МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра истории и теории культуры


Зачётная работа

по спецкурсу «Русская поэзия Серебряного века»

студентки

Го курса очной формы обучения

Специальности «Культурология»


Каменева Ксения Николаевна


Москва 2011

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново рязанской губернии в крестьянской семье. До девяти лет воспитывался Есенин в доме бабушки и дедушки - родителей его матери Татьяны Титовой, так как отец вынужден был уехать в Москву, а мать из-за личного конфликта вернулась в родной дом, но вскоре уехала в Рязань зарабатывать на проживание себе и сыну.

В 1904 году Есенин начал учёбу в Константиновском четырёхклассном училище, где ему с лёгкостью давались все предметы. Закончил учёбу он с похвальным листом, получив «отлично» по всем предметам. С самых ранних лет Есенина магнитом притягивали книги. Он с упоением читал древнерусскую литературу, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гоголя, многое знал наизусть. Сам он, по свидетельству соседских товарищей и школьных учителей, начал писать первые рифмованные строки в возрасте 8-9 лета. В первых стихах он описывал природу родного села, а также свои с друзьями проказы, зачинщиками которых, как правило, сам же и выступал. Ребята не раз убегали во время перемен кататься с заснеженным пригорок, забыв о времени, пропускали занятия, за что всем неоднократно доставалось от учителей. Летом постоянно собирались шумными компаниями и отправлялись в луга за Оку. Есенин уже с ранних лет очень чутко чувствовал родную природу: от друзей детства остались тёплые воспоминания о том, как он дольше других мог любоваться цветами, следить за движением солнца и утками, скользящими по речной воде.

В 1909 году в Константиново вернулись родители Есенина. Сергей стал жить в новом родительском доме вместе с матерью (отец вновь вынужден был уехать в столицу) и, несколькими годами позже, с двумя сёстрами Александрой и Екатериной. Мать обладала удивительным музыкальным слухом и приятным голосом. «Сергей очень любил слушать, как пела мать, а мы с сестрой ей подпевали. А то и он запоёт с нами. Голос у него был небольшой, но пел он с каким-то своим, особенным чувством,» - вспоминает сестра Александра.

Все эти факты из жизни поэта нашли прямое отражение в его творчестве и проявились в ведущих мотивах всех его произведений, так полюбившихся читателям и объединивших их своим мощно выраженным народным истоком, близким каждому русскому человеку.

Первую похвалу и даже признание стихотворения Есенина получают в период его обучения в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе. Его первым литературным наставником был один из школьных учителей - Е.М. Хитров. В 1912 году, окончив эту школу, Сергей Есенин отправился в Москву, где жил с отцом и по его настоянию нёс службу в конторе. Поэт поступает в типографию «Товарищества И.Д. Сытина», где работает в экспедиции, а позже и в корректорском отделении. Благодаря этой работе и с помощью некоторых своих коллег, он выпускает свой первый полноценный сборник стихов «Радуница», в который вошло 33 произведения.

Основная тема стихотворений первого сборника - любовь к России. Поэт детально описывают русскую деревню, её природу, настроения и быт. Деревня у Есенина преимущественно светлая, полная радости, звуков и красок. Поэт не был знаком с как таковым тяжёлым крестьянским трудом и нищетой деревни, зато, пожалуй, как немногий другой ощущал красоту её природы и богатство души крестьянского народа. Чувство любви к родине у Есенина выражены не отвлеченно, а в конкретных, зримых картинах родного пейзажа.


Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Часто пейзажи у Есенина безрадостны, и, тем не менее, он не отделяет его от себя: «мой заброшенный


Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.


Подробно Есенин описывает быт крестьянской жизни, несвязанный с работой. В его стихотворениях отчётливо отразилось, насколько сильна была привязанность крестьян к фольклору. («Заиграй, сыграй, тальяночка…», «Тёмна ноченька, не спится») Наиболее показательным примером может служить стихотворение «По селу тропинкой кривенькой…». В нём описываются забавы молодых крестьян, перед отправлением юношей в рекруты. Юноши и девушки веселятся, кружатся в танцах, убегают друг от друга, на что им приветливо «улыбаются старики».

Сквозным образом творчества Есенина можно считать образ русской избы, гармонично вписавшейся в красоту простирающихся русских полей и бездонного неба. Окно избы приоткрывает картину окружающего мира («Берёза», «В хате»). Об ощущениях летней ночи поэт пишет: «Хорошо и тепло, как зимой у печки». Русская изба, родимый дом - место, откуда поэт отправляется, полный надежд, которое он часто с нежностью вспоминает («Эта улица мне знакома…»), и которое, возвращаясь, он не сразу узнаёт, но по-прежнему хранит к нему свою любовь («Возвращение на Родину»).

Не был бы образ русской деревни столь полным и ярким без звучания в стихотворениях религиозных мотивов. К ним отсылает и название первого сборника есенинских стихов. Радуница - народный праздник поминания ушедших из жизни, призывающий радоваться их перерождению в жизнь вечную. Стихотворение «Калики» этого сборника повествует о нищих, бредущих со страдальными речами по деревне и вызывающих ими смех у народа.

Есенин часто дополняет картины природы изображением храма. В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…» ивы сравниваются с монашками, а в стихотворении «Я - пастух; мои палаты…» поэт косвенно сравнивает природу с храмом, где он «молится на алые зори» и «причащается у ручья». В известном всем со школьной скамьи и ставшим, пожалуй, самым показательным стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенин сравнивает себя с захожим богомольцем, хаты предстают перед ним «в ризых образах», в прямом смысле упоминает поэт о «кротком Спасе», но всё же главное заключается в ином:

Если крикнет рать святая:


«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».


Первый сборник Сергея Есенина встретили положительными рецензиями. Большинство критиков отметили поэтический талант Есенина, обратили внимание на лёгкость, мелодичность его слога и искренность проявления мыслей. А так громко заявившая о себе тема русской деревни, ставшая ключевой во всём есенинском творчестве, позволила считать его главным крестьянским поэтом.

Отклики Есенина на февральскую революцию не отражаются подробно в его стихах. Он не касается конкретных исторических фактов, событий, все описания, связанные с февральской революцией носят отвлечённый характер.

Будучи выходцем из крестьян, Есенин не мог не принять Октябрьскую революцию. Но взгляды его на события в первое время по-прежнему весьма странно отображались в творчестве. В первых послереволюционных произведениях - поэмах «Инония», «Преображение» по-прежнему доминируют мифологические образы.

В поэме «Инония» (январь, 1918) поэт создаёт образ иного мира, иного города, в котором должно будет утвердиться всё то, что принесёт с собой революция. Автор призывает в своей поэме к преображению земли:


И вспашу я чёрные щёки

Нив твоих новой сохой;

Золотой пролетит сорокой

Урожай над твоей страной.


