"Ленинский комсомол", первоначально К-3 — первая советская (третья в мире) атомная подводная лодка, головная в серии. Единственная лодка проекта 627, все последующие лодки серии строились по доработанному проекту 627А. Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году. Это почётное имя носила с 9 октября 1962 года. В последние годы службы переклассифицирована из крейсерской в большую (Б-3). В этом посте будет много фотографий сегодняшнего состояния подводной лодки, может кто увидит и вспомнит что она ещё жива, но вряд ли это повлияет на её судьбу. Eверен она будет скоро утилизирована, так как внимание к ней только с стороны завода, на котором она стоит и никому не интересно её восстановление в роли музея.



Заложили подводную лодку 24 сентября 1955 года в Северодвинске, на заводе № 402 (ныне «Севмаш»), заводской № 254. В августе 1955 года командиром лодки назначен капитан 1-го ранга Л. Г. Осипенко. Реакторы запустили в сентябре 1957 года, спущена на воду 9 октября 1957 года. Вступила в строй (поднят флаг ВМФ) 1 июля 1958 года, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у промышленности под гарантию устранения недостатков.
Параллельно, с заметным отставанием, проектировалась и строилась требуемая для поддержки АПЛ новая береговая инфраструктура. 12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной БрПЛ с базированием на Северодвинск.

Название «Ленинский комсомол» подводная лодка унаследовала от одноименной дизельной подводной лодки "М-106" Северного флота, погибшей в одном из боевых походов в 1943 году.

В 1961 году — первая боевая служба в Атлантическом океане. В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошла точку Северного полюса. Под командованием Льва Михайловича Жильцова 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу в Йоканьге, лодку на пирсе встречали Н. С. Хрущёв и министр обороны Р. Я. Малиновский. Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Главный конструктор первой атомной подводной лодки СССР “К-3” Владимир Николаевич Перегудов.Главный конструктор подводной лодки К-3

Так как лодка была принципиальной новой, к тому же проектировалась и строилась в большой спешке, она практически постоянно требовала ремонтов, доделок и переделок, что скрывалось под словами «опытная эксплуатация». В первые годы службы и походе на полюс, поддержание лодки, часто фактически аварийной, в рабочем состоянии обеспечивалось, в том числе, и силами весьма квалифицированного экипажа, способного выполнять сложные ремонты самостоятельно.
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. Сказывалось и большое количество переделок, доработок, новых сварных швов. По этой причине, переоблучение экипажа было нередким, однако оно считалось неизбежным злом для столь революционно нового корабля. Для снижения дозы облучения, получаемой экипажем в «грязных» отсеках, в подводном положении практиковалось периодическое перемешивание воздуха между отсеками для более равномерного распределения загрязнения, и, соответственно, доз по экипажу в целом. Лучевая болезнь и её последствия среди членов экипажа были почти обычным делом. Известны случаи, когда возвращающуюся лодку ждали на пирсе машины «скорой помощи». Ряд офицеров подвергся пересадке костного мозга, многие члены экипажа впоследствии умерли раньше времени. При этом из-за секретности в историях болезни указывались ложные диагнозы, что многим сломало карьеру.

8 сентября 1967 года произошел пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, погибли 39 человек. Однако, лодка самостоятельно вернулась в базу. Вероятной причиной аварии была несанкционированная замена уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машинки. Возникла утечка, вытекшая гидравлическая жидкость не была собрана полностью, её остатки воспламенились.

В 1991 году выведена из состава Северного флота. Потом по решению Морской коллегии при правительстве РФ под председательством министра транспорта Игоря Левитина первая советская атомная подводная лодка должна быть переоборудована в музей. В КБ "Малахит" разработан проект переоборудования в плавучий музей. На данный момент подводная лодка находится уже много лет на стапеле судоремонтного предприятия "Нерпа" в ожидании своей участи. По последним данным, никакого переоборудования в музей не будет. Денег уже не найдут, и думаю, вопрос с музеем скоро закроют, корабль не вечен, корпусу скоро будет уже 55 лет.

На следующей неделе я расскажу вам о одном ветеране Севмаша, участнике строительства подводной лодки К-3.

Одно из знаменательных событий для отечественных Подводных Сил - спуск на воду 60 лет назад первой атомной субмарины «К-3», получившей позже название «Ленинский комсомол». «Ленинский комсомол» — первая российская и третья в мире атомная подводная лодка, была спущена 9 августа 1957 года.

