Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Поронайска Сахалинской области

Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе

«Н. Носов. Живая шляпа»

подготовила

учитель начальных классов

Сандракова Наталья Сергеевна

г. Поронайск

2012

Конспект урока литературное чтение «Н.Носов. Живая шляпа» 2 класс учитель начальных классов МБОУ СОШ № 7 Цели урока:
    Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «Затейники» и биографией автора. Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения;

    Учить чувствовать, определять и прогнозировать настроение произведения; закрепить навык акцентного вычитывания

    Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план рассказа; Воспитывать коммуникативные навыки
Оборудование урока :, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение урока, конверты с карточками-названиями частей плана.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать Кто хочет стать настоящим читателем? А что для этого надо делать? Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат
    Речевая разминка
Упражнения для развития артикуляционного аппарата. чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2-глубокий вдох(про себя),3- задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10(или пока хватает дыхания); Прочитать слитно

А О У Ы И Э

А Ы О У Э И

О У А Э И Ы

З С Ж


Работа над выразительностью.
Делу время потехе час Меньше слов -больше дела Прочитать, ставя логическое ударение (выделяя голосом) поочередно на каждое из слов. Прочитать с разной интонацией
    Работа по теме урока.
Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения мы уже изучили? Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя Аг*ния Барт* Чуков*кий К*рней Михалко* Сергей - НОСОВ Николай Николаевич Носов- (портрет) Писатель вам знакомый? Что вы читали из этих книг? А какой рассказ мы сегодня будем читать? (Живая шляпа) А кто знает, что такое шляпа? (Это головной убор) А для чего он появился и зачем он был нужен (сообщение ученицы об истории появлении шляп) Шляпка - это женская слабость. Шляпка повторяет форму своей предшественницы времен русской революции. Начало ХХ века - модерн, и дорога в новый век была устлана цветами. Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен обилием кружев и лент, а завершала композицию головка - пышный бутон, в обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и живых цветов. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на лугах и полях близ городов.В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая форма - "ток". Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют, она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы. Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.Война 1914 года законсервировала моду и шляпки лишились своей пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и перышки.Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье. Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома, из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры. Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны. Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее, сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую, называют "десертной тарелкой". Носят всё: фантастические береты, "горшки", "таблетки", жокейские шапочки. Туалеты сменяются со стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые, выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для солидных дам. Примером специального головного убора может служить гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без головного убора - это верх неприличия. В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция проста, понятна и, безусловно, невероятно практична - защита от дождя, но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично, мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от шляп и повязывают голову воздушным шарфом. Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность, то в военные годы вновь наступает "спокойный" период. В это время для шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки, которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило, делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс, его тогда называли "лохматый". Самым распространенным головным убором в это время стал платок. Война есть война.
В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило, мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям. Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками разнообразных форм. История шляпы в России насчитывает 300 лет. Шляпы и прически всегда находились в тесной зависимости друг от друга. Когда на рубеже XVI–XVIII вв. близкие ко двору подданные должны были сменить привычную одежду на платье европейского покроя, в быт вошли шляпы и шляпки. Это было время париков и напудренных волос, и поэтому мужчины чаще носили треугольную или двухугольную шляпу под мышкой, чем на голове. А вот дамские прически-парики были скорее головными уборами - такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно, женские шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия. Самая знаменитая женская шляпка той эпохи носила название «Памела», по имени героини романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона. Она была украшена полевыми цветами и колосьями - ведь роман назывался «Памела, или вознагражденная добродетель». Высота тульи и размер полей менялись, но шляпа оставалась в моде на протяжении полутора веков, вплоть до конца XIX столетия. Шляпа, как и европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. В России XIX века женская шляпка стала неотъемлемой частью облика любой женщины, которая хотела бы подчеркнуть свою причастность к иной культуре. Женская шляпка свидетельствовала о том, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и в театр, на бал или прогулку выберут именно ту шляпку, которая соответствует случаю...

Ребята, а разве шляпы бывают живыми? Подберите синонимы к слову шляпа. (На доске слов: колпак, котелок, цилиндр, панама, боливар). А с какими видами шляп вы встречались в жизни? Где? (цилиндрические, треугольные круглые, узкие прямые)
Итак, шляпа- это головной убор. Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Как вы думаете, о чём будет рассказ? Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым? Почему ты так считаешь? Прочитайте их про себя, затем вслух, (слабый ученик – по слогам, сильный – целым словом, с ударением) хором

игры

сказка

три поросёнка

волк

домик

схватил за ногу

испугался

убежал обрадовался (Дети высказывают предположения, которые тезисно фиксируются на доске) Первичное чтение Самостоятельное чтение. -Правильное ли предположение вы сделали? Какой момент изображён на иллюстрации? Понравился вам рассказ? Грустный или весёлый рассказ? Кто герои рассказа? Назовите их имена.
Физминутка для глаз
Анализ произведения (понимание фактического содержания)
Работа по учебнику (стр. 54)
Прочитать 2 абзаца по цепочке. -Кто рассказчик? Работа над интонацией. -Прочитать восклицательное предложение с разным логическим ударением. 2. –как вы думаете, почему мальчики решили, что шляпа живая? Чтение по ролям. Словарная работа: комод -это предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей).
Кочерга - это приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом Каким словом можно заменить слово «тресну»- ударю
3 Выборочное чтение, поиск ответов на вопросы: Как шляпа оказалась под котёнком? Почему дети боялись шляпу? Кто первый раскрыл секрет «живой шляпы»?
4 Чтение по цепочке от слова «Володя обернулся» до вопросительного предложения «А может быть её кто-нибудь за верёвочку дергает?» Словарная работа: какими словами можно заменить слово «обернулся» (повернулся) Работа над пониманием авторской позиции: -Как Николай Носов говорит о главных героях рассказа? Вопрос на понимание содержания текста: -Как они повели себя при встрече с «живой шляпой»? 5. Чтение первого абзаца на стр.54 Работа над синтаксическим строем речи: -Каким словами автор передаёт быстроту действия (глаголами) - Найдите самое короткое предложение (Ай!) -Почему в этом предложении нет действия? (знак тире в данном предложении усиливает скорость происходящих событий) 5. Акцентное вычитывание: -Действительно ли шлапа была «живая»? Докажите -Почему Володя решил уйти домой? Прочитайте -Почему мальчики боялся подойти к шляпе? Прочитайте. 6 Чтение по ролям до конца рассказа. - Ребята, как вы думаете, чему хотел научить вас Николай Носов? -А если бы были на месте героев рассказа вы бы испугались? Почему? -Откуда берутся страхи? - Как с ними можно справиться? Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? За что можно их поругать? Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? Что сказали бы соседи, которые это все слышали? Что скажете вы? Ученик“Поисковой группы”расскажет интересные сведения из жизни Н,Н,Носова. Сейчас мы вместе с любимым героем проведём физминутку (на экране) Ребята, а вы знаете, что наш друг Незнайка очень любил сочинять разные рифмы и стихи? Вот и мы сейчас с вами отдохнем и попробуем поиграть в рифмы. РА-РА-РА- вышла славная _________; КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________; АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________; РОК-РОК-РОК-продолжается_____________. Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
    Закрепление изученного.
Составление плана рассказа (по группам). Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом. План: Она живая! Шляпа соскользнула с комода. Битва с шляпой. Из-под шляпы вылез котёнок Васька Проверка плана. Выборочное чтение частей сильными учениками. 5. Итог урока . - А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу? Оцени себя за урок. «Лист самооценки».

Узнал что-то новое Научился о писателе
Расстроился Я Получил радость

Удивился Ничего не понял

Выставление и комментирование оценок.

    Дифференцированное домашнее задание.
Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике. Выбор творческого задания(на выбор) Нарисовать диафильм к рассказу.

Список использованной литературы

    Литературное чтение. Родная речь. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.2 / сост. Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2008.

    Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – М.: ВАКО, 2010.

    Словарь Ожегова, - М, 1982.

    Словарик «Писатели в учебной литературе»: Начальная школа/сост. С.В. Кутявина, - М.: ВАКО, 2010.

    Журнал «Мода и стиль» за 1998-2005 гг.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Стегаловка Долгоруковского муниципального района Липецкой области

Конспект открытого урока

по литературному чтению во 2 классе

по теме: "Н.Носов. Живая шляпа".

Подготовила и провела:

Фролова Любовь Васильевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с. Стегаловка

2017г.

Предмет : Литературное чтение

Класс: 2

УМК : «Школа России»

Тема : Н.Носов «Живая шляпа»

Цель : Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью.

Задачи:

    Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего

интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного

возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской

книгой, обладающего определённой начитанностью.

    Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться

комической ситуацией.

    Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран,презентация Microsoft PowerPoint, презентация SMART Board .

Педагогические технологии:

    Личностно-ориентированное обучение;

    словесной продуктивной и творческой деятельности;

    педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

    использование элементов ТКМ.

Метапредметные УУД: умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные УУД: высказывать своё мнение, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе картинного плана.

Личностные УУД: умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

Планируемые результаты : учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать своё мнение; рассказывать о героях, выражая своё отношение к ним.

Ход урока

1.Организационно- мотивационный момент. Психологический настрой учащихся. (Звучит тихая музыка)

2.Речевая разминка.

Вот у тёплой печки кот

Песенку свою поёт:

День сегодня за окошком

Хмур, хмур, хмур…

Подремлю в тепле немножко,

Мур, МУР, МУР…

Прочитайте стихотворение так как будто вы очень далеко от меня и я вижу как шевелятся ваши губы.

Прочитайте стихотворение так как будто вы подошли ближе и я слышу шепот.

Прочитайте стихотворение так как будто вы рядом со мной и я слышу вас четко и ясно.

3.Актуализация знаний. Прием «Корзина идей»

Отгадаете загадку (про кота)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Что вы знаете об этом животном?

Что вы о нем можете рассказать.?

Какие произведения он писал?

На книжной полке представлены другие книги автора которые вы найдете в библиотеке и в классной библиотечке.(Выставка книг)

4. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала. Прогнозирование содержания по заголовку. Прием «Дерево предсказаний»

Откройте учебник на стр. 54. Назовите тему урока. Прочитайте название и подумайте о чем будет произведение?

Рассмотрите иллюстрации. Какую информацию получили и что можно добавить?

К какому жанру относиться это произведение?

А может ли шляпа быть живой?

Какова цель нашего урока?

5. Этап изучения нового учебного материала

Первичное знакомство + прогнозирование развития сюжета . Прием «Чтение с остановками»

Но прежде, чем мы начнём читать произведение Н.Носова «Живая шляпа», давайте давайте уточним их значение.

Словарная работа

Что такое кочерга?

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Кто объяснит значение слова КОМОД ?

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

Треснуть - ударить.

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

Приятного погружения в произведение.(читать комбинированно: учитель- по «цепочке», по ролям, остановки и предположение развития сюжета)

6. Этап проверки восприятия и первичного закрепления изученного

Что вас развеселило?

Что взволновало?

- Почему шляпа оказалась «живой»?

- Ваши предположения оправдались?

7. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения. Анализ содержания. Прием «Ромашка Блума»

Одной из наших целей научиться анализировать произведение. Для этого мы будем работать в группах по 3 человека. Вспомним правила работы в группе. Выберите себе лепесток и придумайте интересный вопрос классу.

8 Выборочное чтение произведения.

- Я покажу вам картинку или отрывок из фильма, а вы найдите соответствующий отрывок в тексте, прочитайте. Будьте внимательны. Желаю удачи.

9. Физкультминутка

Предлагаю отдохнуть и вспомнить кошачьи повадки.

Осторожно, как котенок,

На носочках я пройдусь.

Спинку я прогну немножко

Распрямлюсь и потянусь.

И из блюдца молочко

Полакаю язычком.

Лапкой грудку и животик

Я помою, словно котик.

А потом свернусь колечком

И усну у теплой печки.

(дети идут на носочках,прогибают спинку,потягиваются выполняют движения головой

вверх-вниз,поглаживают ладошкой животик, приседают, опускают голову на колени)

10. Работа в группах.

Разноцветные котята на ваших столах приготовили для вас задания. Каждая группа собирается у своего цвета котенка. Прочитайте инструкцию и выполните задание. Оценка работы группы после каждого отчета.

1. Красные - работа у интерактивной доски:соотнеси фразеологизм и его значение.

2.Зеленые -у доски: восстановить части плана.

    Два мальчика рисуют за столом.

    Они видят, что шляпа двигается по полу, и пугаются.

    Мальчик хочет ударить шляпу клюшкой.

    4. Мальчики принимают решение бросать в шляпу картошкой.

    Из-под шляпы вылезает котенок.

2.Синие - у доски: «Собрать пословицу» и выбрать какая подойдет к нашему произведению. Выберите пословицу, которая подходит к рассказу:

    Волков бояться – в лес не ходить.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    У страха глаза велики.

4. Оранжевые - разыграть небольшую сценку, распределив роли.

Самостоятельная работа 4 мин. Отчет 7 мин.

Чью работу в группе вы хотели бы отметить?

11. Обобщение полученных знаний.

Зачем он придумал эту историю?

Какой урок мы возьмем из этого рассказа?

Как ребята вели себя в начале рассказа?

Как менялось их поведение?

Какое чувство ребята испытали в конце рассказа?

Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)

Тест (Работа в парах,проверка на экране, одна пара у доски)

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

1. Как звали котёнка в рассказе?_______________

2. За кем охотился котёнок? _________________

3. Как звали мальчиков?___________________________

4. Чем занимались мальчики? _____________________

5. Чем вооружились ребята против шляпы? ___________________________

6. Чем стреляли в шляпу? _______________________

7. Что появилось из-под шляпы сначала?________________

8. Расположи иллюстрации к рассказу по порядку.




Для кого написал этот рассказ автор?

12. Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Кто главный герой рассказа? Он поможет нам подвести итог урока.

К (качества) Какие качества воспитывает рассказ?

О (Оценка) Кого бы похвалили за активную работу в классе?

Чем тебе понравился и запомнился урок?

Т (ты) В чем ценность этого рассказа для тебя?

13. Инструктаж о выполнении домашнего задания .

Домашнее задание на выбор.

2. Придумать продолжение рассказа.

4. Нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

14. Самооценивание.

1 Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.Еще придется потрудиться

4.Да, трудно всетаки учиться!

15. Моя оценка урока .

Благодарю вас за прекрасные минуты общения. Я желаю вам дальнейших успехов и удачи!

Урок чтения проводится во 2 классе. На уроке используются следующие технологии: словесная и творческая деятельность; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно-коммуникативная технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект

урока литературного чтения

во 2 классе

УМК «Школа России»

Тема: «Николай Николаевич Носов «Живая шляпа»

Панфилова Татьяна Геннадьевна

учитель начальных классов

МКОУ «Самсоновская СОШ» с. Самсоново

Шипуновского района Алтайского края

Тема: Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Цель : познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа».

Задачи: учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову, определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев; способствовать развитию у обучающихся внимания.

Планируемые результаты:

Предметные умения: ознакомление с рассказом Н. Носова «Живая шляпа»; осознанное восприятие литературного произведения; умение сформулировать ответы на вопросы по содержанию произведения.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы .

Регулятивные- умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища .

Коммуникативные - умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе

Личностные результаты - умение проявлять положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения; осуществлять эмоциональное восприятие поступков героев; уметь оценивать поведение героев произведения; проявлять способность выражать свои эмоции в выразительном чтении.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: картинки с изображением котят для рефлексии, карточки для работы в парах..

Ход урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Да здравствует школа!
Да здравствует смех!
Да здравствуют радость, удача, успех!

2. Речевая разминка

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Потому что для страны

Люди умные нужны.

3. Определение темы и задач урока.

Учитель : по какому разделу мы работаем?

Дети: мы работаем по разделу «Писатели- детям»

Учитель : сегодня мы продолжим работу по этому разделу. Прочитайте написанные названия произведений и их авторов.

Агния Барто «Веревочка»

Самуил Маршак «Кот и лодыри»

Николай Носов «Живая шляпа»

Учитель: все ли произведения мы читали?

Дети : нет, мы не читали рассказ «Живая шляпа».

Учитель: значит какая тема нашего урока?

Дети : тема нашего урока Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Учитель: Поставьте задачи к уроку.

4. Подготовка к первичному восприятию. Слово об авторе.

Николай Николаевич Носов родился в ноябре 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Носов с детских лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт. С 1938 года начинает писать детские рассказы, но профессиональным литератором становится только после Великой Отечественной войны. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Огурцы», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры». Печатались они, в основном, в журнале для детей «Мурзилка». Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно - сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.

Учитель:

Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? Сегодня мы познакомимся с одной историей. которая произошла с такими же ребятами, как вы.

5. Словарная работа.

В тексте встретятся слова, уточним их значение.

Комод - низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

6. Гимнастика для глаз.

7. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

8. Проверка первичного восприятия.

– Понравился рассказа?

Что особенно понравилось?

9. Повторное восприятие.

Чтение рассказа детьми.

Анализ содержания .

10. Анализ содержания.

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Володя?(кидать картошкой в шляпу).

Кто попал картошкой в шляпу?(Вадик)

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

11. Физминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

12. Выборочное чтение.

а) к рисунку найдите в тексте соответствующие слова.

  • 1 рисунок – стр.54
  • 2 рисунок – стр.57
  • 3 рисунок – стр.58

13. Работа с пословицами.

Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Семь раз отмерь – один раз отрежь.
  • У страха глаза велики.

Определите идею (главную мысль рассказа).

14. Работа в парах.

Проверим ваши внимание и память.

Какие буквы надо вставить и почему? Возьмите простые карандаши и вставьте пропущенные буквы.

Проверка работы.

Текст : Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух . А на комоде, на самом краю , лежала шляпа . И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу .

Как написали слово «Васька»? Почему?

15. Итог урока. -

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

16. Рефлексия.

Список использованных источников:

1. Поурочные разработки по литературному чтению:2 класс.- М.,ВАКО,2012.

2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 2 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М. Бойкина, Н. Роговцева.- М. Просвещение, 2014.

3. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных учреждений, ч. 2.Авторы: Л. Климанова, В. Горецкий. - М. Просвещение, 2013.

4. Интернет- ресурсы: http://www.o-prirode.com/photo/29


Разработка урока по литературному чтению

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма:


«1.Разработка урока(тех.карта)»

Номинация

«Организация художественно - эстетической деятельности

младших школьников

на уроках и во внеурочной деятельности»

Школа «России»

Ковалева Марина Ивановна,

учитель начальных классов,

МКОУ «Покоснинская СОШ»

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели:

Задачи: образовательные: развивающие: воспитательные:

Технология:

Фронтальная, групповая.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.

Психологический настрой.

2.Создание проблемной ситуации.

(мотивация)

3.Актуализация знаний.

4.Сообщение темы, постановка целей урока.

Выявление места и причины затруднения

5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

Б) первичное закрепление.

6. Физ. минутка.

7.Включение в систему знаний и повторений.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

9.Подведение итогов урока.

10. Домашнее задание.

11. Оценки.

12.Рефлексия.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

- ?

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Какие бывают шляпы?

Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

Правда ли, что…

«Сказка о рыбаке и рыбке»


Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

Что же нам с ним делать?

Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ?

А хотели бы вы об этом узнать?

Что такое КОЧЕРГА?

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Запишите эти слова в тетради

аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Тогда что их так напугало?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

Чтение 4 части-до слов «шляпа как подскочит кверху»

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Чтение заключительной части.

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

Обобщает ответы детей.

*Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

А теперь поработаем.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1(работа в группах)

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

Задание №3 (работа в парах)

Кто написал?

Попробовать его пересказать

Написать отзыв к рассказу.

Продолжите предложение (на доске)

 Мне было интересно…

 Я узнал, что…

 Мне захотелось …

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Слушают стихотворение.

Высказывают своё мнение.

Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова.

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Дети анализируют и доказывают, чей головной убор.

Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений

Отвечают на поставленные вопросы

Нет, недалеко от Киева в Украине

Нет, отец был артистом

Нет, для сына

Нет, дети, попавшие в смешные ситуации

Нет, еще в интернете

Смешные, весёлые, юмористические и т.п.

Отвечают на поставленный вопрос.

Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин

Мы не знаем это произведение.

Давайте познакомимся с произведением

Не знаем

Нет, потому что…

Формулируют задачи урока:

-Подумать и объяснить, почему так назван рассказ.

Дети записывают:

Классная работа

Н.Носов «Живая шляпа»

Отвечают на вопросы, объясняют значения слов.

Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей.

Упасть, тяжело сесть

Дети записывают слова

Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий.

Дети выполняют задания

Учись справляться со своим страхом

Учащиеся делятся на группы.

Приступают к выполнению заданий

Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку.

У страха глаза велики -

в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика.

Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями.

Дети читают по очереди.

Дети сообщаются и вписывают слова.

Дети читают свои записи.

Отвечают на поставленные вопросы.

Дети делают выбор и записывают домашнее задание.

Оценивают результаты своей работы.

Высказывают свои варианты ответов.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви;

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Регулятивные:

Уметь обобщать, делать выводы,

Коммуникативные:

Уметь ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Познавательные:

Уметь находить ответы на вопросы в тексте;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

, высказывать

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных ответов.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в парах. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы, высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Познавательные:

Уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

Уметь сделать выбор.

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

Просмотр содержимого документа
«1.Разработка урока»

Ковалева Марина Ивановна,

Тема: «Живая шляпа» Н.Н.Носов

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма: урок в технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение).

Цели: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.

Задачи: образовательные: способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать; создать условия для выразительного чтения; развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;воспитательные: воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки.

Технология: объяснительно – иллюстративного обучения; словесной продуктивной и творческой деятельности; педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия); информационно - коммуникативная технология.

Методы организации учебного пространства: словесный, наглядный, практический

Формы организации учебного пространства: фронтальная, групповая.

Ресурсы: Ноутбук, мультимедиа, раздаточный материал, учебник «Литературное чтение» 2 класс, автор Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., толковый словарь, иллюстрации к произведению, портрет писателя, аудиозапись произведения.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

Сядьте ровно,

Ножки вместе,

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор!

- Ребята, а когда уроки проходят интересно?

Дети отвечают на вопросы. Высказывают свою точку зрения (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ и т.д)

Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

2.Создание проблемной ситуации (мотивация).

Организует диалог с обучающимися.

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

(Дети слушают стихотворение)

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

А кто из вас знает, что такое шляпа?

(Высказывают своё мнение).

А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.

(Один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Давайте поиграем в игру «Чья шляпа?»

Я буду показывать вам шляпы, а вы будете отгадывать кому она принадлежит.

(показывает картинки шляп, после отгадки детьми, показывает хозяина головного убора).

(Дети анализируют и доказывают, чей головной убор).

3.Актуализация знаний.

Организует диалог с учащимися, подводит их к формулированию цели урока

Произведение, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, написал один замечательный писатель. Имя его вам известно. Мы с ним знакомились на предыдущих уроках.

(Анализ, синтез, поиск информации, доказательство, высказывание предположений НОСОВ)

Да, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

(вывешивается портрет писателя)

Но прежде вспомним основные моменты из биографии Н.Носова.

(Отвечают на поставленные вопросы).

Правда ли, что…

Николай Носов родился в Одессе?

(Нет, недалеко от Киева в Украине).

Отец писателя тоже был писателем?

(Нет, отец был артистом).

Первый рассказ Николая Носова был написан для дочери?

(Нет, для сына)

Герои произведений Н.Носова были взрослые?

(Нет, дети, попавшие в смешные ситуации).

Писатель был участником Великой Отечественной войны?

Информацию о любом писателе можно найти только в библиотеке?

(Нет, еще в интернете).

Как вы думаете, ребята, а какие у этого писателя произведения?

(Смешные, весёлые, юмористические и т.п.)

Давайте поработаем над кластером. Вам необходимо соотнести названия к автору.

(Отвечают на поставленный вопрос. Дети читают название и соотносят к автору).

«Сказка о рыбаке и рыбке»


Почему «Сказка о рыбаке и рыбке» не соотнесли с автором?

(Потому, что эту сказку написал А.С.Пушкин).

4.Сообщение темы, постановка целей урока. Выявление места и причины затруднения.

Осталось ещё одно название «Живая шляпа».

(Мы не знаем это произведение).

Что же нам с ним делать?

(Давайте познакомимся с произведением).

Давайте. А как вы думаете, почему так назван рассказ? А хотели бы вы об этом узнать?

(Не знаем).

Вы верите в то, что шляпы бывают живые? Аргументируйте свои высказывания.

(Нет, потому что…)

Ребята, по вашему мнению, можно ли по названию данного произведения определить, о чём же пойдет речь?

Какую же задачу мы перед собой поставим?

(Формулируют задачи урока: подумать и объяснить, почему так назван рассказ).

Откройте тетради и запишите число, классную работу и тему урока.

(Дети записывают):

Число

Классная работа

Н.Носов «Живая шляпа»

5.Открытие новых знаний.

А) стадия осмысления.

Но прежде, чем мы начнём, знакомится с произведением Н.Носова «Живая шляпа», давайте вспомним значения некоторых слов.

(Отвечают на вопросы, объясняют значения слов).

Что такое КОЧЕРГА?

(Инструмент из железа или другого огнестойкого материала, используется для выгребания углей, перемещения дров в горящем камине или печи. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом (один из обучающихся ищет в словаре толкование слова).

Кто объяснит значение слова КОМОД?

(Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья и разных мелких домашних вещей).

Каким словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

(Ударить).

А слово ПЛЮХНУТЬ?

(Упасть, тяжело сесть).

Запишите эти слова в тетради.

(Дети записывают слова).

Учитель заранее делит текст на смысловые части.

(Слушают, отвечают на вопросы, прогнозируют развитие событий).

Ребята. Сейчас мы будем слушать аудиозапись.

Чтение 1 части – до слов «Что-то плюхнулось, упало»

-Как вы думаете, что плюхнулось на пол?

-А кто попробует предположить, что произойдет дальше?

Чтение 2 части - до слов «Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли»

Что же так испугало ребят?

Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми. Докажите словами из текста.

Тогда что их так напугало?

Предположите, смогут ли ребята побороть свой страх?

Чтение 3 части - до слов «сейчас я её как тресну клюшкой»

Чей прогноз оправдался?

А кто из мальчиков оказался посмелей: Володя или Вадик? Обоснуйте ответ.

Чтение 4 части -до слов «шляпа как подскочит кверху».

6. Физ. минутка.

(Дети выполняют задания).

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Предположите, чем закончится произведение.

Чтение заключительной части.

Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?

(Страх).

Б) первичное закрепление.

Так в чем же заключается главная мысль рассказа?

(Надо справляться со своим страхом).

Верно..учись справляться со своим страхом, и тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.

7.Включение в систему знаний и повторений.

Ребята, а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были при работе с произведением Н.Носова «Живая шляпа»

А теперь поработаем.

(Учащиеся делятся на группы).

Каждая группа сейчас получит задание.

Будьте внимательны при выполнении работ.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

КОНВЕРТЫ НА СТОЛАХ.

Задание №1(работа в группах)

(Приступают к выполнению заданий).

Расположите данные картинки в соответствии с развитием сюжета рассказа Н.Носова «Живая шляпа»

Закончили работу. А сейчас проверим правильность выполнения своих заданий.

(Дети выходят к доске по очереди и вывешивают картинки по порядку).

Задание №2 (работа в парах)

Продолжи.

ВОЛКОВ БОЯТЬСЯ – ……В ЛЕС НЕ ХОДИТЬ.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ….ОДИН РАЗ ОТРЕЖЬ.

У СТРАХА …..ГЛАЗА ВЕЛИКИ.

Какая из пословиц подойдёт к произведению. Объясните ответ.

(У страха глаза велики - в состоянии страха, человек склонен к преувеличению опасности или видит её там, где её нет.

Пословица говорится, когда на самом деле опасность не так велика. Пословица учит, бороться со своими страхами и управлять своими мыслями).

8. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

Давайте почитаем текст по цепочке.

(Дети читают по очереди).

Теперь можем выполнить ещё одно задание.

Задание №3 (работа в парах)

(Дети сообщаются и вписывают слова).

Давайте посмотрим, что у вас получилось.

(Дети читают свои записи).

9.Подведение итогов урока.

(Дети отвечают на поставленные вопросы).

Как называется рассказ, который мы читали?

Кто написал?

Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора.

10. Домашнее задание.

Предлагаю вам дома:

(Дети делают выбор и записывают домашнее задание).

Попробовать его пересказать

Написать отзыв к рассказу.

11. Оценки.

На оценочных листах поставьте себе оценку.

(Оценивают результаты своей работы).

12.Рефлексия.

Продолжите предложение (на доске).

(Высказывают свои варианты ответов).

 Мне было интересно…

 Я узнал, что…

 Мне захотелось …

Просмотр содержимого документа
«Приложение №2»

Задание №3(работа в парах)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК:

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

Ай! - и прыг на диван.

Пойду к себе домой.

Задание №3(работа в парах)

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: УВЛЕЧЕНИЕ, СТРАХ, РАДОСТЬ, ИСПУГ

ЧУВСТВА МАЛЬЧИКОВ

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:

Ай! - и прыг на диван.

Я у-у-хо-хожу!- говорит Володя.

Пойду к себе домой.

Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:

Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Задание №2(работа в парах)

Продолжи пословицу.

У страха …..

Волков бояться …..

Семь раз отмерь…

Вологодская область Шекснинский район п. Шексна

МОУ «Устье - Угольская школа»

УМК «Начальная инновационная школа»

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Преподаватель: Пронина Наталия Ивановна

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Место урока в теме: 1 урок

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ

Задачи урока:

1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.

2. Прослушать рассказ в аудиозаписи.

3. Проанализировать содержание рассказа.

Оборудование: учебник « Литературное чтение» Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова, книга Н. Носова «Живая шляпа» раздаточный материал для самооценки и выполнения задания, MacBook, программа ПервоЛого, презентация.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные:

прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте информацию, отвечать на вопросы к тексту; работать с MacBook в программе ПервоЛого, уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные :

участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.

Личностные:

Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.

Вводно - мотивационный момент.

Повернитесь к гостям,

Улыбнитесь гостям.

Повернитесь ко мне,

Улыбнитесь мне.

Повернитесь друг к другу,

Улыбнитесь друг другу.

Сейчас у нас с вами урок литературного чтения.

Актуализация знаний.

Шляпа - лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Что такое шляпа?

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

Сегодня мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

3. Целеполагание.

Какую цель поставим сегодня на уроке?

Знакомство с произведением и первичный анализ.

Чтобы выполнить эту цель мы должны поставить перед собой задачи (слайд)

Поставьте задачи в правильном порядке (поменять 2 и 3 задачи)

Познакомиться с биографией Н.Н.Носова.

Проанализировать содержание рассказа.

Прослушать рассказ в аудиозаписи.

(рассказ учеников)

1) Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании школы работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром - постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов. За эту деятельность он награждён орденом Красной Звезды.

3) Но его сильно влекло искусство. Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

Николай Носов написал очень много рассказов, попробуйте некоторые из них узнать по его отрывку (зачитывают ребята)

1 «Фантазёры»

«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

Врёшь!

Нет, правда!

Почему же ты не умер?

А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».

2 «Затейники»

« Вдруг меня кто- то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной.

Чего ты? - спрашивает.

Меня - говорю - кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я - за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

Давай - говорю дверь держать, чтобы он не открыл».

3 «На горке»

«Только полез на горку - бух носом!

Ого! - говорит. - Скользкая!

Поднялся на ноги и снова - бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

Что делать? - думает.

Думал, думал - и придумал:

Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

4 «Мишкина каша»

«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

5 «Телефон»

«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

Слушаю!

А из трубки в ответ:

Ты чего хрюкаешь?

Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.

Брось хрюкать! Говори по-человечески! - кричит Мишка!»

6. «Приключения Незнайки»

В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец. В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным городом. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

Кластер - Произведения Носова (Слайд)

О ком рассказывает Носов в своих произведениях?

О детях

Какие у него рассказы?

Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.

А что такое юмор? Давайте вспомним.

- Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в

необычайно смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.

Как вы понимаете комичная ситуация?

Проверим по словарю учебника.

Выполнили мы с вами 1 задачу?

Приступаем к выполнению 2 задачи.

Сегодня мы познакомимся с один из его рассказов, где описана комичная ситуация. Рассказ называется «Живая шляпа».

«Прогнозирование»

Как вы думаете, о ком или о чём будет рассказ?

Кто читал, пожалуйста, послушайте предположения своих одноклассников.

Первичное целостное восприятие произведения

Послушайте этот рассказ в исполнении артиста (аудиозапись)

Проверка первичного восприятия текста.

Понравилась ли вам история? Почему?

Какое настроение она у вас вызвала?

В чем комичность ситуации?

Выполнили мы с вами 2 задачу?

ФИЗМИНУТКА

- Приступаем к выполнению 3 задачи.

Вторичное восприятие произведения и его анализ по частям.

а) Чтение отрывка с.92 самостоятельно (заканчивается предложением «Вовка за ним»)

Игра «Да-нет»

Так или не так всё было в рассказе Н Носова «Живая шляпа».

Утверждение

ДА

НЕТ

1. Шляпа лежала на столе.

2. Котенка звали Васька.

3. Котёнок Васька сидел на шкафу.

4. Вовка и Вадик сидели за столом.

5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу.

6. Вадик хотел поднять шляпу.

7. Шляпа подползла к Вадику.

8. Вадик прыгнул на диван, а Вовка за ним.

Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

б) Чтение 2 части по цепочке (Часть заканчивается предложением «Шляпа как подскочит кверху!»), выборочное чтение, ответы на вопросы, иллюстрации к рассказу и подобрать подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)

Ребята всё так же продолжали бояться шляпы?

Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята смотрят на неё и трясутся от страха)

Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте)

Кто из мальчиков был смелее? Вадик. Докажите предложениями из текста. (Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)

А какое оружие еще ребята выбрали для борьбы со шляпой? (Клюшка,

лыжная палка, картошка.)

Почему ребята осмелели?

Как изменилось их поведение? А интонация и громкость голоса?

Найдите и зачитайте предложения, где мальчики уверенно говорят и

угрожают шляпе.

Какие маленькие слова Н. Носов употребил, чтобы предать «боевое»

состояние мальчиков (Ага! Эй ты, шляпа!)

Подписи к слайдам:

1) они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.

2) соскочили ребята с дивана и бегом из комнаты.

3) шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась.

4) Набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

5) прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

ФИЗМИНУТКА

в) Чтение следующего отрывка самостоятельно

Придумать «тонкие», «толстые» вопросы (на слайде слова - помощники).

Тонкие вопросы:

Как раскрылась тайна живой шляпы?

Что сначала высунулось из-под шляпы?

Обрадовались ли ребята, когда увидели Ваську?

Кто из мальчиков догадался, как котенок попал под шляпу?

Что стал делать Вадик, когда увидел Ваську?

Что делал Васька, когда выбрался из-под шляпы?

Толстые вопросы:

Как вы думаете, какие чувства испытывал котёнок?

Останутся котёнок и Вадик друзьями?

Как мальчики относятся к котёнку?

Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?

Задание в программе Перволого: составить пословицы. Слайд

У страха глаза велики.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Делу время потехе час.

Повторенье мать ученья.

Какой пословицей мы можем выразить главную мысль рассказа?

Выполнили мы 3 задачу?

Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

Как вы считаете, наш урок цели достиг?

6. Рефлексия.

Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось …

Я узнал, что ….

У меня получилось …

Мне было трудно ….

7. Домашнее задание: читать текст выразительно, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.