КОНСУЛЬТАЦИЯ "ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРИКА?" Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития, упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает наблюдательность, готовит к реальной жизни, позитивно влияет на эстетическое чувство, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов. влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Необходимо развивать познавательные и речевые умения - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. "СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА" Сенсорный - означает относящийся к чувствам, ощущениям. Физиологию органов чувств принято называть сенсорной физиологией. Кажется, это понятно без всяких пояснений: может ли нормально проходить воспитание и развитие ребенка, если, скажем, он недостаточно видит или слабо слышит? Но если даже зрение и слух у него в полной норме, они все равно нуждаются в дальнейшем развитии, совершенствовании, тренировке. Это и составляет суть сенсорного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка служит основой восприятия окружающего его мира. Познание окружающих предметов происходит через работу органов чувств малыша, полученные ощущения формируют целостные образы различных предметов. Таким образом, зрительное восприятие помогает судить вашему чаду о форме, цвете, размере, интересующего его предмета. Очень значимым является кожное восприятие, которое включает в себя тактильные ощущения (фактура предметов - гладкое, шершавое, скользкое, липкое), температурные ощущения (холодное, горячее), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь), определение веса предмета. Сенсорное восприятие учит вашего ребенка давать названия предметам и классифицировать их на самые различные признаки. И на основе этого малыш выделяет предметы по группам: мягкое - твердое, большое - маленькое, мокрое - сухое, и учится правильно их называть. Тем самым развивается речевые навыки ребенка и расширение словарного запаса. Сенсорное развитие ребенка имеет огромное значение. На протяжении всего дошкольного периода, необходимо постоянно подкреплять знания, которые он получил однажды. Так уже заученные названия цветов, предметов и геометрических объектов без тренировки, постоянного озвучивания могут со временем забыться. Очень часто выясняется, что ребенок уже в старшем дошкольном возрасте отстает в сенсорном развитии, не знает и не может отличить многие признаки предметов. Для непрерывного сенсорного развития ребенка нужно регулярно поддерживать знания, которыми он обладает, озвучивать предметы, которые он видит на улице, дома, обращать внимание на его одежду. Самое простое и интересное для ребенка получать знания в игровой форме, вы их можете придумать великое множество, играйте с малышом на улице, например во время прогулки выделяйте все круглые предметы, квадратные и т.д. Купите специальные игры для сенсорного развития ребенка, существует масса пособий, которые уделяют этому внимание. Воспитание зрительных реакций детей стимулирует не только умственную деятельность, но и физическую активность. Дефицит движений всегда чреват задержкой общего развития. Зрительное восприятие хорошо тренируют и обучают мозаики, в младшем возрасте лет до трех нужно предлагать ребенку игры с основными цветами ну а позднее с различными оттенками. Тренируйте слуховое восприятия, дети очень любят шуршащие, пищащие, гремящие и все что издает звуки игрушки. Удовлетворите желания малыша, пусть устраивает шумные концерты, может в будущем это будет его призвание. В арсенале игрушек ребенка должны быть разные по фактуре предметы, для развития тактильных ощущений. Можно сделать самим мешочки с различными наполнителями, горохом, гречкой, рисом, заодно это очень полезно для мелкой моторики, а соответственно для развития речи. Важно помнить, что ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное развитие ребенка это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

0 0

Я люблю мир и безоблачное небо,
но также я уважаю и военное искусство.
Ведь для того, чтобы поддерживать мир,
нужно быть сильным.

Нам Хи Сон. «Лунный скульптор»

В жизни нет начала и нет конца, нет старта и финиша. Есть только действие, и это действие происходит сейчас. Согласны? Ваше согласие, скорее всего, означает, что вы - сенсорик. А ваше жизненное кредо - «здесь и сейчас».

Сенсорика - (от лат. sensus - ощущаю) свойство психики воспринимать окружающий мир преимущественно с помощью рецепторов своего физического тела.

Вкусно-невкусно, приятно-неприятно, комфортно-некомфортно, красиво-некрасиво, удобно-неудобно, а также форма, упругость, жесткость, сила воли, власть, защита, влияние, принуждение - примеры спектра информационного потока по сенсорике.

Для понимания сути - разберем «по косточкам», то есть по информационным аспектам. Если разделить весь , на 4 «ручья» - информацию об объектах, информацию об энергии объектов, информацию о пространстве и информацию о времени, то в отличие от , приемник которых работает «на волне» информации об объектах, и , которые «специализируются» на информации об энергии, сенсорики «настроены» на прием данных по аспекту пространства.

Напрашивается справедливый вывод: каждый из нас - сенсорик! Ведь тело есть у всех, слух, зрение, обоняние и прочее осязание тоже имеется. В целом, этот вывод верный. Безусловно, сенсорика есть у любого живого существа, обладающего нервной системой и рецепторами. Однако не все из нас - сенсорики. Ключевым отличием между сенсориками, логиками, этиками и интуитами является то, какая функция психики человека является ведущей, базовой, и в каком мире психика человека живет - мире материальных объектов или мире идеальных объектов.

Мир сенсориков - это мир материальных объектов

За первичный контакт организма с реальностью в психоинформационной модели сенсориков отвечают ощущения. Их мир - это «объективная реальность, данная… в ощущениях».

Таким образом, сенсорики с точки зрения соционики - люди, у которых сенсорика является первой «базовой» функцией психоинформационной .

