Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

Введение

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Интимно-личностное и семейное консультирование

Психолого-педагогическое консультирование

Заключение

Литература

Введение

Консультативная психология имеет в основном те же корни, что и клиническая, - на нее воздействовали те же исторические и общественные силы. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей в совете, консультации по различным вопросам, требующим срочного вмешательства и неотложного решения. Поэтому в консультативной психологии мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, с их проблемами. Становится привычным обращение к психологу в случае трудностей развития ребенка, семейных или производственных конфликтов. И это понятно: в последнее время все чаще и острее становится проблема несоответствия возможностей человеческой психики темпу жизни, информационным нагрузкам, высокой стрессогенности социальной обстановки.

Хотя консультативная психология во многом подобна клинической, она отличается тем, что делает упор на определенные терапевтические теории, а также на относительно более здоровую клиентуру. Консультативные психологи могут оценивать и консультировать отдельных лиц или группы относительно их жизненных проблем, карьерных планов, проблем во взаимоотношениях, выбора места учебы и т.д. Они могут работать консультантами в учреждениях, связанных с бизнесом, образованием, психическим здоровьем и разрабатывать программы их развития.

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются различные люди (взрослые и дети) и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

1. Виды психологического консультирования

Деловое консультирование

Деловое консультирование относится к одному из распространенных видов психологического консультирования. Оно в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда к примеру можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров.

Консультирование по проблемам карьеры начало развиваться в Соединенных Штатах на рубеже XIX и XX веков как ответ на потребность в квалифицированной рабочей силе, вызванной растущей индустриализацией. Основоположником профориентационного направления считается Френк Парсонс. В 1908 г. он организовал Бюро профориентации в Бостоне и тогда же опубликовал книгу «Выбор профессии», за которой вскоре последовал второй труд «Выбор призвания». Парсонс делал акцент на интегральной оценке индивидуумов, одновременно помогая им понять себя и принять решение.

По мере развития методов психологической диагностики на протяжении Первой мировой войны Парсонс начал использовать тесты в области профессиональной ориентации. Для использования в сфере образования и промышленности в годы между мировыми войнами было разработано множество групповых и индивидуальных тестов на интеллект, достижения, способности, интересы, характеристики личности.

Вторая мировая война дала мощный толчок к росту этого направления. В 1942 году вышли книги, оказавшие огромное влияние на развитие психологического консультирования. Это книги - «Консультирование и психотерапия» К. Роджерса и «Динамика профессиональной ориентации» Дональда Сьюпера. Роджерс делал акцент на том, чтобы помочь индивидууму осознать его врожденный позитивный потенциал, а Сьюпер рассматривал профессиональную ориентацию скорее как вовлечение человека в процесс развития длиною в жизнь, чем как однократный совет. Эти работы составили теоретическую основу приложения психологических знаний и психологического вмешательства к решению проблем, возникающих в обыденной жизни.

Названное однажды «путеводителем по профессиям», консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики. Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека. Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.

В консультировании по проблемам карьеры применяются современные развивающиеся подходы к планированию карьеры на всю жизнь.

Интимно-личн остное и семейное консультирование

Консультирование в так называемом интимно-личностном аспекте является довольно распространенным видом и возникает у множества людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек во что бы то не стало, хотел бы избавится; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача и многое другое. Сюда же относится глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых для посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода для решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Хотя психологи-консультанты могут работать с лицами, имеющие некоторые психические расстройства, предполагается, что при консультировании по личностным проблемам, проводимом с индивидуумом или с группами, в центре внимания находятся текущие проблемы и личностный рост, адаптация и вопросы взаимоотношений, ситуационные кризисы и кризисы развития нормально функционирующих людей. Цель данного вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, помогая им преодолевать трудности, возникающие при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.

Проблемы по вопросам семейного консультирования возникают у людей настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление - семейное консультирование.

Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:

1. Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.

2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4. Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.

В каждом из общих случаев, соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по нескольку частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые, так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между конкретными лицами в семье.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут заниматься люди, которые не имели или не имеют семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли может стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но это ему сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то, скорее всего, в отрицательном плане.

