Англосаксы были предшественниками современных англичан, жившими в Британии в V - XI вв. Сначала это был конгломерат разных германских племен, который постепенно стал основой единой нации. Эволюция англосакского народа в английский произошла после Нормандского завоевания Англии в 1066 году.

Англы и саксы

Чтобы понять, кто такие англосаксы, необходимо обратиться к древней и средневековой истории Британии. Этот народ появился в результате слияния нескольких германских племен. Это были англы, саксы, а также юты. До III века они жили на территории современной Германии и Дании. Тогда это была языческая территория, граничившая с Римским государством.

Империя несколько столетий контролировала Британию. Когда на остров вступили первые легионы, там жило кельтское племя бриттов, от имени которых эта земля и получила свое название. В III столетии началось Оно охватило и германские племена. Знание этих древних процессов миграции помогает осознать, кто такие англосаксы. Натиск кочевников с востока заставил англов, саксов и ютов отправиться на запад, пересечь море и осесть в Британии. Местное население приняло чужаков в штыки, и начались длительные войны за контроль над островом.

Образование семи королевств

Выясняя, кто такие англосаксы и откуда они взялись, нельзя не упомянуть о том, что они истребили кельтское население Британии, подвергнувшееся сильному римскому влиянию. До V века эта война была частью одной большой войны между умирающей империей и варварами. В VI столетии римская власть на острове осталось в прошлом, а бритты были уничтожены.

На новых для себя землях германские племена основали собственные королевства. Англы - Нортумбрию, Мерсию и Восточную Англию, саксы - Уэссекс, Эссекс и Суссекс, а юты - Кент. Несмотря на национальное сходство, они стали регулярно воевать друг с другом. Политическая раздробленность на семь королевств и еще несколько мелких княжеств сохранялась вплоть до IX века.

Альфред Великий

Постепенно этнические и языковые границы между германскими племенами окончательно стерлись. Этому способствовали многие факторы: долгая жизнь бок о бок, торговля, династические браки между правившими династиями и т. д. Англосаксами называют народ, появившийся в IX столетии на территории семи королевств. Важной частью сплочения населения стала его христианизация. До переселения на остров англы и саксы, как и все германцы, были язычниками и поклонялись своему собственному пантеону божеств.

Первым в 597 году крестился король Кента Этельберт. Церемонию провел святой Католической церкви Августин. Со временем новое учение распространилось среди всего германского Христиане - вот кто такие англосаксы, начиная с VII - VIII вв. Правителю Уэссекса Эгберту, правившему в 802 - 839 гг., удалось объединить под своей властью все семь королевств. Сегодня историки считают его первым монархом Англии, хотя сам он такой титул не носил. Его внук Альфред Великий в конце IX века возглавил национально-освободительную борьбу против викингов, посягавших на Британию. Очистив остров от интервентов, он принял заслуженный титул В истории развития нации начался новый период. Сегодня историки исследуют именно IX век, чтобы подробнее выяснить, кто такие англосаксы. В современном мире знания о них основываются на текстах средневековых хроник и археологических находках.

Крестьянство

В массе своей население Британии того периода занималось сельским хозяйством. Кто такие англосаксы с социальной точки зрения? Это были свободные крестьяне (их звали керлами). Эти малые землевладельцы были совершенно самостоятельными, не зависели от аристократии и подчинялись только королевской власти. Они платили государству продуктовую ренту, а также участвовали в фирде - национальном ополчении.

До VIII века в хрониках не упоминается о существовании прослойки зависимых крестьян. Серьезной угрозой для их свободы стали разорительные набеги викингов. Разбойники из Скандинавии прибывали на остров неожиданно. Они сжигали мирные селения, а жителей убивали или уводили в плен. Даже если крестьянину удавалось спастись от викингов, он оставался ни с чем. В бедственном положении ему приходилось искать опеки у дворян, обладавших крупными земельными наделами. Кроме того, в период войн государство каждый раз значительно повышало налоги. Поборы сильно били даже по тем хозяйствам, которые находились в относительно мирных регионах. Так история англосаксов естественным образом постепенно пришла к появлению крепостных.

Нормандское завоевание

С течением времени узнать кто такие англосаксы и откуда они взялись стало сложнее, из-за того, что эта этническая культура постепенно ушла в прошлое после того как Англию завоевала армия Нормандского герцога Вильгельма I. В 1066 году его флот отбыл из раздробленной Франции и прибыл в Британию. Целью Вильгельма Завоевателя был английский престол, который занимала англосакская династия.

Королевство было ослаблено из-за одновременного нападения викингов, также желавших закрепиться на острове. В нормандцы победили армию монарха Гарольда II Годвинсона. Скоро вся Англия оказалась в руках Вильгельма. Это событие не было простой ротацией правителя, какие часто случались в Средневековье. Вильгельм был иностранцем - он говорил на чужом языке и был воспитан в другом обществе.

Появление англичан

Придя к власти, новый король привел на остров свою нормандскую элиту. Французский язык ненадолго стал языком аристократии и вообще всех верхов. Однако старое англосакское наречие сохранилось в огромной крестьянской среде. Пропасть между социальными слоями сохранялась недолго.

Уже в XII веке два языка слились в английский (раннюю версию современного), а жители королевства стали называть себя англичанами. Кроме того, нормандцы принесли с собой классический и военно-ленную систему. Так зародилась новая нация, а термин «англосаксы» стал историческим понятием.

Англосаксы – это народ, мигрировавший в V - VI столетиях с Кимбрийского полуострова и его окрестностей в Англию. Они являлись частью великой саксонской конфедерации, распростёршейся от Эльбы до Рейна. Враждебность этого огромного народа длительное время беспокоила западные районы Европы. Когда же германские народы захватили наиболее значимые провинции Рима, англосаксы вторглись в Британию вскоре после того, как её оставили римляне. Коренные жители и потомки римских поселенцев сгинули под продвижением новых завоевателей, либо попали в рабство. На их землях распространились саксонские законы, саксонский язык, саксонские обычаи, порядки и формы правления.

Эти коренные изменения, чья предыстория представлена нам более чем не полно, вызывают к судьбе саксов наш повышенный интерес на протяжении всего их исторического периода. И хотя позднее на острове появились другие захватчики, все же влияние англосаксонских поселений превалировало над всеми остальными. Наш язык, наша форма правления и наши законы повсюду напоминают о наших германских предках: они живут не только в наших хрониках и традициях, но и в наших гражданских учреждениях и вечной рациональности. Родительское дерево, несомненно, значительно укрепляется привитыми на нем ветвями, привезенными из других областей, а также новыми побегами, рожденными на свет обстоятельством времени и развитием общества. Тем не менее, оно таки обнаруживает свое саксонское происхождение и сохраняет свои саксонские особенности, не смотря на то, что с того времени пронеслось более тринадцати столетий со всеми своими потрясениями и превратностями.

Хотя на континенте имя саксов стало нарицательным для конфедерации народов, все же, сначала, оно обозначало отдельное государство. Упоминания римлян о нем начались со второго столетия христианской эры; до этого периода оно избегало внимания завоевателей мира, и благоприятная безвестность стала вознаграждением за отсутствие тех опустошений, на которые их честолюбивые замыслы щедро обрекали человечество.

Первое упоминание о саксах Птолемеем.

Птолемей Александрийский был первым из известных нам авторов, упомянувший саксов. Согласно пассажу в его Географии и анализу всей их последующей истории установлено, что до 141 года нашей эры () существовал народ, именуемый саксоны (Saxones), населявший территорию по северному берегу Эльбы на перешейке Херсонеса Кимбрийского и трёх небольших островах в устье этой реки. Также из упоминания Плиния ясно, что саксоны в этот период не обладали какой-либо значимостью, ибо помимо них и остатков кимвров на этом полуострове, который теперь разделен на Ютландию, Шлезвик и Гольштейн, размещалось ещё не менее шести других народов ().

Однако, маловероятно, что саксы вдруг внезапно возникли во времена Птолемея. Вопрос их предыдущей истории, таким образом, подвергся серьезному обсуждению; по этому поводу было выдвинуто равное количество, как научных теорий, так и нелепостей.

Известно, что для объяснения происхождения саксов, были созданы самые дикие и непоследовательные домыслы (). К слову сказать, не только наша страна, трудясь во благо изучения непостижимой старины, отличилась такой извращенностью человеческой мысли; любая нация может привести подобные ребячества.

Утверждение о непомерной продолжительности истории своего народа стало навязчивой идеей любого государства, достигшего хоть какой-то маломальской известности. В детстве мы слышали о сказаниях вавилонян, египтян, индийцев и китайцев, и знаем, что даже афиняне носили золотого кузнечика () как символ того, что являлись порождением возделываемой ими земли во времена, лежащие далеко за пределами человеческой истории. И потому мы можем простить и забыть эти небылицы саксонских патриотов.

Не замеченные Тацитом.

Вызывает большое удивление, что Тацит, за много лет до Птолемея создавший подробное описание Германии, не упомянул саксов (). Никто из исследователей не желал допустить того, что они прибыли на Эльбу в короткий промежуток времени между этими двумя писателями; и потому в большинстве своём предполагали, что народ, который Тацит называл фосами (), и являлся теми самыми воителями, которые впоследствии достигли столь великой славы под именем саксов.

Прежде чем допускать такие неистовые гипотезы, как кажется, необходимо задастся вопросом, упоминает ли Птолемей какой-либо другой народ в своей географии Германии, которого не указал Тацит? Если да, то упущение Тацита не является в данном случае странным; если же нет, к предположению, что фосы являлись саксами, можно отнестись с некоторым доверием.

Другие племена, не упомянутые Тацитом.

После сравнения других племен Херсонеса Кимбрийского, указанных Тацитом, с описанием того же самого места Птолемеем, выше заданный вопрос легко разрешается. Не одних лишь саксонов, находящихся на этом полуострове, упоминает Птолемей; напротив, он поочередно называет шесть других народов прежде, чем переходит к кимврам. Тацит после упоминания фризов, хавков и херусков говорит о фосах и заканчивает свой перечень этой части Германии кимврами. Тацит забыл назвать не только саксов, но также и сигулонов, сабалингов, кобандов, халов, фундусов и харудов (). Если бы какое-нибудь из этих племен впоследствии достигло известности, то и его, столь успешное, посчитали бы фосами. Саксы прославились, и именно их слава, а не их местопребывание, вызвала желание некоторых ученых отыскать их у Тацита. Строго говоря, наименование фосы может быть применено к саксам с той же корректностью, что и к остальным другим ().

Однако из молчания Тацита нельзя сделать вывод, что в его время саксов за Эльбой не было. В этой части своей карты Германии он, видимо, и не намеревался давать те мельчайшие подробности в изложении материала, которые к счастью для рассматриваемого нами предмета приводил Птолемей. Тацит направлял свой философский взгляд на германские государства, отличающиеся как по образу жизни, так и по названию. Он редко приводит полный перечень; он, как кажется, наиболее тщательно перечисляет те народы, чьи войны, обычаи, известность, превратности судьбы и мощь, были отличны от остальных. Поскольку саксы и их соседи не подходили ни под одну из перечисленных категорий, он либо не знал о них, либо же обошел молчанием. Птолемей же придерживается плана ясной и тщательной работы географа; он стремится зафиксировать расположения, широты, расстояния и названия, практически полностью опуская изложение истории и обычаев из своего сочинения. Потому-то в одном из мест его работы сообщается о саксах, ибо она была последовательнее Тацитовой, пропустившей их.

Единственные выводы, которые можно благополучно извлечь из молчания Тацита и предшествующих географов, заключаются в том, что саксы в это время представляли собой малоизвестный и незначительный народ, не досаждавший более известным народам и не навлекший на себя враждебность римского государства.

Скифское население Европы.

Нет смысла тратить драгоценное время, перечисляя многочисленные ошибочные теории происхождения наших англосаксонских предков. Намного полезнее будет отобрать те немногие факты по этому вопросу, которые можно почерпнуть из античных писателей, и изложить читателю то, во что он скорее сможет поверить, нежели то, что он должен отвергать.

Раннее переселение киммерийских и кельтских племен на территорию Европы нами уже упоминалась. Следующий поток варварских племен, составивших второй огромный наплыв населения в Европу, состоял из скифских, германских и готских племен. Они также пришли в нее из Азии. Весьма важно помнить место их первоначального пребывания, ибо оно соответствует тому обстоятельству, что Геродот, помимо основной Скифии, которую он размещает в Европе, упоминает также Восточную, или Азиатскую Скифию, за Каспием и Сырдарьей (). Поскольку новые пришельцы начали вытеснять киммерийцев и кельтов, своих предшественников, эти народы под постоянным натиском скифских захватчиков стали отходить к западным и южным оконечностям Европы. Эта новая волна населения постепенно распространялась по горам, обширным лесам и болотам Европы, пока, под именем германцев, названием, которое Тацит упоминает как недавно вошедшее в обиход (), они не только достигли Рейна, но и пересекли его во Франции. Здесь Цезарь обнаружил их предков, большой плотно обосновавшийся народ. Он называет их белги, хотя у племен его составляющих имелись свои специфические имена (). Помимо этого он повстречал огромное войско новоприбывших германских завоевателей под началом Ариовиста.

Эта вторая семья европейского населения особенно интересна нам, поскольку именно от её ветвей ведут происхождение не только наши непосредственные предки, но и предки славнейших народов современной Европы. Англосаксы, лоулендские шотландцы, нормандцы, датчане, норвежцы, шведы, немцы, голландцы, бельгийцы, лангобарды и франки – все возникли из этого великого источника человеческого рода, который мы характеризуем терминами скифский, германский или готский ().

Древние языки этих народов подтверждают своё старинное сходство, смежную хронологию их происхождения и общего начала; они представляют доказательства тех истин, с помощью которых любой может разрешить свои сомнения или удовлетворить своё любопытство. Мы располагаем дошедшими до нас документами, написанными на древних готском () и саксонском языках (), равно как и на франкском () и на исландском (), в которых филолог легко уловит взаимосвязь. Сравнение их с современным немецким, датским, голландским, шведским и фламандским языками, объективно продемонстрирует родство между древними прародителями и их нынешними потомками ().

Скифы в Азии.

Первое появление скифских племен в Европе произошло, согласно Страбону и Гомеру, приблизительно в восьмом, либо же, согласно Геродоту, в седьмом столетии до христианской эры (). Геродот так же упоминает о рассказах самих скифов, что народ их моложе остальных, и что они насчитывали лишь одну тысячу лет между Таргитаем, их первым царем, и вторжением Дария. Первоначальные места их цивилизованного проживания и увеличивающейся мощи находились в Азии, к востоку от Аракса. Здесь они, неизвестные Европе, в течение нескольких столетий прирастали населением и расширяли свои территориальные пределы. Сами себя они именовали сколотами, греки же назвали их скифами (), скутоями или номадами.

К этому продуманному и правдоподобному рассказу Геродота мы добавим информацию, собранную Диодором. Он говорит, что скифы, прежде незначительные и немногочисленные, обладали узким пространством на Араксе, но понемногу усиливались числом и храбростью. Они во все стороны расширили свои границы, пока, наконец, не подняли свою страну до великого царства и славы ().

Ведомые одним из своих царей, отважным и опытным в искусстве войны, они присоединили к своей земле горные области около Кавказа, а также низменности у океана и Palus Maeotis (Меотийского озера), и другие области близ Танаиса. Со временем они подчинили многие народы между Каспийским морем и Меотийским озером, а также за Танаисом. Таким образом, согласно Диодору, народ разросся и имел королей, заслуживающих памяти. От них повели своё происхождение саки, массагеты и аримаспы ().

Массагеты, как представляется, являлись самым восточным ответвлением скифского народа. Войны, возникшие между ними и другими племенами скифов, вызвали процесс эмиграции. Эту причину, послужившую поводом для их переселения в Европу, называет Геродот как наиболее, по его мнению, достоверную (). Подобные междоусобицы и войны больше чем что-либо способствовали рассеиванию по миру своего варварского населения.

Переселение скифов в Европу. 600 - 700 до Р.Х.

Начав переселение, скифы перешли Аракс, покинули Азию и, напав на киммерийцев, в седьмом столетии до христианской эры внезапно объявились в Европе. Часть киммерийцев, бежала в Малую Азию, некоторые племена из скифской орды стали их преследовать, однако, повернув в направлении, отличающемся от того, по которому двигались киммерийцы, они упустили свою намеченную добычу и непреднамеренно напали на мидян. Одержав победу над мидянами, они устремились к Египту, и владычествовали в тех краях Азии в течение двадцати восьми лет, пока Киаксар, король Мидии, наконец, не изгнал их ().

Скифские племена, тем временем, продолжали массово пребывать в Европу; и в правление Дария их достаточно многочисленные европейские колонии стали столь известны, что после захвата персидским монархом Вавилона, честолюбивые устремления побудили его к военным действиям против них. Правда, все эти усилия потерпели неудачу (). Во время Геродота они приобрели важное положение в Европе. Они, похоже, распространились по ней от Танаиса до Дуная (), а затем уже двинулись в западном направлении; но их родственные колонии во Фракии простирались и на юг. Самым северным их ответвлением в Европе являлось племя роксоланов, обитавшее за Борисфеном, нынешним Днепром ().

Достаточно дерзко по отношению к такому колоссальному предмету истории участвовать в минутном рассмотрении вопроса о скифских племенах. Они стали лучше известны нам в последующие периоды под именем гетов и готов (), самых знаменитых их ответвлений.

По мере того, как они распространялись по Европе, киммерийское и кельтское население отступало на запад и юг. Во времена Цезаря самые передовые племена скифов, или народа готов, были известны римлянам под именем германцев. Они заняли большую часть континента, за исключением Кимбрийского полуострова, достигли и даже пересекли Рейн. Спустя какое-то времени белги, одно из их племен, осели во Фландрии и части Франции; другое племя, ведомое Ариовистом, предприняло попытку подобного поселения практически в центре Галлии. Это вторжение было предотвращено Цезарем (). Наиболее вероятно, что белги Британии являлись потомками колонистов или захватчиков из числа белгов Фландрии и Галлии.

Названия скифы и сколоты являлись, подобно галлам и киммерийцам, не столько местными, сколько обобщенными наименованиями. Различные скифские племена, как и киммерийские, и галльские, имели свои своеобразные отличительные названия.

Саки-суна, по всей вероятности – саксы.

Саксы являлись германцами или тевтонами, то есть готским или скифским племенем; из различных же засвидетельствованных скифских племен, саки (Σακαι или Sacae), являются народом, от которых происхождение саксов можно предположить с наименьшей вероятной ошибкой. Слово саки-суна (Sakai-suna), или сыны саков, сокращенное до саксун (Saksun), по звучанию сопоставимо со словом саксон (Saxon) и кажется разумной этимологией слова сакс. Саки, которые на латыни называются sacae, являлись наиболее прославленным народом Скифии. Они настолько выделялись, что персы называли саками всех скифов; и Плиний, который упоминает это, отмечает их среди самых значительных народов Скифии (). Страбон помещает их к востоку от Каспия, и заявляет, что они совершали множество набегов на киммерийцев и треров (в русском переводе «подобно киммерийцам и трерам» – прим. al_avs ), как на дальние расстояния, так и на ближние. Они захватили Бактриану и плодороднейшую часть Армении, которая от них получила название Сакасена; они победили Кира и достигли Каппадокии на Евксинском море (). Этот важный факт о части Армении, названной Сакасена, упомянут Страбоном и в другом месте (), и, как представляется, указывает географическое местоположение наших первобытных предков, и объясняет персидские слова, которые встречаются в языке саксов, ибо они, должно быть, вступили в Армению со стороны северных областей Персии.

То, что некоторые ответвления этого народа действительно назывались сака-суны (Saka-suna), очевидно из Плиния, ибо он говорит, что саки, обосновавшиеся в Армении, звались сакассанами (Sacassani) (), что есть не что иное как сака-суны, записанное человеком, не понимающим смысл сложных слов. Да и Сакасена () – имя, которое они дали занятой ими части Армении, звучит почти также как Саксония. Важно также отметить, что Птолемей упоминает скифское племя, произошедшее от саков, именем саксоны (Saxones). Если саки, достигшие Армении, назывались сакассанами, то, вполне возможно, что они появились в Европе под этим же именем, которое было от них заимствовано римлянами и впоследствии сокращенно при написании в соответствии с их произношением, вероятно с «x» вместо «ks». В этом случае, между Saxones и Sacassani или Saksuna вариаций не больше, чем имеется между French, Francois, Franci и их греческим названием Φραγγι, или между Spain, Espagne и Hispania.

Не так уж невероятно и то, что некоторые из этих совершавших набеги саков или сакассанов, постепенно продвинулись до западных берегов Европы, на которых и были обнаружены Птолемеем, и с которых они в третьем веке нашей эры досаждали Римской империи. На Эвксинском море, по словам Стефана [Византийского], существовал народ, называемый Saxoi (). Мы так же можем рассматривать его, как народ этого же происхождения, кто, в странствиях саков из Азии до Германского Океана, остался на море Эвксинском, в то время как другие предпочли перебраться в Армению. Здесь необходимо вспомнить традиционное происхождение Одина, донесенное до нас Снорри [Стурлусоном] в его Эдде и описаниях событий прошлого. Этот великий предок саксонских и скандинавских вождей переселился из города Асгард, расположенного к востоку от Танаиса в стране под названием Асланд, т.е. из города и земли асов или азиатов. Причиной этого переселения стали завоевательные походы римлян (). Один, как излагается, сначала направился в Россию, а уже оттуда в Саксонию. Это весьма правдоподобно. Войны между римлянами и Митридатом вовлекли и всколыхнули большинство варварских народов в этих краях, и, возможно, пробудили потребность и вызвали неизбежность западной или европейской эмиграции.

Язык древних скифов.

Из древнего языка скифов, предполагаемого прародителя всех готских языков, до нас дошли всего несколько слов:

Божества древних скифов.

Об их богах мы знаем лишь то, что их было семь, а характер их и отличительные черты были по Геродоту схожими с некоторыми наиболее известными богами греческой мифологии:

Также они почитали бога войны, наподобие Ареса, имя которого нам неизвестно; и только ему они возводили алтари, изваяния и храмы (), и ежегодно приносили в жертву лошадей и овец, и определенное количество своих пленников. Об их луках ходили поговорки (). В сражении они пили кровь первого врага, убитого ими. Они снимали скальп со своих противников и приносили их головы своему царю; они делали чаши для питья из черепов самых лютых своих врагов или же побежденных друзей. У них было много предсказателей, которые использовали ивовые прутья для своих пророчеств (). Этими обычаями наши предки-готы весьма походили на них. Они имели моральные устои и достоинства кочевых народов. Эсхил наделяет их эпитетом, заключающим в себе традиции их социальной справедливости. Гомер заявляет, что никакой народ не был более справедлив, чем они; а Страбон задается вопросом, чему удивляться, если они меньше всего проявляли интерес к деньгам или сделкам, которые он считает источниками цивилизованной нечестности ().

Славяне.

Народы, которые вторглись в Европу после скифских (или готских, или тевтонских) племен, назывались славянами или сарматами. Они сформировали третью великую общность народов, появившихся на обширном германском континенте. Сарматы или славянские племена осели на территории России, Польши, Восточной Пруссии, Моравии, Богемии и их окрестностей. Поскольку наша древняя история не связана с этими народами, будет достаточно заметить, что они достигли окрестности Танаиса на границах Европы во времена Геродота, который называет их савроматами (). Этот факт дает одно твердое основание для их объективной хронологии. Геродот жил за 450 лет до нашей эры. В этот период он свидетельствует о существовании и подходе к Европе сарматских племен.

Славянская группа языков – семейство языков, которые любой эксперт отличил бы от кельтского и готского. Нынешний русский, как считают, является самым точным образчиком первоначального славянского языка. Поляки, богемцы, далматинцы, хорваты, болгары, коринфяне, жители Моравии и некоторые другие соседние с ними племена прежде использовали его различные диалекты (). Он преобладал в тех частях Европы, где античные писатели размещали сарматов (). Многочисленные племена, говорившие на славянском языке, сохраняли свое древнее название венеды ещё долго после своего вторжения в Германию в V – VI столетиях, хотя их также именовали и славами (Slavi). Их успехи позволили им достигнуть пределов саксов и франков, но их завоевания были остановлены противодействием Карла Великого и собственной непрекращающейся междоусобицей.

Хронология переселения в Европу.

Неопровержимый факт существования в древней Европе, по крайней мере, трех семейств сильно отличающихся друг от друга языков с уверенностью подводит нас к заключению, что и народы, говорившие на них, также должны отличаться по времени своего происхождения. Поскольку кельтские племена были обнаружены на самых западных оконечностях Европы, разумно предположить, что они перебрались в неё раньше других. Аналогичным образом, славянские народы, проживающие на её восточных границах, можно справедливо рассматривать в качестве последних поселенцев.

Государства готов или тевтонов по своему местоположению справедливо притязают на промежуточный период. Когда они продвинулись на запад, кельты под их натиском отступили. Ответвления скифов – саксы и готы – перебрались к Германскому Океану, после них из Азии устремились массы славян. Саксония являлась одним из готских или тевтонских государств, и во времена Птолемея располагалась значительно западнее Эльбы. Так что саксы были, по всей вероятности, такими же древними посетителями Европы, как и любое другое племя готов. Их положение, как кажется, указывает на то, что они двигались в первых волнах второго великого переселения народов в Европу, но конкретную датировку их прибытия на Эльбу, или какой-либо более точный её подсчет, невозможно подкрепить свидетельствами, и, следовательно, бессмысленно обсуждать (). В XVI - XVII веках самыми выдающимися из славянских народов были поляки, но русская ветвь с тех пор достигла такого преимущества, которое по мощи, влиянию и пределам империи превосходит ныне, вне всякой конкуренции, остальные народы сарматского происхождения ().

В первом издании настоящей истории было уделено внимание нескольким надуманным теориям происхождения саксов, которых придерживались некоторые ученые прежних времен; а поскольку у любознательного читателя может возникнуть желание ознакомиться с этими теориями, созданными по интересующему нас предмету, мы приводим их ниже.

В прежние времена саксонские собиратели древностей, как и подобные им из других европейских государств, жаждали родословия, начинающегося чуть ли не с сотворения мира. Начать же своё существование в этом мире так недавно, всего лишь во втором столетии нашей эры, некогда считалось чуть ли не национальным позором, а потому, тщеславно подражая остальной части человечества, ими нарочито отыскивался непрерывный ряд предков, начиная от самого потопа. Точный прародитель, конечно же, установлен не был, ибо пристрастия наших герольдов разнились. Некоторые предпочитали Магога (), внука Ноя; многие – его внука Гомера (), другие же были более неравнодушны к его правнуку Аскеназу (). С пылким патриотизмом кое-кто двинулся ещё выше, доказывая происхождение, которое нельзя было бы превзойти. Таким образом, Сим (), старший из потомства Ноя, и Иафет (), самый молодой, также оказались в центре внимания. Но поскольку человеческий разум находит удовольствие в духе противоречия, допотопные сыновья допотопного патриарха, не смотря на то, что не вызывали возражений относительно своей древности, не удостоились единодушного выбора. По мнению собирателя старины сия привилегия с незапамятных времен демонстрирует его эрудицию и потворствует его прихоти. Некоторые из наших летописцев прочувствовали этот порыв, и притязания на Сима и Иафета в их головах были вытеснены достоинствами их брата Стрефиуса (). Надо признать, что об этом Стрефиусе – освещенной веками личности, Моисей ведать не ведал; правда наиболее ученые мужи нашей страны обнаружили, что он родился на ковчеге во время потопа. Мы просто обязаны превзойти друг друга по высоте нашего национального, отличного от других генеалогического древа, иначе наш дух соперничества не будет вознагражден, а зависть не умиротворится.

Когда родословие саксов было полностью ограждено от позора, примечательным историческим событиям вдруг понадобилась их слава. Некоторые доброжелательные перья восполнили этот недочет. Защитники Трои бессмертны среди людей, и их слава натолкнула некоторые умы на прозрение того, что саксы де пришли с войсками Приама (). Но быть отпрысками побежденных беглецов было не приемлемо для других, более выдающаяся судьба требовалась тем, чьи потомки заселили Германию и Британию и их колонии. Единственным командующим, достойным привести древних саксов на поле боевой славы являлся победоносный Александр: они, как говорят, следовали за ним в потоке побед, а после его смерти, не поддавшись зависти, возбуждаемой собственными подвигами, обменяли инертные равнины Востока на более суровые земли германского континента. Тюринги приняли героев с недоверием, те же мошенничеством и насилием вскоре завладели страной!! ()

В шестнадцатом веке, когда получила распространение истинная ученость, подобные изыскания оказались не подтвержденными никакими свидетельствами и покрыли себя позором; но как только они сошли на нет, другие гипотезы, не менее необоснованные, заняли их место. Саксы были признаны ни троянцами, ни македонцами; они были германцами, урожденными германцами (), не загрязненными никакой инородной расой, и они, как утверждалось, припеваючи жили войной и торговлей в течение свыше тысячи лет до нашей эры!! Никакие притязания тщеславия не могли быть более смелыми, чем эти. Ведь они активно жили на Эльбе, Везере и Эмсе () прежде, чем воды этих рек были, возможно, вообще потревожены веслом, сработанным человеком!

Одни и те же свидетельства порождают в человеческих умах абсолютно неоднозначные понятия и представления. Доказательства, бывшие решающими по оценке одного ученого, являлись легковесной болтовней с точки зрения другого. Как только происхождение саксов стало подвергаться исследованию, гипотезы начали распускать свои перья и взметнулись ввысь в блуждающем полете по темным просторам исторического познания.

Никакие принципы и правила не сдерживали их потуги: мужи заботились лишь об уникальности; и если гипотеза было абсолютна нова, её нелепость игнорировалось. Таким образом кимвры (), хавки () и свевы () или, по убеждению других приверженцев, бойи (), свардоны () и хатты () объявлялись идентичными народу саксов. Доказательства родства каждого были, конечно, эфемерны, поскольку причудливый выбор и легкомысленная вера авторов являлись единственными свидетельствами, которыми они были поддержаны. Вышеупомянутый стиль отождествления вкупе с диким незнанием научных трудов античного мира продемонстрировали два автора, которые ввиду своей близости как по времени, так и по местоположению к саксонской эмиграции, должны были предоставить самую надежную информацию вместо того, чтобы выводить происхождение этого народа именно с того острова, на который они впоследствии вторглись (). Другие, обольщенные близким соседством, разглядели своих прародителей в датчанах и норвежцах; и даже наш современник, считал, что вандалы Скандинавии () более остальных заслуживают этой чести.

Однако те знатоки старины, недалекие воззрения которых в качестве колыбели наших предков изучали одну лишь Европу, заслуженно могут презираться за праздность теми исследователями, безрассудно смелый дух которых сделал Азию и Африку областями своих исследований. Столь неутомимой была их деятельность, что и Херсонес Понтийский посетили (), и античное Черное море переплыли (), и Армению пересекали (), и к горе Имай (Imaus) подступили (). Всюду, куда только картографическая полемика не приковывала их взгляд, появлялся этот магический народ. Никакое расстояние не представлялось затруднением, ничто не являлось непреодолимым препятствием; ибо холодные пустыни Скифии () и пески Африки () были так же представлены нам в качестве прародины того племени, которое во времена Птолемея только-только облюбовало перешеек полуострова Ютландии и три незначительных островов в его окрестностях.

Наш современник, таланты и усердие которого заслуживают скорее похвалы, нежели осуждения, оказался особенно эксцентричным по рассматриваемому вопросу. Его гений, презрев благоразумие, которое несомненно бы вывело его из подобного затмения разума, бросил вызов как хронологии, так и географии. Он обнаруживает саксов почти во всех уголках Европы и практически во всех временных периодах. И когда они грабили по Европе как кельтоскифы и наводили страх на римлян как амброны из Лигурии, и когда впоследствии появились у Лукана под именем аксонов, и когда затем обосновались в Галлии в качестве суессионов, и, наконец, когда не давали покоя жителям Британских островов под ужасающим обликом пиратов, именуемых Lochlynach. Даром, что кельт Протей менял им облик; историк Манчестера нашел их везде (). Хорошо известно, что воображение может быть одинаково живым как по самым унылым и мрачным, так и по самым ярким и благоприятным вопросам.

Карл Великий является правителем Средневековья, который фактически создал прообраз современного Европейского союза - «Империю Запада». За время его правления было совершено более 50 военных походов, половину из которых возглавил он сам. Можно утверждать, что именно в правление Карла начался процесс «Натиска на Восток» (нем. Drang nach Osten), враждебный натиск Запада и католичества (Рима) на славян и другие свободные народы Восточной Европы. То, что мы в настоящее время наблюдаем на Украине, есть продолжение геополитического процесса, который был начат в правление Карла. «Битва за Украину» - это продолжение противостояния хозяев западного проекта со славянским (русским) миром, которое идёт более тысячи лет.

В результате захватнических войн Карл Великий смог создать огромную империю, которая простиралась от славянских земель Центральной Европы до Испании. В её входили земли современной Франции, Бельгии, Голландии, Италии и Западной Германии. Правда, «Империя Запада» просуществовала недолго, и уже после смерти Карла его сыновья разделят её на три части. Дробление продолжилось и дальше. Однако вектор развития Европы был задан - это объединение, борьба со славянской цивилизацией и поглощение её земель, и уничтожение чужой культуры, веры (часто вместе с её носителями).


Практически одновременно с завоеванием Италии () Карл Великий вёл войну с саксонскими племенами. Это была самая продолжительная и ожесточенная война в его правление. С перерывами, прекращаясь и возобновляясь вновь, она продолжалась более тридцати лет - с 772 по 804 годы. Победить Карл смог, используя стратегию «разделяй и властвуй», используя внутренние конфликты саксов и привлекая их противников славян, которые наносили удары с востока, а также путём кровавого террора, истребляя и выжигая целые селения и области. Большую роль в покорении народа сыграла христианизация.

Саксы

Саксонские племена населяли обширную территорию между Рейном в его нижнем течении и Лабой (Эльбой). Покрытая лесами территория, обили рек и болот, отсутствие дорог делали их землю труднодоступной для врага. Часть саксов ещё в период от III до V века н. э., наряду с англами и ютами, переселилась в южную часть острова Британии. Где они вместе с англами стали политически и лингвистически доминирующей общностью в Англии (общность англосаксов).

Самоназвание саксов неизвестно, видимо, оно было иным. Античные авторы, впервые использовавшие это слово, обозначив племена населявшие район Рейна, произвели его от названия их основного боевого - ножа сакс. Сакс или скрамасакс (лат. sax, scramasax), по сути, был коротким мечом, с клинком от 30 см до полуметра. Скрамасаксы имели широкое распространение в Европе, включая и Русь.

Саксы ещё не имели государства, единого правительства. Все важные вопросы решали на ежегодном собрании старейшин племени (тинг). Текущие вопросы разрешались с помощью племенных уставов (законов). Родовой строй был на стадии разложения и чётко выделялись три социальные группы. Верхушку общества составляли «благородные» (эделинги) - родовая знать. Большую часть населения составляли свободные общинники (фрилинги). Кроме того, существовали зависимые люди (литы).

Саксы были разделены на четыре племенных союза. На западе, между Рейном и Везером (до его устья), жили «западные люди» (вестфалы). Западные саксы были ближайшими соседями франков. В центре страны, охватывая бассейн Везера и горы Гарц, жили энгры (анграрии или энгерны). В их землях на Везере находилось Маркло, место ежегодных собраний. К востоку от энгров, вплоть до Лабы, тянулись земли «восточных людей» (остфалов). Северную часть Саксонии, от устья Эльбы-Лабы до Эйдера, занимали нордальбинги, северные саксы.

Начало войны

Граница Франкии и Саксонии почти везде проходила по равнине, а не по рекам и была неопределённой. Это способствовало обоюдным набегам и территориальным спорам. Ежедневно здесь происходили нападения, грабежи и поджоги. Предшественника Карла не раз пытались захватить приграничные районы Саксонии. Но все их попытки не имели успеха. Успех ограничивался временным наложением дани и клятвой верности со стороны приграничных вождей. Однако вскоре саксы в подчиненных приграничных районах поднимали восстания и сбрасывали власть завоевателей.

Карл поставил войну с саксами на регулярную основу, методично и постепенно захватывая Саксонию. Поводом к войне стал обычный саксонский набег. Сейм в Вормсе решил начать против соседей войну. Первый раз войско Карла вступило в саксонские земли в 772 году. С этого момента и до 804 года, с кратковременными передышками, шла упорная и кровавая война. Почти ежегодно франкские войска прочёсывали саксонские леса и болота, уничтожали поселения и языческие святилища, брали многочисленных заложников. Строили крепости и форпосты, укрепляясь на захваченной земле. Саксонские воины (практически все население области) не могли противостоять франкской армии, поставленной на регулярную основу и лучше вооруженной, но вели довольно успешную иррегулярную («партизанскую») войну. Едва Карл или его полководцы покидали край с большей частью армии, все прошлые успехи сводились на нет, и нужно было начинать сначала. Саксы нападали на отдельные гарнизоны, разрушали вражеские форпосты, атаковали франкские отряды на лесных «дорогах» (скорее тропах), организовывали засады и ловушки. Уничтожали христианских миссионеров и жгли церкви, которые были важной составляющей оккупационного режима. В этой борьбе саксы показали большую непримиримость и силу духа.

Поначалу ничто не предвещало, что война будет длиться более трёх десятилетий. Первый поход Карла в Саксонию был обыкновенным для войн той эпохи и походил на вторжение Пипина Короткого в 758 г. Франкская армия довольно легко проникла в Саксонию. Саксы мужественно сопротивлялись и оборонялись в своих укреплениях, но были разгромлены. Франкское войско разрушило их крепость Эресбург, где было уничтожено святилище бога Ирмина (исследователи считают, что это одно из имён бога-громовержца Тора). В честь этого бога ставили деревянный столб (ирминсуль), изображавший Мировое древо - ясень Иггдрасиль.

И дальше, что было в духе традиционной приграничной войны, события развивались по старой схеме. Через год саксы, как и в предшествующий период, ответили на вторжение франков своим набегом. Карл, занятый войной в Италии с лангобардами, смог прислать только небольшой карательный отряд. Только в 775 году был организован новый большой поход в Саксонию. Во главе большой армии король Карл углубился на землю саксов больше обычного, дойдя до владений «восточных людей» и до реки Оккер (Окер). Как обычно, были взяты заложники. На обратном пути были разгромлены энгры, которые пытались атаковать оставленный у Везера отдельный франкский отряд. Однако на этот раз перед уходом армии из Саксонии, Карл оставил сильные гарнизоны в крепостях Эресбург и Сигибург.

Весной 776 г. саксы осадили обе крепости. Эресбург был отбит. После этого Карл решил изменить тактику. Видимо, оставляя вопрос полного завоевания Саксонии на более удаленный период - завоевание Италии ещё не было завершено, Карл решил создать укреплённую область - пограничную «марку». «Марки» создавались на наиболее опасных направлениях, они должны своеобразным буфером на пути противника. Так, в правление Карла Великого были созданы: Испанская марка - для защиты от арабов в северной Испании; Бретонская марка - округ на северо-западе королевства, созданный для защиты против бретонцев; Аварская марка - область на юго-востоке Франкского государства, созданная для защиты от набегов аваров; Тюрингская марка - на востоке, для защиты от сорбов (лужицких сербов) и т. д.

Эресбург франки отбили. Эресбург и Сигибург были ещё лучше укреплены. Была возведена новая крепость Карлсбург. Кроме того, Карл активизировал процесс христианизации Саксонии. Видимо, Карлу и его советникам стало ясно, что для победы над саксами и для усмирения Саксонии, необходимо обратить население области в христианство. Священники и церковь являлись важнейшей частью системы контроля над людьми. Карл оставил в приграничных районах священников для обращения язычников в христианскую религию. Первоначально дело шло успешно. В 777 саксы снова были разбиты, большинство саксонских «благородных» на собрании в Падерборне признало Карла своим повелителем. Местное население стало массами выражать покорность и принимать крещение.

Переход к стратегии полного покорения

Король Карл праздновал победу. Граница была укреплена. Непокорные саксы «смирились». Христианизация успешно началась. И тут впервые появилось имя человека, который возглавил сопротивление, сплотил непокорных саксов и вдохнул надежду в тех, кто уже смирился. Его звали Видукинд. Он не явился в Падерборн, чтобы принести клятву верности Карлу и уехал к датскому королю. Вокруг него объединились те, кто был готов продолжать сопротивление.

Уже в 778 году надежды Карла и его двора на быструю победу были разбиты. Возвращаясь из Испании, где Карл в 778 г. потерпел неудачу под Сарагосой и потерял арьергард под началом отважного Роланда в Ронсевале, франкский король получил удручающую весть. Западные саксы (вестфалы) снова восстали. Саксы перешли границу и у Рейна и двинулись вверх по правому берегу этой реки до Кобленца, всё выжигая на своём пути. А затем, груженные богатой добычей, почти спокойно вернулись в свои земли. Франкский отряд смог нагнать саксов у Лейсы, но сумел только потрепать арьергард. В 779 году Карл начал новый поход. Армия франков довольно спокойно прошла всю страну, нигде не встречая особого сопротивления. Саксы снова выражали покорность, давали заложников и клятвы верности.

Однако Карл уже не верил им. Видимо, с этого момента Карл решил, что Саксонией стоит заняться вплотную. Франки стали воплощать стратегический план, который вёл к полному подчинению Саксонии. К новым походам Карл теперь готовился очень тщательно и они стали напоминать «тотальную войну», а не прежние рыцарские «кинжальные удары». Поход 780 года вообще не был вызван саксонским набегом. Армия Карла прошла до самой границы со славянами - реки Лаба. Так далеко на северо-восток франки ещё не заходили. Карл привел собой целую армию христианских миссионеров, решив христианизировать всю Саксонию. Кроме того, король провел административную реформу - Саксония была разделена на графства (административные округа), во главе которых были поставлены графы. Среди графов были знатные саксы, которые показали себя послушными и верными.

В начале 782 года, считая покорение саксонской территории законченным, король Карл провёл в Липшпринге государственную ассамблею. На ней была произведена раздача саксонских земель местным саксонским и франкским феодалам, в Саксонии вводилась феодальная система. Также были приняты дополнительные меры по уничтожению язычества. После этого Карл с армией вернулся в королевство.

Религиозная и административная реформы, создание крупного феодального землевладения, искоренение язычества должны были сделать Саксонию частью империи Карла. Король настолько поверил в свою победу над саксами, что уже считал Саксонию «своей». Так, для отражения набега славян-сорбов (лужицких сербов), которые вторглись в пограничные земли Саксонии и Тюрингии, было отправлено франко-саксонское войско. Но Карл просчитался, саксы ещё не покорились. Смирение было показным. К тому же преследование язычников, введение крупного феодального землевладения резко ухудшали положение основной массы свободных общинников.

Восстание Видукинда

Видукинд прибыл в Саксонию и практически мгновенно вся страны вспыхнула. Восстание разрушило почти все достижения Карла. Саксонские «благородные», которые перешли на сторону Карла, были беспощадно вырезаны. Подверглись избиению и саксы, принявшие христианство. Церкви сжигали, священников убивали. Миссионер, доктор богословия Виллегад, который помогал Карлу в деле насаждения новой религии, еле успел сбежать. Языческое восстание вспыхнуло и в соседней Фризии.

Войско, посланное против сорбов, было почти полностью уничтожено в битве при Зюнтеле. Конный отряд под началом камерария Адальгиза, коннетабля Гейло и пфальцграфа Ворадо, получив известие о восстании, решил вернуться в Саксонию, где должен был соединиться с пешим войском графа Тьерри. Однако, ещё до соединения с пехотой Тьерри, рыцари узнали, что саксонское войско расположено в лагере у горы Зюнтель. Гордые рыцари, опасаясь, что в случае победы вся слава достанется графу Тьерри, родственнику короля, решили сами ударить по врагу. Конная атака саксонского войска не принесла успеха. Саксы выдержали удар и, окружив противника, истребили почти весь отряд. Среди убитых были Адальгиз и Гейло, а также ещё четыре графа и двенадцать других знатных рыцарей. Остатки отряда бежали. Граф Тьерри, решил не рисковать и вывел войска из Саксонии.

Подобного поражения Карл ещё не испытывал - плоды многолетних трудов и хитроумных замыслов были разрушены. Всё приходилось начинать практически заново. Однако Карл отличался большим упорством и тем, что не пасовал перед трудностями. Карл, как обычно в трудной ситуации, собрал всю свою волю в кулак. Ответ был быстрым и решительным. Он вошёл в как один из самых страшных примеров беспощадности.

Карл Великий быстро собрал армию и вторгся в Саксонию, несмотря на неподходящее время года. Обращая в пепел всё на своём пути, франкская армия дошла до Везера, в местечко Верден, где под угрозой полного истребления, потребовал от саксонской знати выдать всех наиболее активных зачинщиков восстания. Саксонские старейшины, не найдя в себе сил оказать открытое сопротивление (Видукинд снова сбежал в Данию), назвали несколько тысяч своих земляков. Их по приказу Карла свезли в Верден и обезглавили. Всего было убито до 4,5 тыс. человек. Получив клятвы верности от саксонской знати, саксонский король ушёл из Саксонии.

Этот акт массовой бойни имел политический, психологический характер. Карл показал саксам, что их ждёт в ответ на дальнейшие восстания. К тому же была подведена юридическая основа по политику террора. Всех, кто нарушал клятвы, данные властям и церкви, поднимал мятеж, ждала смерть. Но, несмотря на эту меру устрашения, саксы продолжали сопротивление. В ответ на продолжение сопротивления, в этом же году Карл издал Первый Саксонский капитулярий. Он предписывал карать смертью всякое отступление от верности королю, церкви и нарушение общественного порядка. Таким образом, любое прегрешение против оккупационной администрации и церкви каралось смертью.

Карл почти целиком отдал Саксонии ближайшие три года - 783-785 гг. Летом 783 года Кал с большой армией снова вторгся в Саксонию. Узнав, что саксы разбили лагерь около Детмольда, франкский король быстро двинулся туда и разгромил противника. Большая часть саксов была перебита. Карл отправился в Падерборн, где планировал получить подкрепления и продолжить войну. Но, когда через несколько дней он узнал, что большое войско саксов-вестфалов стоит на берегу реки Хазе, Карл снова двинулся войска в поход. В тяжелом встречном сражении саксы были разгромлены. Франкские источники сообщают о богатой добыче и большом числе пленников, захваченных после этого сражения. Нанеся саксам в течение нескольких дней два тяжёлых поражения, франки разорили Саксонию до Эльбы и вернулись во Франкию.

Следующие 784 и 785 годы повелитель франков провел в Саксонии. В ходе войны на истребление саксов уничтожали в открытых сражениях и карательных рейдах. Король Карл брал сотни заложников и вывозил их из Саксонии. Селения, которые становились центрами сопротивления, целиком уничтожались. Обычно зиму Карл проводил в Средней Франции, отдыхая от ратных трудов. Но зиму 784-785 гг. Карл провёл в Саксонии и встретил рождество, свой любимый праздник, в Везере. Весной, из-за бурного разлива рек, переселился в Эресбург. Там Карл приказал построить церковь, отремонтировал замок. Из Эресбурга Карл несколько раз выходил в карательные рейд, бросал конные отряды через всю Саксонию, уничтожал вражеские укрепления и селения, истреблял восставших.

Весной 785 года Карл созвал генеральный сейм в Падербоне, на котором присутствовали представители саксонской знати. Не было только Видукинда, который был неуловим и продолжал вдохновлять людей на сопротивление. Тогда Карл решила сам начать переговоры с предводителем саксов. Переговоры в Бернгау прошли успешно. Видукинд, который в это время перебрался в область северных саксов, решил, что дальнейшее сопротивление бессмысленно. Все битвы были проиграны, Саксонию залили кровью. Видукинд потребовал гарантий безопасности и знатных заложников. Карл на это пошёл. Тогда Видукинд со своим ближайшим соратником Аббионом прибыли к королю в Аттиньи, в Шампани. Там они приняли крещение. Причем Карл стал крёстным отцом Видукинда и наградил его щедрыми дарами. После этого имя Видукинда исчезло из хроник.

Сопротивление саксов практически прекратилось. В 785 году франкский хроникер объявил, что Кар «подчинил всю Саксонию». Так полагали многие. Римский папа Адриан прославлял Карла Великого, который «с помощью Спасителя и при поддержке апостолов Петра и Павла… распространил свою власть на земли саксов и привел их к святому источнику крещения». На несколько лет Саксония, залитая кровью и засыпанная пеплом сожженных селений, «успокоилась». Захватчикам показалось, что навсегда.

Продолжение следует…

Дрезден. Сказка.

Необыкновенный и притягивающий. С самого начала: есть ощущение «дежа вю», чего-то родного, но исчезающего. Тихий город с небольшими отремонтированными домами, как Москва 70-х. Только чистые дворики. Он как чистое и романтическое детство из 70-х, разрушенное вместе со страной и старыми зданиями Москвы. Причем старыми-«советскими», а не древними: зданиями из тех районов, что стояли около современного Третьего кольца Москвы. Почему то после этого, ожидаешь - встретить здесь хороших и приветливых людей, хотя пропаганда наших СМИ вдалбывает, что ничего хорошего не жди от немцев, тем более - восточных, они якобы помнят только плохое о русских. Но…встречаешь спокойных, добрых, идущих на контакт людей, которым не внапряг - перейти на русский язык и помочь во всём, где могут помочь. Здесь не несутся, словно сумасшедшие, как в недалёкой от Дрездена Вене, велосипедисты. Ты может спокойно гулять по тротуару, не рискуя быть сбитым, хотя и, может, наступил не за ту черту. Ещё здесь есть небольшая художественная галерея, но с «Сикстинской Мадонной» - глаз не оторвать! Есть и музей фарфора - для любителей (в том числе и для тех, кто будет сравнивать его с гжельским) - и местная «Оружейная палата». Бывшая саксонская столица, как далеко ты от России, но любят тебя русские туристы и не только. Самобытная, древняя саксонская столица, которая была варварски уничтожена современными англо-саксами в 1945 году, хотя на тот момент в Дрездене не было по сути немецких войск, а только мирные немцы. В чем суть и смысл был такой невероятной жестокости: в том, что Дрезден оставался в Восточной Германии, или дело в вековой ненависти англо-саксов к немцам, поэтому вчистую уничтожали всех подряд жителей города и всю сохранившуюся древность германских саксонцев: историю и артефакты, содержащие вековые духовные корни прежней элиты саксонской Германии. Может дело в особой исторической неприязни современных англо-саксов именно к саксонцам, хотя история и утверждает, что они - почти родственники, и нынешние англо-саксы - это потомки саксов немецких. За что сыновья так ненавидят отцов? Кровавый спор на тему, кто древней и круче? Может современная официальная история не афиширует часть своих «чёрных» страниц? Во всём этом порой очень трудно разобраться, но тем не менее.

Ныне Дрезден - административный центр Саксонии в Германии, на реке Эльбе. Население: чуть более полумиллиона человек. Центр города, расположенный на левом берегу Эльбы, - район Альтштадт (Старый Город). Сейчас он почти полностью восстановлен после бомбардировок Второй мировой войны. Название «Дрезден», как и часть названий городских районов, как считается, имеет славянские корни (от древнесорбского: «Drežďany», или как вариант от верхнелу́жицкого: «Drježdźany» («жители пойменных лесов», иногда переводят, как «болотные жители»). Впервые Дрезден, как считается, документально упоминается в 1206 году (по скалигеровской хронологии) в связи с судебным разбирательством между Майсеновской церковью и графом фон Дона (обратим внимание на славянское слово «Дон» или просто «река»-«дно») из-за спорных территорий (Acta sunt hec dresdene). Как город, уже в другом документе, Дрезден упоминается в 1216 году (Acta sunt hec … in civitate nostra dresdene). Но вот вопрос: правильно ли и как были датированы эти документы? И ведь могло быть много разных жителей РАЗНЫХ пойменных лесов, не обязательно на месте современного Дрездена. Да и слово «Дон» могло обозначать любую реку Европы: Дон, Дунай, Днепр, Днестр (согласная основа слова – одна и та же у всех: «Д-Н», интересно также, что и вторая часть слова «Дрезден» имеет основу «Д-Н»: может и не из лесов саксы, а с реки-«Дона» (вопрос с какой: Эльбы или иной)? Языковедение, конечно, не может служить основой доказательств, но на кое-какие мысли навеивает. Много намёков на славянские корни саксов).
Вот и российская императрица Екатерина II, немка по происхождению, писала: «Имя саксы… - от сохи. Сохсонсы суть отросли от славян, также как вандалы и прочее» (РГДА. Ф.10. Оп.1.Д.17).
Считается, что англы, саксы и юты – германские племена. Но славянское происхождение англо-саксов видно в английской истории невооруженным глазом. Чего стоят одни их имена: например, Рада (англ. Rada), или Уста (англ. Hasta), от которых произошли распространенные в Англии фамилии Reading(s), т.е., по-русски, Радин, и Hasting(s), т.е., по русски, Устин. Их князя выбирал совет, называвшийся Witan, т.е., по-русски, вече. (Ярослав Кеслер «РУССКАЯ АНГЛИЯ»).

Вплоть до подчинения и обращения в христианство Карлом Великим континентальные саксы сохраняли свой древний племенной устав и не имели короля, а все важные вопросы решали на ежегодном собрании старейшин племени. Герцоги (военачальники) принимали предводительство над народом только на время военных конфликтов (как князья в великом Новгороде).
Ныне многие историки предполагают, что, самоназвание саксов было иное, а «античные» авторы произвели его от «сакса» - типичного оружия саксов, боевого ножа. Считается, что в период от III до V века н. э часть саксов, наряду с англами и ютами, переселилась в южную часть острова Британии, хотя никаких доказательств, кроме легенд этому нет. В результате слияния с англами они превратились в общность англо-саксов, которая стала политически и лингвистически доминирующей в Англии. Язык саксов стал основой англосаксонского языка, из которого развился современный английский язык. Отсюда в ирландском и других кельтских языках наименование племени саксов употребляется для обозначения современных англичан: в ирландском - «Sasana» (Англия) и «Sasanach» (англичане), в гэльском - «Sasunn» (Англия) и «Sasunnach» (английский); хотя в других языках эти названия ведутся от племени англов. Нынешнее название страны - Англия - происходит от наименования племени англов, а название таких территорий, как Уэссекс («West-Saxons»), Эссекс («East-Saxons»), Суссекс («South-Saxons») и Мидлсекс указывает на их происхождение от саксонских поселенцев. В эстонском и финском языках название саксов послужило основой для обозначения современных немцев и Германии: в эстонском «Saksamaa» (Германия) и «sakslased» (немцы); в финском «Saksa» (Германия) и «saksalaiset» (немцы). Наверное, жуткую путаницу должно было создавать это разночтение названий и имен для традиционных историков.

Далее цитируем книгу: Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО «НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ РУСИ. Русь. Англия. Византия. Рим»:
«По поводу САКСОВ историки пишут так. "Саксы - германские племена, обитавшие в северной Европе, главным образом на территориях, прилегающих к Северному морю. Чаще всего Гальфрид именует ГЕРМАНСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ (Англии) собирательно САКСАМИ, хотя в ряде случаев упоминает и АНГЛОВ". Н.М.Карамзин: "Геродот пишет, что СКИФЫ, известные персам под именем САКОВ, сами себя называли Сколотами (то есть СКОТАМИ или Шотландцами)". Карамзин: "Менандер называет ТУРКОВ САКАМИ, а Феофан МАССАГЕТАМИ". Таким образом, средневековые САКСЫ = Саки - это СКИФЫ или ТУРКИ. Между прочим, становится понятным, почему Феофан назвал Турок также МАССАГЕТАМИ, то есть МОСКОВСКИМИ ГОТАМИ. Потому что они были славянами и вышли из Руси-Орды. Получается, что старые английские хроники говорят не о каких-то якобы сравнительно небольших народах, первоначально населявших современный остров Британию, а об огромных средневековых государствах, царствах, игравших определяющую роль в истории Европы и Азии XI-XVI веков. И лишь потом, при переносе византийско-"монгольских" летописей в островную Англию, эта история больших государств была искусственно спрессована. В результате она сжалась, превратилась в местную, локальную историю, уместившуюся на сравнительно небольшой территории. Зато растянутую во времени».
Возникает первое предположение: так как саксы - славяне по происхождению (а особенно близки к славянам - «германские (немецкие) саксы») - отсюда и типичная ненависть к ним у забывших свою начальную историю (или не хотящих вспоминать свои корни) - «англо-саксов», известных своим славянофобством и соперничеством с ЛЮБОЙ Российской Империей).
Второе предположение по поводу ненависти англо-саксов к саксам, возможно, связано с религией и Реформацией в Средние века. Реформацию здесь необходимо рассматривать не столько, как религиозную войну между католиками и различными протестантами, а как попытку западно-европейских сепаратистов и князей, используя религиозную риторику, отделится от Ордынской Империи в 16-17 веках н.э. (Которую иногда называли Империей Карла V, …).
Сначала рассмотрим исторические события вокруг Дрездена.

С 1270 года, как считается, Дрезден стал столицей маркграфства Мейсен (нем. Meissen, которое примерно в 1450 – 1550 гг. стало крупнейшим центром добычи и передела серебра. Как говорится – почти «Гознак» Империи, тем более, что серебряные рудники были рядом в Германии, а в России ещё вроде как не были открыты к тому времени) и был ей вплоть до объединения маркрафства Мейсен и курфюршества Саксонии в 1422 году.
В 1485 году произошёл Лейпцигский раздел объединённого государства, в результате которого Дрезден снова стал столицей маркграфства Мейсен (причём маркграфы получили титул герцогов Саксонии) (Не связано ли это с разделом сфер влияния Турции и России – известное «стояние на Угре». И история Саксонии этих времен – просто дубль истории Большой Империи, в которую Саксония входила?).
В 1547 году курфюршество Саксония было вновь присоединено к Мейсену, и Дрезден оказался столицей курфюршества Саксонии. (Может и не было никакого отсоединения Мейсона и курфюршества Саксонии с 1485 г. по 1547 г. А в 1547году было первое и единственное объединение, и события 1422 г. дублируют события 1547г. только на бумаге? А события 1270 г. – легендарны или принадлежат всей Ордынской (Римской) Империи? Возможно, что в 1270 г. на месте современного Дрездена был построен не город, а церковь или монастырь, в котором хранились христианские святыни по аналогии с монастырями Москвы).
Только при Августе Сильном в начале XVIII века Саксония (и Дрезден, как её столица) достигла наибольшего расцвета. Тогда центр Дрездена приобрёл знакомый облик в стиле барокко. Тогда и было построено и большинство самых известных зданий Дрездена, впоследствии разрушенных в 1945 г. В XVIII веке Саксония претендовала на ведущую роль среди немецких княжеств и вела постоянные войны с Пруссией. Во время Семилетней войны Дрезден был захвачен и долгое время удерживался войсками прусского короля Фридриха II. Эта оккупация нанесла большой урон городу, в частности в 1760 году была разрушена Кройцкирхе (главная протестантская церковь Дрездена). В результате Наполеоновских войн Саксония понесла огромные территориальные потери, значение Дрездена в политических делах Европы снизилось, но он по-прежнему считался одним из крупнейших культурных центров.

I. Рассмотрим племена в составе саксов, как они описываются в официальной истории.
Вестфалы, которые жили преимущественно между Рейном и Везером, их имя означало просто: «западные люди», то есть западные саксы. Остфалы - «восточные люди», жили между Везером и Эльбой. Интересные названия для племен. И Энгры (или: венгры, угры?), которые занимали среди саксов центральное положение, как в географическом, так и в культурно-общественном отношении. Здесь нет по сути никакой интересной информации! Саксы состоят из восточных и западных, а видимо посередине между ними: пограничные, буферные саксы – «венгры-угры» (вспоминается здесь одно историческое событие: «стояние на реке Угре», где «угра», по сути, означает - «граница»). Также можно охарактеризовать и любой другой народ, растянувшийся в своем расселении с запада на восток.
II. Официальная история Саксонии.
Герцогство Саксония - название территориально-государственных образований, входивших в состав Священной Римской Империи:
До 1180 года - племенное герцогство между нижними течениями реки Рейн и Эльба. Возникновение саксонской государственности относят к VII веку. В ходе затяжных войн земли саксов были покорены Карлом Великим, став частью империи франков. Саксония считалась одним из наиболее значимых племенных герцогств Восточно-Франкского королевства (Германии). В 1180 году император Фридрих I Барбаросса за неповиновение императорской власти лишил могущественного саксонского герцога Генриха Льва титула и владений. Эта дата традиционно считается концом эпохи племенных герцогств. Большинство вассалов саксонского герцога перешли в непосредственное подчинение императору. Титул герцога Саксонии кардинальным образом поменял своё значение, утеряв большинство своих властных прав. Около 1272 года герцогство разделилось на два герцогства: Саксен-Виттенберг (после Золотой буллы Карла IV 1356 года было преобразовано в курфюршество Саксония) и Саксен-Лауэнбург. (Возможно, это событие связано с завоеванием Ордой Западной Европы и установления там ПОРЯДКА, или с объединением племен в месте, отличном от Западной Европы). Западная Саксония (Вестфалия) была присоединена к архиепископству Кёльнскому. Потомки Генриха Льва сохранили только области Брауншвейга и Люнебурга (будущее герцогство Брауншвейг-Люнебург).
Саксония в период Реформации и Тридцатилетней войны.
Курфюрст Фридрих III Мудрый (1486-1525) хотя и не был открытым сторонником Лютера, но беспрепятственно допускал распространение его учения в Саксонии, а после его осуждения на Вормсском сейме предоставил ему убежище в Вартбурге. Брат и соправитель Фридриха Иоганн Твёрдый (1525-1532), став курфюрстом, уже открыто занял протестантскую сторону, а Саксония в 1531 году стала (вместе с Гессеном) во главе оборонительного союза против религиозной политики императора Карла V. (Подготовка и начало сепаратистской войны против Империи-Орды). В 1546 году император Карл V(Иван Грозный) окончательно решился на войну (Ливонскую) с протестантизмом, и произошёл первый крупный вооружённый конфликт между католиками и протестантами (Шмалькальденская война). Во время Тридцатилетней войны, пока саксонский курфюрст Иоганн-Георг I стоял на стороне императора, военных действий на территории Саксонии не было. (Возможно, саксонские князья по ряду причин выступали на стороне Орды в начале войны, занимая двойственную позицию. Позиция Саксонии в течение ВСЕЙ этой войны была двойственной). В 1631 году Иоганн-Георг перешел на сторону шведского короля. Через четыре года, после поражения Густава-Адольфа, курфюрст вновь перешел на сторону императора, заключив с ним в Праге мирный договор.
За время Тридцатилетней войны население Саксонии уменьшилось в два раза. С 1697 до 1763 года Саксония была соединена личной унией с Польшей. В 1706 году шведский король Карл XII совершил разорительное нашествие на Саксонию. (Возможно, это пример - кары протестантов и победивших сепаратистов под руководством «шведа» Карла XII за периодическую дружбу саксов с Карлом V).

III. Старая официальная история Дрездена:
5500 - 4500 до н. э.: неолитическое поселение в городском районе Никерн (Kreisgrabenanlage Dresden-Nickern)
1206, 31 марта: первое упоминание Дрездена в рассказе о судебном разбирательстве по поводу спорных территорий между Майсеновской церковью и графом фон Дона (Burggrafen von Dohna)
1216, 21 января: упоминания города Дрездена (Acta sunt hec … in civitate nostra Dresdene лат.)
ЭТИ УПОМИНАНИЯ МЫ УЖЕ ОБСУЖДАЛИ.
1547: лютеранство вместо католичества становится основной религией Саксонии (возможно, это - начало реальной Истории, связанной с сепаратизмом и Реформацией).
Дополнительная интересная информация: кризис горной промышленности и снижение цен на серебро в XVI–XVII веках вынудили жителей Саксонии - шахтеров - искать дополнительные заработки. Поделки из дерева со временем стали народными промыслами (видимо: отрыв от Ордынской Империи вызвал потери восточных рынков и кризис производства).
Дрезден, как столица:
1270 – 1422 (дубль 1464 – 1485?), 1464 – 1485: столица маркграфства Мейсен (Markgrafschaft Meißen).
1485 - 1547: столица герцогства Саксония-Виттенберг (Herzogtums Sachsen-Wittenberg).
1547 - 1806: столица курфюршества Саксония (Kurfürstentum Sachsen или Kursachsen).
1806 - 1918: столица королевства Саксония (Königreich Sachsen), расцвет Дрездена - столицы курфюршества Саксония (Kurfürstentum Sachsen или Kursachsen). "Венеция на Эльбе" (Elbflorenz) - название, данное городу за богатство барочной архитектуры, с 1871 - в составе Германской империи.

В дополнение отметим: авторы «Новой хронологии» доказывают, что имеющиеся манускрипты англо-саксонской хроники в действительности написаны не ранее XV-XVI веков н.э. Похоже на то, что современная Англия унаследовала и присвоила себе (начиная с XV-XVI веков н.э.) не только значительную часть старой римско-греческой и ордынско-славянской истории, но и историю германских саксов (часто тоже дублирующую ордынско-славянскую, как общую для многих славянских народов), перенеся почти все древние события на свою территорию-остров. Новоиспеченные англо-саксы тщательно, долго и последовательно зачищали от правды и даже намеков на правду всевозможные источники этой правды: действительно старые книги, архитектурные артефакты и т.п. у своих соседей в Европе и в своих колониях в Азии, Африке и Америке.
Таким образом, легендарная и реальная история саксов тесно связана со славянством. Возможно, что саксы были последним оплотом (хотя и часто переменчивым во мнении) Русско-ордынской Империи в мятежной, сепаратистской, реформаторской Германии XVI-XVII веков н.э. История, как реальная, так и легендарная, а также и язык англо-саксов тоже теснейшим образом связаны с Империей (Византией: возможно самоназвание «англы» пошло от династии Ангелов в Византии. НА СТАРОМ ГЕРБЕ АНГЛИЙСКОГО ЦАРСТВА ВОСТОЧНЫХ САКСОВ И ЛОНДОНА БЫЛИ ИЗОБРАЖЕНЫ ОСМАНСКИЕ ЯТАГАНЫ ИЛИ ПОЛУМЕСЯЦЫ.(ФиН)) и славянством. История на периферии Империи зачищалась тщательно: украденную историю необходимо было закрепить за Англией на современной территории, а старые родственные связи с саксами Германии мешали национальной идентификации новой нации в Англии. И правдивую историю, и её носителей по привычке или по злому умыслу продолжали зачищать от правды до самого последнего времени.
Примечание по II Мировой войне.
«В конце Второй мировой войны центр города был полностью разрушен в результате серии ударов английской и американской авиации. В это время Дрезден был переполнен беженцами, спасавшимися от боевых действий Восточного фронта, среди которых было много женщин и детей. Город практически не был защищен зенитными орудиями, а авиация ПВО не смогла взлететь. Число жертв составляет от 25 до 30 тысяч человек (некоторые источники сообщают об их большем числе), большинство из которых погибло в результате возникшего огненного смерча. Серьёзно пострадал дрезденский замок-резиденция, Цвингер и Опера Земпера были практически разрушены, несколько позднее обрушился купол Фрауэнкирхе (евангелическо-лютеранская церковь). После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Остальные развалины были просто снесены. На месте города образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Восстановление центра заняло почти сорок лет - для этого, по возможности, использовались уцелевшие фрагменты, недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытёсывались заново - они заметно выделяются светлым оттенком камня. Чаще всего посетители попадают в Цвингер со стороны Театральной площади, проходя через трехарочный проход, объединяющий помещение картинной галереи «Старые мастера» и Оружейную палату. При входе внимательный турист увидит на стене портика справа от главной арки бронзовую табличку с надписью на немецком языке: «Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин». Эту же надпись по-русски с большим трудом частично можно прочитать на постаменте, поддерживающем приарочную колонну. Этот постамент – реально сохранившийся артефакт XVIII в., уцелевший во время бомбежек Дрездена».

Ничего не знает о С., но в эпоху переселения народов они выступают как обширное племя, в состав которого, по совершенно гипотетическим предположениям старых медиевистов, вошли описанные Тацитом хавки , марсы , херуски и ангриварии ; основывается это предположение исключительно на географических сопоставлениях. Живя в области Эльбского бассейна, Везера и Ютландского полуо-ва, С. занялись морскими разбоями и наводили на северные берега Галлии такой же ужас, как позднее пришедшие им на смену норманны . В середине V в., после того, как Британию покинули римские легионы, спешившие на защиту Италии от варварских нашествий, часть С. вместе с ютами и англами отправилась (в количестве нескольких сот родов) в Британию (нынешнюю Англию), где и обосновались. Оставшиеся на континенте С. постепенно расширяли свои владения к Ю: в VI в. они, занимая страну двинувшихся в Италию лангобардов, двинулись в область Гарца, а оттуда и в Тюрингию . В эпоху возвышения майордомов во франкском государстве саксы начали понемногу вторгаться в его пределы, но энергичные правители из геристальского рода сумели дать им отпор: в крайних западных своих поселениях саксы принуждены были не только оставить франков в покое, но и платить им ежегодную дань. Христианская культура проникла к саксам позже, нежели к другим германским племенам; до самых времен Карла Великого саксы оставались ревностными язычниками, отстаивавшими старые общегерманские верования. Общественные и родовые порядки, описанные Тацитом, всецело сохранились у саксов до самого конца VIII стол.: С. жили свободными, самоуправлявшимися общинами, заключавшими союз в случае опасности со стороны внешнего врага; веча управляли общинными делами, а общее вече выбирало для предводительствования на войне герцога, который по окончании военных действий слагал с себя власть. На вечах принимали участие только два сословия: эделинги - "благородные", знать, и фрилинги - свободные граждане. Полузависимые литы и рабы участия в политических делах не принимали (других сословных подразделений у С. не было). Решающим моментом в истории первобытных саксов была эпоха Карла Великого, который тридцать три года должен был воевать с ними (с 772 по 804 г.). Сколько раз ни побеждал Карл С., они восставали против его владычества, как только он уходил из страны, избивали франкских купцов и миссионеров и снова вынуждали его к карательной экспедиции. Разрушив священный Ирменсуль, "поддерживающий вселенную", Карл нашел в саксах ожесточенных мстителей за поруганную святыню. Один из саксонских эделингов, Витекинд (или Видукинд), явился национальным героем в этой борьбе с франками. После страшных поражений, понесенных саксами в 783 и 784 гг., Витекинд явился к Карлу с изъявлением покорности; он и многие влиятельные эделинги приняли крещение , и с тех пор начинается среди саксов раскол, приведший к образованию двух течений: одного - старозаветного, язычески-национального, и другого - нового, тяготевшего к франкам и к христианству. Борьба с Карлом продолжалась еще 20 лет: он десятками тысяч выселял саксов в Галлию, а франков селил в земле саксов и этой насильственной колонизационной перетасовкой достиг, наконец, прочного владычества над своими неукротимыми врагами. Саксы были верны не только Карлу (в последние десять лет его жизни), но и сыну его Людовику Благочестивому: это они доказали во время смут и междоусобий, предшествовавших Верденскому трактату, когда они всеми силами поддерживали императора против его сыновей. Когда Людовик Благочестивый умер, С. пытались восстать против франков: это была последняя попытка такого рода. Людовик Немецкий в 842 г. усмирил их, а в 843 г. С. вместе с восточно-франкской монархией достались в удел своему усмирителю (по Верденскому договору). С тех пор они сливаются в своих исторических судьбах с остальной