Октябрьские события 1917 г.

Приход большевиков к власти. Утром 25 октября 1917 г. в опубликованном воззвание «К гражданам России» объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти к Петроградскому ВРК, а в ночь с 25 на 26 октября был взят Зимний дворец и арестованы старые министры.

Вечером 25 октября (7 ноября по новому стилю) открылся II Всероссийский съезд Советов, который провозгласил установление советской власти. Состав съезда отражал расстановку политических сил преимущественно в городах и армии. Российскую деревню представляли лишь посланцы Советов солдатских депутатов и немногих Советов, которые к этому времени существовали в качестве объединенных организаций рабочих, солдат и крестьян. Исполком же Всероссийского Совета крестьянских депутатов своих представителей на съезд не направил. Таким образом, II съезд Советов выражал волю не большинства народа, а его меньшинства, хотя наиболее социально-активного. Меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков, обвинили их в организации и осуществлении военного заговора, и в знак протеста покинули съезд (примерно третья часть делегатов). Из 670 делегатов 338 представляли большевистскую партию, 100 мандатов было у их союзников – левых эсеров.

С докладами по двум основным вопросам повестки дня съезда – «о мире» и «о земле» – выступил Ленин. 26 октября съезд единогласно принял «Декрет о мире», в котором война объявлялась преступлением против человечества, и содержался призыв к воюющим странам немедленно заключить мир без аннексий и контрибуций. «Декрет о земле» учитывал крестьянские требования и провозглашал отмену частной собственности на землю, национализацию всей земли и ее недр.

На съезде было сформировано рабоче-крестьянское правительство – Совет народных комиссаров, который возглавил В.И. Ленин. В состав СНК вошли: А.И. Рыков – нарком внутренних дел, Л.Д. Троцкий – нарком иностранных дел, А.В. Луначарский – нарком просвещения, И.В. Сталин – нарком по делам национальностей, Скворцов (Степанов) – нарком финансов и др. Комитет по военным и морским делам возглавили В.А. Антонов (Овсеенко), Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко.

Съезд избрал новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК), в который вошли 62 большевика и 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов (председателем ВЦИК стал Л.Б. Каменев, а 8 ноября его сменил Я.М. Свердлов) и декларировал намерение провести выборы в Учредительное собрание.

В Москве советская власть была установлена только 3 ноября после кровопролитных боев между сторонниками Временного правительства и большевиками. В Центрально-промышленном районе страны большевики победили в ноябре-декабре 1917г. в основном мирным путем. В Западной Сибири Советы взяли власть в начале декабря, а к февралю 1918 г. она утвердилась почти по всему Алтаю. Только к марту 1918 г. новая власть установилась на Дальнем Востоке.



На фронтах советская власть была укреплена еще в самом начале ноября путем введения большевистского контроля над Ставкой Верховного главнокомандующего, после неудачной попытки А.Ф. Керенского и генерала П.Н. Краснова послать войска на Петроград.

На окраинах бывшей Российской империи установление новой власти растянулось на много месяцев. Исключительно с помощью оружия утверждалась большевистская власть в казачьих районах Дона, Кубани и Южного Урала, где и формировались основные антибольшевистские силы.

Относительно быстрая и легкая победа большевиков была определена, во-первых, слабостью национальной буржуазии и отсутствием в стране широкого круга населения с частнособственнической идеологией, относительной слабостью либеральных политических сил. Во-вторых, была массовая поддержка первых советских декретов, носивших общедемократический характер, и отвечавших жизненным интересам большинства населения. Большевики сумели решительно «оседлать» революционно-анархическую стихию, которую они всемерно поощряли, и использовать слабость Временного правительства.

Первые преобразования большевиков. Первоочередными задачами большевиков после захвата власти стало укрепление собственной власти и разрушение прежних государственных и общественных структур. В преддверии близкой, как им казалось, мировой революции свои надежды они связывали с ненавистью революционных масс к «буржуям» и старым порядкам.

Одновременно с установлением советской власти и ликвидацией всех старых государственных учреждений в центре и на местах (Государственный совет, министерства, городские думы и земства) создавался новый государственный аппарат.

Высшим законодательным органом стал Всероссийский съезд Советов, а в перерывах между съездами эти функции возлагались на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Высшим исполнительным органом являлся Совет народных комиссаров (СНК), имевший также и право законодательной инициативы.

Выборы в Учредительное собрание (12 ноября 1917 г.) означали поражение большевиков, которые получили только 24% голосов, кадеты – 4,7%, а меньшевики и эсеры – 59%. В день открытия Учредительное собрание (5 января 1918 г.) приняло меньшевистскую повестку дня и отклонило большевистскую «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», левые эсеры и большевики покинули его заседание. 6 января 1918 г. Учредительное собрание было разогнано.

«Декрет о мире» обещал мир без аннексий и контрибуций. Но по Брестскому миру с Германией (3 марта 1918 г.) от России отторгались Прибалтика, Польша, часть Белоруссии, часть Закавказья, некоторые другие территории, общей площадью 1 млн. кв. км, уплачивалась контрибуция в 3 млрд. руб. Брестский договор был разорван только после ноябрьской революции 1918 г. в Германии.

22 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров РСФСР утверждает декрет о суде, по которому упразднялась вся старая судебно-прокурорская система: институт судебных следователей, прокурорский надзор, присяжная и частная адвокатура, правительствующий Сенат со всеми департаментами, окружные суды, судебные палаты, военные, морские и коммерческие суды. Декрет провозглашал демократические принципы нового суда: выборность судей и заседателей с правом их отзыва, гласность и коллегиальность рассмотрения дел в судах, право обвиняемого на защиту.

Вопрос о борьбе с «внутренней контрреволюцией» и саботажем был поставлен В.И. Лениным на заседании Совнаркома 6 декабря 1917 г. в связи с ожесточенным сопротивлением мероприятиям Советской власти, и возможной забастовкой высших служащих правительственных учреждений. Составить комиссию для выяснения способов борьбы с саботажем, было поручено Ф.Э. Дзержинскому, доклад которого и был заслушан на заседании Совнаркома 7 декабря. На этом же заседании и была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия для борьбы с контрреволюцией и саботажем, а председателем ее был назначен Дзержинский.

С первых же дней после Октябрьского переворота перед большевиками и Советским правительством стала задача организации военной защиты Советской республики от «внутренней и внешней контрреволюции». Решать же эту задачу большевикам надо было в короткие сроки в условиях сложной международной обстановки, экономической разрухи и усталости масс от продолжавшейся мировой войны. После победы вооруженного восстания в Петрограде большевики и Советское правительство усилили борьбу за армию, а с 24 ноября 1917 г. Народный комиссариат по военным делам устанавливает контроль над аппаратом бывшего Военного министерства. Приступая к полной демократизации старой армии, СНК принимает декреты «О выборном начале и об организации власти в армии» и «Об уравнении в правах всех военнослужащих».

Начало 1918 г. характеризуется непрерывной и усиленной работой в «поисках и творчестве новых организационных форм». По времени же эта работа совпадает с возникновением первых очагов гражданской войны. 15 января 1918 г. Наркомвоен вносит в Совнарком проект декрета об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В этот же день декрет принимается, а в основу комплектования Красной Армии был положен принцип добровольчества, просуществовавший до лета того же года.

Одновременно с принятием этого декрета, СНК утвердил Всероссийскую коллегию по организации и управлению Рабоче-Крестьянской Красной Армии как вспомогательный орган при Наркомвоене. 14 февраля 1918 г. публикуется декрет об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. С принятием этих декретов, завершился начальный период поисков форм организации вооруженных сил Советской России.

История и СИД

II съезд Советов в отсутствие правых эсеров меньшевиков представителей других социалистических партий они покинули заседание протестуя против свержения Временного правительства принял Декрет о мире выход России из войны Декрет о земле ликвидация помещичьего землевладения передача земли крестьянам на уравнительных началах Декрет о власти установление власти Советов образование Совета Народных Комиссаров во главе с В. Исполнительным органом власти стал ВЦИК в который были избраны большевики и левые эсеры. Наконец триумфальное...

Советская Россия и СССР в первой половине XX в.

Первые преобразования большевиков

Переворот и первые преобразования большевиков. В ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в Петрограде под руководством Военно-революционного комитета Петроградского Совета победило вооруженное восстание. Временное правительство было свергнуто, собравшийся немедленно II Всероссийский съезд Советов заявил о победе социалистической революции. II съезд Советов в отсутствие правых эсеров, меньшевиков, представителей других социалистических партий (они покинули заседание, протестуя против свержения Временного правительства) принял Декрет о мире (выход России из войны), Декрет о земле (ликвидация помещичьего землевладения, передача земли крестьянам на уравнительных началах, Декрет о власти (установление власти Советов, образование Совета Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным. Аграрный вопрос был решен на основании крестьянских наказов о земле.

Исполнительным органом власти стал ВЦИК, в который были избраны большевики и левые эсеры. Последовали стремительная национализация крупной промышленности, банков, транспорта, эта полиика была назван « красногвардейской атакой на капитал ». Наконец, триумфальное шествие советской власти выражалось в быстром и повсеместном переходе власти на местах в руки Советов. К марту 1918 г . почти на всей территории России установилась советская власть. С самого начала ее основой стала партия большевиков: отвергнув предложение левых партий о создании «однородного социалистического правительства» (хотя его и поддерживала часть большевистского руководства), Ленин твердо отстаивал курс на формирование однопартийных органов власти.

Судьба Учредительного собрания . Выборы, в Учредительное собрание, проведенные 12 ноября 1917 г., принесли победу социалистическим партиям, но среди социалистов большинство голосов получили не большевики (23%), а эсеры (около 40%). Такое положение дел не могло устроить Ленина. Захватившие вооруженным путем власть большевики не собирались ее ни с кем делить и ориентировались на жесткий курс подавления всех оппозиционных движений. Парламентская демократия, по убеждению большевиков, была несовместима с диктатурой пролетариата и построением социализма. Собравшемуся 5 января 1918 г. Учредительному собранию был поставлен ультиматум: одобрить принятую накануне ВЦИКом «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (главный тезис — о переходе всей полноты власти Советам). Отказ Учредительного собрания принять эту декларацию стал предлогом для его разгона. Учредительное собрание не выполнило своего предназначения. Оно не создало власти, признанной большинством народа, не провело насущных и долгожданных реформ, не предотвратило гражданской войны в России. Тем не менее, его значение велико.

С одной стороны оно было центром всех политических и правовых дискуссий после февраля 1917 года. Все партии связывали с ним будущее России, ее государственное устройство, правовую систему, стабильность. Учредительное собрание не было государственной структурой. Его полномочия были намного шире. Оно должно было учредить новую систему правоотношений, российскую государственность в целом.

Учредительное собрание было поистине всенародным представительством. Никогда еще в мировой практике население не наделялось столь широкими избирательными правами. Правом избирать и быть избранным обладали все российские граждане, достигшие 21 года (на фронте с 18 лет). Особенностью выборов было и то, что впервые в мировой практике в них на равных участвовали женщины. Голосовали за партийные списки, по пропорциональному принципу. В выборах не принимали участие лишь находившиеся под стражей и душевнобольные. Россия показала пример самого демократичного в мире избирательного права, став примером для разработки законодательства о выборах в странах западной демократии в XX веке. Разгон большевиками Учредительного собрания стал формальным поводом и основным лозунгом антибольшевистских выступлений в годы Гражданской войны.

С другой стороны, события 6 января 1918 года не получили должной реакции в обществе. Хотя представители практически всех политических партий (кроме большевиков и левых эсеров) резко осудили действия большевиков, основная часть населения отнеслась к разгону собрания достаточно равнодушно. Обращение депутатов «Ко всем гражданам России» с призывом «остановить преступное насилие» не произвело практически никакого влияния. Важной и высшей точкой развития России после февраля 1917 года считала Учредительное собрание лишь небольшая группа активных политических деятелей, представители интеллигенции, предприниматели, часть военных. Для большинства населения это был лишь еще один эпизод сложного времени. Крестьянство, например, в январе уже получило землю по декрету о земле. Все это еще раз иллюстрирует ту разницу, которая возникала между политическими решениями и их восприятием.

Политика большевиков . Большевики поспешили закрепить свою победу. Для этого 10 января был созван III Всероссийский съезд Советов, подобранный из делегатов от партии большевиков и левых эсеров. Противодействие оппозиции было слабым. Съезд одобрил политику Совнаркома и ВЦИК, постановил устранить все ссылки на Учредительное собрание в советских законодательных актах. Съезд убрал приставку «временный» из названия советского правительства, тем самым, узаконив его власть.

Жизненно важным для нового режима в первые месяцы его существования был вопрос о мире с Германией. Ценой огромных территориальных уступок (ценой потери Финляндии, Прибалтики, части Белоруссии, Карса, Батума, Ардагана, вывода войск с Украины) и выплаты многомиллиардных контрибуций 3 марта 1918 г . в Брест-Литовске подписан договор о прекращении войны с Германией. Брестский мир позволил большевикам остаться у власти. Вместе с тем он привел не только к территориальным и материальным потерям, но и к началу иностранной интервенции, военно-политической блокаде России, к углублению раскола в обществе, стал шагом к началу Гражданской войны.

10 июля 1918 г . V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР: принцип всевластия Советов, задачи установления диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, наделение основными политическими правами лишь трудящихся, утверждение названия государства — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).

Советская система управления, декларировавшаяся большевиками, предусматривала формирование органов власти в центре и на местах снизу вверх. Трудящиеся избирали Советы, которые в свою очередь формировали из своего состава органы исполнительной власти. Управление страной должно было быть передано в руки не профессиональных чиновников, а трудящихся. Ежегодно их состав должен был обновляться. Утопичность такого плана стала понятна сразу после взятия большевиками власти. Саботаж бывших чиновников полностью парализовал работу. К концу ноября 1917 года большевикам удалось подчинить себе старый аппарат. Вместе со служащими в новую власть проникли и все негативные черты российской бюрократии: мздоимство, волокита и т.д. Большевики не только не отказались от использования профессионального чиновничества, но и постепенно увеличивали его количество.

Количество Советов неуклонно росло. Вместе с тем они постепенно теряли свои властные функции. Они становились частью государственной системы. С июля 1918 года, после подавления мятежа левых эсеров в стране установилась однопартийная система. Советы постепенно попали под влияние местных и центральных комитетов РКП(б).

Высшим органом власти, согласно Конституции стал Всероссийский съезд Советов . В выборах принимали участие лишь трудящиеся. Предприниматели, священнослужители, бывшие служащие полиции, а также лица использовавшие наемный труд были лишены избирательных прав. Большевики, будучи рабочей партией, всегда настороженно относились к крестьянству. Конституция устанавливала разные нормы представительства для городского и сельского населения (соответственно 1 депутат от 25 и 125 тысяч человек). Съезд собирался периодически, и потому избирал из своего состава ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет).

Большевики считали систему разделения властей не нужной. В связи с этим ВЦИК был высшим законодательным и исполнительным органом власти. Постепенно работа этого органа сосредоточилась в руках нескольких человек – Президиума ВЦИК. Советским правительством, согласно конституции был Совнарком (СНК ). СНК зачастую подменял собой деятельность ВЦИК. Так за первый год советской власти им было принято более 85 % декретов, т.е. высших законодательных актов

Фактически, в условиях однопартийной системы власть сосредоточилась в руках Центрального комитета партии. Постепенно управление страной переходило в руки высших партийных деятелей, которые одновременно работали и во ВЦИКе, и в СНК, подменяя собой принципы широкого народного представительства.

В условиях начинавшейся гражданской войны, экономического кризиса появился ряд чрезвычайных органов управления. Так в 1918 г. появился Совет рабочей и крестьянской обороны, который сосредоточил в своих руках большинство функций ВЦИК и СНК . Руководил им В.И. Ленин . Персонально в него входили те же деятели, что и в другие высшие органы. Однако, его функции не были прописаны в конституции, а значит его деятельность даже формально не была ограничена законом. Правовой метод управления страной заменялся директивным, отдавая все больше властных полномочий небольшой группе партийных функционеров. Принцип «диктатуры пролетариата» постепенно заменялся диктатурой партии, а вернее ее руководителей. На местах власть передавалась ревкомам, которые заменяли деятельность советов и их исполнительных комитетов.

В экономической политике советского правительства в 1917—1920 гг. выделяются два взаимосвязанных периода: « красногвардейская атака на капитал» (по лето 1918 г.) и « военный коммунизм». Принципиальных различий в направлениях, формах и методах не было: ставка на жесткую централизацию экономики, курс на национализацию и обобществление производства, конфискацию помещичьего землевладения, национализацию банковской и финансовой систем были свойственны и «красногвардейской атаке», и «военному коммунизму».

К лету 1918 г. были осуществлены следующие мероприятия: создан Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) , который должен был управлять всеми отраслями экономики, переходившими из рук частных предпринимателей в собственности государства (национализированными); национализированы банки (декабрь 1917г.), торговый флот (январь 1918 г.), внешняя торговля (апрель 1918г.), крупная промышленность (июнь 1918 г.); осуществлен передел помещичьей земли между крестьянами на уравнительных началах («по справедливости»); объявлен режим продовольственной диктатуры (май 1918 г., государственная монополия, твердые цены, запрет частной торговли хлебом, борьба со «спекулянтами», создание продовольственных отрядов).

Политика « военного коммунизма». С началом Гражданской войны централизация экономических, военных, финансовых, продовольственных и иных ресурсов в руках государства достигла качественно нового уровня. Политика «военного коммунизма» в экономической и социальной сферах складывалась из следующих элементов: ликвидация частной собственности, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности, ее огосударствление; подчинение промышленности и сельского хозяйства непосредственному руководству центральных органов исполнительной власти, нередко наделенных чрезвычайными полномочиями и действующих приказными, командными методами; свертывание товарно-денежных отношений, введение прямого продуктообмена между городом и деревней на основе продразверстки (с января 1919 г .) — изъятия у крестьян всех излишков хлеба сверх установленного государством минимума ; утверждение государственной системы распределения по талонам и карточкам, уравнительная заработная плата, всеобщая трудовая повинность, создание трудовых армий, милитаризация труда.

Экономика играла важную роль в марксистском учении. Согласно ей эволюция человечества представляла собой смену экономических формаций: первобытно – общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм и, наконец, коммунизм. Россия накануне гражданской войны представляла из себя среднеразвитую аграрно-индустриальную страну с элементами пережитков феодализма. Большинству населения были близки идеи коллективизма, уравнительства. Но это были не признаки коммунизма, а пережитки традиционных докапиталистических отношений.

В программе РКП (б), принятой VIII съездом в марте 1919 г., политика «военного коммунизма» была теоретически осмыслена как непосредственный переход к коммунистическому обществу. «Военный коммунизм», с одной стороны, позволил подчинить контролю «воюющей партии» все ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь и, в конечном счете, победить в Гражданской войне. С другой стороны, он не создавал стимулов для экономического роста, порождал недовольство практически всех слоев населения, создавал иллюзорную веру в насилие как всемогущий рычаг решения всех проблем, стоящих перед страной.

С окончанием войны военно-коммунистические методы исчерпали себя. Понято это было не сразу: еще в ноябре—декабре 1920 г. были приняты декреты о национализации мелкой промышленности, об отмене платы за продукты питания и топливо, коммунальные услуги.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58691. Понятие про орнамент. Последовательность создания орнамента. Создание орнамента из растительных форм 38 KB
Цель: развивать творческие способности фантазию воспитывать экономное и бережное отношение к бумаге и к природным материалам Оборудование: плакат с зашифрованным словом украинский национальный костюм образцы готовых аппликаций орнаментов.
58692. Однорідні члени речення 38 KB
Усно доповнити власними реченнями про красу осінньої природи Під осінніми високими зорями затихають оселі і тепер стає чутнішою мова роси напівроздягнених дерев вчорнілих задуманих соняшників що вже не тягнуться ні до зірок ні до сонця.
58693. Звязок прикметників з іменниками 47 KB
Мета: Навчаюча: допомогти учням засвоїти матеріал про звязок прикметників з іменниками; закріплювати вміння встановлювати логіко-граматичні звязки; вдосконалювати вміння розрізняти прикметники серед інших частин мови...
58694. Чергування голосних звуків о е і в коренях слів 56.5 KB
Мета: вчити учнів правильно писати о е і в корені слова; формувати орфографічну навичку письма вміння визначати корінь в слові; розвивати навичку чіткого мовлення уваги мислення; сприяти виховуванню почуття поваги до старших.
58695. Леся Українки “Бояриня” 39.5 KB
Мета. Ознайомити учнів зі змістом твору, дослідити, як крізь призму особистого життя героїв розкрито трагедію рідного краю; розвивати творче мислення учнів, уміння аналізувати прочитане; виховувати любов до України, до її історичного минулого.
58696. Схоже і відмінне в кольорах. Порівняння предметів за кольором. Кольори. Вживання закінчень прикметників -й, -а, -е, -і 99 KB
Мета: Продовжити засвоєння українських назв кольорів; збагачувати й активізувати словниковий запас учнів; удосконалювати орфоепічні вміння; формувати вміння вживати закінчення прикметників (-й, -а, -є, -і); порівнювати предмети за кольором; розвивати мовленнєві навички; виховувати любов до природи.
58697. Іменник. Загальне значення і граматичні ознаки іменника 8.41 MB
Мета: розширювати і поглиблювати знання учнів про іменник як частину мови; познайомити з іменниками назвами істот та неістот їх характерними ознаками; з іменниками на позначення власних і загальних назв навчити розрізняти їх учити писати в великої літери власні іменники...

Приступая к изучению темы, следует отметить, что большевики не повторили ошибки Временного правительства: свой приход к власти они сразу же закрепили неотложным решением самых насущных задач революции (Декреты о мире, о земле, Положение о рабочем контроле, Декларация прав народов России, принятая через неделю после октябрьского переворота, другие декреты октября - декабря 1917 г.

По социально-экономическим проблемам.).

Свержение Временного правительства стало исходным моментом слома прежнего государственного аппарата. Создание нового государственного аппарата шло параллельно со сломом разных звеньев старой государственной машины. Прежде всего, большевики приступили к конструированию системы центральных распорядительных органов (ВЦИК, СНК, наркоматы, ВСНХ и др.), где они имели большинство. Это позволяло осуществлять диктатуру сверху. Важно показать, как это происходило, в том числе и стремление “орабочить” госаппарат. Необходимо дать оценку конфликта с Викжелем как попытки умеренных социалистических партий вытеснить видных большевиков (Ленина, Троцкого) из правительства, создать коалиционное (однородно-социа­листическое) правительство, показать, как и почему эта попытка была решительно остановлена.

Следует учитывать, что большевики не имели разработанных планов будущего устройства общества и революционных преобразований. Об их направлении и смысле в общих чертах можно судить по работе Ленина “Государство и революция”. Будущее устройство общества виделось по образцу Парижской Коммуны. Предполагалось обойтись без бюрократии (органами народовластия должны были стать Советы, через которые постепенно все трудящиеся будут привлекаться к управлению государством); без армии (вместо нее предполагалось всеобщее вооружение трудящихся); без полиции и судов (их функции будут осуществляться самим народом); без тюрем (вместо них - воспитательные учреждения). Считалось, что в руки Советов и других рабочих и крестьянских организаций перейдут фабрики и заводы, земля, другая собственность, а для организации производства и распределения будет введен всеобщий учет и контроль (через Советы). Поначалу большевики действовали в соответствии с этими “чертежами”. Однако практика показала, что это чистая утопия. Очень скоро пришлось от этих замыслов отказаться: оставался и непомерно разрастался бюрократический аппарат, стали создаваться органы принуждения (ВЧК 6 дек. 1917 г., милиция, суды, оставались тюрьмы). Начались работы по созданию регулярной РККА, причем она формировалась на обломках старой армии и за счет ее кадрового состава.

Рушилась идея большевиков о диктатуре народа (народовластии) через Советы, в которых развернулась борьба. Под лозунгом диктатуры пролетариата, государственной формой которой объявлялись Советы, происходила их эволюция в диктатуру партии.

Рассматривая социально-экономические преобразования, следует отметить, что переделку экономических отношений большевики начали с национализации казенной промышленности (32 крупных предприятия), на этой основе создавался государственный сектор, названный социалистическим. Скоро последовала национализация частного сектора в промышленности и торговле, для хода которой был характерен хаос и энтузиазм. Важно проследить этапы национализации, ее итоги, влияние на состояние экономики, уяснить, что в результате национализации создавался не социалистический, а государственный сектор экономики, шло ее огосударствление.

Создание хозяйственных большевистских органов следует изучить на основе “Положения о рабочем контроле” (14 ноября 1917 г.) и Декрета о создании ВСНХ (2 декабря 1917 г.). Они создавались в соответствии с представлениями о демократии в сфере производства. Однако вскоре пришлось столкнуться с “кошмаром” рабочего контроля, дезорганизацией производства, ростом бюрократизма. В результате в сфере экономики очень быстро была проделана эволюция от рабочего контроля и рабочего самоуправления (быстро развеялись связанные с ними иллюзии) к рабочему управлению под государственным контролем (центр направлял на места лиц с диктаторскими полномочиями), наконец к централизованному государственному управлению.

Первые аграрные преобразования - важное направление политики новой власти. Они базировались на Декрете о земле и Законе “О социализации земли”, закрепившими крестьянские требования, - по сути, основные положения аграрной программы партии эсеров. Этот факт сыграл решающую роль в достижении коалиции большевиков с левыми эсерами. Важно изучить содержание этих документов, этапы и результаты аграрных преобразований (землепользование крестьян увеличилось на 70 %, но не в 2,5 р., как утверждалось ранее).

Получив землю, другие выгоды от ликвидации помещичьего землевладения, крестьянство поддержало Советскую власть. Однако очень скоро оно стало в оппозицию к ней, недовольное продовольственной диктатурой - решением силой взять хлеб у крестьянства. Важно разобраться, в силу каких причин аграрная политика советской власти в короткие сроки проделала эволюцию от Декрета о земле до продовольственной диктатуры, а потом и продразверстки. Политическое последствие политики в отношении деревни - распад коалиции с левыми эсерами, их мятеж 6 июля 1918 г.

Рассматривая социальную политику, следует охарактеризовать ее важнейшие мероприятия (ликвидацию сословного деления граждан, уравнение женщин в правах, свободу совести, 8-часовой рабочий день, социальное страхование, страхование на случай безработицы (впервые в мире), на случай болезни, охрану труда, повышение зарплаты, меры по улучшению жилищных условий рабочих (переселение из хижин в дворцы и др.)). Нужно отметить, что, несмотря на то, что многое предпринималось, материальное состояние трудового народа продолжало снижаться. В 1918 г. зарплата рабочих составляла 20 % от уровня 1913 г. В результате революции жизнь не улучшилась.

План 1-го занятия

1. Воззвание II Всероссийского съезда Советов “Рабочим, солдатам и крестьянам”. Слом старого государственного аппарата и формирование органов власти в центре и на местах. Замыслы и действительность.

2. Конфликт с Викжелем; “викжеляние”.

3. Советы и органы местного самоуправления. Развертывание борьбы внутри Советов.

4. Блок большевиков с левыми эсерами. Слияние Советов рабочих и крестьянских депутатов.

План 2-го занятия

1. Революционные преобразования в социально-экономической сфере:

а) Положение ВЦИК и СНК о рабочем контроле; осуществление рабочего контроля;

б) проведение национализации;

в) Декрет ВЦИК и СНК об учреждении ВСНХ; организация управления экономикой;

г) Декрет о земле и проведение его в жизнь; продовольственная диктатура;

д) социальная политика.

Темы рефератов

1. Формирование советских органов власти в провинции.

2. История созыва и разгона Всебелорусского конгресса.

4. Комбедовский период аграрной политики большевиков.

5. Этапы национализации промышленности в Советской России.

Источники

1. Второй Всероссийский съезд Советов: Сб. документов и материалов. М., 1997.

3. История Отечества в документах. 1917-1993: В 4 ч. Ч. 1. М., 1994.

4. История России. 1917-1940. Хрестоматия. Екатеринбург, 1993.

5. Первое Советское правительство (СНК). Окт. 1917 - июль 1918 гг. / Науч. рук. Н. Л. Ненароков. М., 1991.

6. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 1. 1917-1920. М., 1978.

7. Хрестоматия по истории СССР. 1917-1940. М., 1991.

8. Хрестоматия по истории России. 1917-1940. М., 1995.

9. Хрестоматия по Отечественной истории. 1914-1945. М., 1996.

Исследования

1. Баева Л. К. Социальная политика Октябрьской революции, окт. 1917 - конец 1918. М., 1977.

2. Городецкий Е. Н. Рождение Советского государства. М., 1987.

3. Гимпельсон Г. Е. Формирование советской политической системы. 1917-1923. М., 1995.

4. Дробижев В. Г. Главный штаб социалистической промышленности. М., 1965.

5. Дробижев В. Г. Красногвардейская атака на капитал. М., 1976.

6. История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М., 1991.

7. История СССР с древнейших времен до наших дней: В 12 т. Т. 7. М., 1967.

8. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Большевистская революция. 1917-1923. М., 1990.

9. Коржухина Г. П. Советское государство и его учреждения, ноябрь 1917 - декабрь 1991. М., 1995.

10. Леонов С. В. Советская государственность: замыслы и действительность. 1917-1920 // Вопросы истории. 1990. № 12; Рождение советской империи. М., 1997.

11. Минц И. И. История Великого Октября: В 3 кн. М., 1961-1979.

12. Политическая история: Россия - СССР - Российская федерация: В 2 т. Т. 2. М., 1996.

Захватив власть в результате победы Октябрьской революции, большевики сразу же приступили к переустройству России. Реализацию своих идей они осуществляли под лозунгом диктатуры пролетариата, государственной формой которой явились Советы. Они стали основными органами центрального и местного управления. На II Всероссийском съезде Советов был образован Совет народных комиссаров (СНК).

Председателем его стал В. И. Ленин. Попытки ряда партий и организаций вытеснить Ленина и его сторонников из правительства, создать коалиционное (или однородное) социалистическое правительство были решительно пресечены. Декретом об образовании СНК определялся список народных комиссариатов (наркоматов) и возглавлявших их комиссаров. Поначалу наркоматы представляли собой, по сути, прежние министерства Временного правительства. В их задачи входило обеспечить преемственность в управлении, подавить саботаж служащих старых учреждений, а также привлечь в аппарат рабочих и революционно настроенных специалистов.

Но постепенно большевики приступают и к созданию «своих» органов управления. Один из них - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), «главный штаб социалистической промышленности». ВСНХ был учрежден декретом ВЦИК 2 декабря 1917 г. и формировался как выборный коллегиальный орган, предназначенный для организации всего народного хозяйства и финансового дела Советской Республики. В его состав вошли представители Всероссийского совета рабочего контроля, Центрального совета фабрично- заводских комитетов, отраслевых профсоюзов; возглавил Президиум ВСНХ Н. Н. Осинский (Оболенский), затем (с февраля 1918 г.) - А. И. Рыков. Аппарат ВСНХ включал прежние государственно-регулирующие органы, правления крупнейших трестов и синдикатов. На местах возникла сеть территориальных СНХ (областных, губернских и т. д.), обладавших относительной самостоятельностью. Высшим органом, решения которого были обязательными для всех субъектов хозяйственной деятельности, стал съезд Советов народного хозяйства. Таким образом, система хозяйственных органов создавалась в соответствии с представлениями большевиков о демократии в сфере производства.

Первоначально большевики не планировали создания каких-либо карательных органов. Они полагали, что в случае возникновения внутренней угрозы Советы, выборные суды, народная милиция вполне справятся с этой задачей. Их надежды не сбылись. Тогда постановлением СНК от 20 декабря 1917 г. при нем была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК).

Возглавлял коллегию ВЧК Ф. Э. Дзержинский. Однако по мере обострения обстановки в республике ВЧК стала превращаться в «карающий меч диктатуры пролетариата», не признававший никаких законов. 15 января 1918 г. специальным декретом СНК была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) на добровольных началах; к маю РККА насчитывала в своих рядах около 300 тыс. бойцов. Ее классовый революционный характер обеспечивался институтом политкомиссаров. Управляла военным ведомством коллегия Народного комиссариата по военным и морским делам (Наркомвоена) и Революционного военного совета (Реввоенсовета, РВС). Возглавлял их человек сугубо гражданский, но чрезвычайно популярный в те годы - Л. Д. Троцкий. С ним связан дальнейший процесс профессионализации РККА: отмена принципа выборности командиров, привлечение военных специалистов, учреждение и преобразование системы военно-учебных заведений, отказ от принципа добровольности в формировании армии и переход на всеобщую воинскую обязанность, введенную летом 1918 г.

Вопросами культуры и народного образования занималась государственная комиссия по просвещению при ЦИК, куда входили представители советских органов, профессиональных объединений работников культуры и народного образования, учащихся, культурно-просветительских организаций, национальных объединений, ВСНХ. Она выработала общий план организации народного образования и культурных мероприятий, их финансирования и материального обеспечения. Руководил работой Наркомат просвещения (Наркомпрос) во главе с А. В. Луначарским.

Рабочий контроль. С рисунка С. С. Бойма.

Одним из новых органов советской власти был Наркомат национальностей (Наркомнац), ведавший вопросами национально-государственного строительства в Советской России. Во главе его был поставлен И. В. Сталин, считавшийся в партии специалистом по национальному вопросу. Революция в России произошла в момент подъема национальных движений, нарастания тенденций к распаду единого государства. Декларация прав народов России, принятая в начале ноября 1917 г., провозглашала право народов на самоопределение вплоть до образования собственного государства.

Таким образом вне России оказались Финляндия, Польша, Украина, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан. Народы, оставшиеся в составе Советской России, объединились в автономные республики в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР).

Так выглядели «слом старой государственной машины и строительство нового советского аппарата» в первые месяцы после Октября. С марта 1918 г. столицей РСФСР стала Москва. Туда ввиду угрозы германского наступления после срыва переговоров о мире с Германией переехали главные государственные учреждения (см. Москва - столица России).

Первоначально большевики позволяли участвовать в политической жизни другим социалистическим партиям при условии признания ими советской власти, а левые эсеры некоторое время (с декабря 1917 г. по март 1918 г.) даже входили в СНК. Но из-за противодействия политике большевиков они были изгнаны из Советов. Сначала - меньшевики и эсеры, исключенные декретом ВЦИК от 14 июня 1918 г., затем - левые эсеры после мятежа 6 июля 1918 г. Таким образом, политическая власть приобрела черты однопартийной диктатуры большевиков. РКП(б) руководила деятельностью всех государственных органов, а также профсоюзов, общественными организациями. Переделку экономических отношений новая власть начала с национализации казенного имущества и передачи его в руки государства. Были национализированы банки, финансовые учреждения, железные дороги.

На этой основе возник государственный сектор экономики, названный социалистическим. Отождествление большевиками государственного и социалистического секторов вело к преувеличению роли государственного капитализма. В работе В. И. Ленина «Очередные задачи советской власти» (апрель 1918 г.), считающейся экономической программой большевиков на начальном этапе, государственный капитализм рассматривался как союзник социализма в деле налаживания учета и контроля. Левые коммунисты (самое мощное оппозиционное течение в партии большевиков за всю ее историю) возражали против использования вообще каких- либо форм госкапитализма, уповая на самих рабочих и рабочие организации в вопросах создания новой экономики.

В этой обстановке происходили наступление на частный сектор в промышленности и торговле, конфискация предприятий у прежних владельцев. Но процесс национализации оказался не простым: ни организовать производство, ни снабдить предприятия сырьем, топливом, полуфабрикатами рабочие, не знающие ни технологии, ни рынка, конечно, не могли. Там, где рабочие коллективы брали предприятия в свои руки, наблюдался полный разгул самодеятельности, прикрываемый пышными революционными фразами. Чтобы не допустить окончательного развала промышленности, государственные органы вынуждены были вмешиваться в управление национализированными предприятиями. На предприятия из центра высылались комиссары с особыми полномочиями. Очень непросто складывались отношения с предпринимателями. Противодействие национализации, как правило, влекло за собой увольнения директоров, управляющих, технического персонала и образование рабочего правления. Политика государства по отношению к специалистам была двойственной. С одной стороны - привлечение специалистов, назначение им высоких окладов, с другой - их третиро- вание, предпочтение им выдвиженцев из рабочего класса.

Национализация фабрики. С рисунка И. А Дайца.

К осени 1918 г. почти все крупные предприятия были национализированы и переданы в подчинение ВСНХ. Для управления ими были созданы отраслевые центры и главные управления (главки). Таким образом, за короткий срок на производстве произошла эволюция от рабочего контроля к рабочему самоуправлению, от него к рабочему управлению под государственным контролем и, наконец, к централизованному государственному управлению.

Преобразования в деревне исходили из Декрета о земле, принятом на II съезде Советов. Наркомату земледелия, возглавляемому левыми эсерами, было поручено разработать соответствующий закон и провести его в жизнь. В его задачи входило: раздел помещичьих земель, проведение нового землеустройства, обеспечение крестьянских хозяйств инвентарем, рабочим скотом на уравнительно-трудовых началах.

Постепенно большевистское руководство начало все больше вмешиваться в крестьянские дела, что привело к его столкновению с левыми эсерами. Поводом для энергичного вмешательства большевиков в деревенскую жизнь явилось ухудшение продовольственного положения в стране, угроза голода в крупных промышленных центрах. Накормить города возлагалось на Наркомат продовольствия (нарком А. Д. Цюрупа). Его комиссары, обладавшие огромными властными полномочиями, рассылались в деревни.

Поддерживать политику большевиков в деревне должны были комитеты бедноты (комбеды), где всем заправляли коммунисты и беднейшие элементы деревни. Официальное назначение комбедов - перераспределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий в пользу бедноты. Комбеды помогали продотрядам, участвовали в заготовительных кампаниях, реквизициях и конфискациях продовольствия. Введение комбедов вызвало повсеместное недовольство крестьян, послужило одним из факторов разжигания гражданской войны. Крестьяне отшатнулись от большевиков.

Осенью 1918 г. самые одиозные комбеды были распущены или слиты с сельскими Советами. Подтолкнул страну к войне разгон Учредительного собрания, а также Брестский мир. В отношении Учредительного собрания большевики вели себя непоследовательно. В течение всего 1917 года они выступали сторонниками его созыва, одновременно выдвигая лозунг: «Вся власть Советам!» После Октября большевики рассчитывали, что выборы в Учредительное собрание дадут им перевес и они законодательным путем передадут власть Советам. Однако они получили только 25% голосов избирателей.

Крестьянская Россия отдала предпочтение эсеровской партии, стоявшей в то время на позиции непризнания советской власти и ее декретов. Столкновение между Советами и Учредительным собранием становилось неизбежным. Открывшемуся в начале января Учредительному собранию большевики и левые эсеры предложили принять Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, где Россия провозглашалась Республикой Советов, а также утвердить декреты, принятые новой властью. Эсеровско-меныпевистское большинство собрания даже не стало обсуждать эти вопросы, а перешло к рассмотрению «Закона о земле». Тогда большевики и левые эсеры ушли с заседания. На следующий день Учредительное собрание декретом ВЦИК было распущено. Таким образом, был упущен последний шанс на согласие среди социалистических партий. Члены Учредительного собрания открыто перешли на сторону контрреволюции и начали активную борьбу против большевиков.

Подписанный в марте 1918 г. в Бресте мир между Германией и Советской Россией также не стабилизировал обстановку в стране. Подписанный на унизительных для России условиях, далеких от справедливого «мира без аннексий и контрибуций», он вызвал острое недовольство во многих слоях общества, даже среди самих большевиков. Только благодаря неимоверным усилиям В. И. Ленина, который любой ценой стремился сохранить советскую власть, мир был подписан. Но мирная передышка оказалась совсем короткой. С мая 1918 г. в различных районах страны начались военные действия, которые летом переросли в кровопролитную гражданскую воййу (см. Белое движение, Гражданская война и военная интервенция 1918 - 1922 гг.).

Социально-экономические преобразования:

Первые же месяцы пребывания большевиков у власти и их революционные преобразования показали неготовность новой власти к эффективной экономической политике. Наибольшее внимание отводилось «разрушающим » и «уничтожающим » средствам в выработке стратегии экономических реформ.

В социальной сфере ликвидировались сословия, декларировалось равноправие наций. Господствующими классами объявлялись пролетариат (диктатура пролетариата) и беднейшее крестьянство. Как класс физически уничтожались дворянство, высшее офицерство и оппозиционная интеллигенция. Политических прав лишались торговцы, священнослужители, бывшие служащие полиции и крестьяне-эксплуататоры (кулаки, которые использовали наемный труд). Интеллигенция рассматривалась как прослойка между буржуазией и пролетариатом.

В СХ в 1918 г. началась реализация Декрета о земле. Конфискованные у помещиков земли распределялись среди крестьян, большевики надеялись, что их станут снабжать город хлебом. Однако деревня соглашалась предоставить продовольствие только в обмен на пром. товары. Неумение организовать снабжение деревни промтоварами в обмен на сельхозпродукцию привело к еще большему усилению продовольственного кризиса. В результате большевики начали политику насильственного изъятия продовольствия, проводились расстрелы. Широкое распространение получила кампания по конфискации собственности буржуазии и национализации предприятий. Совокупность действий

Установление советской власти:

Процесс создания нового государства охватывал период с октября 1917 г., времени начала Октябрьской революции, до лета 1818 г., когда советская государственность была закреплена Конституцией. Центральным тезисом новой власти стала идея экспорта мировой революции и создание социалистического государства. В рамках этой идеи был выдвинут лозунг «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Основной задачей большевиков был вопрос власти, поэтому основное внимание отводилось не социально-экономическим преобразованиям, а укреплению центральной и региональной власти.

25 октября 1917 г. II съезд Советов принял Декрет о власти, декларировавший переход всей власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. 27 октября 1917 г. было решено сформировать советское правительство - Совет Народных Комиссаров (С/Ж), который должен действовать до избрания Для борьбы с контрреволюцией и саботажем была образована Всероссийская, чрезвычайная комиссия (ВЧК), возглавленная Ф. Дзержинским. С той же целью были созданы революционные суды.

В ноябре-декабре 1917 г . состоялись выборы в Учредительное собрание, в ходе которых эсеры большевики - 24%, Таким образом, были вынуждены разогнать Учредительное собрание . 28 ноября был нанесен удар по кадетской партии - прошли аресты