В занятиях с блоками Дьенеша используют карточки, на которых в символической форме содержится информация о признаках фигуры (размер, цвет, форма, толщина):

  • цвет обозначается пятном
  • размер - силуэт домика (большой, маленький).
  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Кроме карточек, на которых изображены свойства фигуры, существуют карточки с отрицанием свойств: например: “не синий”.

Карточки могут быть использованы не только как дополнение к блокам Дьенеша, но и как самостоятельный материал для игр. Занятия с такими карточками помогают развивать у ребенка умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их символическим обозначениям. Ниже приведены несколько примеров занятий с карточками.

Знакомство с карточками

Ребенку показывают карточку с изображенным на ней одним или несколькими свойствами. Например,

  • если ребенку показывают “красное пятно”, то нужно отложить все красные блоки;
  • “красное пятно и одноэтажный домик” - откладываем все красные маленькие фигуры;
  • “красное пятно, одноэтажный домик и силуэт квадрата” - это красные маленькие квадраты - толстые и тонкие и т.д.

Игра “Найди собачку”

Выложите перед ребенком 8 блоков, под одним спрячьте изображение собачки. С помощью карточек составьте ответ для ребенка - под какой фигурой спряталась собачка. Чтобы найти собачку ребенку необходимо расшифровать свойства фигуры, изображенные на карточках (красный большой круг).

Игра “Опиши фигуру”

Выберете с ребенком любой блок. Вы описываете свойства этой фигуры словами, а ребенок выкладывает карточки с соответствующими признаками этой фигуры.

Игра “Угощение”

Ребенок угощает свои игрушки “печеньями” (фигурами). Карточки кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же признаком. Ищет еще одно “печенье”, отличающееся только этим признаком. Угощает куклу - в правую руку - одно “печенье”, в левую руку - другое.

Например: выпала карточка «большой», ребёнок выбрал логическую фигуру: большой синий квадрат. Далее ребенок подбирает второе “печенье”: маленький синий квадрат. Печенье отличается по размеру.

Если ребенок успешно справляется, задание можно усложнить - отличие не по одному, а по двум, трем и четырем признакам.

Игра “Чертеж”

Для этой игры используются карточки, обозначающие свойства и “не-свойства ”.

Нарисуйте “чертеж” замка, где каждый элемент обозначен карточкой. Предложите ребенку построить замок в соответствии с вашим чертежом.

Например:

  • “фундамент замка” - два не-синих прямоугольных блока;
  • “первый этаж” - не-круглые не-красные блоки;
  • “второй этаж” - желтые не-треугольные не-тонкие блоки;
  • “крыша” - красные не квадратные блоки.

Логические кубики

Помимо логических блоков и карточек, существуют еще логические кубики. На гранях кубиков изображены признаки блоков (размер, цвет, форма, толщина), символы отрицания признаков, а также кубики, на гранях которых изображены цифры. Логические кубики, как и карточки, предлагают большое разнообразие игр для ребенка. Игра становится более увлекательна, поскольку предусматривает возможность случайного выбора свойств - подбрасывание кубика.

Кроме того, существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать.

Игры с логическими блоками Дьенеша для свмых маленьких смотрите .

Игры с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет смотрите .

Делитесь вашими комментариями и идеями.

Татьяна Сафронова
Конспект занятия по математике в средней группе с блоками Дьенеша

Цель :

1. Закреплять навыки детей в работе с логическими блоками , упражнять в умении классифицировать блоки по трём признакам : цвету, форме, размеру.

Задачи :

1. Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшем действием;

2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

3. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказывать свою точку зрения.

Развивающая среда : логические блоки Дьенеша , письма, сделанные в виде разных геометрических фигур, лист с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок, мешочек, два обруча, коробки для подарков, два подноса.

Ход организованной образовательной деятельности.

Ребята, сегодня приходил почтальон и принёс в группу письма . Одно из писем было адресовано вам, ребята. Случайно, я перепутала письма и теперь не знаю, какое из них ваше (на столе лежат конверты разной формы, размера и цвета) . Что же делать?

У меня есть карточки, которые помогут вам найти нужное письмо. (Выложить карточки, на которых зашифровано письмо : квадрат, большой, жёлтого цвета.) Давайте проговорим, как должно выглядеть письмо.

Дети : квадрат, большой, жёлтый.

Давайте подойдём к столу и найдём письмо. Почему вы считаете, что это ваше письмо. Объясните свой выбор. (Ответы детей) .

Молодцы, ребята, правильно нашли письмо. Давайте я его прочитаю.

«Здравствуйте ребята. Пишут вам Хрюша и Степашка. У нашей подружки Каркуши скоро день рождения. Нам очень хочется подарить ей подарки. Мы сделали красивые бусы и засадили клумбу любимыми цветами Каркуши. Но случилась беда : бусы порвались, а цветы на клумбе завяли. Мы очень расстроились. Помогите нам, пожалуйста, пересадить цветы и собрать бусы. Хрюша и Степашка» .

Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь. (Да) Давайте сделаем для Каркуши бусы.

Игра «Чудесный мешочек» .

(На столе лежит лист с нарисованной верёвочкой, для нанизывания бусинок - блоков .) У меня есть чудесный мешочек с бусинками. Чтобы достать бусинку из мешочка, нужно определить форму и величину бусинки на ощупь.

Молодцы, ребята. Мы сделали очень красивые бусы для Каркуши и теперь можем приступить к посадке цветов.

«Клумбы» .

(Обручи – клумбы, блоки – цветы .) На клумбах лежат карточки – схемы (цвет, форма, величина) . Дети «сажают» цветы, любуются, рассказывают, какие цветы выросли на клумбе.

Молодцы, мы посадили цветы для Каркуши. Ребята, вы работали, устали, теперь нужно отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы у клумбы прогулялись

И немножко запыхались. Шагаем на месте.

Встанем, глубоко вздохнем,

Упражнения начнем.

Руки в стороны, вперед, Развели руки в стороны, вперед.

А потом наоборот.

Чудеса у нас на свете :

Стали карликами дети, Присели.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Вот как дружно хлопаем Хлопаем в ладоши.

И ногами топаем! Топаем ногами.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали! Шагаем на месте.

Ребята, давайте сделаем подарок и для Хрюши со Степашкой. Отправим им угощения : Хрюше – печенье, Степашке – конфеты.

«Подарки» .

Коробки для подарков. На подносах разложены блоки : печенье и конфеты. Дети кладут в коробки печенье и конфеты по признаку цвета и формы.

Вы быстро собрали сладости для Хрюши и Степашки. Я думаю они обрадуются вашим гостинцам.

Ребята, сегодня мы смогли помочь Хрюше и Степашке? (Да) Как мы это сделали?

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Полет на Луну» Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе «Радуга» " Полет на Луну". 19.12. 2015г. Составила Гайдыш И. Н.

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в старшей группе. ЦЕЛИ: Развитие логического мышления и психических функций, формирование.

Программное содержание:

Помочь научиться правильно называть части, на которые обручи делят плоскость; закрепить названия времен года, обратный счет, умение кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина); развивать умение классифицировать предметы по четырем свойствам; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать мышление, внимание, воображение; воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к методическим пособиям, самостоятельность; доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Материалы к занятию:

Иллюстрации по временам года: девочка-осень, девочка-зима, девочка-весна, девочка-лето;

Образец изображения «Машины времени»;

Игра «Танграм» (один комплект на двоих детей);

Игра «Блоки Дьенеша» (один комплект на двоих детей и один комплект для воспитателя);

Корзинка с набором овощей и фруктов;

Картинки для игры «Четвертый лишний»;

Карточки для игры «Сделай бусы»;

Карточки для игры «Засели птичек в домики»;

Карточки-символы, соответствующие свойствам блоков: цвет (красный, желтый, синий), форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий);

–Три обруча: красный, синий, желтый.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в группу, встают полукругом, лицом к воспитателю.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем люди улыбаются? (Ответы детей)

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.

Игра «Приветствие»

Друг к другу лицом повернулись,

Улыбнулись.

Руку правую подали,

И потом ее пожали,

И друг друга мы обняли, Отошли и поклонились,

И немного покружились,

Все готовы заниматься?
Дети: Очень будем мы стараться

Я желаю вам хорошего настроения и приглашаю в веселое путешествие по временам года на «Машине времени». Дети, вы хотите отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей).

раз у нас путешествие необычное, я предлагаю вам превратиться в блоки. Вы хотите? (ответы детей) Выбирайте каждый себе из корзинки блок и расскажите, кто вы. (дети рассказывают: «Я блок синего цвета,большой, толстый, квадрат)

Как я уже сказала, мы сегодня будем путешествовать на «Машине времени». Для этого вам необходимо ее построить. От того, какие вы будете дружные и внимательные друг к другу, зависит успех путешествия.

Дети, подойдите к столу и постройте свою «Машину времени» из геометрических фигур по этому образцу. (Воспитатель выставляет образец на мольберте, дети строят по нему фигуру-силуэт).

Игра «Танграм»

Не забывайте, что «совершать прыжки» из одного времени года в другое вы будете на своей «Машине времени» порами, поэтому работайте дружно.

Основная часть.

Воспитатель: Построили? Молодцы! Теперь подойдите ко мне, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Чтобы ваши машины пришли в движение, надо посчитать обратным счетом от 20 до 1. (Дети считают, после чего садятся на стульчики).

Воспитатель: Кто нас встречает? (Показ картинки: изображение девочки-осени ). Ответы детей.

Осень приготовила нам корзинку с овощами и фруктами. (Показ корзинки)

Найдите блоки, похожие по форме и цвету на овощи и фрукты. (Дети выбирают нужные блоки) А теперь опишите их и найдите карточки-символы, соответствующие выбранным блокам. (Далее дети находят блоки и карточки-символы, соответствующие овощам и фруктам)

Дети, посмотрите, Осень приготовила нам еще одну игру.

Игра «Четвертый лишний» (Воспитатель показывает картинку, дети находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний). Гимнастика для глаз . (Дети зрачками глаз рисуют круг, квадрат, треугольник).

Воспитатель: Хорошо! Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в следующее время года. Кто нас встречает после осени? (зима) (Показ картинки: изображение девочки-зимы ) За что вы любите зиму? Какой сказочный праздник бывает зимой? (Ответы детей) Закройте глаза, представьте, что настал Новый год. Откройте глаза. Какой главный символ Нового Года? (елка)

Угадайте, какую елку принес Дед Мороз на праздник?

Она - не маленькая, не синяя, не красная, не желтая, не прямоугольная, не квадратная, не круглая, не тонкая (ответ: большая, зеленая, треугольная, толстая). Дети находят данный блок.

Что нужно сделать, чтобы елка стала новогодней? (Высказывания детей) Давайте украсим елку и сделаем для нее бусы по схемам, которые лежат у вас на столе (по выбору).

Игра «Сделай бусы»

(дети рисуют бусы из блоков по четырем свойствам). После того, как дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы:

Сколько всего блоков использовали для строительства бус?

Сколько использовали блоков желтого цвета? красного? синего?

Сколько использовали прямоугольников? квадратов? кругов? треугольников?

Каких фигур больше: желтых или красных? На сколько?

Молодцы! Сейчас произойдет прыжок в следующее время года. Закройте глаза. (Вывешивается картинка: изображение девочки-весны ) А теперь, посмотрите, кто нас встречает? (Весна) Весной к нам возвращается много птиц из теплых краев.

Физкультминутка (по выбору детей)

Воспитатель: Дети, давайте птичкам поможем найти свои домики.

Игра «Засели жильцов в домики»

(Детям раздаются изображения домиков; необходимо найти блоки, соответствующие данным свойствам; блоки – это «птички»).

Во время работы детей, воспитатель задает вопросы: Какая птичка здесь живет? (показывает)

Почему эту птичку поселил именно сюда? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо! Мы отправляемся дальше, в следующее время года. Кто нас встречает? (Лето) (Показ картинки: изображение девочки – лета ) Вспомните, как летом бывает красиво, сколько цветов распускается на клумбах. Давайте и мы высадим цветы на клумбы.

Игра с тремя обручами «Посади цветы на клумбы»

Дети, посчитайте, сколько всего клумб. (7) Давайте их назовем.

Представьте, что блоки – это цветы. Сажать цветы будем так: внутри красного обруча – все красные цветы; внутри синего обруча – все большие цветы; внутри желтого обруча – все треугольные цветы.

Внутри синего обруча, вне красного и желтого (все большие )

Внутри красного обруча, вне синего и желтого (все красные)

Внутри желтого обруча, вне красного и синего (все треугольные)

Внутри синего и красного, вне желтого обруча - все не треугольные, не прямоугольные, не круглые (квадратные )

Внутри синего и желтого, вне красного обруча – все желтые

Внутри красного и желтого, вне синего обруча – все блоки, которые не толстые (тонкие)

Внутри синего, красного и желтого обручей – синие, маленькие, тонкие блоки

Какие цветы остались снаружи клумбы?

Заключительная часть.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу! Вам понравилось наше путешествие? А какое время года ваше любимое? Какие задания сегодня для вас были легкими? А какие трудными?

Какое сейчас время года? (Ответы детей) Мы с вами остаемся пока в этом времени года, а «Машина времени» отправляется в другой детский сад. Какое у вас настроение после нашего путешествия? Возьмите каждый себе радостный смайлик, и пусть он дарит вам всегда хорошее настроение.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1655 ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША. ТЕМА: «ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЛОГИКИ»
ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ I КАТЕГОРИИ ЛАШИНА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА МОСКВА 2014
Цель: учить классифицировать и обобщать фигуры по цвету, форме, размеру, толщине. Выделять один объект из множества. Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать. Развивать логическое мышление, память, сообразительность. Закреплять звуковой анализ.

Скачать конспект

Материалы и оборудывание: наборы логических блоков Дьенеша, логические фигуры, логические кубики, обручи, картинки к сказке «Колобок», картинки: «медвежата», «лес», «разрушенный город»; аудиозапись «Шум мотора», фланелеграф.
Предварительная работа: игры с блоками Дьенеша.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
— Ребята, сегодня я получила письмо от жителей страны Логики. Нас приглашают помочь навести порядок в этой стране. Вы согласны?
Итак мы отправляемся в волшебную страну, для того, чтобы совершать добрые дела и хорошие поступки. А еще в конверте есть карточки, которые помогут нам в нашем путешествии.

2. Воспитатель:
–Какой же вид транспорта нам выбрать? Нам подскажет карточка №1
(прочитать загадку про автобус:
«Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.») Что же это? (Ответы детей)
— Наш автобус ждет пассажиров. (назначается ребенок-водитель)
Остальные дети берут у водителя билет:

(карточки с четырьмя символами свойств блоков).
(на каждом стульчике сбоку прикреплен блок; дети находят свое место). Молодцы, ребята, мы можем отправляться. (Пока звучит запись «Шум мотора» «автобус» едет, перестает звучать – дети выходят из «автобуса»)

3. Игра «Посадка клумбы»(карточка№2, загадка о цветке)
-«Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.»
Воспитатель:
— Ребята, мы с вами попали в парк. Что же нам нужно сделать? Подскажет загадка (прочитать загадку про цветок). (Ответы детей). Правильно, посадить цветы (блоки) в 3 клумбы(обручи). Для этого мы разделимся на 3 команды и 3 раза бросим логические кубики, чтобы понять, какие цветы посадить в данную клумбу.
(Дети сажают цветы по заданным свойствам). Молодцы! А нам пора снова отправляться в дорогу.
4. Игра «Угощение для медвежат» (карточка №3- изображение леса)

Воспитатель (показывает карточку):
-Ребята, мы очутились в лесу. Давайте расскажем, кто живет в лесу с помощью пальчиков.
Пальчиковая гимнастика:
Мальчик с пальчик,
Где ты был?
Долго по лесу бродил!
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.

— Ребята, на карточке №3 для вас загадка.
«Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.»
(показать картинки с медвежатами)

(Картинки крепятся к фланелеграфу)
— Догадались, чем помочь медвежатам? (Ответы детей). Да, их надо угостить печеньем. Сейчас мы разделимся на две команды и посмотрим, какая из команд быстрее угостит мишек. Они любят печенье разной формы и разного цвета.
И мы превращаем наши блоки в «печенье». (дети по одному вынимают из стопки карточки с символами свойств, они лежат «рубашками» вверх). Даем печенье мишкам в в обе лапы. (карточки так же прикрепляются к фланелеграфу)
Вопросы: Какое печенье в левой (правой) лапе? (Ответы детей)
(Путешествие продолжается, дети садятся в автобус)
5. Игра «Колобок» (карточка№4 — пословица «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок»)
— Ребята, нам нужно найти название сказки, оно спрятано под блоками (под блоками спрятаны слоги, дать «ключ»- карточки с символами свойств). Дети находят слоги складывают слово «Колобок».
Давайте, ребята, вспомним сказку «Колобок». (Показ картинок)
-Итак, от кого первого укатился колобок? (от деда и бабы)
Покатился колобок по дорожке, а навстречу кто ему первым попался? (заяц)
Давайте поможем зайцу разобраться, кто из зверей где живет. (Лиса в норе, заяц в кустиках, белка в дупле, медведь в берлоге, волк в логове).
— Покатился колобок дальше, а навстречу ему волк. И говорит, отпущу я тебя, если скажешь, из каких звуков состоит слово «волк» (Дети делают звуковой анализ слова «волк»)
-Покатился колобок дальше, а навстречу ему медведь. Медведь говорит, я отпущу тебя, если угостишь вареньем. Скажите, каким будет из: клубники – вишни – смордины – апельсина – сливы. (Клубничным, вишневым, смородиновым, апельсиновым, сливовым вареньем).
— Покатился дальше колобок, а навстречу ему лиса. Лиса говорит: «Я тебя, колобок, не съем, если ты расскажешь мне, как обо мне люди говорят» (Дети подбирают определения)
— Лисе понравились слова о себе, и отпустила она колобка. Так и покатился он дальше по лесу. (Дети садятся в автобус)

6. Игра «Построим дома» (карточка№5- изображение разрушенного города)

Воспитатель:
— Ребята, мы попали в разрушенный город. Поможем построить дома для жителей? (У детей: карточки-домики, набор логических фигур у ведущего (воспитатель или ребенок). Ведущий вынимает фигуры из мешочка, называет цвет, форму и размер. Дети определяют какую фигуру, на какое место в «доме» положить.

7.«Сюрприз» (карточка№6)
-Ребята, давайте вспомним какие добрые дела мы совершили? (дети рассказывают). Но в конверте осталась еще одна карточка и на ней коробочка, перевязанная лентой, на что это похоже? (Ответы детей). И этот подарок получают все дети. Жители волшебной страны Логики очень вам благодарны. Молодцы!(Дети получают угощение).

Используемые материалы:
«Логика и метематика для дошкольников». Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000.

«Давайте вместе поиграем». Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
ЛелявинвН. О., Финкельштейн Б. Б.
Игра «Колобок», автор Тихонова Е. С.

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 9th Январь, 2016
Вы находитесь:

Саранцева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 87" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект игрового занятия по математике с использованием блоков Дьенеша.

Средняя группа.

Тема: «Проделки хитрой лисы».

Цель.

развитие

внимания,

творческого

воображения,

логические выводы;

формировать

составлять

распознавать условные обозначения;

освоение умения классифицировать множества по двум свойствам: цвет

и форма, размер и форма;

Развитие пространственного воображения, смекалки;

Материал.

Таблицы с логическим заданием, «Чудесный мешочек», блоки Дьенеша, два

обруча разного цвета, листы в клетку, логические задачи.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель:

К нам пришла сегодня в гости очень хитрая лиса.

Эта рыжая плутовка в математике сильна.

И решила вас проверить, вам конверты принесла,

По всей группе разместила, лишь забыла что куда.

А готовы ль вы, ребята, ее сюрпризы отыскать,

И чему вы научились той лисичке показать.

Первый конверт в лапах у меня – с логическим заданием (падают) – ой,

неловкая я..

Игра «Какая фигура следующая?»

Воспитатель

показывает

мольберте

логическими

заданиями,

изображенное

квадратах,

объяснить:

отличаются рисунки? Что в них одинаково? Какую фигуру нужно нарисовать

в следующей и почему? (рис. 1)

Лиса приносит «Чудесный мешочек» :

Принесла я вам загадки – вы же умные ребятки?

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

Кто же я такой, друзья? (Круг)

Он давно знаком со мной,

Каждый угол в нем – прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его….. (Квадрат)

Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам,

То скорей подскочишь сам. (Треугольник)

Игра «Составь животное».

Дети за столами составляют из геометрических фигур лису, медведя, белку,

используя только одинаковые фигуры – треугольники, квадраты, круги.

Лиса: Предлагаю физминутку, надо косточки размять

Поиграли вы отлично, и смогли мне доказать,

Что математики страна каждому из вас важна.

Солнце глянуло в кроватку…

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте постоять.

На носок, потом на пятку –

Все мы делаем зарядку.

На краю ковра дети находят конверт с условными обозначениями. Дети

понимают, что это очередная уловка хитрой лисы.

Игра «Цветочная поляна» (блоки Дьенеша).

Взрослый раскладывает на ковре два обруча разного цвета. Внутри синего

обруча необходимо собрать синие цветы (фигуры). А внутри красного – все

круглые. Тогда на пересечении двух обручей поселятся фигуры, обладающие

общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые).

Воспитатель: пока мы с вами раскладывали цветы на клумбах, лиса убежала

и оставила большой гриб. Посмотрим, что спрятано в нем.

Воспитатель читает письмо, в котором они смогут ее найти, если нарисуют

схему продвижения по лесу, ориентируясь на рассказ лисы. Воспитатель

раздает листы бумаги в клетку, на которых нарисован дом лисы, объясняя, что

каждая клетка – это шаг. Читает рассказ лисы, а дети обозначают направление

движения и ориентиры: пройти пять шагов вперед до двух елок, три шага

налево до старого пня, от пня пять шагов вперед до лужайки с цветами,

направо пять шагов до большого мухомора. От мухомора четыре шага вперед

до большого дуба, три шага направо до быстрого ручейка. Не переходя его –

пять шагов вперед до кустика земляники, а затем направо пять шагов до дома

Появляется лиса:

Всех ребят благодарю, и, конечно, награжу!

Говорят в народе люди, что я хитрая лиса,

А вы еще хитрее справились со всем, друзья!

Вам подарки от меня!