Себя Есенин называет в этом произведении «новым пророком», а завершает его словами: «Наша вера - в силе. Наша правда - в нас!»

Чуть позже, в том же 1918 году, Есенин пишет стихотворение «Небесный барабанщик», в котором вера в революцию проявляется уже значительно сильнее, но по-прежнему весьма метафорично:


Нам ли страшны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвётся

К новому берегу мир.


Революция «на земле и на небесах» призвана объединить, сплотить весь мир, направив силы против общих несправедливых настроений не земле:


Мы идём и пылью вьюной

Тает облако горилл.

Мы идём, а там, за чащей,

Сквозь белесость и туман

Наш небесный барабанщик

Лупит в солнце-барабан.


Но как позже отметил и сам поэт, такое принятие революции было больше стихийным, нежели осознанным. Воспринимая революцию, думая в большей мере о крестьянах и их дальнейшей судьбе, Есенин, как и многие его писатели-современники, отвлёкся от действительно происходивших в стране событий, а, опомнившись, увидел, что вместо обещанного утопичного социализма пришла власть диктаторская, жестокая, насильственная, требующая отказа от прежнего сознания и укоренившихся привычек.

Есенин начинает искать новое поэтическое «пристанище» и находит его после знакомства в 1918 году с Анатолиев Мариенгофом. Вместе они создают новое поэтическое течение - имажинизм. Его принципом они провозглашают необязательность, и даже нежелательность содержательной составляющей искусства, но важность необходимость и важность образа. Имажинизм становятся пропагандистами свободного, чистого, аполитичного искусства. Безусловно, среди имажинистов Есенин был самым ярким и талантливым поэтом. Возможно, потому, что отказаться от содержания ему так и не удалось, а тяга к образности сделала его произведения ещё более своеобразными и выразительными. Образы в творчестве Сергея Есенина были конкретными, а мотивы всё теми же, поэтому он по-прежнему оставался принятым и понятым народом, в отличие от многих своих «единомышленников». Есенинская поэзия оставалась самобытной. К 1922 году в кругах имажинистов сложилась непростая ситуация: они пользовались славой Есенина, и их делавшей известными, но взамен великому поэту они практически ничего не давали. В кругах поэтической богемы всё чаще случались конфликты. С выходом в свет поэмы «Пугачёв» поэт окончательно расходится с имажинистами, продолжая оставаться крестьянским поэтом, творящим вне рамок каких-то новых направлений.

Говоря о Есенине, нельзя, на мой взгляд, не упомянуть о его лирических произведениях. События в стране, глубокие переживания по этому поводу наложили свой трагический отпечаток и на любовную лирику поэта. В цикле стихотворений «Москва кабацкая» поэт постоянно упоминает о потраченных впустую, пропитых годах. Он задаётся вопросом: «Не вчера ли я молодость пропил?»

И, тем не менее, упоминая о пронёсшихся мимо годах, о том, что «мало пройдено дорог», но «много сделано ошибок», Есенин не жалеет обо всём этом. Трагедия, к которой, как он сам понимает, ведёт образ жизни хулигана, пока ещё может быть «разбавлена» и всплывающими светлыми образами любимого края («Эта улица мне знакома…»), и глубокими чувствами, на которые способен хулиган («Заметался пожар голубой…»). Возможно, благодаря этому поэт смиряется с тем, что «все мы, все мы в этом мире тленны» и пришли «процвесть и умереть» («Не жалею, не зову, не плачу»).

Примечательно, что и в этот период творчества Есенин остаётся верный поэтическим приёмам и мотивам, заявленным в самых ранних стихах. По-прежнему очень важен мотив природы, только теперь он больше проявляется косвенно, например, в метафорах. То, что связанно с человеком, поэт часто отождествляет с природой:


Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.


Русые волосы Есенин сравнивает с рожью, глаза с небесной синью, руки с лебедями, а стан девушки с берёзой. Эти образы - своего рода «визитная карточка» поэта.

В 1923 году поэт начинает работать над поэмой «Чёрной человек», к которой возвращается в 1925, незадолго до своей трагической смерти. В этой поэме отразились душевные терзания поэта, его личная трагедия. Осознавая бессмысленность прожитых годов, многих поступков, в числе которых бессчетное количество пустых скандалов, поэт всё же остаётся в настоящем, наедине с самим собой и желанием что-то сделать, изменить.

Накалённая обстановка в жизни поэта словно в зеркале отразилась в этом произведении.

К 1925 году, после недолгих просветлений и начала новой жизни, Есенин вновь возвращается к разгульному образу жизни. К тому же, у поэта были признаки душевного расстройства, два раза он даже ложился на курс лечения в клинику. 20 декабря 1925 года Есенин уезжает в Ленинград со всеми своими вещами. Знавшие его люди не сомневались, что поэт отправляется туда работать, но подобные мысли рухнули в ночь с 27 на 28 декабря. Есенин покончил жизнь самоубийством.

Сегодня существует множество версий опровергающих самоубийство Есенина - слишком уж много противоречивых фактов раскрылось в ходе расследования этого дела. Но всё же, принято считать, что поэт повесился на трубе парового отопления. О причинах тоже спорят уже более полувека. Кто-то считает, что поэт покончил с собой вследствие воздействия алкоголя и неуравновешенного состояния, кто-то писал, что его смерть - острая социальная драма, что после многих лет борьбы, поэт, оставаясь выходцем из крестьянской деревни, всё же не принял новой жизни города. Но к чему сейчас эти рассуждения? Важно огромное поэтическое наследие, оставленное Есениным, вклад, который поэт внёс не только в поэзию Серебряного века, но и в историю культуры страны!

Для меня Сергей Есенин остаётся самым ярким лучом отечественной поэзии XX века. Несмотря на многие противоречия, ноты бессилия и порой трагизма, встречающиеся в его стихах, все они, в том числе и поэма «Чёрный человек», и предсмертное стихотворение «До свидания, друг мой, до свидания» наполнены искренностью, говорят о том, что поэт до конца был откровенен и с самим собой, и с читателем. И откровенность эту нельзя недооценивать! Владимир Маяковский в 1926 году своё стихотворение Есенину завершает переделанными строками погибшего: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». В этой жизни и вечной юности, оставленной в стихах Сергея Есенина, и заключается, на мой взгляд, вся суть его творчества.

есенин поэт творчество


Список источников и литературы


1.Есенина. А.А. Это всё мне родное и близкое. «Молодая гвардия», 1960, №8

2.Есенин С.А. Сергей Есенин в стихах и жизни: Поэмы, 1912-1925. Проза, 1915-1925. М, 1995

.Есенин С.А. Стихотворения, поэмы. М, 1877

.Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М, 1979


  • 1895, 21 сентября (4 октября н. ст.). В селе Константинове Кузьминской волости (ныне Рыбниковский район Рязанской области), в семье крестьян Александра Никитича и Татьяны Федоровны (урожд. Титовой) Есениных родился сын Сергей. (его сестра Екатерина родилась в 1905 г., сестра Александра -- в 1911 г.) 1909 за отличную успеваемость по окончании Константиновского сельского училища награжден похвальным листом.
  • 1909--1912. Учеба в церковно-учительской второклассной школе в селе Спас-Клепики Рязанского уезда. В свидетельстве о ее окончании сказано, что Есенину присвоено «звание учителя школы грамоты».
  • 1912, июль. Переезд в Москву по вызову отца, который работал в мясной лавке Н.Крылова. Отец устроил сына на работу в конторе лавки с тем, чтобы тот смог позже поступить в учительский институт. Однако в конторе Есенин проработал всего одну неделю.
  • 1912, сентябрь--февраль. Работал продавцом в книжной лавке.
  • 1913, март. Поступил в типографию товарищества И. Д. Сытина. Сперва, работал экспедитором, потом в корректорской подчитчиком.
  • 2 сентября. Начал слушать лекции на вечернем историко-филологическом факультете Московского городского народного университета А. Л. Шанявского, где, по собственным словам, проучился полтора года.

Осень. Впервые читал свои стихи профессиональному литератору И. Белоусову, который нашел, что у Есенина «талант истинный».

Конец года. По воспоминанию приятеля Есенина Н. Сардановского, поэт читал стихотворение «Выткался на озере алый свет зари...» профессору университета Шанявского известному литературоведу П. Н. Сакулину и удостоился лестного для себя отзыва. Вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, корректором типографии Сытина.

1914, январь. В детском журнале «Мирок» № 1 под псевдонимом Аристон опубликовано стихотворение Есенина «Береза». Это первое печатное выступление поэта.

Середина мая. Уволился из типографии Сытина.

Август -- декабрь. Откликается на военные действия стихами «Молитва матери», «Сиротка », « Богатырский посвист », «По селу тропинкой кривенькой...» и другими, поэмами «Галки» (запрещена военной цензурой, ее текст не разыскан) и «Марфа Посадница».

Сентябрь. Поступил корректором в типографию торгового дома «Д. Чернышев и Н. Кобельков».

Декабрь. Уволился из типографии и с этих пор полностью отдается творческой деятельности.

  • 21 декабря. (1915, 3 января н. ст.) Родился сын Юрий. (В 1937 г. арестован и расстрелян чекистами. В 1956-м реабилитирован.)
  • 8 марта. Выехал из Москвы в Петроград.
  • 9 марта. Читал стихи Блоку, от которого получил рекомендательные письма к издательскому работнику, литератору М. Мурашеву и к поэту С. Городецкому.
  • 11 марта. Чтение стихов С. Городецкому, который вводит Есенина в литературный круг Петербурга.
  • 22 апреля. В журнале «Голос жизни» с предисловием Зинаиды Гиппиус напечатаны четыре стихотворения Есенина, которые сам поэт вместе со стихотворением «Зашумели над затоном тростники...», опубликованным с посвящением С. Городецкому в «Новом журнале для всех» (№ 4), в одном из автобиографических набросков назвал первой своей публикацией.

Конец апреля. В связи с царским указом о призыве на военную службу выехал в Рязань (к месту призыва).

20 мая. Из-за болезни глаз получил отсрочку от воинской службы и выехал в Константинове.

Май -- сентябрь. Жил в Константинове, писал стихи и повесть «Яр».

Конец сентября. Приехал в Москву.

Начало октября. Прибыл в Петроград, впервые встретился с Н. Клюевым.

Середина октября. Вошел в группу крестьянских поэтов «Краса», которая прекратила свою деятельность в первой половине ноября 1915 г. Впрочем, Есенин принял участие и в организационном заседании общества «Страда», которое состоялось на квартире у С.Городецкого. В декабре «Страда» организовала вечер поэзии Есенина и Клюева.

  • 16 октября. Передал. М. В. Аверьянову право издания книги стихов «Радуница».
  • 1916, 4 января. При материальной поддержке полковника Д. Н. Ломана Есенин и Клюев прибыли в Москву для творческих выступлений (в том числе и перед придворными кругами).
  • 16 января. Начальник Царскосельского полевого военно-санитарного поезда N 143 полковник Д. Н. Ломан ходатайствует перед мобилизационным отделом Главного управления Генерального штаба о зачислении Есенина в состав санитарной команды поезда.
  • 30 января. Цензурное разрешение на выпуск первой книги поэта «Радуница».
  • 5 апреля. Призван на воинскую службу и зачислен к Д. Н. Ломану в военно-санитарный поезд.
  • 20 апреля. Прибыл для прохождения военной службы в поезд.
  • 27 апреля -- 13 июня. Совершил две поездки с поездом к линии фронта.
  • 22 июля. Читал стихи на концерте для раненых в лазарете в присутствии императрицы и ее дочерей. По ходатайству Д. Н. Ломана, за участие в концерте императрица пожаловала Есенину золотые часы, которые поэт, однако, не получил.

Август. В связи с несвоевременным возвращением из увольнения получил дисциплинарное взыскание (арест) на 20 суток.

  • 1917, 27 февраля. Свержение самодержавия в России.
  • 17 марта. Откомандирован из санитарного поезда в распоряжение Воинской комиссии при Государственной думе.

Март. Знакомство с Зинаидой Николаевной Райх.

  • 30 июля. Венчание с 3.Н. Райх в Кирико-Иулиттовской церкви в предместье Вологды.
  • 25 октября. Большевистский переворот; свержение Временного правительства во главе с А. Ф. Керенским.
  • 1918, январь. Написана поэма «Инония».
  • 25 февраля. Вышла книга «Красный звон» -- коллективный сборник произведений С.Есенина, Н.Клюева, П.Орешина и А.Ширяевца. Есенин поместил в нем под названием «Стихослов » цикл из пяти поэм (« Марфа Посадница», «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь»).

Конец февраля -- начало марта. В издательстве «Сегодня» отдельной книжкой выходит стихотворение Есенина «Исус-Младенец».

Конец апреля. Выехал из Петрограда на постоянное местожительство в Москву.

Вторая половина мая. В эсеровском издательстве «Революционный социализм» вышел сборник стихов «Голубень».

Вторая половина сентября. Организует издательство "Московская Трудовая Артель Художников Слова" (МТАХС), в котором становится заведующим (члены правления -- А. Белый, С. Клычков, П. Орешин, Л. Новицкий). Это издательство выпустило до конца года книги Есенина «Преображение», «Сельский часослов», а также второе, переработанное издание «Радуницы».

  • 3 ноября. На открытии памятника А. Кольцову в Москве читал стихотворение «О Русь, взмахни крылами...».
  • 1919, 30 января. Совместно с поэтами А. Мариенгофом, Р. Ивневым, В. Шершеневичем и с художниками Б. Эрдманом и Г. Якуловым опубликовал в Воронеже «Декларацию» имажинистов (10 февраля она была перепечатана в Москве).

До 10 февраля. Выступил одним из организаторов кооперативного издательства «Имажинисты».

Февраль. Написана поэма «Пантократор».

Сентябрь. Написана поэма «Кобыльи корабли».

Декабрь. Отдельным Изданием вышла статья Есенина «Ключи Марии».

1920, январь. Второе издание сборника «Голубень» и первый выпуск коллективного сборника «Конница бурь» с поэмой «Небесный барабанщик» вышли в издательстве МТАХС.

Февраль. Издательство «Имажинисты» выпустило сборник С. Есенина, А. Мариенгофа и В. Шершеневича «Плавильня слов».

3 февраля. Родился сын Есенина Константин, будущий спортивный журналист. (Умер в 1986 г.)

Середина апреля. В Харькове, где в это время находился Есенин, который вместе с В. Хлебниковым и А. Мариенгофом выступил в городском театре с чтением стихов, вышел коллективный сборник «Харчевня зорь» с поэмой «Кобыльи корабли».

Май. Вышел второй сборник имажинистов «Конница бурь» с поэмой Есенина «Пантократор» и со стихами «Теперь любовь моя не та...» (посвящены Н. Клюеву), «Хорошо под осеннюю свежесть...», «Я покинул родимый дом...».

  • 14 июня. В кафе имажинистов «Стойло Пегаса» (Тверская, 37) читал стихи на «Вечере лирики имажинистов».
  • 15 июня. Индивидуальный поэтический вечер Есенина в «Стойле Пегаса». Июнь Вышел сборник «Трерядница» (издательство «Злак»)

Начало июля -- середина сентября. Вместе с А. Мариенгофом ездил по югу России и по Кавказу. Побывал в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Кисловодске, Пятигорске, Баку, Тифлисе.

Август. В поезде на пути из Кисловодска в Баку написана поэма «Сорокоуст».

Октябрь -- ноябрь. В Берлине в издательстве «Скифы» выпущены книга Есенина «Триптих» (поэмы «Пришествие», «Преображение») и коллективный сборник «Россия и Инония» с поэмами Есенина «Инония» и «Товарищ».

Ноябрь. Написана «Исповедь хулигана». Вышло второе издание сборника «Преображение».

Декабрь. Начата работа над драматической поэмой «Пугачев». Издательство «Имажинисты» выпустило третье издание книги «Радуница», а также коллективный сборник «Имажинисты» с поэмой Есенина «Сорокоуст».

Январь. Издательство «Имажинисты» выпустило коллективный сборник «Золотой кипяток» с поэмой «Исповедь хулигана».

Февраль. Это же издательство выпустило второе издание сборника «Трерядница» и коллективный сборник С. Есенина и А. Кусикова «Звездный бык» с «Песнью о хлебе».

  • 14 апреля. В «Известиях» письмо наркома просвещения А. В. Луначарского с критикой сборника «Золотой кипяток» и других книг, выпущенных в 1921 г. издательством «Имажинисты».
  • 16 апреля. Есенин уезжает в Туркестан.

Май. Приезд в Ташкент. Впервые после шестилетнего заочного знакомства (по переписке) встретился с поэтом А. Ширяевцем.

Конец мая. Чтение «Пугачева» на ташкентской квартире литератора и издательского работника В. И. Вольпина.

  • 1 июля, 6 августа. Публичные чтения «Пугачева», которого продолжает отделывать и заканчивает в августе.
  • 3 октября. В студии художника Г. Якулова знакомится с американской танцовщицей Айседорой Дункан.
  • 5 октября. Орловским судом расторгнут брак Есенина с 3. Н. Райх.

Ноябрь. Сближается с А. Дункан.

Декабрь. Отдельным изданием в издательстве «Имажинисты» выходит драматическая поэма. «Пугачев».

  • 1922, февраль. Вместе с А. Дункан был несколько дней в Петрограде. На деньги друга Есенина А. Сахарова в издательстве «Эльзевир» вышло второе издание «Пугачева».
  • 17 марта. Официальное обращение к наркому просвещения Луначарскому с просьбой ходатайствовать перед Наркоматом иностранных дел о разрешении Есенину поездки в Берлин.
  • 3 апреля. Получено разрешение на поездку в Берлин сроком на три месяца.
  • 2 мая. Официально зарегистрирован брак Есенина с Айседорой Дункан.
  • 10 мая. Вылетел в Кенигсберг, откуда поездом выехал в Берлин.
  • 11 мая. Прибыл в Берлин. В этот же день побывал в редакции газеты «Накануне».

Лето. Был в Дюссельдорфе, откуда выехал в Бельгию, потом -- в Париж, потом -- в Италию, потом -- снова в Париж, где жил с А. Дункан около месяца.

Июль -- август. Берлинское «Русское универсальное издательство» выпустило отдельной книгой «Пугачева». Август в четвертом номере франко-бельгийского журнала «Le Bisque vert» напечатана статья поэта Ф. Элленса «Великий русский современный поэт: Сергей Есенин» и поэма «Кобыльи корабли» (перевели на французский Ф. Элленс и М. Милославская).

Конец сентября -- начало октября. В Москве в Госиздате вышло «Избранное» Есенина, за границей -- есенинская книга «Confession d"un Voyou» («Исповедь хулигана» в переводе на французский Ф. Элленса и М. Милославской; вступительная статья Ф. Элленса).

  • 1 октября. На пароходе «Paris» вместе с А. Дункан прибыл в США (в то время они назывались Северо-Американскими Соединенными Штатами -- САСШ). Однако представители иммиграционного ведомства запретили Есенину и Дункан сойти на берег, сославшись на имеющиеся у властей сведения, что супруги прибыли в Штаты, чтобы вести коммунистическую пропаганду. Есенин и Дункан с негодованием отвергли это обвинение.
  • 2 октября. Президент Соединенных Штатов распорядился впустить Есенина и Дункан в страну.

Октябрь -- ноябрь. Ездил с Дункан по американским городам, где она выступала. Побывал в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне, Луисвилле, Канзас-Сити, Мемфисе, Детройте, Балтиморе,. Филадельфии, Кливленде, Индианополе, Милуоки и др.

Ноябрь. Берлинское издательство 3. И. Гржебина выпустило первый том (он оказался единственным) есенинского «Собрания стихов и поэм».

В течение года. Начал работать над поэмами «Черный человек» и «Страна негодяев».

  • 1923, 4 февраля. Отбыл вместе с А. Дункан на пароходе во Францию.
  • 11 февраля. Приезд в Париж.
  • 15--16 февраля. Переезд в Берлин.

Конец марта. Передал издателю (инженеру И. Т. Благову) сборник «Стихи скандалиста».

  • 10 апреля. Вернулся в Париж.
  • 13 мая. Вечер поэзии Есенина в парижском театре Р. Дункана, брата А. Дункан. Между поэтом и танцовщицей возникают конфликты, в конечном счете приведшие их к отчуждению друг от друга.

До 10 июня. В Берлине издан сборник «Стихи скандалиста». Главлит запретил его к ввозу в Советскую Россию.

Весна--лето. Готовил для издания в Париже сборник «Москва кабацкая». В Париже издание не состоялось.

Август. Познакомился с актрисой Московского Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской, которой посвятил цикл стихотворений «Любовь хулигана».

Сентябрь. Расстался с А. Дункан и вступил в гражданский брак с Галиной Артуровной Бениславской.

  • 17 декабря. Помещен для лечения в профилакторий имени Шумской (для нервнобольных).
  • 1924, февраль -- март. Продолжал лечение в Шереметьевской (ныне Институт имени Склифософского) и Кремлевской больницах. Вел переговоры об издании «Москвы кабацкой».
  • 7 апреля. Порывает с имажинистами. Пишет письмо об отказе сотрудничать в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном».
  • 12 мая. У поэтессы и переводчицы Надежды Давидовны Вольпин от Есенина родился сын Александр, которого Есенин не видел и не признал. (Впоследствии Александр Сергеевич Есенин-Вольпин сам стал поэтом, игравшим заметную роль в диссидентском движении в России 1960--1970-х гг. В настоящее время проживает в Соединенных Штатах Америки.)
  • 17 мая. Похороны поэта Александра Ширяевца на Ваганьковском кладбище в Москве. Есенин участвовал в гражданской панихиде и в поминальном вечере. Стихотворение «Мы теперь уходим понемногу...» поначалу было опубликовано в журнале «Красная новь» (1924. № 4) под заглавием «Памяти Ширяевца».

Июнь--июль. Жил в Ленинграде. Написал стихотворения «Сукин сын», «Русь советская» и поэму «Песнь о великом походе».

Июль. В Ленинграде вышла «Москва кабацкая».

  • 1 августа. Возвращение в Москву.
  • 2--6 августа. Написана «Поэма о 36».
  • 31 августа. «Правда»: «Письмо в редакцию. Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения, что группа «имажинисты» в доселе известном составе объявляется нами распущенной. Сергей Есенин. Иван Грузинов».
  • 3 сентября. Выехал на Кавказ, где находился до конца февраля 1925 г. Жил в Тифлисе, Баку, Батуми. Написал там много известнейших стихотворений и поэм. Таких, к примеру, как «Баллада о двадцати шести», «Стансы», «Русь уходящая», «Русь бесприютная», «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Ответ». Начал работу над циклом «Персидские мотивы» и над поэмой «Анна Снегина».
  • 1925, до 20 января. В.Тифлисе вышла книга «Страна советская», куда вошли почти все стихи Есенина, написанные на Кавказе.
  • 1 марта. Возвратился в Москву.

Март. Знакомство с внучкой Л. Толстого Софьей Андреевной.

Конец марта. Переезд в Баку.

Март -- апрель. Отдельным изданием вышла поэма «Песнь о великом походе».

Первая половина мая. Лежал в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз: туберкулез).

Май. С посвящением Петру Ивановичу Чагину в издательстве «Современная Россия» вышла книга «Персидские мотивы».

Начало июня. Вышла книга «Березовый ситец».

30 июня. Подписал с Госиздатом договор на издание «Собрания стихотворений» в трех томах (10 000 строк по высшей ставке -- 1 рубль за строку).

Июль. Приезжал в Константинове. Написал стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...», « Каждый труд благослови, удача...», «Видно, так заведено навеки...».

25 июля. Вместе с С.А. Толстой выехал в Баку. Поселился на даче П. И. Чагина в Мардакянах.

Август. Написано несколько стихотворений цикла «Персидские мотивы», а также «Жизнь-- обман с чарующей тоскою...», «Гори, звезда моя, не падай...».

  • 7 сентября. Возвращение в Москву.
  • 13 сентября. Написаны стихотворения «Я красивых таких не видел...», «Ах, как много на свете кошек...», «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «В этом мире я только прохожий...», посвященные младшей сестре Есенина Шуре.
  • 18 сентября. Официально зарегистрирован в Хамовническом загсе брак с С.А. Толстой.

Сентябрь -- октябрь. Работал над подготовкой к набору рукописи «Собрания стихотворений» для Госиздата.

  • 12--14 ноября. Записал и сдал в печать поэму «Черный человек».
  • 26 ноября. Лег в клинику 1-го Московского государственного университета. «Видишь ли, нужно лечить нервы...»-- из письма Есенина П.И.Чагину. В больнице написаны «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...», «Ты меня не любишь, не жалеешь...».
  • 21 декабря. Покинул клинику. Перед этим из больницы дал телеграмму своему приятелю Вольфу Иосифовичу Эрлиху с просьбой найти ему две-три комнаты в Ленинграде для постоянной жизни в этом городе. Просил С. А. Толстую перевести на себя московскую комнату: «Ведь я уезжаю и потому нецелесообразно платить лишние деньги...» По выходе из клиники написал заявление в Госиздат с просьбой аннулировать все его прежние доверенности и гонорар выдавать только ему. Снял со сберкнижки все деньги, чтобы увезти их в Ленинград.
  • 23 декабря. Просил Госиздат выслать гранки его собрания сочинений в Ленинград, куда выехал из Москвы вечерним поездом.
  • 24--27 декабря. В Ленинграде остановился в гостинице «Англетер». Встречался со многими тамошними литераторами.
  • 27 декабря. Вырвал из блокнота листок с записанным на нем стихотворением и отдал его В. Эрлиху. Просил, чтобы тот прочел его не при нем. Эрлих прочитал стихотворение 28 декабря. Это было -- «До свиданья, друг мой, до свиданья...».
  • 28 декабря. Повесился в гостиничном номере (согласно официальной версии).
  • 30 декабря. Тело Есенина привезено в Москву. Гроб установлен в Доме печати. На фасаде дома прикрепили полотнище с надписью: «Тело великого национального поэта Сергея Есенина покоится здесь». Прощание с поэтом не прекращалось и ночью.
  • 31 декабря. Прежде чем похоронить Есенина на Ваганьковском кладбище, его гроб на руках обнесли вокруг памятника Пушкину на Тверском бульваре...

Основные даты жизни и творчества С. А. Есенина

1895, 21 сентября (3 октября по новому стилю) - В селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин.

1904, сентябрь - Поступил в Константиновское земское четырехгодичное училище. Написал первые стихотворения.

1909, май - С похвальным листом окончил Константиновское земское училище.

Сентябрь - Поступил во второклассную церковно-учительскую Спас-Клепиковскую школу.

1912, март-апрель - Написал поэму «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, цвете Троеручице, о черном идолище и Спасе нашем Иисусе Христе».

Май - Окончил второклассную Спас-Клепиковскую школу. Получил свидетельство о присвоении звания учителя школы грамоты. Подготовил книгу стихов «Больные думы».

Июль - Выехал из села Константинова в Москву.

Осень - Вступил в члены-соревнователи Суриковского литературно-музыкального кружка.

1913, март - Поступил на работу в типографию товарищества И. Д. Сытина (в экспедицию, затем в корректорскую).

Работал над созданием поэмы «Тоска» и драматической поэмы «Пророк» (тексты неизвестны).

Сентябрь - Начал заниматься на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.

Осень - Вступил в гражданский брак с А. Р. Изрядновой.

1914, январь - В журнале «Мирок» опубликовано стихотворение «Береза» (под псевдонимом «Аристон») – первая ныне известная публикация стихов Есенина.

Сентябрь - Создана поэма «Марфа Посадница». Написал поэму «Галки» (текст неизвестен).

28 марта - На вечере поэтов в Зале армии и флота познакомился с Рюриком Ивневым, Владимиром Чернявским, Константином Ляндау, Михаилом Струве.

Март-апрель - Создание литературной группы «Краса». Знакомство с Леонидом Каннегисером.

Август - В журнале «Северные записки» (№ 7–8) опубликована поэма «Русь».

Октябрь - Знакомство с Клюевым.

Осень - Знакомство с Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Иеронимом Ясинским, Ивановым-Разумником.

Декабрь - Знакомство с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой.

Январь - Вышла в свет книга стихов «Радуница».

Февраль - Работа над пьесой «Крестьянский пир» (текст неизвестен).

Февраль – май - В журнале «Северные записки» опубликована повесть «Яр».

Апрель-май - Два выезда к линии фронта санитаром поезда.

22 июля - Читал стихи на встрече с императрицей и членами царской фамилии, организованной полковником Д. Н. Ломаном.

Лето - Знакомство с Алексеем Ганиным.

Октябрь - Отказался от предложения штаб-офицера для особых поручений при дворцовом коменданте полковника Д. Н. Ломана написать (совместно с Клюевым) книгу стихов – «запечатлеть» в ней «Феодоровский собор, лик царя и аромат храмины государевой». Отсидел 20 дней под арестом.

1917, февраль - Знакомство с Андреем Белым на квартире Иванова-Разумника в Царском Селе.

Март - Получив направление в школу прапорщиков, дезертировал из армии Керенского.

Знакомство с Алексеем Толстым.

Октябрь - Написана поэма «Пришествие».

Ноябрь - Создана поэма «Преображение».

1918, январь-февраль - Участвует в заседаниях редакции журнала «Наш путь».

Январь - Написал поэму «Инония».

23 февраля - В ответ на призыв Совнаркома «Социалистическое Отечество в опасности!» записался в эсеровскую боевую дружину.

Май - Вышла книга стихов «Голубень».

Осень - Знакомство с Анатолием Мариенгофом.

Сентябрь - При непосредственном участии Есенина организовано издательство «Московская трудовая артель художников слова».

Сентябрь-октябрь - Написана книга «Ключи Марии».

Октябрь-ноябрь - Издан сборник «Преображение».

7 ноября - Открытие на Красной площади мемориальной доски «Павшим за мир и братство народов». При открытии исполнялась «Кантата» Шведова на слова Есенина, Клычкова и Герасимова.

Декабрь - Вышла в свет книга «Сельский часослов».

1919, февраль - Совместно с Мариенгофом и Шершеневичем создал кооперативное издательство «Имажинисты».

Сентябрь - Написал поэму «Кобыльи корабли».

Октябрь-ноябрь - Открытие книжного магазина Московской трудовой артели художников слова.

Декабрь - Издана книга «Ключи Марии».

Май-июнь - Вышел сборник «Трерядница».

Июль-август - Поездка с чтением стихов по маршруту Ростов-на-Дону – Кисловодск – Пятигорск – Баку – Тифлис.

14 октября - Арестован агентами ВЧК вместе с Александром и Рубеном Кусиковыми по анонимному доносу.

4 ноября - Выступал на литературном вечере «Суд над имажинистами». Знакомство с Галиной Бениславской.

6 декабря - Читал стихи в Большом зале консерватории на вечере «Россия в грозе и буре». В течение года Госиздатом были отклонены сборники Есенина «Звездное стойло», «Телец», «О земле русской, о чудесном госте».

Декабрь - В берлинском издательстве «Скифы» вышла книга «Триптих».

1921, январь - Вышел в свет сборник «Исповедь хулигана».

Май - Встреча в Ташкенте с Александром Ширяевцем.

Осень - Знакомство с Айседорой Дункан.

5 октября - Народный суд города Орла вынес решение о расторжении брака Есенина с Райх.

Декабрь - Вышла в свет отдельным изданием драматическая поэма «Пугачев».

Июнь - Вторичная регистрация брака с Дункан.

Август - Путешествие по Италии.

Сентябрь - В Париже вышла в свет на французском языке книга «Исповедь хулигана».

Октябрь - В Москве вышло в свет «Избранное».

Октябрь-декабрь - Поездка по городам Америки. Работа над поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек».

Ноябрь - В Берлине в издательстве 3. Н. Гржебина выпущен первый том «Собрания стихов и поэм».

1923, январь - Чтение стихов и скандал на литературном вечере у Мани-Лейба (М. Л. Брагинского).

Февраль - Отплытие во Францию.

Июнь - В Берлине вышла в свет книга «Стихи скандалиста».

Август - Встреча в Кремле с Л. Д. Троцким. Переговоры об издании альманаха крестьянских писателей.

Август-сентябрь - Публикация в «Известиях» статьи «Железный Миргород».

Осень - Знакомство с А. К. Воронским, Иваном Приблудным.

20 ноября - Арест Есенина, Клычкова, Орешина и Ганина с предъявлением им обвинения в «антисемитизме».

10 декабря - Товарищеский суд вынес постановление, что поэты имеют право продолжать литературную работу.

1924, январь – апрель - В течение четырех месяцев на поэта было заведено четыре уголовных дела по статьям 88, 176, 219, 157 Уголовного кодекса.

Март - Переведен в Кремлевскую больницу.

9 мая - Заседание в Отделе печати ЦК РКП(б), на котором было оглашено коллективное письмо, подписанное группой писателей, в том числе и Есениным.

Июнь - Последние встречи в Ленинграде с Ивановым-Разумником и Анной Ахматовой.

4 августа - Избран членом правления общества литераторов и художников «Современная Россия».

Август - Написал «Поэму о 36».

1925, январь - Написал поэму «Анна Снегина».

Апрель - Вышла в свет отдельным изданием поэма «Песнь о великом походе».

Май - Издан сборник «О России и революции».

Июнь - Вышла в свет книга «Березовый ситец».

30 июня - Подписал договор с Госиздатом об издании собрания стихотворений в трех томах.

Июнь - Изданы сборники «Персидские мотивы» и «Избранные стихи».

Осень - Составил проект первого номера журнала «Поляне» и наметил состав его авторов.

12–13 ноября - Закончил поэму «Черный человек». В течение года работал над поэмой «Пармен Крямин» и повестью «Когда я был мальчишкой…» (тексты неизвестны).

27–28 декабря - Гибель Есенина в № 5 гостиницы. Точная дата и точное время смерти не установлены.

Из книги Бортнянский автора Ковалев Константин

Основные даты жизни и творчества Д.С. Бортнянского 1751 - Родился в городе Глухове.1758 - Семилетним певчим отправлен в Санкт-Петербург в Придворную певческую капеллу.1764 - Исполняет главную мужскую партию Адмета в опере Г. Раупаха «Альцеста».1766-1768 - Работает при дворе

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Аркадий Райкин автора Уварова Елизавета Дмитриевна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. И. РАЙКИНА 1911, 11 (24) октября - в Риге в семье портового бракера строительного леса Исаака Давидовича Райкина и его жены Елизаветы Борисовны родился первенец, сын Аркадий.1914 - родилась сестра Софья.1916 - родилась сестра Белла.1917, лето -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Верещагин автора Кудря Аркадий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. В. ВЕРЕЩАГИНА 1842, 14 (26) октября - рождение в Череповце Новгородской губернии в семье уездного предводителя дворянства Василия Васильевича Верещагина сына Василия.1850, конец декабря - поступление в Александровский кадетский корпус в

Из книги Таиров автора Левитин Михаил Захарович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Я. ТАИРОВА 1885, 24 июня (7 июля) - родился в городе Ромны Полтавской губернии в семье учителя Якова Рувимовича Коренблита и его жены Мины Моисеевны.1903 - женитьба на Ольге Розенфельд.1904 - заканчивает гимназию в Киеве и поступает на

Из книги Суриков автора Гор Геннадий Самойлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В. И. СУРИКОВА 1848- 12 января родился в гор. Красноярске.1856 - Поступление в приходское училище в Красноярске.1861 - Окончание приходского училища с похвальным листом.1868 - Отъезд в Петербург для поступления в Академию.1869 - Февраль. Приезд в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Реферат

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И СВОЕОБРАЗИЕ МАСТЕРСТВА С. ЕСЕНИНА


План

Введение

1 Певец России

2 Космос Сергея Есенина

3 Русское зарубежье о Сергее Есенине

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Жизнь Сергея Есенина – это трагическая судьба выдающегося представителя русского крестьянства, разделившего судьбу своего народа. В его жизни и творчестве, как в зеркале, отразились надежды, воодушевление, опасения, протест, через которые прошло русское крестьянство после октября 1917 года.

Л.В. Занковская, опираясь на метод историзма, предлагает свою периодизацию жизни и творчества поэта, связав ее с ключевыми поворотами в судьбе российского крестьянства. Она выделяет восемь периодов творческой жизни поэта.

1 период (июль 1912 г. – октябрь 1917 г.) – дореволюционный этап жизни и творчества поэта. Период под условным названием «Мой край, задумчивый и нежный» является чрезвычайно важным для поэтического дарования Есенина. В этот период он формируется как выдающийся лирик и получает признание у интеллектуальной элиты России как новая восходящая звезда русской литературы.

2 период (октябрь 1917 г. – июль 1918 г.) «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир». Есенин переживает поэтический взлет, мечтая о счастливом будущем России.

3 период (июль 1918 г. – ноябрь 1918 г.). Его лейтмотивом могут служить строки: «С того и мучаюсь, что не пойму – куда несет нас рок событий». Это время начала гражданской войны.

4 период (ноябрь 1918 г. – конец 1920 г.) «Мне только осталось озорничать и хулиганить…» Однако форма протеста была с самого начала слишком тесна и искусственна для талантливого поэта. В его стихах за внешним озорством звучат переживания, боль и отчаяние за происходящие в стране перемены.

5 период (начало 1921 г. – май 1922 г.) «И свистят по всей стране, как осень, шарлатан, убийца и злодей» назван строками из есенинского стихотворения «Хлеб», написанного в предчувствии надвигающегося голода в самых хлебородных губерниях России.

6 период (май 1922 г. – август 1923 г.) охватывает 15-месячное пребывание Есенина за границей со своей женой, знаменитой танцовщицей А.Дункан. Поэт в надежде увидеть иную жизнь объездил всю Европу и Северную Америку, познакомив со своим творчеством ценителей поэзии многих стран.

7 период (август 1923 г. – ноябрь 1923 г.) «Я вернулся не тем, чем был…» Ключевым моментом была встреча Есенина с могущественным наркомом по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета Л.Троцким – главным претендентом на место Ленина в партии. Помимо своей воли поэт был втянут в жестокую конфронтацию между Л.Троцким и «старой гвардией».

8-й период (ноябрь 1923 г. – декабрь 1925 г.) «Казненный дегенератами». Название этому периоду дала статья Б.Лавренева, опубликованная после смерти поэта и обвиняющая окружение поэта в его гибели. Есенин создает цикл «Персидские мотивы», поэмы «Анна Снегина», «Песнь о великом походе», «Черный человек», множество прекрасных стихов. В то же время это самый тяжелый и трагический период жизни поэта: против него совершено множество провокаций, сфабриковано семь уголовных дел, его травят, унижают, он переживает множество обид.

Сергею Есенину посвящены сотни книг. Цель представленной работы рассмотреть следующие аспекты творчества самобытного автора:

1.Особенности стихов, посвященных России.

2.Рассмотреть отношение писателей-эмигрантов к поэзии С.Есенина.

3.Изучить взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве поэта.


1 Певец России

Срединная неоглядная Русь, «равнина дорогая», седой туман, стелющийся по стерне, оклик журавлиный в лиловом осеннем небе, долго пламенеющие гроздья рябины на опушках. Да еще россыпь изб вдоль бесконечной, теряющейся в просторе дороги, редкие огоньки, теплящиеся у самой земли. Дорогу в родное Константиново, в Спас-Клепики, где прошли годы ученичества, эти рязанские раздолья Есенин чаще всего, пожалуй, изображал при особом освещении, когда предметы словно утрачивают тяжесть, плотность, неподвижность. Это свет, при котором именно «луна золотою порошею осыпала даль деревень». Резок этот «свет луны таинственный и длинный», при нем «плачут вербы, шепчут тополя» и даже сам ветер кажется серебряным…

Пятнадцатилетний Есенин, выводя строки одного из своих первых стихотворений, поражающие удивительной мелодичностью, полнотой чувства, был сам целиком во власти природы, ее далей, ее небесного свода; границ между листвой безглагольной и цветами он не знал. История поэзии, вероятно, не знала более органической взаимосвязи песни поэта и самых глубинных «мелодий» жизни, природы, чем внешне безыскусственное стихотворение:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,

Только мне не плачется – на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

Сядем в копны свежие под соседний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

Хмельному от радости пересуду нет…

Мелодия живет в этих строчках, как солнечный свет, как сок в листве дерева, как течение в равнинной реке! Это тростник, поющий без прикосновения губ…

Особо следует выделить из первой части «Радуницы» стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «В хате» и «Черная, потом пропахшая выть!..». Все три произведения, написанные в 1914 году, в отличие от других стихотворений «Радуницы» - первой книги поэта, впоследствии не подвергались авторским правкам. Здесь центральная тема – тема родины, России, и именно ей теперь признается автор в своем большом чувстве.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» внимание автора сосредоточено на избяной России, которую он типизирует в метафоре – «хаты – в ризах образа…» Благодаря эмоциональной силе, заложенной в каждом слове, поэту удается создать картину необыкновенной красоты:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

От признания в любви к родине автор переходит к душевному состоянию своего героя. Он сравнивает себя с «захожим богомольцем», который увидел эту красоту будто бы в первый раз и поразился ею. Не случайно все рифмы второй строфы поэт заполнил зачаровывающим, любвеобильным звуком «л»: «богомолец – околиц», «поля – тополя».

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

В стихотворении «В хате» поэт сосредоточивает внимание на любви к своей малой родине. Тут главной для поэта становится тема родного очага.

Есенину удалось, основываясь на архаичной фольклорной поэтике, создать поэтическую систему, достаточно емкую и гибкую для передачи сложнейшей духовной жизни «настоящего, а не сводного сына» ХХ века, ни в лексике, ни в синтаксисе, ни в интонационном строе которой, за исключением самых ранних опытов, не было ничего специфически «пастушеского»; хотя, как мы уже видели, многое в этой вполне современной, отмеченной всеми «особыми метами» ХХ века поэзии объясняется если и не прямо крестьянским происхождением ее автора, то сознательной ориентацией Есенина на народное искусство, и не только словесное. Более того, Есенин считал, что его поэтический долг – разбудить в своих соотечественниках «чувство родины во всем широком смысле этого слова», убедив их, что нищую, серую, убогую Россию можно любить не только лермонтовской «странною любовью» и для этого надо «возвращать в общество того, что есть истинно прекрасного и что изгнано из него нынешней бессмысленной жизнью». Последняя фраза кажется цитатой из есенинских «Ключей Марии», но это Гоголь, которого Есенин считал не только самым великим русским поэтом (Гоголя Есенин постоянно цитировал, на Гоголя ссылался, Гоголя читал наизусть), но и своим духовным отцом, по завещанию которого он, Есенин, и получил в наследство его «дитя» - «русскую Россию», «не ту, которую показывают нам грубо какие-нибудь квасные патриоты, и не ту, которую вызывают к нам из-за моря очужеземившиеся русские, но ту, которую (истинно русский поэт. – А. М.)… извлечет… из нас же и покажет таким образом, что все до единого, каких бы ни были они различных мыслей, образов воспитанья и мнений, скажут в один голос: «Это наша Россия; нам в ней приютно и тепло, и мы теперь действительно у себя дома, под своей родной крышей, а не на чужбине». Отсюда и его заносчивый, ребяческий максимализм: Блок, с его голландским романтизмом, - «по недоразумению русский», Маяковский – «американец», да что Маяковский, если сам смиренный Миколай, сам монарший Клюев – по Есенину – «Уайльд в лаптях», Бердслей – «рисовальщик словесной мертвенности», уже не говоря о питерских литераторах, которые, в представлении Есенина, сплошь «романцы» и «западники».

Любимая Россия, и что перед нею личные обиды и страдания, ошибки и срывы! И если можно найти исцеление – то только в ней, только с нею. «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь». И вот он, выстраданный, как вздох облегчения, вывод:

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

2 Космос Сергея Есенина

Мир Сергея Есенина существует в первозданном значении этого слова, противостоящем обычному понятию «космос». В космосе человек и вселенная существуют отдельно. Мир – это единство человека и космоса. Поэт с детства проникся той народной космологией, которая приоткрыла нам свои тайны в «Ключах Марии».

«Человек есть ни больше, ни меньше, как чаша космических обособленностей» и наступит время, возвещает поэт, когда «опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба».

Есенин деревня.ppt

Есенин деревня.ppt



образ Родины.ppt

образ Родины.ppt


klen.ppt

Тема родины в поэзии С. Есенина и А. Блока

Первая книга стихов Есенина «Радуница» появилась в 1916 году, когда Блок уже был широко известным поэтом. Примерно в это же время состоялась встреча Есенина и Блока, о которой Блок оставил подробную запись в дневнике. Ему запомнилась история о налимах, которую рассказал Есенин. Налимы, видя просвечивающую сквозь лед луну, присасываются ко льду, чтобы прососать его насквозь и "выплеснуться до луны". Это показалось Блоку аллегорией творческого метода Есенина . Он записал в дневнике: Образы творчества: схватить, прокусить. Говоря о стихах Блока, Есенин отмечал в них "голландский романтизм". Он имел в виду рассказ Блока о поединке двух борцов. Первый из них был "отвратительный русский тяжеловес", а второй – голландец, чья мускульная система была "совершенным механизмом".Казалось бы, что общего может быть у этих двух поэтов? Достаточно сравнить стихотворение Блока "Русь" с "Русью" Есенина, и общность станет очевидной. "Русь" Блока написана в 1906 году, а " Русь" Есенина – в 1914-м, уже во время войны. Но как похожа образная система этих стихотворений.

Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...

Это пишет Блок.
А у Есенина читаем: "Залучала нас сила нечистая... Что ни прорубь – везде колдуны".Но есть и различие. Блок ограничивается тем, что дает картину Руси, изображая волшебный, дремучий мир. А Есенин в своем стихотворении говорит о тяготах народной жизни, вспоминает мужиков, которые оказались на фронтах далекой войны. В последней главке есенинской "Руси" происходит отождествление лирического героя стихотворения со своим народом, своей страной.

Сергей Есенин и Александр Блок – два великих лирика начала века. Оба они принимали активное участие в литературной борьбе своего времени, примыкали к различным направлениям в искусстве. Тогда эта разница могла показаться существенной, но сегодня мы видим, насколько Блок и Есенин возвышаются над любыми литературными течениями. Мы вспоминаем не символиста Блока и имажиниста Есенина, а символизм и имажинизм как этапы пути этих поэтов. Время сблизило Блока и Есенина, и стало заметным то общее, что было в их творчестве. А самой важной общей чертой у них была любовь к своей стране .