До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ - это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент - недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

опорно-двигательного аппарата,

интеллекта,

психических функций.

К этой категории относят детей с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками: гиперактивность;

повышенная тревожность;

быстрая утомляемость;

нарушения навыков самообслуживания;

социальная дезадаптация,

трудности при установлении эмоциональных контактов;

склонность ребенка к однообразным действиям - моторным, речевым и пр.

Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее.

Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид».

В чем разница?

«Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма: психические процессы - нарушение памяти,

внимания,

мышления,

сенсорные функции - нарушения слуха,

осязания,

обоняния;

функции обмена веществ,

кровообращения,

выделения,

внутренней секреции,

пищеварения;

статодинамическая функция.

Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования: с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов; с отклонениями в развитии - имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше; со значительными нарушениями в развитии. Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития : слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

зрения (слепые, слабовидящие);

речи в разной степени; интеллекта;

психоречевого развития;

опорно-двигательного аппарата;

эмоционально-волевой сферы.

В отдельную категорию выделяют детей с ОВЗ в детском саду с множественными нарушениями, сочетающими два и более ограничения по здоровью. Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации. Первая степень - развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.

Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.

Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.

Четвертая степень - нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения : слуха, речи, зрения; задержка психического развития; психического состояния; опорно-двигательного аппарата; педагогическая запущенность; психопатоподобное поведение; тяжелые формы аллергии; частые общие заболевания. Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей. Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся.

Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ. В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти.

Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными.

Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни.

Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности: отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы; не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения; родители могут быть против включения в группу особенных детей; зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям. ПМПК может рекомендовать определение ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Рассмотрим их более подробно.

Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх.

Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого.

Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ.

Методики обучения должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств. Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как: физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);

социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);

художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя - выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей.

Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю.

Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

Педагог-психолог : организация взаимодействия педагогов;

психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми; коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;

разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;

повышение уровня психологической компетентности воспитателей;

Учитель-дефектолог :диагностика уровня познавательной сферы; коррекция когнитивных функций мышления и психических процессов;

составление фронтальных и индивидуальных планов занятий;

проведение фронтальных и индивидуальных занятий; консультирование педагогов.

консультации родителей.

Учитель-логопед : диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;

составление индивидуальных планов занятий; проведение индивидуальных занятий; консультирование педагогов и родителей. Музыкальный руководитель : эстетическое и музыкальное воспитание детей;

подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей; использование элементов музыкотерапии.

Инструктор по физкультуре : проведение мероприятий по укреплению здоровья детей; улучшение психомоторных способности воспитанников.

Воспитатель : проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы; развитие моторики; прививание культурно-гигиенических навыков; организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога; создание благоприятного микроклимата в группе; консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.

Медперсонал : проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий; осмотры детей; контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм. Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка.

Собранная информация систематизируется и под руководством ПМПк разрабатываются индивидуальные карты развития.

ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения

Йошкар-Ола

Составители: И. Э. Широкова – заместитель директора ЦППРК ПС ПДПС по диагностической работе ; Е. М. Бешкарева - учитель-логопед РПМПК; Е. В. Репина - учитель-дефектолог РПМПК; А. И. Середкина – педагог-психолог РПМПК.

Рецензент: И. Б. Козина – зав. кафедрой специальной педагогики и психологии МарГУ, кандидат педагогических наук, доцент.

Министерство образования Республики Марий Эл, ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения

Йошкар-Ола, 2011

Введение. 4

Условия организации интегрированного обучения

и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ. 6

Модели интегрированного воспитания

и обучения детей дошкольного возраста в ДОУ. 8

Этапы сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа. 10

и специалистов ДОУ в процессе комплексного сопровождения. 17

воспитанников с ОВЗ.

Введение

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах России. Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях перехода к процессам интеграции в образовании.

В нашей стране в 1970-1980 годы начали отрабатываться модели помощи лицам с ОВЗ, в первую очередь такая помощь предлагалась детям с нарушениями слуха и зрения. Однако если ранее в коллектив детей с нормативным темпом развития интегрировались, как правило, дети с нарушениями сенсомоторных функций (позднооглохшие, глухие или слабослышащие, слепые или слабовидящие, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, не имевшие выраженного снижения интеллектуальных способностей), то в последние годы возникли реально действующие модели интеграции детей с интеллектуальной недостаточностью и со сложной структурой дефекта (дети с тяжелыми множественными нарушениями).

Однако, проблема интегрированного воспитания и обучения в нашей республике до сих пор не решена. В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности системы образования. В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения.

Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.

Наиболее адекватные условия для осуществления процессов интеграции дошкольников с ОВЗ могут быть созданы в ДОУ комбинированного вида, в которых предусмотрены функционирование компенсирующих групп, кадровое, программно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Приоритетными направлениями этого процесса являются:

1) своевременное выявление недостатков в развитии детей;

2) организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии с целью предотвращения формирования вторичных отклонений;

3)подготовка ребёнка с ОВЗ к обучению в общеобразовательной школе.

Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые задачи:

1) расширение охвата детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью;

2) максимальное приближение необходимой помощи к месту жительства ребёнка, что позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для их проживания и воспитания в семье;

3) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;

4) подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение может организовать интегрированное воспитание и обучение детей даже в небольшом населённом пункте. Однако для оказания эффективной помощи нуждающимся детям, в детском саду должны быть созданы соответствующие условия.

Условия организации интегрированного обучения

и воспитания детей с ОВЗ в ДОУ.

Организуя процесс интегрированного обучения и воспитания детей с ОВЗ, в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определённые условия. Только их совокупность обеспечит полноценную , грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

Создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность организации пребывания и обучения детей в образовательном учреждении предусмотрено статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В целях обеспечения освоения детьми с ОВЗ в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их психического и физического развития, целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений дополнительные ставки педагогических (учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов) и медицинских работников.

Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей, со всеми участниками образовательного процесса. Особенно с детьми и родителями.

Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения. В том числе, образовательные учреждения должны быть лицензированы на осуществление в ДОУ конкретных специальных (коррекционных) программ.

Актуальным является вопрос финансового обеспечения. Органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (в соответствии с «Рекомендациями по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ» Минобразования РФ от 18.04.2008).

При создании в образовательном учреждении общего типа условий для обучения детей с ОВЗ финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения, соответствующего типа и вида (письмо Минобрнауки России от 13.09.2006 №АФ-213/03).

Необходимо учесть и разработать меры материального стимулирования деятельности педагогов и специалистов образовательных учреждений.

Модели интегрированного воспитания

и обучения детей дошкольного возраста в ДОУ

Наиболее эффективными моделями интеграции являются интернальная (внутри системы специального образования) и экстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования).

При интернальной интеграции совместное обучение возможно для детей с нарушением слуха и с нарушением интеллекта или для слепых детей и их сверстников с нарушением интеллекта. Экстернальная модель интеграции была апробирована при совместном обучении детей с нормальным психофизическим развитием и с задержкой психического развития, а также при обучении в одном классе обычных детей и их слабовидящих или слабослышащих сверстников.

Внутри этих моделей выделяют формы интегрированного обучения детей с ОВЗ:

1) комбинированное, когда ребенок с отклонениями в развитии способен находиться в группе здоровых детей, получая при этом систематическую помощь со стороны учителя-дефектолога, логопеда, психолога;

2) частичное, когда дети с отклонениями в развитии не способны на равных условиях со здоровыми сверстниками овладевать образовательной программой; в этом случае первую половину дня они проводят в специальной группе, а вторую часть дня – в массовой группе, присутствуя на мероприятиях воспитательного характера;

3) временное, когда дети, воспитывающиеся в специализированной группе ДОУ и дети массовых групп объединяются не реже двух раз в месяц для совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных мероприятий воспитательного значения;

4) полное, когда 1–2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада (дети с ринолалией, слабовидящие, слабослышащие); эти дети по уровню психофизического, речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному обучению со здоровыми сверстниками; коррекционную помощь они получают по месту обучения или ее оказывают родители под контролем специалистов.

Модели интеграции детей в дошкольном возрасте. Интегрированное обучение должно иметь свою специфику в зависимости от возрастных особенностей детей и уровня их развития:

1. Ранний возраст. Интеграция выступает в качестве определенной формы образовательно-воспитательной и медико-социальной помощи для всех детей раннего возраста, поскольку стимулирующую и развивающую помощь должен получить каждый ребенок. На развитие здорового ребенка ранняя психолого-педагогическая помощь окажет стимулирующее воздействие и для ребенка с проблемами в развитии она поможет заложить основы реабилитационного процесса.

2. Дошкольный возраст. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Эти способы чрезвычайно специфичны для детей со сложной структурой нарушения и с умственной недостаточностью. В настоящее время необходимо создавать дифференцированные условия обучения в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида, а также проводить совместные прогулки и праздники детей с умственной недостаточностью (выраженной задержкой психоречевого развития) и их сверстников нормального уровня развития. Группы интегрированного обучения уже созданы в центрах психолого-педагогической реабилитации и коррекции (например, в Йошкар-Оле, в Волжске), где в группе из 10–12 детей одновременно работают 3–4 специалиста коррекционного профиля, реализующих во время занятий индивидуально-дифференцированный подход к детям с разным уровнем психофизического развития.

Этапы сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа.

Педагогическая диагностика является первым этапом по осуществлению сопровождения в воспитательно-образовательном процессе. Целью педагогической диагностики является раннее выявление детей с ОВЗ.

Второй этап - коллегиальное обсуждение на консилиуме проблем ребёнка: определение направлений коррекционной помощи ребёнку и отражение их в индивидуальной программе сопровождения(составляется на 1-3 месяца).

Развитие ребенка с ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).

Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей обучающихся в условиях специальных (коррекционных) учреждениях, а так же детей, воспитывающихся в общеобразовательных учреждениях (ДОУ и СОШ) должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития , состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка должна решать задачи следующего характера:


  • психолого-педагогического и медико-социального сопровождения воспитанников (обучающихся);

  • адаптации ребенка к новым условиям обучения;

  • профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии; предупреждения социальной дезадаптации, поведенческих нарушений и др.;

  • коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы :

  • изучение документов, личных дел;

  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;

  • изучение социума (соц.окружения) ребенка;

  • диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка :

  1. Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

  2. Цель диагностического этапа : - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

  3. Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

  4. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Стратегия построения индивидуальной программы сопровождения ребенка:

  1. Выявление актуальных проблем ребенка.

  2. Разработка путей поддержки и коррекции.

  3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и др.).

  4. Реализация намеченной программы.
Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения (так же, на заседании ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно реализовать программное содержание.

Индивидуальная программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения включает следующие блоки:

Психологическое сопровождение

Логопедическое сопровождение

Педагогическое сопровождение

Социально-правовое сопровождение

Лечебно-оздоровительное

Также воспитательное сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и правового поведения.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в общественных местах.

Индивидуальная адаптационная программа

Индивидуальная адаптационная программа необходима вновь прибывшим в образовательное учреждение детям. Поэтому в течение первых полутора-двух месяцев с этими детьми должны проводиться занятия , направленные в первую очередь на установление эмоционального контакта со взрослым.

Индивидуальная адаптационная программа необходима также детям, поступающим в детский сад. Детям трудно переносить разлуку, они могут отказываться от контактов со взрослыми и детьми.

В этом случае целью адаптационной программы будет создание психолого-педагогических условий для подготовки ребенка к общению, установление доверительной связи между взрослым и ребенком, поддержание радостного настроения, удовлетворение потребности ребенка в безопасности, любви и доброжелательном внимании.

Только тогда, когда между взрослым и ребенком установятся доверительные отношения, можно приступить к коррекционно-развивающим занятиям.

Индивидуальная профилактическая программа и направлена на предупреждение развития у ребенка негативных привычек, нежелательного поведения, нервно-психического утомления, срывов и т.д. В ней предусматривается формирование и выработка позитивного поведения, положительных привычек.

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Примерное содержание индивидуальной адаптационной программы (направления и формы работы):


  1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

    • нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

    • стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с воспитателями;

    • знакомство с обстановкой группы;

    • знакомство с воспитателями, работающими в группе;

    • вовлечение ребенка в самую простую и доступную игру; привлечение внимания ребенка к интересным и красочным пособиям, игрушкам; стимулирование желания поиграть вместе со взрослым;

    • установление доверительных отношений со взрослыми, в результате чего должна сформироваться заместительная привязанность;

    • вовлечение ребенка в игровую ситуацию с участием других воспитанников в целях нормализации эмоционального поведения и развития первых контактов между детьми.

  2. Укрепление нервной системы

    • Наблюдение у психиатра, совместный осмотр психолога и психиатра (2 раза в год.).

    • Совместный контроль и наблюдение психолога, врача и воспитателя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.

    • Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).

    • Осуществление комплексного подхода в укреплении нервной системы (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).


  3. Укрепление эмоционально - личностной сферы

    • Оздоровительный психофизический тренинг (1 мес.).

    • Диагностика эмоционально- личностной сферы (2 раза в год).

    • Овладение навыками самоконтроля.

    • Система групповых и индивидуальных занятий.

  4. Развитие познавательной сферы :

    • Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные тренировки).

    • Диагностика познавательной сферы (2 раза в год).

  5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:

    • Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).

    • Индивидуальные беседы воспитателя, психолога, социального педагога.

    • Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.

    • Тренинг коммуникативного общения (4мес.).
6.Прогноз развития.

Составление индивидуальной программы развития (адаптационной, профилактической или коррекционно-развивающей) поможет дефектологу и воспитателю максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалистов от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время. Индивидуальная программа ребенка составляется сроком на 1-3 месяца. Далее ее содержание дополняется или изменяется.
Индивидуальная программа должна быть записана в истории развития ребенка после записи результатов его обследования и заключения дефектолога. Новое содержание программы или все последующие дополнения и изменения должны быть также зафиксированы в истории развития ребенка.

Содержание каждой программы должно быть предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ и воспитателей группы. Процесс разработки индивидуальной программы открывает большие возможности для творческого поиска педагога. Ни одно методическое пособие не может точно учесть все потребности конкретного ребенка. При составлении индивидуальной программы необходимо решить следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие - на занятиях воспитателей группы; как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития. Следует помнить, что хорошо построенная и тщательно выполненная программа поможет ребёнку с отставанием в развитии продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без коррекционной помощи.

Следующим этапом сопровождения в воспитательно-образовательном процессе является повторный консилиум , на котором обсуждается динамика развития ребёнка (положительная, волнообразная, незначительная, отрицательна и т.п.). Если возникают затруднения в осуществления в работе с ребёнком, то следует направить его на ПМПК для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

После этого участники ПМП-консилиума в ДОУ согласуют деятельность по сопровождению ребенка с учетом рекомендаций ПМП-комиссии.

и специалистов смешанной группы

Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его дея­тельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:

Планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную инте­грацию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

Консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

Координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (му­зыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.);

Ведет необходимую документацию.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитан­никами, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными заня­тиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:

Планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

Планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

Соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии)

Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические рекомендации, а логопед – советы воспитателя);

Консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:

Психологическое обследование воспитанников;

Участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

Проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;

Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;

Проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;

Осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;

Консультирование персонала группы;

Заполнение отчетной документации.

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе являются:

Взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках развлечениях, утренниках и т.д.;

Проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);

Консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

Ведение соответствующей документации.

Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:

Проведение (в том числе совместно с другими специалистами) индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;

Планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;

Оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

Регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников ;

Ведение необходимой документации.

Деятельность социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:

Осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;

Участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;

Консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;

Изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;

Взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной зашиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;

Осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;

Выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

Ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.

В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.

I. Документация учителя-дефектолога (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога)

1. Личное дело каждого воспитанника.

2. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).

3. Планы (перспективные; календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).

4. Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).

5. Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.

В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.

2. Документация воспитателей

1. План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.

2. Планы (перспективные и календарные фронтальных занятий).

3. Тетрадь передачи детей.

4. Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.

5. Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).

В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.

Можно сделать вывод о том что, организация интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях, на современном этапе развития общего и специального образования, является новым и, как показывает практика, сложным направлением. Дошкольные образовательные учреждения нуждаются в информационной, кадровой, финансовой поддержке и помощи. Ее могут оказать органы местного самоуправления (администрация района, отдел образования, службы социальной защиты населения), а также психолого-медико-педагогические комиссии, оказывающие консультативную помощь педагогам, родителям по вопросам определения форм, методов путей обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Приложение

Программы и учебно-методические комплекты (УМК)

для детей с недостатками речи.


  1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.
Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе.

Задачи программы: 1) помочь детям в овладении фонетической системой языка; 2) подготовить к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоении некоторых элементов грамоты.


  1. Программа обучения правильной речи заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Составитель С. А. Миронова.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, страдающих заиканием при нормальном общем развитии речи, составлена на основе «Программы воспитания в детском саду» (под редакцией М.А. Васильевой. М.,1978)

Коррекционные задачи: 1) воспитывать общее и речевое поведение детей; 2) развивать психофизиологические процессы и формировать навыки пользования самостоятельной речью без заикания.

Общеобразовательные задачи: 1) расширять и углублять знания детей об окружающей жизни и природе; 2) обучать рассказыванию и развитию элементарных математических представлений; 3) обучать навыкам изображения простых и более сложных предметов и передачи сюжетов (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

В приложения включены примерныеконспекты занятий, иллюстрирующие работу логопеда на 1-3 этапах коррекционной работы.


  1. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (для старшей группы). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа предназначена для работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях старшей группы ДОУ (5-6 лет).

Цели: 1) формировать у детей полноценную фонетическую систему языка; 2) развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения в различных речевых ситуациях; 3) обучать изменению просодических характеристик высказывания в зависимости от речевых намерений.

Программа сопровождается методическими рекомендациями , в которых даётся характеристика недостатков в развитии фонематического слуха и звукопроизношения детей, раскрываются методы и приёмы их исправления, а также обосновываются принципы формирования стороны речи у детей с ФФН и описываются особенности взаимодействия логопеда и воспитателя.


  1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Программа предназначена для обучения и воспитания детей с 2-3 уровнем речевого развития 6-го года жизни с нормальным слухом и интеллектом

Цель : устранить речевой дефект детей и предупредить возможные трудности в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием.

Задачи: 1) помочь детям в практическом усвоении лексических и грамматических средств языка; 2) формировать правильное произношение; 3) готовить к обучению грамоте, помочь овладеть её элементами; 4) развивать навыки связной речи.


  1. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 1,2. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина.
Цель: продолжать развитие связной речи детей (монологической и диалогической) на основе уточнения и расширения словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи, практического овладения сложными формами словоизменения и способами словообразования.

  1. Учим говорить правильно (учебно-методический комплект). Автор Т. А. Ткаченко.
Учебно-методический комплект адресован логопедам, воспитателям и методистам ДОУ, детских садов, поликлиник, санаториев, а также родителям детей, имеющих речевое недоразвитие. Вошедший в комплект оригинальный практический и наглядный материал – результат 30-летней работы с дошкольниками, имеющими тяжёлые речевые нарушения.

Цели : 1) проводить коррекцию общего недоразвития речи у детей 5-6 лет; 2) готовить их к школе.

Задачи: 1) выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности; 2) устранить фонетико-фонематическую недостаточность; 3) сформировать навыки звукового анализа, а затем и послогового чтения; 4) развить связную речь; 5) предупредить нарушения письма и чтения, вероятность проявления которых особенно велика у детей данной категории.

Представленная в учебно-методическом комплекте система коррекционно-развивающей деятельности педагогов (логопеда и воспитателей) включает психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР 5-6 лет, рекомендации по планированию работы воспитателя и логопеда в старшей и подготовительной группах, примерные конспекты занятий, другие методические и наглядные материалы.


  1. Проект программы логопедической работы с детьми средней группы (со 2 уровнем речевого развития при ОНР). Устранение общего недоразвития речи у дошкольников (практическое пособие). Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Задачи: 1) развитие понимания речи; 2) развитие словарного запаса; 3) формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов; 4) развитие фонематического слуха; 5) развитие звукопроизношения и формирования слоговой структуры.

  1. Программа логопедической работы в ДОУ. Авторы: Л. В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи 1-3 (по Р.Е.Левиной) и 4 уровня (по Т.Б. Филичевой). В соответствии с авторским замыслом вся логопедическая работа в ДОУ может быть представлена как логическая и преемственная смена ступеней воспитания и обучения дошкольников с ОНР со свойственными каждой из них задачами и содержанием работы. В рамках каждой ступени выделены задачи и содержание подготовительного и основного этапов коррекционного обучения. Ступени воспитания и обучения соответствуют уровням речевого развития и возрасту детей (младший, средний, старший дошкольный возраст).

  1. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. Автор Н. В. Нищева
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет) с 1-2 уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

Цель: выстраивать систему коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе, предусматривающую полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

Задачи: 1) осуществлять языковое и познавательное развитие; 2) формировать

художественно- творческие и музыкальные навыки; 3) укреплять физическое

здоровье.

Разделы программы: речевое развитие, познавательное развитие, креативное

развитие, физическое здоровье и развитие, нравственное воспитание,

трудовое воспитание.

В методический комплект к программе входит пособие для специалистов

ДОУ, рабочие тетради для детей, комплекты дидактических игр , тетрадь с


  1. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет). Автор Н. В.

Программа рассчитана на пребывание ребёнка с общим недоразвитием речи в

логопедической группе ДОУ с 4-летнего возраста.

Цель: построить систему коррекционно - развивающей работы в

логопедических группах для детей с ОНР -1-3 уровня речевого развития (по

Р.Е.Левиной), 4 уровня - (по Т.Б. Филичевой) в возрасте 4-7 лет,

предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий

всех специалистов дошкольного образования и родителей дошкольников.

Учебно-методическое обеспечение Программы составляют: методические

занятий, речевые карты, комплекты рабочих тетрадей, настольно-печатные

игры и пособия для детей.
11.Речецветик (парциальная программа комплексного развития

коммуникативно-познавательных речевых способностей дошкольника). Автор

Г. А. Ванюхина.

Программа предназначена для детей в возрасте от 0 до 7 лет разного уровня

развития (одарённых, со средними способностями, с речевыми и

психологическими нарушениями) и может использоваться: в ДОУ

общеразвивающего вида; в группах для детей с недостатками речи (ФФН,

ОНР 2-3 уровня), с задержкой психического развития.

Программа направлена на комплексное развитие у дошкольников

разносторонних познавательных способностей, на совершенствование умений

получать и передавать информацию посредством действия, мышления и речи.

Цель: формировать и гармонизировать энергоинформационное пространство

личности средствами природосообразного развития коммуникативно-

познавательных речевых способностей детей.

Учебно-методическое обеспечение программы составляют: базовое пособие

« Речецветик» (8 книг на 2 года обучения), книги-практикумы серии

« Помощники «Речецветика», развёрнутое тематическое и календарное

планирование, наглядно-практический и учебно-методический материал,

методические брошюры.
Программы ранней помощи детям с отклонениями в развитии.


  1. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Авторы М. Питерси, Р. Трилар, Э. Бра

  2. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Авторы Нэнси М. Джонсон-Мартин, Кеннет Г. Дженс.

  3. Ступеньки: Комплексная коррекционно-разивающая программа для детей раннего и младшего возраста. Авторы О. Ю Кравец, И. А. Рыбкина.

Программы и УМК для детей

с задержкой психологического (психического) развития


        1. Ступеньки развития (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно-методический материал) Автор Н.Ю.Борякова

        2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития (программы и методические материалы). Авторы: С.Г.Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М.Капустина, И.Н.Волкова

        3. Готовимся к школе: программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР (учебно-методический комплект). Авторы: Т.К.Белова, Р.В.Былич, И.Н.Волкова, И.А.Кузнецова, Г.Н.Максимова Научный редактор С.Г.Шевченко

        4. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Авторы: Г.А.Кузнецова, В.В.Колесникова, С.М.Тарамышева и другие. Научный редактор Т.Г.Неретина

        5. Играя – развиваем (программа и методические рекомендации для педагогов по формированию игровой и мыслительной деятельности у детей со специальными потребностями) Авторы: Т.Н.Бабич, С.М.Елинова, В.А.Кузнецова, Л.Э.Калмыкова, Е.Л.Кириллова Научный редактор Л.Ф.Павленко

Программы и учебно-методические комплекты

для детей с интеллектуальной недостаточностью


  1. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста Авторы: О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова

  2. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Авторы: Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д.Соколова

  3. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Авторы: Е.А.Екжанова, Е.Н.Стребелева

  4. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью Авторы: Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, Г.В.Цикото, А.А.Ерёмина, Н.Б.Жарова Научный редактор Н.Ф.Дементьева

Литература.

Бейсова, В.Е.Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В.Е.Бейсова. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008,176 с.

Вебер, Н.П. Работа по индивидуальным программам развития как одно из направлений деятельности с одарёнными детьми /Н.П.Вебер. – Нерюнгри, 2002,80 с.

Екжанова, Е.А.Основы интегрированного обучения: пособие для вузов / Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова – М.: ТЦ Сфера, 2005,90 с.

Малофеев, Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения // Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко. –М.: Права человека, 2001, 290 с.

Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях. Методическое письмо Министерства РФ от 16.01.2002 г.

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в субъекте РФ. Методическое письмо Минобразования РФ от 18.04.2008 г.

Алексеева, В.В. Опыт работы интегрированного детского сада / В.В.Алексеева, И.В.Сошина.- М.:Теревинф, 2004,112 с.

Разенкова, Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребёнка / Ю.А. Разенкова. //Альманах института коррекционной педагогики РАО, 2003,№6.

Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов / О.А.Степанова.- М.:ТЦ Сфера, 2008, 128с.

Тюленев, П.В.Индивидуальная программа развития ребёнка от 0 до 1 года. Руководство для родителей, воспитателей и педагогов / П.В. Тюленев.- М.:Просвещение, 2005, 154с.

Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: методическое пособие для учителей классов КРО / С.Г.Шевченко.- М.:Владос, 1999, 218с.

Шипицина, Л.М.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина, А.А.Хилько, Ю.С.Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н.Яковлева. – СПб.: Речь, 2003,240с.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ

ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики, сопровождение.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.

На ряду с этим особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:

Дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;

Дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка , по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь. Слабо разработана и система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие педагоги оказываются в затруднительном положении, т. к не готовы и не способны оказывать помощь таким детям.

Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:

Возможностью детей с ОВЗ посещать массовые детские сады и не готовностью и не способностью педагогов оказывать помощь таким детям;

Необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;

Нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и несовершенством системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;

Необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса. И поэтому необходимо в массовых детских садах создавать комбинированные группы со сходными нарушениями у детей с ОВЗ.

Наш детский сад посещают дети, имеющие инвалидность, нарушение осанки, слуха и дети с логопедическими и поведенческими проблемами. Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит и уверенность в своих силах.

Когда дети с ОВЗ стали посещать наш детский сад, мы столкнулись с проблемами, которые перечислены выше. Такие дети нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Мы убеждены, что главное в нашей работе – это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только занятия по преодолению нарушений. Именно поэтому, мы вовлекли в коррекционно – развивающий процесс весь коллектив дошкольного учреждения, родителей и нормально развивающихся сверстников, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами ДОУ. Ведь успешное преодоление нарушений у детей возможно только при условии индивидуального, толерантного отношения к личности ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива (учителей – логопедов, воспитателей, психологов и других специалистов). Проработав методическую литературу, были определены области деятельности специалистов и организована деятельность педагогического коллектива, все специалисты в своём направлении разработали методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. На совместных занятиях мы, на наш взгляд, решаем главную задачу – включение ребенка с ОВЗ в детский коллектив нормально развивающихся сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь специалистов нашего детского сада позволяет сделать эти занятия максимально продуктивными.

Кроме того, важна включенность родителей в реальный педагогический процесс: это совместные «гостиные», семинары-практикумы. Перед педагогами ДОУ, стремящимися оказать действенную помощь семье с ребенком с ОВЗ, встаёт ряд непростых во всех отношениях проблем. Здесь не может быть каких - либо стандартных рецептов и типичных решений, все индивидуально.

Как было сказано выше, существует еще масса проблем по данной теме, но у нас уже есть свои маленькие победы: (это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):

Наличие у детей с особенностями развития желания посещать детский сад;

Принятие детским коллективом и родителями нормально развивающихся сверстников детей с особенностями развития;

Привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

В Российской Федерации, как и во всем цивилизованном мире, детство признается важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Воспитывать и обучать социальным навыкам ребенка необходимо с самых ранних лет. Конечно, речь идет о тех детях, состояние здоровья которых позволяет посещать дошкольные учреждения. По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, с большим трудом приспосабливается к изменившейся обстановке, остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.

Из опыта работы могу сказать, что одним из важнейших направлений в работе педагога является создание психологического комфорта во время адаптационного периода и дальнейшего пребывания в ДОУ. Воспитателю следует иметь в виду, что дети с ограниченными возможностями здоровья часто затрудняются и стесняются попросить о помощи у взрослого, оставаясь один на один со своими проблемами. Необходимо привлекать ребенка с особенностями развития в общественную жизнь группы, к участию в различных конкурсах это поможет ему приобрести определенные навыки, стать социально адаптированным. В 2009 году воспитанница нашего ДОУ заняла II место в районном фестивале детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы все можем».

Для обычных детей опыт совместной деятельности с детьми, у которых есть особенности в развитии, при осознанной и продуманной педагогической и воспитательной работе, приводит к более внимательному и заботливому отношению, проявлению таких черт характера, как доброжелательность, великодушие, человеколюбие.Для того, чтобы сверстники не акцентировали внимание на дефекте, активно взаимодействовали с особенным ребёнком, необходим определенный стиль поведения взрослых, демонстрирующий толерантный способ отношения к нетипичному ребёнку (в первую очередь со стороны воспитателей и родителей). Не типичный ребёнок может вызвать множество вопросов со стороны сверстников, в связи с присущей любознательностью и необычностью ребёнка. В этой ситуации воспитатели должны честно ответить на вопросы детей, корректно, соблюдая такт.

«В обществе есть разные люди - здоровые и люди с ограничениями. У здоровых детей при правильно выстроенных отношениях в духе сотрудничества формируется отношение к детям с ограничениями как к обычным членам общества.В настоящее время в педагогической практике существуют различные формы работы с детьми, которые являются достаточно эффективными.Одной из таких форм и являются совместные мероприятия, которые регулярно организовывают наши педагоги.

И у нас уже есть маленькие победы за учебный год посещения ДОУ ребенок с ОВЗ наравных принимается детьми и участвует в общественной жизни группы, принимает участие в различных конкурсах и завоевывает дипломы.

Таким образом , перед педагогами стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.


Шевченко Татьяна Павловна

Состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. Разберемся с понятием «дети с ОВЗ»: что это такое и как жить с таким диагнозом.

Это понятие подразумевает, что ребенок имеет какие-либо отклонения в своем развитии, которые носят временный или постоянный характер. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты.

Дети с ОВЗ - классификация

Специалисты делят ребят на несколько групп с:

  • дисфункциями речи;
  • нарушением зрения;
  • расстройствами в поведении;
  • патологиями опорно-двигательного аппарата;
  • различными сочетаниями нарушений.

Выбор обучающей программы зависит от того, к какой категории относится конкретный ребенок.

Обучение ребят

Чтобы избежать усугубления проблем со здоровьем, нужно как можно раньше начать развитие малыша. Можно назвать некоторые факторы, от которых зависит то, как будет проходит развитие ребенка:

  • категория нарушения;
  • условия жизни;
  • срок возникновения патологии, а также ее степень.

Малыши, которые имеют какие-либо отклонения, также нуждаются в посещении дошкольных учреждений, как и здоровые ребята. Существуют детские сады со специализированными или же комбинированными группами. Значительная часть детей, посещающих их, испытывают сложности в привыкании к новой обстановке, режиму. Со стороны крохи возможны неадекватные реакции. Это сложный период для всей семьи. Однако посещение ДОУ - важная часть социализации детей с ОВЗ.

Для облегчения адаптационного периода, должна быть налажена совместная работа педагогического коллектива и родителей. Для мам будут полезны такие рекомендации:

  • необходимо регулярно общаться с воспитателями для обмена информацией о потребностях малыша, особенностях его поведения;
  • желательно домашнее питание максимально приблизить к меню детсада, чтобы избежать проблем с кормлением в садике;
  • в выходные дни следует придерживаться того режима дня, который принят в ДОУ;
  • важно прививать малышу навыки самостоятельности и самообслуживания;
  • не следует проявлять чрезмерную опеку, несмотря на наличие нарушений.

Дети с ОВЗ в детском саду получают возможность развиваться. Их обучением занимаются специалисты, которые владеют специальными коррекционными методиками, знают особенности работы с такими малышами.

Обучение в является важным условием социализации ребенка, помогает раскрыть потенциал. Всё это в будущем отражается на самореализации и участии в общественной жизни.