НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

6 октября 2009 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Попробуем кратко объяснить, что такое новый образовательный стандарт, зачем и по каким причинам он был принят, и с помощью чего он будет реализовываться.

По каким причинам и для чего был принят Стандарт.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей.

1. Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться уже на первой ступени обучения, система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.

2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.

Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых - родителей и педагогов - на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.

Результат этого - трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками . День младшего школьника расписан по минутам. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной отзывчивости, толерантности (терпимости) и др.

5. Большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

Что такое новый образовательный стандарт.

ФГОС-2поколения – это целый пакет документов, включающий в себя несколько программ, которые до этого относились к внеклассной работе: программа внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного воспитания, программа здоровья. В то же время в Стандарте появилось и новое, то, чего раньше не было совсем: программа универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения учебных программ, система и модели оценочной деятельности.

Так уж повелось в российской школе, что главное внимание в триаде «знания – умения – навыки» всегда уделялось знаниям, поэтому стандарт воспринимался, прежде всего, как перечень знаний, которые должны были освоить ученики. Такому стандарту соответствовали тексты большинства учебников, в которых содержались все необходимые для запоминания знания. Закрепление уместно было выполнять с помощью репродуктивных заданий, а контроль – с помощью простых тестов, проверяющих фактические знания. Поэтому наши школьники и занимали последние позиции в рейтинге международных исследований уровня образования (PISA).

Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться .

В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения ».

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов (а не просто Знаний, Умений, Навыков, как было раньше). К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету.

III. С помощью чего Стандарт будет реализовываться.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации деятельности школьников. Поэтому в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход , который предполагает опору на современные образовательные технологии деятельностного типа, которые применяются на всех уроках, начиная с предшкольной подготовки:

Технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

Проблемно-диалогическую технологию,

Технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Чем же эти технологии отличаются от традиционных?

Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Учитель сообщает тему урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Объяснение нового материала - тоже дело учителя, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Дело ученика – рассказать, что он выучил, и получить отметку. У кого лучше память (зрительная или слуховая), тот лучше и расскажет.

Напротив, современные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения и технология оценивания - позволяют учащимся самостоятельно открывать знания .

Покажем, как это происходит.

Так, например, в соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. Это поддерживается с помощью вступительной статьи к учебнику, а также специального методического аппарата. В качестве важнейшего элемента деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, готовые варианты выполнения которых не могут быть найдены в учебнике, а должны быть получены в результате умственных действий по анализу и синтезу информации из учебника.

Современный человек живет в условиях изобилия информации. Поэтому извлечение нужной информации из иллюстрации или текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь в нем успехов. Вот почему Образовательная система «Школа 2100» придает работе с информацией ведущее значение.

Обучение работы с текстом становится важнейшим умением первоклассника, на фундаменте которого строится весь дальнейший процесс образования в школе. За период обучения грамоте дети проходят весь курс русского языка. Букварь и Прописи – это фактически мини-учебник русского языка. За это время дети наблюдают за явлениями, особенностями русского языка, но не используют при этом никакой терминологии, лишь учатся замечать. Уже в Букваре начинается работа с текстом в рамках технологии продуктивного чтения . Это даёт возможность подготовить первоклассников к работе с текстами на разных предметах. Начинается эта работа именно на уроках обучения грамоте. Поскольку дети в 1-м классе еще не владеют навыком чтения, то на первых порах важнейшую роль в восприятии информации играют чтение и анализ иллюстрации.

Технология продуктивного чтения (возможна при работе с любым текстом на любом уроке):

1. Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование по названию, имени автора, иллюстрации.

2. Работа с текстом во время чтения

Использование приемов понимания текста.

3 . Работа с текстом после чтения.

Творческое задание.

Обобщающая беседа.

Одна из основных идей, которую разделяют все авторы Образовательной системы «Школа 2100» состоит в том, что цели и задачи обучения должны знать не только взрослые (и прежде всего учителя), но и сами дети. Вот почему авторы включают таблицу требований с основными умениями в дневники и предлагают самим школьникам учиться себя оценивать.

Основные задачи новой технологии (технологии оценивания):

– определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

– развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

Таким образом, сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В результате обучения главными достижениями ребёнка младшего школьного возраста являются не скорость чтения или умение без ошибок писать под диктовку, но : словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html . Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 .

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным , включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать и важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах четырёх пилотных школ Туринского городского округа (№ 1,2,3, Ленская СОШ). С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (в 1 классах) введение Стандарта является обязательным.

Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Продолжительность уроков в начальной школе:

  • в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
  • во 2-4 классах – 40 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе – 33 учебные недели;
  • во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

  • обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
  • внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
  • < Назад
  • Вперёд >

«Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернская средняя общеобразовательная школа №1»
«Развитие профессионализма учителя как условие повышения качества образования на этапе освоения стандартов второго поколения»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

«Переход на новые стандарты образования в основной школе. Профессиональные компетентности современного учителя в свете ФГОС»

Подготовила: Зиборова М.М. – учитель биологии высшей

Чернь, 2013

Переход на новые стандарты образования в основной школе.

Профессиональные компетенции учителя в свете введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения

Переход на новые образовательные стандарты является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Одним из ключевых направлений является совершенствование профессионального мастерства учителя. Задача состоит в том, чтобы в школе работали учителя, обладающие ключевыми компетенциями и способные сформировать у своих учеников основные умения учиться и организовывать свою деятельность.

Данные требования реализуются через новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, которые смещают акцент на получение учеником личностных, метапредметных и предметных результатов.

Переход на стандарты второго поколения осуществляется поэтапно.


  1. Начальная школа 2011-2012 учебный год
ФГОС начального общего образования

(утв. Приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373, внесены изменения приказами Минобрнауки от 26 ноября 2010 г. № 1241 и от 22 сентября 2011 г. № 2357)


  1. Основное общее образование 2015-2016 учебный год
ФГОС основного общего образования

  1. Среднее (полное) общее образование 2020-2021 учебный год
ФГОС среднего (полного) общего образования

пока не принят.

Для перехода на работу по стандартам второго поколения должны быть обеспечены критерии готовности на трех уровнях (федеральный, региональный, школьный).

· Создание нормативного обеспечения введения ФГОС.

· Создание финансово-экономического обеспечения.

· Создание организационного обеспечения.

· Создание кадрового обеспечения.

· Создание информационного обеспечения.

· Создание материально-технического обеспечения

Соответствие образовательного учреждения этим критериям позволяет эффективно вести работу по внедрению ФГОС. Основная работа по реализации новых стандартов ложится на учителей школ. Большое внимание ОУ должно быть уделено созданию кадрового потенциала. Нужно помнить, что большинство школ работало по традиционной системе.

Развитием понятия учебного предмета является включение в него не только части содержания, которую нужно усвоить, но и средства для усвоения содержания учащимися. Основным способом усвоения содержания до сих пор является традиционное обучение, основанное на изложении содержания учебного предмета учителем и восприятием этого изложения учениками. Причем изложение знаний направлено не на конкретного ученика, а некоторого усредненного учащегося. При традиционном обучении единственным источником новых знаний для ученика является учитель и основная задача учителя передать эти знания ученику. Ответственным за передачу знаний является учитель. Поэтому после изучения нового материала идет его закрепление, контроль, корректировка, оценивание.

Реформа школьного образования предполагает переход с объяснительного на деятельностный метод обучения. Это невозможно сделать в рамках традиционного подхода. При деятельностном подходе ученики не пассивные получатели знаний по предложенной учителем схеме, а активные участники его получения. Поэтому учитель, организуя совместную деятельность с учениками, мотивирует, побуждает, организует, координирует, создает, помогает, управляет, стимулирует.

Основной подход состоит в том, что ребенок в активной деятельностной форме осваивает знания, а также приобретает надпредметные навыки работы (универсальные учебные действия).

Учитель должен быть подготовлен к работе в новых условиях. Это не только владение новым содержанием, новыми методами работы, но и новое осознание места учителя в учебном процессе.

Переход к деятельностному подходу в обучении меняет роль учителя в учебном процессе. Появляются следующие новые роли:

Учитель-консультант. Предполагается, что консультант либо знает готовое решение, либо он владеет способами деятельности, которые указывают путь решения проблемы. Не принимает решения и не дает готовых ответов.

Учитель-модератор. Модерирование – деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей. Учитель обладает педагогическим тактом, наблюдательностью и рефлексией.

Учитель-тьютор. Осуществляет педагогическое сопровождение ученика (3).

Кроме определенной роли в образовательном процессе учитель выстраивает свою собственную концепцию работы на основе следующих факторов.

· Выбор методов обучения.

· Предпочтение тех или иных видов поощрения или наказания.

· Подбор средств воспитания.

Большую роль играют личные качества учителя: манера поведения, реакция на педагогические ситуации, индивидуальный темп работы, эмоциональность.

В связи с таким подходом по-новому встает вопрос о преемственности обучения в начальной и основной школе. В начальной школе ученики привыкают к индивидуальному стилю работы учителя, и это способствует взаимопониманию, эффективной коллективной работы и получением результатов.

В (2) отмечается, что учебное сотрудничество представляет собой четыре линии:

1) учитель-ученик;

2) ученик-ученик;

3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе;

4) учитель-учительский коллектив.

С переходом в основную школу, с началом работы учителей-предметников, эти линии взаимодействия становятся неоднородными. Например, может сложиться так, что взаимодействие учитель-ученик будет меняться с переходом с изучения одного предмета на другой. Можно предложить несколько способов смягчения этой ситуации. Один из них – это шестилетняя начальная школа. Второй – это использование педагогических технологий, в частности, открытых образовательных технологий (4). Они позволяют учителю и ученику максимально использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы.

Открытые образовательные технологии имеют следующие особенности.

· Они являются рамочными технологиями, построенными по принципу конструктора, который состоит из множества инструментов и приемов. В технологиях показаны способы их соединения и создания целого урока в данной технологии.

· Опыт работы многих учителей-предметников показывает, что эти технологии можно применять на любых предметах.

· Технологии не слишком сложны в освоении, не требуют новых учебников и рабочих тетрадей, хорошо сочетаются со способами работы каждого учителя и классно-урочной системой школы, не требуют длительного специального обучения.

Хорошие результаты дает использование проблемных ситуаций. Проблемная ситуация – это особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее не известные субъекту знания или способы действия.

Общее правило разработки проблемной ситуации: выявляются противоречия в информации, способах действий, определяются причинно-следственные связи.

Наиболее распространенный вариант проблемной ситуации возникает тогда, когда учащийся сталкивается с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Другой вариант возникает в том случае, когда имеется противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и практической его реализацией.

Ещё один вариант проблемных ситуаций возникает при затруднении учащегося в обосновании и осознании выполняемых им действий. Конечно, перечень примеров, раскрывающих способы создания проблемных ситуаций, отнюдь не исчерпывается вышеперечисленными.

Таким образом, перед учителями школы стоит серьезная задача по развитию новых компетенций и организации учебного процесса на деятельностной основе.


Понятие компетентности.

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации не-определенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способ-ность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2. Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

Ценности, принципы и цели.

Профессиональные качества.

Ключевые компетенции.

Педагогические методы, способы и технологии.

Профессиональные позиции.

3. Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

Свобода учащегося быть самим собой;

Каждый человек обладает своим «совершенством»;

Помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

Индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его спо-собностям, интересам и возможностям;

Человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

Чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

Приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в макси-мальной степени может способствовать его развитию.

4. Профессиональные качества:

Доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

Быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и уча-щихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

Иметь развитую способность к критике и рефлексии;

Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

Понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

Быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

Спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

Иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безли-ким;

Уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

Демонстрировать компетентное поведение – собственную ответствен-ность за результат, любознательность, способность к кооперации и

диалогу и т.п.

Демонстрировать увлеченность своим предметом;

Использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

5. Профессиональные компетенции учителя.

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

6. Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому плани-ровать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответст-венности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:

 Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

 Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности

 Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, исто-рию и культуру каждого народа

 Любящий свою Родину

 Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение

 Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

 Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность

Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

7. Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей сре-ды»

Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, (само-стоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

Участие детей в различных формах дискуссии.

Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

Позволять строить картину мира на основе своего понимания и куль-турных образцов.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

Учить не бояться выказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.

Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный ре-зультат.

Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но являет-ся первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

8. Основные компетенции современного учителя.

Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

Уметь организовать понятийную работу учащихся.

Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Проект«Переход на новые образовательные стандарты»

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

В учреждении необходимо создать все условия для достижения качественного образования в соответствии со способностями, возможностями и интересами учащихся. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей. Для обеспечения эффективности работы по новым образовательным стандартам необходимо развить систему оценки качества образования. Необходимо ввести мониторинг и комплексную оценку академических достижений учащихся, их компетенции и способностей. Это позволит не только осуществлять контроль качества обученности, но и диагностику специального компонента уровня развития.

Цель образования первой ступени:

создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи:

Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности

Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья школьников

Развивать коммуникативные качества личности учащихся

Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся

Продолжать создание в школе развивающей предметной среды

Поддерживать индивидуальность ребенка, формировать культурное поле школьника

Реализация поставленной цели и вытекающих из нее задач будет осуществляться через :

Программу формирования универсальных учебных действий

Программу отдельных учебных предметов и курсов

Программу духовно-нравственного развития

Программу формирования здорового и безопасного образа жизни

Программу внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности учащихся. К ним относятся: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей. К ним относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли

Учебные предметы и курсы

В МОУ «Петрушихинская ООШ» на начальной ступени будет реализовываться образовательная программа «Начальная школа XXIвека», включающая в себя предметные программы и программы внеурочной деятельности в рамках учебного плана. Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС второго поколения. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: технология проблемно-диалогового обучения, технология формирования правильной читательской деятельности, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Духовно-нравственное развитие

Программа опирается на ценностные идеалы демократического общества: социальную справедливость, равенство возможностей, благосостояние и безопасность. Она построена с учетом стратегических целей системы образования в ходе внедрения ФГОС второго поколения: обеспечение консолидации, конкурентоспособности и безопасности нации.

Цель: духовно-нравственное и гражданское становление учащихся, их ценностно-смысловое самоопределение.

Задачи: признание учащимися культурного многообразия российского общества как важнейшего национального достояния; формирование национальной идентичности личности; формирование основ толерантного сознания учащихся; формирование у школьников чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека.

Решение этих задач позволяет сформировать у учащихся начальной школы основы социокультурного взаимодействия в гражданском обществе.

Формирование здорового и безопасного образа жизни

Основой программы являются базовые национальные ценности российского государства. Сохранение и укрепление здоровья детей, создание оптимальных условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников (здоровьесберегающая педагогика)

Цель: сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса

Задачи: развитие представления учащихся о ценности здоровья и здорового образа жизни; привлечение школьников к спортивным и физкультурно-оздоровительым занятиям; повышение качества физической подготовки учащихся; расширение использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Портрет выпускника начальной школы:

Умеет учиться, способен организовывать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками

Владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах

Обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение)

Любит свой город, Родину

Уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой

Соблюдает правила здорового образа жизни.

Любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир

Важнейшими индикаторами и показателями проекта является:
- степень готовности учащихся к реализации новых государственных стандартов;
- использование инновационных образовательных технологий и УМК;
- рост числа современных методик, используемых в образовательном процессе;
- повышение рейтинга образовательного учреждения;
- рост числа учащихся, проходящих обучение по программам с использованием информационных технологий;
- совершенствование и оптимизация образовательной программы;
- формирование вариативного продвижения учащихся по образовательному пути, проявлению их индивидуальности, особенностей, возможностей, самостоятельности, компетентности;
-оптимизация образовательной среды, создание благоприятных условий для развития личности;
-качественные изменения во взаимодействии учитель-ученик-родитель.

Последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы


  1. Формирование инициативно-творческой группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС НОО.

  2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.

  3. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения.

План мероприятий по реализации Программы развития школы на период 2011-2015гг.

ПРОЕКТ « Переход на новые образовательные стандарты »


Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

Финансирование

1. Поэтапное обновление Основной образовательной программы школы в соответствии с ФГОС нового поколения

1. Обновление основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО)

2011-2014

Создание организационно-управленческих и содержательно-деятельностных предпосылок осуществления образовательной деятельности в ОУ

Зам. дир по УВР, учитель начальных классов

Бюджет

2. Обновление основной образовательной программы основного общего образования

2014-2015

Зам.дир по УВР, учителя предметники

Бюджет

2. Приведение нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС

Цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение, должностные инструкции работников и т.п.

2011-2015

Администрация

Бюджет

3.Определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся.

Создание и реализация примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование) структурированной в соответствии с направлениями внеурочной деятельности, требованиями времени и традициями школы.

2011-2015

Создание условий для раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений.

Зам дир. по УВР

Бюджет

4. Разработка и реализация плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС

1. Обновление методической работы в школе.

2. Введение новых форм методической поддержки педагогов.

3. Обучение на курсах повышения квалификации педагогов и руководителей.


2011-2012

Готовность педагогов к реализации ФГОС

Зам дир. по УВР

Бюджет

5. Определение УМК, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования

Комплектование библиотеки УЦМК по предметам учебного плана ООП НОО, в соответствии с Федеральным перечнем

2011

Оснащенность школьной библиотеки необходимыми УМК, учебными и справочными пособиями

Зам.дир. по УМР, библиотекарь

Бюджет

6. Расширение возможностей использования электронных учебных материалов

1.Совершенствование материально-технической базы ОУ.

2. Организация повышения квалификации педагогов ОУ по выделенному направлению (школьные семинары)



2011-2012

Создание новой модели организации образовательного пространства на основе современных образовательных технологий и реализации образовательных стандартов

Зам дир по УВР, педагоги, учитель информатики

Бюджет и внебюджетные средства

7. Разработка и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения, создание творческой атмосферы образовательного процесса

Семинары -практикумы, мастер-классы «Использование современных образовательных технологий»,

психологический тренинг «Учитель-ученик»



2011-2015

Использование в учебном процессе современных образовательных технологий.

Отсутствие непонимания во взаимоотношениях учитель-ученик.



Зам. дир. По УВР, ИКТ, педагог-психолог (округ)

8.Привлечение к оценке качества деятельности ОУ общественности, в том числе потребителей образовательных услуг

1.Ежегодное проведение мониторинга удовлетворенности образовательными услугами ОУ (учащиеся, родители и др.)

2. Ежегодные родительские конференции.


2012-2015



Управляющий совет

Администрация



9.Распространение педагогического опыта

Деятельность по подготовке и изданию программных и методических материалов

2012-2015

Формирование банка опыта педагогов

Зам. по УВР, директор школы

10. Анализ результатов освоения учебных программ начальной ступени обучения. Определение их соответствия требованиям ФГОС к результатам освоения ООП НОО

Обработка результатов освоения учебных программ начальной ступени образования с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

2012-2015

Определение необходимых изменений в модели образовательной системы ОУ.

Повышение качества образования в ОУ.



Зам. Дир по УВР

11.Организация обеспечения эффективности преемственности образовательных программ начального общего и основного общего образования

Педсовет «Преемственность начального общего и основного общего образования»

2015

Повышение качества образования в ОУ

Зам. дир по УВР, учитель начальных классов и учителя-предметники

12. Совершенствование материально-технической базы ОУ

1. Изучение вопроса соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС

2011

Локальные акты

Администрация

Бюджет

2.Разработка и утверждение локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры ОУ с учетом требований к минимальной оснащенности учебного процесса.

2011-2015

3. Оформление заявки на приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с ФГОС

2011-2015

Оснащение ОУ в соответствии с требованиями ФГОС

4. Приобретение необходимого материального и технического оборудования в соответствии с ФГОС

2011-2015

Основные направления президентской инициативы «Наша новая школа»

1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.

2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.

4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.

5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации

Д.Медведев

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13