Не каждый житель планеты Земля, знает, что граф Дракула — один из самых популярных героев многих ужастиков, а также самый знаменитый вампир — это настоящая фигура, которая имела место в истории. Настоящее имя графа Дракулы, Влад III Цепеш. Жил он в XV в. и был правителем Валашского княжества, или как ещё его называют: Валахии.

Сегодня мы подробно разберем биографию Влада Дракулы и постараемся понять, почему он после смерти «стал вампиром».

Цепеш — национальный герой румынского народа и местночтимый святой, который почитается местной церковью. Он был доблестным воином и борцом против турецкой экспансии в христианскую Европу. Но почему он стал известен всему миру как вампир, который пьёт кровь невинных людей? Сейчас разберемся.

Не всё знают, что создателем текущего образа Дракулы, был английский писатель Брэм Стокер. Он являлся активным членом оккультной организации Золотая Заря. Для таких сообществ в любое время был характерен большой интерес к вампирам, который является не выдумкой писателей или фантазеров, а конкретным медицинским фактом. Медиками давно исследованы и задокументированные настоящие факты вампиризма, которые случаются и в наше время и, который является одним из тяжелейших заболеваний. Образ физически бессмертного вампира привлекает оккультистов и черных магов, стремящихся противопоставить нижний мир мирам верхним — Божественным и духовным.

В VI в. византиец Прокопий Кесарийский, чьи труды являются основными источниками по истории древних славян, отметил, что перед тем как славяне, начали поклонятся богу громовержцу (Перуну), древние славяне поклонялись — упырям. Конечно, речь шла не о голливудских вампирах, нападающих на беззащитных девушек. В древнее, языческое время, вампирами называли выдающихся воинов, героев, особо почитавших Кровь как духовную и физическую сущность. Есть даже мнения, что существовали определённые ритуалы поклонения Крови — омовения, жертвоприношения и тому подобное.

В древнее время вампирами называли выдающихся воинов, героев


Оккультистские организации, полностью извратили древнюю традицию, превратив поклонение священной, духовной Крови, в поклонение биологической. Появившееся в XIV веке княжество Валахия, на знамёнах которого с древних времён, находилось изображение коронованного орла с крестом в клюве, мечом и скипетром в лапах, было первым крупным государственным образованием на территории сегодняшней Румынии. Одной из ведущих исторических фигур эпохи национального становления Румынии является валашский князь Влад Цепеш.

Князь Влад III Цепеш, православный самодержавный господарь Валахии. Почти все, что связано с деятельностью этого человека, окутано тайной. Место и время его рождения точно не установлены. Валахия была не самым спокойным уголком средневековой Европы. Пламя бесчисленных войн и пожаров уничтожило подавляющее большинство рукописных памятников. Лишь по уцелевшим монастырским летописям удалось воссоздать облик реального исторического князя Влада, известного современному миру под именем графа Дракулы.

Год, когда родился будущий повелитель Валахии можно определить лишь приблизительно: между 1428-м и 1431-м. Построенный в начале XIV в. дом на Кузнечной улице в г. Сигишоаре до сих пор привлекает внимание туристов: считается, что именно здесь увидел свет мальчик, названный при крещении Владом. Родился ли будущий господарь Валахии именно здесь неизвестно, зато установлено, что в этом доме жил его отец князь Влад Дракул. «Дракул» по румынски означает дракон. Князь Влад состоял в рыцарском ордене Дракона, ставившего своей целью защиту Православия от неверных. Было у князя три сына, но прославился лишь один из них — Влад. Надо отметить, что он был истинным рыцарем: храбрый воин и умелый полководец, глубоко и истинно верующий православный христианин, в своих действиях всегда руководствующийся нормами чести и долга. Влад отличался огромной физической силой. Его слава великолепного кавалериста прогремела по всей стране — и это во времена, когда люди с детских лет привыкали к коню и оружию.


Как государственный деятель Влад придерживался принципов патриотизма: борьба с захватчиками, развитие ремесел и торговли, борьба с преступностью. И во всех этих областях в самые сжатые сроки Влад III добился впечатляющих успехов. Хроники повествуют о том, что во времена его правления можно было бросить золотую монету и подобрать ее через неделю на том же месте. Никто не осмелился бы не то что присвоить чужое золото, но даже прикоснуться к нему. И это в стране, где за два года до того воров и бродяг было не меньше, чем горожан и земледельцев! Как произошло такое преображение? Очень просто — в результате проводившейся валашским князем политики планомерного очищения общества от «асоциальных элементов». Суд в то время был простым и скорым: бродягу или вора, независимо от того, что он украл, ждал костер или плаха. Та же участь была уготована всем цыганам или заведомым конокрадам и вообще людям праздным и ненадежным.

«Цепеш» в буквальном переводе означает «сажатель на кол»


Важно знать, что означает прозвище, под которым вошел в историю Влад III. Цепеш в буквальном переводе означает «сажатель на кол». Именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане. Но та же кара могла постигнуть любого, кто был уличен в преступлении. После того, как тысячи воров погибли на кольях и сгорели в пламени костров на городских площадях, новых охотников проверить свою удачливость уже не находилось.

Влад не давал поблажки никому, независимо от общественного положения. Всякого, кто имел несчастье навлечь на себя княжеский гнев, ожидал одинаковая участь. Методы князя Влада оказались также весьма эффективным регулятором экономической деятельности: когда несколько купцов, обвиненных в торговле с турками, испустили дух на колу, сотрудничеству с врагами Веры Христовой пришел конец.


Отношение к памяти Влада Цепеша в Румынии, даже в современной, совсем не такое, как в западноевропейских странах. И сегодня многие считают его национальным героем эпохи становления будущей Румынии, которое восходит к первым десятилетиям XIV в. В то время князь Басараб I основал небольшое независимое княжество на территории Валахии. Победа, одержанная им в 1330 г. над венграми — тогдашними хозяевами придунайских земель, — закрепила его права. Затем началась долгая, изнурительная борьба с крупными феодалами — боярами. Привыкнув к неограниченной власти в своих родовых уделах, они сопротивлялись любым попыткам центральной власти получить контроль над всей страной. При этом, в зависимости от политической ситуации, они не гнушались прибегать к помощи то венгров-католиков, то турок-мусульман. Через сто с лишним лет Влад Цепеш положил конец этой прискорбной практике, раз и навсегда решив проблему сепаратизма.

Заостренный кол во времена Влада III Цепеша был основным орудием казни


Ниже приведены некоторые из историй, написанные неизвестным немецким автором с подачи короля Хуньяди Матьяша в 1463 году:

— Иностранного купца, приехавшего в Валахию, обокрали. Он подаёт жалобу Цепешу. Пока ловят и сажают на кол вора, купцу подбрасывают по приказу Цепеша кошелёк, в котором на одну монету больше, чем было. Купец, обнаружив излишек, сразу сообщает Цепешу. Тот хохочет и говорит: «Молодец, не сказал бы — сидеть бы тебе на колу рядом с вором».

— Цепеш обнаруживает что в стране много нищих — он созывает нищих, кормит досыта и обращается с вопросом: «Не хочется ли им навсегда избавиться от земных страданий?» На положительный ответ Цепеш закрывает двери и окна и сжигает всех собравшихся заживо.

— Существует рассказ о любовнице, которая пытается обмануть Цепеша, рассказывая о своей беременности. Цепеш её предупреждает что не терпит лжи, но она продолжает настаивать на своём, тогда Цепеш вспарывает её живот и кричит: «Я же говорил, что не люблю неправды!».

