Архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин; 29 августа (9 сентября)1777 с. Акулево, Чебоксарский уезд, Казанская губерния - 11 (23) мая 1853, Санкт-Петербург) - архимандрит Православной российской церкви; дипломат, востоковед и путешественник, знаток китайского языка, один из основоположников российской синологии. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (17 декабря 1828 года).Оставил значительное число сочинений о Китае и сопредельных странах. Ввёл в мировой научный оборот значительное число китайских исторических источников, в том числе «Описания Дайцинской империи».

Родился 29 августа 1777 года в семье дьячка Якова Даниловича Бичурина (1749-1812) в селе Акулево (чуваш. Шемпер). По национальности - вероятно на половину или на четверть - чуваш, мать - русская, его дед Данил Семенов предполагается, что был из чувашей. Начальное образование получил в училище нотного пения в Свияжске. С 1785-1799 обучался в Казанской семинарии, где получил фамилию Бичурин, и закончил её с отличием. Окончив Казанскую духовную академию в 1799 году, был оставлен преподавателем в академии. Преподавал грамматику, риторику. Находясь на преподавательской работе, принял монашеский сан и год исполнял должность настоятеля Казанского Иоанновского монастыря. Был толмачом, осуществлял переводы с русского на чувашский. В 1802 году был назначен архимандритом Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором духовной семинарии, но у него возникли конфликты с семинаристами, также его обвиняли в нарушении устава.

В 1807 году определён начальником духовной миссии в Пекине, где и оставался до 1822 года. В совершенстве овладел китайским языком и составил словарь, который лично переписал четыре раза.
В Пекине Бичурин начал переводить на русский язык китайские источники: «Сышу» (Четверокнижие) - свод учений Конфуция и конфуцианцев, географическое сочинение в трех томах, сводную историю Китая в 17 томах, китайскую хронологию, «Описание Тибета», «Описание Чжунгарии», «Описание Пекина», сочинения по религии, философии, юриспруденции, медицине, экономике, сельскому хозяйству, торговле и другие. Бичурин составил многотомный китайско-русский словарь, перевел на русский язык маньчжуро-китайский словарь в 4-х томах. Во время борьбы с Наполеоном, русскому правительству было не до Китая, в результате чего миссия испытывала недостаток средств и была полностью опустошена. За это начальник миссии был лишён сана архимандрита и сослан в Валаамский монастырь. В мае 1821 года выехал из Пекина.

В 1826 году ему удалось переселиться в Санкт-Петербург, где он получил при министерстве иностранных дел должность переводчика с китайского языка, этому способствовал китаевед Е. Ф. Тимковский и, возможно, Шиллинг фон Канштадт, работавший в Министерстве иностранных дел. В 1828 году Бичурин был избран членом-корреспондентом Российской академии наук по разряду литературы и древностей Востока. В 1828 году работал в Петербургской публичной библиотеке; избран почетным библиотекарем. К концу 1829 года подготовил первую библиографическую работу - «Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в императорской Публичной библиотеке». В 1830 совершил экспедицию в Забайкалье, откуда привёз тибетские и монгольские книги, принадлежности буддийскую храмовую утварь и другое.
В Кяхте открыл первую в России школу китайского языка. Преподавал в школе, создал первый учебник китайского языка («Китайская грамматика»).
С 1831 года член Азиатского общества в Париже. Неоднократный лауреат Демидовской премии.
В Санкт-Петербурге отец Иакинф получает светское признание, среди его знакомых - А. С. Пушкин, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский, К. М. Шегрен, И.А. Крылов, И. И. Панаев, А. В. Никитенко и много других литераторов публиковавшихся в журнале«Московский телеграф». В Забайкалье встречался с декабристами: братьями Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими.

В 1848 г. приступил к созданию своего последнего труда «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». Труд в трёх томах с приложением карт был опубликован в 1851 г. К тому времени сильно пошатнулось здоровье синолога, хотя он и выжил в холерной эпидемии. Скончался в Александро-Невской лавре в 1853 г.

Бичурин Никита Яковлевич
Лесочек маленький, тенистый Я пришел. Приятность места воды чистой, Зелены в горах кусты, В долине желтые цветы. Все восхищало там меня… На все смотрел с весельем я … Н.Я.Бичурин
9.10.1777 – 11.5.1853

Ученый чувашского народа
Никита Яковлевич Бичурин - основоположник российского востоковедения, которое, благодаря его замечательным трудам, в первой половине XIX в. заняло ведущее положение в мировой ориенталистике, выдающийся ученый мирового ранга, является национальной гордостью нашего народа.

Деревня Типнеры. Памятный камень в честь выдающегося синолога с мировым именем, уроженца деревни Успенское Акулево (ныне – Типнеры) Н.Я. Бичурина.
Никита Яковлевич Бичурин родился 29 августа 1777 г. в селе Акулево Чебоксарского уезда Казанской губернии. В 1764 году был посвящен в сан священника и переведен в Успенскую церковь села Акулево Цивильского (с 1781 г. – Чебоксарского) уезда. В этой же церкви с 1770 г. по 1779 г. служил дьяконом отец Никиты - Яков Данилов, с 1780–1788 гг. - дьячком его дядя Иван Данилов.
Детские годы

Казанская духовная академия
В возрасте 7 лет Никита Бичурин поступил в класс нотного пения Свияжской новокрещенской школы, откуда в 1786 (или в 1787 г.) был переведен в Казанскую духовную семинарию. Н. Бичурин все годы учебы был в числе лучших и одаренных учеников, поражал учителей своими превосходными способностями, по окончании обучения был назначен учителем грамматики, а затем стал учителем высшего красноречия. 18 июля 1800 г. - пострижен в монашество под именем Иакинф.
Казанская духовная академия, где начался жизненный путь Н.Я. Бичурина.

