в Люцерне (Швейцария)

Истинные произведения искусства не перестают поражать своим великолепием даже через столетия. Одним из ярких подтверждений является памятник «Умирающий Лев» в Люцерне, расположившийся в самом центре швейцарского города.

Вот уже на протяжении нескольких столетий – с 1821-го года – лежит неподвижным торжественным грузом царь зверей в огромной скале. Марк Твен, увидев этот великолепный памятник, говорил, что этот лев – самая трогательная и грустная скульптура в мире, из тех что ему когда-либо приходилось видеть.

История возникновения этого шедевра отправляет нас в волнуемый революцией Париж. 10 августа 1792 г. в последнем оплоте короля Людовика XVI во дворце Тюильри осталась лишь верная присяге швейцарская гвардия — почти 1000 человек, готовых защищать монарха до конца. Людовик XVI, желая показать разъяренной толпе верность народу и Франции, отдал приказ не стрелять. 600 гвардейцев верных присяге Франции и королю, отлично обученные и вооруженные, были растерзаны толпой без сопротивления. Спустя месяц были казнены еще 200 гвардейцев переживших эту кровавую трагедию и взятых в плен. В январе 1793 г. был казнен и сам Людовик XVI.
За этими кровавыми событиями наблюдал с балкона дворца Тюильри Наполеон Бонапарт, тогда еще офицер артилерии. Молодой Банопарт воскликнул: «Как бездарно ведется оборона дворца! Жалкое сопротивление несчастных швейцарцев…». Спустя годы, когда дворец Тюильри осаждали уже сторонники восстановления монархии, - Наполеон без колебаний пустил в ход пушки.

Инициатором возведения памятника стал швейцарский военачальник Карл Пфиффер, один из гвардейцев, благодаря счастливому стечению обстоятельств оказавшийся на момент кровавых событий в отпуске. Уроженец Люцерны, потерявший по итогам французской революции множество своих друзей и соратников, пообещал свято хранить память павших. До 1814 г. Швейцария была под властью Наполеона и о строительстве монумента в память жертв французской революции не могло быть и речи. Воплощаться идея начала лишь спустя годы, когда Швейцария получила независимоть, а Пфиффер оставив военную службу возглавил Общество искусств в Люцерне и вошел в Городской Совет. В 1818 г., он обнародовал проект монумента выполненный скульптором и художником с мировым именем Бертелем Торвальдсеном и начал заниматься сбором средств на возведение. Среди множества известных и знатных людей Европы, внесших свой вклад на создание памятника были и члены русской царской семьи.

Первоначально работа над Умирающим Львом была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, однако он скончался при трагических обстоятельствах не успев приступить к работе. Эггеншвеллера заменил другой швейцарский скульптор — Лукас Ахорн, который мастерски выполнил монумент по эскизам Торвальдсена. Памятник вырублен в скале на берегу озера. Когда-то на этом месте был карьер где добывался камень для постройки домов в Люцерне. Имея 6 метров в высоту и 10 метров в длину, монумент представляет из себя высеченную в скале нишу с умирающим раненным львом. Морда животного застыла в страдании, из плеча торчит обломок копья, а под лапой и в изголовье два щита — один с гербом Швейцарии, оплакивающей своих сынов, второй с лилией — символом Франции. Надпись на памятнике гласит: «Верности и мужеству швейцарцев 10 августа, 2–3 сентября 1792 г. Здесь имена тех, кто, чтобы не нарушить клятву верности, пал с великой храбростью… В честь их подвига горожане воздвигли этот памятник на вечные времена…»
10 августа 1821-го г. монумент «Умирающий лев» был открыт. Открытие было приурочено к 29-й годовщине кровавых событий.

Каменный лев стал жемчужиной Люцерна и Швейцарии. Множество людей стремятся взглянуть на него…
Гвардейцы еще не раз показывали миру стойкость и силу духа. В 1527 г. полторы сотни швейцарских львов погибли, защищая Ватикан и Папу от вторгшихся испанских войск. Сегодня с трудом верится, что мирная и благополучная Швейцария на протяжении шести веков поставляла доблестных и стойких гвардейцев королевским дворам Европы. Сегодня от славной швейцарской гвардии осталось 110 человек охраны Папы в Ватикане. Зовутся они «пехотная когорта священной охраны Папы Римского».
День швейцарской гвардии празднуется каждый год 6 мая.

Швейцарский городок Люцерн с первого взгляда может показаться совершенно непримечательным . Образовался старинный город в 7-м веке , в то время эта земля принадлежала монастырю. Он имеет ту же красивую архитектуру, средневековые здания, узкие витиеватые улицы, мощеную дорогу, как и остальные европейские города. Однако есть одна изюминка, которая отличает Люцерн и делает его заманчивым местом для туристов.

Речь идет об изваянии очень грустного, но, по словам Марка Твена , одновременно трогательного памятника в виде лежащего льва. Находится лев аккурат рядом с озером Люцерн, что на окраине города.

Великая французская революция

Из-за чего же был установлен памятник " Умирающий лев " в Швейцарском Люцерне? Вернемся в далекие 90-е годы 18-го века , во времена, когда Швейцарией правила французская монархия. Начало буржуазной революции положило взятие Бастилии.

Революция была действительно народной, так как в ней участвовали представители всех слоев общества: чернь, ремесленных дел мастера, знать, буржуазная прослойка и, конечно, крестьяне.

Причины революции

В то время как другие европейские государства (Великобритания, Нидерланды) уже перешли от феодализма к капитализму, во Франции на этот счет были большие противоречия. Хозяйство велось фактически капиталистическим способом, а вот порядки все еще оставались феодальными: велись таможенные сборы внутри страны, каждая провинция имела свою систему измерений, народ был ограничен в купле и продаже земельных участков, городские власти регулярно превышали свои полномочия, имели место реакционные действия церквей.

Нарастающее недовольство подогревалось увеличивающимися богатствами высших слоев , тогда когда простой народ жил в нищете. Крестьяне пустили слух об отсутствии харизматичности короля, а королеву обвинили в расточении государственной казны. Существующие проекты экономических реформ обрезали на корню, не дав жизни административным работникам Тюрго и его сподвижникам. Зато другая реформа превратила Францию в страну с тысячами безработных. Развернулась деятельность философских мыслителей, которые полностью описывали нынешнее состояние страны и обличали существующие порядки, параллельно призывая к изменениям.

События в королевском дворце

Охрана французского монарха состояла из гвардейцев, подданных Швейцарии. В 1792 году, в конце лета, повстанцы-революционеры подошли к самому королевскому дворцу в Париже. В Тюильри пряталась вся королевская семья Людовика Шестнадцатого. Помимо охраны во дворце находилось небольшое французское войско, которое во время осады быстро сменило свое мнение и перешло на сторону восставших.

Август, 10-е число: начало штурма дворца. Гвардейцы в количестве тысячи человек остались единственными защитниками престола. Когда Людовик увидел наступающую толпу, то приказал не стрелять в предателей, чтобы показать народу свою милосердную волю. Гвардейцы с первых дней своей службы принимали особую присягу: стоять до последнего на защите короля, однако ослушаться приказа своего правителя они не могли. Фактически королевский приказ обезоружил их.

Но это решение не спасло ситуацию: повстанцы, как дикие звери, кинулись вперед , ими двигала жажда крови.

Трагические последствия

Безжалостные мятежники, обозленные на французскую власть, кинулись убивать всех, кто попадался им под руку. Гвардейцы были растерзаны, их смерть была чудовищной. Бунтари, подобно варварам, разграбили и разрушили дворец.

День народного восстания вошел в историю обеих стран и явился ужасной трагедией. Около 780 швейцарцев отдали свои жизни за своего короля. Более 200 взяли в плен и казнили.

Король Людовик XVI

Королевскую семью постигла та же печальная участь, что и их защитников. Их казнили одного за другим , и последним смерть принял сам Людовик. После исполнения приговора и умерщвления короля в январе 1793 г. вся французская земля превратилась в огромное поле войн и битв.

На тот момент молодой капитан Бонапарт, расхаживая по бывшему дворцу, был очень озадачен. По его словам, сложить оружие и перейти в полное бездействие было полным безумием. Он не понимал, почему гвардейцы не расстреляли революционеров из пушек. Также он не знал, что король сам вынес себе смертный приговор, приказав охране отступить. Эта ситуация, кстати, преподнесла Наполеону хороший урок. Бонапарт приказал убить всех учинивших бунт во время его правления.

Памятник жертвам Французской революции

История массовых убийств гвардейцев все же имеет продолжение. Один швейцарец из дворцовой охраны, Карл Пфюффер , во время всех событий находился на отдыхе, в отпуске. Поэтому ужасная участь быть растерзанным разъяренной толпой его миновала. Однако он пришел в дикий ужас, узнав о содеянном, и понял, что обязан увековечить честь и память своих сослуживцев.

Его отчизной был швейцарский город Люцерн, и, отработав на службе еще пару лет , он вернулся на родину. Шел 1801 год, Швейцария все еще была французской. Правителем стал уже упомянутый выше Наполеон Бонапарт, который отверг бы любые попытки по сооружению " Умирающего льва" в швейцарском Люцерне. Несколько лет Карл вынашивал эту идею, и осуществилась она только после обретения Швейцарией независимости в 1813 году.

"Умирающий лев": история создания

В 1818 году наконец настал момент обнародования материалов по дизайну и строительству мемориала. Боевой офицер Карл в то время уже возглавлял общество искусств Люцерна при городском совете. Поэтому ему не составило труда начать массовый сбор денег на строительство. Изначально проект представлял собой горельеф мертвого льва. Лев был завален поломанными щитами и разным оружием. А изюминкой памятника являлось то, что изваяние должны были высечь в настоящей отвесной скале, которая находится как раз у знаменитого городского озера .

Начались длительные поиски мастера. Но оценить весь масштаб и замысел смог только известный скульптор из Дании, в то время он уже успел заработать себе имя, гремевшее на весь мир. Бертель Торвальдсен взялся за работу, изменив лишь состояние льва. Вместо мертвого он его сделал умирающим. Но вызывать скульптора из Дании в Швейцарию было достаточно дорого для небольшого городка, поэтому Бертель создал на всякий случай две статуи и отправил их в Люцерн.

К великому сожалению Карла, ни один из львов не доехал в целости и сохранности, во время перевозки они превратились в белую мелкую крошку. Тогда было решено пойти другим путем - воспользоваться услугами местных скульпторов, но работать они должны былипо эскизам датского мастера. Бертель создал макет, по которому уже Лукас Ахорн (взявшийся за дело после смерти первого назначенного мастера по камню) сотворил существующее изваяние из цельной скалы.

Долгожданное открытие

Открытие памятника состоялось 07.08.1821. " Умирающего льва" в швейцарском Люцерне посетили не только все аристократы страны и Европы, но также чудом выжившие гвардейцы того времени.

Торвальдсен , фактический создатель " Умирающего льва" в Швейцарии, навестил свое детище лишь через 20 лет. Он был восхищен настоящим произведением искусства и сказал, что этот памятник станет самым известным, и ничто не сможет ему в этом помешать. И действительно, раненый умирающий лев является прекрасной моделью, отображающей всемирную скорбь и печаль народа.

"Умирающий лев": описание памятника

Живописный уголок города Люцерна рядом с озером прекрасно подошел в качестве места размещения задуманной композиции.

Скульптура имеет крупномасштабный вид. Высота лежащего льва составляет девять метров. Огромная ниша, в которой он пребывает, имеет шесть метров в высоту и тринадцать в длину. Подо львом находится щит, на котором изображен символ французского абсолютизма - лилия. Животное как бы закрывает своим телом королевскую семью, с такой же самоотверженностью, как закрывали своими телами монарха его гвардейцы. Так как гвардейская охрана не имела права уронить честь своей страны, то около головы льва расположили щит со швейцарским гербом.

Над скульптурой, сверху на скале, выгравирована надпись, с латыни она переводится как " Верности и отваге швейцарцев" . А снизу изваяния выбиты цифры, означающие количество погибших и выживших - 760 и 350 соответственно. Внизу у памятника находится мемориальная доска со всеми именами погибших гвардейцев.

А. Герцен описал " Умирающего льва" в швейцарском г. Люцерне как печальное воплощение нестерпимой боли от потери. Смертельно раненный лев с кровоточащими ранами и обломком стрелы в могучем теле кладет свою голову на лапы, его стон и взгляд показывают полную беспомощность перед неминуемой смертью.

Прошло почти двести лет, а люди продолжают идти сюда, чтут память своих предков. За всю историю памятника " Умирающий лев " ни разу не было возложения цветов или флагов. Сама Швейцария никогда не воевала, будучи страной, держащей нейтралитет во всех спорных вопросах Европы. Несмотря на это, она имеет свою армию, которая, так же как и в дни волнений 18 - 19-го веков , верна своим традициям и держит присягу с честью. По их словам, самое главное для военных людей - это доверие простого народа.

В наши дни швейцарские солдаты несут службу в Ватикане, охраняют папу римского. На своих постах гвардейцы Швейцарии одеты, как и столетия назад, в костюмы сочетания желтого , синего и красного цветов.

Небольшой город Люцерн в Швейцарии мало чем отличается от своих собратьев - небольших старых городов Европы, но есть в нем один памятник, благодаря которому город прославился на весь мир. «Умирающий лев» - памятник погибшим швейцарским гвардейцам, лишенный ненужной патетики и политизированности, таких свойственных черт для памятников подобной тематики. «Самый грустный памятник», как назвал его Марк Твен, немало попутешествовавший по миру.

1792 год, Великая французская революция идет уже третий год, но королевский престол все еще держится. 10 августа народ осадил дворец Тюильри в Париже и войска перешли на сторону восставших. С королем Людовиком XVI осталась лишь верная ему дворцовая охрана - около тысячи швейцарских гвардейцев, готовых защищать монарха до последнего, но Людовик, увидев приближающихся французов, отдал приказ «не стрелять». Своим поступком он надеялся показать, что не желает зла своему народу, но тем самым обрек на гибель сотни гвардейцев, связанных клятвой верности.

Любопытно, что свидетелем этих событий стал еще никому не известный артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт, наблюдая за осадой, он сетовал на бездарность обороны дворца и сопротивления швейцарцев, по его мнению, нужно было палить в толпу из пушек. К слову, через несколько лет, оказавшись в такой же ситуации, как и Людовик, Наполеон так и поступил.

10 августа стало настоящей трагедией - погибло более 600 швейцарцев, еще 200 было захвачено восставшими и казнено в сентябре того же года. Короля Людовика приговорили к смертной казни, которая состоялась в январе 1793 года.

Карл Пфюффер, один из швейцарских гвардейцев, во время событий 10 августа находился в отпуске в Люцерне, благодаря чему ему удалось избежать печальной судьбы. Он был настолько потрясен гибелью своих товарищей, что решил создать памятник гвардейцам, защищавшим дворец Тюильри. Однако не все было так просто и прошло около тридцати лет, прежде чем Пфюффер смог осуществить задуманное.

Прослужив еще несколько лет наемным офицером, Пфюффер в 1801 году вернулся в родной город, где вскоре занял высокий пост в городском совете и возглавил Люцернское общество искусств. Но и после этого воплощение идеи не могло осуществиться - Швейцария находилась под властью Франции и создание памятника жертвам французской революции не получило бы одобрения Наполеона. Но как только Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, Карл Пфюффер приступил к воплощению своего замысла.

В 1818 году Пфюффер обнародовал проект строительства памятника швейцарским гвардейцам. И хотя немногие откликнулись на его призыв о помощи все-таки средства, необходимые для начала работ, были собраны. Свой вклад внесли знатные иностранные фамилии и в том числе русская царская семья.

Барельеф, изображающий мертвого льва, придавленного к земле разбитым оружием, прикрывающего собой щит с изображением гербов Франции и Швейцарии, решено было высечь в скальном выступе за пределами Люцерна. Пфюффер обращался ко многим швейцарским художникам с предложением создать макет будущего памятника, но, к сожалению, ни один вариант не смог его удовлетворить. Для воплощения своей задумки Пфюффер решил привлечь художника с мировым именем и написал письмо с предложением Бертелю Торвальдсену, в то время очень известному датскому скульптору. Торвальдсен заинтересовался проектом и уже через несколько месяцев предоставил первые эскизы памятника, однако, впечатлившись рассказом о героическом подвиге швейцарских гвардейцев, счел лучшим изобразить не мертвого, а умирающего льва.

По разным причинам Торвальдсен не смог сам взяться за создание памятника и эта работа была поручена швейцарскому скульптору Эггеншвеллеру, который, не успев начать работу, погиб, упав с лесов. На его место пригласили другого швейцарского скульптора Лукаса Ахорна, который и высек в скале льва по макету Торвальдсена.

Работу над памятником закончили 7 августа 1821 года и ровно через двадцать девять лет после трагических событий состоялось торжественное открытие монумента на котором кроме аристократов со всей Европы и швейцарской знати присутствовали оставшиеся в живых ветераны швейцарской гвардии.

Сам Торвальдсен увидел свое творение только через двадцать лет в 1841 году и высоко оценил работу Лукаса Ахорна, заметив, что памятник швейцарским гвардейцам будет известен более других и ни время, ни беспощадная погода не смогут этому помешать. Он не ошибся, Умирающий лев стал знаменит во всем мире, а его копии позже были установлены в Греции и США.

До сих пор Умирающий лев является непревзойденным воплощением печали и скорби, напоминанием о героическом поступке гвардейцев, принесших себя в жертву ради спасения короля чужой страны.

Под покровом ночи, 20 июня 1791 года, король Людовик XVI — последний из династии Бурбонов со своей супругой Марией-Антуанеттой, решили тайно покинуть революционно настроений Париж, с тайными паспортами на имя русских подданных.

Это был хорошо продуманный ход и король рассчитывал на помощь иностранных войск, дабы восстановить свою власть. Но на беду Людовика, нашёлся один бдительный почтовый смотритель, которой его опознал и поднял тревогу.

Людовик XVI со своей супругой, расположился во дворце Тюильри. Находясь там, фактически, под домашним арестом, он уже ни как не мог повлиять на ход истории.

А история складывалась трагичным образом.

Далакруа «Французкая революция».

Французские войска, уставшие нести потери от лучше подготовленных и отлично вооружённых войск соседних держав, начали покидать фронт. Краски сгущались и, наконец, набралась критическая масса недовольных, котором нужно было найти виноватого. Я не буду пускаться в политические дрязги и разбираться в тонкостях исторических событий, но виноватым стал Людовик XVI, хотя на тот момент его значимость была не выше, чем у огородного пугала.
10 августа 1792 года толпа повстанцев, называющих себя санкюлотами (название революционно настроенных бедных людей в Париже), набросилась на дворец Тюильри, охваченные единым порывом — покарать виновного.Гвардия, предусмотрительно набранная из швейцарцев, готова была защищать короля до последней капли крови.

Людовик XVI — последний из династии Бурбонов, личность, по мнению многих историков слабая и бездарная. Но король отдал приказ, на который человек с такими характеристиками навряд ли способен. Монарх, которому эти швейцарцы присягнули на верность, отдал приказ не сопротивляться парижанам, штурмующим дворец, не сметь стрелять в его подданных.
Возможно, королю казалось, что так он сможет доказать, что не желает зла своему народу. Тем временем, отлично подготовленные швейцарские гвардейцы гибли один за другим, не имя права защищаться, связанные клятвой верности, они погибли так и не подняв оружия для собственной защиты.
Свидетелем штурма был, будущий император Франции: Наполеон Бонапарт, который не мог спокойно наблюдать за происходящим: «Какое безумие! Как они могли позволить этой черни вломиться во дворец? Почему не рассеяли пушками несколько сотен? Остальные бы живо убрались со сцены!»
Через несколько лет, Наполеон сам оказался в подобной ситуации - дворец Тюильри осаждали сторонники восстановления монархии. Император без колебаний пустил в ход оружие и расстрел толпу мятежников. Конечно же тогда, поступок Людовика XVI ни кто не мог оценить по достоинству. 10 августа 1792 года восставший народ перебил более 700 швейцарских гвардейцев и дворян из королевской гвардии, тех кого не убили сразу, казнили в течение месяца. Сам же Людовик XVI со своей супругой Марией-Антуанеттой был арестован.
Во дворце Тюильри была обнаружена переписка короля с европейскими монархами, в которой тот призывал задушить революцию и даже выражал готовность сдать Париж. Людовик был обвинён в государственной измене и приговорён к смертной казни. А через 2 месяца была казнена его верная спутница Мария-Антуанетта.
Могли ли предположить санкюлоты, что довольно скоро тот же самый палач опустит лезвие гильотины уже на их головы? Но об этом уже в другой истории.Карл Пфюффер — гвардеец, которому несказанно повезло. Во время штурма дворца Тюильри он был в отпуске в Люцерне и потому избежал расправы. Произошедшие события, глубоко потрясли Карла, и он поклялся сделать всё, чтобы об их подвиге никогда не забыли. Карл Пфюффер решает создать памятник своим погибшим товарищам.Однако всё было не так просто и Карлу пришлось ждать 30 лет. Швейцария находилась под властью Франции. Памятник жертвам французской революции никогда бы не одобрил действующий император Наполеон. Только когда Швейцария вернула себе независимость, а династия Бурбонов вернула себе престол, мечте Карла Пфюффера суждено было сбыться.


Долго вынашивая идею и собирая деньги, Карл обращается к скульптору с мировым именем — датчанину Бертелю Торвальдсену. Но собранных денег, хватает только на то, чтобы оплатить эскиз! Воплотить идею Торвальдсена выпала честь скульптору Лукасу Ахорну из Констанца. После 14 месяцев работы, самый печальный памятник в мире, увидел свет.
10 августа 1821 года, в день 29-й годовщины штурма Тюильри, состоялось его торжественное открытие.
Умирющий Лев — памятник высеченный в скале, из цельного камня, символизирует силу, мужественность и одновременно скорбь по погибшим воинам, а органичность размещения скульптуры в массиве скалы просто потрясает! Памятник буквально притягивает своей силой, торжественностью и идеей. Здесь невольно хочется почтить память всем погибшим воинам, не только в те исторические времена, но и сегодня. Марк Твен считал эту скульптуру одной из самых необычных и душевных шедевров, сделанных из камня.

Швейцарцы искренне полагают, что это девятиметровое изваяние, известнейший памятник на земле. В Люцерне есть даже Lowenstrasse и Lowenplatz — Львиные улица и Львинная площадь.
Умирающий лев — самая большая скульптура льва из цельного камня, помимо всего прочего, это ещё и самый первый памятник изображающий животного в Европе.

Умирающий лев лежит, положив голову свою лапу, прикрывающую щит с изображением лилии - символа короля Франции. В изголовье льва высечен ещё один щит с гербом Швейцарии. Над барельефом в скале высечена надпись на латинском: HELVETIORUM FIDEI AC VIRTUTI «Слава верности и отваге швейцарцев». В нижней части скалы высечены латинские цифры 760 и 350, соответствующие числу павших и уцелевших воинов. У подножия монумента в камне вырезаны имена солдат и офицеров, отдавших жизни во имя исполнения долга.

Гибель мощной монархической династии была важным событием в истории города, уже много веков лев символизирует отвагу и мужество швейцарских солдат. Для них это не родной король и они всего лишь наняты, но они предпочли умереть, сохранив верность данному слову — присяге.

Пожалуй, на земном шаре, навряд ли найдётся ещё один памятник, который передавал бы каменной мимикой такую глубину переживаний, как этот лев! Это действительно стоит видеть.

И по сей день швейцарские гвардейцы остаются лучшими в мире солдатами, хотя сама Швейцария держит свой нейтралитет и остаётся в стороне от мировых военных конфликтов. Швейцарских гвардейцев отбирали в свою личную гвардию не только французике короли! В современном мире, швейцарские гвардейцы охраняют Ватикан! И каждый теперь узнает в желто-сине-красн ой форме, разработанной самим Микеланджело Буонаротти, швейцарских гвардейцев. И уже много веков девиз швейцарских гвардейцев звучит так: «Главное – не потерять доверие народа»…

Адрес: Люцерн,

Löwendenkmal, Denkmalstrasse 4.

Умирающий лев в Люцерне - это памятник, который был спроектирован Бертелем Торвальдсеном и вытесан в скале скульптором Лукасом Ахорном в период с 1820 по 1821 год. Памятник находится в центре города и является одной из главных его достопримечательностей. На сегодняшний день на Умирающего льва приезжают посмотреть множество путешественников с разных стран мира.

Интересно, что знаменитый американский писатель Марк Твен (1835-1910) высоко оценил скульптуру смертельно раненного льва, описав ее как «наиболее печальный и трогательный кусок камня в мире».

Памятник был воздвигнут в честь павших в бою швейцарских гвардейцев, которые погибли в 1792 году во время Французской революции, когда революционеры взяли штурмом дворец Тюильри в Париже, Франция.

Над памятником возвышается латинская надпись «Helvetiorum Fidei ac Virtuti» («Верности и храбрости швейцарцев»). Голова пронзенного копьем льва лежит на щите с гербом французской монархии, а возле него расположен еще один щит, но уже с гербом Швейцарии. Под памятником на скале вырезаны имена офицеров и приблизительное число солдат, которые погибли и выжили во время тех событий.

История создания памятника Умирающий лев

Идея создания этой скульптуры принадлежит лейтенанту Швейцарского гвардейского полка Карлу Пфюферу фон Альтисхофену, которому во время ужасных событий 10 августа 1792 года посчастливилось быть в отпуске в родном городе Люцерне. Он решил отдать должное героям-землякам, павшим в бою. В 1801 году по окончанию своей воинской службы он вернулся в Люцерн, где позже стал работать в городском совете, а также был назначен главой Люцернского общества искусств. Однако на тот момент воплотить свою идею Пфюфер не смог, так как Гельветическая республика была связанна союзным договором с Наполеоновской Францией, поэтому о монументе швейцарским гвардейцам, которые ценной своей жизни защищали Людовика XVI, не могло быть и речи.

Офицер смог приступить к реализации своей задумки лишь в 1814 году, когда во Франции на трон вернулись Бурбоны, а Швейцария вновь получила реальную свободу и независимость. Карл Пфюфер обращался ко многим местным скульпторам, но ни один из них не смог создать эскиз, который бы удовлетворил его замысел. Когда на дворе был 1818 год Пфюфер написал письмо знаменитому Торвальдсену, который в тот момент работал в Риме. Талантливого датского скульптора неимоверно заинтересовало предложение, однако для большей драматичности он решил изобразить не погибшего льва, как того хотел офицер, а умирающего.

Созданием памятника Умирающий лев по готовым эскизам Торвальдсена занялся швейцарский скульптор Лукас Ахорн, который смог завершить работу 7 августа 1821 года. Торжественное открытие монумента состоялось спустя три дня в 29 годовщину штурма Тюильри. На это мероприятие были приглашены ветераны тех трагических событий и местные жители. Автор эскизов смог увидеть скульптуру лишь через два десятка лет - в 1841 году. Он был поражен мастерством своего швейцарского коллеги и высоко оценил его труд. Монумент Умирающий лев в Люцерне стал первым в Европе наскальным изображением животного. Позже копии этого памятника были установлены в США и Греции.