Допущено
Всероссийским учебно - методическим центром
по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию
Министерства здравоохранения Российской Федерации
в качестве учебника для студентов медицинских институтов

Медицина должна перейти к экологическому мышлению
и отказаться от мысли изолированного излечения человека
без здоровой окружающей среды.

1.1. Предмет патофизиологии

Предметом патофизиологии являются основные закономерности возникновения болезни, механизма ее развития, выздоровления и реабилитации. Знание этих общих закономерностей позволяет практическому врачу вести направленный поиск специфических признаков болезни, позволяющих поставить правильный диагноз.

Задачи патофизиологии:

  1. Изучение наиболее общих (типических) закономерностей отклонений от нормального течения работы клеток и организма в целом. Это направление составляет 1-ю, 2-ю части курса патофизиологии: "Общую нозологию" (учение о болезни) и "Типические патологические процессы".
  2. Изучение наиболее общих и характерных отклонений от нормы в рамках органов или системы. Соответственно, различают патофизиологию системы кровообращения, дыхания, мочеотделения и т.д. Это направление носит название "Патофизиология органов и систем".

Вместе с другими науками патофизиология способствует научному прогрессу в области профилактики, лечебной медицины и реабилитации, замене традиционного врачебного мышления на экологическое, выявляющее причинные взаимосвязи болезни с факторами окружающей среды.

Патофизиология занимается разработкой показателей, характеризующих состояние болезни, после критического отбора устанавливает общие и специфические признаки для выявления факторов риска, постановки точного диагноза и, тем самым, целенаправленного лечения, для выработки критериев контроля за течением заболевания, реконвалесценции и реабилитации, мер профилактики в отношении неблагоприятного воздействия экологических факторов на здоровье человеческой популяции.

Клиническая патофизиология - это преимущественно клинико-диагностическая часть нашей науки. В ее задачу входит разработка и использование стандартных методов диагностики продромальных состояний и контроля за течением заболевания, а также учет влияния внешних факторов на организм человека с позиции патофизиологии. При использовании всех возможностей техники клиническая патофизиология в тесном контакте с клинической деятельностью врача, интерпретирующего данные, позволяет облегчить научно обоснованную постановку диагноза, лечения.

Патологическая физиология и клиническая физиология опираются на всю сумму знаний современных биохимии, физиологии, анатомии. При этом патофизиология исходит из основных закономерностей единства природы и общности развития живой материи, т.е. именно она должна формировать в системе подготовки врача основы экологической медицины.

Однако, сведения из биохимии, молекулярной биологии и других естественных наук, полученные в основном в модельных опытах, должны быть критически оценены в смысле их применимости к человеку.

Односторонняя переоценка биологического в человеке неправомерна. Сущность человека характеризуется единством биологических и социальных сторон.

Односторонний подход ведет либо к биологизму, либо к вульгаризации социологии. Оба таких направления должны быть отвергнуты как ненаучные.

Особенно тесны взаимоотношения патофизиологии с биохимией и патанатомией. Эти науки с помощью своих специфических методов изучают нарушения обмена веществ и структуры при патологии. Отсюда следует, что только тесное взаимодействие двух самостоятельных наук - патофизиологии и патанатомии, описывающих нарушения метаболизма, функций и структуры, может дать полностью научно-обоснованную интерпретацию процессов заболевания как патологии.

Нарушенная функция - это всегда нарушенная структура и, наоборот, нарушенная структура оказывает значительное влияние на обмен веществ и функцию. В табл. 1 схематично изображены отношения между отдельными специальными дисциплинами. Снизу вверх направление формирования тезауруса врача (набора его знаний). По горизонтали внизу - фундаментальные науки, выше разделы общей патологии, а затем, соответственно, диагностика и лечение отдельных нозологических единиц на базе имеющихся знаний.

Патохимия и иммунология в качество составных областей патофизиологии принадлежат к наиболее быстро развивающимся областям учения о патологии, вносящим в настоящее время наибольший вклад в развитие патофизиологии, ее основных фундаментальных разделов: "Общая патофизиология клетки" и "Гомеостаз".

К перечисленным двум наукам тесно примыкает фармакология, изучающая влияние на организм чужеродных веществ, таких как лекарства и яды, с целью нахождения терапевтических принципов и использования их. Полученные знания о наследственных болезнях привели к выводу о взаимосвязи патофизиологии с молекулярной генетикой и генетикой человека.

1.2. Методы патофизиологии

Профессиональной особенностью патофизиолога является наличие навыков использования применяемых в медицине методов (биохимических, физиологических, т.д.) и создание экспериментальных моделей болезней (иммунологических, морфологических, физико-химических и т.д.), учитывающих причинные взаимосвязи с факторами окружающей среды. Уровни проведения исследования: молекулярный, субклеточный и клеточный, органный и, наконец, организменный, системный (экологический).

1.3. Основная категория медицины

Основной категорией медицины, нам кажется, должно стать понятие "Экологического здоровья" - здоровье человеческой популяции, связанное с неблагоприятным (болезнь) и благоприятным (адаптация) действием факторов окружающей среды и которое может быть направленно изменено путем воздействия на среду обитания.

1.3.1. Болезнь и здоровье - две формы жизненного процесса

Болезнь и здоровье - это основные категории медицины. ВОЗ характеризует "здоровье" следующим образом: "Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия", т.е. не только отсутствие болезней и физических дефектов.

"Болезнь" есть диалектическое отрицание здоровья. Здоровье и болезнь образуют диалектическое единство противоположностей. Болезнь - нарушения физического и психического здоровья,а также общественных отношений человека.

На крайних полюсах здоровье и болезнь кажутся абсолютно противоположными, на самом же деле существует их скрытое взаимодействие, которое лежит в основе выздоровления. Отсюда понятно существование многих способов лечения "болезни болезнью". Это методы вакцинотерапии, использование с лечебной целью искусственной лихорадки.

В то же время, болезнь - это качественно своеобразный процесс. Качественно различны между собой и разные болезни,что позволяет проводить дифференциальную диагностику.

Одна из сторон качественного отличия болезни от здоровья была раскрыта еще Марксом, который отметил, что болезнь - это стесненная в своей свободе жизнь". Одним из условий свободы является совпадение того, что я должен, с тем, что я хочу и могу. У больного же человека неизбежно происходит разрыв между желаемым и должным, должным и возможным.

Болезнь есть структурно-функциональный процесс, в котором организм, как всякая живая система, организуется в целое системой взаимодействующих друг с другом элементов. Структура - это то, что организует целое (систему), она существует как единство элементов и функциональных отношений между ними.

В свою очередь, функция "организует" вещь как целостную систему. Отсюда следует принципиально важный для практической медицины вывод: принципиальная неделимость строения и функции исключает существование как чисто функциональных, так и чисто органических изменений в патологии.

Морфологическое единство в теории патологии - это принцип структурности в современном понимании. Биологическая структура как бы "сливает" динамический объект морфологии с оформленным физиологическим процессом.

Однако, до сих пор теоретическое признание единства структуры и функции мирно уживается с уверенностью в том, что в начале многих болезней изменения органов и систем не выходят за рамки так называемых функциональных расстройств. Применение в медицине методов современной молекулярной биологии позволило "уверенно отрицать существование функциональных болезней, они дают возможность находить морфологический субстрат, адекватный любому нарушению функции" (А.И.Струков).

Итак, мы, во-первых, дали определение "здоровья" и " болезни" и, во-вторых, раскрыли их диалектическое единство, и, наконец, в-третьих, показали, что нет нарушения функции без соответствующего морфологического субстрата.

1.3.2. Течение болезни, ее стадии

Динамику процесса заболевания схематично и упрощенно можно представить следующим образом. Динамическое состояние здоровья обозначить синусоидой, указывающей пределы нормы (Рис. 1). Понятия "здоровье" и "норма" не идентичны. Из чего следует, что "здоровье" это более узкое понятие. Для каждого индивидуума своя норма, важны исходные величины. Поэтому целесообразно лечиться у одного и того же врача. Лечить не болезнь, а больного. Выход за пределы динамического состояния "здоровья" с колебаниями количественных параметров в пределах нормы приводит под давлением внешних и внутренних воздействий к нарушению границ нормальных значений.

Эту стадию мы обозначаем как предсимптомную латентную или преморбидную (предболезнь). При инфекционных заболеваниях она носит название инкубационного периода. Еще не заметны ее клинические, а в большинстве случаев и субъективные признаки, отсюда и название "предсимптоматическая" стадия. Еще нет болезни в классическом смысле, поэтому другое название этой стадии "преморбидная". Однако, уже имеются регистрируемые изменения некоторых биохимических параметров обмена веществ. Например, при скрытой форме диабета патологию помогает выявить преднизон-глюкозный тест. Длительность этого периода болезни может составить даже годы. С появлением первых общих для многих болезней субъективных и клинических признаков болезни (недомогание, слабость, головная боль) начинается вторая фаза болезни - симптоматическая или продромальная, длящаяся часы - сутки. А за ней следует стадия выраженной болезни. В это время развиваются свои признаки для каждой болезни.

1.3.3. Семиотика - наука о признаках или симптомах болезни

Одним из наиболее частых признаков (симптомов) болезни является боль, которая служит сигналом о неблагополучии в организме. При воспалении, например, она вместе с другими признаками образует совокупность 5-ти характерных местных признаков (синдром): покраснение, припухлость, болезненность, жар и нарушение функций. Лечение построенное на устранении признаков, называется симптоматическим.

Группа признаков, более или менее постоянно наблюдающихся при определенной болезни, называется синдромом. Например, рассмотренный выше воспалительный синдром. Нефротический синдром включает в себя нарушение диуреза (дизурия), протеинурию, обнаружение эритроцитов в моче (гематурию), гипопротеинемию, отеки. Синдром "отнятия от груди" связан с недостатком высококачественного белка.

В современных клинических методах используется синдромная диагностика. Она является основой для постановки дифференциального отличительного диагноза. Известны гепато-ренальный, панкреато-дуоденальный и ряд других синдромов. Вследствие терапевтических воздействий или функционирования собственных механизмов защиты начинается 3-я стадия полного выздоровления и качественные изменения направлены к восстановлению состояния "здоровья" (Рис. 1). Однако, выздоровление это не просто возвращение к состоянию до болезни, а возникновение нового качества. Например, в результате перенесенной кори организм приобретает иммунитет, сопротивляемость к ней. Возврат организма к состоянию здоровья, но в измененном виде, красивый пример диалектического закона развития по спирали. Другой обобщенный вариант этого закона философами сформулирован в выражении "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". Если мы вспомним определение здоровья, то будет понятно, что для человека существенным критерием здоровья будет возвращение к трудовой деятельности. Выздоровление в таком случае называется реабилитацией (от слова "абилитис"- годность). Имеется ввиду, как возвращение к прежней трудовой деятельности, так и переквалификация.

1.4. Смерть ее виды

Смерть биологическая развивается при том условии, если защитно-компенсаторные реакции организма и проведение терапевтических мероприятий оказались несостоятельными в противодействии болезни.

Естественная смерть генетически детермирована определенным числом митозов (50±10), которые может осуществлять каждая из клеток и представляет собой результат естественного завершения существования жизни клеток, одной клетки, органа, организма.

Объектом нашего изучения будет смерть "патологическая", т.е. смерть преждевременная (насильственная, от болезни). В ходе ее развития выделяется смерть "клиническая".

Признаками клинической смерти являются остановка сердца и дыхания. Границей перехода клинической смерти в биологическую является гибель от аноксии коры головного мозга, что устанавливается по электроэнцефалограмме. Критический период существования коры головного мозга в условиях аноксии равен 5-6 мин. Причина заключается в том, что нейроны восполняют АТФ за счет аэробных процессов цикла трикарбоновых кислот. Резервный анаэробный путь образования - АТФ - гликолиз - в нейронах выражен слабо и он не в состоянии поставить достаточное количество АТФ для их работы. Не могут нейроны использовать и второй энергетический источник - неэстерифицированные жирные кислоты.

В отличие от головного мозга, другие органы (печень, миокард, гладкая мускулатура, слизистые оболочки) используют неэстерифицированные жирные кислоты и, кроме того, обладают мощной ферментной системой анаэробного пути образования АТФ. Эти органы функционируют долгое время еще и после того как произойдет остановка кровообращения.

Это послужило основой для использования органов, извлеченных из трупов, с целью создания клеточных культур человеческих тканей, либо с целью пересадки (трансплантации). Органы забирают у людей, погибших в результате скоропостижной смерти.

Клинической смерти предшествует агония (в переводе с греческого - борьба) - последний этап жизни умирающего. Она протекает в два периода:

  1. Терминальная пауза, равная секундам, минутам. Кратковременное угасание, во время которого кровяное давление падает почти до нуля в результате острой недостаточности сердечной деятельности. Это приводит организм умирающего к состоянию гипоксемии и гипоксии, что вызывает усугубление недостаточности сердца. Возникает порочный круг.
  2. Собственно агония - (борьба) - дыхание становится более мощным, но вдохи малоэффективны, происходит усиление работы сердца, кровяное давление повышается; кратковременно восстанавливается сознание, слух и зрение.

1.4.1. Реанимация

Реанимация - оживление организма, выведения его из состояния клинической смерти. Первые попытки были сделаны русскими учеными Кулябко, Андреевым и изобретателями аппарата искусственного кровообращения Брюхоненко и Чечулиным. Принципы реанимации были разработаны в годы Великой Отечественной войны Пеговским и его сотрудниками.

Главным условием успешной реанимации является быстрое восстановление кровотока с хорошо оксигенированной кровью. Методика проведения реанимации состоит в наружном массаже сердца (ритмическое вдавливание грудины на 3-5 см с частотой 60 раз в минуту) и принудительной вентиляции легких (дыхание рот в рот). Мероприятия проводятся до востановления самопроизвольных сокращений сердца и дыхания. Если их производят в одиночку, то после 3-4 ритмичных толчков делается 1-2 глубоких выдоха в легкие больного.

Неотложная помощь в стационарных условиях производится сначала путем центрипитального нагнетания крови в артерию с целью восстановления спонтанных сокращений сердца и через 30-40 секунд - в вену для наполнения правого желудочка. Параллельно производится интубация и искусственная вентиляция легких, внутривенно вводится акцепторы электронов, антиоксиданты.

Патофизиология прошла сложный путь становления. Развитие патофизиологии, научной и практической ме­дицины - тесно взаимозависимые процессы. Именно это определило зарождение патофизиологии в прошлом (когда её обозначали как «общая патология») и суще­ственно влияет на её развитие в настоящее время.

Менялись название и место патофизиологии в системе подготовки врачей и в медицинской науке, но всегда сохранялась и сохраняется потребность в ней как в ин­тегрирующей и аналитической научной специальности и учебной дисциплине. Обусловлено это тем, что имен­но патофизиологи занимаются выявлением, описанием и объяснением причин, условий, конкретных и общих механизмов возникновения, развития, а также исходов болезней и болезненных состояний. На основе этих зна­ний разрабатываются и обосновываются принципы и методы их диагностики, терапии и профилактики.

В настоящее время термин «патофизиология » применяют для обозначения раздела медицины и биологии, изучающего и описывающего конкретные механизмы и об­щие закономерности возникновения, развития и завершения болезней и патологи­ческих процессов; формулирующего принципы и методы их диагностики, лечения и профилактики; разрабатывающего общее учение о болезни и больном человеке.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ — РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ,

  • изучает и описывает конкретные причины, механизмы и общие закономерности возникновения, развития и завершения болезней, патологических процессов, состояний и реакций;
  • формулирует принципы и методы их выявления (диагностики), лечения и профилактики;
  • разрабатывает учение о болезни и больном организме, а также теоретические положения медицины и биологии.

Предмет (объект) изучения патофизиологии

не однороден и включает три ком­понента: «болезнь», «типовой патологический процесс» и «типовая форма патоло­гии». Все компоненты предмета «патофизиология» (и как науки, и как учебной дис­циплины) изучаются и описываются с позиций этиологии и патогенеза заболе­ваний или патологических процессов, их проявлений и механизмов развития, принципов их диагностики, лечения и профилактики.

Задачи .

Патофизиология разрабатывает проблемы этиологии и патогенеза заболева­ний, механизмов их проявлений, формулирует принципы диагностики, лече­ния и профилактики болезней.

Этиология .

Патофизиология выясняет, описывает и объясняет причины и условия возник­новения болезней, болезненных состояний и патологических процессов. Зна­ние этих факторов позволяет ответить на вопрос «почему возникает?»

Патогенез .

Патофизиология исследует, описывает и объясняет механизмы развития бо­лезней и патологических процессов, механизмы их проявлений. Это даёт воз­можность ответить на вопрос «как развивается?» болезнь или патологический процесс.

Диагностика .

Патофизиология формулирует и обосновывает принципы и методы выявления (диагностики) болезней и патологических процессов. В основе решения этой задачи лежит знание механизмов возникновения, развития и завершения бо­лезней и патологических процессов. Это позволяет научно обосновать рацио­нальную схему диагностического поиска у каждого конкретного пациента, т.е. ответить на вопрос «как выявить?» болезнь или патологический процесс.

Лечение и профилактика .

Патофизиология формулирует и аргументирует принципы и методы лечения, а также профилактики болезней и патологических процессов, т.е. отвечает на вопрос «как лечить и предупредить?» болезнь.

Методы .

В патофизиологии, как в науке, так и в учебной дисциплине, применяются следующие классы методов: моделирования, теоретического анализа, клини­ческого исследования, а также методы других медико-биологических дисцип­лин (биохимические, морфологические, биофизические, статистические и др.). Все названные классы методов позволяют получить объективную информацию об этиологии, патогенезе и проявлениях болезней и патологических процессов у каждого конкретного пациента, а также в условиях эксперимента.

Разделы.

Патофизиология включает три основных раздела: общую нозологию, учение о типовых патологических процессах и учение о типовых формах патологии тка­ней, органов и их физиологических систем.

Общую нозологию и учение о типовых патологических процессах обозначают как «общая патофизиология», а учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем, а также отдельных нозологических форм - «частная па­тофизиология».

Патофизиология – это наука, которая изучает функциональные изменения в больном организма. Термин обозначает страдание, природу и науку.

Патофизиология изучает основные причины болезни, механизмы их развития и исходы, для профилактики и лечения.

Патофизиология подразделяется на три раздела:

1) Общая патофизиология

2) Учение о типовых патологических процессах

3) Частная патофизиология – патфиз системы органов.

Общая патофизиология изучает болезнь (нозология), изучает причины развития болезней (этиология), изучает патогенез (механизмы развития болезней).

Нозология – учение о сущности болезни.

Болезнь – это нарушение жизнедеятельности организма, которое развивает под воздействием патогенных (болезнетворных) факторов. и характеризуется ограничением трудоспособности (кроме детей и стариков) и приспособляемость.

Приспособительные реакции – это реакция, направленная на устранение воздействия повседневных факторов. Например: сужение зрачка при ярком свете.

Защитная реакция – это реакция на действие повреждающих факторов чрезмерных по силе факторов, направленные на их устранение или ослабление.

Например: свертывание крови при ранение, чихание, кашель.

Компенсаторные реакции – это реакции направленные на восполнение утраченной функции одного органа, усилением работы других органов и систем. Например: при сильной потери крови, происходит компенсаторное усиление работы сердца.

Викарирование – возмещение утраченной функции за счет усиления функции парных органов.

Патологические изменения:

1) Патологическая реакция – это любая реакция которая выходит за пределы физиологических колебаний. Например: температура тела.

2) Патологический процесс – это совокупность патологических и защитно-приспособительных реакций.

a. Типический патологический процесс – это наиболее часто повторяющееся сочетание защитных и патологических реакций.

3) Типические патологические процессы – воспаление, аллергия, опухолевый рост, гипоксия, тромбоз, лихорадка.

a. Протекают стандартно (Например : тромбоз)

b. Они могут вызываться различными причинами (тромбоз)

c. Они лежат в патогенезе различных заболеваний (воспаление)

d. Не имеют точной локализации

4) Патологическое состояние – это медленно протекающий патологический процесс или его последствия (врожденные или приобретенные).

В развитии инфекционного заболевания выделяют 4 основных этапа:

1) Латентный (инкубационный) – это период от момента действия патогенного фактора до первых признаков болезней.

2) Продромальный – в этот период появляются первые не специфические симптомы, характерные для многих заболеваний.

3) Период развития болезни или период разгара – появление характерной клиника заболевания, специфические признаки.

4) Период исхода – выздоровление, которое бывает полным или не полным, или переход в хроническую форму болезни и смерть.

5) Смерть – прекращение деятельности жизненно важных систем и невозможность функционирования организма как единой целой системы.

a. Клиническая смерть – прекращение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, но нейроны головного мозга жизнеспособны и возможна реанимация.

b. Биологическая смерть – в среднем через 5 минут после клинической, гибель коры нейронов головного мозга.

6) Ремиссия – при хроническом заболевании это состоянии близкое к выздоровлению.

7) Рецидив – это возвращение или новый цикл заболевания.

Предболезнь – характерна для неинфекционных заболеваний, таких как ИБС, опухоли, язвенная болезнь и т.д., для периода предболезни характерно:

1) Отсутствие клинических проявлений

3) Снижение резистентности (сопротивляемости) эндогенным факторам

4) Появление патологической реактивности.

2) Этиология – это наука о причине и условиях развития болезни.

a) Причина – это фактор, который определяет возможность развития болезни и её проявление (туберкулез).

b) условия это факторы, которые способствую (неблагоприятные) или препятствуют (благоприятные) развитию болезни.

c) Этиологический фактор – это причина +условие.

d) Ятрогении – это заболевания, которые вызваны, действиями медицинских работников.

a. Библиогении – это заболевания вызванные чтением медицинской литературы некомпетентными людьми (синдром третьего уса).

b. Психогении – вызваны неправильным психическим контактом между больным и врачом.

c. Истинные ятрогении – вызваны профилактическими (прививки), диагностическими, лечебными мероприятиями.

e) Фактор риска – это фактор, частота которого совпадает с частотой развития данного заболевания (например: курение фактор риска рака легких)

3)Патогенез – это учение о механизме развития болезни.

a) основное звено патогенеза – это все структурные и функциональные изменения без которых данное заболевание не развивается. (сахарный диабет – основное звено патогенеза инсулиновая недостаточность)

b) Идущий патогенетический фактор – это следствие основного звена патогенеза.

c) Причинно-следственные связи – (порочный круг) цепь событий, закономерно следующих друг за другом, иногда это цепь замыкается и возникает порочный круг.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Вопросы лекции 1. 2. 3. 4. 5. Термин и определение понятия патофизиологии Предмет патофизиологии Методы патофизиологии Виды и этапы эксперимента Значение патофизиологии для теории и практики медицины 6. Место патофизиологии в системе медицинских знаний 7. Структура патофизиологии как учебной дисциплины

Патофизиология или патологическая физиология – названия одной и той же науки, синонимы, первый из которых предпочтительнее, поскольку в нем нет двойного упоминания корня logos. Термин происходит от греческих корней рathos (болезнь, страдание), рhisis (природа) и logos (наука, учение) и дословно означает «наука о природе больного организма» . Первоначально называлась патологическая физиология. Термин ввел Галлиот (L. Galliot) в 1918 году. С этого времени ПФ стала считаться самостоятельной наукой, отделившись от общей патологии. Окончательно термин патологическая физиология утвердил Виктор Васильевич Пашутин (1878).

Определение. Патофизиология – экспериментальная, интегративная фундаментальная медикобиологическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исхода заболеваний. Предмет патофизиологии – больной человек и жизнедеятельность его организма. Поэтому патофизиологию чаще всего определяют как науку о жизнедеятельности больного организма.

Основные вопросы, на которые отвечает патофизиология: почему возникает болезнь? как развивается (по каким механизмам)? как завершается? Основные задачи, которые решает патофизиология как наука: выяснение причин и механизмов развития болезней; выяснение механизмов резистентности (устойчивости), приспособления и восстановления (выздоровления); разработка на основе этих знаний методов диагностики, профилактики и лечения болезней человека; анализ, синтез и систематизация полученных знаний; развитие на основе патофизиологии относительно нового направления – клинической патофизиологии.

Основным методом патофизиологии является эксперимент. Патофизиология – наука экспериментальная, и это ее главная методическая особенность. Честь преобразования общей патологии из умозрительной науки в экспериментальную принадлежит В. В. Пашутину. В этом - главная заслуга этого выдающегося ученого и человека, и он по праву считается основоположником патофизиологии.

Патофизиологический эксперимент (лат. еxperimentum – проба, опыт) – активное воздействие на живой объект (экспериментальное животное, система органов, орган, ткань) с целью изменения его функционирования и искусственное воспроизведение (моделирование) различных заболеваний или патологических процессов с целью выяснения основных закономерностей их возникновения, развития и исхода.

Методы моделирования: Метод включения – введение в организм различных веществ (гормонов, токсинов, ядов и др.). Например, гормоны щитовидной железы – тиреотоксикоз; возбудитель – инфекционное заболевание; каловая взвесь – каловый перитонит. Метод выключения – удаление или повреждение какого-либо органа. Например, удаление печени – печеночная недостаточность; удаление или повреждение поджелудочной железы аллаксаном, дитизоном – сахарный диабет; кастрация, стерилизация. Метод раздражения – раздражение вагуса – брадикардия; раздражение horda timpani – расширение артериол уха кролика на стороне воздействия. Метод изолированных (переживающих) органов – искусственная изоляция сердца, легких, печени, кишки и др. Метод парабиоза - анатомическое соединение двух животных через кровеносную систему. Например, двухголовая собака. Метод культуры тканей – выделение и культивирование отдельных клеток (крови, опухолевых). Метод сравнительной патологии – изучение одного и того же патологического процесса в эволюционном аспекте, т. е. у представителей разных биологических видов. Например, И. И. Мечников – воспаление.

Виды эксперимента: острый и хронический. Острый опыт – животное погибает (например, изоляция органа, ткани). Хронический – проводят в течение длительного времени на одном объекте (фистулы, вживленные электроды, моделирование язвенной болезни, опухоли, АГ). Этапы эксперимента: 1. Формулировка рабочей гипотезы (по словам Р. Вирхова, гипотеза – мать эксперимента). На основе гипотезы – определение цели эксперимента и его плана. 2. Выбор вида экспериментального животного и методики эксперимента, адекватных цели, и непосредственное выполнение. – инфекционные процессы с трудом воспроизводятся у крыс, а у мышей и кроликов – легко; – аллергические реакции хорошо изучать на морских свинках; – опухоли – на мышах; – неврозы – на собаках; – метаболизм, близкий человеку – у свиней, собак и крыс. 3. Статистическая обработка полученных результатов. 4. Анализ и обобщение (выводы) полученных данных.

Возможности и ограничения экспериментального метода. Возможности довольно широки, поскольку человек разрешил себе в отношении животных то, чего нельзя делать в отношении человека. Р. Вирхов, сравнивая клиническое наблюдение и опыт, характеризовал их как несовершенный и «возможно, совершенный» соответственно. И. П. Павлов считал, что метод патанатомии слишком грубый, а метод клинического наблюдения бессилен проникнуть в сложности явления (болезни).

Ограничения связаны с 3 основными проблемами: 1. анизоморфизм (видовые различия человека и др. видов животных). В связи с этим: – в эксперименте чаще не удается воспроизвести болезнь во всех ее проявлениях, а лишь отдельные симптомы (например, не ГБ, а АГ); – ряд заболеваний вообще не воспроизводятся у животных (корь, скарлатина, бронхиальная астма, шизофрения, рак желудка и др.); – нельзя переносить механически полученные данные на человека; 2. невозможность воспроизведения на животных социальных факторов (отсутствует II сигнальная система), что очень важно для патогенеза ГБ, язвенной болезни, ИБС). 3. деонтологические ограничения (связаны с причинением животным физических страданий). 4. Однако, несмотря на ограничения, эксперимент существенно расширяет возможности медицины и на сегодняшний день остается основным способом получения патофизиологического знания.

Другие методы патофизиологии: Клинические методы исследования (электрофизиологические, биохимические, биофизические). Преимущества: неинвазивные, применимы к человеку. Математическое моделирование болезней человека – создание математическикибернетических моделей болезней. Метод пока мало применим в медицине, поскольку недостаточно знаний, чтобы разложить сложнейшие биологические процессы на математические составляющие. Разработка методологических и философских аспектов патологии как основы общей теории медицины.

Значение для теории: Патофизиология, обладая «эксклюзивным» методом познания (экспериментом), дает все более углубленные знания о механизмах развития болезней, обосновывает методы диагностики, лечения, профилактики. Патофизиология устанавливает общие закономерности развития патологии, дает правильное толкование и обобщает данные, полученные как самой патофизиологией, так и другими медицинскими науками. По словам В. В. Пашутина, патофизиология – философия медицины. Патофизиология является интегративным центром всего медико-биологического образования (обучения). По мнению П. Ф. Литвицкого, патофизиология – система формирования рационального мышления и эффективного действия врача.

Значение для практики. Все методы диагностики, лечения и профилактики, используемые в практической медицине, основаны на знании механизмов развития отдельных симптомов, заболеваний и целых групп заболеваний (т. е. патофизиологии).

Значение для прогноза. Зная механизмы развития заболевания, с одной стороны, и механизмы выздоровления, с другой, можно разработать критерии оценки тяжести заболевания и критерии эффективности защитноприспособительных механизмов у конкретного больного, а сопоставив те и другие, определить прогноз для данного пациента.

Значение для терапии. Патофизиология обосновывает три вида терапии: этиотропное (направлено на причину), патогенетическое (направлено на механизмы развития заболевания), симптоматическое (устраняет отдельные симптомы заболевания). этиотропная терапия возможна тогда, когда причина заболевания известна, и на нее возможно подействовать (антибиотики, противоглистные и др.); симптоматическая терапия облегчает страдания больного, но не излечивает от болезни (обезболивающие средства, жаропонижающие и др.); наибольшее применение имеет патогенетическая терапия, направленная на сами механизмы развития заболевания.

Структура патофизиологии как учебной дисциплины В самом общем виде патофизиология изучает законы (механизмы), по которым болезни возникают (или не возникают), развиваются и заканчиваются. Эти законы можно изучать на разных уровнях интеграции: Самый интегральный уровень – изучение законов возникновения, течения и исхода болезни вообще, болезни как философской категории. Этим занимается I раздел патофизиологии – «Общая патофизиология» . В этом разделе вы будете изучать общее учение о болезни (нозология), учение об этиологии, патогенезе, саногенезе, наследственности, реактивности и умирании. В рамках этих общих закономерностей наблюдается относительно небольшое число более или менее стереотипных сочетаний нарушений, повторяющихся при различных по характеру заболеваниях. Эти стереотипные сочетания – типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, гипоксия, аллергия и др.). Из различных сочетаний различных ТПП складываются отдельные заболевания (калейдоскоп). Изучение ТПП – содержание II раздела патофизиологии – «Типовые патологические процессы» . Наряду с общими закономерностями развития болезней вообще существуют определенные закономерности, характерные для патологии отдельных органов и систем (специфика). Иными словами, существуют типовые формы патологии ССС, системы дыхания, пищеварения и т. д. Суть их составляет содержание III раздела патофизиологии – «Патофизиология органов и систем» , или «Частная патофизиология» .

«Патофизиология возникла как экспериментальная наука в связи с необходимостью точного, естественно – научного изучения механизмов возникновения, развития и ликвидации патологическихпроцессов» (Крыжановкий Г.Н., 1997). В настоящее время она одна из фундаментальных, интегрирующих дисциплин в высшей медицинской школе. Патофизиология является теоретической базой системы подготовки врача, формированием основ его клинического мышления.

Термин «патологическая физиология» впервые употребил в XVII веке Й.Варандес, по другим источникам - Галиот, который в 1819 г. опубликовал учебник под названием «Общая патология и патологическая физиология»

Основоположником российской патологической физиологии как науки и учебной дисциплины является Виктор Васильевич Пашутин . Он создал при Казанском университете первую в России кафедру патологической физиологии в 1874 году .

В современной литературе, как в научной, так и в учебной, вместо словосочетания «патологическая физиология » принято применять термин «патофизиология ». (от греч. pathos – страдание; physis – природа, сущность; logos – учение, наука).

Данный термин является приоритетным в России и в странах Восточной Европы. На Западе, в частности во франкоязычных странах чаще используется «физиопатология», а в англоязычных - «общая патология»

Что же такое патофизиология, что это за наука, что она изучает? Несмотря на некоторое расхождение в терминологии, вопросы которые рассматриваются данной наукой, вне зависимости от национальности ученых едины. И так,патофизиология – это наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов, типических патологических процессов и болезней. Если дословно перевести – это наука о жизнедеятельности больного организма. Но из этого отнюдь не следует, что здоровый организм находится вне поля зрения патофизиологов.

Такие важные патофизиологические понятия как резистентность , конституция, стресс, диатез и ряд других относятся к здоровомуорганизму. Н.Н.Аничков в свое время даже говорил: «…что нормальные механизмы могут быть познаны только тогда, когда становятся в зависимость от ненормальных реакций ». Под влиянием различных патогенных факторов, максимально используя свои приспособительные механизмы, здоровый организм выявляет собственные, генетически детерминированные возможности более полно, функционирует за пределами относительно узких диапазонов, присущих спокойному существованию.

К определению понятия «патофизиология» можно подойти и с другой стороны. В каждом организме есть своеобразная программа жизни, которая сложилась в процессе эволюции и закодирована в генетическом аппарате. Согласно этой программе происходит зарождение, развитие и проявление различных форм деятельности организма. Следовательно, вся деятельность организма, оптимальные характеристики его функционирования генетически детерминированы. А.М.Уголев определил физиологию как науку о технологияхживых систем , подразумевая под этим способ решения той или иной задачи различными системами организма. Так технологической задачей системы внешнего дыхания является оптимальное насыщение кислородом эритроцитов при минимальной затрате энергоресурсов, мочевыделительной – удаление различных продуктов метаболизма и сохранение полезных для организма веществ и т.д. Исходя из этого, можно «определить патофизиологию как науку о технологических ошибках и технологических дефектах в функционировании живых систем, своего рода биологическую дефектологию» (Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П.,1999г.).

1.2. Предмет, цель и задачи патофизиологии .

Наука в отличие от «не науки», согласно Дж. Дж. Томсона, должна иметь предмет и метод исследования. Предметом (объектом) изучения патофизиологии является, как это не прискорбно, болезнь человека. Отсюда - основная цель патофизиологии – установление наиболее общих закономерностей, законов по которым развивается патологический процесс, болезнь.

В соответствии с целью, задачами нашей науки являются :

· изучение общих закономерностей конкретных механизмов (лежащих в основе резистентности организма) возникновения, развития и завершения патологических процессов и болезней;

· изучение типовых патологических процессов (стереотипных сочетаний явлений), различная комбинация которых определяет клиническую картину заболеваний человека;

· изучение типовых форм нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем организма;

· изучение переходных состояний между здоровьем и болезнью (предболезнь);

· систематизация и аналитико-синтетическая обработка фактического материала;

· создание новых методов моделирования патологических процессов и болезней;

· На базе теоретических и прикладных знаний способствовать формированию мышлению врача, т.е. не только передать студенту современные знания, но и научить его пользоваться этими знаниями, что бы уметь выстроить в логическую систему цепь исследуемых явлений.

1.3. Структура (содержание) патофизиологии.

Патофизиология, как наука и учебная дисциплина, состоит из трех основных разделов с несколькими подразделами:

I. Общая нозология (nosos-болезнь+logos-учение)

1 . Общее учение о болезни :

а)основные понятия и категории патологии;

б) классификация и номенклатура болезней;

в) социальные аспекты патологии.

2 .Общая этиология (aithia-причина):

а) общие свойства болезнетворных факторов;

в) значение условий в возникновении болезней;

г) принципы этиотропной профилактики и терапии.

3 .Общий патогенез (pathos+genesis –происхождение):

а) механизмы устойчивости организма к действию патогенных

факторов;

б) общие механизмы развития болезней;

в) механизмы выздоровления;

г) механизмы умирания;

д) принципы патогенетической профилактики и терапии.

4.Учение о реактивности, резистентности и конституции организма

II. Учение о типовых патологических процессах: патологии клетки, периферического кровообращения и микроциркуляции, гипоксии, воспалении, опухолевом росте, аллергии, нарушении обмена веществ и др. т.е. те процессы, которые часто встречаются в различных комбинациях при многих заболеваниях

III. Учение о типовых формах патологии органов и систем организма: крови, кровообращения, дыхания, пищеварения, выделительной, эндокринной и нервной системы, а так же печени.

I и II разделы объединяют под названием «общая патофизиология», разделIII обозначается как «частная патофизиология».

Частная патофизиология из всех разделов патофизиологии наиболее сближена с клиническими дисциплинами, но:

· врач-клиницист изучает болезнь у конкретного больного, со всеми особенностями её возникновения, развития и исхода;

· патофизиолог изучают те общие закономерности развития патологических процессов и болезней, которые возникают в различных органах и системах организма - сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и др.

В последнее время, благодаря усовершенствованию неинвазивных методов исследования больных людей (биофизических, биохимических, электрофизиологических и др.), патофизиологи получили возможность наблюдать патологический процесс в динамике in vivo, и это сделало возможным развитие клинической патофизиологии.

Задачи клинической патофизиологии следующие :

· изучение и анализ характера и тяжести нарушений функций организма на каждом этапе заболевания;

· выявление взаимосвязи патогенеза и его клинических проявлений (симптомов);

· выявление степени влияния патологического процесса на пораженный орган или ткань, а также на другие органы и системы организма больного;

· умение использовать методы функционально-лабораторной диагностики для оценки степени нарушения функций органов и систем и выбора патогенетически обоснованного лечения;

· оценивать специфическую и неспецифическую реактивность больного, учитывать её особенности при выборе оптимальных методов лечения конкретного пациента;

Клиническую патофизиологию можно по праву считать одним из основных разделов патофизиологии.

1.4. Связь патофизиологии с другими медицинскими дисциплинами.

Патофизиология, находясь на стыке теоретических и клинических дисциплин, является интегративной медико-биологической наукой. Прежде всего, она опирается на те науки, которые ей предшествуют – анатомия, биология, химия, физика, гистология, биохимия, физиология и др.

Очень много общего у патофизиологии с физиологией. Обе дисциплины стремятся открыть законы, по которым живет и функционирует организм, что имеет большое значение в понимании сущности болезни. Иногда нашу науку даже называют клинической физиологией. Однако было бы ошибочно считать, что болезнь есть лишь иная комбинация нормальных физиологических процессов . Патологический процесс ведет к качественно новому состоянию организма. Отсюда и отличие патофизиологии от физиологии – изучение всех многообразных форм болезни, с целью раскрытия законов по которым она развивается.

Особо необходимо нужно остановиться на взаимосвязи патофизиологии с патологической анатомии . Эти две дисциплины теснейшим образом связаны между собой, более того, до 1874 года это была одна наука. Разделение обусловлено тем, что только на основании морфологического анализа невозможно понять динамику патологического процесса, динамику функциональных нарушений .

Да, функциональные изменения взаимосвязаны со структурными нарушениями, но между ними далеко не всегда наблюдается строгое соответствие, тождественность. Почему это происходит? Дело в том, что каждый орган, система, да и организм в целом обладают компенсаторно-приспособительными механизмами. В связи с этим, при изменении структуры не всегда отмечается изменение функции. Вот почему ряд вопросов клиники не могли быть разрешены при вскрытии трупа с последующим микроскопическим изучением секционного материала.

Что бы это преодолеть А.И.Полуниным в 1869 году из курса патологической анатомии был выделен общий экспериментальный раздел, который начал существовать самостоятельно в виде кафедры общей патологии Московского университета. Одновременно такие кафедры появились в Киеве, Харькове, Казане. Но особая заслуга в становлении патофизиологии как науки принадлежит В.В.Пашутину , он, как уже отмечалось, в 1874 году в Казанском университете возглавил первую в Росси кафедру патофизиологии и сформулировал задачи новой науки.

Эти реорганизационные мероприятия и представили возможность изучать различные патологические процессы в динамике, что возможно только при наблюдении за развитием его в живом организме, т.е. в эксперименте. Так вот, патофизиология и подразумевает широкое использование эксперимента , что и отличает нашу дисциплину от патологической анатомии .

Патофизиология тесно связана и с клиническими дисциплинами хотя бы потому, что предметом изучения и нашей науки, и клинических является болезнь, больной человек . Но методы исследования различны.

В клинике наблюдается отдельный больной человек с конкретным проявлением той или иной патологии . Клиника внутренних болезней изучает причины возникновения, симптомы, особенности течения, методы лечения и прогноз таких заболеваний как, например хр. гломерулонефрит, острый гепатит, пневмония и т.д. Неврологическая клиника – энцефаломиелит, инсульт, менингит и др. Все это разные заболевания, разной локализации, симптоматики и прогноза. И в тоже время, между ними есть нечто общее – в основе каждого заболевания лежит типический патологически процесс – воспаление, в разработке вопросов причин и механизмов его развития, значительная роль принадлежит патофизиологии. Другой пример, практически каждая клиническая дисциплина имеет дело со злокачественными новообразованиями. Для постановки диагноза рака желудка, опухоли головного мозга, кожи надо знать, чем они отличатся друг от друга. Течение и прогноз их различны. Но для успешного лечения этой патологии, ее профилактики необходимо детальное изучения причин и механизмов превращения нормальной клетки в злокачественную, а они едины для всех онкологических заболеваний. Изучением этих общих закономерностей и занимается патофизиология

Таким образом, патофизиология по отношению к специальным клиническим дисциплинам выглядит как наука, изучающая вопросы, общие для всех болезней или большой группы болезней . Без знаний общих закономерностей возникновения и развития того или иного патологического процесса, болезней практически невозможно разобраться во всем многообразии клинических проявлений отдельных заболеваний. Частное познается через общее. Возможность исследовать фундаментальные вопросы патологии в таком аспекте, патофизиологии позволяет ее основной метод исследования – метод моделирования патологических процессов и болезней

1.5. Метод исследования патофизиологии.

Метод моделирования патологических процессов и болезней патофизиологи используют в нескольких его разновидностях.

I.Метод эксперимента на живых объектах. Смысл эксперимента заключается в том, что бы воспроизвести патологический процесс, болезнь на различных животных (отдельных органах, тканях, клетках, субклеточных структурах), изучить закономерности его (её) развития и провести экспериментальную терапию. Данный метод позволяет наблюдать за развитием патологического процесса от момента его возникновения до завершения.

Экспериментальная модель болезни всегда проще, чем болезнь человека. Это дает возможность расчленить болезнь на ряд элементов с тем, что бы в дальнейшем реконструировать ее применительно к человеку. При этом следует иметь в виду, что ни одна модель болезни на животных, ни её отдельные элементы не могут быть равнозначны болезни человека. Интерпретировать данные эксперимента на человеческий организм необходимо с определенной долей достоверности.

Иногда можно услышать в адрес патофизиологии такое высказывание, что эта наука построена на опытах над животными, и она не имеет ни какого отношения к человеческой патологии. Но ни один патофизиолог и не проводит эксперимент ради эксперимента и механически не переносит его результаты на человека. Они всегда помнят об ограничениях, обусловленных анизоморфизмом (видовыми различиями строения и свойств организмов животных и человека, отдельных органов и тканей).

Анизоморфизм, ограничения связанные с деонтологическими аспектами опытов на животных (причинение им физических страданий) и значительные трудности в воспроизведении на животных социальных факторов болезней всё это ограничивает использование данного метода. Тем не менее, более значимые открытия в медицине получены в эксперименте на живых объектах и данный метод для патофизиологии является ведущим.

Все эксперименты подразделяют на острые и хронические, применение каждого из них определяется целью опыта. Например, при исследования механизмов травматического шока нужен острый опыт, а патогенеза атеросклероза – хронический.

Для изучения патологических процессов используют следующие основные методики:

· метод выключения – удаление или повреждение того или иного органа (хирургическое, фармакологическое, физическое, механическое). Данная методика применятся давно. С помощью её, например, удалось установить, что сахарный диабет, его развитие, связанно с нарушением функции островкового аппарата поджелудочной железы. Удаление одного из парных органов (почка) позволило изучить компенсаторные и пластические возможности оставшегося органа.

· метод раздражения – путём различных воздействий изменяют функции различных органов. Раздражение блуждающего нерва вызывает брадикардию. Раздражение симпатических нервов выявило сужение артерий, что послужило основанием для включения этого звена в патогенез спонтанной гангрены у человека.

· Метод «включения» - введение различных веществ в организм (гормонов, ферментов, экстрактов из тканей, биологически активных веществ и др.). Затем, полученные результаты сравнивают с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека. Например, при введении медиаторов аллергии наблюдают симптомы развития анафилактического шока

· метод сравнительной патологии – изучение в сравнительном «эволюционном» аспекте различных патологических процессов (лихорадки, воспаления, гипоксии). Правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления в эволюции животного мира. Блестяще раскрыл значение этого метода И.И.Мечников при изучении воспаления и невосприимчивости к инфекционным процессам.

Существуют и другие методы эксперимента: метод изолированных или «переживающих» органов, метод тканевых культур и др.

Каждый эксперимент состоит из нескольких этапов :

1. Формирование рабочей гипотезы. Любому опыту должна предшествовать гипотеза, идея, проверив которую исследователь должен получить ответ на тот или иной вопрос. Нельзя проводить эксперимент в надежде на то, что вдруг получится что-нибудь интересное, И.П.Павлов говорил: «Если нет в голове идей, то не увидишь и фактов ».

2. Определение цели и постановка задач эксперимента. Определившись с рабочей гипотезой, необходимо сформулировать цель и задачи, с помощью которых ее можно либо доказать, либо отвергнуть.

3. Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам. При выполнении эксперимента важное значение имеет правильный выбор частной методики – адекватный подбор животных, форма осуществления (острый или хронический опыт), применение соответствующих приборов, инструментария и т.д. Необходимым условием является также обеспечение соответствующего контроля. Им может быть «пустой» опыт, когда опытному животному вводят, к примеру, гистамин, а контрольному – физиологический раствор NaCl, или, у одного животного удаляется щитовидная железа, контрольному же животному производится «ложная» операция и т.п.

Что касается непосредственно самих частных методик исследования, то здесь нужно отметить следующее. В названии нашей дисциплины присутствует слово «физиология», но это не означает, что патофизиологов не интересуют биохимические, иммунологические, биофизические и др. механизмы развития болезней, что им не позволено использовать морфологические методы. Патофизиология, как мы уже установили, наука, изучающая причины, механизмы развития и исходов болезни и, любая методика, позволяющая в той или иной мере ответить на данные вопросы, может применяться. Всё это и определяет всеядность патофизиологии в методическом отношении – она использует физиологические, биохимические, генетические, морфологические, иммунологические и другие методы исследования.

4. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем). Живой объект- это сложная «открытая» биологическая система. Она ни как не может быть ограждена от случайных воздействий среды (температура, влажность, электромагнитные излучения и др.), что может исказить результаты эксперимента. Необходимо также помнить, что одинаковые на первый взгляд животные отличаются наследственными признаками и индивидуальной реактивностью. Поэтому исследователь не застрахован от ответа, искаженного значительным количеством дополнительных, случайных влияний. Всё это нужно учитывать и по возможности устранять.

Проведение эксперимента подразумевает фазность действий:

· физиологическая фаза - любой опыт начинается с определения нормальных показателей функционирования той или иной системы, органа, на которых предполагается моделирование патологического процесса. Это касается и контроля. Например, при изучении влияния адреналина на деятельность сердца первоначально подсчитывается число сердечных сокращений не только у подопытного, но и у контрольного животного;

· патофизиологическая фаза - после определения нормальных показателей жизнедеятельности интактного животного на нем воспроизводится патологический процесс согласно целям и задачам эксперимента;

· фаза экспериментальной терапии – нередко, после второй фазы, исследователь с помощью различных методов лечения стремится вернуть состояние подопытного животного к исходному состоянию. Положительный результат подтверждает рабочую гипотезу и является основой для разработки патогенетической терапии

5. Фиксация и анализ данных эксперимента. По окончанию эксперимента исследования продолжается: оцениваются результаты изменений жизненных функций подопытного и контрольного животных. Они группируются в таблицы, графики, диаграммы и др. Проводятся морфологические, биохимические, иммунологические и др. исследования взятых при жизни и (или) после смерти животных. Цифровой материал подвергается статистической обработке, чтобы установить средние величины, отклонения от них, различия между средними величинам и их достоверность.

6. Обсуждение и выводы. Это один из самых ответственных и сложных этапов эксперимента. Экспериментатор должен объяснить механизм изменения тех или иных функций организма согласно полученным данным опыта и сделать определенные выводы. Например, почему при моделировании воспаления изменяется количество простагландинов, каков механизм их увеличения, почему эта группа биологически активных веществ оказывает как провоспалительный, так и противовоспалительный эффект, что является определяющим в становлении этих, диаметрально противоположных по эффекту действия механизмов? Имеет ли это только патологическое значение или здесь есть и элементы защитной реакции? Если да, то опять же нужно объяснить почему? Как видите, идут сплошные вопросы, на которые должен ответить патофизиолог. И это только по одной из многочисленных групп биологически активных веществ, играющих немаловажную роль в развитии воспалительного процесса. Более того, отмечаются и другие нарушения - изменяется проницаемость микрососудов, их проходимость, формируется отек в очаге воспаления и др. И это надо объяснить! Можно в виде абстракции представить даже такое уравнение (тождество); патофизиология = ???…?, т е. наука, постоянно отвечающая на те или иные вопросы патологии человека.

II.Метод клинического исследования.

Мы уже говорили о клинической патофизиологии, её значении и задачах. Дальнейшее развитие этого раздела нашей науки позволит в значительной мере ослабить те ограничения, которые испытывают исследователи при проведении опытов на животных.

Ш.Большую перспективу имеют методы физического и математического моделирования с использованием современной вычислительной техники. Построение математических моделей болезней осуществляется тогда, когда имеется возможность связать математическими соотношениями основные параметры изучаемого объекта и условия, определяющие возможность его функционирования – модель работы сердечно-сосудистой системы, непосредственно сердца, дыхательной системы и др. Современная компьютерная техника позволяет моделировать различные патологические процессы, изучать механизм их развития, прогнозировать течение и исход. Следует, однако, заметить, данный метод не может в полной мере заменить моделирование на животных (невозможно представить сложный биологический объект в виде математических символов в полном объёме). Поэтому нередко требуется их подтверждение на животных.

IV.Метод теоретического анализа результатов исследования, формулирование научных положений и концепций. В настоящее время накопилось большое количество фактического материала в различных разделах медицины, что и определяет первостепенное значение теоретических разработок методических аспектов патологии. Сюда входят вопросы фундаментальных понятий и категорий, системного принципа в патологии и др., связанных с созданием положений общей теории медицины, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

1. Назовите наиболее полное определение: патофизиология – это:

1) наука о жизнедеятельности больного организма; 2) наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исходов патологических процессов, типовых патологических процессов и болезней; 3) наука, изучающая причины и механизм развития патологических процессов, типовых патологических процессов и болезней.

2. Предметом (объектом) изучения патофизиологии является:

1) болезни животных; 2) болезни человека; 3) причинный фактор; 4) взаимосвязь между собой причин и условий возникновения болезней.

3. К задачам патофизиологии относят:

1) изучение типовых форм нарушения и восстановления функций отдельных органов и систем организма; 2) формирование врачебного мышления; 3) изучение типовых патологических процессов; 4) изучение этиологии и патогенеза болезни у конкретного больного.

4. Патофизиология состоит из следующих основных разделов:

1) общая нозология; 2) учение об этиологии; 3) учение о типовых патологических процессах; 4) учение об общих механизмах выздоровления.

5. Общая нозология в себя включает следующие подразделы:

1) общее учение о болезни; 2) учение о типовых патологических процессах; 3) учение о патогенезе; 4) учение об этиологии; 5) учение о социальных аспектах болезни.

6. «Общий патогенез» рассматривает:

1) общие механизмы развития болезней; 2) механизмы устойчивости организма к действию патогенных факторов; 3) основы патогенетической профилактики и терапии; 4) основные категории повреждающих агентов.

7. Основным методом исследования патофизиологии является:

1) метод статистической обработки клинических данных; 2) метод моделирования патологических процессов и болезней; 3) метод математического моделирования; 4) метод статистической обработки экспериментальных данных.

8. К основным методикам эксперимента на живых объектах относятся:

1) методика выключения; 2) методика раздражения; 3) метод биохимических исследований; 4) метод исследования функциональных показателей.

9. Основными ограничениями метода эксперимента на живых объектах служат: 1) анизоморфизм; 2) деонтологические аспекты; 3) трудности в воспроизведении инфекционных заболеваний; 4) трудности в моделировании «социальной» патологии.

10. Перечислите этапы эксперимента в строгой последовательности:

1) определение цели и задач эксперимента; 2) выбор частной методики; 3) формирование рабочей гипотезы; 4) фиксация и анализ данных эксперимента; 5) проведение эксперимента; 6) обсуждение и выводы.

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ.

2.1.Основные понятия и категории нозологии (здоровье, норма, предболезнь, болезнь).

Болезнь – весьма сложный процесс и дать ей определение чрезвычайно трудно. Она тесно связана с такими состояниями организма как здоровье, норма. «Здоровье» и «болезнь» - это наиболее общие категории медицины, её центральные понятия, качественно различные, особые формы взаимодействия организма и внешней среды. Когда пытаются охарактеризовать болезнь, как определенное биологическое явление, то нередко ее противопоставляют «здоровью» и «норме». Простое определение их друг через друга, как противоположностей, не совсем удачный прием. Но все же «…болезнь не отделима от здоровья, поэтому правильное понимание может быть основано только на правильном понимании здоровья » (Глозман О.С., 1936). Отсюда, в определениях «здоровья» и «болезни», предложенных различными учеными – медиками и философами, есть много взаимоувязанных понятий, указывающих на те или иные существенные свойства этих способов жизнедеятельности организма. Поэтому, для лучшего понимания сущности болезни, нам необходимо, прежде всего, охарактеризовать «здоровье» и «норму» как общемедицинские категории.

Здоровье. Существует значительное количество определений понятий «здоровье»:

· БСЭ – «Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений».

· Н.Н.Зайко – «Здоровье – это, прежде всего состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз)».

· И.Р.Петров – «Здоровье – жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды».

· Н.И.Лосев – «Здоровье – это нормальное состояние организма».

· А.Д.Адо – «Здоровье – это форма жизнедеятельности, обеспечивающая наиболее совершенную деятельность и адекватные условия существования».

· А.Д.Адо – «Здоровье или норма – это, существование допускающее наиболее полное участие в различных видах общественной и трудовой деятельности».

· Г.И.Царегородцев – «Здоровье человека – это гармоническое единство физических, психических и трудовых функций, обеспечивающих возможность полноценного неограниченного участия человека в различных видах общественной и, прежде всего, производственно-трудовой жизни».

Обилие определений данного понятия говорит о том, что до сих пор ни в медицине, ни в философии нет единого мнения по этому вопросу. По каждому из определений можно сделать ряд критических замечаний, иногда довольно серьезных, касающихся принципиальных теоретических аспектов. Тем не мение, анализ данных понятий позволяет выделить основные критерии здоровья:

· уравновешенность организма и внешней среды;

· соответствие структуры и функции;

· способность организма поддерживать гомеостаз;

· полноценное участие в трудовой деятельности.

Для постановки диагноза «здоровья», как в прочем и для выявления болезни, врач проводит исследование пациента и сопоставляет полученные данные с нормой. На основании сравнения и делается заключение о состоянии здоровья человека. А в некоторых определениях «здоровья» данный термин является основополагающим. Что же такое «норма», как нужно понимать это состояние организма?

В статистическом смысле понимания нормального как среднего, норма – есть присущее большинству популяции, наиболее типичное значение того или иного параметра . В центре нормального диапазона параметра лежит среднеарифметическое значение варьирующей величины. В качестве нормальных пределов вариации по большинству широко варьирующих показателей, принимаются такие линии отсечки, которые оставляют внутри нормального коридора 95% популяции, т.е. 5% популяции не нормальны, больны?! Это только по одному показателю, а человеческому организму свойственно значительное количество констант гомеостаза.

В.А.Березовский (1981) приводит следующий расчет: допустим, имеется всего 200 количественных признаков организма. Далее предположим, основываясь на статистическом подходе к норме, что по каждому из них за пределами нормы находится всего 0,5% популяции. Тогда ни один из обследованных не уложится во все 200 норм! Это демонстрирует абсурдность среднестатистического понятия нормы как критерия здоровья. «Нормальный во всех отношениях индивид представляет явление, наиболее необычное из всех существующих » (Уильямс Р., 1960). Он отмечает вариации отдельных показателей от индивида к индивиду до 800 и более процентов. Среднестатистическая норма может использоваться практическими врачами для определения диапазонов колебаний различных показателей организма, при первичной диагностики болезней. Она – лишь одна из самых низших ступеней познания.

Клиническая медицина, патофизиология трактуют норму как относительную категорию . Нормально не то, что укладывается в среднестатистические параметры (стандарты), а то, что оптимально для человека в каждой конкретной ситуации. «Здоров не тот, у кого все константы постоянны, а тот, кто способен в случае ситуационной необходимости выводить константы за рамки коридора и своевременно возвращать их к прежнему диапазону ». (Зайчик А.Ш., ЧуриловЛ.П., 1999).

Патофизиологи рассматривают относительность нормы в трех аспектах:

1. Историческая относительность нормы и некоторых конкретных нормативов. Разным поколениям присущи свои параметры функционирования, т.е. константы, характерные большинству людей могут быть неодинаковы

в процессе эволюционного развития. Классический пример – акселерация параметров физического развития детей в 60-80 годы XX века;

2 Географическая относительность нормы. Внешние условия в разных регионах нашей планеты неодинаковы, что предполагает и разные параметры функционирования организма. Например, общее содержание гемоглобина в крови у горцев выше, чем у жителей равнины. Как вариант географической нормы можно рассматривать расовую норму – среднее содержание ретикулоцитов у афро-американцев выше, чем у белых людей.

3. Ситуативная относительность нормы . Это наиболее важный тип нормы с точки зрения патофизиологии и клинической медицины. Представим себе такую ситуацию – здоровому человеку, с нормальными функциональными показателями, предстоит совершить большой объем физической работы. Во время ее выполнения повышается температура тела, возникает лейкоцитоз, увеличивается, а затем снижается уровень глюкозы в крови, возрастает ударный и минутный объем сердца, изменяются показатели артериального давления, отмечается одышка и т.д. Как правило, данные показатели жизнедеятельности организма выходят за границы статистической нормы. Однако мы же не говорим, что этот человек болен. Более того, если бы они не изменялись, или не возвращались к исходному уровню после физической нагрузки, надо было бы считать, что у данного индивида не все благополучно со здоровьем. Подобное наблюдается при беременности, стрессе, утомлении и др.

Все это подчеркивает, что медицинская норма не типовой, статический стандарт, а конкретный переменчивый оптимум. Понятие нормы включает в себя способность организма приспосабливаться к определенным воздействиям внешней среды и активно изменять ее в своих целях. Это возможно потому, что он обладает различными приспособительными (адаптационными) механизмами .

Следовательно, организм необходимо рассматривать как динамическую систему, непрерывно приспосабливающуюся к условиям окружающей среды путем изменения уровня функционирования отдельных его систем и напряжения регуляторных механизмов. При этом параметры данных систем колеблются вокруг некого функционального оптимума, в наиболее экономичном режиме (имеется в виду затраты энергии). «Адаптация достигается ценой затраты функциональных резервов, за счет определенной «биосоциальной платы » (Баевский Р.М, 2000).

В нормальном организме «биосоциальная плата » минимальна. Она позволяет обеспечивать адекватное приспособление отдельных его систем к различным факторам без нарушения гомеостаза (т.е. не ограничивая характеристики других систем), без перенапряжения регуляторных механизмов. Образно говоря, механизмы адаптации находятся в пределах нормы до тех пор, пока они никого в организме не обкрадывают и не ограничивают .