— Описан также случай, когда Дракула задал вопрос двум странствующим монахам, что говорят в народе по поводу его правления. Один из монахов ответил, что население Валахии ругает его как жестокого злодея, а другой сказал, что все восхваляют его, как освободителя от угрозы турков и мудрого политика. В действительности, и одни, и другие свидетельства были по-своему справедливы, а легенда, в свою очередь, имеет два финала. В немецкой «версии» Дракула казнил первого за то, что ему не понравилась его речь. В русском варианте легенды, господарь оставил первого монаха живым, а второго казнил за ложь.

— Одно из самых жутких и наименее правдоподобных свидетельств в том документе гласит о том, что Дракула любил завтракать на месте казни или месте недавнего сражения. Он приказывал принести ему стол и еду, садился и кушал среди мёртвых и умиравших на колах людей.

— По свидетельствам древнерусской повести, неверных жён и вдов, нарушающих правила целомудрия, Цепеш приказывал вырезать половые органы и сдирать кожу, выставляя напоказ вплоть до разложения тела и поедания его птицами, либо делать то же самое, но предварительно пронзив их кочергой от промежности до уст.

— Существует также легенда о том, будто была чаша у фонтана в столице Валахии, сделанная из золота; каждый мог подойти к ней и выпить воды, но никто не осмеливался её украсть.

Правление графа Дракулы оказало большое влияние на его современников


Литературным героем Влад III Цепеш стал вскоре после гибели: о нём была написана на церковнославянском языке «Повесть о мунтянском воеводе Дракуле», после того как Валахию посетило русское посольство Ивана III. Смерть Цепеша произошла в декабре 1476 года. Похоронен в Снаговском монастыре.

В первой четверти XX века, после появления романа Брэма Стокера «Дети Ночи» (англиское «Children of the Night») и «Вампир (Граф Дракула)» (английское значение «Dracula»), а также классического немецкого экспрессионистского фильма «Носферату: Симфония ужаса» главный герой этих произведений — «граф Дракула» — стал самым запоминающимся литературным и кинематографическим образом вампира. Возникновение связи между образом Влада III Цепеша и графа Дракулы объясняют обычно тем, что Брэм Стокер услышал легенду о том, что Цепеш после смерти стал вампиром. Неизвестно, слышал ли он подобную легенду; но основания для её существования были, так как убийца Цепеш не раз проклинался умирающими, а, кроме того, сменил веру (хотя этот факт подвергается сомнению). Согласно поверьям карпатских народов, этого вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Однако существует и другая версия: после смерти Влада Цепеша его тело не было обнаружено в могиле.

В середине XX века на могилу известного «вампира» началось целое паломничество туристов. Чтобы уменьшить поток нездорового внимания к тирану, власти перенесли его могилу. Сейчас она находится на острове и её охраняют монахи монастыря.

Само имя героя этих очерков звучит более чем зловеще. Дракулой зовут предводителя вампиров из фильмов ужасов, и имя это заимствовано именно у Цепеша, являющегося прототипом экранного монстра. Уже более пяти веков тянется за Владом Цепешем зловещая тень его устрашающей репутации. Кажется, что речь идет на самом деле об исчадии ада. На самом же деле это был в достаточной степени обычный для той эпохи деятель, где по своим личным качествам демонстративная жестокость занимала отнюдь не последнее место.

Влад III Цепеш в массовом сознании стал чудовищем, которому нет равных


О личности валашского господаря до сих пор идут споры, и большая часть даже вполне серьезных книг о нем носит названия вроде «Влад Цепеш — миф и реальность» или «Влад Дракула — правда и вымысел», и так далее в меру фантазии авторов. Однако, пытаясь разобраться в событиях, отстоящих от нас более чем на полутысячелетие, авторы, иногда неосознанно, а иногда намеренно, громоздят новые мифы вокруг образа этого человека.

«Жил да был на свете кровожадный князь Дракула. Он сажал людей на кол, поджаривал на угольях, варил головы в котле, заживо сдирал кожу, разрубал на куски и пил из них кровь…» — рассказывал Авраам Ван Хельсинг, перелистывая книгу о прижизненных преступлениях грозного вампира. Многие помнят этот эпизод из фильма Ф. Копполы, снятого по роману Брэма Стокера «Дракула», и, возможно, именно из этой киноленты узнали, что Дракула не был вымышленным персонажем.

У знаменитого вампира есть прототип — князь Валахии Влад Дракула Цепеш (Tepes — от румынского tepea — кол, буквально — Протыкатель, Сажатель на кол), правивший этим румынским княжеством в середине XV века. И действительно, этого человека по сей день называют «великим извергом», затмившим своими злодеяниями Ирода и Нерона.

Вы уже наверное знаете все подробность этой историческо-фантастической фигуры вдоль и поперек? Давайте просто подведем итоги тому, что известно.

Оставим на совести Стокера то, что он «превратил» реальную историческую личность в мифического монстра, и попробуем разобраться, насколько обоснованы обвинения в жестокости и совершал ли Дракула все те зверства, по сравнению с которыми вампирское пристрастие к крови молоденьких девушек кажется невинной забавой. Деяния князя, широко растиражированные литературными произведениями XV столетия, и в самом деле леденят кровь. Страшное впечатление производят рассказы о том, как Дракула любил пировать, наблюдая за муками посаженных на кол жертв, как он сжег бродяг, которых сам же пригласил на пир, как приказал забить гвозди в головы не снявшим шапки иностранным послам, и прочее, прочее… В воображении читателя, впервые узнавшего о злодеяниях этого средневекового правителя, возникает образ свирепого безжалостного человека с колким взглядом недобрых глаз, отражавших черную сущность злодея. Такой образ вполне соответствует немецким книжным гравюрам, запечатлевшим черты тирана, однако гравюры появились уже после гибели Влада.

А вот тех, кому доведется увидеть прижизненный, практически неизвестный в России портрет Дракулы, ждет разочарование — изображенный на холсте человек явно «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. Маленький эксперимент показал: люди, не знавшие, кто именно изображен на холсте, нередко называли «неизвестного» красивым, несчастным… Попробуем и мы на минуту забыть о репутации «великого изверга», непредвзято посмотреть на портрет Дракулы. Прежде всего, привлекают внимание большие, страдальческие глаза Влада. А еще поражает неестественная худоба его изможденного желтоватого лица. Рассматривая портрет, можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели палач…

Кликабельно 1800 рх

Влад возглавил Валахию в возрасте двадцати пяти лет, в 1456 году, в очень тяжелые для княжества времена, когда Османская империя расширяла свои владения на Балканах, захватывая одну страну за другой. Уже попали под турецкий гнет Сербия и Болгария, пал Константинополь, прямая угроза нависла над румынскими княжествами. Князь маленькой Валахии успешно противостоял агрессору и даже сам атаковал турок, совершив в 1458 году поход на территорию оккупированной Болгарии. Одна из целей похода — освободить и расселить на землях Валахии исповедовавших православие болгарских крестьян. Европа восторженно приветствовала победу Дракулы. Тем не менее большая война с Турцией была неизбежна. Валахия препятствовала расширению Османской империи, и султан Мехмед II принял решение военным путем свергнуть неугодного князя.

На трон Валахии претендовал младший брат Дракулы Раду Красивый, принявший ислам и ставший фаворитом султана. Понимая, что не сможет в одиночку противостоять самой большой со времени покорения Константинополя турецкой армии, Дракула обратился за помощью к союзникам. Среди них были и римский папа Пий II, обещавший дать деньги на крестовый поход, и молодой венгерский король Матьяш Корвин, называвший Влада «любимым и верным другом», и лидеры других христианских стран. Все они на словах поддержали валашского князя, однако, когда летом 1462 года грянула беда, Дракула остался один на один с грозным врагом.

Положение было отчаянным, и Влад сделал все возможное, чтобы выстоять в этой неравной схватке. Он призвал в армию все мужское население княжества начиная с двенадцатилетнего возраста, применял тактику выжженной земли, оставляя врагу сожженные деревни, где невозможно было пополнить запасы продовольствия, вел партизанскую войну. Еще одним оружием князя стал панический ужас, который он внушал захватчикам. Защищая свою землю, Дракула безжалостно истреблял врагов, в частности, сажал пленных на кол, используя против турок очень «популярную» в самой Османской империи казнь.

Турецко-валашская война лета 1462 года вошла в историю знаменитой ночной атакой, во время которой удалось уничтожить до пятнадцати тысяч османов. Султан уже стоял у столицы княжества Тырговиште, когда Дракула вместе с семью тысячами своих воинов проник во вражеский лагерь, намереваясь убить турецкого вождя и тем самым остановить агрессию. Владу не удалось до конца осуществить свой дерзкий план, но неожиданная ночная атака вызвала панику во вражеском лагере и как следствие — очень большие потери. После кровавой ночи Мехмед II покинул Валахию, оставив часть войск Раду Красивому, которому предстояло самому вырвать власть из рук старшего брата. Блестящая победа Дракулы над войсками султана оказалась бесполезной: Влад победил врага, но не смог противостоять «друзьям». Предательство молдавского князя Штефана, двоюродного брата и друга Дракулы, неожиданно перешедшего на сторону Раду, оказалось переломным моментом в войне. Дракула не мог сражаться на два фронта и отступил в Трансильванию, где его ждали пришедшие на помощь войска еще одного «друга» — венгерского короля Матьяша Корвина.

А дальше случилось нечто странное. В разгар переговоров Корвин приказал арестовать своего «верного и любимого друга», обвинив в тайной переписке с Турцией. В письмах, якобы перехваченных венграми, Дракула молил Мехмеда II о прощении, предлагал свою помощь в захвате Венгрии и самого венгерского короля. Большинство современных историков считают письма грубо сфабрикованной подделкой: они написаны в несвойственной Дракуле манере, выдвинутые в них предложения абсурдны, но самое главное — подлинники писем, эти важнейшие улики, решившие судьбу князя, были «утеряны», и сохранились только их копии на латинском языке, приведенные в «Записках» Пия II. Подписи Дракулы на них, естественно, не стояло. Тем не менее Влада арестовали в конце ноября 1462 года, заковали в цепи и отправили в венгерскую столицу Буду, где он без суда и следствия находился в тюрьме около двенадцати лет.

Что же заставило Матьяша согласиться с вздорными обвинениями и жестоко расправиться со своим союзником, в свое время помогшим ему взойти на венгерский престол? Причина оказалась банальной. По свидетельству автора «Венгерской хроники» Антонио Бонфини, Матьяш Корвин получил от папы Пия II сорок тысяч гульденов на проведение крестового похода, но не использовал эти деньги по назначению. Иными словами, постоянно нуждавшийся в деньгах король просто прикарманил значительную сумму и переложил вину за сорванный поход на своего вассала, который будто бы вел двойную игру и интриговал с турками.

Однако обвинения в государственной измене человека, известного в Европе непримиримой борьбой с Османской империей, того, кто едва не убил и фактически обратил в бегство покорителя Константинополя Мехмеда II, звучали достаточно абсурдно. Желая понять, что же случилось на самом деле, Пий II поручил своему посланнику в Буде Николасу Модруссе на месте разобраться в происходящем.

Король Венгрии Матьяш Корвин. Младший сын Яноша Хуняди любил, чтобы его изображали на манер римского императора, с лавровым венком на голове. Он считался покровителем науки и искусства. В годы правления Матьяша резко возросли расходы его двора, и король изыскивал способы пополнения казны — от увеличения налогов до использова ния денег, переданных Ватиканом на крестовые походы. Князя обвинили в жестокости, которую он якобы проявлял по отношению к саксонскому населению входившей в состав Венгерского королевства Трансильвании. Матьяш Корвин лично рассказывал о злодеяниях своего вассала, а затем предъявил некий анонимный документ, в котором обстоятельно, с немецкой пунктуальностью сообщалось о кровавых похождениях «великого изверга».

В доносе говорилось о десятках тысяч замученных мирных жителях и впервые упоминались анекдоты о заживо сожженных нищих, о посаженных на кол монахах, о том, как Дракула приказал прибить гвоздями шапки к головам иностранных послов, и прочие подобные истории. Неизвестный автор сравнивал валашского князя с тиранами древности, утверждая, что во времена его правления Валахия напоминала «лес из посаженных на кол», обвинял Влада в невиданной жестокости, но при этом совершенно не заботился о правдоподобии своего рассказа. В тексте доноса встречается очень много противоречий, например, приведенные в документе названия населенных пунктов, где будто бы было уничтожено по 20-30 тысяч (!) человек, до сих пор не могут быть идентифицированы историками.

Что же послужило документальной основой для этого доноса? Мы знаем, что Дракула действительно совершил несколько рейдов в Трансильванию, уничтожая скрывавшихся там заговорщиков, среди которых находились претенденты на валашский престол. Но, несмотря на эти локальные военные операции, князь не прерывал коммерческих отношений с трансильванскими саксонскими городами Сибиу и Брашов, что подтверждает деловая переписка Дракулы того периода. Очень важно отметить, что, помимо появившегося в 1462 году доноса, нет ни одного более раннего свидетельства о массовых убийствах мирного населения на территории Трансильвании в 50-е годы XV века. Невозможно представить, как уничтожение десятков тысяч человек, регулярно происходившее на протяжении нескольких лет, могло бы остаться незамеченным в Европе и не нашло бы отражения в хрониках и дипломатической переписке тех лет.

Следовательно, рейды Дракулы в принадлежавшие Валахии, но расположенные на территории Трансильвании анклавы в момент их проведения рассматривались в европейских странах как внутреннее дело Валахии и не вызывали никакого общественного резонанса. На основании этих фактов можно утверждать, что анонимный документ, впервые сообщивший о злодеяниях «великого изверга», не соответствовал действительности и оказался очередной фальшивкой, сфабрикованной по приказу короля Матьяша вслед за «письмом к султану» для того, чтобы оправдать незаконный арест Влада Дракулы. Для папы Пия II — а он был близким другом германского императора Фридриха III и в силу этого сочувствовал саксонскому населению Трансильвании — таких объяснений оказалось достаточно. Он не стал вмешиваться в судьбу высокопоставленного пленника, оставив в силе решение венгерского короля. А вот сам Матьяш Корвин, чувствуя шаткость выдвинутых им обвинений, продолжал дискредитировать томившегося в темнице Дракулу, прибегнув, говоря современным языком, к услугам «средств массовой информации». Поэма Михаэля Бехайма, созданная на основе доноса, гравюры, изображавшие жестокого тирана, «разосланные по всему миру для всеобщего обозрения», и, наконец, множество тиражей первопечатных брошюр (из которых до нас дошли тринадцать) под общим названием «Об одном великом изверге» — все это должно было сформировать негативное отношение к Дракуле, превратив его из героя в злодея. Судя по всему, Матьяш Корвин не собирался освобождать своего пленника, обрекая его на медленное умирание в темнице. Но судьба подарила Дракуле возможность пережить еще один взлет.

Во время правления Раду Красивого Валахия полностью подчинилась Турции, что не могло не тревожить нового римского папу Сикста IV. Вероятно, именно вмешательство понтифика изменило судьбу Дракулы. Князь Валахии на деле показал, что может противостоять турецкой угрозе, а потому именно Владу предстояло вести в бой христианскую армию в новом крестовом походе. Условиями освобождения князя из тюрьмы стали его переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Матьяша Корвина. Парадоксально, но «великий изверг» мог получить свободу, лишь породнившись с венгерским королем, который еще недавно представлял Дракулу кровожадным монстром…

Спустя два года после освобождения, летом 1476 года, Влад в качестве одного из командующих венгерской армией выступил в поход; его цель состояла в освобождении оккупированной турками Валахии. Войска проходили по территории Трансильвании, и сохранились документы, сообщающие, что горожане саксонского Брашова радостно приветствовали возвращение «великого изверга», который, если верить доносу, еще несколько лет назад творил здесь неслыханные злодеяния. Вступив с боями в Валахию, Дракула вытеснил турецкие войска и 26 ноября 1476 года вновь взошел на престол княжества. Его правление оказалось очень коротким — князя окружали явные и скрытые враги, а потому роковая развязка была неизбежна.

Гибель Влада в конце декабря того же года окутана тайной. Есть несколько версий случившегося, но все они сводятся к тому, что князь пал жертвой измены, доверившись находившимся в его окружении предателям. Известно, что голову Дракулы передали в дар турецкому султану, и тот приказал выставить ее на одной из площадей Константинополя. А румынские фольклорные источники сообщают, что обезглавленное тело князя нашли монахи расположенного неподалеку от Бухареста монастыря Снагов и похоронили в построенной самим Дракулой часовне возле алтаря.

Так оборвалась короткая, но яркая жизнь Влада Дракулы. Почему же, вопреки фактам, свидетельствующим о том, что валашского князя «подставили» и оклеветали, молва продолжает приписывать ему злодеяния, которые он никогда не совершал? Противники Дракулы утверждают: во-первых, многочисленные произведения разных авторов сообщают о жестокости Влада, и, следовательно, такая точка зрения не может не быть объективной, а во-вторых, нет хроник, в которых он предстает в качестве творящего благочестивые дела правителя. Опровергнуть такие аргументы несложно. Анализ произведений, в которых говорится о злодеяниях Дракулы, доказывает, что все они либо восходят к рукописному доносу 1462 года, «оправдывающему» арест валашского князя, либо написаны людьми, находившимися при венгерском дворе во времена правления Матьяша Корвина. Отсюда же черпал сведения для своей повести о Дракуле, написанной около 1484 года, и русский посол в Венгрии дьяк Федор Курицын.

Проникнув в Валахию, широко растиражированные истории о деяниях «великого изверга» трансформировались в псевдофольклорные повествования, которые на самом деле не имеют ничего общего с народными преданиями, записанными фольклористами в районах Румынии, непосредственно связанных с жизнью Дракулы. Что же касается турецких хроник, то оригинальные эпизоды, не совпадающие с немецкими произведениями, заслуживают более пристального внимания. В них турецкие хроникеры, не жалея красок, описывают жестокость и храбрость наводившего ужас на врагов «Казыклы» (что означает — Сажатель на кол) и даже частично признают тот факт, что он обратил в бегство самого султана. Мы прекрасно понимаем, что описания хода военных действий противоборствующими сторонами не могут быть беспристрастными, однако не оспариваем и того, что Влад Дракула действительно очень жестоко расправлялся с пришедшими на его землю захватчиками. Проанализировав источники XV столетия, можно уверенно утверждать, что Дракула не совершал приписываемых ему чудовищных преступлений.

Он действовал в соответствии с жестокими законами войны, но уничтожение агрессора на поле боя ни при каких обстоятельствах нельзя приравнивать к геноциду мирного населения, в коем Дракулу обвинял заказчик анонимного доноса. Рассказы о зверствах в Трансильвании, за которые Дракула и получил репутацию «великого изверга», оказались клеветой, преследовавшей конкретные корыстные цели. История сложилась так, что потомки судят о Дракуле по тому, как описывали поступки Влада его враги, стремившиеся опорочить князя, — где уж в такой ситуации говорить об объективности?!

Что же касается отсутствия хроник, восхваляющих Дракулу, это объясняется слишком коротким сроком его правления. Он просто не успел, а возможно, и не посчитал необходимым обзавестись придворными летописцами, в обязанности которых входило восхваление правителя. Иное дело прославившийся своей просвещенностью и гуманизмом король Матьяш, «со смертью которого умерла и справедливость», или правивший без малого полвека молдавский князь Штефан, предавший Дракулу и посадивший на кол две тысячи румын, но при этом прозванный Великим и Святым…

В мутном потоке лжи трудно различить правду, но, к счастью, до нас дошли документальные свидетельства того, как правил страной Влад Дракула. Сохранились подписанные им грамоты, в которых он дарил крестьянам земли, жаловал привилегии монастырям, договор с Турцией, скрупулезно и последовательно отстаивавший права граждан Валахии. Мы знаем, что Дракула настаивал на соблюдении церковных обрядов погребения для казненных преступников, и этот очень важный факт полностью опровергает утверждение о том, будто он сажал на кол исповедовавших христианство жителей румынских княжеств. Известно, что он строил церкви и монастыри, основал Бухарест, с отчаянной храбростью сражался с турецкими захватчиками, защищая свой народ и свою землю. А еще есть легенда о том, как Дракула встречался с Богом, пытаясь узнать, где находится могила его отца, чтобы на этом месте воздвигнуть храм…

Есть два образа Дракулы. Мы знаем Дракулу — национального героя Румынии, мудрого и храброго правителя, мученика, преданного друзьями и около трети жизни проведшего в тюрьмах, оболганного, оклеветанного, но не сломленного. Однако нам известен и другой Дракула — герой анекдотических повестей XV века, маньяк, «великий изверг», а позже и вовсе проклятый Богом вампир. Кстати, о вампиризме: в каких бы зверствах ни обвиняли князя его современники, нет ни одного письменного источника, в котором бы говорилось, что он пил кровь своих жертв. Идея «превратить» Дракулу в вампира возникла только в XIX веке.

Состоявший в оккультном ордене «Золотая Заря» (он практиковал черную магию), Брэм Стокер заинтересовался этой исторической личностью с подачи профессора Арминиуса Вамбери, который был известен не только как ученый, но и как венгерский националист. Так и появился граф Дракула — литературный персонаж, постепенно превратившийся в массовом сознании в главного вампира всех времен и народов.

Кратко о статье: Кто же не знает Дракулу, великого и ужасного вампира всех времен и народов? А ведь исторический прообраз этого персонажа был, если разобраться, ничем не примечательным правителем, пусть и достаточно жестоким. Последствия «черного средневекового пиара» привели к появлению массы легенд и домыслов о Владе, но мы попробуем абстрагироваться от явно надуманных деталей и рассказать вам о реальных событиях жизни «короля вампиров».

Сын дракона

ВЛАД III ЦЕПЕШ

У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид, с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица.

Брэм Стокер, «Дракула»

Сможете ли вы узнать Влада Дракулу, если, не дай Бог, вдруг встретите его на улице? Ведь он, как известно, импозантный аристократ в длинном плаще с кроваво-красным подбоем, с бледной кожей и черными, как смоль, волосами... Или омерзительная тварь с длинными зубами и кожистыми крыльями? Черный волк, летучая мышь, густой туман? Оказавшись в прошлом, мы бы очень удивились, найдя реального Дракулу - неказистого худого мужичка с подозрительно выпученными глазами, при взгляде на которого возникает желание проверить, на месте ли кошелек, а вовсе не убегать с криком «На помощь! Вампир!».

Мы продолжаем цикл статей об исторических личностях, ставших особо известными благодаря книгам фантастического жанра. В прошлых номерах шла речь о Робин Гуде и графе Сен-Жермене. Сегодня мы познакомимся с самим Дракулой!

Оценка - кол!

Влад III Дракула (ноябрь или декабрь 1431 - декабрь 1476) - заурядная историческая фигура, правитель княжества Валахия, располагавшегося на юге современной Румынии. Современники дали Владу кличку Цепеш (Ţepeş - «колосажатель») и славу тирана, перещеголявшего в зверствах царя Ирода и Нерона. С легкой руки Брэма Стокера он превратился в вампира - хрестоматийного графа Дракулу, по образу и подобию которого придумываются все нынешние кровососы (к примеру, граф Страд из вселенной Равенлофт в ролевой игре Dungeons & Dragons ).

Настоящий Дракула был прежде всего военачальником. Он боролся за независимость Валахии от Османской империи (турки называли его Казыклы Бей, то есть «Принц-колосажатель»). На родине его до сих пор почитают в качестве рыцаря-христианина, противостоявшего исламской экспансии. Прозвище Цепеш «прилипло» к Владу лишь после его смерти (вряд ли кто из румын отважился назвать его так в глаза). Здесь особо постарались недоброжелатели, которые преувеличивали привычку Дракулы казнить своих врагов путем посажения на кол (обычное для того времени дело) и распространяли слухи о невероятных кровавых оргиях. Из этих бездоказательных историй и черпал вдохновение Стокер. Кроме того, сыграли определенную роль рассказы о гастрономических причудах Влада - он якобы любил кушать хлеб, обмакивая его в кровь (вероятно, свиную).

Огнем и мечом

Корона Валахии не передавалась по наследству. Властителя избирали бояре. Единственным требованиям к кандидатам было благородное происхождение (os de domn - «плоть и кость воеводы»), правителем мог стать даже внебрачный ребенок. Поэтому политическая ситуация в стране была нестабильной - то и дело вспыхивали династические распри и перевороты. Все осложнялось еще и тем, что Валахия находилась между враждующими соседями - Венгерской и Османской империей, которые «тянули одеяло на себя» и всячески старались завладеть стратегически важным регионом.

Влад III родился не в Валахии, а в маленьком трансильванском городе Сигишоаре. Как раз в то время бояре - союзники Турции - свергли его отца, Влада II, и поставили «у руля» княжества своего человека.

Отец будущего «вампира» был ловким политиком и постоянно маневрировал между Венгрией и Турцией. Чтобы заручиться поддержкой султана Мурада, он отдал ему в заложники двух младших сыновей - Влада и Раду. Здесь их судьбы разделились. Влада держали в подземной темнице крепости Эгригез и очень плохо с ним обращались.

После того, как в 1448 году бояре убили его отца, Влад III был отпущен из плена и, более того, посажен турками на пустующий трон Валахии в качестве «марионеточного правителя». Однако венгров такие расклады не устраивали - они послали на Валахию войско, и Влад, узнав о нем, предусмотрительно спрятался в Молдавии.

После смерти молдавского правителя Богдана Влад, рискуя жизнью, бежал во враждебную Венгрию. Каким-то чудом ему удалось помириться с тамошним регентом Яношом Хуньянди и даже заручиться его поддержкой. С помощью венгров в 1456 году Влад выбил турков из Валахии и воцарился там на 6 лет.

Это был основной, наиболее длительный период его правления, когда Влад, согласно некоторым источникам (например, «Сказанию о Дракуле воеводе» дьяка Федора Курицына), уничтожил до 100000 человек - то есть около 20% населения своей страны - и заслужил кличку «Цепеш». Так говорят летописи. А как могло быть на самом деле?

Это интересно
  • Дракула родился в тот же самый год, когда сожгли Жанну д’Арк.
  • «Дракула» буквально означает «Сын Дракона» (применительно к нашему герою это расшифровывалось как «Сын Дьявола»). Отец Влада III состоял в элитном рыцарском Ордене Дракона (Societas Draconis), официальной целью которого была борьба с турками, а реальной - контроль Священной Римской Империи над его членами, влиятельными людьми Восточной Европы.
  • Мало кто знает, что Влад III Дракула - один из предков английских королей по линии королевы Марии, супруги короля Георга V, происходившей от династий Венгрии и Румынии.
  • У Цепеша было три сына - один от первого брака с румынской аристократкой и два от второго брака с родственницей венгерского короля.
  • Второй супругой Дракулы была Илона Жилегай - дальняя родственница Елизаветы Батори, знаменитой «кровавой графини».

Дела внутренние

Резиденция Влада располагалась в городе Тырговиште. Помимо войн с турками и расправ с заговорщиками, Дракула занимался вполне обычными делами. Он ездил в Бухарест по посольским делам. Издавал законы. Встречался с послами. Разбирал наиболее запутанные судебные тяжбы. Затеял постройку и реконструкцию нескольких замков. Вероятно, по праздникам он появлялся на публике, а в свободное время охотился.

Не доверяя аристократам, Влад набирал в свое войско простолюдинов, лично посвящая их в рыцари. Он лишил торговых привилегий немецкие поселения (это был источник доходов его политических конкурентов) и устраивал против них опустошительные походы. Именно поэтому в немецких хрониках Дракулу называли wutrich - «неистовый», «изверг», «лютый».

Экономика Валахии была подорвана постоянной сменой правителей и непрекращающимися войнами. Сельское хозяйство зачахло, торговля почти прекратилась, а уровень преступности превышал все мыслимые пределы. В таких условиях Владу III приходилось прибегать к самым жестоким мерам. Он показательно казнил бандитов и топил в крови крестьянские бунты.

Дела внешние

Следуя семейной традиции, Влад заключил альянс с Венгрией против Турции (к этому его подталкивало и то, что у турков жил его брат Раду, мечтавший занять трон). Папа Пий II обещал дать денег на войну с Османской империей. Венгерский король Матиаш Корвин гарантировал военную поддержку. Однако когда дошло до дела, они бросили Дракулу один на один с грозным Мухаммедом II - покорителем Константинополя.

В 1459 году Влад прекратил выплачивать туркам дань, призвал в армию все боеспособное население мужского возраста, перешел Дунай и вырезал 20000 человек на территории Османской империи. В ответ султан Мухаммед II вторгся в Валахию с шестидесятитысячной армией (историки иногда говорят о 200000 - но эта цифра явно завышена). Понимая, что в открытом столкновении ему ничего не светит, Дракула позволил туркам захватить Тырговиште и начал партизанскую войну.

В историю вошел его знаменитый «ночной рейд» на лагерь султана - Влад с 7000 бойцами предпринял отчаянную вылазку, уничтожил до 15000 неприятелей, едва не пробился к шатру самого Мухаммеда (для маскировки воевода с группой самых смелых его людей переоделись в турок) и получил легкое ранение головы. Испугавшись, султан спешно покинул Валахию, оставив вместо себя Раду Красивого.

Точечные атаки на войско неприятеля, демонстративные расправы с пленными турками и тактика «выжженной земли» снискали Владу славу храброго и мудрого полководца. Но чудес не бывает - в 1462 году Дракула был вынужден отступить в союзную Венгрию, уступив Валахию своему «турецкому» брату Раду.

Тут Влада настигло предательство. Венгерский король Матиаш решил прикарманить деньги папы (40000 гульденов), выделенные на войну, и свалил вину за фронтовые неудачи на своего вассала. Он сфабриковал письма Дракулы к султану, где воевода якобы просил мира и предлагал помощь в войне с Венгрией.

Оригиналы писем были «утеряны», до нас дошли лишь копии на латыни, написанные в совершенно несвойственной Дракуле манере. Тогда же все летописи внезапно стали хором расписывать садистские замашки ветерана турецкой войны. В итоге он был осужден и помещен в темницу.

Влад провел там около 12 лет и вернул свободу, лишь женившись на двоюродной сестре Матиаша (некоторые историки считают, что королевне было негоже идти замуж за пленника, поэтому его освободили уже через 4 года после заточения) и приняв католичество. Последний факт вызвал ярость у православной церкви - именно поэтому русские хроники обличают Дракулу как «диавола» и «вероотступника».

Накопив силы, в 1475 году Влад отвоевал Валахию у брата, однако его позиции оставались очень слабыми. Подданные хорошо помнили, какими способами он восстанавливал порядок в стране. Когда турки предприняли очередную атаку, Дракула смог собрать лишь 4000 человек и, естественно, проиграл битву.

Существует несколько версий его смерти. По одной - его убили бояре, перешедшие на сторону султана. По другой, более распространенной, Дракула пал в бою с турками - причем воеводу заколол в спину один из его собственных солдат.

Кто прав?

Кто же на самом деле, этот Дракула - герой или тиран? Однозначного ответа дать невозможно, ведь он, если вдуматься, был и тем, и другим. Да, безусловно, Дракула правил железной рукой, всячески стараясь устрашить врагов. Ему была свойственна изощренная восточная жестокость, которой он насмотрелся смолоду «в гостях» у султана. Влад расправлялся с изменниками и захватчиками так, что даже кровожадным туркам становилось дурно. Это была его кровная месть за отца и брата.

Однако по меркам средневековья такое поведение вряд ли можно назвать из ряда вон выходящим. К примеру, двоюродный брат Влада, молдавский князь Штефан посадил на кол две тысячи человек - но при этом вошел в историю под прозвищами «Великий» и «Святой». Кошмарная репутация Дракулы как «средневекового Гитлера» - результат массового «черного пиара», устроенного его бесчисленными завистниками и недоброжелателями, желавшими опорочить Влада перед всем миром.

Ему приписывались немыслимые деяния и свирепые шутки. Он якобы приказывал расставлять колья (их высота зависела от ранга казненного - чем выше, тем знатнее) в своеобразный «лес» и пировал там, наслаждаясь стонами несчастных. Младенцев насаживали поверх матерей на один и тот же кол. Жертвам отрубали конечности, вбивали в голову гвозди, вырезали половые органы, снимали с них кожу и шпарили их кипятком.

Легенды говорят, что Дракула приказал положить золотой кубок у фонтана на главной площади Тырговиште, чтобы каждый мог пить из него. По закона княжества воровство наказывалось смертью, поэтому никто не осмеливался похитить эту драгоценность.

Когда из повозки у одного заморского купца украли 160 дукатов, Дракула приказал не только найти вора, но и тайком подложить купцу 161 дукат. На следующий день вор был пойман и посажен на кол, а купец обнаружил у себя лишнюю монету и честно сообщил об этом Владу. Тот объяснил торговцу, что это была проверка. Если бы купец утаил ее, то сел бы на кол рядом с вором.

Не менее известна и история с послами, отказавшимися снимать шляпы (тюрбаны) в присутствии Дракулы. Тот распорядился прибить их головные уборы к головам гвоздями. Встретив в поле крестьянина, одетого в короткий кафтан, Цепеш велел казнить его «ленивую» жену (несмотря на протесты мужчины), и назначил ему новую, приказав той как следует заботиться о супруге.

Однажды Дракула объявил, что в его государстве не должно быть бедных и голодных. Он пригласил всех нищих и калек на роскошный пир, а когда они наелись, поджег здание, где проходило торжество, исполнив свое обещание буквально.

Через одно место

Посажение на кол считается одним из самых мучительных видов казни. С виду все просто: человека «надевают» на вкопанный в землю и смазанный маслом кол через задний проход, либо (по слухам) влагалище или рот, причем делается это с таким расчетом, чтобы не повредить важнейшие внутренние органы, предотвратить массовую потерю крови и продлить агонию жертвы. Так, если человек протыкался «сзади», то кол слегка смещали в сторону, чтобы он вышел в районе правой ключицы и не задел сердце. Иногда колом пронзалась сразу грудная клетка. В этом случае смерть наступала мгновенно, так как целью казни было не причинение мучений, а выставление тела напоказ для устрашения.

В особо жестокой форме посажение проводилось так: «клиента» не протыкали колом сразу, а связывали и, оправдывая название этой процедуры, «сажали» его на длинный кол так, чтобы ноги не доставали до земли. Под давлением своего веса жертва постепенно нанизывалась все глубже и глубже. Это могло длиться часами, даже днями.

Первыми практиковать посажение на кол стали древние персы. Если верить Геродоту, царь Дарий I после захвата Вавилона казнил таким образом 3000 горожан. В Швеции 17 века похожим образом убивали повстанцев - втыкали острый кол между позвоночником и кожей (жертвы мучились от 4 до 5 дней). Турки времен Османской империи сажали на кол сербов, болгар и греков. Те, естественно, не оставались в долгу. Считается, что этим видом казни увлекался Иван Грозный.

* * *

Влад III был человеком своего времени. Обычный, ничем не выделяющийся феодал, о котором мы никогда бы не услышали - если бы не его «вампирская» карьера. Даже в ней много домыслов - к примеру, ходят слухи, что могила Дракулы в Снаговом монастыре оказалась пустой (оскверненной, заполненной ослиными костями). Что его обезглавили не зря - ведь в то время так расправлялись именно с вампирами. Иногда все представлялось наоборот - мол, Дракула сам боролся с вампирами и прочей нечистью, сажая ее, как и положено, на кол.

По прошествии стольких лет трудно отличить правду от лжи. Да и нужна ли она, эта правда? Ведь историческая ценность Дракулы состоит не в его истинном облике, а в том, каким мы его себе представляем сегодня. Спросите у любого - кто такой Дракула? - и поймете, что нам следует быть признательными тем, кто в древности сплел вокруг Влада Цепеша паутину оккультных мифов. Иначе сейчас мы имели бы дело с очередным безвестным князьком, а мир фантастики лишился бы самого известного на свете вампира.

Немногие имена ввергли больше страха в человеческое сердце, чем граф Дракула. Легендарный вампир Влад Цепеш, созданный автором Брэмом Стокером в его одноименном романе 1897 года, вдохновил бесчисленные фильмы ужасов, телевизионные шоу и другие кровопролитные рассказы о вампирах.

Содержание:

Хотя Дракула — чисто вымышленное творение, Стокер назвал его позорным персонажем настоящего человека, у которого был вкус к крови: Влад III, принц Валахии или, как он более известен, Влад Цепеш. Болезненное прозвище является свидетельством любимого способа ухода Валашского принца от врагов.

По словам историков, изучавших связь между вампирами Стокера и Владом III, с Дракулой нет ничего общего.

Граф Дракула: реальная история

По большому счету, Влад Цепеш (Влад III) родился в 1431 году в нынешней Трансильвании, центральном регионе современной Румынии. Однако связь между Владом Цепеш и Трансильванией неуклонно, по словам Флорина Керты, профессора средневековой истории и археологии в Университете Флориды.

«Дракула [Стокера] связана с Трансильванией, но реальный исторический Дракула — Влад III — никогда не владел ничем в Трансильвании», — сказала Керта в «Живой науке». Она добавила, что Бран-Касл, современная туристическая достопримечательность в Трансильвании, которая часто упоминается как замок Дракулы, никогда не была резиденцией принца-валлаши.

«Поскольку замок находится в горах в этом туманном районе, и он выглядит пугающим, это то, что можно было бы ожидать от замка Дракулы», — сказала Керта. «Но он [Влад III] и не жил там, он даже не ступал ногой туда».

Отец Влада III, Влад II, имел место жительства в Сигишоаре, Трансильвании, но не уверена, что там родился Влад III, по словам Керты. Также возможно, сказала она, что Влад Цепеш родился в Тырговиште, который в то время был королевским местом княжества Валахии, где его отец был «воеводой» или правителем.

Туристы могут посетить один замок, где Влад III, безусловно, провел время. Примерно в 12 лет Влад III и его брат были заключены в тюрьму в Турции. В 2014 году археологи обнаружили вероятное местоположение подземелья, согласно журналу Smithsonian. Токатский замок расположен на севере Турции. Это жуткое место с секретными туннелями и подземельями, которые в настоящее время находятся под реставрацией и открыты для публики.


На этой картине «Влад Цепеш и турецкие посланники» Теодора Амана (1831-1891) якобы изображает сцену, в которой Влад III

Орден Дракона

В 1431 году король Сигизмунд Венгрии, который позже стал императором Священной Римской империи, ввел старшего Влада в рыцарский орден, Орден Дракона. Это обозначение принесло Владу новую фамилию: Дракул. Имя произошло от старого румынского слова для дракона, «драко». Его сын, Влад III, позже будет известен как «сын Дракула» или, по-старому румынскому, Дракулеа, отсюда Дракула. В современном румынском слово «драк» относится к другому страшному существу — дьяволу, сказала Керта.

Согласно «Дракула: Чувство и ерунда» Элизабет Миллер, в 1890 году Стокер прочитал книгу о Валахии. Хотя он не упоминал Влада III, Стокер был поражен словом «Дракула». Он писал в своих заметках: «На валашском языке означает Дьявол». Поэтому вполне вероятно, что Стокер решил назвать своего героя Дракулой для дьявольских ассоциаций этого слова.

Теория о том, что Влад III и Дракула были одним и тем же человеком, были разработаны и популяризированы историками Раду Флореску и Раймондом Т. МакНалли в их книге 1972 года «В поисках Дракулы». По мнению The New York Times, хотя он и не был принят всеми историками, тезис занял общественное воображение.

Орден Дракона был посвящен единственной задаче: поражение турецкой или Османской империи. Расположенный между христианской Европой и мусульманскими землями Османской империи, княжеское княжество Валахии Влада II (и более позднего Влада III) часто являлось местом кровопролитных сражений, когда османские силы продвигались на запад в Европу, а христианские силы отражали захватчиков.

Годы плена

Когда Влада II вызвали на дипломатическую встречу в 1442 году с османским султаном Мурадом II, он привез своих молодых сыновей Влада III и Раду. Но встреча была на самом деле ловушкой: все трое были арестованы и были заложниками. Старший Влад был освобожден при условии, что он оставит своих сыновей.

«Султан держал Влада и его брата в качестве заложников, чтобы их отец, Влад II, ввел свои силы в продолжающейся войне между Турцией и Венгрией», — сказал Миллер, историк исследования и почетный профессор в Мемориальном университете Ньюфаундленда в Канаде.

Под османами Влад и его младший брат обучались науке, философии и искусству. Влад также стал квалифицированным всадником и воином, по словам Раду Флореску и Раймона МакНалли, бывших профессоров истории в Бостонском колледже, который написал несколько книг о Владе III, а также его предполагаемую связь с Дракулой Стокера — в 1970-х и 1980-х годах.

«К ним относились достаточно хорошо по нынешним стандартам того времени», — сказал Миллер. Тем не менее, [пленение] раздражало Влада, тогда как его брат вроде бы согласился и перешел на турецкую сторону. Но Влад держал вражду, и я думаю, что это был один из его мотивирующих факторов для борьбы с турками за то, что они держали его в плену».

Граф Влад Цепеш

Пока граф Влад Цепеш и Раду Цепеш были в османских руках, отец Влада боролся, чтобы сохранить свое место воеводы Валахии, драку, которую он в конце концов проиграет. В 1447 году Влад II был вытеснен в качестве правителя Валахии местными дворянами (боярами) и был убит на болотах вблизи Бэлтени, на полпути между Тарговиште и Бухарестом в современной Румынии. Старший сводный брат Влада, Мирча, был убит вместе с отцом.

Вскоре после этих мучительных событий, в 1448 году, граф Влад предпринял кампанию по восстановлению места отца от нового правителя Владислава II. По словам Керты, его первая попытка престола опиралась на военную поддержку османских правителей городов вдоль реки Дунай на севере Болгарии. Влад также воспользовался тем, что Владислав в то время отсутствовал, отправившись на Балканы, чтобы сражаться с османами для губернатора Венгрии в то время Джона Хуньяди.

Влад отыграл место отца, но его время как правителя Валахии было недолгим. По словам Керты, он был свергнут всего через два месяца, когда Владислав II вернулся и забрал трон Валахии с помощью Хуньяди.

Мало что известно о местонахождении Влада III между 1448 и 1456 годами. Но известно, что он перешел на сторону Османско-Венгерского конфликта, отказавшись от своих связей с османскими правителями городов Дуная и получив военную поддержку от короля Венгрии Вадислава V, которому не понравился соперник Влада — Владислав II из Валахии — по словам Керты.

Политическая и военная политика Влада III действительно вышла на первый план среди падения Константинополя в 1453 году. После осени османы были в состоянии вторгнуться во всю Европу. Влад, который уже укрепил свою антиосманскую позицию, был провозглашен воеводом Валахии в 1456 году. Одним из его первых дел в своей новой роли было прекратить ежегодную дань уважения османскому султану — мера, которая ранее обеспечивала мир между Валахией и Османами.


Гравюра на дереве из брошюры 1499 года изображен Влад III, который обедает среди пронзенных трупов своих жертв

Чтобы укрепить свою власть как правителя, Владу Цепеш пришлось подавить непрекращающиеся конфликты, которые исторически произошли между боярами Валахии. Согласно легендам, которые распространялись после его смерти, Влад пригласил сотни этих бояр на банкет и, зная, что они бросят вызов его авторитету, заставил гостей их заколоть, и все еще дергающиеся тела пронзили шипы.

Это всего лишь одно из многих ужасных событий, которое заработал Влад Цепеш своим посмертным прозвищем Дракулой. По словам Миллера, эта история — и другие подобные ей — запечатлены в печатных материалах со времени правления Влада III.

«В 1460-х и 1470-х годах, сразу после изобретения печатного станка, многие из этих рассказов о Владе циркулировали в устной форме, а затем они были собраны разными людьми в памфлетах и ​​напечатаны», — сказал Миллер.

Миллер добавил, что эти истории не полностью верны или значительно украшены. В конце концов, многие из тех, кто печатал брошюры, были враждебны Владу III. Но некоторые из памфлетов того времени рассказывают почти то же самое ужасное известие о Владе, заставляя Миллера поверить, что сказки хотя бы частично исторически точны. Некоторые из этих легенд были также собраны и опубликованы в книге «Сказка о Дракуле» в 1490 году монахом, который представил Влада III как жестокого, но справедливого правителя.

Победа Влада Цепеш над оккупантами Османской империи отмечались во всей Валахии, Трансильвании и остальной Европе — даже папа Пий II был впечатлен.

«Причина, по которой он является позитивным персонажем в Румынии, состоит в том, что он, как считается, был справедливым, хотя и очень суровым правителем», — сказала Керта.

Смерть Влада

Вскоре после освобождения Османских военнопленных в августе 1462 года Влад был вынужден бежать в Венгрию, не сумев победить своего гораздо более могущественного противника Мехмета II. Влад был заключен в тюрьму в течение ряда лет во время его изгнания, хотя в это же время он женился и имел двоих детей.

Младший брат Влада, Раду, который встал на сторону османов в ходе продолжающихся военных кампаний, взял на себя управление Валахией после заключения брата. Но после смерти Раду в 1475 году местные бояре, а также правители нескольких близлежащих княжеств высказались за возвращение Влада к власти.

В 1476 году, при поддержке воеводы Молдавии, Стефана III Великого (1457-1504), Влад предпринял последнее усилие, чтобы восстановить свое место в качестве правителя Валахии. Он успешно украл трон, но его триумф был недолгим. Позже в том же году, пройдя еще одну битву с османами, Влад и небольшой авангард солдат были в засаде, и Влад был убит.

Существует много споров по поводу расположения могилы Влада III. Говорят, что он был похоронен в монастырской церкви в Снагове, на северном краю современного города Бухарест, в соответствии с традициями своего времени. Но в последнее время историки поставили под сомнение, действительно ли Влад может быть похоронен в монастыре Комана, между Бухарестом и Дунаем, который близок к предполагаемому местоположению битвы, в которой был убит Влад, по словам Керты.

Одно можно сказать наверняка: в отличие от Графа Дракулы Стокера, Влад III определенно умер. Только мучительные рассказы о его годах как правителя Валахии продолжают преследовать современный мир.

Влад Дракула и Катарина. Любовь в тени истории.

Знаменитые исторические фигуры! И все таки люди! Мужчины и женщины со всеми присущими человечеству слабостями и каждому из них время выделяет свое место в истории.
Начинаем цикл репортажей о господаре Дракуле...

Цикл первый: Любовь..

« Любовь- это не то о чем ты говоришь
Любовь не то, во что ты веришь.
Любовь – дочь ада.»
Текст песни, Мюзикл Дракула – Любовь Дракулы

Декабрь 1455, приближается Рождество, а красавица Катарина тянет большие сани наполненные солдатской провизией на холм по высокому снегу, к самой высокой точке Короны* к Бастиону Ткачей. Малыши, ее младшие братья и сестры подталкивают сани, а Катарина тащит, тащит. Увидел все эти мучения молодой красавицы Влад Дракула и бросился на помощь на глазах у своих друзей. Удивились солдаты его прыти, переглянусь, уж больно не похоже на Дракулу. Так началась одна из историй любви нашего героя...


Тогда Катарине было 17, а Дракуле 24. Он был молод, высокий, худощавый, невероятно привлекательный, с черными как смоль усами и шевелюрой. Его глаза смотрели напряженно и властно. В его взгляде было выражение мгновенного, глубокого и явного интереса. Незнакомец поклонился и продолжал пристально смотреть обворожительным взглядом, находясь во власти неожиданных чувств. Катарина понимала, что единственно правильным будет молча поклониться и отправиться по своим делам, но все пошло по другому сценарию. Возможно именно так мог начинаться один из романов, но это была истинная история со взлетами и падениями, страданиями и страхами. Влад Третий полюбил это юное создание с первого взгляда и пустил в ход все известные ему стратегии чтобы завоевать. Он был готов на борьбу за нее. Ледяное сердце молодого Влада растопила юная саксонская девушка. « Увидев ее Дракула потерял голову и напрочь забыл о всех своих прежних увлечениях» B. Krauser.

Согласно историческим документам найденным Berta Krauser историком из Брашова « Катарина родилась в 29 апреля 1438. Ее отец Tomas Siegel был старостой гильдии ткачей из Sellegrasse – сегодня ул. Кастелулуй, Брашов. Мать, Сусанна (Susanna) в девичестве Fronius была из среднего сословия. Когда Катарина была еще маленькой, дом отца сгорел и оставшиеся без крыши над головой обедневшие родители отправляют девочку в 1450 в монастырь францисканцев в Mahlrsdorf (Германия). Шло время, стали появляться претенденты на руку Катарины и отец через 5 лет возвращает ее домой.

Это был год, когда девушке исполнилось 17 лет. Дом где жила семья Катарины стоит по сегодняшний день (дом Tartler), некогда Белая улица. «Хороша была Катарина, светлые волосы заплетенные в длинные косы, яркие голубые глаза, все выдавало в ней саксонское происхождение. Женихи сватались к ней не только из Трансильвании и страны Бырсей, но и из Фландрии» B. Krauser

Влюбленный в Катарину Дракула часто прохаживался мимо дома Tartler, в партере которого находилась ткацкая мастерская где проводила за работой дни напролет Катарина. Там же на Белой улице происходят и его первые приступы ревности. В один из вечеров в поисках своей возлюбленной Дракула не застает ее дома. Решает подождать в одном из темных местечек... через некоторое время в сопровождении двоюродных сестер появилась долгожданная Катарина, ожидавшая второго ребенка от великого воеводы. Цепеш в бешенстве... он хватает, целует ее, девушка от страха вырывается, кричит. Все это происходит на глазах проходившего священника, бросившегося на помощь. Говорят Дракула зарубил его на месте (легенда). Это была одна из вспышек ярости, которая завершилась кровопролитием. На следующий день, а происходили события в апреле 1459, Влад Цепеш насаживает на колья группу торговцев из крепости Корона, обвиняя их в интригах. Во время этой ужасной казни до Цепеша долетает слух, который взбесил его окончательно: мол жены торговцев учинили расправу в семье Siegel, избили беременную Катарину, привязали ее к Позорному столбу на главной площади (сегодня Piata Sfatului, Брашов), потеряла Катарина и роскошные косы, которые он так любил. Хоть и припугнул Дракула местных жителей, что сожжет весь город если еще хоть раз кто-то поднимет руку на семью его возлюбленной, но чтобы спасти Катарину отпускает часть торговцев не дождавшихся своего кола.

Легенда гласит, что одна из кос была спасена и Дракула хранил ее на подушечке в шкафу как реликвию. Однажды жена Дракулы заглянула в шкаф, чем очень сильно разозлила своего мужа за что жестоко была наказана. Влад Цепеш хотел взять Катарину в жены, но законы религии не позволяли. Два письма были отправлены Папе Пию Второму (Pius второй) с просьбой о индульгенции на расторжение брака с первой женой Анастасией Holszanska, внучкой польского короля, но тщетно.

Местные легенды повествуют, что в 1462, жена Дракулы Анастасия покончила с собой, сбросилась с высокой крепостной башни в реку. Вот она, долгожданная свобода, теперь нет преград для свадьбы с Катариной, от которой уже 3 детей: Владислав « Laszlo» , Катерина и Кристиан. Но кровавому правлению Дракулы приближается конец, заточение в Буде, где Матей Корвин обяжет после освобождения женится на своей родственнице Елизабете Корвин Хуняди, по утверждению историка Krauser (по другим источникам - Илона Нелипик) . Итак Цепеш должен официально отказаться от своей Катарины, которая оставалась рядом и после потери трона. Во время заключения Дракулы родились еще двое детей Hanna и Sigismund . Дракула заботился о своих потомках, завещал им дома и земли, тому свидетельствуют земельные книги от 1850 семейств Draguly, Laszlo или Siegel.

Смерть воеводы в декабре 1476 или январе 1477 положила конец его правлению и любви между ним и Катариной. Красавица крепости Корона, в возрасте 39 лет вернулась в монастырь. После 22 лет любви остался в Брашове дом, где сегодня расположился детский садик....



« … Любовь не знает убыли и тлена.
Любовь – над бурей пднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане…»
У. Шекспир

Корона* - первое название города Брашов.

1235 впервые документально упоминается город Corona в каталоге Ninivensis о существовании женского монастыря ордена премонстрантов (католический монашеский орден основанный в 1120): « claustrum sororum in Corona, diocesis Cumaniae»

P.S. Психологи анализируя выходки Дракулы пришли к выводу, что это было не здоровое чувство к Катарине. Любовь к ней была поистине патологической, она провоцировала приступы ярости, агрессии, безудержного гнева. В эти моменты он крушил и уничтожал все что попадалось под руку. Есть утверждения, что именно события в Брашове привели к созданию саксонцами образа кровожадного воеводы.

Влад Дракула был женат три раза, на княжне Батори из богатого трансильванского сословия, Jusztina Szilagyi и на племяннице Матияша Корвина Илоне Нелипник. В браках было рождено 5 детей, но были и внебрачные... Среди любимых женщин Дракулы: Урсула из Шоссбурга/ Сигишоара, Эрика из Быстрицы и Лиза из Hermannstadt / Сибиу. Всем своим возлюбленным Влад в последствии подобрал женихов, но только не Катарине. Этого он себе позволить не мог...

Ваш гид по Румынии, Ирина Чобану.