За тридцатилетнюю историю в боевом составе ВМФ АПЛ «К-3» была в различных ситуациях, в какие может попасть любой боевой корабль. Наиболее значимые из них две: хорошая - 17 июля 1962 г. лодка прошла подо льдом Северный полюс, в СССР это был первый поход; другая плохая - 8 сентября 1967 г. пожар на борту в подводном положении, когда погибло 39 человек. За тридцать лет на лодке случалось всякое.

Я слежу за историей «К-3», потому что, в некоторой степени, причастен к ней - в январе 1962 г. я назначался на эту лодку командиром БЧ - 3 (минёром - торпедистом), но не прошёл медкомиссию; в сентябре 1967 г. на ней погиб мой друг и сокурсник командир БЧ-3 Лев Каморкин, который ценой своей жизни спас корабль, предотвратив взрыв боезапаса (20 торпед), затопив первый отсек вместе с собою….

Ещё сам И.Сталин утверждал Постановление Совета Министров СССР 9 сентября 1952 г. «О проектировании и строительстве объекта 627». В Москве в обстановке чрезвычайной секретности были сформированы две группы конструкторов и учёных. Наиболее сложной проблемой была разработка ядерной энергетической установки. Проект самой лодки создавался на основе большой дизель - электрической отечественной подлодки проекта 611. Полномасштабная разработка опытной АПЛ 627-го проекта получила шифр «Кит» и была передана СКБ - 143 («Малахит»).

О масштабах работ по созданию первой отечественной АПЛ говорит тот факт, что к участию в программе было привлечено 135 предприятий и организаций практически по всей территории СССР, в том числе 20 КБ и около 80 заводов - поставщиков различного оборудования. Головным строителем был назначен завод №402 в Северодвинске (Севмашпредприятие). Торжественная церемония закладки лодки состоялась 24 сентября 1955 г., 9 августа 1957 г. — спуск АПЛ на воду, а 14 сентября 1957 г. была произведена загрузка двух ядерных реакторов.

В январе 1959 г. «К-3» была передана ВМФ для опытной эксплуатации, которая завершилась в 1962 г., после чего АПЛ стала боевым кораблём Северного флота. В боевом составе ВМФ «Ленинский комсомол» оставалась до 1991 года. После списания существовали планы переоборудования лодки в корабль - музей (соответствующий проект разработало КБ «Малахит). Однако экономическая и политическая обстановка в стране, а также граничащая с паранойей «радиофобия и телефобия», вызванные идиотскими, а в ряде случаев и преступными действиями расплодившимися в те годы перестройки «экологическими организациями», не позволили в те годы реализовать эти планы. Но проект не пропал в туне.

Продолжалось постепенное переоборудование АПЛ «К-3» под корабль - музей. В 2007 году с лодки был демонтирован энергоблок, а вместо него по договору с Росатомом в лодку вмонтирован муляж реакторного отсека. Всё это время корпус лодки находился на твёрдой основе в СРЗ «Нерпа» на Северном флоте.

Фото 1958 г.

