Родился 7 июля 1954 г. в Красноярском крае. В 1976 году окончил геологоразведочный факультет Томского политехнического института, получив квалификацию горного инженера по специальности "Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых".

В Томском политехническом институте (с 1991 г. - университете) работает с момента его окончания. Занимал должности инженера научно-исследовательского сектора, ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых.

    1995 г. - избран на должность заведующего кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин.

    1999-2001 гг. - декан факультета геологоразведки и нефтегазодобычи.

    Апрель 2001 г. - апрель 2005 г. - проректор по учебной работе, а по совместительству - директор Института геологии и нефтегазового дела (с 16 апреля 2003 г. по 30 июня 2004 г.) и профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, ныне - бурения скважин (с 2001 г. по настоящее время).

    Апрель 2005 г. - сентябрь 2008 г. - заместитель Губернатора Томской области по кадровой политике.

    12 сентября 2008 г. - 29 декабря 2008 г. - и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ).

С 1 сентября 1985 г. по 15 мая 1987 г. обучался в аспирантуре под научным руководством профессора С.С. Сулакшина. Кандидатскую диссертацию защитил 20 ноября 1987 г. в Ленинградском горном институте. В период с 1 сентября 1997 г. по 8 мая 1999 г. обучался в докторантуре, докторскую диссертацию защитил 5 апреля 2000 г. в ТПУ.

19 ноября 1992 г. ему присвоено ученое звание доцента по кафедре техники разведки месторождений полезных ископаемых, а 17 октября 2001 г. - ученое звание профессора по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин.

Является одним из ведущих специалистов России в области буровых промывочных жидкостей. Автор и соавтор более 184 научных работ, в том числе 7 монографий, 6 учебных пособий, 10 изобретений, 9 отчетов по НИР, 8 из которых депонированы во Всероссийском научно-техническом информационном центре.

Постоянно повышает свой профессиональный уровень: в 2001 году стажировался в университетах и колледжах штата Аризона США, в 2002 году обучался в Немецкой академии менеджмента по программе "Система управления вузом. Система менеджмента качества", в 2005 году повышал квалификацию в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Имеет звание "Международный инженер-преподаватель".

В 2004 г. он удостоен диплома визитинг-профессора Института инженерного строительства Цзилинского университета (КНР, г. Чанчунь). В 2009 г. - Почетный профессор Цзилинского университета.

Избран действительным членом Международной академии наук высшей школы и Российской академии естественных наук, членом-корреспондентом Российской академии естествознания, Российской инженерной академии. В 1997-2000 гг. был членом президиума Совета учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по высшему нефтегазовому образованию, ученым секретарем диссертационного совета. Сегодня председатель ученого совета ТПУ, член ученого совета Института геологии и нефтегазового дела Томского политехнического университета, член докторского диссертационного совета, член Совета ректоров вузов Томской области, председатель секции нефти и газа Томского научного центра Западно-Сибирского отделения Российской академии естественных наук, вице-президент Ассоциации инженерного образования России, президент Ассоциации национальных и неолимпийских видов спорта.

На общественных началах с 26 декабря 2002 г. по 20 апреля 2005 г. работал председателем комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Томской области, депутатом которой был избран 16 декабря 2001 г.

Награжден знаком "Отличник разведки недр" (1996 г.), серебряной медалью "За заслуги перед Томским политехническом университетом" (2000 г.), знаком "Шахтерская слава" III степени (2001 г.), удостоен звания "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации" (2001 г.), награжден Почетной грамотой Государственной Думы Томской области (2004 г.), Почетной грамотой Томской области (2008 г.), Орденом Почета (2009 г.), медалью "50 лет общества российско-вьетнамской дружбы" (2009 г.), медалью им. Ю.А. Гагарина Федерации космонавтики России (2009 г.).

Петр Чубик не будет выдвигать свою кандидатуру на пост ректора Томского политехнического университета. Это стало известно сегодня, на Ученом совете, который прошел в ТПУ. Полномочия ректора истекают в декабре 2018 года. При этом Ученый совет обратился в Минобрнауки, чтобы Петра Чубика назначили президентом университета.

Петр Чубик сделал заявление о своем уходе после того, как перечислил 32 ключевых мероприятия направлены на преодоление восьми вызовов времени.

За еще один полный пятилетний ректорский срок выполнить все намеченное не получится. При этом в силу моего пограничного возраста, в июле следующего года мне исполнится 65 лет, и требований трудового кодекса, рассчитывать на то, что третий ректорский срок я смогу работать все пять лет – это также маловероятно. Поэтому я считаю, что всю ответственность за реализацию программы развития должен нести новый ректор. Вдобавок у него должно быть то, чего нет у меня. У него должен быть временной запас, по крайней мере в два ректорских срока, чтобы можно было организовать выполнение этой программы, которую естественно доработают. При этом у него должен быть запас времени, чтобы передать свой опыт следующему ректору.

Конечно, я могу гордиться тем, что при моем руководстве университет стал национальным исследовательским, стал глобальным - мы входим во все мировые рейтинги - тем не менее после окончания срока моих ректорских полномочий я не намерен почивать на лаврах. Я намерен и дальше работать на благо родного вуза и помогать новому ректору.

Всем интересно, каким он должен быть. Во-первых, он точно должен быть политехником. То есть человеком, который знает университет изнутри, для которого политехнический является родным университетом. Во-вторых, это должен быть человек следующего поколения. Условно говоря, поколения «-20», чтобы у него был тот самый временной лаг для реализации программы развитии и передачи опыта.

В-третьих, согласно требованиям квалификации – эти требования изложены действующим приказом министерства труда и социального развития РФ – ректор должен иметь высшее образование. На мой взгляд, в инженерном вузе базовое образование ректора точно должно быть инженерным. Во-вторых, ректор должен иметь ученую ступень и звание, подчеркиваю, и то и другое. В-третьих, он должен иметь научно-педагогический или научный стаж не менее пяти лет. Я бы к этим требованиям добавил два: опыт руководящей работы, лучше, чтобы это был опыт руководящей работы междисциплинарным коллективом, а именно таким и является коллектив Томского политехнического. Ну, и поскольку мы являемся университетом глобальным, это знание английского.

Кроме того, он должен быть готов пройти испытание, потому что с высокой степенью вероятности он будет исполнять обязанности ректора, и исполнять обязанности скорее всего в течение года. После чего в соответствии с процедурой будет назначен и будет нести тяжкую ректорскую ношу с огромным грузом ответственности, - сказал Петр Чубик.

В соответствии с требованиями, ректор должен иметь высшее профессиональное образование, ученую степень, звание, не менее пяти лет научного или научно-педагогического стажа, опыт работы в руководящей должности. Список кандидатов на должность ректора должен быть в последствии согласован с губернатором Томской области и Министерством образования.

Петр Чубик занимает пост ректора с 2008 года. В 2013 году был избран на эту должность второй раз.

В 2017 году под руководством Петра Чубика в ТПУ прошла обширная реформа - вместо институтов в Томском политехническом университете школы, вместо кафедр будут отделения, бакалавриат разделится на два уровня, магистратура на два типа.

Перемены, по словам ректора Петра Чубика, потребовались, по нескольким причинам. Среди них - существование профилей в магистерских программах, которые спросом у абитуриентов не пользуются, изменение условий финансирования вуза и необходимость привести соотношение числа студентов и преподавателей к пропорции 1:12 и ряд других.

Решить все эти проблемы, по мнению Петра Чубика, может повышение производительности труда. Добиться его можно с помощью специализации, концентрации, кооперации, внедрения новых технологий, а также изменения организации и стимулирования труда. Для этого нужно полностью изменить структуру университета.

До того, как реформа была задумана, в структуре ТПУ работало семь научно-образовательных институтов (Институт кибернетики, Институт неразрушающего контроля, Институт природных ресурсов, Институт социально-гуманитарных технологий, Институт физики высоких технологий, Физико-технический институт, Энергетический институт), в них - 67 кафедр.

Первые результаты реформы появятся только через три года.

Для справки:

Петр Савельевич Чубик родился 7 июля 1954. В 1976 году окончил геологоразведочный факультет Томского политехнического института, получив квалификацию горного инженера по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

В Томском политехническом институте (с 1976 г. - университете) работает с момента его окончания. Занимал должности инженера научно-исследовательского сектора, ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых.

1999-2001 гг. - декан факультета геологоразведки и нефтегазодобычи.

Апрель 2001 г. - апрель 2005 г. - проректор по учебной работе.

Апрель 2005 г. - сентябрь 2008 г. - заместитель губернатора Томской области по кадровой политике.

12 сентября 2008 г. - 29 декабря 2008 г. - и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ). 30 декабря 2008 г. утвержден в должности ректора ТПУ.

5 сентября 2014 г. выбран экспертом Состава Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации

1 Чубик П.С. родился 7 июля 1954 года в Красноярском крае, школьные годы провел в г. Осинники Кемеровской области. В 1971 году по-ступил на геологоразведочный факультет Том-ского политехнического университета (ТПУ), который окончил в 1976 году, получив диплом горного инженера по специальности «Техноло-гия и техника разведки месторождений полезных ископаемых». Работает в ТПУ с момента его окончания. Занимал должности инженера на-учно-исследовательского сектора, ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры тех-ники разведки месторождений полезных иско-паемых. В 1995 году был избран на должность заведующего кафедрой бурения нефтяных и га-зовых скважин, в 1999 - 2000 г.г. - декан факуль-тета геологоразведки и нефтегазодобычи. С 2001 г. - проректор по учебной работе, а по совмести-тельству - профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин (с 2001 г.) и директор Инсти-тута геологии и нефтегазового дела (с 2003 г.).

В декабре 2001 г. избран депутатом Государ-ственной Думы Томской области (ГДТО), а год спустя - председателем комитета по труду и со-циальной политике ГДТО.

Действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН), председатель секции нефти и газа Западно-Сибирского отделения РАЕН, член-корреспондент Российской Акаде-мии Естествознания.

Член президиума Совета учебно-методиче-ского объединения вузов Российской Федерации по высшему нефтегазовому образованию, зам. председателя Томского территориального отде-ления Российского геологического общества (РосГео), заместитель председателя Ученого Со-вета и председатель научно-методического со-вета ТПУ; в 1997-2000 г.г. - ученый секретарь, а в настоящее время - член докторского диссерта-ционного совета.

Кандидатскую диссертацию «Оптимизация качества промывочных жидкостей при бурении геологоразведочных скважин алмазным породо-разрушающим инструментом в сложных геоло-гических условиях» защитил 20 ноября 1987 г. в Ленинградском горном институте, а докторскую «Научно-методические основы оптимизации ка-чества буровых промывочных жидкостей» - 5 апреля 2000 г. в ТПУ. Ученая степень доктора технических наук присуждена 14 июля 2000 г., ученое звание профессора по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин - 17 октября 2001г.

Является одним из ведущих специалистов России в области буровых промывочных жидко-стей. Автор и соавтор более 120 научных работ, в том числе монографии, 5 учебных пособий, 6 брошюр, стандарта предприятия, 9 изобретений; 10 отчетов по НИР, 8 из которых депонированы во Всероссийском научно-техническом инфор-мационном центре. Подготовил двух кандидатов наук. В настоящее время является научным ру-ководителем трех аспирантов.

Научная деятельность направлена на созда-ние научно-методических основ квалиметрии, экологизации и оптимизации качества буровых промывочных жидкостей. Результаты этой дея-тельности материализованы в виде запатенто-ванных способов и устройств оценки целого ряда функциональных свойств промывочных жидко-стей; не имеющих аналогов в отечественной практике инструментального способа оценки их экотоксичности путем биотестирования и авто-матизированного рабочего места (АРМ), обеспе-чивающего выбор их оптимальных составов по регламентируемым пользователями значениям показателей свойств; технологий электроим-пульсного диспергирования торфов и глубокой химической переработки растительного сырья, в частности, древесины и отходов ее переработки, для получения соответственно экологически чистых торфорастворов и высокоэффективных, экологически чистых химических реагентов для обработки буровых промывочных жидкостей и др.

Разработки авторского коллектива, возглав-ляемого Чубиком П.С., экспонировались на мно-гих, в том числе международных, выставках, включены в сборник научно-технических дости-жений ученых ТПУ, базу инвестиционно - при-влекательных проектов ТПУ и во второй выпуск каталога научно-технических достижений орга-низаций высшей школы России.

Чубик П.С. активно участвует в выполнении хоздоговорных и госбюджетных научно - иссле-довательских работ, дважды становился победи-телем конкурса грантов по фундаментальным исследованиям в области геологии, методов по-исков и разведки месторождений полезных ис-копаемых.

Участник 4 и 5 Всероссийского съезда гео-логов, Международного симпозиума по бурению скважин в осложненных условиях, более чем 20 Международных, а также многих Всесоюзных, Всероссийских и другого ранга научных конфе-ренций.

Стажировался во Всероссийском НИИ по креплению скважин и буровым растворам, в ОАО «ТомскНИПИнефть»; в научно-исследова-тельских, учебных и инженерных центрах ком-пании «Шлюмберже» (Великобритания); в рам-ках программы «Общественные связи» - в уни-верситетах и колледжах штата Аризона США (получен сертификат Госдепартамента США). В 2000 г. органом по сертификации персонала TUF-Akademie Rheinland присвоена междуна-родная квалификация уполномоченного по ме-неджменту качества, в 2002 году обучался в Не-мецкой академии менеджмента Земли Нижняя Саксония (DMAN) по программе «Система управления вузом. Система менеджмента каче-ства» (получен сертификат DMAN).

Имеет звания «Отличник разведки недр», «Почетный работник высшего профессиональ-ного образования Российской Федерации», «Ме-ждународный инженер-преподаватель» («Inter-national Engineering Educators»). Награжден зна-ком «Шахтерская слава» III степени и памятным Знаком за большой вклад в становление и разви-тие нефтяной компании Социалистической Рес-публики Вьетнам - СП «Вьетсовпетро».

Библиографическая ссылка

Чубик Петр Савельевич // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3. – С. 154-155;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4980 (дата обращения: 01.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Заманить на чашечку чая ректора ТПУ Петра Чубика оказалось непросто. Глава одного из ведущих томских вузов – на разрыв. Поймать Петра Савельевича нам удалось буквально между двумя командировками. В беседе с журналистами «Томских новостей» гость рассказал о том, кто в университете получает самую высокую зарплату, оценил шансы вхождения ТПУ в рейтинг «100 лучших вузов мира» и вспомнил самый яркий эпизод из своей студенческой жизни.

Как там, на фронте?

– Петр Савельевич, для студента горячие деньки наступают дважды в год – в период летней и зимней сессий. Жизнь научных сотрудников выходит из привычной зоны комфорта в дни защиты кандидатской или докторской диссертации. Тех, кто еще не может назвать вуз своим вторым домом, но очень хотел бы, приводит в трепет приемная кампания. А когда наступает жаркая пора для ректора?

– Я бы отметил четыре таких периода. Прежде всего, традиционный бал краснодипломников. Но он ознаменован приятными хлопотами. Ежегодно из стен ТПУ выходят более 1?200 выпускников, чьи дипломы украшают отличные оценки. Вручая им памятные медали, я всегда испытываю особенное волнение, потому что понимаю: от этих ребят зависит будущее отечественных предприятий, отраслей, страны, да и всего человечества.

Летом, когда все наслаждаются заслуженным отпуском, для ректора начинается самое напряженное время – нужно обеспечить качественный набор в аспирантуру, магистратуру и особенно на первый курс. При сегодняшней демографической ситуации и низкой доле выпускников, сдающих ЕГЭ по физике, это не так просто. В нынешнем году средний балл по ЕГЭ первокурсников ТПУ – 75. С гордостью могу сказать, что это лучший результат в Томске и один из лучших в стране. По качеству приема, к слову сказать, мы занимаем среди технических вузов России 11-е место.

Новогодние каникулы «омрачает» подведение итогов года. Всегда жду их с некоторой тревогой, потому что ТПУ как национальный исследовательский университет и участник проекта «5–100» взял на себя более чем серьезные обязательства. Их невыполнение чревато для вуза потерей статуса и права участия в этом масштабном проекте. Должен признаться, что не всегда и не всё у нас выходит гладко. В 2013 году, например, мы недотягивали по двум показателям. Пришлось поднапрячься, чтобы исправить ситуацию. И это нам удалось.

– С чего начинается стандартный рабочий день ректора Томского политехнического?

– С просмотра сводок от служб по режиму и безопасности. Сегодня ТПУ – это целый университетский город. Одновременно в общежитиях вуза проживают 6?200 студентов, количество сотрудников примерно такое же. В нашем ведении 21 учебный корпус, а это 1?667 аудиторий и лабораторий. Разумеется, в деятельности такой огромной системы вполне могут возникать какие-то сбои. Тогда день начинается с разрешения нештатных ситуаций. Если же разведка доносит, что на фронтах все спокойно, – можно вздохнуть с облегчением и заняться текущей работой.

– Вы – выпускник ТПУ. Какими аргументами руководствовались вы и ваши сверстники, выбирая в свое время Томский политехнический? И по какой причине, на ваш взгляд, делают такой же выбор нынешние абитуриенты?

– Меня привлек томский политех тем, что здесь была одна из лучших за Уралом геологоразведочных школ. И я не ошибся: она и сегодня на тех же позициях.

Что же касается современных абитуриентов, то проведенные нами специальные соцопросы первокурсников показали следующее: 62% из них привлекло положение ТПУ в мировых рейтингах, на втором месте оказалась практически стопроцентная гарантия трудоустройства в крупных компаниях страны, на третьей позиции – возможность включенного обучения и академических обменов с зарубежными вузами. Сегодня ТПУ реализует полтора десятка магистерских программ уровня «Двойной диплом». Еще одна причина учиться в томском политехе – возможность вести насыщенную и разностороннюю студенческую жизнь.

– А вы в свои университетские годы были примерным и старательным студентом?

– Отличником я не был никогда. Правда, возможность сдать сессию на одни пятерки несколько раз выпадала. Но не случилось. За одну из таких несостоявшихся попыток стыдно до сих пор (улыбается). У студентов-геологов было принято жениться еще в годы учебы. Разумное решение, между прочим: выпускников распределяли чаще всего в какую-нибудь тмутаракань, и найти там спутницу жизни было не просто. Я студенческой традиции не изменил: женился, через девять месяцев родился сын. Некоторые мои одногруппники уже успели обзавестись детьми, но мальчик на нашем потоке был первый. Ребята на такую новость отреа­гировали мгновенно, повесив в общежитии объявление: «У Чубика родился сын. Принимаются заявки». Обмывали мы это дело всю ночь шампанским, а на следующий день – экзамен по электротехнике. Принимала его очень симпатичная и очень строгая женщина. Когда я «поплыл» в теории, ребята не удержались: «Да у него вчера сын родился!» На что экзаменатор ответила: «Рождение сына нужно встречать отличными отметками». Я, обидевшись, попросил ее посмотреть мою зачетку, в которой были одни пятерки. Она несколько смутилась, тут же сказав: «Но я вам выше тройки поставить не могу». Вот так я отпраздновал появление сына.

Рецепт для мудреца

– Есть общепринятое определение, на первый взгляд, очень простое. Университет международного уровня – это концентрация студенческих и преподавательских талантов, изобилие ресурсов, чтобы привлечь и удержать эти таланты, и эффективное управление. Но, как говорят мудрецы, даже если рецепт лекарства известен, еще не факт, что оно поможет.

Все знают, к чему нужно стремиться, вопрос – как этого достичь. К тому же у всех вузов разные стартовые условия по объективным причинам. ТПУ, например, до сентября 2010 года не мог принимать на работу иностранных ученых из-за своей закрытости: у нас есть действующий исследовательский атомный реактор. Между прочим, единственный в вузах России. Чтобы ТПУ стал университетом мирового уровня, ему должны сказать свое «да» международные эксперты. А для того чтобы это произошло, они должны узнать про томский вуз.

Сегодня одна из основных наших задач на пути к вершинам мировых рейтингов – максимальная включенность в международную научную жизнь. Сейчас, например, я веду переговоры о том, чтобы в 2017 году заседание Ассоциации CESAER, в которую входят 52 ведущих инженерных вуза из 24 стран Европы, прошло на базе ТПУ. Если все случится, это будут дополнительные баллы в нашей копилке.

– Какими принципами вы руководствуетесь, управляя огромной командой, чтобы вывести свой вуз в мировые лидеры?

– Должен отметить, что сегодня у нас самая молодая среди российских вузов команда. Средний возраст топ-менеджеров не превышает 40 лет. А вообще в ТПУ выстроена четкая система, которая работает как часы. Есть утвержденные министерством программы развития. Чтобы держать руку на пульсе времени и оперативно принимать необходимые решения, проводятся еженедельные заседания ректората с утвержденной заранее повесткой. Делегации из других вузов от такой нашей системы в шоке, в хорошем смысле этого слова.

Добрую службу сослужил и переход на систему эффективного контракта для руководителей и научно-педагогических работников. У последних 6-часовой рабочий день и 6-дневная рабочая неделя. В год получается 1550 рабочих часов. Самая массовая профессия в вузе – доцент. Средняя нагрузка у него 650 часов плюс 160 часов на административно-методическую работу. На оставшиеся 740 часов мы предложили доцентам на выбор 20 направлений исследовательской и творческой работы и ввели критерии ее оценки. В первый год около 40% научно-педагогических работников вуза (это 740 человек) с лихвой выполнили условия эффективного контракта, за что получили премии по 100 тыс. рублей плюс стимулирующие выплаты за перевыполнение отдельных показателей.

Это был ожидаемый результат. Сейчас перед нами стоит задача повысить количество сотрудников, выполняющих эффективный контракт, до 70–80%.

– Так сложилось, что в Томске сосредоточены сильные вузы, один лучше другого. Такое положение вещей как-то влияет на жизнь университетов?

– Замечательно влияет! Как подметил президент Томского государственного университета Георгий Майер, вековое соперничество двух ведущих вузов, ТГУ и ТПУ, стало движителем развития томского научно-образовательного комплекса. Уже много лет мы идем, что называется, ноздря в ноздрю: в 1997 году ТПУ стал особо ценным объектом культурного наследия народов России, в 1998 году – ТГУ. В 2009 году мы получили статус национального исследовательского университета, на следующий год – ТГУ. Ну и так далее. С конкуренций у нас все в порядке. Хуже обстоят дела с кооперацией. А она необходима, чтобы дополнять друг друга недостающими компетенциями. Совместно университеты могут реализовывать уникальные научные проекты, с которыми в одиночку не справиться. Думаю, со временем кооперация и конкуренция будут в равных пропорциях.

Инвестиции от ума

– Некоторые скептики заявляют: ну борются вузы за студентов и мировые рейтинги, а области-то какой от этого толк…

– И они в корне не правы. Докажу на цифрах. ТПУ дает томичам 6 тыс. рабочих мест с не самой низкой заработной платой (средняя цифра по вузу – 45 тыс. рублей). Ежегодно студенты инвестируют в Томскую область 7,5 млрд рублей, из них не менее 2 млрд приходится на обучающихся ТПУ. Наш вуз выплачивает налогов в местный и региональный бюджеты на сумму полмиллиарда рублей. Вложения в строительство объектов инфраструктуры и капитальный ремонт в этом году составляют порядка 830 млн рублей. Строят и ремонтируют – тоже томичи. А импорт мозгов (в ТПУ поступают жители 60–70 регионов страны)? А повышение узнаваемости Томска в мире через вхождение ТПУ в мировые рейтинги и иностранных студентов? И многое другое.

– Еще один упрек нередко адресуют вузам работодатели из самых разных сфер деятельности. Мол, выпускник нынче не тот: ничего толком не знает, ничему не обучен… Томскому политехническому приходится слышать подобные упреки в свой адрес?

– Крайне редко. Выпускники ТПУ сегодня нарасхват, ежегодно в очередь за ними выстраиваются до 1200 предприятий. Томский политех занимает шестое место в стране по трудоустройству, причем 95% ребят устраиваются по специальности. А для того чтобы упреки, о которых вы говорите, в наш адрес не звучали, пять лет назад ТПУ первым из томских вузов вступил в межотраслевое производственное объединение работодателей Томской области. Мы согласовали программы обучения с двумя сотнями предприятий. По объемам научных исследований для реального сектора экономики ТПУ входит в тройку лидеров по стране. Больше только у Бауманки и МИФИ.

– До сих пор не утихают споры по поводу целесообразности ЕГЭ. По вашим ощущениям, введение единого государственного экзамена действительно сказалось на качестве знаний выпускников школ?

– Я бы ответил так: дело не в ЕГЭ, а в его количестве (в количестве баллов). Наши специальные исследования показывают, что высокие баллы ЕГЭ – под и за 90 – очень хорошо коррелируют с результатами первой экзаменационной сессии. Поэтому вузам очень важно привлечь высокобалльников, те самые таланты.

Кто приносит большую зарплату жене?

– Сегодня высшее образование – это прежде всего менеджеры, юристы, экономисты. И мало кто стремится в инженеры. Как вам кажется, удастся ли когда-то поднять престиж этой профессии?

– До прежнего уровня – нет. Знаете, как меня на уроках русского языка в школе учили проверять правильность написания слова «инженер»? Это тот, кто приносит жене большую зарплату. Сегодня спутницам инженеров на такое рассчитывать не приходится. Мало того, в советские времена перед этими специалистами маячил серьезный карьерный рост – от главного инженера до директора предприятия. В наши времена у руля стоят немного другие люди. Так что массового возврата в инженеры, с высокой степенью вероятности, не будет. Скажу больше, не в фаворе эта профессия и у наших зарубежных вузов-партнеров.

Тем не менее ребята, увлеченные и, главное, способные к обучению инженерному делу, есть. И в ТПУ регулярно появляются новые программы и проекты, которые помогают намывать этот золотой песочек.

– Петр Савельевич, а вы играющий тренер? Встаете сегодня за преподавательскую кафедру?

– А как же! Читаю для старшекурсников курс «Буровые технологические жидкости». Это помогает держать себя в тонусе. В наши дни роль преподавателя кардинально изменилась. Все «испортил» Интернет. Раньше у преподавателя была полная монополия на знания: он приходил в аудиторию и студенты слушали его разинув рты. Сейчас студенты одним легким нажатием кнопки могут найти ту же самую информацию, зачастую еще даже лучше упакованную. Поэтому жить в тех же координатах, что и 15–20 лет назад, преподавателю нельзя. Он может сохранить лицо, только занимаясь наукой, публикуясь в престижных журналах, выступая на международных конференциях, что позволяет нести в аудиторию свежие знания, которых еще нет в Интернете. К счастью, большинство наших ученых это хорошо понимают.

– Как вы распоряжаетесь свободным временем, если оно выдается?

– С удовольствием провожу время с семьей. У меня сын, дочь и два внука. Старшему – 11 лет, младшему – год и два месяца. Зимой катаюсь со старшим на лыжах, в теплое время года пересаживаемся на велосипеды. По выходным дед встает к плите, и мы устраиваем с внуком мужские завтраки. Я живу за городом, так что развлечений всегда хватает: летом стригу газон, зимой чищу снег. Одним словом, в свободное от ректорства время работаю дворником.

Справка «ТН»

Петр Чубик родился 7 июля 1954 года в Красноярском крае. Окончил геологоразведочный факультет Томского политехнического института. В ТПУ работает с 1976 года, сразу после его окончания. Проделал путь от инженера научно-исследовательского сектора до ректора. Три года занимал должность заместителя губернатора Томской области по кадровой политике. ТПУ возглавляет с 2008 года. Является вице-президентом Ассоциации инженерного образования России и Ассоциации технических университетов, председателем Совета Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций, сопредседателем консорциума опорных вузов госкорпорации «Рос­атом», членом экспертного совета при заместителе губернатора по научно-образовательному комплексу и инновационной политике.

Знаете, как меня на уроках русского языка в школе учили проверять правильность написания слова «инженер»? Это тот, кто приносит жене большую зарплату. Сегодня спутницам инженеров на такое рассчитывать не приходится.

Университет международного уровня – это концентрация студенческих и преподавательских талантов, изобилие ресурсов, чтобы привлечь и удержать эти таланты, и эффективное управление. Вопрос – как этого достичь?

С конкуренцией у главных томских вузов все в порядке. Хуже обстоят дела с кооперацией.

Образование

В 1976 году окончил геологоразведочный факультет Томского политехнического института, получив квалификацию горного инженера по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых».

Карьера

В Томском политехническом институте (с 1991 г. – университете) работает с момента его окончания. Занимал должности инженера научно-исследовательского сектора, ассистента, старшего преподавателя и доцента кафедры техники разведки месторождений полезных ископаемых.

  • 1995 г. - избран на должность заведующего кафедрой бурения нефтяных и газовых скважин.
  • 1999-2001 гг. - декан факультета геологоразведки и нефтегазодобычи.
  • Апрель 2001 г. - апрель 2005 г. - проректор по учебной работе, а по совместительству - директор Института геологии и нефтегазового дела (с 16 апреля 2003 г. по 30 июня 2004 г.) и профессор кафедры бурения нефтяных и газовых скважин, ныне – бурения скважин (с 2001 г. по настоящее время).
  • Апрель 2005 г. - сентябрь 2008 г. - заместитель Губернатора Томской области по кадровой политике.
  • 12 сентября 2008 г. - 29 декабря 2008 г. – и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ).
  • 30 декабря 2008 г. утвержден в должности ректора ТПУ.
  • В декабре 2009 г. избран членом Общественной палаты РФ.

Кандидат в губернаторы

2 февраля 2012 года "Единая Россия" предложит президенту РФ Дмитрию Медведеву три кандидатуры на должность губернатора Томской области. В их число вошел Петр Чубик .

Также кандидатами на пост губернатора Томской области стали Сергей Жвачкин и Сергей Ильиных.

Политолог Алексей Щербинин считает, что все три кандидата, которые будут представлены президенту, - «успешные управленцы и хорошие политики». По его словам, за Сергея Жвачкина может сыграть его поддержка Игорем Сечиным, за Сергея Ильиных - перспективность. «Самой равновесной фигурой» и наиболее отвечающей линии развития Томской области Щербинин считает Петра Чубика. «Но я так представляю, что решать будут с точки зрения предпочтений в Кремле. То есть назовут ту кандидатуру, которая наиболее нужна Центру», - добавил политолог.

Примечания

  1. Кресс не вошел в список кандидатов в губернаторы Томской области, предложенный "Единой Россией"