Какие же они? Сенсорики - натуры «приземленные» и живут в мире конкретных вещей и событий. Эта приземленность делает их коренастыми и твердо стоящими на ногах.

Заблудиться? Потерять направление? Ни за что! Прекрасная ориентация в пространстве дана с рождения, а компас в голове - это встроенная опция базовой комплектации любого сенсорика.

Cенсорик активно воспринимает мир всеми органами чувств и запрограммирован на изменение этого мира. Долгие размышления и рассуждения не для этих людей. Они не «смакуют» свои состояния, не зависают, и терпеть не могут неопределенности. Действуют настойчиво и целеустремленно, видят конкретную ситуацию и направлены на достижение конкретного результата. И неважно - действуют они в мире объектов или в мире идей.

В любом из миров сенсорика выделяет наблюдательность и внимание к деталям. Реализм - еще одно качество, благодаря которому сенсорики умеют жить и наслаждаться сегодняшним днем. Именно через ощущения они полнокровно воспринимают окружающий мир. И не упускают случая изменить его, «прогнуть под себя».

Сенсорика - функция психики, которая меняет мир

Инструменты, которые используют сенсорики для изменения окружающего мира, весьма разнообразны - от дизайна интерьера и высокой кухни до гильотины и танков.

Сенсорика представляет крайний полюс соционической дихотомии (шкалы) «Сенсорика - Интуиция» и делится на два аспекта: интровертный аспект - направленный внутрь, и экстравертный - направленный наружу.

Интровертная сенсорика называется сенсорика ощущений . На соционическом «слэнге» - белая сенсорика. Это тонкая, эстетическая сенсорика, которая «сканирует» окружающее пространство на наличие комфорта и уюта.

В «зону контроля» сенсорики ощущений попадают ощущения собственного тела, внутреннего комфорта, здоровье и самочувствие (свое и окружающих), природа, искусство. Весь комплекс ощущений, получаемый через органы чувств, соединяется воедино в симфонию удовольствия и гармонии, либо дисгармонии - если приятность получаемых ощущений нарушается.

Базовые белые сенсорики любят уют и комфорт, создают его везде, где бы они не оказались. Даже в самых неподходящих для этого местах. Получается это у них быстро и как-то «само собой». Даже в крохотном неуютном уголке пространства белый сенсорик устроится с комфортом, расположится сам и поделится уютом с гостями. Представить вкус блюда только по списку компонентов, разложить букет напитков на составляющие, держать в голове тысячи запахов, вкусов, тактильных ощущений и пользоваться ими на практике лучше белых сенсориков не способен никто.

Вторая сенсорика - экстравертная. Так называемая волевая сенсорика (или же черная сенсорика). Название отражает суть: волевая сенсорика «сканирует» границы пространства и оценивает, насколько это пространство поддается деформации. То есть установлению его (сенсорика) правил. Оценка производится с позиции «сила-слабость».

Волевой сенсорик умело войдет в деятельность группы людей. Причем чем группа больше - тем лучше. Затем легко и без напряжения изменит события по своему сценарию. Зачастую, чтобы попасть под влияние такого человека, достаточно одного его вида: ни слов, ни активных действий со стороны сенсорика не нужно. Спорить с волевыми сенсориками решаются только волевые сенсорики. Или камикадзе. Активно демонстрируя уверенность в себе, чувство хозяина любой ситуации и территории, готовность победить любой ценой - волевой сенсорик мгновенно отбивает у оппонента желание возражать. Постоянная мобилизованность позволяет быстро нанести или отразить удар.

При этом волевая сенсорика очень чувственная: она затрагивает чувственные аспекты восприятия. Страсти и желания относятся к аспекту волевой сенсорики (в отличие от эмоций, которые принадлежат этике).

С другой стороны, сенсорики больше остальных зависят от материального мира. Как в мелочах, так и «по-крупному».

Терпеть неудобства и одновременно заниматься текущими делами сенсорик вряд ли станет. Неудобный стул, чувство голода, головная боль - веская причина прерваться на разминку, обеденный перерыв, сон или отдых. Сомнений не возникнет - реакция автоматическая, а мысли, что может быть иначе, даже не появятся.

Сенсориков, так же, как логиков и этиков, существует 4 «разновидности». Все зависит от того, какая сенсорика является первой функцией в блоке ЭГО (или ЗНАЮ) - волевая или эстетическая. Это зависит от того, экстраверт перед нами или интроверт. Для экстраверта базовой функцией психики является волевая сенсорика, для интроверта - сенсорика ощущений.

Понаблюдав, «белого» и «черного» сенсорика несложно отличить друг от друга. Волевого сенсорика (экстраверта) «выдает» смелый и прямой взгляд, быстрая реакция, точные, твердые, взвешенные движения.

Белых сенсориков (интровертов) можно распознать по плавным, но точным жестам, удобной позе, расслабленному телу. Часто на лице можно заметить выражение удовлетворения или отвращения, приятности или брезгливости.

Базовая сенсорика в психоинформационной модели человека соединяется со второй функцией обработки информации (в соционике - функцией информационного метаболизма).
Вторая функция психики - творческая. Это язык, на котором человек говорит с миром. Инструмент, которым пользуется для реализации программы первой «базовой» функции.

Для сенсорика вторая функция - это логика или этика (помните, вторая функция - это всегда другая дихотомия по сравнению с первой, базовой функцией). Поэтому интуиция не может быть второй функцией сенсорика.

Получаем 4 типа блока ЭГО сенсориков: