Язык любого народа,
независимо
от его численности,
заключает в себе целый мир,
а это – одно из чудес нашего
света.
К.Кулиев
ЦЕЛЬ: 1)дать первоначальное представление о лингвокультурологии,
показать тесную связь языка и культуры носителей языка.
2)воспитание любви к своему языку и его истории, к языку
республики.
3)воспитание толерантности, уважения к носителям другой
культуры, языка
4)повторение понятий раздела «Лексика».
ХОД УРОКА:
ИНТРИГА
Его рискуешь проглотить вместе с чем­нибудь вкусным, за него
тянут, вынуждая что­то сказать. На нем вертится то, что вот ­ вот
вспомнил. Его распускают когда не надо. , его держат за зубами, чтобы
не сказать лишнего. Он бывает без костей, острый, сладкий. Что же это
такое?
Правильно, язык. Для чего он существует? Да, для общения
между людьми. Мы с вами живем в многонациональной стране, даже у
вас в классе собраны представители шести национальностей, и у
каждого есть родной язык, на котором вам пели колыбельные песни,
перед сном сказывали сказки.
Запись стихотворения П.Вяземского.
Язык есть исповедь народа:
В нем слышится его природа,
Душа и быт родной.
1.Объясните орфограммы. Какие незнакомые слова
встречаются? Что такое исповедь и природа народа?
2.Выделите основу предложения и определите вид.
3.Как понимаете слова поэта?

Движение темы. Поэт пишет, что в языке каждого народа
отражается его отношение к действительности, знания о мире, культура,
его психологическое своеобразие: что увидел народ в данном предмете,
как он его назвал, каким символическим значением наделил.
Сегодня наша цель на уроке побыть исследователями и
посмотреть на язык с этой точки зрения ­ взаимосвязи языка и
культуры – прикоснемся к увлекательной науке – лингвокультурологии.
Каждый воспитанный человек должен уважительно относиться к
традициям, культуре своего и других народов и стараться больше
узнавать о них и применять.
Начнем, пожалуй, с традиций, этикетов народов.
Мы все разные. Русские приглашают на чашку чая, поляк на
чашку кофе. Когда болгарину предложили чай, он сказал, что не болен.
В Болгарии чай – лечебное средство. Какие различия в этикетах
народов вы знаете?
Европейцы во время разговора смотрят друг другу в глаза, если
партнер отводит взгляд, считается, что он не честен, что­то скрывает. А
японцы это «глаза в глаза» считают чуть не грубостью. Европейцы,
здороваясь, протягивают руки, а у китайцев, японцев и индейцев это не
принято. И они вынуждены пожать конечность чужого человека. (Как
если бы приезжий совал для приветствия босую ногу). А это означает
приветствия у русского народа? А у вас? Например, в Архангельском
районе, приветствуя друг друга, башкиры говорят: «В порядке ли вы?
Здоровы ли?» (hаумыhыгыз) Ответ: «Здоровы». Прощание: «Прощайте».
У удмуртов – «Идешь да?» «Возвращаешься?» ­ приветствие.
Нормы этикета подчиняются сложившимся у данного народа
ценностям, поэтому при общении с людьми других национальностей и
стран необходимо знать их обычаи, традиции, этикет. Так и с языком.
Взгляд народа на мир сквозь призму языка называется языковая
картина мира.
Каждый народ в одном и том же предмете видит свое, по каким­
то признакам именует его.
Например, цветок, который ранней весной распускается назван
подснежник – в русском языке,
снежный колокольчик – в немецком,
снежная стрела – во французком,
умырзая – на башкирском и татарском языках.
Объясните, на что обратил каждый народ при даче названия.

(Русские: на ранее появление из­под снега.
Немцы, французы – сохранили связь со снегом, но немцы
обратили внимание на форму, французы на быстрый рост. Умырзая ­
этимология не ясна, но намек на грусть и быстротечность судьбы этого
цветка).
Взгляд на предмет при его названии отражается во внутренней
форме слова.
2.Как образованы шиповник, подсолнечник? Переведите на
башкирский язык. Гол­емеш (цветок ­ плод), конбагыш (склоняющийся
на день.
3.Приведите названия растений (деревьев, цветов, трав) с
прозрачной внутренней формой на русском и родном языках.
4.Напишите слова
следующие понятия родства:

Башкирского языка, обозначающие
1.родители (отец и мать)
брат – старший – агай
младший – усты
сестра – старшая – апай
младшая – hенле, эрэндэш.
Итак, у башкирского народа нет общего слова, называющего
родителей, но зато есть слова для обозначения старшинства и
меньшинства у братьев и сестер.
У каждого народа есть слова символы: например, свет и тьма –
противопоставление жизни и смерти, добро и зло, божественная
(созидательная) и нечистая (разрушительная) силы и т.д. Но
символическое значение слов в разных культурах может не совпадать.
У европейцев черный цвет является символом траура, в Японии
же – это белый цвет.
Символом России является береза, а Японии – сакура, Германии
– липа, Канады – клен и т.д.
Мы говорим, «белый как снег», у казахов и киргизов – «белый,
как молоко», у узбеков – «белый как хлопок».
Кислый у французов, немцев воспринимают как лимон; русские,
белорусы, украинцы – борщ, киргизы – кумыс, айран.
В каждом языке есть большое количество слов, не имеющих
точного перевода на другие языки, которые обозначают специфические
явления, реалии данной национальной культуры – их называют
экзотизмами.

Допишите страны в строчках согласно экзотизмам:
Скипер, шиллинг –
Арык, кишлак ­
Сакура, икебана ­
Баз, курень, майдан
Бешбармак, баурсак, кумыс, курай ­
Распределите лексику, обозначающую реалии русского быта по
смысловым группам.
1. Распределите безэквивалентную лексику наименований
реалий традиционного русского быта по смысловым группам.
Тройка, рассольник, сени, передник, оглобли, сарафан, баян,
подвода, жмурки, изба, рубаха, ставни, палисадник, окрошка, попона,
ушанка, сани, кисель, каша, хомут, прятки, хоровод, варежки, шашки,
квас, валенки, частушка, сорочка, барыня, гусли, бублик, лапша,
балалайка, баранка, городки.
2. Распределите заимствования из тюркских языков по группам:
­лексика, связанная с религией;
­лексика, указывающая на социальный статус или чин;
­обычаи, праздники;
­предметы домашнего обихода;
­национальные блюда и напитки;
­названия одежды.
Объясните их значение.
Алла, акын, палас, казан, кумыс, мулла, сесен, ислам, Коран,
тюбетейка, кунак, чакчак, калым, аркан, мечеть, бай, сабантуй,
бишбармак, камзол, айран, чалма.
Во фразеологических оборотах разных языков много общего,
потому что она отражает общечеловеческие понятия и взгляд на мир.
Но они отличаются своей национальной спецификой.
Сравните данные ниже фразеологии и объясните, в каких из них
есть национальные особенности.
Из других языков
Отражающая
особенность
Ломать голову
Плясать под
чужую дудку
Баш ватыу (голову
ломать – тат.)
Кеше кубызына бию
плясать под чужой кубыз
Национальный
музыкальный инструмент
русский – дудка,

Как сельдей в
бочке
Яблоку негде
упасть
Аяк басыр урын, юк
(некуда ногу поставить)
Энэ тортор урын юк
(иголку некуда
воткнуть)
татарский – кубыз
Элементы русского
традиционного быта –
соление рыбы,
выращивание яблок.
Шитье, вышивание – у
татар и башкир.
Сравните устойчивые сравнения в разных языках. Приведите примеры
сравнений в родном языке. В какой ситуации можно их употребить?
Как стройный тополь (русский)
Как чинара (персидский)
Как ива (башкирский)
Здоров, как бык (русский)
Здоров, как слон (вьетнамский)
Как дуб (башкирский)
Голодный как охотник (английский)
После дождичка в четверг (русский)
Когда сойдутся два воскресенья (английский)
Ждать, пока на камне цветы вырастут (японский)
Когда свиньи полетят (английский)
Когда выпадет красный снег (башкирский)
Чтение стихотворения
Две речки в сердце не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык, я онемею,
Утратив русский, стану я глухой.
Т.Зумакулова.
Как вы понимаете смысл этого стихотворения?
Какова роль русского языка в нашей стране?
Русский язык ­ великолепный инструмент духовного общения.
Он способен быть объединяющим языком, посредником между нациями,
помогающими им понимать друг друга – писал А.И.Арнольдов.
Согласны вы с ним? Почему?
О чем мы говорили на уроке?
Что нового узнали для себя?

Знакомясь с иностранным языком, изучая и чувствуя его, человек одновременно проникает в новую национальную культуру, получает то духовное наследство, что хранит язык народа и передает как опыт нации из поколения в поколение.

Фразеологизмы, как неотъемлемая часть языка, отражают многовековую историю народа, своеобразие его культуры, быта, традиции, ибо являются не только «мелкими словцами по случаю», но и высоко информативными единицами языка. В своём большинстве идиомы создавались народом прецендентно (т. е. по случаю), чтобы метко, образнее и полнее выразить суть высказывания, в связи с повседневными занятиями людей или поверьями, им свойственны юмор и житейская мудрость, их содержанием является весь мир, всё, чем живёт человек, и что его окружает. Фразеологизмы могут дать ключ к пониманию национального характера народа, его истории, культуры, стилю жизни. Актуальность изучения ФЕ сегодня очевидна. За этой малой частицей речи стоит весь язык – то зеркало коллективной культуры, где национально-специфическое соседствует с универсальным. Понимая «идиому», мы понимаем и принимаем «чужой» склад ума, входим в «чужое» культурное пространство. Идиома – культурный барьер переводчика. За ней стоит истинный смысл разговора, его «изнанка» и дипломатическая корректность. Ведь англичане – люди воспитанные, предпочитают говорить «полу правду», а попросту – умалчивают. Неправильное восприятие фразеологизма ломает «диалог культур», нарушает межкультурное общение. И этого старательно избегают сегодня представители разных языков (и культур), создавая единый европейский дом. Напротив, они стремятся использовать культурный компонент языка для взаимодействия и взаимообогащения национального опыта.

«Фразеологизмы, писал в своё время К. И. Чуковский, дороги нам не только потому, что в них отражаются реалии иноземного быта, но и потому, что они открывают для нас методы мышления другого народа, его юмор, его речевую манеру».

Объектом исследования является культура британской нации, а предметом исследования – фразеологические единицы, отобранные методом сплошной выборки из фразеологических словарей английского языка.

Семантическая и стилистическая ценность фразеологизмов в английском языке.

1. Что такое ФЕ и её функциональная нагрузка в межкультурном общении.

«Каждый язык – это храм, в котором бережно хранятся души говорящих на этом языке» (О. Холмс). В идиоматике языка хранится целая система ценностей, отношение к миру, фразеологизмы отражают и образ жизни, и географию страны с её историей, идиомы – словно «специи, которые добавляют в кушанье осторожно, щепоткой» «Фразеологизм (ФЕ, идиома) – устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям этого языка значением, не выводимым из значения составляющих его компонентов» , т. е. по сравнению со словом идиома: семантически богаче, стилистически ярче и образнее, грамматически более устойчива, фонетически «приятнее» на слух, динамичнее, а с культурологической точки зрения более живительна, национально ценнее и богаче. Функция обобщения и систематизации житейского опыта поколений присуща всем ФЕ языка, слова-компоненты приобретают более общий характер, становятся прецедентно-узнаваемыми. В экономной форме идиомы передают больше информации, чем словосочетания, метафоричность заставляет носителя языка подсознательно использовать речевой опыт предков, экспрессивность позволяет сохранить историческую ценность слова. Но вместе с тем, эти же «достоинства» ФЕ единицы затрудняют общение с не носителями языка, порой ведут к «конфликту культур», если не понимаемы, неузнаваемы и неоцененны иностранцем. Языковая картина мира, созданная ФЕ единицами – это мозаика, в которой реальность пропущена через сознание, культуры, опыт человека, приобрела специфические национальные черты, сохранила национальные традиции и материализовалась в обратный речевой поток. «Узнав» идиому, человек как бы извлекает из этой мозаики кусочек «чужой» реальности, ФЕ единица даёт запоминающуюся, готовую и краткую фразу, заменяющую длинное, отвлеченное рассуждение. Это и есть функциональная нагрузка ФЕ, будь то примета, поверье, житейское правило, поучение, пожелание. В. И. Даль называет это «одежды к случаю» . Т. о. семантические функции ФЕ в речи:

1) наблюдение; 2) рассуждение; 3) совет; 4) подсказка; 5)предсказание; 6) предупреждение; 7) поучение.

1) as old as the hills; 2) business & pleasure; 3) to end in the soup (плохо кончить); 4) to put for a rainy day (отложить на чёрный день); 5) a black cat on a roof (неприятности); 6) hold the horses (не торопись); 7) not to quarrel with one’s bread (от добра добро не искать).

Очевидно, идиомы живут в сознании носителей языка в зависимости от объёма присвоенной культуры. Эти образы, ассоциации узнаваемы в родной культуре, они не только украшают речь хозяина, но и определяют в разговоре «своё/чужое». И там, где русский предпочтёт глаголы, англичанин обойдётся послелогами (off the hands – с рук долой). Эффективна инверсия, но у англичан она более лаконична (out off sight), чаще использование исторических ассоциаций, мифологических сюжетов (the last of the Mohicans). Считается, что русская культура более коллективистская, а в Британии преобладает индивидуализм, чувство собственности, а ФЕ служат не только для стилистического обогащения речи. «Улыбаясь», англичане тактично не договаривают, жизнь преломляется через «личное усмотрение», словесные ассоциации сочетают внешнюю дипломатичность с внутренней суеверностью. Здесь уместны: сравнения: (с ярко выраженным оценочным значением) as bold as a lion, as pretty as a picture, tired as a dog, welcome as flowers in May (желанный); каламбур: вербальные обороты: make a poor mouth (прибедняться), have a green thumb (золотые руки (о садоводах), teali your granny to cook soup, to know which side bread is buttered (знать выгоду); метафоры: (красочны и полезны) when pigs fly, to be born with a silver spoon in the mouth (в рубашке родиться); эпитеты: a small talk (светский разговор), a white elephant (обуза); в фонетическом аспекте широко распространена аллитерация: as hungry as a hunter, bite the bullet (мужественно терпеть); фразеологические сращения: iron nerves (железные нервы), Honest to God! (Видит Бог!), stone heart, a dog in the monger, come what may be (будь что будет).

Такие ФЕ связаны с преданиями, традициями и потому не всегда понятны иноязычному собеседнику. Несомненно, изучая фразеологический фонд языка, собеседник, во-первых, получает определенную тематическую информацию, а, во-вторых, приобщается к многовековой национальной культуре народа, их создающих.

2. Основные концепты, отраженные в английских фразеологизмах.

Совершенно очевидно, чтобы понимать «чужую» культуру, нужно «проникнуть в смысл слов, кодирующих культуру» . Каждый язык располагает собственной уникальной фразеологической системой, её использование придает речи живость, образность и метафоричность. И если верно, что содержание ФЕ представляет картину мира, то из чего эта картина складывается? Традиционно, фразеологические словари объединяют идиомы по категориям «сферы деятельности человека». Категории называются: БЫТ, РАБОТА, СЕМЬЯ, СУДЬБА, ВЕРА.

Знаток английских идиом А. В. Кунин различает ФЕ по их дидактическим целям (поучать, предостерегать и т. п.). В. В. Гуревич предлагает классификацию по ведущему смысловому компоненту, и тогда меньше внимания получают ФЕ Моральные ценности, Личность, Внешность. Но именно последние ФЕ в большей степени являются национально-специфическими, и из них, возможно, составить портрет англичанина, сделать выводы о национальном образе жизни (STYLE). В. В. Красных среди наиболее важных ключевых концептов называет такие, как: СУДЬБА, ВОЛЯ, УСПЕХ, ДУША, СОВЕСТЬ, ЗАКОН, ПРАВДА, ИСТИНА.

Известно, что язык как одна из наиболее характерных составляющих национальной культуры, отражает и выражает и общечеловеческие, и национально-специфические черты культуры единого народа. Поэтому в «картину мира», созданную английскими ФЕ, мы ввели идиомы частого употребления в речи, способные создать малыми средствами яркую, многоликую мозаику. Мы предлагаем следующую классификацию ФЕ:

ПРИРОДА (NATURE), РУТИНА (DATLY LIFE), ЧЕЛОВЕК (PERSON), ОЧАГ (HOME), СЕМЬЯ (FAMILY), ОБРАЗ ЖИЗНИ (STYLE).

Green winter (белоснежная зима), a dog’s life (собачья жизнь), a nice cricket (отличный парень), my sweet home, husband, -&- wife, the center of univer, the kind’s word & God Save the Queen (Боже Храни Королеву). «Язык – зеркало окружающего мира, за каждым словом стоит предмет или явление» . Но между миром и языком стоит человек, носитель языка. Поэтому в речи каждое понятие обновляется, образуется как бы собственный мир «наклеенный» на мир действительный. Здесь самая многочисленная и представительная группа - ЧЕЛОВЕК (PERSON), которая в свою очередь вбирает в себя:

Внешность (Appearance) – devilishly nice (чертовски красива), long in the tooth (старый);

Личность, Характер (Personality) – dry behind the ears (зрелый), quick on the trigger (импульсивный);

Интеллект (Intellect) – as silly as a sheep (goose);

Чувства (Affections) – love-struck (сраженный любовью);

Мораль (Morality) – to drink ake a fish, as greedy as a pig;

Успех (Success) – Bless you!

Трудности Жизни (Troubles) – to make both ends meet («концы с концами»);

Работа (Carcer) - _ of all trades (мастер на все руки).

Несмотря на многогранность значений ФЕ, они являются самым ярким орудием выражения смысла и чувств, эмоций и культуры речи. Одни ФЕ устаревают, другие надолго задерживаются в общественном сознании. Язык, как и народ, живет и изменяется. И фразеологическая система постоянно развивается, обогащается. Любой житель Туманного Альбиона употребляет в своей речи живые, яркие и остроумные идиомы. Поэтому уместно распределить фразеологизмы и по их «социальному статусу» в речи:

1. бытовые (to go to the dogs – отправиться к праотцам);

2. общественно-политические (spirit of the law – дух закона);

3. фольклорные (просторечные) – chicken-heart (мокрая курица);

4. нейтральные (open meeting, lay if on thick – сгущать краски);

5. официально-дипломатические (to play a meaning – играет роль);

6. публицистические (книжные, научные) – to blow up the bridge (сжечь мосты);

7. сленговые (студенческие, спортивные и т. п.) – to play cricket, no way! (ни фига!);

8. профессиональные (специфические) – adam’s apple (адамово яблоко), length if service (трудовой стаж);

9. разговорные (like a bolt from the blue – как снег на голову);

10. мифологические (the heavy thsiph’s labour – тяжелый сизифов труд).

Фразеологическое новаторство с одной стороны и традиционность идиом в речи – два сосуществующих явления, которые придают ей (речи) живость и образность. То, что нельзя сказать «в открытую», всегда можно заменить «gypsy phrase» (заговоренным словцом, т. е. идиомой).

3. Страноведческая ценность английских фразеологизмов.

Англичане гордятся тем, что они, пожалуй, единственная страна, которая в эпоху всеобщей глоболизации, не желают «стать Европой». Напротив, у них есть своя, «островная» культура, они не заискиваются перед иностранцем и если их не понимают, это не их проблема. Важно не просто слышать англичанина. Он «застегнутый на все пуговицы» ведет разговор тактично и дипломатично, т. е. «недоговаривая». Фразеологизмы – тот мостик, по которому передается истинный смысл высказывания. Традиции и обычаи считаются негласными основами всего, поэтому нужно говорить лаконично, просто, но с огромной «изнанкой». Многие считают это снобизмом. Англичане считают это «тактом». Все, что присуще им – это их стиль, образ жизни (Style, Manner). Соответственно, такие стереотипы и клише трудны для восприятия «чужому» собеседнику. Социокультурный комментарий неизбежно сопровождает перевод идиом в литературе, требует устных пояснений переводчика, только так возможно разрешить «диалог культур», когда собственно слова понятны, а в речевых штаммах – совершенно «chinese writing»-«китайская грамота».

Е. д. Queen Victoria. Jack & Jill. To carry coals to Newcastle. Внутри языка живут и «ложные друзья» переводчика (accurate move – «точный» ход) и термины («recipe» рецепт), и универсальные библеизмы (tooth for toth – зуб за зуб). И за каждым словом стоит национальная «реалия».

Англичане привыкли к тому, что их воспринимают как ходячий набор неких стереотипов. В категории Style «Образ жизни» следует выделить такие концепты как:

1. почтение к монархии (в Британии нет «граждан», есть «подданные»), англичане большие патриоты (to look at the Queen);

2. любовь к спорту и животным (гордость британцев, святыня любви и преданности (a black horse – тёмная лошадка, also ran – последний на финише, love me, love my dog);

3. глубокое уважение к истории и традициям (они то-то и сохраняют и поддерживают самобытность Британии (before you can say Jack Robinson – в мгновение ока);

4. религиозность (даже церковь в Англии собственная, англиканская (to join the great majority – уйти в мир иной, Maighty Mary);

5. своеобразное чувство юмора (умение владеть собой и ситуацией (The shortest distance between two people is a smile. You can swing a cat here – здесь есть где размахнуться)

6. здравомыслие (всегда следует «быть готовым» к любым выкрутасам судьбы, важно знать «правила игры» to play fair cricket, to let sleeping dogs lie. Take it easy!);

7. дипломатичность (недопустимо совать нос в чужие дела (Keep Your Privacy. Let the cat out of the bag (выболтать тайну), to eat one’s hat).

ФЕ как средство представлений о человеке и окружающем его мире, это крупицы народной эстетики и мудрости, и легче найти взаимопонимание, когда «узнаешь» идиому в речи, знаешь, какой образ, прецедент, историческое имя или ассоциация заключены в ней. В обобщенном виде, ФЕ передает социально унаследованную систему навыков и идей, т. е. культуру нации.

Фразеология является языковой универсалией. Она присуща всем языкам, но в каждом реализуется индивидуально. Фразеологический фонд языка – это та языковая «картина мира», что создана (и до сих пор создается) всей нацией, её историей, традициями, образом жизни, общественным опытом и отдельной личностью. Язык, мышление и культура взаимосвязаны настолько тесно, что практически составляют единое целое. В ФЕдиницах универсальные категории соседствуют с национально-специфическими. В речевом потоке ФЕ полнофункциональна и прецедентна, что позволяет объединять идиомы по ведущему семантическому концепту и сделать вывод, что идиомы – национально-специфическое зеркало культуры, характера и стиля жизни всего народа. Между этим зеркалом и реальностью стоит носитель языка, носитель данной культуры. Непонимание его речи это, прежде всего, непонимание и неполное восприятие его национальной культуры. Именно язык реализует национальную культурную картину мира, фиксирует её в речевом потоке, в том числе фразеологизмах. Потому ФЕ в значительной степени способствует межкультурному общению и как информационные единицы языка и как часть речевой мозаики «картины мира».

Фразеологизмы как зеркало культуры, национального опыта и характера.

Картина мира, созданная английскими ФЕ.

Нельзя не согласиться, что “англичане, пожалуй, единственная страна, которая не хочет быть ”Европой” , всячески отделяя себя от всего мира. И, хотя, в любой стране The Sun Rises in the East(Солнце всходит на востоке), даже светило у англичан играет особую роль. Оно нужно, прежде всего, для организации ритма жизни в стране: make hay while the sun shines ; two suns shine to him ; as essential as the sun on a rainy day. В Англии проходит нулевой меридиан, значит, здесь пуп земли, сама природа придала себе уникальность и значимость. Как в зеркале отражается жизнь в природных явлениях: wind in the west the weather is best; Rain on Monday Sunshine next Sunday; The Sun red at night – a sailor’s delight. Природа – часть общей картины мира, она мудра и своеобразна (There is no climate, but the weather), она – та самая нить, что связывает людей в единую нацию: keep for a rainy day, birds of the same feather, still waters sing like a lark, it rains cats and dogs - эти природные явления давно стали нарицательными прозвищами или определениями ситуаций из самой жизни. Рутина – другая грань картины мира. В национальном сознании, в виде идиом, зафиксирован строгий порядок вещей, традиционность и патриотизм англичанина в ежедневных делах: rise with the cocks, as busy as a bee, a lead dog’s life, the early bird catches the worm, every cricket praises its hearth, turn as a squirrel. С “Человеком” в картине мира связан целый ряд концептов: Внешность, Личность, Интеллект, Успех, Чувства, Мораль. Эта многогранная часть мозаики мира – самая представительная категория. Сдержанные, с пикантным чувством юмора, иногда даже как-то свысока, идиомы этой группы демонстрируют соединение национального опыта с современным колоритом островной жизни.

Например, дети и взрослые представлены, как совершенно разные слои общества (е. д. kids should be seen, not heard; или: no children, no dogs (в баре). Детство – это лишь тот период, который нужно пережить, чтобы стать нормальным, т. е. взрослым человеком. Человеком, у которого все в характере своеобразное, чисто “ английское”. Внешность: devilishly fine, a white crow, a real picture. Интеллект: wake up to the fact, mad as a hatter, quarrel with one’s bread. Чувства: down in the mouth, in a seventh heaven, love-struck.

Характер: as proud as a peacock, play the first fiddle, a gentleman to the backbone. Для англичанина совершенно недопустимо пренебрегать “ правилами игры ”(It’s not cricket), здравомыслие и добропорядочность – лейтмотив идиом в концепте “ Мораль ”. Англичане даже привыкли к тому, что их воспринимают как ходячий набор неких стереотипов: healthy, wealthy and wise; never set the Thames on fire (звезд с неба не хватать); Deeds, not words, a friend in need, keep up with the Johns (не хуже соседей). Потому Трудности жизни нужно учиться преодолевать. Концепт “ Успех ” – часть словесного портрета англичанина: work one’s way to the top, steal the show (сразить всех), have the world at one’s feet, born with a silver spoon in the mouth. Составив из мозаичных набросков всю “ Картину мира ”, мы получаем то зеркало жизни, в котором универсальные явления природы сосуществуют с национально-специфическим представлением реальности и быта англичанина, его характеристики “типичного островитянина”, “идеального семьянина”, для которого дом – центр вселенной (my sweet home, love my dog, East or West Home is Best, My Home

Отражение национального быта и национального характера в ФЕ.

Давно замечено, что мудрость и дух народа ярко проявляются в речевых клише, а знание идеал народа способствует лучшему пониманию образа мысли и характера народа. Настоящее владение языком подразумевает умение проникать в законы ”чужого” восприятие действительности. Что хранит англичанин в своем сердце, во что он верит, каким правилам стремиться соответствовать? Ответ легко найти в языке. Дом - центр вселенной для англичанина, вершина уюта и удобства (my castle), семья – сама безопасность, очаг и любовь, покой и радость (Jack-&-Jill). Дети и пожилые люди – класс привилегированный, особый: by the kid’s mouth, old birds are not to be caught. Религия – сокровенное чувство, которое не принято выставлять на показ: praise the hard, God proposes, Holy Mary!

Эти универсальные концепты в английском языке щедро представлены в сравнениях (as merry as a cricket, as plain as a day), метафорах (skeleton in the cupboard, touch wood), эпитетах (light purse, a bat cat, a sinking heart), метонимии (fiddle and sticks, heads-&-tails), даже в оксюмороне (devilishly pretty, drink as a fish) и каламбуре (bees in one’s bonnet). Но есть и национально-специфические концепты, отделяющие англичан от шаблона “европеец”:1) английский патриотизм (a land of milk & honey (рай земной), East or West). 2) Преданность монархии (praise to the skies, Home is home). 3) Законопослушность (beggars & horses (honesty as a policy). 4) Приверженность особым идеалам: a) Pets (любимчики, члены семьи, нежно любимые кошечки, собачки, попугайчики и пр.) hove me; love my dog; b) Sports (set the saddle on the right horse, a sound mind in a sound body); c) Club life (pub – оплот стабильности общества; Pub & Club – очень “английские заведения”)(Lucky at cards); d) National Holidays (first foot, Christmas goose/pudding & pies); e) Etiquette (правила хорошего тона, как способ сохранения национальной самобытности) a wise old bird, know one’s onions, rack one’s brains, hold the tongue, ladies first; f) Weather (если не говорить о погоде по 100 раз на дню в вас сразу узнают иностранца) it never rains but pours. C одной стороны, англичане противоречивы и парадоксальны, с другой – цельные, определённые натуры. На прогулку одеваются “слоями” (cabbage style), сообщают друг другу то, что и так известно (double Dutch),не произнесут и слова, если их не представили друг другу (familiarity breeds contempt). Англичане предсказуемы(every man to his trade) и загадочны (“dark horse”, an open secret).

Специфика “островной” культуры Британии. Речевая культура (этикет нации).

Англичане вошли в историю как великие путешественники, покорили мир и научили всех ценить и любить свою далёкую родину. Веками сохраняются и бережно передаются традиции, чувство гордости и патриотизма за свои “маленький” остров сквозит во всем. Им не стыдно оставаться монархией в наши демократичные времена (God save the Queen), они убеждены в правильности своих идеалов и превосходстве. Им даже не чужды ирония и скептицизм (посмеяться над собой – удел сильной нации). И у них совершенно нет заигрывания с иностранцами, восхищения ими. Они сдержаны, но рассудительны, прагматичны, но не догматики, порядочные семьянины, примерные родители, законопослушные подданные её Величества, но и ими иногда овладевает “ветер перемен” (у американцев дух авантюризма). Всего понемногу, всё по миру.

Считается, что русская и европейская культура более коллективистская, а для англичан главное правило –

“ Keep Your Privacy “ доходит иногда до абсурда (майки в Лондоне раскупались на “Ура!”: ” No sex, please, we are Britons. ”)

В обоих культурах ценятся добропорядочность, сила духа, честность; порицаются трусость, глупость, лживость;утверждаются благородство души, культ труда, толерантность. С первого взгляда, англичане кажутся сдержанными и невозмутимыми, но в душе у них кипят страсти, они не менее способны на "мелкое" безобразие (smell one"s wild oats), чем другой народ мира. Вречи англичанина укоренились и национальные традиции (carry coals to Newcastle), приметы и поверья (smth old, smth new), известные прецеденты (Great Fire),забавные случаи (look at the Queen), знаменитости (Queen Mary), эмоциональные клише (Well-well), литературные и крылатые фразы (To be or not to be), жизненные нюансы (a stitch in time) - всё то, что мы называем опытом нации. Есть здесь заимствования и библеизмы (eye for eye), цитаты "Se la vis" и интернационализмы "The Troyan Horse" (My God), архаизмы (meo cum porto) и неологизмы (m. Thatcher - job snatcher). Язык, как нация, не живёт сам по себе. Он вбирает, как губка, чужой опыт, культуру, этикет, обогащается опытом других наций. Сегодня в Британии уже не актуальны "свои" слова, если во всем мире легко идут их синонимы (фуршет, а~ля, протеже, спагетти и пр.). Национально-специфическое легко уживается с универсальным.

С детства приняв, в свою память яркие идиомы, англичане нечасто задумываются о том, когда и как они вошли в национальную британскую культуру. Осмысленные многими поколениями фразеологизмы прочно вошли в повседневную речь, стали нормой речевого этикета. Не распознав идиому иностранец может невольно обидеть собеседника, задеть его национальные чувства. Этим национальный дух не только придаёт выразительность общению, но и предлагает разделить культуру, знания, опыт нации, представленные образно и кратко речевым штампом. они ассоциируются с приметами, традициями, устоями национального быта, с ключевыми историческими событиями, напоминают фольклор или авторские перлы. Они и дороги потому, что являются частью национального сознания.

язык мышление история культура

Этот вопрос можно рассматривать в двух направлениях. Одно направление устанавливает зависимость языка от общего культурного состояния народа. Исследование этого вопроса имеет много общего с проблемой связи языка и мышления. Другое направление изучает зависимость структурных особенностей отдельных языков от конкретных форм культуры данного народа. В этом случае иногда говорят о проницаемости языка по отношению к культурным феноменам. Рассмотрим последовательно оба эти направления исследования.

Не подлежит сомнению, что язык как социальное явление находится в зависимости от общего культурного состояния народа, которое предполагает и соответствующие формы мышления. Когда П. Я. Черных говорит, что "явление абстрагирования грамматических фактов, первоначально не имевших абстрактного значения, как характерная черта развития грамматического строя, не может служить основанием для того, чтобы отрицать всякую связь между историей грамматического строя того или другого языка и историей данного народа"(П. Я. Черных. О связи развития языка с историей народа. "Изв. АН СССР", отд. лит. и яз., 1951), то в общей форме с ним нельзя не согласиться. Но, с другой стороны, не следует переоценивать этого фактора для становления конкретных явлений грамматической структуры языка.

Как в истории отдельных языков, так и целых языковых семейств можно обнаружить достаточно многочисленные факты, показывающие развитие грамматических элементов языка в одинаковом направлении. Можно констатировать случаи параллельного развития ряда явлений в грамматических системах даже чрезвычайно различных по своей структуре языков. Подобные общие и параллельные процессы развития, очевидно, можно в известной мере связать с культурным развитием общества, обусловливающим в области мышления развитие в направлении от более конкретных к более абстрактным категориям. Культурное состояние общества, следовательно, связывается с языком в этом случае через посредство мышления.

Переходим теперь к рассмотрению зависимости становления структурных особенностей отдельных языков от конкретных форм культуры данного народа. Этнологические понятия культур попытался положить в основу классификации языков В. Шмидт. Излагая задачи своей работы, он писал: "Возникшие более крупные группировки - будем называть их языковыми кругами, - основывающиеся сами по себе на чисто языковом принципе, мы будем сравнивать с культурными кругами, установленными этнологическими исследованиями, чтобы выяснить, в какой степени крупные лингвистические группировки совпадают по своим границам с этнологическими и какая внутренняя взаимосвязь наличествует между ними". Однако попытка В. Шмидта, связывающая язык не только с этнологическими, но и с расовыми комплексами, не встретила положительного к себе отношения и окончилась неудачей.

Своеобразное преломление проблема связи языка с культурой нашла у Н. Я. Марра. Объявив язык надстройкой, он поставил его стадиальное изменение в зависимость от идеологии. Идеологические смены, по его мнению, обусловливают и трансформацию языков. В этой теории Н. Я. Mappa, может быть, с наибольшей четкостью проявляются вульгаризаторские основы его учения, стремящиеся уложить развитие языка в заранее подготовленные социологические схемы и фактически приближающиеся к теориям В. Шмидта, хотя сам Н. Я: Марр и его последователи нередко выступали с резкой критикой расовых основ его классификации.

Решение вопроса о. причине зависимости между культурой и языком следует ставить в связь со следующими двумя факторами. Первый из них касается определения понятия культуры или культурного фактора в развитии языков. Так, тот факт, что один народ обладает культурным преобладанием над другим, может привести к тому, что один язык занимает подчиненное положение по отношению к другому и заимствует у этого последнего те или иные его элементы. Так называемый престиж языка, связанный обычно с чувством национального самосознания, - вполне реальная историческая величина, и он не в малой степени способствовал тому, что, например, ирландский, греческий, армянский, польский сохраняли в полной мере свою жизненность в условиях, в которых другие языки ассимилировались среди языков своих поработителей. Но подобного рода явления нельзя рассматривать лишь в аспекте связи проблемы языка и культуры. Они, вне всякого сомнения, должны рассматриваться в одном ряду с такими явлениями, как экономическое и политическое преобладание народов, военные завоевания, переселения и пр. Иными словами, это общеисторические явления, хотя они и связаны с культурой народов.

Что же тогда следует отнести к собственно культурным явлениям? Культура, по определению Большой советской энциклопедии, - это "совокупность достижений общества в области просвещения, науки, искусства и в других областях духовной жизни". Поэтому если мы попытаемся установить соответствия между явлениями культуры в этом смысле и фактами структуры языка, то при положительном решении данного вопроса мы в конечных выводах должны будем признать язык идеологическим образованием, что противоречит всему тому, что мы знаем о языке. Таких соответствий не может быть, и, следовательно, говорить о причинной зависимости между культурой и языком в плане конкретных явлений совершенно неправомерно. Но здесь необходимы две существенные оговорки, которые приводят нас уже ко второму из упоминавшихся выше двух факторов.

Между явлениями культуры и фактами структуры языка нет прямой причинной зависимости и прямого соответствия, но изменения в культуре могут находить косвенное, опосредствованное отражение в языке, т. е. между ними есть общая зависимость; это признает и Э. Сепир, когда пишет, что "история языка и история культуры развиваются параллельно". Но дело тут не в совпадении общих тенденций развития, о которых говорилось выше, а в другом. Так, вызванные культурным развитием народа лексические новообразования могут привести к морфологическим или фонетическим изменениям, например, когда некоторое количество заимствованных слов вносит новое фонетическое явление, которое затем чисто лингвистическим путем распространяется и входит в фонологическую систему языка. В данном случае, следовательно, речь идет не о том, что категории языка и категории мышления, представленные в явлениях культуры, могут обладать общей тенденцией развития в сторону большей абстрактности их содержания, а о возникновении конкретных фактов языковой структуры, которые в конечном счете стимулированы культурным развитием общества, но находятся вне указанной тенденции. Хотя истоки подобного рода языковых новшеств лежат в фактах культуры, их языковое выражение определяется структурными особенностями данного конкретного языка. Это обстоятельство и дает нам основание говорить о возможности опосредствованных влияний культуры на язык.

Теперь обратимся к другой оговорке. До сих пор разговор шел о развитии языка и его зависимости от культурного развития народа, а также о большем или меньшем богатстве духовного содержания (говоря словами Большой советской энциклопедии) того или иного народа и влиянии этого обстоятельства на структуру языка. Но связь между языком и культурой можно рассматривать и с точки зрения своеобразия форм того и другого явления. И в этом последнем случае мы можем обнаружить значительную близость между языком и культурой. Простейшим образом эта близость обнаруживается в наличии ряда слов, связанных с реалиями, характерными для той или иной культуры и поэтому, как правило, с большим трудом и только описательно переводимыми на другой язык. Так, в якутском языке существуют следующие слова, которые не имеют прямых эквивалентов в русском языке: собоо - сделаться невкусным (о мясе изнуренного животного), туут - лыжи, подбитые кожей, олоо - зимовать на подножном корму (только о лошади) и т. д. Другим свидетельством данной зависимости языка от культуры является структура всего словаря языков, в которых можно выделить различные лексические категории, связанные с характерными для данной культуры чертами. Здесь имеет значение и количественный момент, так как обычно более существенные для данного народа явления имеют более подробную номенклатуру. Зависимость между культурой и языком (точнее, его лексикой) этого порядка Э. Найда суммирует в следующих двух правилах:

Лексика, относящаяся к центральным элементам культуры, пропорционально более исчерпывающая, чем лексика, относящаяся к периферийным чертам культуры. Иными словами, объем словаря, относящегося к любому явлению культуры, прямо пропорционален ее культурной значимости.

Культурные подгруппы обладают пропорционально более обширной лексикой в сфере их различий.

Известного рода культурные модели лежат и в основе метафорических обозначений психических состояний, когда печаль, например, обозначается в племени хаббе в Судане выражением "иметь больную печень", племя бамбара (также в Судане) употребляет в этом случае выражение "иметь черный глаз", а мосси (к северу от Золотого Берега) - "иметь гнилое сердце", а удук (в Судане) - "иметь тяжелый желудок". Более отдаленная связь между лингвистическими и культурными моделями скрывается в оборотах типа русского ушко иглы, который по-английски будет иметь буквальное значение "глазок иглы", у индейцев кекчи - "лицо иглы", у племени пирро в Перу - "ноздря иглы", у племени хакачин в Бирме - "рот иглы", у племени амузгос в Мексике - "дыра игла" и пр.

Зависимость между языком и культурой проявляется не только в лексике, но также и в грамматике, хотя и не столь очевидным образом. Так, в языке Новой Каледонии присутствуют две посессивные системы, первую из которых можно условно назвать близкой (или интимной) принадлежностью, а вторую - далекой принадлежностью. Первая система охватывает имена со значением "мать", "печень", "потомок", а вторая - "отец", "сердце", "жизнь". На первый взгляд такое распределение представляется совершенно произвольным. Однако оно становится понятным, если учесть, что в Новой Каледонии издавна господствовал матриархат, что печенка символизирует всего человека (это значение она имеет и в обряде жертвоприношения), а потомок, воплощающий собой продолжение жизни, имеет большее значение, чем жизнь его родителей.

Подобного рода примеры, количество которых можно умножить почти безгранично, убедительно свидетельствуют в пользу того положения, что своеобразие форм культуры, как правило, находит отражение в языке.

У каждой культуры есть своя языковая система, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. Значение языка в культуре любого народа трудно переоценить.

Язык - это зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его обычаи и традиции, мораль, система ценностей. Язык является кладовой, копилкой культуры, так как все материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в языковой среде: фольклоре, книгах, в устной и письменной речи.

Язык не простое зеркало, которое отражает все окружающее, а призма, через которую смотрят на мир, и в каждой культуре эта призма своя.

Каждый язык включает в себя картину мира, в ко­торой живет тот, кто этот язык употребляет. Эта связь человека с картиной мира, содержащейся в языке, на котором он говорит, с кругом представлений, образов и понятий, которые запечатлены в языке, обуславли­вает глубочайшее действие каждого языкового явле­ния. Этого воздействия не может избежать никто, ни в одной фразе, которую человек произносит или слышит.

Язык в отношении своего строения, своей лексики есть одна из важнейших сторон культуры, может быть, самая важная. Язык есть, если можно так сказать, зеркало, отражающее культуру. Весьма симптоматичны рассуждения о соотношении национального языка и культуры и его свидетельство о восприятии родного языка русскими поэтами, по существу отражающем такое восприятие всяким думающим о судьбах русской культуры и русского языка: Национальный язык – это не только средство общения, знаковая система для передачи сообщений. Национальный язык в потенции – как бы “заместитель” русской культуры. Ощущение языка, как своего рода концентрации духовного богатства, своего рода знамени духовного богатства культуры в целом было в высшей степени свойственным особенно чутким к русскому языку поэтам.

11. Язык как хранитель культуры.

Язык – носитель, хранитель культуры, так как именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. И наконец, язык- это инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа.

Каждый социум (носитель языка) отличается своей концептуальной системой - картиной мира, которая отвечает физическим, духовным, технологическим, этическим, эстетическим и другим потребностям в мире. Язык является одним из средств формирования социализации картины мира.

Изменение философских традиций исследования языка вызывает необходимость общаться не только к языку и тексту, но и учитывать контекст, включающий различные аспекты: исторический, социальный, культурный, вербальный и др. контекст представляет собой концептуальную систему, которая рассматривается как «система взаимосвязанной информации, отражающая познавательный опыт индивида на самых разных аспектах познания, осмысления мира: наиболее абстрактные концепты в такой системе континуально связаны с концептами, отражающими наш обыденный опыт, как часть одной концептуальной системы».

Язык и культура, конечно, отдельные самостоятельные явления. Вместе с тем в своем развитии и синхронном сосуществовании они настолько тесно соотносятся и взаимодействуют друг с другом, что закономерно, с одной стороны, ставится вопрос о языке как одной из основных форм реализации национальной культуры, как важнейшем компоненте национальной культуры и фундаментальном факторе ее существования и развития, с другой стороны, говорится о языке как о продукте национальной культуры.

Отдельный язык есть индивидуальное и неповторимое историческое явление, принадлежащее к данной индивидуальной культурной системе. Даже всецело оставаясь на почве одного языка, мы уже изучаем тем самым соответствующую культуру, именно первую, и в известном отношении, может быть, самую важную главу ее истории.

12. Язык как орудий культуры.

Человек- творение языка и его пленник.
Грамматические и лексические средства формирования личности.

Язык, важнейшее средство выражения той части культуры, которая относится к интеллектуальной деятельности, и существенного сегмента эмоциональной стороны духовной жизни человека. Языком охватываются в том числе и те сферы человеческого интеллекта и души, которые составляют культуру и тесно с ней соприкасаются или взаимодействуют, как, например, наука, религия, философия.

Сам человек – творение языка. Человек и язык меняются местами: человек – объект отражения языком как субъектом, активным началом в этом аспекте их соотношения выступает язык, потому что «люди узнают слова до того, как узнают идеи и дети, привыкшие к этому с колыбели, продолжают поступать так всю жизнь».

Использование лексических единиц в речи является одним из показателей сформированности лексического навыка говорения. Лексический навык формируется при выполнении речевого действия. Поэтому структура лексического навыка говорения неотделима от структуры речевого действия, хотя упор делается главным образом именно на лексическую сторону речевого действия.

Уже на уровне грамматики язык свидетельствует о повышенной эмоциональности, сентиментальности, сердечности русской души, русского национального характера. Уменьшительно-ласкательные суффиксы русского языка не только отражают повышенную способность русскоязычного человека к выражению любви и доброты, его эмоциональность и чувствительность, но и несомненно способствуют формированию этих качеств. Восклицательный знак и грамматическая категория рода тоже определяют более эмоциональное отношение и к людям, и к окружающему миру. Таким образом, в формировании личности носителя языка участвуют все средства языка, в том числе грамматические.

13. Национальный характер.

“Язык слов” как принадлежность людей, как средство их общения существует во множестве вариантов – в языках племен, народов, наций. В современном мире насчитывается более пяти с половиной тысяч языков и диалектов.

Язык каждого народа теснейшим образом связан с историей народа – его носителя. Он связан, перефразируя Лермонтова, с “торжествами и бедами народными”, с повседневной жизнью людей, объединенных в данный народ, а также с духовной жизнью всего народа. Каждый язык не просто связан с жизнью народа. История народа находит отражение в языке, главным образом в словах и фразеологии. Более того, существеннейшая часть коллективного опыта народа, в том числе его духовной жизни, которая проявляется в интеллектуальной деятельности и во “внутреннем мире” человека (сфера психики), находит свое выражение посредством языка в устной речи и в письменных текстах.

Язык становится своеобразным зеркалом жизни народа, но не только “текущего момента”. В силу способности закреплять в своих единицах, преимущественно в словарном составе и фразеологии, все, что было и есть в народной жизни (великое и малое, хорошее и плохое), язык сохраняет в народной памяти “следы” далеких эпох и недавнего времени, преобразовывая, трансформируя смысловое содержание самих слов и фразеологизмов под влиянием “превратностей” их употребления в повседневном речевом общении носителей языка и “внешних” обстоятельств (исторических событий, конкретной ситуации, контекста художественного произведения, газетной статьи и т. п.).

С этой точки зрения, русский язык – бесценное национальное достояние, воплотившее народный склад ума, самобытность “внутреннего мира” русского человека, неповторимость исторического пути русского народа.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Мысль об отражении культуры в языке не является новой в лингвистике. Современные зарубежные и российские ученые справедливо утверждают, что лучше, прочнее усвоить иностранный язык позволяет глубокое ознакомление с культурой страны изучаемого языка, а также установление межкультурных контактов и межкультурной коммуникации.

Межкультурную коммуникацию Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров определили как "адекватное взаимопонимание 2-х участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам". В этом процессе, как известно, человек, выросший в одной национальной среде, постигает и усваивает нормы и ценности другой. При этом через понимание мировоззрения, ментальности, через проникновение в систему этических, эстетических ценностей другого народа посредством языка данного народа происходит "осознание изучающим и своей собственной культуры, определение своего места и предназначения в эволюционном процессе человечества".

Культура Англии и России удивительно многообразна, каждая имеет глубокие корни и яркие особенности. Тем интереснее сопоставить два языка в плане пословиц, отыскивая как прочные связи, так и неповторимую национальную окраску.

Одним из авторитетных и испытанных временем источников культурологической информации являются, как известно, пословицы и поговорки. В них обобщен, сконцентрирован жизненный опыт народов, система ценностных ориентации и предпочтений, важные свойства национального характера, менталитета. Пословицы и поговорки - величайшая ценность духовной культуры народа, проявление его наблюдательности, остроумия и творческой силы, зафиксированное языковыми средствами либо в виде кратких поучений и назиданий, либо образно, иносказательно, метафорически.

Знакомясь с английскими поговорками в процессе изучения английского языка, русскоговорящие студенты невольно становятся участниками диалога культур, т.к. имеют возможность сопоставить их с родными пословицами, что позволяет определить как общее, так и особенное, своеобразное в менталитете двух разных народов.

Пословицы в русском и английском языках могут быть разделены на три группы.

  1. Немногим более одной трети пословиц можно перевести "калькированием", то есть буквальным переводом.
  2. Менее одной трети пословиц имеют одинаковую структуру, но образы для выражения в них различны: a hawk will not pick out hawk"s eyes - "ворон ворону глаз не выклюет".
  3. Оставшиеся пословицы (примерно столько же, сколько и в первой группе) не могут быть переведены дословно, так как различаются и по конструкции, и по употреблению: honey catches more flies than a vinegar - "доброе слово и кошке приятно".

Самыми интересными для исследования, конечно же, являются пословицы третьей группы. Можно не без веских оснований предположить, что любая пословица была создана определенным человеком или людьми при определенных обстоятельствах, однако для очень многих старых пословиц источник их происхождения полностью утрачен. Поэтому правильнее будет сказать, что пословицы имеют народное происхождение, что их первоисточник находится в коллективном разуме народа. А значит, исследуя пословицы, мы попутно исследуем и культуру страны, сознание и образ мыслей народа. В результате, небезынтересно будет проследить общий характер пословиц каждого из языков.

Анализ смыслового содержания пословиц позволил увидеть сходство в философском понимании человеческой жизни, в нравственных ориентирах и оценках таких разных народов: это признание быстротечности жизни и необратимого течения времени.

Англ .:Times change - Времена меняются. Опе саппоt put back thе с1оск. -Время необратимо. Русская : Воду в реке не остановить. Что прошло, того не догонишь.

Общее заметно и в понимании ценности слова. Англ.: A word spoken is past recalling. - Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Русская: Сорвалось с языка - досталосьвсему миру. Сказанное слово - упущенная стрела.Пуля сразит одного, слово - десятерых.

Почти дословно она встречается у англичан: The tongue is not steel, yet it cuts. - Язык не из стали, но может ранить. Или: The pen is mightier than the sword. - Перо сильнее меча.

Сходство заметно и в отношении двух народов к труду, и в оценке денег, богатства в жизни человека. Английские пословицы о труде существуют в виде поучения: Don’t put of till tomorrow what уоu саn dо todау. - Не оставляй до завтра то, что можно сделать сегодня. Похожи и русские пословицы. Дело и труд все перетрут. Труд и терпение превращаются в золото. Без труда нет и покоя.

Англичане высоко ценят сноровку в работе, добросовестность, основательность: If a thing is worth doing it is worth doing well. - Если уж делать, то делать хорошо. Или: Never do things by halves. - Не делай ничего наполовину.

То же и в русской пословице: Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. У кого умелые руки - тот и мед ест.

В пословицах отмечены и истоки человеческого трудолюбия: Necessity is the mother of invention. - Нужда - мать изобретательности (русская).

Одновременно осуждается нечестно достигнутое богатство. Lightly come, lightly go. - Что легко пришло, легко и уйдет (англ.). Или: Easy come, easy go. - Как пришло, так и ушло (англ.). Без труда нажитое добро через двери войдет, через окно выйдет (русская).

Сравнивая английские и русские пословицы, можно увидеть сходство в том, как оценивают англичане и русские значение для человека его окружения, друзей. Так, английская пословица гласит: Men are known by the company they keep. - О людях судят по их компании. И русские: Плохой и дружбу заводит с плохим. Кто с оленем дружит, тот, как олень, благородным будет.

Солидарны народы и в негативной оценке денег в жизни людей. Muck and money go together. - Грязь и деньги ходят вместе (русская). За знатным сплетни, за богатым - грязь.

Деньги влияют на дружеские отношения людей; богатство несовместимо с искренностью. Об этом английские пословицы: A full purse never wanted a friend. - У кого тугой кошелек, тот не испытывает недостаток в друзьях. When I lent I had a friend, when I asked he was unkind.

Подобна им и русская пословица: Я богат, и друг мне рад. Где должок? А он - молчок.

Большие возможности, которые дает человеку владение деньгами, констатируют англичане и русские. A golden key opens every door. -Золотой ключик открывает любые двери (англ.). Кроме отца с матерью, за деньги все купишь (русская).

Даже в том случае, когда повсеместно утвердился стереотип англичанина как индивидуалиста, склонного к замкнутому образу жизни, пословицы дают возможность избежать односторонности и создать более точное представление об этом национальном характере. Так, с одной стороны, в них утверждается: An Englishman"s house is his castle. - Дом англичанина - его крепость. Ср. с русской: В своем доме - каждый сам себе хозяин. Love your neighbor, yet pull not down your fence. - Люби своего соседа, но из-за высокого забора. A constant guest is never welcome. - Постоянному гостю не рады. В то же время у нас обычаи гостеприимства, добрососедства святы: Пища без воды и еда без соседа - грешны.

Однако в английских пословицах утверждается высокая сила человеческого единения, дружбы, согласия: United we stay, divided we fall. - Вместе мы выстоим, врозь - пропадем. A house divided against itself can"t stand. - Дом, в себе разделенный, устоять не может. Похожих по смыслу пословиц много у всех народов. Например: Один цветок лета не делает. Кто не с людьми, тот словно и не родился. Из капель образуется озеро.

Очень много смысловых параллелей в пословицах о доброте. Give and take. - Давай и получай взамен (англ.). Добро без возврата не останется. Kind hearts are more than coronets. - Доброе сердце превыше короны (англ.).

Есть совпадения и в оценке патриотического чувства. It is a foolish bird that soils its own nest. - Плоха та птица, что свое гнездо марает (англ.). Каждая птица свое гнездо любит (русская).

Серьезно, основательно подходят англичане и русские к созданию семьи, к оценке брачных уз. First thrive and than wife. - Сначала наживись, потом женись (англ.). Брак, совершенный без раздумья, недолог (русская). Дословно совпадает пословица о муже ижене. A good husband makes a good wife. - Муж хорош - и жена хороша. Очевидно сходство и к поиску невесты. Понимание того, что матьимеет влияние на дочь, во многом служит для нее примером, лежитв основе английских и русских пословиц на эту тему. На край посмотрев, сукно покупай. На мать посмотрев, дочь возьми (русская). Не that would the daughter win, must with the mother first begin.

Познание менталитета англичан, отразившегося, в частности, в его пословицах и поговорках, осуществляется русскими, прежде всего с точки зрения своей национальной культуры, существенные черты которой запечатлены в русских пословицах и поговорках, с которыми человек знакомится с детства. В них раскрываются типичные черты национального характера русских: коллективизм, высокое чувство дружбы, товарищества, гостеприимства, беззаветный героизм, отвага. Один поможет - ты вдвое сильнее, двое помогут - в 100 раз сильнее. Лучше слепота, чем бесчестье.

У истоков такого мироощущения - черты бытового уклада жизни русских и героические страницы их истории.

Поддержка, взаимопомощь родственников, друзей, коллег по работе позволяет русскому самому проявлять душевную щедрость, гостеприимство, естественный коллективизм. Неслучайно, эти свойства нашего менталитета, отраженные в народных пословицах, поучениях ("Будь ласков с родителями, уживчив с соседями и приветив с гостем"), необходимо учитывать при определении контраста в ментальности английского народа, в которой проявляется не прикосновенность частной жизни, независимость, граничащая с ослаблением родственных связей. Для русского неприемлемы и непонятны без специальных разъяснений, без экскурсов в историю Англии такие пословицы, как: Let the world wag and take mine ease in mine inn. - Пусть мир шатается и оставит меня в покое на моем постоялом дворе. Или: Do not wear out your welcome. - He злоупотребляй гостеприимством. A constant guest is never welcome. - Постоянному гостю не рады.

В то же время и англичане и русские показали себя ценителями не безрассудной храбрости, а умелого сочетания доблести с осмотрительностью, осторожностью. Discretion is the better part of valour. - Осторожность - лучшая часть доблести. Let sleeping dogs lie. - He трогай спящую собаку (англ.). Если один в пути, на затылке глаза заведи. Клади голову там, где найдешь ее целой.

Осторожность, осмотрительность сродни разумной бережливости, о которой положительно отзываются и англичане, и русские. Little and fills the purse. - Помаленьку, но полон кошелек. Many a little, makes a ruckle. - Понемногу кладешь, много соберешь (англ.). Богатство и бережливость - родные братья.

Ценным свойством человеческого характера признается настойчивость, упорство в достижении цели, терпение. If at first you don"t success, try, try, try again. - Если с первого раза не удалось, пробуй снова и снова. Little strokes fell great oaks. - Малые удары валят большие дубы. Everything comes to him, who waits. - Все приходит к тому, кто умеет ждать. По смыслу этим пословицам близки русские: На дне терпения оседает золото. Начало науки - ум, начало ума - терпение.

Интересно проанализировать пословицы про животных в английском и русском языках.

Возьмем русское выражение "когда рак на горе свистнет", которое используется для выражения невозможности какого-либо действия. Английским эквивалентом этой поговорки являются два выражения

When pigs fly и to wait till the cows come home.

Понятно, что рак свистеть не может, но почему именно рак, и почему именно на горе? На это мы не можем дать четкого ответа. Намного логичнее кажется выражение в английском языке.

Нельзя было выбрать более грузное и неповоротливое животное, чем свинья - вот она-то никогда не сможет летать (даже летающие коровы, встречающиеся в русском фольклоре более реалистичны, чем хрюшки с крыльями). Таким образом, рациональный английский ум не нашел ничего лучшего, чем соединить эти, казалось бы, несовместимые вещи - полет и грузную свинью. Если бы даже житель туманного Альбиона и перевел свою родную и хорошо ему знакомую пословицу на русский язык дословно, мы бы без труда догадались, о чем идет речь, а если бы мы попытались перевести нашу поговорку своим англоязычным друзьям, ответом был бы, скорее всего, непонимающий взгляд.

Еще более логичным кажется эквивалент to wait till the cows come home. Во времена создания этой пословицы быт простого англичанина был напрямую связан с животноводством. И рациональные люди не стали ломать голову, придумывая витиеватые выражения для меткой фразы, а взяли простые и понятные слова - никто ведь не сомневался, что корова не пойдет сама домой (конечно, если это не цирковая корова, или если она не обладает сверх способностями), и поэтому бесполезно сидеть и ждать, когда она наконец-то постучит копытом в дверь.

Или возьмем выражение "купить кота в мешке". Это, конечно, не значит, что крестьянин, встав с петухами, шел на рынок купить себе пару кошек для домашнего хозяйства, а потом еще и горевал, что, не посмотрев, купил кота белого цвета, а не, скажем, черного. Все понимают, что дословно это значит, что если ты покупаешь на базаре какую-либо живность, то нужно тщательно все проверить, или, в противном случае ты рискуешь обнаружить дома вместо свиньи облезлого кота. В английском же варианте эта пословица звучит как never buy a pig in a poke ("никогда не покупай свинью в мешке"). Следовательно, самое большее, на что способен английский мошенник - это подсунуть тебе на худой конец такую же худую свинью, но вовсе не другое животное. На последнее хватило бы изобретательности только у нашего брата.

Еще одним характерным отличием русских и английских пословиц является широта охвата животных (которая типична и насчитывает около пятнадцати разновидностей). В английских пословицах чаще используются домашние животные, живущие в непосредственной близости от носителя языка, особенно часто встречается противопоставление "кошка - мышь". В русском же языке нет такой зависимости, напротив, предпочтение отдается лесным животным, из чего можно заключить, что для русского человека большее, чем для англичанина, значение имеет охота (в лесу). В результате этого в русских пословицах появляется противопоставление "заяц - волк", которое отсутствует в английских пословицах.

При этом интересно то, что лошадь в пословицах - "интернациональное" животное: по частоте употребления она занимает одно и тоже место и в русских, и в английских пословицах. Это можно объяснить тем, что она использовалась как в сельском хозяйстве, так и в качестве транспортного средства вдали от дома, а также на охоте.

Причем и в употреблении животных англичане поступают более рационально: если это птицы, то просто птицы, если рыбы, то рыбы - и все. Русский же человек стремится сделать пословицу более образной, насыщенной, даже в ущерб ее простоте: не птица - а воробей, ворона, соловей; не рыба - а щука (хотя в названиях рыб русские пословицы не столь изобретательны).

Среди английских пословиц значительное место занимают те, в которых раскрываются такие особенности национальной психологии, характера и поведения англичанина, как аккуратность (A place for everything, and everything in its place. - Всему свое место.), осмотрительность (Look before you leap. - Осмотрись, прежде чем прыгать.), тактичность, щепетильность (There is a time to speak and a time to be silent. Do not wear out your welcome. - He надоедай.), скромность (Don"t ride the high horse. - He будь заносчивым.), честность (Honesty is the best policy. - Честность - лучшая политика.), умеренность во всем (Safety lies in the middle course. - Средний путь - самый безопасный.).

Таким образом, включение в учебные материалы для учащихся такого национально-культурного компонента, как народные пословицы и поговорки, позволяют углубить их представление о свойствах национального характера и менталитета народа как части национальной культуры.