Вместе с тем, надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим людям о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно сделать, чтобы семью сохранить и наладить внутрисемейные отношения.

Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам - и неплохими - становились люди, которые сами неоднократно терпели неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Очень часто в молодой семье супруги, ставшие матерью и отцом, сталкиваются с трудностями установления нормальных отношений с детьми в возрасте от двух до трех лет. Эти трудности, в частности, могут проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или, напротив необычайно пассивный, эпатичный, равнодушный ко всему. И те и другие крайности могут, естественно вызывать тревогу у родителей.

Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста (плохо учится, плохо ведет себя на уроках, не складываются взаимоотношения с одноклассниками и т.д.).

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

Часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

Подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;

Родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;

Подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

Заключение

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых, люди требуют поддержки, совета, помощи. Поводов для обращения к специалистам психологам огромное количество: от личностных проблем до проблем во взаимоотношениях на работе и в семье. Поэтому психологическое консультирование можно условно разделить на отдельные виды, внутри которых, они еще неоднократно могут разделяться на различные подвиды.

В психологическом консультировании принято выделять такие основные виды: интимно-личностное психологическое консультирование; семейное консультирование; психолого-педагогическое консультирование; деловое консультирование.

Для эффективного психологического консультирования консультант-психолог должен иметь специальное образование, соответствующую профессиональную и психологическую подготовку, использовать накопленный опыт работы по определенному виду консультирования.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 235с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: «Социальное здоровье», 1994. - 189с.

3. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: ВЛАДОС, 2001.-528с.

4. Тодд Дж., Богарт А. Основы клинической и консультативной психологии. - М.: Эксмо, 2001.- 768с.

5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Академия, 2001.- 208с.

Подобные документы

    Теоретические аспекты проблемы психологии - психологического консультирования. Цели психологического консультирования, характеристика его технологии. Эффективность внедрения психологического консультирования в практику работы школьного психолога.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2015

    Консультирование в процессе оказания психологической помощи. Основные цели клинического интервьюирования. Обучение навыкам саморегуляции в ходе психологического консультирования. Методики, применяемые при способах психологического консультирования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Вопросы психологического консультирования, направленного на снижение агрессии у детей-дошкольников. Специфические черты консультативной психологической работы с младшими школьниками. Психологическое обследование ребёнка в практике консультирования.

    реферат , добавлен 26.06.2011

    Особенности психологического консультирования. Глубинная психология, психодинамические теории. Приемы психологического консультирования при использовании в работе различных теорий личности. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании.

    реферат , добавлен 15.01.2017

    Рассмотрение понятия, целей и задач психологического консультирования. Особенности работы с клиентами в данной практике. Описание условий результативности психологического консультирования. Изучение сущности и функций этапов консультативного процесса.

    реферат , добавлен 10.08.2015

    Теории личности и практика психологического консультирования; принципы современной психотерапевтической помощи в чрезвычайных ситуациях. Сущность понятия "психологическое консультирование". Цели и организационные формы реализации консультативных услуг.

    лекция , добавлен 10.02.2012

    Встреча клиента в психологической консультации. Снятие психологического напряжения у клиента. Техника, применяемая при интерпретации исповеди клиента. Интервью как метод психологического консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

    Формы психологического консультирования, которое осуществляется дистанционно. Основные виды дистанционного консультирования, его цели и практическая значимость. Правила телефонного консультирования. Активное выслушивание - основной метод работы.

    презентация , добавлен 21.03.2016

    Теоретико-методологический анализ психологического консультирования в современной психологической науке, основные цели и задачи данной деятельности. Главные этапы психологического консультирования, отраженные в работах отечественных и зарубежных авторов.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Основные положения, этические принципы, структура психологического консультирования. Когнитивные и эмоциональные аспекты процедуры психологического консультирования. Обзор основных понятий, определяющих психологическую и психотерапевтическую помощь.

Виды психологического консультирования

Традиционно, в психологическом консультировании различают следующие виды (критерием различения служит направленность психологического консультирования на сферы жизни личности):

· Индивидуальное психологическое консультирование;

· Семейное психологическое консультирование;

· Групповое психологическое консультирование;

· Профессиональное (карьерное) психологическое консультирование;

· Мультикультурное психологическое консультирование.

Деловое консультирование

Деловое консультирование относится к одному из распространенных видов психологического консультирования. Оно в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей. В целом же деловым называется такое консультирование, которое связано с решением людьми деловых проблем. Сюда к примеру можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствование и развитие у человека способностей, организации его труда, повышение работоспособности, ведения деловых переговоров.

консультирование по проблемам карьеры расцвело в последние десятилетия благодаря прогрессу в теории и практике оценки, а также растущей потребности в этой службе в условиях все более сложной экономики. Если ранние тесты «на призвание» пытались определить, какой вид работы подходит конкретному индивидууму в зависимости от его умений и способностей, то сегодняшняя оценка профессиональных возможностей включает в себя и исследование не только умений, но и интересов человека. Причем ее цель состоит в соотнесении карьерных устремлений индивидуума с его интересами и способностями, а также в установлении соответствия его темперамента определенным видам деятельности.В консультировании по проблемам карьеры применяются современные развивающиеся подходы к планированию карьеры на всю жизнь.

Интимно-личностное и семейное консультирование

К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, такие проблемы как психологические или поведенческие недостатки, от которых человек хотел бы избавится; проблемы, связанные с его личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача и многое другое. Сюда же относится глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например, половых отношений.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых для посторонних лиц и одновременно открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений между ними. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так напоминает исповедь. Этот вид консультирования по самой природе тех проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, обычно достаточно длительного периода для решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Цель данного вида консультирования состоит в том, чтобы помочь людям пройти через различные жизненные трудности, предупредить развитие серьезных расстройств, улучшить функционирование личности, повысить удовлетворенность жизнью.

Психологи консультанты работают с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, помогая им преодолевать трудности, возникающие при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия.

Проблемы по вопросам семейного консультирования возникают у людей настолько часто и имеют свои особенности, что в сложившейся на данный момент времени практике психологического консультирования выделилось его особое направление - семейное консультирование.

Основные вопросы, связанные с проведением такого консультирования можно разделить на такие подгруппы:

1. Взаимоотношения клиента с его будущим супругом.

2. Взаимоотношения между супругами в уже сложившейся семье.

3. Взаимоотношение супругов с их собственными родителями и родителями другого супруга.

4. Взаимоотношения родителей и детей в одной и той же семье.

В каждом из общих случаев, соответствующих выделенным подгруппам вопросов, можно выделить по нескольку частных вопросов, которые, в свою очередь, могут включать в себя как деловые, так и личные взаимоотношения людей в семье, а также взаимоотношения между конкретными лицами в семье.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно - на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут заниматься люди, которые не имели или не имеют семьи. Как вполне вероятное можно допустить и обратное: хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам вряд ли может стать человек, который сам неоднократно пытался создать или сохранить семью, но это ему сделать не удалось. Его личный опыт если и может оказаться в чем-то полезным другим людям, то, скорее всего, в отрицательном плане.

Вместе с тем, надо отметить, что в этом и в других подобных случаях собственный опыт необходим для того, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим людям о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно сделать, чтобы семью сохранить и наладить внутрисемейные отношения.

Однако из этого правила могут быть, наверное, исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам - и неплохими - становились люди, которые сами неоднократно терпели неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

К психолого-педагогическому консультированию можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышение педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и ряд других.

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми. Возникнуть могут проблемы между родителями и детьми младшего школьного возраста.

Особенно часто за консультацией к психологу обращаются родители детей подросткового возраста. У них могут возникать следующие проблемы:

Часто возникающие между подростком и родителями конфликты по самым различным поводам;

Подростки ведут себя вызывающе, не выполняют свои обязанности по дому, не выполняют родительские требования;- родителям кажется, что подросток что-то от них скрывает, часто проводит время вне дома; избегает общения с родителями;- подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не желает заниматься своим развитием.

Вызвать проблемы могут и достаточно взрослые дети. По мнению родителей, они дружат не с теми сверстниками, не в тот вуз хотят поступать. Межличностные проблемы при повторных браках родителей и разводах, наличие детей от другого брака в новом браке кого-то из родителей и пр.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

Психологическое консультирование. Справочник практического психолога Соловьева Светлана Леонидовна

Глава 5 Характерные виды психологического консультирования

Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, можно выделить характерные виды психологического консультирования в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Все многообразие существующих к настоящему времени консультативных техник со своими теоретическими представлениями о личности, ее ценностях и целях, специфических особенностях развития, адаптации и дезадаптации, со своими практическими технологиями, нацеленными на те или иные стороны существования человека, может быть, по мнению Карвасарского, условно сгруппировано по трем основным направлениям. К настоящему времени в психологическом консультировании автором выделяются:

Проблемно-ориентированное консультирование, направленное на анализ сущности и внешних причин проблемы;

Личностно-ориентированное консультирование, центрированное на анализе индивидуально-личностных причин возникшей проблемы;

Ориентированное на решение консультирование, направленное на выявление психологических ресурсов для решения проблемы (Карвасарский Б. Д., 1998).

Подавляющим большинством авторов в классификации видов консультирования выделяется так называемое интимно-личностное психологическое консультирование , необходимость в котором возникает довольно часто у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей. Это, например, проблемы психологических или поведенческих недостатков, от которых человек во что бы то ни стало хочет избавиться; проблемы, связанные с личными взаимоотношениями со значимыми людьми; различные страхи, неудачи, психогенные заболевания, не требующие вмешательства врача, и многие другие. Сюда же можно отнести глубокое недовольство человека самим собой, проблемы интимных, например половых, отношений.

Следующий по значимости и частоте встречаемости в жизни вид психологического консультирования – семейное консультирование . К нему относится консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей. Это, в частности, выбор будущего супруга (супруги), оптимальное построение и регулирование отношений в семье, предупреждение и разрешение конфликтов во внутрисемейных взаимоотношениях, отношения мужа или жены с родственниками, поведение супругов в момент развода и после него, решение текущих внутрисемейных проблем. К последним относится, например, решение вопросов распределения обязанностей между членами семьи, экономики семьи и ряда других.

Третий вид – психолого-педагогическое консультирование . К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. К психолого-педагогическому консультированию относятся вопросы совершенствования программ, методов и средств обучения, психологическое обоснование педагогических инноваций и т. д.

Четвертый наиболее распространенный вид психологического консультирования – деловое консультирование . Оно имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных видов деятельности у людей. В целом же деловым называется консультирование, связанное с решением людьми деловых проблем. Сюда, к примеру, можно отнести вопросы выбора профессии, совершенствования и развития у человека способностей, организации его труда, повышения работоспособности, ведения деловых переговоров и т.п.

Перечисленные виды психологического консультирования в чем-то имеют сходство, например, одинаковые по своей психологической трактовке проблемы могут возникать в разных видах деятельности и в различных ситуациях. Вместе с тем, в каждом из названных видов психологического консультирования есть свои особенности. Остановимся на них подробнее.

Интимно-личностное консультирование обычно требует закрытых от посторонних лиц и открытых для общения консультанта и клиента доверительных отношений. Такое психологическое консультирование требует создания особой обстановки, так как напоминает исповедь. Этот вид консультирования ввиду самой природы проблем, которых он непосредственно касается, не может быть эпизодическим или кратковременным. Он предполагает, во-первых, большую психологическую преднастройку на него как психолога-консультанта, так и самого клиента; во-вторых, длительного и, как правило, нелегкого разговора психолога-консультанта с клиентом; в-третьих, достаточно длительного периода решения возникшей у клиента проблемы. Последнее связано с тем, что большинство проблем интимно-личностного характера сразу не решается.

Семейное консультирование требует знания психологом-консультантом сути семейных проблем, способов их разрешения, желательно на собственном опыте семейной жизни. Вряд ли семейным консультированием могут успешно заниматься люди, которые не имеют или не имели семьи. Но и человек, который сам неоднократно безуспешно пытался создать или сохранить семью, тоже вряд ли сможет стать хорошим психологом-консультантом по семейным вопросам. Его личный опыт, если и сможет оказаться в чем-то полезным другим людям, то скорее в отрицательном плане. И все же надо отметить, что как в этом, так и в других подобных случаях собственный опыт необходим, чтобы стать хорошим психологом-консультантом. Человек, имеющий отрицательный жизненный опыт семейных взаимоотношений, хорошо мог бы рассказать другим о том, чего следует избегать в семейной жизни, но не о том, что нужно делать для того, чтобы сохранить семью и наладить внутрисемейные взаимоотношения. Однако из этого правила могут быть исключения. В психологической практике известно немало случаев, когда психологами-консультантами по семейным вопросам – и неплохими – становились люди, сами неоднократно потерпевшие неудачи в семейной жизни.

Психолого-педагогическое консультирование предполагает наличие у консультанта педагогического образования и опыта обучения и воспитания людей. Неплохими психологами-консультантами по психолого-педагогическим вопросам обычно становятся, например, бывшие учителя и воспитатели, имеющие опыт педагогической работы и соответствующее образование.

То же самое относится и деловому консультированию . Наиболее успешно им могут заниматься люди, которые на собственном опыте хорошо знают ту сферу деятельности, в которой они собираются вести психологическое консультирование (Немов Р. С., 1999).

В зависимости от конкретной нозологической принадлежности клиента, от ведущей патопсихологической симптоматики, от преобладающих эмоциональных переживаний и доминирующих психических состояний на практике используют разные виды психологического консультирования. В каждом конкретном случае индивидуально-психологические и клинико-психологические особенности клиента определяют специфическую стратегию и тактику психологического воздействия, в соответствии с которой конкретизируются цели и задачи психологического консультирования, его основные фазы, или этапы, его специфические отличительные черты. При оценке эффективности консультирования в качестве критериев используется не только разрешение психологических проблем с повышением возможностей личностного развития и роста, не только изменение поведения, направленное на овладение ситуацией и ее конструктивное преобразование, но также и редукция патопсихологической или психопатологической симптоматики – уменьшение тревоги, снижение уровня депрессивных переживаний, купирование агрессии и т. д.

Наиболее часто консультанту приходится сталкиваться с тревожно-депрессивными состояниями клиентов, сопровождающими большинство трудных жизненных ситуаций. Страх перед будущим (тревога) и сожаления о прошлом (депрессия) – вот то, что больше всего заставляет человека страдать.

Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Из книги Мистицизм автора Андерхилл Эвелин

Глава X Жесты и сигналы, характерные для процесса ухаживания У меня есть друг по имени Грэхэм, который обладает талантом, о котором мечтают многие мужчины. На какой бы вечеринке он ни появлялся, он всегда умеет быстро, вычислить доступных женщин, и делает свой выбор в

Из книги Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия автора Астапов Валерий

Глава IV ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МИСТИЦИЗМА Мистицизм и магия; различие между ними. - Путь любви и путь познания. - Характерные черты мистицизма; трудности их определения. - Мистик достигает контакта с Абсолютом. - Мистик - это духовный гений. - Скрытое мистическое чувство

Из книги Техники позитивной терапии и НЛП автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Белопольская И. Л ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В последнее время особо остро стала ощущаться потребность в создании службы психологического консультирования семей. Количество семей, обращающихся за специализированной

Из книги Психологическое консультирование. Справочник практического психолога автора Соловьева Светлана Леонидовна

Основы психологического консультирования и психологической коррекции при возрастных кризисах Конкретные методы и техники психологического консультирования и психологической коррекции в периоды различных возрастных кризисов будут описаны далее в соответствующих

Из книги Теория и практика психологического консультирования в сексологии автора Кащенко Евгений Августович

1.2. Понятие психотерапии, психологической коррекции и психологического консультирования Исторически первой формой психологической помощи страдающим людям стала психотерапия, послужившая основой и отправной точкой для и психологической коррекции, и психологического

Из книги Перинатальная психология автора Сидоров Павел Иванович

2.3. Цели психологического консультирования В самом общем виде конечная цель психологического консультирования определяется тем, каким человеком нам видится клиент в результате нашего воздействия. Однако конкретизация этой общей цели представляется достаточно

Из книги автора

2.4. Ориентиры психологического консультирования Когда мы сталкиваемся с психологическими проблемами людей, которые просят о помощи в решении этих проблем, мы всегда должны иметь перед собой некоторые ориентиры, которые задают желательные направления психологических

Из книги автора

3.1. Принципы психологического консультирования Во многих профессиях существуют свои обязательные для специалистов принципы и требования. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала (Ethical Principles of Psychologists, 1981).

Из книги автора

3.4. Процедуры психологического консультирования В процессе проведения психологического консультирования на разных его этапах консультант использует, по мнению Р. Немова (1999), различные технические процедуры. Под процедурами психологического консультирования автор

Из книги автора

Коллектив авторов Теория и практика психологического консультирования в сексологии Аннотация Настоящий сборник создавался для слушателей курсов «Психологическое консультирование в сексологии». В нем собраны теоретические позиции и практические рекомендации

Из книги автора

Теория и практика психологического консультирования в сексологии Избранные лекции в авторской редакции Евгений Кащенко Сергей Агарков Татьяна Агаркова Ростислав Беледа Геннадий Дерягин Юрий Прокопенко Наталья Стеняева Николай

Из книги автора

Методы и приемы психологического консультирования в сексологии Кащенко Е. А. Благодаря критическому отношению к фактам половой жизни и результатам сексуальной активности, психология сексуальности отличается от обыденных знаний о сексе, религиозных догм или

Обзор и анализ иностранной литературы по проблеме консультирования позволяет выделить следующие главные области применения психологической помощи :

1. Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса/комплекса Электры, удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности, помощь при эмоциональных травмах и выработка устойчивых моральных норм и др.).

2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, идентификация подростка, и т.д.)

3. Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведённым, поддержка при вступлении в повторный брак).

4. Проблематика психического и личностного здоровья (традиционная превентивная и текущая помощь при психическом и соматическом заболевании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т.п.).

5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфера психологической деятельности в России).

6. Проблемы пожилого возраста.

7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки (проблемы личности, общее психическое состояние).

8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др.).

9. Школьное консультирование.

10. Студенческое консультирование.

11. Профориентационное консультирование.

12. Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: проблемы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами.

13. Управленческое консультирование.

Виды психологической помощи

По компетентному мнению Лидии Бернгардовны Шнейдер, психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям (критериям) :

1. По времени действия:

― неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т.д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия, к службам экстренной психологической помощи;

― продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (системные психологические консультации);

2. По направленности :

― прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью;

― откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента;



― упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в психологической службе семьи.

3. По пространственной организации :

― контактная , когда беседа клиента с психологом происходит лицом к лицу;

― дистантная , которая подразделяется на телефонную и Интернет;

4. По выполнению функций психологом :

― диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности;

― диспетчерская - отправление к нужному специалисту: профильному психологу-консультанту, психотерапевту, психиатру и т.п.;

― информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях;

― коррекционная - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия;

― консультативная - это непосредственная психологическая работа с людьми, направленная на решение различного рода проблем, связанных, во многом, с трудностями в межличностных отношениях;

― терапевтическая - с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний психологическими средствами, с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения;

― психиатрическая - помощь психически нездоровым людям – диагностика, лечение, реабилитация, работа с членами семьи, где есть психически нездоровые люди.

5. По количеству участников :

― индивидуальная - когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной и не является приемлемой, например, при эмоционально-чувственных проблемах интимно-личностного толка;

― групповая - акцент делается на развивающей, обучающей программе умений и навыков, групповая форма также используется при необходимости социально-психологической поддержки участников;



6. По вмешательству психолога :

― директивная - указывающая, «дающая советы» о том, как жить;

― недирективная - «идущая» за клиентом, «потворствующая» его личности.

Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так :

выявление проблемы → диагноз → анализ фактов → план вмешательства → вмешательство в виде консультирования → оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

К классификации психологического консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия, прежде всего, возраст, мы должны, прежде всего, рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

– младенчество (от рождения до 1-го года);

– преддошкольное или раннее детство (1-3 года);

– дошкольное детство (3-6 лет);

– младший школьный возраст (6-10 лет);

– подростковый возраст (10 - 15 лет);

– юность: I период (старший школьный возраст или ранняя юность – 15 - 17 лет), II период (поздняя юность – 17 - 21 год);

– средний (зрелый) возраст: I период (21 - 35 лет – ранняя и поздняя молодость), II большой период (35 - 60 лет – зрелость, поздняя зрелость);

– пожилой возраст (60 - 75 лет);

– старческий возраст или старость (75 - 90 лет);

– долгожители или возраст долгожителей или дряхлый возраст (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных вещах. Во-первых , обозначать возраст клиента, во-вторых , возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15-ит лет почти бессмысленно: он ещё не может полностью отвечать за себя и быть социально и профессионально продуктивной личностью. Более того, сама личность ещё не до конца системно сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психотерапевтическая или психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

Возраст (в психологии) - это понятийная содержательная категория, служащая для обозначения временны́х характеристик индивидуального развития. Возраст (в самом общем смысле) – период времени, начиная с рождения индивида и до данного конкретного временного момента (хронологический возраст). Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны, а динамичны, − они определяются действием общественно-исторических факторов, потребностями общества, т.е. – т.н. социальным заказом общества. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определённую, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, детерминированную закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую культурно-историческое происхождение. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются развивающимся человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Каждый возрастной период изучается с учётом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастов. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной взрослым деятельности ребёнка, либо активированы самой личностью (по Давиду Иосифовичу Фельдште́йну).

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д. Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования :

1. Проблемно-ориентированное консультирование . Смысловой акцент здесь делается на модификации поведения, анализе внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль. Много значимых приёмов, используемых в рамках этого направления, взято из поведенческой терапии.

2. Личностно-ориентированное консультирование. Такого рода консультирование центрировано на анализе индивидуальных, личностных причин проблемы, процессе складывания деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Консультант здесь принципиально воздерживается от советов и организационной помощи, так как это уводит в сторону от внутренних, глубинных причин проблемы. Много приемов, используемых в рамках этого направления, взято из многочисленных психоаналитических и постпсихоаналитических течений западной психотерапии. Прежде всего, сюда следует отнести техники гештальтерапии, гуманистической психотерапии.

3. Решение-ориентированное консультирование . Содержательный упор здесь делается на активацию собственных ресурсов клиента для решения проблемы. Представители этого подхода обращают внимание на тот факт, что анализ причин проблемы неминуемо приводит к усилению чувства вины у клиента, что является препятствием к сотрудничеству психолога-консультанта и клиента. Много приёмов, используемых в рамках этого подхода, взято из краткосрочной позитивной терапии.

Кроме этого, выделять виды психологического консультирования можно по характеру решаемых задач : возрастно-психологическое, профориентационное («профессиональное»), психолого-педагогическое, семейное и другие виды психологического консультирования.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

Научное понятие «теория»

Разберём понятие «теория» в принципе, как таковое, обобщённо. ТЕОРИЯ (англ. – theory), в широком смысле, – это интегральная совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений , направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления (феномена). Теория является развёрнутой формой организации научного знания , дающей целостное представление об основных закономерностях определённой области действительности (сфере окружающего мира). Цель любой теории – создание развёрнутого и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях действительности. Теория как форма познавательного освоения человеком мира функционирует в системе культуры наряду с иными формами научного знания (гипотезами, классификациями, типологиями, законами, закономерностями), причём как наиболее завершённая из них. В структуре любой теории обычно вычленяют ряд основных компонентов: 1) эмпирическую основу – факты ; 2) теоретическую основу – постулаты, принципы или аксиомы; 3) правила вывода (выведения) основных положений – множество признаваемых допустимыми в рамках каждой данной конкретной теории правил (логических посылок) вывода и доказательства; 4) внутренние и внешние оценки области применимости – явно вычленяемые (выделяемые) предпосылки для применения теории; 5) совокупность выводимых в рамках данной конкретной теории утверждений, выдвигаемых теорией как прогнозные и подлежащие верификации (проверке). В современной науке формирование теории обычно идет по пути выдвижения и селекции (выбора) проверенных временем теоретических моделей («формул»), объясняющих отдельные аспекты конкретной области знания. Развитие теории проходит не только по пути выдвижения и доказательства следствий из аксиом по заложенным правилам вывода, но и путём пересмотра и уточнения всех входящих в её структуру компонент (элементов). Все перечисленные составляющие любой настоящей научно-практической теории в полной мере относятся к зарекомендовавшим себя в мировом масштабе теориям психологического консультирования, например, к рассмотренному выше клиент-центрированному подходу К. Роджерса (к т.н. роджерианской психотерапии).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

«Современные представления базовых психологических (психотерапевтических) направлений и школ (основополагающих теорий)

««« К началу Поскольку в психологическом консультировании нуждаются разные люди и обращаются за помощью по различным проблемам, то психологическое консультирование можно разделить на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются за психологической помощью.Выделяют следующие виды психологического консультирования:
  • Интимно-личностное консультирование;
  • Семейное консультирование;
  • Психолого-педагогическое, психолого-управленческое консультирование;
  • Деловое консультирование.
Интимно-личностное консультирование осуществляется по проблемам психологических или поведенческих недостатков, от которых хотел бы избавиться клиент; личностных взаимоотношений со значимыми людьми по поводу разнообразных страхов, неудач, глубокого недовольства клиента самим собой, интимными отношениями.К семейному консультированию прибегают при выборе супруга, с целью предупреждения и разрешения конфликтов во внутрисемейных отношениях и в отношениях членов семьи с родственниками, по поводу решения текущих внутрисемейных проблем (распределение обязанностей, экономические вопросы семьи и т.д.), до и после развода.Психолого-педагогическое консультирование предусматривает обсуждение консультантом и клиентом вопросов обучения и воспитания детей, повышения педагогической квалификации взрослых, совершенствования педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами.Последний вид консультирования следует отличать от рекомендаций, предоставляемых учителям, ученикам, родителям, администрации и т.д., сущность которых сводится к тому, что психолог советует прибегать к конкретным действиям, изменениям поведения, отношений с целью влияния на других участников учебно-воспитательного процесса. На это указывают Г. С. Абрамова, М. П. Матвеева и др.Деловым называется консультирование, связанное с преодолением людьми деловых проблем выбора профессии, совершенствования и развития способностей, организации труда, повышения работоспособности, проведения деловых переговоров.3а продолжительностью сотрудничества психолога и клиента различают:
  • Разовую консультацию. Это консультация, продолжительностью 45-60 мин. Она проводится в случаях, когда клиент обратился к психологу по поводу проблемы, с которой ему, прежде всего, нужна помощь других специалистов; когда психолог информирует клиента по вопросам, входящим в его компетентность, когда клиент обращается к психологу за поддержкой решения, которое он собирается принять в отношении определенной жизненной ситуации; когда клиент вдруг прийти не может;
  • Краткосрочное консультирование. Длится на протяжении 3-4 встреч. Чаще всего проводится в случаях, когда клиент нуждается в консультации просветительско-рекомендательного характера или с диагностической целью;
  • Среднесрочное консультирование. В течение 10-15 встреч осуществляется значительная психокоррекционная работа;
  • Длительное консультирование. Психолог работает с клиентом в течение года.
Проведение психологического консультирования выдвигает ряд требований к психологу-консультанту. Так, в частности, человек, который занимается психологическим консультированием, должно иметь высшее психологическое образование, достаточный практический опыт работы в качестве психолога-консультанта, подтвержденный соответствующими сертификатами.Кроме знаний и умений, психолог-консультант должен быть наделен рядом специальных личностных качеств: любить людей, быть проницательным, хорошим, терпеливым, ответственным и коммуникабельным. Р.Мей отмечал, что главное у психолога-консультанта - это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности».