Война застала их семнадцатилетними

Почти 70 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев - танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

1924 год стал годом рождения известных всей стране фронтовиков - прозаиков, поэтов. Это Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Василь Быков, Булат Окуджава и Юлия Друнина. «Поколение 24-го» - это те, кому к началу Великой Отечественной войны едва исполнилось семнадцать.

В литературе широко освещалась, особенно в советское время, так как многие авторы делились личным опытом и сами пережили все описываемые ужасы вместе с простыми солдатами. Поэтому неудивительно, что сначала военные, а потом и послевоенные годы ознаменовались написанием целого ряда произведений, посвященных подвигу советского народа в жестокой борьбе с нацистской Германией. Мимо таких книг нельзя пройти стороной и забыть о них, ибо они заставляют нас задуматься о жизни и смерти, войне и мире, прошлом и настоящем. Мы предлагаем вашему вниманию список лучших книг, посвященных Великой Отечественной войне, которые стоит читать и перечитывать.

Василь Быков

Василь Быков (книги представлены ниже) - выдающийся советский писатель, общественный деятель и участник ВОВ. Наверное, один из самых известных авторов военных романов. Быков писал преимущественно о человека во время самых суровых испытаний, выпадающих на его долю, и о героизме простых солдат. Василь Владимирович воспевал в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Ниже мы рассмотрим самые известные романы этого автора: «Сотников», «Обелиск» и «Дожить до рассвета».

«Сотников»

Повесть была написана в 1968 году. Это еще один пример того, как описывалась в художественной литературе. Изначально произволение носило название «Ликвидация», а основой сюжета стала встреча автора с бывшим однополчанином, которого он считал погибшим. В 1976 году на основе этой книги был снят фильм «Восхождение».

Повесть рассказывает о партизанском отряде, который сильно нуждается в провизии и медикаментах. За припасами отправляют Рыбака и интеллигента Сотникова, который болен, но вызывается идти, так как больше добровольцев не нашлось. Долгие блуждания и поиски приводят партизан в деревеньку Лясины, здесь они немного отдыхают и получают тушку овцы. Теперь можно возвращаться обратно. Но на обратном пути они натыкают на отряд полицаев. Сотников оказывается серьезно ранен. Теперь Рыбак должен спасти жизнь своему товарищу и принести обещанный провиант в лагерь. Однако это ему не удается, и вдвоем они попадают в руки немцев.

«Обелиск»

Множество написал Василь Быков. Книги писателя очень часто экранизировались. Одной из таких книг стала повесть «Обелиск». Произведение строится по типу «рассказ в рассказе» и носит ярко выраженный героический характер.

Герой повести, чье имя так и остается неизвестным, приезжает на похороны Павла Миклашевича, сельского учителя. На поминках все вспоминают умершего добрым словом, но тут заходит речь о Морозе, и все замолкают. По дороге домой герой расспрашивает своего попутчика, какие отношение какой-то Мороз имеет к Миклашевичу. Тогда ему рассказывают, что Мороз был учителем покойного. Он относился к детям как к родным, заботился о них, а Миклашевича, которого притеснял отец, взял жить к себе. Когда началась война, Мороз помогал партизанам. Деревня оказалась оккупирована полицаями. Однажды его ученики, в том числе и Миклашевич, подпилили опоры моста, и шеф полиции вместе с подручными оказался в воде. Мальчишек поймали. Мороз, бежавший к тому времени к партизанам, сдался, чтобы освободить учеников. Но фашисты решили повесить и детей, и их учителя. Перед казнью Мороз помог Миклашевичу бежать. Остальных же повесили.

«Дожить до рассвета»

Повесть 1972 года. Как можно заметить, Великая Отечественная война в литературе продолжает быть актуальной и по прошествии десятилетий. Это подтверждает и то, что за эту повесть Быков был награжден Государственной премией СССР. Произведение рассказывает о повседневной жизни военных разведчиков и диверсантов. Изначально повесть была написана на белорусском языке, а лишь затем переведена на русский.

Ноябрь 1941 года, начало Великой Отечественной войны. Лейтенант советской армии Игорь Ивановский, главный герой повести, командует диверсионной группой. Ему предстоит провести своих товарищей за линию фронта - на земли Белоруссии, оккупированные немецкими захватчиками. Их задача - взорвать немецкий склад боеприпасов. Быков рассказывает о подвиге простых солдат. Именно они, а не штабные офицеры, стали той силой, что помогла выиграть в войне.

В 1975 году книга была экранизирована. Сценарий для фильма писал сам Быков.

«А зори здесь тихие…»

Произведение советского и русского писателя Бориса Львовича Васильева. Одна из известнейших фронтовых повестей во многом благодаря одноименной экранизации 1972 года. «А зори здесь тихие…» Борис Васильев написал в 1969 году. Произведение основано на реальных событиях: во время войны солдаты, служащие на Кировской железной дороге, помешали немецким диверсантам взорвать железнодорожное полотно. В живых после жестокого боя остался только командир советской группы, который был награжден медалью «За боевые заслуги».

«А зори здесь тихие…» (Борис Васильев) - книга, описывающая 171-й разъезд в карельской глуши. Здесь находится расчет зенитных установок. Солдаты, не зная, что делать, начинают пьянствовать и бездельничать. Тогда Федор Васков, комендант разъезда, просит «прислать непьющих». Командование отправляет к нему два отделения девушек-зенитчиц. И как-то одна из новоприбывших замечает в лесу немецких диверсантов.

Васков осознает, что немцы хотят пробраться к стратегическим объектам и понимает, что их необходимо перехватить здесь. Для этого он собирает отряд из 5 зенитчиц и ведет их к Синюхиной гряде через топи одному ему ведомой тропой. В ходе похода выясняется, что немцев 16 человек, поэтому он отправляет за подкреплением одну из девушек, а сам преследует врага. Однако девушка не доходит до своих и погибает на болотах. Васкову приходится вступить с немцами в неравный бой, и в результате гибнут оставшиеся с ним четыре девушки. Но все же коменданту удается захватить врагов, и он отводит их в расположение советских войск.

В повести описывается подвиг человека, который сам принимает решение противостоять врагу и не позволить ему безнаказанно ходить по родной земле. Без приказа начальства главный герой сам отправляется в сражение и берет с собой 5 добровольцев - девушки вызвались сами.

«Завтра была война»

Книга является своеобразной биографией автора этого произведения, Бориса Львовича Васильева. Повесть начинается с того, что писатель рассказываем о своем детстве, о том, что родился в Смоленске, отец его был командиром Красной армии. И прежде чем стать в этом жизни хоть кем-то, выбрать свою профессию и определиться с местом в обществе, Васильев стал солдатом, как и многие его сверстники.

«Завтра была война» - произведение о предвоенном времени. Главные его герои - совсем еще юные ученики 9-го класса, в книге рассказывается об их взрослении, любви и дружбе, идеалистической молодости, которая оказалась слишком короткой из-за начавшейся войны. В произведении рассказывается о первом серьезном противостоянии и выборе, о крушении надежд, о неизбежном взрослении. И все это на фоне нависшей тягостной угрозы, которую невозможно остановить или избегнуть. И уже через год эти мальчики и девочки окажутся в пекле жестокого сражения, в котором многим из них суждено сгореть. Однако за свою короткую жизнь они узнают, что такое честь, долг, дружба и истина.

«Горячий снег»

Роман писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева. Великая Отечественная война в литературе этого писателя представлена особенно широко и стала основным мотивом всего его творчества. Но самым известным произведением Бондарева является именно роман «Горячий снег», написанный в 1970 году. Действие произведения разворачивается в декабре 1942 года под Сталинградом. Основан роман на реальных событиях - попытке немецкой армии деблокировать шестую армию Паулюса, окруженную под Сталинградом. Это сражение стало решающим в битве за Сталинград. Книга была экранизирована Г. Егиазаровым.

Роман начинается с того, что двум артиллерийским взводам под командованием Давлатяна и Кузнецова предстоит закрепиться на реке Мышкова, а затем сдержать наступление немецких танков, спешащих на выручку армии Паулюса.

После первой волны наступления от взвода лейтенанта Кузнецова остается одно орудие и три бойца. Тем не менее солдаты еще в течении суток продолжают отражать натиск врагов.

«Судьба человека»

«Судьба человека» - школьное произведение, которое изучается в рамках темы «Великая Отечественная война в литературе». Рассказ написал знаменитый советский писатель Михаил Шолохов в 1957 году.

В произведении описывается жизнь простого шофера Андрея Соколова, которому пришлось покинуть семью и родной дом с началом Великой Отечественной войны. Однако не успел герой попасть на фронт, как он тут же получает ранение и оказывается в нацистском плену, а затем и в концлагерь. Благодаря своему мужеству Соколову удается пережить плен, а уже в конце войны удается бежать. Попав к своим, он получает отпуск и отправляется на малую родину, где узнает, что семья его погибла, в живых остался только сын, который ушел на войну. Андрей возвращается на фронт и узнает, что его сын был застрелен снайпером в последний день войны. Однако это еще не конец истории героя, Шолохов показывает, что, даже потеряв все, можно найти новую надежду и обрести силы для того, чтобы жить дальше.

«Брестская крепость»

Книга известного и журналиста была написана в 1954 году. За это произведение автор был удостоен в 1964 году Ленинской премии. И это неудивительно, ведь книга представляет собой результат десятилетней работы Смирнова над историей обороны Брестской крепости.

Произведение «Брестская крепость» (Сергей Смирнов) - сама часть истории. Писать буквально по крупицам собирал сведения о защитниках, желая, чтобы их добрые имена и честь не были забыты. Многие из героев оказались в плену, за что после окончания войны они были осуждены. И их желал защитить Смирнов. В книге множество воспоминаний и свидетельств участников сражений, что наполняет книгу истинным трагизмом, полным мужественных и решительных поступков.

«Живые и мертвые»

Великая Отечественная война в литературе 20 века описывает жизнь простых людей, которые по воле судьбы оказались героями и предателями. Это жестокое время многих перемололо, и лишь единицам удалось проскользнуть между жерновами истории.

«Живые и мертвые» - первая книга знаменитой одноименной трилогии Константина Михайловича Симонова. Вторые две части эпопеи называются «Солдатами не рождаются» и «Последнее лето». Первая часть трилогии была опубликована в 1959 году.

Многие критики считают произведение одним из ярчайших и талантливейших примеров описания Великая Отечественная война в литературе 20 века. При этом роман-эпопея не является историографическим произведением или хроникой войны. Персонажи книги - вымышленные люди, хотя и обладающие определенными прототипами.

«У войны - не женское лицо»

Литература, посвященная Великой Отечественной войне, обычно описывает подвиги мужчин, подчас забывая о том, что и женщины внесли свой вклад в общую победу. Но книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич, можно сказать, восстанавливает историческую справедливость. Писательница собрала в своем произведении рассказы тех женщин, что принимали участие в Великой Отечественной. Названием книги стали первые строки романа «Война под крышами» А. Адамовича.

«В списках не значится»

Еще одна повесть, темой которой стала Великая Отечественная война. В советской литературе Борис Васильев, о котором мы уже упоминали выше, был довольно известен. Но известность эту он получил как раз благодаря своим военным произведением, одним из которых и является повесть «В списках не значится».

Книга была написана в 1974 году. Действие ее происходит в самом в Брестской крепости, осаждаемой фашистскими захватчиками. Лейтенант Николай Плужников, главный герой произведения, перед началом войны попадает в эту крепость - он прибывал в ночь с 21 на 22 июня. И на рассвете уже начинается бой. У Николая есть возможность уйти отсюда, так как его имени нет ни в одном воинском списке, однако решается остаться и защищать свою родину до конца.

«Бабий яр»

Документальный роман «Бабий яр» Анатолий Кузнецов опубликовал в 1965 году. Произведение основано на детских воспоминаниях автора, который во время войны оказался на оккупированной немцами территории.

Роман начинается с небольшого авторского предисловия, краткой вступительной главы и нескольких глав, которые объединены в три части. В первой части рассказывается о выводе из Киева отступающих советских войск, крахе Юго-Западного фронта и начале оккупации. Также сюда были включены сцены расстрела евреев, взрывов Киево-Печерской Лавры и Крещатика.

Вторая часть полностью посвящена оккупационной жизни 1941-1943 годов, угонам русских и украинцев в качестве рабочих в Германию, о голоде, о подпольном производстве, об украинских националистах. Заключительная часть романа повествует об освобождении украинской земли от немецких оккупантов, бегстве полицаев, сражении за город, о восстании в концентрационном лагере Бабьего Яра.

«Повесть о настоящем человеке»

Литература про Великую Отечественную войну включает и произведение еще одного русского писателя, прошедшего войну в качестве военного журналиста, Бориса Полевого. Повесть написана в 1946 году, то есть практически сразу после окончания военных действий.

В основе сюжета - событие из жизни военного летчика СССР Алексея Мересьева. Его прототипом стал реальный персонаж, герой Советского Союза Алексей Маресьев, который, как и его герой, был летчиком. История рассказывает о том, как он был сбит в бою с немцами и тяжело ранен. В результате аварии он потерял обе ноги. Однако сила воли его была настолько велика, что ему удалось вернуться в ряды советских летчиков.

Произведение было удостоено Сталинской премии. Повесть проникнута гуманистическими и патриотическими идеями.

«Мадонна с пайковым хлебом»

Мария Глушко - крымская советская писательница, ушедшая на фронт в начале ВОВ. Ее книга «Мадонна с пайковым хлебом» - о подвиге всех матерей, на чью долю выпало пережить Великую Отечественную войну. Героиня произведения - совсем юная девушка Нина, чей муж отправляется на войну, а она по настоянию отца едет в эвакуацию в Ташкент, где ее ждут мачеха и брат. Героиня находится на последних сроках беременности, но это не защитит ее от потока бед человеческих. И за небольшое время Нине предстоит узнать то, что до этого от нее было скрыто за благополучием и спокойствием довоенного существования: настолько по-разному живут в стране люди, какие у них жизненные принципы, ценности, установки, чем они отличаются от нее, выросшей в неведении и достатке. Но главное, что предстоит сделать героине, - родить ребенка и спасти его от всех напастей войны.

«Василий Теркин»

Таких персонажей, как герои Великой Отечественной войны, литература рисовала читателю по-разному, однако самым запоминающимся, неунывающим и харизматичным, несомненно, был Василий Теркин.

Эта поэма Александра Твардовского, начавшая издаваться в 1942 году, сразу же получила всенародную любовь и признание. Произведение писалось и публиковалось на протяжении всей ВОВ, последняя часть была издана в 1945 году. Основной задачей поэмы было поддержать боевой дух солдат, и Твардовскому с успехом удалось выполнить эту задачу, во многом благодаря образу главного героя. Удалой и веселый Теркин, который при этом всегда готов к бою, покорил сердца многих простых солдат. Он душа подразделения, весельчак и балагур, а в бою - пример для подражания, находчивый и всегда добивающийся своей цели воин. Даже будучи на волосок от гибели, он продолжает бороться и уже вступает в схватку с самой Смертью.

Произведение включает пролог, 30 глав основного содержания, разделенных на три части, и эпилог. Каждая глава представляет собой небольшую фронтовую историю из жизни главного героя.

Таким образом, мы видим, что подвиги Великой Отечественной войны литература советского периода широко освещала. Можно сказать, что это одна из основных тем середины и второй половины 20 века для русских и советских писателей. Обусловлено это тем, что вся страна была вовлечена в бой с немецкими захватчиками. Даже те, кто не был на фронте, безустанно трудились в тылу, обеспечивая солдат боеприпасами и провизией.

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, как об этом трагическом времени. Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 стали Героями Советского Союза.

Известные мастера нашей литературы (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, Б. Горбатов, Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, К. Симонов, А.Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие) стали корреспондентами фронтовых и центральных газет.

«Нет большей чести для советского литератора, - писал в те годы А. Фадеев, - и нет более высокой задачи у советского искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием художественного слова своему народу в грозные часы битвы».

Когда гремели пушки, музы не молчали. На протяжении всей войны - и в тяжёлое время неудач и отступлений, и в дни побед - наша литература стремилась как можно полнее раскрыть моральные качества советского человека. Воспитывая любовь к Родине, советская литература воспитывала и ненависть к врагу. Любовь и ненависть, жизнь и смерть - эти контрастные понятия в то время были неразделимы. И именно этот контраст, это противоречие несли в себе высшую справедливость и высший гуманизм. Сила литературы военных лет, секрет её замечательных творческих успехов - в неразрывной связи с народом, героически сражающимся с немецкими захватчиками. Русская литература, издавна славившаяся своей близостью к народу, пожалуй, никогда не смыкалась так тесно с жизнью и не была столь целеустремлённой, как в 1941-1945 годах. В сущности, она стала литературой одной темы - темы войны, темы Родины.

Писатели дышали одним дыханием с борющимся народом и чувствовали себя «окопными поэтами», а вся литература в целом, по меткому выражению А. Твардовского, была «голосом героической души народа» (История русской советской литературы /Под ред. П. Выходцева.-М., 1970.-С.390).

Советская литература военного времени была многопроблемной и многожанровой. Стихотворения, очерки, публицистические статьи, рассказы, пьесы, поэмы, романы создавались писателями в годы войны. Причём, если в 1941 году преобладали малые - «оперативные» жанры, то с течением времени значительную роль начинают играть произведения более крупных литературных жанров (Кузьмичёв И. Жанры русской литературы военных лет.- Горький, 1962).

Значительна в литературе военных лет роль прозаических произведений. Опираясь на героические традиции русской и советской литературы, проза Великой Отечественной войны достигла больших творческих вершин. В золотой фонд советской литературы вошли такие произведения, созданные в годы войны, как «Русский характер» А. Толстого, «Наука ненависти» и «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Непокорённые» Б. Горбатова, «Радуга» В. Василевской и другие, ставшие примером для писателей послевоенных поколений.

Традиции литературы Великой Отечественной войны - это фундамент творческих поисков современной советской прозы. Без этих, ставших классическими, традиций, в основе которых лежит ясное понимание решающей роли народных масс в войне, их героизма и беззаветной преданности Родине, невозможны были бы те замечательные успехи, что достигнуты советской «военной» прозой сегодня.

Своё дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Писал «Костёр» К. Федин. Продолжал работу над романом «Они сражались за Родину» М. Шолохов. В первое послевоенное десятилетие появился и ряд произведений, которые принято за ярко выраженное стремление к всеобъемлющему изображению событий войны называть «панорамными» романами (сам термин появился поздней, когда, были определены общие типологические черты этих романов). Это «Белая берёза» М. Бубённова, «Знаменосцы» О. Гончара, «Битва при Берлине» Вс. Иванова, «Весна на Одере» Э. Казакевича, «Буря» И. Эренбурга, «Буря» О. Лациса, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Незабываемые дни» Лынькова, «За власть Советов» В. Катаева и др.

Несмотря на то, что многим из «панорамных» романов были свойственны существенные недостатки, такие, как некоторая «лакировка» изображаемых событий, слабый психологизм, иллюстративность, прямолинейное противопоставление положительных и отрицательных героев, определённая «романтизация» войны, эти произведения сыграли свою роль в развитии военной прозы.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели так называемой «второй волны», писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев — танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В.Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

Что же характерно для творчества этих художников, пришедших в литературу в пропахших порохом шинелях с сержантскими и лейтенантскими погонами? Прежде всего - продолжение классических традиций русской советской литературы. Традиций М. Шолохова, А. Толстого, А. Фадеева, Л. Леонова. Ибо невозможно создать что-то новое без опоры на то лучшее, что было достигнуто предшественниками, Исследуя классические традиции советской литературы, писатели-фронтовики не просто механически их усваивали, но и творчески развивали. И это естественно, ибо в основе литературного процесса всегда лежит сложное взаимовлияние традиций и новаторства.

Фронтовой опыт у разных писателей неодинаков. Прозаики старшего поколения вступили в 1941 год, как правило, уже сложившимися художниками слова и пошли на войну, чтобы писать о войне. Естественно, они могли видеть события тех лет шире и осмыслить их глубже, чем писатели среднего поколения, воевавшие непосредственно на передовой и вряд ли думавшие в то время, что они когда-нибудь возьмутся за перо. Круг видения последних был довольно узок и ограничивался часто пределами взвода, роты, батальона. Эта «узкая полоса через всю войну», по выражению писателя-фронтовика А. Ананьева, проходит и через многие, особенно ранние, произведения прозаиков среднего поколения, такие, например, как «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959) Ю. Бондарева, «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1961) и все последующие произведения В. Быкова, «Южнее главного удара» (1957) и «Пядь земли» (1959), «Мёртвые сраму не имут» (1961) Г. Бакланова, «Крик» (1961) и «Убиты под Москвой» (1963) К. Воробьёва, «Пастух и пастушка» (1971) В. Астафьева и другие.

Но, уступая писателям старшего поколения в литературном опыте и «широком» знании войны, писатели среднего поколения имели своё явное преимущество. Все четыре года войны они провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв и сражений, но и их непосредственными участниками, лично испытавшими все тяготы окопной жизни. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца. Это были люди окопов, солдаты и офицеры; они сами ходили в атаки, до бешеного и яростного азарта стреляли по танкам, молча хоронили своих друзей, брали высотки, казавшиеся неприступными, своими руками чувствовали металлическую дрожь раскалённого пулемёта, вдыхали чесночный запах немецкого тола и слышали, как остро и брызжуще вонзаются в бруствер осколки от разорвавшихся мин» (Бондарев Ю. Взгляд в биографию: Собр. соч.-М., 1970.- Т. 3.- С. 389-390.).Уступая в литературном опыте, они имели определённые преимущества, так как познали войну из окопов (Литература великого подвига.- М., 1975.- Вып. 2.- С. 253-254).

Вот это преимущество - непосредственное знание войны, переднего края, окопа, позволило писателям среднего поколения дать картину войны чрезвычайно ярко, высветив мельчайшие подробности фронтового быта, точно и сильно показав самые напряжённые минуты - минуты боя - всё то, что они видели своими глазами и что сами пережили за четыре года войны. «Именно глубокими личными потрясениями можно объяснить появление в первых книгах писателей-фронтовиков обнажённой правды войны. Книги эти стали откровением, какого ещё не знала наша литература о войне» (Леонов Б. Эпос героизма.-М., 1975.-С.139.).

Но не сражения сами по себе интересовали этих художников. И писали они войну не ради самой войны. Характерная тенденция литературного развития 1950-60-х годов, ярко проявившаяся в их творчестве, заключается в усилении внимания к судьбе человека в её сопряжённости с историей, к внутреннему миру личности в её нерасторжимости с народом. Показать человека, его внутренний, духовный мир, наиболее полно раскрывающийся в решающую минуту, - вот главное, ради чего брались за перо эти прозаики, которым, несмотря на своеобразие их индивидуального стиля, присуща одна общая черта - чуткость к правде.

Ещё одна интересная отличительная черта характерна для творчества писателей-фронтовиков. В их произведениях 50-60-х годов, по сравнению с книгами предшествующего десятилетия, усилился трагический акцент в изображении войны. Книги эти «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворённым критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации, в них отсутствовали даже малейшая дидактика, умиление, рациональная выверенность, подмена внутренней правды внешней. В них была суровая и героическая солдатская правда (Бондарев Ю. Тенденция развития военно-исторического романа.- Собр. соч.-М., 1974.-Т. 3.-С.436.).

Война в изображении прозаиков-фронтовиков—это не только, и даже не столько, эффектные героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжёлый, кровавый, но жизненно необходимый, и от этого, как его будет выполнять каждый на своём месте, в конечном счёте и зависела победа. И именно в этом каждодневном ратном труде и видели героизм советского человека писатели «второй волны». Личный военный опыт писателей «второй волны» определил в значительной степени как само изображение войны в их первых произведениях (локальность описываемых событий, предельно сжатых в пространстве и времени, очень незначительное число героев и т.д.), так и жанровые формы, наиболее Соответствующие содержанию этих книг. Малые жанры (повесть, рассказ) позволяли этим писателям наиболее сильно и точно передать всё, что они лично видели и пережили, чем до краёв были переполнены их чувства и память.

Именно в середине 50-х - начале 60-х годов рассказ и повесть заняли ведущее место в литературе о Великой Отечественной войне, значительно потеснив роман, занимавший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Столь ощутимое подавляющее количественное превосходство произведений, написанных в форме малых жанров, заставило некоторых критиков с поспешной горячностью утверждать, что роману уже не восстановить своего былого ведущего положения в литературе, что это жанр прошлого и что сегодня он не отвечает темпу времени, ритму жизни и т.д.

Но время и жизнь сами показали неосновательность и чрезмерную категоричность подобных заявлений. Если в конце 1950-х - начале 60-х годов количественное превосходство повести над романом было подавляющим, то с середины 60-х годов роман постепенно возвращает себе утраченные позиции. Причём роман претерпевает определённые изменения. Он более, чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелея вводит в повествование реальные лица, стремясь нарисовать картину войны, с одной стороны, как можно более широко и полно, а с другой - исторически предельно точно. Документы и художественный вымысел идут здесь рука об руку, являясь двумя основными слагаемыми.

Именно на сочетании документа и вымысла были построены такие, ставшие серьёзными явлениями нашей литературы, произведения, как «Живые и мёртвые» К. Симонова, «Истоки» Г.Коновалова, «Крещение» И. Акулова, «Блокада», «Победа» А.Чаковского, «Война» И. Стаднюка, «Всего одна жизнь» С.Барзунова, «Капитан дальнего плавания» А.Крона, «Полководец» В. Карпова, «Июль 41 года» Г.Бакланова, «Реквием каравану PQ-17» В. Пикуля и др. Их появление было вызвано усилившимися в общественном мнении требованиями объективно, в полном объёме представить степень подготовленности нашей страны к войне, причины и характер летнего отступления до Москвы, роль Сталина в руководстве подготовкой и ходом военных действий 1941-1945 годов и некоторые другие общественно-исторические «узлы», привлёкшие пристальный интерес, начиная с середины 1960-х годов и особенно в период перестройки.

Развитие литературы периода Великой Отечественной войны и послевоенных десятилетий - одна из важнейших тем в отечественном искусстве. Оно имеет ряд особенностей, которые отличают ее от военной литературы других стран и периодов. В частности, огромную роль в духовной жизни народа приобретают поэзия и публицистика, так как тяжелое, полное тягот время требует от жанров малых форм.

Для всех литературных произведений военных лет характерна патетика. Героический пафос и национальная гордость стали неизменными атрибутами любой книги. В первые же дни наступления нацистов писатели, поэты, публицисты и все творческие люди почувствовали себя мобилизованными на информационный фронт. Этот призыв сопровождался вполне реальными боями, ранениями и смертями, от которых советскую интеллигенцию не уберегла ни одна женевская конвенция. Из двух тысяч авторов, отправившихся на передовую, не вернулись 400. Травм, болезней и горя, разумеется, никто не считал. Вот поэтому каждому стихотворению, каждому рассказу, каждой статье присущи бьющая через край эмоциональность, драматизм, накал слога и слова и сердечность друга, переживающего то же, что и ты.

Поэзия

Поэзия становится голосом Родины Матери, которая взывала к сынам с плакатов. Наиболее музыкальные стихи превращались в песни и с бригадами артистов летели на фронт, где были незаменимы, как лекарства или оружие. Литература периода великой отечественной войны (1941-1945) для большинства советских людей – это стихи, ведь они в формате песен облетали даже самые удаленные уголки фронта, возвещая о стойкости духа и непримиримости воинов. Кроме того, их было легче декларировать по радио, разбавляя фронтовые сводки. Их же печатали в центральной и фронтовой прессе в период Великой Отечественной войны.

По сей день любима народом песенная лирика М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, К. Симонова, О. Берггольц, Н. Тихонова, М. Алигер, П. Когана, Вс. Багрицкого, Н. Тихонова, А. Твардовского. Проникновенное национальное чувство звучит в их стихах. У поэтов обострилось чутье, взгляд на родные широты стал сыновьим, почтительным, нежным. Образ Родины – конкретный, понятный символ, который перестал нуждаться в красочных описаниях. Героический пафос проник и в интимную лирику.

Мелодическая поэзия с присущей ей эмоциональностью и декларационно-ораторской речью очень скоро распространяется на фронтах и в тылу. Расцвет жанра логически обусловлен: было необходимо эпически отразить картины героической борьбы. Военная литература переросла стихотворения и вылилась в национальный эпос. В качестве примера можно прочитать А. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», П. Антокольского «Сын». Поэма «Василий Теркин», знакомая нам со школьных времен, выражает всю тяжесть военного быта и неукротимо веселый нрав советского солдата. Таким образом, поэзия в период ВОВ приобрела огромное значение в культурной жизни народа.

Основные жанровые группы военных стихов :

  1. Лирическая (ода, элегия, песня)
  2. Сатирическая
  3. Лирико-эпическая (баллады, поэмы)

Самые известные поэты военного времени :

  1. Николай Тихонов
  2. Александр Твардовский
  3. Алексей Сурков
  4. Ольга Берггольц
  5. Михаил Исаковский
  6. Константин Симонов

Проза

Малые формы литературы (такие как рассказ и повесть) пользовались особенной известностью. Искренние, несгибаемые и, по истине, народные характеры вдохновляли советских граждан. Например, одно из самых знаменитых произведений того периода «А зори здесь тихие» до сих пор знает каждый уже со школьной скамьи. Ее автор, Борис Васильев, уже упомянутый выше, в своих работах придерживался одной основной темы: несовместимость естественного человеческого, жизнерождающего и милосердного начала, воплощаемого, как правило, в женских образах, – и войны. Тональность произведения, свойственная многим писателям того времени, а именно трагизм неизбежной гибели благородных и бескорыстных душ в столкновении с жестокостью и несправедливостью «силы», сочетающийся с сентиментально-романтической идеализацией «положительных» образов и сюжетным мелодраматизмом, покоряет читателя с первых страниц, но оставляет глубокую рану впечатлительным людям. Наверное, этот хрестоматийный пример дает наиболее полное представление о драматическом накале прозы в период ВОВ (1941-1945).

Крупные произведения появились только в конце войны, после перелома. Никто уже не сомневался в победе, а советское правительство обеспечило писателям условия для творчества. Военная литература, а именно проза, стала одним из ключевых направлений информационной политики страны. Народ нуждался в поддержке, ему необходимо было осознать величие того подвига, цена которому – человеческие жизни. В качестве примеров прозы времен ВОВ можно назвать роман В. Гроссмана «Народ бессмертен», роман А. Бека «Волоколамское шоссе», эпопею Б. Горбатова «Непокоренные».

Известные прозаики времен войны :

  1. А. Гайдар
  2. Е. Петров
  3. Ю. Крымов
  4. М. Джалиль,
  5. М. Кульчицкий
  6. В. Багрицкий
  7. П. Коган
  8. М. Шолохов
  9. К. Симонов

Публицистика

Выдающиеся публицисты военного времени: А. Толстой («Что мы защищаем», «Москве угрожает враг», «Родина»), М. Шолохов («На Дону», «Казаки», рассказ-очерк «Наука ненависти»), И. Эренбург («Выстоять!»), Л. Леонов («Слава России», «Размышления у Киева», «Ярость»). Все это статьи, опубликованные в тех газетах, которые солдаты получали в окопах фронта и читали перед боем. Изможденные непосильным трудом люди жадно сверлили усталыми глазами эти же строки. Публицистика тех лет имеет огромную литературную, художественную и историческую ценность. Например, статьи Бориса Васильева, призывающие к установлению приоритета национальной культуры над политикой (пример чему подал сам Васильев, выйдя в 1989 из КПСС, в которой состоял с 1952, а с начала 1990-х отойдя и от участия в «перестроечных» политических акциях). Его журналистские материалы о войне отличаются здравой оценкой и максимально возможной объективностью.

Основные публицистические жанры военного времени :

  1. статьи
  2. очерки
  3. фельетоны
  4. воззвания
  5. письма
  6. листовки

Самые известные публицисты :

  1. Алексей Толстой
  2. Михаил Шолохов
  3. Всеволод Вишневский
  4. Николай Тихонов
  5. Илья Эренбург
  6. Мариетта Шагинян

Самое главное оружие публицистики тех лет – факты насилия немецко-фашистских оккупантов над мирным населением. Именно журналисты отыскивали и систематизировали документальные доказательства того, что вражеская пропаганда во всем расходится с правдой. Именно они убедительно аргументировали сомневающимся патриотическую позицию, ведь только в ней заключалось спасение. Никакие сделки с врагом не могли гарантировать недовольным свободу и благоденствие. Народ должен был осознать это, узнавая чудовищные подробности расправы над детьми, женщинами и ранеными, которые практиковали солдаты Третьего рейха.

Драматургия

Драматические произведения К. Симонова, Л. Леонова, А. Корнейчука демонстрируют душевное благородство русских людей, их нравственную чистоту и духовную силу. Истоки их героизма отображены в пьесах «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова. История противоборства двух типов военных руководителей полемически обыгрывается в пьесе «Фронт» А. Корнейчука. Драматургия в период Великой Отечественной войны – это очень эмоциональная литература, наполненная героическим пафосом, свойственным эпохе. Она вырывается из рамок соцреализма, становится ближе и понятнее зрителю. Актеры уже не играют, они изображают свои же будни на сцене, переживают свои же трагедии заново, чтобы люди внутренне вознегодовали и продолжили мужественное сопротивление.

Всех сплотила литература военных лет: в каждой пьесе главной идеей становился призыв к единению всех общественных сил перед лицом внешней угрозы. Например, в пьесе Симонова «Русские люди» главный герой – интеллигент, казалось бы, чуждый пролетарской идеологии. Панин – поэт и очеркист – становится военкором, как когда-то сам автор. Однако его героизм не уступает отваге комбата Сафонова, который искренне любит женщину, но все равно посылает ее на боевые задания, ведь его чувства по отношению к родине не менее значимы и сильны.

Роль литературы в годы войны

Литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945) отличается целенаправленностью: все писатели, как один, стремятся помочь своему народу выстоять под тяжелым бременем оккупации. Это книги о Родине, самопожертвовании, трагической любви к своей стране и долге, которым она обязывает каждого гражданина защищать отечество любой ценой. Безумная, трагическая, беспощадная любовь открывала в людях потаенные сокровища души, а писатели, как живописцы, точь-в-точь отображали то, что видели собственными глазами. По словам Алексея Николаевича Толстого, «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа».

Писатели не отделялись от фронтовиков и тружеников тыла, они стали понятны и близки всем, поскольку война объединила нацию. Авторы мерзли и голодали на фронтах в качестве военных корреспондентов, культработников и умирали с бойцами и медсестрами. Интеллигент, рабочий или колхозник – все были заодно. В первые годы борьбы шедевры рождались за один день и оставались в русской литературе навсегда. Главная задача этих произведений – патетика обороны, пафос патриотизма, поднятие и поддержание воинского духа в рядах Советской армии. То, что сейчас называется «на информационном фронте», тогда было действительно нужно. Причем, литература военных годов – не государственный заказ. Писатели вроде Симонова, Твардовского, Эренбурга получались сами собой, впитывая впечатления на передовой и перенося их в записные книжки под звуки разрывающихся снарядов. Поэтому этим книгам действительно веришь. Их авторы выстрадали написанное и рисковали жизнью, чтобы передать эту боль потомкам, в руках которых должен был быть мир завтрашнего дня.

Список популярных книг

О крушении простого человеческого счастья в военных реалиях расскажут книги:

  1. «Просто любовь» В. Василевской,
  2. «Это было в Ленинграде» А. Чаковского,
  3. «Третья палата» Леонидова.
  4. «А зори здесь тихие» Б. Васильева
  5. «Судьба человека» М. Шолохова

Книги о героических подвигах в условиях самых кровопролитных сражений в период ВОВ:

  1. «В окопах Сталинграда» В. Некрасова,
  2. «Москва. Ноябрь 1941 года» Лидина,
  3. «Июль – Декабрь» Симонова,
  4. «Брестская крепость» С. Смирнова,
  5. «Они сражались за родину» М. Шолохова

Советская литература о предательстве:

  1. «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
  2. «Сотников» В. Быкова
  3. «Знак беды» В. Быкова
  4. «Живи и помни» В. Распутина

Книги, посвященные блокаде Ленинграда:

  1. «Блокадная книга» А. Адамовича, Д. Гранина
  2. «Дорога жизни» Н. Ходзы
  3. «Балтийское небо» Н. Чуковского

О детях, участвующих в войне:

  1. Молодая гвардия – Александр Фадеев
  2. Завтра была война – Борис Васильев
  3. До свиданья мальчики – Борис Балтер
  4. Мальчики с бантиками – Валентин Пикуль

О женщинах, участвующих в войне:

  1. У войны не женское лицо – Светлана Алексеевич
  2. Мадонна с пайковым хлебом – Мария Глушко
  3. Партизанка Лара – Надежда Надеждина
  4. Девичья команда – П. Заводчиков, Ф. Самойлов

Альтернативный взгляд на военное руководство:

  1. Жизнь и судьба – Василий Гроссман
  2. Штрафбат – Эдуард Володарский
  3. На войне как на войне – Виктор Курочкин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Война застала их семнадцатилетними

Почти 70 лет отделяют нас от начала Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира - они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.

Большой вклад в развитие советской военной прозы внесли писатели-фронтовики, вступившие в большую литературу в конце 1950-х - начале 1960-х годов. Так, Юрий Бондарев под Сталинградом жёг танки Манштейна. Артиллеристами были также Е. Носов, Г. Бакланов; поэт Александр Яшин сражался в морской пехоте под Ленинградом; поэт Сергей Орлов и писатель А. Ананьев - танкистами, горели в танке. Писатель Николай Грибачёв был командиром взвода, а затем командиром сапёрного батальона. Олесь Гончар воевал в миномётном расчёте; пехотинцами были В. Быков, И. Акулов, В. Кондратьев; миномётчиком - М. Алексеев; курсантом, а затем партизаном - К. Воробьёв; связистами - В. Астафьев и Ю. Гончаров; самоходчиком - В. Курочкин; десантником и разведчиком - В. Богомолов; партизанами - Д. Гусаров и А. Адамович...

1924 год стал годом рождения известных всей стране фронтовиков - прозаиков, поэтов. Это Виктор Астафьев, Юрий Бондарев, Борис Васильев, Василь Быков, Булат Окуджава и Юлия Друнина. «Поколение 24-го» - это те, кому к началу Великой Отечественной войны едва исполнилось семнадцать.

«До свидания, мальчики...»

О трагической судьбе ушедших на войну старшеклассников прекрасно сказано в статье поэта, прозаика и переводчика Н. Коржавина, посвященной Булату Окуджаве : «Война обогатила опыт этого поколения, приоткрыла ему ценность жизни и значение жизненных ценностей, сблизила его с народом... А ведь было же что-то в молодежи тех стыдных и страшных лет, что привлекает к ней наши сердца и сегодня. Какая-то естественная потребность в личном причастии ко всему высокому и великому... Всех, погибших на войне в семнадцать-восемнадцать лет, сегодня естественно называть мальчиками. И не погибших - тоже, а разделявших с ними смертельную опасность подруг - девочками, как это и делает Булат Окуджава в песне «До свидания, мальчики!».

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом - солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите,

и все-таки постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб - разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

постарайтесь вернуться назад.

Вспомним же писателей-фронтовиков 1924 года рождения, им в этом году исполнилось или исполнилось бы 90 лет.

Виктор Астафьев

Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка близ Красноярска. Рано лишившись родителей, воспитывался сначала в семье бабушки и дедушки, а затем - в детском доме.
Учитель школы-интерната, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение под названием «Жив!», напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро». Окончив школу-интернат, подросток сам зарабатывает себе на хлеб. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев, - Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры».

Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает в ФЗО школа фабрично-заводского обучения). «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском. Оттуда осенью 1942 года ушел на фронт: был шофером, артразведчиком, связистом. Несколько раз он был тяжело ранен. Был награждён орденом Красной звезды, медалями "За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». В 1945 году демобилизовался.

О себе он писал: «Ну, мужик, деревня, детдомовщина во мне сидит... Не состоял ни в пионерии, ни в комсомоле, ни в партии... Я был шофером и в разведке артиллерийской, а когда глаз подбили, поневоле стал связистом... Мы сутки делили надвое, жили и работали в постоянном напряжении, получая за это матюги, пинки и нагоняи... Вот и слух «садится» - это результат напряженнейшей работы во фронтовой полевой связи... с фронта мы ехали изувеченные, всеми брошенные на произвол судьбы, без специальности, без образования... победители - гол как сокол... кому до нас было дело?!".

Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. Одновременно учился в вечерней школе.

Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Уже ранние повести Астафьева, «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал», вызвали внимание критики. С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ «Гражданский человек». Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1961 году В. Астафьев окончил Высшие литературные курсы при ССП СССР. Лауреат Ленинской премии (за повесть «Царь-рыба»).

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960-1970-х годов - военная и деревенская. В его творчестве - в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, - Отечественная война предстает как великая трагедия. В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). "

....О войне писать трудно... Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям и не знать ее никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье и сон... Трудно писать о войне, хотя во мне «моя война» идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое ». (В.Астафьев)

Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего войны - на котором держится вся армия, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.

В 70-е годы писатель вновь обращается к теме своего детства - рождается сборник «Последний поклон». Повесть о детстве - уже в двух книгах - выходит в 1978 году в издательстве «Современник».

С 1978 по 1982 год В. П. Астафьев работает над повестью «Зрячий посох», изданной только в 1988 году. В 1991 году за эту повесть писатель был удостоен Государственной премии СССР.

В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества. В Красноярске и в Овсянке - деревне его детства - им написаны роман «Печальный детектив» и множество рассказов. Главный герой романа, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя - а вместе с ним и автора - ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений.С сентября 1994-го по январь 1995-го мастер слова работает над новой повестью о войне «Так хочется жить», а в 1995-1996 годах пишет - тоже «военную» - повесть «Обертон», в 1997 году он завершает повесть «Веселый солдат», начатую в 1987 году, - война не оставляет писателя, тревожит память. Веселый солдат - это он, израненный молодой солдат Астафьев, возвращающийся с фронта и примеривающийся к мирной гражданской жизни. Скончался в 2001 году в Красноярске. Похоронен в Овсянке.

Книги Астафьева переведены на множество языков. 29 ноября 2002 г. в поселке Овсянка был открыт мемориальный дом-музей Астафьева и установлен памятник великому писателю. В 2006 году еще один памятник Виктору Петровичу установили в Красноярске. В 2004 году на автодороге «Красноярск-Абакан», недалеко от поселка Слизнево, установлена блестящая кованая «Царь-рыба», памятник одноименной повести Виктора Астафьева. На сегодняшний день это единственный в России памятник литературному произведению с элементом вымысла.

Булат Окуджава

Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве и рос в арбатском дворе, который учил законам братства и верности слову, другу, народу...

Черные тридцатые не обошли семью стороной. Окуджава писал: «Репрессировали моего отца, пятерых дядьев, тетю и мать. Девять лет она просидела, а я - «сын врагов народа» - уцелел. На войну я пошел добровольцем, после девятого класса, в 1942 году. Был патриотически-настроенным мальчиком-романтиком. Оказалось, война - это тяжелая кровавая работа». Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось».

Восприятие войны юным, еще не готовым к испытаниям человеком отразилось в повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр»: «В семнадцать лет мой отец создавал в подполье комсомол, а я ничего не создал... я даже десятого класса не кончил... Смогу ли я на танк выйти? Нет, не смогу... А я солдат... Что случилось: всех подняло, понесло, перепутало... Ползают школьники по окопам, умирают от ран, безрукими, безногими домой возвращаются... Девочка-старшина... Что случилось?.. Перед войной я смотрел кинокартину. Так все бойцы были как бойцы: взрослые, опытные, они знали что к чему. А я не знаю, Сашка не знает, и эта девочка не знает».

После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году. После реабилитации родителей, возвращается в Москву. Свои песни поэт начал писать в 1950-е.

В 1957-м вся столица, а за ней и вся страна, запела Окуджаву: "Полночный троллейбус", "Сентиментальный вальс", "Король", "Песенка о солдатских сапогах", "Не бродяги, не пропойцы", "Ванька Морозов", "Веселый барабанщик" и многие другие. По стране ходило множество любительских магнитофонных записей песен Окуджавы в его исполнении.

В 1960-е выходят сборники стихотворений: "Веселый барабанщик", "Март великодушный". В 1961 была написана повесть "Будь здоров, школяр!". Окуджава обращается к исторической прозе: в 1969 была напечатана повесть "Бедный Авросимов". Романы Окуджавы "Путешествие дилетантов" (1976 - 78), "Свидание с Бонапартом" (1979 - 83) ставят их автора в ряд лучших русских прозаиков.

Окуджава был автором сценариев известных кинофильмов "Верность", "Женя, Женечка и Катюша", а также песен к популярному кинофильму "Белорусский вокзал" и другие. Последний поэтический сборник "Чаепитие на Арбате" вышел в 1996 году.

13 июня 1997 Окуджава умер в парижской клинике. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Борис Васильев

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович, кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии, "чудом пережил три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...". Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. р.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка "чайковцев". Вот что сам Васильев писал о своем отце: «У него отрублен палец на левой руке, отравлены газами легкие и прострелено плечо... Избегая назиданий, будто между прочим, отец сумел посеять в готовой под посев душе моей преклонение перед героями.

Я рос среди рассказов и воспоминаний, в семь лет разбирал наган и знал все виды стрелкового оружия так, как современный мальчишка знает марки автомашин...Отец восторгался закатом или мелодией, тишиной или книгой, человеческим поступком или человеческим гением искренне и безгрешно... С какой спокойной мудростью отец не замечал холуйского стремления «достать», «добыть», «купить», «продать», а если суммировать, - «чтобы как у людей...». Я с детства был приучен глубоко презирать две язвы человеческого общества: идеализацию безделья и натужную, потную, лакейскую жажду приобретательства...".

Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

В 1943 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт в составе истребительного комсомольского батальона и был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса "Танкисты" (1954). Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева "Иванов катер" (1967): А. Т. Твардовский принял повесть для публикации в "Новом мире". Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году. Известность и популярность писателю принесла повесть "А зори здесь тихие...", опубликованная в 1969 году (журнал «Юность, №8). В 1971 году повесть была поставлена режиссером Юрием Любимовым на сцене Театра на Таганке, а затем в 1972 году экранизирована режиссером Станиславом Ростоцким.

Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. Теме Великой Отечественной войны были посвящены такие произведения писателя, как повесть "В списках не значился" (1974), рассказ "Ветеран" (1976), повести "Завтра была война" (1984), "Великолепная шестерка" (1980) и другие. Роман "Не стреляйте в белых лебедей" - ("Юность", 1973, № 6-7), перекликающийся по нравственной направленности со многими васильевскими произведениями, занимает в творчестве писателя особое место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, воспринимаемый в деревне как "божий бедоносец", Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они прежде всего убивают в себе все человеческое. Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром.

Борисом Васильевым написаны многочисленные сценарии к фильмам. Всего по его сценариям было снято около 20 фильмов. Среди них такие популярные картины, как "Офицеры" (1971), "А зори здесь тихие..." (1972), "Аты баты, шли солдаты..." (1976), "Завтра была война" (1987). О своем поколении

Б. Васильев писал: «Мы стали солдатами... Говорю «мы» не потому, что хочу урвать кроху вашей воинской славы, знакомые и незнакомые ровесники мои. Вы спасали меня, когда я метался в Смоленском и Ярцевском окружениях летом сорок первого, воевали за меня, когда я скитался по полковым школам, маршевым ротам и формировкам, дали мне возможность учиться в бронетанковой академии, когда еще не был освобожден Смоленск... Война... во мне, часть моего существа, обугленный листок биографии. И еще - особый долг за то, что в целых и невредимых оставили именно меня» («Летят мои кони...»).

Василь Быков

Василь Быков родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Витебской области в крестьянской семье. Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть...».

Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 г. были отменены стипендии.

Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы - на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).

В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г.на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война - эпоха «колоссальных усилий народа».

Уже в ранних повестях («Журавлиный крик», (1960); «Третья ракета», (1962); «Альпийская баллада», (1964); «Мёртвым не больно», (1966); «Круглянский мост», (1969) и другие, большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших «благословение» А. Т. Твардовского, отчётливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.

В. Быков так писал о себе и своих героях («Сотников», «Карьер» и др.):«...Исследовать не самое войну (это задача историков), а возможность человеческого духа, проявляющегося на войне... Мне представляется, что когда мы сегодня говорим о значении человеческого фактора в нашей жизни как о решающей силе в созидании, в обновлении действительности, то имеем в виду и идейную убежденность, и духовность, которая основана на совестливости, на внутренней порядочности. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская остается на высоте... Да, разумеется, трудно требовать от человека высокой человечности в обстоятельствах бесчеловечных, но ведь существует же предел, за которым человечность рискует превратиться в свою противоположность».По словам Ч. Айтматова, судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он жил и писал от имени целого поколения».

Юлия Друнина

Родилась Юлия Владимировна Друнина в Москве, в семье директора школы, преподававшего историю и литературу. Мать была учительницей музыки и библиотекарем, её звали Матильда Борисовна. Семья жила в коммуналке в центре Москвы.

Юлия начала писать стихи в 11 лет, занималась в литературной студии. Впервые её школьные стихи были напечатаны в "Учительской газете" в 30-е годы.В 1931 году Юля поступает в школу. Посещает литературную студию при Центральном Доме Художественного воспитания детей, помещавшуюся в здании Театра юного зрителя. В конце 30-х годов участвует в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение "Мы вместе за школьной партой сидели..." было напечатано в "Учительской газете" и передано по радио.

Так начинался творческий путь еще юной девочки, даже не подозревающей о том, что ее ждет. Ее поколение пока мечтает о подвигах, жалеет о своем незрелом возрасте, сетуя на то, что главное проходит мимо. "Спасение челюскинцев, тревога за плутающую в тайге Марину Раскову, покорение полюса, Испания - вот чем жили мы в детстве. И огорчались, что родились слишком поздно... Удивительное поколение! Вполне закономерно, что в трагическом сорок первом оно стало поколением добровольцев..." . Действительно, удивительное поколение, поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины.

Когда началась война, она нашла свой документ об окончании курсов медсестры и отправилась на фронт в действующие части Белорусского фронта. Юлия была тяжело ранена в 1943 году, стала инвалидом и её комиссовали. Затем она вернулась в Москву и пыталась поступить там в Литературный институт, однако её не приняли. Тогда она снова вернулась на фронт и воевала в Псковской области и Прибалтике. В 1944 году она была контужена и признана негодной к службе. Ей присвоили звание старшины медицинской службы и наградили медалью "За отвагу" и орденом Красной звезды.

В 1948 году выходит ее первый сборник стихов "В солдатской шинели". Первая книга была хорошо принята критиками, она вошла в ряд сборников военных стихов и заняла свою нишу. В 1952, при поддержке А. Твардовского, Юлия Владимировна была принята в Союз писателей. Она навсегда будет зачислена в ряды поэтов-фронтовиков, и на протяжении всего творчества критики будут относить ее к военному поколению, объясняя этим ее главные тенденции в лирике.

В период с 1963 по 1966 год у Друниной вышло четыре сборника: "Тревога" (1963), "Ты - рядом" (1964), "Мой друг" (1965), "Страна Юность" (1966). В это время Друнина занимается и общественной работой. Внешне в ее жизни все складывалось удачно - к фронтовым наградам прибавилось трудовые ордена. Ее награждали престижными премиями, избирали секретарем правления разных союзов писателей, председателем Совета по военно-художественной литературе, членом редколлегии центральных газет и журналов.

А тем временем доходили слухи, что вся эта литературно-общественная работа, а чаще - суета, все эти звания, награды и посты совсем ей не по душе. Ее дело поэзия. В 1975 году выходит сборник стихов "Окопная звезда".

Я родом не из детства -

Из войны.

И потому, наверное,

Дороже, чем ты

Ценю и счастье тишины,

И каждый новый день,

Что мною прожит.

Я родом не из детства - Из войны.

Раз, пробиваясь партизанской тропкой,

Я поняла навек,

Что мы должны

Быть добрыми

К любой тропинке робкой.

Я родом не из детства -

Из войны.

И, может, потому -

незащищенней

Сердца фронтовиков обожжены,

А у тебя шершавые ладони.

Я родом не из детства -

Из войны.

Прости меня -

В том нет моей вины...

Свет окопной звезды озаряет жизнь Юлии Друниной, он проникает в ее стихи, ее книги. Окопная звезда - символ высокой нравственности и беззаветного служения родине.

Своеобразие стихов Друниной - в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина приносит не только свое мужество и терпение, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством.

21 ноября 1991 года Юлии Друниной не стало. Юлия Друнина ушла из жизни исстрадавшейся, надломленной, но не предавшей своей фронтовой юности, своей первой фронтовой любви, дружбы. А нам в наследство оставила замечательные стихи.

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом.

И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Юрий Бондарев

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в городе Орске в крестьянской семье. Отец, Василий Васильевич, участвовал в борьбе за становление советской власти на Урале, работал следователем, получил юридическое образование.

Юрий Бондарев рано пристрастился к книгам. Приучила его к чтению мать, читавшая ему вслух. Первые годы жизни будущего писателя прошли в Оренбуржье, на Южном Урале, в Средней Азии. С конца 1931 года семья Бондарева живет в Москве.

В 1941 году вместе с тысячами своих сверстников участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Потом он учился в пехотном училище в городе Актюбинске, а затем оказался под Сталинградом и стал командиром минометного расчета. В боях был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. Потом участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева, дошел до Польши и Чехословакии.

По окончании войны он демобилизовался из армии и вернулся в Москву. Он поступил на шоферские курсы, но уже всерьез задумывался о высшем образовании и решил идти в институт. Сначала поступил на подготовительное отделение авиационно-технологического института, но вскоре понял, что его влечет совсем другое, и поступил в Литературный институт им. М. Горького. В Литературном институте ему повезло: он попал в творческий семинар, которым руководил Константин Паустовский, один из самых крупных русских писателей.

Паустовский, по словам Бондарева, сделал для него чрезвычайно много: «он привил любовь к великому таинству искусства и слова, внушил, что главное в литературе - сказать свое». Бондарев оканчивает институт в 1951 году.

Первые рассказы были опубликованы в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. В 1956 г. вышла в свет первая повесть Бондарева - «Юность командиров», - рассказывающая о буднях курсантов артиллерийского училища в конце войны и в мирные дни. «Батальоны просят огня» (1957 г.) и «Последние залпы» (1959 г.) - две повести, которые принесли широкую известность писателю. Это был новый и значительный шаг молодого писателя по избранному, принципиальному для него пути изображения военной действительности. Главное, что сближало и вместе с тем отличало эти произведения одно от другого, заключалось в исследовании нравственной прочности человека на войне. Критика сразу же высоко оценила и повести в целом, и образ главного героя. Роман Бондарева - «Тишина» (1962-1964 гг.) - одно из первых в советской литературе обращений к теме сталинских репрессий. Большой успех имел роман «Горячий снег» (1970 г.) действие произведения ограничено одними сутками и одним событием - боями на подступах к Сталинграду.

Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле. Главные герои повести Юрия Бондарева - это "маленькие великие люди". Майор Бульбанюк, капитан Ермаков, старший лейтенант Орлов, лейтенант Кондратьев, сержант Кравчук, рядовой Скляр никогда не произносят громких слов, никогда не принимают героических поз и не стремятся попасть на скрижали Истории. Они просто делают свое дело - защищают Родину. Герои Бондарева проходят через целый ряд испытаний, в том числе и через главное испытание - испытание боем. И именно в бою, на грани жизни и смерти, раскрывается истинная сущность каждого человека. В следующих романах - «Берег» (1975 г.), «Выбор» (1980 г.), «Игра» (1985 г.), «Искушение» (1991 г.), «Непротивление» (1994-1995 гг.) - Бондарев обратился к судьбам русской интеллигенции второй половины XX столетия (его герои - писатель, художник, кинорежиссёр, учёный). Значительное место в творческой биографии Бондарева занимают работы в кино - им созданы киносценарии по многим собственным произведениям «Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина», «Берег», сценарий киноэпопеи «Освобождение» (1970-1972 гг.).

«Мне хотелось бы , - говорит писатель, - чтобы мои читатели узнали в моих книгах не только о нашей действительности, о современном мире, но и о самих себе. Это главное, когда человек узнает в книге нечто ему родное, то, через что он проходил, или то, через что он хочет пройти.
У меня есть письма от читателей. Молодые люди сообщают: после моих книг они стали военными, офицерами, выбрали себе этот жизненный путь. Это очень дорого, когда книга воздействует на психологию, значит, ее герои вошли в нашу жизнь. Война - это ой-ё-ёй, это не колесико по асфальту катать! Но кто-то же все равно захотел подражать моим героям. Это мне очень дорого и не имеет отношения к нехорошему чувству самодовольства. Это - другое. Ты недаром работал, жил, понимаете?! Ты недаром воевал, бился в совершенно нечеловеческих условиях, недаром прошел через этот огонь, остался жив... Я заплатил войне легкой данью - тремя ранениями. Но другие-то заплатили жизнью! Будем же помнить об этом. Всегда».

Такие книги надо читать, особенно мальчишкам лет 14-16... В ней правда о войне, о жизни и смерти, а не лозунги и сказки. Играя в компьютерные игры они совсем теряют связь с реальностью, совсем не ценят то, что имеют. Вопрос только в том, как заставить их начать это читать. Именно начать, потому что это уникальные писатели, даже такие страшные темы они раскрывают доступно и захватывающе - читатель будто ныряет в сюжет, становиться невольным зрителем, соучастником...

Мальчишки, читайте такие книги...