Водоём, который отделяет южную Англию от северной Франции, и присоединяет южную часть Северного моря к Атлантическому океану. Пролив Дувр (Dover), французский: Па-де-Кале или Ла-Манш, голландский: Nauw ван Кале или Straat ван Довер, Английский канал — этот пролив отделяет Великобританию от континентальной Европы.

«Ла-Манш» — Кратчайшее расстояние через пролив от точки Южный Форленд, 33.1 км (20,6 миль) к северо-востоку от Дувра в графстве Кент, Англия, и Кап Гри, мыс рядом с Кале во французском департаменте Па-де-Кале, Франция.

Между этими точками лежит самый популярный маршрут для кросс-канальных пловцов.

Па-де-Кале пролив на карте

Большинство морских перевозок между Атлантическим океаном, и — проходит через пролив Дувр, а не через длинный и более опасный маршрут вокруг севера Шотландии.

Пролив оживлённых международных маршрутов — самый оживлённый морской путь в мире — более 400 торговых судов в день.


Безопасность маршрута через пролив и вдоль пролива стала критической проблемой, с береговой поддержкой 24 часа над проливом и соблюдением строгого режима судоходных путей.

В дополнение к интенсивному трафику восток-запад, пролив пересекается с севера на юг паромами, связывая Дувр, Кале и Булонь. Ла-Манш в настоящее время обеспечивает альтернативный маршрут, под проливом, на средней глубине 45 м (150 футов) ниже морского дна. Город Дувр дал свое название одному из морских районах британского судоходства.

Английское название канала широко используется с начала 18-го века, отмечается Engelse Kanaal в голландских картах моря от 16-го века и далее. Современным голландцам, однако, он известен как Het Kanaal (без ссылки на слово «английский»).

Позже, он также был известен как британский канал или британское море. Под названием Океан Британика он обозначен географом 2-го века Птолемеем. На итальянской карте 1450, используется имя canalites Anglie — возможно первое записанное использование обозначения канала. Англо-саксонское называние Sud-sǣ (Южное море), в отличие от «Северное море» = Бристоль Channel. Слово канал впервые отмечено в английском языке в 13 веке. Французское название Ла-Манш появилось, по крайней мере с начала 17-го века. Имя Ла-Манш, как правило, относят к самому узкому месту пролива.

В Испании и в большинстве испаноязычных странах пролив называют эль Канал де-ла-Манча. На португальском он известен как канал да-Манча. Это не перевод с французского! На португальском и испанском, Манча означает пятно, в то время как слово рукав манга — что свидетельствует либо о фонетическом заимствовании из французского либо наличие общей этимологии.

В каталонском, смысл (канал-де-ла Manega) — Manega означает «рукав» . Другие языки также используют это имя, например, греческий (Κανάλι της Μάγχης) и итальянский (ла) Маника. Немецкий — Ärmelkanal, буквально рукав-канальный, или в более общем смысле Атлантик.

Английский канал (французский: Ла-Манш; Бретон: Мор Breizh, «море бретонцев»; Корниш: Мор Bretannek, British Sea)

Первичные притоки — Река Exe, река Сена, река Тест, реки Тамар, реки Сомма и притоки бассейновых рек страны Великобритания
Макс. длина 560 км (350 миль)
Макс. ширина 240 км (150 миль)
Площадь поверхности 75000 км 2 (29000 квадратных миль)
Средняя глубина 63 м (207 футов)
Макс. глубина 174 м (571 футов)
на Deep Херд
Соленость 3,4-3,5%
Макс. температура 15°C (59°F)
Мин температура 5°С (41°F)
Острова Иль-де-Bréhat, Иль де Бац, Chausey, Tatihou, Иль Санкт-Marcouf, Остров Уайт, Джерси, Гернси, Олдерни, Сарк, Херм
Расчеты Борнмут, Брайтон, Плимут, Портсмут, Пул, Гавр

Пролив Ла-Манш или Английский канал находится между южным побережьем Англии и северным побережьем Франции. Через него Атлантический океан соединяется с Северным морем. Частью канала является пролив Па-де-Кале или Дуврский канал, как называют его англичане.

Географические данные

Общая длина рассматриваемого пролива равна 560 км. Максимальная ширина на западе составляет 240 км, минимальная ширина в восточной части равна 33,1 км. Что касается глубины, то максимальная достигает 174 метров, а средняя глубина равна 63 метрам. Общая площадь Английского канала соответствует 75 тыс. кв. км.

Западная граница пролива проходит между мысом Лендс-Энд (Край земли) в Англии и островком Иль Вирг, отстоящим от французского побережья Бретани на 1,5 км. На островке находится самый высокий в Европе каменный маяк. Восточная граница проходит между французским маяком Вальде, расположенным на 6 км восточнее города Кале, и северной оконечностью залива Святой Маргарет в Англии. Это рядом с портовым городом Дувр.

Пролив Па-де-Кале имеет длину 33,3 км со средней глубиной 30 метров. В ясный день, стоя на французском берегу, можно увидеть английский берег. Именно здесь находится самый популярный маршрут для пловцов, стремящихся перебраться вплавь с одного берега на другой.

Пролив Ла-Манш на карте

Название пролива

Название "Английский канал" широко используется с начала XVIII века. Его так обозначали на морских картах, только на голландский манер "Engelse Kanaal", с XVI века. Что же касается французского названия "Ла-Манш", то оно использовалось во Франции ещё в XVII веке. Испанцы испокон веков называют пролив "эль Канал де-ла-Манча", а португальцы говорят "канал да-Манча". Слова "манча" в переводе с испанского и португальского означает "пятно".

Города

Что касается населения, то пролив Ла-Манш более густо населён на английском берегу, чем на французском. Самым крупным является английский город Портсмут с населением 422 тыс. человек. Затем идёт Саутгемптон с населением 304 тыс. человек. Далее следуют Плимут с населением 259 тыс. человек, Брайтон с населением 156 тыс. человек, Торбей (130 тыс. человек) и другие города с меньшим населением.

На французском побережье самым большим является город Гавр. Его население составляет 248 тыс. жителей. Далее идёт Кале со 105 тыс. жителей, Булонь-сюр-Мер с 93 тыс. жителей и другие более мелкие города.

По грузоперевозкам Английский канал является самым оживлённым морским путём в мире. В сутки через него проходят 500 судов. При этом корабли, идущие в сторону Северного моря, двигаются вдоль французского побережья, а спешащие в Атлантику, придерживаются английских берегов. Такое разделение связано с целой серией столкновений, которые были характерны для начала 70-х годов прошлого столетия. Именно после этого и было создано двустороннее движение с зоной разделения посередине.

Под Ла-Маншем построен железнодорожный тоннель. Он двухпутный и имеет длину 51 км. При этом 39 км проходят непосредственно под проливом. Евротоннель был запущен в эксплуатацию 6 мая 1994 года. Пассажиры, едущие в поезде, находятся в тоннеле 30 минут. Он связывает английский портовый город Фолкстон и французский городок Кокуллес, находящийся рядом с Кале.

Данное инженерное сооружение состоит из 3-х тоннелей. Два из них имеют рельсовые пути, а между ними находится служебный тоннель. Через каждые 380 метров он соединяется проходами с рабочими тоннелями. Он создан для служебного персонала, а также выполняет аварийные функции. В случае поломки подвижного состава по нему можно эвакуировать пассажиров.

В тоннелях имеются развязки, что позволяет поездам осуществлять беспрепятственное движение. Оно, кстати, левостороннее, как и на всех железнодорожных магистралях Великобритании и Франции. С появлением железнодорожного тоннеля сократилось число паромных переправ в проливе Па-де-Кале.

Поезд выезжает из евротоннеля

Первые люди, переплывшие и перелетевшие Ла-Манш

Впервые пролив Ла-Манш перелетели на воздушном шаре 7 января 1785 года француз Жан Пьер Бланшар и американец Джон Джеффрис. Полёт попытались повторить 15 июня 1785 года французы Пилатр де Розье и Пьер Ромен. Но их шар не полетел из Франции в Англию, так как поменялось направление ветра. Шар упал на землю в 5 км от точки отправления, а люди погибли.

Первым вплавь канал пересёк англичанин Мэтью Уэбб. Он начал заплыв 24 августа 1875 года от Адмиралтейской пристани в Дувре. Плыл брассом и планировал добраться до французского берега за 5 часов. Но сильное течение отнесло пловца в сторону. Поэтому Уэбб потратил 21 час 45 минут, чтобы доплыть до Кале. Его зигзагообразный маршрут составил 64 км в длину.

На самолёте через пролив впервые перелетел 25 июля 1909 года французский лётчик Луи Шарль Блерио. А двойной перелёт туда и обратно совершил английский лётчик Чарльз Стюарт Роллс 2 июня 1910 года. Первый перелёт с пассажирами датируется 23 августа 1910 года. Совершил этот рискованный поступок американский лётчик Джон Бевинс Моисант. Пассажирами на самолёте были механик и кошка по клички Фифи.

Первая женщина переплыла канал 23 августа 1926 года. Это была американская пловчиха Гертруда Кэролайн Эдерле. Королева волн - так её называли в США. Она пересекла Ла-Манш брассом, потратив на это 14 часов 39 минут. Перечисленные люди были первыми, поэтому их имена широко известны в мире.

Экология

С учётом оживлённого движения судов, пролив испытывает определённые экологические проблемы. Связаны они с разливом нефти и повреждением токсичных грузов. Более 30% инцидентов в мире, угрожающих загрязнению воды, происходят в Английском канале. Самый печально известный произошёл 18 января 2007 года, когда в водах пролива Ла-Манш потерпел аварию контейнеровоз Наполи.

На нём находилось 41773 тонны грузов. При этом 1684 тонны квалифицировались как опасные. В море упало 103 контейнера. Также образовалось большое нефтяное пятно, которое негативно сказалось на морских птицах. И подобные происшествия, правда, в меньших объёмах, случается в этих водах регулярно.

Дно пролива Ла-Манш постепенно понижается с востока на запад от обоих берегов к его середине. Посередине пролива Па-де-Кале, который является восточным входом в пролив Ла-Манш, наименьшая глубина 30 м. Почти на всем протяжении пролива Ла-Манш опасностей не обнаружено. Только посередине западной части пролива Па-де-Кале расположено несколько длинных мелководных банок. Грунт на банках – крупный песок и битая ракушка. Эти банки делят узкий пролив Па-де-Кале на два прохода, которые затрудняют плавание по нему. У северного берега пролива Ла-Манш дно довольно ровное, а у южного – неровное. Грунт в проливе – песок, гравий, камень, ракушка, мел и ил. Лоцманская проводка обязательна для всех транспортных судов. Гидрометеорологические условия для плавания судов в районе пролива Ла-Манш неблагоприятны с сентября по март и более благоприятны с мая по сентябрь.

Температурный режим довольно однороден. В самые холодные месяцы года средняя температура воздуха 6-8 градусов. В открытой части пролива Ла-Манш в течении всего года господствуют ветры с юго-запада и запада. Средняя скорость ветра в открытой части пролива в течении года 6-8 м/с, штили наблюдаются редко. Продолжительность туманов наблюдается от 4 до 7суток, иногда и более.

В течение всего года преобладает видимость более 5 миль. Средняя месячная облачность 6-7 баллов. Среднее годовое кол-во осадков в районе 645-1100 мм. Больше всего осадков выпадает с октября по январь.

Режим течений в проливе Ла-Манш формируется под влиянием постоянных и приливных течений, а также господствующих ветров. В течение года преобладают волны высотой менее 1.25 м. Лед у берегов пролива Ла-Манш не образуется. В проливе Па-де-Кале возможно медленное обледенение судов в очень суровые зимы. От мыса Антифер до залива Сен-Мало южный берег пролива Ла-Манш простирается на 82 мили к западу. Между мысами Антифер и Парфлер в берег вдается обширный залив Сены. Побережье залива Сены преимущественно холмистое и покрыто лесом в тех местах, где холмы близко подходят к береговой линии, берег сравнительно высокий и скалистый, а там, где они удалены от нее, берег низкий и песчаный. Глубины в заливе Сены около 50 метров. Лишь на подходе к устью реки Сена находится отмель.

Порты захода

Руан (Франция)

Суда, подходящие к порту должны обязательно связаться с лоцманским катером. Лоцманская проводка обязательна между устьями рек Сена и Руан для судов длиной 55 м и более.

Якорная стоянка осуществляется на внешнем рейде.

К помощи буксиров можно прибегнуть только в самом порту Руан. Буксиры могут быть доставлены к судну только в случае предварительной заявки.

В порту имеются 3 причала, приспособленных под обработку наливных судов. Здесь могут обрабатываться суда с осадкой до 101 м. Танкера могут также обрабатываться в коммерческих портах, где также имеются специализированные причалы для судов с осадкой 11 м, 9 м.

Пресная вода поставляется по трубопроводам или при необходимости баржой.

В порту можно получить все виды топлива также или у причала по трубопроводам или баржой.

Джидда (Саудовская Аравия)

Общие сведения: находится в северной части бухты Джидда, вдающейся в восточный берег Красного моря между мысом Рас-эль -Асвад и мысом Рас-Кахаз и является одним из крупнейших портов Красного моря.

Рельеф дна: на подходах к порту много рифов, банок и скал. В бухте рифы располагаются тремя почти параллельными цепями между мысами Рас-Кахаз и Рас -эль -Асвад.

Портовые сооружения: в порту имеется 12 основных причалов общей протяженностью 2360 м: глубины вдоль причалов 11 м. Есть несколько пирсов и три рейсовых причала для танкеров.

МИЛФОРД-ХЕЙВЕН, MLFORD HAVEN

Широта 51°42" сев.; долгота 5°0Г зап.

Население - 12 000.

Ввоз: рыба, нефть, лесные материалы, удобрения, корма, металлический лом, генеральные грузы.

Характеристика порта. Прикладной час порта - 06.04, а в районе входа - 05.56. Порт расположен в узком заливе. От м. Сент- Анс-Хед до Пемброкс-Феррн залив имеет длину 12 миль и ширину от 0,75 до 1,75 мили. Однако фарватер нз-за отмелей и банок значительно уже. Глубины в судоходной части залива достигают 9,1 - 27,4 м. Залив имеет легко доступный для судов вход и является одной из лучших естественных гаваней страны. От залива ответвляется большое число мелководных бухточек. С западной стороны входа на м. Сеит-Анс-Хед установлен мощный маяк. С северной стороны гавани в 4 милях к западу от Милфорда на м. Грейт- Касл-Хед установлены 2 постоянных створных огня, служащие для указания направления входящим в залив судам. Далее установлены другие створные огни, ведущие до самого порта Милфорд. Входной шлюз в док-бассейн имеет длину 167,6 м, ширину 21,3 и глубину на пороге 10,4 м в полную сизигийную воду. Акватория док-бассейна около 9,2 га.

Ворота шлюза открываются приблизительно за 2 час до наступления полной воды. Док-бассейн доступен для судов большого размера. Имеются краны грузоподъемностью до 20 г, а также 2 установки для погрузки угля производительностью по 200 тчас. На территории дока сооружены вместительные склады. Имеются -2 больших рыбных рынка, холодильники, 2 завода по производству льда и 8 рыбозаводов. Порт является важным пунктом по переработке продукции рыбной промышленности; связан с железнодорожной сетью страны. Вне док-бассейна сооружена пристань для швартовки рыбопромысловых и других судов.

Ремонт. Из док-бассейна имеется вход в сухой док длиной 182,9 м, доступный для судов шириной 19,5 м. Кроме того, имеется судоподъемный эллинг для судов водоизмещением до 600 т. Около дока находится современный судоремонтный завод.

В 3 милях от Милфорда находится Пемброк-док, принадлежащий частной фирме. Фирма выполняет судостроительные и- судоремонтные работы и производит докование торговых судов.

Сухой док имеет максимальную длину 139 м; предельная ширина судна, принимаемого в док, 16,5 м. Док оснащен краном грузоподъемностью 20 т. У причала Карр могут стоять суда, имеющие- осадку 9,1 м и длину до 160 м. На причале расположены.

Раве́нна(Ravenna)

Город и порт в Северной Италии, на Адриатическом море, административный центр провинции Равенна. 134 тыс. жителей (1994). Нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная промышленность, производство музыкальных инструментов. Национальный музей Равенны, Пинакотека Академии изящных искусств, Архиепископский музей. Сохранились украшенные мозаиками мавзолей Галлы Плацидии (V в.), христианские базилики (Сант-Аполлинаре Нуово), 8-гранная церковь Сан-Витале, мавзолей Теодориха - все VI в., остатки так называемого дворца Теодориха (VI-VIII вв.), гробница Данте (памятник XV в., П. Ломбардо).

Проще говоря, это относительно узкая часть моря или океана, которая разделяет два участка суши и соединяет два смежных водоема.

В данной статье можно узнать о том, где находится пролив Па-де-Кале. Но, прежде чем перейти к основной теме статьи, для сравнения вкратце рассмотрим, какие еще проливы существуют в мире.

Проливы очень важны для судоходства в связи с тем, что они позволяют судам перемещаться кратчайшим и, возможно, единственным путем из одного бассейна в другой. Кроме всего, они с одной стороны соединяют моря и океаны, а с другой - разделяют участки суши. От каналов они отличаются тем, что имеют естественное происхождение.

Данная статья посвящена одному из таких природных каналов под названием Па-де-Кале (пролив).

Краткое описание проливов мира

Отделяющий о. Суматра и , является самым длинным в мире (1000 км). Он соединяет воды океанов Тихого и Индийского.

(Северное полушарие) - самый длинный (850 км) и самый мелководный из всех крупных проливов. Расположен он между о. Сахалин и Азиатским побережьем и смешивает воды Охотского и Японского морей.

Гибралтарский пролив - самый глубоководный и отделяет он Африку и Европу. находящийся около Австралийского континента - самый широкий. По ширине (более 180 км) 2-м после него идет Корейский пролив, отделяющий Корейский п-ов от Японии.

Босфор - самый узкий. Он отделяет Европу от Азии и, кроме того, разделяет Константинополь (Стамбул) на 2 части. Ширина его не превышает 1000 метров. Он же и самый короткий (30 км) из всех проливов мира, отделяющих крупные острова от материков, полуостровов и архипелагов.

И, наконец, Па-де-Кале - пролив, расположенный на в удивительно красивой местности под названием Нор-Па-де-Кале.

Общая информация о местности

Суровая красота этих мест (Французская Фландрия) своеобразна. Здесь живут люди, смирившиеся с довольно-таки холодным влажным климатом (средняя летняя температура здесь не выше 20 град.).

Не очень избалована вниманием туристов эта часть страны. Достопримечательности этих мест в большей степени были уничтожены во времена 2-ой Мировой войны, а воды берегов, омываемых проливом Ла-Манш, в основном приспособлены лишь для любителей виндсерфинга. Понежиться на пляжах под летним жарким солнцем здесь не совсем получится.

Это один из 3-х регионов, имеющих выход к проливу. И все же, довольно протяженная линия береговая с золотистыми пляжами и скалами представляет гордость этой части Франции, хоть она и не балует яркостью красок природы.

Па-де-Кале

Пролив Дуврский (английское название) находится между побережьем острова Великобритания и Франции. В древности он имел название Галльский в связи с расположением на берегу Галлии.

Пролив является самой узкой частью Ла-Манша. По английскому побережью он простирается от мыса Форланд до мыса Дунгенес, а по французскому берегу от гавани Кале до мыса Грине. Самое узкое место имеет ширину 33 километра. Между французским Кале и английским Дувром - 44 километра.

Пролив Ла-Манша, пролив Па-де-Кале - вместе они соединяют воды Северного моря и Атлантического океана. Длина Па-де-Кале составляет 37 километров, ширина - от 32 до 51 километра. Судоходная часть имеет глубину от 21 до 64 метров.

Основные военно-морские базы и порты, расположенные на берегах пролива: французские Булонь, Кале, Дюностровакерк; английские Фолкстон и Дувр. Кале и Дувр соединяются паромной переправой.

Значение, режим

Па-де-Кале - пролив, имеющий для мореплавания довольно важное значение. Ежедневно через него проходит большое количество судов и к Атлантическому океану, и к берегам многих государств Европы. Ежегодно через пролив проходят до 300 тысяч судов, а одновременно в любое время в проливе находится примерно 40 судов.

Периодическое скопление в этому узком месте огромного количества судов, движущихся в разных направлениях, - причина аварий в этом районе. По одной из статистик норвежских страховых компаний, практически половина столкновений во всем мире приходится на территории от Ла-Манша до реки Эльба.

В связи с таким положением по инициативе прибрежных государств еще в 1961 году была создана группа специалистов, занявшаяся подготовкой предложений по улучшению состояния в этом регионе.

Течение на Северо-востоке (поверхностное) имеет скорость около 4 км/ч. Полусуточные приливы имеет пролив Па-де-Кале. Высота их достигает 6,5 метров. В осенний период бывают часты туманы. Режим и условия плавания в данном проливе подобны условиям, имеющимся в Ла-Манше.

В заключение о Евротоннеле

Под Па-де-Кале и Ла-Маншем в мае 1994 года был открыт тоннель железнодорожный, соединяющий континентальную Великобританию с Европой. Это своего рода символ объединяющейся Европы. В какой-то период он имел звание самого протяжённого в мире тоннеля. Однако тоннель Сэйкан, соединяющий японские о-ва Хонсю и Хоккайдо, сменил его. Евротоннель имеет длину около 51 километра, а 39 из них проходят на дне моря.

Известное общество инженеров-строителей в Америке объявило это грандиозное сооружение одним из семи современных чудес света.

Его, так сказать, прародитель. Ла-Манш для британцев - Английский канал, а чаще всего просто Канал, но в языковой традиции большинства европейских стран все же утвердились французские варианты названий: Ла-Манш и Па-де-Кале. Характерно, что и в древности, в I в. до н, э., римляне, первыми принесшие цивилизацию на берега по обе стороны пролива, называли его Британским (если находились на острове Великобритания) или Галльским (если пребывали на землях галлов).
Геологическая история пролива относительна молода. Он образовался в результате затопления обширной территории, включавшей в себя дельты и . Гипотеза о том, вследствие чего происходило опускание суши и образование пролива, современную трактовку обрела совсем недавно, в первом десятилетии нашего уже века - благодаря новейшим акустическим приборам с высоким разрешением, гидрографическим данным, полученным с кораблей, оборудованных системой GPS. И было установлено, что рельеф дна Па-де-Кале имеет такие характерные особенности, которые появляются на земной тверди после обширных наводнений, связанных с таянием ледников. Примерно 425 тыс. лет назад между нынешними Дувром и Кале проходил меловой хребет, служивший своего рода дамбой между морем и массивом ледника. Постепенно северо-восточнее Дувра тающие льдины образовали озеро. Однажды оно переполнилось, и мощный поток, перевалив через гребни меловых скал, смел хребет, а потом и его обломки, мел - самая рыхлая и рассыпчатая структура известняка. Через 200 тыс. лет, во время одного из относительно кратковременных оледенений, этот природный катаклизм повторился, распространившись и на юго-запад, и наводнение было еще сильнее первого. Но суша под условным названием Доггерленд, по теории, выдвинутой в 1990-х гг британскими учеными, существовала еще 8 тыс, лет назад. Эта теория носит гипотетический характер, но чрезвычайно логична и в последнее время подкреплена новыми исследованиями, Итак, по ней, эта суша представляла собой тундру, обитаемую людьми. Основание для таких предположений и само название Доггерленд дало открытие тщательное иссследование песчаной отмели Доггер-банка, в донных отложениях которой были найдены доисторические орудия охоты. В Доггерленде к тому же соединялись древние дельты Темзы и Рейна, В результате таяния ледников Доггерленд постепенно уходил под воду. Окончательное отделение Британских стровов от остальной Европы, и это уже не гипотеза, произошло примерно 6,5-6,2 тыс. лет назад. Образовавшийся пролив имел границы, приблизительно совпадавшие с нынешними. Разве что расстояние от материка до островов было еще меньше.
Невозможно точно сказать, когда люди стали плавать, или, как говорят моряки, «ходить», через пролив Па-де-Кале. Вероятно, тогда же, когда они вообще впервые сели в лодки или на плоты. Трудно себе представить, что их могло удержать от путешествия, когда в ясный день они видели с того места, где сейчас находится город Кале, белые скалы на горизонте. В конце доисторического периода территорию Британских островов населяли в основном кельтские племена. Солдаты Юлия Цезаря, высадившиеся в 43 г месте, где потом заложили крепость Дувра, находили вблизи него земляные сооружения, выдолбленные в скалах, и круги из камней, выложенные друидами-бельгами, а белый были одним из галльских племен. Характерно, что такие мегалитические постройки, располагались именно в этой части Британии, на берегу. Значит, сообщение через пролив между кельтами-бриттами и кельтами-галлами существовало как минимум с I тысячелетия до н. э. Французский город Кале вырос из рыбацкой деревушки, а она, в свою очередь, на месте поселений каменного века. И сегодня рыболовство - одно из основных занятий жителей деревень по обе стороны пролива. В Па-де-Кале водятся тарбет (палтус), камбала, скат, макрель (скумбрия), долгопер, мерлан и сельдь, осьминоги и омары. На отмелях собирают устриц, правда лучшие их разновидности (в гастрономическом смысле) водятся в других регионах Ла-Манша, в основном в Нормандии. Обилие фауны лучший показатель экологической ситуации в море. И судя по тому, что при чрезвычайно интенсивном судоходном трафике в проливе рыбаки без работы тоже не остаются, совместный экологический контроль Англия и Франция при поддержке Евросоюза осуществляют весьма эффективно.
Вряд ли такое положение вещей до второй половины XX в. представлялось кому-то даже теоретически возможным: с древности пролив был местом столкновения военно-стратегических интересов племен бриттов и галлов. С 1347 по 1558 г Капе принадлежал Англии. В том же XVI в. Англия и Франция воевали за обладание городом Булонь-сюр-Мер, ныне крупнейшим рыболовным портом во всей Франции, специализирующимся на ловле сельди в Северном море. В 1805 г Наполеон сконцентрировал в Булонь-сюр-Мер и Кале ударную группу своей Великой армии для вторжения в Англию, а на противоположном берегу, в Дувре, все было готово для отражения агрессии, но этим планам не суждено было сбыться. Во время Второй мировой войны в мае 1940 г британский экспедиционный корпус вместе с французскими военными и другими союзниками отступил из Дюнкерка, когда у его ворот уже стояли немецкие танки. Было эвакуировано 338 тыс. солдат в ходе спасательной операции «Динамо». В 1944 г немцы сделали весь французский берег пролива одним сплошным укреплением (Атлантический вал), но, как известно, это им не помогло, и выигранное в 1944 г в результате операции «Оверлорд» сражение стало одним из мощных факторов, приблизивших конец гитлеровской Германии. Немцы, и прежде всего генерал-фельдмаршал Роммель, командующий группой войск «В» в Северной Франции, не сомневались, что высадка союзников произойдет непременно на берег Па-де-Кале, но противник высадился у берегов Нормандии. В городе Кале располагалась крупная военно-морская база немцев, и в том же 1944 г он подвергся сильным бомбежкам авиации союзников.
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем, а именно под дном Па-де-Кале, для поездок в каретах возникла еще в начале XIX в. Однако тогда она показалась слишком фантастической и дорогостоящей. Нельзя сказать, что эта идея канула в Лету: время от времени появлялись и другие, но в принципе аналогичные проекты, и даже начиналось строительство - в 1876 и 1922 гг. Но оба раза продолжить его мешали какие-то обстоятельства непреодолимой силы: и финансовые, и политические. К середине XX в. паромный флот пролива перестал справляться с перевозками пассажиров и грузов, и идея строительства тоннеля вновь оказалась актуальной. Начиная с 1957 г рассматривались различные проекты, и история повторялась: строительство начиналось, но по каким-то причинам замораживалось. В 1986 г правительства Великобритании и Франции подписали договор по строительству тоннеля между Кале и Фолкстоуном. В 1987 г Европейский инвестиционный банк и другие банки предоставили первый транш в 2 млрд фунтов стерлингов на осуществление проекта, всего же первоначальная смета расходов на строительство включала в себя 7,62 млрд евро. 6 мая 1994 г железнодорожное сообщение в тоннеле, названном «Евротоннелем», было открыто. Обошелся он в 15 млрд, это было превышение первоначальной сметы в два раза. За прошедшие годы тоннель пережил несколько пожаров и другие неприятности, и все же он действует практически бесперебойно, но пока еще не оправдал полностью финансовые затраты на него, однако 2011 г закончил с прибылью. Используются четыре типа поездов: высокоскоростные пассажирские, курсирующие между Лондоном и Парижем (время в пути 2 часа 15 минут), так называемые челночные, перевозящие автобусы, легковые автомобили и фургоны между Сан-гаттом и Фолкстоуном (пассажиры остаются внутри машин); грузовые, с открытыми вагонами, перевозящие грузовики (водители следуют в отдельном вагоне) и грузовые поезда, перевозящие контейнеры и другие массивные грузы.
Всего тоннелей три - два основных и один служебный, обеспечивающий технические возможности и безопасность всей этой подводно-подземной коммуникации - безусловно, одного из самых выдающихся инженерных сооружений нашего времени в Европе.

Общая информация

Часть пролива Ла-Манш, соединяющего Северное море с Атлантическим океаном , функционально (для судоходства) - вход в Ла-Манш со стороны Северного моря. В англоязычных странах носит название Дуврский пролив.
Принадлежность: прибрежные воды - Франция, Англия, основной фарватер охраняется Конвенцией ООН по морскому праву 1922 г.
Примыкающие регионы: департаменты Нор и Па-де-Кале региона Нор Па-де-Кале (Франция), графство Кент (Великобритания).
Важнейшие порты: во Франции - Кале, Булонь-сюр-Мер и Дюнкерк, в Великобритании - Дувр, Фолкстоун.
Крупнейшие прибрежные города: Франция - Булонь-сюр-Мер, Кале; Великобритания - Фолкстоун, Дувр, Рамсгейт.
Ближайшие к проливу международные аэропорты: Франция - Кале и Дюнкерк в Кале, Лилль в Лилле, Де Голль/Руасси и Орли в Париже; Англия - Кент в Менстоне, Хитроу и Гатвикв Лондоне.

Цифры

Длина: 37 км.
Максимальная ширина: 48 км.
Минимальная ширина: 32 км.
Максимальная глубина: 64 м.
Минимальная глубина: 21 м.

Экономика

Навигация - круглогодичная.
Морское судоходство.
Паромное пассажирское сообщение между Кале, Булонь-сюр-Мер, Дюнкерком и Дувром, Фолкстоуном, Рамсггейтом, а также бельгийским портом Остенде.
Железнодорожное сообщение («Евротоннель», проходящий под дном Па-де-Кале).
Рыболовство.
Сфера услуг : логистика, бизнес- и финансовые услуги: по обоим берегам Па-де-Кале работает множество крупных и мелких агентских, экспедиторских и стивидорных компаний, обеспечивающих перевалку, хранение, таможенное оформление и своевременную доставку грузов конечному потребителю в Европе.
Туризм (и на французском, и на английском побережье расположено множество небольших приморских курортов и яхтенных стоянок).

Климат и погода

Умеренный морской.
Средняя температура января: -4°С.
Средняя температура июля: -17°С.
Среднегодовое количество осадков: 670 мм.
Осенью и зимой - частые штормы и туманы.

Достопримечательности

Город Кале : Сторожевая башня (XIII в) на Оружейной площади, Кафедральный собор Нотр-Дам де Кале (готика, XIII в.). башня - XIV-XV вв., Цитадель (XVI в.); здание Мэрии (1911-1926 гг.), представляет собой точную копию снесенного в 1818 г. здания в стиле фламандского ренессанса. Башня-беффруа (вечевая башня) Мэрии - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других беффруа Франции и Бельгии; скульптура О. Родена «Граждане Кале» (1895 г.), Международный центр кружев и моды; Музей-мануфактура кружева.
Город Булонь-сюр-Мер : башня-беффруа (XI в.), часть Всемирного наследия ЮНЕСКО; замок графов Булонских (XII-XIII в.), крепостные стены Верхнего города (XIII в.). Кафедральный собор Нотр-Дам де Булонь (XIX в.), построен на месте разрушенного готического собора, крипта содержит подлинные элементы романской и готической архитектуры; отель Дезандруэн (неоклассицизм, XVIII в.); Национальный центр изучения моря (морской аквариум, выставка морской фауны и экспозиция, рассказывающая о современных методах управления ресурсами моря).
■ Город Дюнкерк : башня-беффруа (XIII в.) церковь Сент-Элуа (готика, XV в.), Мэрия (начало XX в.), Музей изящных искусств. Музей современного искусства с парком скульпгур и ориентированный на детей музей Портуар (история города);
Город Дувр : белые меловые скалы. Дуврский маяк и замок (крепость) Дувра, заложен около 50 г. до н. э. (в замке сохранились строения XI XII вв., но основная его часть сегодня - реконструкция XX в.); Коннот-парк, природный заповедник Коугейт, Музей Дувра, набережная.
Город Рамсггейт : викторианская архитектура. Морской музей. Королевская гавань.
Город Фолкстоун : вблизи от города - Железнодорожный музей (техника 1930-х гг.).

Любопытные факты

■ Замок Дувра, из-за его стратегического положения с древности называемый «ключом к Англии», - один из самых больших замков Англии, построенный на месте еще римских укреплений, возвышается над морем на 114 м. Он хранит немало легенд, в том числе связанных с королями и королевами, бывавшими и подолгу жившими здесь. Замок знаменит также своими тоннелями, прорытыми в меловых скалах на глубине 15 м во времена наполеоновских войн Общая длина их оставляет около 6,3 км. Тоннели стали казармами, в 1803 г. в них размещалось до 2000 солдат. Кроме того, был оборудован госпиталь. В 1826 г. тоннели были заброшены, во время Второй мировой войны служили бомбоубежищем, командным пунктом и снова госпиталем.
■ В 1580 г. у берегов Дувра произошло землетрясение, сопровождавшееся разрушением городских стен и цунами. Об этом землетрясении сообщают все хроники Англии, Франции и Фландрии XVI в Упомянуто оно и в трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» устами кормилицы Джульетты. Вероятнее всего, автор сам его пережил. При строительстве «Евротоннеля» проводились специальные исследования и было установлено, что землетрясение 1580 г. имело силу до 5,9 балла.
■ Подвенечное платье Кейт Миддлтон, вышедшей замуж за английского принца Уильяма в 2011 г., было сшито из машинного кружева, созданного в Кале, признанном центре производства этого изысканного материала. Среди цветочных орнаментов на платье были вытканы символы Великобритании - роза, чертополох, нарцисс и клевер.
■ Скульптурная композиция Огюста Родена из шести фигур, установленная перед зданием Мэрии в городе Кале (1895 г.), связана с одним реальным событием 1347 г., описанным в хрониках Столетней войны. Осадив город, жители которого терпели голод и другие жестокие лишения, английский король Эдуард lit издевательски заявил, что прекратит осаду, если на поклон к нему с ключами от городских ворот придут шесть уважаемых граждан Кале Причем одеты они должны быть в холщовые рубашки, а на шее у них должны быть веревки. Шесть человек из числа самых знатных и состоятельных горожан добровольно вызвались исполнить это условие. Эдуард III все-таки не посмел умертвить этих достойных людей, как намеревался поначалу. Во Франции шесть граждан Кале и шедевр Родена - символ патриотизма. Реплики этого творения скульптора установлены в Базеле, в Лондоне, у здания парламента, в Вашингтоне и Лос-Анджелесе.
■ О высадке союзников фельдмаршал Роммель узнал только через три часа после ее начала; накануне он уехал в Берлин по личным делам Подвела «лиса пустыни», как прозвали Роммеля за хитро проведенные операции в Северной Африке, его хваленая интуиция, переродившаяся в слепую самоуверенность, из рук вон плохо сработала его разведка.