Ректор Иркутской семинарии
В 1802 году Никита Бичурин стал архимандритом и чуть позже ректором Иркутской семинарии.
Иркутск. Церковь Воздвижения Креста Господня.
Иркутский Вознесенский мужской монастырь

Идеи равноправия народов, необходимости широкого развития образования в России, в том числе среди народов Поволжья и Сибири, вдумчивого познания истории и культуры народов проникли в сознание Н.Я. Бичурина в годы пребывания в Казанской духовной семинарии и академии

Бичурин в Китае
Весной 1807 г. отец Иакинф- Н.Я. Бичурин был назначен на должность начальника девятой духовной миссии в Китай и архимандритом Сретенского монастыря в Пекине. 18 июля 1807 г. Иакинф и члены миссии выехали из Иркутска в Пекин. С первых же дней пути Бичурин вел подробный дневник о встречах и беседах с жителями Монголии и Китая, об их быте, хозяйстве и обычаях.

Бичурин в Пекине
После прибытия в Пекин Бичурин стал осваивать разговорный и письменный китайский язык. Изучал материалы по истории, географии, этнографии, медицине и другим областям знаний народов Китая, Маньчжурии, Монголии, Туркестана и др. Перевел "Четверокнижие" ("Сышу") – классический учебник на второй ступени обучения в китайской школе.

За время пребывания в Китае
.
За время пребывания в Китае ученый-монах приобрел множество уникальных книг на китайском и маньчжурском языках, собрал богатую коллекцию по этнографии Китая и Монголии. Ящики с книгами, рукописями и другими предметами огромной научной ценности весили около 400 пудов, и ими было навьючено 15 верблюдов.
Пекинский православный монастырь и посольский двор.

В начале 1822 г. Н. Бичурин прибыл в Петербург. Его обвинили в злоупотреблениях. 4 сентября 1823 г. решением Синода он был отправлен в монастырскую тюрьму на острове Валаам, расположенном на Ладожском озере. Бичурина лишили сана архимандрита и священнического сана, но не исключили из духовного ведомства и оставили в монашеском звании.
Возвращение на родину. Ссылка.

1 ноября 1826 г. Н. Бичурин возвращен из монастырского заточения на Валааме и поступает на службу в Азиатский департамент МИД, где занимался переводами, а на жительство он был определен в Александро-Невскую лавру. Им было выпущено в свет 10 книг, опубликовано множество статей почти в двадцати периодических изданиях
Работа в МИДе.
Иакинф Бичурин. Акварельный портрет, исполненный для литографии, изображающей Азиатский департамент Министерства иностранных дел России.

Бичурин и литература
Зимой 1830 г. с целью ознакомления с ходом русско-китайской торговли и обучения китайскому языку членов XI Духовной миссии Бичурин направляется на 18 месяцев в Кяхту, откуда регулярно посылает путевые очерки и литературные зарисовки о природе Байкала в “Литературную газету” и “Московский телеграф”. В Забайкалье он неоднократно встречался с декабристами.

Бичурин и Чувашия
В 1835–1837 гг. Бичурин вновь выезжает в Сибирь, где встречается с братьями Н. А. и М. А. Бестужевыми, И. И. Пущиным и другими декабристами. В Кяхте он открывает первую в России школу китайского языка, преподает в ней и создает первый учебник китайского языка.

А.С.Пушкин и Н.Я. Бичурин
А.С.Пушкин познакомился с ним в Петербурге в конце 1820 годов. В библиотеке поэта сохранились книги с дарственными надписями Бичурина, в частности «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» (СПб, 1828), «Сань-Цзы-Цзин, или Троесловие с литографированным китайским текстом» (СПб, 1829).
По отзыву А. С. Пушкина, “глубокие познания” китаиста “разлили… яркий свет на сношения наши с Востоком”.

Память о Бичурине
Никита Яковлевич Бичурин скончался 11 (23) мая 1853 г. и похоронен в Александро-Невской Лавре. Его последним крупным сочинением, вышедшим за два года до кончины, было “Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена” (1851), переизданное через сто лет. Эта книга является настольной для каждого археолога, этнолога и историка Сибири в течение более полутора веков.
Могила Бичурина в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге

Образ Н. Бичурина в произведениях живописи и скульптуры
Ввысь устремлен его взор – где есть Царство Небесное, перста его простерты на восток – туда, где находится страна Поднебесная, его Китай.
Памятник Н.Я. Бичурину. Скульптор Л.Я. Тихонов.

Работы мастеров

Отец Иакинф. Скульптор П. С. Пупин 1995 г. бронза. Высота – 41 см.
Портрет Бичурина. Скульптор Ф. И. Мадуров 2002 г. гипс. 45х35.

Таким представляется автору-составителю буклета «Труженик ревностный – опередивший время» фрагмент будущего природно-пейзажного парка имени Н.Я. Бичурина на живописной лужайке в с. Бичурино. Здесь когда-то стояла церковь, рядом находилась школа, где учился юный Никита. Школа вновь была открыта И.Я. Яковлевым, здесь учился и работал классик чувашской литературы М.Ф. Федоров, автор баллады «Арсури». Из этой школы вышли пять докторов наук.
На этом месте похоронены дед и мать Н.Я. Бичурина.
Памятные места

Наследие Н.Я. Бичурина
Среди почитателей таланта ученого популярен сборник стихов, статей, очерков, заметок и писем «Ради вечной памяти», составленный В.Г. Родионовым и выпущенный Чувашским книжным издательством в 1991 г.
Нельзя не отметить монографию П.В. Денисова «Жизнь монаха Иакинфа Бичурина», изданную в биографической серии «Замечательные люди Чувашии» в 1997 г.

Биографический словарь, т. 1-4

(в монашесте о. Иакинф) (27.08.1777, с. Акулово Цивильского у. Казанской губ. - 11.05.1853, Петербург), востоковед-китаевед, чл. - кор. АН, почет, б-рь. ПБ с 1829.


Родился в семье дьякона. В 1785-99 учился в Казанской духовной семинарии. По завершении учебы оставлен в семинарии в кач-ве учителя информатория. В 1800 Б. пострижен в монашество под именем о. Иакинфа и определен иеромонахом Петерб. Александро-Невской лавры. Продолжал служить в Казани: в 1800 - преп. Духовной акад., а с нояб. 1801-управителем Казанского Иоановского монастыря. В 1802 переведен в Иркутск архимандритом Вознесенского монастыря и ректором духовной семинарии. В янв. 1806, в связи с конфликтом с семинаристами и нарушением монашеского обета, Б. лишен Синодом звания архимандрита, должности ректора семинарии и настоятеля монастыря и переведен преп. риторики в Тобольскую духовную семинарию. В 1807 назначен начальником девятой духовной миссий в Пекине и архимандритом правосл. монастыря, где и служил с 1808 по 1821, занимался изучением кит. яз., пер. христ. богослужебных кн. на кит. яз. и кит.источ. на рус. По возвращении в янв. 1822 в Петербург Б. Синодом лишен сана архимандрита за пренебрежение миссионерскими обязанностями, растрату церк. имущества и разные "блудодеяния", приговорен к вечному поселению в Соловецкий монастырь (замененный Александром I на Валаамский). В нояб. 1826 по многочисл. ходатайствам ему разрешено возвратиться в Петербург; был зачислен на службу переводчиком Азиат, деп. М-ва иностр. дел, однако, с обязат. жительством в Александро-Невской лавре под надзором монастырских властей. В 1830-31 в составе науч. экспедиции под руководством П. Л. Шиллинга Б. был в Забайкалье; начал обучение детей местных купцов кит. яз. в г. Кяхте. По его проекту в 1835 здесь создано первое училище кит. яз.

В Петербурге у Бичурина устанавливаются связи в лит. и науч. кругах, с А. С. Пушкиным, Н. А. Полевым, М. П. Погодиным и др. Он частый гость субботников В. Ф. Одоевского.

К нач. 1814 Публичная библиотека располагала небольшим китайским фондом, в ней находилось лишь 34 кн. на кит. и маньчжур. яз. К 1843 фонд насчитывал уже 1842 назв. Были установлены контакты со служащими рос. духовной миссии в Пекине, при содействии к-рых уже в 1821 приобретено большое число кн. по истории и этнографии Китая, а также слов. Участие в этом принимал и Б. В 1824 от его имени в ПБ поступили сост. им 49 рисунков кит., маньчжур., монг., кор. и Туркестан, нац. костюмов. Б-ка не располагала сотр., способными сделать описание растущего фонда. А. Н. Оленин считал, что эту работу мог бы выполнить Б. Получив разрешение ими. на привлечение Б. к описанию кит. и маньчжур, кн., 16 янв. 1829 Оленин обращается к министру с письмом, где просит утвердить Б. почет, б-рем. 23 февр. 1829 министр утвердил его почет, б-рем ПБ, при этом было определено, что в случае выполнения каких-либо поручений по Б-ке ему будет выплачиваться "на проезд его из Лавры" денежное пособие в 600 р. в год. Хранителю Отд-ния рукописей А. X. Востокову было дано распоряжение допустить Б. к работе в отд-нии для разбора и описания кн. и рукописей. Б. приступил к этой работе, в кон. 1829 завершил ее, составив "Реестр китайских и маньчжурских книг, находящихся в Императорской Публичной библиотеке", представлявший, по оценкам специалистов, "первую в русском китаеведении и маньчжуроведении аннотированную библиографию". В 1839 Б. по просьбе АН составил описание кит., маньчжур, и япон. кн. из коллекции П. Л. Шиллинга, поступившей туда после смерти владельца. В 1929 в ПБ поступило из Александро-Невской лавры 14 рукописей Б. по истории, археологии, законодательству Китая.

Первая науч. публ.- ст. "Указы и бумаги, относящиеся до английского посольства, бывшего в Пекине в 1816", без указания авт. с прим. ред. о том, что пер. получен с кит. границы - появилась в журн. "Сев. арх." в 1825, когда Б. находился в Валаамском монастыре. После возвращения в Петербург в 1826 одна за др. появляются кн. Б., пер. и ориг. соч. Высокий науч. уровень тр. Б. получил признание пер. его соч. на зап - европ. яз., присуждением ему АН четырежды Демидовской премии (за тр. "Историческое обозрение ойратов, или калмыков с XV столетия до настоящего времени", "Китайская грамматика", "Статистическое описание Китайской империи", "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена"), избранием его в дек. 1828 чл.-кор. АН по разряду ист. и полит, наук и д. чл. Азиат, о-ва в Париже в 1831, переизд. (и изд. ранее не опубл.) нек-рых из его тр. спустя десятилетия (в 1908 в Пекине - "Китайская грамматика", в 1953 АН СССР - "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена", Л. Н. Гумилевым и М. Ф. Хваном в 1960 "Собрание сведений по исторической географии Восточной и Срединной Азии", в 1991 в Элисте "Историческое обозрение ойратов, или калмыков с XV столетия до настоящего времени").

Похоронен на Лазаревском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге.

Соч.: Описание Тибета в нынешнем его состоянии. Т. 1-2 (СПб., 1828); История первых четырех ханов из дома Чингисова, с картою походов их в Монголию, так и внутри Китая (СПб., 1829); Описание Пекина: С прил. плана сей столицы, снятого в 1817 г. (СПб., 1829); Описание Чжунгарии и Восточного Туркестана в древнейшем и нынешнем его состоянии. Т. 1-2 (СПб., 1829); История Тибета и Хухонора с 2282 г. до Р. X. по 1227 год по Р. X. Т. 1-2 (СПб., 1833); Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с XV столетия до настоящего времени (СПб., 1834); Китайская грамматика. Т. 1-2 (СПб., 1838); Китай, его жители, нравы, обычаи, просвещение (СПб., 1840); Статистическое описание Китайской империи. Т. 1-2 (СПб., 1842); Китай в гражданском и нравственном его состоянии. Т. 1-4 (СПб., 1848); Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1-3 (СПб., 1851); О. Иакинф Бичурин: Автобиогр. зап. //Уч. зап. АН по 1. и 3. отд-ниям. Т. 3, вып. 5. СПб., 1885; Ради вечной памяти / Сост. В. Г. Родионов. Чебоксары, 1991.

Справ.: БСЭ; СИЭ; АН СССР: Перс, состав; Брокгауз; РБС; Рус. писатели.

Лит.: Отец Иакинф Бичурин: (Ист. этюд). Казань, 1886; Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки //PC. 1888. № 9; Краткий отчет рукописного отделения за 1914-1938. Л., 1940; Тихонов Д. И. Русский китаевед первой половины XIX века Иакинф Бичурин //Уч. зап. ЛГУ. № 179. Сер. востоковед, наук. 1954. Вып. 4; Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1. М., 1955; Федоренко Н. Т. Иакинф Бичурин, основатель русского китаеведения //Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1974. Т. 33, № 4; Денисов П. В. Никита Яковлевич Бичурин: Очерк жизни и творч. деятельности ученого-востоковеда. Чебоксары, 1977; Н. Я. Бичурин и его вклад в русское востоковедение: (К 200-летию со дня рождения): Материалы конф. Ч. 1. М., 1977; Скачков П. Е. Очерки по истории русского китаеведения. М., 1977; Черейский Л. А. Пушкин и его современники. 2-е изд. Л., 1988; История отечественного востоковедения до середины XIX века. Л., 1990; Яхонтов К. С. Китайские рукописи и ксилографы Публичной библиотеки: Каталог. СПб., 1993.

История ПБ. С. 33.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1828, № 17; 1829, № 6; 1830, № 39; Арх. Ин-та востоковедения РАН. Ф. 7.

Иконогр.: БСЭ; СИЭ; Денисов П. В. Указ. соч.

(в монашестве – Иакинф) (29 августа 1777, с. Бичурино Казанской губернии – 11 мая. 1853, г. Санкт-Петербург) - выдающийся русский ученый, востоковед, путешественник, писатель.

Н.Я. Бичурин (Иакинф): энциклопедическая справка

Родился в семье дьякона. В 1786 (или 1787) поступил в Казанскую духовную семинарию, в 1799 окончил Казанскую духовную академию. В 1800–1802 был учителем грамматики в той же академии. В 1802 принял монашество и в сане архимандрита был назначен настоятелем и первым ректором . В 1803 обличен в нарушении монастырского устава и отрешен от должности настоятеля. В духовной семинарии требовал дисциплины, что вызывало жалобы и доносы. По указу Св. Синода от 29 января 1806 лишен сана архимандрита, отрешен от должности ректора с запрещением священнослужения и отправлен преподавателем риторики в Тобольскую духовную семинарию, где работал более года. В мае 1807 назначен начальником пекинской духовной миссии и в июле 1807 выехал из в Пекин.

После возвращения на родину в 1821 был обвинен в расстройстве миссии, нерадивости к миссионерским обязанностям, вторично лишен сана архимандрита в 1823 и простым монахом сослан пожизненно в Валаамов монастырь. В 1826 возвращен в Петербург в Александро-Невскую лавру с обязательством обслуживать переводами Азиатский департамент МИДа. В 1828 за исследования по истории Монголии и Китая избран членом-корреспондентом АН. В 1830 в составе экспедиции был командирован в Забайкалье.

С марта по май 1830 находился в – перед отъездом в Кяхту для научных занятий, где пробыл 18 месяцев и начал преподавание китайского языка. В феврале 1835 вновь был откомандирован в Кяхту на должность преподавателя китайского языка в училище, которое было официально открыто. Специально для Кяхтинского училища написал «Китайскую грамматику» и учебное пособие по китайскому языку. Вернулся в Петербург в 1837.

Автор многочисленных научных трудов и переводов по истории Китая, Монголии, других азиатских народов. По эрудиции, объему изученных им вопросов и масштабу использованных для исследования и переводов китайских источников далеко опередил западноевропейских современников. Сочувственно относился к простому народу Китая. Бичурин общался с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, поддерживал знакомство, начатое в 1830, с братьями Бестужевыми, Торсоном и другими декабристами. Награжден тремя Демидовскими премиями, член Азиатского общества в Париже.

Умер в Александро-Невской лавре. В Научной библиотеке Иркутского университета хранятся книги с его автографами.

Сочинения

    Байкал // Северные цветы на 1832 год. - СПб., 1832.

    Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. - М.; Л., 1950–1953. Т. 1–3.

    Записки о Монголии. - СПб., 1828 Т. 1–2.

    Статистическое описание Китайской империи. - СПб., 1842. - Ч. 1–2.

    Земледелие в Китае. - СПб., 1844.

    Китай в гражданском и нравственном состоянии. - СПб., 1848. Ч. 1-4.

    Историческое обозрение ойоратов и калмыков с XV столетия до настоящего времени. - СПб, 1834.

Основные переводы

    Описание Тибета в нынешнем его состоянии. - СПб., 1828. - Ч. 1–2.

    Описание Чжангарии и Восточного Туркестана в древнем и нынешнем состоянии. - СПб, 1833 Ч. 1–2.

Литература

  1. Тихонов Д. И . Русский китаевед первой половины XIX в. Иакинф Бичурин // Учен. зап. ЛГУ. Сер. востоковедческих наук. - 1954. - № 179. - Вып. 4.
  2. Бартольд В. История изучения Востока в Европе и России. 2-изд. - Л., 1925.
  3. Симоновская Л. В. Бичурин как историк Китая // Докл. и сообщения ист. ф-та МГУ. - 1948. - Вып. 7.
  4. Погодин М. П. Биография Иакинфа // Беседы в Об-ве любителей росс. словесности при Моск. ун-те. - 1871. - Вып. 3.
  5. Щукин Н. С. Иакинф Бичурин // Журн. Мин-ва народного просвещения, 1857. Сент.
  6. Моллер Н. С. Иакинф Бичурин в далеких воспоминаниях его внучки // Русская старина. - 1888. - Кн. 8-9.
Самые знаменитые путешественники России Лубченкова Татьяна Юрьевна

НИКИТА ЯКОВЛЕВИЧ БИЧУРИН (ОТЕЦ ИАКИНФ)

Отец Иакинф (Бичурин) родился 29 августа 1777 года в селе Бичурине Чебоксарского уезда Казанской губернии.

В 1785 году, в возрасте восьми лет, Никита поступил в Казанскую семинарию, где кроме богословских предметов изучал латинский, греческий и французский языки.

В этой семинарии, являвшейся важным центром подготовки православных деятелей для обширного района (от Волги до «Азиатского» Востока), Никита пробыл около 15 лет, находясь все это время, впрочем, как и сыновья других священнослужителей, на содержании отца.

В семье последнего, кроме Никиты, было еще трое детей: две дочери, Татьяна и Матрена, и сын Илья. Семью нередко посещала нужда, и Яков был вынужден занимать деньги у своих сослуживцев и зажиточных чувашских крестьян. Деньги шли на материальную поддержку Никиты в семинарии, подготовку приданого для подрастающих дочерей и на уход за престарелым отцом.

В 1794 году Никита Бичурин в течение нескольких месяцев возглавлял вместо отца приход села Бичурино, пока Яков лечил свою руку: когда он однажды спал в шалаше в своем приусадебном саду, неизвестные люди отрубили ему четыре пальца на левой руке. Но это не улучшило материального положения семьи Бичуриных.

В то время, когда Никита заканчивал Казанскую семинарию, положение его родных еще больше осложнилось. Умерли его мать и дед, а отец Яков с горя совсем забросил хозяйство. В 1801 году Никита под именем иеромонаха Иосафа удалился в Чебоксарский Троицкий монастырь.

Но, несмотря на существенные трудности, Никита Бичурин был чрезвычайно целеустремленным человеком, обладал хорошими способностями и, как лучший ученик семинарии, пользовался покровительством Амвросия Подобедова, в течение четырех лет руководившего Казанской епархией.

Никита Яковлевич за годы учебы в Казани блестяще выучил греческий и латинский языки, а также французский и немецкий. Он хорошо выучился рисовать и впоследствии сопровождал свои историко-этнографические исследования хорошим иллюстративным материалом.

И наконец, в Казани у Бичурина появился интерес к жизни и культуре других народов, что, видимо, определило его дальнейшую деятельность.

В 1799 году Никита Яковлевич закончил семинарию (в то время уже академию) и стал там же преподавать грамматику. В 1800 году он был пострижен в монахи под именем Иакинф, а затем сделался учителем высшего красноречия.

В 1802 году Бичурин стал архимандритом и чуть позже ректором Иркутской семинарии. Однако биографы Бичурина долго не могли понять, почему молодой, талантливый учитель вдруг стал монахом, хотя ему и удалось сделать хорошую духовную карьеру.

Отец Иакинф (Бичурин) известен нам прежде всего своими духовными миссиями в Китай. Об этих миссиях он впервые услышал, еще учась в духовной семинарии, ибо в их состав включались представители казанского духовенства и студенчества. Официально эти духовные миссии возникли еще в 1716 году для удовлетворения религиозных нужд сибирских казаков-албазинцев, живущих в Пекине с конца XVII века.

Московское правительство заключило договор с Китаем, согласно которому состав духовной миссии в Пекине менялся через каждые семь лет. По различным причинам сроки пребывания членов миссии в Пекине увеличивались, а из России не всегда поступало жалованье, что значительно ухудшало материальную жизнь монахов: некоторые миссионеры просто умирали от голода.

Подбор кандидатур для каждой миссии являлся для Синода и Коллегии иностранных дел непростой задачей.

Никита Яковлевич Бичурин стал начальником 9-й по счету духовной миссии в Китай.

Научно-познавательный материал по истории и этнографии народов Зарубежной Азии, накопленный в период первого столетия существования русской духовной миссии в Пекине, был очень скудным. Поэтому крайне важен тот факт, что отец Иакинф с первых дней пути по своей личной инициативе вел подробный дневник, который явился результатом общения с жителями Китая и Монголии, их бытом, хозяйством, обычаями и т.п. Записи в дневнике датируются сентябрем 1807-го по январь 1808 годов, то есть тем временем, когда миссия шла из Кяхты к Пекину. Бичурин не решился отдать сей материал для публикаций, лишь сравнительно небольшая его часть была использована в первом оригинальном труде «Записки о Монголии», который увидел свет в Петербурге в 1828 году.

Иакинф Бичурин знал, что успешность деятельности церковной миссии и осуществление его (Бичурина) личных научных интересов зависят от того, как удастся установить контакты с местным населением. Бичурин, наблюдая за жизнью албазинцев пришел к выводу, что почти вековая миссионерская деятельность принесла мало пользы. К моменту прибытия 9-й миссии среди албазинцев православными являлись лишь 35 мужчин, и то большинство из них не носило христианских имен и не знало русского языка. «Соблюдение» ими православия приходилось поддерживать материальными вознаграждениями и фиктивными должностями в миссии. Миссия Бичурина могла материально подкупать албазинцев лишь в первое время, но потом деньги кончались, а православных в Пекине осталось всего 22 человека.

Пока миссия располагала достаточным количеством денег, склонность ее участников к жизни в миру, а отца Иакинфа к ученой деятельности, явно не обнаруживалась. Но вскоре деньги из Петербурга приходить перестали по причине начавшейся Отечественной войны 1812 года. О существовании миссионеров в Пекине вспомнили лишь после Венского конгресса. И Бичурину пришлось решать следующую проблему: обращать ли в христианство албазинцев или спасать от голодной смерти себя и своих подчиненных? Иакинф выбрал второе и начал распродавать церковные дома и земли и закладывать церковные вещи, за что впоследствии Синод обвинил его в вероотступничестве. Однако, несмотря на эти радикальные меры, члены миссии продолжали бедствовать и голодать. Постепенно прекращались службы в Успенской и Сретенской церквах, одежда монахов была настолько изношена, что им пришлось надеть китайские костюмы. Среди миссионеров не было врача, и многие умерли от различных болезней или сошли с ума. Так что Иакинф Бичурин как миссионер до конца жизни подвергался гонениям, но зато приобрел известность как ученый.

Монах-миссионер Н.Я. Бичурин являлся первым русским ученым, начавшим глобальное изучение истории народов Центральной и Средней Азии, взяв за основу источники на восточных языках. В частности, Бичурин единственный из всех миссионеров выучил китайский язык, не располагая ни словарями, ни соответствующей литературой. Иакинфу пришлось обращаться за помощью к миссионерам римско-католической церкви, которые достали ему плохонький китайский словарь Базиля де Глемона с латинским переводом. Учить по такому пособию китайский язык было решительно нельзя, и Бичурин воспользовался древним способом: общением с местным населением в повседневной жизни.

Одновременно Бичурин начал изучать труды и письменные источники по истории, географии, этнографии, медицине и другим областям знаний народов Китая, Маньчжурии, Монголии, Туркестана и др. Стремясь побольше узнать о научной деятельности западных востоковедов, Никита Яковлевич тщательно изучил их произведения, хранившиеся в библиотеке португальской католической миссии в Пекине.

31 июля 1821 года церковная миссия Бичурина возвратилась из Пекина в Кяхту, а затем двинулась в Россию.

Естественно, в Петербурге Бичурина ждали доносы, написанные на него иркутским губернатором Трескиным и архимандритом Каменским. С 1822 года Синод и Министерство духовных дел начали готовить против монаха обвинение. Бичурин сидел под стражей в келье Александро-Невской лавры и поддержать его было некому: прежний покровитель Амвросий Подобедов уже умер, и его место теперь занял любимец Аракчеева Серафим. Церковный суд приговорил Н.Я. Бичурина к тюремному заключению в монастыре на острове Валаам. Первоначально местом заключения избрали Соловецкий монастырь, но поправку внес Александр I.

Находясь в тюрьме, Иакинф продолжал работать: он закончил перевод двух классических произведений китайской науки - историко-географических сочинений «Тунцзянь ганму» и «Дайцин и тунчжи», - начатых еще в Пекине.

В заключении Бичурин находился до 1826 года. Все это время видные чиновники Азиатского департамента Е.Ф. Тимковский и П.Л. Шиллинг, друзья Бичурина, добивались его освобождения. Наконец сдался министр иностранных дел, граф Нессельроде, который, учитывая отсутствие в министерстве ученых специалиста по Китаю и Центральной Азии, представил Николаю I ходатайство о причислении отца Иакинфа к Азиатскому департаменту. Специальным указом император перевел Иакинфа в Александро-Невскую лавру, чтобы тот в связи с блестящим знанием китайского и маньчжурского языков «мог быть полезен в Государственной коллегии иностранных дел». Тимковский и Шиллинг добились также, чтобы монах Иакинф получал ежегодно жалованье в 1200 рублей и 300 рублей на книги и пособия. Таким образом друзьям удалось не только вызволить Бичурина из тюрьмы, но и устроить его на достойную работу с хорошим жалованьем.

Начался самый блестящий период жизни Бичурина - время его неутомимой научной и общественной деятельности.

Наивысший творческий подъем Н.Я. Бичурина приходится к 1827–1837 годам, когда он почти полностью выполнил свои планы научных исследований в области востоковедения. Научные труды Бичурина получили высокую оценку не только в России, но и за границей. Весьма знаменательным оказался для отца Иакинфа 1828 год, когда Российская академия наук избрала его членом-корреспондентом по разряду литературы и древностей Востока. Это назначение являлось высоким признанием научной ценности трудов Бичурина в области востоковедения и позволяло продолжать публикацию результатов исследований. С Академией наук Никита Яковлевич Бичурин сотрудничал до конца жизни.

В 1830 году Бичурин покинул Петербург и уехал в новую экспедицию в азиатскую часть России. Будучи там, он обратился к К.В. Нессельроде, чтобы тот разрешил ему «предстать» перед Синодом и сложить с себя монашеское звание, ибо оно мешает ему исполнять служебные обязанности. Нессельроде, уважая ученые заслуги отца Иакинфа, 29 мая 1831 года обратился с этим вопросом к обер-прокурору Синода князю Мещерскому. Однако противники Бичурина не захотели так просто сдаться и не сняли с него монашеского сана, хотя это было возможно. Поэтому Никите Яковлевичу пришлось до самой смерти оставаться отцом Иакинфом, а синодальное начальство, следовательно, не было лишено права следить за его деятельностью и при случае ехидно высказываться на сей счет.

Активная деятельность Н.Я. Бичурина в составе Забайкальской экспедиции П.Л. Шиллинга существенно обогатила востоковедческую науку новыми приобретениями: например, библиотеки пополнились уникальным собранием тибетских, монгольских и китайских книг.

Деятельность Никиты Яковлевича не ограничивалась историко-этнографическими и статистическими исследованиями. По приезде в Кяхту он начал добиваться там создания школы китайского языка для детей кяхтинских купцов. В России же у него была идея создания учебного заведения для переводчиков китайского языка, столь необходимых для укрепления русско-китайских торговых отношений.

11 января 1834 года таможенное начальство Кяхты, заинтересованное в успешном функционировании училища, направило в Азиатский департамент ходатайство о назначении Бичурина учителем китайского языка, хотя бы на некоторое время. Департамент дал согласие, и в феврале 1835 года Бичурин уехал в Кяхту.

Никита Яковлевич много внимания уделял учебно-методологическим вопросам преподавания китайского языка. Специально для Кяхтинского училища он написал учебник «Китайская грамматика». Большую помощь в педагогической деятельности отцу Иакинфу оказывал его помощник К.Г. Крымский, бывший студент десятой духовной миссии в Пекине.

Никита Яковлевич Бичурин является автором довольно большого количества книг о Китае и соседних странах. Наиболее фундаментальным его трудом по этой теме является «Статистическое описание Китайской империи». Книга состоит из двух частей: в первой излагаются политические, исторические и географические сведения о Китае, во второй - такие же сведения о Маньчжурии, Монголии, Туркестане. За этот труд о. Иакинф в 1843 году получил (уже в третий раз) Демидовскую премию.

В последние годы жизни о. Иакинф тяжело болел. Он раздал все свои ранее написанные труды по библиотекам, а собранные коллекции - по музеям. В его личной библиотеке остались лишь рукописи и книги, необходимые для непосредственной работы, ибо вплоть до самой смерти он продолжал писать.

Судьба Н.Я. Бичурина сложилась так, что умирал он без родных и друзей, в маленькой келье Александро-Невской лавры, в окружении монахов, которые совершенно о нем не заботились.

Никита Яковлевич Бичурин умер в возрасте 76 лет 11 мая 1853 года. Родным и близким о. Иакинфа не только не сообщили о его смерти и не дали им впоследствии даже взглянуть на его келью, но и его самого похоронили скромно, поставив на могиле обычный крест без надписи.

Из книги Против кого дружите? автора Стеблов Евгений

Никита «Кого трахать будете?»Одна из самых больших, а может быть, и самая большая дружба в моей жизни связывала меня с Никитой Михалковым. Мы и теперь дружны. Судьбы наши переплетены. Да, теперь мы скорее дружны памятью о том, что было меж нами. Дружны ностальгией. В повести

Из книги Низкие истины автора Кончаловский Андрей Сергеевич

НИКИТА Ребенок - маленькое животное, хищник, потребитель. Все время чего-то требует и ничего не дает - могу судить об этом по своим детям: им все время нужно что-то - еда, внимание, тепло, обновки, игрушки. Наверное, это и есть проявление инстинкта жизни - великая сила!То,

Из книги Марина Цветаева автора Швейцер Виктория

Сергей Яковлевич И, наконец, – чтоб было всем известно! - Что ты любим!любим!любим! – любим! - Расписывалась – радугой небесной. Занавес опустился. Всё, что произойдет с Эфроном дальше, будет совершаться в страшной темноте кулис НКВД/КГБ и лишь частично выйдет на свет

Из книги Фатьянов автора Дашкевич Татьяна

Никита 1. «Умоляю, роди сына…» Говорят, когда рождается сын, Бог дает матери третью руку.Отец Фатьянов мечтал о наследнике, как любой мужчина, и жену в роддом на этот раз он отправил загодя, помня опыт билльярдной.Он часто приходил справляться о ее самочувствии, ожидая

Из книги Эй, там, на летающей соске! автора Романушко Мария Сергеевна

НАШ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ Уже трудно это представить, но когда-то мы были не знакомы. С нашим дорогим Александром Яковлевичем.Мы познакомились семь лет назад.А произошло это так:В один прекрасный день я получила письмо от читателя. Это был действительно прекрасный день.

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Отец Дорофей и «отец» Иаков В то трудное время велась повседневная борьба не только с теми, кто пролезал к нам из враждебного лагеря. И среди нас были такие, которых приходилось крепко осаживать. В Кальнике еще, в первый же день знакомства с частью, я пошел искать комиссара

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

АРКАДИЙ И НИКИТА (Разговор с Л. Абрамовой)- Аркадий Владимирович Высоцкий… Я знаю, что в школе он увлекался астрономией, даже проводил экскурсии в Московском планетарии.- Да, Аркадий закончил математическую школу, он увлекался астрономией. Но чем старше он становился,

Из книги Под кровом Всевышнего автора Соколова Наталия Николаевна

Отец Димитрий и отец Василий Священники, служившие у нас в Гребневе, как будто своим долгом считали посещать наш дом. А менялись они часто. Отец Владимир вел список как настоятелей и «вторых» священников, так и дьяконов. За сорок лет было только два раза, когда священники

Из книги Демидовы: Столетие побед автора Юркин Игорь Николаевич

Священники отец Иван Зайцев, отец Аркадий Когда арестовали отца Димитрия Дудко, священников в Гребневе все равно продолжали менять довольно часто. Настоятелем шесть лет был отец Иван Зайцев, который усердно занимался реставрацией погоревшего зимнего храма. Его

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Как жил Никита Жил по-прежнему в разъездах. Сведшую его в могилу болезнь он привез, по Афремову, тоже с дороги («Возвратясь больным с своих уральских заводах… скончался…»).Как было не ездить? Производство находилось в двух взаимоудаленных местах. Оно было прочно

Из книги Гумилев без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги С. Михалков. Самый главный великан автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Отец Степан Яковлевич Гумилев Орест Николаевич Высотский:Степан Яковлевич в 1850 году поступил в Рязанскую духовную семинарию и «по окончании полного курса среднего отделения вследствие его прошения для продолжения ученья в светском учебном заведении, при согласии

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

Никита Михалков Отец (киноповесть) От составителяПеред вами почти полное воспроизведение текста фильма «Отец». Убирать бытовое косноязычие прямой речи и диалогов – значит лишить этот текст живого дыхания, искренности и волнения. И мы не стали заниматься этим

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Из книги 101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда автора Белов Николай Владимирович

Никита «От отца мне достались жизнь, гены, внешнее сходство…» Безусловно, пример отца сыграл роль в выборе профессии младшего сына – Никиты. Уже в десятом классе он сказал, что будет актером. Но с первого раза в театральный вуз не поступил. Год работал на военном заводе –

Из книги автора

Никита Кожемяка Так же как Илья Муромец и его товарищи по заставе, Никита Кожемяка является героем былин киевского цикла. Но относится он уже к другой категории защитников земли русской, не просто богатырей-пограничников, основным занятием которых была защита рубежей