К-3 , (с 09.10.1962 «Ленинский комсомол», по классификации НАТО «November»), атомная ПЛ СФ, опытный корабль проекта Л-627, первая в отечественном ВМФ с атомной энергетической установкой. Главный конструктор В. Н. Перегудов. Заложена на Севмашпредприятии (г. Северодвинск) 24.09.1955. Спущена на воду 09.08.1957 . Водоизмещение надводное - 3100 т., подводное - 4069 т; длина - 107,4 м, ширина - 7,9 м, осадка - 5,6 м; мощность - 35 000 л. с.; скорость надводная - 15,5 уз., подводная - 28 уз.; глубина погружения - 300 м; автономность - 50 суток. Корпус из маломагнитной стали. Экипаж - 110 чел. Вошла в состав СФ 12.03.1959 . Первый командир - капитан 1 ранга Л. Г. Осипенко , получивший за освоение новой техники звание Героя Советского союза (23.07.1959). Базировалась в Западной Лице . В подводном положении в июле 1962 прошла под арктическими льдами и 17.07.1962 всплыла на Северном полюсе. В походе выполнялись учебные и боевые задачи, испытывались навигационные комплексы, проверялась работоспособность ПЛ при низких арктических температурах, исследовались рельеф морского дна (был обнаружен подводный хребет, названный именем Я. Гаккеля), течения, ледовитость. После похода лодке дали почетное наименование «Ленинский комсомол». Руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину , командиру лодки капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и инженеру-механику 2 ранга Р. А. Тимофееву было присвоено звание Героя Советского Союза, остальные чл. экипажа награждены орденами и медалями. Награды вручал в Иоканге во время приезда в Мурманскую обл. Н. С. Хрущев . Во время возвращения лодки с боевой службы 08.09.1967 в Норвежском море в 1‑м отсеке загорелась гидравлика. Пожар перекинулся во 2‑й отсек. Загазованными оказались 3‑й и 4‑й. АПЛ всплыла, провентилировала 3‑й и 4‑й отсеки и в надводном положении с загерметизированными первым и 2‑м отсеками пришла в базу. Погибли находившиеся в этих двух отсеках 39 чел. Атомный отсек вырезан и захоронен в бухте Абросимова на архипелаге Новая Земля . Из боевого состава флота АПЛ выведена 14.03.1989. По откорректированному проекту 627А была построена серия торпедных АПЛ в составе 12 кораблей. В 2004 принято постановление Правительства РФ превратить К‑3 в музей, пришвартованный неподалеку от крейсера «Аврора» в Санкт‑Петербурге . Пока же (2015) лодка находится на заводе «Нерпа » в стадии конвертации.

Лит.: Реданский В. Всплыть в полынье! - Мурманск, 1977; Аммон Г. А. Морские памятные даты. - М, 1987; Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея. - М., 1994; Надводные корабли, суда и подводные лодки постройки завода № 402 - Северного машиностроительного предприятия (1942–2001): Справочник. - Архангельск, 2004. С. 70–73; Гладков Г. А. Создание первой советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» // А. П. Александров. Документы и воспоминания. К 100‑летию со дня рождения. - М., 2003. С. 166–170;Чернавин В. Поход к полюсу // Красная звезда. 1982. 20 июля; Сорокажердьев В. Первых должны помнить всегда // Вечерний Мурманск. 2002. 1 августа.

Посёлок Гремиха. 1962 г. Встреча экипажа ПЛА «К-3» с членами правительства после покорения Северного полюса; в центре - Н. С. Хрущев
Из кн.: Мормуль Н. Атомные, уникальные, стратегические

6. В начале апреля 1958 г. заварили последний шов на стыке труб системы ППУ левого борта К-3. На правом борту сварка продолжалась, однако комплексные швартовые испытания ГЭУ 19 апреля 1958 г. начались. Это один из важнейших исторических моментов отечественного кораблестроения. На первой отечественной АПЛ все электропотребители получили питание от штатных турбогенераторов, заработавших на паре не от постороннего источника, а от собственной ядерной ППУ (паропроизводящей установки). Вековая мечта подводников с этого момента воплотилась в жизнь: не надо всплывать для пополнения запасов электроэнергии, чтобы снова двигаться под водой. Да еще можно идти на скорости не меньшей, чем надводная! Можно оставаться под водой неограниченное время! Можно под водой принимать горячий душ! Не надо экономить электроэнергию!

7. 19 мая 1958 г. специально созданная межведомственная комиссия начала комплексные испытания ГЭУ обоих бортов атомохода. Это событие лично наблюдали заместитель предсовмина СССР Д.Ф. Устинов , министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома , главком ВМФ С.Г. Горшков . Пояснения давал директор Севмаша Е.П. Егоров . Управление ГЭУ с пульта осуществлял лично академик А.П. Александров , которому помогали представители АН СССР, а также инженеры К-3. Были проведены испытания ГЭУ на всех режимах согласно программе, но лодка была прочно пришвартована к стенке завода. Провели неоднократно ввод и вывод установок корабля от разных источников питания (с берега, от своей АБ и от своих дизель-генераторов).

8. 3 июля 1958 г. принимается решение о начале ходовых испытаний. На палубе АПЛ выстроилась часть заводской сдаточной команды и экипаж. Командир К-3 Осипенко доложил главкому ВМФ о готовности АПЛ к ходовым испытаниям. Главком дал команду поднять Военно-морской флаг . Впервые в стране испытания начинались не под государственным флагом. Командир бригады АПЛ В.П. Цветко зачитал приказ об этом акте. Ответственный сдатчик Н.Н. Довгань по команде директора Е.П. Егорова спустил государственный флаг, а Военно-морской флаг, гюйс и флаги расцвечивания по команде комбрига подняли командир АПЛ и его заместитель по политической части. Звучал гимн СССР! Здесь же, на палубе, находились Д.Ф. Устинов , Б.Е. Бутома , Е.П. Славский , А.П. Александров , В.Н. Перегудов , Н.В. Гололобов , а также адмиралы, в частности председатель правительственной комиссии заместитель главкома ВМФ В.Н. Иванов , командующий подводными силами СФ А.Е. Орел . На стенке у пришвартованной АПЛ выстроились рабочие цеха N 42, оркестр.

9. На следующее утро К-3 на буксирах отошла от пирса, подрабатывая своими гребными электродвигателями, которые получали питание от лодочных турбогенераторов, работавших от пара ядерной ППУ. И в этот же день, 4 июля 1958 г., в 10 ч 03 мин. академик А.П. Александров находясь на пульте управления ГЭУ, сделал эпохальную историческую запись в вахтенном журнале пульта главной энергетической установки: "Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар". К-3, выйдя в канал, отдала буксир и от первого буя канала самостоятельно начала движение под ГТЗА, набирая ход. Таким образом, от этого буя в Двинской губе Белого моря с 4 июля 1958 г. пошел счет морским милям советского атомного подводного флота.

Революция в ВМФ страны свершилась! Но один из главных ее героев В.Н. Перегудов дорого за это заплатил. Его болезнь прогрессировала. На испытание своего детища он вышел в море совершенно ослабленный. Старший помощник командира, впоследствии Герой Советского Союза контр-адмирал Л.М. Жильцов вспоминал: "Владимир Николаевич поднялся на мостик. Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков сказал ему: "Ты погляди, какое чудо сотворил, погляди!". Картина действительно была потрясающая. Бурлила вода, в которую врезался китообразный нос. Перегудов молчал, словно потрясенный. Все видели: главный держится из последних сил, сумеет ли еще раз выйти в море?. Главный конструктор выдержал! Вся программа была выполнена полностью.

10. За время ходовых испытаний самая первая советская АПЛ выполнила 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток. Это составило 450 ходовых часов, за это время пройдена 3801 миля, из которых 2002 мили - под водой. 860 миль прошли со средней скоростью 15 узлов. Поднимая мощность ППУ до 60%, лодка К-3 развивала скорость под водой 23,3 узла. Больший уровень был ограничен программой испытаний. Но расчеты показывали, что при выводе ЯЭУ на 100-процентный уровень мощности подводная скорость составит 30 узлов. Всего было выполнено 29 погружений и всплытий. Последний, пятый, выход в море состоялся в декабре 1958 г. Тогда было выполнено глубоководное погружение на 310 метров и на протяжении двух суток (48 часов) осуществлялась проверка надежности работы ГЭУ на полном подводном ходу при 60-процентной мощности ППУ. Уже к середине декабря все ходовые испытания были завершены. После этого провели ревизию всех систем и механизмов, устранили замечания правительственной комиссии, а также учли критику, высказанную экипажем К-3. Была полностью закончена окраска корабля и его внутренняя деревянная отделка. Впервые в отечественном флоте китообразный корпус подводной лодки был черного цвета. Отсечные помещения заполнились ярким светом электроламп. Каюта командира АПЛ сияла дорогой деревянной отделкой. Сейчас не помню, какое натуральное дерево использовалось для отделки каюты Леонида Гавриловича Осипенко , но на моей К-50 каюта командира сияла облицовкой лимонного дерева. Экологически такая отделка деревом несравнима с пластиковыми покрытиями.

11. 17 декабря г. члены правительственной комиссии во главе с ее председателем подписали акт о приемке К-3 в состав ВМФ. Таким образом, время строительства корабля от закладки до вступления в состав флота составило 3 года 2 месяца и 23 дня. После К-3 вся серия таких АПЛ , но уже улучшенного проекта 627А (всего 12 единиц) вступила в состав ВМФ всего за 4 года. К сожалению, в современной России строительство первой заложенной на этом же заводе, что и К-3, АПЛ "Юрий Долгорукий " затянулось до невероятного срока, что просто недопустимо для государственной политики в области ВМФ. Самая первая АПЛ в СССР и первая АПЛ в постсоветской России по срокам строительства абсолютно несопоставимы (а ведь К-3 - это начало эпохи: трудно, неизвестно, опасно). Совсем другое - "Юрий Долгорукий". Построены сотни лодок, завод давно специализировался на АПЛ, все ясно с технологией и т.д. "Юрий Долгорукий" был помпезно заложен в 1996 г. И вот уже полных 9 лет строится. Нет полной ясности по сроку его вступления в строй.

8 сентября 1967 года на борту первой советской атомной подводной лодки (АПЛ) К-3 "Ленинский комсомол" : в результате пожара погибли 39 членов экипажа.

Опытная подводная лодка с ядерной энергетической установкой проекта 627 была заложена в Северодвинске (Архангельская область) на заводе № 402 (ныне ПО "Севмаш") 24 сентября 1955 года.

Ей был присвоен тактический номер К-3 (крейсерская). Подводная лодка имела водоизмещение надводной части 3065 тонн, подводной — 4750 тонн, скорость хода в надводном положении — 15,2 узла (28,2 километра в час) в подводном — 25 узлов (46,3 километра в час). Вооружение АПЛ состояло из восьми носовых торпедных аппаратов (20 торпед). Экипаж насчитывал 104 человека.

В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу . В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса.

17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота К-3 всплыла около Северного полюса. В торжественной обстановке советские моряки водрузили государственный флаг на самом высоком торосе. За этот поход весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями, а подводной лодке вскоре присвоили имя "Ленинский комсомол".

8 сентября 1967 года на АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" произошла первая и одна из самых крупных аварий . На 56 сутки похода около двух часов ночи при возвращении корабля с боевой службы в Средиземном море, когда он находился в Норвежском море в подводном положении, загорелся первый отсек, в котором размещались торпедные аппараты и торпедный боезапас, а также были места отдыха части экипажа. Пожар был объемным. Пламя практически мгновенно охватило всю верхнюю часть отсека, где отдыхали 28 человек. Выскакивающие из первого отсека подводники представляли собой бегущие факелы, которые мгновенно поджигали и второй отсек, где были расположены каюты офицеров, провизионная камера, шифр-пост и аккумуляторная батарея. Только правильные действия личного состава по герметизации отсеков по сигналу "аварийная тревога" предотвратили распространение пожара на третий отсек (Центральный пост), а это способствовало спасению большей части экипажа и корабля в целом. Попытка ликвидировать пожар включением углекислотных пеногенераторов оказалась безрезультатной. Горел воздух.

Характерной особенностью практически всех пожаров на подводных лодках является их быстротечность развития с образованием с первых же минут большой концентрации продуктов горения в воздухе отсека. Над атомоходом и экипажем нависла смертельная угроза. В первом и втором отсеках бушевал пожар, температура переборки между вторым и третьим отсеками достигала 70 градусов. Из-за повышения температуры и давления могли взорваться торпеды, в том числе с ядерными боеголовками, а также могла взорваться аккумуляторная батарея.

Попытка сравнять давление со вторым отсеком через систему вытяжной вентиляции привела к тому, что в центральный пост под высоким давлением хлынули дым и хлопья, а вместе с ними и угарный газ. Для проведения разведки второго отсека, в котором остались 38 человек, попытались открыть переборочную дверь, но сделать это не смогли. Как потом выяснилось, мешали тела погибших подводников.

Из-за большой концентрации угарного газа расчет центрального поста и оказавшиеся здесь по аварийной тревоге подводники из других отсеков, не успевшие включиться в изолирующие дыхательные аппараты, стали терять сознание, а один матрос погиб в трюме третьего отсека. Лодка произвела срочное всплытие, была передана радиограмма об аварии на командный пункт флота. Отравившихся 22 подводников поместили в лазарет, организованный в восьмом отсеке.

После вентилирования центрального поста началась борьба за живучесть корабля. Охлаждение переборки со стороны третьего отсека мокрой ветошью, привело к уменьшению ее температуры. Атомная энергетическая установка не пострадала и работала надежно, лодка была способна самостоятельно следовать в базу.

Через сутки подошли крейсер и три спасательных судна. Они передали на атомоход продовольствие, так как на нем провизия находилась в аварийном втором отсеке. После уточнения обстановки была вновь предпринята попытка проникновения аварийной команды во второй отсек, которая, так же как и в первый раз не увенчалась успехом. По повышению температуры переборки третьего отсека стало ясно, что пожар во втором отсеке возобновился.

Оставшиеся в живых подводники К-3 отказались от замены резервным экипажем и настояли на том, чтобы прибывшие корабли ушли на безопасное расстояние от них.

Осознавая угрозу, нависшую над кораблем и всем миром, они продолжали обслуживать материальную часть, управлять атомным реактором, обеспечивать движение корабля.

10 сентября аварийная подводная лодка пришла в надводном состоянии в родную базу , находящуюся в Мурманской области, с приспущенным флагом (в знак скорби по погибшим).

При обследовании аварийных отсеков было обнаружено, что большая часть погибших лежала в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, опознать их было невозможно. Несмотря на то, что пожар возник в первом отсеке, наибольшие разрушения огонь нанес второму отсеку.

Комиссия специалистов, представителей науки, промышленности и флота установила, что наиболее вероятной причиной пожара явилось воспламенение масла системы гидравлики, впрыснутого под большим давлением в первый отсек через дефектное уплотнение гидравлической машинки клапана вентиляции цистерны главного балласта. Струя масла с силой ударила в горевшую лампу электрического освещения и воспламенилась.

Горящий факел по системе вентиляции торпед распространился по верхней части первого отсека.

Из-за существовавшей в то время строгой секретности, официально ни о борьбе с пожаром на подводной лодке "Ленинский комсомол", ни о последующем расследовании ничего не сообщалось.

Подводники, погибшие на ней были похоронены в братской могиле в губе Западная Лица. На памятнике, установленном североморцам в вечной мерзлоте, сделали скромную надпись: "Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г." Рядом маленький якорь. Сейчас на братской могиле установлен мемориал.

За спасение большей части личного состава экипажа и атомохода в целом командира подводной лодки и его замполита наградили орденами Красной Звезды.

В 2011 году для выработки заключения минобороны о причинах аварии на подводной лодке был собран экспертный совет ВМФ, в состав которого вошли 30 заслуженных специалистов. Его решением от 30 июля 2012 года было признано, что "причина аварии — техническая, вина личного состава в ее возникновении отсутствует, а грамотные и самоотверженные действия личного состава предотвратили гибель подводной лодки и перерастание технической аварии в техногенную катастрофу". Особо было подчеркнуто, что "личный состав проявил профессионализм, героизм, мужество и отвагу, достоин представления к награждению государственными наградами".

В соответствии с указом президента Российской Федерации, подписанным 1 сентября 2014 года, орденами Мужества были посмертно награждены , спустя 47 лет после аварии, 39 подводников.

После аварийно-восстановительного ремонта АПЛ "Ленинский комсомол" продолжила службу до 1991 года, когда была выведена из состава Военно-морского флота.
В общей сложности лодка прошла около 130 тысяч морских миль . В ее честь названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане.

После списания первенец атомного флота страны долго ожидал своей участи : быть утилизированным или стать мемориалом, который сохранит память о первых достижениях атомного подводного флота страны.

На предприятии "Малахит" разработали проект переоборудования лодки в корабль-музей, но экономическая и политическая обстановка в стране не позволили сразу осуществить эти планы . Шло постепенное переоборудование АПЛ К-3 под музей.

В 2003 году подводная лодка была с находящейся в одном из поселков Мурманской области базы "Гремиха", где она базировалась, в Полярный для выгрузки отработанного топлива. В 2005 году ее "Hерпа" (Снежногорск, Мурманская область). В 2007 году с подводной лодки был демонтирован энергоблок, а вместо него по договору с Росатомом установили муляж реакторного отсека. Все это время ее корпус находился на твердой основе на заводе.

На сегодня АПЛ "Ленинский комсомол" готова выполнять функции музея, но до сих пор не определена ее ведомственная принадлежность, а также не согласовано место нахождения: или оставить лодку на Северном флоте, или перевести в Санкт-Петербург.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников