Б.А. Ланин (Москва)
доктор филол. наук, профессор, зав. лабораторией дидактики литературы ИСМО РАО,
главный научный сотрудник

Изучение рассказов В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» в 7 классе

Ключевые слова: рассказ, характер, психологический анализ, композиция, кульминация, развязка.

Аннотация. В статье дана методическая разработка уроков по произведениям В.М. Шукшина.

На знакомство с биографией В.М. Шукшина и изучение двух рассказов отводится всего три часа. Предполагается осветить следующие темы: «"Сокровенный" герой рассказов Шукшина», «Доброта, доверчивость и душевная красота "маленьких людей " », « Столкновение с миром грубости и практической приземленности», «Внутренняя сила героя» . Основная тема для обсуждения на уроках: «Своеобразие национального характера в русской литературе XX в.: традиции и новаторство » .

Василий Макарович Шукшин (1929-1974) родился в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Отец был репрессирован, когда будущий писатель еще не ходил в школу, и был реабилитирован лишь в 1956 году. Отчим, который воспитывал мальчика, погиб на фронте в 1942 г. Мать писателя заняла особое место в его жизни. По словам С.П.Залыгина, известного писателя и главного редактора литературного журнала «Новый мир», она «оставалась человеком небольшой грамоты, но душа ее была развита и сильна сама по себе, от природы и от своего народа. Она была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству, и не только чуткой, но и способной к нему. Это было вполне очевидно, это были те необыкновенные, ни в ком более не повторимые задатки, которые она передала своему сыну». Про самого Шукшина Сергей Залыгин писал: «Шукшин — один из самых загадочных писателей. Ибо каким образом он достигает своей сверхзадачи — постижения души человеческой, — порой совершенно необъяснимо... Говорит Шукшин по большей части об очень простых вещах, а часто и смешных, но действует на наше сознание серьезно».

Шукшин всегда отличался невероятной тягой к знаниям, к узнаванию нового. Он учился в Бийском автомобильном техникуме, работал строителем в Калуге, во Владимире, в Подмосковье разнорабочим, слесарем, такелажником, маляром, грузчиком, служил срочную службу на флоте. После службы вернулся в родную деревню, преподавал русский язык и литературу, был директором школы.

Новая жизнь началась, когда Шукшин поступил на режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии в мастерскую знаменитого режиссера Михаила Ромма. «Мне трудно было учиться. Чрезвычайно. Знаний я набирался отрывисто и как-то с пропусками. Кроме того, я должен был узнавать то, что знают все и что я пропустил в жизни. И вот до поры до времени я стал таить, что ли, набранную силу». «Утаенная» сила — это его проза, которую он сначала показывал своему учителю. С 1957 года Шукшин начал сниматься в кино, а с 1958 года в печать стали регулярно выходить его произведения. Критик Леонид Емельянов позже писал: «Его рассказы можно сравнить с пословицами. Та же в них сатира и мгновенность схватывания сути, та же дерзкость образности, тот же лаконизм, "жилистость" выражения. Его художественная мысль всегда настолько энергична и проявлена, что средства ее художественного воплощения рождаются как бы сами собой по принципу необходимых и достаточных».

Он писал и масштабные произведения. Так, в 1965 году появился его роман «Любавины». В ту пору были модны «сибирские семейные романы поколений», к каким относился и роман «Любавины». О своем замысле Василий Шукшин писал так: «Мне хотелось рассказать об одной крепкой сибирской семье, которая силой напластования частнособственнических инстинктов была вовлечена в прямую и открытую борьбу с Новым, с новым предложением организовать жизнь иначе. И она погибла, семья Любавиных. Вся. Иначе не могло быть».

В том же году Шукшин вступил в Союз писателей. Рекомендации ему дали писатели Юрий Нагибин, Сергей Антонов, Георгий Березко. Рекомендуя Василия Шукшина, Юрий Нагибин писал: «Проза Шукшина добра и достоверна, трудна и серьезна, как жизнь людей, которых автор всегда любовно имеет в виду. Шукшин хочет и умеет воспроизвести эту жизнь в совершенной подлинности, в точном соответствии с ее реальной сложностью и живописностью».
Шукшин написал множество рассказов и повестей, снял популярные и любимые нашим зрителем фильмы: «Калина красная», «Печки-лавочки» и т. д. Он мечтал снять фильм о Степане Разине. В журнале «Сибирские огни» уже был опубликован сценарий будущего фильма под названием «Я пришел дать вам волю». Однако неожиданная смерть разрушила все планы...

На этом уроке учитель знакомит школьников с биографией Василия Макаровича Шукшина. Можно сразу выделить особенности творчества Шукшина-рассказчика. Современная исследовательница пишет: «Шукшин создал особый тип рассказа. Он почти лишен экспозиции, построен на диалоге, имеет открытый финал, который поддается любым философским трактовкам. В центре повествования — необычный случай, необычная, но чаще бытовая ситуация, герой находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения (гнева или радости), благодаря которому соединяется в его душе и высокое, и низкое, и идеальное, и бытовое. Это соединение служит истоком и причиной того трагикомического звучания, которое присуще рассказам подобного рода». Можно использовать целый ряд терминов и понятий: экспозиция, открытый финал, диалог, повествование, трагикомедия, событие в литературном произведении. Некоторые еще не известны школьникам, можно вкратце охарактеризовать их и предложить записать в рабочую тетрадь.

Методическая подсказка. Следует сказать, что в начале двухтысячных появилось несколько фильмов — экранизаций шукшинских рассказов. Они были неудачными, и их нельзя рекомендовать как мультимедийное сопровождение, тем более в условиях дефицита учебных часов. Лучше сразу обратиться к тексту.
Как правило, рассказы Шукшина диалогичны. Их интересно читать по ролям. Выразительное чтение по ролям дает прекрасные возможности для лучшего понимания текста. Выделите определенный фрагмент. Медленно прочтите его вслух сами себе при подготовке к уроку. Обратите внимание на то, что дети читают медленнее вас. Определите фрагмент, который может уложиться по времени в первый урок. Не забудьте о том, что необходимо также дать биографию писателя и разъяснить домашнее задание.

Итак, в рассказе «Космос, нервная система и шмат сала» мальчик снимает угол у одинокого деда. Сначала читатель не знает, что он одинок, однако это постепенно становится видно из текста. Мальчик разъясняет деду, почему у него похмелье. Откуда же он столько знает? Выясняется, что уроки в школе не прошли для него даром. Мальчик из бедной семьи, из отдаленной деревни, и ему приходится жить у чужого человека, ведь в родной деревне наверняка нет школы. Что заинтересовало Наума Евстигне-ича? Какой ученый произвел на него большое впечатление? Почему именно этот ученый?
Ребята отвечают, что на Наума Евстигнеича огромное впечатление произвел научный подвиг академика Павлова. Он до последнего вздоха оставался исследователем, и, умирая, старался зафиксировать каждый свой шаг, каждое свое ощущение.

Домашнее задание. Вообразите, как изменятся отношения между мальчиком и Наумом Евстигнеичем после этого вечера. Изменятся ли? Почему вы так думаете? Опишите их «новые» взаимоотношения. В «Рабочей тетради» есть место для записи ваших мыслей.

Учащиеся отвечают на вопросы: Многих героев В.М.Шукшина принято называть... Как же их принято называть? А за что их так называют? Итак, вспомнили, как называют героев В.М.Шукшина? А кого из героев рассказов «Космос, нервная система и шмат сала» и «Микроскоп» можно назвать этим словом? Для чего понадобился микроскоп Андрею Ерину? Как микроскоп изменил жизнь семьи Ериных? «Странно, Андрей Ерин становился крикливым хозяином в доме». Что произошло в его жизни? В чем была права жена Андрея? Как относится к ней рассказчик? Что доказывает такое отношение к ней?

Урок 3
На этом уроке самое важное — дискуссия. Вопросы способствуют развитию речи учащихся, умения рассуждать, давать простор собственному воображению.
Появление микроскопа в семье Ериных — всего лишь эпизод. Что изменит этот эпизод в жизни каждого члена семьи? А может, все они легко позабудут о микроскопе? В одно ли время происходят события в обоих рассказах?
Известный писатель Петр Вайль как-то сказал: «Интеллигент — это человек, чьи интеллектуальные, духовные и душевные интересы выходят за пределы работы и семьи». Известно ли вам значение слова «интеллигент»? Как вы понимаете значение этого слова? Можно ли считать интеллигентом Андрея Ерина?
Учащиеся должны ответить на все эти вопросы и доказать свое мнение, опираясь на текст.
Рассказы В.М.Шукшина — прекрасная возможность для реализации небольшого исследовательского проекта на тему «"Чудики" в рассказах В.М. Шукшина».

Результат проекта

Уже при жизни Шукшина критики нашли удачное определение его героев — чудики. Они отличались своей человечностью, необычностью, у каждого из них была своя особенность, изюминка. Чем же так полюбились чудики читателям? Почему они появились именно в рассказах, а не в романах Шукшина? Видимо, дело в том, что рассказы строятся на одном-двух поступках, а в романах характер героя раскрывается постепенно. Чудики успевают раскрыться в одном-двух эпизодах. Необходимо показать, как именно это происходит, какие художественные средства используются.
Результатом проекта должно стать исследование, оформленное в виде доклада, возможна также подготовка визуальной презентации.

Время выполнения. Три недели.
Ход выполнения. Сначала, как говорят ученые, нужно определить предмет исследования. Иными словами, необходимо выбрать рассказы Шукшина, в которых действуют герои-чудики. Рассказов ДГукшин написал много, так что просмотреть (даже не прочитать!) все было бы нелегко. Это заняло бы много времени, а времени в школе всегда не хватает.

Для выполнения проекта можно взять героев рассказов «Миль пардон, мадам!» и «Выбираю деревню на жительство», а также добавить к ним героев уже прочитанных рассказов из учебника. Сначала определяются вопросы, на которые необходимо ответить в школьном исследовании. Уже было сказано, что многих героев Шукшина принято называть «чудиками». Что это за герои? Чем они отличаются от других? Раз речь идет о чудиках, то справедливо начать с вопроса: почему этих героев так называют? С этим вопросом также связан другой: кто их так называет — другие персонажи или рассказчик? Что необычного они совершают? Чем отличается их поведение? С помощью каких художественных средств описаны эти герои? Как они выглядят? Чем отличается, если отличается, их речь от речи остальных персонажей? Каково отношение автора к этим чудикам? Являются ли они помехой для окружающих или, напротив, добрым примером для любования и подражания?

Рекомендации и советы. После ответов на эти поставленные вопросы, лучше обратиться к литературной критике. Она поможет точнее сформировать представление о шукшинских чудиках. Только нельзя путать последовательность: сначала учащиеся самостоятельно отвечают на вопросы, записывают их, и только потом могут обратиться к критике! О Шукшине писали многие, так что в Интернете можно найти множество работ о нем. Наверняка множество полезных рекомендаций даст и школьный библиотекарь. Лучше начать со статей Льва Аннинского и Бориса Панкина. Эти работы легко найти в Интернете.

"Русская словесность" . - 2015 . - № 5 . - С. 19-23.

Почему Андрея Ерина можно отнести к любимым героям Шукшина "чудикам"? Кто по вашему,прав в семейном конфликте Андрея и его жены? Рассказ "Микроскоп"

Ответы:

«Один из рассказов Василия Шукшина так и называется – «Чудик» . Не самый заметный, пожалуй. Но, перебирая, словно бусинки чёток, их названия, на этом останавливаешься невольно. Ужели слово найдено» . Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это – детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое – «чудо» , ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное – чудовищное. В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик – странный, со странностями, чудной человек» . В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками» , а именно «чудиками» , ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. «Чудик» – это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» . Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих – столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”. Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?. . Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче.. . я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то! ” Решил током попробовать. “В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”. Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”. Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов. Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”. Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» – его любимый персонаж. Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.

Для рядового гражданина нашей страны Василий Макарович Шукшин, прежде всего0 актер и режиссер. Но речь в нашей статье пойдет не о его кинематографических, а о литературных свершениях. В центре нашего внимания рассказ, который написал Шукшин, - «Микроскоп».

Потеря 120 рублей

Начинается все с того, что главный герой - Андрей Ерин - решается. Правда, на что именно, не совсем ясно, так как первые строки рассказа повествуют о семейной ссоре. Герой приходит домой и говорит жене, что потерял 120 рублей (приличные деньги по тем временам). Она хватается за сковородку, он - за подушку. Сцена выяснения супружеских отношений, с одной стороны, смешная, с другой - трагичная.

Самое интересное то, что В. М. Шукшин («Микроскоп») воспроизводит в своем рассказе некоторый архетип семейной ссоры в России. Даже сейчас, когда мы думаем о живописном брачном выяснении отношений, на ум приходит сковородка как орудие в руках жены.

Далее продолжаем. И вот они бегали друг за другом, пока жена не попала Андрею по голове. Потом было решено, что наш герой отработает полтора месяца без выходных и тем самым залатает семейный бюджет. Конечно, он трудится на заводе, а где же еще?

Микроскоп

В один из дней Андрей приносит домой микроскоп, вернее, коробку с ним, говорит, что ему дали на заводе премию за ударный труд. Жена посетовала: «Жаль, что не пылесос». Отныне и вовеки приспособление для научных поисков становится центром притяжения всей семьи. Даже супругу разбирает любопытство: что они (отец и сын) высматривают в этой штуковине?

Что преподносит читателю В. М. Шукшин? «Микроскоп» - фантастически-реалистическое сочинение, которое правдиво описывает характеры людей.

Бактерии атакуют!

Ерин-старший все вечера напролет смотрел в микроскоп и видел там бактерий в большом количестве. Он исследовал все, что только можно: обычную и дождевую воду, уличную грязь и даже кровь. Его «научные» изыскания позволили сделать вывод: бактерии везде! И ученые скрывают от людей страшную тайну: бактерии не позволяют жить человеку положенные ему 160 лет.

Нежданно-негаданно в доме появляется сослуживец Андрея - Серега. Он пьян в стельку, громко кричит на всю избу, что тоже желает смотреть на микробы. Слава Андрея как ученого разнеслась по всему селу. Жене приятно, что ее Ерин становится популярным человеком. Но тут она говорит о своем сожалении, что премии на заводе выдаются исключительно микроскопами, а не пылесосами. Сергей, которого не успел предупредить Андрей, сделал большие глаза и спросил: «Какие премии?». Жена все поняла, но решила вкратце пересказать коллеге мужа историю Андрея.

Конечно, был скандал. Друзья ушли пить. Промотали они 20 рублей - Андрей явился домой только к обеду следующего дня. Жена поехала сдавать микроскоп в комиссионку. Аппарата, естественно, уже дома не будет, зато у детей появятся новые шубки к зиме.

Что хотел показать нам В. М. Шукшин? «Микроскоп», краткое содержание которого вызывает лишь улыбку, неожиданно заканчивается на моральной ноте. Герой говорит своему сыну, чтобы он учился. Будучи грамотным, он сможет прожить более содержательную жизнь, чем его отец.

Правдива ли история, рассказанная В. М. Шукшиным?

Кто-то, прочитав «Микроскоп» (рассказ Шукшина), скажет, что это фантастика, и таких работников завода не бывает. Боимся разочаровать читателя, но такие люди существуют. Представьте, что человек волею судьбы стал тем, кем он является. Все равно кем - работником завода или машинистом поезда, но духовное начало его живо и требует какой-то пищи для своего бытия. Подобным образом и возникает такой вот чудак с микроскопом или машинист, увлекающийся книгами по истории России.

Философы-экзистенциалисты говорят, что человек может все, в том числе и преодолеть силу обстоятельств. К сожалению, это, как правило, весьма затруднительно. Особенно тогда, когда у человека появляется желание жить своей жизнью в уже зрелом возрасте. У некоторых людей самосознание созревает достаточно поздно. Человек хочет жить, духовное стремление бунтует и требует выхода, а у него уже жена, дети - полный комплект. Поэтому он ищет спасения в вине, но не находит.

В. М. Шукшин («Микроскоп», содержание которого было нами рассмотрено чуть раньше) заставляет нас анализировать моральную сторону рассказа. Не зря писатель решил рассказать о рядовом человеке. Он старался показать, с одной стороны, комичность положения такого героя, а с другой - трагичность. Нет ничего смешного в сломанной судьбе и разбитых мечтах. Шукшин не прихоти ради избирает такого героя, он старается обратить внимание читателя на обычного, рядового, ничем не примечательного человека для того, чтобы напомнить нам афоризм И. В. Гете: «Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Дополняя классика, хотелось бы сказать, что человек - это действительно целый мир, но внутри у него трагедия неосуществленных желаний и стремлений. Именно поэтому жизнь в основном печальна, а совсем не потому, что в ней присутствует смерть.

Полный вариант рассказа, который написал Шукшин («Микроскоп»), рекомендуется к прочтению и взрослым, и школьникам. Тем более что он небольшой. Его можно осилить минут за десять.

Один из рассказов Василия Шукшина так и называется – «Чудик» . Не самый заметный, пожалуй. Но, перебирая, словно бусинки чёток, их названия, на этом останавливаешься невольно. Ужели слово найдено» .
Впрочем, у Ушакова такого слова не найдёшь, тем более в словаре Даля. Это – детище нашего времени, наших дней. Зато есть в словаре другое, коневое – «чудо» , ведущее, наверное, свою родословную ещё с языческих времён. Слово, которым народ наш испокон века обозначал и самое знаменательное, и самое таинственное в жизни, самое радостное, светлое, чудесное, и самое отвратительное – чудовищное.
В словаре Ожегова даётся такая трактовка слова: «чудик – странный, со странностями, чудной человек» .
В. М. Шукшин не зря называл своих героев не «чудаками» , а именно «чудиками» , ласково. В самом названии есть что-то маленькое, детское, незащищённое. «Чудик» – это метка, которой люди весьма легко и беззаботно наделяют друг друга в повседневной жизни. Тут слышится и насмешка, и снисходительное любование, и пренебрежение, и восхищение. Словом, совсем так, как в рассказах Шукшина, где чудиком слывёт не один только герой одноимённого рассказа, написанного ещё в 1967 году, неловкий, доброжелательный до неправдоподобия, при этом – застенчивый и гордый, несчастный и неунывающий…» .
Такой же, например, «чудик» в глазах окружающих – столяр при «Заготзерне» Андрей Ерин, который, приобретя в сельпо микроскоп, объявил войну всем микробам мира. Он озабочен грядущими судьбами человечества: “Вдвоем с сыном часами сидели они у микроскопа, исследовали”. Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: “Скипидаром?. . Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче.. . я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то! ” Решил током попробовать.
“В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.
Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин “понял” позицию ученых, у которых “микроскопы-то получше нашего”: “И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов. Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в “комиссионку”.
Назвав так своего героя, В. М. Шукшин этим подчеркнул, что «чудик» – его любимый персонаж.
Вообще, «чудики» ассоциируются с коренным, исстари идущим типом «дурака» из балагана, сказок. Их «чудинки» свидетельствуют о непредсказуемом богатстве русской души. Они тихие, робко тыкающиеся к людям со своим добром, вечно попадающие впросак и теряющиеся, когда их ненавидят». Шукшинские «чудики» появляются тогда, когда вопрос ставится о смысле жизни. Главное для героя Шукшина, рядового человека, - поиск смысла жизни.

Цели урока:

Знакомство с многогранной личностью В. Шукши­на, с особенностями индивидуальной манеры;

Развитие умения анализировать рассказ «Микроскоп»;

Формирование нравственно-этических представлений.

Ход урока

Ι. C тадия вызова .

Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
- Шукшин: Шукшин: Шукшин…

Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Он не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Сегодня, исследуя рассказ “Микроскоп”, мы приобщимся к творчеству В.М. Шукшина.

ΙΙ. ТЕМА. Целеполагание.

1.Эпиграф:

Откуда берутся такие таланты ? От щедрот народных. Живут на земле русские люди – и вот избирают одного.

Василий Шукшин

О каких людях идёт речь? Много ли их?

Какое отношение имеет эпиграф к В.Шукшину?

(Запись темы и эпиграфа в тетрадь)

2. Проблемные вопросы:

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?

3. Слово о Василии Макаровиче Шукшине (1929 – 1974 г.г.)

До обидного мало – 45 лет прожил В. М. Шукшин. Но то, что он создал, хватило бы на несколько биографий. (Презентация, подготовленная учеником).

1) Родился 25 июля 1929 г. в Сибири, в деревне Сростки. Василию ещё не исполнилось 4-х, когда его отец был арестован и уничтожен как кулак. Семья потеряла кормильца, и уже с 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Из рассказа матери, Марии Сергеевны: «Корчевал Вася со мной пни… уставали очень, а он ребёнок ведь совсем был. Несёт лопатку, топор, лом, верёвку – всё тяжёлое, - так вдвоём и шли. Отец у меня был плотник. Я ему и говорю: «Тятя, дай Васе топорик маленький». Подыскал он мальчонке топорик поменьше, а тот был рад, подрубает корешочки – тут ведь лес-то был непроходимый. А он маленько передохнёт и снова. Гляжу, рубашонка-то на нём вся уже мокрая от пота… а после я спрошу: «Устал, сынок?» «Нет, нет, мама, жарко просто, нисколь не устал», - отвечал мне. Читала как-то книгу его – это после смерти Васи –наткнулась на то, где он пишет, что устаёт, как на раскорчёвке пней. Я прямо целый день проплакала: «Господи, когда покаялся-то!»

В 11 он первый раз попал в город. Там, на базаре сибирского города Бийска, он « окончательно решил стать жуликом» . Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

Во время войны семья особенно бедствовала. В 1942 г. от рук злых людей погибла корова Райка – горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва он пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Не было способностей у Шукшина ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он втайне пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают

В поисках заработка переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и помощником маляра, и грузчиком, и слесарем- такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. Полечившись дома мамиными травами, Шукшин сдаёт экстерном экзамены на аттестат зрелости. Некоторое время работает сельским учителем, а затем, получив мамино благословление и деньги, вырученные за продажу коровы, отправляется в Москву – учиться дальше.

2) Ш. хотел поступить в литературный институт , учиться «на писателя». Но к этому времени приём уже был закончен, да и опубликованных произведений у деревенского парня не было, а без этого в институт не брали. И он подаёт документы в институт кинематографии , где учится в классе известного кинорежиссёра Михаила Ромма.

Но и в этом институте – предмет мечтаний многих молодых людей - непросто складывалась судьба Шукшина. Не мог он смириться с тем амплуа «деревенского дурачка» , в которое его пытались

втиснуть. Он хотел говорить о людях. Хотел говорить правду.

Работа над заданиями в институте, необходимость ставить жанровые сценки, этюды не прошли даром для становления Шукшина-писателя . Всё это помогло ему стать мастером динамичных, ярких, психологически коротких рассказов, большую часть которых занимает выразительный, живой диалог героев. Поддержал в это время Шукшина и его учитель Михаил Ромм. В августе 1958 г. в журнале «Смена» появился 1-й рассказ В. Шукшина – «Двое на телеге ».

Много трудностей и невзгод ещё выпадает на долю Шукшина: не выпустят на экран его 1-й дипломный фильм, 5 лет он будет жить в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем – уже известным актёром и писателем, имея жену и двоих детей, - ютится в маленькой квартирке на окраине Москвы с «живописным пустырём» под окнами, но самое главное – рождение писателя – произошло. Приходилось часто жить в напряжении, «стиснув зубы», но за себя он умел постоять.

Наверное, отсюда встречаются высказывания о том, что этот большой художник слова был злым в жизни. Эти суждения опровергаются его суждениями. Творец, несущий людям добро своим искусством, не может быть злым. Непримиримость к человеческому унижению, к хамству – отличительная черта его характера. В его художественных произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.

Василий Макарович – явление уникальное. Актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, постановщик, сценарист, писатель…

Жизнь его не была ни простой, ни долгой. Умер Василий Макарович 2 октября 1974 года на съёмках очередного фильма…

Вопросы для закрепления:

- Многое ли ему довелось пережить в жизни?

- Шукшин любил свою родину, почему он удивлялся свой любви? (война, холод, голод, безотцовщина, тяжкий труд)

III . «Погружение» в текст рассказа В. Шукшина «Микроскоп».

Шукшин - писатель, мас­тер короткого рассказа. Он говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть:

1). Рассказ - судьба.

2). Рассказ - характер.

3). Рассказ - исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».

    Словарная работа:

«Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю.

2. Выявление смыслового понимания текста.

Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микро­скоп»? Почему?

Каков сюжет рассказа?

Какова тема? (Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он з простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.)

3. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение с начала до слов: «Он обзываться вслух не смел»

Кто прав, по-вашему, в конфликте? Только ли осуждения заслуживает Андрей Вырин? Почему? (Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни, тем более он хочет возместить ущерб. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца.)

2) «Неделю жил как во сне…»

Почему изменился Андрей Вырин с появлением микроскопа? Найдите в тексте глаголы, передающие состояние

героя после появления в доме микроскопа.

Где находил микробы? Как пытался их уничтожить?

Смешно или грустно наблюдать за попытками героя открыть секрет долголетия?

Понимает ли герой, что для открытия одного микроскопа мало?

3) Сравнение героев рассказа.

Как в диалоге проявляются особенности характеров героев? (Здесь автор показывает и невежество, душевную пустоту и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)

Почему Вырин не стал защищать своё открытие, а напился с Серегой?

Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:

Понимаю: она продаст его.

Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего... На­до, конечно...

(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.)

4) Характеристика

Что вы можете сказать о характере главного героя?

(С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой.)

Имя героя

Внешность

Черты характера

Суть “праздника” героя

Чувства героя в минуты “праздника”

Последствия (минусы) для героя и окружающих

Последствия (плюсы) для героя и окружающих

Изменения внешности и речи героя в минуты этих праздников

Почему они это делают?

5) Язык героев. Не менее важна для писателя речь персонажей (предварительное задание: найдите в тексте просторечные слова).

6) Юмор. В рассказе немало смешного. (предварительное задание:приведите примеры).

в рассказе «Микроскоп»

Примеры

Эффект двойного разоблачения

«….Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

«Кого присудить? Не понял Сергей. Андрей похолодел.»

Язык персонажей, воссоздающий особенности их

образа мыслей.

«Догонют да ищо раз выдадут».

«Какого хрена болтаешься по дворам».

Емкость, многозначность слова

Скважина

Особенности героев и манеры Шукшина. Вывод:

Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.

Приёмы сатирического изображения

Большую часть его рассказов занимает диалог.

Что скрывает Шукшин - писатель за юмором? Как он относится к людям и жизни в целом?

(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)

IV . Объяснить мысль Шукшина: “Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!”

- Главное качество, которое Шукшин ценил в человеке: помнить о добре и быть благодарным.

VI . Итог урока.

В чём проявился талант писателя?

Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чуди­кам»?

Вывод: Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими, какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.

YII . Рефлексия (использование смайликов, как показателя уровня качества урока).

Резерв

Кому из героев принадлежат эти слова?

Зоя Ерина

Андрей Ерин

    «Наступил человек в лужу, пришел домой, наследил. Тут же прошел ребенок

босыми ногами, м пожалуйста подцепил».

Учёные. У них микроскопы-то получше нашего –

все видят. И молчат. Не хотят расстраивать

народ».

    Дело в том,…что человеку положено жить сто пятьдесят лет. Спрашивается,

    почему же он шестьдесят, от силы семьдесят – и протянул ноги! Микробы! Они, сволочи, укорачивают век человеку».

«Не могли уж чего-нибудь другое присудить? А то – микроскоп».

3. «…будут у моих детушек к зиме шубки теплые да нарядные!...»

«Пешком! Пешком – туда и назад, скважина! А где, так ищо

побежишь – штоб не опоздать».

Работа в парах с текстами рассказов“Микроскоп” (отмечены детьми заранее)

Задание: На форматах А-3 записать выводы и наблюдения по тексту рассказов, заполнив листы.

VIII .Домашнее задание:

Когда нам плохо, мы думаем: “А где-то кому-то хорошо”. Когда нам хорошо, мы редко думаем: “Где-то кому-то плохо”.

Особенности рассказов В. Шукшина

Создавая свои рассказы, В. Шукшин ориентировался на устное народное творчество. Он отмечал, что народному искусству чужды «пустое баловство», «манерность», «холодная игра ума».

Вот отсюда и возникла простая и доступная форма рассказа. Рассказывали так, чтобы слушатели решительно всё поняли <…> Тут – почему я и говорю искусство устного рассказа – всегда был свой неожиданный прием, свой особенный фокус. Народный рассказчик – это и драматург, и актёр, а вернее, целый театр в одном лице. Он и ситуации сочиняет, и проигрывает диалоги за всех действующих лиц, и комментирует действие… Но всё это богатство речи, выдумка, неожиданные приемы рассказа не были самоцельными… Главными оставался смысл рассказа, стремление через простое сказать очень многое, посильнее задеть слушателей за живое.

К чему я всё это говорю? Да к тому, что я стараюсь в своей работе делать то же самое».

В статье «Нравственность есть правда» он пишет: «Я знаю, когда я пишу хорошо: когда пишу и как будто пером высекаю из бумаги живые голоса людей». В этой же статье читаем: «Вот рассказы, какими они должны быть: 1. Рассказ-судьба. 2. Рассказ-характер. 3. Рассказ-исповедь.

Самое мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот. Нет, литература – это всё же жизнь души человеческой, никак не идеи, не соображения даже самого высокого нравственного порядка».

Шукшинское слово богато интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно точно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, выражая характер, весь духовный строй персонажей.

(По статье В. А. Апухтиной «Рассказ. Ситуации и характеры»
в книге «Проза В. Шукшина»)

VI . Работа с текстом.