией. Вояж Хрущева по США запомнился всем
американцам. Слишком нелепо был одет Никита Сергеевич и его жена. Кстати,
Хрущев первым из советских правителей, кто явил супругу народу. Расцвет в искусстве. Опять же этот расцвет
связан с оттепелью. Прорыв – издание Солженицына. Вообще, все процессы,
связанные с журналом «Новый мир». Развитии киноискусства. Увеличение выпуска
кинокартин. Стали выпускать правдивые фильмы про войну. Вообще кино про жизнь и
людей. «Летят журавли» завоевали Гран при Каннского фестиваля. «Иваново
детство» Золотого Льва в Венеции. Безусловно, огромным плюсом стало массовое
строительство жилья. Их так и стали называть «хрущевки». Причем, Хрущев обещал,
что через 20 лет будет коммунизм. То есть, все будет доступно. И можно 20 лет
пожить в «хрущевках». Денежная реформа 1961 года вернула рублю его стоимость.
Но проводилась сама реформа, как это у нас водиться быстро. И народу эта
реформа не понравилась. Причем,
уменьшалась в десять раз стоимость бумажных денег, а не медных монет, и это
создала некие маневры для махинаторов. Крым
опять же стал украинским при Хрущеве. Хотя, он не дал Крым другому государству. К
тому же, уроженцам Украины он стал с 1923 года, а сейчас его Родина снова не
Украина. Но он ликвидировал Карело-Финскую Советскую Республику. Если бы не
это, то сейчас Мурманск был анклавом. При нем, страна покорила космос. Прорыв,
воистину, исторический. Нам этого не понять, но поколение моих родителей
вставало рано, что бы посмотреть на Спутник, собирали марки с Белкой и
Стрелкой, бежали на Красную площадь, или просто на улицы городов, и знали всю
биографию Гагарина, Титова, и мечтали сами занять их место. Они и не знали, что
ракеты - это просто способ доставки ядерного оружия.

Плюсы 1. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества. 2. Принятие «Программы мира» , основной тезис которой – предотвращение войны между государствами с различными социальными системами. 3. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой. 4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов. 5. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить. 6. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город. 7. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения. 8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961). 9. Освоено 30 млн га целинных земель. 10. Приоткрылся «железный занавес» , оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.
Минусы 1. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере. 2. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й – более 140! 3. Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» . И не выполнил… 4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности. 5. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил… 6. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом. 7. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота. 8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма. 9. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза» . 10. Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров) .

все)) если что не правильно,прошу прощения..
помогите мне... напишите сочинение по картине Кившенко"отправка Марфы Борецкой и новогородского вечевого колокола в Москву в 1478 году"
спасибо зарание)

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Вариант 1 1. Каков главный результат борьбы за власть после смерти Сталина? а) была пересмотрена экономическая

политика

б) вся полнота государственной и партийной власти перешла в руки

в) произошли перестановки в руководстве партии

2. На кого была возложена вина за репрессии 30-х годов?

а) на Берию и Ежова

б) на Молотова и Маленкова

в) на органы НКВД

3. Когда началось освоение целинных земель?

а) в 1953 г. б) в 1954 г. в) в 1959т. г) в 1962 г.

4. В чем различие программы Хрущева от программы Маленкова в развитии с/х?

а) Хрущев выступал за большую самостоятельность колхозов

б) Хрущев предлагал увеличить производство зерновых за счет целинных земель

в) Были увеличены расходы на социальное развитие села

5. Какие мероприятия относятся к экономической политике, проводимой Хрущевым?

а) замена министерств совнархозами

б) ускоренное развитие предприятий легкой промышленности

в) эксперимент с введением хозрасчета

6. Каких успехов добилась советская наука в годы «оттепели»?

а) высадка человека на Луну

б) строительство атомного ледокола

в) создание реактивного пассажирского лайнера

7. Кто из советских писателей своим произведением «Оттепель» дал название хрущевским временам?

а) А. Солженицын

б) Ф.Панферов

в) И.Эренбург

8. В каком году была образована Организация Варшавского Договора?

9. Какие соглашения были заключены между СССР и США после Карибского кризиса?

а) демонтаж советских ракет на Кубе

б) вывод американских ракет из Турции

в) отказ СССР от экономической помощи Кубе

г) закрытие американской военной базы на Кубе

10. В какую страну Восточной Европы ввел свои войска Советский Союз в 1956 году?

а) Болгария

б) Чехословакия

в) Венгрия

11. Успехами социальной политики СССР можно считать:

а) жилищное строительство

б) снижение тарифных расценок на производстве

в) бесплатное образование

г) принятие закона о пенсиях

Вариант 2

1.К чему привело усиление позиций Хрущева в борьбе за власть?

а) к установлению нового культа личности б) к отставке Г.К. Жукова

в) к усилению позиций Маленкова

2. Когда состоялся XX съезд партии?

3.Найдите правильное высказывание:

а) экономическая программа Xpyщева способствовала экстенсивному развитию хозяйства

б) экономическая программа Хрущева способствовала интенсивному развитию хозяйства

в) экономическая программа Хрущева способствовала складыванию рыночной экономики

4. Почему, несмотря на успехи социальной политики, отставка Хрущева не вызвала протестов у советского народа?

а) политика Хрущева обострила национальные противоречия

б) росло недовольство возросшей ролью КПСС

в) произошел рост цен на товары повседневного спроса

г) была значительно сокращена численность армии

5. Какие мероприятия оживили культурную жизнь в СССР?

а) регулярные встречи деятелей ЦК и культуры

б) открытие Московского кинофестиваля

в) проведение международных выставок

6. Что из перечисленного является признаком «оттепели»

а) появление антисталинских произведений литературы

б) начало реабилитации

в) ослабление роли коммунистической партии

г) расширение международных контактов интеллигенции

7. Когда был запущен первый искусственный спутник?

8. Когда был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах?

9. Почему произошло усиление влияния ССС Р в 00 Н?

а) произошло ослабление роли США

б) появление в СССР баллистических ракет

в) поддержка Советским Союзом антиколониального движения.

10. Во время отставки Хрущев был обвинен:

а) в волюнтаризме

б) в сокращении армии

Вы находитесь на странице вопроса "Экономическая политика Хрущева плюсы и минусы плиз. ", категории "история ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "история ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

1. Разоблачение культа личности Сталина. Реабилитация сотен тысяч незаконно репрессированных. Относительная демократизация общества.

2. Принятие «Программы мира», основной тезис которой - предотвращение войны между государствами с различными социальными системами.

3. Заключение Договора о запрете ядерных испытаний в трёх сферах: атмосфере, космосе и под водой.

4. Сокращение Вооружённых сил СССР на одну треть (1,2 млн человек) и уменьшение непомерных военных расходов.

5. Пенсионная реформа, коснувшаяся десятков миллионов граждан. При Хрущёве впервые на пенсию можно стало жить.

6. Реформа сельского хозяйства: колхозники, находившиеся практически на положении крепостных, стали получать гарантированную денежную оплату за труд. Им выдали паспорта, разрешили переходить в другие колхозы и уезжать в город.

7. Массовое жилищное строительство. Например, в 1956 г. Темпы строительства в Москве обогнали темпы прироста населения.

8. СССР добился крупнейших достижений в области науки и техники. Первая в мире атомная электростанция (1954), первый спутник (1957), первый космонавт (1961).

9. Освоено 30 млн га целинных земель.

10. Приоткрылся «железный занавес», оживился культурный обмен с зарубежными странами. Советские люди потихоньку начали ездить за границу.

Минусы

1. Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске (1962). Считается, что погибли 26 человек, 58 ранены, 7 приговорены к высшей мере.

2. Хрущёв не противился возвеличиванию собственной личности. Если в 1963 г. Его портрет в центральных газетах был напечатан 120 раз, то за неполный 1964-й - более 140!

3. Обещал, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». И не выполнил…

4. В результате непродуманной военной реформы огромное количество офицеров остались без работы, жилья и гражданской специальности.

5. Обещал за несколько лет «догнать и перегнать Америку» по производству мяса, молока и масла на душу населения. И не выполнил…

6. С 1963 г. начались регулярные закупки зерна за рубежом.

7. Хрущёв проводил политику воспрепятствования содержанию скота в личной собственности граждан, из-за чего погибли миллионы голов скота.

8. При нём была построена Берлинская стена (1961), ставшая символом противостояния социализма и капитализма.

9. Повсеместное, невзирая на природу, культивирование кукурузы. «Во всех областях и краях Союза, - утверждал популярный при Хрущёве стишок, - может давать урожай кукуруза».

10. Борьба с «нездоровыми явлениями в искусстве» при помощи административно-государственных методов (от парткомов до бульдозеров).