Индия достаточно долго была Британской колонией, но после Второй Мировой Войны почувствовала слабину в Европе, и, подняв на руки Махатму Ганди, воспрянула со своей борьбой за независимость и таки получила её в августе 1947 года.

Пакистан, бывший частью Индии, вспомнил, что святое дело Аллаха – защищать мусульман, а мусульман в Пакистане 97% — решил «под шумок» отделится от Индии, потому как ранее был всего лишь одной из её провинций (и в Индии 80% населения – индусы, и только 13% — мусульмане).

И все бы ничего, но вышла у них там заминочка – несколько пограничных территорий, а именно Кашмир и Джамму (обычно упоминается только Кашмир, как название региона), Индия не хотела так просто отдавать в новосозданную мусульманскую республику. С одной стороны, большинство проживающих там – мусульмане, с другой, королевская династия, правящая этой чудной горной местностью – индийская.

Это стало причиной начала первой Индо-Пакистанской войны , также известной как Первая Кашмирская Война. Она длилась полтора года и закончилась аккурат 31 декабря 1948 года. В результате Пакистан получил 1/3 оспариваемых территорий, Индия – 3/4 территорий.

Но так просто все дело не закончилось, иначе война бы не имела порядкового номера. Собравшись с силами, пакистанцы снова вторглись в Кашмир в 1965 году, надеясь на помощь кашмирцев. Но… были арестованы кашмирцами и переданы индийским властям (очевидно, спокойная жизнь в немусульманской стране была им дороже, чем воинственно настроенная мусульманская «родина»). Проигрывая на этом фронте, Пакистан вторгся на другие пограничные территории, Индия ответила тем же, в результате Пакистан оккупировал 210 квадратных миль, Индия – 710 квадратных миль.

В 1971 году Бангладеш, бывший тогда частью Пакистана, потребовал независимости, на что получил решительное «нет». Это «нет» было подкреплено репрессиями, причем подвергались им, в основном, бенгальцы (коренное население теперешнего Бангладеша) и индусы (индусы проживают повсеместно на Индийском полуострове). Миллионы беженцев напрявляются в Индию, которая присоединяется к сопротивлению Бангладеша и в конечном счете дает отпор Пакистану. Бангладеш получил независимость в том же 1971 году.

И хотя всех предыдущих конфликтах расклад всегда был не в пользу Пакистана, это ничему его не научило, и Пакистан снова напал на Индию в 1999 году. Собственно, не на Индию, а только на индийские военные базы вдоль границы (первой была база Каргилл, потому этот конфликт часто называют Каргилльской войной), окуппировал их и решил было двигаться вглубь Индии, но не тут-то было. Индийские военные силы выбили пакистанцев со своих баз обратно на их территорию. Про этот конфликт сняли несколько фильмов, типа « » с Ритиком Рошаном или « » с целым созвездием хороших актеров.

Что в связи со всеми этими войнами мы имеем? Индусы недолюбливают Пакистан, настороженно относятся к мусульманам, но все вполне в рамках приличия, многие Болливудские звезды – мусульмане.
В то же время, пакистанцы заметно сильнее не любят индусов, то же самое на уровне стран, в качестве примера – в учебниках истории Пакистана не значатся даты ДО независимости страны, т.е. период индийского правления стерт из памяти нации.

Если обидела чьи-то «промусульманские» настроения вольной текстовкой — не обижайтесь, просто такая объяснялка максимально описывает причины всех этих «Он индус? Да ты что, совсем с ума сошла?!» тематик в индийских фильмах.

P.S. Я не волшебник, я только учусь, большая часть данной информации взята из энциклопедий, если я где допустила историческую ошибку, пишите — поправим.

На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация -- тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12. - С. 46..

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии -- страны, ставшей «алмазом в британской короне» Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 40..

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны» Палишева Н.В. Некоторые аспекты перехода к демократии в Индии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9. - № 4. - С. 90..

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию» Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 345..

В итоге бурных событий довольно крупное по территории княжество Джамму и Кашмир к ноябрю 1947 г. фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.

Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 года. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось провести референдум в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией Совета Безопасности ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того года подписали соглашение о перемирии.

Усилия ООН организовать через назначаемых ей посредников референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией: она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (статья 370 и ряд других положений). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.

Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии - провинции Бенгалии.

Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита - менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов даже предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически принадлежащие в основном к средним слоям.

Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное»: его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, у основания которой находились бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.

При всех различиях оба государства были надэтническими (наднациональными). Понимая свою политическую уязвимость и осознавая большую угрозу сепаратизма из-за наличия многообразных этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства, своего рода южноазиатскую державность. Речь шла не только о военной мощи, хотя она и имела всегда большое значение. Руководители обеих стран (особенно Индии) делали акцент на идеях будто бы присущей каждой из них «особой миссии», соображениях престижа, исторической памяти, борьбе за реализацию своего международно-идеологического проекта или лидерство в коллективном проекте.

Итак, история противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).

Марина Баканова

О том, что отношения между Пакистаном и Индией далеки от дружественных, знает весь мир. Последние события только подтверждают это. Буквально на днях, индийские националисты требовали отмены демонстрации нового болливудского фильма, приуроченную к национальному и религиозному празднику Дивали, на основании того, что в нем снимался пакистанский актер.

В результате сложных переговоров руководство Болливуда вынесло вердикт - запрет на съемках пакистанских актеров в индийских фильмах. «Учитывая мнение общественности и армии по всей стране, мы более не будем работать с пакистанскими артистами в будущем» - заявил президент актерской гильдии Мукеш Бхатт в интервью.

Подоплекой всего произошедшего служит новый пакистано-индийский пограничный конфликт. И опять на территории горячей точки Кашмира. Собственно, о Кашмире и связанном с ними проблемам тоже известно всем. Но далеко не все.

Уникальности ситуации в том, что если бы Кашмирской проблемы не существовало, то ее следовало бы придумать. Современные Пакистан, Индия и Бангладеш имеют не только исторически общие корни, но и неотчуждаемую географическую зависимость.

Традиционно принято, что индийско-пакистанский конфликт имеет религиозную подоплеку. Пакистан выступает в качестве покровителя кашмирских мусульман, которые «желают» жить в мусульманском государстве и подвергаются гонениям со стороны радикальных индусов. Индия же, потеряв Кашмир, не сможет более продвигать свой образ в качестве мультирелигиозной страны, учитывающей интересы всех конфессий. Однако, это только внешний, декларируемый образ.

Назвать Кашмир уникальным и незаменимым для обеих стран территорией было бы странно. Гор и в Пакистане и в Индии хватает и без него. Рекреационные ресурсы и туризм на данный момент тоже находятся в зачаточном положении. Для того, чтобы Кашмир в принципе стал доступен и для организации в нем достаточной инфраструктуры нужно вложить немало средств, вполне сравнимых с годовым бюджетом того же Пакистана. И хотя правительством Индии еще в середине 90-х годов был взят курс на постепенное включение региона в общеиндийское хозяйство, увеличены дотации на его развитие, вложены немалые средства для налаживание транспортных магистралей - все это пока минимум. Горная местность, несмотря на ее внешнюю привлекательность, требует очень серьезных затрат, которые, кстати, могут моментально обнулиться в случае землетрясения или селя. Как пакистанская, так и индийская часть Джамму и Кашмир в настоящее время выживают по принципу - обеспечь сам себя, разве что за исключением некоторых более доступных цивилизации относительно крупных городов.

Так почему же войны за Кашмир ведутся на протяжении всей истории независимых Индии и Пакистана? Ответ достаточно простой. Вода! Именно на территории Кашмира находятся истоки почти всех крупных рек полуострова. Кто владеет источниками пресной воды - тот может диктовать условия соседним странам. В настоящий момент - это Индия. Собственно говоря, и последний конфликт между странами вспыхнул после того, как Индия официально объявила о постройке 5 гидроэлектростанций в Кашмире на истоках рек, которые несут впоследствии свои воды в Пакистан - на Инде и его притоках. И первыми забили тревогу пакистанские фермеры из Панджаба - именно здесь находится пакистанская житница. Недостаток воды ощущается уже сегодня. Рави (один из притоков Инда) практически полностью разобранный по каналам, высыхает. Еще на картинах периода правления Акбара и Джахангира его воды доходили до стен Лахорского форта и Королевской мечети в Лахоре. А это менее 400 лет назад. И даже дамбы, построенный во время британского управления для защиты от наводнений, сейчас отстоят от берега на 200-250м. А пакистанские предприимчивые строители грузовиками вывозят песок с обмелевших участков реки.

Конечно, здесь дело не только в индийских ГЭС. Реки Панджаба (которые и сольются на его границе с Синдом в единый и могучий Инд) дают жизнь многочисленных каналам, прорезавшим территорию провинции во всех направлениях. Кроме того, леса, которые еще буквально 50 лет назад окружали и реки и каналы, теперь сведены на нет. А это общеизвестный факт, что древесная корневая система помогает удерживать воду в реках. Однако - бурное развитие сельского хозяйства потребовало увеличения площадей и леса были принесены ему в жертву. Но индийские ГЭС - это лишняя дополнительная возможность лишить и так дефицитной воды население Пакистана. Кроме того - есть и еще одно но. Излишек воды, периодически возникающей в горах из-за муссонных дождей в июле-августе, тоже может быть спущен Индией вниз по течению (такое уже бывало) в Пакистан, что вызывает наводнения.

Если же взглянуть со стороны Индии, которая в настоящий момент не имеет долгосрочных интересов, связанных с Пакистаном, а потому, имеющая моральное право не учитывать интересы соседней страны, то ситуация выглядит иначе. Миллиардное население Индии и ее сельское хозяйство не менее Пакистана нуждается и в чистой воде и в электричестве. Создание ГЭС позволит обеспечить электроэнергией не только Кашмир, но и другие регионы страны. Кроме того - ГЭС - это дополнительные рабочие места для кашмирцев. Кроме того - это и буферы против наводнений уже здесь. В общем - программа действительно имеет смысл для индийской стороны.

Что же на будущее? И почему кашмирский конфликт можно считать искусственно созданным? Именно Кашмир позволил британцам напрямую закоротить две страны друг на друга. Информация о богатствах Индии с древних времен имеет под собой вполне реальную основу. Только Великобритания, за время пребывания на ее территории обогатилась настолько, что смогла без труда провести собственную индустриализацию. Про богатства же Ост-Индской компании и ее участников слухи ходят до сих пор. Если бы Индия и после ухода британцев оставалась единой страной, пусть и с мультикультурным и мультирелигиозным населением, или если бы разделение на Индию и Пакистан произошло бескровно и бесконфликтно, то ресурсы полуострова в короткие сроки позволили бы ей занять одно из мест ведущих мировых лидеров. Чего допускать никто не собирался.

В настоящее время уровень ресурсов, которые обе страны тратят на кашмирский конфликт и сопутствующие ему мероприятия, очень велики. Именно они в большей степени виновны в том, что ни Индия, ни тем более Пакистан не имеют веса не только на мировой, но и на региональной арене. А Индия вообще в последнее десятилетие вообще выступает «донором мозгов» для Европы и Северной Америки, поскольку туда уезжают все наиболее одаренные и образованные индийцы.

Что же касается фильмов, то несмотря на все индийский Болливуд прекрасно смотрят в Пакистане, благо язык-то один и переводчиков не требуется, а пакистанские драмы (сериалы) - в Индии. И все перипетии с актерами - это временное политическое явление. Ведь даже с обычной телевизионной антенной индийское телевидение ловится в Пакистане и наоборот. А что смотреть - каждый выбирает сам.

Отношения между Индией и Пакистаном

Безнадежно плохие отношения между Индией и Пакистаном стали наследием раздела 1947 года, сразу после него не менее 10 миллионов беженцев - индусов, мусульман и сикхов - в ужасе вынуждены были бежать через проведенные в спешке границы Пенджаба и Бенгалии, при этом более миллиона ни в чем не повинных людей погибли. На протяжении последующих шести десятилетий соседи были вовлечены в три большие войны, и они продолжают воевать. Самый ожесточенный и едва ли разрешимый в ближайшее время конфликт разгорелся вокруг самого большого штата бывшей Британской Индии - Джамму и Кашмир, подобно терновому венцу он венчает горные вершины Южной Азии. Большую часть населения Кашмира составляют мусульмане, хотя махараджа, который правил штатом на момент обретения Индией независимости, был индусом. Хари Сингх рассчитывал, что Кашмир сможет сохранить независимость и стать своего рода Швейцарией в Азии, поэтому он с самого начала отказался присоединиться к Индии или Пакистану. Так продолжалось до октября 1947 года, пока в Кашмир не явились пуштуны-мусульмане из северо-западной пограничной провинции Пакистана. Они прибыли на пакистанских армейских грузовиках и начали грабить и насиловать всех подряд, держа направление к столице штата - городу Шринагар. Однако незадолго до того как эти мародерствующие мусульманские «добровольцы» смогли добраться до Шринагара, граф Маунтбеттен и Неру отдали приказ индийской авиации перебросить первый сикхский батальон из Нью-Дели в долину Кашмира, и Хари Сингх согласился на то, чтобы Кашмир вошел в состав Индии. Неру пообещал Маунтбеттену, что Индия примет любое решение «беспристрастного плебисцита», который будет проведен в Кашмире относительно окончательной судьбы штата. Необъявленная война между вооруженными силами Индии и Пакистана продолжалась далее до 1949 года, пока под эгидой ООН не было достигнуто соглашение о прекращении огня. Эта линия огня с тех самых пор де-факто остается «границей» между пакистанской, западной частью Азад (свободного) Кашмира и индийского штата Джамму и Кашмир.

Неру все годы держал в Кашмире стотысячный индийский военный гарнизон в состоянии полной боевой готовности. Каждая попытка ООН провести плебисцит под наблюдением международной общественности отвергалась Индией на том основании, что Пакистан должен «прекратить агрессию» и вывести армию с территории Кашмира. Но Пакистан отказывался это сделать, настаивая на том, что выведет войска только после того, как это сделает Индия. Между тем индийская сторона заявляет, что договор с Хари Сингхом о присоединении к Индии дает ей легальное право «поддерживать мир» в Кашмире любыми средствами, которые она посчитает необходимыми. Таким образом, ситуация патовая, и штат фактически разделен. Несколько лет Неру повторял свое обещание провести беспристрастный плебисцит о самоопределении, он всегда выступал за такое решение проблемы, когда это касалось угнетенных народов. Но спустя некоторое время он стал заявлять, что прошедшие в Джамму и Кашмире индийские выборы, по сути, и стали таким плебисцитом. Однако самый популярный политический лидер Кашмира, шейх Мухаммад Абдулла, основатель демократической партии «Мусульманская конференция», большую часть эпохи Неру провел в тюрьме, притом что сам Неру не раз выражал свое восхищение шейхом и называл его своим другом.

Вторая война между Индией и Пакистаном за Кашмир началась в 1965 году, через год после смерти Неру. Пакистаном на тот момент правил маршал Айюб Хан, он лично спланировал операцию под кодовым названием «Большой шлем», он рассчитывал, что в результате Кашмир будет полностью отрезан в своей самой узкой южной части от индийского Пенджаба. Айюб был гигантского роста, он был столь же огромен, сколь индийский премьер-министр Лал Бахадур Шастри был мал и хрупок. Но индийская армия была в четыре раза больше пакистанской и очень быстро развеяла популярный в Пакистане миф о том, что один мусульманский солдат «стоил десятерых индусов». Операция «Большой шлем» захлебнулась, как только индийские танки, двинувшись на запад, пересекли границу Пенджаба и оказались в окрестностях второго по размеру города Пакистана - Лахор. Через три недели вторая индопакистанская война закончилась практически вничью: Вашингтон ввел эмбарго на поставки американских боеприпасов и оружия для обеих армий, что привело к прекращению боевых действий прежде, чем какая-либо из сторон могла праздновать победу. Однако Индия к тому моменту, когда прекращение огня вступило в силу, была в гораздо более выгодном положении, чем Пакистан, и могла нанести серьезный ущерб и, скорее всего, даже захватить Лахор - пакистанскую столицу Пенджаба, кроме того, она, к большому огорчению Айюба, контролировала стратегический выступ в районе Ури и Пунча.

Советский премьер Алексей Косыгин пригласил Айюба и Шастри на переговоры в Ташкент, они достигли договоренности об отводе войск на довоенные позиции. Ташкентский договор, подписанный 10 января 1966 года, обязал лидеров Индии и Пакистана восстановить «мирные отношения» и «способствовать взаимопониманию и дружеским связям между двумя народами». Они пообещали «в будущем решать все свои споры только мирным путем», а также восстановить все формы торговли и взаимообменов. Однако Лал Бахадур Шастри так и не смог претворить в жизнь этот обнадеживающий договор - он не проснулся на следующее утро. Он умер еще до рассвета от сердечной недостаточности. В Кашмире даже после подписания договора линия прекращения огня больше напоминала стрелковый тир - перестрелки не прекращались, несмотря на присутствие на некоторых пропускных пунктах наблюдателей ООН. Постоянные рейды через плохо охраняемую высокогорную границу приводили к тому, что почти каждый месяц между сторонами происходили вооруженные столкновения, затем обычно следовали дипломатические протесты, которые министерства иностранных дел обеих стран оставляли без внимания. Но третья индо-пакистанская война началась и проходила в основном на востоке, в манговых рощах и грязи Бенгалии.

Хотя Бангладеш появился на свет только в 1971 году, большинство мусульманских политиков Бенгалии считали, что «автономное и суверенное» существование этого «независимого государства» было частью замысла тех деятелей Мусульманской лиги, которые еще в 1940 году приняли Лахорскую резолюцию. Однако история сложилась таким образом, что при разделе Британской Индии вместо двух независимых государств - Пакистана и Бангладеш - возник единый Пакистан, разделенный на восточную и западную часть. Учитывая, что 95 % населения говорили только на бенгальском языке, эта перенаселенная и очень бедная «половина» Пакистана была отделена почти тысячемильной полосой индийской территории от западных, говорящих на урду, пенджабцев, пуштунских генералов и бюрократов, которые управляли ими из далеких Карачи и Исламабада. Таким образом, жители Восточного Пакистана ощущали себя скорее колониальными подданными Западного Пакистана, нежели полноправными гражданами одной страны. Единственным связующим звеном между ними был ислам, но даже он был ослаблен региональными и культурными отличиями. Поэтому в 1970 году, когда, в конце концов, прошли первые всеобщие пакистанские выборы, Авами (Народная лига) под руководством шейха Муджибура Рахмана, требовавшая автономии, одержала победу на всех избирательных участках Восточного Пакистана, получив 160 мест из 162 - абсолютное большинство в новом парламенте. Пользующаяся популярностью в западной части страны, Пакистанская народная партия под руководством Зульфикара Али Бхутто набрала на западе крепкое большинство, но, несмотря на это, получила вдвое меньше мест, чем партия Муджибура Рахмана, а это означало, что в начале 1971 года именно Муджибур Рахман станет новым премьер-министром Пакистана. Реальный правитель страны, которая на тот момент находилась на военном положении, генерал Яхья Хан очевидно не ожидал, что Муджибур Рахман победит на выборах, которые он же, Хан, и назначил. Поэтому, вместо того чтобы присягнуть бенгальскому премьер-министру, которого многие жители Западного Пакистана считали агентом Индии и предателем интересов Пакистана, Яхья Хан в последнюю неделю марта устроил в Дакке резню.

Десять миллионов индусских беженцев с востока хлынули через индийскую границу в Западную Бенгалию, Калькутта оказалась в кольце - ее окружали переполненные лагеря беженцев, все это напоминало первые дни раздела. Муджибур Рахман и его соратники были арестованы, но ушедшие в подполье борцы за свободу Бангладеш объявили о независимости своей республики. Они получили военную и моральную поддержку Индии, создав на границе с Западной Бенгалией новую «нацию в изгнании». В поисках выхода из сложившейся ситуации, которая к середине 1971 года стала невыносимой, Индира Ганди обратилась за помощью к Вашингтону. Но в Белом доме к тому времени находился Ричард Никсон, так что ситуация не изменилась. Лидер свободного мира не произнес ни слова в поддержку демократии и не потребовал восстановления справедливости. Похоже, что Никсону и Киссинджеру Яхья Хан был крайне необходим в качестве посредника для налаживания отношений с Китаем, потому они и предпочли закрыть глаза на Бангладеш и оставили без внимания отчаянные донесения своего собственного Госдепартамента, умолявшего принять хоть какие-нибудь меры, чтобы прекратить резню в Дакке.

Личная неприязнь Никсона к Индире Ганди была хорошо известна, но официальное молчание относительно резни в Бангладеш и последовавшая за тем трагедия были непростительны и в человеческом и в дипломатическом плане. И не только потому, что Никсон проигнорировал фактический геноцид в Бангладеш, осуществленный армией Западного Пакистана с помощью американских танков, самолетов и пулеметов, но и потому, что он таким образом отправил индийского премьер-министра в дипломатические объятия Советского Союза. В августе 1971 года, после нескольких месяцев холодной враждебности Белого дома, Ганди подписала двадцатилетний договор о мире, дружбе и сотрудничестве с СССР. Через месяц премьер Косыгин тепло встретил Индиру Ганди в Москве, заявив, что «еще никогда между народами Индии и Советского Союза не существовало такой солидарности». Русские самолеты, танки и тяжелая артиллерия сплошным потоком стали прибывать в аэропорт Нью-Дели, откуда они доставлялись прямиком на границу с Бангладеш. Незадолго до конца ноября огромные конвои с русским и индийским оружием в составе бенгальских войск, которыми командовали сикхи и парсы, отправились в Дакку. Пакистанский генерал сдался вместе со всей своей армией 15 декабря 1971 года, всего через несколько дней после того, как поклялся «биться до последнего человека». Никсон отдал приказ атомному авианосцу Enterprise срочно направиться в Бенгальский залив, чтобы «помочь с эвакуацией» пакистанских военных, но он прибыл слишком поздно. Индийцы могли видеть атомный авианосец в непосредственной близости от своих берегов, Вашингтон бряцал своими ракетами, и это окончательно подорвало индийско-американские отношения. Таким образом, Уотергейт и война во Вьетнаме были не единственными тяжкими преступлениями Никсона во время его пребывания в Белом доме.

С освобождением Бангладеш популярность Индиры Ганди в Индии и в мире достигла своей высшей точки. Пакистан безуспешно пытался бомбить Агру, Нью-Дели и другие индийские аэропорты, надеясь открыть второй фронт в Кашмире, но так и не сумел нанести сколько-нибудь серьезный урон. К концу 1971 года Индия вышла из третьей индо-пакистанской войны самой мощной державой в Южной Азии. Муджибур Рахман был освобожден из пакистанской тюрьмы, прилетел домой, где его встретили как героя, и стал премьер-министром Народной Республики Бангладеш. Вернулись из Индии в Бангладеш и десять миллионов беженцев. Но миллионы других бангладешцев вскоре покинут свою страну и в поисках земли и пищи отправятся в разные стороны, в основном на север и восток, в индийские штаты Ассам, Манипур, Трипура и Мизорам, создав таким образом новые проблемы для Индиры Ганди. Но, как бы там ни было, в 1972 году Индия была самой сильной страной в Южной Азии. Казалось, то, что осталось от Пакистана на западе, уже никогда не будет в состоянии бросить вызов индийскому суверенитету в Кашмире и где бы то ни было еще. После унизительного поражения пакистанской армии Яхья Хан подал в отставку, и Зульфикар Али Бхутто принял бразды правления тем немногим, что осталось на тот момент от Пакистана. Вначале он стал президентом, а затем премьер-министром исламской республики. Будучи харизматичным политиком и обладая великолепным ораторским даром, Бхутто смог вселить надежду и гордость в своих упавших духом соотечественников. Даже Индира Ганди не смогла устоять перед политическим обаянием Бхутто, встретившись с ним в Симле в 1972 году на саммите стран Южной Азии, и это помогло Пакистану вернуть утраченные позиции.

Зульфикар Али Бхутто

Зия-уль-Хак

Политическое мастерство Бхутто и его поразительная энергия привели Пакистан к новой конституции, единогласно принятой в 1973 году, и позволили ему заручиться военной и экономической поддержкой Китая, Ливии, Ирана, Саудовской Аравии и ряда исламских государств, видевших в Пакистане потенциальный меч ислама в регионе, прилегающем к Персидскому заливу и Аравийскому морю. Под руководством Бхутто и с помощью ливийских денег Пакистан начал тайно собирать компоненты для создания термоядерной бомбы, которую иногда еще называют исламской бомбой. Незадолго до военного переворота, устроенного генералом Зия-уль-Хаком в 1977 году, в результате которого Бхутто был арестован и казнен, он смог, к огромному огорчению Вашингтона, договориться с Францией о поддержке пакистанской ядерной программы.

Накануне советского вторжения в Афганистан в конце 1979 года военная диктатура Зия-уль-Хака, казалось, была на грани коллапса. Однако благодаря внезапно возникшему в Кабуле огромному советскому военному контингенту, миллиарды долларов американской военной и экономической помощи были направлены в Пакистан, чтобы поддержать новых друзей, оказавшихся на передовой борьбы с коммунизмом. Когда Зия-уль-Хак захватил власть в 1977 году, он пообещал скорые выборы и восстановление демократии в Пакистане, но с появлением советской военной угрозы у самых границ страны и вместе с хлынувшим в Карачи потоком американской помощи, он воспылал желанием помочь делу ислама, вооружая афганских беженцев для борьбы с русскими, и очень быстро забыл о своих обещаниях. Военная диктатура царила в Пакистане более десяти лет, до внезапной гибели Зия-уль-Хака в авиакатастрофе в августе 1988 года. Вскоре после этого в стране вновь состоялись свободные выборы, на которых победу одержала популярный лидер возрожденной Пакистанской народной партии, дочь Бхутто - Беназир (1953–2007). Она пробыла на посту премьер-министра восемнадцать месяцев, но в августе 1990 года была отправлена в отставку президентом страны Гуламом Исхак Ханом.

С восстановлением демократии и с новым молодым и привлекательным лидером Пакистан поначалу наладил отношения с Индией, в начале 1989 года все это выглядело как сердечная и многообещающая прелюдия к тому, что могло стать самой мягкой и счастливой весной за всю историю Южной Азии. Однако летом 1989 года мусульманские активисты спровоцировали очередную волну насилия, которая захлестнула Кашмир, и к концу 1990 года индийская и пакистанская армии уже вели интенсивные артиллерийские перестрелки. Освободительный фронт Джамму и Кашмира был наиболее заметным среди многочисленных вооруженных движений, готовых сражаться до последнего человека за освобождение Кашмира от индийской оккупации. Большинство пакистанцев продолжает верить, что Индия «украла» Кашмир в момент рождения их государства. Поэтому лидеры Азад (свободного) Кашмира без всяких угрызений совести поощряют своих приверженцев на любые действия во имя помощи исламским братьям «по ту сторону границы» в их борьбе за свободу. Молодых кашмирцев, переходивших границу и добиравшихся до Музаффарабада, столицы Азад Кашмира, встречали как героев. Они получали оружие и деньги и возвращались, чтобы с новыми силами продолжить борьбу. В Пешаваре и Пинди, Исламабаде, Карачи и Лахоре толпы людей с песнями маршировали по улицам, требуя проведения плебисцита в Кашмире или просто выкрикивая «Азаади» (свобода). После ухода СССР из Афганистана пакистанские военные вновь сосредоточились на своих мечтах о Шринагаре. Нельзя сказать, что кто бы то ни было из ответственных руководителей армии или правительства Пакистана стремился к новому витку военного противостояния, все они были немолодыми людьми и хорошо помнили, чего стоили Пакистану такого рода авантюры. Да и индийская армия стала к тому времени еще сильнее. Для выступавшей против правительства Беназир Бхутто «объединенной оппозиции», - одним из самых видных ее лидеров был глава Пенджаба и уроженец Кашмира Миан Наваз Шариф, - проблема Кашмира была инструментом политики. Отставка Беназир Бхутто рассматривалась многими как очевидное доказательство усиления роли армии, несмотря на уверения президента Хана провести в октябре свободные и справедливые выборы. Похожая ситуация сложилась и в Нью-Дели, где возглавивший оппозицию новому правительству В. П. Сингха Раджив Ганди мгновенно обвинил Сингха в мягкотелости. Проблема Кашмира в 1990 году для Индии стала не менее напряженной и эмоциональной, чем для Пакистана. Коль скоро над долиной Кашмира все чаще раздавались призывы к свободе, Индия начала перебрасывать в неспокойный штат все новые и новые войска и, одновременно с прямым и жестким президентским правлением, ввела во всех основных городах строгий комендантский час. Фарук Абдулла, который был переизбран на должность главы штата в 1986 году, ушел в отставку, чтобы наблюдать за происходящей эскалацией со стороны. Всех иностранных журналистов вывезли из Шринагара самолетом, а туристов в этот прекрасный город на озере Дал больше не пускали. Застарелый конфликт между Индией и Пакистаном запылал вновь, и встревоженные наблюдатели начали бояться, что самая взрывоопасная проблема Южной Азии вновь втянет Индию и Пакистан в войну.

Время от времени локальные конфликты вспыхивали вдоль линии контроля в Кашмире, и это продолжалось на протяжении следующих пятнадцати лет. После окончания советско-афганской войны и развала советской империи в Кашмир начали прибывать мусульманские радикалы, сторонники Джихада, они ввязывались в бой с индийскими солдатами, взрывали автобусы, подрывали себя вместе со многими другими ни в чем не повинными людьми на переполненном городском рынке, внушая страх жителям Шринагара и отдаленных деревень Кашмира. Затем, в конце 2001 года, они взорвали несколько бомб в стенах парламента Кашмира, а в декабре того же года индийская полиция перехватила автомобиль с террористами, который пытался ворваться на территорию Лок сабхи в Нью-Дели в тот момент, когда там происходило заседание. Все террористы были уничтожены, однако индийские власти были до такой степени возмущены этим дерзким нападением в самом сердце демократической государственности, что армия была мобилизована и отборные войска были посланы на линию контроля в Кашмире. Пакистан ответил симметрично, и на протяжении первой половины 2002 года Южная Азия стояла на краю полномасштабной ядерной войны. Госсекретарь США Колин Пауэлл делал все, что было в его силах, чтобы избежать надвигающейся катастрофы. Лишь благодаря усилиям Дженерал Электрик и Дженерал Моторс, которые приостановили все свои проекты на севере Индии и начали вывозить домой всех инженеров и менеджеров, в Нью-Дели осознали, как дорого стоит это балансирование на грани войны. Индия сократила присутствие своих бронетанковых сил, и к июню напряжение уменьшилось. Пакистан точно так же отвел часть своих войск в казармы. Затем, в январе 2004 года, генерал Первез Мушарраф, который в 1999 году арестовал премьер-министра Наваза Шарифа и объявил себя президентом Пакистана, во время проходившей в Исламабаде конференции стран участниц южно-азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) предложил премьер-министру А. Б. Ваджпаи подписать договор о прекращении огня. Ваджпаи согласился, за ним последовал избранный в мае того же года новый премьер-министр Индии Манмохан Сингх. Этот договор о прекращении огня на линии контроля в Кашмире действует до сих пор, хотя начатый тогда же сложный мирный процесс по решению более чем шестидесятилетнего индо-пакистанского конфликта пока не принес результатов. Но, по крайней мере, прекратилось кровопролитие по обе стороны границы, и переговоры продолжаются на постоянной основе. Многое вселяет надежду: появилось регулярное автобусное сообщение между Индией и Пакистаном, проходящее через линию контроля в Кашмире, значительно вырос объем торговли, студенческий и культурный туризм, проходят разного рода двусторонние профессиональные конференции - все это свидетельствует о том, что в недалеком будущем в Южной Азии возможен стабильный мир.

Из книги Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Том 2 автора Шпенглер Освальд

Из книги Учебник логики автора Челпанов Георгий Иванович

Отношения между субъектом и предикатом По этому признаку суждения делятся на категорические, условные и разделительные.Категорическое: «Лысина Петровича блестит». (S есть P).Условное: «Если Петрович взволнован, его лысина блестит». (Если A есть B, то C есть D). Первая часть

Из книги Индия. История, культура, философия автора Уолперт Стенли

Отношения между Индией и США В 2008 году Индия и Соединенные Штаты подписали свой первый долгосрочный стратегический договор в области внешней политики и глобальное партнерское соглашение о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики. По этому договору

Из книги Логика для юристов: Учебник. автора Ивлев Юрий Васильевич

Отношения между Индией и Китаем Неру надеялся, что двусторонние отношения Индии с Китаем смогут стать примером мирных и дружеских соседских отношений для всего мира. В конце концов, Китай, подобно Индии, недавно освободился от западного колониального господства,

Из книги Логика: Учебное пособие для юридических вузов автора Демидов И. В.

Отношения между Индией и Шри-Ланкой Отношения Индии с южной островной республикой долгое время были осложнены гражданской войной между сингальским буддистским большинством, которым управляло правительство в Коломбо, и ущемленным тамильским индуистским меньшинством,

Из книги Подъем и падение Запада автора Уткин Анатолий Иванович

Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

§ 6. Отношения между суждениями Основу отношений между суждениями составляет их сходство по содержанию, выражаемое в таких логических характеристи­ках, как смысл и истинность суждений. В соответствии с этим логические отношения устанавливаются не между любыми, а лишь

Из книги Логика для юристов: учебник автора Ивлев Ю. В.

Альянс между Россией, Индией и Китаем Когда Е.М. Примаков был премьер-министром и посетил Пекин и Дели, он донес идею стратегического союза до руководства обоих государств. Однако позитивного отношения в Китае и Индии это предложение не встретило. Тому есть причины.

Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

Глава III. Отношения между понятиями Объективные отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и

Из книги Логика. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

2. Отношения между сложными суждениями Сложные суждения аналогично простым находятся в определенных отношениях между собой. Общим здесь является то, что они тоже могут быть сравнимыми и несравнимыми, совместимыми и несовместимыми, причем и для них характерны отношения

Из книги автора

Глава III. Отношения между понятиями 1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые и несравнимые понятия1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие - несравнимые: «металл» - «золото», «вода» - «камень», «космос» - «ключ», «душа»-«песня»,

Из книги автора

1. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые и несравнимые понятия1. Определите, какие из названных ниже пар понятий сравнимые, какие - несравнимые: «металл» - «золото», «вода» - «камень», «космос» - «ключ», «душа»-«песня», «правовой нигилизм» - «соната»,

Из книги автора

Из книги автора

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ При образовании понятий часто бывает важно не только указывать их вид, но и выяснять, в каком отношении находятся эти понятия к другим понятиям. Высказывания типа “это понятие близко такому-то понятию” только запутывают суть дела. Нужно

Из книги автора

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать. Например, «пресса» и «телевидение» -

Из книги автора

2.8. Отношения между суждениями Простые суждения видов А, I, Е, О делятся на сравнимые и несравнимые. Сравнимые суждения имеют одинаковые субъекты и предикаты, но могут отличаться кванторами и связками, а несравнимые суждения имеют различные субъекты и предикаты. Например,

С первых лет независимости отношения Пакистана и Индии стали одним из главных аспектов его внешней политики. Данные государства, являясь в прошлом частью Британской Индии, оставались связанными между собой многочисленными аспектами исторического, этно-национального, экономического, территориального, культурного и иного характера. Для успешного преодоления колониального наследия, усугубленного последствиями раздела, были просто необходимы не только добрососедские, а подлинно дружественные отношения. Однако развитие пакистано-индийских отношений пошло по иному руслу напряженности и конфликтности.

В связи с разделом Британской Индии между Пакистаном и Индией возникли многочисленные противоречия по территориальным, финансовым, имущественным и иным вопросам. В двусторонних отношениях возникла негативная атмосфера тревоги, взаимного недоверия, мешавшая и затягивавшая решение спорных проблем. Одним из ключевых моментов в разрешении взаимных территориальных претензий возникших в 1947 году, была проблема Джамму и Кашмира – крупнейшего княжества Северо-Западной Индии.

Уже через несколько месяцев после получения независимости Индией и Пакистаном, в 1947 году с территории последнего началось вооруженное вторжение патанских племен в княжество Кашмир. Правитель Кашмира обратился за военной помощью к Индии и объявил свое княжество ее частью. В 1947 году началась первая индийско-пакистанская война. В ходе вооруженного конфликта, под контролем Пакистана оказались две пятых территории княжества (около 30 тыс. кв.миль) с населением примерно 1200 тыс. человек, включая беженцев. В октябре 1947 г. в Музаффарабаде было провозглашено создание формально независимого от пакистанских властей правительства «Свободного Кашмира», под юрисдикцией которого находится юго-западная часть бывшего княжества Джамму и Кашмир, площадь этой территории составляет 4,5 тыс. кв.миль, население более 1 млн. человек. Расположенные на севере горные районы – Гилгитское агентство, Балтистан, Северный Ладакх, округа Гилгит и Астор, а также в прошлом находившиеся в феодальной зависимости от махараджи Кашмира небольшие княжества Хунза, Нагар, Ясин и некоторые другие управлялись центральным правительством Пакистана через специальных политических агентов, поддерживавших связи с местными правителями.

Благодаря деятельности посреднической комиссии Совета Безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, подтвержденная пакистано-индийским соглашением от 29 июля 1949 года, одна часть которой признана в качестве международной границы, а другая стала линией фактического контроля (несколько измененной в результате войн 1965 и 1971 гг.). Таким образом, Северо-западный Кашмир оказался под контролем Паистана, две трети Кашмира – под контролем Индии (штат Джамму и Кашмир). Совет Безопасности в том же году принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из северо-западной части. Пакистан отказался выполнять данное условие. Положение Джамму и Кашмира не удовлетворяло пакистанскую сторону, считавшую, что весь Кашмир должен войти в состав Пакистана, поскольку большинство 4-миллонного населения – мусульмане. В свою очередь Индия считала требования Пакистана необоснованными и исходила из того, что вопрос о судьбе Джамму и Кашмира решен правителем бывшего княжества в пользу вхождения в состав Индии.

В августе-сентябре 1965 г. между Индией и Пакистаном вновь вспыхнул вооруженный конфликт из-за Джамму и Кашмира (Конфликту в Кашмире предшествовало вооруженное столкновение между Пакистаном и Индией в юго-западном секторе индийско-пакистанской границы (апрель-май 1965 г.)). В боях, которые велись не только в Кашмире, но и приграничных районах Пакистана и Индии, с обеих сторон участвовали крупные воинские соединения, авиация и бронетехника.

В 1972 году Индира Ганди и З.А.Бхутто в ходе прямых переговоров в Симле (Индия), заключили всеобъемлющее соглашение, а к концу года зафиксировали временную линию контроля в Кашмире (под едва осуществляемым наблюдением миссии ООН) и начали процесс обмена военнопленными, взятых в ходе войны за Бангладеш. Эта война серьезно потрясла основы в обеих странах. Она побудила И. Ганди отказаться от столь дорогой для ее отца политики неприсоединения и заключить с договор СССР, чтобы уравновесить пристрастие американцев к Пакистану. Пакистан не только потерял престиж и половину своей территории, но и половину внутреннего рынка, большу часть своего сырья и промышленных товаров, зарубежные рынки (куда производились поставки Восточным Пакистаном), а также иностранные поступления.

Пакистано-индийские отношения на современном этапе характеризуются как все же менее острые и напряженные, по сравнению с событиями второй половины ХХ века. Парламентские выборы в Индии, победа на них партии Индийский национальный конгресс в мае 2009 г., избранный на второй срок премьер-министром Манмохан Сингх вселяет уверенность в позитивные настроения Дели по отношению к Пакистану. С.М.Кришна в первый день пребывания в ранге министра иностранных дел в июне 2009 г., заявил, что "Индия приоритетным считает укрепление политических, экономических и культурных связей с соседними государствами", добавив, что "мы можем поменять наших друзей, но не наших соседей".

Со своей стороны еще в начале мая 2009 г. президент Исламской Республики Пакистан Асиф Али Зардари, стремясь нормализовать отношения с Дели, подчеркивал, что "с нетерпением ждет построения лучших взаимоотношений с Индией после проведения выборов в этой стране".

По итогам результатов парламентских выборов в июне 2009 г. министр иностранных дел ИРП Шах Мехсуд Куреши высказал уверенность, что если Пакистан и Индия придут к консенсусу по вопросу о терроризме, то это послужит интересам как Исламабада, так и Дели в деле установления мира и стабильности на континенте, что в свою очередь нацелено на дальнейшее развитие экономики, решение проблем бедности и т.д.

Очередное сближение позиций двух стран началось сразу после парламентских выборов в Пакистане в феврале 2008 года и фактического "отстранения" от управления страной президента Первеза Мушаррафа. Несмотря на попытки периодической нормализации отношений с Исламабадом, охлаждение отношений Дели все же списывал на пакистанских военных, считая, что именно они стоят за громкими террористическими актами 2002, 2006 годов в Индии.

Уступая Индии практически по всем показателям, Пакистан всегда стремился к привлечению внешних сил для создания противовеса Индии. Основная ставка была на США, КНР, исламские государства и другие страны Южной Азии.

Но все же следует сказать, что власти Пакистана заинтересованы в нормализации отношений с Индией, и возлагают большие надежды не только на традиционных внешнеполитичеcких союзников, но и на новые международные организации, в частности на Шанхайскую организацию сотрудничества, через возможности которой рассматривается один из вариантов новых встречных шагов Исламабада и Дели.